Славянские Боги войны, что известно о них? Войны древних славян
Славянские Боги войны, что известно о них?Новая статья Северной сказки
Читаешь древнюю историю и видится, могучие языческие Боги войны предстают перед нами. Только кто из них – настоящий славянский Бог войны? Семаргл ли, сын Сварога, Бог огня? Может быть, Солнечный Хорс исполнял работу Бога войны, когда в этом случае он успевал править небесной колесницей, несущей Солнце? Вовсе не похож на грозных языческих Богов войны и задумчивый Даждьбог, Бог Отраженного Света!
Вовсе не славянские Боги войны были участниками знаменитой битвы с тьмой. Да и сама битва была не для захвата Яви и Прави, лишь для установления равновесия между мирами. Ведь помним мы, что направил войска тьмы Чернобог, не желавший разрушения славянского мира, выполняющий волю Рода, Бога Творца всего Сущего.
Сражение с силами Тьмы
Был ли Перун Богом войны у славян?
Говоря о славянских Богах войны, непременно вспоминаем Перуна, грозного защитника Яви. Изображают его могучим воином, держащим в руках меч или топор, которым крушит Перун всякое зло. Красна битва славными воинами – в дружине Перуна много добрых молодцев служит. Вот он Бог войны у славян, настоящий военачальник! Верно ли это?
Вспомним, как стал Перун могучим воином. Началось то с битвы со Скипер-Зверем, порождением Хаоса, желавшим захватить мир Яви. Прослышал Скипер-Зверь, что ждет его смерть от руки нового Бога, сына Сварога и Лады, выкрал Перуна да закопал его в земле на долгие годы. Когда отыскали славянские Боги Перуна, вернули его к жизни, сразился грозный Бог с давним врагом и победил его в битве.
Не в войне участвовал Перун и уж точно войн не начинал. Потому смело можем сказать, что Перун – воин, защитник Яви, глава дружины, охраняющей границы нашего мира, но вовсе не языческий Бог войны. Да, он предводитель Воинов, но вовсе не жестокий разрушитель — убийца, не Бог войны.
Перун, Бог Защитник Яви
Истории о других славянских Богах войны
Отправляемся далее искать славянских Богов войны. Кто известен ратным мастерством, воинской хитростью и мудростью? Сказывают, был славным воином Бог Китоврас. На войне нет правил на все случаи — не только ратному мастерству, но и воинской магии да мудрости обучился Китоврас и перестал участвовать в битвах. Ныне знаем его как мудрого наставника, учителя молодых Богов и героев, вовсе не славянского Бога войны.
Ярило — Ярый Бог, учился у лучших мастеров ратного дела. У мудрого Китовраса, вспыльчивого Семаргла, быстрого Стрибога, грозного Перуна. Участвовал Ярило в битвах против сил Хаоса да побеждал в них. Однако, тот же Ярило приводит в Явь весной красавицу-Лёлю! Совсем другим видим мы в эти моменты славянского Бога Страсти, Весны и Любви! Северные сказания хранят память о том, что главное сражение выиграл Ярило не воинским умением, а силой Бога Любви. Всякая ссора красна мировою! Потому нельзя назвать и Ярило Богом войны у славян.
Ярило, Бог Любви и Страсти
Коли не нашёлся славянский Бог войны, может быть, есть Богиня?
Например, упрямая Девана, Богиня Охоты, любящая настоять на своем, желающая силы да власти? Быть может, смогла бы она стать Богиней войны у славян, да иначе повернулась судьба. Ныне знает Девана цену гордости, упрямству, ошибкам, воевать не стремится. По ошибке можно принять за Богиню войны Диву Додолу, жену Перуна. Когда опускается на землю очищающая гроза, и впрямь действо грозное, да оставляет гроза после себя плодородные земли, а война – разрушение.
Так были ли славянские Боги войны?
Греки поклонялись двум богам войны: Аресу — коварному, вероломному и кровожадному богу, любящему хаос и войну ради самой войны, и Афине — честной, справедливой и мудрой богине, предпочитающей вести организованную войну с использованием стратегии. Арес и Афина входили в пантеон двенадцати главных олимпийских богов. Согласно древнегреческим мифам, у Ареса также были спутники: богиня раздора и распрей Эрида, богиня неистовой войны и ярости Энио, а также его сыновья Фобос (бог страха) и Деймос (бог ужаса).
В качестве богов войны египтяне почитали Сета, Сехмет и Монту. Изначально в древнеегипетской мифологии Сет, который стал богом войны, смерти, хаоса и разрушения. Богиня войны Сехмет считалась хранительницей мира, но при этом обладала изменчивым характером: напускала болезни и излечивала их, наслаждалась кровопролитием, а ее гнев приносил эпидемии. Древнеегипетский бог Монту входил в число солнечных божеств, но позже также стал Богом войны.
Мифы славян полны историй о сражениях со злом, однако, славянских Богов войны в древних сказаниях не встретить. Боги, участвовавшие в битвах, знают, как оградить землю от зла, владеют оружием, но войн не любят. Хорошей войны, тяжбы доброй не бывает! Не было у славян Бога войны! Не такой мы народ, чтобы войны разорительные любить! Это и по мифам нашим видно.
Много рассказали мы здесь волшебных историй о славянских Богах, да всё больше кратко. Северные былички о них в статью не уместятся, в книгу и то не в одну! Коли хотите истории о славянских Богах целиком прочесть, найдутся они в книгах «Северной сказки».
Благодарность Игорю Ожиганову за иллюстрации.
northernfable.ru
Священная война славян
Вторая мировая война – это только один из эпизодов Священной войны, история которой началась много столетий назад. С каждым новым эпизодом Запад медленно, но верно достигает намеченной цели. Мы уже давно не знаем своей истории, традиций, веры, со школы приходится зубрить иностранные языки, при этом ни слова не говорят о родном языке, замалчивают историю и пропагандируют западный образ жизни, который становится нормой. Единственное, что пока не удавалось Западу - победить славян на поле боя, но скоро и не придется, добровольно станем Европой. С каждой новой войной они делают шаг вперед - Вторую мировую проиграли, а своего добились – свастика и Арийцы (наши символы и Пращуры) стали для славян заклятыми врагами, о которых даже слышать не хотят.
Священная война славян
Война «Запада» и «Востока», а точнее натиск Запада на Восток, начался 1000 лет назад. Главный исторический враг славян - «империя германской нации», ее устремление к имперскому первенству.
Часто апелляцию нацистов к средневековой Германии истолковывают, как идеологическое предприятие, конструирование мифа. Но с точки зрения геополитики проблема гораздо более существенна, чем может показаться. Именно германские племена создали империю Карла Великого (800-814 г), объединившую пространство Европы и на фундаменте которой в X-XI веках сложилась Священная Римская империя германской нации. Именно «империя германской нации» создала тысячелетие назад то, что называется «Европой», «Западом» и начала «Drang nach Osten» - геополитический «натиск на Восток». Поэтому присвоение плану войны против СССР-России названия «План Барбаросса» по прозвищу императора Фридриха I (Краснобородого) 1155-1190гг, не является чисто риторической акцией. Главное здесь то, что «империя германской нации» объединила Европу в определенную целостность и, так или иначе, правила ею в течение нескольких веков.
Можно возразить, что дело идет о слишком давнем времени, с которым Германию ХХ века можно связывать только теоретически. Ведь к концу Средневековья Священная Римская империя утратила свое верховное значение, и Европа предстала как совокупность отдельных земель-государств. Однако историческое бытие Европы время от времени порождало новую империю, которая, так или иначе, объединяла континент.
