Иконы из монастыря св. Екатерины (Синай). Икона самая древняя
Иконы из монастыря св. Екатерины (Синай): philologist
Монастырь Святой Екатерины — один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив) на высоте 1570 м. Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Насельниками монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.
Икона с масонской символикой
Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины. В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.
В монастыре имеется уникальное собрание икон, имеющих исключительную духовную, художественную и историческую ценность. Двенадцать самых редких и самых старых икон написаны в VI веке восковыми красками — это древнейшие иконы в мире. Несколько энкаустических икон доиконоборческой эпохи в 1850 году было вывезено в Россию архимандритом Порфирием (Успенским) (с 1940 года иконы хранятся в собрании киевского Музея западного и восточного искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, Киев).
Часть монастырской коллекции относится к раннему византийскому периоду до X века (в том числе сиро-палестинские иконы VIII—IX веков). Эти иконы выполнены греческими, грузинскими, сирийскими и коптскими мастерами. Иконы сохранились, так как монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества. Работ западноевропейского письма в собрании мало, но присутствуют уникальные иконы периода Крестовых походов, сочетающие в едином стиле черты «западного латинства» и «греческого византинизма».
Единственной иконой, почитаемой в монастыре чудотворной, является триптих XIII века с изображением Богородицы Бематариссы со сценами богородичного цикла. Икона не имеет отдельного дня празднования и специальной службы, располагается в алтаре кафоликона слева от горнего места.
philologist.livejournal.com
Значение "Старорусской" иконы Божией Матери
В Старой Руссе в церкви святого Георгия находится список со Старорусской иконы Божией Матери. Как и утраченный некогда оригинал, он почитается чудотворным, чему неоднократно были самые убедительные доказательства. История его до сих пор полна невыясненных обстоятельств и волнует умы исследователей. Но прежде всего нужно поговорить о той древней иконе, копией которой он является.
Предположения о появлении иконы в Старой Руссе
Точно не известны ни время, ни место появления на Руси Старорусской иконы Божией Матери. Одна из версий гласит, что в 1470 году жители Византии, подвергшейся нападению турок, чтобы спасти святыню, тайно переправили её в Руссу и поместили в Спасо-Преображенском монастыре. По другой версии икона в 1570 году чудесным образом явилась в церкви святого Георгия, в одном из сёл Тверской губернии, откуда позднее была перенесена в Старую Руссу.
Пребывание иконы в Тихвине
Так или иначе было на самом деле ― трудно сказать. Но доподлинно известно, что в 1570 году жители Тихвина обратились к рушанам с просьбой прислать им чудотворный образ, надеясь с его помощью избавиться от постигшего их страшного бедствия ― морового поветрия. Жители Старой Руссы поступили как истинные христиане и пришли на помощь к тихвинцам. Икона была на руках, крестным ходом, доставлена в охваченный эпидемией город, после чего моровое поветрие резко пошло на убыль и вскоре совсем прекратилось.
Дальнейшие события разворачивались следующим образом. Жители Тихвина, получив столь очевидное подтверждение чудотворности Старорусской иконы Божией Матери и преисполнившись к ней любви и благодарности, отказались возвращать святыню её владельцам. Вначале они под разными предлогами тянули время, а под конец дали категорический отказ.
Трёхвековые судебные споры
Вслед за этим началась беспрецедентная в своём роде тяжба, продлившаяся более трёхсот лет. Лишь в 1888 году после бесчисленных судебных разбирательств и бюрократических проволочек Старая Русса вновь обрела свою святыню. Снова, как и в 1570 году, её несли торжественным крестным ходом. Кстати, размеры Старорусской иконы Божией Матери весьма внушительны: 278 см х 202 см. Она считается самой большой выносной иконой в мире.
Чтобы как-то утешить тихвинцев, вынужденных, наконец, расстаться со столь любезной их сердцам иконой, жители Старой Руссы передали им копию святыни, выполненную в 1787 году. В тот год, потеряв надежду на возвращение Старорусской иконы Божией Матери, рушаны направили в Тихвин мастеров для изготовления с неё копии. Мастера были весьма искусными и выполнили заказ в точном соответствии с оригиналом.
Чудо, явленное иконой
Каково же было всеобщее изумление, когда в 1888 году при обмене оригинала на копию вдруг выяснилось, что изображение Младенца Иисуса на копии необъяснимым образом изменилось. В оригинале Иисус своим ликом припадал к лику Богородицы, тогда как в списке, хранившемся в Старой Руссе, его фигура была развёрнута таким образом, как будто Он отвернулся от Пречистой Девы и стремится прочь от Неё.
