Философия медицины в разные исторические эпохи. Врачи философы древние
Министерство здравоохранения российской федерации
КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра философии
Реферат по философии:
“Врач-философ, подобен богу”
(Гиппократ)
Выполнил: студент 105 группы факультета ФМО, по специальности стоматология – Волынкин С.Е.
Проверил: Бакулин А.С.
Красноярск 2007
Оглавление
Введение 3
Врачи-философы рабовладельческого строя 6
Врачи-философы феодального строя 10
Врачи-философы эпохи капитализма 13
Врачи-философы XX века 18
Заключение 25
Литература 26
Введение
Ведущими тенденциями развития современной медицины выступают социологизация, гуманизация, экологизация и технологизация. Данные тенденции объективно приводят к качественно новому характеру теоретико-методологических и практических связей медицины с гуманитарным знанием, важнейшим компонентом которого является философия. В настоящее время идет процесс формирования новой философии и идеологии медицины. Новая методология клинического мышления врача должна помочь ему глубоко осознать системно-комплексный характер взаимосвязи человека с окружающим миром, понять и учитывать особенности детерминации процессов здоровья и болезни в системно-социальном и системно-экологическом аспектах. Центральной фигурой медицинской сферы является практикующий врач. Современный врач наряду с медицинскими знаниями должен обладать высокой интеллектуальностью, немыслимой без широкого кругозора, осознания своего предназначения, развитого творческого мышления, ясного понимания смысла своей гуманной деятельности.
Современное медицинское образование с необходимостью должно включать философско-методологическую подготовку врача, ибо любая сфера медицинской деятельности требует постоянного решения логических, этических, философских проблем, связанных с процессом диагностики, гуманистическим подходом к человеку, решением его не только витальных, но и смысл жизненных проблем, проблем человеческой свободы.
Перед российским здравоохранением в начале XXI века стоят ответственные задачи. Современное отечественное здравоохранение, медицинская наука и образование развиваются в сложных условиях. Острый демографический кризис в России, напряженная социально-экономическая ситуация в стране, сопровождающаяся низкой социальной защитой населения, объективно стимулируют особое внимание к состоянию здоровья россиян. Интересы национальной безопасности России требуют сокращения прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости, инвалидности, смертности. Проблема здоровья народа должна быть признана высшим приоритетом российского государства, а здравоохранение из традиционно сложившегося представления о нем, как о части социальной сферы, должно получить качественно новый статус — системы жизнеобеспечения и важнейшего фактора национальной безопасности.
Естественно, что центром приложения сил, направленных на укрепление здоровья, является врач, вооруженный современными медицинскими технологиями, профессионал, владеющий всеми методами современной профилактики, диагностики и лечения болезней. Реализация Концепции развития здравоохранения России, совершенствование системы обязательного медицинского страхования, обновление правовой основы профессиональной деятельности врачей, увеличение социальных прав и гарантий медицинских работников требуют соответствующего развития духовного мира врачей.
Богиней - покровительницей здоровья и предупреждения болезней является Гигиея, олицетворяющая прекрасный символ милосердия, красоты и мудрости, гармонии разума и чувства, души и тела. В таком единстве выступают философия человека и философия медицины.
О значении философского знания высказывались многие лучшие мыслители человечества. Так, выдающийся представитель античной философии Аристотель говорил: «Я знаю много прекрасных наук, но лучше философии нет ничего». В свою очередь, отечественный мыслитель Н.А. Бердяев утверждал: «Философия есть наука о духе. Однако наука о духе есть, прежде всего, наука о человеческом существовании». Английский философ Бертран Рассел считал, что «первое, что философия делает или должна делать, касается расширения границ интеллектуального воображения». В своем главном произведении «Мир как воля и представление» Артур Шопенгауэр дал классификацию наук, в которую не включил философию, так как она «самое общее и потому самое важное знание, сулящее такие откровения, для которых другие науки служат лишь подготовительной ступенью».
Выдающийся греческий философ Эпикур утверждал идею о том, что медицина и философия бесполезны, если первая не излечивает тело, а вторая — душу. Знаменитый мыслитель эпохи Нового времени Френсис Бэкон писал, что «медицина, не основанная на философии, не может быть надежной».
Конструктивное участие философии в процессе теоретизации медицины проявляется в методологическом обеспечении дифференциации и интеграции медицинской науки и деятельности, в осуществлении теоретического синтеза динамично развивающегося медицинского знания. Основные усилия врачей-философов сосредоточиваются на уяснении метода построения теории медицины, предмете медицинской науки, анализе познавательных технологий и логического инструментария. Особую ценность в современных условиях приобретают усилия по мировоззренческому измерению целого блока проблем биоэтики. Перечисленные и ряд других направлений исследований, хотя и основываются на медико-биологическом материале, по сути своей являются философско-методологическими. Для подобного рода деятельности необходимо специальное философское образование, включающее навыки профессионального общения с логическим аппаратом науки, владение глубокими знаниями методологии науки и необходимыми медико-биологическими знаниями, умениями и навыками.
Существующий вакуум идей в мировоззренческой сфере неизбежно заполняется в сознании поверхностными представлениями, ложными, а порой и порочными жизненными ориентирами. В настоящий период времени требуется целостная концепция философского научно-ценностного знания, которая могла бы выполнить функцию правильного ориентира. В этом нуждаются не только будущие врачи или отдельные молодежные социальные общности, но и люди старшего поколения, имеющие непосредственное отношение не только к подготовке врачей, но и к духовному развитию всего российского народа. Порождаются потребности в новых типах мировоззренческих ориентации, которые обеспечивали бы передачу опыта последующим поколениям и переход к новым, более совершенным формам социального бытия.