После потери «германской нацией» верховной имперской роли, первенство постепенно перешло к Испании, и в 1519 году ее король Карл I становится императором Священной Римской империи Карлом V и заново объединяет Европу (уже не как представитель «германской нации», хотя и принадлежал к имевшей германское происхождение династии Габсбургов). В «испанский» период европейская империя осуществляет мощную колониальную экспансию на другие континенты, а с конца XVI века первенство в «колонизации» мира переходит к Великобритании, которое она сохраняла до ХХ века, что во многом определило расстановку сил во Второй мировой войне.
На рубеже XVIII-XIX веков Европа (кроме опять-таки Великобритании) превращается в Наполеоновскую империю, также устремленную и на другие континенты. Но затем начинается упорное соперничество Франции и заново объединившейся Германии, завершившееся сокрушительной победой последней в 1871 году. С 1871 до 1918 года, когда Германия потерпела поражение в мировой войне – это Вторая империя, Второй рейх; с 1933г началась очень краткая история Третьего рейха… К концу XIX века внимательным наблюдателям стало ясно, что Германия неотвратимо стремится к первенству в Европе. Это явилось исходной причиной и Первой и Второй мировых войн.
* Историк Р. Рюруп приводит цитату из секретного документа 1941 года, в котором нападение определено как «старая борьба германцев… защита европейской культуры от московито-азиатского потока». Пишет, что в этом документе запечатлелись образы врага, глубоко укоренившиеся в германских истории и обществе. Такие взгляды были свойственны даже тем офицерам и солдатам, которые не были убежденными нацистами. Они также разделяли представления о «вечной борьбе» германцев… о защите европейской культуры от «азиатских орд», о культурном праве господства немцев на Востоке.
Образы врага подобного типа были широко распространены в Германии и принадлежали к числу «духовных ценностей».* По материалам книги Вадима Кожинова «Великая война России».
Священная война славян
«Все что ни случалось с нами плохого, все это происходило из-за германцев!» - Иван Грозный.
Славяне никогда не были захватчиками, они защищают свою Священную землю, хотя за последние 300 лет из-за придуманной немцами истории уже не знают и не понимают, что это за война и Священная земля. Только кровь предков и остатки родовой памяти (пока ещё) заставляли славян объединяться перед лицом общего врага и стоять насмерть. Но руский язык уже уничтожен, слабеет родовая память, а в последнее время идет активное уничтожение руской крови, её смешивание, пропаганда межнациональных браков. До победы Запада остается немного, заключительную цель сформулировал Аллен Даллес - «Такое понятие, как руский народ должно исчезнуть вообще».
Россия в состоянии тысячелетней войныЭтруски - это руские, германцы - тюркиЕвропа против России во Второй мировой войнеАнглия и США – союзники? Истинное назначение «второго фронта»
fizrazvitie.ru
Славянские Боги войны, что известно о них? — Славянская культура
Мальчиков да юношей, молодых мужчин влечет слава могучих воинов. Верно, оттого часто ищут они ответа: каковы славянские Боги войны? На что того бояться, кто не умеет драться, говорят мужчины. Умение постоять за себя, защитить родных издревле ценилось. Однако, был ли притом главный Бог войны у славян? Славянским Богам войны посвящена эта статья «Северной сказки».
Первые славянские Боги войны
Истории о битвах с участием славянских Богов встречаем мы в древних сказаниях. Складывают и ныне в северных деревнях песни о великой битве Темных и Светлых Богов, случившийся в давние времена, когда Род создал мир. Направил тогда Чернобог, властитель Нави, грозное войско к воротам Ирия.
Так, первая битва славянских Богов описана в книге нашего издательства «Северная сказка» «Боги и Люди»:
Чёрный камень в Рипейских горах закрывал вход в Навь, но служил и многим другим целям. К нему и отправился Чернобог, прихватив с собой молот, подаренный ему Сварогом ещё в далёкие и светлые времена. Ударил Чернобог молотом по камню, посыпались во все стороны чёрные искры. Те что
упали на землю — превратились в армию колдовских чёрных коней, изрыгавших пламя. Искры, летевшие по воздуху, преобразились в тучи воронов и филинов, затмивших дневной свет. Искры, попавшие в людей, превратили их в чёрных могущественных волшебников и волшебниц, вставших неисчислимой ратью под чёрные знамёна Чернобога. Из-под Чёрного камня потянулись подвластные Повелителю навьи — злые духи, безобразные Души, искорёженные тлетворным дыханием Хаоса, превратившиеся в потусторонних чудищ, вредоносные человеку, отравляющие саму суть своим чёрным дыханием.
Получили они все приказ от Чернобога: пока разойтись, себя ничем не проявлять, людей не обижать, а как понадобятся, чтобы все собрались у Чёрного камня.
Дошло дело и до оружия. Выковал Чернобог своё волшебное оружие на Чёрном камне. Вначале он сковал необоримый меч, сражающий даже бессмертных. На его серповидное лезвие пошло звёздное железо, истекшее из Чёрного камня. Этот меч-серп мог унести жизни тысяч воинов за один взмах. А затем на Чёрном камне выковал Чернобог Меч Кривды, Меч Пекла и другие мечи, секиры и копья. Выковал он себе кольчугу и доспехи. Примерил доспехи, взял в руки меч — кладенец и оглядел себя:
— То, что надо! Смотрите и бойтесь, светлые боги! Перед вами Повелитель Нави — Великий и Ужасный Чернобог. Берегись, братец! Скоро воевать начнём!
И вот пришло время Великой Битвы Света и Тьмы. Время для людей остановилось, а для Богов понеслось вскачь. У Чёрного камня собрал Чернобог своё войско: тысяча чёрных жеребцов, извергающих пламя, и тысяча волшебников и волшебниц с жезлами, на которых насажены ужасные черепа, тысяча чёрных птиц в небе. Навий никто пересчитывать не стал.
Сказал так Чернобог навьему войску:
— Ваша задача — прорваться к проходу, который ведёт в Ирий, где живут Светлые
Боги, и захватить этот проход. Ваше нападение должно быть внезапным. Поэтому мчитесь через Явь, не останавливаясь, не убивая никого и не поджигая жилища людей. До них очередь ещё дойдёт. Берегите силы. Только вперёд. У входа придётся биться с охраной Ирия. И помните, нам будет помогать Тьма. Нужно успеть всё закончить до появления Солнца.
И устремилась эта чёрная рать через леса и долины Яви, минуя селения людей, к проходу в Светлый Ирий.
Завязалась великая битва. Огненным вихрем в золотых доспехах и с пылающим мечом на своём огнегривом коне налетел на чёрную рать Семаргл, Бог Огня, сын Сварога. Снопами сыпались молнии из глаз огненного Бога, с бороды стекала огненная лава. Ему не уступал быстрый Стрибог, который был везде, где нужно. Белобог, сверкая глазами и ярким мечом, разливал свет перед наступающей тьмой, и та слабела, невзирая на свою ярость. А с ними рядом бились с тёмной ратью светлые волшебники, птицы и звери. Грозная была битва! В небесах молнии вились, как огненные змеи, вся Земля была подобна кипящему котлу. Но не доставало силы у Светлого войска, и уже стало казаться, что силы Нави победят, а звёздам суждено угаснуть. Но в это время на небе появился в огненной колеснице, запряжённой огненнымиконями, Хорс, Бог Солнца. Полыхнул он яро и ударил солнечными лучами в чёрное войско. Даждьбог подставил свой щит и отразил его на всё вражье войско.
Не вынесли солнечного света порождения Чёрного камня, заржали чёрные кони и ринулись назад, чтобы скрыться в спасительную темноту, унося на себе тёмных волшебников;
вороны и филины ослепли от ярких лучей и попадали на землю. Навьи — хоть и бестелесные духи, но поддались общей панике и кинулись наутёк. Без предводителя как-то ничего не задалось. Скоро поле битвы опустело.
