Архитектура первобытного общества. Урок "Архитектура и скульптура первобытного общества"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Реферат на тему: архитектура первобытного общества. Архитектура первобытного общества


Урок "Архитектура и скульптура первобытного общества"

Архитектура и скульптура первобытного общества.

Архитектура и скульптура очень древние виды искусства. Еще в эпоху палеолита (40 — 12 тысячелетия до нашей эры) появляются первые круглые статуэтки, связанные с религиозно-магическими представлениями древних людей. Это статуэтки животных и, так называемые, «палеолитические Венеры», или «Венеры каменного века» — примитивные женские фигурки.

Они очень далеки от реального сходства с человеческим телом, их задача — не воспроизвести чей-то портрет, а создать обобщенный образ женщины-Матери, символ плодородия и продолжения рода.

Поэтому внимание уделено именно тем частям тела, которые служат для вынашивания, рождения и кормления ребенка — огромный живот «с ребенком», широкие бедра и большие грудные железы. Руки, ступни и лицо зачастую просто отсутствуют.

Скорее всего, с этими фигурками совершались магические действия.

В каменном веке появляется и первое рукотворное жилище. Не природное убежище — пещера, не временное и непрочное — шалаш, а именно строение для постоянной жизни. Найдены останки жилищ из костей мамонта и оленей двадцатитысячелетней давности.

По-видимому, вначале заготавливали трубчатые оленьи рога, рубили жерди из стройных, гибких, молодых деревц толщиной около 10 см., концы жердей стягивали (наподобие луков) жилами, чтобы получились дуги, и оставляли сохнуть.

После большой охоты на мамонтов, содранные и выскобленные шкуры растягивали для сушки. А черепа и большие кости, срезав с них мясо и жилы, оставляли на месте, чтобы обглодали хищники, омыли дожди, и прокалило солнце.

На следующий год белые, чистые, хорошо проветренные костей переносили к месту будущего жилища и приступали к сборке. Из черепов мамонтов, повернутых лбами внутрь, выкладывали что-то наподобие фундамента. Черепа ставили на затылок и прикапывали. Затем в них упирали дуги деревянного каркаса. Наверху, в центре, где дуги перекрещивались, их крепко связывали жилами. Получался купол — полусфера.

На дуги купола набрасывали шкуры тех же мамонтов или других животных, а сверху прижимали, чтобы не унесло ветром, бивнями, крупными костями и ветвями деревьев.

Вход в жилище был в виде арки — из двух изогнутых бивней, соединенных вверху при помощи трубчатой кости. Такую арку, как и купол, люди вспомнят много тысяч лет спустя. (Арка — полукруглый проем).

Дверь завешивали шкурой, и прочный, теплый дом был готов. Он мог выдержать и ветер и снегопад. Недаром и в горах, и в пустыне, и на Крайнем Севере по сей день строят полусферические жилища (юрты, чумы).

В эпоху бронзы появляются и первые архитектурные сооружения из камня — так называемые мегалиты (от греческого «мегос» — «большой», и «литос» — «камень»). Существует три вида мегалитов:

  • Самые простые — менгиры — вертикальные столбы, иногда до 20 метров высотой, иногда покрытые рельефом, иногда оформленные в виде намеченной контуром каменной фигуры человека. Например, «каменные бабы» юга России, или греческие придорожные «гермы». Назначение части из них до сих пор неясно.

  • Второй вид — дольмены — четырехугольные строения из крупных каменных плит, поставленных на ребро и плитою же прикрытых. Дольмены чаще всего служили могильниками, но в части из них останков не найдено, и назначение их неясно.

  • И третий вид, а точнее разновидность менгира — кромлех — огромные камни-менгиры, установленные на большой площадке концентрическими кругами, вокруг, возможно, жертвенного камня. Иногда они попарно перекрыты плитами. О назначении кромлехов спорят, считая их то культовыми сооружениями — своего рода храмами под открытым небом, то первыми обсерваториями и даже первыми счетными машинами. Самый знаменитый из кромлехов находится в Стоунхендже в Англии.

Позднее и культовые и общественные сооружения, и жилища совершенствуются и усложняются. Появляются стили и направления в развитии как архитектуры, так и скульптуры.

infourok.ru

ТЕМА 2: Архитектура первобытного общества

Дом
ТЕМА 2: Архитектура первобытного общества

просмотров - 87

(По данным науки, чел. род существует ок 2 млн. лет, а современный вид – homo sapiens или кроманьонцы, существует ок 40 тыс. лет. Кроманьонцам предшествовали неандертальцы (150-35 тыс. лет назад), которые были срединным звеном между современным человеком и более ранними видами. Неандертальцы уже начали обрабатывать камень, у них формировалось абстрактное мышление, начало зарождаться искусство и общественное сознание (ХОРОНИЛИ).). Первоначально и неандертальцы и кроманьонцы для жилья использовали натуральные пещеры и гроты, служившие убежищем от диких животных, насекомых, защищавшие огонь от ветра и дождя. Именно в пещерах находятся древнейшие произведения живописи.

Наиболее ранними искусственными жилищами были укрытия от дождя и ветра – шалаши. В тех местностях, где не было натуральных пещер, но был очень холодный климат, убежищем служили и выкопанные ямы, которые накрывались жердями, ветками, шкурами животных, землёй. Из этих примитивных форм развились последующие стадии жилья – наземное и углублённое в землю. Выразительные остатки древнейшего искусственного жилища относятся уже ко времени неандертальцев. Такое жилище выявлено на Зап. Украинœе (Черновицкая обл., 44 тыс. лет назад). Это была овальная выкладка специально подобранных больших костей мамонта площадью около 40 м² со следами 15 кострищ. Крышу делали из деревянных столбов и жердей и накрывали шкурами.

В верхнем (позднем) палеолите (40-12 тыс. до н.э.) наземные и углублённые в землю жилища имели круглую или удлинённо-овальную форму. Их возводили из деревянных столбов, жердей, веток, крупных костей мамонта͵ шерстистого носорога, накрывали шкурами и т.п. Вокруг жилища размещались ямы-кладовки.