О фальсификации и подмене иконы не могло быть и речи, так как специалисты, исследовавшие её, в один голос заявили, что это тот самый образ, который был выполнен в 1787 году. Были предположения, что ввиду того, что живописный слой оригинала сильно пострадал от времени, мастера, выполнявшие копию, могли попросту ошибиться, не имея возможности детально рассмотреть его, но это мало походило на правду.
И так, не найдя сколько-нибудь убедительных объяснений случившемуся, решено было считать это чудом, которое явила икона Старорусской Божьей Матери. Значение его истолковали следующим образом ― Младенец, изображённый на списке с древней иконы, отвернулся от Богородицы, преисполненный скорбью о грехах людских. Эта версия считается окончательной и общепринятой вплоть до наших дней.
Судьба святого образа в наши дни
После революции новые власти обошлись со святынями без малейшего почтения. С них были сняты украшавшие их драгоценные ризы, а сами они стали экспонатами краеведческого музея. Во время войны, когда Старая Русса оказалась в оккупации, древний образ бесследно исчез, судьба его неизвестна. Копия же, та самая, на которой чудесным образом изменилось положение Младенца Иисуса, была передана немцами в открывшийся в городе храм.
В наши дни этот чудотворный образ хранится в Старой Руссе, в церкви Святого Георгия. Праздник Старорусской иконы Божией Матери отмечается дважды в год: 17 мая ― день, когда икона впервые появилась в Старой Руссе, и 1 октября ― день её возвращения после трёхсотлетнего пребывания в Тихвине.
Перед этой иконой принято молиться о ниспослании защиты от воровства и всяких хищений. Она сама была фактически на долгие годы украдена у законных владельцев и именно от этой беды ограждает сегодня. Значение этого образа лаконично и ясно выражено в восьмой Заповеди Божьей ― «Не укради». Об этом она напоминает нам и к этому призывает.
fb.ru
Какая самая древняя икона? - 4u PRO
Какая самая древняя икона?
Cамая древняя русская икона Богоматерь Владимирская
В Великом Новгороде, в храме св. Софии, чудотворная икона "Знамение" -12 в. Она спасала новгородцев от набегов суздальцев.
Существует предание, в соответствии с которым первая икона (Богоматерь с Младенцем Христом на руках) написана апостолом Лукой, который является покровителем иконописцев. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом. Это икона "Иверская"
Евангелист Лука написал 4 иконы за свою жизнь Иверскую, Владимирскую и еще 2, названия не помню, вот они и есть самые древние. С них есть много чудотворных списков.
Лука евангелист (сокращ. форма лат, слова Lucanus, как например Сила Silvanus), писатель третьего Евангелия и книги Деяний Апостольских. Он вообще не поименован как писатель последней книги, но всеобщее и непрерывное предание Церкви с самого начала приписывало ему составление означенной книги Н. З. По свидетельству Евсевия и Иеронима, Лука был уроженец г. Антиохии. В посл. к Колос. (4:14) ап. Павел именует его врачом, возлюбленным. Основательное его знакомство с Иудейскими обычаями, образ мышления, фразеология делают несколько вероятным, что он сначала был прозелитом, иноплеменником, принявшим Иудейскую веру, хотя с другой стороны, по его классическому стилю, чистоте и правильности Греческого языка в его Евангелии, скорее можно заключить, что он происходил не из Еврейской, а из Греческой расы. Нам неизвестно, что именно побудило его к принятию Христианства, но мы знаем, что по своем обращении, сердечно привязавшись к великому апостолу Павлу, он всю последующую жизнь свою всецело посвятил на служение Христу. Существует древнее предание, что Лука был из 70 учеников, посланных Господом во всякий город и место, куда Сам хотел идти (Лк 10:1). Другое древнее предание говорит, что он был вместе с тем и живописец и приписывает ему начертание икон Спасителя и Божией Матери, из коих последняя доселе хранится в Большом Успенском соборе в Москве. Касательно образа его деятельности по вступлении в апостол. служение, мы находим точные и определенные сведения, описанные им самим в кн. Деяний. Думают, что в трогательном Евангельском повествовании его о явлении воскресшего Господа двум ученикам, шедшим в Еммаус, под другим учеником, имя которого не упоминается, разумеется сам Лука (гл. 24). Когда Лука присоединился к ап. Павлу и сделался его спутником и сотрудником, достоверно неизвестно. Может быть, это было в 43 или 44 году по Р. Х. Затем он сопровождал апостола в Рим до времени первого его темничного заключения в оном (Деян 27:1 и ел. ) и оставался при нем (Кол 4:14). И во время вторых уз апостола, не задолго до его смерти, он также был при нем, тогда как все прочие оставили апостола; вот почему так трогательно звучат слова ап. Павла в конце 2Тим 4:10: "Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию. Один Лука со мною". По кончине ап. Павла, о последующей жизни ев. Луки из Свящ. Писания ничего неизвестно. Существует предание, что он проповедовал Евангелие в Италии, Македонии и Греции и даже в Африке и мирно скончался на 80 летнем возрасте. По другому преданию, он скончался мученическою смертью при Домициане, в Ахаии и за неимением креста был повешен на оливковом дереве. Мощи его перенесены в Константинополь при императоре Констанце в половине IV века. Память его празднуется Церковью 18 октября.
