Первобытная культура кратко. Первобытная материальная культура
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Особенности первобытной культуры. Первобытная культура кратко


Первобытная культура

Общая характеристика  и хронологические рамки первобытной культуры

Начало формирования культуры совпадает с процессом становления человека как такового. Первобытная культура во времени является самым длинным периодом в развитии культуры. Его хронологические рамки являются приблизительными: начало - 1,5-2 млн. лет назад и завершения - рубеж IV - III тыс. до н.э.

В этот период были заложены фундаментальные основы культуры. В седой древности первобытного общества возникает множество явлений культурного бытия человека: язык - основное средство общения, выражения и фиксации смысла и знания, сплотила людей и дала мощный толчок развитию культуры в целом; различные формы хозяйствования, общественное разделение труда, орудия труда, жилье, одежду. Складывается родовая община, брак, религиозно-мифологические представления, мораль, искусство и т. Первобытная культура начинает развитие культуры человечества, а потому необходимо и важным моментом ее анализа в целом.

Характерные черты сознании первобытного человека

Сознание человека первобытной эпохи, в первую очередь, характеризуется высокой степенью слитности с природой: силы природы еще не противопоставляются человеку, а находятся с ней в таинственном связи. Чувство бессилия перед грозными и непонятными для первобытного человека природными явлениями особенно усиливалось во время стихийного бедствия: извержение вулканов, землетрясений, наводнений, лесных пожаров, засух и других подобных явлений. Беспомощность вызвала к жизни поклонения грозным силам природы, привела в конечном итоге к ее обожания. Это обусловливает появление таких ранних форм религии как анимизм, магия, тотемизм, фетишизм и т. д. 

Во-вторых, важной характеристикой первобытного сознания была также слитность индивида с коллективом, соплеменниками, с "Мы". Человечество сумело выжить, сохраниться как вид и обеспечить свое существование в начале своей истории благодаря постоянно растущей его способности к объединению усилий на основе максимального ограничения потребностей и интересов отдельного индивида и строгого соблюдения приоритета рода, коллектива, благодаря растворению отдельной человеческого существа в коллективе, ее абсолютной социализации.

Давление первобытного коллектива на индивида был огромный, индивидуальное "я" здесь не имеет самостоятельного значения и ценности, так как индивид интегрирован в общине не как автономная единица, а как часть органического целого, не мыслима без него. В начале своей истории человек, подвергаясь жесткий тотальный влияние общественных норм, способных заблокировать любые проявления индивидуализации, была полностью социальным существом.

На место инстинкта самосохранения, который был главной мотивационной сферы поведения члена первобытного стада, приходят система табу, которая основывалась исключительно на запрете. Табу блокировали асоциальные проявления животных инстинктов и охраняли жизненно важные для существования рода основы коллективной жизни: недопущение кровнородственных половых связей, порядок распределения пищи, неприкосновенность личности вождя... Табуитивные запреты никогда не сопровождались соответствующими объяснениями их необходимости. Объяснить это можно только очень низким уровнем развития сознания и языка первобытного человека, уровня его способности к рефлексии, не превышал уровня трехлетней ребенка. Для того чтобы следовать запретам табу, индивиду достаточно было чувство страха перед нарушением запретов. Страх - что со мной сделают? - является первым элементарным проявлением социальной регуляции в первобытном обществе.

Кроме того, в рамках этого общества, действовал и другой важный механизм социальной регуляции - стыд. Стыд - это чувство общинно-групповое, что предполагает постоянное оглядки индивида на окружающих: что обо мне скажут или сказали бы "свои" ?. Весь мир представлялся первобытному человеку в виде категориальной оппозиции "они" - "мы". Стыд более сложное по сравнению со страхом культурное явление, которое побуждает индивида придерживаться групповых норм, обязанностей по отношению к своим.

Культура, таким образом, с самого начала существования общественной организации и в течение всей первобытной эпохи по отношению к отдельному индивиду носит прежде всего репрессивный и ограничительный характер.

