2. Каковы были жизнь и занятия первобытных людей? Занятия первобытных людей
Тематическое занятие : Первобытный человек
Во время осенних школьных каникул мы с детьми начали изучать эволюцию человека. Удивительно, этот сюжет их настолько увлек, что мы до сих пор играем в первобытных людей, хотя, изначально я планировала устроить только тематическую недельку.
За основу занятий я взяла проект «Каменный век. Эволюция человека» он-лайн школы Учимся играя. К нему я добавила свои собственные занятия и исторический материал, учитывая интересы моих детей. Свое тематическое занятие я подготовила для сына, а младшую дочку мы привлекали для творческих и подвижных игр по теме.
Итак, начали мы наше тематическое занятие с изучения понятия эволюции.
Для большей наглядности, я нашла в интернете схему, на которой показаны основные этапы эволюции : бактерии, примитивные организмы, рыбы, земноводные итд. Главной точкой отсчета для сына стало понятие « до или после эпохи динозавров ».
Далее я рассказала ему о понятии Первобытность. Многим современным детям сложно представить, что древние люди жили совсем иначе. Сын удивился, узнав, что когда-то не было тарелок, велосипедов, конфет и книг! Он взял вырезанных из бумаги австралопитеков и стал катать их по своей железной дороге, показывал Лего и другие игрушки, чтобы они знали, что все это существует
Древние люди появились в Африке и жили, по всей вероятности, на деревьях, чтобы защититься от хищников. Я попросила сына показать мне на глобусе Африку. А потом они с сестрой прыгали с дивана на стулья, изображая перемещение первобытных людей по лианам и деревьям.
Мы обсудили, что древним людям приходилось защищаться от хищников, распознавать съедобное от несъедобного, питаться сырым мясом, фруктами, улитками и насекомыми.
Я сделала несколько графиков — иллюстраций по эволюции питания человека, по которым мы обсуждали, с чем связано появление того или иного пищевого продукта в питании древних людей. Например, рыба стала постоянным элементом рациона с появлением гарпунов, а молочные продукты связаны с оседлым образом жизни. По графикам видно, какое соотношение имели разные продукты питания в определенную эпоху.
Обсуждая питание Человека разумного, мы еще раз проговорили про важность сбалансированного питания и здорового образа жизни.
Сами люди были покрыты шерстью, их руки были длиннее рук современного человека. Мы с детьми стали изображать походку австралопитеков, что им очень понравилось.
Поговорив про австралопитеков, мы дошли в наших рассуждениях до Человека умелого, который научился изготовлять орудия, в основном, из камней и палок. Он передвигался теперь только на двух ногах и начал строить себе жилища.
Потом появился Человек прямоходящий, научившийся добывать огонь. Это изобретение дало очень многое человечеству. Люди могли теперь готовить пищу на огне, отчего она становилась мягче и вкуснее. Можно было обогревать жилище и осваивать более северные земли, не боясь холода. Благодаря огню, хищники стали не столь страшны. Вечерами можно стало освещать жилище или исследовать темные пещеры. Огнем обжигали глину, чтобы сделать посуду или украшения.
Позже появились неандертальцы и кроманьонцы, которые адаптировались к климатическим изменениям во время ледникового периода. Человек разумный появился совсем недавно по исторической шкале.
