План конспект первобытные охотники и собиратели. План-конспект урока по теме: Родовые общины охотников и собирателей
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока Родовые общины охотников и собирателей. План конспект первобытные охотники и собиратели


Конспект урока Родовые общины охотников и собирателей

УРОК №3

ГЛАВА 1. ПЕРВЫЕ СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ

Тема урока: «Родовые общины охотников и собирателей»

Курс: история Древнего мира

Класс: 5

Дата проведения: «____»_______________20___г.

Цели урока:

Образовательная: Подвести учащихся к пониманию причин изменений орудий труда и жизни первобытных людей.

Развивающая: Продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека.

Воспитывающая: Уметь ценить чувство коллективизма, дружелюбия.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

- учебная доска;

- учебник для 5 класса А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». – М., 2003 г.

- рабочая тетрадь;

- карта мира;

- атласы по истории Древнего мира;

- таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны;

- презентация;

- раздаточный материал (карточка №2 для проверки д/з).

Основные термины и понятия: остроконечник, гарпун, родовая община.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент (1-2 мин.).

Приветствие учащихся.

II. Актуализация опорных знаний у учащихся по теме: «Древнейшие люди» - 5 мин.

1. Подготовка устного ответа по карточке №2

КАРТОЧКА №2

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили древние люди?»

Для этого вспомни:

1. Когда появились на Земле первобытные люди?

2. Где жили древние люди?

3. Как выглядели первобытные люди? (сравни с обликом современного человека)

4. Чем отличались древние люди от животных?

5. Какие занятия существовали у первобытных людей?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося: Древнейшие люди появились на Земле около 2 мл. лет назад, в северо-восточной и восточной Африке. Они были похожи на обезьян, но в отличие от них умели изготавливать примитивные орудия труда. Кроме того, они занимались собирательством и скотоводством. Благодаря умению трудиться, древние люди смогли выжить.

2. Творческая работа (2 ученика).

Представьте, что на «машине времени» вы перенеслись в период первобытности. Опишите глазами очевидцев охоту древних людей. Свои ощущения при этом. Рассказ начните словами: «Мы стояли на пригорке. Было тихо. Как вдруг раздался дикий рев…».

3. Индивидуальная работа (5 человек).

Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».

…. В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем; огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках… Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота… И вот он мертв!... Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель.

- Что давал огонь первобытным людям?

- Как они его сохраняли?

- Почему потеря огня считалась несчастьем?

4. Работа с классом.

а) Проверка знаний терминов.

- Дайте определение понятий «Всемирная история», «исторический источник», «человеческое стадо», «орудия труда», прародина.

б) Беседа.

- Что обозначает выражение «труд создал человека»? (Без умения изготавливать примитивные орудия труда, поддерживать огонь, человек не смог бы выжить в суровых природных условиях).

4. Развернутый ответ учащегося по карточке №2.

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, благодаря умению трудиться, древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличивался его мозг. Возникла речь. Около ста тысяч лет назад на планете наступила резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник – огромный слой льда толщиной около двух километров.

Задача для учащихся: Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях?

IV. Изучение новой темы.

План:

1. Жизнь в суровых климатических условиях.

2. Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел.

3. Родовая община.

1. Рассказ учителя.

100 тысяч лет назад на территорию Европы начал свое наступление мощный ледник (слайд №3).

Люди, расселившиеся к этому моменту на бескрайних просторах евразийского материка были вынуждены вести тяжелую борьбу за выживание (слайд №4).

Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более полумиллиона лет тому назад они появились на юге нынешней России (слайд №5).

2. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Прочитать с. 11 §2, п. 1 учебника.

- Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами?

(Первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пещерах, рыть землянки, шить одежду; придумали новые охотничьи орудия: копье с каменным наконечником и гарпун с костяным наконечником; продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов).

3. Рассказ учителя.

В условиях длинной и холодной зимы, люди начали шить одежду из шкур животных, из их костей они возводили каркас для жилища, который покрывали теми же шкурами (слайд №6).

В условиях похолодания люди шили одежду из шкур (слайд №7).

Изменились и орудия труда - они стали более совершенными: каменное рубило и каменный топор, каменные наконечники для копья; орудия труда из кости и камня (слайд №8, 9, 10).

