Эта статья подготовлена по книгам русского писателя Платона Лукашевича, написанным в 1845 году. Мы постарались как адаптировать этот материал, так и максимально сохранить стиль автора.
Согласно энциклопедического словаря «БИОГРАФИЯ РОССИИ» (Брокгауз и Ефрон):
Лукашевич, Платон Акимович – этнограф (около 1809 – 1887). Учился в Нежинской гимназии, где был товарищем Гоголя. Издал в 1836 г. сборник “Малороссийских и Червонно-русских песен”, заключающий в себе много ценного материала. К области этнографии относится работа Лукашевича: “О примечательных обычаях и увеселениях малороссиян на праздник Рождества Христова и в Новый год” (“Северный Архив”, 1876, часть II). Остальные работы Лукашевича отличаются странностью, граничащей с психическим расстройством. Таковы: “Чаромутие или священный язык магов, волхвов и жрецов, открытый Платоном Лукашевичем” (СПб., 1846), “Примеры всесветного славянского чаромутия”.
По другим же источникам ПЛАТОН ЛУКАШЕВИЧ – это большой Русский Учёный, выдающейся языковед, филолог, историк, поэт, писатель, математик, физик, химик, астроном, метеоролог. Это человек, который раскрыл России и Миру основы понимания изначального первоРодного языка вечности. Он постиг закон образования всех языков Народов Мира и тайны чисел. Это был многолетний, титанический и кропотливый труд. Изучив более 40 языков, сравнив и осознав их и мировую историю, обычаи, песни, легенды, мифы большинства Народов Мира, он пришёл к неопровержимым выводам:1. От сотворения Мира Род Человеческий имел Единый Всеобщий Язык – Истотный (или ИЗНАЧАЛЬНЫЙ).2. Со временем по разным причинам из него образовались иные языки – Чаромутные ( или СМЕШАННЫЕ и Производные от Изначального Языка).Но из Памяти Народа было стёрто имя Платона Лукашевича, его книги были спрятаны в самых недоступных хранилищах библиотек.В глубокой древности Цари, Князья, Волхвы, Жрецы и главы Родов владели сокровенными знаниями, которые назывались Веды или Сандры. При помощи Вед они могли получать знания из Информационных Полей Вселенной, пользоваться Ее Мудростью и общаться с Богами. Для сохранения в чистоте Вед Жрецы пользовались сокровенным языком.Образы Древнего Изначального Языка В СОВОКУПНОСТИ СОХРАНИЛИСЬ ВО ВСЕХ СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКАХ. НАРОДЫ же сохранившие их, стали называться: СЛАВЯНЕ = СЛОВЯНЕ – ВЛАСТИТЕЛИ СЛОВА. Но затем, в течение более чем 5 тысяч лет изначальный язык на Руси беспрерывно терял свои свойства и перерождался. И теперь же тот Славянский Язык, который у нас есть, является только отголосками того первоРодного языка. Например, из Русского Языка были изъяты Буквы – “Ъ”, Ять, Ерь, Юсь, чем была разрушена музыкальная и тоническая грамматика языка, и он был обессвечен. И таким же образом, во многих словах, была утеряна целостность слога.
Но сейчас раскрыта главная тайна Древнего Языка и установлено, что ДРЕВНЕ РУССКОЕ ПИСЬМО БЫЛО С-ЛО-ГО-ВЫ-М. Каждый знак обозначал слог. Слова древнего языка писались и читались в одну строку без разделения, слогами от левой к правой руке и наоборот. Каждое Слово имело несколько сокровенных смыслов. Таким образом, КОД или ключ к разгадке тайн и сокрытой информации находится в ПРОЧТЕНИИ древних славянских СЛОВ СЛОГАМИ, ВНУТРЬ И ОТВНЕ.Если читаемое таким образом Слово сохранило древнюю чистоту, то оно объясняет и определяет предназначение самого себя и может передавать множество смыслов простых и сокровенных. Древние Слова и Слоги от него, сложенные воедино могут составлять предложения, при различной разбивке которых на придаточные Слова образуются различные тексты, объясняющие, указывающие и углубляющие друг друга.Еще одна из тайн Древнего языка в том, что окончания Слов имеют смысл и читаются. Это придаточные Слова, через которые выражается качество смысла или свойства того Слова, к которому они “придаются”. То есть – каждый слог имеет свой смысл, забытый Нами. Часто окончание Слова, является началом следующего за ним.