Потребности первобытного человека. Основные концепции человека и человеческих потребностей в истории общественной мысли (стр. 1 из 3)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1. Цель, задачи, предмет дисциплины «Человек и его потребности». Потребности первобытного человека


1. Цель, задачи, предмет дисциплины «Человек и его потребности».

Цель курса «Человек и его потребности» - сформировать систему знаний о человеке и его потребностях, средствах и способах формирования новых потребностей, методах удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества.

Задачи:

- Изучение мировоззрения, составляющего глубинную основу деятельности общества и индивидуального поведения потребителя.

- Анализ процесса формирования человека в ходе истории.

- Изучение взаимосвязи биологического и социального начал в человеке, определение их влияния на развитие потребностей.

- Анализ возникновения, управления, изменения потребностей.

- Изучение основ сервиса как инструмента удовлетворения человеческих потребностей.

- Анализ процесса принятия решения потребителем о покупке.

Предмет науки «Человек и его потребности» включает:

- объективные законы и закономерности философско-психологического понимания человеком смысла своего существования и вытекающих из этого потребностей;

- изучение возможности использования этих законов в практической деятельности при анализе поведения потребителей на разных стадиях принятия решения о покупке товаров;

- разработку и совершенствование современных концепций, методов и подходов в управлении поведением потребителей на рынке товаров и услуг.

Содержание предмета «Человек и его потребности» - это анализ теории потребностей; изучение подходов к проблеме человека и его потребностей, возникших в истории цивилизации; изложение современной философской концепции человека; анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на поведение потребителей.

Методология предмета – это совокупность важнейших теоретических принципов и методов, используемых при описании современных представлений о человеческих потребностях, обеспечивающих переход от познания системы законов развития потребностей к их практическому использованию при регулировании экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, его отдельных подсистемах и элементах.

Объектом исследования является одна из сфер человеческой жизни – процесс потребления и анализ удовлетворения исходных человеческих потребностей посредством разового или длительного использования товаров и услуг.

2. Потребности людей первобытного общества: физиологические и мировоззренческие.

Первобытный человек глубоко ощущал свою связь с природой и слитность с соплеменниками. Осознания себя как отдельной, самостоятельной личности еще не произошло. Задолго до ощущения своего «Я» возникло ощущение «Мы», чувство единства, слитности с другими членами группы.

За всеми потребностями людей первобытной эпохи (как, впрочем, и наших современников) стояли биологические особенности человеческого организма. Эти особенности нашли выражение в так называемых насущных, или витальных, первичных потребностях — в пище, одежде, жилище. Главная особенность насущных потребностей состоит в том, что они обязательно должны удовлетворяться — иначе человеческий организм вообще не может существовать. К вторичным, ненасущным относят потребности, без удовлетворения которых жизнь возможна, хотя и полна лишений. Насущные потребности имели исключительное, доминирующее значение в первобытном обществе. Во-первых, удовлетворение насущных потребностей представляло собой сложную задачу и требовало от наших предков большого напряжения сил (в отличие от современных людей, без труда пользующихся, например, продукцией мощной индустрии, производящей продукты питания). Во-вторых, сложные социальные потребности были развиты слабее, чем в наше время, и поэтому поведение людей больше зависело именно от потребностей биологических.

В то же время у первобытного человека начинает формироваться вся современная структура потребностей, которая сильно отличается от структуры потребностей животных.

Главные отличия человека от животных — трудовая деятельность и развивавшееся в процессе труда мышление. Для поддержания своего существования человек научился воздействовать на природу не только, своим телом (ногтями, зубами, как делают животные), а с помощью особых предметов, стоящих между человеком и предметом труда и многократно усиливающих человеческое воздействие на природу. Эти предметы получили название орудий труда. Поскольку человек поддерживает свою жизнь с помощью продуктов труда, сама трудовая деятельность становится важнейшей потребностью общества, Так как труд невозможен без знаний о мире, в первобытном обществе возникает потребность в познании. Если потребность в каких-либо предметах (пище, одежде, орудиях труда) является материальной потребностью, то потребность в познании — это уже духовная потребность.

Не было ни одного племени, у которого бы не было развитой и эффективно действующей системы моральных норм. Мораль возникла у древнейших людей для согласования интересов личности и общества (своего племени). Главный смысл всех моральных норм, традиций, предписаний состоял в одном: они требовали от человека действовать в первую очередь в интересах группы, коллектива, удовлетворять сначала общественные, и лишь потом — личные потребности. Только такая забота каждого о благе всего племени — пусть даже в ущерб личным интересам — делала это племя жизнеспособным. Мораль закреплялась через воспитание и традиции. Она стала первым мощным социальным регулятором человеческих потребностей, управляющим распределением жизненных благ.

Несколько позже морали в первобытном обществе возникают мифология, религия и искусство. Их появление — это крупнейший скачок в развитии потребности в познании. Древняя история любого известного нам народа показывает: человек никогда не довольствуется только удовлетворением первичных, базовых, насущных потребностей.

У всех первобытных племен возникла потребность в мировоззрении, т. е. в формировании системы взглядов на мир в целом и место человека в нем. Сначала мировоззрение существовало в форме мифологии, т. е. легенд и сказаний, осмысливавших устройство природы и общества в фантастической художественно-образной форме. Затем возникает религия — система взглядов на мир, признающая существование сверхъестественных явлений, нарушающих обыденный порядок вещей (законы природы). В наиболее древних типах религий — фетишизме, тотемизме, магии и анимизме — понятие бога еще не сформировалось. Особенно интересным и даже дерзким видом религиозных представлений была магия. Это попытка найти наиболее простые и эффективные пути удовлетворения потребностей через контакт со сверхъестественным миром, активное вмешательство человека в происходящие события с помощью могущественных таинственных, фантастических сил. Только в эпоху возникновения современной науки (ХVI-ХVIII вв.) цивилизация окончательно сделала выбор в пользу научного мышления. Магия и колдовство были признаны ошибочным, неэффективным, тупиковым путем развития человеческой деятельности.

studfiles.net

3. Человек в первобытном обществе. Проблема удовлетворения потребностей человека

Похожие главы из других работ:

Взаимодействие человека и коллектива

2. Человек в организации

Человек сознательно или бессознательно, добровольно или по принуждению, заинтересованно или с полной апатией включается в жизнь организации, живет по ее законам, взаимодействует с другими членами организации, отдавая что-то организации...

Виртуальная реальность в нашей жизни

1. Виртуальная реальность и человек

Предшественником виртуальной реальности, несомненно, является телевидение. Фактически, оно уже давно используется массой людей для ухода в несуществующую, выдуманную реальность, вовлекая их в совершенно виртуальные события мыльных опер...

Личность и культура

1. Человек как продукт культуры

В повседневном общении, в средствах массовой информации нередко употребляются выражения: "человек высокой культуры", или, напротив, "некультурный человек". Когда мы говорим о "культурности" или "некультурности" личности...

Личность как субъект и продукт социальных отношений

1. Человек, Индивид, Личность

Человек представляет собой сложную систему, он многомерен. Здесь взаимосвязаны биологическое, социальное и духовное начала, сознание и сфера подсознательного. С научной точки зрения человек...

Основные понятия и законы социологии

2.1 Человек и социальные законы

Когда ученый-социолог публикует материалы о действии социальных законов, то у многих читателей они могут вызвать недоверие, "Как же так, - говорит себе читатель, -закон - это нечто незыблемое, его невозможно обойти, а я, если захочу...

Особенности социальной работы с пожилыми людьми на примере г. Бабушкин Кабанского района Республики Беларусь

1.1 Определение понятия пожилой человек и его социальный статус в современном обществе

Приводимые различными исследователями данные свидетельствуют о том, что старение населения-наиболее характерное демографическое явление современной эпохи и обусловленное сложным комплексом факторов...

Проблемы здоровья, одиночества и материального обеспечения людей пожилого возраста

1.1 Понятие «пожилой человек»

Пожилые - это, прежде всего обездоленные люди, нуждающиеся в адекватном социальном обеспечении, т.е. это люди прожившие относительно долгую жизнь...

Современные технократические концепции развития мировой цивилизации

Можно ли согласиться с таким мнением: «В информационном обществе тоталитаризм невозможен, так как на первый план выходит не машина, а человек, человеческий фактор». Обоснуйте или опровергните этот тезис

То, что на первый план выходит не машина - это сомнительно. Не станет ли «Терминатор» реальностью? Согласно демократической концепции Д. Белла, С. Липсета, Э. Шилза, правовое государство и гражданское общество будут обеспечивать права человека...

Социально-биологическая сущность человека

Глава 1. Человек - животное или Бог?

...

Социально-биологическая сущность человека

2.1 Человек - это сплав животного с чем-то непостижимым

Стихотворение Г.Р. Державина «Бог». Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь - я раб - я червь - я бог! Но...

