Древний египет ка. Фараон Египта Хор — Ка (Сехен)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

КА (в Древнем Египте). Древний египет ка


Древнеегипетская душа: Хат, Сат, Иб, Рен, Ка, Ба, Аху, Шуит, Хека

При всей кажущейся общеизвестности древнеегипетской мифологии, она очень сложно поддается систематизации. Потому что 3 тысячи лет истории - это овердохера: менялись эпохи, правители, завоеватели, жреческие реформы... Потому что септов-номов-районов в Древнем Египте было больше 4-х десятков и в каждом своя система, мнение, версия родоственных-функциональных-аватарных отношених богов, богинь, демонов, духов... Потому что древнеегипетские иероглифы читать - это вам не в носу ковыряться, можно весь мозг вывихнуть. И многие переводчики, судя по текстам, таки вывихнули....А ведь я просто хотел разобраться с египетской душой..

.Короче, единой общей для всего Египта системы воззрений о составе Человека нет. Так, например, в древнюю эпоху выделялось всего три составляющих: Ка, Ба и Ах, - а в гробнице Аменемехта говорится, что четрнадцать. А советский исследователь Рак говортит, что шесть... Пичаль. Но в целом, основные элементы будут такими:

Хат («тело») — бренная оболочка человека, простая материальная база для остальных составляющих человека-я-души.

Fichier:Metjetji statue, Saqqara, Old Kingdom, probably late 5th Dynasty, c. 2375-2345 BCE - Nelson-Atkins Museum of Art - DSC08112.JPG

.

Сат - вечное тело, мумия; мумификация превращает бренное, преходящее тело в священное, вечное тело.

.Иб (аб) - сердце как вместилище мыслей и эмоций (сердце как вместилище Аху называлось Хати). Сердце появляется в момент зачатия из одной капли крови из сердца матери и в течение жизни "отмечает" следование человека пути Маат--справедливости. Анубис после смерти его взвешивает на весах Маат и сердце свидетельствует либо в пользу покойника, либо против его. ели против, то серце съедает чудище Амт и вечная жизнь человеку не светит.

Archivo:Egypt dauingevekten.jpgПроцедура взвешивания сердца на весах Маат.

.

Рен («имя») — в представлении древних египтян имя занимало очень важное место в жизни человека, поскольку они верили, что оно в дальнейшем определяет судьбу человека. Потому имена часто давались в честь богов, склоняя их к проявлению милости по отношению к носителю имени. В некоторых случаях имя заменяет человека, а воздействие на имя - это воздействие на человека.Пока существует имя - человека помнят. Исчезает имя из памяти потомков, человек погружается в забвение и вечной жизни ему не будет. Потому фараоны периодически уничтожали имена своих врагов на памятниках и гробницах...

File:GD-EG-Karnak040.JPGДревнеегипеский картуш с именем фараона Тутмоса III

.Ка («двойник») — это жизненная энергия (способность совершать действия, здоровье, благополучие), которую создал бог Хнум; то, что отличает живое от мертвого. Уходит из тела Ка и тело становится мертвым. Однако, выйдя из тела, Ка его не покидает, но остается рядом. Потому тела и мумифицировались, чтобы поддерживать сущестование Ка. И пища оставалась в погребении. Ибо даже при жизни пищей подпитывается именно Ка, а не тело. Иногда Ка изображают как двойника человека. Боги и фараоны имели несколько Ка.Изображается в виде двух поднятых рук.

Статуя Ка - жизненной силы - царя Ауибра Хора.

Кедр, инкрустации, золото. 18 в. до н.э.

Каир, Египетский музей.

.Ба («душа», «жизненная сила») — сознание человека, личность, психика, душа; то, что дает индивидуальность. Изначально «ба» было присуще только фараонам и божествам, однако в Среднем царстве «ба» приписывается каждому человеку и даже поселению.Ба при жизни тела путешествовала по миру сновидений. Могла свободно перемещаться между миром мертвых и живых. Индивидуальность-Ба также могла переселяться в другие тела по желанию своего хозяина. После смерти (выхода его Ка), Ба тоже толжно быть освобождено от тела путем специальных ритуалов. После них Ба находилась рядом с сердцем при его взвешивании Анубисом, затем, по мнению египтян, возносится на небо, но каждую ночь возвращается к телу умершего. Потому даже после смерти тело должно быть в сохранности.Ба могла изображаться как в виде птицы с человеческими руками и головой, так и в виде барана.

