Традиции вышивки крестом: от древности и до наших дней. Вышивка древняя
История возникновения вышивки – Ярмарка Мастеров
Вышивание – искусство очень древнее. История вышивки - тема этой заметки. Посмотрим, что интересного внесла та или иная эпоха в развитие искусства вышивания, как стремились сделать вышивку разные народы!
История возникновения вышивки
Когда зародилась вышивка? Вышивка не могла появиться раньше, чем появились нитки. Ну, едва ли жёсткие стебли растений или жилы животных, которые были предшественниками ниток, могли нести эстетический смысл. Однако нитки в современном понимании этого слова появились лишь в Средние века: а вышивка уже была! Первые льняные ткани появились примерно 7-8 тысяч лет назад, и делались они в Древнем Египте. Соответственно, мы можно предположить, что именно в то время и появилась вышивка: поскольку нити были достаточно гладкими, гибкими и прочными, чтобы ими можно было вышивать. Вышивание едва ли появилось позже: дошедшие до нас образцы говорят о многовековой традиции и развитом мастерстве.
Если вам где-то попадалась информация, что история возникновения вышивки начинается в Древнем Китае – не верьте. Когда Древний Китай только-только зарождался, египетские гробницы уже ломились от вышитых изделий.
Вышивка в Древнем мире
Вышивка превратилась в искусство ещё в эпоху Древнего Египта, когда знатные женщины трудились для украшения одежды фараонов и их приближённых. Пышность узора рассказывала о социальном положении человека. В Египте же изобрели и бисер, и скоро сделать вышивку бисером стремился весь Древний мир.
Роскошные золотые вышивки пришли к нам с Востока. Произведения искусств тамошних мастеров стоили целые состояния. Римская и греческая знать скупала расшитые ткани, тратя огромное количество денег. Страсть к вышивке достигла таких размеров, что обратила на себя внимание правительства: были сделаны попытки запретить или хотя бы сократить это украшение, но безрезультатно. Кроме того, вышивка была частью ритуальных обрядов. Например, в Афинах каждый год девушки вышивали для Афины Паллады, покровительницы города, роскошные покрывала-пеплосы.
Однако скоро изысканная Греция пресытилась пышностью чрезмерно богатого восточного узора. Появляются самобытные греческие вышивки, изящные, полные вкуса и сдержанности. Вышивка греческих узоров популярна и в наши дни.
Вышивка в Средние века
Средневековье наследовало искусство вышивания. По всей Европе знатные дамы сидели у окна за пяльцами, создавая изящные узоры. Вышивание считалось самым подобающим занятием для женщины.
Именно в средние века появилась самая любимая и популярная техника вышивки: вышивка крестом. Считается, что её возникновение было связано с Крестовыми походами: дабы защитить своих рыцарей от злых духов языческих земель, дамы использовали при декорировании одежды крест как символ защиты.
Каждая страна вносила в вышивку что-то своё. Распространилась по всей Европе мода на гобелены: большие вышивки во всю стену. Стоили такие изделия очень дорого, украшали собой княжеские замки да королевские дворцы. Сделать вышивку такого рода было трудно, зато и готовая работа представляла собой произведение искусства.
Особенно богатой и роскошной была церковная вышивка: облачения для служителей церкви поражали воображение прихожан. Кстати, находились и те, кто полагал, что отказавшимся от мирских радостей священникам не пристало носить столь дорогую одежду. На волне протеста против католических излишеств родилось движение протестантизма.
Восточная вышивка
Ещё в VI-V веке до н.э. китайцы вышивали на шёлке, используя золотые и серебряные нити, а иногда и волосы. Позже вышивка появилась и в Японии, во многом перекликаясь с китайской традицией.
Особенно богата и удивительна индийская вышивка: многочисленные техники несли глубокое сакральное значение.
Вышивка в Новое время
Английская вышивка
Порвав с католической церковью, Англия стала переживать подъём всех сфер искусства в светской жизни. Вышивка не только украсила собой костюмы дворян: она широко распространилась на быт и культуру. Так, из вышитых картин выросли вышитые иллюстрации и обложки для книг. Именно тогда вошла в моду вышивка портрета. Это требовало мастерства и аккуратности.
Вышивкой украшали пояса и сумки, головные уборы и обувь, детали интерьера. И знатные дамы, и бедные английские крестьянки предавались вышиванию с большой страстью. По всей стране издавались альбомы со схемами для вышивания, а ведь стоило это дорого!
Тогда же вошло в моду саше – маленький вышитый мешочек, в котором хранились ароматные сухие цветы и травы.
Но чем Англия гордится по праву – так это вышитыми перчатками! Если вы вспомните, тогда перчатки были куда как более важным элементом одежды, чем сейчас. Все знают: если джентльмен бросает свою перчатку под ноги другого джентльмена – это означает вызов на дуэль. И это не единственное этикетное правило, связанное с перчатками. Так, в те времена молодой человек дарил даме перчатку в знак предложения руки и сердца: именно так, как сейчас у нас дарят кольцо. С другой стороны, если некая дама оставила молодому человеку свою перчатку – это означало, что она согласна принять его ухаживания и ждёт от него следующего шага. Кончено, украшение перчаток вышивкой было как никогда популярно именно в ту эпоху!
В XVII веке получила распространение объемная вышивка. Обычно она изображала те или иные знакомые сюжеты, и одежда вышитых людей была сделана из лоскутков и лент.
Французская вышивка
Французы всегда знали толк в красивой одежде, поэтому писать о бесчисленных особенностях этого аспекта можно целую диссертацию. А вот вышивка в интерьере – это очень интересная особенность французского прикладного искусства.
Когда Король-Солнце из мрачного голого Лувра перебрался в богатый нарядный Версаль, тогда Франция стала просто одержима украшением предметов интерьера. До сих пор даже современные дизайнеры часто используют мотивы французской вышивки на мебели.
Кстати, французская вышивка обоев перекочевала во многие другие страны. Так, апартаменты Александра III в Гатчинском дворце украшены французской вышивкой. Многие баварские и богемские замки декорированы в этой же традиции.
Германская вышивка
Именно из Германии – из саксонской её части – пришла к нам мода на вышивку на постельном белье. Белое дрезденское кружево – рокко – становится основой такой вышивки. Новинку оценили по достоинству, и с тех пор при всех королевских дворах Европы считалось, что роскошное постельное бельё немыслимо без вышивки.