Сегодня как никогда для будущего врача важно овладеть хотя бы основами философии, т.к. для медицины и ее служителей (именно служителей, а не медработников) овладение основами философии — это вопрос формирования человеческого духа, это общечеловеческое образование и воспитание, в основе которых гуманизм, высокая нравственность, правдивость, честность и милосердие. Без этих категорий нет медицины, нет врача. А без них нет настоящей божественной философии. Цель данного реферата привести информацию о наиболее выдающихся врачах-философах, которые внесли наибольший вклад в развитие философии, которых можно поставить на равнее с Иисусом Христом.
studfiles.net
Врачи-философы рабовладельческого строя
Гиппократ (около 460—377 гг. до н. э.) жил в эпоху расцвета древнегреческой культуры. За свой огромный вклад в развитие медицины Гиппократ был наречен отцом медицины. Он был одним из тех, кто положил начало научному подходу к изучению многих заболеваний. Гиппократ привел в систему медицинские знания той эпохи и поднял искусство врачевания на большую высоту, которая до того была неведома древним грекам. Труды Гиппократа были основополагающими при решении многих вопросов медицины. Первым учителем в области медицины для Гиппократа был отец. Но он не ограничился знаниями, приобретенными у своего главного наставника. Став после смерти родителей странствующим врачом (периодевтом), он побывал во многих греческих городах, а также в Малой Азии. С особым уважением к Гиппократу относились врачи Эллады и Фессалии. Свой огромный опыт он обобщал в научных трудах, часть из которых сохранилась до наших дней.
В «Гиппократовом сборнике», дошедшем до нас, часть трудов принадлежит его ученикам. Есть в нем труды и других школ и направлений, в том числе противостоящей Косской школе Гиппократа Книдской школы под руководством Эврифона и Хризита. При внимательном чтении сборника нетрудно заметить взаимопротивоположные концепции ряда вошедших в него материалов. Однако независимо от этого сборник дает представление о взглядах Гиппократа, об уровне теоретической и практической медицины его времени и его школы, созданной на острове Кос, где он родился и трудился значительную часть своей жизни. Можно предполагать, что он хорошо знал не только труды своих предшественников из древней Эллады, но и древнеиндийских врачей.
Косская медицинская школа стояла на позициях материализма, опираясь на философские взгляды Демокрита.
Гиппократ и его ученики (гиппократики) поверхностному подходу к больному на основе умозрительных заключений, противопоставляли внимательное наблюдение за больными, тщательное обследование и изучение их с учетом ранее накопленного практического опыта. Гиппократ и его ученики понимали, что одна и та же болезнь у разных людей может протекать неодинаково, так как каждый организм имеет свои особенности. Исходя из этого, они руководствовались принципом, что нужно лечить не болезнь, а больного. А это означало — в процессе лечения необходим индивидуальный подход. Диета, лекарства, их дозы, режим, продолжительность лечения — все должно быть в каждом отдельном случае особым, специфичным, целесообразным для данного положения.
Большое значение в целях сохранения здоровья Гиппократ придавал гимнастике. Он писал: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»... «Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм».
Он придавал также большую значимость труду, считая, что «лица, подверженные ежедневно трудам, переносят их, хотя бы были слабы и стары, легче, нежели люди сильные и молодые, без привычки».
Гиппократ критически относился к праздности и ничегонеделанию, что, по его мнению, влечет нездоровье. И наоборот — устремление ума к чему-то связано с бодростью, направленной к укреплению жизни. Он осуждал такие пороки, как пьянство, считая, что оно является причиной слабости и болезненности. Этот принцип не утратил своей значимости и до наших дней. Гиппократ вместе со своими учениками сделали описание лечения многих заболеваний. Особое внимание он уделял описанию хирургических болезней. Его школе были известны основные принципы лечения переломов, вывихов. Изучение трудов Гиппократа свидетельствует о том, что Гиппократ был хорошо знаком с натурфилософией своих современников и предшественников. Ему удалось преодолеть мистику, религиозность, антинаучное идеалистическое восприятие окружающего мира, тем самым, открывая перед последующими поколениями широкие возможности для подлинно научного подхода к изучению человека.
Стагират Аристотель. Древняя Эллада была щедра на великие умы. Однако, несмотря на это, человечество особо отмечает Аристотеля (384—322 гг. до н. э.), ученого-энциклопедиста, внесшего весомый вклад в развитие всех областей знаний. Аристотель имел медицинское образование. Философия была для него источником света, освещавшего дорогу всем наукам, хотя он постоянно колебался между материализмом и идеализмом.
Умственную деятельность Аристотель отождествлял с самой жизнью. Он стоял у колыбели логики, этики и психологии. Очень важно, что еще до 3 века до новой эры Аристотель рассматривал психологию как влияние соматических (телесных) процессов и явлений, происходящих в человеке, на его психическую деятельность. И даже наивность его рассуждений из-за уровня развития науки того времени не может умалить значимости открытия с точки зрения методологического подхода к изучению проблемы, широты взглядов, глубины изучения и огромного внимания к отдельным фактам.
К. Маркс высоко ценил его философские труды, отмечая, что «новейшая философия только продолжала ту работу, которая была начата уже Гераклитом и Аристотелем».
Ф. Энгельс считал, что Аристотель — «самая универсальная голова» среди древнегреческих мыслителей.
Умом Аристотеля восхищался Ч. Дарвин. «Аристотель, — писал он, — совершенно уникальное исключение в истории человеческого ума, и если что-либо должно удивлять нас здесь, это не уникальность этого исключения, но самая его возможность».
Аристотель внес огромный вклад в развитие многих наук, и потому его учение владело умами многих поколений вплоть до средневековья. Однако идеологи феодализма пропагандировали те взгляды его, которые носили реакционный и идеалистический характер. Нередко использовалось лишь его имя, а пропагандируемые идеи ничего общего не имели с его взглядами. Об этом хорошо сказал А. И. Герцен: «Не надобно забывать, что Аристотель средних веков не был настоящий Аристотель, а переложенный на католические нравы».