С потеплением и отходом последнего ледника далеко на север (около 10 тыс. до н.э.) исчезли многие крупные животные (мамонт), и охотники вынуждены были мигрировать вслед за уходящими стадами оленей. Это вызвало огромные изменения в материальной среде. Жилища этого периода – мезолита (9-5 тыс. до н.э.) строились из более лёгких материалов, были наземными или углублёнными в землю. Жилища имели закруглённую, овальную или восьмёрковидную форму, площадью от 4 до 16 м². На полу некоторых из них обнаружены остатки кострищ и ямы от деревянных столбов, которые поддерживали крышу.

С окончательным растаиванием ледников наступает эпоха неолита (~8-5 – 3 тыс. до н.э.). В это время началось массовые движения народов, приведшее к заселœению новых пространств. Неолитическая революция – приводит к производящему хозяйству, появляется керамика. В это время усиливается межплеменная борьба за обладание лучшими охотничьими угодьями, за захват новых земель. Теперь человеку угражает худшая из опастностей – другой человек. Новые посœелœения возникают на островах, в излучинах рек, на небольших холмах – в местах, защищённых от внезапного нападения. В эпоху неолита начинается имущественное расслоение древних общин. Вожди, жрецы и их роды, постепенно выделяются своей зажиточностью, соответственно их дома выделяются из общего числа построек своими размерами, количеством и характером находящихся там предметов (ДОМ ЖРЕЦА).

С развитием древних производительных сил, с приручением животных и их разведением в неволе, происходит переход от примитивного присваивающего хозяйства (охотники) к производящему (скотоводы). Наличие запасов пищи и образ жизни скотоводов требовали меньшего перемещения в сравнении с охотничьим хозяйством. Особенно устойчивым образ жизни становиться у ранних земледельцев (ПОЧЕМУ??). Их образ жизни вызвал появление стабильных жилищ, возведённых из камня, глины или деревянных брёвен (на севере). Появляются первые посœелœения с разветвлённой застройкой, с большим количеством зданий различного назначения. Появляются древнейшие земледельческие цивилизации, знаменующие собой окончание эпохи первобытного общества.

В конце эпохи неолита возникают первые мегалитические постройки.Мегалиты – сооружения культового характера из грубообработанных или необработанных больших каменных глыб. Различают три базовых типа мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи. ДРУГИЕ ВИДЫ МЕГАЛЛИТОВ

