Бесконечный поиск средств для улучшения своей внешности стар, как сама Вселенная.
Давайте разберемся, что из себя представляла косметика в Древнем Риме…
Еще древние римляне искали способы скрыть несовершенства кожи. В качестве основы под макияж использовали разные смеси с жирными веществами. В них добавляли восковое вещество «biacca», расплавленное до вязкого состояния. Римские дамы знали, что оно токсично. Тем не менее, несмотря на недовольство со стороны мужчин, разные побочные эффекты и часто отвратительный запах приготовленного «крема», женщины продолжали его использовать. Брови подкрашивали порошками из сурьмы или «Fulgio» (сажи, полученной при сжигании определенных материалов). Веки красили зелеными тенями, сделанными из малахита. Пользовались киноварью (также высокотоксичным веществом), смешивая ее с животными жирами и экстрактами из овощей, чтобы превратить все это в красную помаду.
Большое значение придавалось красоте зубов. Зубные пасты делали из порошка пемзы и других легких вулканических пород, металлического порошка и пищевой соды.
На рынках продавались даже таблетки против неприятного запаха изо рта. Они предназначались в первую очередь для того, чтобы перебить запах алкоголя.
Древние рабыни проводили дни за смешиванием различных ингредиентов. Для этого существовали специальные ложки или шпатели из дерева, слоновой кости, янтаря, стекла и металла.
В солнечном Риме главной проблемой были веснушки и пигментные пятна. Чтобы от них избавиться, делали маски для лица, некоторые из которых были исключительно «вегетарианскими». В состав масок входили чечевица, мед, ячмень, люпин или укроп. Для аромата добавляли розу или мирту.
Более «тяжелые» маски делали из рогов оленя, экскрементов зимородков, мышей или крокодилов, плаценты, желчи, а также из мочи телят, коров и мулов. Эти ингредиенты смешивали с гусиным жиром, соком базилика, семенами орегано и боярышника, серой, медом и уксусом. Маски с добавками мочи мулов были эффективны, если использовались только сразу после приготовления.
Духи в Древнем Риме
Археологи давно нашли конкретные доказательства существования древних духов и этапов их производства, в частности, мацерации листьев, корней и лепестков цветов. Основой древних духов служило маслянистое вещество «Onfacio». Его получали путем мацерации оливок или виноградного сока, который называется «Agresto». Ароматные вещества смешивали с красителями.
В городе Палестрина на окраине Рима в духи добавляли экстракт из лепестков роз. В Районе Помпеи использовали различные сорта лилий. Также были популярны мирт и лавр, жасмин, яблоки и айва. Из Египта в Рим поставляли ингредиенты, из которых делали самые дорогие духи, которые назывались «Иудейский бальзам».
Александрия в древние времена была центром торговли специями и травами, которые переправлялись в Рим, Неаполь и Капуа.
Ароматные эссенции продавались по ошеломляющим ценам. С 1-го века нашей эры одна унция духов стоила более 400 динаров.
Римский историк Плиний отмечал, что огромные богатства тратились впустую, и «профумо» (духи) могли бы найти лучшее применение, например, в амфитеатрах, где стоял горький запах крови убитых животных.
Духи наносили не только на тело. Знатные люди большое внимание уделяли запахам, которые царили в их домах. Например, дворец Нерона «Domus Aurea» был построен так, что с потолка банкетного зала на гостей падали цветы, и лилась душистая вода. Однажды из-за этого с одним из гостей произошел несчастный случай. Человек захлебнулся в огромном потоке душистой воды с лепестками роз, который обрушился на него сверху (возможно, там были добавки неизвестного ядовитого растения).
Император Гелиогабал устраивал для своих гостей ароматные дожди с фиалками. Об этом иронично говорили некоторые очевидцы: «На нас вылили целые ведра духов, а еды нет. Забавно быть ароматными и голодными».
Гениальной женщиной и настоящим экспертом в области косметики была Клеопатра. Доказательством служат ее труды об искусстве макияжа. Клеопатра открыла мастерские по производству косметики вдоль берегов Мертвого моря, одна из которых так и называлась «Косметическая лаборатория Клеопатры». Она находилась в оазисе на 400 метров ниже уровня моря и состояла из девяти отдельных комнат, в том числе зала ожидания с каменными скамьями. Даже бассейны мастерской, предназначенные для мацерации разных частей растений, сохранились в исключительном состоянии.
Плиний упоминает известные в Иудее грязи («Asphalite»). Их называли «черной смолой». «Черная смола» извлекалась из нефти и использовалась для лечения псориаза. В качестве лекарств и косметических средств применяли и знаменитые соли Мертвого моря.
