Загадки первобытных рисунков. Урок-путешествие по ИЗО во 2-м классе по теме: "Древнейшее чудо света — наскальные рисунки. (Первобытный художник)"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Чему служили пиктограммы и рельефы в искусстве первобытных людей. Загадки первобытных рисунков


"Загадки древнейших рисунков"(5 класс)

Конспект урока истории в 5 классе

Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: обеспечить усвоение учащимся понятий «религия», «искусство», причины их появления.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Задание 1. Найдите ошибки в тексте.

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад.. Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем – то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник – огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

Какие исторические ошибки содержит сон ученика?

Задание 2. Экспресс опрос.

  1. Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тыс. лет назад?

  2. Как изменился животный мир?

  3. Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?

  4. Что называется родовой общиной?

  1. Переход к изучению новой темы

Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснить явления природы. На помощь приходит религия.

- Что такое религия? Почему она появилась.

Запишем тему урока: «Возникновение искусства и религиозных верований»

  1. Изучение новой темы

План

  1. Причины появления религии.

  2. Появление искусства.

Рассказ учителя.

Естественных причин явлений природы люди не знали. Почему снятся сны? Что такое смерть? Почему идет дождь? Люди искали ответы на сои вопросы. Во сне он видел людей, давно умерших. И думал, что в теле живет душа. Человек считал, что миром управляют высшие одушевленные силы – духи.

У них вера в то, что между животным и его изображением, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Первобытный человек представлял себе богов виде людей или животных. Из камня или дерева он создавал изображение бога – идола, думая, что бог вселяется в него. Человек верил, что боги могут оказать помощь. Нужно только, чтобы бог услышал просьбу, и сделать так могли только шаманы и колдуны.

Верования первобытных людей в то, что у человека есть душа, в жизнь после смерти называются религиозными.

Запишем термин: религия – это вера в сверхъестественное и поклонение ему.

Физкультминутка. Учитель называет утверждение, если оно верное дети встают, не верное дети сидят на месте.

  1. Материк, где предположительно жили древнейшие люди – Африка.

  2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу – рубило.

  3. Хронология – это наука, изучающая жизнь по вещественным источникам.

  4. Ремесло главное занятие древнейших людей.

  5. Коллектив древнейших людей называется - человеческое стадо.

infourok.ru

Чему служили пиктограммы и рельефы в искусстве первобытных людей — Вытворяндия

Мы завершаем серию статей, посвященных временам первобытных людей, их творчеству, материалам и сюжетам наскальных рисунков. В прошлой публикации речь шла о том, что и как древние люди изображали на стенах пещер. А сегодня мы узнаем, как развивалась первобытная живопись и чему она служила.

Рисунки-послания

Сначала покажите ребенку два рисунка и спросите, какой из них был сделан раньше, а какой — позже.

12 13 -2А вы сами как думаете? Второй более ранний, так как в нем меньше мастерства и детализации? А вот и нет! Эта работа принадлежит людям, стоящим на эволюционной лестнице на ступеньку выше. Удивлены? Вместе с ребенком найдите отличия между ними. Самое главное – это появление людей в композиции. Человек осознал себя и занял достойное место на картине.

Обсудите, что изображено на этих рисунках. Какое описание длиннее? На первой фотографии мы видим оленя. А на второй — сцену охоты: люди окружили стадо, они стреляют в бизона из лука, один из охотников, вероятно, затоптан животным в неравной схватке… Здесь целая история, рисунок-рассказ. Какова была его цель? Зачем древние люди начали создавать такие картины? Чтобы передать информацию своим соплеменникам, поведать об охоте детям, оставшимся в пещере. Поэтому рисунки изображались быстро, схематически, с использованием краски только одного цвета; и называются они пиктограммами.

14 - 16

Как еще люди могли передать друг другу информацию, ведь они не умели разговаривать. Жестами? Верно. Можно поиграть с вашим юным исследователем, загадывая друг другу фразу и изображая ее жестами. Например: «Я хочу есть», «У меня болит нога», «Я охотился на огромного мамонта».Предложите ребенку задачку. Первобытному племени нужно срочно покинуть пещеру, потому что рядом поселились саблезубые тигры. Но не все соплеменники «дома». Как предупредить тех, кого нет, об угрожающих «соседях» и о новом месте жительства? Тут жесты не помогут. Зато рисунок-послание как раз и предупредит об опасности, и подскажет, куда «переехало» племя.

Предложите ребенку подготовить для вас такой же рисунок с историей. Это может быть сцена первобытной охоты или событие из его жизни. На картинке обязательно должна присутствовать фигура человека, а изображение быть силуэтным и одноцветным.

Человечество еще очень долго пользовалось письмом-пиктограммой. До тех пор, пока пиктограмма быка (алеф), к примеру, не упростилась настолько, что превратилась в букву А. Вот так постепенно рисунки-истории древних людей положили начало письменности.

17

Превращение букв в рисунки и — наоборот — поиск в картинке очертания букв — достаточно увлекательное занятие для детей. Возьмите инициалы вашего ребенка и дорисуйте что-нибудь таким образом, чтобы буква все же была узнаваема. При этом изображение должно рассказывать о событии в вашей жизни. Догадается ли ребенок, о чем и о ком эта пиктограмма?

18- 1

Загадочная Пещера рук

Расскажите ребенку о найденной в Аргентине Пещере рук, все стены которой покрыты отпечатками ладоней. Вместе подумайте, что бы это могло значить? Зачем это делалось?

19

Ученые выяснили, что отпечатки принадлежали рукам подростков. Вероятно, это был какой-то ритуал, символизирующий переход ребенка в период взрослости. В основном, на стене изображены левые ладони. Почему? Да потому что инструмент для рисования держали в правой руке. Использовали всю ту же костяную трубку. Но теперь уже набирали в рот краску и выдували ее через эту трубку, разбрызгивая по контуру своей ладони.

Как ваш ребенок может нарисовать свою руку? Просто обмакнет ладони в краске и сделает ими отпечаток. Или, как первобытный художник, приложит свою руку к бумаге, а вокруг нее будет разбрызгивать сок свеклы, выдувая его из трубочки (куриной косточки или соломинки для коктейля).

Рельефные рисунки

Спросите юного исследователя, можно ли создать изображение на скалистой поверхности без красок, вообще без всего, что может оставить цветной след? И рассмотрите следующие фотографии.Изображения выпуклые, объемные. Их высекали острыми инструментами, сделанными из камня. И это уже не живопись, а рельеф.

20

Предложите ребенку выцарапать камешком на булыжнике свой рисунок. Рельефности он, конечно, не добьется, но пропитается духом первобытного творчества. Зато выпуклости можно достичь с помощью тиснения на фольге. Положите ее на фетр или другую плотную, но достаточно мягкую ткань. И камешком округлой формы (не острым) сделайте рисунок, продавливая линии. Понравилось? В качестве «холста» можно использовать и фольгу, которая служит одноразовыми крышечками для пластиковых стаканчиков с молочными продуктами.

21 22

Где еще можно оставить рельефные изображения? На одноразовой посуде или потолочной плитке из вспененного полистирола. В качестве кисточки возьмите, например, затупившийся карандаш или другой инструмент с округлым концом.

22 23 24

На этом мы заканчиваем цикл статей о первобытном творчестве людей. История человечества таит в себе немало загадок, открывать которые так захватывающе! Поэтому в следующий раз мы обратимся к искусству Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима.

Оксана Яремчук, педагог дополнительного образования, психолог

Вам также может быть интересно::

vytvoryandia.ru

"Древнейшее чудо света — наскальные рисунки. (Первобытный художник)"

Разделы: МХК и ИЗО

Тема блока: "Мир человека".

Тема урока: "Древнейшее чудо света – наскальные рисунки (Первобытный художник)".

Задачи:

- Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру животных. Развитие способности проявлять свои познания в области изобразительного искусства (с помощью заданий педагога).