oplib.ru

Реферат на тему: архитектура первобытного общества

Реферат на тему: Архитектура первобытного общества (I млн. Лет до н.э. - II тысячелетия до н.э.) История развития человечества, следовательно, и архитектуры, делится на эпохи по типу существующих общественных отношений, уровнем производства средств жизни и другим признакам. Для древнейших эпох становления человечества наиболее распространенной является классификация по материалу, из которого изготавливались орудия труда. Однако из-за того, что человечество в целом развивалось неравномерно, хронология в заголовке раздела и та, что приводится далее, может быть принято, и то только условно, для Западной Европы. На земле и сейчас есть места, где люди живут на низкой стадии цивилизации. I период - эпоха первобытного человеческого стада (она продолжалась примерно до И млн. Лет до н.э.), когда обезьяноподобные люди зависели от природы и почти не производили продуктов питания, а преимущественно потребляли готовые продукты природы. По суровым условиям ледникового периода они искали убежища в пещерах, что найдены во многих местах земного шара, например, Альтамира - в Испании, Нио - во Франции, Капова пещера - на Урале и др. II период - палеолит, или древнекаменного сутки (И млн. - 12 тыс. Лет до н.э.) - эпоха, когда появились первые грубо Обколоть каменные орудия: рубила, скребки и др. (рис.1.1). Установился родовой строй, во главе которого стояла женщина (матриархат), что было связано с групповой формой брака. Хозяйство, как и раньше, оставалось потребительским (например, загонная охота - охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей и т.д.). Жилья палеолита - это также то, что создано самой природой: скальный навес, пещера, но уже несколько улучшенное человеком - где частично закладывали камнями слишком широкий вход, выравнивали пол, делали ступеньки, выдалбливали ниши и др. В таких пещерах жили в среднем 50-60 человек. Археологические исследования пещеры Киик-Коба (рис. 1.2) доказали, что первобытный коллектив охотников насчитывал здесь от 30 до 50 человек на площади около 70 м². Примерно столько же охотников жили в пещере Резерв-дю-Дьябло (рис.1.3). III период - мезолит, или середньокамьяна сутки (около 12 - 8 тыс. Лет до н.э.). В эту эпоху совершенствуются каменные орудия, появляется каменный топор, изобретенные лук и стрелы (рис.1.4). Кроме отряда, в котором участвует большое число людей, вооруженные луками и стрелами охотники начинают приобретать зверя и индивидуально. Человек строит сезонные стойбища, делает палатки из шкур животных. Так как имеющимся орудием еще нельзя было перерубить толстое дерево для использования его в строительстве, конструктивный каркас жилья состоял из тонких ветвей, а часто и из костей крупных животных. Таким образом появились первые искусственные сооружения (рис.1.5). Поскольку средства и продукты производства были общими, то часто строились примитивные шалаши из жердей, веток, камыша и т.п., которые помещали большое число семей (род). Примером может быть «Длинный дом» ирокезов со многими очагами в Северной Америке (рис.1.6). Это были удлиненные прямоугольные здания с каркасом из столбов и жердей. Каркас обшивали большими лоскутами древесной коры. Общий характер жилищ, их ограждения, а также место культовой площадки можно увидеть на реконструкции поселения Березняки (рис.1.13). Укрепленное поселение древних германцев (рис.1.14) имеет форму круга. Такая форма очень рациональна, так как образуется самая большая площадь, защищена минимальными по длине периметра валами, которые в состоянии защищать наименьшее число воинов. Стены отдельных зданий выполнены здесь в виде забора, обмазанные глиной (рис.1.15). Формирование среды обитания человека первобытнообщинной эпохи обусловлено прежде всего геоклиматических факторами: колебаниями температуры, влажности воздуха, характером ландшафта и растительности, животным миром, имеющимся строительным материалом. Роль геоклиматических зонирования в формировании архитектуры объясняет рис.1.16. Переход от зоны к зоне - плавный. Экваториальный климат позволяет обходиться почти без одежды и легким жильем. Широкое распространение получили в бронзовом веке здания на сваях (рис.1.19). Убиты в дно или в болотистый грунт они поддерживают платформу, на которой возводится здание, при этом сваи одновременно используют как каркас стены, а их конечности поддерживают стропила крыши. Остатки зданий на сваях находят в Италии, Швейцарии, Океании и других местах. Целое поселение на сваях были исследованы на Женевском озере. Оно имело длину до 360, а ширина - от 30 до 45 м. Нижняя часть древнегреческого дома (рис.1.20) составленной из камня, верхняя - из кирпича-сырца; стропила, столбы, двери - деревянные. Куполообразные жилища в Энгадин (рис.1.21), построенные в зоне африканских пустынь с сильными ветрами, имеют обтекаемую форму, которая предотвращает слишком быстрое выветриванию составленной из камней стен. Впоследствии жилье семьи отрывается от родового, становится самостоятельным (рис.1.22). Хотя таких домов в поселении достаточно много, но нет ли еще пределы, которая отделяла поселения от внешнего мира; нет упорядоченного продуманного размещения домов. Мы почти ничего не знаем о подобных города. Они были единичные и находились далеко друг от друга. Поэтому культуры Иерихона и Чатал-Гуюк в цивилизации не развились. В эпоху бронзы достигли своего наивысшего развития сооружения из больших камней. Они получили общее наименование мегалитических. Вертикальные единичные камни называли менгирами (от