Парики и красители
Многие мужчины в Древнем Риме страдали от облысения. Светоний писал, что Цезарь за свою жизнь получил много наград от римского народа и сената, но всегда носил только лавровый венок, который как-то мог скрыть его лысую голову.
Чтобы бороться с облысением, применяли раствор, содержащий опий и мирру. Плиний писал, что была популярна еще одна смесь, состоящая из пищевой соды, шафрана, перца, уксуса и мышиного кала.
В Риме знать часто носила парики и шиньоны, сделанные по египетской технологии. Дорогие парики делали из натуральных волос. Черные и темные волосы привозили из Индии, а светлые оттенки – из Северной Европы.
Парики иногда использовали, чтобы скрыть последствия использования краски для волос. Плиний описывает рецепт, который предназначался для того, чтобы волосы потемнели: после тщательного бритья головы надо было оставаться в тени, а затем намазать голову вороньим яйцом, взбитым в медной посуде.
В дальнейшем рецепты черной краски были усовершенствованы путем использования минералов, полученных из черной сурьмы. В краску добавляли животный жир, полынь, листья кипариса. Все это варили и полученной смесью смачивали голову.
Рыжие волосы получали с помощью хны или моркови. Эти цвета были распространены среди проституток.
Иногда появлялась мода на светлый цвет волос. Это называлось «немецким стилем». Всплеск моды на блондинок был во времена императора Коммода. Даже сам император посыпал голову золотым порошком, чтобы осветлить волосы.
Поэт Овидий писал, что каждая женщина в Древнем Риме была вправе сама выбирать свой стиль прически. Некоторые женщины предпочитали завитые волосы, другие сильно затягивали волосы в пучок, а третьи не признавали ничего, кроме распущенных волос, которые закреплялись большими волнами.
Служанки римских матрон тратили много времени на сооружение прически своих хозяек. У них была трудная задача сделать привлекательной часто немолодую и уродливую женщину. Поэтому в ход шли украшения для волос, заколки, ленты и булавки.
Со 2 века нашей эры римские женщины стали украшать волосы диадемами и булавками из золота, серебра, слоновой кости и драгоценных камней. Они часто были полыми внутри, чтобы можно было заполнять их ядом. Такие острые украшения были смертоносным оружием против правонарушителей, но несли угрозу и самим владелицам, так как часто вызывали смертельные ранения.
Женщины большое внимание уделяли уходу за грудью. В маску для груди входили квасцы, касторовое масло и красное сухое вино. Смесь была плотной, как воск. Ее наносили на грудь, а сверху посыпали свинцовыми белилами. Причем делать это надо было на убывающей луне.
Практически всю косметику в Древнем Риме использовали, ориентируясь на фазу луны. Считалось, что только тогда она даст очевидный эффект. Возможно, что это не лишено смысла, и мы могли бы почерпнуть кое-какую полезную информацию из древних рецептов.
vse-lekcii.ru
Косметика в Древнем Риме: история морщин и испорченных нервов | косметика
Изначально древние римляне использовали косметические средства во время разнообразных ритуалов, но вскоре косметика стала неотъемлемой частью повседневной жизни каждой женщины того времени. У богачей была возможность покупать дорогую импортную косметику из Китая и Германии, но менее обеспеченным людям приходилось довольствоваться дешевыми аналогами.
Из-за низкого качества косметической продукции макияж приходилось периодически обновлять, что было крайне непрактично для бедных женщин. Богатые выходили из положения, используя рабынь, задачей которых было следить за внешним видом хозяйки и наносить косметику по мере необходимости.
Лицо
Как и большинство людей древности, римляне предпочитали крайне бледную кожу. Они не были светлокожими от природы, поэтому приходилось наносить на лицо осветляющие средства, например, мел, белый мергель или ядовитые свинцовые белила.
Глаза и брови
Римлянам нравились большие глаза с длинными ресницами. Они красили брови сурьмой или сажей и дорисовывали их до самой переносицы, ведь в моде были почти сросшиеся брови.
На веки деревянными, стеклянными или костяными палочками наносили краску, изготовленную из шафрана, золы, сажи или сурьмы. Перед использованием палочки окунали в воду или масло. Также глаза красили пеплом розы и финиковых косточек.
Римляне пользовались разноцветными карандашами для век: благодаря малахиту модницы придавали векам зеленый цвет, лазуриту - голубой.
Щеки и ногти
Римляне считали, что румянец на щеках является признаком хорошего здоровья. Женщины использовали мак, лепестки роз, красный мел, алканну красительную, финикийский вермильйон (пигмент), крокодилий навоз, красную охру (она было дороже, поскольку привозилась издалека), сок шелковицы, винный осадок, киноварь и свинцовый сурик (два последних очень ядовиты).