- Передача и приумножение опыта творческой деятельности при работе с углем, сангиной (приемами растирки, плашмя, торцом). Педагог развивает творческую индивидуальность, учит детей давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремится выразить не чужую, а свою точку зрения. "Я не такой, как все". (Я - художник - зритель - критик). Педагог стимулирует в ученике(ах) стремление использовать адекватное средство художественного выражения (точка, линия, пятно) для осуществления своего замысла.

- Обучение способам деятельности, формирование умений работы с углем, сангиной, а также навыков работы с этими же художественными материалами (работа плашмя, сильным и слабым нажатием на материал) в графических видах творчества.

- Сообщение знаний учащимся в области истории жизни на планете Земля. (Знания людей о развитии животного мира на планете Земля, на примере рисунков первобытных людей - художников).

Материалы.

Бумага, карандаш, уголь, сангина, возможны другие художественные материалы по желанию детей и педагога.

Зрительный ряд.

Работы детей, копии первобытных произведений, взятые из книги: «Художественная культура первобытного общества»; Голова лошади Пещера Нио, Франция; Лошадь Пещера Ляско, Франция; Каменный козел Пещера Нио, Франция и др.

Ход урока.

1. Организационный момент (5 минут).

2. Повторение пройденного материала (15 минут).

3. Введение в новую тему (25 - 30 минут).

4. Практическая работа (25- 30 минут).

5. Подведение итогов (2 минут).

6. Уборка рабочего места (3 минуты).

Организационный момент.

Здравствуйте.

Встаньте, пожалуйста, красиво.

Давайте поприветствуем друг друга.

Слово "Здравствуйте" - исконно русское и означает "приветствовать", "желать быть здоровым".

Поэтому давайте поприветствуем друг друга и пожелаем каждому из присутствовавших на занятии здравствовать, быть здоровым.

Я же желаю вам быть здоровыми и не болеть, в ваших глазах я вижу, что вы мне желаете того же самого.

Садитесь.

Мы с вами готовы к путешествию.

Ребята вы помните, что мы с вами на каждом уроке изобразительного искусства стараемся познакомиться с новыми книгами, которые издаются в области изобразительного искусства. Сегодня мы познакомимся с интересной книгой, которая называется «Художественная культура первобытного общества» - хрестоматия, автор-составитель И.А. Химик. В этой книге очень интересно описано то, что происходило дивным давно, несколько миллионов лет назад, как жили наши предки, чем занимались, а самое главное, что именно в те далекие временя, зародились наскальные рисунки, которые сохранились и до нашего времени. О них мы сегодня и поговорим.

Введение в новую тему.

Педагог читает или рассказывает написанный ниже текст.

Ребята, сегодня мы отправимся в далекое путешествие на нашей машине времени, в древние далекие времена, когда на земле только начал развиваться человек, и одним из его излюбленных занятий было изображение окружающего (того, что окружало древнего человека – животные, растения, сцены охоты и др.).

Это было давным-давно. Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. Например, в Восточной Африке. Ученые находят здесь при раскопках черепа и кости людей, живших более двух миллионов лет назад. По этим находкам можно восстановить облик наших предков.

Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым скрывались глаза, как под навесом. Походка у людей была еще не вполне прямая, а прыгающая. Руки длинные и свисали ниже колен. Словом, в облике древнейших людей преобладали звероподобные черты. Люди еще не умели разговаривать. Они обращались друг с другом, подобно животным, с помощью разнообразных звуков. Объем мозга у древнейшего человека был больше, чем у обезьяны, но намного меньше, чем у людей нашего времени.

Жили люди не в одиночку, а группами, которые ученые называют человеческими стадами. Все в стаде от мала до велика, занимались собирательством, целыми днями искали съедобное. Годились в пищу коренья, плоды и ягоды, яйца птиц.

Как человек овладел огнем – никто не знает. Быть может, однажды, превозмогая страх, смельчаки приблизились к огню. Это могло быть зажженное в грозу дерево или горящая лава из вулкана. Тогда и было сделано великое открытие: сунешь ветку в пламя – поймаешь огонь! Теперь он твой!

На стоянках людей запылали костры. Мясо, печеное на угольках, оказалось вкуснее и питательнее сырого. Яркий огонь обогревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей.

Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг. Возникла речь. Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России.

В суровые, холодные зимы людям помогло выжить то, что они изобрели новые орудия труда, одежду и жилища.

Одежду шили из звериных шкур. Жилищами становились пещеры, служившие убежищем от хищников, холодного ветра, дождя и снега. В той местности, где не было пещер, люди научились строить землянки и шалаши из жердей и шкур крупных животных.

Помимо собирательства, важным средством добычи питания становилась охота. Люди из племени, в основном, мужчины охотились на зверей. Их орудия труда изменялись, и человек придумал лук и стрелы. А произошло это из-за того, что вымерли большие животные – мамонты, шерстистые носороги и другие животные. Оставались мелкие животные, а лук со стрелами для меткого стрелка были хорошим оружием для добычи пищи. Меткий охотник с расстояния сотни шагов, поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц.

Еще 150 лет назад ученые не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создающие красочные рисунки. Первым открыл такие рисунки археолог Саутуола. Он производил раскопки в подземной пещере Альтамира в Северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!». И в самом деле, на потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, черную и коричневую краски, добился удивительной живости и объемности рисунков.

Никто из ученых долгое время не верил, что рисунки Альтамиры созданы десятки тысяч лет назад. Да и как поверить, что люди, не знавшие металлов, не умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, владели мастерством художника! Но поверить пришлось: вслед за Альтамирой начались исследования других пещер, во многих были найдены произведения первобытного искусства.

Древнейшим художникам удалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней – быстрыми и стремительными, мамонтов – массивными, тяжелыми, с высоким выпуклым затылком. Часто изображали зверей, пораженных копьями, истекающих кровью: например, израненного камнями медведя, из пасти которого потоками хлещет кровь, носорога с торчащими из брюха стрелами, мамонта, попавшего в ловушку.

Древнейшие рисунки очень загадочны. В них многое не понятно. На стене одной из пещер изображена такая сцена. Падает навзничь охотник с птичьей головой. Выставив рога, уставился на него бизон, пронзенный острым копьем. Рядом с человеком длинный предмет с острым копьем. Прочь уходит могучий носорог. Что все это значит? Ответа мы не знаем.

Существуют и другие загадки. Зачем художники помещали свои рисунки в малодоступных для обозрения местах? Почему создавали их в глубине темных пещер, куда не проникают лучи солнца. Для чего изображали раненых или попавших в ловушки зверей?

Первобытные люди боялись грозы, лесных пожаров, наводнений, хищных зверей. В отличие от древнейших людей «человек разумный» хотел понять, почему сверкает молния и загорается лес, от чего зависит урожай дикорастущих плодов и ягод, рост поголовья промысловых зверей. Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует сверхъестественная власть. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Если нарисовать раненное животное или поразить его изображение копьем, то это поможет добиться успеха на охоте.

Разгадать смысл и назначение пещерной живописи ученым помогли наблюдения за племенами, главными занятиями которых еще недавно были охота и собирательство. Одно такое племя, обитающее в Австралии, совершало перед охотой колдовской обряд, поражая копьями нарисованное на песке животное.

Зарождение веры в душе у первобытных людей развивалась постепенно. Первобытные люди пытались понять причины тех явлений, которые происходят в них самих. Почему спящие видят сны? У людей возникла вера, что в каждом человеке обитает сверхъестественное существо – душа. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит, душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьет, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя: душа не успеет вернуться, думали первобытные люди. Если она не возвращается, человек умирает.

Люди верили, что души предков переселяются в далекую «страну мертвых». Там также живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды.

В могилу умершего клали все необходимое для жизни в «стране мертвых»: крепкую обувь и пищу, копье, одежду, ожерелье из раковин или звериных зубов.

Повторение пройденного материала.

Ребята, расскажите, пожалуйста, кто такой первобытный человек.

Как жил первобытный человек.

Какие животные населяли Землю много лет назад, в то время, когда жил первобытный человек.

Расскажите, как древние люди победили пещерного медведя?

Откуда они брали огонь, и почему его надо было поддерживать?

Какая судьба ожидала человека, не сумевшего уберечь огонь?