Берлинская вышивка знаменита тем, что именно она стала издаваться в знакомом нам формате: как схема с цветными квадратиками. Такие схемы разошлись по всей Европе, и женщины скупали их с большим удовольствием. А вот нитки надо было покупать отдельно: зато и цвета каждая вышивальщица подбирала на свой вкус.
Итальянская вышивка
В Италии долго царствовала вышивка эпохи барокко: яркая, причудливая, пышная. Итальянские костюмы отличались такой красочностью, что это даже высмеивали в чопорной Англии. Однако сами итальянцы ничуть не смущались. И, конечно, важной частью одежды была крупная вышивка, выполненная яркими насыщенными цветами.
Вышивка на Руси
В эпоху Киевской Руси особо роскошной была церковная вышивка. Особенностью нашей отечественной вышивки, отличающей её от западной, было использование жемчуга. Одеяния священнослужителей, иконы, обложки религиозных книг – всё украшалось вышивкой золотом и жемчугом.
Декорировали вышивкой и одежду. В зависимости от благосостояния семьи это могла быть скромная народная вышивка – или роскошные золотые и серебряные узоры на дворянских костюмах. Начиная с эпохи Петра I, вышивка перекинулась на мелкие предметы туалета и аксессуары, были заимствованы западные техники и мотивы. Российский императорский двор невозможно представить себе без этого декора!
www.livemaster.ru
Как появилась вышивка в разных странах?
Вышивка одно из древних видов рукоделия. Еще в первобытную эпоху, когда люди носили одежду из шкур убитых животных, зародилась история вышивки. Первобытные люди использовали каменные иглы, жилы и волосы животных, волокна конопли и шерсти, для создания будущих моделей одежды. Позже, люди стали украшать свои одежды, различными рисунками и простыми орнаментами. Это и послужило первым шагом для истории вышивки.
Инструменты и материалы для вышивки
До появления металлических игл, в древнем мире, иглы изготавливались из различных материалов: рыбьей кости, дерева и щетины. Материалы для вышивки в разные времена были разные, например, вышивали: нитками, бумагой, шерстью, шелком, золотом, серебром, с использованием бус, бисера, стекляруса. Иногда из настоящего жемчуга, самоцветных камней, блёсток, а также из монет.
История вышивки древнего Китая
Первая вышивка на ткани появилась в древнем Китае. Шелковая ткань начала производиться именно там, и стоила безумно дорого. Поэтому, заниматься вышивкой могли позволить себе только очень знатные дамы из высшего общества. Они вышивали золотыми и серебряными нитками, очень искусно. Вышитые изделия сохранились и до наших дней.
История вышивки древней Индии
Также пригодной для вышивания была шерстяная ткань, но при появлении льняной ткани, значительно облегчило работу, так как структура волокон льна и белизна ткани отлично подходили для вышивки. Родиной льна считается древняя Индия, где впервые было выращено это растение.
История вышивки древнего Египта
В древнем мире, вышивка символизировала оберег, как талисман от темных сил и злых духов. В древнем Египте, вышивка обозначала социальный статус человека. Самая красивая, яркая и богатая изготовлялась для царских особ, фараонов, а у низших слоев была более скромной или, вообще, отсутствовала.
Вышивка древней Греции
В древней Греции также использовали вышивку, доказательством того, послужили находки домашней утвари, где женщины вышивали на пяльцах.
История вышивки Славяне
У славян вышивка носила религиозный характер. Считалось, что вышитые по краю рукава, горловины и подолу орнамент, оберегал неприкрытые части тела от злых сил. При рождении младенца, дарили вышитые изделия с орнаментами-оберегами. Также вышивка служила декоративным украшением для праздничных и свадебных нарядов.
С семи лет, девочки учились вышивать, готовя приданное для замужества. Главными критериями были, качество, объем и сложность рисунка. По этим признакам определяли аккуратность и трудолюбие будущей невесты. Такое искусство передавалось от матери к дочери, из поколения в поколение. Вышивали полотенца, скатерти, занавески, постельное белье, головные уборы и прочее.
История вышивки древней Византии
Позже женщины по всему миру научились вышивать на тканях более сложные рисунки, геометрические фигуры и сцены из повседневной жизни. Особенно выделялась вышивка Византии, где рукодельницы искусно вышивали поразительные изображения растительного мира.
Каждому народу принадлежал свой орнамент и свои цвета в вышивке. Это определяло их принадлежность к той или иной нации. Например, вышивался герб своей страны, своего рода, а также положение в обществе. Это служило так называемой, визитной карточкой.
История вышивки средневековья
В средневековье было принято иметь джентльменам и дамам, батистовые носовые платки с вышитыми инициалами в углу платка. Дамы дарили надушенные духами платки, своим поклонникам в знак симпатии.
Знатные дамы, также любили заниматься вышивкой. Собираясь в тесном кругу, обсуждая за рукоделием, последние новости светской жизни. Они расшивали предметы своей одежды дорогой и роскошной вышивкой, соблюдая тенденции текущей моды.
История вышивки, сохранилась и по сей день. Но все реже, стала применяться в одежде. Современные рукодельницы, все больше увлечены вышивкой картин из ниток мулине, ирис и атласной тесьмы, особенно популярными стали картины из бисера и стекляруса.
В магазинах можно найти любой материал для создания великолепной вышивки. Вышивка служит не только как декоративно-прикладным искусством, но и занятием для души. Тысячелетиями вышивка развивалась и объединяла миллионы людей по всему миру, создавая неповторимые шедевры.
Даже создание специальных машин для вышивки, не помешало сохранить традиции, которые соблюдались веками. Ведь только ручная работа ценится превыше всего, потому что она выполнена с душой и хранит в себе память поколений.
Легенда о вышивке
Согласно греческой легенде, дочь красильщика красавица Архнана, выучилась вышиванию у богини Миневры. И однажды превзошла свою учительницу в этом искусстве, что решила вызвать ее на поединок по вышиванию. Архана победила Миневру в большой вышивке, и тогда богиня в отчаянии бросила в голову ученицы челнок. Архана от обиды и горя повесилась, а могучая богиня Миневра превратила ее в паука.
P.S. Понравилась статья?!
Тогда…
Не забудьте оставить комментарии!
И сделать репост!
