Семья в Древней Греции считалась основой общества, а вступление в брак гражданской обязанностью. При выборе невесты жених руководствовался социальным положением ее родственников, приданым, которое давал за ней отец или брат. Чувства редко принимались во внимание, а согласия девушки вообще никто не спрашивал, всё решали родители жениха и невесты.
Обряду бракосочетания греки придавали очень большое значение. В доме невесты обязательно совершали жертвоприношения и обряд отлучения девушки от родительского очага. В доме жениха невесту подводили к очагу, что символизировало ее вступление в новую семью. Размер приданого родители жениха и невесты обсуждали в присутствии свидетелей, хотя никаких письменных записей не делали. В случае развода муж обязан был вернуть жене приданое, чтобы она могла снова выйти замуж.
Отец был главным в семье, женщине отводилась второстепенная роль хозяйки дома. Она должна была следить за работой служанок и рабов, вести домашнее хозяйство. Вся ее жизнь проходила в женской половине дома, принимать участие в общественной и политической жизни она не могла, даже на улицу она могла выйти только в сопровождении рабов и служанок. Бедные женщины иногда были вынуждены заниматься торговлей, но это осуждалось обществом.
После смерти отца его имущество переходило сыновьям или человеку, указанному в завещании. Сын для греков символизировал продолжение рода, поэтому если у мужчины не было собственного сына, то он старался усыновить брата своей жены, мужа дочери или сына дочери, то есть собственного внука. В этом случае усыновленный мужчина считался главой семьи, то есть продолжателем рода и семейных традиций.
У древних греков были сильно развиты семейные культы и традиции. Старшему сыну обычно давали имя отца или деда, дочери – имя бабушки. Детям рассказывали историю семьи, и таким образом семейные истории передавались из поколения в поколение.
Целью брака в Греции было рождение детей и обеспечение государства новыми
гражданами. Девушек выдавали замуж в возрасте пятнадцати лет. Отец обладал
полной властью над судьбой своей дочери. Он сам выбирал для нее мужа среди
нескольких претендентов, добивавшихся ее руки. Отец приглашал их всех в одно и
то же время к себе и наблюдал за их манерой вести себя, за их характером,
выносливостью, для чего устраивали различные спортивные состязания.
Роль женщины в семье, ее свобода были ограничены. Она не могла принимать
участие в управлении государством, ей не разрешалось наследовать собственность,
защищать себя в суде. Почти все дни афинянки проводили на женской половине дома,
где занимались домашним хозяйством, ткачеством, воспитывали детей.
В Афинах законным считался брак между свободным гражданином и дочерью другого
свободнорожденного. Если отец или мать не имели гражданских прав, то дети от
такого брака считались незаконнорожденными и лишались гражданских прав.
Рождение ребенка было для семьи торжественным событием. Если рождался
мальчик, двери дома украшали оливковыми ветвями, а если девочка – шерстяными
нитями. На десятый день жизни младенцу давали имя. Отец имел право признать
ребенка своим или отказаться от него. Если он сомневался, что это его ребенок,
то младенца выкидывали из дома. Иногда греки стремились избавиться от ребенка,
особенно девочки, если не могли ее прокормить. Девочки находились под опекой
матери или няньки, а мальчики с семи лет переходили под опеку отца.
Воспитание детей
Обучение мальчиков начиналось с семи лет и продолжалось до начала военной
подготовки в восемнадцать лет.
Дети объединялись в группы под руководством преподавателя. Они учились чтению и
письму. Тетрадями были деревянные таблички, покрытые воском, на которых ученики
острыми палочками чертили буквы. Мальчики учились играть на лире или кифаре,
заучивали отрывки из поэм Гомера, Гесиода. Учитель гимнастики помогал детям
состязаться в беге, прыжках, метании копья. Учеников водили на гимнисии –
площадки для тренировок – или в палестры – школы борьбы. Целью воспитания была
подготовка подростков к спортивным состязаниям, закалка их дня военной службы.
С V века до н.э. большой популярностью пользовались учителя-философы –
софисты. Их занятия были платными. Софисты читали лекции перед группой
слушателей. Они советовали своим ученикам больше слушать, чем говорить. Софисты
стремились подготовить для государства хороших граждан. Основное внимание они
уделяли риторике – искусству произнесения речей, и эвристике – искусству спора.
Девочки в школу не ходили. Матери учили их дома прясть, ткать, вести домашнее
хозяйство.
В Греции получить образование могли только свободные люди.
biofile.ru
Семья в понимании греков
Семья в понимании греков – это одна из важнейших жизненных ценностей.
