Первобытное религиозное представление. Характеристика первобытной культуры и религиозных представлений (стр. 2 из 5)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Религиозные представления древних людей. Первобытное искусство. Первобытное религиозное представление


Религиозные представления древних людей. Первобытное искусство. — КиберПедия

На протяжении сотен тысячелетий первобытный человек не знал религии. Зачатки религиозных представлений появились не раньше эпохи верхнего палеолита. Религия могла возникнуть только тогда, когда человек сделал первые попытки понять явления природы. Непонятные и грозные явления природы, болезни, смерть вселяла в сознание наших далеких предков тревогу и ужас. Постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать эти явления. Это и было началом религиозных представлений.

Считается, что тотемизм является главной формой архаичной веры и присущ человеческому обществу на ранних стадиях развития. Тотемизм способ оформления охот. культов («от-отем» на языке североамериканских индейцев означает «егород») — система религиозных представлений о родстве между группой людей(обычно родом) и тотемом — мифическим предком, чаще всего каким-либоживотным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливомупредку и покровителю, который оберегает людей — своих родственников — отголода, холода, болезней и смерти. Каждый род носил имя своего тотема, но могли быть и более «специализированные» тотемы. Например, все мужчины племени считали своим предком одно животное или растение, а у женщин был другой тотем.Выбор тотемов часто связан с физико-географическим характером местности. Тотемизм — это религия ранне - родового общества, где кровнородственныесвязи являются самыми важными между людьми. Подобные же связи человекусматривает и в окружающем мире, он наделяет всю природу родственнымиотношениями, животные и растения, составляющие основу жизни охотника исобирателя, становятся предметом его религиозных чувств. В религиозных представлениях древних греков следы тотемизма хранят мифыо кентаврах, часто встречающиеся мотивы превращения людей в животных ирастения (например, миф о Нарциссе). Пережитки тотемизмавстречаются в религиях многих народов древнего Востока. В древнем Египте,например, покланялись быку, шакалу, козлу, крокодилу и другим животным. Сглубокой древности и по сей день в Индии священными животными считаюттигров, обезьян, коров.Более того, для древних людей характерен фетишизм (предание какому-либо предмету сверхъестественной силы). Фетишем мог стать любой предмет, им могбыть просто рисунком и даже татуировкой на теле. Если его владельцу сопутствовалаудача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае егозаменяли другим. До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов, которые должны оберегать своего владельца. Изображения предков также становились фетишами, которым поклонялись. Иногда это идолы — человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины. Фетишизм тесно переплетается с другими формами верований, в первую очередь с тотемизмом. В глубокой древности человек и не думал отделять себя от природы, ноэто не значит, что он не стремился понять, объяснить мир, в котором жил.Видимо, одним из первых способов подобного объяснения стало перенесениечеловеком своих собственных свойств и ощущений на весь окружающий мир. Такродилась вера в то, что природа — живая. Всю природу человек в своем воображении населил духами. Эта форма религиозных представлений называется анимизмом (от лат. слова - «анимус» - дух). Сон, обморок, смерть первобытные люди объясняли уходом духа (души) из тела. С анимизмом связаны вера в загробную жизнь и культ предков. Об этом говорят погребения: вместе с покойником в могилу клали его личные вещи - украшения, оружие и запасы пищи. По представлению первобытных людей эти вещи должны были служить покойнику в его загробную жизни. Это представление способствовало и закреплению племени в местах обитания, поскольку соплеменники должны быть рядом и поддержать проснувшихся от долгого сна. Поскольку предки, похороненные в могилах или сожженные, становились невидимыми, то они переходили в разряд сверхъестественных существ, подобных тем, которые метали молнии и грохотали громом, а следовательно, появляется необходимость отводить тем и другим особые места, где бы можно было с ними общаться.

 

Поздний период древнего каменного века был временем зарождения искусства. Мы не обладаем никакими данными, позволяющими с уверенностью утверждать, что человек разумный неандертальский был способен заниматься искусством. Человек современного вида эпохи палеолита был единственным, кто оставил в этой области неоспоримые доказательства. Появление искусства– признак прогрессивных охотничьих культур, относящихся к окончанию ледникового периода. Западная Европа – самый значительный очаг доисторического искусства.

В древности роль искусства была даже более важной, чем теперь: при отсутствии науки оно вмещало практически весь опыт познания мира. Вообще, всё доисторического искусство можно разделить на декоративно-прикладное (использование камня, рогов оленей, слоновой кости в качестве материала) и наскальную живопись (рисунки, барельефы и резные изображения не только стенах, но и потолках, полах пещер). Объекты искусства малых форм подразделяется на три типа: 1) статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта), 2) уплощенные предметы с гравировками и росписями и 3) рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами.

 

При этом археологи отмечают высокое мастерство обработки материала, несмотря на примитивные инструменты. Преобладают изображения животных, в основном крупных млекопитающих, таких как бизон, зубр, мамонтов, шерстистых носорогов и т. д. Поразительные по совершенству, меткости наблюдений изображения животных – бизонов, лошадей, мамонтов - наносили на стены и низкие потолки пещер в Испании, на юге Франции, на Урале. Участки пешер с росписями часто находятся в глубине, в полной темноте. Людей же изображают реже, большое количество женских фигур («Венера» из Виллендорфа, из Костёнок). Женщины – первые представители человеческого рода, которых стали изображать.

Множество фигур носят «антроморфный» характер - полулюди, полуживотные (возможно, гибридные существа, входящих в состав мифологии охотников). В равной степени заслуживают упоминания так называемые силуэты рук, выполненные либо в позитивном, либо в негативном виде, которые иногда позволяют делать предположение о существовании обрядов калечения пальцев. Изображения растений крайне редки. Обнаружено множество загадочных знаков – от простых точек до сложный орнаментов. А также замечено, что пещеры с росписями не всегда служили жилищами.

Следует заметить, что в среднем каменном веке на стенах пещер изображаются группы танцующих или охотящихся людей. Наскальное изображение охоты и разных обрядов показывают, что люди среднего каменного века уже не так сильно, как их предшественники, зависели от природы. Они стали осознавать эту, пока ещё слабую независимость, рисуя толпы охотников, способных убить крупное и сильное животное.

 

11. Зарождение древневосточных цивилизаций и географическая среда. Великие реки древности.

 

Зарождение древневосточных цивилизаций относят второй половине IV тысячелетия до н.э. Географически территория, называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современного Туниса. В этой обширной географической зоне существовали многочисленные государства, оставившие яркий след в истории: великое Древнеегипетское царство, Вавилонское государство, Хеттская держава, огромная Ассирийская империя, государство Урарту, мелкие государственные образования на территории Финикии, Сирии и Палестины, Троянское, Фригийское и Лидийское царства, государства Иранского нагорья, в том числе, мировая Персидская монархия, в состав которой входили территории почти всего Ближнего и частично Среднего Востока, государственные образования Средней Азии, государства на территории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии.

Природные условия различных территорий Древнего Востока имеют свои особенности, но есть и общие черты: это зона в основном субтропического климата с очень жарким сухим летом и мягкой зимой. Большую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил (длина ок. 6700 км), Евфрат (ок. 2700) и Тигр (ок. 1900 км), Инд (ок. 3180), Ганг (ок. 2700), Хуанхэ (ок. 4850 км). Эти реки, относящиеся к числу самых крупных на земном шаре, образуют обширные бассейны с плодородной, хорошо орошаемой почвой. Здесь можно было жить и вести хозяйственную деятельность.

