Знаменитые ораторы древней греции. Выдающиеся ораторы древней греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Знаменитые ораторы Древней Греции. Знаменитые ораторы древней греции


Выдающиеся ораторы древней греции

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 5Следующая ⇒

 

Особенности греческой культуры во многом определялись политическим устройством Эллады, которая представляла собой не единое государство, а совокупность городов-полисов. Управлялись они народными собраниями, где в открытых спорах принимались важнейшие решения. Так же гласно вершились и суды. Это придавало большую ценность устному слову. Греки издавна поняли, что мастерство ритора (оратора) не только божий дар; оно заключено в особых приёмах, которым можно научиться. Так родилась риторика — теория и практика красноречия, которой принадлежит важная роль в античной культуре. Родоначальниками риторики стали софисты (от греч. «софос» — «мудрый») — первые профессионалы умственного труда в мировой истории. Для них аксиомой было утверждение: «Истинно то, что убедительно», а главной мудростью считалось умение убеждать. Плоды этой науки софисты охотно демонстрировали публике: например, произносили хвалебные речи совершенно неподобающим предметам (лысине, супружеской неверности и т. п.) или, доказав сперва одно утверждение, тут же искусно доказывали обратное. Своим премудростям они обучали за плату всех желающих, для чего и создали даже первые учебники по риторике.

И до софистов были выдающиеся ораторы, например Перикл (около 490 — 429 до н. э.), вождь афинской демократии. Но они произносили речи всегда по какому-то поводу, стремясь призвать, воодушевить или в чём-то убедить сограждан. Речи софистов «оторвались» от практической надобности и превратились в своеобразное упражнение, демонстрацию логических ходов и изысканного слога.

 

К софистам причисляют Протагора, Горгия, Гиппия, Продика, Крития и других мыслителей середины V — первой половины IV в. до н. э. Неизвестному софисту принадлежит дошедшее до нас сочинение «Двоякие речи». Вот одно из приводимых в нём суждений: «Болезнь есть зло для больных, для врачей же благо. Смерть есть зло для умирающих, а для могильщиков — благо».

Опытный оратор обязательно вставлял в речь указания на её план: слушатель должен был чувствовать, почему от одной темы выступающий перешёл к другой и куда он клонит.

Риторика учила не только стилю и логике. Она давала полезный опыт связного, доходчивого повествования. Ведь в суде или собрании нужно было разъяснять суть дела присутствующим, причём увлекательно и внятно.

Красноречие в Древней Греции было совещательное, судебное и торжественное, т. е. предполагающее выступления в народном собрании, суде и на каком-либо знаменательном празднестве.

Расцвет греческой риторики приходится на IV в. до н. э. Старейшим из крупных ораторов Афин и классиком судебного красноречия был Лисий (около 445—380 до н. э.). Он дал образец ясного и простого стиля, привлекающего тщательным отбором фактов, выражений и доводов. Вот составленная Лисием фраза от лица обвиняемого в убийстве: «А мне, судьи, остаётся только доказать, что Эратосфен соблазнил мою жену, развратил её, опозорил моих детей и меня обесчестил тем, что пробрался в мой дом, что это было единственной причиной моей вражды к нему и что не ради денег, не ради обогащения или корысти я это сделал, а только затем, чтобы покарать его в соответствии с законом».

Исократ открыл в Афинах первую постоянную риторскую школу. Сам он с речами не выступал, так как был робок и слаб голосом. «Я как оселок: сам не режу, а других вострю», — говорил он. Исократ — мастер пышного и звучного стиля, который пользовался особенным спросом при торжественных выступлениях. Этот вид речей Исократ превратил в политическую публицистику. Если из речей Лисия проступает образ идеального гражданина, то из речей Исократа вырисовываются модель идеального государства и облик идеального государя.

 

Самым знаменитым греческим оратором был ученик Исократа Демосфен (384—322 до н. э.). Потомки называли его просто Оратором (как Гомер был просто Поэтом). Стиль Демосфена — страстный и мощный, логические доводы лишь усиливают эмоциональное напряжение.

