Масштабы древнего египта. Мастаба в истории и культуре Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мастабы Древнего Египта. Масштабы древнего египта


Мастабы Древнего Египта

До возникновения обычая возведения пирамид в древнем мире существовала традиция строительства мастабы, Древний Египет стал первой цивилизацией, в которой процесс захоронения превратился в обряд, одним из самых важных в жизни общества. Он имел важное религиозное значение. Сюжет перехода души человека в царство Осириса описан в «Книге Мертвых«, текст которой размещался на многочисленных свитках папируса и стенах гробниц высоких лиц.

К переходу в потусторонний мир древние египтяне готовились заранее. Фараоны начинали разрабатывать проект пирамиды или мастабы сразу после восшествия на престол. На разработку проекта, выбора материала и работу требовались значительные расходы, которые планировались и выделялись из государственной казны, формируемой за счет налоговых отчислений с народа. Нужно было, конечно, и  время. Срок возведения некоторых гробниц Древнего Египта занимал от нескольких лет до десятилетий. К примеру, гробница фараона Хеопса (Хуфу) на плато Гизы строилась около 20 лет. На ее возведении трудились около тысячи рабочих одновременно.

Традиция захоронения в древнем мире

Гробница Нефертари, Долина ЦарейГробница Нефертари, Долина Царей

Первобытные люди проводили обряд захоронения  несколькими  методами: укрепляли корзину  с  телом покойного высоко на деревьях или сжигали его на костре. Второй метод применяется до сего времени в Индии. В прошлые века этим способом хоронили умерших буряты и монголы. В степных зонах проводилась закладка могил каменной россыпью. Предварительно тело покойного оборачивалось тканью или шкурами животных. В захоронение также помещалось  военное снаряжение и пища в сосудах.

В настоящее время многие государства проводят  захоронения методом сжигания в крематории с выдачей родственникам пепла в герметичном сосуде.

Мусульмане в отличии от европейцев производят захоронение с  обёртыванием  покойника  в ткань (саван) и помещением тела в землю.

Многие захоронения выполняются путём помещения умершего в землю на глубину 1.5-2.5  метра.

Японцы в прошлые тысячелетия переносили на себе умирающего родственника в горные безлюдные  ущелья, подальше от жилья, на расстояние десятков километров, и оставляли его на голодную смерть.

В Древнем  Египте ещё десяток тысяч лет назад хоронили простым и недорогим методом – закапыванием тела  покойника в землю, обёртывая  тканью. Единственным  условием был поиск сухого места, желательно недосягаемого от подтопления разлива рек и животных. Для этого использовались естественные возвышенности или отроги гор.

Как пример, Долина царей в Египте, что находится на противоположном берегу древнего города Фивы (Луксор), находится на склоне горного массива, разделяющего Сахару и Аравийскую пустыню, состоящую из  известковых отложений древнего моря. Плотность расположения вековых захоронений очень высокая.

По  мере экономического роста  и создания  государства  на  прилегающей  территории Нила, примитивные, по сути, захоронения стали облагораживаться с существенным различием между простыми крестьянами и придворными князьями. Различие по  богатству  и  устройству имели  захоронения фараонов. Особенности погребального захоронения египетских фараонов описано ниже.

Захоронения  фараонов: масштабы древнего Египта

Медицина и мумификация в Древнем Египте фото картинкиМедицина и мумификация в Древнем Египте

Первые  захоронения  египетских  фараонов немногим отличалось от мест упокоения простых крестьян Они представляли собой гробницы с небольшим количеством артефактов, доказывающих захоронение царственной особы.

Бальзамирование тела проводилось с применением смол, удаления внутренностей и мозгов, что позволяло сохранить мумию фараона на тысячелетия. Изъятые органы также бальзамировались в специальные сосуды и помещались в гробницу.

Процесс бальзамирования проводили специально подготовленные люди, владеющие медициной и  химией.Смолы для бальзамирования покупались или добывались военными действиями во внутренних  районах Нубии и Ливии. Походы и экспедиции за материалами выполнялись под руководством фараона или его детей.

Транспортной артерией для перевозки товара с Нубии и Пунта в те времена являлся Нил или Эретрийское (Красное) море.

Большие расходы на экспедиции оправдывались добычей не только смол для бальзамирования, но и  захватом бесчисленного множества домашних и дикий животных, рабов для ведения земляных  работ и  вывоза на кораблях ценных материалов в виде леса, кожи, металлов и слоновой кости для отделочных работ в храмах и гробницах.

Понятие  мастабы в Древнем Египте и её необходимость

Гробница жреца Хеопса на плато ГизыГробница жреца Хеопса на плато Гизы

При копке могил под захоронение остаётся грунт, который в виде монументального холма насыпается  сверху погребения в виде прямоугольника и уплотнятся. Это защищает погребение от проникновения  дождевых вод. Верх и боковые стороны такой насыпи часто облагораживали плитами известняка или  каменной россыпью.

Дальнейшее усовершенствование погребения привело к нескольким новшествам древних  архитекторов — размещение гробницы на большую глубину  в 10-60  метров. Это спасало богатые  захоронения от разграбления. Также последовал отказ от земляной насыпи как недолговечной и подверженной  размыву и выветриванию грунта.

Насыпь в дальнейшем стали выполнять из сырцового кирпича с заполнением известняком, что продлило существование захоронения  в несколько тысяч лет.

Дальнейшие изощрения архитекторов фараонов в строительстве привели к использованию в  облагораживании гробницы природнго гранита и мрамора.

Процесс строительства  мастабы

Мастаба Древнего Египта фотоМастаба Древнего Египта

Благородный камень привозили по Нилу с северных районов Нубии.

Начальная обработка гранита и мрамора проводилась рабами в каменоломнях. Чистовая  обработка камня выполнялась на месте расположения гробницы. Такой метод позволял экономить на отделке поверхностей изделий, при наличии дефектов обработки или повреждений при транспортировке. Многие конструкции и элементы находятся на семиметровой глубине Нила, попав туда в результате разлома и повреждения  кораблей, при переходе через многочисленные пороги.

Стены и потолки погребальных камер выполнялись из мрамора или гранита. Внутреннее пространство стен, как показали раскопки, заполнялось обломками известняка.

Конструкция мастабы Древнего Египта

Гробница фараона Сети I, Долина ЦарейГробница фараона Сети I, Долина Царей

Мастаба как гробница состоит из нескольких элементов. Размеры  мастабы  в основании менее 100*100 метров  и  высотой  15-20 метров. Подземную  часть – состоящую из  вертикального или  наклонного  колодца, со стенами выполненными  из мрамора или гранита,оформляли рисунками и надписями.

К подземной части мастабы также относится помещение гробницы, выполненной  из красного нубийского мрамора или полированного известняка из местных каменеломен.

На стенах  помещались надписи  с указанием  имён  родственников  фараона, ливийской  краской наносились на штукатурку стен сцены о его походах и победах.

Вход  в  гробницу  и  коридоры обустраивались ложными дверями и тупиковыми нишами.

Для проветривания  внутренних помещений во время строительства в потолке проделаны вентиляционные каналы.

Для хранения продуктов и вещей  в гробнице пристраивались дополнительные помещения.