Традиции греков и семейный уклад, которые практически в неизменном виде сохраняются на протяжении многих веков, доказывают это. В греческой семье, как это видно со стороны, главой является мужчина. Но это только видимость. На самом деле неформально вся власть в семье находится у женщин. И, даже если вам кажется при взгляде на деревенскую картинку, где женщина тащит на себе тяжести в то время, как мужчина важно едет на ослике, что мужчины женщин как-то притесняют, то это вам только кажется. Все самые важные решения в семье принимаются под руководством женщин. Но греческие мужчины стараются всячески скрывать неприглядную тайну о том, что они являются подкаблучниками.
Отношение к пожилым
Стоит отметить и трепетно-уважительное отношение греков к старшим родственникам: родителям, бабушкам и дедушкам. Часто взрослые дети всю жизнь живут вместе со своими родителями, хотя современные греки все же стараются вырваться из родного гнезда и жить независимо. Это у них получается, когда они находят работу вдали от дома или женятся (выходят замуж). Почтительное уважение к старшим приводит к тому, что до самой глубокой старости греки живут в окружении своей большой семьи. Почти никогда не встречается такое, чтобы пожилого грека родственники отправили в дом престарелых, в Греции такое не принято, и будет осуждаться окружающими. Поэтому и дома престарелых в этой стране являются большой редкостью. В крайнему случае родственники стараются нанять пожилому больному человеку круглосуточную сиделку.
Из почтения к предкам у греков принята интересная традиция выбора имен для новорожденных. Всех младенцев в зависимости от их пола называют именами бабушек и дедушек (родителей мужа и жены). Назвать же ребенка тем именем, которое самим нравится, получится только в том случае, если детей одного пола больше двух. Всем детям даются имена при крещении, а крестят греков в возрасте одного года. До того, как ребенку дано имя, в семье его называют просто «бебис» («младенец»). Крестные родители при крещении должны подарить своему крестнику полный комплект одежды и золотой крестик. Это считается хорошим знаком и означает, что в своей жизни ребенок не будет ни в чем знать нужды.
Дети в Греции
Детей в Греции всячески балуют и ничего им не запрещают. Особенно это касается греческих мальчиков. Как считают мудрые греческие старушки, если мальчику в детстве что-то запрещать и в чем-то отказывать, то он может вырасти и стать несостоятельным мужчиной, попросту импотентом. Во избежание такой беды мальчишки там могут позволять себе всё, и им за это ничего не будет. Конечно, их могут поругать и даже пригрозить страшными карами, но – никаких запретов. Дети могут в любом месте и в любое время бегать, прыгать, шуметь, кричать, а никто из окружающих им ничего не может сказать. В итоге греки вырастают очень избалованными и неприспособленными для жизни. Возможно, такое воспитание и является одной из причин того, что греки порой до старости живут со своими родителями, которые не могут ни в чем отказать своим чадам. В том числе и в финансовой поддержке уже взрослых детей (у греков довольно хорошая пенсия). Немного привести в чувство и обтесать избаловавшихся и обленившихся греков получается у армии и наемной работы. Иногда со временем эти недостатки проходят после женитьбы.
Греческие холостяки
Греческие холостяки средних лет, даже если уже давно живут отдельно от родителей по разным причинам, очень любят как можно чаще навещать отчий дом, чтобы полакомиться материнской стряпней, а также для того, чтобы мама постирала и погладила им одежду. Для греков мама – это идеал женщины, именно похожей на свою маму они хотят видеть свою жену. Чаще всего по такому принципу они жену и выбирают. Девушек, кстати, с ранних лет готовят к образу идеальной будущей тещи или свекрови.
Свадьба в Греции
В Греции до сих пор существует такая традиция, что чаще всего будущих супругов для своих детей выбирают родители. Ведь они лучше знают, что именно нужно их детям. Они устраивают семейный ужин, куда приглашают потенциального жениха или невесту для своего ребенка и знакомят их. Если молодые друг другу понравились, то они могут дальше продолжить общение. Если же пару раз родители не угадали со вкусом своего ребенка, и жених (невеста) их чаду не понравился, то дальше уже возникает возможность самостоятельного выбора будущего супруга.
Свадьбе в Греции предшествует церемония обручения. В принципе, после обручения молодые уже могут жить вместе и считаться мужем и женой. Правда, иногда обручение происходит в очень юном возрасте, когда детям всего по 6-7 лет, и о будущем родстве договариваются родители детишек. Так греческие дети и растут, настраиваясь на то, что в будущем они станут мужем и женой.
Несмотря на крепкую приверженность православному христианству, греки сквозь пальцы смотрят на то, что молодые до свадьбы живут вместе. Они относятся к этому так, что брак – это очень серьезно, и нужно заранее узнать, смогут ли эти два человека всю оставшуюся жизнь провести вместе. В Греции довольно редко встречаются разводы, так как дело это очень дорогостоящее и занимающее очень много времени и сил. Поэтому стараются заранее получить максимальную уверенность в крепости будущей семьи. Иногда бывает так, что свадьбу проводят только тогда, когда невеста находится в положении и ждет ребенка. А случается и такое, что греки официально женятся одновременно с крещением своего первого малыша.
