Древний мир bbc. Древний египетский некрополь и его "послание из загробного мира"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний египетский некрополь и его "послание из загробного мира". Древний мир bbc


Древний египетский некрополь и его "послание из загробного мира"

Деревянный саркофаг внутри обнаруженного некрополя. Египет, 2018 года.Правообладатель иллюстрации Reuters

Ученые обнаружили древний некрополь в Египте, десятки саркофагов которого несут в себе "послание из загробного мира".

Захоронение расположено на юге Каира возле города Эль-Минья, где раскопки будут проходить на протяжении ближайших пяти лет.

По мнению ученых, некрополю больше двух тысяч лет.

Египетский археолог в недрах захоронения в Эль-Минье. Февраль 2018 года.Правообладатель иллюстрации Reuters

Министр по делам памятников древности Халед аль-Анани заявил, что в некрополе было найдено сорок саркофагов, драгоценности, керамика и золотая маска.

По словам аль-Анани погребальный комплекс датируется Поздним периодом правления фараонов и началом правления династии Птолемеев около 300 до н. э.

"Открытия только начинаются. Скоро в Египте будет на одну историческую достопримечательность больше", - сказал министр.

Погребальные статуэтки в некрополе неподалеку от Эль-Миньи. Египет, февраль 2018 года.Правообладатель иллюстрации Reuters

Мостафа Вазири, глава археологической миссии, сказал, что за последние три месяца в Египте нашли уже три новых захоронения. Новые находки впереди, уверен археолог.

"Раскопки будут проводиться в течение пяти лет. Мы постараемся вскрыть все захоронения погребального комплекса".

По словам Вазири, многие египетские гробницы и артефакты посвящались богу Тоту.

Археолог работает над каменным саркофагом в некрополе в Эль-Минье.Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Помимо артефактов, ученые также нашли в некрополе "послание из загробного мира".

Также были найдены четыре хорошо сохранившихся кувшина с крышками, изображающих сыновей бога Хоруса.

"В них до сих пор находятся муммифицированные органы умерших. Кувшины оформлены иероглифическими текстами, рассказывающими об именах и титулах своих владельцев", - пояснил Вазири.

Он также рассказал о "чудесном совпадении": в канун Нового года археологи нашли ожерелье с иероглифической надписью, гласящей "Счастливого Нового года".

"Это было послание из загробного мира", - заметил Вазири.

Четыре кувшина с крышками, напоминающими лица четырех сыновей Бога Хоруса, до сих пор содержат органы мертвецов внутри себя. Египет, 2018 год.Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Четыре кувшина с крышками, напоминающими лица сыновей бога Хоруса, до сих пор содержат органы мертвецов

Археологи в феврале обнаружили также гробницу древней жрицы, жившей более 4000 лет назад.

Гробница была украшена хорошо сохранившимися уникальными настенными росписями со сценами жизни жрицы Хетпет.

***

www.bbc.com

Древние майя – создатели первых комиксов?

Комиксы изобрели майя?Правообладатель иллюстрации Getty

Задолго до появления на свет Багза Банни жил-был нахальный кролик, который терроризировал богов из пантеона индейцев майя. Их рукописные кодексы, испещренные "пузырями" с прямой речью, выплывающими из уст персонажей, надписями на картинках и солеными шутками, удивительным образом напоминают сегодняшние графические романы, считает обозреватель BBC Future.

В современном мире существует определенный снобизм по отношению к комиксам.

Даже в тех случаях, когда мы пытаемся признать какие-то их достоинства, такая неискренняя похвала выглядит скорее как медвежья услуга.

Писатель Нил Гейман, работающий преимущественно в жанре фэнтези, вспоминал, как один напыщенный поклонник его творчества сказал ему, что серия "Песочный человек" должна считаться "графическими романами", а не просто "книжками комиксов".

"Тут я почувствовал себя как женщина, которой сообщили, что она не то чтобы проститутка, а дама на вечер", - признался Гейман.

  • Другие статьи сайта BBC Future на русском языке

Окажись Гейман художником из народа майя, жившим в период с 600 по 900 год от Рождества Христова, он испытывал бы чувства и переживания совсем иного рода.