Почему человек поверил в Бога?

Ребята, а сейчас будьте очень внимательны, я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать на них.

Загадки:

  1. Я – художественный материал, из меня можно лепить разные изделия и скульптуры. (Пластилин, глина).
  2. Произведение изобразительного искусства, в котором художник изображает самого себя. (Автопортрет).
  3. Художник, который работает красками, в каком виде деятельности он работает? (Художник живописец. Живопись).
  4. Жанр изобразительного искусства, когда художник изображает окружающий мир. (Пейзаж).
  5. Художник сидит в мастерской. Каким видом искусства он занимается, если он работает ручками, карандашом, маркерами. (Графика).
  6. С какими материалами работает скульптор. (Камень, мрамор, гранит, глина, бетон, гипс и др.).

 

Знакомство детей с художественными материалами.

Сегодня мы с вами будем выполнять работы углем и сангиной.

Давайте вспомним эти художественные материалы, которыми мы работали на предыдущих уроках.

Уголь – материал для рисования в виде тонких палочек, полученных из веточек березы, ивы и других деревьев, очищенные от коры и обожженные специальным способом.

Сангина – мягкий материал и инструмент для рисования в виде палочек-карандашей, дающих матовый красно-коричневый тон. Имеет различные оттенки.

Внимательно посмотрите на то, какие выразительные свойства имеют данные художественные материалы. (Педагог демонстрирует детям приемы работы данными художественными материалами: торцом, плашмя, прием растирки).

Сегодня на занятии нам предстоит выполнить увлекательное задание, которое захватывает дух. Выполняя это задание, мы погрузимся (отправимся) в мир наших далеких предков. Увидим все то, что они видели много лет назад.

Задание.

Давайте изобразим первобытного человека в звериной шкуре или первобытных людей с копьями и дубинками у костра, или изобразим членов большой первобытной семьи, проявляющих друг к другу нежные чувства, или первобытного художника рисующего на скале зверей.

Возможно выполнение копии с наскального рисунка.

Подумайте, пожалуйста, над расположением листа бумаги (вертикаль, горизонталь).

Закрыв глаза, представьте, как вы расположите все то, что хотите изобразить в своей работе. (При необходимости можно попросить несколько детей рассказать, что они представили, что они желают изобразить).

Начинаем работать, каждый из вас создает свою работу, ваша работа не должна быть похожа на работу вашего соседа. Помните, вы личность, индивидуальность, художник – и это самое главное на уроках изобразительного искусства.

Не забудьте, каждый дает название своей работе.

Практическая работа.

Индивидуальная работа с учащимися.

Подведение итогов урока.

На доску вывешиваются результаты деятельности учащихся.

Давайте посмотрим на наши работы, и скажем, что мы сегодня изображали. Что нового вы сегодня узнали.

Спросить несколько детей о сюжете их произведения.

Понравились ли вам работы других художников, объясните почему.

Выставление отметок в журнал и дневники.

Педагог вывешивает работы учащихся на стенд.

Уборка рабочего места.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Реферат: Загадка первобытной культуры

1. Введение

Актуальность, цели и задачи настоящего реферата обусловлены следующими положениями. Эпоха первобытного общества родового строя является временем формирования человека и человеческого общества и вся последующая история начиная с родового строя представляет период развития уже сформировавшегося общества ; грань , отделяющая эти периоды является более глубокой, чем рубежи между общественно-экономическими формацииями.

Освоение различных по характеру природных зон требовало приспособления к ним и развитие специфических средств труда, которые становятся все более разнообразными . Наряду с каменными орудиями труда появляются орудия из кости , рога , дерева. Преобладающим занятием людей и главным источником средств существования была охота , рыболовства , а также собирательства . О развитии собирательства свидетельствуют находки в пещерах и других стоянках терок и пестов из галек и плиток песчаника, использующихся для растирания зерен дикорастущих растений. Охотническое хозяйство находит выражение в огромных скоплениях костей убитых на охоте животных, в широком и разнообразном использовании кости, рога, бивней мамонтов при изготовлении орудий и оружия и в домостроительстве, в появлении в частности высокоэффективных охотничьих копий. Есть основания предпологать изобретение в эту эпоху такого важнейшего охотнечьего оружия как лук и стрелы.

Расслоение общества, выделение из среды ранее равных членов рода и племени богатой и знатной верхушки находит свое отражение в расслоение сверхъестественного мира, в выделении из его среды более или менее равных по значению сверхъестественных существ нескольких особо могущественных - богов.

Останки писменности найдены в Египте и Мессопотамии, относятся к концу IV-го - нач.III-го тыс.до н.э. Письменности вначале предшествовали средства, служившие запоминанию устных сообщений (вампумы, кипу и пиктография).

2. Загадка зарождения первобытной материальной культуры

Обращение к истокам культуры предполагает выяснение того, каким образом на протяжении сотен тысяч лет в ходе становления человеческого общества формировалась первобытная культура, заключающаяся в повседневной хозяйственной деятельности людей, выработке трудовых навыков, создании простейших орудий труда, а также в первых образцах художественного творчества и обрядовых действиях.

Уже в античном мире сформировалось представление о трех веках - каменном, бронзовом и железном, последовательно сменявших друг друга.

Каменный век.

Остановимся сначала на периодизации истории первобытного общества. Нижняя граница каменного века (эпохи раннего палеолита) по мере появления новых археологических данных отодвигается в глубь веков, и сегодня ученые считают, что эта эпоха началась около 2,5- 2 млн лет назад. Из них около миллиона лет понадобилось для того, чтобы развитие производственной деятельности привело к превращению человекообразных обезьян в предлюдей и еще столько же -.для становления человека современного типа. Накопленный современной наукой материал позволяет утверждать, что развитие производственной деятельности уже на первом этапе сопровождалось развитием мышления и появлением языка, которые возникли не одновременно, а с разрывом примерно в 1 млн лет, что и обусловило выделение второго этапа. К первому этапу относится создание простейших каменных орудий труда, возраст которых составляет около 2 млн лет. Это осколки небольших разбитых галек (поэтому самая древняя культура получила название галечной), кусков кварца или лавы. Такие орудия труда - результат еще не сознательной, целенаправленной, а условно-рефлекторной деятельности. Принято считать, что биологическая эволюция человека завершилась лишь 35-40 тыс. лет назад и была связана с развитием языка как средства общения и орудия понятийного мышления.

В каменном веке выделяют следующие основные периоды.

Палеолит (от греч. palaios - древний + lithos - камень) - древнейший период каменного века, когда первобытный человек изготовлял свои орудия приемами скалывания и оббивки камня. Начало палеолита совпадает с появлением на Земле древнейших обезьяноподобных людей. Климат Земли, ее растительный и животный мир значительно отличались от современных. Палеолит завершился 35-33 тыс. лет до н. э.

Мезолит (от греч. mesos - средний, промежуточный + lithos - камень) - эпоха каменного века, переходная между палеолитом и неолитом; совпала с окончательным угасанием оледенения и установлением современного климата. В Европе датирована с помощью радиуглеродного метода - 10-7 тыс. лет до н. э. (Северная Европа - до 6-5 тыс. лет до н. э., на Ближнем Востоке - 12-9 тыс. лет до н. э.). В эпоху мезолита возникли микролиты (небольшие каменные, тщательно обработанные орудия) и оббитые рубящие орудия, начали распространяться лук и стрелы.

Неолит (от греч. neos - новый + lithos - камень) - новый каменный век, эпоха позднейшего каменного века, завершающая стадия использования каменных орудий труда. Большая часть культур неолита Европы и Азии датируется 6-3 тысячелетием до н. э. Важнейшая черта неолита - переход от присваивающей к добывающей экономике - «неолитическая революция» (начало скотоводства и земледелия).

Энеолит (от греч. aeneus - медь + lithos - камень) - халколит, медно-каменный век, эпоха перехода от каменного века к бронзовому. С IV тыс. до н. э. медные и бронзовые орудия стали вытеснять каменные.

Бронзовый век.