Социальные технологии в социально-бытовой сфере и домашней среде

Человек и социальные технологии

Человек в концепции социальных технологий представляет собой одновременно субъект и объект воздействия. То есть, с одной стороны, именно человек осуществляет социальные технологии: планирует и реализует изменения социального объекта...

Социологическая теория личности

Раздел 1. Человек и личность

Тема человека и личности - одна из ключевых тем в социологии. Однако эта наука изучает не человека самого по себе, а человека в обществе, его место и роль. Также человека изучают многие другие науки, философия, искусство, религия...

Типология социальных общностей по степени устойчивости и по величине и другим критериям

Глава 1. Человек и общество

«Из двадцати человек, говорящих о нас, девятнадцать говорят плохое; двадцатый говорит хорошее, но делает это плохо». А. Ривароль Общество выступает самостоятельным объектом изучения таких наук, как философия, социология, политология...

Феномен отца-одиночки в современном обществе. Оценка положения в обществе

Глава II. Фокус - группа. Феномен отца - одиночки в современном обществе. Оценка положения в обществе

Разыгрываются, правда, и другие сценарии. Например, отец отстаивает свое право на детей в суде, когда мать предлагает "выгодно" поменять ребенка на имущество или, изначально отказавшись от детей, по прошествии времени заявляет...

Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе

1. Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе.

Как показывает наука о человеке (понятие «человек» будет здесь употребляться в широком, родовом смысле -- не как отдельный ин-дивид, личность, а как человеческий род, социальная форма движе-ния материи)...

soc.bobrodobro.ru

Шпаргалки - Человек и его потребности

5.Воззрения Эпикура на человека и потребности

Воззрения Эпикура отличались от предшествующих учений демократии призывом избегать политической деятельности. Счастье человека он усматривал в отсутствии страданий, в полной невозмутимости или безмятежности духа. Для достижения этой цели философ предлагал устраниться от общественных дел, обрести независимость от общества и посвятить жизнь моральному самосовершенствованию. Своих последователей он учил “жить незаметно”. Эти положения Эпикура, переносившие центр тяжести общественной теории в область морали, выражали крайний индивидуализм и безразличие к политике, которые были характерны для идеологии рабовладельческой демократии в период эллинизмаУ человека есть свобода выбора, а не все предопределено. В учении о душе Эпикур отстаивает материалистические взгляды. Согласно Эпикуру, душа - это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. В основе всякого познания лежат ощущения, которые возникают при отделении отражений от объективно существующих предметов и проникают в наши органы чувств. Таким образом, основной предпосылкой всякого познания является существование объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств.По Эпикуру, человек даже вовсе не испытывал бы потребности в изучении природы, если бы его не страшили смерть и небесные явления. «Если бы нас нисколько не беспокоили подозрения относительно небесных явлений и подозрения относительно смерти, будто Она имеет к нам какое-то отношение, — писал он, — то мы не имели бы надобности в изучении природы» (Главные мысли, XI). Однако все страхи не имеют силы в глазах истинного философа. «Смерть — самое страшное из зол, — поучал Эпикур Менекея, — не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».

Размышляя о человеческом существе, Эпикур разложил наши потребности на три типа. Прежде всего, потребности необходимые, то есть естественные. Если их не удовлетворять, они причиняют страдания (пища, одежда). Затем потребности тоже естественные, но не необходимые (например, секс). Удовлетворить эти потребности труднее. И последнее: потребности не естественные и не необходимые. Тут будут богатство, роскошь, честолюбивые стремления и прочее. Таких потребностей у человека не перечесть, удовлетворять эти потребности весьма тяжело, поскольку человек ненасытен

6.Представления о потребностях человека в средние века

Господствовало религиозное мировоззрение. Христианство превращается в официальную государственную идеологию. С точки зрения христианства природа человека двойственна: в нем есть земное и возвышенное, праведное небесное начало. Человек должен любить и бояться Бога, стремится к спасению своей души и совершенству, развивая в себе небесное, божественное начало. Строгое соблюдение церковных норм поведения, отказ от обогащения, совершения добрых дел и т.д. Разумными признаются потребности – дух и религиозные – которые ведут к праведной жизни, а неразумные , греховные – те, которые осуждаются церковью, и губят душу.

Христианство стремилось воспитать в людях умение анализировать, оценивать свои поступки. Люди, подавившие в себе греховные влечения и потребности, объявлялись примером для подражания как праведники и святые.

Однако церковь была не в состоянии полностью подчинить себе всю культуру , весь образ жизни людей. Поэтому в обществе возникли разные, даже противоположные представления о человеке, его потребностях и поведении.

Как отмечает Замалаеев, русская православно-церковная концепция человека остановилась на 3 постулатах:

  1. Одобрение таких черт как тихость, и коснение (медлительность, неисполнение). Любое дело должно делаться неторопясь.
  2. Отрицание земного человека и пренебрежение его чувственно-плотским, тварным бытием, осуждение любви к реальному миру. Воспитание православного христианина должно становится только на божественной истине.
  3. Своеобразное отношение к труду. Вера в Христа требовала совершения добрых дел, но под делами понимались не творческая преобразовательная деятельность человека, а малые дела – посты, молитва, раздача милостыни. Относительно же мирских дел церковь внушала убеждение, что человек не должен стремится их делать быстро, прилагать какие- то дополнительные усилия.
Владимир Мономах: Подчеркивает ценность, уникальность и неповторимость каждого человека. Всех людей объединяет, сплачивает природа и активное, деятельное отношение к миру. Он отбрасывает христианский индивидуализм. Труд для него – высшее проявление богоугодгости в человеке. Только труд и знания, а не вера и тихость, возвышают личность, делают её справедливой сильной.
7.Понимание потребностей человека мыслителями Нового времени.

Паскаль: Человек – всего лишь тростинка, самая слабая в природе, но эта тростинка мыслящая. Не нужно ополчаться против неё всей Вселенной, что раздавить, достаточно просто капельки воды. Но пусть Вселенная и раздавит его, человек будет все равно выше своего убийцы, ибо он знает что умирает, и знает превосходство вселенной над ним. Вселенная ничего этого не знает.

Таким образом достоинство, т.е. сущность человека раскрывается в его отношениях с природой, Вселенной, а не с Богом. Эта сущность состоит в познании мира, в способности мыслить.

Неограниченные возможности чел познания признавали Гегель, Локк, Декарт, Бэкон. Другие направления в философии – Беркли, Юм, Кант – доказывали принципиальную ограниченность чел разума, существование непреодолимых границ, пределов удовлетворения потребностей в познании.

Теории естественного права и общественного договора, продолжили традицию поиска природных, естественных, а не божественных причин чел потребностей. Человек рождается с неотъемлемыми правами, вытекающими из самой природы: правом на жизнь, свободу, стремление к счастью, владение собственности. Эти права даются обществом.

Теория общественного договора объясняла возникновение государства так же из естественных чел потребностей.

Гоббс: До возникновения государства между людьми происходила война всех против всех. Затем люди осознали потребность в объединении и заключили между собой договор о создании государства – особой организации, занимающейся общими делами граждан в интересах всего населения. Таким образом эта теория показывает что, поведение человеческих сообществ зависит от осознания ими своих потребностей, а не от воздействия сверхъестественных сил.

8.Мыслители эпохи Возрождения о природе человека и его потребностей.

Укажем на основные черты Возрожденческой идеи человека. Человек, по мнению мыслителей этой эпохи, выступает прежде всего как прекрасная и совершенная индивидуальность. Уникальность есть признак и принадлежность человеческой самости. Он является творческим существом, а его жизнепроявление – выражение и утверждение природных дарований. Он есть ни в чем не ограниченное свободное существо. Он сам выбирает и сам определяет и творит свой образ и свою судьбу.Естественное проявление его чувств и влечений как телесных побуждений столь же прекрасно, как и влечение разума. Утверждается идея не только прекрасной индивидуальности, но индивидуализма. А в силу этого и отдельный человек является абсолютной ценностью. В этом состоит одна из особенностей Возрожденческого гуманизма. Человек рассматривается как живое, естественное существо, с присущей ему многообразием телесных и духовных влечений.Мыслители эпохи Возрождения (Эразм Роттердамский, Мишель Монтень и др.), выдающиеся художники вовсе не идеализировали природу человека, признавая в ней наличие как низкого, так и высокого, но уже и не считали его изначально греховным и порочным. Они не являются заданностью человека, его неотвратимой судьбой.Утверждается вера в человека, в его возможности творческого самосовершенствования, руководящей силой которого является его разум, который и направляет его поступки и действия. "В человеке обязанности царя осуществляет разум", восклицает Эразм Роттердамский.Мораль и нравственность все более приобретают светский характер, назначение которых совершенствование, облагораживание всей чувственной натуры человека.Выдающуюся роль в формировании новых представлений о морали и нравственности сыграл французский философ эпохи Возрождения Мишель Монтень (1533 – 1592 гг.). Он выдвигает идею расширения морали, сфер ее бытия и оснований за счет светского ее характера. Мораль только усиливается если она становится светской. Сам человек как индивидуальность и как личность является носителем нравственности и творцом своих нравственно-этических добродетелей.