Аристотель был великим древнегреческим философом, выразителем идеологии рабовладельцев античного общества. Сын врача, он с детства был причастен к медицине, да и сам он в северной Греции окончил медицинскую школу. Это был философ, учение которого властвовало над умами человечества в течение 13—15 веков, пока научные открытия реального мира начали исправлять неточности в его учении. Концепция Аристотеля о стихиях просуществовала до Г. Галилея. После обоснования им механики стало ясным, что учение Аристотеля является несостоятельным. Когда же возникла химия, произошло окончательное развенчивание учения о четырех стихиях, или элементах. Его жизнь проходила, когда устои рабовладельческого строя начали расшатываться под влиянием классовых сражений рабов со своими угнетателями.
Около 20 лет Аристотель пробыл в школе Платона и лишь после его смерти покинул школу, став воспитателем Александра Македонского. В 335 г. до н. э., когда ему было около 50 лет, Аристотель вернулся в Афины и основал свою философскую школу, которой суждено было многовековое существование. В историю она вошла как школа перипатетиков (по преданию, Аристотель преподавал ученикам философию во время прогулок).
Величие Аристотеля заключается в том, что его труды коснулись всех областей знаний того времени. Он изучал логику, психологию, историю, политику, этику, эстетику, естествознание, которое поглощало и медицину, а также всеобъемлющую философию, включавшую в себя все теоретические науки того времени
studfiles.net
9.Античная философия и медицина.
Античная медицина была тесно связана с философией.
Одним из наиболее почитаемых богов Древней греции был Асклепий (в Риме – Эскулап). Его культ носил врачебный характер, был направлен на охрану и восстановление здоровья людей. Храмы в честь Асклепия являлись центрами лечения и медицинского образования. Дочери Асклепия: Гигиея, богиня здоровья, и Панакея – покровительница лекарственного лечения.
Взаимосвязь философии и медицины в античности проявлялась, прежде всего, в их натурфилософском характере.
Учения философов милетской школы стали философским фундаментом гуморального направления в медицине, основоположником которого явился врач-мыслитель Гиппократ (V – IV вв. до н.э.). Идея о наличии материальной первоосновы бытия стала основой материалистического представления Гиппократа о природе болезни. Вслед за Фалесом, считавшим первоначалом мира воду, Гиппократ полагал, что первоосновой организма является жидкость. Вода в живом организме существует в 4-х формах: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь (венозная кровь). От количественного и качественного соотношения этих жидкостей зависят здоровье и болезнь организма. Гиппократ считал необходимым при помощи тщательных наблюдений устанавливать материальную причину болезни. Он утверждал, что одна и та же болезнь у разных людей может протекать неодинаково и поэтому «надо лечить не болезнь, а больного».
Гиппократ внес огромный вклад в развитие философии и медицины. Именно он выделил медицину из философии, придал ей статус науки. В то же время он видел необходимость их взаимодействия. Кроме того, в школе Гиппократа сложился этический врачебный кодекс, который не потерял своей значимости и в наше время.
Врач Алкмеон взял за основу учение Анаксимена о воздухе как основе мироздания и создал так называемую пневматическую систему медицины. Он исходил из того, что человеческий организм, как и вся природа, состоит из воздуха, и объяснял здоровье равновесием различных состояний воздуха – влажности и сухости, тепла и холода, а болезнь – нарушением этого равновесия.
Другой врач-философ, Эмпедокл, считал, что весь мир, в том числе и человеческий организм, строится на взаимодействии 4-х элементов: земли, воды, воздуха, огня и развивается под влиянием двух начал – сил Любви и вражды. Преобладание первой приводило к слиянию разнородных элементов, а второй – к их обособлению и распаду. Используя идею цикличной смены любви и вражды, Эмпедокл создал теории происхождения жизни, генетики человека, физиологии организма.
Новая форма материализма – атомистический – стала теоретическим основанием солидарного направления в медицине (его научной предпосылкой послужил рост анатомических знаний). его основоположник – Асклепий. Согласно солидарному направлению, организм человека состоит из бесчисленного количества атомов и находящихся между ними каналов – пор, обладающих чувствительностью. Важнейшая причина заболеваний – сужение или расширение пор.
космоцентризм как ключевой мировоззренческий принцип также нашел свое отражение в медицине. Так, в центре внимания Алкмеона было человеческое тело, которое он рассматривал как микрокосм. Он много размышлял о причинах космической гармонии и земного несовершенства. Однако, в отличие от натурфилософов, интересовавшихся прежде всего стихийными явлениями, он уделял большее внимание оценке человеческих действий, вслед за пифагорейцами связывал проблему здоровья с проблемой гигиены – правилами содержания в чистоте души и тела.
Еще один яркий врач-философ античности – Гален (II в.). В «Истории философии», написанной специально для студентов-медиков, он писал, что «лучший медик, чтобы стать таковым, должен быть истинным философом».
В своих медицинских представлениях опирался на идеи Платона и идеалистические элементы философии Аристотеля. Жизнь, в его понимании, является высшим проявлением божественной воли. Каждый орган выполняет свою функцию, предписанную божественным началом. Идеалистические элементы взглядов Галена были абсолютизированы в эпоху средневековья.
В то же время многие достижения Галена являются актуальными и в наше время:
- Гален выступил систематизатором медицинского знания, внес вклад в разработку проблем медицинской этики;
- врачам своего времени он предъявил три обвинения: в невежестве, коррупции и разобщенности;
- он стал основоположником науки о классификации болезней, применял в классификации локалистический принцип (различение болезней по месту поражения органов и тканей), симптоматологический принцип (по наиболее типичным симптомам), этиологический принцип (по причинам и условиям возникновения).
studfiles.net
Философия и медицина: взаимосвязь
Философия и медицина - науки, тесно связанные между собой предметом изучения, человеком. Цель философских исследований – духовное начало, мысли, предшествующие поступкам. Медицина – более точная наука, которая призвана практически исцелить человеческие недуги. Тем не менее, практикующие врачи всегда интересуются мнением философов о влиянии духовного начала на здоровье. Философы, в свою очередь, изучая душу, стремятся выявить первоистоки заболеваний.