Сосуды, которыми пользовались майя для питья, были украшены картинками и текстами, с помощью которых можно было прочитать какую-нибудь историю, перевернув посудину.

Вовсе не будучи ширпотребом, предназначенным для бегства от действительности, они считались ценными и желанными предметами, которыми обменивались для облегчения процесса политических переговоров и заключения союзнических альянсов между государствами.

Понятно, что он говорит какие-то гадости, которые не помогают следить за нитью повествования, - они просто смешныеСёрен Вихман, лингвист

"Это были произведения искусства самого высокого качества, какого только можно было пожелать, - рассказывает Сёрен Вихманн, лингвист из Лейденского университета в Нидерландах. – Они ценились очень высоко, тогда как в современных обществах на комиксы смотрят косо".

Впервые Вихман написал об этих последовательностях картинок в статье "Первые комиксы Америки", которую он сейчас перерабатывает в главу для новой книги "Хрестоматия визуального нарратива" ( Visual Narrative Reader).

Он указывает, что в отличие от современных графических романов, майя изображали лишь несколько сцен из хорошо известных повествований, исходя из того, что зритель уже знаком с основным сюжетом.

Конечно, визуальные сказания в том или ином виде можно увидеть в древнейших пещерных росписях, но, с его точки зрения, поразительно то, насколько похожи сценки, нарисованные древними майя, на те комиксы, которыми мы увлекаемся сегодня.

Это и манера передачи прямой речи, способы изображения движения, дурных запахов, забавных животных и соленых шуток. "Налицо соединение всех этих механизмов – и это приближается к тому, что очень похоже на комиксы".

Несколько примеров можно увидеть в изображениях, приводимых ниже. Есть там и нахальный кролик, такой себе "Багз Банни" по версии майя, который говорит некоему старцу: "Нюхай свой пот, пенис колдуна!"

____________________________________________________________________

Правообладатель иллюстрации Justin Kerr

Смотри и учись

Пожилой учитель исправляет ошибки учеников: тонкая извилистая линия тянется от его рта к написанной иероглифами фразе. Этот мотив мог впервые возникнуть около 650 года н.э. Вероятно, это близкий родственник выноски в виде "пузыря" с прямой речью у современных персонажей комиксов.

____________________________________________________________________

Правообладатель иллюстрации Justin Kerr

Огненные языки

Эти "пузыри" с прямой речью в форме языков пламени означают, что люди-кошки злобно рычат или ругаются. Изменение формы речевого "пузыря" в наши дни обыкновенно используется для передачи эмоций персонажей комиксов. "Облачко" над головой героя призвано передавать сокровенные мысли, а тот же "пузырь", но с "зазубренными" краями выражает несогласие или передает вопль.

____________________________________________________________________

Правообладатель иллюстрации Justin Kerry

На старт, внимание, марш!

Атлеты на этой картинке изображены в самый разгар игры в мяч. Линии, извивающиеся вокруг их тел, должно быть, призваны передавать быстроту их движений, они создают тот же динамичный образ, напоминающий приемы, с помощью которых создается ощущение полета, например, Супермена.

____________________________________________________________________

Правообладатель иллюстрации Justin Kerr

Что это за вонь?

В этой сцене из загробного мира майя скелетообразная фигура извергает из живота что-то вроде клубов дыма - олицетворение газов и смрада от его разложения. По мнению Вихмана, это можно считать эквивалентом вертикальных волнистых линий, которыми в комиксах изображаются неприятные запахи.

____________________________________________________________________

Правообладатель иллюстрации Justin Kerr

Багз Банни по версии майя?

Изображенный слева персонаж, похожий на кролика, судя по всему, стащил одежду старика, стоящего перед ним. Фраза в речевом "пузыре" означает что-то вроде "нюхай свой пот, пенис колдуна". Возможно, это - эквивалент будущего изречения Барта Симпосна: "Съешь мои шорты!"* "Понятно, что он говорит какие-то гадости, которые не помогают следить за нитью повествования, - они просто смешные", - говорит Вихман.

Справа мы можем видеть кролика, съежившегося под дланью какого-то бога. Так же, как это происходит с героями современных комиксов вроде Гарфилда или Багза Банни, древние художники майя утрировали пропорции персонажей-животных для достижения комического эффекта.