В основном греки женятся достаточно поздно, чаще всего после 30 лет. К этому времени у них уже нажито какое-то имущество, иногда имеется отдельное жилье, и есть ощущение стабильности. Завести детей тоже стараются попозже.
После свадьбы молодожены в Греции частенько остаются жить в доме мужа вместе с его родителями. Такое положение дел может длиться по многу лет. Вообще греческие семьи очень большие и крепкие. В одном доме могут одновременно проживать сразу несколько поколений одной семьи: бабушки, дедушки, родители, дети, внуки, правнуки и т.д. Семейные торжества у греков, а также такие большие религиозные праздники, как Рождество Христово и Пасха, проводятся в большом семейном кругу, за столом, где собирается вся семья. Даже если взрослые дети живут отдельно от своих родителей, на праздники они обязательно приезжают к матери и отцу вместе со своими детьми. Несмотря на крепкие семейные узы, у греков часто возникают острые споры по поводу дележа наследства.
Что касается воспитания детей, то оба родителя на равных принимают участие в их судьбе. Конечно, в воспитании дочки большее участие принимает мама, а в воспитании сына – отец. Они проводят много времени со своими детьми, всячески их балуя и стараясь научить необходимым в жизни навыками и знаниями. Кстати, даже если родители развелись, отец не только платит положенные алименты, но и принимает участие, насколько это возможно, в воспитании детей. Он гуляет с ними, играет, читает им книжки и занимается многими другими вещами, полезными для ребенка. Дети в старой и новой семье разведенного мужчины должны ощущать одинаковое внимание со стороны отца.
В греческой семье права мужа и жены практически одинаковые. Что касается обязанностей, то на женщине, конечно, лежат все домашние хлопоты по хозяйству, полное ведение домашних дел. В том случае, если дел слишком много, и женщине одной не справиться, то муж, конечно же, может ей помочь. Детей к домашним делам в основном не привлекают, от них требуется только хорошо учиться.
Крепость и устойчивость семейных традиций в Греции является тем фундаментом, на котором стоят не только семейные, но и прочие нравственные ценности этой страны. И было бы очень хорошо, если бы прочие западные страны на прекрасную православную Грецию не смогли оказать влияние хотя бы в этой сфере жизни.
gidvgreece.com
Греческая семья - Все о семье
С Грецией нас объединяет общность религии. В 988 г. Русь приняла христианство из Византии по греческому образцу, поэтому в некоторых чертах мировоззрения и мироустройства наших стран прослеживаются общие черты. Русские, живущие в Греции, в частности, утверждают, что в греческих семьях, также, как и в русских присутствует общность поколений, греческие родители в большинстве случает тесно общаются и помогают своим уже вполне взрослым детям. Главой семьи принято негласно считать мать при номинальном первенстве отца.
Однако неправильно будет напрямую ассоциировать греческие семьи с русскими, и греческий менталитет с российским. Принципиальные отличия есть, и их очень много, гораздо больше, чем общих черт. В Греции в соответствии с общемировыми тенденциями семейных отношений женятся поздно. Греки долго живут в гражданском браке, даже заводят детей, и только потом решаются на официальное оформление отношений. Бывают случаи, что крестины первенца совмещают со свадьбой. Греки, как девушки, так и молодые люди не стремятся гулять, они больше ценят стабильность в отношениях. Среди греческих пар зачастую встречаются те, кто находятся вместе с 16 лет.
Детей в греческих семьях, опять же в русле общеевропейских тенденций, рожают поздно - большинству молодых мам около 30 или за 30. Сначала греки, как и большинство европейцев, стремятся обеспечить себе стабильное материальное положение и жилье, а потом уже думать о потомстве. Детей в Греции принято баловать. Родители многое детям позволяют и мало от них требуют. На взгляд русских, проживающих в Греции, воспитание здесь очень мягкое. В отличие от русских семей, где принято, чтобы ребенок во всем слушался родителей, в греческих семьях такое понятие как воспитание практически отсутствует. Дети могут вести себя как угодно в общественных местах: бегать, кричать и т.д. - взрослые только улыбаются на их поведение, даже если шум им мешает. От более взрослых детей требуется приносить хорошие оценки из школы, при этом с домашним заданием им даже в старших классах помогают мамы и бабушки.
Несколько отличается поведение мужчины в греческой семье. Даже после развода принято, чтобы отец принимал активное участие в жизни своего ребенка: отцы часто навещают своих детей, забирают к себе на выходные, ходят на прогулки, отводят различные кружки, занятия и т.д. Уклоняющихся от алиментов бывших мужей в Греции крайне мало.
В до сих пор сохранились такие семьи в Греции, которые живут большой семьей под одной крышей. Зачастую вместе могут проживать три, а то и четыре поколения. Пожилые члены семьи живут вместе со всеми родственниками до смерти. Здесь не принято отправлять пожилых людей в дома престарелых, в крайнем случае родственники нанимают сиделку.