бретонского men - камень + hir - длинный). Это были, вероятно, знаки, отмечали захоронения выдающихся вождей, или тотемные сооружения-символы, отражали легендарное происхождение рода. Такие камни могли быть необработанными или определенной формы (рис.1.27). Их поверхность иногда покрывалась рисунками или сами они выглядели каких фигур (рис. Иногда каменные блоки образовывали длинные «аллеи» (рис.1.28). Ученые предполагают, что такие «аллеи» могли иметь ритуальное назначение. Медленный торжественный движение процессии оформлялся, узаконивался и монументализовувався рядами тяжелых и долговечных камней, поставленных вдоль дороги. Высота менгиров достигает 4-5 м и более. Они распространены на территории Северо-Западной Европы, встречаются и в Сибири, на Кавказе, в Крыму. С появлением веры в загробную жизнь люди начали сооружать монументальные каменные гробницы - дольмены (от бретонского dol - стол + men - камень). Как правило, это несколько вертикально поставленных плит или глыб, образующих внутреннее помещение, перекрытое большими плитами (рис.1.32). Вес каменных плит достигает десятков тонн. Есть и такие плиты весят почти сотню тонн (рис.1.30). Иногда дольмен землей, и он оказывался внутри кургана (рис.1.31, 1.33). Дольмены распространены в большинстве стран Европы, Азии, Северной Америки. Строительство дольменов, как и других мегалитических сооружений, начиналось с подготовки камня - его надо было выломать и привезти на место работ. Камни выламывали следующим образом. С помощью каменных или бронзовых клиньев делали в породе расположены в ряд засечки, а затем в подготовленные ямки загоняли клинья из дерева, просачивались их водой. Древесина набухала, и в камне появлялись трещины. Так что кавказские дольмены собраны из материала, который легко раскалывается (песчаник), то плиты сразу становились достаточно равными. Этот способ взлома горных пород даже такой твердости, как гранит, хорошо известный в строительной технике Древнего Египта с незапамятных времен. Применяли его почти до наших дней. Но вырублены плиты надо было еще доставить на место. И с помощью катков (одинаковых круглых бревен), веревок, человеческой или бычьей силы тянули материал к облюбованного уголка, где должен строиться дольмен. Способ очень древний. Так же, выбирая свободный каток из-под груза и подкладывая его впереди, когда перевезли из Карелии глыбу гранита для памятника Петру I в Санкт-Петербурге. Плиты дольменов на Западном Кавказе достигают веса более 7 тонн, а есть и такие, которые весят более 25 тонн! Видимо, на строительство выходила множество людей. Они применяли рычаги, подсыпки, внутреннее леса, чтобы плита не рухнула (потом его забирали). Сейчас дольмены молчаливые. Но сколько крика и гамму вобрали они в себя: и ритмичное подгонка (вроде наших «раз-два взяли!» Или «давай-давай!»), И радость удачи, и вопли ужаса во время беды ... Все детали дольмена, где только возможно, входят в пазы (деталь на рис.1.32). Они вишлифувани в боковых плитах, перекрытии (вот оно и держится крепко), в камнях, подложенных под дольмены. С восточной стороны внутрь ведет круглое отверстие диаметром около 40 см (рис.1.32). Он закрывался каменной затычкой такой же формы. Огромная передняя плита имеет длину основания 245, высота - 210, толщину - 57 см. Большинство дольменов имеют трапециевидный силуэт - широкую переднюю часть и узкую заднюю, немного наклонены внутрь боковые стены, а для этого передняя и задняя плиты вверх скошенные - они соответствуют форме трапеции. Иначе говоря, строители стремились всеми средствами сделать свои постройки прочными. Форма дольмена - усеченная пирамида - не случайность. Она чрезвычайно устойчива, так как конструктивно близка к естественным конусообразных форм. Такое строение имеют горы (у них широкая основа) Со временем достаточное выдержка и просушки камня приводит к тому, что поверхность песчаников крепнет. Этому способствуют солнечные лучи, будто сплавляют отдельные песчинки. Строя дольмен, человек путем накопления материала ограничивает пространство; здесь впервые противопоставлены несущие части и такие, которые находятся в покое, это противопоставление явилось основой архитектуры. Дольмены своим видом производят впечатление и мощи, и грандиозности, и молчаливого строгости. Можно себе представить, с каким чувством собственного достоинства и творческого удовлетворения смотрели на эти памятники люди, которые своими усилиями побеждали физическое сопротивление камня. Действительно, древние строители были большими мастерами своего дела. Наиболее сложными мегалитические сооружения, вероятно, связанными с обусловленным культовым ритуалом, были кромлехи (от кельтского crom - круг + lech - камень) - группы камней, расставленных концентрическими кругами.

allr.genskov.ru

ТЕМА 2: Архитектура первобытного общества

Дом ТЕМА 2: Архитектура первобытного общества

просмотров - 88

(По данным науки, чел. род существует ок 2 млн. лет, а современный вид – homo sapiens или кроманьонцы, существует ок 40 тыс. лет. Кроманьонцам предшествовали неандертальцы (150-35 тыс. лет назад), которые были срединным звеном между современным человеком и более ранними видами. Неандертальцы уже начали обрабатывать камень, у них формировалось абстрактное мышление, начало зарождаться искусство и общественное сознание (ХОРОНИЛИ).). Первоначально и неандертальцы и кроманьонцы для жилья использовали натуральные пещеры и гроты, служившие убежищем от диких животных, насекомых, защищавшие огонь от ветра и дождя. Именно в пещерах находятся древнейшие произведения живописи.