С конца IV тыс. до н. э. до начала 1 тыс. до н. э. для более чем тридцати культур бронза стала основным материалом при производстве орудий труда и боевого оружия. В отличие от тугоплавкой меди, требующей холодной ковки, бронза имеет более низкую температуру плавления (700-900° С), высокую твердость и прочность при охлаждении. Орудия из бронзы отливались, что дало возможность их массового производства. Из бронзы изготовлялись топоры, серпы, ножи, мотыги, стрелы, мечи, а также предметы бытового обихода, скульптура и пр. Но все же бронза оставалась редким и дорогим материалом и использовалась в основном для производства оружия и предметов роскоши. Основные орудия труда по-прежнему изготовлялись из камня и дерева.

В Азии бронзовый век ознаменовался развитием ранее возникших и появлением новых городских цивилизаций - Месопотамия, Египет, Сирия, Хараппа. Центром европейской культуры эпохи бронзы была Эгейская (кикладская) культура; за пределами Эгейского мира в эту эпоху сохранились еще неолитические культуры земледельцев и скотоводов.

Железный век.

Железный век завершает историю первобытного и раннеклассового общества.

Культура железного века характеризуется развитием технологии обработки металла и массовым изготовлением железных орудий. Железо окончательно вытеснило камень, что не смогли сделать ни медь, ни бронза. По сравнению с предыдущими железный век значительно короче. Он наступил в Европе, Сирии, Малой Азии, Закавказье, Индии в начале 1 тыс. до н.э. и завершился (ранний железный век) в 1 в. до н.э. Отдельные предметы из железа были известны в Египте еще в III тыс. до н. э., а способ получения железа из руды был открыт во II тыс. до н. э., но широкое распространение этого материала началось в IX-VII вв. до н. э., когда из железа научились получать сталь.

Это привело к техническому перевороту: стали расширяться посевные территории) создаваться мелиоративные сооружения. Интенсивно стали развиваться кузнечное и оружейное ремесла. Появление железных орудий труда способствовало созданию судов, колесниц и других транспортных средств. К началу нашей эры были известны основные виды ремесел и сельскохозяйственные орудия, которые служили человеку в средние века и новое время.

3. Особенности восприятия природы в первобытной культуре

В первобытной культуре деятельность человека носила синкретический, нерасчлененный характер, что обусловливало формирование своеобразного образа природы. Эта деятельность характеризовалась, во-первых, единством человека и осваиваемой им природной среды, во-вторых, неосознанностью различий между реальностью и вымыслом) в-третьих, отсутствием развитых форм социального самосознания, порожденном аморфностью социальной организации и, в-четвертых, доминированием чувственного восприятия и базирующегося на нем воображения.

Практическое освоение природы в первобытной культуре проходило в двух формах хозяйствования: присваивающего и производящего. Присваивающая форма хозяйствования явилась самой первой исторической формой общения человека с природой. Носители культуры этого периода пользовались самыми примитивными орудиями труда, при помощи которых они могли потреблять лишь то, что произвела сама природа.

Второй тип хозяйствования был связан уже с применением орудий труда созидательно-конструктивного действия, связанных с обработкой земли и разнообразных природных материалов - глины, растительных волокон, шерсти, металлов) что, в конечном счете, и привело к становлению и развитию производящего способа хозяйствования.

Процесс жизни воспринимался первобытным сознанием в виде беспорядочного нагромождения событий, окружающая действительность одушевлялась некими непонятными стихийными силами. Последние неподвластны первобытному человеку и представляются ему уродливыми и ужасными.

Земля с составляющими ее предметами представлялась первобытному человеку живой, одушевленной) все из себя производящей и все собой питающей, включая небо, которое она тоже рождает из себя. Как женщина в период матриархата являлась главой рода, матерью) кормилицей и воспитательницей, так и земля понималась как источник, живородящее лоно всего мира, богов, демонов и людей.

Демоны первоначально представлялись как некая злая (или, реже, - благодетельная), безымянная, безликая, мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная роковая сила, о которой человек не имеет никакого представления.

Демон еще не имел фигуры и лица, никакого вообще очертания, его нельзя было назвать по имени, вступить с ним в контакт. Внезапно нахлынув неизвестно откуда, он мгновенно производит катастрофическое действие - и тут же бесследно исчезает.

Позднее первобытный человек индивидуализировал безличных демонов. Они начали представляться в его сознании как существа материальные, чувственные, то есть обладающие телесной оболочкой. Но наделяя, например, силы земли такой оболочкой, многие народы по-прежнему присваивали им вид чудовищ и страшилищ.

Так, древнегреческий поэт и философ Гесиод в «Теогонии» излагает архаическое предание о порождении Небом-Ураном и Землей-Геей титанов, циклопов и сторуких. У последних чудовищность подчеркнута особенно: у каждого из них по 100 рук и 50 голов. Среди порождений Геи были и эринии - страшные, седые окровавленные старухи с собачьими головами и со змеями в распущенных волосах.

В дальнейшем происходит трансформация восприятия демонов и богов к их антропоморфическому, то есть очеловеченному образу. Именно у греков этот антропоморфизм достиг своего наивысшего оформления и выразился в целой системе художественных и пластических образов. Например, Деметра - богиня культурного земледелия и Артемида - богиня охоты, несмотря на то, что они служили покровительницами древних видов деятельности, представлялись уже не чудовищами, а величественно-прекрасными женщинами-богинями)проявляющими дружелюбное и сердечное отношение к людям.

Преображается вся природа, которая раньше была наполнена страшными и непонятными для человека силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умел не только прятаться от нее, но и более уверенно ориентироваться в ней, умел находить в ней красоту, использовать природу для своих надобностей. Если раньше нимфы рек и озер (океаниды) или нимфы морей (нереиды) - это воплощение дикости и хаоса, то теперь природа предстает умиротворенной, поэтизируется. Так, нимфы становятся в художественной культуре предметом поэтического любования.

Интуитивно созданный мифологическим сознанием порядок у греков назывался космосом. В дальнейшем у античного человека появляется настоятельная потребность к осмыслению этого живого космоса. На смену интуитивному восприятию приходит осознание и рефлексия, то есть философия как особое знание, которое обособляется от мифа и магии, хотя часто внешне сохраняет такую связь.

В интеллектуальных конструкциях древнегреческих философов космос перестает пониматься антропоморфически, но продолжает восприниматься живым, материальным и одушевленным. Для античного понимания космоса важна идея вечного возвращения, вечного рождения его как живого организма. Движение его представляется не прямолинейным) а круговым. В этом подвижном, живом, видимом и слышимом целом человек не противопоставляется природе, а мыслится как одна из ее частей.

4. Загадка возникновения рациональных знаний, письменности и искусства

Говоря о первобытной культуре нельзя не остановиться на естественно-научных знаниях той эпохи. Первобытные представления о мире - первый шаг в становлении этих знаний, начальные его модели, возникавшие в эпоху неолитической революции. Появление этих моделей мира как целого обусловлено противопоставлением человека природе, активным его воздействием на природные стихии. Формирование первоначальных рациональных представлений о мире было связано с переходом к производящей экономике.

Собственно наука древнего мира стала зарождаться гораздо позже в цивилизациях Ближнего Востока, Средиземноморья, Индии и Китая в связи с развитием письменности. Здесь оформились математика, астрономия, медицина, философия.

Воссоздание первобытных представлений о мире позволяет выявить ряд устойчивых мыслительных конструкций древнего человека, которые получили впоследствии письменное выражение в мифах.

На первых порах эти представления укладывались в воспроизводящую акт творения мира космологическую схему: прежде существовал хаос, акт творения положил начало организации космоса, природы человека, общества) культурных традиций. Хаос воспринимался как время, когда «не было ни сущего, ни не сущего; ни неба, ни земли; ни дня, ни ночи; ни жизни, ни смерти...» На смену ему пришло то, что человек может конкретно воспринимать и включать в свою деятельность: земля, вода, огонь, воздух, растения и животные) горы и реки и т. д. Все это - разумный космос, отделившийся от хаоса. Так формируется одна из устойчивых умственных конструкций древнего человека: объектом человеческого познания, равно как и действия, преобразования, может быть то, что следует за актом творения, т. е. космос, мир, физическая плоть природы.