Усвоение и передача необходимых образцов поведения осуществлялись путем показа и копирования, передавались от поколения к поколению, превращаясь в утвержденный ритуал. Всю жизнь первобытного человека проходило в выполнении множества ритуальных обрядов и процедур, которые, не имея рационального объяснения, приобретали магического характера. Ритуалы представляют собой особые символические действия, обеспечивающие эмоционально-смысловое отождествление индивида со своим родом, передачу опыта, сплочение рода и религиозно-магическое влияние на различные явления и обстоятельства (например, ритуал инициации). Ритуалы требовали от каждого индивида слепо, неосознанно подражать устоявшиеся образцы поведения и полностью исключали творческую самостоятельность. Первоначальный коллектив отрицает индивидуальность и новаторскую поведение, а потому только традиционная поведение находила моральное одобрение. Таким образом, табу и ритуалы выступали важнейшими регуляторами общественных отношений в первобытную эпоху.

Главным информационным каналом первобытной культуры, в связи с отсутствием письменности, была трудовая деятельность. Усвоение и передача смысла трудовых операций происходили в невербальной форме, то есть без слов. Показ и подражание были основными средствами обучения и общения в общине. Действия, после которых наблюдался какой-то полезный результат, становились образцами, которые копировались и передавались от поколения к поколению.

Третьей важной характеристикой сознания первобытного человека было доминирование образно-эмоциональных, интуитивных моментов в мышлении, веры, наиболее ярко проявляется в мифологической картине мира. .

Важной характеристикой первобытной культуры был ее синкретизм (от греч. - Сочетание) - отсутствие дифференциации ее форм на науку, религию, искусство. Все сферы тесно связаны с разнообразием форм практической жизни первоначальной человеческого сообщества.

Особенности первобытного искусства

Искусство на ранних этапах развития человечества можно рассматривать как своеобразную магическую форму инобытия реальности является основанием для распространения теории магического происхождения искусства, которая считается наиболее распространенной и признанной. Согласно этой теории, первыми художниками были шаманы, а произведения искусства - изображения животных, на которых они поражены копьями или стрелами - символизировали успех в охоте и т.

Первобытное искусство выступало универсальным языком духовной жизни первобытного общества, выражало коллективный взгляд на мир, а не на личные взгляды авторов художественных произведений. Искусство как средство выражения духовной жизни первобытного человека было непосредственно вплетено в практическую жизнь. Поэтому ритуальные маски, статуэтки, нательные и наскальные рисунки никогда не выступали за присущими им функциями для своих создателей как произведения искусства. Для первобытного человека художественная функция в них пока бы "спит", и поэтому сегодня, воспринимая их как искусство и относя их в арсенал художественной культуры человечества, сам термин "первобытное искусство" нам следует употреблять со значительной степенью условности.

Вершиной первоначального синтеза человеческой деятельности было изобразительное искусство, которое начинается с знаково-символических изображений. Они закрепляли необходимый опыт и важные формы поведения. Примерно такое же идеологическую нагрузку имел танец, который мог быть ритуальным и бытовым, охотничьим и военным, мужским или женским, имитировал сцены хозяйственной деятельности, половых отношений и тому подобное.

Большинство произведений первобытного искусства связана с образами животных - мамонты, бизоны, олени. Что касается изображений человека, то по количеству памятников, дошедших до наших дней, они занимают второе место. Причем абсолютное большинство из них - это изображение женщины, что обусловлено прежде всего длительным доминированием матриархата в истории первобытного общества. Женщина была продолжателем рода и традиций, а затем - хранительницей ритуальных секретов и племенной морали.

Наскальные рисунки и ритуальные танцы выступали способом расширения, удвоение реальности, попыткой построить желаемую для человека реальность и контролировать ее. Первобытное искусство в его мифологической оболочке ориентировано не на сверхъестественное, а на природные возможности человека, стоящих в ее воображении.

Искусство первобытной эпохи стало основой последующих этапов развития культуры.

        

30school.ru

Особенности первобытной культуры.

Пишем любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!

Одной из особенностей первобытной культуры является ее гомогенность (однородность). Описание и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении первобытного человека добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны. Жизнь собирателя и охотника была принудительной игрой по жестоким правилам, регулируемой этими тремя основными функциями человеческого поведения. Именно в этих рамках человек, чье информационное развитие (восприятие органами чувств различных раздражителей, оценка и использование их) было ориентировано преимущественно на внешнюю среду, природу, с помощью умственных способностей целенаправленно совершенствовал свое поведение.