Поселившимся здесь людям нужно было приложить много усилий, чтобы создать продуктивное земледелие. Необходимость коллективного труда для освоения бассейнов великих рек и организации поливного земледелия пробуждала энергию и инициативу живших здесь людей, способствовала развитию производительных сил, использованию имеющегося сырья, применению новых орудий труда, накоплению производственного опыта. В реках водилась рыба, которая служила хорошим подспорьем в питании населения. В предгорьях, окружающих долины Евфрата и Тигра, на Абиссинском нагорье, расположенном близ долины Нила, в долине Меконга в диком виде росли многие злаковые растения; они были окультурены и положили начало ячменю, пшенице, просу, рису и другим зерновым культурам. Существование богатого животного мира позволило приручить ряд животных и перейти к культурному скотоводству.

.

 

cyberpedia.su

Первобытные религиозные представления

Памятники первобытного искусства свидетельствуют о развитии сознания человека, о его жизни в то отдалённое время. Они рассказывают и о верованиях первобытного человека. К фантастическим представлениям, из которых возникли древнейшие религиозные верования охотников каменного века, следует отнести зачатки почитания сил природы и прежде всего культ зверя.

Зарождение грубого культа зверя и охотничьего колдовства обусловлено было значением охоты, как главного источника существования древних людей этого периода, той реальной ролью, которая принадлежала зверю в их повседневной жизни. Звери с самого начала заняли важное место в сознании первобытного человека и в первобытной религии.

Перенося на мир животных отношения, характерные для первобытных родовых общин, неразрывно связанных друг с другом брачными союзами и экзогамными нормами, первобытный человек мыслил и этот звериный мир как бы в виде второй и вполне равноправной половины своей собственной общины. Отсюда развился тотемизм, т. е. представление о том, что все члены данного рода происходят от определённого животного, растения или другого «тотема» и связаны с данным видом животных нерасторжимой связью. Самое слово тотем, вошедшее в науку, заимствовано из языка одного из североамериканских индейских племён — алгонкинов, у которых оно значит «его род». Звери и люди, согласно тотемическим представлениям, имели общих предков. Звери, если они этого хотели, могли снять свою шкуру и стать людьми. Предоставляя людям по собственной воле своё мясо, они умирали. Но если люди сберегали их кости и выполняли необходимые обряды, звери снова возвращались к жизни, «обеспечивая» таким образом обилие пищи, благополучие первобытной общины.

Первые слабые зачатки такого первобытного культа зверя могут быть обнаружены, судя по находкам в Тешик-Таше и в альпийских пещерах, возможно, уже в конце мустьерского времени. О его развитии наглядно свидетельствуют памятники пещерного искусства верхнего палеолита, содержанием которого почти исключительно являются образы зверей: мамонтов, носорогов, быков, лошадей, оленей, хищников, вроде пещерного льва и медведя. На первом месте при этом, естественно, стоят те животные, охота на которых была главным источником пищи: копытные.

Для понимания смысла этих пещерных рисунков важны и условия, в которых они находятся. Сама по себе сохранность пещерных рисунков определяется устойчивым гигроскопическим режимом внутри пещер, изолированных также и от влияния температурных колебаний, имевших место на поверхности земли. Рисунки обычно расположены на значительном расстоянии от входа, например в Нио (Франция)— на расстоянии 800 м. Постоянная жизнь человека на таком расстоянии от входа в пещеры, в глубине, где царили вечная темнота и сырость, разумеется, была невозможна. Чтобы попасть в самые замечательные хранилища пещерного искусства, иногда и теперь приходится пробираться в тёмную глубину пещер через узкие колодцы и щели, часто ползком, даже переплывать через преграждающие дальнейший путь подземные реки и озёра.

Особенно выразительны находки в глубине пещеры Монтеспан (Франция) лепных фигур животных, в том числе медведя, вокруг которых на глинистом полу уцелели покрытые сталагмитовой коркой отпечатки босых человеческих ног. Голова у изображения медведя отсутствовала, на её месте находилось лишь довольно глубокое отверстие, а между лапами лежал череп медвежонка, должно быть прикреплённый прежде к глиняной фигуре посредством деревянного стержня, вставленного в отверстие. Поразительно сходная картина открылась и перед исследователями, впервые проникшими в глубину пещеры Тюк д ' 0дюбер (Франция) в 1912 г. В ней оказались две выполненные из глины фигуры бизонов, а вокруг них точно так же уцелели отпечатки босых ног — местами всей ступни, а местами одних только пяток. Это были, должно быть, следы первобытных охотников, исполнявших какой-то обрядовый танец вокруг бизоньих фигур с целью заворожить и околдовать живых, настоящих бизонов, сделать их лёгкой добычей на охоте.

Какие мысли и чувства руководили первобытными скульпторами и живописцами древнекаменного века, не менее ясно показывают их рисунки. Здесь изображены бизоны с вонзёнными в них дротиками или гарпунами, звери, покрытые ранами, умирающие хищники, у которых из широко раскрытой пасти льётся потоком кровь. На фигурках мамонтов видны схематические рисунки, которые могут изображать ловчие ямы, служившие, как полагают некоторые исследователи, для ловли этих гигантов ледникового времени. В пещере Ляско изображены фигурки зверей, в которых торчат по 7 и по 12 дротиков. Рядом с животными нарисованы условные изображения копьеметалок, охотничьих изгородей и сетей.

 

О специфическом назначении пещерных рисунков свидетельствует и характерное налегание одних рисунков на другие, их многочисленность, показывающая, что изображения животных делались, по-видимому, не навсегда, а только для одного раза, для того или иного отдельного обряда. Ещё ярче это видно на небольших гладких плитках, где налегающие друг на друга рисунки часто образуют сплошную сетку пересекающихся и совершенно запутанных линий. Такие гальки, должно быть, каждый раз заново покрывались красной краской, по которой и процарапывался рисунок. Таким образом, эти рисунки делались только для одного определённого момента, «жили» только раз.

С охотничьими колдовскими обрядами в значительной мере связаны были, как полагают, и женские статуэтки верхнего палеолита. Их значение определяется, согласно этим взглядам, представлениями древних охотников, веривших в своего рода «разделение труда» между мужчинами, убивающими зверей, и женщинами, которые своим колдовством должны были якобы «привлекать» животных под удары копий охотников. Такое предположение хорошо обосновывается этнографическими аналогиями.

 

28.Особенности первобытной культуры

Говоря об искусстве первобытности, мы вольно или невольно создаем некоторую иллюзию равенства между ним и искусством последующих эпох, вплоть до современности. Формулировки, привычные для популярного искусствоведения, широко используются при рассмотрении древнейших изображений ("эстетические нормы и принципы", "идейное содержание", "отражение жизни", "композиция", "чувство прекрасного" и т.д.), но они уводят в сторону от понимания специфики первобытного искусства.

Если сейчас искусство является особой областью культуры, границы и специализация которой вполне осознаны как создателями, так и "пользователями" искусства, то чем глубже в древность, тем эти представления были более размытыми. В сознании первобытного человека искусство не выделялось в какую-то особую область деятельности.

Способностью к созданию изображений (как и сейчас) обладали редкие люди. Им приписывались некие сверхъестественные свойства, подобно позднейшим шаманам. Вероятно, это ставило их в особые условия среди своих сородичей. О достоверных подробностях этих условий можно только догадываться.