До новых встреч! 😉
С уважением, Мария Новикова.
marianovikova.ru
Обережная вышивка с примерами схем и значением символов – Ярмарка Мастеров
По славянским народным костюмам можно прочесть историю народа. Если девушка носила одну косу и кокошник, значит, она не замужем. По полосам на подоле сарафана взрослой женщины можно было понять, в какой местности она живет, чем зарабатывает на жизнь ее семья. Вышитый рисунок обычно являлся данью уважения языческим богам. Национальные орнаменты были пронесены через века и теперь украшают и русские рубахи, и украинские вышиванки. И сейчас вышивка имеет определенное значение.
Правила вышивания магических символов
Вышивать крестом древние знаки можно на свое усмотрение. Но по старославянским законам существуют строгие правила, которые необходимо соблюдать во время работы. Изготовление магических вещей считается делом священным, и относиться к нему надо должным образом. Ведь всякий элемент в таком изображении имеет свой особый смысл:
Оберег от недоброжелателей
Оберег на благополучие
Оберег на здоровье
Оберег на любовь
Оберег на удачу
К каждому этапу такого рукоделия выставляются особые требования, которых неукоснительно следует придерживаться. Славянские традиции имеют свои особенности такой работы.
К выбору схемы вышивки необходимо подходить особенно тщательно. Для начала определитесь, для чего вы хотите вышить оберег. Соответственно этому и следует подбирать схемы.
Такие знаки способны:
защитить от недоброжелателей;
приносить благополучие;
даровать любовь;
завлекать удачу;
наделять здоровьем и так далее.
Материалы для вышивки оберегов
Древние славяне использовали для вышивки магических оберегов преимущественно льняные ткани. Но можно выбрать ткань, которая приятна именно Вам! Тогда ваша работа будет иметь дополнительную силу.
Что касается выбора ниток, то здесь также следует при возможности отдать предпочтение натуральному сырью.
Для этого можно использовать такие нитки:
шелковые;
хлопковые;
шерстяные;
льняные.
Шелковыми нитями вышивают обереги, которые способствуют удаче в работе, ясному уму и достижению целей. Нити из хлопка подходят для вышивки узоров, направленных на защиту от негативного воздействия и черной магии. Шерстяные нити способствуют избавлению от порчи и сглаза. Льняные материалы оказывают успокаивающее действие. Цветовая гамма для магических символов имеет некоторые ограничения. Так, обереги преимущественно вышиваются только тремя оттенками: красными, синими и зелеными. Красный — наделяет человека успехом в работе и личной жизни. Синий — давал мира и спокойствия. Зеленый — одаривал силой природы.
Хранить вышивку стоит в просторном и светлом месте, чтобы энергия домашнего очага, воздуха и солнца вносили свой заряд в произведение. Пока изделие не готово, его нельзя показывать посторонним людям.
Вышивание оберега
Славянские обереги нужно делать, только если есть такое желание. Насильственное рукоделие будет не только неприятным, но и не принесет должной защиты. Работа над вышивкой обязана доставлять удовольствие. Иначе теряется энергия символа. Сам процесс вышивки оберега должен сопровождаться только положительными мыслями. Если у вас сейчас не самый лучший период в жизни, лучше не приниматься за такое рукоделие. Добрые эмоции способны наделить символ хорошей энергией.
Уход за оберегом
К вышитому предмету относятся с особым вниманием и аккуратностью. Если славянскими символами вышита вещь, которая используется постоянно, ее не стоит прятать в укромное место. В ином случае такое изделие следует хранить в чистом помещении.
После изготовления оберега нужно время от времени читать над ним молитву. Древние славяне имели свои изречения, которые к нынешнему времени уже забыты. В наш христианский век вполне можно воспользоваться соответствующей православной молитвой.
Значения и схемы древних символов (схемы расположены под описание символа!)
АГНИ — Изображение, символизирующее огонь. Знак священного жертвенного огня и домашнего очага. Оберег вышитый таким орнаментом помогает защитить дом и передает вековые знания и мудрость. Данный символ также использовался в древней арийской культуре.
КРЕСТ СВАРОГА — этот рисунок имеет изображение восьмиконечной звезды. Он символизирует движение Вселенной. Считается, что такой знак таит в себе всю мудрость мира и призывает всю силу вселенной на помощь тому, кому принадлежит. Данный оберег вышивают тем, кто отправляется в далекую дорогу.
БЕЛОБОГ — знак одноименного Бога славян. Такой оберег предотвращает любые раздоры, является хранителем домашнего очага, мира и покоя в семье. Считается, что такой символ сулит богатый урожай и деньги.
БОГОВНИК — вышивка такого оберега воплощает силу вечности и покровительство всех древних богов. Помогает человеку, стремящемуся к духовному развитию и самосовершенствованию.
БОГОДАР — владельцу такого оберега постоянно покровительствуют боги славян. Дарят разум и справедливость.
ВАЙГА — такая схема является олицетворением Богини Тары, ее мудрости и духовности. Данный амулет защищает человека от жизненных ветров, которые мешают достигнуть поставленной цели.
ВАЛЬКИРИЯ — старославянский знак, защищающий справедливость, честь, мудрость и благородство. Такой оберег вышивают солдатам, защищающим свою землю.
ВЕДАМАН — охранный символ славян, призванный сберечь традиции, культуру и память о предках.
ВЕДАРА — знак хранителя веры предков. Вышивка этого оберега способствует приобретению знаний и использованию их в благостных целях.
ВЕЛЕС — символ одного из самых великих древних богов. Такой амулет наделяет человека разнообразными талантами, обеспечивает достаток его дома и благополучие. также данный талисман способствует в бизнесе, придает энергии, дальновидности. решительности, стойкости, вдохновения, мудрости, постоянства.
ВЕЛЕСОВИК — символ славян, который оберегает от природных катаклизмов и защищает в пути.
ВСЕСЛАВЕЦ — знак, оберегающий от пожара, а семью от раздоров. Считается, что он способен возродить гармонию между близкими людьми.
ВОЛОТ — такой амулет дарит физическую силу, помогает в совершении добрых дел.
КРЕСТ НЕПОБЕДИМОСТИ — он оберегает от каких-либо внешних физических и магических воздействий. Считается самым эффективным защитным символом.
ГРОЗОВИК — огненное изображение, которое управляет природными явлениями. Защищает дома от плохой погоды.
ЛЕТЯЩИЙ ГРОМОВНИК — небесная обережная символика. Охраняет душу человека от влияния темных сил. Его, как правило. Вышивают на одежде.