Зная эти сокровенные законы, попробуем разобраться в сакральном смысле некоторых Слов. СВЕТЪ = СЪВЕТЬ+(ТЪ ВЕСЪ) – свет то весть, или Совместная то Весть-СОВЕСТЬ.ЛУЧЬ + (ЧЪЛО) – лучь чело. Излучение Чело (головы) Человека.ЧЕЛОВЕКЪ = ЧЕЛО ВЕКА +(КА ВЕЛОЧЕ) – ЧЕЛО ВЕКА КАКО ВЕЛИЧЕЕ. ЛУЧЬ ВЕКА ТО ВЕЛИКИЙ. ЦАРЪ + (рЬца) – царь рекущий. Старший из князей, имеющий право голоса.КНЯЗЪ = княж = книжник (зънякъ) – книжник знающий. Владеющий сокровенными знаниями.ВОЛХВЪ = волъсъвъ + (въ сълъво) – Волъсъ съвъвъ Сълъво. Велеса советует Слово.ЖРЕЦЪ = жъ реце + (цере жъ) – жизнь рекущий, царь жизни.ОПРЕДЕЛЕННЫЕ КОМБИНАЦИИ ДРЕВНИХ СЛОВ В ИХ СЛОГОВОМ ПРОЧТЕНИИ ЯВЛЯЮТСЯ ПАРОЛЕМ, ЗОЛОТЫМ КЛЮЧИКОМ, ОТПИРАЮЩИМ ЗАВЕТНУЮ ДВЕРЬ, В ЧИСТО ПОЛЕ (информационное поле Вселенной) или в ВЕЩИЙ ЛЕС (где ведают ВЕДЫ). КТО БЫЛ НИЖЕ – ВСЕХ, СТАНЕТ ВЫШЕ ВСЕХ Какое же впредь будет будущее направление Русской Речи? Такое, какое никто не ожидает и не думает. Что есть Славянский Язык? – Живой образ Древнего Изначального Языка Рода Человеческого. Все Народы Света из простого ли любопытства, с намерением ли узнать сокровенное построение своего собственого, Родного Языка, и истинный смысл всех его слов, БУДУТ ИЗУЧАТЬ ЕГО. А многие усвоят его, и писать будут на нем свои творения, исследования, открытия. НЕ ПРОЙДЕТ И СТА ИЛИ ДВУХСОТ ЛЕТ, как многие будут говорить на одном из усовершенствованных Славянских Языков. Потом и Весь Свет последует сему же примеру. Совершенство, изящность, благозвучность, определительность – это суть свойства Древнего Изначального Языка. Он есть вместе Язык, свидетельствующий Славу и величие Рода Человеческого. Совершенство и Восстановление, Единство и Примирение.Чем более теперь мы сохраним от утрат свое словесное богатство, тем скорее и удобнее развяжется Гордиев узел прежних Судеб Рода Человеческого, тем скорее Человечество ПРОВИДИТ Славную Свою Будущность.Не взирая на сильные, против Изначального Языка нападения, которые долго и долго будут продолжаться, ОН ВОСТОРЖЕСТВУЕТ по причине весьма естественной:ДЛЯ ВСЕХ НАРОДОВ МИРА ОН ЕСТЬ ПЕРВОРОДНЫЙ, ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ, И ВМЕСТЕ ЯЗЫК ВЕЧНЫЙ, БЕССМЕРТНЫЙ, НЕ УМИРАЮЩИЙ, И “УСТОПРЕДАНИЕ” ПРЕДВЕЧНОСТИ…Он доказывает, что Род Человеческий испокон веков был то выше нынешнего, то унижался, то опять принимал “образ и подобие” МИРО-ТВОРЦА. Чистое Поле и Вещий Лес Есть несколько известных тайн-истин:1. В Сказках нет лжи, это намек. Каждая Древняя Русская Народная Сказка, не разбавленная Тенью – уКАЗКА, алгоритм выхода в Чистое Поле (информационное поле Вселенной) или в ВЕЩИЙ ЛЕС (где ведают ВЕДЫ).2. Из Песни Слов не выкинешь. Во многих Древних Народных Песнях, Былинах, Балладах, Стихах, имеющих особый ритм и смысл сокрыты ключевые фразы-пароли для их расшифровки и выхода в Чисто Поле.3. Решетом Живой Воды не зачерпнуть. Знание и Исполнение Древних Русских Традиций, Обрядов, Молитв, Праздников,Танцев, Песен и Добрые Дела, Слова, Мысли для других – формируют вокруг нас пространство Любви. Большое и Сильное пространство Любви – пропуск в Чисто Поле.Вот как все кажется просто. Находи нужные Сказки, Песни. Читай их, пой да пляши. Да только вот ведь опять незадача: кто-то украл, выкинул из Русского Языка Буквы – Ять, Ерь, Юсь…, чем развалил музыкальный строй и тоническую грамматику языка. Все книги печатаются без этих букв и без твердых знаков, их теперь не возможно правильно прочитать на Древнем Языке. Что же теперь делать?Не все еще потеряно. В библиотеках сохранились книги с записями Песен и Былин, изданные до революции, в них не нарушен музыкальный строй Языка, надо только найти их, прочитать и осознать. Может и в народе остались те, которые сохранили в первозданности Песни и Сказки. Можно разыскать и расспросить их. И записав их рассказы, Слова и Ритмы звучания Песен ВЕРНУТЬ СЕБЕ СВОЙ ЯЗЫК.А пока можно попробовать хотя бы очень приблизительно выявлять и Сознавать Смысл Слова Русского. Попробуем понять, какой сокровенный смысл заложен в имени Русского Поэта: Александра Сергеевича Пушкина.
