Ярлык древняя русь. Ярлык на княжение, или Почему русские князья ходили на поклон к монгольскому хану
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Отечественная история в терминах и понятиях - ярлык. Ярлык древняя русь


Ярлык на княжение - что это такое?

Деятельность человека в прошлом, его миропонимание, роль в обществе - все это является предметом изучения гуманитарной науки истории. Она, опираясь на документы и следы исчезнувших эпох, объясняет жизнь предыдущих поколений.

Все чаще звучащий вопрос: "А было ли иго?"

ярлык на княжениеА что делать, когда конкретных следов нет, а есть только упоминания о них в летописях, данные которых всегда подвергались сомнению? Сколько поколений изучали в школах монголо-татарское иго! Сейчас, мало того, что из исторической науки вообще убран этот термин и заменён фразой «Золотая Орда», но оспаривается абсолютно все, что связано с этим явлением. Даже задаются вопросы: «А предпринимала ли она вообще походы на Русь?» И приводятся довольно убедительные факты, что не предпринимала. Однако многие люди со школьной скамьи уверены, что 200 лет Русь находилась под игом, и «ярлык на княжение» ханы Золотой Орды русским князьям выдавали. Но почему-то ни одного из них не сохранилось.

Документ, известный понаслышке

Об этом роде документов, как и об их существовании вообще, знают только из летописей. Однако в позднейших произведениях литературы и искусства сам факт поездок на поклон к ордынским ханам неоднократно описывался. Художник Борис Чориков (1802-1866), известный как иллюстратор «Истории России» Карамзина, нарисовал распрю русских князей, устроенную ими прямо на глазах довольного хана, за право получить «ярлык на княжение». Что же представлял собой этот документ? Что заставляло князей с богатыми дарами «ходить» ко двору ордынского хана? Это было разрешение, выданное правителем улуса Джучи, или Золотой Орды, мощного государства с огромной армией, которая при надобности саблями подтверждала силу этого указа. Хан, приняв дары, разрешал принесшему их, править в определенном уделе, даже если на тот момент там сидел свой князь. Хан, как хитрый восточных политик, умело использовал «ярлык на княжение» с целью стравливания уездных князей. Таким образом, подконтрольная Русь долго не могла объединиться для совместного отпора Орде. В результате такой политики ханов удельные правители шли войной друг на друга, ослабляя раздробленную Русь.

Зависимость Руси

 князь получивший ярлык на княжениеСтало это возможным потому, что в 1237-1242 годах монголами было предпринято нашествие на Русь. Очень интересно, что нигде в отечественной литературе не применялся термин «иго». И почему надо было брать на вооружение «словечко», впервые примененное польским хронистом Яном Долгушем, зная, что эта страна может исказить любой факт, лишь бы досадить или унизить Россию. Да и применен он был в конце XV века, когда от так называемого «ига» и следа не осталось. После ордынского нашествия наша страна была поставлена в вассальную зависимость – данническую и политическую. Идея выдавать «ярлык на княжение» родилась, очевидно, в ставке хана, потому что первая поездка, да и все последующие, начинались с вызова князя ко двору.

Первый князь, получивший ярлык

Князь Владимиро-Суздальский Юрий Всеволодович погиб у стен легендарного Китежа, в Харакорум, столицу Монгольской империи, был вызван его брат, Ярослав. Его первая поездка считается очень удачной и называлась даже дипломатическим успехом. Первый ярлык на княжение получил именно он, отец Александра Невского. Во время второго посещения Орды он был отравлен регентшей Турашной, вдовой каана Угедэя. Она сразу же призвала ко двору Александра, возможно с той же целью убийства. Но по различным причинам новгородский князь 4 года не появлялся в Орде. Саму отравительницу постигла та же участь – через два месяца после восхождения на престол сына она была умерщвлена таким же способом. При дворе хана Бату бушевали те еще страсти.

Козни и интриги

 первый ярлык на княжениеЕздить в ханскую ставку было необходимо, потому что только князь, получивший ярлык на княжение, считался законным правителем. Причем это касалось не только великих князей, но и удельных. Замешкавшегося с поездкой законно избранного киевского князя Святослава сместил его брат Михаил. Почему эта грамота была так желанна? Сначала за данью приезжали на Русь монголы. Но начались народные волнения, особенно в Новгороде. Ордынцы предпочитали управлять княжествами издалека и поэтому переложили взимание дани на самих князей. То есть место князя было более чем хлебным – дани взималось гораздо больше, чем отдавалось Орде. Князь, получивший ярлык на княжение, значительно приумножал свои богатства. Потому-то и спешили нечестивцы в обход законных правителей упасть в ноги хану, который считался верховным правителем Руси. Поездки туда были дорогостоящими и долговременными. Так, хитрый политик Иван Калита большую часть времени своего правления провел в Орде и дороге, добираясь туда и оттуда. Внук Александра Невского Московский князь Юрий III Данилович прожил в ставке 2 года, женился на сестре хана, таким образом, заслужив ярлык на великое княжение.