Ораторская проза была теснее, чем другие жанры литературы, связана с жизнью греческого полиса. С объединением небольших общин в огромную империю она постепенно потеряла своё значение. Но для всей античности да и для более поздней литературы вплоть до классицизма риторика остаётся школой художественного слова. Её приёмы сказываются и на тематике, и на построении, и на самой словесной ткани произведений разных жанров.

 

ДИСПУТ —

специально организованное представление в ходе, которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).Вообще диспут (от лат. disputare рассуждать, спорить) трактуется в словарях — вид диалогической речи, публичный спор на злободневную научную или разговорно-бытовую тему. По поводу данной проблемы участники диспута и выражают различные мнения и суждения. Развертывается диспут благодаря оценкам, аргументациям, смысловым связям с реальной жизнью, опоре на личный опыт, которым пользуются участники спора. В диспуте имеются элементы монолога и диалога. Диалогические элементы придают эмоциональную окраску дискуссии, а монологические служат для выражения ее логического содержания. В качестве воспитательных потенциалов диспута могут быть названы умения доказательно, аргументировано излагать свою точку зрения, сохранять выдержку и спокойствие, воспринимать критику, с уважением относиться к мнению оппонента. Г. Плоткин предлагает правила для участника диспута, разработанные вместе со школьниками:

1. Каждый имеет право высказать свое мнение. Если у тебя есть что сказать слушателям, пусть они узнают это.

2. Говори, что думаешь, думай, что говоришь! Высказывайся ясно и четко. Не утверждай того, в чем не разобрался сам.

3. Постарайся, как можно более убедительно изложить свою точку зрения. Опирайся только на достоверные факты.

4. Не повторяй того, что до тебя было сказано.

5. Уважай чужое мнение. Постарайся понять его. Умей выслушать точку зрения, с которой не согласен. Будь выдержанным. Не перебивай выступающего. Не давай личностных оценок. Правоту доказывай доводами, а не криком. Старайся не навязывать своего мнения.

6. Если доказана ошибочность твоей позиции, имей мужество признать свою неправоту.

7. Пусть главным итогом диспута станет твое продвижение по нелегкому пути постижения истины.

Начинать диспут целесообразно с предложения прокомментировать какой-либо факт, высказывание, видео (кино) фрагмент.

В соответствии с этим он и начинает речь, но ее ход зависит во многом от активности собеседников. Активность участников диспута, их творческая деятельность, приводящая к самостоятельному решению обсуждаемых вопросов, может стимулироваться эвристическими приемами ведущего диспута или обучающего (наводящие вопросы, оценочные и побуждающие реплики). Активность учащегося через его участие в обсуждении проблем, представляющих для него интерес.

 

Дискуссия

Перевод

дискуссия

(от лат. discussio - рассмотрение, исследование)

обсуждение к.-л. вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Д. является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Заявления последних должны относится к одному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность. Сама тема Д. обычно формулируется до ее начала.

Д. отличается от полемики как своей направленностью, так и используемыми средствами. Если цель Д. - достижение определенной степени согласия ее участников относительно дискутируемого тезиса, то цель полемики - не само по себе согласие, а скорее победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. В Д. всегда есть известные элементы компромисса. Тем не менее она, как правило, в большей мере, чем полемика, ориентирована на отыскание и утверждение истины. Используемые в Д. средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней участие. Употребление других средств недопустимо и ведет к прекращению Д. Употребляемые в полемике средства не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждая из полемизирующих сторон применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы.

Это различие целей и средств Д. и полемики лежит в основе терминологии: противоположная сторона в Д. именуется обычно "оппонентом", в полемике - "противником".

У каждого из участников Д. должны иметься определенные представления относительно обсуждаемого предмета. Однако итог Д. - не сумма имеющихся представлений, а нечто общее для разных представлений. Но это общее выступает уже не как чье-то частное мнение, а как более объективное суждение, поддерживаемое всеми участниками обсуждения или их большинством.