За миллионы лет своего развития, люди стали ходить прямо, практически потеряли волосяной покров, мозг их увеличился, пищевой аппарат приспособился к новой, деликатной пище. Чтобы еще лучше закрепить полученные знания, мы посмотрели вот такую интересную презентацию про эволюцию человека : http://www.myshared.ru/slide/445922/
Преисторические животные
В первобытную эпоху существовали животные, которых сейчас не существует. Например :
Саблезубый тигр :
Гигантское млекопитающее индрикотерий (самое большое сухопутное млекопитающее) :
Слон с плоскими челюстями :
Лошадь-медведь :
Верблюд с хоботом :
Мамонт :
Шерстистый носорог :
Мегасерос (гигантский олень) :
Пещерный медведь :
Строим жилище первобытного человека
Мы решили построить жилище для наших первобытных человечков. Взяли круглую пластмассовую коробочку, на пол положили древянную шелуху. Сын слепил из пластилина пещеру, а я из палочек сделала шалаш, который мы расположили рядом с большими глиняными валунами. Стоянка наших человечков расположилась в очень удобном месте, рядом с многочисленными ягодными кустами, слепленными из пластилина. Рядом растут полезные травы, сделанные из бумажки из под суши. В центре первобытной стоянки поставили очаг (лампочка LED из Икеи), на котором румянятся сладкие медовые шашлычки.
Чтобы человечкам было тепло и уютно, я предложила детям сшить пледы из шкур, роль которых играли кусочки ткани. Я дала детям иголки и нитки, предварительно показав, как ими пользоваться. Вставить нитку в иголку — прекрасное упражнение на координацию движений! Это занятие очень понравилось детям. Они с удовольствием делали стежки и были довольны полученными пледами, которыми мы застелили пол хижины и пещеры.
Наши человечки ходили на охоту, изучали окрестности, отдыхали и занимались творчеством. Потом они у нас приручили волчат и завели стадо.
Мы обсудили с детьми, что пища древних людей зависела от их географического проживания. Те, например, кто жили в Африки питались бананами и манго, а северные жители ели дикие яблоки и грибочки. Травы тоже различались по климатическим зонам. Многие растения современные люди употребляют до сих пор в пищу.
Я достала пучки укропа и петрушки, дети понюхали их и постарались рассказать, чем они отличаются (запах, форма листиков). Большим удивлением для них было узнать, что крапиву тоже можно есть, тем более, в ней так много полезных веществ. Я объяснила, что древние люди отбирали понравившееся по вкусу растения, наблюдали за их ростом. Постепенно, удалось вывести более крупные сорта фруктов и овощей, образовались сады и поля.
Первобытное искусство
Первобытные люди любили украшать свои жилища в свободное время. Они рисовали на стенах пещер, изображая, чаще всего, сцены охоты. В качестве краски использовались мел, цветные камни, растения.
Кисточки делали из палочек и шерсти животных или просто рисовали палками и камнями. Чтобы в пещере было светло во время творческого процесса, древние художники использовали каменную емкость, в которой горел животный жир.
Мы рассмотрели примеры наскальной живописи пещеры Ласко и обсудили сюжет нарисованных картинок.
Чтобы закрепить пройденное и расширить кругозор, я записала сына на экскурсию по первобытности и мастеркласс по наскальной живописи древних людей в соседний с нами Археологический музей. Здесь можно увидеть древние инструменты, скелет доисторического огромного оленя, итд. Самое главное, экскурсоводы очень хорошо и увлеченно все рассказывают, поэтому эти ателье пользуются большим успехом.
Я нашла несколько фильмов по первобытным танцам. Детям особенно понравился танец Акка племени Маори. Эти танцы, не изменившиеся за столетия, удивительны своей простотой и ритмичностью.
Во время всего тематического занятия мы читали книгу «Неандертальский мальчик в школе и дома». Автор с юмором рассказывает про жизнь первобытных людей во время Ледникового периода. Наша сенсорная коробочка помогала нам проиллюстрировать описанные в книге приключения.
Мы прочитали рассказ Киплинга «Как было написано первое письмо» и посмотрели замечательный одноименный мультфильм.
В книге «Что такое искусство», Библиотека Леонардо, неплохо описывается первобытное искусство.
Вот какое получилось у нас тематическое занятие. Оно нас так увлекло, что у меня появилось много новых и занимательных идей на эту тему.
Понравилось это:
Нравится Загрузка...