Расшифровка имени и стихов Александра Сергеевича Пушкина Очередная тайна гласит:При разборе Имени не надо нарушать последовательности. Сначала нужно написать Свое Имя, потом Имя Отца, после Имя Рода (Фамилию). Надо записать текст в одну строку без разделения:АЛЕКСАНДРСЕРГЕЕВИЧПУШКИН.Если рядом с СОгласной Буквой, отсутствует Гласная, поставьте на ее место “Ъ”:АЛЕКЪСАНЪДЪРЪСЕРЪГЕЕВИЧЪПУШЪКИНЪ.Потом нужно найти корни известных Слов и Слоги являющиеся придаточными Словами и разбить текст на Слова:АЛЕКЪ САНЪДЪРЪ СЕРЪ ГЕЕ ВИЧЪ ПУШЪ КИНЪОлег Вещий – Заря Земли, вижу пуще коня = (время),(быстрей).Еще одно правило:Гласные – О, А, Е – самые древние, взаимозаменяемые со всеми гласными.СОгласные – С переходит в З, Ж, Ч, Ш и наоборот. Б переходит в В. К в Г.Если корни Слов неизвестны, можно посмотреть их в словарях Древне-Русского Языка.Сандры – Веды. Гея – Земля. Пуще – быстрей.Иная разбивка на Слова может дать другой текст, углубляющий и объясняющий этот.Для другого прочтения нужно разбить текст по Слогам: А ЛЕ КЪ СА НЪ ДЪ РЪ СЕ РЪ ГЕ Е ВИ ЧЪ ПУ ШЪ КИ НЪи записать его наоборот:НЪ КИ ШЪ ПУ ЧЪ ВИ Е ГЕ РЪ СЕ РЪ ДЪ НЪ СА КЪ ЛЕ Язатем разбить по Словам:НЪКИ ШЪПУЧЪ ВИ ЕГО РЪСЕ РЪДЪНЪ САКЪЛЕЯЗдесь понятно и без словаря: Нука шепчи ты его речи Родину соклеешь.Но что же теперь получилось? АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН, ОЛЕГ ВЕЩИЙ – ЗАРЯ ЗЕМЛИ, ВИДИТ БЫСТРЕЙ ВРЕМЕНИ. НУКА! ШЕПЧИ ТЫ ЕГО РЕЧИ – РОДИНУ СПАСЕШЬ.А интересно, какая это Его Речь в первую очередь шепчется? Ну, конечно, же!!!У Лукоморья Дуб зеленый; златая цепь на Дубе том: И днем и ночью КОТ (код?) ученый, Все ходит по цепи КРУГОМ; Идет НАПРАВО – песнь заводит, НАЛЕВО – сказку говорит.О каком это КОДе он говорит? Не о том ли как надо расшифровывать слова СПРАВА НАЛЕВО и КРУГОМ?АЙ – ДА ПУШКИН!!! АЙ – ДА МОЛОДЕЦ!И чего так долго не сознавался? Целый ВЕК каждому кричал, да Вы не слушали:“ОДНУ я помню: Сказку эту поведаю теперь я Свету”…ЗДЕСЬ РУССКИЙ ДУХ… ЗДЕСЬ РУСЬЮ ПАХНЕТ!Давайте теперь проверим, что это за сказку цепной Кот рассказывает. Что там, у Пушкина в Эпилоге “Руслана и Людмилы”?“И скрылась от Меня на ВЕК богиня тихих песнопений…” Почему многоточие?Проверим:И СЪ КЪ РЫ ЛА СЬ О ТЪ МЕ НЯ НА ВЕ КЪ БО ГИ НЯ ТИ ХИ ХЪ ПЕ СЪ НО ПЕ НИ ЙЙ НИ ПЕ НО СЪ ПЕ ХЪ ХИ ТИ НЯ ГИ БО КЪ ВЕ НА НЯ МЕ ТЪ О СЪ ЛА РЫ КЪ СЪ ИРазобьем по Словам. Здесь понятно, что:Й НИ ПЕНО СЪПЕХЪ ХИТИ НЯГИ БОКЪ ВЕНА НЯМЕ. ТЪО СЪЛА РЫКЪСЪИ…Я не песню спеть хотел кою Бог велел мене. То Сила рокотает…Ну, и Чудеса! Прям ни в Сказке сказал, но пером описал. Что за Силушка рокотает там, за многоточием, у Вещего Олега? И читается внутрь и отвне. ЕСЛИ ЗАХОТЕТЬ, то можно почитать, Пушкин ведь в каждом доме на книжной полке стоит. Уже и ВЕК минул давно, а Пушкин все пылится на книжных полках, и ни кто его по Настоящему Прочитать НЕ ХОЧЕТ. Удивительное дело! Мы даже не заметили, как прикоснулись к настоящему Чуду, к чудесным тайнам Русского Языка. Мы обратились всего лишь к Имени, а Имя Нас призывает СПАСТИ РОДИНУ, и не просто призывает, а указывает Путь Спасения, подготовленный для Нас давным давно, тысячелетия назад, нашим ВЕЛИКИМ МОГУЧИМ РУССКИМ НАРОДОМ. Нам Всем вместе, объединившись с другими Народами Матери Земли, осталось лишь поставить последнюю, аккордную точку в этой Божественной симфонии. ЗОЛОТОЙ ВЕК ЗЕМЛИ Золотой век, длившийся на Земле в те древние времена, не оставил после себя никаких видимых материальных следов. Но предания о нем сохранились в Ведах. сказках, легендах, былинах, песнях. И если более внимательно присмотреться к ним, то можно найти много объективной информации о том времени, когда наши предки жили Мудро и Чисто. Информацию об этих стародавних временах можно получить и от Людей Чистых, сохранивших в себе способности общаться с Вещим Лесом или Чистыми Полями Вселенной, информационной базой данных, заполняющей всю Вселенную.Эта информация Вселенной создана Великим Богом. Пополняется Им и самими людьми, их чистыми мыслями, она столь грандиозна, что способна ответить на любой вопрос. Она ненавязчива. Ответ возникает мгновенно, в подсознании человека. Тем людям не нужен был космический корабль для полета на другие планеты, ибо они могли и так увидеть, что происходит на них. Им не нужен был телевизор, телефон, письменность, ибо информацию, которую мы получаем из книг и разных видов связи, они могли мгновенно получить, используя возможности другие. Тем людям не нужна была индустрия, магазины, аптеки, ибо они могли, при необходимости, получить все лучшие средства, сделав лишь лёгкое движение руки, потому что они есть в природе. Им не нужны были теперешние средства передвижения. Не нужны машины и комплексы, производящие пищу, ибо все и так для них было.ОНИ ЛЮБИЛИ, ПОНИМАЛИ, СОХРАНЯЛИ КОСМОС И СВОЮ ПЛАНЕТУ.Люди были мыслителями и понимали свое предназначение. Они мыслили и общались на первородном Изначальном языке, едином с языком Чистых Полей Вселенной. C его помощью, они формировали пространство Любви и совершенствовали планету Земля.
