К важнейшим составным вкладышевым орудиям относятся лук и стрелы. Их изобретение тоже составило эпоху в истории человеческой мысли. По меркам каменного века лук был очень сложным орудием, и его создание сродни гениальному озарению. Действительно, все предшествовавшие усовершенствования орудий труда происходили в результате каждодневной деятельности человека и самым непосредственным образом проистекали из нее. Другое дело лук и стрелы. Связь между распрямляющейся веткой и смертоносной стрелой, стремительно уносящейся вдаль, вообще говоря, не очевидна и не лежит на поверхности. Создание лука требовало значительных умственных способностей, острой наблюдательности и большого технического опыта.
Основные элементы лука были известны задолго до его изобретения. Человек уже пользовался стрелой, которая представляла собой вариант предельно облегченного копья, используемого для охоты на мелкую дичь и птицу. С другой стороны, люди постоянно наблюдали за тем, как при сгибании веток или молодых деревьев накапливалась энергия, а при разгибании — освобождалась. (Предполагают, что это свойство широко использовалось для устройства примитивных ловушек.) Однако лук появился лишь после того, как древний мастер придумал стягивать согнутую ветку с помощью тетивы — крепкого шнура, свитого из жил или волос. Посредством тетивы стало возможным передать стреле энергию разгибающейся ветки. Этим был достигнут колоссальный прогресс в сфере охоты. Пущенная с помощью лука стрела летела значительно дальше, чем даже при самом сильном броске рукой, и попадала в цель с исключительной точностью. Появилась возможность охотиться на таких животных, которые прежде были совершенно недоступны для первобытного охотника. Его добычей сделались и быстроногие пугливые олени, и птицы, и мелкие пушные зверьки. С изобретением лука охота надолго стала основной отраслью хозяйства древнего человека. Однако лук стал применяться не только как метательное орудие. Способность натянутой тетивы издавать звук определенного тона была подмечена и использована при изготовлении первых струнных инструментов. Важно было и другое принципиальное открытие, с помощью лука оказалось возможным передавать и преобразовывать движение. Так лук стал частью примитивного сверлильного приспособления, получившего широкое распространение и сыгравшего очень важную роль в технике каменного века.
Пожалуйста оцените материал:
Другие материалы в этом разделе:
www.dmitrysmor.ru
История изобретения лука и стрел
К важнейшим составным вкладышевым орудиям относятся лук и стрелы. Их изобретение тоже составило эпоху в истории человеческой мысли. По меркам каменного века лук был очень сложным орудием, и его создание сродни гениальному озарению. Действительно, все предшествовавшие усовершенствования орудий труда происходили в результате каждодневной деятельности человека и самым непосредственным образом проистекали из нее.
Другое дело лук и стрелы. Связь между распрямляющейся веткой и смертоносной стрелой, стремительно уносящейся вдаль, вообще говоря, не очевидна и не лежит на поверхности. Создание лука требовало значительных умственных способностей, острой наблюдательности и большого технического опыта.
Основные элементы лука были известны задолго до его изобретения. Человек уже пользовался стрелой, которая представляла собой вариант предельно облегченного копья, используемого для охоты на мелкую дичь и птицу. С другой стороны, люди постоянно наблюдали за тем, как при сгибании веток или молодых деревьев накапливалась энергия, а при разгибании — освобождалась. (Предполагают, что это свойство широко использовалось для устройства примитивных ловушек.)
Однако лук появился лишь после того, как древний мастер придумал стягивать согнутую ветку с помощью тетивы — крепкого шнура, свитого из жил или волос. Посредством тетивы стало возможным передать стреле энергию разгибающейся ветки. Этим был достигнут колоссальный прогресс в сфере охоты. Пущенная с помощью лука стрела летела значительно дальше, чем даже при самом сильном броске рукой, и попадала в цель с исключительной точностью.
Появилась возможность охотиться на таких животных, которые прежде были совершенно недоступны для первобытного охотника. Его добычей сделались и быстроногие пугливые олени, и птицы, и мелкие пушные зверьки. С изобретением лука охота надолго стала основной отраслью хозяйства древнего человека. Однако лук стал применяться не только как метательное орудие.
Способность натянутой тетивы издавать звук определенного тона была подмечена и использована при изготовлении первых струнных инструментов. Важно было и другое принципиальное открытие, с помощью лука оказалось возможным передавать и преобразовывать движение. Так лук стал частью примитивного сверлильного приспособления, получившего широкое распространение и сыгравшего очень важную роль в технике каменного века.