Создается новый идеал человека, человека Нового времени В Возрожденческой идее, концепции человека как прекрасной и совершенной индивидуальности,, во всех отношениях не ограниченного в своих возможностях. акцентируется внимание на два момента: Человек от природы не только совершенное существо (как и сама природа), но и разумное существо, определяющее его совершенство. Сам человек по своей природе не есть ни греховное и ни порочное существо.В формировании гуманистического мировоззрения заметную роль сыграло изменение представлений о потребностях. В эпоху раннего Возрождения гуманисты делали акцент на эгоцентризме,на свободе и ценности отдельной личности, хотя и понимали что все члены общества связаны между собой. Поздние гуманисты столкнулись с необходимостью объяснить взаимодействия людей в обществе, что неизбежно усложнило проблему потребностей. Так 1. Томас Мор в своей “Утопии” рисует картину справедливого и гуманного общества, существующего на вымышленном острове. ( гос-во заботится о каждом гражданине, всем обеспечено полное удовлетворение насущных потребностей, однако поддержание между личными и общественными отношениями строгой дисциплины, за преступления утопийцы могут быть обращены в рабство, или наказаны смертной казнью)2. Николо Макиавелли- высшей ценностью в обществе он считал гос. Поэтому для укрепления гос правитель может идти на любые преступления. Абсолютный приоритет общественных потребностей на личными.

В конце эпохи формируется тип научного познания- экспериментальная наука. Проводятся мед и биолог исследования чел организма, позволившие глубже понять объективные потребности , зависящие от физ организации человека. Религиозно- мифолог и худ осмысление чел потребностей начинает постепенно дополнятся научными.

9.Концепция человека и его потребностей в учении ГегеляУчение Гегеля о человеке есть учение о становлении человечности в человеческой особи. Различение человека и человечности, человек не рождается членом общества, а становится им в результате индивидуального и общественного развития. «По природе человек,— говорит Гегель, — не таков, каким он должен быть; лишь благодаря процессу преобразования он доходит до истины». ( т.е. постижение и тем самым самоутверждение подлинно человеческой сущности, которая первоначально наличествует лишь «в себе», т. е. в еще неосуществленной форме, и только благодаря воспитанию и самодеятельности индивида в рамках установившегося в обществе образа жизни становится истинно человеческим бытием, сущность которого образует свобода, как позитивное, диалектическое снятие произвола). Таким образом, индивидуальное развитие человеческого существа, если оно совершается свободно, есть становление должного, которое в качестве природных задатков заложено в человеческой природе. В «Философии духа» Гегель характеризует детство человека как состояние естественной гармонии субъекта с окружающим миром и с самим собой. Дитя не сознает еще противоречия между мышлением и бытием, между должным и сущим.

Индивидуальное развитие человеческого существа есть реализация его сущности или осуществление должного, которое представляет собой субъект-объектный процесс, единство спонтанного, обусловленного самой человеческой природой развития человеческих задатков и субъективной деятельности личности, созидающей себя самое.

Воля характеризуется Гегелем как практический дух, заключающий в себе «двойное долженствование». С одной стороны, воля как стремление, присущее индивиду, выступающему в качестве отдельного, единичного существования, носит характер ограниченного субъективного стремления. Но, с другой стороны, та же воля, воля отдельного человеческого существа, поскольку она осуществляет имманентно присущую ей разумность, возвышается к всеобщности своих целей, что находит свое адекватное выражение в нравственном поведении, которое следует не просто желанному, но должному.

Человеческое тело, именно потому, что оно есть тело, принадлежит внешнему предметному миру, подчиняется его законам. И становление человеческой личности, духовное развитие человека, необходимо предполагает разрешение этого противоречия, что становится возможным благодаря господству индивида не только над внешними предметами, но и над самим собой. Человек, учит Гегель, должен посредством своей собственной деятельности сделаться господином своего тела. «Чтобы стать соответствующей этому своему понятию, душа должна... сделать свое тождество со своим телом таким тождеством, которое положено или опосредовано духом, она должна овладеть своим телом, создать из него податливое и удобное орудие своей деятельности...».У Гегеля 4 группы потребностей :

1. Физические потребности. (голод, жажда, сексуальные потребности и др. - в той мере, в которой они необходимы для поддержания нормальной жизнедеятельности).

2. потребности прав, законов.

3. Религиозные потребности.(потребности в системе ориентации и объекте для служения.)

4. Потребности познания (тяга к новому, еще неизвестному, не встречавшемуся ранее).

10. Концепция человека и его потребностей в учении Маркса

Цель Маркса состояла в духовной эмансипации человека, в освобождении его от уз экономической зависимости, в восстановлении его личностной целостности, которая должна была помочь ему отыскать пути к единению с природой и другими людьмиП о мнению Маркса, самым сильным психологическим мотивом человека является жажда денег и материальных благ; если это главная движущая сила человека, то ключ к пониманию истории находится в материальных стремлениях человека; отсюда ключ к объяснению истории – в человеческом желудке и его стремлении к удовлетворению материальных потребностей.Человек сам делает свою историю, он ее творец.Человек творит себя сам в процессе производства. Важнейший фактор в этом процессе самопроизводства человеческого рода находится в его отношении к природе. В начале истории человек слепо подчиняется природе, он к ней прикован. Постепенно, по мере эволюции, он меняет свое отношение к природе и тем самым себя самого. Маркс называет важнейший элемент, который играет центральную роль в его теории: труд представляет собой некий фактор, помещенный между человеком и природой; труд – это стремление человека отрегулировать свои отношения с природой. Будучи выражением человеческой жизни, труд изменяет отношение человека к природе, а отсюда и человек изменяется в труде, посредством труда.Для Маркса человек – это сырье, которое нельзя изменить в плане его структуры (например, устройство мозга с доисторического времени). И в то же время человек действительно изменяется в ходе истории, развивается, трансформируется, является продуктом истории, а так как историю творит он сам, то и себя самого он творит тоже сам.

Итак, для Маркса человек живет лишь до тех пор, пока он творит, пока он преобразует внешний мир своими силами.

Для Маркса человека характеризует принцип движения (активности), деятельности. Этот принцип следует понимать не в механическом смысле, а как влечение, напряжение, жизненный Дух. Страсть для Маркса – это важная способность человека, которая выражается в активном стремлении к своему предмету. Маркс понял, что происходит с человеческими потребностями в мире отчуждения, и он предсказал финал этого процесса, который стал очевиден лишь сегодня. В то время как в социалистических идеях главное значение должно иметь богатство человеческих потребностей и отсюда – новый способ производства и новые предметы производства являются новым подтверждением человеческой силы и новым обогащением человека как такового, в капиталистическом мире потребности не являются выражением скрытых человеческих потенций, это не человеческие потребности; при капитализме все обстоит совсем по-другому

Чем беднее человек становится как человек, тем выше его потребность в деньгах, чтобы справиться с враждебными ему существами; а власть его денег находится в обратно пропорциональной зависимости к массе предметов производства; это называется так: его потребности растут по мере того, как прибывает сила денег. Потребность в деньгах, таким образом, есть единственная действительная потребность, как результат экономических законов, и эта единственная потребность все больше становится их главным и единственным мерилом. Человек, подчиненный своим отчужденным потребностям, – это уже не человек ни в духовном, ни в телесном смысле... это всего лишь самодеятельный и сознающий себя товар. Этот человек-товар знает только один способ отношений с внешним миром: обладание и потребление. Чем больше степень его отчужденности, тем больше потребление и обладание становятся смыслом его жизни.

nashaucheba.ru

Человек в первобытном обществе | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы

Проведенные в XIX-XX вв. этнографические исследования племен, до сих пор живущих в условиях первобытного общества, позволяют довольно полно и достоверно реконструировать образ жизни челове­ка той эпохи.

Первобытный человек глубоко ощущал свою связь с природой и слитность с соплеменниками. Осознания себя как отдельной, само­стоятельной личности еще не произошло. Задолго до ощущения сво­его «Я» возникло ощущение «Мы», чувство единства, слитности с другими членами группы. Наше племя — «Мы» — противостояло другим племенам, чужакам («Они»), отношение к которым обычно было враждебным. Кроме единства со «своими» и противопоставле­ния … «чужим» человек остро чувствовал свою связь с миром природы. Природа, с одной стороны, была необходимым источником жизнен­ныхблаг, но, с другой стороны, таила массу опасностей и часто ока­зывалась враждебной к людям. Отношение к соплеменникам, к чу­жакам ик природе прямо влияло на понимание древним человеком своих потребностей и возможных путей их удовлетворения.