Связанные
helloblogger.ru
Жизнь и занятие первобытных людей
Стр 1 из 14Следующая ⇒
Жизнь и занятие первобытных людей
Изменение на карте Европы, после 1 мировой войны
Билет 2
Культура и быт жителей Древней Греции (образование, искусство, повседневная жизнь)
Возникновение фашизма в Италии
Билет 3
Древний Рим – столица империи
Революция в 1918-1919гг в Германии
Билет 4
Средневековое французское государство. Карл Великий.
Новый курс Рузвельта
Билет 5
Средневековый город – центр ремесла, торговли
Приход нацистов к власти в Германии. Нацистский режим.
Билет 6
Крестовые походы (цели, участники, результаты)
Освободительное движение в Индии в 20-30гг.
Билет 7
Причины и начало французской революции XVIIIв.
Международные отношения на кануне 2 мировой войны
Билет 8
Борьба Североамериканских колоний за независимость
Антигитлеровская коалиция во 2 мировой войне
Билет 9
Промышленный переворот в Англии (сущность и последствия)
Изменение в Европе и мире после 2 мировой войны
Билет 10
Венский конгресс в 1814-1815гг. Священный Союз.
События конца 80х – начала 90х годов в странах Восточной Европы
Билет 11
Объединение Германии. О. Бисмарк.
США во второй половине ХХ века Внутреннее положение и внешняя политика
Билет 12
Достижение в науке и технике в конце XIX – начале XX в.
Интеграция Западноевропейских стран во второй половине XX в.
Билет 13
Экономическое развитие ведущих стран Европы в конце XIX – начале XX вв.
Освобождение народов Азии и Африки во 2 половине XX в.
Билет 14
Первая мировая война (причины возникновения, участники, итоги)
Развитие науки и техники во 2 половине XX в.
Билет 1
Жизнь и занятие первобытных людей
Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. Например, в Восточной Африке. Ученые находят здесь при раскопках останки людей, живших более 2 млн. лет назад. По этим находкам можно восстановить облик наших предков: они очень напоминали обезьяну; у них было грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб; над бровями находился валик, под которым глаза скрывались как бы под навесом; походка у них была еще не вполне прямая, прыгающая; руки длинные и свисали ниже колен, – словом в облике древнейших людей преобладали звероподобные черты. Древнейшие люди не могли разговаривать, – они общались друг с другом с помощью разнообразных звуков. Объем мозга у древнейшего человека был больше, чем у обезьяны, но намного меньше, чем людей нашего времени. Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.
Жили древнейшие люди не в одиночку, а группами, которые ученые называют человеческими стадами.
Все люди в стаде от мала до велика целыми днями занимались собирательством – они искали съедобное. В пищу тогда годились коренья, плоды и ягоды, яйца птиц.
В наши дни ведется изучение жизни диких зверей. Наблюдая за тем, как стая мелких хищников пытается отобрать у крупного его добычу, ученые предполагают, что так же могли делать и древнейшие люди.
Вообразим себе африканские степи 2 млн. лет назад. Львица напала на антилопу, задрала ее и пытается утащить. Заметив это, десятки “первобытных охотников” со всех сторон подкрадываются к зверю и начинают оглушительно кричать, размахивать дубинами и кидать в львицу камни. Хищница в ответ на это рычит, выпускает когти, скалит клыки. Но если она утомлена преследованием антилопы и успела насытиться, то боя с людьми не примет – бросив тушу, скроется в степи.
Приведем еще один пример охоты древнейших людей. Представьте себе: большое стадо зебр мирно щиплет траву. Люди нападают на животных, которые спасаются бегством. Зебры мчаться как ветер, но есть в стаде уже старые животные, есть слишком молодые, которые не успевают за остальными. Если охотникам удается “отрезать” от стада зебру – они глушат ее дубинами, закидывают камнями и убивают. Вот такие вот предположения, как охотились древнейшие люди.