Читаешь древнюю историю и видится, могучие, грозные Боги войны предстают перед нами. Только кто из них – настоящий славянский Бог войны? Семаргл ли, сын Сварога, Бог огня? Может быть, Солнечный Хорс исполнял работу Бога войны, когда в этом случае он успевал править небесной колесницей, несущей Солнце? Вовсе не похож на грозных языческих Богов войны и задумчивый Даждьбог, Бог Отраженного Света!
Вовсе не Боги войны были участниками знаменитой битвы с тьмой. Да и сама битва была не для захвата Яви и Прави, лишь для установления равновесия между мирами. Ведь помним мы, что направил войска тьмы Чернобог, не желавший разрушения славянского мира, выполняющий волю Рода, Бога Творца всего Сущего.
Был ли Перун Богом войны у славян?
Говоря о славянских Богах войны, непременно вспоминаем Перуна, грозного защитника Яви. Изображают его могучим воином, держащим в руках меч или топор, которым крушит Перун всякое зло. Красна битва славными воинами – в дружине Перуна много добрых молодцев служит. Вот он Бог войны у славян, настоящий военачальник! Верно ли это?
Вспомним, как стал Перун могучим воином. Началось то с битвы со Скипер-Зверем, порождением Хаоса, желавшим захватить мир Яви. Прослышал Скипер-Зверь, что ждет его смерть от руки нового Бога, сына Сварога и Лады, выкрал Перуна да закопал его в земле на долгие годы. Когда отыскали славянские Боги Перуна, вернули его к жизни, сразился грозный Бог с давним врагом и победил его в битве.
Не в войне участвовал Перун и уж точно войн не начинал. Потому смело можем сказать, что Перун – воин, защитник Яви, глава дружины, охраняющей границы нашего мира, но вовсе не языческий Бог войны. Да, он предводитель Воинов, но вовсе не жестокий разрушитель — убийца, не Бог войны.
Истории о других славянских Богах войны
Отправляемся далее искать славянских Богов войны. Кто известен ратным мастерством, воинской хитростью и мудростью? Сказывают, был славным воином Бог Китоврас. На войне нет правил на все случаи — не только ратному мастерству, но и воинской магии да мудрости обучился Китоврас и перестал участвовать в битвах. Ныне знаем его как мудрого наставника, учителя молодых Богов и героев, вовсе не славянского Бога войны.
Ярило — Ярый Бог, учился у лучших мастеров ратного дела. У мудрого Китовраса, вспыльчивого Семаргла, быстрого Стрибога, грозного Перуна. Участвовал Ярило в битвах против сил Хаоса да побеждал в них. Однако, тот же Ярило приводит в Явь весной красавицу-Лёлю! Совсем другим видим мы в эти моменты славянского Бога Страсти, Весны и Любви! Северные сказания хранят память о том, что главное сражение выиграл Ярило не воинским умением, а силой Бога Любви. Всякая ссора красна мировою! Потому нельзя назвать и Ярило Богом войны у славян.
Коли не нашёлся славянский Бог войны, может быть, есть Богиня?
Например, упрямая Девана, Богиня Охоты, любящая настоять на своем, желающая силы да власти? Быть может, смогла бы она стать Богиней войны у славян, да иначе повернулась судьба. Ныне знает Девана цену гордости, упрямству, ошибкам, воевать не стремится. По ошибке можно принять за Богиню войны Диву Додолу, жену Перуна. Когда опускается на землю очищающая гроза, и впрямь действо грозное, да оставляет гроза после себя плодородные земли, а война – разрушение.
Так были ли славянские Боги войны?
Греки поклонялись двум богам войны: Аресу — коварному, вероломному и кровожадному богу, любящему хаос и войну ради самой войны, и Афине — честной, справедливой и мудрой богине, предпочитающей вести организованную войну с использованием стратегии. Арес и Афина входили в пантеон двенадцати главных олимпийских богов. Согласно древнегреческим мифам, у Ареса также были спутники: богиня раздора и распрей Эрида, богиня неистовой войны и ярости Энио, а также его сыновья Фобос (бог страха) и Деймос (бог ужаса).
В качестве богов войны египтяне почитали Сета, Сехмет и Монту. Изначально в древнеегипетской мифологии Сет, который стал богом войны, смерти, хаоса и разрушения. Богиня войны Сехмет считалась хранительницей мира, но при этом обладала изменчивым характером: напускала болезни и излечивала их, наслаждалась кровопролитием, а ее гнев приносил эпидемии. Древнеегипетский бог Монту входил в число солнечных божеств, но позже также стал Богом войны.
Мифы славян полны историй о сражениях со злом, однако, славянских Богов войны в древних сказаниях не встретить. Боги, участвовавшие в битвах, знают, как оградить землю от зла, владеют оружием, но войн не любят. Хорошей войны, тяжбы доброй не бывает! Не было у славян Бога войны! Не такой мы народ, чтобы войны разорительные любить! Это и по мифам нашим видно.
Много рассказали мы здесь волшебных историй о славянских Богах, да всё больше кратко. Северные былички о них в статью не уместятся, в книгу и то не в одну!
Похожие статьи:
Традиции → ПРАВильная жизнь: как славяне относились к жизни и смерти
Славянская магия → Волосы…нити…магия…
Рассказы → Как стать Богиней всего за один вечер?
Боги, духи и существа → Дети Велеса: что ведаем о загадочном славянском Боге?
Славянская магия → Мистические места Архангельской области: часть 2
slavyanskaya-kultura.ru
Чем воевали древние славяне - Статьи - Единоборства
Военная организация славян складывалась в многовековой борьбе. Возникло и развивалось русское военное искусство, о котором говорили далеко за пределами Руси. В подборке несколько видов оружия, которым хорошо владели древнеславянские воины, не раз одерживающие победы над противником.
1. Меч.
Один из основных видов клинкового оружия, да и вообще самый распространённый инструмент для войны. Представлял из себя, как правило, две или три стальные пластины наваренных на железную сердцевину. Рукоять состояла из перекрестья, навершения и стержня. Интересен тот факт, что с годами мечи делались всё меньше и легче. Так, образцы датируемые IX—X веком, в среднем были 120 см длиной и весили около 2 кг. У более поздних мечей XI—XIII веков, габариты уже меньше: около 86 см и 1 кг веса. Мечи были дороги, потому как основная их часть завозилось из Каролингской империи. Местное производство было крайне незначительным. Зато практически все рукояти у привезённых мечей заменялись на собственные, местного производства.
2. Сабля.
С Х века к мечам на руси добавляется сабля, оружие заимствованное у хазар и мадьяр. В основном, конечно же, использовалось конными воинами, преимущественно на юге, юго-востоке. На север Руси сабли начали проникать в XI—XIII веках. Причём количество сохранившихся экземпляров говорит о том, что сабли пользовались не меньшей популярностью чем мечи. Примечателен и тот факт, что в отличии от мечей, сабли со временем становились больше и тяжелее. Поначалу их длина достигала 1 метра, кривизна 3—4,5 см. В XII—XIII длина сабель увеличивается на 10—17 см, кривизна достигает 4,5—5,5 и даже 7 см. Ширина в среднем составляла 3—3,8 см, однако иногда достигала 4,4 см. Славяне, перенявшие саблю у степняков, продвинули её распространение дальше – в западную Европу. По свидетельствам историков, именно Славянские и венгерские мастера изготовили легендарную саблю Карла Великого, ставшую позднее церемониальным символом Римской империи.
3. Нож.