Мифологическая картина мира была шире, нежели религиозная, поскольку она включала, помимо фантастических идей, абстрагированные понятия о космосе, пространстве, времени. В раннепервобытных человеческих коллективах (у австралийцев, бушменов, папуасов) понятие вселенной ограничивается территорией группы или племени - мезокосмом. Позже формируется целостная модель мира, охватывающая три зоны космоса: небо, землю и преисподнюю. Древние космогонии фиксировали все явления природы и культуры в виде пары взаимосвязанных противоположностей: мужское-женское, левое-правое, верх-низ, жизнь-смерть, свои-чужие и др. В недрах первобытного сознания присутствовала целая система таких бинарных противоположностей (до 20 пар). Проецируя эти признаки на первоначальный хаос, человек постепенно приходит к систематизации знания о нем как о космосе, организованном мире.

Центр мироздания, мезокосм был воплощен в образе мирового дерева (горы, столпа, оси и т. д.), соединяющего все миры в трехслойном космосе. Такое понимание стало традиционным в истории культуры.

Четыре стороны света и три слоя (уровня) мироздания давали в сумме священную семерку (пантеон семи богов у иранцев, скифов, славян). Четыре (чет)- мужской символ и три (нечет) - женский символ у племен Западной Африки в сумме становились символом царя, реализовывавшего все социальные функции (Западная Африка). Так было положено начало космологическим константам.

Космос в развитых космогониях был антропоморфи-зированным и представлялся созданным из расчлененного тела первочеловека (ведийский Пуруши, скандинавский Имир) или возникшим из хаоса. Помещенные на небо боги инициировали в человеческих коллективах обряды (погребальные, свадебные, календарные), карнавалы, ритуальные сексуальные оргии. Если обряды являлись отражением порядка космоса, то карнавалы и оргии - вторжением сил хаоса.

Смысл ритуалов заключался в укреплении связи человека с природой, умилостивлении ее сил. Именно в земледельческих цивилизациях, возникших в ходе неолитиччской революции, сложились ритуалы кровавых человеческих жертвоприношений и эротических действ на полях для поддержания плодородия земли.

В ритуалах нашли отражение представления о космических циклах: то или иное ритуальное действо означает вечное возвращение к идеальным временам, поскольку действительность всегда оказывается ухудшенным вариантом изначального существования.

В философской поэме Гесиода «Труды и дни» так описан контраст между жизнью людей в идеальном, «золотом» и современном автору «железном» веке:

Создали прежде всего поколение людей золотое Вечно живущие боги, владельцы жилищ олимпийских, Был еще Кронос-повелитель в то время владыкою неба. Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою, Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили, А умирали как будто объятые сном. Недостаток Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный

Сами давали собой хлебодарные земли. Они же, Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства,

Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных... Землю теперь населяют железные люди. Не будет Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя, Йот несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им... Дети с отцами, с детьми - их отцы сговориться не смогут.

Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю - хозяин, Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.

Старых родителей скоро совсем почитать перестанут... Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью. И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель, Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею

Станет почет воздаваться.

Где сила там будет и право. Стыд пропадет...

Так в представлениях о «золотом веке», об исчезновении поколения героев формировалось историческое сознание, которое тесно переплеталось с космологическими представлениями. Произведения Гесиода, равно как и Гомера, характеризуются тем, что в них разрушается мифологическое мировосприятие (у Гесиода это происходит на основе рационализации мифа, у Гомера мифы обретают эстетические каноны). Эпические поэмы Гомера и Гесиода, произрастая из корней народного эпоса, отразили эстетические и этические воззрения древних греков, сочетаясь с космологическими представлениями, на основе которых формировалась древнегреччская наука.

Зачатки научных знаний

На основе мифопоэтического восприятия мира в зарождающейся древнегреческой философии стали формироваться космогонические концепции, умозрительные модели космоса. Космос, по аналогии с живым существом, рассматривался как нечто зарождающееся и развивающееся во времени. Так, Анаксимандру приписывается мысль о том, что при зарождении этого мира из вечного выделилось животворное начало теплого и холодного, и некая сфера из этого пламени облекла окружающий Землю воздух, как кора дерево.

Рациональные знания первобытной культуры включали в себя календарно-астрономические и математические представления, биологические, медицинские, географические, исторические сведения. Возведенный на рубеже каменного и бронзового веков на территории современной Англии гигантский мегалитический комплекс Стоунхендж точно фиксировал точки восхождения Солнца в день летнего солнцестояния и захода его в день зимнего солнцестояния и мог служить для предсказания солнечных и лунных затмений. В ранних охотничьих общинах выделялись на карте звездного неба Плеяды, а развитие земледелия позволило расширить представления о пространственно-временных особенностях движения Плеяд по небосводу. Развитие скотоводства способствовало появлению зоологических знаний, а земледелие - ботанических, химических и гидротехнических. Необходимость расселения первобытного населения в новых районах привела к выработке навыков описания и графического обозначения объектов ландшафта .

Помимо рациональных знаний, важнейшими элементами культуры рассматриваемых эпох являются зарождающаяся письменность и искусство.

Письменность

Основными факторами становления письменности в первобытном обществе послужили: 1) выделение графической символики среди других форм коммуникации; 2) выработка стабильных графических средств для передачи общего смысла сведений; 3) создание устойчивой системы графических знаков для передачи речевой информации.

Исторически первым, предположительно в палеолите, сложилось пиктографическое письмо, или пиктография. Содержание сообщения передавалось в виде рисунка или последовательности рисунков. Пиктография служит и в наши дни подсобным средством общения (знаки дорожного движения, вывески-символы). Пиктография не является в полном смысле письмом, так как фиксирует не саму речь, а ее содержание посредством метафорической или условной символики.

5. Генезис древнего рисунка

Обратимся к наскальным и пещерные рисункам и фрескам (датируемым, начиная от 40-20 тыс. лет до и. э.). Разные исследователи намечают различные последовательности и этапы развития древней живописи, в общем, тем не менее, можно выделить следующие два этапа.

Первый этап. К самым первым наскальным и пещерным изображениям относятся профильные изображения животных (на которых охотились архаические народы), выполненные, что важно, примерно в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей, тоже в натуральную величину. Советский искусствовед А. Д. Столяр считает самой ранней изобразительную модель тех предельно лаконичных рисунков зверя, которые наука уже в начале нашего века отнесла к числу древнейших. «Это изолированный и предельно обобщенный, строго профильный контур стоящего зверя». Как правило, эти изображения и рисунки представляют высеченный каменным орудием или нанесенный охрой контур, который совершенно незаполнен внутри. Первая странность - животные изображались только в профиль, люди чаще фронтально, причем профильное изображение животных устойчиво воспроизводится много тысяч лет во всех странах древнего мира. Другая странность - пропорции фигур часто увеличены, кажется, что люди одеты в скафандры (это послужило поводом назвать их «марсианами»).

Второй этап. и т. Размеры изображения людей и животных увеличиваются и уменьшаются, а контуры фигур заполняются (прорисовываются глаза, ноздри животных, окраска их шкур, у людей-одежда, татуировка д.). Наряду с миниатюрными, в этот период встречаются и довольно внушительные изображения. Например, в Джаббарене (Сахара) найдено шестиметровое изображение человека (названного «Великий марсианский бог»). Оно занимает всю стену «большого убежища»: стена сильно вогнута, голова нарисована на потолке . Как же объяснить эти особенности и странности древней живописи.

Человек учится рисовать или рассказ очевидца о визуальном воплощении души. Эсхилл рассказывает в своей трагедии «Прикованный Прометей», что могучий титан дал людям огонь, научил их ремеслам, чтению и письму и, очевидно, живописи. Но сомнительно, чтобы кто-то учил людей рисовать, вероятнее всего, они научились сами. Как? Послушаем рассказ. Представим, что у автора есть машина времени и он может вернуться на два-три десятка тысячелетий назад и наблюдать за архаическим человеком. Проведя в такой эксредиции какое-то время, автор излагает свои наблюдения и размышления (в скобках автор для сравнения прнводчт данные современных исследований).