Ребенок, родившийся в среднестатистической греческой семье, как правило, получает имя дедушки или бабушки со стороны отца. Если в семье рождается два ребенка одного пола, тогда второй ребенок получает имя дедушки или бабушки, но уже со стороны матери. И только третьему по счету ребенку одного пола с предыдущими детьми принято выбирать имя, которое просто понравилось его родителям.
В семьях Греции доминирует женское начало. Восемь из десяти мужей живут под каблуком у женщин. Конечно, сами они вряд ли признаются в этом себе и окружающим, однако, даже самые убежденные холостяки, имеющие отдельное жилье, обязательно чуть ли не ежедневно навещают свою маму, которая позаботиться, постирает и погладит одежду, а также накормит домашней пищей. Греки-мужчины очень привязаны к маме, мамина стряпня - самая вкусная, поэтому осознанно или неосознанное, но среднестатистический грек будет искать жену, похожую на его мать. Есть даже национальная греческая пословица о том, что жена всего похожа на свекровь.
О детях принято заботиться гораздо дольше, чем это обычно делается в других развитых странах. Молодые люди в Греции отнюдь не покидают родительский дом сразу по окончании школы, как это принято в Америке, Англии или Германии. Они до зрелых лет продолжают получать от родителей все на блюдечке с голубой каемочкой. Родителям, однако, такая забота воздается: о старшем поколении в Греции принято заботиться очень хорошо.
Дети в греческих семьях очень избалованные. Родители ругают их только для вида, и то, если ребенок уж слишком расшалился в общественном месте. На самом деле детям в Греции позволено все. Мальчики в этом плане намного хуже девочек, потому что им вообще ничего не запрещают. Существует даже устоявшееся мнение в обыденном греческом сознании о том, что если мальчику что-то запрещать или же ругать за плохое поведение , то в будущем у него будут проблемы с потенцией. Греки очень любят своих детей и безгранично о них заботятся, до тех пор пока те не женятся или не найдут себе хорошую стабильную работу. Отношения с родителями редко прерываются, что бы ни случилось, и уж во всяком случае не деградируют до уровня вежливого знакомства, такого обычного для остального западного мира.
В обычной жизни греков большое место занимают национальный обычаи и традиции, а также суеверия, особенно если дело касается больших праздников или знаменательных событий в семейной жизни: свадьбы, рождения ребенка, крестин и т.д. Например, в первый день нового года принято звать в дом в качестве гостя самого хорошего и доброжелательного человека, с которым у греческой семьи хорошие отношения, поскольку именно первый гость в доме в первый день нового года повлияет на то, каким именно будет год.
Греки не особо религиозные люди, но они всегда придерживаются национальных традиций, обычаев, когда дело касается больших праздников и свадеб. Большое значение в Греции придается различным приметам, независимо от того, хорошие это приметы или нет. Огромное значение в жизни каждой семьи в Греции имеет крещение ребенка. Крестные отец и мать на крестины обязательно должны подарить ребенку полный комплект одежды и золотой крестик на золотой цепочке, иначе ребенок будет идти по жизни неровно и ему будет не хватать одежды. Крестят ребенка после первого года жизни, в отличие о русской традиции крестить в первые месяцы жизни.
В сельской местности в Греции кое-где остался обычай женить детей против их воли, то есть когда подходящую партию подыскивают родители. Есть также интересная греческая традиция в связи со свадьбой. Для молодоженов определенным образом "готовят" брачное ложе. Предварительно по кровати для новобрачных должны побегать и попрыгать дети. Это означает, что у пары будет здоровое и многочисленное потомство. Зачастую молодая семья остается жить в доме родителей жениха или невесты вместе с родителями, не стремясь и не торопясь обзаводиться собственным жильем. Ведь, как было отмечено выше, греки до сих пор несколькими поколениями живут под одной крышей.
family-abc.ru
Брак и семья в Древней Греции
Семья в Древней Греции считалась основой общества, а вступление в брак – гражданской обязанностью. При выборе невесты жених руководствовался социальным положением ее родственников, приданым, которое давал за ней отец или брат. Чувства редко принимались во внимание, а согласия девушки вообще никто не спрашивал, все решали родители жениха и невесты.
Обряду бракосочетания греки придавали очень большое значение. В доме невесты обязательно совершали жертвоприношения, обряд отлучения девушки от родительского очага, а в доме жениха невесту подводили к очагу, что символизировало ее вступление в новую семью. Размер приданого родители жениха и невесты обсуждали в присутствии свидетелей, хотя никаких письменных записей не делали. В случае развода муж обязан был вернуть жене приданое, чтобы она могла снова выйти замуж.