Уход за кожей
Римляне делали растительные кремы против морщин, солнечных ожогов, веснушек и высыпаний. Для масок чечевицу, ячмень, люпин, мед, фенхель, семена орегано, боярышник и сок базилика смешивали с серой, разнообразными маслами и уксусом. Часто добавляли розовую эссенцию и мирру. Иногда ингредиентом косметической маски мог стать даже навоз! Акне лечили смесью ячменной муки и сливочного масла, а с солнечными ожогами боролись путем нанесения на поврежденное место крема со слизью улиток.
Парфюмерия
Разнообразные духи были очень популярны в Древнем Риме, ведь приятный аромат считался признаком хорошего здоровья. Помимо этого он скрывал не самый приятный запах некоторых косметических ингредиентов или не всегда мытого тела – разумный бонус, согласитесь. Духи были доступны в виде жидкостей или мазей, и изготовлялись из цветов, листьев и корней разных растений. Базой духов была особая смесь оnfacio, в ее состав входил размоченные маслины и виноградный сок. Часто духи смешивали с красителями. Кроме того, римлянки пользовались дезодорантами из квасцов и лепестков роз или ирисов.
Волосы
Римляне носили парики, чтобы скрыть седину и поврежденные волосы. Во времена Империи парики изготовлялись из настоящих волос: светлые ввозились из Северной Европы, а темные - из Индии. Также среди римлян было популярно красить волосы: осветлять с помощью древесных экстрактов и козьего жира, добавлять красный оттенок, используя хну, и придавать темный цвет смесью черной сурьмы и животного жира. Сделать волосы темнее могли также листья кипариса в уксусе и ясень с розовым маслом. Нежелательные волосы женщины сбривали и выщипывали, пользуясь смолой и пемзой.
Мужчины и косметика
В Древнем Риме мужчины, использовавшие косметику, считались безнравственными и женоподобными. Приемлемым было использование парфюма и депиляция. Многие мужчины наносили на лица белую пудру, чтобы смягчить черты. При императоре Коммоде популярным и среди мужчин было осветление волос.
true-lady.ru
Косметика в Древнем Риме - это... Что такое Косметика в Древнем Риме?
В многочисленных древнеримских захоронениях были найдены косметические принадлежности, баночки для кремов, шпатели и наборы для макияжа. В литературе сохранились свидетельства применения косметики и макияжа, например, в стихах Овидия или эпиграммах Марциала. Не сохранилась «Cosmetica» врача Критона (I—II век н. э.), популярное сочинение из четырёх книг о косметике, которое пользовалось большой популярностью[1]. В своём сочинении «De cultu feminarum» («О женском убранстве») Тертуллиан критически описывает «пристрастие к косметике» у мужчин и женщин. По словам Марциала, по обилию макияжа на лице узнавались старые женщины [2] и гетеры[3].
Макияж
Основу макияжа составляла пудра из свинцовых белил (лат. cerussa) или мела (лат. creta), смешанная с мёдом и жирными кремами; На основу наносились румяна (лат. fucus), которые состояли из растений (пурпурные лишайники рода Rocella) или пурпурной улитки. Ресницы и брови чернили с помощью особой краски — лат. fuligo. Также охотно использовались голубые и зелёные тени и подводка. Некоторые женщины наносили нежно-голубые тени и на виски[4].
Духи
C духами и пахучими мазями во времена Республики боролись в рамках «законов о роскоши», однако во времена Империи они стали широко использоваться как женщинами, так и мужчинами. Духи изготовлялись из разных веществ, привозимых из Египта, Аравии и Индии, а также растений, произрастающих в Италии: лилий, ирисов, нарциссов, майорана, пестумских и фазелийских роз. Из пахучего тростника изготовлялись дешёвые духи[5]. Духи хранились в масле во флаконах из оникса или алебастра; окрашивались в красный цвет киноварью или лакмусовым ягелем. Духи применялись для ванн, комнат и постели, перед представлением в театре воздух освежали благовониями из шафрана и корицы. Духи добавляли к наиболее ценным винам, подливали в светильное масло или погребальные костры.[5]:190
Римляне предпочитали тяжёлые, пряные и сладкие ароматы[6]. Это подтвердили также современные попытки создать духи по римским рецептам.[7]
Окрашивание волос
Многие римлянки окрашивали волосы, чтобы выглядеть привлекательнее[8]. Для этого использовался пепел, придававший волосам красноватый оттенок, волосы чернили дикой лебедой, чечевицей, миртовым вином, кипарисовыми листьями, лесным шалфеем, отваренной кожицей порея[5]. Во времена империи для окрашивания в красные оттенки использовалась завезённая из Египта хенна (лат. cypros). Ещё более популярным было осветление волос. Для этого использовали по большей части краски из Северной Европы (лат. Germanae herbae[9]), из области Висбадена привозились мыльные шарики (лат. pilae Mattiacae[10]) или «батавскую пену», изготовленную на территории современной Голландии (лат. spuma Battava[11]).Также был известны другие оттенки, в том числе ярко-голубой[12]. Мужчины также прибегали к окрашиванию, чтобы скрыть седые волосы, если выщипывание больше не было достаточным[13].