Главным занятием людей стала охота на крупного зверя. Вместо древнего копья – обожженной на костре палки, человек вырубал рубилом длинную жердь, к которой кожаными ремнями привязывали каменный остроконечник.

Для рыбной ловли изобрели костяной гарпун (слайд №11).

Охота шла, как правило, на крупного зверя (слайд №12).

Животные на которых охотился человек: мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь (слайд №13).

Самой желанной добычей был мамонт (слайд №14).

3. Работа с иллюстрациями учебника и слайда №15.

- Опишите по рисунку 3 с.12 учебника и слайда №15 охоту на диких козлов В чем ее трудности и опасности? (Горные козлы более мелкие животные, в них сложнее попасть, их труднее поймать. Поэтому нужно было придумать какое-то новое оружие).

4. Рассказ учителя.

И такое оружие человек придумал! Он давно заметил. Что согнутое деревце распрямляется с силой. Эти наблюдения за таким свойством деревьев помогло сделать величайшее изобретение – охотничий лук и стрелы (слайд №16).

Это произошло примерно 13 тысяч лет назад. Теперь с расстояния сотни шагов охотник мог поразить животное и даже птицу.

5. Рассказ учителя.

Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его «человеком разумным» (слайд №17).

Выжить в суровых условиях, человеческий коллектив мог если он становился сплоченным, если в нем сильные помогали слабым, если опытные учили молодых… Такой коллектив стадом не назовешь! Это уже родовая община (слайд №18). Почему родовая? Потому, что все обитатели пещеры родственники (родичи) свои. Они помогают друг другу во всем. Почему община? Потому, что все делали сообща, вместе. Охотились, изготавливали орудия труда, поддерживали огонь, имели общее имущество.

Запись в тетрадь:

Родовая община – коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хозяйство (слайд №19)

IV. Закрепление изученного на уроке (слайд №20).

Выберите правильный ответ:

а) Появление новых орудий труда было связано с: похолоданием, с развитием охоты, с освоением Севера.

б) Древние люди охотились на: зайцев и белок, стада коз и оленей, крупного зверя.

в) Появление лука и стрел было связано с: развитием человека, вымиранием мамонтов, переселением в лес.

г) В родовой общине люди были связаны: местом проживания, общим делом, родственными узами.

V. Итог урока.

Домашнее задание: 1. Прочитать §2 с. 11-14 учебника Вигасина.

2. Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?»

3. Знать определение понятий: родовая община.

4. Выполнить задание №2.

infourok.ru

Родовые общины охотников и собирателей

Урок 3. Родовые общины охотников и собирателей

Цели: подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей; продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека.

Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны, гипсовая копия головы древнего человека (взять из кабинета биологии).

Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Древнейшие люди»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 2.

КАРТОЧКА № 2

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили древние люди?»

Для этого вспомни:

  • Когда появились на Земле первобытные люди?

  • Где жили древние люди?

  • Как выглядели первобытные люди? (Сравни с обликом современного человека.)

  • Чем отличались древние люди от животных?

  • Какие занятия существовали у первобытных людей?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Древнейшие люди появились на Земле около 2 млн лет назад, в Северо-восточной и Восточной Африке. Они были похожи на обезьян,

но в отличие от них умели изготавливать примитивные орудия труда. Кроме того, они занимались собирательством и охотой. Благодаря умению трудиться древние люди смогли выжить.

  1. Творческая работа (2 ученика).

Представьте, что на «машине времени» вы перенеслись в период первобытности. Опишите глазами очевидцев охоту древних людей. Свои ощущения при этом. Рассказ начните словами: «Мы стояли на пригорке. Было тихо. Как вдруг раздался дикий рев...»

  1. Индивидуальная работа (5 человек). Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».

...В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мертв! ... Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель.

  • Что давал огонь первобытным людям?

  • Как они его сохраняли?

  • Почему потеря огня считалась несчастьем?

  1. Работа с классом. Проверка знания терминов.

  • Дайте определение понятий «Всемирная история», «исторический источник», «человеческое стадо», «орудия труда».

  1. Развернутый ответ учащегося по карточке № 2.

    1. Переход к изучению новой темы

Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличивался его мозг. Возникла речь. Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник - огромный слой льда толщиной около двух километров.