Красивый, всесильный, исчезнувший

ярлык на великое княжение владимирскоеПо рассказам ярлык представлял собой золотую пластину, края которой были закруглены. В ней имелось отверстие для подвешивания. Более чем странно, почему не осталось ни одного Золотого ярлыка. Изготовленный из драгоценного металл, не подверженный времени, играющий в истории Руси такую огромную роль – и пропал. Ярлыки выдавались и духовенству. Все они массово исчезли. Беда Древней Руси была в том, что у правителей, как правило, было много сыновей, и крупные территориальные образования дробились между ними, превращаясь в мелкие удельные княжества. Появлялся толковый политик, объединял их на время, а затем все повторялось. Так, к началу XIII века на Руси кроме ряда мелких было два крупных княжества – Владимирское и Киевское, причем первое было гораздо мощнее и больше по размерам второго. Поэтому получить ярлык на Великое княжение Владимирское было заветной мечтой многих князей, в том числе и Александра Невского. Он добрался наконец до Орды вместе со своим братом Андреем и получил разрешение на киевский стол, чем был очень обижен.

fb.ru

Ярлык на княжение - Валерий

Ярлык на княжение

Ханский ярлык./ Фото: islamreview.ru

Ханский ярлык./ Фото: islamreview.ru

Ханский ярлык – это письменный документ, подтверждающий волю кагана. В Древней Руси давал право князю на управление землями и долю от собранной дани. В настоящее время историки часто спорят о том, а было ли на Руси монголо-татарское иго. Все чаще высказывается версия, что никакого нашествия, а тем более порабощения не было. Одним из основных аргументов в пользу данной теории является тот факт, что, несмотря на огромную ценность ярлыка на княжение, ни один из документов не был сохранен. Но для этого есть объективные причины.

Пайцза - знак власти должностных лиц Орды./ Фото: trojden.com

Пайцза - знак власти должностных лиц Орды./ Фото: trojden.com

Ярлык – это рукописный документ или грамота, для сохранности которой нужны особые условия. С учетом того, что монголо-татары следили за тем, чтобы не только один князь, но и одно княжество долго не имело главенствующей власти, о создании какого-то архива, способного сохранить подобный документ для потомков, не могло быть и речи. А частые пожары и разорительные набеги способствовали их исчезновению.

Обладатель пайцзы собирает дань./ Фото: kontinent.org

Обладатель пайцзы собирает дань./ Фото: kontinent.org

После освобождения от власти Золотой Орды ценность этих бумаг была утрачена. Подтверждение выдачи ярлыков на великое княжение можно найти только в летописях. Но далеко не все признают этот источник. Ведь описание и переводы ярлыков были сделаны спустя много лет после избавления от ига, в связи с чем ряд историков говорит о возможности фальсификации рукописных свидетельств.

На поклон к хану Золотой Орды

Благоверный князь Александр Невский у хана Батыя./ Фото: history-thema.com

Благоверный князь Александр Невский у хана Батыя./ Фото: history-thema.com

Еще одним подтверждением существования ярлыков и полной политической зависимости Руси от Золотой Орды являются многочисленные свидетельства поездок князей на поклон к великому хану. Впервые хан Батый потребовал явиться действующего Великого князя в 1243г. К поездке в Сарай князья начинали готовиться заранее. Необходимо было собрать щедрые подарки хану, его приближенным, женам и всем влиятельным монголам. Помимо подарков необходимо было продумать дипломатическую стратегию: как обойти конкурентов и защититься от их нападок. Русские князья и их бояре плели друг против друга настоящие интриги в надежде получить власть в свои руки.

Золотая Орда и русские княжества на карте./ Фото: rivage.ru

Золотая Орда и русские княжества на карте./ Фото: rivage.ru

От того, удастся ли склонить хана на свою сторону, часто зависело не только получение ярлыка, но и жизнь самих послов и населения целых городов. Так, первый русский князь, отправившийся на поклон к хану, Ярослав Всеволодович, был отравлен в Орде уже после получения ярлыка. Всего за время монголо-татарского ига в ставке были убиты десятки русских князей и их подданных. Еще большее число послов подвергались пыткам и унижениям. Поэтому, перед отъездом многие оставляли завещания и брали в дорогу священника.

Мученик за веру – князь Михаил Черниговский

Князь Михаил Черниговский отказался поклоняться Огню и Солнцу./ Фото: readtiger.com

Князь Михаил Черниговский отказался поклоняться Огню и Солнцу./ Фото: readtiger.com

Но далеко не все князья готовы были поступиться своей честью ради получения благосклонности хана. В 1246г. в Золотую Орду отправился Михаил Черниговский вместе со своим верным сподвижником Феодором. По заведенной традиции перед входом в ханский шатер князь и боярин должны были пройти «очищение огнем». Ритуал заключался в прохождении сквозь пламя, которое очищало от дурных помыслов, и поклонении огню и солнцу, что символизировало полную покорность. Однако истинные христиане, Михаил и Феодор, отказались преступить законы своей веры и склониться перед идолами.

Пытки Михаила Всеволодовича Черниговского, великого князя Киевского./ Фото: rusorel.info

Пытки Михаила Всеволодовича Черниговского, великого князя Киевского./ Фото: rusorel.info

Жрецы доложили о неповиновении русских послов хану. Первым мученическую смерть принял князь. После долгих истязаний он был убит. А Феодору предложили отступиться от своей веры и пройти языческий обряд в обмен на ярлык на великое княжение. Но боярин был также непоколебим и последовал примеру своего князя. По легенде, тела обоих мучеников бросили на съедение собакам. Но чудесным образом они были нетронуты животными, а позднее тайно погребены по христианским обычаям.