Другой особенностью первобытной культуры является ее синкретичность, которая нашла воплощение в тотемизме. На первых этапах своего развития люди гораздо лучше(чем мы теперь) чувствовали свое единство с природой, и поэтому охотно отождествляли себя с ее конкретными проявлениями. В культуре эта  индентификация приняла форму тотемизма, то есть убежденности, что каждая группа людей тесно связана с каким либо животным, реже растением-тотемом, находится с ними в родственных отношениях. Такого рода индентификация является выражением факта неспособности первобытных людей при помощи рациональных средств труда преодолеть иррациональное поведение объекта труда- животных, поэтому они старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами.  Синкретизм делает практически невозможным разграничение субъективного и объективного, наблюдаемого и воображаемого, домысливаемого в первобытной культуре, так как все это не рефлектируется в ней, а, напротив, однозначно переживается и воспринимается. Функционально тотемизм был способом осознания коллективом людей их единства, которое проецировалось на внешний, существенно важный или близкий им объект природы.. Возникло убеждение, что человеческий коллектив и связанный  с ним вид животных образуют вместе общность.

Следовательно, все члены сообщества данного вида, несмотря на все различия, тождественны друг другу. Отсюда еще одна особенность первобытной культуры - равномерность, справедливость и по отношению друг к другу в границах своего племени, и в распределении материальных ценностей.

Следующая особенность первобытной культуры состоит в том, что она представляет собой культуру табу(запретов). Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом, он в тех условиях выступает в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др.

Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных категорий членов племени. Некоторые вещи, в том числе и пища, принадлежавшие вождю, тоже были табуированы. Исследователи(Дж.Фрэзер, Л.С.Васильев) приводят многочисленные примеры того, что нарушения табу приводили к смерти нарушителя. Например, один из новозеландских вождей высокого ранга и высокой святости оставил на обочине дороги остатки обеда, который подобрал и съел его соплеменник. Когда ему сообщили, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в мучительных страданиях.

Еще одной характерной особенностью первобытнообщинной культуры является ее «естественный» характер. Родоплеменные, а также внутри и межобщинные отношения «естественно» возникли в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой борьбе за свое существование. Производя необходимые средства, люди косвенным образом производят и свою материальную жизнь. Только там, где существует производство (постоянно возобновляющийся процесс труда), может иметь место общество -  социокультурное объединение людей. Поэтому общественное существо- есть существо производящее. Производство не просто отличительный, но основополагающий принцип первобытного человека, то есть нацеленность на практику, обеспечивающей выживаемость людей - характерная особенность первобытной культуры.

Преобразование природных объектов, материальное творчество, создание орудий труда- постоянный стержень человеческой производительной деятельности и та ее сфера, в которой наблюдается непрерывное накопление достижений и успехов. Орудия- наиболее чистый, наиболее «классический» из артефактов. Они – и самая сложная, и самая простая вещь, которая выходит из человеческих рук. Древнейшие орудия труда были настолько элементарны, что позволяет выявить еще одну характерную особенность первобытной культуры- примитивность  технологий, при помощи которых создавались материальные ценности.

Рассматривая материальную культуру первобытного общества необходимо отметить, что и средства производства, и основные предметы потребления в первобытном обществе, были собственностью коллектива. Этот принцип собственности соблюдался прежде всего в отношении пищи. Добытая членами коллектива (совместно или в одиночку) пища попадала в общий котел. И место подле него имел каждый сильнейший, как и увечный, удачливый как и невезучий. Таким образом, и создателями, и распространителями, и потребителями являлись одни и те же люди. Это еще одна характерная особенность первобытной культуры.

kultura-socio.ru

Ответы на вопрос "Билет 7. Первобытная культура: общая характеристика. Религия ..."

 

Гегель говорил, что в первобытном обществе не было культуры, что культура возникает вместе с государством, теперь совсем другой подход. Мы считаем, что культура зародилась в условиях первобытного общества, т.е. с появлением человека.