ruklinok.info
Древние славяне - Агентство переводов Lingvotech
Н. А. Кондрашов
ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ
(Кондрашов Н.А. Славянские языки. - М., 1986. - С. 5-9)
1. Человек появился в Европе в период палеолита (эпоха первых грубых каменных орудий). Медленно, на протяжение многих тысяч лет, он, совершенствуя свои орудия труда, поднимался все выше и выше по ступеням культуры. За эпохой грубых каменных орудий последовала эпоха тоже каменных, но уже гораздо более совершенных шлифованных орудий (неолит), сменившаяся затем, на рубеже II тысячелетия до н. э., эпохой примитивных металлических орудий. К этому времени человек не только полностью освоил искусство добывания огня, первичной обработки металла, но и научился создавать примитивные жилища и делать простейшие изделия из глины (посуду).В эпоху неолита Европа и значительная часть южной Азии были заселены множеством небольших человеческих объединений ("первобытных орд", по определению Ф. Энгельса), уже начавших приобретать некоторые этнические особенности (черты физического облика, язык, культура). Эти особенности и явились основанием для выделения населения этих районов земного шара в особую группу, которой присвоено название индоевропейцев. От индоевропейского периода все индоевропейские языки унаследовали древнейший корнеслов и грамматические показатели (окончания имен и флексии глагола).2. Собственное название "славяне" (как и у других народов) появилось сравнительно недавно. Славянские племена долгое время выступали в истории под названием лишь одной их группы ("венеды"). Эти вопросы приходится решать на основании данных прежде всего археологии и истории языка (см. бюро переводов). Первые, правда, еще весьма туманные письменные известия о славянах восходят к V в. до н. э. Одно из них принадлежит знаменитому греческому историку Геродоту. Рассказывая о жизни древних греков, Геродот упоминает о том, что греческие богачи очень любили украшения из янтаря. Янтарь привозили греческие купцы из далекой страны, лежавшей на севере, у реки Эридан и холодного, бурного моря, где его добывали "иниды". Так как добыча янтаря и торговля им издавна составляли одно из важнейших занятий обитателей юго-восточного побережья Балтийского моря, то нетрудно было сделать вывод, что упоминаемый Геродотом народ "иниды" и есть те самые славяне, которые, как это доказано многочисленными историческими источниками, действительно издавна занимались янтарным промыслом. Что же касается названия "иниды", то оно вполне основательно сближается с известным нам из поздних источников названием группы славянских племен, живших в районе Балтийского моря - "венеды".Наиболее ранние известия о славянах, которые выступают под именем "венетов" или "венедов", относятся к I и II вв. н. э. и принадлежат римским и древнегреческим писателям Плинию Старшему (29-79 гг.), Тациту (род. ок. 55 - ум. ок. 120 г.) и Птолемею Клавдию (ум. ок. 178 г.). Согласно их свидетельствам, славяне были "великим народом" и заселяли территории на север от Карпат вплоть до Балтийского моря. Более развернутые исторические описания идут от VI в. н. э. Это главным образом "История войн с готами" Прокопия Кесарийского (написана в 551-554 гг.), "Стратегика", приписываемая византийскому императору Маврикию, и "История готов" Иордана. Из этих источников заимствуются сведения о некоторых сторонах общественной жизни и быта славян, а также о территориях, занимаемых ими в VI в. н. э.3. Прокопий сообщает, что славяне и анты "не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии) и поэтому и них счастье и несчастье в жизни считается делом общим", "у тех и других один и тот же язык". В сочинении Иордана выступают уже венеды, анты и словене, т. е. представители современных западных, восточных и южных славян. На основании этого можно сделать вывод, что уже в VI в. н. э. существовало разделение славян на три большие группы. Однако и после перегруппировки славянских племен сознание единства происхождения продолжало сохраняться в памяти народа. На самой заре историографии славян мы находим основательные рассуждения о славянах как едином целом. Интерес к родственным по языку и культуре народам рано пробудился у восточных славян. В "Повести временных лет" (начало XII в.) мы находим богатое фактами и хорошо аргументированное суждение о древних поселениях и взаимных отношениях славянских племен. Киевский летописец, основываясь на древних устных преданиях народа, с замечательной точностью называет важнейшие племенные объединения славян. Он пишет:"По мнозех же времянех сели суть словени по Дунаеви, где есть ныне Угорска земля и Болгарска. И от тех словен разидошася по земле и прозвашася имены своими, где седше на котором месте. Яко пришедше седоша на реце именем Морава, и прозвашася морава, а друзии чеси нарекошася. А се ти же словени: хорвате белии и сербь и хорутане. Волохом бо нашедшем на словени на дунайския, и седшем в них и насилящем им, словени же ови пришедше седоша на Висле, и прозвашася ляхове, а от тех ляхов прозвашася поляне, ляхове друзии лутичи, ини мазовшане, ини поморяне.