Св. муч. и исповедники благоверный кн. Михаил и боярин его Феодор Чер./ Фото: mirtesen.ru

Св. муч. и исповедники благоверный кн. Михаил и боярин его Феодор Чер./ Фото: mirtesen.ru

Михаил и Феодор причислены к лику святых. Своим подвигом они доказали стойкость духа русского народа. После их казни в Орде не требовали от христиан поклонения языческим идолам.

Шлемы Ивана Грозного и Александра Невского./ Фото: hystory.mediasole.ru

Шлемы Ивана Грозного и Александра Невского./ Фото: hystory.mediasole.ru

simfosj1.livejournal.com

Документы Золотой Орды.: yar46

Предыдущее

Лев и ярлык

Источник рисунка http://lib.rus.ec/i/17/419117/i_118.jpg

Ярлык повесить можно в шутку.

А снять – достанет ли веков.

- Но сколько жить с такою «уткой»?

- Пока согласен быть рабом.

На сегодня информация про т.н. «иго» известна из справочников и учебников, начиная с 18 века. Главными отечественными первоисточниками считаются исключительно летописи. При этом наука не располагает самими летописями, а лишь их рукописными копиями, переведенными на современный русский язык. И поборников ига не смущает, что первая редакция «Повести временных лет» была составлена на немецком языке немецкими академиками Петербурга и переведена в 1819 году для императора Александра I, протектора Мальтийского ордена, воспитанного швейцарцем-якобинцом Фредериком Сезаром Лагарпом. Воспитание очевидное западное.

Итак, «наши» летописи утверждают, что до Романовых русские князья были лишены всех прав, и получали право на великое княжение от завоевателей Руси мифических «татаро-монголов». В подтверждение этого права завоеватели выдавали князьям соответствующий ярлык. Как бы обижали, и выдавали квиток, чтоб князья обиду помнили.

Заглянем в музеи. Действительно ярлыки были.

Что представлял собой ярлык. Материал – бумага. Размер - примерно 20 см в ширину, в длину – свернутый рулон до 1,5 м. Писалось черными чернилами, отдельные фрагменты выделяли красными и золотыми. Это касается описания документов, что сохранились, до нашего времени.

А что содержится в ярлыках? Ярлыки представляют собой письменные документы разнообразной тематики, включая дипломатическую переписку и освобождение Церкви от налогов, но.

Известно, что в период Батыя и Русь и Орда исповедовали христианство арианского толка. Даже Батый был одно время христианином, а его сын Сартак оставался христианином до конца жизни. Надо ли удивляться, что Церковь была освобождена от выплаты каких-либо налогов. Это отражено в сохранившихся ярлыках.

Однако на сегодня не известно  ни одного ярлыка именно на предоставление права княжения или великого княжения. Тогда откуда берутся утверждения, что подобные ярлыки существовали?

О ярлыках, дарующих русским князьям право власти над конкретной территорией мы знаем только из поздних списков русских летописей. Однако, в списках отсутствуют сведения о содержании ярлыков дарующих такое право. Отсутствие оригиналов подобных документов позволяет думать о возможных фальсификациях, как это было сделано с летописями. Правда в исторических кругах есть мнение, что такие ярлыки существовали, но со временем они потеряли актуальность и их якобы сожгли до единого.

«Башкиры жалованные царские грамоты на землю хранили всемьях по двести-триста лет (их тоже называли ярлыками). Потому что это были главные правовые документы при земельных спорах. А зачем, спрашивается, княжеским семьям нужно было сохранять ханские ярлыки? К концу 16 века все бывшие удельные князья стали царскими холопами. Их место при дворе определялось государевой милостью и знатностью рода. А знатность эту и память о прошлой самостоятельности они связывали с сидением дедов-прадедов на великих столах, а вовсе не с ордынскими пожалованиями. К тому же легитимность московских Рюриковичей была придумана на основе легенды о непрерывности "царского корня" от "Августа-кесаря". Бусурманские ярлыки сюда совсем не вписывались».

Зайдем с другой стороны. Предполагаемый Ярлык это не только право на легитимную власть, это документ, подтверждающий княжеское достоинство, а ещё такой документ, мог оговаривать и некие обязанности, и их исполнение. Однако кроме летописей ни один исторический документ о ярлыках на княжение не упоминает. Для юридической практики, что бы документ, подтверждающий право на власть, не засветился в других документах факт странный и не реальный.

Как бы там ни было, мы имеем дело если не с очередным историческим мифом, то, как минимум с недоказанным историческим фактом. Однако на сей недоказанности базируется значительный период нашей истории как постулат.

Без наличия ярлыков на великое княжение объективно оценить отношения Руси с Ордой опираясь только на отечественные источники невозможно.

Данное обстоятельство просто требует исключения из учебников понятия про иго и ярлыки на княжение. Учебники не место для предположительной информации.

Но и без того видно, что история Руси была совсем иной, чем говорится в учебниках. Государственное собирание земель требуют называть игом. Применение такого термина это плевок в собственную историю. А Ярослав Мудрый собирая Киевскую Русь варяжскими дружинами, тоже устанавливал иго для соседей? А включение Суздаля, Ростова и т.д. в Московию тоже считать игом для ростовцев и суздальцев?