Медицинская философия как наука
Тесная взаимосвязь философии и медицины нашла себя в отдельном разделе научных трудов медицинской философии. Это отдельная наука, которая изучает законы онтологии, этики и эпистемологии в области медицины, познавательную сторону медицины, ее роль в развитии общества и социальной сферы. Философия медицины обобщает в систему понятия о роли человеческой деятельности, о месте медицины в общественной жизни, как отдельной личности, так и целых народов.
Одним из основных вопросов изучения этой науки являются моральные и этические отношения врача и больного, целесообразность тех или иных действий в свете исторических и религиозных мировоззрений разных культур.
Философия и медицина – что общего
Методы воздействия на личность у этих двух наук предельно разные. Несравнимо мысленное течение философского разума и точные, быстрые решения врача. Яркий тому пример – практика хирурга. На обдумывание своих действий ему приходится порой тратить секунды, промедление может стоить человеческой жизни – высшего мерила Вселенной. Точная, определенная и быстрая практика – это медицина. Наука философия пользуется мыслительными методами, осознание некоторых вещей приходит к человеку годами. Объединяет эти гуманитарные науки не только направленность на человека, как объект изучения.
И философия, и медицина ставят сходные задачи, ориентируются на одинаковые цели, используют единые методологии. В конечном итоге обе эти науки объединенными усилиями призваны решить одну и ту же задачу – обеспечить выживание на Земле человеческого рода и укрепить его приспособленность к внешним факторам. Действия медиков и философов в этом отношении различные. Медицина призвана укрепить телесное здоровье, философия – лечит душу и укрепляет моральные позиции.
Теория или практика
Философия и медицина, что важнее для жизни? Какой из этих факторов первостепенный в решении вопроса укрепления человеческих позиций в мире, особенно в наш век стремительного развития прогресса и новейших технологий? Зачем философия роботам, которые уже сейчас могут заменить человека во многих сферах, а искусственные органы работают в человеческом теле, как родные?
И все-таки все чаще ученые-медики оборачиваются к древним истокам, когда мыслительное лечение было неразрывно связано с лечением практическим. Влияние изменения самосознания на физическое состояние, изменение течения заболевания под действием измененных взглядов и жизненных принципов становятся темами в исследовательских медицинских трудах.
Влияние на здоровье экологии, питания, физической активности занимает не большую составную, чем психологическое состояние человека. Иными словами: философия жизни отдельной личности находит отражение в ее медицинских показателях. Любой врач должен быть первоначально психологом. Нельзя полностью вылечить тело, не оказав положительное влияние на душу.
Философия народной медицины
Каждый человек приходит в этот мир, не имея никакого багажа, в прямом смысле голым и босым. Но, в то же время, каждый имеет свое особенное богатство, свой мир, свой талант, свои индивидуальные, не сходные ни с чем способности, которыми его наградил Космос. Под влиянием внешних обстоятельств: устоев общества, религии, семейных традиций формируется индивидуальная философия человека. Медицина народная рассматривает каждую личность, как отдельный, неповторимый экземпляр, а не просто стандартный набор органов и частей скелета. По этой причине лечение целителей (речь идет о настоящих целителях, а не шарлатанах) будет разным для одних и тех же симптомов. Часто народный лекарь старается изменить именно сознание больного. Философия древней медицины, объединение духовного и плотского нашли свое отражение в изысканиях Гиппократа, Авиценны, Аристотеля, Бебеля.
Восточная медицина
Полным знанием о мире, человеке и его гармонии не владеет ни одна современная культура, но все-таки, восточная философия и медицина наиболее тесно связаны между собой. В то время, тогда Европа пошла по пути чистой науки в медицинской сфере, восточные лекари объединили в своих лекарских и фармацевтических направлениях медицинское, мистическое и философское. Результатом стало то, что врачи этого региона, кроме серьезных современных знаний, опираются на природную интуицию и древние традиции.
Привычные методы восточных врачевателей: иглоукалывания, направленные массажи, причудливые сочетания трав и минералов в настоях, основываются на том, что дух и тело являют одно единое. Болезнь отдельного органа не рассматривают без духовных причин, вызвавших недомогание.
Медицинская этика
Роль философии в медицине для европейских медиков определяется чаще всего на уровне теоретическом. Лекции по философии воспринимаются, как важное, но не первостепенное дополнение к основным знаниям. Тем, не менее, один аспект врачебной практики связан с философией медицины наиболее тесно – это вопрос медицинской этики. Степень доверия к своему доктору определяет сроки выздоровления. С этим не спорят даже самые закоренелые скептики. Право врача решать, когда прекращать лечение, этическая сторона эвтаназии, врачебная тайна – эти вопросы обсуждают и медики и философы. Главная цель их работы сводится к одной древней заповеди: «Не навреди!»
fb.ru
Философия медицины в разные исторические эпохи.
На всем протяжении истории культуры идеи объединения философского и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека осуществлялись в трудах самых известных философов, медиков, естествоиспытателей. В результате этого сложилась особая отрасль знания – философия медицины, которая призвана обобщить имеющиеся практические знания о человеке как биологическом и социальном, материальном и духовном существе и найти адекватные пути адаптации человека к окружающим условиям жизни.
Древневосточная мудрость представляет собой симбиоз философских и медицинских идей, заключенная в египетской «Книге мертвых», индийских ведах, в учении китайских даосов («Учение о бессмертии»), а так же в трудах врачей – философов Востока (например, Авиценна).
Основой восточной философии медицины всегда оставался принцип системности в изучении микро- и макрокосма, особенностью - рассмотрение человеческого организма как самодостаточной сущности, в которой неразрывно связаны дух и тело. Болезни тела здесь рассматриваются, прежде всего, как болезни духа, соответственно лечение болезни – это, прежде всего, восстановление душевного равновесия и духовного здоровья.