Пожалуй, самое распространённое дополнительное оружие не только на Руси, но и во всём древнем мире. Вплоть до XI века на территории Древнерусского государства использовались скрамасаксы — большие боевые ножи длиной до 50 см и шириной 2—3 см. В основном же, ножи использовавшиеся как оружие, мало чем отличались от хозяйственных. Делались они путём наварки стального лезвия на железную основу. Рукояти делали самые разные: из кости, из дерева, из меди, часто их украшали орнаментами или обматывали проволокой.
4. Топор.
Если мечей и сабель на территории Древней Руси было найдено в общей сложности около двух сотен экземпляров, то топоров нашли более 1600, из них боевых более 570, что говорит о их большой распространённости. Да и общий арсенал используемых видов топоров был весьма разнообразен. Боевые топоры, рабочие, топорики-чеканы с молотками, топоры с боковыми щекавицами, секиры со скруглённым лезвием. Делались они в основном из стали, а средняя длина рукояти составляла 80 см.
5. Булава.
Это оружие — результат юго-восточного влияния, появилось в русском войске примерно в XI веке. Больше было распространено на юге Руси, особенно в Киеве, чем на севере. Одно из самых ранних навершений — куб с четырьмя крестообразно расположенными массивными шипами. Позже появились кубы со срезанными гранями, также с шипами, ну и круглые навершения с 4 большими и 8 малыми шипами. Булавами вооружались как конница, так и пехота, это было хорошее, удобное и универсальное оружие.
6. Кистень.
Лёгкое и подвижное оружие, позволяющее нанести ловкий и внезапный удар в самой гуще тесной схватки. На Русь кистени пришли в X веке, как и булавы, из областей кочевого Востока. Благодаря своей дешевизне и эффективности, кистень получил большое распространение, им экипировались и пехота, и кавалерия. Интересно, что до XI века весьма распространены были костяные грузы, вырезанные из рога лося. Впоследствии их вытеснили более надёжные железные или бронзовые гири, которые иногда для большего поражающего действия снабжали выступами или даже заливали свинцом.
7. Лук.
Важнейшее оружие дальнего боя. Практически все более или менее значительные битвы не обходились без лучников и начинались именно с перестрелки. В основном применялись качественные сложные луки. Обычно они состояли из двух плечей, прикреплённых к рукояти. Для стрельбы из луков использовались различные стрелы — бронебойные, срезни, зажигательные и другие. Их средняя длина составляла 75—90 см. Они снабжались оперением в 2 или 4 пера.
8. Копьё.
Первые сведения о их военном использовании на территории Древней Руси относятся ещё к VI веку. Существовало большое количество наконечников для копий: ланцетовидное перо, ромбическое с гранью на лезвии, широкое удлинённо-треугольное перо, перо лавролистной формы и многие другие. К последней категории относятся и рогатины, это были самые массивные копья, вес которых составлял 700—1000 грамм, тогда как обычное копьё весило от 200 до 400 грамм.
www.slavianin.ru
Войны славян и Руси с Византией (5-11 вв.)
Ю.Лазарев. Где твоя голова ляжет, там и нам пасть
Первое упоминание о вторжении славян в византийские владения относится к 493 (или 495) году. Тогда они перешли Истр (Дунай) и опустошили Фракию. В 517 году славяне в своем походе на юг зашли намного дальше и проникли в Македонию, Эпир и Фессалию. Известно, что их войско появлялось в Фермопильском проходе.
В 527 году на Византийскую империю обрушились антские племена. Тогда византийским войскам с трудом удалось отразить их нашествие. При императоре Юстиниане для защиты северных границ государства на Истре было построено 80 укреплений. Однако эти меры оказались бесплодными, что подтвердили последующие походы славян на Византию.
А.Клименко. Предводитель Антов
Впервые славянское войско подступило к Константинополю в 540 году. Город нападавшие взять не смогли, но выжгли все его предместья и опустошили окрестности. В 548 году в империю вторглось войско склавинов, которое успешно переправилось через Истр и прошло весь Иллирик до Диррахия.
Византийские хронисты того времени оставили довольно подробные описания славянских воинов и тактику ведения ими боевых действий. Говорилось, что они были вооружены преимущественно копьями, луками и стрелами, а из защитного вооружения имели только щиты. Они стремились нападать на врага внезапно, искусно устраивая засады в лесах и горной местности.
Большой поход славян на Византийскую империю состоялся в 550—551 годах. Тогда отряды славянских воинов взяли ряд городов в Македонии, действовали во Фракии и штурмом заняли приморский город-крепость Топер.
Особенно участилось вторжения славянских племен в балканскую часть Византийской империи в конце VI столетия. В 577 году огромное славянское войско, оцениваемое современниками до 100 тысяч человек, перешло Истр и разорило Фракию, Македонию и Фессалию.
Из византийских источников известно, что славяне большими силами вторгались в пределы империи в 581, 585 и 586—587 годах. Они неоднократно, например, осаждали такой большой приморский город как Фессалоника (Солунь). В 589 году славяне в ходе своего вторжения на Балканы достигли Пелопоннеса.
Однако Византийская империя не только защищалась от соседей-славян, но и сама нападала на их земли. В 590-х годах императорская армия под командованием полководца Маврикия При-ска форсировала Истр возле города Дристра (Доростола) и опустошила владения славянских князей Ардагаста и Мусокия. Византийцы воевали на левобережье долго и только с наступлением зимы перебрались обратно через Истр.
В 597 году византийская армия повторила свое вторжение в славянские земли на противоположном берегу Истра. На сей раз поход внезапностью не отличался, а славяне защищались мужественно и умело. Передовой отряд византийцев в тысячу воинов, первым оказавшийся на левом берегу Истра, оказался истребленным. Однако генеральное сражение славяне проиграли, а их вождь Пирагаст погиб на поле брани. Однако продвижение в глубь славянских земель оказалось связанным с большими потерями, и византийцы сочли за благо прекратить поход.
В том же году, когда армия императора воевала в славянских землях за Истром, их противник неожиданно появился перед Фессалоникой и осадил город. Известно, что в ходе шестидневной осады славяне применили тараны и камнеметные машины. Город взять они не смогли и были вынуждены отступить от него.
В 600 году союзное войско авар и славян подступило к Константинополю. Но начавшаяся эпидемия чумы вынудила их подписать мир с Византией. На том совместный поход и закончился. Особенно опасными стали восточные славяне для Византийской империи, когда у них стало развиваться мореходство. На своих легких ладьях-однодеревках они успешно совершали плавания на Понте Эвксинском (Черном море), в Пропинтиде (Мраморном море), Эгейском, Ионическом и Внутреннем (Средиземном) морях. Там славянские лодейные флотилии нападали на приморские города и захватывали торговые суда византийцев, да и не только их.
Фессалонику славяне вновь осадили в 610 году. Пешая рать подступила с суши, а лодейный флот блокировал залив Келларию. После безуспешной трехдневной осады славяне ушли от города.
Славянские лодейные флотилии не раз действовали на просторах Средиземноморья. Так, в 623 году славяне совершили морской поход на остров Кипр и взяли там богатую добычу, а в 642 году напали на побережье Южной Италии и, вероятнее всего, на ряд островов греческого Архипелага.
Но первый крупный поход собственно славяно-руссов на Византию начался в 907 году. Возглавил его князь Олег.
И.Глазунов. Князь Олег и Игорь
К тому времени у наших предков уже сложилась четкая военная организация, просуществовавшая потом несколько столетий. Основой древнерусского войска являлись княжеские дружины – «старшая», состоявшая из наиболее опытных воинов, и «молодшая», состоявшая из «Отроков». На войну ходили также боярское ополчение и ополчение «воев», то есть – крестьянское войско, составлявшее пешую рать.
Для морских походов строились большие «набойные» лодьи, которые ходили на веслах и под парусами. На таких лодьях могло разместиться 40-60 человек с оружием и боеприпасами.