За всеми потребностями людей первобытной эпохи (как, впро­чем, и наших современников) стояли биологические особенности че­ловеческого организма. Эти особенности нашли выражение в так на­зываемых насущных,или витальных, первичныхпотребностях — в пище, одежде, жилище. Главная особенность насущных потребно­стей, как уже отмечалось, состоит в том, что они обязательно должны удовлетворяться — иначе человеческий организм вообще не может существовать. К вторичным, ненасущнымотносят потребности, без удовлетворения которых жизнь возможна, хотя и полна лишений. Насущные потребности имели исключительное, доминирующее значение в первобытном обществе. Во-первых, удовлетворение насущ­ных потребностей представляло собой сложную задачу и требовало от наших предков большого напряжения сил (в отличие от современ­ных людей, без труда пользующихся, например, продукцией мощной индустрии, производящей продукты питания). Во-вторых, сложные социальные потребности были развиты слабее, чем в наше время, и поэтому поведение людей больше зависело именно от потребностей биологических.

В то же время у первобытного человека начинает формироваться вся современная структура потребностей, которая сильно отличает­ся от структуры потребностей животных.

Главные отличия человека от животных — трудовая деятельность и развивавшееся в процессе труда мышление. Для поддержания сво­его существования человек научился воздействовать на природу не только своим телом (ногтями, зубами, как делают животные), а с по­мощью особых предметов, стоящих между человеком ипредметом труда и многократно усиливающих человеческое воздействие на при­роду. Эти предметы получили название орудий труда. Поскольку че­ловек поддерживает свою жизнь с помощью продуктов труда, сама трудовая деятельность становится важнейшей потребностью об­щества.Так как труд невозможен без знаний о мире, в первобытном обществе возникает потребность в познании.Если потребность в ка­ких-либо предметах (пище, одежде, орудиях труда) является мате­риальной потребностью,то потребность в познании — это уже ду­ховная потребность.

В первобытном обществе возникает сложное взаимодействие ме­жду индивидуальными (личными)и общественными потребностями.

В XVIIIв. французские философы-материалисты (П. А. Гольбах идр.) предложили для объяснения человеческого поведения тео­рию разумного эгоизма.Позже она была заимствована Н.Г. Черны­шевским иподробно изложена в романе «Что делать?». Согласно теории разумного эгоизма, человек всегда действует в своих личных, эгоистических интересах, стремится удовлетворять только индивиду­альные потребности. Однако если обстоятельно, логично проанали­зировать личные потребности человека, мы неизбежно обнаружива­ем, что, в конечном счете, они совпадают с потребностями общества (социальной группы). Поэтому «разумный» эгоист, преследуя толь­ко правильно понятую личную выгоду, автоматически будет дейст­вовать в интересах всего человеческого сообщества.

В наше время стало ясно, что теория разумного эгоизма упрощает реальное положение вещей. Противоречия между интересами лич­ности и сообщества (для первобытного человека это было свое пле­мя) на самом деле существуют и могут достигать огромной остроты. Так, в современной России мы видим множество примеров, когда те или иные потребности различных людей, организаций и общества в целом исключают друг друга и порождают крупные конфликты ин­тересов. Но общество выработало и ряд механизмов, позволяющих разрешать такие конфликты. Самый древний из этих механизмов воз­ник уже в первобытную эпоху. Этот механизм — мораль.

Этнографам известны племена, у которых даже к XIX-XX вв. не успели возникнуть искусство и сколько-нибудь отчетливые религи­озные представления. Но нет ни одного племени, у которого бы не было развитой и эффективно действующей системы моральных норм. Мораль возникла у древнейших людей, для согласования интересов личности и общества (своего племени). Главный смысл всех мораль­ных норм, традиций, предписаний состоял в одном: они требовали от человека действовать в первую очередь в интересах группы, коллек­тива, удовлетворять сначала общественные, и лишь потом — личные потребности. Только такая забота каждого о благе всего племени — пусть даже в ущерб личным интересам — делала это племя жизне­способным. Мораль закреплялась через воспитание и традиции. Она стала первым мощным социальнымрегулятором человеческих по­требностей, управляющим распределением жизненных благ.

Моральные нормы предписывали распределять материальные бла­га в соответствии со сложившимся обычаем. Так, у всех без исключе­ния первобытных племен действуют строгие правила раздела охот­ничьей добычи. Она не считается собственностью охотника, а рас­пределяется среди всех соплеменников (или, по крайней мере, среди большой группы людей). Чарльз Дарвин во время кругосветного пу­тешествия на корабле «Бигль» в 1831-1836 гг. наблюдал у жителей Огненной Земли простейший способ раздела добычи: она делилась на равные части и раздавалась всем присутствующим. Например, по­лучив кусок материи, туземцы всегда делили его на одинаковые ку­сочки по числу людей, находившихся в этом месте в момент дележа. В то же время при чрезвычайных обстоятельствах первобытные охот­ники могли получить последние куски пищи, так сказать, сверх своей доли, если судьба племени зависела от их выносливости и способно­сти вновь добывать пропитание. Наказания за опасные для общества действия также учитывали потребности и интересы членов общины, а также степень этой опасности. Так, у ряда африканских племен укравший домашнюю утварь не несет строгих наказаний, но украв­ший оружие (предметы, особенно важные для выживания племени) жестоко умерщвляется. Таким образом, уже на уровне первобытного строя общество вырабатывало способы удовлетворения обществен­ных потребностей,которые не всегда совпадали с личными потреб­ностямикаждого индивида.

Несколько позже морали в первобытном обществе возникают ми­фология, религияи искусство.Их появление — это крупнейший ска­чок в развитии потребности в познании.Древняя история любого известного нам народа показывает: человек никогда не довольствует­ся только удовлетворением первичных, базовых, насущных потребно­стей. Крупнейший специалист по теории потребностей Абрахам Maслоу (1908-1970) писал: «Удовлетворение базовых потребностей само по себе еще не создает системы ценностей, на которые можно опе­реться и в которые можно верить. Мы поняли, что возможными по­следствиями удовлетворения базовых потребностей могут быть скука, отсутствие цели, моральное разложение. Судя по всему, наилучшим образом мы функционируем, когда стремимся к чему-то, чего нам недостает, когда мы желаем чего-то, чего не имеем, и когда мы моби­лизуем наши силы, стремясь к удовлетворению этого желания»1. Все это можно сказать уже о первобытных людях. Существование у них общей потребности в познании легко объясняется необходимостью ориентироваться в природной среде, избегать опасности, изготовлять орудия труда. По-настоящему удивительно другое. У всех первобыт­ных племен возникла потребность в мировоззрении, т. е. в формирова­нии системы взглядов на мир в целом и место человека в нем. Сначала мировоззрение существовало в форме мифологии, т. е. легенд и ска­заний, осмысливавших устройство природы и общества в фантасти­ческой художественно-образной форме. Затем возникает религия — система взглядов на мир, признающая существование сверхъестест­венных явлений, нарушающих обыденный порядок вещей (законы природы). В наиболее древних типах религий — фетишизме, то­темизме, магии и анимизме — понятие бога еще не сформирова­лось. Особенно интересным и даже дерзким видом религиозных представлений была магия. Это попытка найти наиболее простые и эффективные пути удовлетворения потребностей через контакт со сверхъестественным миром, активное вмешательство человека в происходящие события с помощью могущественных таинственных, фан­тастических сил. Только в эпоху возникновения современной науки (XVI-XVIII вв.) цивилизация окончательно сделала выбор в пользу научного мышления. Магия и колдовство были признаны ошибоч­ным, неэффективным, тупиковым путем развития человеческой дея­тельности.

1Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003. С. 24.

 

Возникновение эстетических потребностей проявилось в зарож­дении художественного творчества, создании произведений искусст­ва. Наскальные рисунки, статуэтки людей и животных, всевозмож­ные украшения, ритуальные охотничьи танцы, казалось бы, никак не связаны с удовлетворением насущных потребностей, не помогают че­ловеку выжить в борьбе с природой. Но это только на первый взгляд. В действительности искусство — результат развития сложных ду­ховных потребностей, опосредованно связанных и с потребностями материальными. Это, прежде всего, потребность в правильной оцен­ке окружающего мира и в выработке разумной стратегии поведения человеческого сообщества. «Искусство, — отмечает известный спе­циалист по эстетике М. С. Каган, — рождалось как способ осознания объективно складывавшейся в обществе системы ценностей, ибо укрепление социальных отношений и их целенаправленное форми­рование требовали создания таких предметов, в которых закрепля­лась бы, хранилась и передавалась от человека к человеку и от поко­ления к поколению эта единственно доступная первобытным людям духовная информация — информация о социально организовавшихся связях с миром, об общественной ценности природы и бытия самого человека»1. Даже в самых простых произведениях первобытного ис­кусства выражено отношение художника к изображаемому объекту, т. е. зашифрована социально значимая информация о том, что важно и ценно для человека, как следует относиться к тем или иным явле­ниям.

1Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб.: Петрополис, 1997. С. 220.

Итак, в развитии потребностей первобытного человека обнару­живается ряд закономерностей.

1. Человек всегда был вынужден удовлетворять насущные, первич­ные, преимущественно биологические потребности.

2. Удовлетворение простейших материальных потребностей вело к формированию все более сложных, вторичных потребностей, имев­ших преимущественно социальный характер. Эти потребности, в свою очередь, стимулировали совершенствование орудий труда и усложнение трудовой деятельности.

3. Древние люди на опыте убедились в необходимости удовлетворе­ния общественных потребностей и начали создавать необходимые для этого механизмы регуляции социального поведения — преж­де всего мораль (нравственность). Удовлетворение индивидуаль­ных потребностей могло жестко ограничиваться, если они вступа­ли в конфликт с общественными.

4. Наряду с базовыми, насущными потребностями у всех племен древних людей на каком-то этапе их развития появляется потреб­ность в формировании мировоззрения. Только мировоззренческие идеи (мифология, религия, искусство) могли придать смысл че­ловеческой жизни, создать систему ценностей, выработать страте­гию жизненного поведения отдельного человека и племени в це­лом.

Всю историю первобытного общества можно представить как по­иск новых способов удовлетворения развивающейся системы мате­риальных и духовных потребностей. Уже в это время человек попы­тался раскрыть смысл и цели своего существования, которое наши далекие предки не сводили к удовлетворению простых материаль­ных нужд.

 

§ 2. Первые цивилизации и «осевое время»

Экономической основой первых цивилизаций стали так называемые раннеземледельческие культуры. В бассейнах крупных рек в теплом поясе Земли (Нил, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы, Тигр и Евфрат) око­ло восьми тысяч лет назад стали возникать оседлые поселения. Бла­гоприятные природные условия и строительство оросительных сис­тем способствовали тому, что жители этих поселений впервые в истории человечества стали получать стабильный высокий урожай зерновых культур. Тем самым они приобрели гарантированный ис­точник белковой пищи.

Более полное удовлетворение потребностей в продовольствии про­исходило параллельно с другой революцией в мире потребностей. Переход от кочевого образа жизни скотоводов к оседлому, без кото­рого земледелие невозможно, вызвал взрывной рост мира вещей, ок­ружавших человека в повседневной жизни. Охотник эпохи палеолита’ имел крайне скудный набор предметов для удовлетворения своих потребностей, так как должен был носить все имущество с собой. При оседлом образе жизни появляется возможность почти неогра­ниченного создания и накопления вещей, удовлетворяющих все бо­лее изысканные потребности. «Богатство вещного мира культуры, которое уже начинает тяготить психологию человека XX в., начало стремительную эскалацию именно в эпоху первых земледельцев. Лег­ко можно представить, насколько загроможденным различными пред­метами представился бы дом оседлого земледельца палеолитическо­му охотнику, только что покинувшему свое пещерное обиталище» 2. Одновременно в раннеземледельческом обществе усиливается соци­альная дифференциация, означавшая различия в возможностях удов­летворения потребностей. Позже, с появлением общественных клас­сов, эта дифференциация достигает огромных масштабов: рабы и свободные крестьяне часто оказываются на грани выживания из-за неудовлетворенности даже простых насущных потребностей, а рабо­владельцы и жрецы приобретают возможность удовлетворять их в максимальном объеме. Удовлетворение потребностей все сильнее за­висит не только от производства материальных и духовных благ, но и от места человека в общественной системе. В зависимости от при­надлежности к той или иной социальной группе люди имеют теперь разные возможности реализации потребностей. Более того, у людей из разных социальных слоев в процессе воспитания потребности фор­мируются несколько по-разному.

1 Палеолит — древнекаменный век, 2000 тыс. — 12 тыс. лет назад.

2Массон В. Ы. Первые цивилизации. Л.: «Наука», Ленинградское отд., 1989. С. 52.

К очагам древнейших цивилизаций обычно относят Шумер, Еги­пет, Хараппу (Индия), иньский Китай, крито-микенскую Грецию и древние цивилизации Америки. Переход в этих районах Земли к эпо­хе цивилизации связывают с тремя крупными нововведениями: воз­никновением письменности, монументальной архитектуры и горо­дов. Такие скачки в развитии материальной и духовной культуры привели к усложнению мира техники и предметов быта (в результате развития ремесленного производства в городах), к усложнению хо­зяйственных связей и механизмов удовлетворения насущных потреб­ностей. Земледелец и ремесленник теперь обмениваются продукта­ми своего труда, в том числе посредством торговли и формирующе­гося в эту эпоху денежного обращения. Возникновение письменно­стирезко расширило возможности опосредованного общения между людьми с помощью знаковых систем (языка). Потребности в познании, общении, обучении, передаче и хранении информации обслу­живаются теперь путем создания письменных текстов. Следующий скачок такого масштаба в обслуживании потребностей познания и обработки информации произошел, по-видимому, только в XX в., когда были разработаны компьютерные технологии и в дополнение к пись­менной культуре начала формироваться экранная культура.

Крупный сдвиг в понимании человеком мира, самого себя и своих потребностей произошел независимо друг от друга в крупнейших ци­вилизациях Китая, Индии и Запада в период с 800 по 200 г. до н. э. Этот период известный немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс (1831-1969) назвал «осевым временем». «Тогда произошел самый резкий поворот в истории, — писал он об осевом времени. —, Появился человек такого типа, который сохранился по сей день»1. Раньше человек целиком находился в плену традиционного мифоло­гического и религиозного мировоззрения. Теперь начинает форми­роваться наука, рациональное мышление, основанное на проверенном опыте. Оно позволяет людям по-новому осмысливать действитель­ность. Возникает представление об отдельном индивиде как самостоя­тельной личности, а не безликой частичке человеческого сообщества. В Древней Греции и Риме постепенно формируется общество, со­стоящее из многообразия личностей, обладающих разными потреб­ностями. Во многих греческих полисах человек получает право само­стоятельно выбирать для себя род занятий, развивать и контролиро­вать свои потребности. Однако полная самостоятельность отдельной личности достигается позже — только в эпоху капитализма.

1Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории М : Политиздат, 1991. С. 32.

У древних цивилизаций продолжала совершенствоваться систе­ма норм, позволяющих согласовывать потребности общества и лич­ности, не допускать их столкновения. Если при первобытном строе это были моральные, а затем и связанные с ними религиозные нормы, то после возникновения государства человеческое поведение регули­руют и нормы права. Правовые нормы устанавливаются государст­венной властью, которая следит за их исполнением, при необходи­мости используя принуждение.

В эпоху первых цивилизаций усложнились отношения между личными и общественными потребностями. Появились потребности различных социальных групп, классов, слоев теперь уже неоднород­ного населения. Неудовлетворенность потребностей ряда социальных групп — прежде всего класса рабов — становится мощным сти­мулом социальных конфликтов.

Развитие и удовлетворение потребностей человека остается про­тиворечивым процессом. В нем одновременно действовало несколь­ко тенденций. С одной стороны, решались проблемы производства продовольствия, строительства и обслуживания оросительных сис­тем, обеспечения безопасности, снабжения населения необходимы­ми вещами. Производство, сохранившееся с первобытной эпохи, носило натуральный, нетоварный характер. Теперь развиваются про­стые формы обмена. Появление классовой структуры общества — возникновение рабов, рабовладельцев, ремесленников и свободных крестьян — привело к формированию значительного слоя людей, как мы бы сейчас сказали, профессионально занимавшихся сервисной деятельностью. Первым крупным социальным слоем, занятым фак­тически в сфере услуг, была домашняя прислуга (как правило — ра­бы). Его главной задачей было личное домашнее обслуживание зна­ти и всех состоятельных слоев общества.