ДАЖДЬБОГ — у такого символа есть две схемы. Одна относится к летнему сезону, другая к зимнему. Такой амулет способен исполнять желания, придавать здоровья, помогает в достижении разнообразных жизненных благ. Считается, что человек, находящийся под влиянием такого талисмана, имеет особую ауру, которая распространяет на окружающих чистоту и тепло.
ДЕРЕВО ЖИЗНИ — славянская символика единства всей Вселенной. Способствует началу нового жизненного пути.
ДУХОБОР — знак жизненного огня. Данный элемент вышивают человеку, который имеет физические или психические расстройства. Такой знак изображают на ткани и накрывают больного человека.
СИМВОЛ СОЕДИНЕНИЯ ДВУХ НАЧАЛ — этот амулет вышивается исключительно для семейных пар. Он является хранителем крепких семейных отношений и домашнего очага.
ЗАЙЧИК — знак обновления рода у славян. Вышивают преимущественно на одежде. Считается, если беременная женщина носит пояс с этим знаком, то она родит мальчика.
ЗВЕЗДА КРЕСТА — используется в вышивке полотенец, салфеток, занавесок и так далее. Такой оберег приносит в дом удачу, успех, помогает достичь намеченной цели.
ЗВЕЗДА ЛАДЫ — этот символ дарует любовь, гармонию и лад в семье. Вышивается для постоянного ношения только женщинами.
ИНГЛИЯ — символ огня, из которого появился весь мир. Является оберегом, защищающим духовную чистоту от злых сил.
КОЛАРД — такой знак вышивают на одежде и различных предметах тех людей, которые только вступили в семейные отношения. Он способствует рождению здоровых деток и созданию домашнего очага.
КОЛОВРАТ — вышивка этого оберега, символизирует победу света над мраком. В зависимости от того, каким цветом вышит этот знак, он может даровать возрождение, обновление или изменение.
КОЛОХОРТ — символ того, что в мире всегда есть две стороны. Например, свет и тьма, жизнь и смерть, добро и зло, правда и ложь, мудрость и глупость. Этот амулет помогает разрешить спор или дилемму.
КОЛЯДНИК — вышивание такой схемы, гарантирует мужчине помощь в труде и в бою.
КРЕСТ ЛАДЫ — знак, дающий любовь, уют домашнего очага и счастье всей семье. Защищает от «дурного глаза». Такое изображение, вписанное в круг, дает женщине душевную гармонию и спокойствие, помогает рождению здоровых деток, способствует благополучию, миру и согласию в семье.
КРЕСТ СВЕТОВИТА — знак вечной связи воды и огнем. Такая схема вышивается на одежде беременной женщины, чтобы она родила здорового и крепкого малыша.
ЛАДА — амулет, помогающий при родах и защищающий от гнева богов.
ЛЕЛЯ — Такой оберег вышивали для девочек в возрасте от трех лет и до замужества. Он помогает раскрыть способности, придает уверенности, женственности, мягкости, добавляет обаяния, привлекательности, нежности.
МАКОШЬ — вышивается на вещах домашнего обихода. Это обережная символика хозяйки дома. Укрепляет ее здоровье, помогает удачно вести домашнее хозяйство, раскрывает способности к кулинарии и рукоделию, наделяет большой интуицией.
МОЛВИНЕЦ — обережная схема, защищающая от злых речей, оговоров, извода, наветов, сглаза и проклятий.
НЕБЕСНЫЙ КРЕСТ — знак единства всего рода. Оберегает владельца и дарит ему помощь во всех делах.
НОВОРОДНИК — символ небесной силы. Помогает изменениям, обновлениям и приумножениям в делах. Вышивается крестом только на женской одежде.
ОБЕРЕЖНИК — такой амулет приносит счастье, здоровье и радость. Это самый древний символ, которому приписывают защиту счастливой жизни.
ОГНЕВИЦА — символ славян, защищающий замужнюю женщину от зла. Как правило, вышивается только на одежде.
ОГНЕГЛАЗ — считается очень сильным амулетом от сглаза и других подобных внешних воздействий. Оберегает от порчи, зависти, собственных плохих мыслей. Особо большую охрану оказывает детям.
ОДОЛЕНЬ-ТРАВА — огненный символ, убирающий любое заболевание, очищающий душу и укрепляющий тело.
ОСТИНЕЦ — сильная обережная символика, которая защищает людей, птиц, животных, хозяйственные инструменты. Также его вышивают, если надеются получить хорошую весть или изменить жизнь в лучшую сторону.
ПОСОЛОНЬ — изображение заходящего солнца. Помогает человеку приобрести стойкость и душевное равновесие.
ПОСОХ ЖРЕЦА — этот знак славян изображали преимущественно на посохах духовных лидеров. Он помогает восстановить связь с богами.
ПРАВДА — символ древнеславянского Бога правосудия. Помогает найти справедливое решение и охраняет древние законы.
ПРЕДОК — это славянские символы вышивали, чтобы не потерять связь с умершими предками. Используется в религиозных обрядах.
ПУТНИК — такой амулет защищает тех, кто находится в дороге. Его изображают на элементах, которые размещают в автомобилях, на сумках. Он призван защитить от неприятностей в пути и принести удачу в путешествии.
РАДИНЕЦ — такие славянские знаки вышивают на вещах младенцев. Этот оберег защищает новорожденных от сглаза и потусторонних сил, дарит радость и спокойствие.
РАРОГ — этот оберег наделен энергией солнца. Символ защищает людей и дома от зла, хранит посевы и семена.
РАТИБОРЕЦ — знак воинского мужества и отваги. Вышивается на вещах солдат. Считается, что он заставляет врагов убегать.
РЕПЕЙНИК — такой оберег славян применяют в ежедневном использовании. Он притягивает счастье, благополучие, удачу, дарит уют домашнего очага.
РОГАТАЯ — обережная символика, которая помогает сохранить собранный урожай и защищает домашний скот от падежа.
РОДИМЧИК — знак сохранения памяти и мудрости рода. Вышивают на полотенцах, салфетках, скатертях.
РОДОВИК — этот оберег славян оказывает поддержку всего рода тому человеку, который трудится во благо семьи и следующих поколений рода.
РОЖАНИЦА — этот символ вышивается на одежде женщины, которая хочет ребенка. Схема, созданная на полотенцах и постели, способна принести мир и благополучие в семью, даровать тепло домашнего очага.