В те времена древнейших людей подстерегало много разных опасностей. Одной из самых страшных был огонь. Представим себе как в грозу, молнией зажгло кустарники, деревья, траву… все кругом заполыхало. Древнейшие люди, как и все живое, боялись огня: от пожара подальше улетали птицы, убегали звери и люди. Как человек овладел огнем, точно никто не знает. Есть предположение что однажды, превозмогая страх, смельчаки все-таки приблизились к огню. Это могло быть дерево или кустарник зажженное молнией, а могла быть и горящая лава из вулкана. Возможно, тогда и было сделано великое открытие.
mykonspekts.ru
2. Каковы были жизнь и занятия первобытных людей?
2. Каковы были жизнь и занятия первобытных людей?
Первые виды современного человека появились 90 тыс. лет назад на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Долгое время они сосуществовали с последними неандертальцами, постепенно исчезавшими с лица Земли.
Более 30 тыс. лет назад появилось и достигло расцвета первобытное искусство, свидетельствующее о развитом образном мышлении и художественном чувстве древних.
Занимавшиеся охотой люди верхнего палеолита жили в период последнего оледенения, называемого в Европе вюрмским. Они быстро приспособились к изменившимся климатическим условиям, стали заселять новые территории, доходя до приледниковых и арктических регионов.
Одной из характеристик верхнего палеолита является усовершенствованная технология изготовления орудий труда. Человек, живший за 35—9 тыс. лет до н. э., уже сам дробил камни на тонкие пластинки и полоски. Они становились основой для самых разных орудий – легких и эффективных. Делались и костяные орудия, непрестанно менявшиеся в течение 25 тысячелетий.
Охотники верхнего палеолита были носителями опыта предшествующих поколений и уже прекрасно знали, чем богата их территория и каков образ жизни дичи, травоядных (живущих как стадами, так и поодиночке), плотоядных, мелких млекопитающих, птиц. Люди приспосабливались к сезонным миграциям северного оленя, охота на которого вполне удовлетворяла их потребность в мясной пище.
Доисторические люди использовали также меховые шкуры хищников, бивни мамонтов и зубы разных животных для изготовления предметов искусства и украшений. При случае охотники занимались рыболовством, становившимся ценным подспорьем в определенные месяцы, а также собирательством, игравшим не менее важную роль в теплое время года.
Во время кочевий люди находили и другие природные материалы, прежде всего различные породы камня, необходимого для вытачивания орудий труда. Первобытный человек знал, где находятся месторождения кремня, куда систематически и наведывался, чтобы отобрать и унести лучшие куски, не подвергавшиеся оледенению, из которых и нарезал пластины.
Еще люди подбирали камни мягких пород для скульптурных изделий и гравюр. Они находили раковины морских животных, ископаемые кости, причем иногда шли за ними за сотни километров от места своей стоянки. Кочевой образ жизни охотников верхнего палеолита предполагал справедливое распределение обязанностей и сотрудничество всех членов общины.
Повсюду, куда бы люди ни попадали, они стремились защитить себя от холода, ветра, сырости и опасных животных. Модель жилья зависела от рода деятельности, типа социальной организации и уровня культуры первобытных людей. К убежищу предъявлялись определенные требования: удобный подход, близость реки, возвышенное расположение над долиной с пасущимися над ней животными. Жилище утепляли: возводили «двойную крышу». Но чаще они все-таки устраивались в долинах, на равнинах или плато, где сооружали шалаши и палатки. При этом использовался самый разный материал, иногда даже кости мамонта.
Термином «искусство палеолита» объединяют произведения самого разного художественного стиля и техники. Наскальная роспись – это искусство рисунка на каменных стенах, которое начиная с граветтского времени завоевывает глубины подземелий и превращает их в святилища. Каждый уголок в более чем сотне пещер Кентабрийских гор покрыт шедеврами мадленской культуры.