Отец был главным в семье, женщине отводилась второстепенная роль хозяйки дома. Она должна была следить за работой служанок и рабов, вести домашнее хозяйство. Вся ее жизнь проходила в женской половине дома, принимать участие в общественной и политической жизни она не могла, даже на улицу она могла выйти только в сопровождении рабов и служанок. Бедные женщины иногда были вынуждены заниматься торговлей, но это осуждалось обществом.
После смерти отца его имущество переходило сыновьям или человеку, указанному в завещании. Сын для греков символизировал продолжение рода, поэтому если у мужчины не было собственного сына, то он старался усыновить брата своей жены, мужа дочери или сына дочери, то есть собственного внука. В этом случае усыновленный мужчина считался главой семьи, то есть продолжателем рода и семейных традиций.
У древних греков были сильно развиты семейные культы и традиции. Старшему сыну обычно давали имя отца или деда, дочери – имя бабушки. Детям рассказывали историю семьи, таким образом семейные истории передавались из поколения в поколение.
Поделиться ссылкой
sitekid.ru
Семья, брак и воспитание детей в Древней Греции | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
Тема:
Быт, культура, религия и наука Древней Греции
Роль женщины в греческом обществе была ограничена. Брак заключался лишь для продолжения рода. Девушек выдавали замуж в возрасте 15 лет. Во время свадебной церемонии, которая проходила в доме мужа, гости пели свадебные песни и приносили жертвы домашним богам-покровителям. Муж, как правило, был намного старше жены. Дети находились во власти отца. Жена сразу же после свадьбы оказывалась в зависимом положении. Она была в доме на правах первой служанки, руководила прислугой, вела хозяйство. Греческие женщины были малообразованны. Из дома они выходили только в сопровождении раба или служанки, не имели права разговаривать ни с кем на улице. Мужчины большую часть дня проводили вне дома — в городе, занимаясь делами. Правда, женщины имели право посещать театр. Это событие оставляло яркое впечатление на долгое время. О воспитании детей в основном заботилась мать. Девочки находились под опекой матери, мальчики с 7 лет — отца. Материал с сайта http://worldofschool.ru
В XI—IV вв. до н. э. обучение мальчиков традиционно начиналось со знакомства с текстами поэм «Илиады» и «Одиссеи». Поэмы формировали у детей главные нравственные и жизненные приоритеты: побеждать, уважать труд, любить семью, быть патриотом. Образцами мужества, ума, изобретательности для молодежи были герои поэм: Гектор, Ахилл, Приам, Одиссей, Аякс, Патрокл и др.
На этой странице материал по темам:
Доклад про воспитание мальчиков древней греции
Роль семьи в древней греции реферат
Рассказ в гостях у древней греческой семьи
Воспитание детей в греции реферат
Воспитание девочек и мальчиков в древнем херсонесе реферат
worldofschool.ru
Семья в Древней Греции
Семья (по-гречески ойкос) в понимании греков являлась одним из устоев гражданской общины. В смысловом отношении слову «ойкос» присуща неоднозначность. Оно понимается как дом, строение, семейное имущество, наследство, семья. Любой гражданин принадлежал к тому или иному ойкосу. Для частных лиц сохранение семьи - ойкоса связывалось с преемственностью семейных традиций, с заботой о фамильных культах, общих местах погребения. Для государства сохранение ойкоса представляло большое значение в видах укрепления солидарности гражданской общины, сплочения отдельных граждан в защите целостности полиса и его демократического строя (Афины). Вступая в брак, греки выполняли гражданскую обязанность. Чувства, веления сердца не имели определяющего значения. В браке, как его понимали греки, личность женщины не играла роли. С ее чувствами не считались, ее избирали в жены для сохранения семьи и государства.
Брак у греков являлся священным обрядом, приобщавшим девушку к культу ее новой семьи. В родительском доме отец в окружении семейства и в присутствии жениха приносил жертвоприношение. По окончании этого обряда произносилась священная формула, отец объявлял, что выдает свою дочь за этого молодого человека. Перед тем как войти в дом мужа, девушка отлучалась предварительно от родительского очага. В доме мужа новобрачную подводили к очагу, приобщая к домашним божествам. Ее окропляли очистительной водой, она прикасалась к священному огню. После произнесения молитв супругами делились между собой пирог, хлеб, фрукты. Это подобие легкой трапезы, разделение еды перед очагом символизировало религиозное единение супругов, общение их друг с другом и с домашними богами.
Разница в возрасте жениха и невесты могла составлять 12-14 лет. Еврипид предупреждал: «Великое зло связывать двух людей одного возраста, ибо мужчина сохраняет свою силу значительно дольше, а расцвет женской юности проходит быстрей».
Обыкновенно жена приходила в дом мужа с приданым. Приданое дочери давалось отцом, а после его смерти - братом. Установление размера и состава приданого происходило обязательно в присутствии свидетелей, однако письменный акт не составлялся. Возврат приданого в случае развода мог гарантироваться закладом недвижимого имущества мужа. На земельном участке или возле дома помещались закладные камни.