Тако же и ти словени, пришедше и седоша по Днепру и нарекошася поляне, а друзии древляне, зане седоша в лесех; а друзии седоша на Двине и нарекошася полочане, речки ради, яже втечет в Двину, имянем Полота, от сея прозвашася полочане. Словени же седоша около езера Илмера (Ильменя) и прозвашася своим имянем, и сделаша град и нарекоша и Новгород. А друзии седоша на Десне, и по Семи, по Суле и нарекошася север. И тако разидеся словенский язык, тем же и грамота прозвася словенская".В записи под 898 г. летописец, противопоставляя славян другим иноязычным племенам и народам, вновь подчеркивает их языковое единство: "Бе един язик словенеск: словени, иже седяху по Дунаеви, их же прияше угри, и морава, и чеси, и ляхове, и поляне, яже ныне зовомая Русь. Сим бо первое преложены книги мораве, яже прозвася грамота словенская, яже грамота есть в Руси и в болгарех дунайских".Средневековые чешские, польские и южнославянские хроники также единодушно говорят об общем происхождении славянских народов. Наряду с фантастическими генеалогическими рассуждениями, навеянными библейским преданием, в них переданы отзвуки действительных исторических событий, сохраненных в памяти народа.Таким образом, данные современных славянских языков и свидетельства исторических источников убедительно говорят в пользу существования праславянского языка - основы всех славянских языков.4. Суждение о существовавшем некогда праславянском языке основано не только на анализе языковых данных и исторических источников. Оно подтверждается также показаниями истории, археологии и этнографии славян. Язык является средством общения людей на всех ступенях их общественно-исторического развития, совершенствование языка теснейшим и неразрывным образом связано с развитием общества, пользующегося этим языком. На всем протяжении истории, начиная от родоплеменных объединений и вплоть до современных славянских народов с их богатейшей культурой, развитой экономикой и государственностью, язык служил средством объединения этих общностей. Но если существовал язык, общий для всех славянских племен, то, с другой стороны, существовало и этническое единство, пользующееся этим языком. Это племенное единство оставило свои следы не только в языке, но и в памятниках материальной культуры.Советские, польские и чешские археологи за последние десятилетия достигли важных результатов в изучении материальной культуры древних славян. Археологи открыли орудия труда, предметы обихода, украшения древних славян, узнали способы захоронения, познакомились с изделиями керамики, строительными сооружениями, принадлежностями воинского быта и т. п. В известной степени установлены связи древнеславянской культуры с материальными культурами на территории Восточной и Центральной Европы, которые предшествовали ей. Единство материальной культуры охватывает территорию от Эльбы через бассейны Одры и Вислы до верхнего Днестра, среднего течения Днепра и Десны. Это различные виды культуры ямных погребений и культура полей погребения. Среди археологов широко распространено мнение, что названные культуры с IV в. до н. э. по III - IV вв. н. э. принадлежали славянскому населению в указанных границах. По мнению многих археологов, они связаны с более ранним важным культурным массивом бронзовой эпохи, с так называемой лужицкой культурой. С различных точек зрения - археологической, хронологической, географического размещения - этот массив может быть связан со славянами.Это население развивало свою материальную и духовную культуру и в целях общения пользовалось праславянским языком. Этот общий для славян язык не сохранился в памятниках письменности. Он восстанавливается при помощи сравнительно-исторического изучения живых и мертвых славянских языков.Изучение праславянского языка, являющегося предметом сравнительной грамматики и лексикологии славянских языков, очень важно для всестороннего и глубокого познания путей развития каждого из славянских языков, так как восстановление его структуры дает возможность установить исходный путь развития грамматического строя и словарного состава современных славянских языков. Этот язык имел свою длительную историю. Однако его грамматический строй, а отчасти и основной словарный фонд непосредственно не зависели от общественно-экономических изменений жизни древних славян, вследствие чего основные элементы структуры этого языка подверглись относительно небольшим изменениям, пережили ряд эпох, сохранившись в своей основе. Именно поэтому реконструкция праславянского словарного состава, а также сравнительный анализ лексики современных славянских языков дают во многих случаях большие результаты, чем изучение других сторон культуры древних славян. Значимость языковых данных тем более велика, что археологические находки являются немыми памятниками и не могут быть иногда