Художественная техника того времени была очень разнообразной: проведение линий пальцами на глине, резьба на всевозможных подставках, собственно роспись, осуществлявшаяся самыми разными способами – распылением жидкой краски, нанесением ее кисточкой, сочетанием краски и резьбы на одном и том же изображении.
Вплоть до VIII тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке и до VI тысячелетия в Европе человек жил охотой, рыбной ловлей и собирательством. В эпоху неолита его образ жизни коренным образом изменился: разводя скот и обрабатывая землю, он сам стал производить для себя пищу. Благодаря скотоводству люди обеспечили себя продовольственными запасами, постоянно находившимися в их распоряжении; кроме мяса, домашние животные давали молоко, шерсть, кожу. Появление деревень предшествовало развитию скотоводства и земледелия.
Неолит означал новую социально-экономическую организацию жизни. Но эта эпоха принесла с собой и ряд крупных технических инноваций: глиняную посуду, шлифовку камня, ткачество.
В эпоху неолита в Западной Европе появляются гигантские каменные монументы – мегалиты. Считается, что постройкой мегалита крестьянская община заявляла об установлении своего контроля над определенной территорией.
Общество постепенно менялось. И хотя родовая группа по-прежнему производила все необходимое ей для жизни, наряду с крестьянами стали появляться рудокопы, бронзовых дел мастера, мелкие торговцы. Необходимость охраны рудников и торговых путей привела к появлению особого сословия – воинов. Если в эпоху неолита люди жили в относительном равенстве, то бронзовый век уже отмечен возникновением социальной иерархии.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Занятия первобытных людей
Авторы:
А.В. Козлов, Н.В. Советова, Т.В. Тевикова.
Возрастной диапазон:
5-й класс.
Изучаемые элементы содержания образования:
первобытные люди, орудия труда древнейших людей, собирательство, охота, рыболовство, скотоводство, земледелие, прядение, ткачество, ремесло, овладение огнём, обработка металлов, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, разделение труда.
Необходимое учебное оборудование:
ресурсы Государственного Исторического музея (залы № 1–4, 9), рабочие листы урока.
Расписание работы: ежедневно с 10:00 до 18:00; по четвергам с 11:00 до 21:00; выходной – вторник.
Сайт учреждения: http://www.shm.ru/.
Возможно указание на связанные памятные даты:
-
Форма проведения урока:
урок с элементами поисково-исследовательской деятельности.
Галерея изображений:
1
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
2
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
3
30
4
5
6
7
8
9
Свободное описание урока:
Урок предполагает использование ресурсов Государственного Исторического музея. На уроке организуется самостоятельная учебно-исследовательская групповая работа обучающихся, связанная с изучением вопросов темы «Занятия древнейших людей», в условиях работы с музейной экспозицией. Итоги самостоятельной исследовательской работы обучающихся анализируются, систематизируются и обобщаются.
Эта форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и формированию у них универсальных учебных действий.
Приложения:
Коллекция элементов
Текстовые материалы учителя
Текстовые материалы для учеников
Задания
Ссылки
Сценарий
Тесты
mosmetod.ru
Назовите основное занятие первобытного человека?
Известно, что отличительным признаком человекообразной обезьяны от представителя людского рода выступает масса мозга, а именно 750 г. Столько необходимо для овладения речью ребенку. Древние люди изъяснялись на примитивном языке, однако их речь является качественным отличием высшей нервной деятельности как человека от инстинктивного поведения животных. Слово, ставшее обозначением действий, трудовых операций, предметов, а впоследствии и обобщающих понятий, приобрело статус важнейшего средства общения.
Занятия древнейших людей
Основным занятием древних людей было собирательство. Но даже довольствуясь дарами природы древние люди изготовляли орудия труда. На их производство шел камень. Первым орудием труда было рубило-галька заостренная с одного края. Слайд 15 из презентации «Первые люди» к урокам истории на тему «Первобытные люди» Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg.