В обычных спорах элементы Д. и полемики чаще всего переплетаются, и чистая Д. является столь же редкой, как и чистая полеми-ка. Тем не менее, начиная спор, полезно уже в самом начале решить, будет он Д. или же полемикой, и в дальнейшем придерживаться принятого решения. Выбор формы спора - Д. или полемика - определяется конкретными обстоятельствами. Каждая из этих форм может быть полезной в свое время и на своем месте. И даже случающееся в ходе спора смешение Д. и полемики оказывается иногда полезным.

Д. - одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. В Д. снимается момент субъективности, убеждения одного человека или группы людей получают поддержку других и тем самым определенную обоснованность.

К Д. близка такая форма прояснения представлений, как диалог. Он также связан не только с сопоставлением, но и с определенным противопоставлением точек зрения или позиций, хотя и не является спором, борьбой мнений.

Спор

Спор — это столкновение мнений, в ходе которого одна из сторон (или обе) стремится убедить другую в справедливости своей позиции.

Cпор — это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже, обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах: это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения.

Спор состоит из доказательств. Один доказывает, что такая-то мысль верна, другой — что она ошибочна.

Та мысль, для обоснования истины или ложности которой строится доказательство, называется тезисом доказательства. Вокруг нее должно вращаться все доказательство. Она — конечная цель наших усилий. Вот почему первое требование от приступающего к серьёзному доказательству или спору — выяснить спорную мысль, выяснить тезис.

Виды спора

§ Конструктивный или дискуссия

§ Деструктивный

§ Устный

§ Письменный

§ Организованный

§ Стихийный

§ Дебаты

§ Полемика

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru

Знаменитые ораторы Древней Греции

С именем Сократа связано первое фундаментальное  деление истории античной философии  на до- и после - Сократовскую. На основании различных свидетельств, из которых предпочтение, как правило, отдается "Апологии Сократа" и ранним диалогам Платона, обычно указывают, по крайней мере, три особенности сократовой философии:

1) ее  разговорный ("диалектический") характер;

2) определение  понятий путем индукции;

3) этический  рационализм, выражаемый формулой "добродетель есть знание". Диалогизм учения Сократа, общительного по своей натуре, имел следующее обоснование: Сократ утверждал, что сам он "ничего не знает" и чтобы стать мудрым расспрашивает других. Свой метод собеседования он называл майевтикой ("повивальным искусством"), имея в виду, что только помогает "рождению" знания, но сам не является его источником: так как не вопрос, а ответ является положительным утверждением, то "знающим" считался отвечавший на вопросы собеседник. Обычные приемы ведения диалога у Сократа: опровержение через приведение к противоречию и ирония - притворное неведение, уход от прямых ответов. Согласно платоновской "Апологии", на самом деле Сократ, говоря "чистую правду" о своем незнании, хотел указать на ничтожность всякого человеческого знания по сравнению с божественной мудростью, ибо только богу известно все. 

Платон

Теоретические разработки Платона (ок. 427 - ок. 347 гг. до н. э.) были, несомненно, шагом вперед.

Особенности философских взглядов Платона отразились и в его теории красноречия.

К красноречию  Платон подходит сквозь призму своих  философских воззрений: „Всякая  речь должна быть составлена, словно живое  существо, - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать  целому".

По мнению Платона, искусство оратора во многом зависит от способности, умения, охватывая  все общим взглядом, возводить  к единой общей идее разрозненные объекты речи и разделять все  на виды, на естественные составные  части, а также умение возводить  частное к общему и из общего получать частное.

Выдвигая  на первый план эмоциональную убедительность речи (воздействие на душу), Платон не считает важными логические доказательства, которые отходили у него на второй план. Поэтому он убежден, что в  судах „решительно никому нет  никакого дела до истины, необходима только убедительность". 

Оратор  должен, по мнению Платона, распрощаться с истиной, но построить свою речь так, чтобы она казалась для слушателей правдоподобной. 