Уход за телом
Популярны были маски для лица. Маски изготовлялись по различным рецептам; так, Овидий рекомендует маски на растительной основе (например, смесь из ячменя, рога оленя, луковиц нарцисса, лука и мёда). Смесь наносилась несколько раз на лицо и, по словам Овидия, у того, кто это делал, лицо будет глаже, чем зеркало. Маски, описанные Плинием, основаны на составляющих животного происхождения, таких как плацента животных, молоко, испражнения и внутренности животных. Как самую простую «маску» описывает Плиний молоко ослицы, которым женщины протирали щёки семь раз в день[14].
Мыло как смесь из козьего жира и пепла (берёзы или мыльнянки) впервые упоминается в I веке н. э. и считалось галльским изобретением, которое использовали также германцы[15]. Оно применялось поначалу для окраски волос, лишь позднее как средство гигиены. В качестве мыла служили также натрон, сода или мука люпина. Для ухода за телом применялись губки, а после мытья в кожу втирались мази.
Женщины удаляли волосы на теле, под мышками, на руках и на ногах[5], Овидий считал такой уход за телом таким же обычным, как и чистка зубов и ежедневное умывание[16]. Мужчины чаще всего ограничивались выщипыванием волос из подмышек и на ногах, иногда на руках и в области гениталий[17]. Существовали лавки, в которых выщипывали волосы пинцетом, в термах работали профессиональные выщипывальщики волос (лат. alipili). Для выведения волос также употребляли кремы в виде пасты из различных составляющих: крови и мозга летучей мыши, смолы, желчи и пепла ежа, пемзы. Иногда ограничивались бритьём[5].
См. также
Примечания
↑ Galen XII 446
↑ Mart. VIII 33, 17
↑ Mart. IX 37, 5
↑ Prop. II 18, 31
↑ 1 2 3 4 5 Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян.
↑ Weeber
↑ Donato Giuseppe, Gabriele Rossi-Osmida, Fondazione Oriele Sotgiu di Ghilarza. Aphrodite's scents: profumi e cosmesi nel mondo antico. Luigi Reverdito Editore, 1986, P. 28
↑ Val. Max. II 1, 5
↑ Ov. ars am. III 163
↑ Mart. XIV 26
↑ Mart. VIII 33, 20
↑ Prop. II 18, 9
↑ Plin. NH XXVI 164
↑ NH XXVIII 183
↑ NH XVIII 191
↑ ars am. III 193
↑ Mart. II 62
Литература
dic.academic.ru
Косметика в Древнем Риме — Википедия
В многочисленных древнеримских захоронениях были найдены косметические принадлежности, баночки для кремов, шпатели и наборы для макияжа. В литературе сохранились свидетельства применения косметики и макияжа, например, в стихах Овидия или эпиграммах Марциала. Не сохранилась «Cosmetica» врача Критона (I—II век н. э.), популярное сочинение из четырёх книг о косметике, которое пользовалось большой популярностью[1]. В своём сочинении «De cultu feminarum» («О женском убранстве») Тертуллиан критически описывает «пристрастие к косметике» у мужчин и женщин. По словам Марциала, по обилию макияжа на лице узнавались старые женщины [2] и гетеры[3].
Основу макияжа составляла пудра из свинцовых белил (лат. cerussa) или мела (лат. creta), смешанная с мёдом и жирными кремами; На основу наносились румяна (лат. fucus), которые состояли из растений или моллюсков (пурпурные лишайники рода Rocella) или пурпурной улитки. Ресницы и брови чернили с помощью особой краски — лат. fuligo. Также охотно использовались голубые и зелёные тени и подводка. Некоторые римлянки наносили нежно-голубые тени и на виски[4].