Процесс осознания обществом самостоятельной роли искусства и различных его направлений начался только в поздней античности, затянулся на несколько столетий и завершился не ранее Ренессанса. Поэтому говорить о первобытном "творчестве" можно только в иносказательном смысле. Вся духовная жизнь первобытных людей проходила в единой, не расчлененной на отдельные сферы культурной среде. Наивно полагать, что в первобытном искусстве были художники и зрители, как у нас, или что тогда все люди были художниками-любителями и зрителями одновременно (нечто вроде нашей художественной самодеятельности). Неверно и представление о досуге, который древние люди якобы заполняли разными искусствами. Досуга в нашем понимании (как времени, свободного от "службы") у них просто не было, поскольку их жизнь не делилась на работу и "неработу". Если в конце эпохи верхнего палеолита у первобытного человека, в редкие часы, не занятые напряженной борьбой за существование, и появлялась возможность оглянуться по сторонам и посмотреть на небо, то это время заполнялось ритуальными и иными действиями, которые были не досужими, а направленными на благополучие своего рода и себя самого .

Таким образом, пользуясь понятием "искусство" по отношению к первобытной эпохе, желательно иметь в виду сказанное выше.

 

Культура Древнего Востока

Понятие «Древний Восток» охватывает цивилизации, складывающиеся с IV-V тысячелетий до н.э. и существующие на огромной территории от Египта до Китая. Древний Восток – это совокупность очень далеких друг от друга по географическим и хозяйственным условиям, по культурным особенностям стран и народов.

Религия играла главную роль в восточном обществе. Она санкционировала и освещала политическую власть, способствовала обожествлению правительства, охраняла незыблемость социальной структуры. В религиях Древнего Востока на второй план отходят первобытные верования и культы, а на первый выходит религиозный культ могущественных богов.

Сохраняются черты ранних религиозных представлений (магия, фетишизм).

Главная черта религии – политеизм (многобожие). Каждая религиозная система вырабатывала более или менее стройную доктрину, которая наглядно отражалась в системе мифов, повествующих о славных деяниях и великих заслугах богов, героев, их мудрости и сверхъестественном могуществе.

Различные формы культуры начинают существовать самостоятельно, т.е. культура становится специализированной.

Развитие хозяйства приводит к возникновению письменности и науки. Письменность первоначально служила чисто хозяйственным нуждам, но со временем проникла в политико-административную деятельность и религию. Появляется особое сословие – писцы, появляются школы, из писцов происходят первые литераторы. Возникает наука: математика, астрономия, медицина.

Особенности древневосточного искусства.

1. Неотделимость художественного сознания от сознания религиозного и от сознания «производственного». Ни одно из произведений искусств не создавалось в отрыве от религиозного культа.

2. Информационность. В памятниках культуры прослеживается отчетливое преобладание информативного начала.

3. Иерархичность. Проявляется в постоянном стремлении показать, какое место в обществе занимает тот или другой персонаж. Это достигалось двумя способами – через атрибутику или масштаб. Каждый изображаемый имел определенные регалии.

4. Каноничность, т.е. наличие обязательных норм (построение изображения). Эти нормы закреплялись религиями.

В середине II тыс. до н.э. в Индию с севера вторглись племена ариев, которые создали величайшие памятники культуры духовной: произведения по вопросам религии, философии, изучению окружающего мира.

О религиозных верованиях Индии дают представление Веды – великий памятник древнеиндийской словесности, до сих пор почитаемый в Индии в качестве священного текста, свод непререкаемых истин и незыблемых правил поведения.

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную так и духовную. В середине I тыс. до н.э. здесь формируются три идеологических направления – даосизм, учение Конфуция и буддизм.

Основателем конфуцианства был проповедник Кун-цзы (учитель Кун). Во II–I вв. до н.э. учение Конфуция становится господствующей идеологией правящих классов. Основное содержание конфуцианства – обожествление императора и освящение его власти.

Основателем даосизма был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой «Книги о дао и дэ». Дао – это путь, корень всего, мать всех вещей.

Важнейшая черта культуры Древнего Египта — протест против смерти. На основе этого родилось вероучение, согласно которому смерть не означает конец: прекрасная жизнь на Земле может длиться вечно, умершего может ждать воскрешение.

Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо вновь соединиться со своим телом.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон – это живое подобие Солнца.

 

Читайте также:

lektsia.com

Статья - Первобытные религиозные представления

Первобытные Религиозные Представления

Памятники первобытного искусства свидетельствуют о развитии сознания человека, о его жизни в то отдалённое время. Они рассказывают и о верованиях первобытного человека. К фантастическим представлениям, из которых возникли древнейшие религиозные верования охотников каменного века, следует отнести зачатки почитания сил природы и прежде всего культ зверя.

Зарождение грубого культа зверя и охотничьего колдовства обусловлено было значением охоты, как главного источника существования древних людей этого периода, той реальной ролью, которая принадлежала зверю в их повседневной жизни. Звери с самого начала заняли важное место в сознании первобытного человека и в первобытной религии.

Перенося на мир животных отношения, характерные для первобытных родовых общин, неразрывно связанных друг с другом брачными союзами и экзогамными нормами, первобытный человек мыслил и этот звериный мир как бы в виде второй и вполне равноправной половины своей собственной общины. Отсюда развился тотемизм, т. е. представление о том, что все члены данного рода происходят от определённого животного, растения или другого «тотема» и связаны с данным видом животных нерасторжимой связью. Самое слово тотем, вошедшее в науку, заимствовано из языка одного из североамериканских индейских племён — алгонкинов, у которых оно значит «его род». Звери и люди, согласно тотемическим представлениям, имели общих предков. Звери, если они этого хотели, могли снять свою шкуру и стать людьми. Предоставляя людям по собственной воле своё мясо, они умирали. Но если люди сберегали их кости и выполняли необходимые обряды, звери снова возвращались к жизни, «обеспечивая» таким образом, обилие пищи, благополучие первобытной общины.

Первые слабые зачатки такого первобытного культа зверя могут быть обнаружены, судя по находкам в Тешик-Таше и в альпийских пещерах, возможно, уже в конце мустьерского времени. О его развитии наглядно свидетельствуют памятники пещерного искусства верхнего палеолита, содержанием которого почти исключительно являются образы зверей: мамонтов, носорогов, быков, лошадей, оленей, хищников, вроде пещерного льва и медведя. На первом месте при этом, естественно, стоят те животные, охота на которых была главным источником пищи: копытные.

Для понимания смысла этих пещерных рисунков важны и условия, в которых они находятся. Сама по себе сохранность пещерных рисунков определяется устойчивым гигроскопическим режимом внутри пещер, изолированных также и от влияния температурных колебаний, имевших место на поверхности земли. Рисунки обычно расположены на значительном расстоянии от входа, например в Нио (Франция)— на расстоянии 800 м. Постоянная жизнь человека на таком расстоянии от входа в пещеры, в глубине, где царили вечная темнота и сырость, разумеется, была невозможна. Чтобы попасть в самые замечательные хранилища пещерного искусства, иногда и теперь приходится пробираться в тёмную глубину пещер через узкие колодцы и щели, часто ползком, даже переплывать через преграждающие дальнейший путь подземные реки и озёра.

Особенно выразительны находки в глубине пещеры Монтеспан (Франция) лепных фигур животных, в том числе медведя, вокруг которых на глиняном полу уцелели покрытые сталагмитовой коркой отпечатки босых человеческих ног. Голова у изображения медведя отсутствовала, на её месте находилось лишь довольно глубокое отверстие, а между лапами лежал череп медвежонка, должно быть прикреплённый прежде к глиняной фигуре посредством деревянного стержня, вставленного в отверстие. Поразительно сходная картина открылась и перед исследователями, впервые проникшими в глубину пещеры Тюк д 0дюбер (Франция) в 1912 г. В ней оказались две выполненные из глины фигуры бизонов, а вокруг них точно так же уцелели отпечатки босых ног — местами всей ступни, а местами одних только пяток. Это были, должно быть, следы первобытных охотников, исполнявших какой-то обрядовый танец вокруг бизоньих фигур с целью заворожить и околдовать живых, настоящих бизонов, сделать их лёгкой добычей на охоте.