Тихвинская, написана апостолом Лукой
4u-pro.ru
Самые дорогие иконы России фото, цены
Современное культурно-духовное возрождение русского народа, новое становление православия обуславливает пробуждение интереса к материальным носителям веры – иконам. На нашем сайте представлены иконы высокого уровня, написанные руками мастеров Владимиро-Суздальской, Вологодской, Греческой, Новгородской, Московской и других иконописных школ. Мы можем предложить вам самые дорогие иконы цены на которые могут сравниться только с вашим огромным желанием пополнить свою коллекцию старины редким и дорогим экспонатом.
Как выбрать дорогую икону
Выбирая иконы для богатых друзей-коллекционеров, следует руководствоваться такими критериями:
принадлежностью образа к одной из иконописных школ;
редкостью изображенного сюжета;
коллекционным состоянием иконы.
Следовательно, самая дорогая икона – та, у которой все эти три параметра совпадут одновременно. Самые дорогие иконы цены фото образов отображены на данной страничке. Смотрите, выбирайте, покупайте! А теперь более подробно.
Предположим, вы хотите приобрести антикварную икону: среди найденных вами вариантов будут как не очень дорогие, так и те, которые стоят миллионы. Чем же одни образа отличаются от других?
Очень редкие иконы иконы высокого уровня
С момента крещения Руси князем Владимиром в 988 г. над созданием святых образов трудись центры иконописи, разного рода артели, иконописцы-передвижники, а также самоучки из крестьян. И каждый из них внес свою лепту в творение того, что сегодня называется «самые дорогие иконы России». Иконы для богатых написаны рукой мастеров, каждый из которых обладал своим стилем, почерком, способностью с помощью кисти воздействовать на умы и души молящихся людей. Сегодня уровень каждого художественного творения могут по достоинству оценить люди, покупающие дорогие иконы России.
Какие иконы дорогие и самые ценные с художественной точки зрения? К ним, безусловно, следует причислить образа, написанные такими центрами иконописи, как Невьянск, Палех, Мстёра. Самые дорогие иконы России – это иконы Русского Севера, а также антикварные образа Строгановских писем.
Следует отметить, что иконы высокого уровня – это и те образа, которые подписаны, то есть у них имеется вполне конкретный автор. Дело в том, что по церковным канонам, иконописец – не автор художественного произведения, а только человек, играющий роль проводника божественной силы. Именно поэтому найти на иконе, написанной до 17 века, подпись ее автора – большая редкость и удача для коллекционера.
Мерные иконы
Святая Мученица Агния
Святой Преподобный Сергий Радонежский Чудотворец.
Святой Благоверный Князь Дмитрий Боголюбский
Святой Преподобный Артемий Палестинский
Святой Великомученик Артемий Антиохийский
Собор Архистратига Михаила
Святой Благоверный Князь Даниил Московский
Святая Мученица Ангелина Сербская
Святой Равноапостольный Кирилл Моравский
Архангел Михаил
Святой Благоверный Великий Князь Игорь Черниговский
Святой Преподобный Арсений Великий
Святой Великомученик Георгий Победоносец
Икона Божьей Матери «Неувядаемый цвет»
Cамые дорогие иконы цены и фото
Выше мы упомянули, что одни иконы отличаются от других также редкостью изображенного сюжета. Так, дорогие иконы фото которых представлены на нашем сайте безусловно ценятся больше изображений, которые уже разошлись многомиллионными тиражами. Так, на антикварном рынке довольно часто можно встретить образ Казанской иконы Богоматери, однако иконы Богородицы «Достойно есть» и «Споручница хлебов» являются большей редкостью.
Иконы для богатых
Стоимость иконы, естественно зависит и от ее коллекционного состояния. Образа, которые требуют проведения дополнительных реставрационных работ, будут стоить дешевле.
Купив дорогие иконы цена которых представлена рядом с изображением образа, вы не только приобретете редкий и дорогой предмет старины, но и эффективно инвестируете свободные сейчас средства. Любая икона на нашем сайте через несколько лет будет в 3, 5, а то и 10 раз дороже ее нынешней стоимости.
Купленный у нас образ будет долгое время защищать вас и ваших близких от зла и невзгод, а также служить предметом заслуженной гордости своего владельца.
