Особенности первобытной культуры. Основные черты первобытной культуры.Особенности первобытной духовной культуры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Особенности первобытной культуры. Особенности первобытной культуры


Особенности первобытной культуры — МегаЛекции

 

 

1. Взгляды Э. Тайлора на первобытную культуру человечества.

2. Культурно-исторические предпосылки появления человека.

3. Периодизация развития первобытной культуры.

4. Образ жизни первобытного человека. Хозяйственная культура первобытного общества.

5. Проблемы духовного становления первобытного человечества.

6. Первобытный синкретизм и его отличительные черты.

7. Работы Дж. Фрезера о древней магии, мифах, сказаниях.

8. Ранние формы религии в первобытном обществе.

9. Наскальная живопись и пиктография древних.

10. Первобытные мифы в контексте современной культуры.

 

Культура складывается постепенно, вместе с формированием самого человека и человеческого общества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности, который длился много сотен лет. Для древнейшего человека характерно мифологическое сознание. Первобытные люди были ещё не способны воспринимать творения своей фантазии как творческий вымысел, но видели в них правдивое описание "высшей" реальности. И всё же мифологические образы, представления отчасти проверялись практикой, опытом. Человеческое сознание было двухуровневым; реалистическим – "снизу" и мифологическим – "сверху".

Первобытная культура – ранняя форма человеческой культуры. Основными её свойствами были синкретизм и традиционность.

Синкретизм (гр. synkretismos соединение) выразился прежде всего в нерасчленённости, единстве трёх форм бытия – культуры, общества и человека. Здесь каждый член родоплеменного коллектива равен целому: у всех одно имя, одна раскраска тела, одна причёска, одни украшения, пляски, мифы, обряды. Иными словами, "я" полностью растворено в "мы" и точно так же культура этого родоплеменного "мы" тождественна с "мы – обществом" и с каждым входящим в него "я". Нерасчленённое, целостное мышление первобытного человека, как и сознание ребёнка, давало волю мощной фантазии, которая превосходила во всех сферах его деятельности силы аналитического мышления.

Второй существенный признак первобытной культуры – её традиционность. Все особенности структуры бытия и быта каждой родоплеменной общности, мифы, обряды, нормы вкуса оказались стабильными, жёсткими, нерушимыми и передавались из поколения в поколение как неписаный закон, освящённый мифологическими представлениями. Власть традиции была абсолютной именно благодаря её способности выступать мощным социальным регулятором поведения людей, средством их сплочения. Это качество первобытной культуры, оставленное в наследство следующим эпохам, неразрывно связано с её мифологической доминантой, ибо мифология по самой своей природе претендует на абсолютность утверждённого ею миропонимания, а значит, требует от каждого индивида безусловного принятия данной системы идей, чувствований и их передачи в неприкосновенном виде из поколения в поколение.

В силу прочного единства всех видов деятельности первобытная культура, в отличие от эпохи цивилизации, является синкретическим культурным комплексом, где все виды культурной деятельности связаны с искусством и выражают себя через искусство.

Функции первобытного искусства: познание, самоутверждение человека, систематизация картины мира, колдовство, формирование эстетического чувства. При этом социальная функция тесно переплетается с магико-религиозной. Различные инструменты, оружие, сосуды украшаются изображениями, имеющими магическое и социальное значение.

В первобытную эпоху зарождаются все виды изобразительного искусства: графика (рисунки, силуэты), живопись (цветные изображения, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры из камня, глины). Появляется декоративное искусство – резьба по камню, кости, рельефы.

Верования древних людей были языческими, основанными на многобожии. Главные религиозные культы, обряды повсеместно связывались с религиозными видами искусства. Однако необходимо специально отметить, что целью первобытного искусства являлось не эстетическое наслаждение, хотя оно неотъемлемое качество любого художественного произведения, а решение практических задач. Отсутствие предметов чистого искусства не означает равнодушия к декоративным элементам. Последние в качестве геометрических знаков, орнамента становились выражением чувства ритма, симметрии, правильной формы.

Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового художественного творчества. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

 

 

Темы контрольных работ

 

 

От обезьяны к Homo sapiens. «Путь» первобытного человека [3, 5, 6, 7, 21, 24].