Какие мысли и чувства руководили первобытными скульпторами и живописцами древнекаменного века, не менее ясно показывают их рисунки. Здесь изображены бизоны с вонзёнными в них дротиками или гарпунами, звери, покрытые ранами, умирающие хищники, у которых из широко раскрытой пасти льётся потоком кровь. На фигурках мамонтов видны схематические рисунки, которые могут изображать ловчие ямы, служившие, как полагают некоторые исследователи, для ловли этих гигантов ледникового времени. В пещере Ляско изображены фигурки зверей, в которых торчат по 7 и по 12 дротиков. Рядом с животными нарисованы условные изображения копьеметалок, охотничьих изгородей и сетей.

О специфическом назначении пещерных рисунков свидетельствует и характерное налегание одних рисунков на другие, их многочисленность, показывающая, что изображения животных делались, по-видимому, не навсегда, а только для одного раза, для того или иного отдельного обряда. Ещё ярче это видно на небольших гладких плитках, где налегающие друг на друга рисунки часто образуют сплошную сетку пересекающихся и совершенно запутанных линий. Такие гальки, должно быть, каждый раз заново покрывались красной краской, по которой и процарапывался рисунок. Таким образом, эти рисунки делались только для одного определённого момента, «жили» только раз.

С охотничьими колдовскими обрядами в значительной мере связаны были, как полагают, и женские статуэтки верхнего палеолита. Их значение определяется, согласно этим взглядам, представлениями древних охотников, веривших своего рода «разделение труда» между мужчинами, убивающими зверей, и женщинами, которые своим колдовством должны были якобы «привлекать» животных под удары копий охотников. Такое предположение хорошо обосновывается этнографическими аналогиями.

www.ronl.ru

Первобытные религиозные представления

Памятники первобытного искусства свидетельствуют о развитии сознания человека, о его жизни в то отдалённое время. Они рассказывают и о верованиях первобытного человека. К фантастическим представлениям, из которых возникли древнейшие религиозные верования охотников каменного века, следует отнести зачатки почитания сил природы и прежде всего культ зверя.

Зарождение грубого культа зверя и охотничьего колдовства обусловлено было значением охоты, как главного источника существования древних людей этого периода, той реальной ролью, которая принадлежала зверю в их повседневной жизни. Звери с самого начала заняли важное место в сознании первобытного человека и в первобытной религии.

Перенося на мир животных отношения, характерные для первобытных родовых общин, неразрывно связанных друг с другом брачными союзами и экзогамными нормами, первобытный человек мыслил и этот звериный мир как бы в виде второй и вполне равноправной половины своей собственной общины. Отсюда развился тотемизм, т. е. представление о том, что все члены данного рода происходят от определённого животного, растения или другого «тотема» и связаны с данным видом животных нерасторжимой связью. Самое слово тотем, вошедшее в науку, заимствовано из языка одного из североамериканских индейских племён — алгонкинов, у которых оно значит «его род». Звери и люди, согласно тотемическим представлениям, имели общих предков. Звери, если они этого хотели, могли снять свою шкуру и стать людьми. Предоставляя людям по собственной воле своё мясо, они умирали. Но если люди сберегали их кости и выполняли необходимые обряды, звери снова возвращались к жизни, «обеспечивая» таким образом обилие пищи, благополучие первобытной общины.

Первые слабые зачатки такого первобытного культа зверя могут быть обнаружены, судя по находкам в Тешик-Таше и в альпийских пещерах, возможно, уже в конце мустьерского времени. О его развитии наглядно свидетельствуют памятники пещерного искусства верхнего палеолита, содержанием которого почти исключительно являются образы зверей: мамонтов, носорогов, быков, лошадей, оленей, хищников, вроде пещерного льва и медведя. На первом месте при этом, естественно, стоят те животные, охота на которых была главным источником пищи: копытные.

Для понимания смысла этих пещерных рисунков важны и условия, в которых они находятся. Сама по себе сохранность пещерных рисунков определяется устойчивым гигроскопическим режимом внутри пещер, изолированных также и от влияния температурных колебаний, имевших место на поверхности земли. Рисунки обычно расположены на значительном расстоянии от входа, например в Нио (Франция)— на расстоянии 800 м. Постоянная жизнь человека на таком расстоянии от входа в пещеры, в глубине, где царили вечная темнота и сырость, разумеется, была невозможна. Чтобы попасть в самые замечательные хранилища пещерного искусства, иногда и теперь приходится пробираться в тёмную глубину пещер через узкие колодцы и щели, часто ползком, даже переплывать через преграждающие дальнейший путь подземные реки и озёра.

Особенно выразительны находки в глубине пещеры Монтеспан (Франция) лепных фигур животных, в том числе медведя, вокруг которых на глинистом полу уцелели покрытые сталагмитовой коркой отпечатки босых человеческих ног. Голова у изображения медведя отсутствовала, на её месте находилось лишь довольно глубокое отверстие, а между лапами лежал череп медвежонка, должно быть прикреплённый прежде к глиняной фигуре посредством деревянного стержня, вставленного в отверстие. Поразительно сходная картина открылась и перед исследователями, впервые проникшими в глубину пещеры Тюк д ' 0дюбер (Франция) в 1912 г. В ней оказались две выполненные из глины фигуры бизонов, а вокруг них точно так же уцелели отпечатки босых ног — местами всей ступни, а местами одних только пяток. Это были, должно быть, следы первобытных охотников, исполнявших какой-то обрядовый танец вокруг бизоньих фигур с целью заворожить и околдовать живых, настоящих бизонов, сделать их лёгкой добычей на охоте.

Какие мысли и чувства руководили первобытными скульпторами и живописцами древнекаменного века, не менее ясно показывают их рисунки. Здесь изображены бизоны с вонзёнными в них дротиками или гарпунами, звери, покрытые ранами, умирающие хищники, у которых из широко раскрытой пасти льётся потоком кровь. На фигурках мамонтов видны схематические рисунки, которые могут изображать ловчие ямы, служившие, как полагают некоторые исследователи, для ловли этих гигантов ледникового времени. В пещере Ляско изображены фигурки зверей, в которых торчат по 7 и по 12 дротиков. Рядом с животными нарисованы условные изображения копьеметалок, охотничьих изгородей и сетей.

 

О специфическом назначении пещерных рисунков свидетельствует и характерное налегание одних рисунков на другие, их многочисленность, показывающая, что изображения животных делались, по-видимому, не навсегда, а только для одного раза, для того или иного отдельного обряда. Ещё ярче это видно на небольших гладких плитках, где налегающие друг на друга рисунки часто образуют сплошную сетку пересекающихся и совершенно запутанных линий. Такие гальки, должно быть, каждый раз заново покрывались красной краской, по которой и процарапывался рисунок. Таким образом, эти рисунки делались только для одного определённого момента, «жили» только раз.

С охотничьими колдовскими обрядами в значительной мере связаны были, как полагают, и женские статуэтки верхнего палеолита. Их значение определяется, согласно этим взглядам, представлениями древних охотников, веривших в своего рода «разделение труда» между мужчинами, убивающими зверей, и женщинами, которые своим колдовством должны были якобы «привлекать» животных под удары копий охотников. Такое предположение хорошо обосновывается этнографическими аналогиями.