Наиболее ранними искусственными жилищами были укрытия от дождя и ветра – шалаши. В тех местностях, где не было натуральных пещер, но был очень холодный климат, убежищем служили и выкопанные ямы, которые накрывались жердями, ветками, шкурами животных, землёй. Из этих примитивных форм развились последующие стадии жилья – наземное и углублённое в землю. Выразительные остатки древнейшего искусственного жилища относятся уже ко времени неандертальцев. Такое жилище выявлено на Зап. Украинœе (Черновицкая обл., 44 тыс. лет назад). Это была овальная выкладка специально подобранных больших костей мамонта площадью около 40 м² со следами 15 кострищ. Крышу делали из деревянных столбов и жердей и накрывали шкурами.

В верхнем (позднем) палеолите (40-12 тыс. до н.э.) наземные и углублённые в землю жилища имели круглую или удлинённо-овальную форму. Их возводили из деревянных столбов, жердей, веток, крупных костей мамонта͵ шерстистого носорога, накрывали шкурами и т.п. Вокруг жилища размещались ямы-кладовки.

С потеплением и отходом последнего ледника далеко на север (около 10 тыс. до н.э.) исчезли многие крупные животные (мамонт), и охотники вынуждены были мигрировать вслед за уходящими стадами оленей. Это вызвало огромные изменения в материальной среде. Жилища этого периода – мезолита (9-5 тыс. до н.э.) строились из более лёгких материалов, были наземными или углублёнными в землю. Жилища имели закруглённую, овальную или восьмёрковидную форму, площадью от 4 до 16 м². На полу некоторых из них обнаружены остатки кострищ и ямы от деревянных столбов, которые поддерживали крышу.

С окончательным растаиванием ледников наступает эпоха неолита (~8-5 – 3 тыс. до н.э.). В это время началось массовые движения народов, приведшее к заселœению новых пространств. Неолитическая революция – приводит к производящему хозяйству, появляется керамика. В это время усиливается межплеменная борьба за обладание лучшими охотничьими угодьями, за захват новых земель. Теперь человеку угражает худшая из опастностей – другой человек. Новые посœелœения возникают на островах, в излучинах рек, на небольших холмах – в местах, защищённых от внезапного нападения. В эпоху неолита начинается имущественное расслоение древних общин. Вожди, жрецы и их роды, постепенно выделяются своей зажиточностью, соответственно их дома выделяются из общего числа построек своими размерами, количеством и характером находящихся там предметов (ДОМ ЖРЕЦА).

С развитием древних производительных сил, с приручением животных и их разведением в неволе, происходит переход от примитивного присваивающего хозяйства (охотники) к производящему (скотоводы). Наличие запасов пищи и образ жизни скотоводов требовали меньшего перемещения в сравнении с охотничьим хозяйством. Особенно устойчивым образ жизни становиться у ранних земледельцев (ПОЧЕМУ??). Их образ жизни вызвал появление стабильных жилищ, возведённых из камня, глины или деревянных брёвен (на севере). Появляются первые посœелœения с разветвлённой застройкой, с большим количеством зданий различного назначения. Появляются древнейшие земледельческие цивилизации, знаменующие собой окончание эпохи первобытного общества.

В конце эпохи неолита возникают первые мегалитические постройки.Мегалиты – сооружения культового характера из грубообработанных или необработанных больших каменных глыб. Различают три базовых типа мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи. ДРУГИЕ ВИДЫ МЕГАЛЛИТОВ