Фараоны не забывали и о родственниках: жёнах  и детях. Для них в верхних ярусах строились  дополнительные камеры и комнаты. Основной проход к  погребальной камере перекрывался по окончанию строительства мощной плитой  из гранита. Часто саркофаг гробницы при вскрытии оказывался пустым. Для того чтобы уберечь от разграбления его помещали в захоронение отца или иного родственника и грабители видели пустую  гробницу  после стольких трудов.

Возможно мастаба строилась  при  жизни  фараона, а саркофаг в гробницу с телом покойного фараона  вносился  во время  строительства, иначе его не пронести до гробницы по узким  коридорам  при весе в несколько  тонн. Продукты и вещи можно было внести в любое время, но даже при наличии охраны гробницы нещадно разворовывались грабителями.

Не забывали фараоны  и о религии, для приношения  жертв в гробнице ставились жертвенники.

Дополнительным  элементом мастабы  являлся сербад – помещение, в котором помещались статуи  фараона. Аристократическая верхушка придворных фараона, в знак преданности, строили свои мастабы рядом с гробницей господина.

Простые крестьяне и ремесленники не имели права быть захороненными рядом с царственной особой.

Разветвлённая сеть коридоров в мастабах некоторых фараонов и его знати напоминает подземный  город с настенными рельефами и рисунками из повседневной жизни.

Надземная часть выполнялась с несколькими ложными входами, со стенами и потолком  из  мраморных плит.

Внешние стены выполнялись из гранита с небольшим наклоном , для усиления прочности  и стока  дождевых  вод полировались.

От мастабы к пирамиде Древнего Египта

Некрополь Элефантины, АсуанНекрополь Элефантины, Асуан

Дальнейшие архитектурные изыски фараонов привели к потребности в строительстве пирамид, желая быть ближе к Солнцу, олицетворяющего Ра.

Фундаментом  для пирамид явилась мастаба, в более качественном исполнении, чтобы удержать на себе многотонную массу пирамиды.

Многовековой опыт по строительству мастабы уже к тому времени имелся. Недостаток материалов и  рабов восполнялся походами и войнами.

Мастабы в Древнем Египтестроили не только фараоны, но и сановники при достаточном наличии капитала и в его отсутствии  часто оставляли строительство в незавершённом состоянии.

Вход в гробницу через пирамиду и мастабу имел несколько наклонных  тоннелей, с тупиками внутри  пирамиды и ложными коридорами.

Мастаба стала фундаментом или основанием пирамиды с подвальными помещениями гробницы.

Часто каменные блоки мастабы при обратной разборке использовались для строительства последующих  погребений. Надписи на блоках мастабы одного фараона находили в захоронениях другого.

Часто мастабы строили из полимерного бетона – смеси мелкого мрамора, гранита и известняка. Для заливки полимерного бетона использовалась деревянная опалубка. Внешняя сторона таких блоков обрабатывалась штукатуркой имитирующей мрамор.

Мастабы строились также при постройке солнечных храмов и святилищ фараонов пятой династии в период 2459-2332 до н.э.

В некоторых случаях  мастабу для пирамид  вообще не строили. Достаточно было использовать природные  уплотнения грунта, но это приводило к преждевременному разрушению конструкции из-за подземных  вод.

drevniy-egipet.ru

Мастаба в культуре Древнего Египта

Содержание:

Мастаба – это древнеегипетская гробница в виде усеченной пирамиды. Их строили в эпоху Древнего царства и правления первых династий фараонов. Они же служили усыпальницей знатных людей и потомков царей.

В подземной части мастабы была погребальная комната, где хранилась мумия захороненного человека, а в наземной – помещения для погребальных ритуалов.

Усеченная пирамида

Значение мастабы в Древнем Египте

Жители Древнего Египта верили в загробную жизнь и считали, что в человеке живет две сущности – энергия жизни Ка и душа Ба. Ка сопровождала человека в течение жизни и оставалась рядом после смерти. Ба покидала тело умершего и попадала на небесный суд бога Осириса. Чтобы праведники были награждены вечной жизнью, физическое тело нужно было обязательно забальзамировать. После сложного процесса мумификации мумию бинтовали, клали на грудь амулет-скоробей и помещали в гроб.

Сначала людей хоронили в ямах с холмом из камней и песка. Со временем эти холмы превратились в мастабы. Это были целые города для захоронения знати Египта. Их обслуживало большое количество людей – жрецы, художники, бальзамировщики и ремесленники.

Архитектура и конструкция

Верхняя часть строения служила для жертвоприношений и ритуалов и представляла собой четырехугольник, стены которого были возведены в соответствии с частями света. Дверь делали обращенной на запад, перед ней иногда строили перистиль – дворик с колоннами.

В наземном помещении мастабы находились, в основном, молельни, также там могли хоронить родственников умершего. Стены комнат были покрыты рельефами и картинами, которые представляли собой сцены из земной и загробной жизни вельможи.

Росписи стен

Погребальные камеры мастаб могли быть разного размера. Их стены украшали рисунками и шлифовали либо штукатурили. В западной части устанавливали саркофаг для гроба и раскладывали рядом с ним разную утварь – еду, одежду, посуду, ценности. После погребения камеру навсегда замуровывали каменной плитой.

Раскопки

Во время археологических раскопок гробниц фараонов в Гизе и Саккаре было обнаружено большое количество мастаб. В них были погребены приближенные древнеегипетских царей. В царском некрополе в Гизе сохранилось множество шедевров мирового искусства – например, рельеф с изображением гусей в гробнице Итет или скульптуры в мастабе родственников фараона Снофру.

На севере Саккары были также найдены ценные археологические памятники 3-й и 4-й династий – рельефы в усыпальнице писца Хесира, скульптуры Неферхотепа, статуэтки, изображающие земледельцев и ремесленников.

Самые известные мастабы

Мастаба Ти является одним из красивейших захоронений в Саккаре и в Египте. Росписи и рельефы рассказывают о земной жизни Ти и быте простых египтян из его владений.

Древнее захоронение

Рядом с этой усыпальницей расположен некрополь Серапеум, где захоронены священные быки Аписа.

Мастаба жреца Пта-Хотепа интересна разноцветными рельефами с изображением ритуалов и сцен из жизни жреца.

Изображения птиц и животных хорошо сохранились в гробнице Кагемни – попечителя волхвов. Особенностью его мастабы является крыша с углублением для солнечной ладьи.

Гробница зятя фараона Тети Меррука поражает своими размерами. Она состоит из 32 помещений, предназначенных как для самого Меррука, так и для его жены и сына.

В настоящее время мастабы являются значимыми объектами, ведь они представляют собой культурное, историческое и архитектурное наследие цивилизации Древнего Египта. Без их обнаружения нельзя было бы получить полное представление о верованиях, быте и мировоззрении жителей этого загадочного государства.

Еще по теме

О пирамиде Хеопса – экскурсия в Древний Египет

Что можно увидеть в Каирском египетском музее?

Достопримечательности и пейзажи Марса-Алама

Александрийский (Фаросский) маяк – интересные исторические факты

История возведения и современный облик Карнакского храма

Все о погоде

Обзоры популярных отелей Египта по городам

Подробные обзоры египетских отелей с фотографиями и отзывами!