Нужно немалое гражданское мужество, что бы составить истинную историю без идеологических вывертов. И, похоже, в этом вопросе не обойтись без политической воли власти, ибо сама наука на это отважиться не в силах.

Однако с чего мы взяли, что среди ярлыков-писем были ярлыки, дарующие власть русским князьям? Княжили на Руси во всю историю только русские князья и никто иной. А будь в природе ярлыки на княжение, могли бы русскими княжествами владеть и представители Орды. Но не владели! С Ордой наблюдаются только отношения в виде взаимного предоставления войск и оплаты военного налога, называемого сегодня «невыносимой данью». Разумеется, князья делали подарки ханам и членам их семей. А сегодня уже современные «князья» России разве не делают подарки Патриарху или заграничным политикам во время визитов? И что это следует назвать игом?

Древние артефакты лучше смотреть самим. Рекомендую посетить в Москве Исторический музей и Музей Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Этот музей проводит интересные экскурсии и для детей. Экскурсовод в боярском одеянии просвещает детишек о старинном укладе жизни, об уважении, которое добрые молодцы должны выказывать красным девицам (однокласницам), а в заключении катание на лошадках. Дворец хоть и новодел, но имеет много артефактов и исторических реконструкций, одна из которых львы возле трона царя, рычащие и поднимающие лапы. Такое чудо было скопировано государем с аналогичного при дворе императора в Константинополе. Притронных львов можно смело отнести к первым роботам эпохи Средневековья.

Специально для паузы сообщаю ссылку на статью об известных в истории роботах, созданных задолго до современных компьютерных технологий - http://tanjand.livejournal.com/857969.html, правда, не обошлось и без мистификаций, одну из которых разоблачила Екатерина II, http://www.unbelievable.su/articles.php?id=49.

Похоже, и в современном изложении истории, содержащиеся в ней мистификации без монаршей воли не отменить.

А какие вообще кроме ярлыков известны документы Золотой Орды, представлявшие реальную власть?

Ярлык

Так выглядел ордынский ярлык. Источник фото.

Ярлыки выдавались не только русским князьям, но и митрополитам и венецианским купцам. Переписка ярлыками велась и с Великим княжеством Литовским. А там княжили суверенно и в Орду за разрешениями не ездили. Эти ярлыки всего лишь дипломатическая переписка.

А вот другой документ Пайцза. Этим знаком делегировалась власть от имени хана.

Пайцза

Пайцза, вид с двух сторон. Источник.

«Силою вечного Тенгри. Имя императора да будет свято. Тот, кто не будет относиться с благоговением, совершит проступок и умрёт» (Перевод Н. Н. Поппе. М.—Л.: Издательство АН СССР, 1941).

Пайцзы бывали деревянные, медные, серебряные и золотые; иногда украшались драгоценными камнями.

В Чанчунь си-ю цзи рассказывается, как Чингис-хан отправил чиновника Лю Чжун-лу, у которого висела на поясе золотая дощечка с головой тигра и надписью: «ведет дела по усмотрению, как бы мы лично ехали».

Рубрук сообщает, что хан Мункэ давал своим посланникам «золотую дощечку, шириною в ладонь и длиною в пол-локтя, на которой пишется его приказ. Кто её имеет в руках, тот может приказывать что хочет, и это делается без замедления».

О пайцзах различных рангов («дщицах») подробно рассказывает Марко Поло. Сотник имел серебряную пайцзу, тысячник — золотую или позолоченную серебряную, темник — золотую с львиной головой; у того, кто поставлен над ста тысячами - пайцза золотая с изображением льва в нижней части, а сверху - солнце и луна. На всех одинаковая надпись: «По воле великого Бога и по великой его милости к нашему государю, да будет благословенно имя хана и да умрут и исчезнут все ослушники». Когда требовалось наделить официальное лицо высшей властью, символом на пластинке был кречет.

Вы не пропустили мимо внимания слова «великого Бога»? Речь идет не о многобожии, как нас уверяют религиозные деятели, а о самом, что ни наесть единобожии! Но это так для заметки.

А вот ещё один символ власти - тамга.

Считается, что к русским слово "тамга" попало с Востока, так называли основной налог с торговли, ремесла и промыслов. На этот налог было перенесено название знака тамги, который ставился как свидетельство, что налог уплачен. Вероятно, от этого слова происходят и знакомые нам слова: дань, деньги, монеты таньга. В корне термина просматривается и слово «таможня». Таможня дала добро, поставила свой знак, и тебя и товар пропускают через границу.

Вообще тамга по своему определению родовой знак. А ещё она знак территории рода. В средневековье знак становится государственным гербом, а до того он знак, который ставили на скот, на борти на межевые камни. А вот греки использовали свой знак как пограничный, застолбив ставросами (столбами с пограничными знаками) целый полуостров, который так и назвали Таврида (сегодня это наш Крым).

Первая тамга у монголов появляется только в четвертом поколении Чингизидов.Тем не менее, в сети Интернет, да и в словарях сплошь и рядом утверждается что тамга - монгольское слово.

Однако археология как наука все-таки упрямее свидомых специалистов.

Тамга

Это знаки Боспорских царей, III век до н.э. Источник.