oplib.ru

Реферат на тему: архитектура первобытного общества

Реферат на тему: Архитектура первобытного общества (I млн. Лет до н.э. - II тысячелетия до н.э.) История развития человечества, следовательно, и архитектуры, делится на эпохи по типу существующих общественных отношений, уровнем производства средств жизни и другим признакам. Для древнейших эпох становления человечества наиболее распространенной является классификация по материалу, из которого изготавливались орудия труда. Однако из-за того, что человечество в целом развивалось неравномерно, хронология в заголовке раздела и та, что приводится далее, может быть принято, и то только условно, для Западной Европы. На земле и сейчас есть места, где люди живут на низкой стадии цивилизации. I период - эпоха первобытного человеческого стада (она продолжалась примерно до И млн. Лет до н.э.), когда обезьяноподобные люди зависели от природы и почти не производили продуктов питания, а преимущественно потребляли готовые продукты природы. По суровым условиям ледникового периода они искали убежища в пещерах, что найдены во многих местах земного шара, например, Альтамира - в Испании, Нио - во Франции, Капова пещера - на Урале и др. II период - палеолит, или древнекаменного сутки (И млн. - 12 тыс. Лет до н.э.) - эпоха, когда появились первые грубо Обколоть каменные орудия: рубила, скребки и др. (рис.1.1). Установился родовой строй, во главе которого стояла женщина (матриархат), что было связано с групповой формой брака. Хозяйство, как и раньше, оставалось потребительским (например, загонная охота - охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей и т.д.). Жилья палеолита - это также то, что создано самой природой: скальный навес, пещера, но уже несколько улучшенное человеком - где частично закладывали камнями слишком широкий вход, выравнивали пол, делали ступеньки, выдалбливали ниши и др. В таких пещерах жили в среднем 50-60 человек. Археологические исследования пещеры Киик-Коба (рис. 1.2) доказали, что первобытный коллектив охотников насчитывал здесь от 30 до 50 человек на площади около 70 м². Примерно столько же охотников жили в пещере Резерв-дю-Дьябло (рис.1.3). III период - мезолит, или середньокамьяна сутки (около 12 - 8 тыс. Лет до н.э.). В эту эпоху совершенствуются каменные орудия, появляется каменный топор, изобретенные лук и стрелы (рис.1.4). Кроме отряда, в котором участвует большое число людей, вооруженные луками и стрелами охотники начинают приобретать зверя и индивидуально. Человек строит сезонные стойбища, делает палатки из шкур животных. Так как имеющимся орудием еще нельзя было перерубить толстое дерево для использования его в строительстве, конструктивный каркас жилья состоял из тонких ветвей, а часто и из костей крупных животных. Таким образом появились первые искусственные сооружения (рис.1.5). Поскольку средства и продукты производства были общими, то часто строились примитивные шалаши из жердей, веток, камыша и т.п., которые помещали большое число семей (род). Примером может быть «Длинный дом» ирокезов со многими очагами в Северной Америке (рис.1.6). Это были удлиненные прямоугольные здания с каркасом из столбов и жердей. Каркас обшивали большими лоскутами древесной коры. Общий характер жилищ, их ограждения, а также место культовой площадки можно увидеть на реконструкции поселения Березняки (рис.1.13). Укрепленное поселение древних германцев (рис.1.14) имеет форму круга. Такая форма очень рациональна, так как образуется самая большая площадь, защищена минимальными по длине периметра валами, которые в состоянии защищать наименьшее число воинов. Стены отдельных зданий выполнены здесь в виде забора, обмазанные глиной (рис.1.15). Формирование среды обитания человека первобытнообщинной эпохи обусловлено прежде всего геоклиматических факторами: колебаниями температуры, влажности воздуха, характером ландшафта и растительности, животным миром, имеющимся строительным материалом. Роль геоклиматических зонирования в формировании архитектуры объясняет рис.1.16. Переход от зоны к зоне - плавный. Экваториальный климат позволяет обходиться почти без одежды и легким жильем. Широкое распространение получили в бронзовом веке здания на сваях (рис.1.19). Убиты в дно или в болотистый грунт они поддерживают платформу, на которой возводится здание, при этом сваи одновременно используют как каркас стены, а их конечности поддерживают стропила крыши. Остатки зданий на сваях находят в Италии, Швейцарии, Океании и других местах. Целое поселение на сваях были исследованы на Женевском озере. Оно имело длину до 360, а ширина - от 30 до 45 м. Нижняя часть древнегреческого дома (рис.1.20) составленной из камня, верхняя - из кирпича-сырца; стропила, столбы, двери - деревянные. Куполообразные жилища в Энгадин (рис.1.21), построенные в зоне африканских пустынь с сильными ветрами, имеют обтекаемую форму, которая предотвращает слишком быстрое выветриванию составленной из камней стен. Впоследствии жилье семьи отрывается от родового, становится самостоятельным (рис.1.22). Хотя таких домов в поселении достаточно много, но нет ли еще пределы, которая отделяла поселения от внешнего мира; нет упорядоченного продуманного размещения домов. Мы почти ничего не знаем о подобных города. Они были единичные и находились далеко друг от друга. Поэтому культуры Иерихона и Чатал-Гуюк в цивилизации не развились. В эпоху бронзы достигли своего наивысшего развития сооружения из больших камней. Они получили общее наименование мегалитических. Вертикальные единичные камни называли менгирами (от бретонского men - камень + hir - длинный). Это были, вероятно, знаки, отмечали захоронения выдающихся вождей, или тотемные сооружения-символы, отражали легендарное происхождение рода. Такие камни могли быть необработанными или определенной формы (рис.1.27). Их поверхность иногда покрывалась рисунками или сами они выглядели каких фигур (рис. Иногда каменные блоки образовывали длинные «аллеи» (рис.1.28). Ученые предполагают, что такие «аллеи» могли иметь ритуальное назначение. Медленный торжественный движение процессии оформлялся, узаконивался и монументализовувався рядами тяжелых и долговечных камней, поставленных вдоль дороги. Высота менгиров достигает 4-5 м и более. Они распространены на территории Северо-Западной Европы, встречаются и в Сибири, на Кавказе, в Крыму. С появлением веры в загробную жизнь люди начали сооружать монументальные каменные гробницы - дольмены (от бретонского dol - стол + men - камень). Как правило, это несколько вертикально поставленных плит или глыб, образующих внутреннее помещение, перекрытое большими плитами (рис.1.32). Вес каменных плит достигает десятков тонн. Есть и такие плиты весят почти сотню тонн (рис.1.30). Иногда дольмен землей, и он оказывался внутри кургана (рис.1.31, 1.33). Дольмены распространены в большинстве стран Европы, Азии, Северной Америки. Строительство дольменов, как и других мегалитических сооружений, начиналось с подготовки камня - его надо было выломать и привезти на место работ. Камни выламывали следующим образом. С помощью каменных или бронзовых клиньев делали в породе расположены в ряд засечки, а затем в подготовленные ямки загоняли клинья из дерева, просачивались их водой. Древесина набухала, и в камне появлялись трещины. Так что кавказские дольмены собраны из материала, который легко раскалывается (песчаник), то плиты сразу становились достаточно равными. Этот способ взлома горных пород даже такой твердости, как гранит, хорошо известный в строительной технике Древнего Египта с незапамятных времен. Применяли его почти до наших дней. Но вырублены плиты надо было еще доставить на место. И с помощью катков (одинаковых круглых бревен), веревок, человеческой или бычьей силы тянули материал к облюбованного уголка, где должен строиться дольмен. Способ очень древний. Так же, выбирая свободный каток из-под груза и подкладывая его впереди, когда перевезли из Карелии глыбу гранита для памятника Петру I в Санкт-Петербурге. Плиты дольменов на Западном Кавказе достигают веса более 7 тонн, а есть и такие, которые весят более 25 тонн! Видимо, на строительство выходила множество людей. Они применяли рычаги, подсыпки, внутреннее леса, чтобы плита не рухнула (потом его забирали). Сейчас дольмены молчаливые. Но сколько крика и гамму вобрали они в себя: и ритмичное подгонка (вроде наших «раз-два взяли!» Или «давай-давай!»), И радость удачи, и вопли ужаса во время беды ... Все детали дольмена, где только возможно, входят в пазы (деталь на рис.1.32). Они вишлифувани в боковых плитах, перекрытии (вот оно и держится крепко), в камнях, подложенных под дольмены. С восточной стороны внутрь ведет круглое отверстие диаметром около 40 см (рис.1.32). Он закрывался каменной затычкой такой же формы. Огромная передняя плита имеет длину основания 245, высота - 210, толщину - 57 см. Большинство дольменов имеют трапециевидный силуэт - широкую переднюю часть и узкую заднюю, немного наклонены внутрь боковые стены, а для этого передняя и задняя плиты вверх скошенные - они соответствуют форме трапеции. Иначе говоря, строители стремились всеми средствами сделать свои постройки прочными. Форма дольмена - усеченная пирамида - не случайность. Она чрезвычайно устойчива, так как конструктивно близка к естественным конусообразных форм. Такое строение имеют горы (у них широкая основа) Со временем достаточное выдержка и просушки камня приводит к тому, что поверхность песчаников крепнет. Этому способствуют солнечные лучи, будто сплавляют отдельные песчинки. Строя дольмен, человек путем накопления материала ограничивает пространство; здесь впервые противопоставлены несущие части и такие, которые находятся в покое, это противопоставление явилось основой архитектуры. Дольмены своим видом производят впечатление и мощи, и грандиозности, и молчаливого строгости. Можно себе представить, с каким чувством собственного достоинства и творческого удовлетворения смотрели на эти памятники люди, которые своими усилиями побеждали физическое сопротивление камня. Действительно, древние строители были большими мастерами своего дела. Наиболее сложными мегалитические сооружения, вероятно, связанными с обусловленным культовым ритуалом, были кромлехи (от кельтского crom - круг + lech - камень) - группы камней, расставленных концентрическими кругами.