Почему в иконописной мастерской Игоря Климова самые дорогие иконы? Постараемся все объяснить по порядку. Все начинается с правильного подхода по написанию икон в нашей мастерской. Огромная любовь к иконам привела нас к этому. Нами полностью контролируется процесс производства досок для написания образов. Древесина, которая применяется для производства досок- это Кипарис и Дуб, влажность которой составляет не более 10%. Иногда, по просьбе заказчика, используется Липа…
Склеиваются доски между собой специальным, очень качественным клеем, который в дальнейшем, не при незначительном нагревании, не при остывании досок, не теряет своих свойств. Затем, на лицевую сторону доски накладывается паволока и настоящий, живой левкас, приготовленный по старинной технологии… С тыльной стороны доска идеально шлифуется, полируется и покрывается мебельным лаком в три слоя, фабричным методом.
Иконописная мастерская Игоря Климова использует двухковчежные доски для написания икон, это является отличием от других мастерских и естественно, такие доски в два раза дороже одноковчежных… Только по просьбе заказчиков наша мастерская использует одноковчежные доски, либо доски без ковчега вообще… Золочение иконы, нанесение на поверхность доски листового (сусального) золота, производят мастера-позолотчики высочайшего уровня. В нашей иконописной мастерской используется золото 960-й пробы, именно такое золото применялось в Православной России, как декор. Сусальное золото 960-й пробы используется нами, как каноничный материал, правила производства которого закреплены ГОСТ 6902-75.
Живописцы мастерской Игоря Климова все имеют высшее академическое, художественное образование, с огромной любовью и верой относятся к иконам. Работают с благословения Русской Православной Церкви. Пишут иконы с молитвой, создают произведения на высочайшем художественном уровне. Мастерская стремится к изображению на иконах сюжетного многообразия, к многофигурным композициям. Наши художники-иконописцы стремятся прописать каждую деталь с максимальной точностью чтобы был заметен настоящий кропотливый труд мастера. На тыльной стороне каждой иконы ставится печать мастерской. Гарантийные обязательства, при правильном хранении иконы - 100 лет. На сегодняшний день иконописная мастерская Игоря Климова считается одной из лучших в России. Уровень исполнения Православных икон-высочайший.
Иконы мастерской были написаны и преподнесены первым лицам Государства Российского, Архиереям и Священнослужителям Русской Православной Церкви, Патриарху Иерусалимскому Феофилу Третьему. Иконы мастерской находятся во многих Храмах, как в России, так и за рубежом, а Образ Пресвятой Богородицы «Державная» 75см х 120см, был написан для Президента РФ Путина В.В.
Смотрите также:
iklimov.ru
Древнейшие иконы Московского края - Духовное просвещение - Статьи
Автор: А. Б. Мазуров
Древнерусская икона была открыта для общества всего около 100 лет назад. Еще в XIX в. древние образа приравнивались к предметам быта, наряду с глиняными горшками, ухватами, серпами, крестьянскими одеждами. Коллекционеры интересовались в основном иконами XVI-XVII вв. с ярко выраженными декоративными элементами (т. н. строгановского письма или царских изографов XVII в.), составляя из них на выставках так называемые "молельни" (большие киоты с множеством икон). И вдруг, после экспозиций 1911 и 1913 гг., во всей своей красе открылась древнерусская икона - настоящее "умозрение в красках", прорыв в горний мир, с чистыми палитрами, золотоносными фонами и кристальной простотой, граничащей с откровением. Именно тогда, в 1904-1905 гг., впервые реставратором В. П. Гурьяновым были сняты поздние записи XVII и XVIII вв. на знаменитой "Троице" Андрея Рублева. Окончательно же от записей она освободилась в 1919-1920 гг.
Удивительные и противоречивые явления наблюдались в начале XX в. С одной стороны, богоборцы и осквернители уничтожали древние национальные святыни (самый яркий пример - кража и уничтожение в 1904 г. древнего Казанского образа Божией Матери), с другой - возникали из небытия во всей своей красе древние образа потрясающей силы.
Икона обладает своим особым языком, который надо уметь читать. При том, что иконография весьма традиционна, иконы разных эпох несут совершенно особый дух, идеи, приметные и важные только для данного времени. Я попытаюсь дать обзор икон, связанных с Подмосковьем и имеющих датировку до 1400 г. Разумеется, это условный рубеж, поскольку средневековые памятники иконописи имеют иногда весьма широкую дату.
Московская земля занимала особое место в Древней Руси. Это было в XII-XIII вв. пограничье нескольких княжеств: Владимиро-Суздальского, Рязанского, Черниговского, Смоленского и Новгородской земли. Самой древней иконой, дошедшей до наших дней и достоверно связанной с одним из древних городов, является "Димитрий Солунский" конца XII - начала XIII вв.
Эта икона была вывезена в Государственную Третьяковскую галерею из Дмитровского музея. Происходила из нижнего храма Успенского собора города Дмитрова, куда, в свою очередь предположительно попала из древней деревянной церкви Димитрия Солунского.