Лук, как ручное оружие для метания стрел, употреблялся почти у всех племен и народов на войне и на охоте с эпохи мезолита 12-17 тысяч лет до нашей эры и до XVII века нашей эры. В некоторых странах его используют и в ХХ веке.
В вопросе о времени и месте появления первого лука у ученых и по сей день нет единого мнения. Однако можно с уверенностью утверждать, что он был уже в каменном веке. Некоторые историки считают, что изобретение примитивного лука и стрел явилось для человечества не менее важным событием, чем впервые добытый огонь или изобретение колеса. Лук изменил пути и судьбы многих народов, и многие империи обязаны ему своим существованием в течение веков.
Внедрение луков и стрел способствовало переходу от примитивных облавных форм охоты к более эффективной ее организации, благодаря чему расширилась возможность добычи мясной пищи, и охота стала одной из основных отраслей хозяйства. Шкуры, кости и сухожилия, которые широко использовались в быту, добывались с помощью лука. Эти материалы применяли для постройки и совершенствования жилища. Улучшение условий жизни и качества пищи позволили первобытному человеку добиться увеличения продолжительности жизни.
Археологи утверждают, что некоторые племена неандертальцев пользовались луком сотни тысяч лет назад: изображение лучников можно видеть на рисунках, найденных в пещере недалеко от селения Альпера в Испании. Выполнены они доисторическими людьми. Трудно описать первый лук. Можно предположить, что это был прут из веток или гибкого корня, концы которого соединяла тетива из растительного волокна, кожи или жилы.
Если внимательно рассмотреть старинные резьбу и рисунки, то можно сказать, что еще в древние времена луки разделялись на два вида: простые и сложные. Сложный лук, как правило, превосходил простой по долговечности, прочности и дальности полета стрелы. Тетиву древние охотники делали из шелковых нитей, "кишечной струны", сухожилий, скрученных ремешков сыромятной кожи и других материалов.
Иногда луки изготовляли из целого рога горного барана (у некоторых индейцев Северной Америки), вытачивали из моржовых клыков, костей и твердых пород дерева, а позднее из стали. Многие жители тропических лесов делали луки из бамбука и других видов гибких, но прочных растений.
Техника стрельбы из лука в различные времена и у разных народов также существенно различалась. Египтяне, персы, индусы, славяне, французы и германцы стреляли из лука, натягивая тетиву к правому уху, англичане иногда, наоборот, оттягивая дугу вперед, а римляне и греки тянули тетиву к груди. Хотя ни те, ни другие приемы явно не рациональны, тем не менее, наши предки умело владели луком и добивались в стрельбе великолепных результатов.
Источник публикации
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
subscribe.ru
Об охоте древнего человека
Я думаю, трудно сейчас найти человека, не смотревшего превосходный фантастический фильм «Аватар». Чудесная природа, гармоничное общество, экологическая цивилизация… очень заманчиво для современного человека, избалованного комфортом в своих мегаполисах. В фильме стержневой идеей проходит мысль об изначальном единении человека с природой, об изначальной «экологичности» цивилизации, о присущем человеку бережном отношении к матери-природе. Это и красиво, и правильно, и добродетельно. Это миф.
…В начале двадцатого века в местечке Торральба (Испания) было открыто захоронение ашелльской культуры. От других стоянок первобытного человека оно отличалось большим, просто огромным количеством захороненных костей животных. Диких животных. Наибольшее число останков принадлежало южному слону:
Рис.1 "Южный слон"
(справка: южный слон – самое крупное млекопитающее своего вида, вес до 10 т, рост до 5м). Вызвало немалое удивление такое количество добытых человеком гигантов. Дальнейшие раскопки прояснили картину: стойбища первобытных людей находились на путях сезонных миграций животных, у водопоев и на краю болот. Очевидно, при изобилии перемещающихся животных человеку даже и с примитивными орудиями охоты не составляло особого труда подстеречь такую крупную добычу, как южный слон. Удивление вызвало и явное несоответствие числа добычи и размеров стойбищ. Судя по остаткам жилищ и очагов,людей не могло быть больше пяти-шести десятков. А останки животных показывают, что таким количеством мяса могли бы прокормиться несколько тысяч человек. Красноречиво выглядели кости, лежащие в полном анатомическом порядке. То есть туша слона сгнила нетронутой под грудой других, никто даже и не пытался разделать добычу, вырезать кусок мяса или кожи, выломать бивни. Таких полных нетронутых костяков найдено несколько десятков. Но окончательно «добили» археологов останки «полуслонов» - левые и правые половины костяков, опять-таки в анатомическом порядке. Туша была аккуратно разделена вдоль на две половины («семядоли»), и обе половины нетронутыми оставлены (или захоронены) за несколько сот метров друг от друга (зачем?).