 

28.Особенности первобытной культуры

Говоря об искусстве первобытности, мы вольно или невольно создаем некоторую иллюзию равенства между ним и искусством последующих эпох, вплоть до современности. Формулировки, привычные для популярного искусствоведения, широко используются при рассмотрении древнейших изображений ("эстетические нормы и принципы", "идейное содержание", "отражение жизни", "композиция", "чувство прекрасного" и т.д.), но они уводят в сторону от понимания специфики первобытного искусства.

Если сейчас искусство является особой областью культуры, границы и специализация которой вполне осознаны как создателями, так и "пользователями" искусства, то чем глубже в древность, тем эти представления были более размытыми. В сознании первобытного человека искусство не выделялось в какую-то особую область деятельности.

Способностью к созданию изображений (как и сейчас) обладали редкие люди. Им приписывались некие сверхъестественные свойства, подобно позднейшим шаманам. Вероятно, это ставило их в особые условия среди своих сородичей. О достоверных подробностях этих условий можно только догадываться.

Процесс осознания обществом самостоятельной роли искусства и различных его направлений начался только в поздней античности, затянулся на несколько столетий и завершился не ранее Ренессанса. Поэтому говорить о первобытном "творчестве" можно только в иносказательном смысле. Вся духовная жизнь первобытных людей проходила в единой, не расчлененной на отдельные сферы культурной среде. Наивно полагать, что в первобытном искусстве были художники и зрители, как у нас, или что тогда все люди были художниками-любителями и зрителями одновременно (нечто вроде нашей художественной самодеятельности). Неверно и представление о досуге, который древние люди якобы заполняли разными искусствами. Досуга в нашем понимании (как времени, свободного от "службы") у них просто не было, поскольку их жизнь не делилась на работу и "неработу". Если в конце эпохи верхнего палеолита у первобытного человека, в редкие часы, не занятые напряженной борьбой за существование, и появлялась возможность оглянуться по сторонам и посмотреть на небо, то это время заполнялось ритуальными и иными действиями, которые были не досужими, а направленными на благополучие своего рода и себя самого .

Таким образом, пользуясь понятием "искусство" по отношению к первобытной эпохе, желательно иметь в виду сказанное выше.

 

Культура Древнего Востока

Понятие «Древний Восток» охватывает цивилизации, складывающиеся с IV-V тысячелетий до н.э. и существующие на огромной территории от Египта до Китая. Древний Восток – это совокупность очень далеких друг от друга по географическим и хозяйственным условиям, по культурным особенностям стран и народов.

Религия играла главную роль в восточном обществе. Она санкционировала и освещала политическую власть, способствовала обожествлению правительства, охраняла незыблемость социальной структуры. В религиях Древнего Востока на второй план отходят первобытные верования и культы, а на первый выходит религиозный культ могущественных богов.

Сохраняются черты ранних религиозных представлений (магия, фетишизм).

Главная черта религии – политеизм (многобожие). Каждая религиозная система вырабатывала более или менее стройную доктрину, которая наглядно отражалась в системе мифов, повествующих о славных деяниях и великих заслугах богов, героев, их мудрости и сверхъестественном могуществе.

Различные формы культуры начинают существовать самостоятельно, т.е. культура становится специализированной.

Развитие хозяйства приводит к возникновению письменности и науки. Письменность первоначально служила чисто хозяйственным нуждам, но со временем проникла в политико-административную деятельность и религию. Появляется особое сословие – писцы, появляются школы, из писцов происходят первые литераторы. Возникает наука: математика, астрономия, медицина.

Особенности древневосточного искусства.

1. Неотделимость художественного сознания от сознания религиозного и от сознания «производственного». Ни одно из произведений искусств не создавалось в отрыве от религиозного культа.

2. Информационность. В памятниках культуры прослеживается отчетливое преобладание информативного начала.

3. Иерархичность. Проявляется в постоянном стремлении показать, какое место в обществе занимает тот или другой персонаж. Это достигалось двумя способами – через атрибутику или масштаб. Каждый изображаемый имел определенные регалии.

4. Каноничность, т.е. наличие обязательных норм (построение изображения). Эти нормы закреплялись религиями.

В середине II тыс. до н.э. в Индию с севера вторглись племена ариев, которые создали величайшие памятники культуры духовной: произведения по вопросам религии, философии, изучению окружающего мира.

О религиозных верованиях Индии дают представление Веды – великий памятник древнеиндийской словесности, до сих пор почитаемый в Индии в качестве священного текста, свод непререкаемых истин и незыблемых правил поведения.

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную так и духовную. В середине I тыс. до н.э. здесь формируются три идеологических направления – даосизм, учение Конфуция и буддизм.

Основателем конфуцианства был проповедник Кун-цзы (учитель Кун). Во II–I вв. до н.э. учение Конфуция становится господствующей идеологией правящих классов. Основное содержание конфуцианства – обожествление императора и освящение его власти.

Основателем даосизма был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой «Книги о дао и дэ». Дао – это путь, корень всего, мать всех вещей.

Важнейшая черта культуры Древнего Египта — протест против смерти. На основе этого родилось вероучение, согласно которому смерть не означает конец: прекрасная жизнь на Земле может длиться вечно, умершего может ждать воскрешение.

Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо вновь соединиться со своим телом.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон – это живое подобие Солнца.

 

Читайте также:

lektsia.info

Первобытные религиозные представления

Первобытные Религиозные Представления

Памятники первобытного искусства свидетельствуют о развитии сознания человека, о его жизни в то отдалённое время. Они рассказывают и о верованиях первобытного человека. К фантастическим представлениям, из которых возникли древнейшие религиозные верования охотников каменного века, следует отнести зачатки почитания сил природы и прежде всего культ зверя.

Зарождение грубого культа зверя и охотничьего колдовства обусловлено было значением охоты, как главного источника существования древних людей этого периода, той реальной ролью, которая принадлежала зверю в их повседневной жизни. Звери с самого начала заняли важное место в сознании первобытного человека и в первобытной религии.

Перенося на мир животных отношения, характерные для первобытных родовых общин, неразрывно связанных друг с другом брачными союзами и экзогамными нормами, первобытный человек мыслил и этот звериный мир как бы в виде второй и вполне равноправной половины своей собственной общины. Отсюда развился тотемизм, т. е. представление о том, что все члены данного рода происходят от определённого животного, растения или другого «тотема» и связаны с данным видом животных нерасторжимой связью. Самое слово тотем, вошедшее в науку, заимствовано из языка одного из североамериканских индейских племён — алгонкинов, у которых оно значит «его род». Звери и люди, согласно тотемическим представлениям, имели общих предков. Звери, если они этого хотели, могли снять свою шкуру и стать людьми. Предоставляя людям по собственной воле своё мясо, они умирали. Но если люди сберегали их кости и выполняли необходимые обряды, звери снова возвращались к жизни, «обеспечивая» таким образом, обилие пищи, благополучие первобытной общины.

Первые слабые зачатки такого первобытного культа зверя могут быть обнаружены, судя по находкам в Тешик-Таше и в альпийских пещерах, возможно, уже в конце мустьерского времени. О его развитии наглядно свидетельствуют памятники пещерного искусства верхнего палеолита, содержанием которого почти исключительно являются образы зверей: мамонтов, носорогов, быков, лошадей, оленей, хищников, вроде пещерного льва и медведя. На первом месте при этом, естественно, стоят те животные, охота на которых была главным источником пищи: копытные.