Мы видим образ воина - мудрого, уравновешенного, дышащего внутренней силой. Сдержанный, полный достоинства великомученик Димитрий Солунский наполовину извлек меч из ножен. Он был небесным патроном владимиро-суздальского князя Всеволода Большое Гнездо (1176-1212 гг.), который родился на берегу реки Яхромы. В память об этом событии отец князя Юрий Долгорукий основал город Дмитров. Именно Всеволод и был заказчиком иконы. Мастер-иконописец прославлял через образ Димитрия Солунского и своего заказчика, что подчеркнуто изображением на седалище тамги - лично-родового знака князя. Всеволод, как и изображенный на иконе Димитрий Солунский, воплощал для современников идею сильной княжеской власти, заботившейся о благоденствии подданных. Он принял титул "великого князя всея Руси", подчинив своему влиянию Рязанское, Черниговское княжества и Новгородскую землю. Для легитимной передачи власти своему второму сыну (с первым Константином вышел конфликт) Всеволод Большое Гнездо созвал "совет всея земли" - совещание земской и политической элиты княжества, в котором историки видят прообраз земских соборов XVI-XVII вв.
Вторая по древности икона происходила с территории Рязанского княжества. С нею неразрывно связана история города Зарайска. Это знаменитая икона Николы Заразского, перенесенная из Корсуни через Новгород в 1225 г. В этом драгоценном памятнике многое сплелось.
Святитель Мир Ликийских Николай - любимейший русский святой, широкое почитание которого началось еще в XI в. и постоянно усиливалось. "Правило веры и образ кротости, воздержания учитель", скоропомощник для бедных и убогих, "простецов", покровитель путешествующих, особенно по воде, - вот как воспринимали его на Руси. О широком распространении Никольских храмов свидетельствовала пословица: "От Холмогор до Колы - тридцать три Николы". Корсунь, откуда происходила икона, - древнерусское название Херсонеса (на окраине современного Севастополя), византийского города, бывшего местом крещения св. равноапостольного князя Владимира. В силу данного обстоятельства этот город стал одним из центров паломничества русичей. Корсунские святыни (церковные врата, каменные и литые из цветного металла кресты, иконы) пользовались поэтому особым авторитетом. Иконография стоящего святителя с разведенными руками, в левой из которых он держит символ благовестия - Евангелие, - в Византии не получила большого распространения. Зато зарайская святыня, не сохранившаяся до наших дней, породила сразу же множество списков и подражаний в мелкой пластике. Судя по современным исследованиям, в XII-XV вв. города Зарайска еще не было, а был погост Красный, в храме которого перед чудотворной иконой служил один священнический род. Туда и устремились многочисленные паломники, желавшие получить списки с чудотворного образа. В качестве примера можно привести новгородскую икону первой половины XIV в. необычной формы (она либо примыкала верхним правым краем к бревну стены, либо была частью средника большого резного креста типа Людогощинского). Почитание этой иконы привело в XVI в. к возникновению города Зарайска вокруг храма с этим чудотворным образом.
К сожалению, древнейшие иконы собственно Москвы просматриваются с большим трудом. Дело в том, что в конце XIV-XVI вв. в Москву специально свозили множество древних икон из разных княжеств и земель Руси. Понятно, что в таком пестроцветье выделить иконы XII-XIII вв. именно Москвы почти невозможно. Лишь с XIV в. можно достоверно говорить о становлении московской школы иконописания. Самые ранние ее иконы - "Спас" и "Спас Ярое Око" первой половины XIV в. - вводят нас в атмосферу первых десятилетий собирания русских земель Москвой. То было грозное и тревожное время, совпавшее по времени с максимальным расцветом Золотой Орды в правление ханов Узбека и Джанибека. Русь находилась под тяжелым игом. От одного появившегося татарина, как свидетельствуют летописи, бежало десять русичей. Атмосфера животного страха поддерживалась карательными экспедициями и расправами над непокорными князьями (св. Михаил Тверской). Далеко не случайно, что Спаситель являлся для человека этого времени как Господь взыскующий, страшный, яростный и карающий, как Бог-ревнитель, дающий, тем не менее, надежду. Ведь само иноземное иго воспринималось как наказание за грехи. Чтобы избегнуть его, надо было исправиться, стяжать святость, быть достойными милости Божией.
Но вот наступает новый период - эпоха Куликовской битвы, когда настроения в обществе, а вслед за ним и стиль иконописцев, меняются. Классический пример иконописания данного времени - деисусный чин Благовещенского собора Московского Кремля, созданный, вероятно, Феофаном Греком и художниками его круга. При сопоставлении двух упомянутых выше икон с центральным образом деисуса - "Спасом в силах" проясняются разительные отличия. Перед нами на золотом фоне - Христос торжествующий, Христос - праведный Судия. Суд Его, еще не Страшный, но очень важный, земной, уже свершился. Безбожные агаряне побеждены в битве на Дону 1380 г., время скорбей и тесноты закончилось. Наступила "великая ослаба всему православному христианству".