Игра и культура в первобытном обществе [1, 4, 15, 22].

Теория первобытного общества Э. Тайлора [18].

Труды Дж. Фрезера, их значение для понимания духовной культуры древних [20].

Первобытная магия [3, 8, 19, 21].

Первобытное искусство [1, 9, 16, 25].

Первая письменность (пиктография, идеография, фонография) [10, 22].

"Человек – символическое животное" [8, 13, 17, 24].

Красота – высшее из искусств (на материале первобытной культуры) [9, 14, 15, 16].

 

 

Контрольные вопросы и задания

 

 

1. Опишите периоды первобытной эпохи?

2. Назовите особенности первобытных верований и религии.

3. Расскажите о наскальной живописи первобытных людей.

4. Каковы музыкальные формы первобытного искусства?

5. Охарактеризуйте виды поселений первобытной эпохи.

 

 

Литература

 

 

Абрамова З. А. Древнейшие формы изобразительного творчества // Ранние формы искусства. М., 1972.

Аверинцев С. С. и др. Древние цивилизации. М., 1989.

Ефименко П. П. Первобытное общество. Очерки по истории палеолитического времени. Киев, 1953.

История Древнего мира / Под ред. В. Н. Дьякова. М., 1956.

Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. М., 1986.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

Лосский И.О. Интеллект первобытного человека и просвещенного европейца // Современные записки. Т. XXVIII, 1926.

Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. М., 1980.

Матвеев К. П., Сазонов А. А. Когда заговорила клинопись. М., 1979.

Мелетинский Б. М. Мифология // Философский энциклопедический словарь. М., 1993.

Мифологический словарь. М., 1990.

Морган Л. Г. Древнее общество. Л., 1935.

Неклюдов С. Ю. Ранние формы искусства. М., 1972.

Никольский В. К. Очерки первобытной культуры. М.; Пг., 1924.

Первобытное искусство. Новосибирск, 1992.

Розин В.М. Новая концепция происхождения человека и сознания // Социально-политический журнал. 1993. №5-6.

Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ // Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследования магии и религии. М., 1986.

Фрейд З. Тотем и табу. М., 1992.

Хейзинга В. Homo Ludens. М., 1992.

Чернокозов А. И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону. 1997.

Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

 

 

megalektsii.ru

Основные черты первобытной культуры.Особенности первобытной духовной культуры

Возникновение духовной стороны культуры относится к эпохе палеолита. Наиболее древние, хотя и чрезвычайно редкие свидетельства тому — захоронения неандертальцев в эпоху ашелль (более 700 тысяч лет назад). По отдельным предметам, найденным в погребениях, можно сделать предположение о зарождении культовых представлений, зачатков первобытной мифологии и позитивных знаний. Есть археологические находки, свидетельствующие, что природные объекты используются для натуральной изобразительной деятельности, в которой исследователи видят прообраз искусства.

Для первобытной культуры характерны медленные темпы изменений, средств и целей деятельности. Все в ней ориентировано на повторение некогда сложившегося образа жизни, обычаев и традиций. В ней господствуют сакральные (священные), канонизированные представления в сознании человека.

Наиболее существенной особенностью первобытной истории является то, что зарождающееся сознание еще полностью погружено в материальную жизнь. Речь привязана к конкретным вещам, событиям и переживаниям. Преобладает образно-чувственное восприятие реальности. Мышление и воля возникают в ходе непосредственного действия индивидов. Зарождающаяся духовность не расчленена на отдельные виды. Эта черта культуры называется синкретизмом и характеризует ее неразвитое состояние.

Особенности первобытной культуры. Хозяйство

Главная черта первобытной культуры — синкретизм (соединение), то есть нерасчлененность ее форм, слитность человека и природы. Деятельность и со знание первобытных людей отождествляется со всем, что они видят вокруг себя: с растениями, с животными с солнцем и звездами, с водоемами и горами. Эта связь проявляется в художественно-образном познании мира, в его религиозно-мифологическом толковании.

Вторая отличительная черта первобытной культуры — ее бесписьменность.