В начавшийся в 907 году поход на Царьград войско двинулось на 2 тысячах лодей, то есть, рать князя Олега насчитывала 80-120 тысяч человек. Флотилия спустилась вниз по Днепру и двинулась к Константинополю вдоль берега Черного моря. Конница шла на виду у флотилии берегом. Когда русы подошли к Царьграду. Пешая рать вытащила лодьи на сушу. Под стенами столицы Византии произошло первое столкновение, после которого византийцы укрылись за стенами города. Русы же начали опустошать окрестности города. Осада города грозила затянуться, и князь Олег решил устрашить греков – он поставил ладьи на катки, поднял паруса и при попутном ветре двинулся к стенам города. Вышедшая навстречу византийская рать была разгромлена, греки вынуждены были начать переговоры.
Князь Олег в ходе переговоров потребовал от Византии выплатить ему по 12 гривен на каждого человека. Византийцы согласились; кроме того, они согласились также и на предоставления ряда льгот русским купцам: беспошлинной торговли в течение 6 месяцев пребывания в Царьграде, бесплатное получение продовольствие и мытье в греческих банях. Лишь после заключения этого договора русская рать отошла от города.
А.Клименко. Триумф князя Олега
Второй крупный поход на Византию руссы предприняли летом 941 года, когда огромное русское войско, ведомое князем Игорем морем и сушей двинулось на Константинополь. Руссы учинили разгром пригородов и двинулись к столице, но на подступах к ней были встречены флотом противника, вооружённым «греческим огнём». Под стенами Константинополя весь день и вечер шёл бой. Греки направляли через специальные медные трубки на русские корабли горящую смесь. Это «страшное чудо», как сообщает летопись, поразило русских воинов. Пламя металось по воде, в непроглядной темени горели русские ладьи. Поражение было полным. Но значительная часть войска уцелела. Руссы продолжали поход, двинулись вдоль побережья Малой Азии. Было захвачено много городов, монастырей, взято в плен изрядное количество греков.
К.Васильев. Князь Игорь
Но Византия успела и здесь мобилизовать силы. Произошли ожесточённые сражения на суше и на море. В сухопутной битве греки сумели окружить руссов и, несмотря на яростное сопротивление, одолели их. Потерпел поражение уже потрёпанный русский флот. Несколько месяцев продолжалась эта война, и лишь осенью русское войско возвратилось на родину.
В 944 г. Игорь собрал новую рать и вновь выступил в поход. В это же время союзники Руси венгры совершили рейд по византийской территории, и подошли к стенам Константинополя. Греки не стали искушать судьбу и выслали на встречу Игорю посольство с просьбой о мире. Новый мирный договор был заключён в 944 г. Между странами восстанавливались мирные отношения. Византия по-прежнему обязалась выплачивать Руси ежегодную денежную дань и предоставить военную контрибуцию. Были подтверждены многие статьи договора 911 г. Но появились и новые, соответствовавшие отношениям Руси и Византии, уже в середине X в., одинаково выгодные обеим странам. Право беспошлинной русской торговли в Византии было отменено.
Византийцы признали владение Русью рядом новых территорий в устье Днепра, на Таманском полуострове. Был усовершенствован и русско-византийский военный союз: на этот раз он был направлен против Хазарии, что было выгодно Руси, стремящейся освободить от хазарской блокады свои пути на Восток. Русские военные отряды, как и прежде, должны были приходить на помощь Византии.
Ю.Лазарев. Послы Русов
Утверждение договора происходило сначала в Константинополе. Там русское посольство привело к присяге на тексте договора императора Романа I Лакапина, здесь же русские язычники, обращаясь к Перуну, клялись на оружии быть верными договору. Христианская часть руссов дала такую же клятву в храме святой Софии. Затем византийское посольство явилось в Киев.
Ранним утром к холму, на котором возвышалась статуя Перуна, двинулась процессия. Её возглавлял сам киевский князь. Следом шли его бояре, дружинники. Сюда же явились и члены византийского посольства. Игорь и его люди сложили к стопам Перуна своё оружие, щиты, золото и в присутствии греческих послов торжественно поклялись в верности договору.
После церемонии на холме Перуна часть собравшихся двинулась в церковь святого Ильи, и там византийское посольство приняло клятву русских христиан из ближайших сподвижников Игоря на верность договору.
Воевал против Византии и сын князя Игоря – Святослав. Первый его поход на Балканы, предпринятый в 967 г., окончился успешным выполнением военно-политического плана Святослава — Болгария прекратила сопротивление.
Святослав продолжал политику Своих предшественников, стремясь увеличить территорию древнерусского государства, защитить его границы, обезопасить волжский торговый путь и взять в свои руки весь великий торговый путь “из варяг в греки”. Вследствие этого Святослав устремился на Балканы, желая завоевать Царьград и перенести политический центр древнерусского государства на Дунай. Он сказал своей матери и боярам: “Не любо мне в Киеве, хочу жить на Дунае, в Переяславце. Тот городок — середина моей земли. Туда сходится все добро: от греков золото, вина, овощи; от чехов и венгров — серебро и кони; из Руси — меха, воск, мед, челядь”. В 967 году в царствование греческого императора Никифора II Фоки из Царьграда в Киев явился посол и просил Святослава от имени своего государя пойти войной на болгар. Греки никак не могли осилить болгар из-за того, что те жили в гористых местах. Греки привезли с собой богатые дары и сулили еще больше за захват Болгарии. Князь согласился и стал собирать войско. На его клич отозвались славный воевода Свенельд, богатыри Сфенкел, Икмор и другие. Святослав предпринял два похода в Болгарию — в 968 и в 969 годах. Овладев столицей Болгарии Преславой и пленив царя Бориса, Святослав послал сказать грекам: “Хочу на вас идти, взять ваш город”. Вслед за этим русы стали готовиться к походу на Царьград. Они усилили свое войско болгарами, которые были недовольны господством Византии, наняли отряды печенегов и венгров. В это время на царский престол в Византии вступил Иоанн I Цимисхий, искусный военачальник и отважный воин. В 970 году под Адрианополем произошло сражение, в результате которого греки потерпели поражение, принесли дары Святославу и пообещали мир. В это время к Святославу прибыло из Киева небольшое подкрепление. Не имея достаточных сил и полагаясь на договор с Цимисхием, Святослав не занял горные проходы чрез Балканы и оставил открытым устье Дуная. Это была его крупная стратегическая ошибка. Кроме того, рать русов оказалась разделенной на две части: главные силы находились в Доростоле, отряд под командованием Сфенкела был расположен в Преславе.
Этим воспользовался Цимисхий. Он собрал 300 судов, вооруженных “греческим огнем”, и в 971 году двинул флот к устью Дуная, чтобы запереть русам обратный путь на родину. Сам император выступил в поход с сильным передовым 2-тысячным отрядом “бессмертных” (отлично вооруженной личной гвардией), 13-тысячной конницей и 15-тысячной пехотой и. без труда преодолел Балканы. За ним следовали остальные силы и большой обоз с осадными и огнеметными машинами и продовольствием. В Болгарии византийские лазутчики распространили слух, что Цимисхий идет не покорять болгарский народ, а освобождать его от русов, и русы вскоре лишились поддержки со стороны болгар.
13 апреля 971 года Цимисхий начал бой на подступах Преславы. В результате этого боя византийцы захватили Преслав, и только немногим русам во главе со Сфенкелом удалось прорваться и уйти в Доростол.
17 апреля Цимисхий двинулся к Доростолу, заняв по пути ряд болгарских городов. 23 апреля византийское войско, значительно превосходившее рать русов, подошло к Доростолу. Передовой отряд византийской пехоты осматривал окрестные леса и овраги в поисках засады.