Еще одна форма языка

Стоит ли удивляться всем этим странным параллелям?

Нил Кон из Университета Калифорнии в Сан-Диего (под его редакцией вышла книга "Хрестоматия визуального нарратива") отмечает, что коммуникация с помощью визуальных средств повествования столь же естественна, как и устная речь или жестикуляция; в действительности, это должно рассматриваться как еще одна форма языка.

Так же, как языки, которые оперируют звуком/речью или жестами и телодвижениями, каждый визуальный язык, считает он, могут формировать собственные словари и грамматику.

Подобное можно наблюдать повсюду в мире. Кон обнаружил, что создатели американских комиксов и японских книжек-манга следуют четким правилам, когда конструируют свои истории.

В тоже время австралийские аборигены из группы племен аранда выработали сложный свод сигналов, которые они чертят на песке. Этими знаками, подчиняющимися особой форме "грамматики", они сопровождают устный рассказ.

Следовательно, даже если рисунки на сосудах майя могут напоминать современные комиксы, они также обладают собственными самобытными свойствами.

Таким образом, комиксы и серии рисунков майя – не одно и то же.

Тем не менее, некоторые сходства привлекли внимание Кона. Его поразило, например, что визуальные метафоры, такие, как языки пламени, до сих пор используются для передачи определенной эмоции, - и этими же средствами оперировала сотни лет назад совершенно другая культура.

"Гнев в нарративе майя ассоциируется с пламенем. Современная устная и рисованная речь дает информацию о том, как мы постигаем те же абстрактные идеи", - замечает ученый.

Помимо всего прочего, эти дивные произведения искусства напоминают нам о том, что когда-то визуальные повествования, похожие на комиксы, были дарами царей, как некая "Мона Лиза" тех времен.

  • Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

www.bbc.com

Шесть малоизвестных архитектурных чудес древнего мира

Пещерные храмы Элоры в Индии
Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Возраст вырубленных в скалах храмов в Индии превышает полторы тысячи лет

Большинство исторических достопримечательностей на нашей планете ежегодно осаждают миллионы туристов. Однако и в стороне от истоптанных троп есть памятники старины, заслуживающие самого пристального внимания, рассказывает корреспондент BBC Travel.

Доставшиеся нам в наследство от античности чудеса архитектуры не исчерпываются, конечно, списком объектов массового туристического паломничества вроде Петры, Ангкор-Вата и Колизея.

Чтобы побольше узнать о памятниках, лежащих в стороне от популярных маршрутов, мы обратились к интернет-платформе вопросов и ответов Quora, где пользователи обмениваются мнениями о наиболее впечатливших их местах.

Что же вошло в их список? Вот, для примера, несколько топовых объектов: искусственный архипелаг Нан-Мадол в Микронезии; пещерный город Деринкую в турецкой Каппадокии; гигантский финикийский мегалит на территории современного Ливана.

Деринкую, Турция

Рядом с турецким городом Деринкую, в 750 километрах от Стамбула, в каппадокийской провинции Невшехир, под землей лежит еще один город с тем же именем. Подземный Деринкую представляет из себя систему выстроенных вручную пещерных жилых сооружений - самую крупную в мире.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Чудо древней Анатолии, подземный Деринкую, был достаточно велик, чтобы вместить до 20 тыс. жителей

Этот пещерный город имел инфраструктуру хорошо развитого муниципального центра, включая такие объекты, как школы, конюшни и молельные дома. Однако все его сооружения не тянутся из земли кверху, а скрываются под землей на глубине 60-85 метров, выдолбленные в мягкой вулканической породе.

Подземный комплекс был построен между VII и VIII веками до нашей эры для защиты местных жителей от набегов мародерствующих кочевников.

По замыслу, он должен был обеспечить обитателям верхнего города временное прибежище, однако инфраструктура здесь развита чрезвычайно и включает, помимо прочего, 600 наземных дверей, ведущих вглубь, 15 тыс. вентиляционных шахт, множество винных погребов, а также сложную сеть ходов, тоннелей и коридоров.

Нижний Деринкую "был достаточно велик для того, чтобы там могло разместиться примерно 20 тысяч человек вместе со скотом и съестными припасами", - замечает Тришла Прасад.