В Древней Греции – колыбели философского знания – философия и медицина так же тесно сотрудничают и взаимообогащаются. Их объединяет стремление разобраться в человеческой психике, попытка ответить на вопрос, что есть человек, какова личная и общественная ценность человеческого здоровья, является ли человек существом биологическим или социальным. Эти вопросы рассматриваются в работах таких знаменитых древнегреческих врачей и философов, как Эмпедокл, Аристотель, Гиппократ и др.
В средневековой европейской традициифилософские и медицинские исследования продолжают взаимопересекаться. Активно развивается новая отрасль знания, находящаяся на стыке философии, медицины и естественнонаучных исследований (прежде всего химии), включающая так же элементы ворожбы и колдовства, – алхимия. Несмотря на нереальные цели (например, поиски эликсира жизни или философского камня), алхимия сыграла положительную роль как в изучении человеческого существа, так и в разработке некоторых приемов лабораторной техники, особенно необходимой развивающейся практической медицине (например, перегонка, возгонка и др.). Европейские врачи-философы эпохи Средневековья (Ф.Бэкон, Парацельс и др.) предвосхитили многие последующие медицинские открытия и разработки, приемы лечения болезней; они так же изучали воздействие общества (социального статуса личности) на развитие патологических процессов в организме. Преодолевая и пересматривая многие основы древней медицины и философии человека, средневековые ученые, естествоиспытатели способствовали внедрению химических препаратов в медицину, а так же заложили основы теории адаптации человека в окружающей среде.
В новое и новейшее время, особенно в ХХ веке, философия медицины, как особая отрасль научного знания, становится особенно популярной. Появляется огромное количество исследовательских программ, находящихся на стыке философии и медицины, разрабатываются практики и техники лечения, самооздоровления, самосовершенствования с учетом внутренних возможностей организма, резервов человеческого духа, а также наследуемых структур психики (архетипы коллективного бессознательного К.Г.Юнга).
Современная философия медицины развивается по нескольким направлениям, руководствуясь различными принципами, методологическими основаниями и философскими установками. Основные проблемы, которые встали сегодня во главу угла философии медицины: здоровье личности и здоровье нации, здоровый образ жизни, влияние общества и природной среды на патологические изменения в человеческом организме, проблемы человеческой духовности, как основы психического и физического здоровья человека, социальные причины «болезней века», этика взаимоотношений врача и пациента, эстетические основы современной медицины (искусство как метод лечения, цветовая и звуковая терапия, красота и гармония как способ восстановления равновесия организма и мн. другие).
Среди большого числа замечательных философов и медиков ХХ столетия, стремившихся объединить философскую и медицинскую проблематику с целью решить насущные проблемы человечества, можно назвать австрийского врача и философа З.Фрейда, швейцарского психиатра и культуролога К.Г.Юнга, немецко-французского врача и философа А.Швейцера, русских ученых Ф.Углова, Н.Амосова, М.Норбекова и др.
Таким образом, философия и медицина на протяжении многих веков своего развития взаимообогащают друг друга, взаимопересекаются. Как самостоятельная отрасль знания философия медицины особенно актуальной и разработанной становится в ХХ веке, анализируя и перерабатывая лучшие идеи своих «прародителей» – великих философов и медиков древности.
Все базовые теории современной медицины так или иначе связаны с философией медицины, определяющей фундаментальные постулаты и позиции общих теоретических систем. Так, современные философские исследования (философская антропология, философия сознания, социальная философия) лежат в основе:
- медицинской теории адаптивного реагирования (теория адаптации – общебиологическая теория медицины, однако медицина имеет дело не только с биологическими адаптациями, но и с адаптацией социальной, т.е. приспособлением человека к общественной жизни),
- теории детерминизма (причинной обусловленности и связи патологических процессов, происходящих в организме),
- а так же теории нормальной (оптимальной) саморегуляции и теории общей патологии.
Философскими основами клинической медицины становится так называемая «философия врачевания», т.е. теория постановки диагноза, лечения, реабилитации и т.д., выстроенная в соответствии с пониманием сущности человека как психобиосоциального существа.
В качестве философской основы профилактической медицины можно рассматривать исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека и окружающей среды.
Философская теория ценностей составляет философский фундамент врачебной этики, деонтологии, клинической практики.
Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы – человека. На первый план в деятельности современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода.
Диалектический подход основывается на целостном системном мышлении, которое объединяет, а не расчленяет противоположности, а так же учитывает взаимосвязь общего и локального (еще древние врачи заметили, что организм целостен, и если в нем нарушен какой-либо элемент (часть), то в определенной степени изменяется и весь организм[1], нарушается его жизнедеятельность как целостной системы.).
Задача философии медицины, конечно, не сводится к тому, чтобы просто приводить те или иные положения диалектики в связи с медицинским знанием, её главная цель - учить студентов, врачей-клиницистов применять диалектику к анализу конкретных естественнонаучных и клинических факторов, а затем от знаний переходить к умению применять диалектику на практике. Врач, не владеющий диалектическим методом, каким бы хорошим специалистом он не был, не сможет правильно оценить взаимопересекающиеся и противоречивые патологические процессы в организме и в лучшем случае интуитивно сможет прийти к правильным выводам – правильно поставить диагноз и назначить лечение.
Диалектический метод, применяемый сегодня в различных областях знания и естественно в современной медицине, основывается, прежде всего, на системном мышлении.
Системный подход, характерный в целом для современной науки, особенно важен в медицине, т.к. она работает с чрезвычайно сложной живой системой – человеком, сущность которого отнюдь не сводится к простому взаимодействию органов человеческого тела. По сути, сама теория лечения есть специфическая теория управления живой системой, поскольку лечение есть система мер, направленных на психосоматическую оптимизацию состояния человека.