Пусть спустя два года хан Тохтамыш обманом захватил и сжег Москву, восстановив иго. Даже в этих обстоятельствах зарождается и крепнет надежда на лучшую жизнь, на конечное избавление, к которому приведет Божий промысел.
К той же эпохе Куликовской битвы относятся пять замечательных икон из Коломны. Прозрачные, чистые, светлые краски, удивительная гармония, внутреннее духовное напряжение и какой-то общий оптимизм - вот их характерные черты. Обзор их мы начнем с двух житийных икон. Кажется далеко неслучайным, что именно в XIV столетии по периметру иконных досок стали помещать иллюстрации из житий святых. В условиях падения грамотности и культурного регресса эти картины были доступным для неграмотных "простецов" повествованием о благочестивой жизни.
Житийные иконы как бы призывали: "Да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте!". Мощный образ "Николы в житии" имеет неповторимые утрированные черты лица - непропорционально большой лоб, резко контрастирующий с небольшим ликом с близко посаженными глазами, подчеркивающими духовное сосредоточение. Середина и вторая половина XIV в. - время распространения нового духовного течения, византийского исихазма. Опыт "умного делания" благодаря святителю Алексию, митрополиту Московскому и игумену земли Русской преподобному Сергию Радонежскому получает широкое распространение.
В этом контексте и надо воспринимать этот оригинальный образ святителя Николая Чудотворца.
Другая важная тема эпохи Куликовской битвы - военный подвиг, доблесть на поле брани, противостояние "безбожным агарянам" (ордынцам). Еще одна житийная икона страстотерпцев Бориса и Глеба, первых русских святых, вводит нас в эту плоскость переживаний. Святые князья-воины почитались и как защитники Русской земли, и как покровители князей - потомков князя Владимира Крестителя.
Важны типично славянские этнические черты в ликах Бориса и Глеба, что как бы подчеркивало их враждебность всему степному, ордынскому. Для современников безошибочно прочитывалась аллюзия братьев Бориса и Глеба с победителями на Куликовом поле - также братьями (но двоюродными) Дмитрием Донским и Владимиром Храбрым. Исключительно гармонична икона из Коломны "Воскресение Христово - Сошествие во ад".
Тема Воскресения, Возрождения всей Русской земли и каждого ее обитателя в широком смысле этого слова также была исключительно важна. Уже современники чувствовали совершенно необычное воодушевление, духовное движение, соединенное с политическими переменами. О княжении святого благоверного князя Димитрия Донского говорили так: "и вскипе земля Русская в дни княжения его". Воскресение Христово - центр нашей веры, что так точно выражено в пирамидальной композиции иконы, где все и всё устремляется ко Христу. Первыми освобождаются от уз ада прародители Адама и Евы, затем праотцы, пророки, праведники. Это воскресение возможно благодаря внутреннему очищению, стяжанию святости, добродетелям. Мастер иконы поместил в мандорле (сиянии вокруг фигуры Христа) белые сферы, где были подписаны эти добродетели: любовь, мир, долготерпение и другие.
Выдающийся по своим художественным достоинствам памятник иконописания и второй (после Богоматери Владимирской) русский национальный палладиум - также происходящий из Коломны образ "Богоматери Донской", приписываемая Феофану Греку. По преданию, впрочем малодостоверному, она была привезена казаками святому Димитрию Донскому на Куликово поле. Это выносная (процессионная) двусторонняя икона Коломенского Успенского собора. Традиционная иконография Умиления трактована мастером совсем иначе, чем в "Богоматери Владимирской". На первое место выходит нежная любовь Матери к своему Младенцу. Одновременно Богородица осмыслялась и как предстательница за всю Русскую землю. Символически последняя также была как бы ее ребенком. Замечательные слова по этому поводу сохранились в "Задонщине" - произведении, написанном по горячим следам Куликовской битвы: "Как милый младенец у Бога Русская земля! Он за добрые дела его милует, а за злые розгой сечет!". Вряд ли без них мы смогли бы адекватно понять ментальность эпохи Куликовской битвы и особенности Донской иконы Богоматери.