С другой стороны, экономика древних цивилизаций не сводилась к удовлетворению простых насущных потребностей. Попытка по­нять окружающий мир в целом привела, как уже отмечалось, к фор­мированию мифологии, религии и искусства, удовлетворявших ду­ховные потребности человека в понимании мира и своего места в нем. Мифология, искусство и религия стали первыми формами ми­ровоззрения. В эпоху ранних цивилизаций мировоззренческие пред­ставления о жизни и смерти, загробном мире, последующем воскре­шении умерших стали определять многие направления деятельности общества. Так, существует точка зрения, что главная причина ослаб­ления цивилизации Египта в период древнего царства (298-475 гг. до н. э.) — строительство пирамид и гигантских храмов, колоссаль­ных сооружений, которые с современной точки зрения не имеют ни­какого практического значения. Тем не менее общество испытывало потребность в таком строительстве, поскольку это соответствовало мировоззрению древних египтян (а не их сиюминутным материаль­ным интересам). Согласно религиозным представлениям египтян, все умершие в далеком будущем смогут физически воскреснуть. Од­нако воскресить любого человека сможет только его фараон — наме­стник богов на земле. Поэтому каждый египтянин глубоко чувство­вал личную связь с фараоном, а сохранение его мумии и будущее воскрешение ощущались жителем Древнего Египта как насущная личная потребность. Это совершенно особая вера в связь между жи­телями страны и правителем, создававшая потребность заботиться о его погребении. Как видим, идеология Древнего мира могла порождать потребности, которые современному человеку кажутся странными и непонятными – подобно потребности в строительстве пирамид.

 

refac.ru

Человек в первобытном обществе — Мегаобучалка

Проведенные в XIX-XX вв. этнографические исследования племен, до сих пор живущих в условиях первобытного общества, позволяют довольно полно и достоверно реконструировать образ жизни челове­ка той эпохи.

Первобытный человек глубоко ощущал свою связь с природой и слитность с соплеменниками. Осознания себя как отдельной, само­стоятельной личности еще не произошло. Задолго до ощущения сво­его «Я» возникло ощущение «Мы», чувство единства, слитности с другими членами группы. Наше племя — «Мы» — противостояло другим племенам, чужакам («Они»), отношение к которым обычно было враждебным. Кроме единства со «своими» и противопоставле­ния «чужим» человек остро чувствовал свою связь с миром природы. Природа, с одной стороны, была необходимым источником жизнен­ных благ, но, с другой стороны, таила массу опасностей и часто ока­зывалась враждебной к людям. Отношение к соплеменникам, к чу­жакам и к природе прямо влияло на понимание древним человеком своих потребностей и возможных путей их удовлетворения.

За всеми потребностями людей первобытной эпохи (как, впро­чем, и наших современников) стояли биологические особенности че­ловеческого организма. Эти особенности нашли выражение в так на­зываемых насущных,или витальных, первичныхпотребностях — в пище, одежде, жилище. Главная особенность насущных потребно­стей, как уже отмечалось, состоит в том, что они обязательно должны удовлетворяться — иначе человеческий организм вообще не может существовать. К вторичным, ненасущнымотносят потребности, без удовлетворения которых жизнь возможна, хотя и полна лишений. Насущные потребности имели исключительное, доминирующее значение в первобытном обществе. Во-первых, удовлетворение насущ­ных потребностей представляло собой сложную задачу и требовало от наших предков большого напряжения сил (в отличие от современ­ных людей, без труда пользующихся, например, продукцией мощной индустрии, производящей продукты питания). Во-вторых, сложные социальные потребности были развиты слабее, чем в наше время, и поэтому поведение людей больше зависело именно от потребностей биологических.

В то же время у первобытного человека начинает формироваться вся современная структура потребностей, которая сильно отличает­ся от структуры потребностей животных.

Главные отличия человека от животных — трудовая деятельность и развивавшееся в процессе труда мышление. Для поддержания сво­его существования человек научился воздействовать на природу не только своим телом (ногтями, зубами, как делают животные), а с по­мощью особых предметов, стоящих между человеком и предметом труда и многократно усиливающих человеческое воздействие на при­роду. Эти предметы получили название орудий труда. Поскольку че­ловек поддерживает свою жизнь с помощью продуктов труда, сама трудовая деятельность становится важнейшей потребностью об­щества.Так как труд невозможен без знаний о мире, в первобытном обществе возникает потребность в познании.Если потребность в ка­ких-либо предметах (пище, одежде, орудиях труда) является мате­риальной потребностью,то потребность в познании — это уже ду­ховная потребность.

В первобытном обществе возникает сложное взаимодействие ме­жду индивидуальными (личными)и общественными потребностями.В XVIII в. французские философы-материалисты (П. А. Гольбах и др.) предложили для объяснения человеческого поведения тео­рию разумного эгоизма.Позже она была заимствована Н. Г. Черны­шевским и подробно изложена в романе «Что делать?». Согласно теории разумного эгоизма, человек всегда действует в своих личных, эгоистических интересах, стремится удовлетворять только индивиду­альные потребности. Однако если обстоятельно, логично проанали­зировать личные потребности человека, мы неизбежно обнаружива­ем, что, в конечном счете, они совпадают с потребностями общества (социальной группы). Поэтому «разумный» эгоист, преследуя толь­ко правильно понятую личную выгоду, автоматически будет дейст­вовать в интересах всего человеческого сообщества.

В наше время стало ясно, что теория разумного эгоизма упрощает реальное положение вещей. Противоречия между интересами лич­ности и сообщества (для первобытного человека это было свое пле­мя) на самом деле существуют и могут достигать огромной остроты. Так, в современной России мы видим множество примеров, когда те или иные потребности различных людей, организаций и общества в целом исключают друг друга и порождают крупные конфликты ин­тересов. Но общество выработало и ряд механизмов, позволяющих разрешать такие конфликты. Самый древний из этих механизмов воз­ник уже в первобытную эпоху. Этот механизм — мораль.

Этнографам известны племена, у которых даже к XIX-XX вв. не успели возникнуть искусство и сколько-нибудь отчетливые религи­озные представления. Но нет ни одного племени, у которого бы не было развитой И эффективно действующей системы моральных норм. Мораль возникла у древнейших людей для согласования интересов личности и общества (своего племени). Главный смысл всех мораль­ных норм, традиций, предписаний состоял в одном: они требовали от человека действовать в первую очередь в интересах группы, коллек­тива, удовлетворять сначала общественные, и лишь потом — личные потребности. Только такая забота каждого о благе всего племени — пусть даже в ущерб личным интересам — делала это племя жизне­способным. Мораль закреплялась через воспитание и традиции. Она стала первым мощным социальнымрегулятором человеческих по­требностей, управляющим распределением жизненных благ.

Моральные нормы предписывали распределять материальные бла­га в соответствии со сложившимся обычаем. Так, у всех без исключе­ния первобытных племен действуют строгие правила раздела охот­ничьей добычи. Она не считается собственностью охотника, а рас­пределяется среди всех соплеменников (или, по крайней мере, среди большой группы людей). Чарльз Дарвин во время кругосветного пу­тешествия на корабле «Бигль» в 1831-1836 гг. наблюдал у жителей Огненной Земли простейший способ раздела добычи: она делилась на равные части и раздавалась всем присутствующим. Например, по­лучив кусок материи, туземцы всегда делили его на одинаковые ку­сочки по числу людей, находившихся в этом месте в момент дележа. В то же время при чрезвычайных обстоятельствах первобытные охот­ники могли получить последние куски пищи, так сказать, сверх своей доли, если судьба племени зависела от их выносливости и способно­сти вновь добывать пропитание. Наказания за опасные для общества действия также учитывали потребности и интересы членов общины, а также степень этой опасности. Так, у ряда африканских племен укравший домашнюю утварь не несет строгих наказаний, но украв­ший оружие (предметы, особенно важные для выживания племени) жестоко умерщвляется. Таким образом, уже на уровне первобытного строя общество вырабатывало способы удовлетворения обществен­ных потребностей,которые не всегда совпадали с личными потреб­ностямикаждого индивида.

Несколько позже морали в первобытном обществе возникают ми­фология, религияи искусство.Их появление — это крупнейший ска­чок в развитии потребности в познании.Древняя история любого известного нам народа показывает: человек никогда не довольствует­ся только удовлетворением первичных, базовых, насущных потребно­стей. Крупнейший специалист по теории потребностей Абрахам Мас­лоу (1908-1970) писал: «Удовлетворение базовых потребностей само по себе еще не создает системы ценностей, на которые можно опе­реться и в которые можно верить. Мы поняли, что возможными по­следствиями удовлетворения базовых потребностей могут быть скука, отсутствие цели, моральное разложение. Судя по всему, наилучшим образом мы функционируем, когда стремимся к чему-то, чего нам недостает, когда мы желаем чего-то, чего не имеем, и когда мы моби­лизуем наши силы, стремясь к удовлетворению этого желания». Все это можно сказать уже о первобытных людях. Существование у них общей потребности в познании легко объясняется необходимостью ориентироваться в природной среде, избегать опасности, изготовлять орудия труда. По-настоящему удивительно другое. У всех первобыт­ных племен возникла потребность в мировоззрении, т. е. в формирова­нии системы взглядов на мир в целом и место человека в нем. Сначала мировоззрение существовало в форме мифологии, т. е. легенд и ска­заний, осмысливавших устройство природы и общества в фантасти­ческой художественно-образной форме. Затем возникает религия — система взглядов на мир, признающая существование сверхъестест­венных явлений, нарушающих обыденный порядок вещей (законы природы). В наиболее древних типах религий — фетишизме, то­темизме, магии и анимизме — понятие бога еще не сформирова­лось. Особенно интересным и даже дерзким видом религиозных представлений была магия. Это попытка найти наиболее простые и эффективные пути удовлетворения потребностей через контакт со сверхъестественным миром, активное вмешательство человека в происходящие события с помощью могущественных таинственных, фан­тастических сил. Только в эпоху возникновения современной науки (XVI-XVIII вв.) цивилизация окончательно сделала выбор в пользу научного мышления. Магия и колдовство были признаны ошибоч­ным, неэффективным, тупиковым путем развития человеческой дея­тельности.