C духами и пахучими мазями во времена Республики боролись в рамках «законов о роскоши», однако во времена Империи они стали широко использоваться как женщинами, так и мужчинами. Духи изготовлялись из разных веществ, привозимых из Египта, Аравии и Индии, а также растений, произрастающих в Италии: лилий, ирисов, нарциссов, майорана, пестумских и фазелийских роз. Из пахучего тростника изготовлялись дешёвые духи[5]. Духи хранились в масле во флаконах из оникса или алебастра; окрашивались в красный цвет киноварью или лакмусовым ягелем. Духи применялись для ванн, комнат и постели, перед представлением в театре воздух освежали благовониями из шафрана и корицы. Духи добавляли к наиболее ценным винам, подливали в светильное масло или погребальные костры.[5]:190
Римляне предпочитали тяжёлые, пряные и сладкие ароматы[6]. Это подтвердили также современные попытки создать духи по римским рецептам.[7]
Многие римлянки окрашивали волосы, чтобы выглядеть привлекательнее[8]. Для этого использовался пепел, придававший волосам красноватый оттенок, волосы чернили дикой лебедой, чечевицей, миртовым вином, кипарисовыми листьями, лесным шалфеем, отваренной кожицей порея[5]. Во времена империи для окрашивания в красные оттенки использовалась завезённая из Египта хенна (лат. cypros). Ещё более популярным было осветление волос. Для этого использовали по большей части краски из Северной Европы (лат. Germanae herbae[9]), из области Висбадена привозились мыльные шарики (лат. pilae Mattiacae[10]) или «батавскую пену», изготовленную на территории современной Голландии (лат. spuma Battava[11]). Также были известны другие оттенки, в том числе ярко-голубой[12]. Мужчины также прибегали к окрашиванию, чтобы скрыть седые волосы, если выщипывание больше не было достаточным[13].
Популярны были маски для лица. Маски изготовлялись по различным рецептам; так, Овидий рекомендует маски на растительной основе (например, смесь из ячменя, рога оленя, луковиц нарцисса, лука и мёда). Смесь наносилась несколько раз на лицо и, по словам Овидия, у того, кто это делал, лицо будет глаже, чем зеркало. Маски, описанные Плинием, основаны на составляющих животного происхождения, таких как плацента животных, молоко, испражнения и внутренности животных. Как самую простую «маску» описывает Плиний молоко ослицы, которым женщины протирали щёки семь раз в день[14].
Мыло как смесь из козьего жира и пепла (берёзы или мыльнянки) впервые упоминается в I веке н. э. и считалось галльским изобретением, которое использовали также германцы[15]. Оно применялось поначалу для окраски волос, лишь позднее как средство гигиены. В качестве мыла служили также натрон, сода или мука люпина. Для ухода за телом применялись губки, а после мытья в кожу втирались мази.
Женщины удаляли волосы на теле, в подмышках, на руках и на ногах[5], Овидий считал такой уход за телом таким же обычным, как и чистка зубов и ежедневное умывание[16]. Мужчины чаще всего ограничивались выщипыванием волос из подмышек и на ногах, иногда на руках и в области гениталий[17]. Существовали лавки, в которых выщипывали волосы пинцетом, в термах работали профессиональные выщипывальщики волос (лат. alipili). Для выведения волос также употребляли кремы в виде пасты из различных составляющих: крови и мозга летучей мыши, смолы, желчи и пепла ежа, пемзы. Иногда ограничивались бритьём[5].
↑ Galen XII 446
↑ Mart. VIII 33, 17
↑ Mart. IX 37, 5
↑ Prop. II 18, 31
↑ 1 2 3 4 5 Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян.
↑ Weeber
↑ Donato Giuseppe, Gabriele Rossi-Osmida, Fondazione Oriele Sotgiu di Ghilarza. Aphrodite's scents: profumi e cosmesi nel mondo antico. Luigi Reverdito Editore, 1986, P. 28
↑ Val. Max. II 1, 5
↑ Ov. ars am. III 163
↑ Mart. XIV 26
↑ Mart. VIII 33, 20
↑ Prop. II 18, 9
↑ Plin. NH XXVI 164
↑ NH XXVIII 183
↑ NH XVIII 191
↑ ars am. III 193
↑ Mart. II 62
ru.wikiyy.com
Косметика в Древнем Риме — WiKi
В многочисленных древнеримских захоронениях были найдены косметические принадлежности, баночки для кремов, шпатели и наборы для макияжа. В литературе сохранились свидетельства применения косметики и макияжа, например, в стихах Овидия или эпиграммах Марциала. Не сохранилась «Cosmetica» врача Критона (I—II век н. э.), популярное сочинение из четырёх книг о косметике, которое пользовалось большой популярностью[1]. В своём сочинении «De cultu feminarum» («О женском убранстве») Тертуллиан критически описывает «пристрастие к косметике» у мужчин и женщин. По словам Марциала, по обилию макияжа на лице узнавались старые женщины [2] и гетеры[3].