Южнорусские князья как и представители знати других народов использовали двузуб и трезуб на территориях, где эти знаки уже давно были в ходу.Сам по себе трезуб не является родовым знаком ни Гедиминовичей, ни Рюриковичей, ни Гиреев, ни даже болгарских Шишманов, наследовавших свой родовой трезубец (знак «Шта») от знаков тюркских народов. Как и другие сарматские знаки трезуб это только знак территории. Итак:

тамга - сарматский знак;тамга не привязана к какой-либо нации;тамга как знак известен с древнейших времен.

Смысл знаков власти нам известен издавна, в отличие от происхождения известной нам терминологии. Показанные выше знаки употреблялись лишь на территории Боспора, в то время как знаки других начертаний широко применялись во всем Северном Причерноморье. Они прочно вошли в быт населения и использовались в практической жизни, например в ремесленном производстве. Причем ремесленники, работавшие в царских или княжеских мастерских, маркировали свою продукцию царским гербом или княжеским знаком, а владельцы собственных мастерских - гравировали личную эмблему. Подобные эмблемы можно встретить на многих изделиях ремесленников Рима, Новгорода, Московии. Загляните в музеи, присмотритесь к древним «железкам». По этому признаку уже сами сможете отличить новодел и подделку.

Подведем итог по знакам и документам власти.

В административной и политической жизни Золотой Орды издавалось много правительственных повелений - указов общегосударственного и частного характера. Эти письменные документы именовались ярлыками. По степени важности ярлыки снабжались печатями с изображением тамги. На особо важных ярлыках была большая тамга из яшмы. Ярлыки "по делам средней важности" получали большую тамгу из золота. Ярлыки по военным делам получали большую тамгу из золота, только с тем отличием, что на ней по окружности тамги изображали - "лук, булаву и саблю". Источник.

Рассмотренные знаки и символы власти сильно разнятся между собой. Ярлык самый разговорчивый. Пайцза немногословна, но весьма лаконична. А тамга хоть и молчалива, но, похоже, что от её знаков берет свое начала сама письменность, а ещё от тамги началась известная традиция ставить печати на ответственных документах.

Итак, рассматривая юридическую систему власти Орды, мы не обнаруживаем документов, в которых русским князьям предоставляется в явной форме право на великое княжение.

Продолжение следует

В список по теме

yar46.livejournal.com

Ярлык (грамота) — WiKi

У этого термина существуют и другие значения, см. Ярлык.

Ярлык (от монг. ᠵᠠᠷᠯᠢᠭ, зарлиг — указ) — письменное повеление или грамота хана, воплощение законов Ясы. Верительная грамота на великое княжение в XIII—XV веках[1].

Этимология

Слово ярлык заимствовано русским языком из тюркских языков, где оно имеет значение «султанский указ, грамота, дворянская грамота»[2]. Тюркские народы, заимствовав (вероятно, при первых Чингизидах) это слово у монголов с его древнейшим произношением, стали произносить я как е, а окончание ик - как ык/ыг[3].

По своей структуре слово ярлык образовано корнем ᠵᠠᠷ, зар — от монгольского оглашение, объявление и монгольским же суффиксом ᠯᠢᠭ, лиг — письменная грамота[4]. Также это монгольское слово (джарлик) означает слово старшего к младшему[5].

Из существительного ярлык (ярлыг, ерлык, ерлыг) джагашайские турки образовали глагол ярлымак (приказывать, говорить), имеющее то же значение, что и монгольское дзарликлаху. Помимо русского и тюркских языков слово ярлык в период владычества монголов перешло в языки иных подвластных им народов: персидский, арабский, сирийский, армянский и другие[3].

В русском языке слово ярлык со временем потеряло своё первоначальное значение и в обиходной речи употребляется при обозначении этикетки или клейма[3].

Описание

Материал — бумага. Лист (иногда несколько листов) приблизительно 20 см в ширину и до 1,5 м в длину. Писались чёрными чернилами, отдельные фрагменты выделяли красными и золотыми цветами.

Ярлыки писались в Золотой Орде и, предположительно, сразу же делались аутентичные переводы на языки получателя, а также составлялись самими «просителями».

Назначение

  Репродукция картины Бориса Чорикова: «Распря русских князей в Золотой Орде за ярлык на великое княжение».

Ярлыки первых ханов Монголии провозглашались устно для всеобщего сведения. Традиция письменного издания ярлыков была заимствована Чингиз-ханом в самом начале XIII века от уйгуров. Поэтому порядок оформления и типовые формулировки ярлыков монгольских ханов имеют значительные сходства с дошедшими до нас ярлыками уйгурских князей X—XI веков[6].

Ярлыки имели большое значение на Руси в XIII—XV веках во время Монголо-татарского ига. Большинство ярлыков, выданных ордынскими ханами митрополитам (и кандидатам в них) писались на уйгурском языке. Духовенству ярлыки выписывались на освобождение от ханских податей и повинностей, закрепляли юридически дарованные ей ордынцами права и недоступные другим слоям населения привилегии (охрану земельных и других недвижимых имуществ церкви в разных её видов: «церковнии домове, земли и воды, огороды, виногради, мелницы», охрану церковных мастеров, а затем и крестьян на церковных землях, а также церковных книг и утвари, полное освобождение от дани). При хане Менгу-Тимуре положение церкви на Руси сравнялось с положением духовенства в других покорённых Ордой странах, где храмы и монастыри освобождались от всех налогов, а ханской администрации запрещалось расхищение церковного имущества (под любыми предлогами), объявлялась даже защита от всяких хулений и оскорблений на церковь — взамен православная церковь должна была истово и честно молиться за здравие ханов и его народа.