Красноречие - инструмент весьма тонкий, и пользоваться им, по мнению Платона, следует осторожно, по справедливости, не злоупотребляя  его огромными возможностями. „Красноречие - это мастер убеждения, внушающего веру в справедливое и несправедливое, а не поучающего, что справедливо, что нет".

Аристотель

Древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал  Лицей, или перипатетическую школу. Аристотель - древнегреческий натуралист, философ, создатель логики и наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. У Аристотеля же было философское отношение к ораторскому искусству. Он считал главными его эстетические и этические функции.

Аристотеля  называют автором теории спора. В  споре он выделял несколько направлений: диалектику – спор с целью выяснения истины; эристику – искусство любой ценой доказать свою правоту в споре;

софистику – стремление одержать победу в споре путем применения изначально ложных доводов.

Аристотель  был первым мыслителем, создавшим  всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.     

Заключение  

Жанр  Древнегреческой культуры не погиб  вместе с античной цивилизацией, но, не смотря на то, что высоты этого  жанра до сих пор так и остались недосягаемыми для современников, он продолжает жить в нынешнее время. Живое слово было и остается важнейшим  орудием христианской проповеди, идеологической и политической борьбы современности. И именно риторическая культура античности лежала в основе гуманитарного образования  Европы со времен Ренессанса вплоть до XVIII столетия. Не случайно в наши дни сохранившиеся тексты речей античных ораторов имеют не только исторический интерес, а оказывают мощное влияние на события современности, сохраняют огромную культурную ценность.

Виднейшие ораторы и теоретики красноречия  Древней Греции и Древнего Рима смогли проникнуть в тайны слова, расширить  границы его познания, выдвинуть  теоретические и практические принципы ораторской речи как искусства, основываясь  на собственном богатом опыте  и на анализе многочисленных блестящих  речей известных ораторов. В их работах настолько интересный и  глубокий анализ искусства убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, специалисты по пропаганде находят  там идеи, считавшиеся достижением  только нового времени.          

Список  использованной литературы 

  1. Врачева А.А. Ораторское искусство Древней Греции
  2. Башев И.Л. Принципы риторики. Москва, 1987г.
  3. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. Московский университет, 1992г.
  4. Кохтев Н.Н. Риторика. Московский университет, 1996г.
  5. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996г.
  6. Ресурсы интернета: http://ru.wikipedia.org/

http://www.piplz.ru/  

stud24.ru

Знаменитые ораторы Греции

Содержание

Введение           31. Возникновение риторики. Софисты      42. Сократ и Платон. Возникновение красноречия    53. Аристотель и  его «риторика»       74. Демосфен          9Заключение           12Список литературы         13

Введение

Родиной красноречия считается Эллада, хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Вавилоне, и в Индии. Но именно в античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические работы по его теории.В V в. до н. э. в Элладе были распространены города-государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. В них создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Верховным органом в таком городе было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно.Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее привлекательным способом.Публично решались не только политические вопросы, но и совершался суд. При этом прокуроров не существовало и обвинителем мог выступить любой человек. Обвиняемый защищался сам, убеждая судей в своей невиновности. Количество судей было в Афинах, например, 500, а всего в решении судьбы обвиняемого принимало участие до 6 000 человек. При таких условиях в более выгодном положении оказывались те, кто, обладая даром слова, умел расположить к себе слушателей.