Не особенно далеко от Торральбы есть еще одна стоянка древнего человека, Амброн. Немного севернее, во Франции стоянка Терра-Амата. Везде найдены несоразмерные потребностям человека свидетельства богатейшей охотничьей добычи. Везде буквально разбросаны нетронутые туши слонов.
Эти свидетельства не единичны. На стоянке в Пржедмости (Чехия) найдены останки свыше 800 мамонтов.
Рис. 2 "Мамонт"
На стоянке в Амвросиевке (Украина) останки около 1000 бизонов.
Рис. 3 "Бизон"
Похожая картина в западной Сибири, стоянка Волчья Грива. Наконец, знаменитая и богатейшая по части культурных находок стоянка Соллютре (Франция). Останки почти ста тысяч лошадей!
Рис. 4 "Дикая лошадь"
Люди на раскопе буквально не могли поверить своим глазам. У всех этих находок общие черты – кости животных находятся на небольшой площади от нескольких сотен кв. метров до нескольких гектаров, и среди костей есть часть разделанных, фрагментарных останков, часть – в анатомическом порядке.
У специалистов в результате и этих, и ряда других свидетельств, первым возникает вопрос: какова могла быть плотность населения в ледниковые периоды и межледниковья? Точно ответить пока не представляется возможным, можно определить лишь большую «вилку». В лучшем случае в хороших условиях климата и изобилия фауны плотность могла составлять 1 человек на 50 кв. км. В худшем случае – втрое меньше. Это значит, что на территории современной Чехии могло проживать от силы полторы тысячи человек. И основой экономики этих людей была охота.
Рис. 5 "Типы и способы инструментальной обработки камня"
Может показаться странным и даже невероятным, что древний человек при таком убогом инвентаре ухитрялся выживать и развиваться за счет охоты на таких крупных животных, как слон, мамонт, пещерный медведь, бизон… Любопытные ученые неоднократно проводили модельные опыты. Например, в 60-е года в Ленинграде в мастерских ЛГУ были изготовлены точные копии ископаемых деревянных копий с обожженными на огне остриями, а мишенью для них послужила туша умершего в Ленинградском зоопарке слона. Дюжие практиканты-археологи метали в тушу копья с разного расстояния, били ее в упор. Опыт на модели показал: обычный современный мужчина способен пронзить грубым деревянным копьем тело слона почти на метр! Анализ же костей древнего человека показал, что, уступая в росте, в силе рук он значительно превосходил человека нашего времени.
Рис. 6 "Оружие из камня"
Не довлей над учеными авторитет вековых теорий о быте человека древнего (первобытного), они легко сопоставили бы практику древности с практикой современных нам первобытных народов-изолятов. Чукчей. Бушменов. Аборигенов Австралии. Готтентотов. Американских индейцев. Да всех.
Это в романтических книжках Фенимора Купера или Майн Рида индейцы предстают экологическими рыцарями, прообразами героев «Аватара» или «Танцующего с волками». Описания свидетелей облавной охоты индейцев на бизонов вызывают сейчас естественное отвращение – охота представляет собой настоящее избиение. Причем бессмысленное – индейцами использовалась лишь часть добычи, остальная доставалась падальщикам прерий, и это не считая огромного числа раненых животных, убежавших из облавы, но все равно обреченных на скорую смерть. Это правда, что человек почти истребил американского бизона, неправда, что это дело рук белых переселенцев. Это очень быстро сотворили первобытные американские индейцы, когда освоили огнестрельное оружие…
Чукчи из новеньких «винчестеров» почти уничтожили на Чукотке моржей. А бушмены копьями и стрелами за какие-то 50 лет, ради продаж белым слоновой кости, на всей своей территории полностью вывели поголовье африканского слона.
Наконец, стоит вспомнить, что само понятие «экология» пришло в науку трудами величайшего ученого Владимира Вернадского, а не «родилось само» из неких преданий древности. И проблемы экологии проникли в общественное сознание лишь к середине двадцатого века, как раз во время распространения массового образования, в том числе естественного, что и породило такой вот миф. На этом можно было бы и закончить, но стоит отдельно обозначить все более мелкие мифы, связанные с бытом и охотой древних людей.
Миф о ловушках.
Есть устоявшееся представление об охоте древнего человека на мамонта: все многочисленное племя, от мала до велика, копает яму-ловушку, в которую мужчины загоняют обреченное, но очень крупное и опасное животное; и сообща все племя зверюгу камнями добивает. Это миф.