Макияж
Основу макияжа составляла пудра из свинцовых белил (лат. cerussa) или мела (лат. creta), смешанная с мёдом и жирными кремами; На основу наносились румяна (лат. fucus), которые состояли из растений или моллюсков (пурпурные лишайники рода Rocella) или пурпурной улитки. Ресницы и брови чернили с помощью особой краски — лат. fuligo. Также охотно использовались голубые и зелёные тени и подводка. Некоторые римлянки наносили нежно-голубые тени и на виски[4].
Духи
C духами и пахучими мазями во времена Республики боролись в рамках «законов о роскоши», однако во времена Империи они стали широко использоваться как женщинами, так и мужчинами. Духи изготовлялись из разных веществ, привозимых из Египта, Аравии и Индии, а также растений, произрастающих в Италии: лилий, ирисов, нарциссов, майорана, пестумских и фазелийских роз. Из пахучего тростника изготовлялись дешёвые духи[5]. Духи хранились в масле во флаконах из оникса или алебастра; окрашивались в красный цвет киноварью или лакмусовым ягелем. Духи применялись для ванн, комнат и постели, перед представлением в театре воздух освежали благовониями из шафрана и корицы. Духи добавляли к наиболее ценным винам, подливали в светильное масло или погребальные костры.[5]:190
Римляне предпочитали тяжёлые, пряные и сладкие ароматы[6]. Это подтвердили также современные попытки создать духи по римским рецептам.[7]
Окрашивание волос
Многие римлянки окрашивали волосы, чтобы выглядеть привлекательнее[8]. Для этого использовался пепел, придававший волосам красноватый оттенок, волосы чернили дикой лебедой, чечевицей, миртовым вином, кипарисовыми листьями, лесным шалфеем, отваренной кожицей порея[5]. Во времена империи для окрашивания в красные оттенки использовалась завезённая из Египта хенна (лат. cypros). Ещё более популярным было осветление волос. Для этого использовали по большей части краски из Северной Европы (лат. Germanae herbae[9]), из области Висбадена привозились мыльные шарики (лат. pilae Mattiacae[10]) или «батавскую пену», изготовленную на территории современной Голландии (лат. spuma Battava[11]). Также были известны другие оттенки, в том числе ярко-голубой[12]. Мужчины также прибегали к окрашиванию, чтобы скрыть седые волосы, если выщипывание больше не было достаточным[13].
Уход за телом
Популярны были маски для лица. Маски изготовлялись по различным рецептам; так, Овидий рекомендует маски на растительной основе (например, смесь из ячменя, рога оленя, луковиц нарцисса, лука и мёда). Смесь наносилась несколько раз на лицо и, по словам Овидия, у того, кто это делал, лицо будет глаже, чем зеркало. Маски, описанные Плинием, основаны на составляющих животного происхождения, таких как плацента животных, молоко, испражнения и внутренности животных. Как самую простую «маску» описывает Плиний молоко ослицы, которым женщины протирали щёки семь раз в день[14].
Мыло как смесь из козьего жира и пепла (берёзы или мыльнянки) впервые упоминается в I веке н. э. и считалось галльским изобретением, которое использовали также германцы[15]. Оно применялось поначалу для окраски волос, лишь позднее как средство гигиены. В качестве мыла служили также натрон, сода или мука люпина. Для ухода за телом применялись губки, а после мытья в кожу втирались мази.
Женщины удаляли волосы на теле, в подмышках, на руках и на ногах[5], Овидий считал такой уход за телом таким же обычным, как и чистка зубов и ежедневное умывание[16]. Мужчины чаще всего ограничивались выщипыванием волос из подмышек и на ногах, иногда на руках и в области гениталий[17]. Существовали лавки, в которых выщипывали волосы пинцетом, в термах работали профессиональные выщипывальщики волос (лат. alipili). Для выведения волос также употребляли кремы в виде пасты из различных составляющих: крови и мозга летучей мыши, смолы, желчи и пепла ежа, пемзы. Иногда ограничивались бритьём[5].
См. также
Примечания
↑ Galen XII 446
↑ Mart. VIII 33, 17
↑ Mart. IX 37, 5
↑ Prop. II 18, 31
↑ 1 2 3 4 5 Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян.