Этим объясняются медленные темпы накопления информации а также замедленное социальное и культурное развитие. Синкретизм, то есть нерасчлененность, имел свои корни в производственной деятельности первобытных людей: охота и собирательство были унаследованы человеком от животных способов потребления природы, а изготовление орудий труда явилось сродни созидательной деятельности человека отсутствующей в природе.

Итак, первобытный человек, вначале по природе своей собиратель и охотник и только значительно позже скотовод и земледелец.

Постепенно складывались элементы духовной культуры. Это:

• первоэлементы морали;

• мифологическое мировосприятие;

• ранние формы религии;

• ритуальные обрядовые действа и начальное пластическое изобразительное искусство.

Главным условием начала культурного процесса, явился язык. Речь открыла путь к самоопределению и самовыражению человека, сформировала устное вербальное общение. Это дало возможность опираться не только на коллективный строй мысли, но и иметь собственное мнение и размышления по поводу отдельных событий. Человек начинает давать имена предметам, явлениям. Эти имена становятся символами. Постепенно предмет, животные, растения, да и сам человек получают свое, обозначенное словом место в действительности и формируют тем самым общую картину культуры древнего мира.

Первобытное сознание является также, по преимуществу, коллективным. Ради сохранения и выживания рода все духовные проявления должны жестко подчиняться общим требованиям, которые отличаются стабильностью. Первыми культурными регулятором поведения людей выступает культура табу, то есть запрета половых связей и убийств членов своей группы, которые осознаются, как кровные родственники. С помощью табу регулируется распределение пищи, охраняется неприкосновенность вождя. На основе табу позднее формируются понятия нравственности и законности.

Слово табу переводится, как запрет, а сам процесс табуирования возникает вместе с тотемизмом, т. е. верой в кровнородственную связь между родом и священным растением или животным. Первобытные люди признавали зависимость от этого животного или растения, поклонялись ему.

Особенности первобытной культуры. Охота

На ранней стадии первобытного общества язык и речь были еще очень примитивными. В это время главным коммуникационным каналом культуры являлась трудовая деятельность.Передача информации касательно трудовых операций происходила в невербальной форме без слов. Основными средствами обучения и общения стали показ и подражание. Определенные эффективные и полезные действия становились образцовыми и затем копировались и передавались от поколения к поколению и превращались в утвержденный ритуал.

Поскольку причинно-следственные связи между действиями и результатами при недостаточном развитии языка и мышления плохо поддавались сознанию, постольку ритуалами становились и многие практически бесполезные действия Вся жизнь первобытного человека состояла из выполнения множества ритуальных процедур. Значительная часть из них не поддавалась рациональному объяснению, имела магический характер. Но для древнего человека магические ритуалы приставлялись столь же необходимыми и эффективными, как и любые трудовые акты. Особой разницы между трудовыми и магическими операциями для него не было.

Другим средством укрепления социального единения первобытных людей служило нарождающееся искусство. Среди ученых нет единого мнения о конкретных причинах возникновения искусства и изменений в нем. Считается, что оно выполняло функцию коллективного обучения промысловым, хозяйственным и иным полезным действиям (имитация охоты на зверя в танце, например). Помимо этого искусство давало предметную форму мифологическим представлениям, а также позволяло фиксировать в знаках позитивные знания (первичный счет, календарь). Образцы первобытного «звериного стиля» поражают своим реализмом.

На протяжении сотен тысяч лет искусство помогало людям освоить окружающий мир в образно-символической форме. Практически все виды художественного творчества — музыка, живопись, скульптура, графика, танец, театрализованное действие, прикладные искусства — зародились в первобытной культуре.

Особенности первобытной культуры. Ритуалы

Мир смыслов, в котором жил первобытный человек, задавался ритуалами. Они были невербальными «текстами» его культуры. Знание их определяло степень владения культурой и социальную значимость личности. От каждого индивида требовалось слепое следование образцам; творческая самостоятельность исключалась. Индивидуальное самосознание развивалось слабо и практически полностью сливалось с коллективным. Проблемы нарушения социальных норм поведения противоречия между личными и общественными интересами не существовало. Индивид просто не мог не выполнять ритуальных требований. Невозможным для него было и нарушать запреты — табу, которые охраняли жизненно важные устои коллективной жизни (распределения пищи, недопущение кровно-родственных половых связей, неприкосновенность особы вождя и т. д.).