Первобытные люди. Древнейший человек: рост, внешность, основные навыки и занятия
Как гласят научные данные, первобытные люди появились около 4 миллионов лет назад. В течение многих тысячелетий они эволюционировали, то есть совершенствовались не только в плане развития первобытного общества, но и внешне. Историческая антропология подразделяет первобытных людей на несколько видов, которые последовательно сменяли друг друга. В чём состоят анатомические особенности каждого вида первобытных людей, и в какой период времени они существовали? Обо всём этом читайте далее.
Подробнее: fb.ru
Основные периоды первобытной истории (Таблица)
На Южном Кавказе, по всей видимости, существовали благоприятные условия для жизнедеятельности первобытного человека. В Дманиси археологическими раскопками обнаружены фрагменты скелета первобытного человека – самые древние следы существования человека во всей Евразии. Их приблизительный возраст – 1600000-1800000 лет. Еще более древние следы человека обнаружены в Африке. Известно, что Африка – это тот регион, где в основном происходило формирование человека. Таким образом, можно полагать, что в Дманиси жили древнейшие жители Евразии.
Жизнь первобытных людей
Древнейшие люди ещё очень напоминали обезьян — грубые лица с приплюснутыми носами, низкие и покатые лбы, выступавшие вперёд челюсти. При ходьбе человек сильно наклонялся вперёд. Пальцы у него были неловкие, а тело покрывала шерсть. Люди ещё не могли говорить, а лишь издавали отрывистые звуки, предупреждая друг друга об опасности, призывая на помощь, выражая радость и гнев.
Первобытные собиратели и охотники — Годер 5 класс 1 часть…
Первый этап в развитии человечества – первобытно-общинный строй – занимает огромный период времени с момента выделения человек их животного царства (около 3–5 млн лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н. э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация). В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются 3 периода:
Образ жизни первобытного человека
Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие — лицо? нижняя челюсть? Лоб?) У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти со скошенным подбородком, уходящий назад лоб, сильно развитые надбровные дуги.
Каковы были жизнь и занятия первобытных людей?
Справочная таблица периоды первобытной истории содержит: хронологические рамки периода, род и вид человека, география расселения первобытного человека, основные занятия человека, орудия труда и оружие, тип жилищя и средство передвижения по суше которые соответствуют определенному периоду.
Вводный урок. 1. Первобытные собиратели и охотники
Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие – лицо? Нижняя челюсть? Лоб?) у него было грубое лицо с широкими приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: охота и собирательство.
Жизнь и занятия первобытных людей
Первый этап в развитии человечества — первобытно-общинный строй — занимает огромный период времени с момента выделения человек их животного царства (около 3-5 млн лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н. э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация). В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются 3 периода:
Быт и занятия первобытного человека
· — теория истории – это область общих представлений об истории в целом, либо о тех или иных процессах и явлениях, связанных с историей. Это высший уровень исторического познания. Главное здесь – рассмотрение общих проблем. · — методология истории – это раздел исторической науки о методах познания. Она является более прикладной дисциплиной. Метод – это средство исторического исследования. По сути методология как часть исторической науки выделяется с первой половины XIX века в Германии.
Основным занятием древних людей было собирательство
Древнейшие люди, жившие 700-600 тысяч лет назад, значительно отличались от людей нашего времени. Они были похожи на крупных обезьян. Лбы у них были низкие и покатые. При ходьбе люди сильно наклонялись вперёд, а их руки свешивались ниже колен. Пальцы у них были неловкие. Человек мог выполнять своими руками только самую простую работу: копать землю, хватать, ударять.
Решение Назовите первое занятие первобытных людей
С давних времен восточная половина нынешней Европейской России была населена народами племени чудского и тюркского, а в западной половине, кроме народов литовского племени, жившего на берегу Бал
www.chsvu.ru
Разработка мероприятия "Первобытные люди"
Цели из задачи:
1. Образовательные:
знакомство детей с историей в адаптированной к детскому восприятию форме;
расширение знаний о возможностях первобытных людей через понятие «имитация».