1. Возникновение риторики. Софисты

Общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в собрании совета и на народных собраниях, полководцу - перед войском, частному лицу - перед судом, а также на празднествах, дружеских встречах, поминках, которые бывали достаточно многолюдными. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку. Появляются платные учителя - софисты (от греч. sophis - искусник, мудрец), которые не только обучали практическому красноречию, но и составляли речи для нужд граждан. Софисты принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине V в. до н. э. школе философов-просветителей, создавших невиданный культ слова. Они мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию.Софисты постоянно подчеркивали силу слова. Так, Горгий в речи «Похвала Елене» пишет: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить». Но, чтобы слово приобрело власть над людьми, над ним нужно постоянно работать. Поэтому красноречие требует огромного труда. Это прекрасно разъясняет Протагор: «Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на голову тем, которые его любят. Труден, правда, язык, но его цветы богаты и всегда новы, и рукоплещут зрители и учителя радуются, когда ученики делают успехи, а глупцы сердятся - или, может быть, иногда они и не сердятся, так как они недостаточно проницательны» (1).Популярность учителей-софистов была необычайно велика. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим овладеть красноречием. Как правило, софисты были людьми почитаемыми и богатыми. Многие из них выполняли дипломатические поручения, например Гиппий и Горгий; известно, что Продик занимался государственной деятельностью, Протагор составлял законы. По преданию, самому знаменитому из софистов - Горгию - была поставлена золотая статуя за его речь в Олимпии - призыв греков к единодушию в борьбе против их врагов. Но есть сведения, что эту статую Горгий поставил себе сам.Софисты уделяли большое внимание не только практике но и теории красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора не раскрытие истины, а убедительность. А убеждать, как считал, например, Горгий, может только искусно составленная речь; при этом не важно, соответствует она истине или нет. Задача софиста - научить «делать слабое мнение сильным». Отсюда значение слова софизм - преднамеренно ложный вывод. Произносящий речь силою своего слова должен заставить «малое казаться большим, а большое малым, новое представить древним, а древнее - новым», он может сделать людей «своими рабами по доброй воле, а не по принуждению» (1, с. 8).Софисты умели насмешкой уничтожать довод противника, а на его насмешку отвечать с достоинством. Истинный оратор, по мнению Горгия, должен уметь одну и ту же вещь и восхвалять и порицать.Чтобы овладеть красноречием, предлагались определенные приемы. Учили о том, что «речи должны быть ни длинными, ни короткими, но соблюдающими меру»,/использовали антитезу и созвучие окончаний; обращали внимание на сжатость и закругленность мысли, ритм речи, изучали ораторскую лексику, а также воздействие речи на чувства.Итак, во времена софистов риторика была «царицей всех наук».

2. Сократ и Платон. Возникновение красноречия

Против положения софистов об относительности истины (вспомним: цель оратора не раскрыть истину, а научить слабое мнение сделать сильным) выступил древнегреческий философ Сократ (ок. 470 - 399 до н. э.). Для Сократа абсолютная истина божественна, она выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за стремление к успеху, за их готовность силою красноречия убедить публику в чем угодно. Он считал недопустимым брать плату за уроки, как это делали софисты, утверждая, что «продажа мудрости равнозначна продаже красоты».Эти мысли Сократа изложены его учеником Платоном (ок. 427 - ок. 347 до н. э.) в знаменитых диалогах «Горгий», «Софист», «Федр», центральным персонажем которых является Сократ. В своих трудах Платон приходит к определению софиста как мнимого мудреца, а софистики как мнимой мудрости (1, с. 9).Риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Эта теория красноречия изложена в диалоге «Федр», в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром. Суть теории в следующем.Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет. «Во всяком деле, юноша, - обращается Сократ к Федру, - надо для правильного его обсуждения начинать с одного и того же: требуется знать, что же именно подвергается обсуждению, иначе неизбежны сплошные ошибки».Далее, по мысли Сократа, необходимо познание истины, т. е. сущности предмета. «Прежде всего надо познать истину относительно любой вещи, о которой говоришь или пишешь; суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины»; «кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным и неискусным»,Ясно и четко говорится в диалоге о построении речи. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте — изложение, на третьем — доказательства, на четвертом — правдоподобные выводы. Возможны еще подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.Ценное в теории красноречия Платона - идея, воздействия речи на душу. По его мнению, оратору «необходимо знать, сколько видов имеет душа», поэтому «слушатели бывают такими-то и такими-то». И какая речь каким образом воздействует на душу. Оратор должен соотносить виды речей и виды души и ее состояния. Знать, какую душу какими речами и по какой причине непременно удастся убедить, а какую - нет. Задача оратора - «отыскивать вид речи, соответствующий каждому характеру, и таким образом строить и упорядочивать свою речь; к сложной душе надо обращаться со сложными, разнообразными речами, а к простой душе - с простыми».Итак, по мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям.