РЫЖИК — такой оберег способствует плодородию земли и бошатому урожаю.
СВАДЕБНИК — самый сильный оберег для семьи и дома. Охраняет от невзгод и внешнего негативного влияния.
СВАОР и СВАОР-СОЛНЦЕВОРОТ — символы постоянного движения. Первый вышивается крестом на вещах бытового использования и приносит в дома счастье и богатство. Второй — делали на одежде. Он наделяет человека чистыми мыслями и намерениями, благими деяниями и духовным озарением.
СВАРОГ— знак великой мудрости. Такой символ дарит человеку знания и справедливость. Оберегает на всех жизненных этапах. Вышивка этого оберега помогает при разных заболеваниях костей.
СВАРОЖИЧ — символ силы славянского Бога. Оберегает народ от деградации.
СИМВОЛ РОДА — такой талисман вышивается для приобретения большой силы. Считается, если человек постоянно носит такой талисман, его никто и ничто не победит.
СЛАВЕЦ — обережная схема, дарующая здоровье женскому полу. Также помогает рождению здоровых деток.
СОЛАРД — символ плодородия земли. Вышивается крестом преимущественно на свадебных костюмах. Считается, что этот знак способствует плодовитости того, кому принадлежит.
СТРИБОЖИЧ — обережный амулет. Помогает защитить дома и поля от непогоды. Морякам этот талисман дарит спокойную воду и хорошую погоду.
ЦЕЛЕБНИК — славянский оберег, символизирующий огонь. Вышивается на вещах больных людей. Этот знак помогает бороться с недугами. Обладает большой целительной силой.
ЧАРОВРАТ — обережный знак славян, охраняющий от черной магии и уничтожающий темные силы.
Сила этих знаков приобретает особую действенность, когда обереги передаются по наследству. Такое в наше время встречается редко. Но почему бы первыми не начать такую традицию. Чтобы вышитый оберег передавался потом внукам и правнукам. Считается, что такое несложное рукоделье очень действенно и способно оказывать положительные действия на все жизненные сферы. Выбирая схемы славянской вышивки, следует учитывать, что в подобных узорах, как правило, действующей является только какая-то одна часть, а не целый узор.
Для оберега не стоит вышивать на одной вещи несколько разных по назначению орнаментов. Лучше для каждого знака выбрать то место для вышивания, где оно будет иметь самое большое действие.
Выбирайте себе любой более подходящий символ и оберегайте себя, свою семью, свой дом, родных и близких.
Буду рада, что моя подборка будет кому-нибудь полезна.
Счастья вам, любви, тепла и храни вас Бог.
www.livemaster.ru
Русская вышивка в центре, на западе и юге России
Русская вышивка
Русская вышивка занимает особое место среди других стилистических направлений. Она не только красива, но и очень многогранна. На огромной русской территории разные губернии использовали свои отличительные техники. Помимо этого различия были и в используемых материалах, и в цветовой палитре.
Содержание материала
Чем интересен этот вид рукоделия?
В каждой стране вышивка и другие способы украшения одеяний различны и неповторимы. Русская вышивка делилась на несколько типов:
городская;
крестьянское рукоделие;
вышитые мотивы, которые использовались как оберег.
Русская вышивка
С ранних лет (приблизительно с 5-6) крестьянских девочек обучали искусству вышивки, шитья и даже создания кружев. Именно они, в отличие от городских девушек, тщательно чтили традиции и старались передавать все культурные особенности (орнаменты, узоры) в своих произведениях. Вышивали различными способами: крестом, обычной гладью, московским швом.
Русская вышивка — старинный вид народного искусства
В то время был обычай, согласно которому девочки с 5-ти лет должны начинать готовить себе приданное, которое было достаточно объемным.
Картина «Крестьянка за вышивкой». Малявин Филипп Андреевич, Россия, 1869-1940
Они должны были украсить крестом и другими стежками различные текстильные принадлежности (скатерти и полотенца), предметы одежды.
Искусство вышивания имеет многовековую историю
В качестве одежды выступали многочисленные сарафаны, высокие юбки, шубки, рубахи, передники и т.д. При этом готовился не один комплект одежды, а несколько (для каждого отдельного случая либо празднества: свадьбу, празднество, гуляния, для работы и т.п.).
Сундук с приданым
Городские девушки старались внести в узоры своих творений немного европейской моды. Большое влияние на вышивку оказывал французский стиль.
Вышивка в французском стиле
Не менее популярной была вышивка, которая использовалась в качестве оберега. Наиболее популярной техникой исполнения считался крест. При этом даже самая маленькая деталь в такой вышивке имела свой смысл и значение.
Славянский оберег вышитый крестиком
Орнаменты и узоры крестом были достаточно разнообразны, но наиболее популярным считалось изображение Роды – матери, которую окружали олени. В качестве оберега ее часто можно было увидеть как на одежде новорожденных деток, так и на свадебных нарядах. Считалось, что она будет оберегать своих владельцев от различных напастей.
Вышитый оберег с изображением
Каждый из этих типов невероятно красив и имеет свои особенности. Помимо этого, у каждой области были некоторые свои отличительные черты.
Северные традиции
Народные традиции севера, к которому относятся Карельская АССР, Вологда, Архангельск и Ленинград, были едины. Наиболее популярными техниками были гладь, косые стежки, роспись.
Вышивка гладью
Вышивка полным крестом была распространена только при создании некоторых оберегов.
Вышивка крестом
Наиболее популярной была роспись, которая по своей сути являлась полукрестом. Она представляла собой мелкие стежки, преимущественно яркого красного цвета, которые создавали определенные узоры. После того, как окантовка была готова, внутреннее пространство заполнялось другими декоративными швами. В некоторых случаях также использовался декор краев. Для этого делались дополнительные штрихи, узоры из звездочек либо снежинок.
Старинная русская вышивка, как и процесс вышивания, имела обрядовое значение, была близка к аграрным обрядовым действам
Красиво смотрелась и белая строчка. В качестве основы для вышивки использовалась немного разреженная ткань, которая слегка просвечивалась.
Белая вышивка
Таким образом, плотный белоснежный сюжет на легком и прозрачном фоне смотрелся восхитительно.