«Перемещаясь во времени, можно достичь эпох, где архаический человек еще не умеет рисовать; зато он оставляет на глине или краской на стенах пещер отпечатки ладоней и ступней ног и проводит на скалах короткие или длинные линии (современные исследователи не без юмора назвали их «макаронами»).

Хотя архаический человек не умеет еще рисовать и не знает, что это такое, он уже достаточно развит, пытается по-своему понять жизнь: Особенно его занимает осмысление природных явлений и событий, происходящих с ним самим. Так, например, он очень боится затмений солнца и луны и поэтому по-своему их объяснил - в это время на луну (солнце) нападает огромный зверь. Его волнуют болезни, сновидения, потеря сознания и очень - смерть близких, других людей и животных. Пытаясь понять, что при этом происходит, архаический человек пришел к представлению о душе (духе). Душа - это своего рода двойник человека (животного, вещи), очень на него похожа. Она может покидать свою оболочку (тело, вещь), входить в нее снова, переходить в другие оболочки. Душа является источником жизни, силы и дыхания, после смерти душа уходит жить в другую страну (мертвых). Интересно, что архаические люди не разделяют китайской стеной обычный мир, ндселенный людьми, животными и вещами, и мир, где живут души. Они уверены, что души живут среди людей, рядом с ними, что их можно умилостивить, о чем-то попросить, даже заставить что-то сделать себе на пользу.

Возвратившись чуть ближе к нашему времени, астор неоднократно наблюдал следующие сцены, живо его заинтересовавшие.

После удачной охоты архаические люди ставили к стене скалы или пещеры (основательно привязав) какое-нибудь животное (северного оленя, бизона, антилопу), а иногда (после стычки с другими племенами) даже пленного. Животное ставилось естественно - боком, а человек - фронтально. Затем в эту мишень взрослые и подростки начинали метать копья или стрелять из луков; одни состязались, другие учились лучше пользоваться своим оружием. И вот что важно: наконечники копий и стрел оставляли на поверхности скалы (стены) вблизи границы тела отметки, следы выбоин. Чаще всего исходную мишень через некоторое время убирали (животное съедали, пленного убивали), но вместо нее ставили муляж - шкуру животного, надетую на палки или большой ком глины. Однако вскоре и эта модель разрушалась или использовалась в хозяйственных целях. Самое любопытное - в этой ситуации некоторые племена вместо разрушенной мишени начинают использовать следы, оставленные на стене от копий и стрел. Чтобы понять, попала стрела или копье в цель, архаический охотник соединял эти следы линией, как бы отделяющей тело, бывшего в этом месте животного или человека, от свободного пространства вне его. Иногда для этой цели, после очередной удачной охоты, использовалось и само животное или пленный, их обводят линией (чаще всего охрой) или высекают такую обводную линию каменным орудием. Автор увидел, что на поверхности стены (скалы) оставался профильный контур животного или фронтальный - человека. И он действительно не был ничем заполнен внутри, а размеры фигур были немного увеличены (для целей тренировки и меткости обвод делался грубо, обычно к размерам туловища, головы, рук и ног добавляется рука «рисующего»). Тут автор, конечно, сообразил, откуда взялись «марсиане» и даже понял, почему у них обычно не были изображены ступни ног (они повернуты вперед и не попадают в обвод).

В своих воспоминаниях известный художник Петров-Водкин рассказывает, как был открыт его талант. В школе он рисовал плохо, но однажды на уроке рисования от нечего делать заштриховал часть листа бумаги. Случайно увидев его работу, учитель взял лист бумаги и, отойдя подальше к доске, спросил: «Дети, что это такое?»-«Дыра»,-последовал уверенный ответ. Учитель сделал несколько шагов вперед, и дети поразились-они увидели: это лишь штриховка, создающая, однако, полную иллюзию, что бумага порвана в одном месте. Что пережили и поняли в этот миг дети? Восхищение от «искусства» (мастерства) их товарищи, создавшего настоящий предмет-дыру в бумаге с помощью условного материала, следов грифеля. Удивление, что-«предмет», созданный карандашом, может быть столь реальным, настоящим, недоумение-как возможно такое чудо. Опять восхищение и т. п.

Этот случай помогает понять, что происходит в любой реальности. Человек невольно поддается иллюзии (встречается с предметом), в той или иной мере обнаруживает свое заблуждение (понимает иллюзорность, мнимость предмета), восхищается тем, что столь убедительная иллюзия создана человеком как бы из ничего и снова отдается иллюзии (переживает предмет).

Но сначала маленький ребенок просто играет с «материалом искусства» (красками, линиями, кружочками), как с простыми предметами. Он довольно быстро обнаруживает прелесть этой игры и богатые возможности действий с таким «материалом». Например, линии, кружки, цветовые мазки можно повторять, изменять, соединять друг с другом, строить из них интересные необычные сооружения. Поскольку отдельные линии (кружок, пятно) воспринимаются ребенком неотделимо от предмета, обозначенного этой линией, всякое действие с изображениями осознается и переживается им как жизнь (бытие соответствующия предметов). Как бы живописное искусство ни стояло высоко, следы этого этапа сохраняются. Вот детский рисунок солнца кружок с расходящимися в разные стороны прямыми лучами. С точки зрения обыденного опыта, связь между диском солнца и его лучами, конечно, существует, но она не прямая. Она дана человеку в множестве жизненных ситуаций (где наблюдается закат солнца или прохождение солнечных лучей через окна облаков) и во множестве речевых и литературных высказываний. В детском рисунке диск солнца, однако, прямо сведен, соединен с лучами; соприкосновение самих лучей служит в рисунке основанием для бытийного сходства явлений. Но ведь как явления диск солнца и его лучи вовсе не похожи друг на друга. Что же их объединяет в живописной, поэтической реальности? Вероятно, множество жизненных ситуаций, где они встречались вместе, и множество высказываний, где они вместе фигурировали. Следовательно, сводя воедино диск солнца и его лучи, гений ребенка заставляет детское сознание извлекать из своих глубин все это множество переживаний и впечатлений, и не просто извлекать, но и по-новому структурировать. В результате перед ребенком рождается новый мир, где диск солнца прямо соединен с солнечными лучами. Подобно тому, как во сне на основе прожитого опыта психика воссоздает волнующие человека события (особый мир сновидений), в искусстве из этого опыта, направляемого и структурируемого произведением живописного искусства, создается не менее волнующий мир. Если в обычной жизни или в сновидениях события происходят сами собой, наплывая на нас, захватывая сознание, то в искусстве «мотор движения» находится в самом человеке и произведении.

6. Заключение

В результате выполненного нами реферативного исследования мы можем сделать вывод о том, что материальная культура первобытного строя отличается местными своеобразными особенностями и сосредоточением на определенной ограниченной территории, общность ее состоит в том по комплексу признаков: общности археологических памятников относящихся к одному времени. По форме или орнаменту керамики, по обряду погребению или по той местности, где впервые найдены наиболее типичные памятники или по комплексу признаков. Часто материальная культура первобытного строя отражает обособленно существование древних племен и народов. Различие между племенами лучше всего обнаруживаются по обряду погребения керамики украшениям, ив меньшей степени- по типу жилищ или по орудиям труда .

Иногда удается связать определенную археологическую культуру с известными из писменных источников племенами (например, латенскую культуру- с кельтам) . Однако далеко не всегда сходство материальной культуры отражает этничную общность или общность по происхождению. В сходных социальных и географических условиях при наличии примитивной техники могли возникнуть сходные явления в быту и материальной культуре различных племен не зависимо . Кроме того отдельные элементы культуры могут заимствоваться в результате распространения идей или переселения народа, носителя этой культуры. Представление о археологической культуре изучение ее возникновения, распространения и исчезновения позволяет реконструировать историю племен и народов в эпохи, предшествующие возникновению письменных источников.