Проблема возникновения (генезиса) человека, общества и культуры взаимосвязаны, они берут начало в первобытной культуре. Их совокупность – единая проблема – антропосоциокультурогенез. Т.е. культура не может возникнуть без человека, а человек без общества и т.п.

Каменный век

1.              Древний каменный век (Палеолит) – 2 млн. лет назад – возникает человек.

a.                              Ранний Палеолит – 2 млн. 40 000 л.н. (на границе раннего и позднего появляются homo sapiens)

b.                              Поздний Палеолит – 40 000 – 10 000 л.н.

2.              Средний каменный век (Мезолит) – 10 000 – 7 000 л.н. Уже Месопотамия. Возникают новые орудия труда: лук, стрелы, проходит ледниковый период, вымирают мамонты, появляются новые животные (олени), загонная охота уходит, на первое место выходит мастерство охотника, появляются наконечники стрел.

3.              Неолит – 6 000 – 4 000 до н.э. «Неолитическая революция» - переход от присваивающего хозяйства к производящему, от собирательства к земледелию и скотоводству. Доместикация (одомашнивание) животных. Технологическая революция – переход от каменных орудий труда к бронзовым и медным, но это только переход. Повышается производительность труда, взрыв народонаселения, миграция по регионам. Новые технологии: пиление, сверление, шлифовка. Появляется первый искусственный материал – керамика – обожженная глина, первые изделия.

Началом человеческой культуры можно признать поздний Палеолит – человек начинает сам производить орудия труда, проявляет мышление. Появляются понятия, социальные отношения. Во всех первобытных обществах существовали табу – норма, определяющая отношение в обществе (неприкосновенность вождя, тотема и т.п.).

Дальше – неолитическая революция, строительство мегалитических сооружений (Стоунхендж, наши кавказские).

Основные черты древних цивилизаций:

- синкретичность – неделимость. Культура не отделена от человека, общества и окружающего мира. Весь мир – единое целое, нет деления на живое и мертвое. Нет деления и внутри самой культуры (на виды, жанры – музыка, лит-ра). Магические танцы воспринимались как часть жизни. Человек не мыслил себя отдельно от окружающего мира, потребность оговорить это в мифах, обосновать свои родственные связи с миром. - консерватизм – опора на традицию. Новое пробивается через материальную составляющую – необходимость совершенствовать орудия труда, быт. Жрец опекал консервативность духовного. - однотипность форм – первые скульптуры символизировали источник жизни, плодородие – женские фигуры с гипертрофированными женскими органами. - коллективизм – тут все понятно, без него было не выжить. - утилитарность – выполнялась определенная функция, например, наскальные рисунки должны были привлечь зверей на охоту и т.п. - магия – настенная живопись, сакральные имена. Магия связана с мифом – идеология, объясняющая магические связи, образное осмысление мира. - ритуал – для дождя, для охоты и т.п.- анимизм – одушевление окружающего мира. - тотемизм – наделение родственными связями животного или растения

Первобытное искусство возникло в позднем палеолите около 33 тыс. до н. э. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:

- каменная скульптура,

- наскальная живопись,

- глиняная посуда.

Искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня около 25 тыс. лет назад. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» - фигурки женщин высотой 10-15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери. Женские скульптурки ученые считают первым признаком антропоморфных, т.е. человекоподобных изображений.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). Расцвет пещерной росписи наступил примерно 10-15 тыс. лет тому назад.

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим, или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм.

Религиозное и художественно-эстетическое отображение реальности - два тесно связанных аспекта культуры.

Культ матери - продолжательницы рода - один из древнейших культов. Культ животного - анимического родоначальника рода - не менее древний. Первый символизировал материальное начало рода, второй - духовное.

Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры.

Первые находки сделаны в ХIХ веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства»).

Погребения

Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии.

Археологи утверждают, что первыми начали хоронить своих предков еще неандертальцы 80-100 тыс. лет назад. Обряды погребения отражали двойственное стремление - удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, мумификацией и др.

На более высокий уровень культура погребений поднялась у кроманьонцев. Умершим они давали в последний путь не только одежду, оружие и пищу, но и искусно изготовленные украшения (вероятно, служившие талисманами). В могилах кроманьонцев встречаются ожерелья из раковин и бусы из зубов животных, сетки для волос и браслеты. Мертвых засыпали кроваво-красной охрой, причем телам придавали согнутое положение, так что колени почти касались подбородка.