Ввиду того что социальная защищенность женщины зависела от сохранности приданого, в случае конфискации имущества гражданина или захвата имущества кредиторами запрещалось забирать имущество, служившее гарантией возврата приданого.
При наличии сыновей имущество покойного отца доставалось им. После смерти афинянина Мантия (IV в. до н.э.) наследство разделили три его сына, создав свои ойкосы. В IV веке до н.э. сохранял свою силу связываемый с Солоном закон о завещаниях, по которому глава ойкоса мог сделать своим наследником кого угодно. Обычно имущество завещалось одному из родственников, который одновременно усыновлялся, становясь соответственно во главе ойкоса приемного отца.
Усыновления вообще являлись частым явлением в Греции. Усыновление происходило или при жизни приемного отца, или по завещанию. Усыновление по завещанию было возможным лишь после смерти усыновителя. Таким путем можно было усыновить и того, чье рождение только ожидалось. Так, отцом, имевшим лишь одних дочерей, усыновлялся иногда внук, который мог появиться на свет от одной из них.
Как правило, родители соглашались на усыновление их сына при условии, что он не являлся единственным. Усыновленный имел возможность возвратиться в дом родного отца, оставляя в доме приемного отца своего сына, что способствовало сохранению обоих ойкосов.
Нередко в семье имелись только дочери. Их называли эпиклерами. Если эпиклера выдавалась замуж отцом, то последний обычно усыновлял ее мужа. Например, афинянин Полиевкт, являвшийся отцом двух дочерей, решил усыновить брата своей жены, выдав за него свою младшую дочь. Если брак дочери не вел к усыновлению ее мужа, то в этом случае наследником ойкоса ее отца становился родившийся у нее сын. На брак с эпиклерой после смерти ее отца могли претендовать ближайшие его родственники, начиная с брата. Факты, содержащиеся в источниках IV в. до н.э., свидетельствуют о питаемом корыстными соображениями соперничестве претендентов на брак с эпиклерой. Нередко афиняне оставляли семьи, шли на расторжение брака, если появлялся верный шанс жениться на богатой эпиклере. Если первая жена не имела близких родственников, оставлявший ее муж старался выдать ее вновь замуж.
Большое значение придавалось поддержанию традиций семейного очага, семейных культов. В семье заботились о сохранении (в устной традиции) генеалогии. Стремились сохранить употребляемые в семье имена посредством передачи их от деда к внуку, от бабки к внучке.
Греки не носили фамилий, имея только имя и отчество, например Клеон, сын Диона. Нередко сын получал имя отца: Демосфен, сын Демосфена. Часто мальчику давалось имя деда по отцовской линии, в особенности если он являлся старшим сыном. Так, к примеру, поступил знаменитый афинский полководец Мильтиад (550-489 гг. до н.э.), назвав своего сына Кимоном.
Родители охотно нарекали своих детей именами, связанными с их собственным родом занятий или тем, которое они предназначали для своих детей. Перикл - тот, чья слава широко распространена. Демосфен - сила народа.
Если тот или иной бог и герой считались покровителями семьи, ребенок получал имя, напоминавшее об этом покровительстве: Диоген, Аполлоний, Деметрий, Дионисий. Некоторые имена представляли обозначение нравственных качеств: София - Мудрость, Евгений - Благородный, Андрей - Муж, Мужественный.
Развод, почти неизвестный в древнейшие времена, представляет уже частое явление в классическую эпоху (V-IV вв. до н.э.). Не случайно, что греческие ораторы указывали на приданое как необходимую предосторожность, придающую хоть какую-то прочность узам брака. Муж достаточно часто не разводился с женой, будучи удерживаем необходимостью возвращать приданое.
Афиняне употребляли для обозначения развода два слова: отсылка - развод по воле мужа; оставление - развод, происшедший по желанию жены. В первом случае не требовались никакие формальности. Муж мог отправить из своего дома жену, когда ему было угодно. Жена считалась тогда разведенной, возвращаясь к отцу. Детей оставлял у себя муж. Обычно же муж разводился с женой в присутствии свидетелей, хотя соблюдение этой формальности не считалось обязательным. Что же касается женщины, то она не имела права действовать самостоятельно и должна была обратиться к архонту, который принимал решение о разводе по ее просьбе в том только случае, если она в письменном заявлении указывала веские основания для этого шага. Общественное мнение подвергало резкому осуждению разводящихся женщин.
В соответствии с афинским законом, на который ссылался Демосфен, если женщину уличат в измене, ее муж должен разорвать с ней все отношения. Если же он продолжает жить с ней, то это влечет за собой бесчестье и лишение всех гражданских прав.