5 звезд

4 звезды

3 звезды

egyptfan.ru

МАСТАБА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА - Катаклизмы и повседневность

МАСТАБА - надстройка над могилой из сырцового кирпича в Египте, позднейший вид Мастабы - пирамиды.

Мастаба от арабского скамья — тип гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями.Погребальных камер могло быть несколько, и некоторые из них закрывались опускающимися плитами.Конструкция В основе конструкции — деревянные или сделанные из кирпича-сырца опоры, покрытые бутовой кладкой и затем — кирпичной кладкой или тесаным камнем.Мастаба, как о старейший тип гробниц царей первых династий; классический тип этих построек сложился именно в период Древнего царства. Происхождение мастабы очень просто. Мастаба - это монументализированный холм, который возникает из земли или песка, когда роют могилу, ибо земля над гробом по законам статики всегда будет принимать форму прямоугольной насыпи с наклоненными стенками.

Мастаба - гробница знати - включала в себе три части: подземную погребальную камеру, отходящий от нее вертикальный колодец, ведущий в надземную часть, а также прямоугольную в плане постройку, воздвигавшуюся из кирпича-сырца или камня; в разрезе эта постройка имела форму трапеции. В погребальной камере, которая представляла собой подземный колодец, находилась мумия умершего. Вход в этот склеп был замурован. В наземной части находились помещения, которые использовались в ритуальных целях. Обязательно в мастабе присутствовала ложная дверь, на которой в полный рост изображался погребенный. Через нее покойный мог якобы выходить и возвращаться.Наземная часть мастабы имела следующие элементы: высеченную из камня ложную дверь, через которую двойник покойного мог выходить и возвращаться обратно, каменную плиту, так называемую стелу, помещаемую над ложной дверью, покрытую надписями с жертвенными заклинаниями и рельефами, изображающими умершего, иногда с женой и детьми, приносящими ему жертву и, наконец, каменный жертвенник, устанавливаемый перед ложной дверью. После погребения колодец, ведущий в погребальную камеру, закладывался камнями. В зависимости от знатности умершего мастаба имела еще дополнительные элементы, прежде всего уже упомянутый выше сердаб, в котором помещались стелы, а иногда и скульптурный портрет умершего. Кроме этого, в надземной части мастабы могли находиться молельни либо - как мы убедились во время наших довоенных раскопок в Эдфу - верхние камеры, в которых хоронились члены семьи умершего. Кроме главной ниши с ложными воротами, фасад мастабы имел еще меньшие ниши, которые по всей вероятности, символизировали ложные ворота, предназначенные для двойников похороненных членов семьи умершего.

Обширные комплексы мастаб в некрополях Гизэ и Саккары сосредоточены вблизи царских гробниц. Они не являются частью ансамблей пирамид, тем не менее, помещение гробниц знати рядом с усыпальницей их господина свидетельствует о стремлении прославить фараона и после его смерти, что отражает в известной степени характер отношений, господствовавших в египетском обществе того времени. В монументальных царских некрополях не было места для трудящегося человека. О нем не забывали, но здесь он не был нужен. Ценился только его труд на земле, в загробном же мире он не имел значения. Для вельмож здесь будут трудиться земледельцы, пастухи и ремесленники, многочисленные изображения которых мы видим на рельефах, покрывающих внутренние стены мастаб. Настоящие улицы мастаб высокопоставленных сановников 4-ой, 5-ой и 6-ой династий имеют планировку, напоминающую городские улицы. В этих гробницах сохранились скульптуры, рельефы и росписи, принадлежащие к шедеврам искусства эпохи Древнего царства. Достаточно упомянуть портретные скульптуры царевича Рахотепа и его жены Нофрет, членов семьи фараона Снофру, обнаруженные в их мастабе в Медуме. Также в Медуме в гробнице Итет, супруги сановника, носившего имя Нефер-маат, была открыта знаменитая роспись с изображением гусей, принадлежащая к числу наиболее ценных памятников живописи рассматриваемого периода.Наибольшее количество памятников наряду с некрополем в Гизэ принесли раскопки мастаб в северной части Саккары. К ценнейшим произведениям искусства принадлежат рельефы на дереве, обнаруженные в гробнице писца Хесира, относящейся к эпохе 3-ей династии. Его портрет является одним из наиболее ранних классических примеров канона в изображении человеческой фигуры в барельефе. Среди других памятников, датируемых временем 4-ой династии, обращает внимание скульптурная группа, изображающая Неферхотепа и его жену. К известнейшим произведениям египетского искусства принадлежит скульптура сидящего писца со свитком папируса на коленях (5-ая династия), а также серия статуэток из известняка, изображающих людей, занятых физическим трудом, например, фигурка женщины, растирающей зерно. В гробнице вельможи Каапера была найдена известная реалистическая скульптура из дерева, получившая название «сельский староста» (по-арабски Шейх-эль-Белед).В мастабе Ти, стражника пирамид и надгробного храма фараона Сахура, были обнаружены прекраснейшие рельефы, изображающие сцены из жизни Ти, а также различные хозяйственные работы, выполняемые в его владениях. К наиболее известным сценам относятся: Ти, охотящийся с лодки, кормление гусей, перевозка и полировка статуй, повара и пекари за работой, жатва и молотьба, строительство лодки, мясники, ловля рыб сетью, охота на гиппопотама и доение коров. В северной части некрополя заслуживают внимания также мастабы времени 5-ой династии: Птаххотепа, крупного чиновника времени Асеси, Птаххотепа II, инспектора жрецов, Ахутхотепа, стражника Города пирамид, а также открытая в 1966 году мастаба сановника по имени Нефер и его жены Хонсу с прекрасно сохранившимися раскрашенными рельефами. Мастабы вблизи пирамиды Тети имеют целую систему молелен и коридоров в надземной части гробницы. Среди наиболее крупных выделяется мастаба визиря Мерерука, являющаяся местом погребения визиря, его жены и сына Мери-Тети. Наибольшее количество мастаб было обнаружено при раскопках вокруг гробниц фараонов в Сакаре и ГизеЗдесь http://www.ancientegyptlink.com/#sthash.hwTnItKI.dpbs можно посетить онлайн-экскурсию по Древнему Египту - мастабы и пирамиды. Ступенчатая пирамида в Саккаре - странно, какая-то она вся изъеденная временем, атланты и инопланетяне её, видно, плохо построили.

Источник:http://warps.ru/%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%B0.htmlhttp://www.egyptlandofeternity.com/Mastaba%20house%20for%20eternity%20pyramids%20origin%20Egyptian%20burial%20place.htmlhttp://vostokoved.spb.ru/read.php?sname=dictionary&articlealias=mastab

harmfulgrumpy.livejournal.com

Мастаба

Мастаба

Мастаба – самый ранний тип гробниц египетской знати периодов Раннего и Древнего царств. Имеет форму усечённой пирамиды с несколькими помещениями внутри и подземной погребальной камерой.  Слово «мастаба» происходит от арабского обозначения скамьи.  Именно так арабы называли эти гробницы, возможно из-за сходства со скамьями в их быту. Название услышали от арабов первые исследователи подобных гробниц, и, таким образом, оно перешло в египтологию. Интересные факты о растениях Семь чудес света Александрийский маяк

Мастабы в Древнем Египте появились в результате развития формы могил и усыпальниц правителей архаичных времен (I – II династии).