Хранение

Значительная часть ордынских ярлыков, хранившихся в архиве русских митрополитов в Киеве, Владимире, а затем в Москве, переводилась с уйгурского на русский язык (и снабжалась послесловием), по мере их поступления в митрополичью казну. Но некоторые из грамот из-за сложности переводились не сразу. Окончательный состав краткого собрания сложился в десятых годах XV века на основании материалов митрополичьего архива, затем в начале 60-х годов ярлыки объединили с переводными антилатинскими статьями и попали в Троице-Сергиев монастырь[7] как краткое собрание ярлыков под названием «Ярлыки, иже суть давали цари ординьские митрополитом киевскым и всея Руси на церковныя домы и на люди»[8].

В энциклопедии Брокгауза и Ефрона говорится о дошедших до того времени ярлыках духовенству, «из коих 4 принадлежат ханам, именно: Менгу-Темиров. данный в 1279 г. Кириллу, Узбеков — св. Петру (1313 г.), Бердибеков — св. Алексию от 1359 г. и Атюляков — Михаилу (Митяю) от 1379 г., и 3 — ханше Тайдуле (см.), давшей их митрополитам Феогносту и св. Алексию, и епископу Ионе (Иоанну?)»[9]. Самый старый из них ярлык Менгу-Тимура датируется 1267 годом[10].

Ярлыки русским князьям и духовенству почти полностью уничтожены приблизительно в XV—XVI веках, возможно из-за того, что к тому времени эти ярлыки уже стали представлять собой компромат с точки зрения коллаборационизма с ордынскими захватчиками[11][12].

Информация о ярлыках также дошла до нас через летописи. В 1792 году историком Николаем Александровичем Львовым по копии (с утраченной рукописи Спасо-Евфимьева монастыря) опубликован текст летописи, получившей имя Львовская летопись, с кратким собранием ярлыков[13].

В 1910 году в 20 томе «Полного собрания русских летописей» Сергей Александрович Андрианов и Александр Евгеньевич Пресняков опубликовали найденный Эттеров список Львовской летописи, также включавшей краткое собрание ярлыков[13].

В 1914 году В. Н. Бешеневич издал собрание по семи спискам. В 1955 году Александр Александр Зимин издал краткое собрание по всем известным спискам.

Андрей Иванович Плигузов в 1987 году опубликовал (с соблюдением всех особенностей оригинала) древнейший список краткого собрания ярлыков[14].

См. также

Примечания

  1. ↑ ярлык - толкование, значение, смысл. www.sovslov.ru. Проверено 2 ноября 2017.
  2. ↑ Ярлык. Этимологический онлайн-словарь русского языка Макса Фасмера.
  3. ↑ 1 2 3 В. В. Григорьев. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству. — М.: Университетская типография, 1842. — С. 16-17. — 133 с. — ISBN 9785458060110.
  4. ↑ Газиз Салихович Губайдуллин. История татар. — "Московский лицей", 1994. — С. 67. — 210 с. — ISBN 9785885640428.
  5. ↑ Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. Том III. Р – Я и дополнения от А до Я. — М.: Знак, 2003. — Т. 3. — Стб. 1662 — 1000 с. — ISBN 5-94457-096-2.
  6. ↑ Почекаев Р. Ю. Право Золотой Орды / Миргалеев И. М.. — Казань: Фэн, 2009. — С. 62. — 260 с. — ISBN 978-5-9690-0102-2.
  7. ↑ Полное собрание русских летописей - ПСРЛ / М. Н. Тихомиров. — Московский летописный свод конца XV века. — М.: ЯСК, 2004. — Т. 25. — С. 146. — 488 с. — ISBN 5-7859-0187-0.
  8. ↑ Ярлыки ордынских ханов русским митрополитам.. www.erudition.ru. — Реферат. Проверено 2 ноября 2017.
  9. ↑ Брокгауз-Ефрон. Ханские ярлыки. Энциклопедия ЭСБЕ. alcala.ru. Проверено 2 ноября 2017.
  10. ↑ Ярлыки ордынских ханов русским митрополитам - ДОПАТРИАРШИЙ ПЕРИОД (988 - 1589 г.г.) - ПЕРИОДЫ ЦЕРКОВНОГО РАЗВИТИЯ. Россия в красках. ricolor.org. Проверено 2 ноября 2017.
  11. ↑ Григорьев А.П. Время составления краткой коллекции ханских ярлыков русским митрополитам // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. — Л., 1985. — № 8. — С. 93-134.
  12. ↑ Аркадий Павлович Григорьев Сборник ханских ярлыков русским митрополитам // Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета. — 2004.
  13. ↑ 1 2 1 // Летописец руской от пришествия Рурика. — Полное собрание русских летописей - ПСРЛ. — Спб: Н.Л., 1792. — Т. 20. — С. 101-109, 123-124, 181-183, 188-189, 198-199.
  14. ↑ Плигузов А. И. Древнейший список. Краткое собрание ярлыков, данных ордынскими ханами русским митрополитам // ПРП. — Русский феодальный архив, 1987. — № 3. — С. 465-471, 488-489, 571-594.