Последняя из серии коломенских икон - большой храмовый образ кисти византийского иконописца "Иоанн Предтеча - Ангел Пустыни". Предтеча был строгим аскетом и подвижником, символом монашеского пустынножития и покаяния. И это тоже приметы времени. Ведь в XIV в. благодаря преподобному Сергию Радонежскому начался расцвет русского монашества. Стяжание личной святости, личное покаяние подвижников, к которым тянулись тысячи людей, были в понимании современников залогом прощения от грехов всей Русской земли. Потому-то так важно было благословение, данное прп. Сергием Димитрию Донскому перед битвой с Мамаем. Отмолят эти святые люди грехи, за которые попустил Господь нашествие иноплеменных и иго, и будет даровано прощение. Победа внутренняя приведет потом и к победе внешней, силой оружия.
Крупным городским центром Московского княжества был Серпухов, основанный в 1374 году. Вместе с постройкой дубового кремля и городского собора, неподалеку от города по просьбе князя Владимира Храброго прп. Сергий Радонежский основывает богомолье - Высоцкий монастырь. Первый его игумен Афанасий, желая познакомиться с византийским православием, спустя несколько лет уехал в Константинополь. Оттуда в качестве дара в свою обитель он прислал написанный греческим мастером комплект из 7 икон (так называемый "Высоцкий чин", одна икона сейчас хранится в ГРМ, а 6 - в ГТГ).
Обычно этот роскошный комплекс, рисующий перед нами греко-русские связи, относят к 1387-1395 гг. Центральная икона Спаса Вседержителя имеет удлиненные пропорции, сдержанно-благородный, классический лик с близко посаженными глазами. Весь деисусный чин можно охарактеризовать как типичный образец позднепалеологовского искусства.
Редчайшие святыни сохранились в Троице-Сергиевой лавре. Это, согласно преданию, моленные иконы Сергия Радонежского - "Одигитрия" и "Никола". Первая из них многократно поновлялась, о чем неопровержимо свидетельствуют фигуры предстоящих Сергия и Никона Радонежских. Впоследствии образ был закрыт серебряной с позолотой басмой (также не изначальной). Икона Николая Угодника, которую обычно относят к ростовской школе живописи, производит впечатление более древней. Возможно, она относится еще к иконам родителей преподобного. И "Одигитрия", и "Никола" позволяют нам приоткрыть завесу тайны над сокровенным духовным миром Сергия Радонежского. В Троице-Сергиев монастырь была вложена также "Малая Богоматерь Донская" - список с коломенской иконы конца XIV в.
Реликвией похода на Дон великого князя Димитрия Ивановича является сохранившаяся икона из Николо-Угрешского монастыря - "Никола в житии". По преданию, именно ее нашел на дереве во время привала великий князь. На месте обретения образа, который согрел ("сия вся угреша") сердце князя и укрепил его в предстоящей брани, был потом воздвигнут монастырь.
Наконец, надо назвать святыню из города Можайска - ростовую деревянную скульптуру Николы Можайского XIV в. (может быть начала XV в.). Статуя стояла на крепостных воротах города под открытым небом. Она дала начало новому иконографическому типу изображения Николая Чудотворца - с раскинутыми руками, в одной из которых святитель держит меч, а в другой - модель града.
Таким образом, несмотря на все потрясения, бытовые пожары, нашествия интервентов, внутренние усобицы, до нас дошли бесценные реликвии Московской земли - более десятка произведений древнерусского искусства XII-XIV вв. В некоторых случаях это знаковые, этапные памятники русского иконописания, случайно уцелевшие из многих тысяч. Следует отметить особое почитание в XII-XIV вв. святителя Николая Чудотворца. При этом "Никола Зарайский" и "Никола Можайский" дали жизнь новым иконографическим изводам. Огромную ценность имеют для нас личные святыни Сергия Радонежского и "Донская Богоматерь" (вторая после Владимирской по почитанию, вплоть до явления Казанской, Богородичная икона на Руси).
А. Б. Мазуров,ректор МГОСГИ, профессор
Источник: www.mepar.ru
Иконография Пресвятой Богородицы ОдигитрииАвтор: епископ Балашихинский НиколайВ литературе можно встретить такое толкование названия иконы Одигитрия — Путеводительница: оно закрепилось за ней якобы из-за того, что эта святыня сопровождала царевну Анну в нелегком путешествии из Константинополя в Чернигов. Но поскольку название иконы встречается за столетия до Крещения Руси, правильнее предположить, что император выбрал для своей дочери из немалого количества Константинопольских святынь именно ту, которая была бы Путеводительницей ко спасению и для нее, и для её будущего потомства.