Нахождение в пещерах наскальных рисунков и фресков (датируемых, начиная от 40-20 тыс. лет до и. э.) свидетельствуют о возникновении рисования: профильные изображения животных (на которых охотились архаические народы), выполненные, что важно, примерно в натуральную величину, размеры изображения людей и животных увеличиваются и уменьшаются, а контуры фигур заполняются (прорисовываются глаза, ноздри животных, окраска их шкур, у людей-одежда, татуировка и т. д.). Наряду с миниатюрными, в этот период встречаются и довольно внушительные изображения.

Список литературы

1.Актуальные проблемы культуры XX века: М., 1993.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Он же. Избр. произведения. М., 1990.

3. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т. СПб., 1993.

4. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.,1977.

5. Зезиш М.Р., Кошман Л.В., Шульгин B.C. История русской культуры. М., 1990.

6. История культуры России. М., 1993.

7. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

8. Сборник статей. Культурология. М., 1993.

9. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973.

10. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

11. Ольденбург С.Ф. О России и русской философской культуре. М., 1990.

12. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

13. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.

14. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

15. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.

16. Никольский Н.В. Загадка первобытной культуры

superbotanik.net

Загадки доисторической эпохи — Альтернативный взгляд Salik.biz

В изложении своей теории я коснусь той части доисторической эпохи, которая включает период существования человека. Однако если возникает необходимость, то буду опираться в своих рассуждениях не только на прошлое человека, но и на факты из истории Земли до появления человека.

АНОМАЛЬНЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ

Если обобщить функциональные и анатомические черты человека, то мы увидим, что исключительность его среди приматов определяется осанкой, кожей, головой и урогенитальной системой.

1. У человека, единственного из приматов, ноги длиннее рук, и ходит он прямо. Но за это платит болями в спине и сдвигами в туловище.

2. Человек — единственный примат с подкожным жиром и редким волосяным покровом поверхности тела, хотя не единственный среди приматов, плавающих в воде. Однако среди гоминидов так, как это получается у человека плавает только он один. Кроме того, человек является единственным представителем рода приматов, для которого характерна брадикардия, то есть автоматическое замедление сердцебиения при погружении в воду и передвижении в воде.

3. Человек — единственный из приматов, у которого объем черепной коробки составляет свыше 1000 кубических сантиметров, а клыки по длине такие же, как резцы и остальные зубы. Единственный из приматов, человек может управлять своим дыханием и таким путем модулировать звуки. Его большой мозг позволяет ему развивать речь и поддерживать огонь.

4. Человек — единственный из приматов с выступающей грудью, удлиненным половым органом и ягодичными подушками. Половые сношения, как правило, у него происходят в положении лицом к лицу, притом в течение года у него нет сезонного ограничения в спаривании.

Самое лучшее объяснение этих аномалий — гипотеза, выдвинутая в 1960 году Э.Харди, К.Зауером и Э.Морган. Указанные авторы считают, что в плиоцене, то есть после миоценного распространения обезьян Старого Света, и до начала оледенения (плейстоцена) наши предки вели полуводный образ жизни у побережья Индийского океана. В этом случае хождение по мелководью объясняет наше прямохождение, плавание привело к исчезновению волосяного покрова кожи и появлению подкожного жира, ныряние привело к появлению брадикардии и контролированного дыхания. Выступающая грудь у самок позволяла детенышам держаться за мать во время кормления в воде, поскольку у нее не было шерсти. Удлиненные гениталии препятствовали проникновению воды и грязи в область шейки и влагалища. Ягодичные подушки облегчали, сидение на каменистых пляжах. Копуляция лицом к лицу типична для морских млекопитающих, в то же время не встречается у млекопитающих на суше. Такие факты позволяют объяснить переход в строении тела Наших предков от прибрежных или озерных «мусорщиков» в период мирного плиоцена к степным охотникам плювиального периода плейстоцена.

ПРОТОИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Вновь вспомнили о теории, согласно которой водный способ жизни и привычки, связанные с ним, привели к отделению гоминидов от понгидов. Если согласиться с такой гипотезой, то этот период эволюции человека можно считать завершающим в доисторическом этапе. От человеческих существ, живших в воде и у воды, не осталось никаких следов. Мы можем только предполагать, что они были похожи на своих родственников — рамапитеков и ориепитеков, окаменелости которых известны из истории палеонтологии Старого Света.

Уже в плейстоцене останки людей и следы их деятельности, а также предметы, обработанные ими, встречаются чаше. В верхнем плейстоцене начинается и художественная деятельность человека — рисунки в пещерах, покрытие краской умерших. Человек эпохи среднего плейстоцена стал плотоядным и более того — людоедом. О его плотоядности свидетельствуют многочисленные царапины, оставленные на обглоданных костях животных.

С появлением земледелия начинается приношение человеческих жертв, в погребении вождей встречаются и останки их слуг. Людей, принесенных в жертву богам, душат или топят, иногда режут на куски или сжигают. Причиной такой необъяснимой на первый взгляд жестокости было такое явление, как гибель в период плейстоценового оледенения время от времени очень многих людей вследствие тектонических катастроф. Принесение людей в жертву понималось как плата и ублажение кого-то, кто обладает настолько большой силой, что может отвратить от людей большую беду.

Таким же таинственным проявлением земледельческой эпохи стали мегалитические постройки. На всех континентах, за исключением Австралии, были возведены большие каменные постройки, созданные неизвестным способом и для непонятных целей. Они весьма различны, от простого кромлеха в Стоунхендже до изящной пирамиды в Египте. Предположения ученых об астрономическом или религиозном смысле этих мегалитов не объясняют их предназначения. Строительство таких объектов требовало колоссального труда. По всей вероятности, они должны были служить для вычисления сбоев в движении небесных тел и преодоления последствий этих сбоев.

ДИКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Понятие «дикий» в обычном восприятии связывается с жестокостью. Характерные проявления дикости — доисторический обычай человеческого жертвоприношения и каннибализм. Среди наиболее распространенных форм жестокости дописьменного периода можно назвать посвящение в юноши, ритуальную мотивацию и охоту за черепами. Посвящение в юноши символизировало завершение детства и прекращение зависимости от матери. При исполнении этого обряда применялись общественная изоляция, телесное насилие и психическое запугивание. Ритуальная мотивация, каким бы способом она ни начиналась в детстве и на какую бы часть тела ни была направлена, в конечном итоге завершалась посвящением в юноши и концентрировалась на половых органах.

Моя интерпретация этих обычаев заключается в том, что эти действия в обобщенной форме должны были напоминать о катастрофических событиях прошлого, неоднократно калечивших наших предков в плейстоцене и явившихся предзнаменованием того мира, который мы знаем сегодня. Направленность ритуальной хирургии на половый органы, возможно, отражает ситуацию, господствовавшую в период плиоцена, когда эротическая активность была выше и не столь ограниченной, а ритуальная хирургия и должна была ограничить половую свободу. Она считалась отклонением от правильного поведения, за что человечество наказывалось небесами.

Охота за черепами распространена у первобытных народов Евразии, Африки, Океании и Южной Америки. Добытые головы могут быть съедены, высушены и уменьшены, прокопчены или их носят с собой, как трофеи. Обычай охоты за черепами родствен скальпированию в Северной Америке, мексиканской игре в мяч, когда побежденного убивали. Она связана также с древнеамериканским обычаем создания больших каменных шаров и установления их на вершинах гор и холмов. Во всех этих случаях человеческие головы, как сферические предметы, отождествлялись с небесными телами, то есть с планетами, которые приближались к Земле на опасное расстояние, Или с метеоритами, бомбардирующими земную поверхность. Специалисты по психоанализу считают, что жестокость, в какой бы форме она ни проявлялась по отношению к жертвам, всегда мотивирована и вызвана страхом. Это определение помогает нам понять тот факт, что много племен, находящихся и сегодня на очень низком уровне рaзвития, боятся не только комет и затмения, но и захода солнца и возникновения радуги. Катастрофисты объясняют это тем, что во время сближения планет наше Солнце закрывалось небольшими небесными телами, кометы приводили к большим разрушениям на поверхности Земли, а в воздухе возникало красное или многоцветное свечение.