Характеризуя положение афинской женщины, не стоит преувеличивать суровость античных нравов, в соответствии с которыми женщина держалась взаперти в гинекее (женская половина дома). Действительно, таким строгим правилам подчинялась жизнь девушек. Замужняя женщина могла и не сталкиваться с такой же суровостью. В общем-то, для жены богатого гражданина было несложным делом придерживаться установленных правил и располагаться в своих покоях. Однако простую женщину хозяйственные надобности постоянно заставляли выходить из дома. Иногда женщины торговали на агоре. Мать Еврипида, как утверждает Аристофан, занималась торговлей овощами. Впрочем, общественное мнение было неблагосклонно к таким поступкам.
На женщине лежало наблюдение за домашним хозяйством. Она надзирала за рабами, следила за работой служанок. Женщинам нередко был свойствен деспотический характер. Привыкая постоянно давать приказания рабам, бранить их за леность, выговаривать им за проступки, они иногда не делали различия между слугой и господином, усваивая и в отношении последнего тот же тон.
Главный недостаток афинской семьи можно усматривать в том, что жена не входила прочно в жизнь мужа. Греки и сами иногда признавали, что домашнее счастье не ценилось у них высоко. Один из персонажей комедии Менандра с печалью говорит о том легкомыслии, с которым вступают в брак. Не следовало ли бы больше думать о достоинствах и недостатках женщины, на которой хотят жениться, нежели о приданом? «Но нет, мы наводим справки о тысяче бесполезных вещей: мы узнаем, кто были дедушка и бабушка невесты; мы заставляем раскладывать приданое на стол, чтоб знаток проверил, настоящей ли пробы серебро, которое не останется и пяти месяцев в доме; а о достоинствах той, которая останется возле нас всю свою жизнь, мы и не думаем узнавать; мы берем ее наудачу, не зная ее, рискуя встретить в ней сердитую, сварливую женщину, может быть болтунью».
Древние греки являлись народом достаточно общительным, однако их частная жизнь протекала скрытно за стенами их домов. Греческому дому была свойственна замкнутость. Все помещения дома выходили во внутренний дворик, поворачиваясь к улице глухими голыми оштукатуренными стенами. Основные требования к дому, сформулированные Ксенофонтом в «Домострое», выглядели следующим образом: «Дом должен быть приятным для хозяина», «прохладный летом, теплый зимой». Античные авторы обращали внимание на то, что в отличие от других народов греки обладали умением правильно сооружать свои жилища, раскрывая их солнцу. Комнаты, располагавшиеся в северной части двора, были труднодоступны для палящих лучей. Зимой же, когда лучи солнца ниже, что позволяло проникать им глубже, помещения наполнялись теплым воздухом. Южная часть дома возводилась ниже северной, в один этаж, чтобы не препятствовать проникновению низких лучей зимнего солнца в жилые помещения, расположенные на первом и втором этажах северной части дома. Следовательно, двор представлял своего рода световой колодец, благодаря которому свет проникал в помещения. Небольшие окна находились преимущественно на вторых этажах, значительно более низких в сравнении с первыми.
Уместно обратить внимание на следующее. Сам архитектурный облик греческого полиса служил своеобразной материализацией идеи добровольного согласования интересов составлявших гражданскую общину людей. Располагавшиеся в центральной части города общественные здания, храмы, агора своим величием как бы воплощали единство, целостность гражданской общины, солидарные отношения граждан. Одновременно частные жилые дома, выросшие вокруг этого ансамбля, своей обособленностью, замкнутостью подчеркивали свободу, независимость личности в рамках гражданского сообщества.
Вообще для многих греческих государств было характерно усиление уравнительных настроений в среде граждан. Греки классического времени отличались существенно большей скромностью в быту в сравнении с жизнью их предков в VII-VI вв. до н.э. Греки стали строже одеваться, вышли из моды длинные с пестрыми узорами льняные хитоны. Мужчины прекратили носить золотые украшения, отпускать длинные волосы и заплетать их в косы, что было свойственно модникам предшествующей эпохи. В роскоши домашней утвари, мебели усматривается выражение высокомерия. Дома афинян при Перикле «соревновались» друг с другом отнюдь не в изысканности отделки, а, напротив, в простоте и скромности. Никто не хотел навлечь на себя обвинения в гордыне и зазнайстве.
Людей, питавших слабость к роскоши и домашнему комфорту, общественное мнение подвергало резкому осуждению, уподобляя их изнеженным восточным варварам. Характерно суждение известного древнегреческого историка Фукидида: именно негативное отношение к роскоши в быту вело к окончательному обособлению греков от восточных варваров (лидийцев, персов и др.) и превращению их в настоящих эллинов.
Заметим, что отказ от роскоши и излишеств обрел крайние свои формы в Спарте, где утвердилась жесткая регламентация быта. Так, взрослые спартиаты в обязательном порядке присутствовали на совместных трапезах - сисситиях, ежемесячно выделяя для них определенное количество продуктов. Сисситии служили для правящего слоя спартанского государства средством контроля за настроениями и поведением рядовых граждан. Вообще в Спарте столь настойчиво изгонялись простые житейские радости и насаждался принудительный аскетизм, что в итоге в повседневной жизни спартиатов воцарились унылость и однообразие.