Первый бой под Доростолом произошел уже 23 апреля 971 года. Русы напали из засады на передовой отряд византийцев. Они уничтожили этот отряд, но и сами погибли. Когда Цимисхий подошел к городу, русы ожидали врага на ближних подступах к Доростолу, “сомкнув щиты и копья, наподобие стены”. Греки перестроились в боевой порядок: посередине стала пехота, на флангах — конница в железных латах; спереди, прикрывая фронт, — легкая пехота: стрелки из лука и пращники — они непрерывно пускали стрелы, метали камни. Бой был упорный, русы отразили 12 атак. Победа колебалась: ни та ни другая сторона не брала верх. К вечеру Цимисхий сам повел всю свою конницу против утомленного противника. Под ударами многочисленной конницы византийцев пехота русов отступила и укрылась за городскими стенами Доростола.
24 апреля византийское войско строило укрепленный лагерь под Доростолом. Цимисхий выбрал небольшую возвышенность, на которой были установлены шатры, вокруг выкопан глубокий ров и насыпан земляной вал. Цимисхий приказал воткнуть в землю копья и на них повесить щиты. 25 апреля византийский флот подошел к Доростолу и блокировал город со стороны Дуная. Святослав приказал вытащить свои ладьи на берег, чтобы их не сжег враг. Русы оказались в окружении. В тот же день Цимисхий подступил к городу, но русы не вышли в поле, а только бросали камни и метали стрелы в противника со стен города и из башен. Византийцам пришлось возвратиться в свой лагерь.
А.Клименко. Сеча
Второй бой под Доростолом произошел 26 апреля. Войско русов вышло в поле и выстроилось в пешем строю в своих кольчужных бронях и шлемах, сомкнув длинные, до самых ног, шиты и выставив копья. После атаки византийцев завязался упорный бой, который шел долгое время без перевеса. В этом бою пал храбрый воевода Сфенкел. Утром 27 апреля бой возобновился. К полудню Цимисхий направил отряд в тыл дружины Святослава. Опасаясь оказаться отрезанными от города, русы отступили за крепостные стены. После того, как прибыли суда и загородили выход в море, Святослав принял решение сесть в крепкую осаду. В ночь на 29 апреля вокруг Доростола был вырыт глубокий ров, чтобы осаждающие не могли близко подойти к крепостной стене и установить осадные машины. У русов не было съестных припасов, и в темную ночь на 29 апреля они на ладьях провели первую большую вылазку за продовольствием. Русы успели обшарить все окрестные места и с большими запасами продовольствия возвращались домой. В это время они заметили на берегу греческий обозный стан: люди поили лошадей и рубили дрова. В одну минуту русы причалили, обошли их лесом, разгромили и с богатой добычей вернулись в город. Цимисхий, пораженный дерзостью русов, приказал усилить бдительность и не выпускать русов из города. С суши он приказал перекопать все дороги и тропинки и выставить на них стражу.
Осада продолжалась. В это время стенобитными и метательными машинами греки разрушали городские стены и убивали их защитников. В один из дней после обеда, когда бдительность врага была ослаблена, Святослав совершил вторую вылазку. В этот раз русы подожгли осадные сооружения и убили начальника осадных машин. Этот успех воодушевил их.
Третий бой состоялся 20 июля. Воины Святослава вышли из города и построились для боя. Первые атаки византийцев были отражены, но после потери русами одного из крупных военачальников они “закинули щиты за спины” и начали отступать. Византийцы нашли между убитыми русами женщин, которые в мужском снаряжении сражались так же храбро, как и мужчины.
На другой день Святослав собрал военный совет и стал думать с дружиной, как им быть и что делать дальше? Одни предлагали спасаться бегством втемную ночь, другие советовали начать мирные переговоры. Тогда Святослав, тяжко вздохнув, отвечал так: “Деды и отцы завещали нам храбрые дела! Станем крепко. Нет у нас обычая спасать себя постыдным бегством. Или останемся живы и победим, или умрем со славой! Мертвые сраму не имут, а убежав от битвы, как покажемся людям на глаза?!” Выслушав своего князя, дружина решила сражаться.
Четвертый, последний бой был дан 22 июля. Рать русов вышла в поле, и Святослав приказал запереть городские ворота, чтобы никто не мог думать о спасении за крепостными стенами. Войско Цимисхия также вышло из лагеря и построилось для боя.
На первом этапе боя русы атаковали византийские войска. Около полудня греки начали отступать. Цимисхий со свежим отрядом всадников задержал наступление русов и приказал уставшим бойцам освежиться водою и вином. Однако контратака византийцев не имела успеха: русы сражались стойко.
Византийцы не могли использовать свое численное превосходство, так как руссы не удалялись далеко от города. Вследствие этого Цимисхий решил применить хитрость. Он разделил свое войско на два отряда. Одному отряду под командованием патрикия Романа и столоначальника Петра было приказано вступить в бой, а затем отступить, чтобы заманить противника на открытую равнину. В это время другой отряд под командованием Варды Склира должен был зайти с тыла и преградить врагу путь отступления в Доростол. Этот план Цимисхия был удачно осуществлен: византийцы стали отступать, а русы, увлеченные успехом, начали их преследовать и удалились от города. Однако бой носил упорный характер, и победа долго склонялась то в одну то в другую сторону. Отряд Варды атаковал с тыла обессилевших русов, и начавшаяся в это время буря понесла тучи песка в глаза войску Святослава и помогла византийцам. Расстроенные натиском спереди, теснимые сзади, среди вихря и ливня, русы храбро сражались и с трудом пробились к стенам Доростола. Так закончился последний бой под Доростолом.
На следующий день Святослав предложил Цимисхию начать мирные переговоры. Несмотря на то, что византийцы имели численное и техническое превосходство, они не смогли разбить своего противника в полевом бою и штурмом взять Доростол. Войско русов стойко выдержало трехмесячную осаду. Враг вынужден был согласиться на условия, предложенные Святославом. После заключения мира Святослав обязался не воевать с Византией, а Цимисхий должен был беспрепятственно пропустить ладьи русов и выдать им по две меры хлеба на дорогу. Обе стороны скрепили свои обязательства клятвами.
После заключения мира состоялось свидание Святослава с Цимисхием. Они встретились на берегу Дуная, после чего рать русов двинулась к Понту. Коварные византийцы предупредили печенегов о том, что русы идут малой дружиной и с богатой добычей. Печенеги ждали войско Святослава у днепровских порогов, самого опасного места на всем пути. “Не ходи, князь, — говорил старый воевода Свенельд, — не ходи к порогам: там стоят печенеги…” Князь не послушался. Он пошел к порогам и, увидев печенегов, опять спустился назад. После тяжелой зимовки на Белобережье дружина пошла вновь. В жестоком бою с печенегами пал Святослав и почти вся его дружина. В Киев вернулся только один воевода Свенельд с небольшим войском. Печенежский князь Куря сделал из черепа Святослава чашу-братину и пил из нее в память победы над русским князем.
Святослав предпринял поход на Византию с целью утвердиться на Дунае, что имело в то время для государства русов важное политическое, экономическое и военное значение. Внешняя политика Святослава была направлена на расширение Древнерусского государства, на усиление его могущества и обеспечение безопасности. Русский князь настойчиво стремился овладеть бассейном Дуная, чтобы надежно обеспечить путь “из варяг в греки”. Занимая Балканы, русы создавали плацдарм для удара по Византии с суши. Кроме того, попытка Святослава удержаться в Переяславце на Дунае показывает стремление перенести политический центр Древнерусского государства ближе к богатым странам юга и объединить все славянские племена.
maxpark.com
Древние славянские воины
Никогда наш народ не имел славу агрессора, потому, как никогда до сих пор русские люди не нападали первыми, ни на сильного, ни на слабого противника. Но, если же кто приходил к нам, попирать наши границы, отнимать наше богатства и нашу свободу, то всё как один мужчины Руси вставали плечом к плечу и брали в руки оружие , готовые не на жизнь, а на смерть защитить свои края и земли, свои семьи. Когда приближался враг к сёлам и деревням нашим, готовый жечь дома и убивать слабых, то в каждом из нас просыпался воин. Недаром один творческий деятель Византии характеризовал русский народ, как храбрый до безумия. Так что же держали в руках свои отцы и деды наши?