Эти кирпичные или каменные строения, по форме похожие на усеченную пирамиду или конус, в Саккаре и Гизе образуют целый город гробниц вокруг пирамид великих фараонов, город  со своими улицами и перекрестками.

Среди всех сохранившихся мастаб нет и двух одинаковых. Каждая мастаба – оригинальное архитектурное произведение.

Невзирая на разнообразие их типов, основная архитектурная концепция мастаб одинакова. Все они состоят из двух основных частей – наземной и подземной.

Мастаба

В подземной части всегда находилась погребальная камера,  обычно на глубине 2-3 метров, а иногда глубина достигала 10 или даже 20 метров. Камера имела квадратную или прямоугольную форму, причем главная ось проходила с севера на юг (часто не слишком точно). Самые маленькие погребальные камеры имеют площадь примерно квадратный метр, и мертвые тела положены в них наискось, из угла в угол; самые большие имеют высоту от 2 до 4 метров  и длину 10 и даже 12 метров. В одних камерах на стенах остался довольно толстой штукатурки, в других – следы росписей, в третьих стены великолепно отшлифованы. Перед погребальной камерой всегда расположена комната - передняя, в которую ведет шахта для спуска гроба с покойником, как правило, отвесная (в редких случаях — наклонная). Через эту шахту во время строительства поступал необходимый для работников воздух.

В погребальной камере находился саркофаг для гроба (или гробов) с мумией усопшего. Саркофаг всегда изготавливали из камня, чаще всего из гранита или известняка, обычно из одной каменной глыбы. Он обычно отполирован или украшен неглубоким рельефом. Саркофаг расположен всегда на западной стороне камеры. В одних мастабах он стоит у стены и не прикреплен к полу, в других накрепко вделан в плиты пола. Ещё во время строительства его помещали в погребальную камеру, и там он стоял в ожидании гроба с покойником. После того, как гроб с мумией устанавливали в саркофаге, его плотно закрывали крышкой, а вокруг раскладывали различные предметы погребальной утвари. Затем в пространство между «передней» и шахтой опускали  тяжелую каменную плиту, а шахту засыпали камнями  и песком. Так закрывался навсегда  доступ в погребальную камеру, и усопшему был уготован вечный покой.

Мастабы строили для себя и первые фараоны. Древнейшие царские мастабы, относятся ко временам I династии. Они сооружались из необожженных кирпичей из глины и/или речного ила.

Несмотря на наличие общих признаков, в разные периоды строительства мастабы имели свои характерные черты.

В период III династии фасад мастабы часто повторяли вертикальное строение фасадов усыпальниц архаичного периода. Мастаба Хесира, визиря фараона Джосера, в Саккаре – один из прекрасных образцов таких древних гробниц. Её украшают расположенные в стенных   нишах барельефы тонкой работы с изображениями усопшего.

В более поздние  времена в одной из стенных  ниш главного фасада мастабы начали ставить похожую на дверь стелу (ложная дверь). На этой стеле писали имя  усопшего и его звание. Древние  египтяне  считали, что через эту  ложную дверь входил дух умершего –  «Ка» – и принимал участие в заупокойных  обрядах, собирал подарки и жертвоприношения, которые на специальной  каменной плите лежали перед дверью-стелой. Вокруг этого жертвенного алтаря образовался открытый дворик, обнесенный небольшой оградой. Это  культовое место позднее было перенесено внутрь здания, в центре мастабы  находилась молельня, в которую вел  узкий  коридор.

Внутренние помещения, таким образом,  появились в сплошном, массивном теле мастабы. Первоначально  в плане молельня имела форму  креста, в нее переместилась ложная дверь и жертвенный алтарь.

Рядом с молельней  находилась узкая, со всех сторон закрытая комната – сердаб, где  стояла статуя умершего. С молельней сердаб соединяло находящееся  на уровне глаз маленькое окошко. Оно предназначалось  для того, чтобы обитающая  в статуе душа умершего  могла принять участие  в погребальных обрядах и церемониях.

Статуя предназначалась для сохранения земной формы усопшего, поэтому она имела с усопшим портретное сходство. Это делалось на случай гибели или пропажи мумии. Умерший изображался в расцвете сил: женщина – 20 или 25 лет, мужчина – 40 или 50 лет. Наряду с такой несколько идеализированной статуей, начиная с V династии, в мастабу часто помещали и реалистическое  изображение усопшего.

В годы правления  фараона Хеопса, когда фараоны в качестве гробниц начали возводить пирамиды, вельможи продолжали строить в качестве своих гробниц мастабы.  Эти гробницы вельмож  и сановников в  Гизе возводили из камня.

Мастабы располагались  вокруг пирамид фараона, но в них почти не было внутренних помещений. Часто и ложные двери отсутствовали. С восточной  стороны мастабы вместо этого строились кирпичные  молельни. В одном из помещений  молельни устанавливалась плита алтаря –  жертвенника. На этой плите был изображен  хозяин мастабы.  Жертвенный столик с перечислением званий хозяина, его заслуг и богатств, стоял перед алтарем. На столике было начерчено имя вельможи. К алтарю приносили жертвы и дары, перед алтарем жрецы произносили магические заклинания.

Погребальная камера находилась под массивным зданием мастабы. В нее из надземной части вела вертикальная шахта. Деревянный гроб помещали в каменный саркофаг. Саркофаг обычно вырезали из известняка самого высокого качества, его стенки полировали и украшали резьбой, часто на стенках изображали фасады дворцов. В маленькую комнатку-прихожую помещали так называемую «запасную» голову умершего. Места для сердаба в сплошных гробницах не было, некуда было поставить статую усопшего. Вместо статуи  создавали «запасную» голову, которой придавали черты усопшего. Часто эта каменная голова являлась подлинным произведением искусства. Эта каменная голова должна была сохранить личность усопшего в случае гибели его мумии. После совершения обряда похорон маленькую комнатку – прихожую замуровывали, шахта засыпали, вход в мастабу тоже замуровывали, следы его уничтожали.

Особенно процветало мастерство  строительства мастабы во второй половине Древнего царства, в годы правления V и VI династий. В это время больше всего гробниц было построено в Саккаре. Стали строить большие гробницы, с большим числом комнат, коридоров, камер. Это были настоящие дворцы. Их строили уже не для одного человека, а для целых семей. Стены внутренних помещений украшали чудесные росписи и барельефы.

Большая мастаба в Саккара Около 3000 года до н. э. Изометрическая реконструкция

Одна из самых известных гробниц такого рода – это мастаба сановника Чи (V династия). Планировка гробницы очень проста. Вход находился на севере, колонная галерея ведет в северо-восточную часть гробницы – во дворик, обнесенный стеной и колоннами. В середине дворика начинался вход в шахту, она вела под здание мастабы, в направлении с северо-востока на юго-запад. Таким образом, погребальная камера и саркофаг находились почти точно под молельней и сердабом.