Для своего возраста пещерный город отлично сохранился; в наши дни он доступен для посещения и входит в многочисленные туристические программы.

Путешественников, планирующих посетить эту достопримечательность, необходимо, однако, предупредить, что во время экскурсии им придется преодолевать большое количество ступенек.

Нан-Мадол, Микронезия

Этот загадочный город был построен в 1200 году на искусственном архипелаге из базальтовых островков, связанных между собою сетью каналов.

Правообладатель иллюстрации imageBROKER Alamy Stock Photo Image caption Тысячи километров океана отделяют "плавающий" город Нан-Мадол в Микронезии от ближайшего государства

Он до сих пор остается малоизвестной достопримечательностью, что неудивительно, учитывая его географическое положение - посреди Тихого океана, более 3600 км к востоку от Филиппин.

"[Нан-Мадол] служил, очевидно, жилым комплексом для [микронезийской] элиты; каждый островок здесь выполнял какую-то определенную функцию (например, строительство лодок, приготовление пищи, уход за больными) и, вероятно, покрывался навесом из пальмовых листьев и древесины", - рассказывает Терри Ньюманн, дважды посетивший рукотворный архипелаг.

"Его можно счесть грубым, примитивным вариантом Ангкор-Вата, заросшим тропическим лесом. Однако крышу вам от него всё равно снесет, - убежден Ньюманн. - Ведь построен он на месте, где никогда прежде не существовало постоянных построек, а уж зодчества не было и в помине".

Баальбек, Ливан

Расположенный в долине Бекаа, в восточной части Ливана, хорошо сохранившийся древний город Баальбек было заселен примерно 9 тыс. лет тому назад и впоследствии привлекал к себе представителей разных народов античности, включая финикийцев, греков и римлян.

Правообладатель иллюстрации dbimages Alamy Stock Photo Image caption Храм Вакха - монументальная постройка в древнем городе Баальбек на территории современного Ливана

Известен он прежде всего как комплекс гигантских культовых сооружений, посвященных древним богам - Вакху, Венере и Юпитеру.

"Один только Храм Вакха превосходит по размерам греческий Парфенон, - комментирует пользовательница Кворы Элла Райян. - А у расположенного по соседству Храма Юпитера сохранилось лишь пять из 54 коринфских колонн, однако монументальность их поражает воображенье -- каждая высотою 22 м и два метра в обхват; говорят, это самые большие колонны в мире".

Три плиты в кладке террасы, на которой стоит Храм Юпитера, известны как трилитон и представляют собой крупнейший из существующих в мире строительных блоков.

До сих пор неясно, как этот трилитон попал сюда; по одной из версий, был он доставлен с помощью древнеримского подъемного крана (устройства, состоявшего из рычага, подъемного блока и веревки).

Ньюгранж, графство Мит, Ирландия

Массивный, скругленный купол Ньюгранжа высится над изумрудными полями ирландского графства Мит, словно НЛО в травяной оболочке.

Правообладатель иллюстрации Stephen Emerson Alamy Stock Photo Image caption Этот массивный купол был возведен более 5 тысяч лет назад

Это сооружение появилось более 5 тысяч лет назад, в 3200 году до нашей эры, в эпоху неолита. Оно является частью ирландского фольклора и считается одним из важнейших образцов мегалитической архитектуры в Европе.

Мегалитическая постройка, внесенная в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, представляет собой огромный, поросший сверху травою 12-метровый курган, насыпанный чередующимися слоями из земли и камня на участке площадью в 4500 квадратных метров.

Она окружена рядом облицованных белым кварцем бордюрных камней, установленных уже во время реставрации в 70-е годы XX века.

Внутри на 19 метров простирается анфилада комнат, завершающаяся тремя маленькими комнатками, служившими, как полагают, погребальными камерами.

Секрет этого сооружения состоит в том, что оно действует как удивительно точный хронограф, пишет в своем комментарии пользователь Ель Ланд.

Ньюгранж геометрически выравнен по восходу солнца, и его помещения утопают в солнечном свете во время зимнего солнцестояния в Северном полушарии (21 декабря).