Прежде всего, ценили предки наши меч, лук и копьё.
Для того чтобы изготовить лук брали либо цельный кусок дерева, в котором обязательно должны были отсутствовать сучки и изъяны, а дерево было гибким и твёрдым, либо несколько, но также без изъянов. Одним из наиболее предпочтительных пород были ясень и вяз. Чтобы лук был более тугой, то лучше было не брать единый шмат дерева, а взять несколько пластин, и склеить их промеж собой, такую модель называли сложной. Также же именовался он более разрывчатым, не таким сплошным, как луг из цельного бруса. Стрелы же, по сути своей, это небольшие копья. Длиной древка они доходили до одного метра, к хвостам же при помощи клея рыбьего клеили оперенье. Для перьев сходили такие птицы как гусь, лебедь, орёл, и другие. Некоторые предпочитали привязывать оперенье нитками, и выкрашивать его в красный цвет, чтобы затем стрелу было легче отыскать. Наконечник маленького копья делали либо из бронзы, либо из железа. Пред сражениями, боями или охотой их затачивали, а иногда и смазывали ядом. Для того чтобы соорудить на луке тетиву брали либо нити шелковые, либо сухожилия животных. Для того чтобы луг не терял вложенную в него гибкость и упругость, тетиву надобно было снимать тогда, когда оружие без надобности, после боя или охоты, а иначе дерево могло не вернуть себе прежнюю форму, и, следовательно, лук пришёлся бы в негодность. Предки наши клали лук в футляр из кожи, который носили за плечом левым, и звали футляр это налуч либо налучье. Колчан, в котором стрелы хранились, должен был быть за правым плечом. Такое расположение обуславливалось тем, что праворуким воинам было удобнее и быстрее вытягивать стрелы из-за правого плеча, они могли сделать выстрелить до десяти раз за одну минуту.
Но многие наши предки предпочитали луку меч, потому как он более надёжный. С луком хорошо было идти в лес на охоту, но в бою владение клинком давало больше шансов дожить до утра. Мечи имели прямую форму, и ибо лезвия были заточены. Орудие это было как режущим, так и колющим, так и ударным. Меч формировался при помощи нескольких составляющих: лезвие, рукоять, набалдашник на рукояти, крестовина. Были у наших предков как одноручные, так и двуручные образцы меча. Одной из наилучших сталей для клинка считалась булатная, секрет ковки, которой наши деды и отцы ведали ещё с древних пор. Основной секрет ковки состоял в закалке стали для лезвия. Добротно сделанный меч мог запросто перерубить прут из железа, а затем тем самым лезвием можно было спокойно бриться, ведь сталь та славилась своей гибкостью и крепостью. Поскольку большинство воинов были правши, то ножны для него крепили на левом бедре, чтобы сподручнее его было вынимать.
Но также в чести у наших предков было ещё одно оружие – копьё. О мастерстве славян, которыми бились им, можно слагать легенды. Как и стрела, оно состояло из наконечника и древка. Для первого брали железо, для второго дерево, упругое и крепкое, но, несмотря на это, не редко копья не переживали битв, и потому нередко битвы не переживал и его хозяин. Некоторых же спасали секиры, что представляли собой огромный боевой топор, булавы, металлическая сфера на конце метрового древка, либо палицы, крепкая дубина, боевой конец которой был толще рукояти.
Все мы знакомы со словом «защита», но мало кто осознаёт, что оно образовалось от слова щит, спрятаться за щитом. Пешие воины Руси использовали щиты, форма которых сверху была округлой, а к низу более острой. Конница же не могла носить подобные, потому использовала не большие и полностью круглой формы. Основным материалом для щитов служило дерево, которое затем обшивали твёрдой кожей, либо окантовывалось железом. Во время боя щит брали в левую руку, за сделанные сзади ремни из кожи, потому как в правой несли меч. Также, чтобы защитить себя воины прибегали и к другим средствам. Например, на голову они надевали шлем, который имел округлую форму, чтобы удары по нему были более амортизированы и соскальзывали, а на тело броню. Обычно бронёй у славянских бойцов выступала кольчуга. В сплошное кольцо вдевали другое и замыкали, в него следующие, и так до тех пор, пока не получится полотно из колец. Подобное полотно, сделанное в форме одежды, представляло собой очень надёжную и прочную защиту.
Так же непременно перед каждым боем славянский воин возносил от уст своих молитву к богам, дабы они оберегали его, вступились за него в лихой час и придали храбрости и сил.
Поделитесь с друзьями
slavculture.ru
Ящик пандоры – Славянские Боги войны, что известно о них?
Мальчиков да юношей, молодых мужчин влечет слава могучих воинов. Верно, оттого часто ищут они ответа: каковы славянские Боги войны?На что того бояться, кто не умеет драться, говорят мужчины. Умение постоять за себя, защитить родных издревле ценилось. Однако, был ли притом главный Бог войны у славян? Славянским Богам войны посвящена эта статья «Северной сказки».
Первые славянские Боги войны
Истории о битвах с участием славянских Богов встречаем мы в древних сказаниях. Складывают и ныне в северных деревнях песни о великой битве Темных и Светлых Богов, случившийся в давние времена, когда Род создал мир. Направил тогда Чернобог, властитель Нави, грозное войско к воротам Ирия.
Так, первая битва славянских Богов описана в книге нашего издательства «Северная сказка» «Боги и Люди»:
Чёрный камень в Рипейских горах закрывал вход в Навь, но служил и многим другим целям. К нему и отправился Чернобог, прихватив с собой молот, подаренный ему Сварогом ещё в далёкие и светлые времена. Ударил Чернобог молотом по камню, посыпались во все стороны чёрные искры. Те что
упали на землю — превратились в армию колдовских чёрных коней, изрыгавших пламя. Искры, летевшие по воздуху, преобразились в тучи воронов и филинов, затмивших дневной свет. Искры, попавшие в людей, превратили их в чёрных могущественных волшебников и волшебниц, вставших неисчислимой ратью под чёрные знамёна Чернобога. Из-под Чёрного камня потянулись подвластные Повелителю навьи — злые духи, безобразные Души, искорёженные тлетворным дыханием Хаоса, превратившиеся в потусторонних чудищ, вредоносные человеку, отравляющие саму суть своим чёрным дыханием.
Получили они все приказ от Чернобога: пока разойтись, себя ничем не проявлять, людей не обижать, а как понадобятся, чтобы все собрались у Чёрного камня.
Дошло дело и до оружия. Выковал Чернобог своё волшебное оружие на Чёрном камне. Вначале он сковал необоримый меч, сражающий даже бессмертных. На его серповидное лезвие пошло звёздное железо, истекшее из Чёрного камня. Этот меч-серп мог унести жизни тысяч воинов за один взмах. А затем на Чёрном камне выковал Чернобог Меч Кривды, Меч Пекла и другие мечи, секиры и копья. Выковал он себе кольчугу и доспехи. Примерил доспехи, взял в руки меч — кладенец и оглядел себя:
— То, что надо! Смотрите и бойтесь, светлые боги! Перед вами Повелитель Нави - Великий и Ужасный Чернобог. Берегись, братец! Скоро воевать начнём!