Мастаба

В юго-западной части дворика начинался коридор, ведущий в молельню. С сердабом её соединяют три маленьких и узких окошка. В сердабе стоит культовая статуя Чи. Для Чи и его супруги были сделаны отдельные ложные двери и алтари-жертвенники. Стены покрыты барельефами тонкой работы. На них изображен сановник Чи. Мы видим, как он занимается государственными делами, охотится в тростниковых зарослях, отдыхает в кругу семьи. Художник изобразил на этих барельефах и простых людей, земледельцев и ремесленников.

В мастабе Птахотепа больше внутренних помещений, чем в гробнице Чи. Вход в нее находится на севере, внутренние помещения размещаются вокруг центральной залы с четырьмя опорными столбами. Великолепные настенные барельефы гробницы являются выдающимися произведениями искусства.

Во времена VI династии стали строить гробницы и усыпальницы, еще более сложные по планировке. Одной из самых великолепных гробниц такого характера можно считать мастабу Мерерука, визиря фараона Тети.

Вход в мастабу Мерерука

Это уже самый настоящий семейный склеп, кроме самого Мерерука и его супруги здесь покоится и сын Мери — Тети. Всего в мастабе насчитывается 31 помещение, вход в гробницу расположен на юге, что противоречит принятым у египтян обычаям. Ложная дверь находится в большом зале, потолок которого подпирают шесть столбов. В отличие от существовавшей тогда практики, покойный визирь не изображен на барельефах ложной двери — он приказал изготовить свое скульптурное изображение. И еще одна новинка: стены погребальной камеры украшены настенными росписями. Их тематика — обряды  и  церемонии жертвоприношений.

Еще более сложные по планировке стали строить гробницы и усыпальницы во времена VI династии. Новинкой было то, что стены погребальной камеры стали украшать настенными росписями. Их тематика – обряды и церемонии жертвоприношений.

В искусстве в конце правления  VI династии стали заметны признаки застоя. И хотя гробницы знати возводились из камня, однако качество работ упало, а элементы украшения были перенесены под землю, в погребальную камеру.

В беспокойные  годы « первого переходного периода» рядом  с фараонами больше никого не хоронили. Места захоронений были разграблены, многие гробницы разрушены.  Вельможи и сановники места последнего пристанища выбирали на землях своих владений, в скальных гробницах  и усыпальницах.

www.smirnova-tatjana.ru

Мастабы Египта

масштабы в египте

Мастабы — гробницы аристократов в Древнейшем Египте, какие были построены в дни Ранешнего королевства. Они напоминают обрезанную пирамиду. Заключаются мастабы из 2 долей — над землей, какая заключала из молельни и помещала внутри себя скульптуру, в какую мог переноситься запах погибшего, и находящийся под землей, в каком месте находилась усыпальница мертвого и его мумия. Мастабы — это прародительницы пирамид и обладают значительным местом в летописи Древнейшего Египта.

Конструкция и строительные характерные черты мастаб

Затем чтобы выстроить мастабу употреблялся кирпич сырец либо тесанный гранит. Конструкцию удерживали бревенчатые или изготовленные из того же кирпича опоры. Опоры укрывали бутовой кладкой, а наверху на ее направляли тесаный камень или красновато-коричневую кладку.Любая часть мастабы состояла из собственных частей. К элементам наземной доли смотрится обманная дверь. Она выстраивалась затем, чтоб двойник усопшего мог вернуться в наш мир и ретироваться назад. Надо обманной дверью вкладывали плиту, так именуемую стелу, которая была декорирована надписями. Надписи на стеле — это исторические заклинания. Помимо этого, плитка украшалась рельефами, имитирующими наиболее погибшего и его семью, применялись в них сцены из жизни и моменты жертвоприношений для умершего от его супруги и деток. Пред ложной дверью ставился неподвижный алтарь.К похоронной камере с надземной части водил колодец, какой после церемонии погребения упечатывался камнями. Если похороненный был родовитого семейства, то гробница имела возможность добавочные части. Пример, сербад, в который помещали стелы или даже портреты умершего, проделанные в скульптуре. Тоже самое нередко в верхней части гробницы размещались молельни. Кроме этого мастаба могла быть оборудована верхними камерами. Данные камеры были предназначены для захоронения родственников умершего.

Гробница могла иметь и немного ниш. В основной нише находились обманные ворота для умершего. Немного прочих ниш наименьшей велечины могли предназначаться обманные воротами для погибших членов семьи усопшего.

Многознаменательное значение и цивилизованное наследие мастаб

Около королевских гробниц в Гизе и Саккаре искается максимальное число мастаб. Они не представляются долею ансамбля пирамид не имеют к ним непосредственного отношения. Рвение родовитых семей Древнего Египта находится и после погибели около собственного хозяина, указывает об бездонном почтении к фараонам и большой преданности. И после смерти древнеегипетские аристократы устремлялись за своим хозяином и быть около него.

Обычные работники не имели права быть погребенными возле гробниц фараонов. Труд обычного человека был драгоценен на земле, однако в нем не нуждались в будущем мире. Египтяне веровали, что в загробном мире для удобной жизни знати будут работать ремесленники и земледельцы, которые найдутся уже там. Их изображения скрашивают бесчисленные рельефы, которые находятся в мастабах знати.

Мастабы влиятельной знати с 4-й по 6-ю династию имеют чудесную распланировку, которая подсказывают древнеегипетские муниципальные дороги. В кое-каких из их были отысканы дорогые предметы художества. К этим шедеврам относятся портретные скульптуры фараона Рахотепа и его супруги Нофрет, статуи членов семьи короля Снофру, а так же роспись, имитирующая гусей, которая была найдена в гробнице Итет.

После Гизы, болшое количество необходимых и знаменитых монументов археологи отыскали в мастабах, окружающих на норде Саккары. Лучшими среди очень дорогих творений искусства числятся рельефы на бревне. Они были найдены в гробнице 3-ей династии, которая относиться к писцу Хесиру. Пристальное внимание завлек его портрет. Он представляется лучшим образцом изображения человека классическом барельефе.

К наиболее популярным монументам 4-ой династии относится фигурная группа, на какой изображены Неферхотеп и его супруга. Один из наиболее популярных памятников 5-ой династии — это писец со свитком папируса, который лежит на его коленях.

Цивилизованное наследие, какое было отыскано в древнейших мастабах очень драгоценно для урока и знания культуры Древнего Египта.

Наиболее выдающийые древнеегипетские мастабы

Мастаба Ти является одним из самых выдающихся и огромных по собственным габаритам захоронений, находящихся в Саккаре. Из-за раскопок , отчерченным в данной мастабе, были найдены многочисленные рельефы и росписи на стене. Эти находки дозволили археологам разузнать более о обыкновенной жизни древних египтян. Кроме росписей, рассказывающих о жизни обыкновенных жителей, в гробнице изображены сцены, повествующие о делах, которые свершил Ти при жизни. Так же имеется росписи, обрисовывающие будущею жизнь Ти.

Мастаба Ти обладает осложненной конструкцией, помимо главных долей, в мастабе есть двор, капелла, кладовкская и сердаб.

Мастаба Ахти-Хотепа и Птах-Хотепа – это усыпальница, которую поделили отец и отпрыск. Они захоронены в одном месте и были значительными людьми для фараона. Отец Птах-Хотеп был жрецом богини Маат. А его сын стал еще больше удачным человеком, сочетая должности визиря, арбитра и смотрителя многих зернохранилищ и народной казны. Существовали они при фараоне Дъедкаре.