Литература

  • Памятники русского права. Памятники права периода образования русского централизованного государства XIV—XV вв. Под.ред. В. Гусев. — М., 1955
  • Плигузов А. И. Древнейший список краткого собрания ярлыков, данных ордынскими ханами русским митрополитам. Русский феодальный архив XIV — первой трети XVI века, вып. III, М., 1987.

ru-wiki.org

ЯРЛЫК это что такое ЯРЛЫК: определение — История.НЭС

Ярлык

тюрк. и монг. ханский указ

Оцените определение:

Источник: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды (глоссарий, проект Vostlit)

Ярлык

при Петре I - театральный билет.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий исторических терминов

Ярлык

дьяк митрополичий, 1453 г.

{Половцов}

Оцените определение:

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Ярлык

13-15 вв.- грамота ханов Золотой Орды, дававшая право на княжение русским князьям.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий исторических терминов

ЯРЛЫК

(от тюрк, ярлэк — повеление) льготные грамоты монгольских ханов подвластным светским и духовным (церковным) владыкам.

Оцените определение:

Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

ЯРЛЫКИ

от тюркского ярлэк - повеление, приказ), льготные грамоты монгольских ханов подвластной светской и духовной знати Северо-Восточной Руси и др.

Оцените определение:

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

Ярлык

льготные грамоты золотоордынских ханов, выдаваемые русским князьям (на великое или удельное княжение) и митрополитам (на освобождение церкви от налогов и повинностей).

 

Оцените определение:

Источник: Краткий исторический словарь

Ярлык

тюрк. - повеление, приказ) - наименование грамот ханов Золотой Орды. В них излагались распоряжения ханов относительно управления отдельными областями и странами, подвластными Золотой Орде, о военных делах и т.п.

Оцените определение:

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях

Ярлык

иммунитетные льготные грамоты, дававшиеся Золотой Ордой подвластным правителям. Ярлыки выдавались князьям Северо-Восточной Руси на великое и удельное княжение. Ярлыки выдавались и русским митрополитам на освобождение русской церкви от налогов и повинностей.

Оцените определение:

Источник: Термины и понятия по истории России VI-XVII веков

Ярлык (ханский)

письменный документ, исходивший от татаро-монгольского хана, это мог быть и дипломатический документ. В период татаро-монгольского ига ханские ярлыки выдавались князьям Северо-восточной Руси на великое или удельное княжение. Ярлыки выдавались и русским митрополитам, по которым владения Русской церкви освобождались от налогов и повинностей.

Оцените определение:

Источник: Краткий исторический словарь

ЯРЛЫКИ

повеление, приказ – льготные грамоты монголо-татарских ханов Золотой Орды подвластным светским и духовным феодалам. В современном значении – наклейки на вещи, товаре с указанием его наименования и качества. В переносном значении – «наклеить ярлыка – значит дать стандартную, шаблонную, обычно отрицательную характеристику человеку или явлению.

Оцените определение:

Источник: Словарь исторических терминов

ЯРЛЫК

тюрк, повеление, приказ), грамоты ханов Золотой Орды подвластным феодалам. Русские князья, приезжая в Орду, привозили подарки и дани и получали Я. на управление русскими волостями. Здесь действовала правило «подарок – отдарок». За сохранение княжеского статуса и власти ханы предполагали взамен лояльное отношение к ним со стороны русских князей: богатые дары, уважение к их религиозным обычаям и т. п. Князь, получив в Орде Я., являлся в город на княжение не только со своей дружиной, но и с ордынским отрядом какого-нибудь «мурзы». Татаро-монгольские сабли несли власть. На великое владимирское княжение выдавался особый – главный – Я. За его обладание, сулившее немалую политическую власть над другими князьями и материальные выгоды, шла непрекращающаяся борьба между русскими князьями. Так же Я. от монгольских ханов получали и русские митрополиты (до 1379 г.), в которых подтверждались право на сан, освобождение церкви от уплаты дани и налогов (церковный иммунитет), а также покровительственное отношение к ней со стороны ордынских властей. Правда, в начале XIV в. татаро-монголы пытались принудить церковь платить дань, но уже с Я. митрополиту Алексею (1357 г.) привилегии восстановились.

Оцените определение:

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века, 2011 г.

interpretive.ru

Отечественная история в терминах и понятиях

Ярлык

ярлык

(тюрк. повеление, приказ) наименование грамот ханов Золотой Орды. В них излагались распоряжения ханов относительно управления отдельными областями и странами, подвластными Золотой Орде, о военных делах и т.п.

См. в других словарях

1.

  льготная грамота ханов Зол. Орды подвластным светским и духовным феодалам. В более узком значении документ, выдаваемый русским князьям, дающий им право на занятие княжеского стола. ...

Краткий словарь историко-правовых терминов

2.

  (тюрк, повеление, приказ), грамоты ханов Золотой Орды подвластным феодалам. Русские князья, приезжая в Орду, привозили подарки и дани и получали Я. на управление русскими волостями. Здесь действовала правило «подарок – отдарок». За сохранение княжеского статуса и власти ханы предполагали взамен лояльное отношение к ним со стороны русских князей: богатые дары, уважение к их религиозным обычаям и т. п. Князь, получив в Орде Я., являлся в город на княжение не только со своей дружиной, но и с ордынским отрядом какого-нибудь «мурзы». Татаро-монгольские сабли несли власть. На великое владимирское княжение выдавался особый – главный – Я. За его обладание, сулившее немалую политическую власть над другими князьями и материальные выгоды, шла непрекращающаяся борьба между русскими князьями. Так же Я. от монгольских ханов получали и русские митрополиты (до 1379 г.), в которых подтверждались право на сан, освобождение церкви от уплаты дани и налогов (церковный иммунитет), а также покровительственное отношение к ней со стороны ордынских властей. Правда, в начале XIV в. татаро-монголы пытались принудить церковь платить дань, но уже с Я....