Углубляясь в изучение сложных взаимосвязанных систем человеческого организма, вооруженный системным методом, современный врач не имеет права забывать, что на клинической койке лежит не организм, а человек: врач в данном случае должен учитывать не только состояние его сомы, но и состояние психическое, личностные и индивидуальные характеристики. То же можно сказать и по проблеме постановки диагноза, который включает в себя анализ гносеологических проблем диагностики, анализ субъективных и объективных причин диагностических ошибок, учет социально-культурной «подоплеки» болезни.
Феномен болезни философия медицины призывает рассматривать как структурно-функциональный системный процесс. Принципы структурности в медицине реализуются как принципы единства морфологии и физиологии в теории патологии. Биологическая структура объединяет динамичный субстрат (объект морфологии) с «оформленным» процессом (объект физиологии). До сих пор в медицине теоретическое признание единства структуры и функции мирно уживалось с уверенностью в том, что в начале болезни изменения органов и систем не выходят за рамки так называемых функциональных расстройств. Достижения современной биологии и медицины, особенно молекулярной биологии, биофизики, генетики позволяют уверенно отрицать существование функциональных болезней и дают возможность находить морфологический субстрат, адекватный любому нарушению функции. Таким образом, системно-функциональный подход в медицине позволяет как исследовать детали, части, процессы индивидуального организма, рассматривать функции его систем, так и не забывать о целостности, изучая человека не как механический конгломерат «частей и деталей», но живую систему, органично вписанную в природосоциальную реальность.
К сожалению, современное состояние теоретической медицины (учения о болезни, компенсаторно-приспособительных процессах, механизмах компенсации нарушенных функций, связях и взаимоотношениях частей в организме и т.д.) позволяет констатировать тот факт, что теоретическая медицина сегодня не является еще комплексным знанием и пока еще представлена в виде отдельных фрагментов, но не целостной системы. Г.Селье в работе «На уровне целого организма» (1972) писал: « Жизнь не является простой суммой своих составных частей… Чем дальше вы расчленяете…живые комплексы, тем дальше вы уходите от биологии и в конце концов вам остаются только величественные, вечные и всеобъемлющие законы неживой природы…». В познании живой природы вообще постоянно возникает противоречие – от элементаризма к целостности и от последней вновь к элементарному расчленению. Мысль исследователей неизбежно сталкивается с познавательным парадоксом, отмеченным еще Шеллингом: как познать целое раньше частей, если это предполагает знание частей раньше целого… Скурпулезное изучение частностей, деталей, столь характерное для медицинской науки, безусловно способствует прогрессу медицинского знания, однако, практически полное отсутствие обобщений частного знания различных разделов медицины в логически и экспериментально обоснованную теоретическую систему (т. наз. общую патологию) тормозит развитие современной медицины. Без постоянной опоры на философскую доктрину – общую методологию науки (исследования по философской антропологии, сознанию, проблемам познавательной деятельности и т.д.) практически невозможно из разрозненных фактов создать единую стройную теоретическую базу современной медицины. Врач-клиницист сможет действовать наиболее целесообразно и эффективно в каждом конкретном случае только тогда, когда он будет опираться не только на частные знания, но и на знание общих закономерностей работы организма, когда будет рассматривать человека как сложную биосоциальную систему. Решение данной задачи видится только через синтез философского и медицинского знания, на основе интерпретации фактического материала медицинской науки с позиций и через призму философского знания, что является прерогативой и предназначением философии медицины.
Вопросы к лекции №16:
1. Когда впервые появляется связь между философией и медициной?
2. Какие общие цели преследуют медицина и философия?
3. Что лежит в основе древневосточной философии медицины?
4. Кто разрабатывал античную философию медицины?
5. Алхимия и ее влияние на философию медицины?
6. Современное состояние философии медицины?
7. Модели врачевания как взаимопересечение философии и медицины?
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru
Философия медицины и ее историческое развитие — Мегаобучалка
Введение
Философия и медицина одинаково древние по своему происхождению феномены культуры; их тесная связь проявляется в близости предметов исследования (изучение человека, его личности и влияния общества на личность), сходстве целей и задач, единстве методологии, ценностной ориентации. Несмотря на разные направления деятельности и разные пути поиска истины (медицина выбирает на заре своего существования путь практического действия, философия – путь теоретического обобщения и рефлексии), обе они решают одну и ту же проблему – проблему выживания человечества на Земле, проблему самоопределения человека как природного и культурного существа. В этом вопросе философия и медицина не могут не объединить свои усилия, поскольку порознь они лишены цельности – философия удаляется от эмпирии, «витает в облаках», медицина же, погружаясь в исследование организма, забывает о личности, «утопает» в деталях и частностях.
На всем протяжении истории культуры идеи объединения философского и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека претворялись в трудах самых известных философов, медиков, естествоиспытателей. В результате чего сложилась особая отрасль знания – философия медицины, которая призвана обобщить имеющиеся практические знания о человеке как биологическом и социальном, материальном и духовном существе и найти адекватные пути адаптации человека к окружающим условиям жизни.
Цель данной работы – изучить сущность философии медицины и понятие антропоцентризма как мировоззренческого и методологического принципа медицины.