непосредственно связаны с определенной этнической группой.5. Праславянский язык может быть подвергнут освещению с двух сторон: во-первых, с точки зрения индоевропейского языка-основы, во-вторых, с точки зрения истории отдельных славянских языков и их сравнительного изучения. Выделение праславянского языка из индоевропейского языка-основы произошло задолго до нашей эры. Хронологически этот процесс следует связывать с распадом индоевропейского единства, т. е. рубежом III и II тысячелетий до н. э., когда уже выступают отдельные племена и народности, говорящие на индоевропейских языках, на обширных территориях от Индии до Западной Европы (Индия, Иран, Малая Азия, Греция, Италия). Процесс распадения индоевропейского языка-основы был длительным. Диалектные различие индоевропейских языков углублялись по мере распада первоначальной общности, индоевропейские племена вступали в контакт с иноязычным населением, менялись общественные и природные условия жизни племени народностей и т. п. Все индоевропейские языки по судьбе средненёбных k' и g' принято делить на две большие группы, условно обозначаемые словом "сто" в его авестийской форме (satəm) для языков одной группы (индо-иранские, славянские, балтийские, армянский, албанский) и в латинской форме (centum) - для другой группы (греческий, италийские, германские и кельтские языки). В первой группе k' и g' дали фрикативные согласные, например славянские s и z; в другой группе они изменились в задненёбные k и g: ср. рус. сто - лат. centum, рус. десять - лат. decem, рус. сердце - лат. cor, род. пад. cordis, рус. зерно - лат. granum, рус. везу - лат. veho и др. Вследствие этого говорят о языках группы "сатем" и о языках грппы "кентум" (centum).С середины I тысячелетия н. э. у древних славян происходит распад родовой организации, начинается разделение труда, накопление богатства у отдельных семей. Вследствие этих экономических изменений происходит классовое расслоение населения и появляется государство. Рабство не получило у славян значительного распространения, складываются феодальные отношения. Ранними славянскими государственными объединениями явились государство Само (VII в.), Великоморавское княжество (IX - X вв.), Польское государство (IX в.) - у западных славян, Киевское государство (VIII в.) - у восточных славян, Первое болгарское царство (VII в.) - у южных славян.
Источник сайт http://www.philology.ru
lingvotech.com
Славянские языки
Славя́нские языки́ —
группа родственных языков индоевропейской семьи (см. Индоевропейские языки). Распространены на территории Европы и Азии. Общее число говорящих свыше 290 млн. чел. Отличаются большой степенью близости друг к другу, которая обнаруживается в корнеслове, аффиксах, структуре слова, употреблении грамматических категорий, структуре предложения, семантике, системе регулярных звуковых соответствий, морфонологических чередованиях. Эта близость объясняется как единством происхождения славянских языков, так и их длительными и интенсивными контактами на уровне литературных языков и диалектов. Имеются, однако, и различия материального, функционального и типологического характера, обусловленные длительным самостоятельным развитием славянских племён и народностей в разных этнических, географических и историко-культурных условиях, их контактами с родственными и неродственными этническими группами.
Славянские языки по степени их близости друг к другу принято делить на 3 группы: восточнославянскую (русский, украинский и белорусский), южнославянскую (болгарский, македонский, сербохорватский и словенский) и западнославянскую (чешский, словацкий, польский с кашубским диалектом, сохранившим определённую генетическую самостоятельность, верхне- и нижнелужицкие). Известны также небольшие локальные группы славян со своими литературными языками. Так, хорваты в Австрии (Бургенланд) имеют свой литературный язык на чакавской диалектной основе. Не все славянские языки дошли до нас. В конце 17 — начале 18 вв. исчез полабский язык. Распределение славянских языков внутри каждой группы имеет свои особенности (см. Восточнославянские языки, Западнославянские языки, Южнославянские языки). Каждый славянский язык включает литературный язык со всеми его стилистическими, жанровыми и другими разновидностями и свои территориальные диалекты. Соотношения всех этих элементов в славянских языках разные. Чешский литературный язык имеет более сложную стилистическую структуру, нежели словацкий, но последний лучше сохраняет особенности диалектов. Иногда диалекты одного славянского языка различаются между собой сильнее, нежели самостоятельные славянские языки. Например, морфология штокавского и чакавского диалектов сербохорватского языка различается значительно глубже, нежели морфология русского и белорусского языков. Часто различен удельный вес тожественных элементов. Например, категория уменьшительности в чешском языке выражена более разнообразными и дифференцированными формами, чем в русском языке.