Иконография мореплаванияАвтор: епископ Балашихинский НиколайКнига книг, Священное Писание содержит немало упоминаний о море и мореплавателях, массу поэтических образов, связанных с этой водной стихией. Образы моря в библейском контексте - то дружелюбного и помогающего народу Божию, то безжалостно потопляющего, а затем отдающего свои жертвы на праведный Суд Божий, то поражающего своим грозным величием и вдохновляющего на создание чудных песен Псалмопевца или Екклесиаста, - эти образы моря всегда заставляют вспомнить о Боге. Отметим, что древние евреи были народом сухопутным, сами корабли почти не строили и по морю плавали мало.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
www.pravklin.ru
самая древняя икона в мире — Какая икона самая древняя? — 22 ответа
В разделе Религия, Вера на вопрос Какая икона самая древняя? заданный автором Пользователь удален лучший ответ это _______________________________________________________________________Найдена самая древняя иконаАрхеологи обнаружили в Перу старейшую в мире икону с изображением божества, сообщила Lenta.ru. Правда, этот рисунок мало напоминает современные иконы – изображение нанесено на древнюю чашу, которую использовали для совершения обрядов в храме. Датируется этот артефакт вторым тысячелетием до нашей эры, в то время как ранее считалось, что первые изображения богов появились на тысячу лет позже. Древняя икона много веков покоилась в двухстах километрах к северу от Лимы. Ученые предполагают, что чаша с изображением верховного божества относится к цивилизации, существовавшей еще до знаменитых инков. Вместе с осколком чаши были также обнаружены и другие предметы храмового быта, это указывает на то, что археологи раскопали остатки древнего индейского храма. Верховное божество имеет характерные клыки и вывернутые наружу ступни с острыми когтями. Головной убор украшен змеями, высоко почитаемые рептилии присутствуют и в орнаменте. В руке божество сжимает жезл, символизирующий высшую власть в пантеоне богов древних культур Центральных Анд. Эти черты прямо указывают на то, что изображение, найденное археологами, является своеобразной иконой. По мнению куратора Североамериканского музея антропологии Джонатана Хааса, жезл – своеобразная аналогия христианского креста, и является отличительным знаком древнейших американских цивилизаций. "Похоже, последняя находка ученых является старейшей иконой, которую можно четко идентифицировать. Она явно указывает на то, что более четырех тысяч лет назад в этом регионе была организованная жизнь – и это отодвинуло официальную датировку на тысячу лет назад".Первоисточник <noindex> ссылка</noindex>
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Какая икона самая древняя?
Ответ от Пользователь удален[гуру]вроде бы это-
Ответ от Виктория Уварова[гуру]Каменная.
Ответ от Ѐоман[гуру]Отпечаток на плащанице.
Ответ от Наталья Кучма[гуру]Нерукотворный Спас. А еще - образ Богоматери, написанный Лукой.
Ответ от Ѓилл Смит Муслим[гуру]По преданию первым иконописцем стал евангелист Лука, написавший образ Богородицы.Первым русским иконописцем, известным по имени, является Алипий Печерский.Традиционно иконописец, в отличие от художника, не рассматривается как автор конкретного образа, он — только проводник божественной истины. Именно этим можно объяснить практически полное отсутствие авторских подписей на иконах до XVII века.Требования, предъявляемые церковью к иконописцам, были сформулированы Стоглавым собором в 1551 году. Решениями собора иконописцы фактически объявлялись особым церковным чином — младшими клириками. Тогда же эталоном каноничности объявлены иконы Андрея Рублёва.
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Ответить на вопрос:
22oa.ru
Когда появилась первая икона на Руси «
«Иконы требуются нашею природою. Может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли, вспоминая об отсутствующем, не воображать его? Не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы — ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы».Иоанн Кронштадтский
Первое живописное изображение на Руси – это икона, появившаяся еще до принятия христианства. Самые первые иконы были написаны греческими авторами, так как к этому времени у греков уже сложились приемы по написанию икон.
В иконописи не существует ничего случайного, все подчинено определенным правилам и канонам: жесты, цвета изображаемых Образов. Цвета Спасителя – белый и красный. Красный- мученическая кровь и власть, а белый – чистота. Древняя Русь стала последовательницей Византии, переняв и религию, и религиозное искусство.
Что касается именно изображения русских святых и первой русской иконы, то канонизация первых русских святых Бориса и Глеба, произошла только лишь в конце XI века. Именно с этого времени начинается отсчет иконописных изображений.
В Древней Руси канонизация святых происходила через несколько столетий после кончины. Так случилось и с князем Владимиром. Икона князя Владимира была написана только спустя два с половиной столетия после его смерти.
Интересно заметить, что в первое время после принятия христианства на Руси практически не было домашних икон. Большую роль играла храмовая живопись и Образы святых были чаще руки византийских мастеров. В центральном куполе изображается традиционно Спаситель, между окнами апостолы, пророки и архангелы, на парусах – евангелисты. Святые изображались на колоннах и стенах. Такое же изображение осталось и в наши дни. За исключением некоторых деталей.
Цвета изображения святых Образов остались прежними. Голубой – цвет Божией Матери, зеленый- Святой Троицы. Символика осталась прежней еще с времен Византии.