    1. Изучение новой темы План

      1. Жизнь в суровых климатических условиях.

      2. Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел.

      3. Родовая община.

На доске: тема урока, новые слова: остроконечник, гарпун, родовая община.

        1. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Прочитать пп. 1 и 2 § 2 на с. 11-12 Вигасина,

Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами? (Первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пещерах, рыть землянки, шить одежду; при- думали новые охотничьи орудия: копье с каменным наконечником и гарпун с костяным наконечником; продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов.)

  1. Работа с иллюстрациями учебника.

Опишите по рис. 3 на с. 12 учебника Вигасина охоту на диких козлов. В чем ее трудности и опасности? (Горные козлы более мелкие животные, в них сложнее попасть, их труднее поймать. Поэтому нужно было придумать какое-то новое оружие.)

  1. Сообщение учащегося (в объеме учебника).

И такое оружие человек придумал! Он давно заметил, что согнутое деревце распрямляется с силой. Эти наблюдения за таким свойством деревьев помогло сделать величайшее изобретение - охотничий лук и стрелы. Это произошло примерно тринадцать тысяч лет назад. Теперь с расстояния сотни шагов охотник мог поразить животное и даже птицу.

  1. Рассказ учителя.

Выжить в суровых условиях человеческий коллектив мог, если он становился сплоченным, если в нем сильные помогали слабым, если опытные учили молодых... Такой коллектив стадом не назовешь! Это уже родовая община. Почему родовая? Потому, что все обитатели пещеры - родственники (родичи), свои. Они помогают друг другу во всем. Почему община? Потому, что все делали сообща, вместе. Охотились, изготавливали орудия труда, поддерживали огонь, имели общее имущество.

Термин «родовая община» записывается учителем на доске, детьми - в тетрадях.

Родовая община - коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хозяйство.

    1. Закрепление изученного материала

- Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях? (Освоение огня, пещер, строительство новых жилищ, изобретение новых орудий труда: гарпун, лук, стрелы, копье с костным наконечником; более тесное объединение людей в родовые общины.)

    1. Подведение итогов урока

infourok.ru

План конспект по истории 5 класс Урок 3. Родовые общины охотников и собирателей

Урок 3. Родовые общины охотников и собирателей

Цели: подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей; продолжить формиро​вание умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека.

Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны, гипсовая копия головы древнего человека (взять из ка​бинета биологии).

Ход урока

I.​ Организационный момент

II.​ Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Древнейшие люди»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 2.

КАРТОЧКА № 2

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили древние люди?»

Для этого вспомни:

-​ Когда появились на Земле первобытные люди?

-​ Где жили древние люди?

-​ Как выглядели первобытные люди? (Сравни с обликом совре​менного человека.)

-​ Чем отличались древние люди от животных?

-​ Какие занятия существовали у первобытных людей?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Древнейшие люди появились на Земле около 2 млн лет назад, в Северо-восточной и Восточной Африке. Они были похожи на обезьян,

но в отличие от них умели изготавливать примитивные орудия труда. Кроме того, они занимались собирательством и охотой. Благодаря уме​нию трудиться древние люди смогли выжить.

3.​ Творческая работа (2 ученика).

Представьте, что на «машине времени» вы перенеслись в период первобытности. Опишите глазами очевидцев охоту древних людей. Свои ощущения при этом. Рассказ начните словами: «Мы стояли на пригорке. Было тихо. Как вдруг раздался дикий рев...»

4.​ Индивидуальная работа (5 человек). Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».

...В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несча​стьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мертв! ... Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель.

-​ Что давал огонь первобытным людям?

-​ Как они его сохраняли?

-​ Почему потеря огня считалась несчастьем?

4.​ Работа с классом. Проверка знания терминов.

-​ Дайте определение понятий «Всемирная история», «истори​ческий источник», «человеческое стадо», «орудия труда».

5.​ Развернутый ответ учащегося по карточке № 2.

III.​ Переход к изучению новой темы

Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличивался его мозг. Воз​никла речь. Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник - огромный слой льда толщиной около двух километров.

-​ Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях?

IV.​ Изучение новой темы % План

1)​ Жизнь в суровых климатических условиях.