2. Развивающие
развитие у детей интереса к занятиям физической культурой;
содействие творческому проявлению физических и волевых усилий в условиях соревнований;
развитие у детей чувства вкуса и воображения;
стимулировать творческое отношение к своей деятельности.
3. Воспитательные
воспитание эмоционального отклика на звучащую музыку и видео материал;
воспитание здорового образа жизни через занятие физической культурой.
4.Здоровьесберегательные
игровые упражнения на укрепление мышц спины, плечевого пояса, живота, рук и пальцев рук, ног;
игровые упражнения на улучшение перистальтики;
игровые упражнения на развитие умения сохранять равновесие;
игровые упражнения на создание положительного эмоционального настроя, развитие выразительности движения;
игровые упражнения на снятие напряжения и усталости.
Визуально-музыкальный ряд:
1. Барабаны Сафри Дуо
2. слайд-шоу «Первобытные люди»
3. релакс «Звуки природы»
Необходимое оборудование:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, фортепиано;
Гимнастические скамейки (2), перекладины (2), мешочки для метания в цель, обручи, игрушки;
Имитационное оборудование (деревья, костер, пещера, скалы, копья, динозавры).
Литература
Ход досуга
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие во времени. Перенесемся на миллионы лет назад и постараемся узнать, как жили древние люди. Попасть к ним нам поможет «Машина времени». А мы с вами будем имитировать (копировать) жизнь первобытных людей: рисовать, охотиться, двигаться, как они. Итак, начали!
(звучит музыкальный фрагмент «Барабаны», входят «первобытные»)
«Танец первобытных»
просмотр слайд-шоу
- Посмотрите на эти картины из жизни древних людей. Давным-давно на земле жили динозавры, мамонты, саблезубые тигры, огромные обезьяны. Трудно было первобытным людям: много опасностей поджидало их на каждом шагу. Но они были сильными, сообразительными, хоть и не умели разговаривать. Зато первобытные люди могли делать каменные орудия труда, деревянные копья для охоты. И не боялись как животные огня. У вас в руках оружие для охоты. Как оно называется и из чего оно сделано?
- Копье, оно сделано из дерева и заточено камнем
- Правильно. Главным занятием первобытных людей была охота. Перед охотой они рисовали на камнях и скалах людей, животных, рыб. А потом совершали ритуальный танец около этих рисунков. Дикие люди верили, что это принесет им удачу на охоте. Смотрите.
/фрагмент из фильма «1000000 лет до н.э.»/
- Сейчас и мы с вами сделаем наскальные рисунки перед охотой.
/дети подходят к «скалам» (листы бумаги, прикрепленные к стене) и угольками рисуют фигуры животных и людей с копьями. Затем совершают ритуальный танец/.
- Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием. Вы настоящие первобытные художники. А теперь посмотрим, какие из вас получатся охотники. Разделитесь на 2 племени и придумайте названия для них. Итак, ваше племя называется…? – «У». А ваше? – «О». Хорошо, отправляемся на охоту. Ой, впереди злые динозавры…
/участники снимают украшения, шапочки и складывают «оружие» вдоль стен. Объявляют название племен и метают мешочки в изображение злых динозавров на стене/
Упражнение «Метание в цель»
Я не просто удалец.
Ловкий, меткий я стрелец.
В цель конечно попаду.
Со своей рукой - в ладу. У-у. О-о.
/Отметить метких стрелков. Затем команды смыкают колонны и усаживаются друг за другом у одной из стен/
- Много усилий и навыков должны были иметь первобытные люди. На охоте им нужно было бесшумно незаметно подкрасться к зверю. Поэтому первобытные люди имитировали (копировали) повадки животных. Например, саблезубых тигров. Внимание!