Особенности южан
Южные области (Воронежская, Тамбовская, Орловская, Курская и Пензенская) характеризовались наличием различных геометрических орнаментов. В этих территориях была вышивка росписью, белой строчкой, иногда крестом и другими швами.
Вышивка росписью
Но наиболее распространенными считались цветная перевить и счетная гладь.
Вышивка гладью по белоснежному шелку
Цветная перевить несколько похожа на белую строчку. Главная черта, которая объединяет две этих техники, это использование полупрозрачной тканевой основы. Такая техника была достаточно сложной, особенно если за основу был взят достаточно большой красочный сюжет. Поэтому наличие вышивки в таком стиле было очень престижно и свидетельствовало об определенном достатке семьи.
Цветная перевить
Цветная гамма была достаточно разнообразной:
Рязань славилась своей вышивкой в синих тонах;
Рубаха вышитая в синих тонах
в Смоленске можно было часто встретить золотой фон и красочные лимонные, оранжевые, красные и белые сюжеты;
Смоленская вышивка
Тула и Калуга характеризовались красновато-белой гаммой, в которую вкраплялись самые разнообразные (синие, голубые, зеленые и желтые) вставки;
Русская вышивка — явление чрезвычайно сложное и многогранное
в Калининграде использовался яркий малиновый фон, а сюжет создавался из различных алых, белых, зеленых и золотистых нитей.
Вышивка — едва ли не самое развитое искусство среди многих видов русского народного творчества
При этом, главной геометрической формой был ромб либо квадрат. Они вышивались с выступами по углам, диагоналями, спиралями и т.п. Фигуры расставлялись друг за другом, расшивались двойным крестиком, поддевчатым швом, гладью, косой стежкой. А в качестве материала использовались шелковые нити.
Вышивальные ритмы в центре России
Центральные районы неплохо комбинировали традиции как северных, так и южных территорий. Но при этом они добавляли свою «изюминку». С Севера они позаимствовали белую строчку, а также присущие для нее мотивы и сюжеты. По сей день эта техника используется для украшения текстильных изделий в Ивановской и Калининской областях.
Русская вышивка — неотъемлемая часть искусства русского народа
В некоторых областях (Ярославль, Кострома) белая строчка была несколько модернизирована. Вместо традиционных полностью белоснежных сюжетов стали появляться белая вышивка с цветным контуром, декором из золотых, голубых и розовых нитей.
В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит
Наиболее изысканно смотрелась вышивка в Костромской области. Там рукодельницы использовали для создания своих произведений искусства в основном пастельную гамму и шелковые нити. Благодаря спокойным цветовым переходам вышивка смотрелась невероятно красиво, а шелк придавал изделию блики и переливы.
Белоснежная вышивка шелковыми нитями
Традиционная для Севера роспись также модернизировалась. В отличие от исходного варианта, в центре она выполнялась с большей густотой зашивки, поскольку в работе использовались в основном шерстяные нити.
Вышивка росписью
Был в центральных областях и известный южный ромб. Он также декорировался зубчатыми краями, диагоналями, зашивкой различными техниками (крестиком, гладью и другими швами).
Изображение ромба в русской вышивке
Уникальная технология прославила Горьковскую область. «Горьковские гипюры» были необычайно изящной техникой. Самым распространенным мотивом для горьковской ажурной вышивки считается розетка средних размеров с округлыми углами в форме ромба.
Горьковский гипюр
Скатерть с горьковским гипюром
С первого раза во всех стилях и техниках народной вышивки разобраться достаточно тяжело. Ведь в каждой области были свои особенности, которые отличали ее работы от других. Наиболее точно культурные особенности сохранялись в крестьянском типе вышивке, а также в технологии изготовления сюжетов-оберегов.
ethnoboho.ru
Вышивки древних славян
Вышивка славян, как органичный элемент традиционной культуры наших Предков, представляет собой достаточно любопытную тему, которой посвящено множество этнографических исследований. Значение вышки славян зачастую сводится к обереговому аспекту, то есть, изучая фольклор и мифологию славянских племен, неизменно приходишь к выводу о том, что эти мудрые люди никогда ничего не делали «просто так». В частности, они не вышивали бессмысленных узоров, даже оригинальная методика обработки швов имела символический подтекст.
Обережная вышивка славян многообразна. Достаточно большую (но не подавляющую часть) вышивок на нательных рубахах представляют свастичные узоры, самых разных вариаций. Здесь важно соблюдение четырехчастного принципа, то есть в «плетеном» узоре в том или ином виде должен присутствовать традиционный коловрат (либо его зеркальное отражение). Это очень важно, потому что четыре элемента свастики – это тело, дух, душа и совесть. Без любого из них, по представлениям наших Предков, невозможна счастливая и добродетельная жизнь на земле. Разумеется, обережная вышивка славян (схемы для нее можно разработать самостоятельно) не могла даровать человеку качества, которых у него нет. Грубо говоря, если человека называют беЗсовестным (по делу, разумеется), то даже самая лучшая вышивка с самыми эффектными свастиками его не изменит.
Обережная вышивка славян призвана уберегать человека от внешних, а не внутренних угроз. Вплетение символа Семаргла («волчий крюк») даровало мужество для защиты родного дома. Символ засеянного поля (он же символ Плодородия) помогал женщинам выносить чадо здоровым, поэтому его вышивали на женских рубахах. Символ Свадебник часто встречается в древней вышивке славян на девичьих нарядах. Предположительно Свадебник, как амбивалентный символ, мог также располагаться на рубахах для молодых парней (не женатых), однако нет археологических находок, которые могли бы это подтвердить.
Символы на вышивке славян могли иметь несколько значений. К примеру, Цветок Папоротника не только защищал от сглаза, он мог даровать уверенность, либо пробуждать духовную силу (но это уже, что называется, в контексте). Закономерен вопрос – где же искать нужную информацию, если есть желание изучить обережную вышивку славян? Схемы и значения символов в адекватной трактовке практически невозможно найти на форумах и информационных порталах. По большей части это – современная реконструкция, порой достаточно грубая, не имеющая никакого отношения к оригинальным принципам. Чтобы получить реальное представление о вышивке славян, необходимо изучать монографии по культурологии и археологии на соответствующие темы, это единственный на сегодняшний день объективный источник необходимой информации.