И проверяется очень легко. Можно собрать сотню кабинетных ученых, раздать им сотню палеолитических кольев (даже мотыг еще не было), и отправить всех в Сибирь. Туда, где есть аналогичная периоду ледниковья вечная мерзлота. И предложить выкопать ямку, из которой не сможет выбраться животное хотя бы 3 метров росту в холке. Вывод? Это совершенно невозможно. А что возможно? Можно легко забить палками беременную самку или завязшего в иле у водопоя самца, это и ехать никуда не надо, охоту африканцев сейчас показывают на разных познавательных ТВ каналах. То есть охота древних людей с помощью ловушек – это кабинетная выдумка.
Миф об орудиях охоты.
Те же кабинетные ученые представляли себе охотничий инвентарь древних людей в виде плохо обработанных камней, кольев и дубин. Считалось, что и полноценные копья, и дротики, и тем более лук и стрелы – это оружие неолита, позднего каменного века, переходный момент к обработке металлов. Но тогда не совсем понятно, как дубинами и камнями людям удавалось добыть такое количество дичи, как в той же Терра-Амате, например. Самое любопытное – среди костяков убитых животных раздробленных костей, характерных для воздействия тупого орудия (камня-дубины) сравнительно немного, среди анатомически полных костяков нет совсем. Не громом же небесным убило добычу? Оружие было колото-резаного типа.
Рис. 7 "Палеолитические ножи из обработанных кремневых отщепов и микролитов"
Помимо охоты как средства пропитания, охота была и необходимой формой самозащиты. В приледниковой тундростепи по соседству с человеком бродили и сравнительно безобидные (если не трогать) носороги-эласмотерии, пещерные медведи.
Рис. 8 "Эласмотерий"
Рис. 9 "Пещерный медведь и современный человек. Реконструкция."
А были и страшные хищники, такие как тигролев (пещерный лев) - самый крупный наземный хищник, которого приходилось знать человеку. И тем не менее, древний человек успешно мог противостоять своим врагам.
Рис. 10 "Тигролев"
В 1982г замечательный советский археолог Н.Прасолов блестяще доказал, что по крайней мере 25 тыс. лет назад, то есть в палеолите, древний человек уже имел не только дротики, но и лук и стрелы! Основой его доказательной базы послужили ископаемые рисунки того времени. На наскальных росписях однозначно изображены животные, поражаемые стрелами. Других трактовок привести никто не смог.
Это еще раз доказывает, что древние люди в своем быту ничем не выделялись среди современных рас-изолятов.
Миф о массовой охоте.
Это совсем уж наивное представление, которое, тем не менее, продолжает культивироваться в школьной программе: дескать, первобытный человек охотился толпой. Во-первых, охота, даже облавная, не терпит многолюдства. Во-вторых, уже доказано, многочисленных поселений не было, многому количеству людей было просто не прокормиться охотой, ведь число диких зверей на территории ограничено, и через некоторое время они начинают избегать человека, что усложняет охоту. В-третьих, можно опять обратиться к современным изолятам. Североамериканским индейцам, к примеру, они жили и живут в тех же природных условиях. Племя состоит из 200-300 человек максимум, племена обособленно кочуют по своим территориям, охотясь, и, лишь поддерживая отношения с соседями, вступают время от времени в племенные союзы. Охота – удел самых здоровых мужчин племени, их число 40-50 человек. Даже если они охотятся всей группой (на бизонов, допустим), это никак не массовая охота.
Миф о «свежести» мамонтов мерзлоты.
Это уже не кабинетные выдумки, это народный фольклор. Дескать, лежат мамонты в мерзлоте, как консервы впрок, тысячелетиями, и не портятся. Это чушь. Через некоторое время мясо при низких температурах переходит в состояние, называемое «жировоск». Он несъедобен, даже ядовит. И никакие собаки его есть не станут. Умение заготавливать продукты впрок – это уже действительно другой уровень развития человека. И характеризует его уже такое умение, как «скотоводство».
Использованная литература: БСЭ, статья "Палеолит"; Статья "Археологические культуры палеолита в Костенках" ; Статья доктора ист. наук Прасолова Н.Д "О времени возникновения лука" // Тезисы докладов к конгрессу INQUA, М., 1982; "Ранний палеолит северо-восточного Приазовья и нижнего Дона" Прасолов Н., АН СССР, 1968г; Статья А.Буровского "Неправильные животные палеолита", сб. статей А.Буровского "Альтернативная реальность".
Пожалуйста, Ваши дополнения, комментарии и вопросы.