НАСЛЕДИЕ СТРАХА

Одно из проявлений поведения людей дописьменной эпохи — химерическое воображение, то есть повторяющаяся тенденция представлять себе и говорить о существах, которые неизвестны в принципе науке. Такими существами являются драконы, единороги, русалки и другие. Вполне возможно, что подобные химеры могли иногда возникат на Земле как следствие мутаций, вызванных катастрофой, но более правдоподобным объяснением может быть следующее: нам кажется, что речь идет о териоморфном («животном») объяснении неких форм на небосводе, увиденных во время катастроф.

Следующая общая черта поведения ритуализация смерти и обычаев, связанных с мертвыми. Их всегда, без всякого исключения, сжигают, хоронят в землю, опускают в воду или помещают на каком-то возвышении, и чаще всего это происходит торжественно.

Фактически все, что связано с телом и его функциями, окружено всевозможными запретами. Нельзя касаться тела просто так, ради любопытства. Оно не должно быть непокрытым, хотя иногда покрытием его может быть всего лишь набедренная повязка, ожерелье или браслет. Прием пищи и освобождение от экскрементов имеют скрытный характер. У каждого народа есть свои запретные блюда или продукты.

Из всех форм запретов наибольшее количество их касается половых отношений. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что даже у тех до письменных народов, которые изображали мужской половой орган в эрективном положении или осуществляли публично половые сношения, такое поведение не было проявлением распущенности. Скорее наоборот, это был очень строгий ритуал, считавшийся крайне необходимым для обеспечения плодородия земли. Его нарушение могло, по мнению людей того общества, привести к потере источника пищи и голодной смерти.

Следующей общей чертой поведения человека стали различные душевние аномалии. Самая драматическая из них, бесспорно, — шизофрения, которую можно определить как мечтания или ночные видения в состоянии бодрствования. Шизофреники, при всей их относительной индифферентности к своему социальному окружению, чрезвычайно чувствительны к «космическим влияниям», которых остальные члены общества не ощущают. Социально менее опасной аномалией считают невроз или невротические состояния. Наиболее распространенными их формами являются запуганность (страх перед какой-то неопределенной опасностью) и фобия (ужас при мысли о тoм, что могла бы возникнуть такая ситуация, которая в действительности и возникнуть не может, например, оказаться в ограниченном закрытом пространстве). Все душевные болезни можно считать остаточным явлением страха, вызванного несчастьями, бывшими когда-то в прошлом.

ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ

Я вновь возвращаюсь к мифическому описанию нашего прошлого. В большинстве мифов народов мира мы находим описание райского периода, который включает следующие условия своего существования:

В зените небосвода постоянно находилось огромное, кажущееся неподвижным светило, называемое «космическим яйцом» или «ночным солнцем», которым все восторгались. Исчезло оно в результате катастрофы. С точки зрения науки это значит, что в нашей Солнечной системе были две, Звезды, притом наша Земля — астросинхронным спутником меньшей звезды, которая исчезла, взорвавшись как новая.

Климат на Земле стоял влажный и теплый, не было ни зимы, ни ночи.

Растительность была буйная и богатая, ее плодами можно было питаться постоянно и без труда.

Неровности поверхности были небольшие и встречались довольно редко, водоемы — неглубокие; обширных и бурных океанов еще не существовало.

Конфликты, тем более кровавые, между индивидами и видами были чрезвычайной редкостью; плотоядные питались преимущественно падалью.

Социальная структура человечества была матримониальной, отцовство неизвестным или не имело значения. Так называемые «мужественные» черты — сила и агрессивность — были излишними, в то же время «женственные» — нежность, охрана, утешение — нужны были везде.

Не было смерти в нашем ее понимании; мифология бессмертия могла появиться в связи с массовым долголетием, но, нам кажется, что смерть не была чем-то устрашающим, она считалась просто естественной частью жизни.

Этот период закончился с гибелью «меньшего Солнца». Жители Земли упали с «высших небес» в «низшие небеса»; пользуясь научной терминологией, Земля была катапультирована из области планеты Юпитера и стала вращаться по новой орбите, ближе к Солнцу. Одновременно ось ее вращения стала наклонной, и в результате появилось чередование дня и ночи, а также времен года.

В космосе и на Земле время от времени происходили разные изменения: наводнения, пожары, землетрясения, сильные холода, падения небесных тел и взрывы, сопровождавшиеся гибелью животных и людей. Взрыв новой звезды не только изменил орбиту Земли, но и орбиты других планет: прежде чем остановиться на современных орбитах, они часто сближались на опасное расстояние, что имело катастрофические последствия.

КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ

Потеря плиоценового рая так напугала, более того, шокировала наших предков, что они оторвались не только от окружающей природы, но и от своей внутренней сущности, которую считали сейчас угрозой для самих себя. Одним из последствий этого процесса было противоречивое чувство двузначности — одновременно желать и отвергать какой-либо предмет, при этом индивид сам не сознает эту внутреннюю борьбу. Наши предки ностальгически страдали от ощущения потерянного рая, а их попытки овладеть ситуацией приносили несчастья внешнему миру. Их идеи иногда были чисто «райскими» (например, представление о загробной жизни), иногда они вели себя как источник катастрофы (например, бескомпромиссная война, в которой погиб Карфаген). Но в большинстве случаев все их достижения в области культуры были двойственны, как бог Янус, что отражало восстановление потерянного рая с одной стороны, а с другой — катастрофические процессы, которые уничтожили этот рай.

Примеры такой двойственности в открытиях людей довольно многочисленны. Овладение огнем в период палеолита вернуло тепло плиоценового светила, но только ценой сожженных деревьев, а зачастую и жилища вместе с людьми. Одомашнивание животных и растений в период неолита возродило взаимное содействие видов, но уже только через использование, эксплуатацию одного другим. Урбанизация в эпоху бронзы вернула потерянную было планетарную систему, но уже ценой создания неестественной среды человека. А уж империализм эпохи железа, целью которого было создать универсальную систему, напоминающую первоначальный космос, оказался страшно жесток.

ТАЙНЫ РАСКРЫТЫЕ И НЕРАСКРЫТЫЕ

Утверждения катастрофистов не новы. Их сторонниками в прошлом веке были Жорж Кювье и Игнаций Донелли. В XX веке к ним присоединились Клод Шеффер, Иммануэль Великовский. Несмотря на то, что большинство ученых не признает такое объяснение или попросту его игнорирует, тем не менее, по моему мнению, оно лучше всего объясняет загадочные явления истории.

Несмотря на это, существует целый ряд и доисторических загадок, которые не в состоянии объяснить ни теория катастроф, ни теория униформизма. Одна из таких неразгаданных тайн — необычная для остального живого мира величина человеческого мозга и его быстрое развитие в период плейстоцена. Попытка объяснить этот факт ускоренным развитием интеллектуальных способностей человека в экстремальных условиях ледниковой эпохи для его выживания не выдерживает критики. В природе ведь существует множество организмов со сравнительно небольшим мозгом, но они тем не менее успешно пережили ту же ледниковую эпоху.

Следующая необъяснимая загадка отсутствие кровосмешения, которое можно наблюдать как у шимпанзе, так и у современных людей и их предков. Это нельзя объяснить только лишь наличием инстинкта или какой-то табуизацией, а также опасением биологического дегенерирования, так как оно не подтверждается ни теоретически, ни практически.

Для современных сторонников натурфилософских взглядов одной из крупнейших загадок доисторической эпохи продолжает оставаться супернатурализм. Предполагается, что неандертальцы верили в отделение души от тела или в наличие привидений людей и животных. Большинство их потомков, во всяком случае со времен неолита, должны были верить в богов, духов, домовых и многих других бесплотных, но могучих существ. Натуралистическое объяснение «природы» этих существ через проецирование человеческих желаний неубедительно. Ведь сверхъестественные существа и помогают, и вредят. Можно было бы также поставить вопрос: почему большинство людей чувствуют присутствие таких существ, а большинство ученых — нет?

Роджер Уильямс Уэскотт

Перевёл с чешского И. ПОП

salik.biz


Смотрите также