File:Dendera Deckenrelief 05 d1.jpgДуши "Ба". Роспись храма в Дендере..

.Аху (пишут "Сияние", но я бы сказал "Дух") — та составляющая, которая после смерти продолжает существование в загробном мире. После смерти она освобождается путем специального ритуала ритуала отверзания уст. В каком-то смысле, вся цель замного существования человека заключается в подготовке себя (путем правильного поведения, соблюдения ритуалов, совершения приношений и т.д.) к тому, чтобы после смерти тела Аху продолжил существование среди богов.Вместе с тем, Аху могут действовать и в мире живых, например, наказывая расхитителей гробниц и осквернителей некрополей. Еще Аху могли выхывать живые для "консультаций" по животрепещущим вопросам. А если гробница умершего оказывается заброшена, а сам он забыт - дух-Аху обречен на скитания, голод и одиночество.

.

mur sculptéГробница Рамсеса III в Мединет-Абу.

.Шуит ("тень") — натуральная тень человека. Она всегда при нем, следовательно, имеет важное значение. В гробницах фааронов иногда даже были специальные ящики для тени. Считалось, что человек не умер окончательно, пока существуют его индивидуальность-Ва, дух-Аху, тень-Шуит и магия-Хеку.

Выход души-Ba и Тени из могилы. Папирус Neferoubenef, Лувр..Fichier:Ba ombre sortie tombe.jpgВыходящие из гробницы души-Ба и тень-Шуит. Фреска фиванской гробницы TT290

.

Хека - буквально означает "усиление деятельности Ка". Египтяне считали, что увеличение силы души — это принцип по которому работает магия. Но, видимо, не только магия как волшебство, но и научное знание, и искусство. Считалось, что сильным Хека обладали жрецы, маги, ученые (медики, астрономы, архитекторы и т.д.). Слово "Хека" также подразумевает под собой великую силу и воздействие, которое практикующий может оказать на Ка богов, то есть на мир вообще.  В самой седой древности Хека концентрировалась где-то в теле, в каком-то органе. И если его вырезать у врага и съесть, то собственный Хека вырастет. Потом магические способности персонифицировал бог Хека.

pan-dohva.livejournal.com

Египет: «Ка» - душа, двойник человека и дух-охранитель: VIKENT.RU

«Ка» - душа, двойник человека и дух-охранитель в Древнем Египте

«Дорога, которая ведёт из Мемфиса и Фив в Рай, была полна опасностей, и потому умерший не мог сделать по ней даже один шаг, если до того не было выполнено множество ритуальных церемоний. Факт смерти не делал человека бессмертным. Душа была созданной, а не врожденной.

Строго говоря, под душой в Древнем Египте подразумевалось совсем не то, что подразумеваем мы: невидимый, нематериальный «обитатель тела», заставляющий его двигаться во время жизни и покидающий его после смерти, чтобы получить должное за все свои деяния и за свою веру. В египетских текстах встречаются упоминания о многих нематериальных сторонах человека, имеющих некоторое независимое существование от тела, - к ним относятся, кроме прочего, его тень и его имя. Однако из них только три вещи имеют отношение к жизни после смерти.

Из этих трёх легче всего объяснить Ба: Ба имеет вид птицы с человеческой головой, иногда предшествуемой маленьким горящим светильником. Обычно Ба обитает в гробнице или её окрестностях. На Картинах Ба можно видеть сидящим на груди мумии или влетающем в отверстие в стене гробницы для того, чтобы воссоединиться с мумией после короткого путешествия по окрестностям. Как правило, Ба не появляется до момента смерти - и даже после неё появление Ба есть результат особой церемонии, предназначенной для того, что превратить человека в Ба.

Ещё один Кандидат на звание души - это Ка. Когда бог-создатель Хнум на своём гончарном круге придавал форму телу будущего ребёнка, он также делал и Ка ребёнка, имеющего тот же внешний вид: на барельефах и рисунках Ка изображён как двойник человека, которому принадлежит.