"Подымаясь, солнце создает в комнате потрясающую игру света, - говорит Ланд. - Несомненно, в намерение строителей входило празднование начала Нового года [через естественную иллюминацию]".

Пещерные храмы Эллоры и Аджанты, штат Махараштра, Индия

Комплекс пещерных храмов в Эллоре, расположенный в 30 км к северо-западу от индийского города Аурангабад, считается вершиной пещерной архитектуры Индии.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Храм Кайласанатха в пещерах Эллоры высечен древними мастерами из скального монолита

Тридцать четыре пещеры были выдолблены в каменном торце холма Чаранандри между VI и IX веками.

Эти храмовые пещеры особенно ценятся за их древние росписи и скульптуры, считающиеся шедеврами буддистского искусства, которое дало начало классическому индийскому искусству.

Археологическое управление Индии (департамент министерства культуры) называет их "изысканнейшими из сохранившихся образцов индийского искусства, прежде всего живописи".

Комплекс пещерных храмов в Эллоре включает в себя храм Кайласанатха, выдолбленный из каменного монолита.

"Его масштабность и архитектурное изящество произведут впечатление на кого угодно", - отмечает пользователь Хамид Шах.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Британский историк Уильям Дэлримпл назвал пещерные храмы Аджанты одним из великих чудес древнего мира

Примерно в ста километрах к северо-востоку находится пещерный комплекс Аджанта, названный британским историком Уильямом Дэлримплом одним из великих чудес древнего мира.

Потрясающие рукотворные пещеры были выдолблены в скале между II и VII веками, с намерением построить внутри буддистские храмы, святилища, молельные залы и дормитории.

"Большинство настенных росписей пещеры осыпалось от старости и от небрежного к ним отношения, однако представление об их былой славе можно получить по тем экземплярам, которые сохранились, - отмечает Шах. - Несмотря на возраст в 1500 лет, красота их до сих пор не увяла".

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Шедевр буддийского искусства - ступа в пещерном комплексе Аджанта в индийском штате Махараштра

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Travel.

www.bbc.com

Древний египетский некрополь и его "послание из загробного мира"

Ученые обнаружили древний некрополь в Египте, десятки саркофагов которого несут в себе "послание из загробного мира".

Захоронение расположено на юге Каира возле города Эль-Минья, где раскопки будут проходить на протяжении ближайших пяти лет.

По мнению ученых, некрополю больше двух тысяч лет.

Министр по делам памятников древности Халед аль-Анани заявил, что в некрополе было найдено сорок саркофагов, драгоценности, керамика и золотая маска.

По словам аль-Анани погребальный комплекс датируется Поздним периодом правления фараонов и началом правления династии Птолемеев около 300 до н. э.

"Открытия только начинаются. Скоро в Египте будет на одну историческую достопримечательность больше", - сказал министр.

Мостафа Вазири, глава археологической миссии, сказал, что за последние три месяца в Египте нашли уже три новых захоронения. Новые находки впереди, уверен археолог.

"Раскопки будут проводиться в течение пяти лет. Мы постараемся вскрыть все захоронения погребального комплекса".

По словам Вазири, многие египетские гробницы и артефакты посвящались богу Тоту.

Image caption Помимо артефактов, ученые также нашли в некрополе "послание из загробного мира".

Также были найдены четыре хорошо сохранившихся кувшина с крышками, изображающих сыновей бога Хоруса.

"В них до сих пор находятся муммифицированные органы умерших. Кувшины оформлены иероглифическими текстами, рассказывающими об именах и титулах своих владельцев", - пояснил Вазири.

Он также рассказал о "чудесном совпадении": в канун Нового года археологи нашли ожерелье с иероглифической надписью, гласящей "Счастливого Нового года".

"Это было послание из загробного мира", - заметил Вазири.

Image caption Четыре кувшина с крышками, напоминающими лица сыновей бога Хоруса, до сих пор содержат органы мертвецов

Археологи в феврале обнаружили также гробницу древней жрицы, жившей более 4000 лет назад.

Гробница была украшена хорошо сохранившимися уникальными настенными росписями со сценами жизни жрицы Хетпет.

***

Новости по теме

www.bbc.com


Смотрите также