Для понимания смысла этих пещерных рисунков важны и условия, в которых они находятся. Сама по себе сохранность пещерных рисунков определяется устойчивым гигроскопическим режимом внутри пещер, изолированных также и от влияния температурных колебаний, имевших место на поверхности земли. Рисунки обычно расположены на значительном расстоянии от входа, например в Нио (Франция)— на расстоянии 800 м. Постоянная жизнь человека на таком расстоянии от входа в пещеры, в глубине, где царили вечная темнота и сырость, разумеется, была невозможна. Чтобы попасть в самые замечательные хранилища пещерного искусства, иногда и теперь приходится пробираться в тёмную глубину пещер через узкие колодцы и щели, часто ползком, даже переплывать через преграждающие дальнейший путь подземные реки и озёра.

Особенно выразительны находки в глубине пещеры Монтеспан (Франция) лепных фигур животных, в том числе медведя, вокруг которых на глиняном полу уцелели покрытые сталагмитовой коркой отпечатки босых человеческих ног. Голова у изображения медведя отсутствовала, на её месте находилось лишь довольно глубокое отверстие, а между лапами лежал череп медвежонка, должно быть прикреплённый прежде к глиняной фигуре посредством деревянного стержня, вставленного в отверстие. Поразительно сходная картина открылась и перед исследователями, впервые проникшими в глубину пещеры Тюк д 0дюбер (Франция) в 1912 г. В ней оказались две выполненные из глины фигуры бизонов, а вокруг них точно так же уцелели отпечатки босых ног — местами всей ступни, а местами одних только пяток. Это были, должно быть, следы первобытных охотников, исполнявших какой-то обрядовый танец вокруг бизоньих фигур с целью заворожить и околдовать живых, настоящих бизонов, сделать их лёгкой добычей на охоте.

Какие мысли и чувства руководили первобытными скульпторами и живописцами древнекаменного века, не менее ясно показывают их рисунки. Здесь изображены бизоны с вонзёнными в них дротиками или гарпунами, звери, покрытые ранами, умирающие хищники, у которых из широко раскрытой пасти льётся потоком кровь. На фигурках мамонтов видны схематические рисунки, которые могут изображать ловчие ямы, служившие, как полагают некоторые исследователи, для ловли этих гигантов ледникового времени. В пещере Ляско изображены фигурки зверей, в которых торчат по 7 и по 12 дротиков. Рядом с животными нарисованы условные изображения копьеметалок, охотничьих изгородей и сетей.

О специфическом назначении пещерных рисунков свидетельствует и характерное налегание одних рисунков на другие, их многочисленность, показывающая, что изображения животных делались, по-видимому, не навсегда, а только для одного раза, для того или иного отдельного обряда. Ещё ярче это видно на небольших гладких плитках, где налегающие друг на друга рисунки часто образуют сплошную сетку пересекающихся и совершенно запутанных линий. Такие гальки, должно быть, каждый раз заново покрывались красной краской, по которой и процарапывался рисунок. Таким образом, эти рисунки делались только для одного определённого момента, «жили» только раз.

С охотничьими колдовскими обрядами в значительной мере связаны были, как полагают, и женские статуэтки верхнего палеолита. Их значение определяется, согласно этим взглядам, представлениями древних охотников, веривших своего рода «разделение труда» между мужчинами, убивающими зверей, и женщинами, которые своим колдовством должны были якобы «привлекать» животных под удары копий охотников. Такое предположение хорошо обосновывается этнографическими аналогиями.

doc4web.ru

Характеристика первобытной культуры и религиозных представлений

«Древний миф был не только попыткой понять и прочувствовать мир, и не только и столько метафорой, передающей её закономерности, но часто и попыткой воздействовать на мир с помощью вытекающих из мифологических, метафорических ассоциаций магических действий, которые тогда казались в определённых областях жизни равноценными средствам рациональным. Поэтому и в верованиях и в культе - как дома, так и в храме - наиболее важную роль играл магический ритуал»[9] .

Миф - это умственный и словесный след не только того, о чём думал, полагал, верил и что чувствовал древний человек, но и того, как он думал. Само понятие «миф » принадлежит позднейшему времени, а древний человек не делал различия между действительным и иллюзорным познанием.

Мифы были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

3. Архаические формы верований: фетишизм, анимизм, тотемизм, шаманизм.

Исследователи антропологи выделяют несколько периодов становления религиозного сознания человека. Среди дорелигиозных верований начальным этапом является анимизм.

Анимизм.

Вера в одухотворенность окружающего мира. Она является основой первобытных верований в мир духов, наполненный сверхъестественными силами и существами, значительно превосходящими силы человека. По мнению древних людей, одни духи могут быть добрыми к людям, а другие злобными и враждебными. Добрых верующие благодарили различными молитвами или приношениями, злых – избегали или пытались задобрить с помощью тех же приношений.

Важное место среди архаических верований принадлежит магии. В её основе лежит комплекс обрядов, имеющих целью воздействовать на сверхъестественные силы для получения определенных результатов. С помощью ритуалов первобытные люди старались использовать потусторонние силы в своих целях. Однако исполнение магических обрядов было привилегией определенной группы людей – колдунов, шаманов

Тотемизма.

Каждое племя имеет своих священных предков, которые чаще всего отождествляются с некоторым животным. Такая система верований получила название тотемизма. Тотем — это не просто животное, а божественное животное, нечто среднее между демоном, человеком и животным.

Весь род носил имя своего тотема, например, кенгуру или луковицы, отдельные же его члены могли носить имена так или иначе связанные с тотемом, что было очень широко распространено у американских индейцев, например человек из рода сокола мог называться "Зоркий Глаз", или "Острый Коготь". При этом люди верили, что находятся в кровном родстве со своим тотемом. Таким образом, выражалось единство членов данного рода и их отличие от всех остальных людей, принадлежащих другим родам.

Реальные животные вовсе не есть боги, однако в них мистически присутствует тотем, точно так же, как тотем мыслится в виде конкретного животного. И мифологическое мышление ничуть не смущается очевидной логической несовместимостью этих характеристик. В ответ на вопрос, действительно ли он верит в то, что предком его племени была выдра, индеец «объяснил, что они... вовсе не думают, будто это была такая же выдра; какие существуют сейчас. Выдры, от которых они произошли, были людьми-выдрами, а не животными: они обладали способностью менять облик мужчины или женщины на облик выдры»[10] .

Выступающая в тотемизме магия жизни и смерти проявляется в обряде

повторного рождения, в так называемой инициационной реинкарнации (переселении души из одного тела в другое), совершаемой в тесной связи с вселяющимся, вечно живущим тотемом. «Этот процесс актуализируется членами племени в обрядовом пиршестве, в обряде волшебного размножения животных и т. п. Представление о реинкарнации (о возможном перевоплощении человека, в частности умершего предка) в его тотем и обратно привело к усилению позиций культа мёртвых предков и веры в их сверхъестественные возможности, а также к появлению системы запретов-табу на употребление в пищу тотема. Тотемные представления способствовали возникновению чёткого отграничения «своих» от «чужих», поклоняющихся другому тотему, т. е. выполняли интегрирующую функцию в первобытном обществе»[11] .

Фетишизм.

Другим характерным для мифа верованием является фетишизм. Фетишизм есть обожествление особого предмета, который воспринимается, как носитель демонических сил и который мистически связан с судьбой данного племени. Предмет, к которому относятся подобным образом, и есть фетиш.

.Шаманизм

Магия или шаманство – «вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, даже явления природы, а также и сами эти действия»[12] .

Шаман – это в одном лице богослов и демонолог, знаток экстатического опыта и знахарь, помощник охотников, покровитель племени и скота, а в некоторых обществах – всезнайка и поэт.