Но это не совсем то же, что и душа в нашем понимании этого слова, поскольку Ка совсем не обязательно пребывает внутри тела. Когда человек умирает, он в загробной жизни присоединяется к своему Ка; похоже на то, что Ка гарантирует человеку существование в загробном мире. Ка также играет определённую роль и при жизни, оказывая благотворное и защитительное воздействие.

Концепция Ка крайне сложна; многообразие переводов этого слова указывает на то, что согласия по вопросу о природе Ка до сих пор не найдено - здесь и «двойник», и «дух-охранитель», и «личность», и «жизненная сущность», и «воля, или власть».

Наш первый перевод этого слова - египтологи предпочитают вообще его не переводить - затрагивает лишь один аспект Ка, Касающийся жизни человека после смерти.

Третье - это Акх, самое абстрактное понятие из трёх. Акх никогда не давали в виде рисунка. В текстах это слово изображали в виде ибиса с хохолком; Ба символизировала другая длинноногая птица, а Ка - две воздетые вверх руки. Слово Акх, как и Ка, можно перевести по-разному - от «эффективный», «полезный» до «великолепный». Иногда в него вкладывается значение «дух», или «видоизмененный дух». Слово Акх одновременно и весьма неясное, и вместе с тем самое одухотворенное из всех египетских слов, относящихся к мёртвым.

Нет смысла пытаться провести  чёткое различие между этими тремя сторонами духовной сущности человека. Религию вообще трудно анализировать при помощи логики. Мы не можем сказать, что при условии А мы имеем дело лишь с Ба, при В или С появляются соответственно Ка или Акх.

В египетских текстах видно различное использование этих слов.

Изучая взгляды египтян на загробную жизнь, мы уже не удивимся тому, что они столь же неопределённы, как и взгляды на душу. В описаниях загробного мира можно встретить и подземный мир, и небесный рай; боги усопших могут пребывать и на звездах, и под землей. Многие боги и богини Древнего Египта принимают участие в погребальном ритуале; некоторые из них связаны исключительно с миром мёртвых. Анубис - бог с головой шакала - был проводником мёртвых и покровителем кладбищ и бальзамирования; несмотря на голову хищника, он относился к добрым божествам. Упуат из Ассиута и Хентиаментиу из Абидоса также были связаны с погребальным обрядом. Возглавлял всех правитель царства мёртвых Осирис.

Плутарх оставил нам самую древнюю полную версию его истории. Египтяне никогда её не записывали, но постоянно на неё ссылались, и, несмотря на небольшие несовпадения, эти ссылки в целом соответствуют греческой версии».

Барбара Мертц, Красная земля. Чёрная земля. Древний Египет: легенды и факты, М., «Центрполиграф», 2008 г., с. 364-367.

vikent.ru

Фараон Египта Хор - Ка (Сехен)

Девнеегипетский раннединастический царь. Фараон Египта Ка правил между между периодами правления царей нулевой династии Скорпионом II и Нармером. Чаще ему предписывали имя Двойник или Бык. Присутствие многих имён у одного правителя связано, как и у всех фараонов додинастического периода, главенством одновременно Верхним и Нижним Древним Египтом одновременно. Вернее всего, что дедушкой фараона Хор-Ка был Скорпион II, отец Ири –Хор, а последующий царь Нармер был его внуком.

Объединить Верхний и Нижний Египет удалось при правлении трёх царей: Скорпиона II, Хор-Ка и Нармера. Каждый из них внёс посильный вклад в объединение древней цивилизации в единое государство. Хронология Древнего Египта, расписанная в хронологическом порядке на Палермском камне содержит сведения о царях, а также и об экономической, религиозной и военной политике фараонов.

Попытка доказать, что фараон Хор- Ка — это лишь двойник одного из фараонов – оболочка или дух, не оправдана. Нет доказательств того, что во всех династиях фараон бессмертен и может править более 70 лет. Такой разрыв по времени просматривается между фараоном Египта Скорпионом II и Нармером. Также свидетельством этого служит ряд существенных артефактов, найденных при изучении гробницы. Наоборот, толкование имени царя Мена (Менес) приводит к мысли, что был такой царь, поскольку слово «мен» переводилось с древнего египетского языка, как величественный. Получается, что Нармер после объединения Египта в единое государство возвеличил себя и добавил приставку Мена, как новое имя более высокое по рангу, на примере того, как в детстве нас не величают по отчеству, как и не всегда во взрослой жизни, кроме как при достижении высокого уровня успехов и уважения в обществе.