allr.genskov.ru

Первобытное искусство и архитектура

    Контрольная работа по дисциплине " Культурология " Первобытное искусство и архитектура

ПЛАН 1 Начало искусства                                                                                   3 2 Взгляды на происхождение искусства                                                  7 2.1 Игровая теория происхождения первобытного искусства               7 2.2 Теория первостепенной роли труда в возникновении искусства     8 3 Хронология каменного века                                                                  10 3.1 Нижний (ранний) палеолит                                                                 12 3.2 Поздний палеолит                                                                               14 3.2.1 Искусство эпохи мезолита                                                               16 3.2.2 Искусство эпохи неолита                                                                 17 4 Общекультурное значение художественного творчества                    20 Список использованной литературы                                                       22

1 НАЧАЛО ИСКУССТВА Первобытное искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдаленных уголках планеты, до наших дней [5]. В изучении его древнейших форм историки изобразительного искусства находятся в более благоприятном положении, чем историки искусства слова, музыки и театра. Последние могут судить о первобытных песнях и зрелищах только по косвенным данным, по аналогии с творчеством ныне живущих народов, задержавшихся вплоть до XIX века на стадии первобытнообщинного строя. Эти аналогии приблизительны: каким бы ни был архаическим общественный строй народов, оттесненных с магистрального пути истории, все же протекшие тысячелетия не могли оставаться для них неподвижным временем без развития. Время само есть движение и развитие. И современное (то есть относящееся к последним двум столетиям) искусство коренных австралийцев или африканцев все же совсем иное, чем у людей каменного века. Это можно сказать с уверенностью, потому что вещественные изобразительные памятники доисторических эпох сохранились. Еще в начале прошлого столетия их совсем не знали. Примерно с середины XIX века началась серия открытий, ставших возможными благодаря развитию научной археологии. Чуть не во всех концах земли были обнаружены и раскрыты очаги материальной культуры незапамятных времен: стоянки пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты – копья, палицы, дротики, рубила, иглы, скребки. И во многих стоянках найдены предметы, которые мы не можем назвать иначе как художественными произведениями. Силуэты зверей, узоры и загадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных пластинках и каменных плитах. Странные человеческие фигурки из камня и кости. Большие скульптуры животных. Рисунки, резьба и рельефы на скалах. В потайных скалистых пещерах, куда археологи проникали с трудом, ощупью, иногда вплавь – через подземные реки, им случалось обнаруживать целые «музеи» первобытной живописи и скульптуры. Каменные изваяния срастаются там с массивом скалы: какой-нибудь выступ скалы, уже отчасти напоминающий тело зверя, его голову или хребет, обтесан и доведен до полного сходства с кабаном или медведем. Есть и скульптуры из глины причем на них запечатлелись следы ударов копьем. В пещере Монтеспан (Франция) открыли «израненную» глиняную фигуру медведя без головы; у ног этой статуи лежал череп настоящего медведя. Очевидно, к ней приставляли окровавленную голову убитого зверя. На стенах и потолках пещер – многочисленные изображения, большие и маленькие, частью вырезанные, а частью исполненные минеральными красками. Это тоже почти сплошь изображения животных – олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся – длинношерстные мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, уже в эпоху неолита (нового каменного века), стали изображать сцены из жизни первобытного племени – охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются (большой точности здесь быть не может) VI – IV тысячелетиями до н. э. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту (древнему каменному веку), то есть были созданы сорок – двадцать тысяч лет тому назад [1]. Образ человека в искусстве палеолита оказывается на втором месте (по количеству памятников), уступая образу зверя. Для территории Испании и Франции, по данным А. Леруа-Гуруна, этот перевес выражается в соотношении: 1404 изображения животного к 118 изображениям человека [3]. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранились и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заостренный камень выполнял в трудовой деятельности [5]. Поиски начала – едва ли не самые трудные поиски, в которые пускается пытливый человеческий ум. Любое явление когда-то и где-то началось, зародилось, возникло – это кажется нам очевидным. Но шаг за шагом добираясь до его истоков, исследователь находит бесконечную цепь превращений, переходов из одного состояния в другое. Оказывается, что всякое начало относительно, оно само по себе является следствием долгого предшествующего развития, звеном бесконечной эволюции. Не только происхождение жизни на земле и человеческого рода не мыслится как единовременный акт «творения» или появления, но и происхождение собственно человеческих институтов, таких, как семья, собственность, государство, - также итог длительного процесса, звено в цепи превращений. То же можно сказать и об искусстве. Когда, где и почему оно «началось» - точный и простой ответ невозможен. Оно не началось в строго определенный исторический момент – оно постепенно вырастало из неискусства, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком. Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Он изображает только животных, и то только тех, на которых он охотится (или которые охотятся на него самого), то есть лишь то, с чем непосредственно связана его борьба за жизнь. А как он изображает самого себя? В искусстве палеолита изображений человека вообще сравнительно мало. Но все-таки они встречаются [1]. Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические Венеры» - примитивные женские фигурки. Они еще очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бедра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщенный образ женщины – матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости [5]. И в этих произведениях нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство и примитивность, только на этот раз примитивность очевиднее. Мастерство – в том, как цельно и сильно почувствована пластика объемов тела: в этом смысле фигурки выразительны и, при своих малых размерах, даже монументальны. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица – лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолитическая Венера» с ее вздутым животом, громадными мешками грудей – сосуд плодородия, и ничего сверх этого. Она более животна, чем сами животные, как они изображаются в искусстве палеолита [1]. Важно также обратить внимание на нарушение количественных пропорций между изображениями мужчины и женщины [3]. По данным З. А. Абрамовой, обобщившей в середине 60-х гг. по этой теме весь имеющийся на территории Европы и Азии археологический материал, образ человека передан 512 раз, в том числе женщины – 266, мужчины 24, человека без определенных признаков пола 128 раз; в 94 случаях изображены человекоподобные (зооморфные, антропоморфные) фигуры. Чем вызван этот разительный контраст? Что скрыто за столь очевидной ориентацией сознания древнего художника? [5]. Любопытный парадокс этого искусства: отношение к человеку – преимущественно животное, в отношении к зверю – больше человечности. В изображении зверей уже заметно, как сквозь глубокую кору инстинктивных, элементарных чувств просвечивали и прорывались «разумные» эмоции существ, начинавших мыслить и чувствовать по-человечески. Тут не просто отношение к зверю как к добыче, источнику питания – тут восхищение его силой, восторг перед ним, почтение к нему как покровителю рода и существу высшему. А как многозначительна, например, такая «жанровая» сцена, начертанная на скале в Алжире: слониха хоботом загораживает своего слоненка от нападения львицы. Здесь уже сочувствие, сопереживание, какая-то эмоциональная просветленность взгляда. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя [1]. Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре? Определенного ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями. До недавнего времени ученые придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие – схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки [5]. Впрочем, и в этих примитивных орудиях, в этих обточенных осколках камня, уже таилось будущее искусства, как дуб таится в желуде. Всякое более или менее развитое искусство есть одновременно и созидание («делание» чего-либо), и познание, и общение между людьми: этими своими гранями оно соприкасается и с наукой, и с языком, и с другими средствами общения. Значит, производство, делание («старейшая из этих функций») в возможности, в принципе содержит в себе зачатки искусства. По мере того как производство орудий формировало интеллект человека и пробуждало в нем волю к познанию, он начинал создавать вещи, все более похожие на произведения искусства в нашем смысле. И эти «познавательные вещи» обособлялись от других, становились скульптурами и рисунками, какие мы находим в верхнем палеолите. Первоначальный, слитный, синкретический комплекс разветвлялся, одной из ее ветвей было искусство, хотя все еще очень тесно сращенное с зачатками других форм общественного сознания. Постепенно в нем кристаллизуется и третья функция - общение людей, все более сознающих себя членами достаточно уже сложного коллектива. Она поступает более отчетливо в искусстве неолита, когда человеческое общество становилось обществом земледельцев и скотоводов [1]. В эту эпоху содержание искусства становится шире, разнообразнее, а в его формах происходят знаменательные перемены. Это был, конечно, прогресс противоречивый и двойственный: что-то очень важное приобреталось, зато что-то и утрачивалось – утрачивалась и первозданная непосредственность видения, свойственная искусству охотников. Выражаясь привычным нам языком, искусство неолита более «условно», чем палеолитическое. В неолите преобладают не разрозненные изображения отдельных фигур, а связные композиции и сцены, где человек, наконец, занимает подобающее ему главное место. Таких сцен много среди наскальных росписей в Африке, в Испании. Их динамика и ритм иногда поразительны, захватывающи. Стрелки с луками настигают бегущего оленя; на другом рисунке они сражаются, стремительно мчась, припадая на колени, сплетаясь; на третьем – летят и кружатся танцующие фигуры. Но сами фигуры – это, собственно, знаки людей, а не люди: тощие черные силуэтные фигурки, которые только благодаря своей неистовой подвижности создают впечатление жизни. В упоминавшихся росписях в Сахаре много загадочных сцен ритуального характера: здесь фигурируют люди с шарообразными головами, напоминающими скафандры, - что дало повод исследователю назвать эти изображения «марсианскими». Какая-то чуждая, бесконечно далекая жизнь отразилась в этих росписях, почти не поддающаяся расшифровке. Они полны дикой и странной выразительности [5].