Мастаба занимательна собственными стенными узорами, которые находятся в незавершенном варианте. Отдельные на стадии вырезания образов, иные на стадии раскрашивания.

Очередная мелочь, которая привлекает внимание в мастабе — это фреска, которая изображена надо ее входом. На фреске изображен старшой член семьи, Птах-Хотеп. Живописец запечатлел его во время процедуры маникюра и педикюра.

Последующая мастаба принадлежит покровителю волхвов, Кагемни, который кроме следил за постройкой пирамиды Женщины и был женат на его дочке, Небти-нубхет. На стенах мастабы множество росписей, повествующих о обыденной жизни людей и имитирующих самого Кагемни за каким-то обыкновенным занятием.

Кроме этого мастаба гремится рельефами звериных, которые хорошо сохранились и считаются наилучшими из абсолютно всех, что были выполнены за всю историю Древнего Египта.

Удивительной составной частью мастабы являются углубления на кровле, которые были сделаны для погожих дней. Данная мелочь является два раза удивительной. Во-1-х, помещение солнечных дней не отличительно для гробниц знати, впрочем пересечется около захоронений фараонов. Во-2-х, крыша – это малохарактерное пространство, для размещения ясный ладьи.

Некоторые экземпляры из мастабы Кагемни теперь находятся в Государственном музее в Каире. К ним относится саркофаг и багаж, имеющие отношение к похоронному ритуалу.

Мастаба Мерерука является самым большим монументом, относящимся к эре древнего королевства, и к тому же самым шикарным. Мерерук тоже самое, как и Кагемни, был женат на дочке фараона Женщины, лишь на наиболее старшей Сешсешет.

 

Новый точечный рисунок (2)

Культурное наследие, которое было найдено в древних мастабах очень ценно для науки и познания культуры Древнего Египта.

Самые знаменитые древнеегипетские мастабы

Мастаба Ти является одним из самых знаменитых и больших по своим размерам захоронений, находящихся в Саккаре. Благодаря раскопкам, проведенным в этой мастабе, были обнаружены многочисленные рельефы и росписи на стенах. Эти находки позволили археологам узнать больше об обычной жизни древних египтян. Кроме росписей, повествующих о жизни обычных людей, в гробнице изображены сцены, рассказывающие о делах, которые совершил Ти при жизни. Так же есть росписи, описывающие загробную жизнь Ти.

Мастаба Ти имеет усложненную конструкцию, кроме основных частей, в мастабе есть двор, капелла, кладовая и сердаб.

Мастаба Ахти-Хотепа и Птах-Хотепа – это гробница, которую разделили отец и сын. Они захоронены в одном месте и были важными людьми для фараона. Отец Птах-Хотеп был жрецом богини Маат. А его сын стал еще более успешным человеком, совмещая должности визиря, судьи и смотрителя нескольких зернохранилищ и государственной казны. Жили они при фараоне Дъедкаре.

Мастаба интересна своими настенными рисунками, которые находятся в незаконченном виде. Некоторые на стадии вырезания набросков, другие на стадии раскрашивания.

Еще одна деталь, которая привлекает внимание в мастабе — это фреска, которая висит над ее входом. На фреске изображен старший член семьи, Птах-Хотеп. Художник запечатлел его во время процедуры маникюра и педикюра.

Следующая мастаба принадлежит попечителю волхвов, Кагемни, который кроме всего прочего надзирал за строительством пирамиды Тети и был женат на его дочери, Небти-нубхет. На стенах мастабы много росписей, повествующих о повседневной жизни людей и изображающих самого Кагемни за каким-нибудь обычным делом.

Кроме этого мастаба славится рельефами животных, которые прекрасно сохранились и считаются лучшими из всех, что были сделаны за всю историю Древнего Египта.

Необычной деталью мастабы являются углубления на крыше, которые были сделаны для солнечных кораблей. Эта деталь является дважды необычной. Во-первых, размещение солнечных кораблей не характерно для гробниц знати, хотя встречается у захоронений фараонов. Во-вторых, крыша – это нетипичное место, для размещения солнечной ладьи.

Некоторые вещи из мастабы Кагемни сейчас находятся в Национальном музее в Каире. К ним относится саркофаг и вещи, имеющие отношение к погребальному обряду.

Мастаба Мерерука является самым большим памятником, относящимся к эпохе Старого царства, и к тому же самым красивым. Мерерук так же, как и Кагемни, был женат на дочери фараона Тети, только на самой старшей Сешсешет.

Новый точечный рисунок

Габариты мастабы Мерерука, вправду, сражают. Она состоит из тридцати двух комнат. Комнаты разделили друг от друга сам Мерерук, его жена и отпрыск, какого они сказали Меритети. Наиболее огромная светлица мастабы украшена шестью колоннами. Только в ней находится скульптура самого Мерерука в целый рост. Стенки практически во всех комнатах декорированы росписью. Картинки на стенах представляют семью Мерерука и обычных людей, которые заняты своими обыденными делами.

Полезные советы туристам

Как мастабы в Гизе, так и в Саккаре, завлекают к себе много туристов. Если вы надумали побывать в некрополе Саккары, то от Каира это пространство будет присутствовать в километрах 15–ти. Ездить необходимо по той же дороге, что и в Гизу, но в необходимом месте требуется свертеть. Ориентиром будет село Абусир. В Саккару ездят автобусы и маршрутки. Выехать возможно не только с Каира, но и от пирамид в Гизе. Южнее этой же деревни Абусир находится ввод в античный некрополь. На входе вам нужно будет купить белет. Он стоит 35 ЕФ. Некрополь Саккары имеет вдохновляющие габариты, будьте готовы к этому вам необходимо уделить на осмотр только основных достопримечательностей несколько часов. Но зато вы получете неизгладимые воспоминания, приобретенные при просмотре данных изумительных построек, вы станете сохранять всю жизнь. На местности некрополя есть клуб-ресторан, в котором вы сможете передохнуть от долгых прогулок на раскаленном солнце и покушать. Так что вы сможете отдохнуть и вновь продлить собственное интересное странствие в мир Древнего Египта.

Основная первопричина посещения мастаб — это замечательные барельефы на стенах, которые открывают нам тайны жизни обычных людей в эру Древнего Египта, о жизни народных функционеров и просто знатных людей. Мастабы привлекают собственной красой и загадочностью. Они всегда будут привлекать к себе туристов со абсолютно всех уголков решетка.

 

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

jerusalemtour.ru

Мастаба | Туристический портал

Мастаба – это разновидность гробниц знати и потомков царей в древнем Египте, построенная в виде усеченной пирамиды. Их строительство относится ко времени царствования первых династий фараонов и Древнего царства.

Мастабы состоят из двух подземной и наземной частей. В погребальной камере, которая представляла собой подземный колодец, находилась мумия умершего. Вход в этот склеп был замурован. В наземной части находились помещения, которые использовались в ритуальных целях. Обязательно в мастабе присутствовала ложная дверь, на которой в полный рост изображался погребенный. Через нее покойный мог якобы выходить и возвращаться.