Сущность философии медицины
Связь философии и медицины
Основной вопрос философии есть совокупность четырех главных философских проблем – психофизиологической, онтологической, гносеологической, аксеолого-праксеологической, и в этих четырех главных философских проблемах и охватываются основные аспекты природы человека. Все они в одинаковой степени значимы, но в зависимости от цели исследования и теоретического рассмотрения какой-то из них становится главным, подчиняя себе другие. В медицинской сфере главной из вышеназванных философских проблем становится психофизиологическая, рассматривающая человека как индивида. В качестве философской основы теории медицины следует рассматривать концепцию природы человека, которая базируется на современном диалектико-материалистическом решении психофизиологической проблемы и которая включает в качестве логического ядра положение о социально-биологическом единстве человека. В современной философии психофизиологическая проблема перерастает в теорию личности, точнее, в проблему соотношения личности и организма, охватывая, таким образом, всю наличную сумму знаний о человеке как биологическом, психологическом, социальном феномене, и представляет собой интеграцию различных подходов к пониманию человека. Интегративный характер теории личности делает ее не только одним из звеньев взаимодействия медицины и философии, но и одним из фокусов антропологического синтеза многообразных исследований.[4; с.17]
Рисунок 1 – Взаимосвязь медицин и философии [3; с. 29]
Одной из сфер наиболее активного сотрудничества медицины и фило- софии сегодня является биоэтика. В наши дни биоэтика интенсивно развива- ется как наука. Одним из свидетельств того, что проблемы биоэтики приоб- ретают все большую значимость, становится введение ее в качестве само- стоятельной учебной дисциплины в высшее медицинское образование. Здесь мы коснемся самых общих вопросов биоэтики, без чего картина взаимодей- ствия философии и медицины осталась бы неполной. В то же время, развер- нутое изложение этих вопросов, учитывая наличие особой дисциплины био- этики, изучаемой на первом курсе медицинского факультета, представляется нецелесообразным. [2; с. 46]
Философия медицины и ее историческое развитие
Философия и медицина одинаково древние по своему происхождению феномены культуры; их тесная связь проявляется в близости предметов исследования (изучение человека, его личности и влияния общества на личность), сходстве целей и задач, единстве методологии, ценностной ориентации. Несмотря на разные направления деятельности и разные пути поиска истины (медицина выбирает на заре своего существования путь практического действия, философия – путь теоретического обобщения и рефлексии), обе они решают одну и ту же проблему – проблему выживания человечества на Земле, проблему самоопределения человека как природного и культурного существа. В этом вопросе философия и медицина не могут не объединить свои усилия, поскольку порознь они лишены цельности – философия удаляется от эмпирии, «витает в облаках», медицина же, погружаясь в исследование организма, забывает о личности, «утопает» в деталях и частностях. [4; с. 83]
На всем протяжении истории культуры идеи объединения философского и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека претворялись в трудах самых известных философов, медиков, естествоиспытателей. В результате чего сложилась особая отрасль знания – философия медицины, которая призвана обобщить имеющиеся практические знания о человеке как биологическом и социальном, материальном и духовном существе и найти адекватные пути адаптации человека к окружающим условиям жизни.
Симбиоз философских и медицинских идей представляет собой древневосточная мудрость, заключенная в египетской книге мертвых, индийских ведах, в учении китайских даосов (учение о бессмертии), а так же в трудах врачей – философов Востока (например, Авиценна). Основой восточной философии медицины всегда оставался принцип системности в изучении микро- и макрокосма, особенностью - рассмотрение человеческого организма как самодостаточной сущности, в которой неразрывно связаны дух и тело; болезни тела здесь рассматриваются, прежде всего как болезни духа, соответственно лечение болезни – это прежде всего восстановление душевного равновесия и духовного здоровья. В Древней Греции – колыбели философского знания – философия и медицина так же тесно сотрудничают и взаимообогащаются. Их объединяет стремление разобраться в человеческой психике, попытка ответить на вопрос, что есть человек, какова (личная и общественная) ценность человеческого здоровья, является ли человек существом биологическим или социальным (эти вопросы рассматриваются в работах таких знаменитых древнегреческих врачей и философов как Эмпедокл, Аристотель, Гиппократ и др.) [4; с. 84]
В средневековой европейской традиции философские и медицинские исследования продолжают взаимопересекаться. Активно развивается новая отрасль знания, находящаяся на стыке философии, медицины и естественно-научных исследований (прежде всего химии), включающая так же элементы ворожбы и колдовства, – алхимия. Несмотря на нереальные цели (поиски эликсира жизни или философского камня), алхимия сыграла положительную роль как в изучении человеческого существа (Дж. Фракасто), так и в разработке некоторых приемов лабораторной техники, особенно необходимой развивающейся практической медицине (например, перегонка, возгонка и др.). Европейские врачи-философы эпохи Средневековья (Ф.Рабле, Р.Бэкон, Парацельс, и др.) предвосхитили многие последующие медицинские открытия и разработки, приемы лечения болезней; они так же изучали воздействие общества (социального статуса личности) на развитие патологических процессов в организме. Преодолевая и пересматривая многие основы древней медицины и философии человека, средневековые ученые, естествоиспытатели способствовали внедрению химических препаратов в медицину, а так же заложили основы теории адаптации человека в окружающей среде. [4; с. 84]
Соотношение философии и медицины в эпоху Нового Времени диктуется интересом к человеку, его новыми интерпретациями. Так, в философии французского материализма (идеи врачей Локка, Ламетри) человек понимается как машина, действующая по аналогии с макрокосмом (по законам классической механики Ньютона). В философии 19 века осмысляются проблемы человека как социального существа, проблемы влияния психики на развитие патологических процессов в человеческом организме. Идеи 19 века (Фрейд, гештальтпсихология и т.д.) послужили возникновению в начале ХХ века психосоматической медицины, опиравшейся в лечении человека на взаимосвязанность психических соматических и даже социальных процессов, сопровождающих развитие человека.
Философия медицины как особая отрасль научного знания особенно популярной становится в ХХ веке, когда появляется огромное количество исследовательских программ, находящихся на стыке философии и медицины: разрабатываются практики и техники лечения, самооздоровления, самосовершенствования с учетом внутренних возможностей организма, резервов человеческого духа, а также наследуемых структур психики (например, архетипы коллективного бессознательного К.Г.Юнга).