3. Аристотель и  его «риторика»

Мысли Платона об ораторском искусстве были блестяще развиты его учеником Аристотелем (384 - 322 до н. э.), который провел в Академии учителя 20 лет. После подчинения Греции Филиппу Македонскому Аристотель согласился быть воспитателем его сына - Александра Македонского, ставшего впоследствии знаменитым полководцем. В последние годы жизни Аристотель основал в Афинах собственную школу, которую называли Ликей. Утром там занимались философией, после обеда - риторикой.До нас дошло сочинение Аристотеля под названием «Риторика», в котором он подробно излагает свои взгляды на эту науку. Сочинение состоит из трех книг.В I книге рассматривается предмет риторики, которая определяется как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета... Их три вида: одни из них находятся в зависимости от характера говорящего, другие - от того или другого настроения слушателя, третьи - от самой речи». Далее рассматриваются виды ораторских речей.Во II книге «Риторики» вначале говорится о «причинах, возбуждающих доверие к говорящему». «Это разум, добродетель и благорасположение». Если «слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие». Далее рассказывается о том, как убеждать слушателей, вызывая у них определенную страсть: гнев, любовь, страх, смелость, стыд, сострадание, негодование, зависть и т. д. Аристотель показывает, как и почему должен учитывать эти страсти оратор. Говорящему не следует забывать о возрасте слушателей, их происхождении, общественном положении и т. д. Все это необходимо для того, чтобы  речь была  убедительной.Главным для Аристотеля, как и для софистов, является убедительность речи. Однако если для последних была не существенной истина (наоборот, высшим искусством считалось убедить слушателей в чем угодно), то для Аристотеля, как и для Платона, важна достоверность того, о чем говорится в речи. Аристотель много места отводит логическим доказательствам, убеждающим слушателей в истинности сказанного.Однако, по мнению Аристотеля, невозможно пользоваться только достоверным знанием. Оно не всегда доступно человеку. Желая убедить в чем-нибудь людей, мы часто пользуемся различными примерами из жизни, приводим суждения вероятного характера и делаем из них хоть и не вполне точные, но убедительные выводы. Такие выводы не являются абсолютно достоверными, но претендуют на правдоподобие, т. е. кажутся большинству истинными и заслуживающими доверия. Эти выводы говорят об истине так, как она доступна доказывающему, причем делаются они добросовестно. (Вспомним о софистах, которые считали возможным восхвалять любую вещь, независимо от ее объективных свойств.)III книга «Риторики» посвящена самой речи. Большое внимание уделяется стилю. Он «должен подходить к предмету речи». Общие требования к стилю - ясность, доступность, безыскусственность, мягкость, изящество, благородство. Стиль будет обладать надлежащими качествами, как считал Аристотель, если он полон чувства, если он соответствует истинному положению вещей. Последнее бывает в том случае, когда о значительных вещах не говорится слегка и о пустяках не говорится торжественно. В противном случае стиль кажется шутовским. Стиль речи зависит от предмета изложения: о вещах похвальных следует говорить с восхищением; о вещах, возбуждающих сострадание, со смирением (5).Риторика Аристотеля затрагивает не только область ораторского искусства, она посвящена искусству убедительной речи и останавливается на способах воздействия на человека с помощью речи.