2 ВЗГЛЯДЫ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА Общепринятого объяснения причин возникновения искусства нет. В марксистском учении происхождение искусства объясняется трудовой деятельностью. Г. В. Плеханов писал по этому поводу, что искусство – дитя труда, а не игры. Согласно иным взглядам, искусство связано с религией. Магия охоты и магия плодородия находили отражение в деятельности первобытных художников, где образам искусства придавалось значение заклинания, а не наслаждения. Такая точка зрения во многом основана на том, что первобытные художники делали изображения в потаенных местах пещер, в темных камерах и коридорах, на значительном отдалении от входа, где и два человека не могли разойтись. Это объясняют желанием создать вокруг настенных изображений атмосферу тайны, естественную для магических действий. Существует также традиция связывать происхождение искусства с игровой деятельностью. Давно было замечено, что первобытные изображения постепенно становились менее реалистичными, более условными. Но для игры как раз и характерно создание человеком в условном пространстве и времени порядка, который определяется им самим. Играющий человек выражает себя в условно независимом, свободном состоянии, в состоянии не заинтересованности по отношению ко всему, что не связано с игрой. Отсутствие внешней, посторонней цели, когда целью становится сама деятельность, роднит искусство и игру. В книге «Утро искусства» академик А. П. Окладников писал, что у первобытных художников была лишь потребность в материализованном выражении внутренних переживаний чувств и идей, творческой фантазии. Не исключено, что первобытные художники, проникавшие в потайные места пещер, делали это не для магии, а чтобы избежать свидетелей своего творчества, которое могло казаться со стороны пустым, непонятным из-за этого, может быть, вредным занятием [4]. 2.1 ИГРОВАЯ ТЕОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА. Некоторые ученые связывают с игрой не только искусство, но и всю первобытную культуру, видят в ее истоках игру. Такой подход характерен для философской герменевтики. Г. Гадамер рассматривал историю и культуру как своего рода игру в стихии языка. Еще более показательны в этом отношении взгляды голландского историка культуры Й. Хойзинги (иногда пишется Хейзинга). В своей книге «Человек играющий. Попытка определения игрового элемента в культуре» (1938) он универсализировал понятие игры, к которой свел все многообразие человеческой деятельности и рассматривал ее как основной источник и высшее проявление человеческой культуры. Чем ближе культура к архетипам, т. е. чем более она первобытна, тем более она игра; но, отдаляясь от своих истоков, подобно тому, как человек отдаляется от своего детства, культура утрачивает игровое начало. Конечно, любая теория, в которой происхождение искусства, равно как и культуры сводится к трудовой или игровой деятельности, к магии, не бесспорна. Естественно, что создание любой культурной ценности – это труд. Но разве игра – не труд? Что может быть серьезнее для ребенка, чем игра? Но и труд вполне взрослого человека, когда он сам по себе доставляет ему радость и удовлетворение, мало, чем отличается от игры. Наконец, разве культура и искусство не оказывают магического воздействия, внушая нам мысли и чувства или пробуждая желания, которые без них у нас бы просто не возникали? В вопросе о происхождении искусства важно понять не столько причину, сколько цели, которые преследовал первобытный художник, создавая изображения. Ясно, что они могли быть разными, что сами изображения потом использовались с различными целями. Но если художник, как писал А. П. Окладников, удовлетворял свою потребность в материализованном выражении внутренних переживаний, которые для него были идеальны, то целью его творчества служило изображение идеала. Если для культуры в целом характерно постоянное несовпадение целей и идеалов, то в начальной стадии культуры это совпадение все же происходило в силу синкретического характера первобытной культурной деятельности. Истина, добро и красота были еще нераздельны, и все ценности обладали их единством [4].

www.coolreferat.com

Строительные работы - Архитектура первобытного общества

Архитектура первобытного обществаИстория развития человечества, следовательно, и архитектуры, делится на эпохи по типу существующих общественных отношений, уровнем производства средств жизни и другим признакам. Для древнейших эпох становления человечества наиболее распространенной является классификация по материалу, из которого изготовлялись орудия труда. Однако из-за того, что человечество в целом развивалось неравномерно, хронология в заголовке раздела и та, что приводится далее, может быть принята, и то только условно, для Западной Европы. На земле еще и сейчас есть места, где люди живут на низкой стадии цивилизации. I период - эпоха первобытного человеческого стада (она продолжалась примерно до И млн. лет до н.э.), когда обезьяноподобные люди зависели от природы и почти не производили продуктов питания, а преимущественно потребляли готовые продукты природы. За суровых условий ледникового периода они искали убежища в пещерах, которые найдены во многих местах земного шара, например, Альтамира - в Испании, НИО - во Франции, Капова пещера - на Урале и т.д.. II период - палеолит, или древнекаменного сутки (И млн. - 12 тыс. лет до н.э.) - эпоха, когда появились первые грубо обколоть каменные орудия: рубила, скребки и др.. (Рис.1.1). Установился родовой строй, во главе которого стояла женщина (матриархат), что было связано с групповой формой брака. Хозяйство, по-прежнему оставалось потребительским (например, загонные охота - охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей и др.). Жилья палеолита - это также то, что создано самой природой: скальный навес, пещера, но уже несколько улучшенное человеком - местами частично закладывали камнями слишком широкий вход, выравнивали пол, делали ступеньки, выдалбливали ниши и др.. В таких пещерах жили в среднем 50-60 человек. Археологические исследования пещеры Киик-Коба (рис. 1.2) доказали, что первобытный коллектив охотников насчитывал здесь от 30 до 50 человек на площади около 70 м ². Примерно столько же охотников жили в пещере Фурно-дю-Дьябл (рис.1.3). Здесь камнями заложили слишком широкий вход, расчистили обвал и позаботились, чтобы пол был достаточно ровным. III период - мезолит, или середньокамьяна сутки (около 12 - 8 тыс. лет до н.э.). В эту эпоху совершенствуются каменные орудия, появляется каменный топор, изобретены лук и стрелы (рис.1.4). Кроме отряда, в которой участвует большое число людей, вооруженные луками и стрелами охотники начинают приобретать зверя и индивидуально. Человек строит сезонные стойбища, делает палатки из шкур животных. Так как имеющимся орудием еще нельзя было перерубить толстое дерево для использования его в строительстве, конструктивный каркас жилища состоял из тонких веток, а часто и из костей крупных животных.

Другие статьи по теме:

- Строительная отрасль- Дома из бруса- Как построить коттедж- Поверка водосчетчиков- Уход за бетоном
Предохранить слой земли от рассыпавшегося цемента, обломков кирпичей, грунта из котлована под фундамент практически нереально. По этой причине перед началом возведения немедленно сдвиньте ...
В данной статье мы расскажем Вам, как сделать ремонт в квартире своими руками. Прежде чем начинать ремонт, необходимо ...
Последовательность весьма оштукатуривание внутренних комнат обыкновенными растворами следующая: вначале оштукатуривать потолки и верхние и весомой части стен, затем стоит вытягивать ...
Все статьи

tools-mx.narod.ru


Смотрите также