Из индоевропейских языков С. я наиболее близки балтийским языкам. Эта близость послужила основанием для теории «балто-славянского праязыка», согласно которой из индоевропейского праязыка сначала выделился балто-славянский праязык, позже распавшийся на прабалтийский и праславянский. Однако большинство современных учёных объясняет их особую близость длительным контактом древних балтов и славян. Не установлено, на какой территории произошло обособление славянского языкового континуума из индоевропейского. Можно предполагать, что оно произошло южнее тех территорий, которые, согласно различным теориям, относятся к территории славянских прародин. Таких теорий много, но все они не локализуют прародину там, где мог находиться индоевропейский праязык. На основе одного из индоевропейских диалектов (протославянского) позже сформировался праславянский язык, который является родоначальником всех современных славянских языков. История праславянского языка была более длительной, нежели история отдельных славянских языков. В течение длительного времени он развивался как единый диалект с тожественной структурой. Позже возникают диалектные варианты. Процесс перехода праславянского языка, его диалектов в самостоятельные С. я. был длительным и сложным. Наиболее активно он проходил во 2‑й половине 1‑го тыс. н. э., в период формирования ранних славянских феодальных государств на территории Юго-Восточной и Восточной Европы. В этот период значительно увеличилась территория славянских поселений. Были освоены районы различных географических зон с различными природными и климатическими условиями, славяне вступили во взаимоотношения с народами и племенами, стоящими на разных ступенях культурного развития. Всё это отразилось в истории славянских языков.
Праславянскому языку предшествовал период протославянского языка, элементы которого могут быть восстановлены с помощью древних индоевропейских языков. Праславянский язык в своей основной части восстанавливается с помощью данных С. я. различных периодов их истории. История праславянского языка делится на 3 периода: древнейший — до установления тесного балто-славянского языкового контакта, период балто-славянской сообщности и период диалектного дробления и начала формирования самостоятельных славянских языков.
Индивидуальность и своеобразие праславянского языка начали складываться ещё в ранний период. Именно тогда сложилась новая система гласных сонантов, значительно упростился консонантизм, получила широкое распространение в аблауте ступень редукции, корень перестал подчиняться древним ограничениям. По судьбе средненёбных k’ и g’ праславянский язык входит в группу satəm (sьrdьce, pisati, prositi, ср. лат. cor — cordis, pictus, precor; zьrno, znati, zima, ср. лат. granum, cognosco, hiems). Однако эта черта реализовалась непоследовательно: ср. праслав. *kamy, *kosa, *gǫsь, *gordъ, *bergъ и др. Существенные отклонения от индоевропейского типа представляет праславянская морфология. Это прежде всего относится к глаголу, в меньшей степени — к имени. Большинство суффиксов сформировалось уже на праславянской почве. Праславянская лексика отличается большим своеобразием; уже в ранний период своего развития праславянский язык пережил ряд существенных преобразований в области лексического состава. Сохранив в большинстве случаев старый лексический индоевропейский фонд, он в то же время утратил много старых индоевропейских лексем (например, некоторые термины из области социальных отношений, природы и т. д.). Много было утрачено слов в связи с различного рода запретами. Запретным, например, было наименование дуба — индоевроп. perku̯os, откуда лат. quercus. Старый индоевропейский корень дошел до нас только в имени языческого бога Перуна. В славянских языках утвердилось табуистическое dǫbъ, откуда рус. «дуб», польск. dąb, болг. дъб и т. д. Утрачено индоевропейское название медведя. Оно сохраняется лишь в новом научном термине «Арктика» (ср. греч. ἄρκτος). Индоевропейское слово в праславянском языке было заменено табуистическим словосложением medvědь ‘едок мёда’. В период балто-славянской сообщности славяне заимствовали много слов у балтов. В этот период в праславянском языке были утрачены гласные сонанты, на их месте возникли дифтонгические сочетания в положении перед согласными и последовательности «гласный сонант перед гласными» (sъmьrti, но umirati), интонации (акут и циркумфлекс) стали релевантными признаками. Важнейшими процессами праславянского периода были утрата закрытых слогов и смягчение согласных перед йотом. В связи с первым процессом все древние дифтонгические сочетания перешли в монофтонги, возникли слоговые плавные, носовые гласные, произошло перемещение слогораздела, вызвавшее, в свою очередь, упрощение групп согласных, явления межслоговой диссимиляции. Эти древнейшие процессы наложили отпечаток на все современные славянские языки, что отражено во многих чередованиях: ср. рус. «жать — жну»; «взять — возьму», «имя — имена», чеш. žíti — žnu, vzíti — vezmu; сербохорв. же̏ти — жме̑м, узѐти — у̏зме̑м, и̏ме — и̏мена. Смягчение согласных перед йотом отражено в виде чередований s — š, z — ž и др. Все эти процессы оказали сильное воздействие на грамматический строй, на систему флексий. В связи со смягчением согласных перед йотом был был пережит процесс так называемой первой палатализации задненёбных: k > č, g > ž, x > š. На этой основе ещё в праславянском языке сформировались чередования k : č, g : ž, x : š, которые оказали большое влияние на именное и глагольное словообразование. Позже начала действовать так называемые вторая и третья палатализация задненёбных, в результате которых возникли чередования k : c, g : ʒ (z), x : s (š). Имя изменялось по падежам и числам. Кроме единственного и множественного числа существовало двойственное число, которое позже утратилось почти во всех славянских языках. Существовали именные основы, выполняющие функции определений. В поздний праславянский период возникли местоименные прилагательные. Глагол имел основы инфинитива и настоящего времени. От первых образовывались инфинитив, супин, аорист, имперфект, причастия на ‑l, причастия действительного залога прошедшего времени на ‑vъ и причастия страдательного залога на ‑n. От основ настоящего времени образовывались настоящее время, повелительное наклонение, причастие действительного залога настоящего времени. Позже в некоторых славянских языках от этой основы начал образовываться имперфект.