Мастабы как часть погребального культа в древнем Египте.

Древние египтяне верили, что после смерти существует загробная жизнь. Согласно преданиям человек состоял из нескольких сущностей. Жизненная энергия Ка словно тень сопровождала человека всю его жизнь, а после смерти покидала тело, но оставалась рядом с ним. Душа Ба, покинув умершего, птицей взлетала на небеса и представала перед судом бога загробного царства Осириса. Праведники могли рассчитывать на вечную беззаботную жизнь в загробном мире. Важным условием для этого было сохранение физического тела и предотвращение его разложения. Для этих целей тела умерших в древнем Египте бальзамировали.

Мумификация тела – это важный религиозный ритуал. Бальзамировщики принимали образы царя Анубиса и сыновей Гора, при совершении ритуала их окружали плакальщицы в образах богинь Нефтиды и Исиды. Сам умерший отождествлялся с богом Осирисом. После извлечения из тела умершего внутренностей и обработки различными маслами, порошками и другими материалами, его опускали на определенный срок в специальный раствор. Затем мумию бинтовали и на грудь клали амулет в виде скоробея, обеспечивающий воскрешение в загробном мире. Затем умершего помещали в гроб, внутри которого были изображены божества, сопровождающие покойника в царство мертвых Дуат.

Поначалу хоронили в обычных ямах, которые перекрывали ветками, сверху насыпали небольшой холмик из песка и камней. Позднее ямы расширились и укрепились, а вместо холма стали строить похожие на дома помещения – мастабы. Несколько таких мастаб состоятельных людей образовывали целые города мертвых, которые обслуживали жрецы, бальзамировщики, художники, ремесленники, управляющие, охранники. Бедняков так и продолжали хоронить в погребальных ямах в пустыне.

Конструкция и архитектура мастаб.

Поскольку мастабы предназначались с одной стороны для погребения царей и

знати, а с другой стороны для совершения молебнов и жертвоприношений, они состояли из двух частей. Надземная часть представляла собой четырехугольное сооружение с плоской крышей. Стены из необожженного кирпича или камня были ориентированы строго по частям света. Дверь была обращена на запад и над ней – молитва Анубису с прошением помочь умершему по пути в загробный мир. Перед дверью иногда строили перистиль – дворик, окруженный со всех сторон колоннами.

Большую часть наземного помещения составляли молельни, которые были всегда доступны для посещения. В восточной части молельни обязательно была ниша с ложной дверью, через которую дух покойного мог входить в молельню и другие помещения. В южной части молельни располагалось узкое закрытое со всех сторон помещение со скульптурой умершего, в которую мог вселяться его дух, и через окошки, выбитые в стене, наблюдать за ритуалами. На стенах молелен и камер были изображены расцвеченные рельефы с картинами земной и загробной жизни. Могло быть высечено тысячи фигур и мелких деталей с изображением сцен труда, домашнего быта или развлечений, а также связанных с общественным положением умершего. Кроме того были рисунки с изображением путешествия по загробному миру. Рельефы сопровождались пояснительными текстами. В надземной части мастабы могли также находиться камеры для погребения членов семьи умершего царя или вельможи.

Под землей на глубине от двух до десяти метров располагалась погребальная камера. Стены камеры обкладывали кирпичом или камнем, а сверху укрепляли массивными бревнами. В некоторых мастабах погребальные камеры были размером всего метр на метр, и тело помещалось в них наискось. Большие камеры были в длину 10-12 метров и в высоту 2-4 метра. Стены камер украшали рисунками, штукатурили, либо гладко шлифовали. В небольшую прихожую перед камерой вела отвесная шахта, по которой спускали гроб.

В западную часть погребальной камеры еще при строительстве помещали каменный саркофаг для гроба с мумией. Предметы погребальной утвари: посуду, еду, одежду, украшения, мебель,- раскладывали подле саркофага или помещали в отдельно построенное небольшое помещение. После обряда погребения, на дно шахты опускали каменную плиту, после чего шахту засыпали гравием и песком. Погребальная камера оказывалась замурованной навечно.

Мастабы как памятники истории и культуры.

Наибольшее количество мастаб было обнаружено при раскопках вокруг гробниц фараонов в Сакаре и Гизе. В этих мастабах была захоронена знать и приближенные к царям египтяне, которые даже после своей смерти желали находиться рядом со своим правителем.

Бедным египтянам не позволялось хоронить своих родственников около гробниц царей и знати. Достаточно было того, что многочисленная прислуга, ремесленники и земледельцы изображались на рельефах в мастабах знатных людей.

Мастабы высокопоставленных вельмож составляли почти целый город с кварталами и улицами. Царский некрополь в Гизе является самым грандиозным археологическим комплексом в Египте. До наших дней сохранились скульптуры, росписи и рельефы, относящиеся к шедеврам мирового искусства. К наиболее ценным памятникам живописи эпохи Древнего царства относится изображение гусей в гробнице Итет в Медуме. Большую культурную ценность представляют и скульптуры, обнаруженные в мастабе членов семьи фараона Снофру.

Наряду с раскопками в Гизе славятся археологические памятники на севере Саккары. Деревянные рельефы гробницы писца Хесира представляют собой уникальные произведения искусства времен третьей династии, также как и барельеф самого писца. К эпохе 4-й династии принадлежит группа скульптур Неферхотепа и его жены. Большой интерес представляет и скульптура писца, сидящего с папирусом на коленях. Кроме того в мастабах Саккары найдено множество статуэток ремесленников и земледельцев.

Архитектурные памятники, ценнейшие произведения живописи и скульптуры, несомненно, обогатили опыт последующих цивилизаций и культуру современного мира.

Наиболее известные древнеегипетские мастабы.

Одной из самых больших и красивых захоронений в Сакаре является мастиба Ти.

Рельефы и росписи, обнаруженные при раскопках этой гробницы и представляющие большую художественную ценность, описывают земную и загробную жизнь Ти, а также быт египтян в его владениях. Из самых интересных рисунков можно выделить: Ти на охоте, обработка статуй, кормление гусей, постройка лодки, рыбалка, приготовление пищи, сбор урожая.

Неподалеку от этой мастабы находится некрополь Серапеум с захоронением священных быков Аписов.

Мастаба, которая принадлежала жрецу Пта-Хотепу и его сыну - визирю Ахти-Хотепу, отличается разноцветными рельефами, находящимися на разной стадии завершенности. На рисунках изображены сцены из повседневной жизни, религиозных и погребальных обрядов, сопровождаемые надписями. Самые примечательные изображения Пта-Хотепа, где ему делают педикюр и маникюр.

Мастаба попечителя волхвов Кагемни, который служил надсмотрщиком при строительстве пирамиды Тети и к тому же был зятем фараона, отличается лучшими сохраненными изображениями животных и птиц. В гробнице также представлены рельефы с описанием повседневной жизни Кагемни. Необычное в этой мастабе – углубление для солнечной ладьи на крыше. Обычно подобные места для солнечных кораблей размещали только в гробницах фараонов и не на крыше. При раскопках мастабы Кагемни було обнаружено много погребальной утвари и саркофаг, которые сейчас хранятся в каирском музее.