↑ Weeber
↑ Donato Giuseppe, Gabriele Rossi-Osmida, Fondazione Oriele Sotgiu di Ghilarza. Aphrodite's scents: profumi e cosmesi nel mondo antico. Luigi Reverdito Editore, 1986, P. 28
↑ Val. Max. II 1, 5
↑ Ov. ars am. III 163
↑ Mart. XIV 26
↑ Mart. VIII 33, 20
↑ Prop. II 18, 9
↑ Plin. NH XXVI 164
↑ NH XXVIII 183
↑ NH XVIII 191
↑ ars am. III 193
↑ Mart. II 62
Литература
ru-wiki.org
Косметика в Древнем Риме Википедия
В многочисленных древнеримских захоронениях были найдены косметические принадлежности, баночки для кремов, шпатели и наборы для макияжа. В литературе сохранились свидетельства применения косметики и макияжа, например, в стихах Овидия или эпиграммах Марциала. Не сохранилась «Cosmetica» врача Критона (I—II век н. э.), популярное сочинение из четырёх книг о косметике, которое пользовалось большой популярностью[1]. В своём сочинении «De cultu feminarum» («О женском убранстве») Тертуллиан критически описывает «пристрастие к косметике» у мужчин и женщин. По словам Марциала, по обилию макияжа на лице узнавались старые женщины [2] и гетеры[3].
Макияж[ | код]
Основу макияжа составляла пудра из свинцовых белил (лат. cerussa) или мела (лат. creta), смешанная с мёдом и жирными кремами; На основу наносились румяна (лат. fucus), которые состояли из растений или моллюсков (пурпурные лишайники рода Rocella) или пурпурной улитки. Ресницы и брови чернили с помощью особой краски — лат. fuligo. Также охотно использовались голубые и зелёные тени и подводка. Некоторые римлянки наносили нежно-голубые тени и на виски[4].
Духи[ | код]
C духами и пахучими мазями во времена Республики боролись в рамках «законов о роскоши», однако во времена Империи они стали широко использоваться как женщинами, так и мужчинами. Духи изготовлялись из разных веществ, привозимых из Египта, Аравии и Индии, а также растений, произрастающих в Италии: лилий, ирисов, нарциссов, майорана, пестумских и фазелийских роз. Из пахучего тростника изготовлялись дешёвые духи[5]. Духи хранились в масле во флаконах из оникса или алебастра; окрашивались в красный цвет киноварью или лакмусовым ягелем. Духи применялись для ванн, комнат и постели, перед представлением в театре воздух освежали благовониями из шафрана и корицы. Духи добавляли к наиболее ценным винам, подливали в светильное масло или погребальные костры.[5]:190
Римляне предпочитали тяжёлые, пряные и сладкие ароматы[6]. Это подтвердили также современные попытки создать духи по римским рецептам.[7]
Окрашивание волос[ | код]
Многие римлянки окрашивали волосы, чтобы выглядеть привлекательнее[8]. Для этого использовался пепел, придававший волосам красноватый оттенок, волосы чернили дикой лебедой, чечевицей, миртовым вином, кипарисовыми листьями, лесным шалфеем, отваренной кожицей порея[5]. Во времена империи для окрашивания в красные оттенки использовалась завезённая из Египта хенна (лат. cypros). Ещё более популярным было осветление волос. Для этого использовали по большей части краски из Северной Европы (лат. Germanae herbae[9]), из области Висбадена привозились мыльные шарики (лат. pilae Mattiacae[10]) или «батавскую пену», изготовленную на территории современной Голландии (лат. spuma Battava[11]). Также были известны другие оттенки, в том числе ярко-голубой[12]. Мужчины также прибегали к окрашиванию, чтобы скрыть седые волосы, если выщипывание больше не было достаточным[13].
Уход за телом[ | код]
Популярны были маски для лица. Маски изготовлялись по различным рецептам; так, Овидий рекомендует маски на растительной основе (например, смесь из ячменя, рога оленя, луковиц нарцисса, лука и мёда). Смесь наносилась несколько раз на лицо и, по словам Овидия, у того, кто это делал, лицо будет глаже, чем зеркало. Маски, описанные Плинием, основаны на составляющих животного происхождения, таких как плацента животных, молоко, испражнения и внутренности животных. Как самую простую «маску» описывает Плиний молоко ослицы, которым женщины протирали щёки семь раз в день[14].
Мыло как смесь из козьего жира и пепла (берёзы или
ru-wiki.ru
Косметика в Древнем Риме Википедия
В многочисленных древнеримских захоронениях были найдены косметические принадлежности, баночки для кремов, шпатели и наборы для макияжа. В литературе сохранились свидетельства применения косметики и макияжа, например, в стихах Овидия или эпиграммах Марциала. Не сохранилась «Cosmetica» врача Критона (I—II век н. э.), популярное сочинение из четырёх книг о косметике, которое пользовалось большой популярностью[1]. В своём сочинении «De cultu feminarum» («О женском убранстве») Тертуллиан критически описывает «пристрастие к косметике» у мужчин и женщин. По словам Марциала, по обилию макияжа на лице узнавались старые женщины [2] и гетеры[3].