4. Демосфен

В возрасте семи лет Демосфен потерял отца, унаследовав большое состояние, но опекуны с ним обошлись бесчестно: часть наследства они присвоили себе, остальное же оставили совершенно без надзора, так что даже учителям его жалованье выплачивалось не полностью.Едва достигнув совершеннолетия, Демосфен привлек своих опекунов к суду, а так как всевозможными увертками они ухитрялись каждый раз обжаловать приговор, писал против них речи одну за другой до тех пор, пока, закалившись среди трудов и опасностей, не выиграл  процесс.Демосфену пришлось взяться за красноречие случайно, только затем, чтобы вернуть себе имущество. Его первое выступление народ встретил недовольными выкриками и насмешками над нелепым построением, речи: ее периоды показались запутанными, а доказательства чересчур неестественными и натянутыми. К этому, говорят, добавлялась некоторая слабость голоса, неясное произношение и прерывистое дыхание, создававшее паузы между периодами и затемнявшее смысл произносимого.Он понял, что упражнения мало что дают или даже вовсе бесполезные тому, кто пренебрегает произношением и мастерством исполнения. Он устроил под землею особое помещение и ежедневно, ни на что не отвлекаясь, спускался туда отрабатывать сценические приемы и укреплять голос, а нередко проводил там по два и по три месяца подряд, наполовину обрив себе голову, чтобы от стыда невозможно было показаться на людях, даже если сильно захочется.Мало того - даже случайные встречи, беседы, деловые переговоры он использовал как повод и предлог для того, чтобы хорошенько поработать. Оставшись один, он поскорее спускался в свое подземелье и повторял весь разговор с начала до конца со всеми относящимися к делу доводами. Те речи, которые ему приходилось слышать, он тщательно изучал, по памяти восстанавливая ход рассуждений и периоды к словам, ему сказанным кем-то другим или своим собственным, он придумывал всевозможные поправки и способы выразить те же мысли иначе. Отсюда возникло мнение, что от природы Демосфен был малоодарен, но все мастерство свое и умение приобрел тяжким трудом. Вот что, казалось бы, подтверждало это со всей очевидностью: нелегко было услышать Демосфена выступающим без подготовки, и даже, когда народ вызывал его, сидевшего в Собрании, по имени, требуя выступить, он не вставал с места, если не обдумал и не приготовил речь заранее.Физические недостатки свои он старался преодолеть упражнениями, о которых рассказывает Деметрий Фалерский, уверяя, что слышал об этом от самого Демосфена, уже глубокого старика. Невнятный, шепелявый выговор он пытался исправить тем, что, набрав в рот камешков, старался ясно и отчетливо читать отрывки из поэтов; голос укреплял тем, что разговаривал на бегу или, поднимаясь в гору, произносил, не переводя дыхания, стихи или какие-нибудь длинные фразы. Дома у него было большое зеркало, стоя перед которым он упражнялся в декламации. Рассказывают, что однажды к Демосфену пришел человек и попросил выступить на суде в его защиту, рассказав, как жестоко его избили. «Но ты же ничуть не пострадал от этого!» - сказал ему Демосфен. «Это я-то ничуть не пострадал?!» - вскричал во весь голос тот человек. «Вот теперь, - ответил он, - клянусь Зевсом, я слышу голос оскорбленного и пострадавшего». Вот сколько убедительности, считал он, словам придают тон и манера исполнения.

Заключение

Итак, греческая риторика зародилась как насущное требование общественной жизни. Большое количество риторов и школ красноречия свидетельствует о том, что в этой маленькой стране риторика считалась важной сферой применения человеческих усилий.Имена Аристотеля, Демосфена, Сократа, Платона прочно вошли в список умнейших людей человечества, их речи, пусть и в отрывках, но до сих пор поражают нас чистотой мысли, убедительностью доказательств, красотой слога.В настоящее время, изучение наследия этих ораторов позволило бы многим известным дикторам, ди-джеям, депутатам, политикам избежать в своей речи грубейших ошибок.

Список литературы

1. Кохтев Н.Н. Риторика.- М.: Просвещение, 1994.2. Кузищин А. История Древней Греции. – М.: Высшая школа, 2001.3. Михальская А.К. Основы риторики: мысль и слово. – М.: Просвещение, 1996.4. Рождественский Ю.В. Риторика публичной лекции. – М.: Высшая школа, 1997.5. Сопер П. Основы искусства речи. – М.: Прогресс, 1992.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

magref.ru