Фараон Египта Ка занимался строительством оросительных систем для повышения урожайности земель, проводил обмен сельскохозяйственных товаров на лес, золото, бронзу и дерево с соседними древними цивилизациями. Государственные учреждения, созданные при фараоне Ка Древнего Египта, занимались не только сбором налогов для развивающихся отраслей, но и записью налоговых сборов и податей, планированием урожая в зависимости от ожидаемого разлива Нила.Записи на памятниках, указывающие на имя Ка были обнаружены в Абидосе.

Захоронен Хор-Ка на кладбище Умм-Эль Кааб, гробница В7-В9 , почти рядом со Скорпионом I. В мае 2012 года автор принимал участие составе группы по исследованию места захоронения.

Автор статьи:

Коновалов Владимирапрель 2014 года.

 

drevniy-egipet.ru

КА (в Древнем Египте) - это... Что такое КА (в Древнем Египте)?

 КА (в Древнем Египте) КА (в Древнем Египте)

КА, в египетской мифологии одна из душ-сущностей человека. В «Текстах пирамид» ка присуще только фараону и связано с идеей его божественного происхождения и могущества. В конце Древнего царства складывается представление о ка как о двойнике каждого человека, рождающегося вместе с ним и определяющего его судьбу. Ка изображается в виде человека, на голове которого находятся поднятые согнутые в локтях руки.

Энциклопедический словарь. 2009.

  • КА (в авиации)
  • КААН Джеймс

Смотреть что такое "КА (в Древнем Египте)" в других словарях:

  • Математика в Древнем Египте — Данная статья  часть обзора История математики. Статья посвящена состоянию и развитию математики в Древнем Египте в период примерно с XXX по III век до н. э. Древнейшие древнеегипетские математические тексты относятся к началу II… …   Википедия

  • Рабство в Древнем Египте — Рабство в Древнем Египте  общественно экономическая формация в Древнем Египте, имеющая на сегодняшний день спорные характеристики, от определяющей облик общества во всех его аспектах, до, согласно наиболее современным исследованиям,… …   Википедия

  • Кошки в Древнем Египте — Статуэтка кошки Кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Она являлась символом плодородия. Содержание …   Википедия

  • Жрецы в древнем Египте — Жречество Древнего Египта. Древние египтяне, согласно свидетельствам Геродота, были самым богобоязненным и религиозным народом Древнего Мира. Молодой Сети I в образе жреца Маа Раньше было принято считать, что контроль жрецов негативно отражался… …   Википедия

  • Жрецы в Древнем Египте — Жречество Древнего Египта. Древние египтяне, согласно свидетельствам Геродота, были самым богобоязненным и религиозным народом Древнего Мира. Молодой Сети I в образе жреца Маа Раньше было принято считать, что контроль жрецов негативно отражался… …   Википедия

  • БА (в Древнем Египте) — БА, в древнеегипетской религии один из элементов, наряду с ка (см. КА (в авиации)) и ах (см. АХ), именем, тенью, физическим телом и аху составляющих человеческую сущность. Представления о ба в наибольшей степени соответствуют принятым у христиан …   Энциклопедический словарь

  • История евреев в Египте — Египетские евреи …   Википедия

  • Гомосексуальность в древнем мире — Гомосексуальность в древнем мире. Настоящая статья рассматривает период времени до 600 г. н. э., отраженный в письменных источниках. Этнография первобытных народов рассматривается в другой статье. Различные формы сексуальных отношений… …   Википедия

  • Рабство в Египте — Относительно Р. у древних египтян материал ещё не вполне разработан. Землевладение, строительная деятельность фараонов и феодальный строй в среднем царстве покоились на крепостных рабочих и крестьянах; во время завоевательных войн сюда ещё… …   Википедия

  • Гражданская война в Древнем Риме (49—45 до н. э.) — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

dic.academic.ru


Смотрите также