Роль шаманов в обеспечении психологической защиты общества трудно переоценить. Они оказывают главное противоборство злым силам, сражаются как с духами и болезнями, так и с черной магией. Авторитет шамана в обеспечении психического здоровья общества обусловлен верой людей в то, что рядом с ними всегда есть человек, который поможет им в трудных обстоятельствах, порождаемых обитателями невидимого мира. Их утешает и успокаивает мысль о том, что один из них способен узреть незримое, неявленное и тайное, дать им из первых рук точное знание о сверхъестественных мирах.

Шаманская космология- это воззрения не только одного шамана, но и всего его племени, просто шаман знаком с устройством мира лучше своих соплеменников, потому что неоднократно сам побывал в разных мирах.

В воззрениях многих народов вселенная состоит из трёх сфер:

  1. подземного мира;
  2. мира людей;
  3. небесного мира.

Сквозь это трёхчастное деление проглядывает более древнее - двухчастное. Таково древнее видение мира, в соответствии с которым весь космос и все явления природы соотносятся либо с верхним, либо с нижним миром. Солнце, как правило, связано с верхним миром. Луна - с нижним. Рыба — житель нижнего мира, птица — верхнего. Олень относится к верхнему миру, медведь - к нижнему. Такова же и «специализация» шаманов. Одни из них общаются с верхним миром, другие - с нижним. Представление о нижнем и верхнем мирах в шаманстве не связано с противостоянием добра и зла. Просто мир так устроен.

Представление об устройстве мира у разных народов, сохранявших шаманство, заметно, но имеет и много общего.

Прежде всего, картина вселенной в воззрениях, сложившихся, может быть, на заре человеческой культуры, - пусть она и не соответствует современным взглядам, - отнюдь не была примитивной. Людям, чьи интересы и заботы выражал шаман, устройство окружающего мира представлялось весьма сложным. Так, в представлениях многих народов верхний мир, как правило, многослоен. Например, алтайцы насчитывали до семнадцати его уровней. На разных уровнях обитают разные божества. Так же обстоит дело и с подземным миром. Некоторые народы представляют его очень холодным, это находит отражение в похоронном обряде. Покойника везут к месту захоронения в санях, как бы подготавливая к вечной мерзлоте подземного мира, Некоторые народы считают, что в подземном мире «всё наоборот»: вещь, сломанная в человеческом мире, там окажется целой.

У жителей Алтая нет ясно выраженного представления о Мировой реке. А эвенки, наоборот, считают её важной частью иного мира. У этой реки множество притоков, каждый из них соответствует тому или иному роду. Когда шаман в своих странствиях движется по Мировой реке, он знает, куда следует поместить душу того или иного умершего.

У народов России, в прошлом знавших шаманство, интерес к нему возрос после разрушения коммунистической системы. Популярные в наши дни лозунги национального возрождения предполагают вернуть к жизни традиционную культуру, сохранить её наследие. Шаманство занимало важное место в культуре якутов и тувинцев, бурят и хакасов, эвенков и ненцев. Высказывались мысли, что на шаманских традициях должна основываться идеология национальной государственности. Конечно, трудно утверждать, что шаманство как форма религиозной деятельности подходит к своему концу, однако за последние десятилетия в жизни всех народов России произошли необратимые перемены, и нынешние шаманы уже не те, что были прежде.

    Проблема происхождения искусств

На протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры. Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи, скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства.

История искусства в истории человечества представляет собой сложную картину развития различных национальных школ, течений, стилей, взаимопроникновения форм и традиций, не знающих временных и географических границ.

Первобытное искусство - искусство эпохи первобытнообщинного строя. Возникло в позднем палеолите (ок. 30 го тыс. до н. э.) и отражало образ жизни и воззрения первобытных охотников (примитивные жилища, полные жизни и движений пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки, изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпоху неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией, орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль. Поздние этапы Первобытного искусства связаны с разложением первобытного строя. «Особенностью первобытной культуры является, прежде всего, то, что она, образно говоря, скроена по мерке самого человека. У истоков материальной культуры вещами командовал человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей был ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они служили продолжением его собственных органов, в определенном смысле были их вещественными копиями. Но в центре этого круга стоял человек - их создатель. Первобытная история, как и культура, имела еще одну особенность - примитивный коллективизм. Общепринятого объяснения причин возникновения искусства нет. В марксистском учении происхождение искусства объясняется трудовой деятельностью. Г.В. Плеханов писал по этому поводу, что искусство - дитя труда, а не игры»[13] . Согласно иным взглядам, искусство связано с религией[14] . Магия охоты и магия плодородия находили отражение в деятельности первобытных художников, где образам искусства придавалось значение заклинания, а не наслаждения. Такая точка зрения во многом основана на том, что первобытные художники делали изображения в потаенных местах пещер, в темных камерах и коридорах, на значительном отдалении от входа, где и два человека не могли разойтись. Это объясняют желанием создать вокруг настенных изображений атмосферу тайны, естественную для магических действий. Существуют также традиция связывать происхождение искусства с игровой деятельностью. Давно было замечено, что первобытные изображения постепенно становились менее реалистичными, более условными. Но для игры как раз и характерно создание человеком в условном пространстве и времени порядка, который определяется им самим. Играющий человек выражает себя в условно независимом, свободном состоянии, в состоянии незаинтересованности по отношению ко всему, что не связано с игрой. Отсутствие внешней, посторонней цели, когда целью становится сама деятельность, роднит искусство и игру. В книге "Утро искусства" академик А.П. Окладников писал, «что у первобытных художников была лишь потребность в материализованном выражении внутренних переживаний, чувств и идей, творческой фантазии»[15] . Не исключено, что первобытные художники, проникавшие в потаенные места пещер, делали это не для магии, а чтобы избежать свидетелей своего творчества, которое могло казаться со стороны пустым, непонятным и из-за этого, может быть, вредным занятием. Некоторые ученые связывают с игрой не только искусство, но и всю первобытную культуру, видят в ее истоках игру. Такой подход характерен для философской герменевтики. Г. Гадамер, рассматривал историю и культуру как своего рода игру в стихии языка. Еще более показательны в этом отношении взгляды голландского историка культуры И. Хойзинга[16] . Он универсализировал понятие игры, к которой свел все многообразие человеческой деятельности и рассматривал ее как основной источник и высшее проявление человеческой культуры. Чем ближе культура к архетипам, т.е. чем более она первобытна, тем более она игра; но отдаляясь от своих истоков, подобно тому как человек отдаляется от своего детства, культура утрачивает игровое начало. Конечно, любая теория, в которой происхождение искусства, равно как и культуры, сводится к трудовой или игровой деятельности, к магии, не бесспорна. «Естественно, что создание любой культурной ценности - это труд. Но разве игра - не труд? Что может быть серьезнее для ребенка, чем игра? Но и труд вполне взрослого человека, когда он сам по себе доставляет ему радость и удовлетворение, мало, чем отличается от игры. Наконец, разве культура и искусство не оказывают магического воздействия, внушая нам мысли и чувства или пробуждая желания, которые без них у нас бы просто не возникли?»[17] В вопросе о происхождении искусства важно понять не столько причину, сколько цели, которые преследовал первобытный художник, создавая изображения. Ясно, что они могли быть разными, что сами изображения потом использовались с различными целями. Но если художник, как писал А.П. Окладников, « удовлетворял свою потребность в материализованном выражении внутренних переживаний, которые для него были идеальны, то целью его творчества служило изображение идеала. Если для культуры в целом характерно постоянное несовпадение целей и идеалов, то в начальной стадии культуры это совпадение все же происходило в силу синкретического характера первобытной культурной деятельности»[18] .

mirznanii.com

Эволюция религиозных представлений в первобытную эпоху

Материальная сторона жизни древних людей нашла отражение в конкретных археологических материалах, что позволяет характеризовать ее с достаточной степенью вероятности. Вместе с тем мировоззренческую и бытовую стороны жизни древних обществ реконструировать по материальным находкам весьма непросто. Ученые прибегают к этнографическим и фольклорным источникам, проводят широкие сравнительно-исторические параллели. Тем не менее, многие выводы носят гипотетический характер, нуждаются в дальнейшей разработке и уточнении.