Культура начинается с введения запретов, которые пресекают асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживают личную предприимчивость.

С развитием языка и речи формируется новый информационный канал — устное вербальное общение. Развивается мышление и индивидуальное сознание. Индивид перестает отождествляться с коллективом, у него появляется возможность высказывать различные мнения и предположения по поводу событий, действий, планов и т. д., хотя самостоятельность мышления еще долгое время остается очень ограниченной.

На данном этапе духовным основанием первобытной культуры становится мифологическое сознание. Мифы объясняют все, несмотря на малость реальных знаний. Они окутывают все формы жизнедеятельности людей и выступают, как основные «тексты» первобытной культуры. Их устная трансляция обеспечивает единство взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир. Вера в «свои» мифы скрепляет взгляды сообщества на окружающую действительность, и, вместе с тем отделяет его от «чужаков».

В мифах закрепляются и освящаются практические сведения и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче от поколения к поколению накопленный в течение многих веков опыт сохраняется в социальной памяти. В слитном недифференцированном («синкретичном») виде первобытная мифология заключает в себе зачатки основных областей духовной культуры, которые выделятся из нее на последующих ступенях развития, — религии, искусства, философии науки. Переход от первобытного общества к более высоким ступеням общественного развития, к более развитым типам культуры в разных регионах Земли происходил по-разному.

lektsia.com

1.1. Основные черты первобытной культуры

Главная страница
Банковское делоГосударственное управлениеКультурологияЖурналистикаМеждународная экономикаМенеджментТуризмФилософияИстория экономикиЭтика и эстетика