2)​ Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел.

3)​ Родовая община.

На доске: тема урока, новые слова: остроконечник, гарпун, ро​довая община.

1.​ Самостоятельная работа с текстом учебника.

Прочитать пп. 1 и 2 § 2 на с. 11-12 Вигасина, п. 3 § 2 на с. 17-18

Михайловского.

-​ Что помогло первобытным людям выжить морозными зи​мами? (Первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пещерах, рыть землянки, шить одежду; при- думали новые охотничьи орудия: копье с каменным нако​нечником и гарпун с костяным наконечником; продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов.)

5.​ Работа с иллюстрациями учебника.

-​ Опишите по рис. 3 на с. 12 учебника Вигасина охоту на ди​ких козлов. В чем ее трудности и опасности? (Горные козлы более мелкие животные, в них сложнее попасть, их труднее поймать. Поэтому нужно было придумать какое-то новое оружие.)

3.​ Сообщение учащегося (в объеме учебника).

И такое оружие человек придумал! Он давно заметил, что согну​тое деревце распрямляется с силой. Эти наблюдения за таким свой​ством деревьев помогло сделать величайшее изобретение - охот​ничий лук и стрелы. Это произошло примерно тринадцать тысяч лет назад. Теперь с расстояния сотни шагов охотник мог поразить животное и даже птицу.

4.​ Рассказ учителя.

Выжить в суровых условиях человеческий коллектив мог, если он становился сплоченным, если в нем сильные помогали слабым, если опытные учили молодых... Такой коллектив стадом не назо​вешь! Это уже родовая община. Почему родовая? Потому, что все обитатели пещеры - родственники (родичи), свои. Они помогают друг другу во всем. Почему община? Потому, что все делали сооб​ща, вместе. Охотились, изготавливали орудия труда, поддерживали огонь, имели общее имущество.

Термин «родовая община» записывается учителем на доске, детьми - в тетрадях.

Родовая община - коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хо​зяйство.

ВАРИАНТ ИГРОВОГО УРОКА

Для проведения игрового урока учителю следует попросить уче​ников предварительно прочитать параграф. Класс должен составить логическую цепочку, предполагающую установление причинно- следственных связей. В начале урока учитель предлагает началь​ное и конечное звенья этой цепи. В данном случае это - леднико​вый период... родовая община. Соответственно учащиеся должны восполнить пробелы. На решение этой задачи у них должно быть 10 минут.

Ответ: Ледниковый период - резкое похолодание - необходи​мость использовать более сложные орудия труда, «приручение» огня человеком - человек становится охотником - потребность в помощи окружающих - родовая община.

Более детальная, логически обоснованная цепочка должна по​ощряться учителем.

Ученики должны предлагать свои варианты и их обоснование. Авторы наиболее длинных и вместе с тем подтвержденных аргу​ментами цепочек должны получить оценку пять.

V.​ Закрепление изученного материала

- Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях? (Освоение огня, пещер, строительство новых жи​лищ, изобретение новых орудий труда: гарпун, лук, стрелы, копье с костным наконечником; более тесное объединение людей в родовые общины.)

VI.​ Подведение итогов урока

Вариант урока 3. Родовые общины охотников и собирателей (урок-игра)

Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф.

I.​ Игра

Класс делится на группы по 6 человек. В каждой группе назна​чается капитан. Дается задание написать коллективное сочинение от нашего современника «В родовой общине». При этом ученики должны попытаться понять, чем родовая община отличатся от со- нременного общества. На задание дается 25 минут.

Затем капитаны команд и учитель составляют жюри, которое заслушивает сочинения и выставляет баллы. Членам команды, на​бравшей больше всего баллов, ставится оценка «пять».

II.​ Подведение итогов урока

В конце урока учитель напоминает учащимся, что охота и со​бирательство были самыми древними занятиями человека. Переход к земледелию и скотоводству стал настоящей революцией в орга​низации древнего общества.

Домашнее задание: прочитать § 2 Вигасина или § 2 Михайловско​го; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Что помогло

первобытным людям выжить в новых природных условиях?»;

рабочая тетрадь (вып. 1), задания № 3 и 4 (письменно).

xn----ftbdmba1cp9d.xn--p1ai


Смотрите также