В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.

Курганы представляют собой надмогильные насыпи из земли или камня, обычно полусферической или конической формы. Древнейшие курганы датируются 4-3 тыс. до н. э., позднейшие - 14-15 вв. н. э.

Мегалиты - культовые сооружения 3-2 тыс. до н. э. из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Наибольшую известность получили мегалиты Западной Европы (Стонхендж, Карнак), Северной Африки и Кавказа. К мегалитам относятся дольмены, менгиры, кромлехи.

www.konspektov.net

2-6 - Первобытная культура - кратко

2. История и доисторическая археология

Главнейшим источником наших сведений о прошлой жизни составляют письменные памятники, оставленные прежде нас жившими людьми, т.е. все то, что было ими написано и сохранилось до нашего времени. Лишь из таких памятников с наибольшею обстоятельностью и достоверностью мы можем узнать, что когда делали люди, как жили и что думали. Поэтому настоящая история каждого народа начинается для нас лишь с той поры, когда являются у него первые произведения письменности. Такие свидетельства о прошлом у различных народов появились в разное время; например, у древних египтян за целые тысячелетия до Р. X., а у нас, русских, лишь в конце первого тысячелетия по Р. X. Чем раньше развивается народ, тем раньше оставляет и письменные памятники своего существования, и следовательно, тем раньше начинается для нас его история. Но человечество долго жило и развивалось, прежде чем возникла письменность, и явились первые достоверные свидетельства о судьбах отдельных народов. Отсюда деление жизни народов на исторические и доисторические времена, как и деление самих народов на исторические и неисторические. (К последним в строгом смысле относятся только дикари). Исследованием вопроса о жизни людей в те времена, о которых не сохранилось письменных известий, занимается особая наука, известная под названием доисторической археологии. Главнейшим источником наших сведений о доисторических временах являются вещественные памятники, оставленные людьми, т.е. постройки, орудия и утварь, украшения и т. п. Конечно, вещественные памятники исторических времен тоже имеют большое значение для науки, но все-таки не такое важное, какое принадлежит подобным памятникам в деле знания первобытного состояния человечества, потому что здесь они – единственные остатки прошлой жизни. Вещественные памятники доисторических времен находят преимущественно в земле, путем раскопок и хранят в музеях. На основании исследования этих памятников ученые установили деление доисторического времени на века или эпохи – каменный, бронзовый и железный.

 

3. Каменный век

Первыми орудиями человека, которыми он убивал животных для пищи, резал дерево, обтачивал кости и рога зверей, добывал огонь (высекая его), были крепкие камни (кремни), грубо обработанные в виде топоров, ножей, наконечников для копья и т. п. Такие орудия находят вместе с костями людей и диких животных, между прочим, мамонта (кости животных часто расколотыми или со следами от удара камнем или обжигания) в речных наносах и в пещерах, служивших человеку жилищем. С течением времени каменных орудия совершенствовались, и самый каменный век ученые делят поэтому на древнюю, среднюю и новую эпоху, или палеолитическую, мезолитическую и неолитическую (древнекаменную, среднекаменную и новокаменную). Орудия неолитической эпохи уже сделаны из более мягкого камня, хорошо отшлифованы, имеют пробуравленные отверстия для рукояток. Встречаются такие вещи уже не в одних пещерах, но и на местах так называемых свайных построек. Сначала люди жили в естественных пещерах, потом стали рыть себе пещеры, пользуясь для этого чаще всего крутыми берегами рек, а еще позднее жили в шалашах, которые для безопасности строили себе на сваях посреди воды (или на деревьях). Места таких свайных построек раскапываются археологами, которые находят здесь вместе с каменными орудиями уже и глиняную посуду, почти не встречающуюся в палеолитическую эпоху, кости не только диких зверей, но и домашних животных, а также обуглившиеся от пожара предметы из дерева и волокнистых растений, как то лодки и весла, сети и веревки. В подобных же раскопках встречаются и первые следы занятия людей земледелием – зерна растений и даже кусочки печеного хлеба. Люди каменного века уже чувствовали потребность в украшениях, которые и делали себе из раковин, костей и рогов, а на предметах из кости и рога даже пытались изображать животных, – первые следы зарождавшегося искусства. В неолитическую эпоху уже замечается забота людей о своих покойниках: многие предметы этой эпохи найдены в могилах вместе с человеческими скелетами, при чем сооружались эти могилы или над землей (дольмены), или в земле и очень часто покрывались земляными насыпями, курганами. Существование таких мест погребения умерших свидетельствует о существовании у людей неолитической эпохи религиозных верований.