Впечатляет своими размерами мастаба Меррука, женатого на старшей дочери фараона Тети – Сешсешет. Гробница разделена на три части: для самого Меррука, его жены и сына, и состоит из 32 комнат. В самой обширной комнате, окруженной шестью колоннами, находится статуя Мерруки в полный рост.

Заключение.

Поскольку в древнем Египте значительную роль уделяли заупокойному культу, строительство мастаб представлялось необходимым и важным условием обеспечения комфортной загробной жизни умершим сановникам.

В наше время мастабы привлекают к себе внимание как великие памятники истории, архитектуры и вместилище ценнейших произведений искусства.

warps.ru

Переход от мастабы к строительству пирамид

Cаккара. Мастабы - гробницы знати.Cаккара. Мастабы - гробницы знати.Древние египтяне верили в загробную жизнь, и погребальные сооружения рассматривались ими не только как место погребения, но и как жилище умершего.

Могилу старались устроить как можно прочнее, как бы навечно. С этой целью уже с середины IV тысячелетия стены погребальной ямы изнутри иногда обмазывали: глиной или обшивали деревом. Изредка встречаются могилы, у которых стенки были выложены кирпичом-сырцом.

Чтобы могилу не засыпало, из коротких стволов и веток делали перекрытие и на него стелили циновку. Чтобы могила не была предана забвению, ее отмечали небольшим холмиком из песка и гравия.

Дерево и кирпич-сырец - первые строительные материалы

С конца IV тысячелетия получает дальнейшее развитие как наземная, так и подземная часть погребальной ямы. Холм начинают укреплять кирпичной кладкой, которая со временем превращается в большое сооружение.

Его подземная часть — погребальная камера — постепенно увеличивалась и разрасталась в целый комплекс помещений. Исключение составляли могилы бедняков, погребальные ямы которых со скромным скарбом на протяжении III тысячелетия оставались примерно, такими же, какими они были за тысячелетие до этого. Это свидетельствует о далеко зашедшем уже тогда процессе классового расслоения в обществе.

Погребальные сооружения первых царей Египта найдены на юге в Абидосе. Большая часть из них была устроена на дне небольшого котлована, вырытого в песке и гравии, на краю пустыни. В склепах гробниц сохранились остатки внутренней деревянной обшивки.

С помощью этих же перегородок вокруг склепа устраивались дополнительные камеры. Пол у царских склепов обычно был деревянный. Лишь в гробнице одного царя первой династии пол был выстлан кусками гранита, обработанными только с одной стороны.

После погребения вход в склеп замуровывали кирпичом, либо кирпичную кладку укрепляли деревянными планками. Изредка для заделывания входа применяли куски необработанного камня.

Первое примеры употребления камня при строительстве

Основными материалами, из которых возводились гробницы как для царя, так и для его вельмож, на юге на всем протяжении Раннего царства были кирпич-сырец и дерево. Камень лишь понемногу начинал входить в употребление.

Так, в усыпальницах имущей части населения времени первой династии в том же Абидосе пол выложен кусками дикого камня, собранного тут же неподалеку в пустыне. Небольшие куски камня встречаются в погребениях в качестве основания для деревянных столбов, подпирающих перекрытие, которое чаще всего состояло из балок и толстых досок. Лишь склеп последнего царя второй династии Хасехема был облицован хорошо обработанными известняковыми блоками.

Облицовочные блоки в дальнейшем изготовлялись также из гранита, базальта, алебастра и других сортов камня.

Наземная часть погребальных строений состоятельной половины раннединастического общества часто представляла прямоугольное плоское сверху сооружение из кирпича-сырца высотой от 3 до 6 м. Такое строение принято называть мастаба (в переводе с арабского "скамья").

Мастаба Птахшепсес. Расположена рядом с пирамидой фараона Ниусерра в Абусире.Мастаба Птахшепсес. Расположена рядом с пирамидой фараона Ниусерра в Абусире.

При устройстве усыпальниц для вельмож на севере при первой династии вначале также использовали естественные глыбы камня. Но вскоре добыча и обработка камня на севере, как показали археологические раскопки еще в 30—40-х годах XX века, начали стремительно развиваться.

Уже при первой династии в районе Мемфиса на западном берегу Нила камень применяли и в кладке. Внутренние стены некоторых гробниц, вырытых в грунте, были из камня. Под одной из кирпичных мастаба из камня были сложены также стены шахты десятиметровой глубины. Кладка трех стен состояла из небольшого размера блоков, имитирующих кирпичную кладку.

Четвертая же стена, под которой был оставлен внизу проем-вход в подземный склеп, была сложена совершенно необычным образом. Она состояла из чередующихся слоев больших плит толщиной 30 см и маленьких блоков, причем, длина каждой большой плиты (4,5 м) была равна как раз ширине стены шахты. Каждый монолит покоился на маленьких блоках, плотно прижатых один к другому.

Такая кладка обеспечивала стене большую прочность. Из желания сделать гробницу менее доступной, подземелье не только окружали мощной стеной, но и стремились сам склеп опустить как можно глубже в землю.

На Ливийском плато, где расположены кладбища Древнего и Среднего царств, скала подходила близко к поверхности, а местами выходила на поверхность. Поэтому углубить подземелье можно было лишь при условии выламывания скального грунта. Группа раннединастических гробниц знати на Ливийском нагорье, была высечена в скальном грунте.

Первоначально они состояли лишь из неглубокого колодца и одной небольшой боковой камеры, являвшейся по существу нишей, куда помещали саркофаг. Со временем число камер увеличивается. Все скальные гробницы Раннего и Древнего царств имели также наземную часть — мастаба, из кирпича-сырца, а начиная с четвертой династии — часто и из камня.

Переход от кирпича-сырца к камню

Пирамида Джосера в Саккара - первая пирамида, построенная в Древнем Египте, похожа на шесть уменьшающихся гигантских мастаб, поставленных друг на другаПирамида Джосера в Саккара - первая пирамида, построенная в Древнем Египте, похожа на шесть уменьшающихся гигантских мастаб, поставленных друг на другаТак, постепенно, произошел переход от строительства гробниц из кирпича-сырца и дерева в виде мастаба к каменному строительству и пирамидам. То есть пирамиды в Древнем Египте не появились неизвестно откуда, как иногда некоторым представляется.

На протяжении веков развивались строительные навыки и мастерство строителей, что сделало возможным возведение пирамид с точки зрения технологии. Наряду с развитием строительных навыков и умений древних, произошло объединение Верхнего и Нижнего Египта под властью фараона, ставшего обладателем абсолютной власти, освященной религией.

И фараоны направили людские и материальные ресурсы страны на возведение пирамидных комплексов, которые были им необходимы, как они свято верили, для продолжения жизни после смерти и обретения бессмертия. В это верили не только они, в это верили и все египтяне.

Над поставленной задачей трудились десятки тысяч людей, объединенных волей владык и религиозными убеждениями, поэтому, несмотря на достаточно простые технические средства, которые были в их распоряжении, им удалось добиться таких удивительных результатов.

Эти результаты - десятки пирамид - дошли до нашего времени, явившись наглядным памятником этому колоссальному труду, упорству и мастерству древних.

Также интересно будет посмотреть:

piramidavorever.ru


Смотрите также