В далеком прошлом людям для выживания приходилось прикладывать максимум усилий. Человека со всех сторон окружали и подстерегали опасности: неизведанные явления природы (молния и гром, пожары, ливни и наводнения, ураганы), рядом обитали мощные и хищные животные. Людям не хватало ни знаний, ни умений успешно противостоять опасностям, они не всегда могли правильно понять причинно-следственные связи. Очень часто явления и события воспринимались в искаженном и фантастическом виде.

Общепризнанно, что у верхнепалеолитических охотников и собирателей уже существовала определенная система представлений об окружающем их мире, которые непосредственным образом были связаны с конкретными условиями их жизни и условий.

Первоначальной стадией осмысления человеком неживой природы был фетишизм. В дальнейшем человек наделяет окружающую природу присущими ему же качествами, населяет ее множеством духов. Эта система древнейших воззрений известна как анимизм. В числе древнейших верований был и тотемизм: вера в общее происхождение, волшебные родственные связи между людьми, животными и растениями и т.д.

На верхнепалеолитической стоянке Юровичи найдена орнаментированная пластинка из бивня мамонта. Некоторые ученые связывают ее с фетишизмом. Вблизи Беларуси, на Елисеевичской стоянке (Брянщина), найдена вырезанная из бивня мамонта женская статуэтка. Подобные статуэтки найдены и на других верхнепалеолитических стоянках. Трактуют эти находки по-разному: это и олицетворение женщины-хранительницы домашнего очага, женщины-матери, хозяйки дома и окружающей природы, в первую очередь – матери и хозяйки промысловых животных и т.д. При всем разнообразии мнений подчеркивается исключительно важное положение женщины в верхнепалеолитическом обществе.

В ту эпоху существовали разнообразные обряды, которые были направлены на обеспечение удачной охоты – занятия, от которого зависело существование человеческого коллектива. Эти обряды носили магический характер и, видимо, предваряли начало охоты, а затем (в случае успеха) совершались в качестве благодарности.

На верхнепалеолитических памятниках (вне белорусского региона) найдены погребения, которые свидетельствуют о существовании у первобытного человека веры в загробную жизнь как продолжение земной. Первоначально погребения выражали просто заботу о беспомощном сородиче. Понятие о смерти ассоциировалось лишь с изменением некоторых жизненных функций и умерший не перестал быть членом коллектива. Коллектив продолжал заботиться об умершем: чтобы уберечь от зверей, его укрывали в яме, снабжали необходимыми орудиями труда и охоты, украшениями, пищей. С течением времени возник культ предков, следы которого сохранились на Беларуси до наших дней.

Вероятно, очень рано возникло почитание огня. На протяжении тысяч лет огонь являлся защитником человека от неблагоприятных климатических условий и хищных животных. Именно таким образом объясняются многочисленные факты использования огня при погребениях, обряды кремации умерших.

В мезолитическую и неолитическую эпохи круг религиозных представлений, видимо, в своей основе оставался прежним, так как человек продолжал заниматься охотой и собирательством. С изменением фауны стали почитаться другие животные. На стоянках найдены костяные фигурки лосей, змей, уток. Их рассматривают как тотемов родовых коллективов. Высказывается предположения о существовании культа утки, который сопровождался соответствующими мифологическими сказаниями.

Развился культ предков. Ушедшие в потусторонний мир предки представлялись духами-защитниками, божествами. С этими представлениями археологи связывают находки костяных и деревянных человеческих фигурок, преимущественно мужских. Это говорит о положении мужчины-охотника в родовом коллективе. В пользу существования культа предков свидетельствуют и захоронения, сопровождавшиеся обрядами и помещением с умершим комплекса вещей.

Освоение новых занятий, переход к земледелию и скотоводству привел к переосмыслению верований и воззрений на окружающий мир. Земледелец стал по-другому смотреть на явления природы, ему стали необходимы другие покровители, могущие обеспечить его благополучие. На первое место выходит почитание Солнца – источника света и тепла. Культ Солнца отражен в орнаментах глиняной посуды: крест, круг и т.д. Солнценебесный змей-огонь – божество, якобы способствующее плодородию и деторождению. Богатый материал для реставрации воззрений людей железного века дали памятники милоградской культуры. Это фигурки животных, грузики-пряслица, подвески-амулеты и т.д. Анализ находок позволил сделать вывод, что у милоградцев-земледельцев культ Солнца занимал доминирующее положение. С ним был тесно связан аграрный культ, призванный обеспечить получение хорошего урожая. Фигурки животных связаны с тотемическими представлениями или же каким-то образом обслуживали обряды почитания солнца. Имеется вероятность существования культа Камня. Возможно, присутствовала культовая антропофагия – человеческие жертвоприношения с поеданием убитых. Найдены остатки сооружений, которые трактуются как святилища. Продолжал существовать и культ предков.

Многие предметы, связанные с культами, одновременно служили украшениями: в первую очередь, разнообразные подвески-амулеты из зубов животных и человека, фигурки животных и т.д. Некоторые из них покрыты орнаментом, который сочетает эстетическую и магическую функции. Специфический и во многом загадочной выступает орнаменталистика, дешифровка которой позволит выяснить многие стороны жизни других людей.

Фетишизм. Вера в сверхъестественные возможности природы (камни, деревья) или сделанные человеком (статуэтки, разнообразные подвески) неодушевленных предметов (фетишей), поклонение им. Отражал начальные формы осмысления неживой природы, когда фантастические образы еще не отделялись от самих материальных предметов, которым приписывались воображаемые возможности: лечить от болезней, охранять жизнь и т.д. С фетишизмом связаны первоначальные формы искусства (фетишами часто выступали скульптурные изображения человека или животных, другие предметы).

Анимизм. Вера в существование душ и духов – фантастических существ, которые обладают человеческими качествами и действуют во всей живой и неживой природе.

Тотемизм. Вера в общее происхождение, сверхъестественные родственные связи между группой людей-родственников (род) и определенным видом животных, растений, предметом или явлением. Тотемом называлось жиовтное, растение или их изображение, которые считались родоначальниками, защитниками своих потомков.

Магия. Обряды, таинственные действия или словесные заклинания, которые используются людьми с целью волшебным образом воздействовать на людей, животных, предметы и явления. Возникла в первобытном обществе, широко использовалась при подготовке к охоте, при начале земледельческих работ и т.д.

Ворожба. Магические действия и заклинания, которые будто бы могут предсказать будущее или рассказать о прошлом. Возникла в первобытном обществе вместе с ранними формами религиозно-идеологических представлений: верой в сверхъестественные силы, добрых и злых духов.

Знахарство (лечебная магия). Совокупность способов лечения болезней, основанных на вере человека в сверхъестественные силы.

Культ предков. Религиозное почитание умерших родителей и других родственников. Возник и развивался как семейный культ, генетически связан с анимистическими верованиями и представлениями о предках – защитниках потомков, их благополучии.

pdnr.ru


Смотрите также