Российская государственность в терминах

3.

  – льготные грамоты золотоордынских ханов, выдаваемые русским князьям (на великое или удельное княжение) и митрополитам (на освобождение церкви от налогов и повинностей).   ...

История России с древнейших времен до 1917 года

4.

  иммунитетные льготные грамоты, дававшиеся Золотой Ордой подвластным правителям. Ярлыки выдавались князьям Северо-Восточной Руси на великое и удельное княжение. Ярлыки выдавались и русским митрополитам на освобождение русской церкви от налогов и повинностей. ...

Термины и понятия по истории России VI-XVII веков

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Исторический словарь - значение слова Ярлык (ханский)

- письменный документ, исходивший от татаро-монгольского хана, это мог быть и дипломатический документ. В период татаро-монгольского ига ханские ярлыки выдавались князьям Северо-восточной Руси на великое или удельное княжение. Ярлыки выдавались и русским митрополитам, по которым владения Русской церкви освобождались от налогов и повинностей.

Смотреть значение Ярлык (ханский) в других словарях

Ярлык — м. ерлык, татарс. стар. грамота татарского хана. Тохтамышев ярлык. | , ярлычок, всякая записка, выданная для полученья чего, или в виде расписки, от ремесленника, принявшего........Толковый словарь Даля

Ханский — ханская, ханское. Прил. к хан. Ханская ставка. ярлык на княжение (истор.).Толковый словарь Ушакова

Ярлык — ярлыка, м. (тюрк. jaribq - приказ). 1. Письменный указ, грамота хана в монголо-татарских ханствах (истор.). Татарские ханы во времена ига давали русским князьям ярлык на княжение.........Толковый словарь Ушакова

Ханский Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: хан, связанный с ним. 2. Свойственный хану, характерный для него. 3. Принадлежащий хану.Толковый словарь Ефремовой

Ярлык — — слово или характеристика, употребляемая с целью дискредитировать человека, группу лиц, движение, партию и т. д. в глазах других людей (избирателей, телезрителей, читателей........Политический словарь

Ярлык — - клеймо, товарный знак, этикетка с обозначением количества, цены и других данных о товаре.Экономический словарь

Ярлык, Материальный — - первичный документ, предназначенный для учета хранящихся на складе материалов, находящийся в их месте хранения. М.я. содержит наименование материала, ........Экономический словарь

Ярлык, Отрывной Товарный — - ярлык, одна часть которого при продаже товара отрывается и поступает в механизированный учет.Экономический словарь

Ярлык, Складской — - изготовленная из картона, фанеры или других материалов бирка унифицированной формы, заполняемая на каждый шифр товарно-материальных ценностей на складе и........Экономический словарь

Ярлык — Это слово, первоначально означавшее "дарованная монгольским ханом грамота на правление", заимствовано из тюркских языков, щеярлэк – "указ, приказ".Этимологический словарь Крылова

Ханский — см. Хан.Толковый словарь Кузнецова

Ярлык — -а́; м. [тюрк. ярлык]1. Прикрепляемый к вещи, товару и т.п. листок, пластинка с указанием названия, количества, места изготовления, номера или других сведений. Багажный........Толковый словарь Кузнецова

Ярлык — - льготная грамота ханов Зол. Орды подвластным светским и духовным феодалам. В более узком значении - документ, выдаваемый русским князьям, дающий им право на занятие княжеского стола.Юридический словарь

Ярлык Цен — Бумажный носитель, средство доведения до покупателя информации о цене товара ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Является принадлежностью образцов товаров, выставляемых на прилавках........Юридический словарь

Адриан Ярлык — монах Симонова мон., дьяк св. Ионы, митрополита московского, † 1460Большая биографическая энциклопедия

Ярлык — дьяк митрополичий, 1453Большая биографическая энциклопедия

Ярлык — - англ. labte; нем. Etikett. 1. Штамп, стереотип.  2. Указ татарских ханов (в частности, выдававшийся на княжение и церковное правление в период  Золотой Орды).Социологический словарь

Ярлык — - табличка с надписью, позволяющая различать и классифицировать вещь (явление, предмет), не вдаваясь в ее сущность (просто прочитав надпись на ярлыке). Использование........Философский словарь

Ярлык — Листок картона небольшого формата, содержащий сведения о товаре или продукции и сопровождающий её, предполагающий навесной способ крепления.Полиграфический словарь

Ярлык Адресный — листок бумаги с напечатанным или написанным адресом получателя. Я. а. наклеиваются на почт, отправления массового характера.Словарь филателиста

ЯРЛЫК — ЯРЛЫК, -а, м. 1. На Руси в 13-15 вв.: грамота, письменный указ хана Золотой Орды. 2. Листок на чем-н. с наименованием, клеймом, какими-н. специальными сведениями. Бутылочный я.........Толковый словарь Ожегова

Посмотреть еще слова :

slovariki.org


Смотрите также