Ещё в недрах праславянского языка начали формироваться диалектные образования. Наиболее компактной была та группа праславянских диалектов, на основе которой позже возникли восточнославянские языки. В западно-славянской группе были 3 подгруппы: лехитская, серболужицкая и чешско-словацкая. Наиболее дифференцированной в диалектном отношении была южнославянская группа.
Праславянский язык функционировал в догосударственный период истории славян, когда господствовали родоплеменные общественные отношения. Существенные изменения произошли в период раннего феодализма. Это отразилось на дальнейшей дифференциации славянских языков. К 12—13 вв. произошла утрата свойственных праславянскому языку сверхкратких (редуцированных) гласных ъ и ь. В одних случаях они исчезли, в других перешли в гласные полного образования. В результате произошли существенные изменения в фонетическом и морфологическом строе славянских языков. Много общих процессов пережили славянские языки и в области грамматики и лексического состава.
Впервые литературную обработку славянские языки получили в 60‑х гг. 9 в. Создателями славянской письменности были братья Кирилл (Константин-Философ) и Мефодий. Они перевели для нужд Великой Моравии с греческого языка на славянский литургические тексты. В своей основе новый литературный язык имел южно-македонский (солунский) диалект, но в Великой Моравии усвоил много местных языковых особенностей. Позже он получил дальнейшее развитие в Болгарии. На этом языке (обычно называемом старославянским языком) была создана богатейшая оригинальная и переводная литература в Моравии, Паннонии, Болгарии, на Руси, в Сербии. Существовало два славянских алфавита: глаголица и кириллица. От 9 в. славянских текстов не сохранилось. Самые древние относятся к 10 в.: Добруджанская надпись 943, надпись царя Самуила 993 и др. От 11 в. сохранилось уже много славянских памятников. Славянские литературные языки эпохи феодализма, как правило, не имели строгих норм. Некоторые важные функции выполняли чужие языки (на Руси — старославянский язык, в Чехии и Польше — латинский язык). Унификация литературных языков, выработка письменных и произносительных норм, расширение сферы употребления родного языка — всё это характеризует длительный период формирования национальных славянских языков. Русский литературный язык пережил многовековую и сложную эволюцию. Он вобрал в себя народные элементы и элементы старославянского языка, испытал влияние многих европейских языков. Он развивался без перерывов в течение длительного времени. Иначе шел процесс формирования и истории ряда других литературных славянских языков. В Чехии в 18 в. литературный язык, достигший в 14—16 вв. большого совершенства, почти исчез. В городах господствовал немецкий язык. В период национального возрождения чешские «будители» искусственно возродили язык 16 в., который в это время уже был далек от народного языка. Вся история чешского литературного языка 19—20 вв. отражает взаимодействие старого книжного языка и разговорного. Иначе шло развитие словацкого литературного языка. Не отягощённый старыми книжными традициями, он близок народному языку. В Сербии до 19 в. господствовал церковнославянский язык русского варианта. В 18 в. начался процесс сближения этого языка с народным. В результате реформы, проведенной В. Караджичем в середине 19 в., был создан новый литературный язык. Этот новый язык стал служить не только сербам, но и хорватам, в связи с чем стал называться сербохорватским или хорватскосербским. Македонский литературный язык окончательно сформировался в середине 20 в. Славянские литературные языки развивались и развиваются в тесном общении друг с другом. Об изучении славянских языков см. Славистика.
Мейе А., Общеславянский язык, пер. с французского, М., 1951;
Бернштейн С. Б., Очерк сравнительной грамматики славянских языков. Введение. Фонетика, М., 1961;
его же, Очерк сравнительной грамматики славянских языков. Чередования. Именные основы, М., 1974;
Кузнецов П. С., Очерки по морфологии праславянского языка. М., 1961;
Нахтигал Р., Славянские языки, пер. со словенского, М., 1963;
Вступ до порівняльно-історичного вивчення слов’янських мов. За ред. О. С. Мельничука, Київ, 1966;
Национальное возрождение и формирование славянских литературных языков, М., 1978;
Бошкович Р., Основы сравнительной грамматики славянских языков. Фонетика и словообразование, М., 1984;
Бирнбаум Х., Праславянский язык. Достижения и проблемы его реконструкции, пер. с английского, М., 1987;
Vaillant A., Grammaire comparée des langues slaves, t. 1—5, Lyon — P., 1950—77.