Упражнение «Тигр нашел добычу»
Дети встают на колени, растопыривают напряженные пальцы рук, высовывают до предела язык. Поднимают взгляд вверх и рычат. То тихо -ночью, то громко – днем тянется рычащий звук «а..а..а..»
- А какие герои книг, мультфильмов жили в лесу с животными, как древние люди и перенимали их повадки?
- Маугли, Тарзан…
/дети смотрят фрагмент из м/ф «Маугли», слушают крик Тарзана/
- Наши охотники поели и начали потягиваться…
Упражнения «Потягивание» и «Массаж живота»
I. И.п. – из позиции лежа на спине.
На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по полу, а левая рука – вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, руки, ноги максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: «ид-д-да-а-а».
Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц левой стороны (происходит прочистка левого энергетического канала).
Правая нога тянется пяточкой вперед по полу, а правая рука – вверх, вдоль туловища – вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится «пин-гал-ла-а».
Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц правой стороны (происходит прочистка правого энергетического канала).
Обе ноги тянутся пяточками вперед по полу, обе руки – вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести «су-шум-м-м-на».
Цель: почувствовать удовольствие от напряжения, переходящего в расслабление (прочистка центрального энергетического канала).
II. Массаж живота
И.п. – лежа на спине.
1. Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движение тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.
Цель: улучшить работу кишечника.
2. С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.
Цель: воздействие на сигмовидную кишку и нормализация стула.
/Дети возвращаются на свои места. В это время устанавливаются 2 скамейки с перекладинами/
- Не забывайте о том, что первобытные люди жили в сложных условиях. Немного отдохнув, они вновь спешили на охоту. Показывая силу, ловкость и выносливость. А у вас получится?
Эстафеты
Лазание под препятствием (Проползти между скамейками, не задев перекладину)
Мы все ползем
Под препятствием.
Пусть похвалят нас
За участие.
Прыжок через препятствие.
Упражнения на развитие умения сохранять равновесие «Не попади в пасть крокодилу».
Упражнения на скорость «Принеси добычу».
- Молодцы ребята, вы сильные, ловкие, дружные охотники и не пропадете в диком лесу. А умеете ли следить за своим здоровьем.
Упражнение на снятие напряжения и усталости
I. Дети берутся за руки так, чтобы получился круг, а затем присаживаются на корточки. «Представьте, что вы птицы и летаете высоко на радость всем людям».
Мы птицы, красивые птицы,
Летим высоко, высоко.
/Дети медленно привстают с корточек, затем поднимают руки/
Все люди на свете нас любят.
И нам от того хорошо.
/Ходьба по кругу, взявшись за руки/
Мы птицы, красивые птицы,
На нас можно только дивиться!
/Махи руками вперед и назад 2-3 раза/
II. Дети ложатся на ковер, расставив руки и ноги. Закрывают глаза и слушают пение птиц.
Цель: успокаивает нервную систему, снимает усталость и напряжение.
/дети надевают шапочки с перьями, берут «оружие»/
- Я очень довольна вами. А теперь вернемся к нашему первобытному костру.
/танцуют танец дикарей, обходят макеты деревьев и садятся у костра/
Итог занятия
- Вам понравилось занятие? Мне тоже. Вы все хорошие спортсмены. И все присутствующие надеются, что когда-нибудь вы станете участниками Олимпийских Игр. А вот древним людям заниматься спортом было некогда! Для чего же они бегали, прыгали, метали копья?
- Чтобы не голодать.
- Чтобы звери не съели их.
- Чтобы надеть шкуры зверей.
- Да. Вы все прекрасно запомнили. Скоро вы узнаете, как дикая полуобезьяна превратилась в человека, как огонь из костра пещерного человека стал через очень много лет факелом главных спортивных соревнований – Олимпийских Игр. А на сегодня – все. Удачи, здоровья и счастливого детства вам, ребятки!