 

4. Начало обработки металлов

Уже вместе с предметами неолитической эпохи находят бронзовые и железные вещи, которые начинают встречаться все чаще и чаще по мере того, как совершенствуются и другие находимые при раскопках предметы. У одних народов бронзовый век предшествовал железному, у других железный – бронзовому. Замечательно, что самые ранние металлические вещи, как то: топоры, наконечники копий и стрел и т. п. оказываются сделанными по образцу соответственных предметов из камня; но с течением времени бронзовый и железные орудия стали приготовляться разнообразнее и красивее, и вообще бронзовый и железный век уже указывают на высшую культуру. Для обработки металлов нужно было уже уметь хорошо пользоваться огнем. Сначала люди добывали огонь трением двух кусков сухого дерева или высекали огонь ударом кремня о кремень, но так как это было очень хлопотливо, то образовался обычай постоянно поддерживать огонь или хранить горячие уголья на очаге. Огнем пользовались не только для согревания себя, для приготовления пищи (так называемые в археологии кухонные остатки) и для отогнания ночью диких зверей, но и для обжигания глиняной посуды, пока не научились плавить и ковать металлы, что было великим шагом вперед сравнительно с трудною обработкою камня для топоров, ножей и т. п. Без бронзы и в особенности без железа трудно себе представить многие успехи техники, т.е. разных практических искусств и ремесел.

 

5. Наблюдения над бытом дикарей

Воссоздать картину доисторического быта культурных народов помогают нам наблюдения над бытом современных дикарей. Многие предметы, находимые при археологических раскопках, напоминают собою вещи, встреченные у дикарей со времени знакомства с ними европейцев. Особенно важное значение эти наблюдения имеют по отношению к вопросу о занятиях и образе жизни, об общественном устройстве и понятиях отдаленных предков исторических народов. Люди каменного века были сами дикарями, и потому, изучая быт теперешних дикарей, мы можем составить себе представление о том, как жили отдаленные предки культурной части человечества.

 

6. Перемены в образе жизни

Настоящая культурная жизнь возможна лишь в оседлом состоянии. Первыми соединениями людей были бродячие орды, питавшиеся плодами и кореньями растений, мясом убиваемых зверей и пойманных рыб. Это – быт звероловов и рыболовов, предшествующий быту скотоводов, который представляет собою уже шаг вперед в развитии образа жизни людей. С палеолитическими вещами находят только кости диких зверей, кости же домашних животных (собаки, коровы, овцы, козы, свиньи) встречаются лишь в неолитических раскопках. Приручение животных совершалось, конечно, постепенно и очень медленно, и некоторые домашние животные появились и особенно распространялись среди людей сравнительно поздно (например, лошадь). Пастушеские народы, как народы-охотники, тоже были обречены на кочевой образ жизни. Только переход к земледелию прикреплял человека к месту, приводил народ к оседлой жизни, к большему разнообразию занятий и к более сложным формам общественной жизни. Оседлая земледельческая жизнь есть одно из самых важных условий культурного развития. Бродячие орды и кочевые племена не имеют истории, потому что их жизнь очень проста и однообразна. Зачатки возделывания хлебных растений относятся еще к неолитическим временам, и земледелие обыкновенно соединялось с скотоводством и другими промыслами, каковы охота и рыбная ловля, если под руками были леса и воды. Лишь в земледельческих странах стала особенно развиваться обрабатывающая промышленность, существовавшая, впрочем, и в эпоху выделки каменных орудий, Наконец, только у оседлых народов получила большое развитие торговля (бывшая первоначально непосредственным обменом продуктов на продукты).

rushist.com


Смотрите также