Тем не менее, простейшие принципы обережной вышивки славян не так уж трудно запомнить. Важно понимать, что и для чего вышивается. Повсеместно использовались растительные орнаменты, символические изображения животных и птиц. Вот перечень некоторых традиционных символов и их значения:
Волнистая линия – «воды Мары», символ иллюзии и ее преодоления. Если линии не горизонтальны, а вертикальны – это дождь, символ «завесы, через которую ничего не видно».
Ромб, поделенный на четыре равные части с точками внутри – уже упомянутый символ засеянного поля, олицетворяет Плодородие земли, а также в некоторых аспектах – женское плодородие.
Крест в круге – символ Солнца, универсальный солярный символ, обозначает благоденствие во всех аспектах (но здесь нужно не забывать о принципе: универсальное – враг специального).
Месяц – символ таинства и романтики, зачастую использовался для формирования доброго, положительного настроя. Чаще всего его можно увидеть на рубахах неженатых парней и незамужних девушек.
Ворон – знак мудрости, используется редко, и скорее не как оберег, а как символ-демонстрация, указывает на принадлежность своего обладателя к определенной варне.
Сокол – символ мужества и стойкости, при этом пикирующий сокол – конкретной воинский символ, который никогда не наносился на «гражданскую» одежду, только на воинскую.
Важенка – как и символ засеянного поля, олицетворяет плодородие.
Змей – многоплановый символ, связанный с Нижними Мирами. С одной стороны говорит о мудрости, с другой – о хитрости, также может указывать на тонкую связь с силами природы.
Конь – символ мощи, позволяет преодолеть любые преграды. Символ связи с Предками и Богами, в мифологических сюжетах зачастую это образ «посланца богов».
Все эти и многие другие символы использовались в обережной вышивке славян на протяжении тысячелетий. Их нетрудно найти в вышеупомянутой литературе, а как их использовать – это уже сугубо индивидуальный вопрос. Ведь нет никаких «учебников по вышивке славян», да он, вероятно, и не нужен, тут в дело вступает интуиция или, что вернее, память крови.
Источник
slavicnews.ru
История вышивки на Руси
В этой статье я расскажу немного истории о том, как вышивали на Руси, о видах и способах вышивания.
На Руси вышивали очень давно. Люди всегда украшали разными поделками и себя, и свое жилье. История показывает, что человек еще в каменном веке расписывал стены в пещерах, носил украшения из камня, а после – и из металла. Древняя одежда из кожи, шкур и ткани не дошла до наших дней, однако в музеях есть сохранившиеся образцы вышивки XV и XVI веков.Вышитая одежда наблюдается и на картинах эпохи возрождения. По этим работам видно, что вышивать, вязать, плести кружево человек умел значительно раньше. Ведь само изготовление одежды и привело к изобретению иглы и крючка, зародились простейшие швы, которые теперь называются «вперед иголку», «назад иголку», стебельчатый и тамбурный швы.
Название «тамбурный» шов произошло от способа вышивки по ткани, натянутой на пяльцы, как на тамбурин – бубен. Вышивали с помощью крючка: располагали моток пряжи под пяльцами и крючком протаскивали петельки нити с изнанки на лицо. На поверхности ткани возникали узоры из ряда петелек – то, что теперь называется тамбурным швом.
Позже научились выполнять этот шов иглой, а вязание крючком теперь очень часто называют тамбурным вязанием.
На Руси одежду шили из льняной ткани. Ткань ткали из льняной нити. Саму льняную нить пряли из льняной кудели. Ткань преимущественно изготовлялась простейшего полотняного переплетения – холст. В зависимости от толщины спряденной нити получали тонкую и очень толстую ткань. Холстины (новины) отбеливали в солнечный день на снегу зимой. Пряжу изготавливали из овечьей шерсти, ткали шерстяные полотна, вязали из пряжи изделия. Также из овечьей шерсти получали валяную ткань и валяные изделия. Одежду, белье, полотенца, занавески, скатерти украшали вышивкой, кружевами, сплетенными лентами. Украшали даже валенки и сапожки. Рисунки придумывали сами – по подобию узоров на окнах зимой, из стилизованных изображений растений, цветов, фигур человека и животных.
Рисункам придавали магическое значение. Некоторые изображения были «оберегами». Они, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезней и бед.
Рукоделием занимались женщины в селе в основном зимой, когда освобождались от работы в поле, лесу, на огороде. Работать можно было только днем, так как зимний день короткий, и лишь позже – при свече. Поэтому вышивка была на белом полотне белой нитью. По этой причине, видимо, старые вышивки были «по выдергу». Нити выдергивали из полотна вдоль и поперек, получали новую фактуру ткани, по которой выдернутой нитью выполняли узоры, заполняя дырочки разными разделками.
Книг и школ не было, учились друг от друга. В каждой губернии рождалась своя, отличная от других техника вышивки. И вышивка крестом в разных губерниях имеет отличия по виду и цвету. Воронежские узоры вышивались в основном черной нитью, северные – красной.
Чем южнее, тем ярче была вышивка, как и окружающая вышивальщиц природа. Цвета пряжи для вышивки были однообразными – красный, малиновый, желтый, синий и зеленый. Объясняется это тем, что красители были растительного происхождения, а число их ограничено.
По редине (особое полотно, которое соткано редко из ровной крученой пряжи) вышивали так называемыми счетными швами. Накладывали на ткань по счету ее нитей одноцветную пряжу, заполняли отдельные участки треугольниками, прямоугольниками, квадратами, полосками. Получались особые ритмичные узоры. Такая вышивка получила название «счетная гладь», а ее более совершенная разновидность – «атласники».
По полотну, особенно по редине, вышивали также швом «вперед иголку», создавая узоры из геометрических фигур. Этот вид вышивки назвали «браное шитье» и «набор», а его разновидность – «орловский спис».На Руси вышивка крестом, полукрестом-росписью зародилась тоже давно и выполнялась по счету нитей ткани. Немного позже стали вышивать гладью.
На плотном неотбеленном холсте красной пряжей с добавлением синей, зеленой и желтой нити вышивали цветочный орнамент, женские фигуры, птиц, рыбок. Такой способ вышивки назвали «верхошов», т.к. по лицу укладывалась гладь, а по изнанке мелкие стежки – переход нити на лицо. Такой вид вышивки зародился во Владимирской области и называется «владимирская гладь».