Возникновение эстетических потребностей проявилось в зарож­дении художественного творчества, создании произведений искусст­ва. Наскальные рисунки, статуэтки людей и животных, всевозмож­ные украшения, ритуальные охотничьи танцы, казалось бы, никак не связаны с удовлетворением насущных потребностей, не помогают че­ловеку выжить в борьбе с природой. Но это только на первый взгляд. В действительности искусство — результат развития сложных ду­ховных потребностей, опосредованно связанных и с потребностями материальными. Это, прежде всего, потребность в правильной оцен­ке окружающего мира и в выработке разумной стратегии поведения человеческого сообщества. «Искусство, — отмечает известный спе­циалист по эстетике М. С. Каган, — рождалось как способ осознания объективно складывавшейся в обществе системы ценностей, ибо укрепление социальных отношений и их целенаправленное форми­рование требовали создания таких предметов, в которых закрепля­лась бы, хранилась и передавалась от человека к человеку и от поко­ления к поколению эта единственно доступная первобытным людям духовная информация — информация о социально организовавшихся связях с миром, об общественной ценности природы и бытия самого человека». Даже в самых простых произведениях первобытного ис­кусства выражено отношение художника к изображаемому объекту, т. е. зашифрована социально значимая информация о том, что важно и ценно для человека, как следует относиться к тем или иным явле­ниям.

Итак, в развитии потребностей первобытного человека обнару­живается ряд закономерностей.

1. Человек всегда был вынужден удовлетворять насущные, первич­ные, преимущественно биологические потребности.

2. Удовлетворение простейших материальных потребностей вело к формированию все более сложных, вторичных потребностей, имев­ших преимущественно социальный характер. Эти потребности, в свою очередь, стимулировали совершенствование орудий труда и усложнение трудовой деятельности.

3. Древние люди на опыте убедились в необходимости удовлетворе­ния общественных потребностей и начали создавать необходимые для этого механизмы регуляции социального поведения — преж­де всего мораль (нравственность). Удовлетворение индивидуаль­ных потребностей могло жестко ограничиваться, если они вступа­ли в конфликт с общественными.

4. Наряду с базовыми, насущными потребностями у всех племен древних людей на каком-то этапе их развития появляется потреб­ность в формировании мировоззрения. Только мировоззренческие идеи (мифология, религия, искусство) могли придать смысл че­ловеческой жизни, создать систему ценностей, выработать страте­гию жизненного поведения отдельного человека и племени в це­лом.

Всю историю первобытного общества можно представить как по­иск новых способов удовлетворения развивающейся системы мате­риальных и духовных потребностей. Уже в это время человек попы­тался раскрыть смысл и цели своего существования, которое наши далекие предки не сводили к удовлетворению простых материаль­ных нужд.

 

megaobuchalka.ru

Основные концепции человека и человеческих потребностей в истории общественной мысли (стр. 1 из 3)

Федеральное агентство по высшему образованию РФ

УГЛТУ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Реферат по предмету «Человек и его потребности».

Тема:

« Основные концепции человека и человеческих потребностей в истории общественной мысли »

Екатеринбург 2008г.

П л а н.

1. Человек в первобытном обществе.

2. Первые цивилизации и «осевое время».

3. Библия о потребностях человека.

1. Человек в первобытном обществе.

Проведенные в Х1Х-ХХ вв. этнографические исследования племен, до сих пор живущих в условиях первобытного общества, позволяют довольно полно и достоверно реконструировать образ жизни человека той эпохи.

Первобытный человек глубоко ощущал свою связь с природой и слитность с соплеменниками. Осознания себя как отдельной, самостоятельной личности еще не произошло. Задолго до ощущения своего «Я» возникло ощущение «Мы», чувство единства, слитности с другими членами группы. Наше племя — «Мы» — противостояло другим племенам, чужакам («Они»), отношение к которым обычно было враждебным. Кроме единства со «своими» и противопоставления «чужим» человек остро чувствовал свою связь с миром природы. Природа, с одной стороны, была необходимым источником жизненных благ, но, с другой стороны, таила массу опасностей и часто оказывалась враждебной к людям. Отношение к соплеменникам, к чужакам и к природе прямо влияло на понимание древним человеком своих потребностей и возможных путей их удовлетворения.

За всеми потребностями людей первобытной эпохи (как, впрочем, и наших современников) стояли биологические особенности человеческого организма. Эти особенности нашли выражение в так называемых насущных, или витальных, первичных потребностях — в пище, одежде, жилище. Главная особенность насущных потребностей состоит в том, что они обязательно должны удовлетворяться — иначе человеческий организм вообще не может существовать. К вторичным, ненасущным относят потребности, без удовлетворения которых жизнь возможна, хотя и полна лишений. Насущные потребности имели исключительное, доминирующее значение в первобытном обществе. Во-первых, удовлетворение насущных потребностей представляло собой сложную задачу и требовало от наших предков большого напряжения сил (в отличие от современных людей, без труда пользующихся, например, продукцией мощной индустрии, производящей продукты питания). Во-вторых, сложные социальные потребности были развиты слабее, чем в наше время, и поэтому поведение людей больше зависело именно от потребностей биологических.

В то же время у первобытного человека начинает формироваться вся современная структура потребностей, которая сильно отличается от структуры потребностей животных.

Главные отличия человека от животных — трудовая деятельность и развивавшееся в Процессе труда мышление. Для поддержания своего существования человек научился воздействовать на природу не только, своим телом (ногтями, зубами, как делают животные), а с помощью особых предметов, стоящих между человеком и предметом труда и многократно усиливающих человеческое воздействие на природу. Эти предметы получили название орудий труда. Поскольку че­ловек поддерживает свою жизнь с помощью продуктов труда, сама трудовая деятельность становится важнейшей потребностью общества, Так как труд невозможен без знаний о мире, в первобытном обществе возникает потребность в познании. Если потребность в каких-либо предметах (пище, одежде, орудиях труда) является материальной потребностью, то потребность в познании — это уже духовная потребность.

В Первобытном обществе возникает сложное взаимодействие между индивидуальными (личными) и общественными потребностями.

В XVIII в. французские философы-материалисты (П. А. Гольбах и др.) предложили для объяснения человеческого поведения теорию разумного эгоизма. Позже она была заимствована Н. Г. Чернышевским и подробно изложена в романе «Что делать?». Согласно теории разумного эгоизма, человек всегда действует в своих личных, эгоистических интересах, стремится удовлетворять только индивидуальные потребности. Однако если обстоятельно, логично проанализировать личные потребности человека, мы неизбежно обнаруживаем, что, в конечном счете, они совпадают с потребностями общества (социальной группы). Поэтому «разумный» эгоист, преследуя только правильно понятую личную выгоду, автоматически будет действовать в интересах всего человеческого сообщества.

В наше время стало ясно, что теория разумного эгоизма упрощает реальное положение вещей. Противоречия между интересами личности и сообщества (для первобытного человека это было свое племя) на самом деле существуют и могут достигать огромной остроты. Так, в современной России мы видим множество примеров, когда те или иные потребности различных людей, организаций и общества в целом исключают друг друга и порождают Крупные конфликты интересов. Но общество выработало и ряд механизмов, позволяющих разрешать такие конфликты. Самый древний из этих механизмов возник уже в первобытную эпоху. Этот механизм — мораль.

Этнографам известны племена, у которых даже к Х1Х-ХХ вв. не успели возникнуть искусство и сколько-нибудь отчетливые религиозные представления. Но нет, ни одного племени, у которого бы не было развитой и эффективно действующей системы моральных норм. Мораль возникла у древнейших людей для согласования интересов личности и общества (своего племени). Главный смысл всех моральных норм, традиций, предписаний состоял в одном: они требовали от человека действовать в первую очередь в интересах группы, коллектива, удовлетворять сначала общественные, и лишь потом — личные потребности. Только такая забота каждого о благе всего племени — пусть даже в ущерб личным интересам — делала это племя жизне­способным. Мораль закреплялась через воспитание и традиции. Она стала первым мощным социальным регулятором человеческих потребностей, управляющим распределением жизненных благ.