Греки являлись очень общительными людьми. В одной песенке, распеваемой на пирах, перечисляются условия, при которых смертный может достичь блаженства. На первое место ставится здоровье, на второе - красота, на третье - честным путем приобретенное богатство, на четвертое - дружба. Именно дружба придает очарование жизни, украшает ее.
Среди афинян получили распространение частные сообщества, члены которых должны были находиться друг с другом в добрых, товарищеских отношениях, оказывать друг другу взаимную поддержку. Если кто-нибудь нуждался в деньгах, то обращался за содействием преимущественно к членам своей группы.
Представляет интерес отношение греков к музыке, которой отводилась важная воспитательная роль. Как считал Платон, музыка рождает в человеке стремление к добродетели. Музыка, и так полагало большинство греков, выступала украшением человека, не являясь только искусством для удовольствия. С благородством ее мерных звуков и неотделимой от нее поэзии связывались возвышение сердец и освобождение их от мелочных побуждений. Греческое слово «номос» означало «закон». Но слово «номос» понималось также и как «музыкальное произведение строгой формы». И это не случайно. Грек считал музыку воплощением порядка. Если в мире упорядоченность достигает совершенства, там сама собой рождается музыка. И, наоборот, там, где звучит прекрасная музыка, на смену беспорядку приходит порядок. Слушая мифического Орфея, игравшего на лире, дикари расставались со своей дикостью, договариваясь об общих законах, заводя семьи, основывая города.
stud24.ru
Интересное о Греции. Греческая семья |
Доброго времени суток, читатели блога Греция для всех!
В продолжение темы Интересное о греках — статья о греческой семье.
Российские и греческие семьи в принципе похожи: их объединяет тот факт, что и наши детки и греческие, бывает, до седых волос сидят на шее у родителей. Т.е греческие родители всячески помогают уже взрослым детям. В остальном, все как и у нас: есть семьи дружные, есть не очень, похожие проблемы во взаимоотношениях. Главой семьи негласно считается мать при видимом главенстве отца.
Женятся здесь поздно, зачастую уже пожив в гражданском браке и нажив детей.Нередко совмещают свадьбу и крестины первенца. Греки, как парни так и девушки не стремятся гулять,они больше любят стабильность, часто встречаются пары, которые вместе с 16 лет.
Детей рожают поздно,за 30, стремясь обеспечить себя жильем и стабильностью,прежде, чем обзаводиться потомством.
На мой взгляд (и это также мнение некоторых моих знакомых-россиянок, проживающих в Греции), греки очень балуют своих детей. Маленьким дозволяется практически все, бегать, шуметь в общественных местах, никто их не одергивает, окружающие только улыбаются, даже если детский шум им мешает.
От повзрослевших детей требуется только получать хорошие оценки, обычно домашняя работа на них не возлагается: все делают мамы и бабушки. Детей не воспитывают, как у нас, в беспрекословном подчинении взрослым. В этом есть и свои плюсы. Но и думать самостоятельно, греческих детей тоже не учат.
Но, когда подросток может сказать родителям все, что угодно – тоже не очень хорошо. Словом, нужна «золотая середина». Повторюсь, что этот вывод сделан на основании наблюдения за несколькими греческими семьями, и, возможно, не отражает картину в целом, а только тенденции к воспитанию.
Очень радует отношение греческих мужчин к своим детям. Тех, кто при разводе, уклоняется от выплаты алиментов, крайне мало. Отцы желают не только материально содержать своих детей, но и всячески участвовать в их жизни: навещают, проводят много времени с детьми, отвозят на различные занятия и обратно.
Гречанки часто манипулируют отцовскими чувствами, выторговывая себе привилегии при разделе имущества, например. Хотя греческая женщина в случае развода лучше защищена законом, чем россиянка. Может быть поэтому, разводов в Греции меньше.
Традиционно семьи собираются вместе на большие праздники, такие как Пасха и Рождество, даже если живут в разных городах. К бабушкам-дедушкам относятся очень уважительно,особенно если видят их раз в год)
Одним словом, люди как люди, такие же как и были, как говорил Воланд, только квартирный вопрос их испортил. И это как раз очень относится к грекам, дележ наследства становится темой, которая вполне может разделить навсегда родных братьев и сестер, что есть, то есть.
Характерно,что очень редко оставляют стариков без присмотра, и не определяют их в дома престарелых, каковых в принципе в Греции и нет. Обычно пожилые члены семьи живут с родственниками, в крайнем случае, нанимают круглосуточную сиделку, вроде компаньонки. Что опять же показывает, насколько уважительное отношение к старшему поколению. Надеюсь, что влияние запада никогда не сведет на нет этот аспект жизни греков.