И вот пришло время Великой Битвы Света и Тьмы. Время для людей остановилось, а для Богов понеслось вскачь. У Чёрного камня собрал Чернобог своё войско: тысяча чёрных жеребцов, извергающих пламя, и тысяча волшебников и волшебниц с жезлами, на которых насажены ужасные черепа, тысяча чёрных птиц в небе. Навий никто пересчитывать не стал.
Сказал так Чернобог навьему войску:
— Ваша задача — прорваться к проходу, который ведёт в Ирий, где живут Светлые
Боги, и захватить этот проход. Ваше нападение должно быть внезапным. Поэтому мчитесь через Явь, не останавливаясь, не убивая никого и не поджигая жилища людей. До них очередь ещё дойдёт. Берегите силы. Только вперёд. У входа придётся биться с охраной Ирия. И помните, нам будет помогать Тьма. Нужно успеть всё закончить до появления Солнца.
И устремилась эта чёрная рать через леса и долины Яви, минуя селения людей, к проходу в Светлый Ирий.
Завязалась великая битва. Огненным вихрем в золотых доспехах и с пылающим мечом на своём огнегривом коне налетел на чёрную рать Семаргл, Бог Огня, сын Сварога. Снопами сыпались молнии из глаз огненного Бога, с бороды стекала огненная лава. Ему не уступал быстрый Стрибог, который был везде, где нужно. Белобог, сверкая глазами и ярким мечом, разливал свет перед наступающей тьмой, и та слабела, невзирая на свою ярость. А с ними рядом бились с тёмной ратью светлые волшебники, птицы и звери. Грозная была битва! В небесах молнии вились, как огненные змеи, вся Земля была подобна кипящему котлу. Но не доставало силы у Светлого войска, и уже стало казаться, что силы Нави победят, а звёздам суждено угаснуть. Но в это время на небе появился в огненной колеснице, запряжённой огненнымиконями, Хорс, Бог Солнца. Полыхнул он яро и ударил солнечными лучами в чёрное войско. Даждьбог подставил свой щит и отразил его на всё вражье войско.
Не вынесли солнечного света порождения Чёрного камня, заржали чёрные кони и ринулись назад, чтобы скрыться в спасительную темноту, унося на себе тёмных волшебников;
вороны и филины ослепли от ярких лучей и попадали на землю. Навьи — хоть и бестелесные духи, но поддались общей панике и кинулись наутёк. Без предводителя как-то ничего не задалось. Скоро поле битвы опустело.
Читаешь древнюю историю и видится, могучие, грозные Боги войны предстают перед нами. Только кто из них – настоящий славянский Бог войны? Семаргл ли, сын Сварога, Бог огня? Может быть, Солнечный Хорс исполнял работу Бога войны, когда в этом случае он успевал править небесной колесницей, несущей Солнце? Вовсе не похож на грозных языческих Богов войны и задумчивый Даждьбог, Бог Отраженного Света!
Вовсе не Боги войны были участниками знаменитой битвы с тьмой. Да и сама битва была не для захвата Яви и Прави, лишь для установления равновесия между мирами. Ведь помним мы, что направил войска тьмы Чернобог, не желавший разрушения славянского мира, выполняющий волю Рода, Бога Творца всего Сущего.
Был ли Перун Богом войны у славян?
Говоря о славянских Богах войны, непременно вспоминаем Перуна, грозного защитника Яви. Изображают его могучим воином, держащим в руках меч или топор, которым крушит Перун всякое зло. Красна битва славными воинами – в дружине Перуна много добрых молодцев служит. Вот он Бог войны у славян, настоящий военачальник! Верно ли это?
Вспомним, как стал Перун могучим воином. Началось то с битвы со Скипер-Зверем, порождением Хаоса, желавшим захватить мир Яви. Прослышал Скипер-Зверь, что ждет его смерть от руки нового Бога, сына Сварога и Лады, выкрал Перуна да закопал его в земле на долгие годы. Когда отыскали славянские Боги Перуна, вернули его к жизни, сразился грозный Бог с давним врагом и победил его в битве.
Не в войне участвовал Перун и уж точно войн не начинал. Потому смело можем сказать, что Перун – воин, защитник Яви, глава дружины, охраняющей границы нашего мира, но вовсе не языческий Бог войны. Да, он предводитель Воинов, но вовсе не жестокий разрушитель — убийца, не Бог войны.
Истории о других славянских Богах войны
Отправляемся далее искать славянских Богов войны. Кто известен ратным мастерством, воинской хитростью и мудростью? Сказывают, был славным воином Бог Китоврас. На войне нет правил на все случаи — не только ратному мастерству, но и воинской магии да мудрости обучился Китоврас и перестал участвовать в битвах. Ныне знаем его как мудрого наставника, учителя молодых Богов и героев, вовсе не славянского Бога войны.
Ярило — Ярый Бог, учился у лучших мастеров ратного дела. У мудрого Китовраса, вспыльчивого Семаргла, быстрого Стрибога, грозного Перуна. Участвовал Ярило в битвах против сил Хаоса да побеждал в них. Однако, тот же Ярило приводит в Явь весной красавицу-Лёлю! Совсем другим видим мы в эти моменты славянского Бога Страсти, Весны и Любви! Северные сказания хранят память о том, что главное сражение выиграл Ярило не воинским умением, а силой Бога Любви. Всякая ссора красна мировою! Потому нельзя назвать и Ярило Богом войны у славян.
Коли не нашёлся славянский Бог войны, может быть, есть Богиня?
Например, упрямая Девана, Богиня Охоты, любящая настоять на своем, желающая силы да власти? Быть может, смогла бы она стать Богиней войны у славян, да иначе повернулась судьба. Ныне знает Девана цену гордости, упрямству, ошибкам, воевать не стремится. По ошибке можно принять за Богиню войны Диву Додолу, жену Перуна. Когда опускается на землю очищающая гроза, и впрямь действо грозное, да оставляет гроза после себя плодородные земли, а война – разрушение.
Так были ли славянские Боги войны?
Греки поклонялись двум богам войны: Аресу — коварному, вероломному и кровожадному богу, любящему хаос и войну ради самой войны, и Афине — честной, справедливой и мудрой богине, предпочитающей вести организованную войну с использованием стратегии. Арес и Афина входили в пантеон двенадцати главных олимпийских богов. Согласно древнегреческим мифам, у Ареса также были спутники: богиня раздора и распрей Эрида, богиня неистовой войны и ярости Энио, а также его сыновья Фобос (бог страха) и Деймос (бог ужаса).
В качестве богов войны египтяне почитали Сета, Сехмет и Монту. Изначально в древнеегипетской мифологии Сет, который стал богом войны, смерти, хаоса и разрушения. Богиня войны Сехмет считалась хранительницей мира, но при этом обладала изменчивым характером: напускала болезни и излечивала их, наслаждалась кровопролитием, а ее гнев приносил эпидемии. Древнеегипетский бог Монту входил в число солнечных божеств, но позже также стал Богом войны.
Мифы славян полны историй о сражениях со злом, однако, славянских Богов войны в древних сказаниях не встретить. Боги, участвовавшие в битвах, знают, как оградить землю от зла, владеют оружием, но войн не любят. Хорошей войны, тяжбы доброй не бывает! Не было у славян Бога войны! Не такой мы народ, чтобы войны разорительные любить! Это и по мифам нашим видно.
Много рассказали мы здесь волшебных историй о славянских Богах, да всё больше кратко. Северные былички о них в статью не уместятся, в книгу и то не в одну! Коли хотите истории о славянских Богах целиком прочесть, найдутся они в книгах «Северной сказки».