Также во Владимирской области зародилась и другая разновидность глади – «мстёрская белая гладь». Эту вышивку выполняют по очень тонкому полотну, батисту и маркизету. Традиционно вышивали тонкими белыми нитями по белой ткани, сейчас же вышивают и по цветной ткани нитями в тон. Техника этой вышивки – двусторонняя гладь, подкладная гладь (теневая), гладь с настилом, краевая гладь, тонкие накладные сетки, проколы и прорези, все виды простых швов, россыпь, узелки. Самая сложная техника – стяги, которые выполняют по счету нитей тонкой ткани.
С развитием торговли на Русь пришло и «заморское» рукоделие – вышивка шелком, бисером, металлизированной нитью. Хотя использование в вышивке каменьев, особенно речного жемчуга, на Руси существует с давних пор. Одежда бояр, кокошники и душегрейки были расшиты очень богато. Вместе с христианской верой пришло на Русь и золотошвейное искусство.
Вот такова история происхождения вышивки на Руси.
Советую посмотреть познавательную передачу о вышивке золотом в наши дни:
Еще интересные статьи:
http://krasavitca-i-umnitca.ru/istoriya-vyshivki-na-rusi/История вышивки на Руси2016-09-09T16:53:38+00:00adminИдеи для рукоделиявышивкаВ этой статье я расскажу немного истории о том, как вышивали на Руси, о видах и способах вышивания.
На Руси вышивали очень давно. Люди всегда украшали разными поделками и себя, и свое жилье. История показывает, что человек еще в каменном веке расписывал стены в пещерах, носил украшения из камня, а...admin
[email protected]Красавица и умница
krasavitca-i-umnitca.ru
Традиции вышивки крестом: от древности и до наших дней
Вышивка крестом – современное увлечение и древнее искусство, перешедшее нам от далёких предков.
В далёкой древности вышивка на Руси считалась самым распространённым видом женского рукоделия. Каждая уважающая себя девушка должна была уметь вышивать. Когда девушку брали в жёны, жених обязательно смотрел на то, как она вышивает, особенно это касалось обратной стороны вышивки. По ней судили о характере девушки и о том, какая из неё мастерица. У языческих племён вышивка играла не только роль украшения, но и своеобразного оберега. Считалось, что она защищала своего носителя от дурного глаза и прочей нечисти, помогала в бою и даже излечивала от ран. Такие оберегающие и целебные свойства приписывали вышивке крестом.
Зарождение вышивки крестом
К сведению, вышивка крестом зародилась именно на Руси. Самый расцвет вышивки крестом пришёлся на восемнадцатый век. В это время рукоделие уже не было привилегией знатных женщин и монахинь. В каждой крестьянской семье было заведено, что девочка, которой исполнялось семь-восемь лет, начинала учиться вышивать. Она сидела долгими зимними вечерами и вышивала. Вышивка наносилась, прежде всего, на приданое бедующей невесты. Разнообразными узорами, составленными из некрупных крестиков, украшались платки, скатерти, салфетки, рубашки, полотенца и многое другое. Вера в то, что вышивка имела спасительную силу, по-прежнему не угасала. Изделия с вышивкой обязательно использовались в быту, их дарили на рождение ребёнка, когда его крестили, при венчании молодых, также в доме вышивкой украшали красный угол с иконами.
Рисунки, цвета, да и характер самой вышивки отличаются друг от друга в зависимости от территории. Так, например, рукодельницы северной и средней полосы Росси используют традиционные орнаменты с характерным для них использованием оттенков. Наибольшее распространение получила вышивка с повторяющимися узорами. Это могут быть как геометрические фигуры, так и изображения чего-либо. На ткани они изображаются в виде цепочки. Одинаковые узоры или группы узоров повторяются один за другим в определённой последовательности. Вся цепь узоров получила название раппорт.
Раппорты делятся на группы:
Растительный орнамент. На вышивке изображают растения, деревья, ягоды, листочки, и всё это в разнообразных вариациях.
Животный и птичий орнамент. На вышивке изображают образы различных птиц, животных и насекомых.
Орнамент, состоящий из геометрических фигур. Последовательное изображение фигур различной сложности.
Меандровый орнамент. Такой вид орнамента зародился в Византии и прибыл к нам именно оттуда. Он представляет собой череду ломаных линий, которые не обрываются.
Человеческий орнамент. На вышивке изображают фигуру самого человека или же части его тела.
Материалы и приспособления для вышивки крестом
Вышивка крестом является одним из видов рукоделия, который представляет собой расшивку ткани. На самой ткани делаются маленькие крестики, наносимые на неё с помощью иглы и разноцветных ниток. Чтобы приступить к вышивке крестом, нужно иметь под рукой следующие предметы:
Ткань. В вышивке крестом лучше всего использовать канву. Это специализированная ткань имеет множество дырочек, образованных в результате неплотного пересечения продольных и поперечных нитей. Эти дырочки облегчат вам работу. С их помощью крестики будут максимально ровными и одного размера. Канва может быть сделана из хлопка, льна, шёлка или других материалов. Размеры канвы также различаются. Чаще всего используют четырнадцатый и восемнадцатый размер канвы.
Нитки. Помимо ткани, есть также специальные нити для вышивки. Они называются мулине. Они также бывают самых разнообразных цветов и с разным составом.
Иглы. Иглы вы можете выбрать на своё усмотрение. Но в основном применяют иглы с тупым концом, чтобы не уколоться.
Пяльцы или рамы. Данные приспособления используют для того, чтобы натянуть ткань и облегчить себе работу. Пяльцы изготавливают из разных материалов: пластика, дерева или металла. Пяльцы – это два разных по размеру обруча, которые вставляются один в другой, а между ними проходит ткань, которая натягивается, если начать затягивать винт, находящийся на внешней стороне приспособления. Рамы – те же самые пяльцы, только имеют квадратную форму. Их используют при вышивке более больших полотен.
Ножницы. Для обрезки ниток под рукой нужно иметь ножницы. Можно использовать обычные или специальные. Специальные имеют небольшой размер, но острые и короткие лезвия.
Разновидности крестиков
Стежки бывают самые разнообразные. Самые популярные в современной вышивке:
Простой крест. Он состоит из двух стежков, выполненных по диагонали и пересекающихся в центре. Таки образом образуется обычный крестик.
Полукрест. Единственный стежок, выполненный по диагонали.
Петит. Выполняется так же, как и обычный крестик, только меньшего размера. Четыре таких петита равны одному обычному крестику.
Бэкстич. Также его называют стежком «назад иголку». Им обводят контуры вышивки.