1.1. Основные черты первобытной культуры

  Специфика первобытной культуры определяется тремя главными обстоятельствами. Во-первых, необычайной примитивностью всего хозяйствования, применяемых технологий. Во-вторых, полным отсутствием знаний о причинно-следственных связях в мире — тех знаний, которые доставляет наука — при очень хорошем знании о явлениях природы на чувственном уровне. Наконец, в-третьих, тем, что интеллект первобытных людей не уступал нашему, так же как и совокупность их потенций. Именно это последнее позволило древнейшим людям сделать важнейшие изобретения, без которых дальнейшее развитие культуры, человека, человечества было бы невозможно: жилище, одежда, овладение огнём, приручение животных, земледелие и т.п. Нелишне напомнить, что основы религиозных представлений — вера в загробную жизнь — появились ещё у неандертальцев, до начала палеолита. Это как раз свидетельствует о могучем творческом воображении и фантазии людей каменного века, равно как и о непреодолимой тяге к познанию мира.  Важнейшей особенностью первобытной культуры был так называемый синкретизм. Это значит, что в древнейшей культуре не было никакой идущей от социума специализации, не было специалистов. Каждый член первобытного рода выполнял все необходимые для жизни виды деятельности. Недифференцированным было поэтому сознание и всё мировосприятие. Люди не выделяли себя из природы, воспринимали себя как часть целостного мира. Это подтверждается результатами многочисленных этнологических, антропологических исследований. Культурантропологи изучили картины мира многих племён и народностей, живущих сегодня в условиях каменного века, рассматривая их как своеобразные модели сообществ древних людей. Синкретизм присущ культурам всех таких народностей и племён.  Именно синкретизм лежит в основе первых попыток объяснить мир. Они основывались на мышлении по аналогии, на уподоблениях. Синкретично воспринимавшие мир неандертальцы рассматривали всё, что их окружало, как простое механическое продолжение или расширение собственной группы, рода. Мир един, однороден, а значит, всё, что в мире есть, воспринимается как некие группы, род, просто отдельные люди, только имеющие другой облик. В остальном, кроме внешнего вида, они похожи на людей — имеют душу, общаются друг с другом и со всем миром на своём языке, подобно людям в первобытном роде. Такое мировоззрение называется анимизмом.  Отсюда следуют многие важные обстоятельства.  С помощью анимизма можно объяснять происхождение в далёком прошлом отдельных родов и племён от фантастического первопредка, которым чаще всего оказывалось какое-либо животное или даже растение. Такого мифического прародителя принято называть тотемом, а соответствующее мировоззрение — тотемизмом. Тотемные животные и/или растения становились объектами культа.  Точно так же оказывается возможным воображать, что отдельные деревья, реки, источники, камни, горы, рощи и т.п. тоже одушевлены и обладают возможностями влиять на события в мире, в жизни людей. Такие предметы, с которыми обращаются как с живыми и, более того, как со священными, называют фетишами, а соответствующее мировоззрение — фетишизмом.  Таково же происхождение и ещё одной обязательной составляющей первобытного менталитета — так называемой магии (см. выше). Синкретическое мироощущение не может не быть магическим: если силы, явления и процессы природы воспринимаются как своеобразные люди, значит, с ними можно договариваться и использовать, применяя соответствующие процедуры.  Анимизм и вера в магию прямо ведут к возникновению символов, мифов и мифологии (см. выше), а также системы табу — запретов на определённые действия, формы поведения, виды пищи и т.п. и ритуалов. Табу и ритуалы выражали мировоззрение, определяли менталитет первобытного общества. Они определяли основные формы общественного бытия, социальных отношений, они связывали человека с окружающим миром. Архаические ритуалы тоже были синкретичны, они объединяли песнопения, танец и магические заклинания — прообраз молитвы. В то же время они выполняли и некоторую обучающую функцию.  Западноевропейские исследователи мифа, следовавшие греческой традиции философствования, давно отметили, что миф есть форма познания мира. Такое, с помощью мифов, познание возможно как раз в условиях крайне ограниченного рационального знания о мире и о сущностных связях между его явлениями, процессами. В отсутствие истинных знаний человек первобытного общества заменял их воображаемыми, фантастическими, которые органично включали в себя анимистические, фетишистские и тотемистические представления. Столь же органично и необходимо возникали и воспринимались при этом магические взгляды и процедуры, неразрывно связанные с мифами и мифологической картиной мира.  Мифы развиваются и совершенствуются по мере развития культуры; в конце концов на их основе возникают первые религиозные системы.  Наиболее широко известна система мифов, созданных в античной Греции. Итальянский ученый Дж. Вико предлагал различать в развитии греческого мифа и религии четыре стадии. На первой природа обожествляется: гром и небеса становятся Зевсом, море — Посейдоном. На второй стадии боги появляются в результате освоения, одомашнивания сил природы: Гефест, бог огня, Деметра, богиня плодородия (зерна). На третьей стадии боги воплощают гражданские институты и проявления цивилизации: Гера, например, персонифицирует институт брака. Четвертая стадия выражена в тотальном очеловечивании богов, что отчетливо видно у Гомера.  Наконец, первобытный синкретизм и магия приводят к возникновению изобразительной деятельности, которая впоследствии породила искусство. Ещё в палеолите люди начали изготавливать фигурки женщин — чаще всего без лица, с едва намеченными руками и ногами, иногда и без головы, но с гипертрофированным натуралистически-точным изображением всего, связанного с продолжением рода. Эти фигурки часто называют «палеолитическими Венерами», им по 20-30 тысяч лет. Первобытные художники исполняют росписи в пещерах Ласко, Нио, Альтамира (южная Франция и Испания), Каповой (Южный Урал), на которых изображены животные. В пещере Монтеспань в Пиренеях найдена глиняная фигура медведя без головы. Она вся истыкана, в неё много раз втыкали круглые палки, видимо, дротики. Фигура окружена сохранившимися на глиняном полу следами босых человеческих ног. В пещере Тюк д'Одюбер находятся две глиняные скульптуры бизонов, также в окружении отпечатков босых ног. Предполагается, что вокруг этих фигур первобытные охотники совершали магические обряды с целью заколдовать объект будущей охоты. Изображение было как бы самим животным, вернее, его духом, фактически символом; после магических обрядов само животное на охоте должно было позволить убить себя. Магические обряды представляли собой танец, имитирующий охоту. В глиняное изображение животного бросали дротики и поражали его луками, затем имитировали снятие шкуры и разделку туши. Нечто подобное антропологи наблюдали у современных примитивных племён.

textb.net


Смотрите также