Макияж
Основу макияжа составляла пудра из свинцовых белил (лат. cerussa) или мела (лат. creta), смешанная с мёдом и жирными кремами; На основу наносились румяна (лат. fucus), которые состояли из растений или моллюсков (пурпурные лишайники рода Rocella) или пурпурной улитки. Ресницы и брови чернили с помощью особой краски — лат. fuligo. Также охотно использовались голубые и зелёные тени и подводка. Некоторые римлянки наносили нежно-голубые тени и на виски[4].
Духи
C духами и пахучими мазями во времена Республики боролись в рамках «законов о роскоши», однако во времена Империи они стали широко использоваться как женщинами, так и мужчинами. Духи изготовлялись из разных веществ, привозимых из Египта, Аравии и Индии, а также растений, произрастающих в Италии: лилий, ирисов, нарциссов, майорана, пестумских и фазелийских роз. Из пахучего тростника изготовлялись дешёвые духи[5]. Духи хранились в масле во флаконах из оникса или алебастра; окрашивались в красный цвет киноварью или лакмусовым ягелем. Духи применялись для ванн, комнат и постели, перед представлением в театре воздух освежали благовониями из шафрана и корицы. Духи добавляли к наиболее ценным винам, подливали в светильное масло или погребальные костры.[5]:190
Римляне предпочитали тяжёлые, пряные и сладкие ароматы[6]. Это подтвердили также современные попытки создать духи по римским рецептам.[7]
Окрашивание волос
Многие римлянки окрашивали волосы, чтобы выглядеть привлекательнее[8]. Для этого использовался пепел, придававший волосам красноватый оттенок, волосы чернили дикой лебедой, чечевицей, миртовым вином, кипарисовыми листьями, лесным шалфеем, отваренной кожицей порея[5]. Во времена империи для окрашивания в красные оттенки использовалась завезённая из Египта хенна (лат. cypros). Ещё более популярным было осветление волос. Для этого использовали по большей части краски из Северной Европы (лат. Germanae herbae[9]), из области Висбадена привозились мыльные шарики (лат. pilae Mattiacae[10]) или «батавскую пену», изготовленную на территории современной Голландии (лат. spuma Battava[11]). Также были известны другие оттенки, в том числе ярко-голубой[12]. Мужчины также прибегали к окрашиванию, чтобы скрыть седые волосы, если выщипывание больше не было достаточным[13].
Уход за телом
Популярны были маски для лица. Маски изготовлялись по различным рецептам; так, Овидий рекомендует маски на растительной основе (например, смесь из ячменя, рога оленя, луковиц нарцисса, лука и мёда). Смесь наносилась несколько раз на лицо и, по словам Овидия, у того, кто это делал, лицо будет глаже, чем зеркало. Маски, описанные Плинием, основаны на составляющих животного происхождения, таких как плацента животных, молоко, испражнения и внутренности животных. Как самую простую «маску» описывает Плиний молоко ослицы, которым женщины протирали щёки семь раз в день[14].
Мыло как смесь из козьего жира и пепла (берёзы или мыльнянки) впервые упоминается в I веке н. э. и считалось галльским изобретением, которое использовали также германцы[15]. Оно применялось поначалу для окраски волос, лишь позднее как средство гигиены. В качестве мыла служили также натрон, сода или мука люпина. Для ухода за телом применялись губки, а после мытья в кожу втирались мази.
Женщины удаляли волосы на теле, в подмышках, на руках и на ногах[5], Овидий считал такой уход за телом таким же обычным, как и чистка зубов и ежедневное умывание[16]. Мужчины чаще всего ограничивались выщипыванием волос из подмышек и на ногах, иногда на руках и в области гениталий[17]. Существовали лавки, в которых выщипывали волосы пинцетом, в термах работали профессиональные выщипывальщики волос (лат. alipili). Для выведения волос также употребляли кремы в виде пасты из различных составляющих: крови и мозга летучей мыши, смолы, желчи и пепла ежа, пемзы. Иногда ограничивались бритьём[5].
См. также
Примечания
↑ Galen XII 446
↑ Mart. VIII 33, 17
↑ Mart. IX 37, 5
↑ Prop. II 18, 31
↑ 1 2 3 4 5 Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян.
↑ Weeber
↑ Donato Giuseppe, Gabriele Rossi-Osmida, Fondazione Oriele Sotgiu di Ghilarza. Aphrodite's scents: profumi e cosmesi nel mondo antico. Luigi Reverdito Editore, 1986, P. 28