Моральные нормы предписывали распределять материальные блага в соответствии со сложившимся обычаем. Так, у всех без исключения первобытных племен действуют строгие правила раздела охотничьей добычи. Она не считается собственностью охотника, а распределяется среди всех соплеменников (или, по крайней мере, среди большой группы людей). Чарльз Дарвин во время кругосветного путешествия на корабле «Бигль» в 1831-1836 гг. наблюдал у жителей Огненной Земли простейший способ раздела добычи: она делилась на равные части и раздавалась всем присутствующим. Например, получив кусок материи, туземцы всегда делили его на одинаковые кусочки по числу людей, находившихся в этом месте в момент дележа. В то же время при чрезвычайных обстоятельствах первобытные охотники могли получить последние куски пищи, так сказать, сверх своей доли, если судьба племени зависела от их выносливости и способно­сти вновь добывать пропитание. Наказания за опасные для общества действия также учитывали потребности и интересы членов общины, а также степень этой опасности. Так, у ряда африканских племен укравший домашнюю утварь не несет строгих наказаний, но укравший оружие (предметы, особенно важные для выживания племени) жестоко умерщвляется. Таким образом, уже на уровне первобытного строя общество вырабатывало способы удовлетворения общественных потребностей, которые не всегда совпадали с личными потребностями каждого индивида.

Несколько позже морали в первобытном обществе возникают мифология, религия и искусство. Их появление — это крупнейший скачок в развитии потребности в познании. Древняя история любого известного нам народа показывает: человек никогда не довольствуется только удовлетворением первичных, базовых, насущных потребностей. Крупнейший Специалист по теории потребностей Абрахам Маслоу (1908-1970) писал: «Удовлетворение базовых потребностей само по себе еще не создает системы ценностей, на которые можно опереться и в которые можно верить. Мы поняли, что возможными последствиями удовлетворения базовых потребностей могут быть скука, отсутствие цели, моральное разложение. Судя по всему, наилучшим образом мы функционируем, когда стремимся к чему-то, чего нам недостает, когда мы желаем чего-то, чего не имеем, и когда мы мобилизуем наши силы, стремясь к удовлетворению этого желания». Все это можно сказать уже о первобытных людях. Существование у них общей потребности в познании легко объясняется необходимостью ориентироваться в природной среде, избегать опасности, изготовлять орудия труда. По-настоящему удивительно другое. У всех первобытных племен возникла потребность в мировоззрении, т. е. в формировании системы взглядов на мир в целом и место человека в нем. Сначала мировоззрение существовало в форме мифологии, т. е. легенд и сказаний, осмысливавших устройство природы и общества в фантастической художественно-образной форме. Затем возникает религия — система взглядов на мир, признающая существование сверхъестественных явлений, нарушающих обыденный порядок вещей (законы природы). В наиболее древних типах религий — фетишизме, тотемизме, магии и анимизме — понятие бога еще не сформировалось. Особенно интересным и даже дерзким видом религиозных представлений была магия. Это попытка найти наиболее простые и эффективные пути удовлетворения потребностей через контакт со сверхъестественным миром, активное вмешательство человека в происходящие события с помощью могущественных таинственных, фантастических сил. Только в эпоху возникновения современной науки (ХVI-ХVШ вв.) цивилизация окончательно сделала выбор в пользу научного мышления. Магия и колдовство были признаны ошибочным, неэффективным, тупиковым путем развития человеческой деятельности.

Возникновение эстетических потребностей проявилось в зарождении художественного творчества, создании произведений искусства. Наскальные рисунки, статуэтки людей и животных, всевозможные украшения, ритуальные охотничьи танцы, казалось бы, никак не связаны с удовлетворением насущных потребностей, не помогают человеку выжить в борьбе с природой. Но это только на первый взгляд. В действительности искусство — результат развития сложных духовных потребностей, опосредованно связанных и с потребностями материальными. Это, прежде всего, потребность в правильной оценке окружающего мира и в выработке разумной стратегии поведения человеческого сообщества. «Искусство, — отмечает известный специалист по эстетике М. С. Каган, — рождалось как способ осознаний, объективно складывавшейся в обществе системы ценностей, ибо укрепление социальных отношений и их целенаправленное форми­рование требовали создания таких предметов, в которых закреплялась бы, хранилась и передавалась от человека к человеку и от поколения к поколению эта единственно доступная первобытным людям духовная информация — информация о социально организовавшихся связях с миром, об общественной ценности природы и бытия самого человека». Даже в самых простых произведениях первобытного искусства выражено отношение художника к изображаемому объекту, т. е. зашифрована социально значимая информация о том, что важно и ценно для человека, как следует относиться к тем или иным явле­ниям.

mirznanii.com

I. Формирование потребностей в первобытном обществе. Потребности человека и их взаимосвязь с производством

Похожие главы из других работ:

Анализ хозяйственной деятельности предприятия

2.1.1 Общие сведения об обществе

Полное фирменное наименование Общества - открытое акционерное общество “Сода”. Сокращенное фирменное наименование Общества - ОАО “ Сода “, на английском языке -“Soda” a/c Open Joint - Stock Company...

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов

1.3 Закон возвышения потребностей

Человечество устроено так, что его экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Здесь имеет место закон (принцип) возвышения потребностей. Закон возвышения потребностей - это закон развития общества...

Значение экономики для общества

3. Роль потребностей.

Потребность вообще ? это особое психологическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как "напряжение", "неудовлетворенность", несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности...

Информационные технологии как основа модернизации экономики страны

1.2 Информационные технологии в обществе

Достижения и тенденции развития в сфере информационных технологий и информационных систем непреклонно идет вперед. В настоящее время наблюдается бурный рост информационных систем в самых различных областях человеческой деятельности...

Комплексное исследование предприятий малого бизнеса

5. Значение МП в обществе

Удивляет и вместе с тем настораживает оценка предпринимателями отношения к ним со стороны общества, государства. На вопрос “Как, на ваш взгляд, относятся к МП политические партии, госслужащие, общественность...

Организация производства на предприятиях автомобильного транспорта

Расчет потребностей в ресурсах

1. Расчет потребности капитальных вложений в подвижной состав и материально-техническую базу АТ. ,где КВПС - капитальные вложения в подвижной состав, НСТР - стоимость строительства на 1 автомобиль, СО - стоимость оборудования на 1 автомобиль...

Планирование факторов производства на примере турагентства

1.2.1. Расчет потребностей в ОПФ.

В соответствии с действующим законодательством предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности...

Потребительское поведение

1.2 Особенности базовых потребностей

Исходя из вышеперечисленного, могло создаться впечатление, что данная иерархия устанавливает жесткий порядок вещей, однако в действительности он далеко не так постоянен. В самом деле, большинство людей имеют базовые потребности...

Потребности как движущая сила экономики

1.1 Общая характеристика потребностей

Состояние чувства нехватки характерно для любого человека. Первоначально это состояние носит расплывчатый характер, точно неясна причина такого состояния, но на следующем этапе оно конкретизируется...

Потребности как движущая сила экономики

1.2 Виды и свойства потребностей

Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки "разложить по полочкам" все многообразие потребностей людей. Так А. Маршалл, выдающийся представитель неоклассической школы, отмечает...

Потребности как движущая сила экономики

2. Формирование и развитие общественных потребностей

Понятие "формирование потребностей" населения в теории и практике рассматривается в двух аспектах: во-первых, как объективный процесс их развития, во-вторых, как определенный вид деятельности общества и государства...

Потребность и блага. Экономический вывод

5. Формирование и развитие общественных потребностей

Понятие «формирование потребностей» населения в теории и практике рассматривается в двух аспектах: во-первых, как объективный процесс их развития, во-вторых, как определенный вид деятельности общества и государства...

Ресурсы и потребности в экономической системе

2.1 Сущность и классификация потребностей

Средства существования призваны удовлетворять потребности людей. Человек, как и любое другое живое существо, способен жить только в условиях интенсивного обмена с окружающей средой. Из этой среды люди получают кислород, воду, тепло, свет, пищу...

Рынок ресурсов и факторные доходы

1.4 Распределение доходов в обществе

Формирование и распределение доходов в условиях рынка строятся на том, что каждый собственник факторов производства получает свой доход в зависимости от спроса на предлагаемый ресурс и предложения этого ресурса на рынке...

Управление мотивацией персонала на предприятиях туриндустрии

2.1.2 Теория потребностей МакКлелланда

Другой моделью мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней, была теория Дэвида МакКлелланда. Он считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. Основы менеджмента: Учеб. для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е...

econ.bobrodobro.ru


Смотрите также