Современная философия медицины развивается по нескольким направлениям, руководствуясь различными принципами, методологическими основаниями и философскими установками. Основные проблемы, которые встали сегодня во главу угла философии медицины, – здоровье личности и здоровье нации, здоровый образ жизни, влияние общества и природной среды на патологические изменения в человеческом организме, проблемы человеческой духовности как основы психического и физического здоровья человека, социальные причины «болезней века», этика взаимоотношений врача и пациента, эстетические основы современной медицины (искусство как метод лечения, цветовая и звуковая терапия, красота и гармония как способ восстановления равновесия организма и мн. другие.) Среди большого числа замечательных философов и медиков ХХ столетия, стремившихся объединить философскую и медицинскую проблематику с целью решить насущные проблемы человечества можно назвать австрийского врача и философа З.Фрейда, швейцарского психиатра и культуролога К.Г.Юнга, немецко-французского врача и философа А.Швейцера, нем философа, врача по образованию К.Ясперса, рус. ученых Ф.Углова, Н.Амосова, М.Норбекова, Г.Селье и др.[4; с. 85]
Таким образом, философия и медицина на протяжении многих веков своего развития взаимообогащают друг друга, взаимопересекаются; как самостоятельная отрасль знания философия медицины особенно актуальной и разработанной становится в ХХ веке, анализируя и перерабатывая лучшие идеи своих «прародителей» – великих философов и медиков древности.
megaobuchalka.ru
врачи философы античности
Результаты поиска по запросу врачи философы античности: найдено 1000 страницы.
Философия античности
... круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о "первых началах и причинах" (Аристотель). В развитии античной философии можно с некоторой долей условности выделить четыре основных ... Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секс). Третий этап в развитии античной философии (конец 4 в. - 2 в. до н. э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие от классического ...
https://www.sunhome.ru/journal/141491
Философия Права
... составная часть философских систем. В античной философии (Сократ, Платон, Аристотель) обсуждались такие проблемы. [preview] Как соотношение права и справедливости, права и закона, права и силы, о месте права в иерархии социальных ценностей и др. Значительное место Философия права занимала в философии Просвещения (например, доктрина естественного права)и в немецкой классической философии (например, "Философия права" Гегеля). В буржуазной обществе ...
https://www.sunhome.ru/journal/141061
Философия абсурда
... Абсурдно то, что противоречит разумному. В некоторой степени абсурдность тождественна иррациональности. Откуда следует, что философия абсурда - иррациональная и эстетическая. Абсурд может пониматься двумя принципиально разными способами: лингвистическим и ... Чтобы выразить абсурд, Ф. Кафка пользуется логической взаимосвязью. Известна история сумасшедшего, который ловил рыбу в ванне. Врач, у которого были свои взгляды на психиатрию, спросил его: «Клюет?», на что последовал резкий ответ: ...
https://www.sunhome.ru/journal/140967
Философия жизни
... подмена личностного начала индивидуальным, а индивида - родом (тотальностью), органицизм в социологии. "Исторический" вариант Философии жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гасет) исходит в интерпретации "жизни" из непосредственного ... новых форм; субстанция жизни - чистая "длительность", изменчивость, постигаемая интуитивно. Теория познания Философии жизни - разновидность иррационалистического Интуитивизма,динамика "жизни", индивидуальная природа предмета невыразима в общих понятиях ...
https://www.sunhome.ru/journal/141011
Философия Аристотеля
... бытия и какую-нибудь одну сущность" (VI, 1, с. 108), Аристотель отвечает, что "первая философия" - эта "наука философа" - имеет своим предметом "сущее вообще", "сущее как таковое", "сущее просто", что ... и вечные сущности. В вопросе об отношении таких нематериальных сверхприродных сущностей и физических сущностей и скрывается, по-видимому, основной вопрос философии в философии Аристотеля. В целом Аристотель - панлогист. Он, как и Парменид, к которому Аристотель ближе, чем к Гераклиту, - сторонник ...
https://www.sunhome.ru/journal/144911
Философия йоги
... статье мы ориентируемся на «Йогу-сутру» и наиболее авторитетный комментарий, принадлежащий философу Вьясе, «Йога-бхашья» ( V в. н.э.). Философия йогиПриступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все ... в самой йоге, выросших из своей классической формы. В период активной колонизации Востока европейскими странами, философия йоги начинает пробираться на Запад. С ней знакомятся ученые Европы, Америки и России. Появляются и ...
... которая рассматривает культуру с точки зрения её функционирования в данной системе общественных отношений. Проблематика Философии культуры впервые осознаётся софистами, сформулировавшими антиномию природного и нравственного (отождествляемого с культурой): так ... и утилитарного отношения к жизни (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Л. Клагес, Г. Кайзерлинг, Х. Ортега-и-Гасет и другие представители философии жизни, в России - К. Н. Леонтьев, Н. Я. Данилевский, Н. А. Бердяев и другие). У Данилевского и Шпенглера ...
https://www.sunhome.ru/journal/141060
Философия науки
... понятие, границы и методологию науки. Также существуют более специальные разделы философии науки, например философия математики, философия биологии, философия физики. Разделы философии науки: Теория научного обьяснения Аксиоматизация науки и математики Изучение научного метода Границы науки Границы науки или научность - критерии демаркации научного и ненаучного ( ...
https://www.sunhome.ru/journal/141682
Философия природы
... существования человека и общества. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ Античная философия космоцентрична, космос понимается как неразделенность природы и человека. Греческие философы не противопоставляют природу человеку. Благая жизнь мыслится не иначе, ... американские ученые к проблемам биоэтики. Особое внимание привлекают вопросы медицинской этики, среди них отношение врача к пациентам, умирающим, дефективным новорожденным, дебилам, проблема эвтаназии (убийства из милосердия). Имеет ...
https://www.sunhome.ru/journal/141062
Философия древнего мира
... в первых классовых обществах древнего Востока - в Египте, Вавилонии, Индии, Китае и особого расцвета достигла на первом этапе в античном мире - древней Греции и древнем Риме. К древней философии мы относим античную философию Востока (Китая и Индии), Греции и Рима, философию Средневековья и Возрождения. В древнем Китае, а Индии, в Древней Греции и других регионах человеческой цивилизации, первые философские воззрения ...