Духовые народные инструменты. Видео урок. Духовые древние инструменты
Древние духовые музыкальные инструменты казахов
Портал National Digital History представляет вниманию читателей древние духовые музыкальные инструменты казахов, которые народ стал уже забывать - сейчас они редко звучат
В прошлых номерах мы уже писали о древних музыкальных инструментах казахов. Сегодня тоже решили немного рассказать о них. Ведь буквально вчера, в суровую советскую эпоху, нам не то что возродить национальные ценности – сложно было даже собирать о них какие-либо сведения. Ценные исследования о казахских музыкальных инструментах написаны на других языках. Поэтому и названия традиционных музыкальных инструментов изменились. Наши предки, которые вели кочевой образ жизни, имели большое количество музыкальных инструментов. Они все внесли вклад в духовное, культурное развитие народа. Музыкальные инструменты применялись всюду: и во время кочевки, и во время празднования национальных праздников, и во время военных походов. Давайте еще раз остановимся на этих инструментах.
К духовым музыкальным инструментам относятся все музыкальные инструменты, издающие звуки при помощи вдувания потока воздуха. Наши предки с незапамятных времен использовали духовые музыкальные инструменты. Изготавливали их из дерева, костей, рога, железа, глины. К казахским духовым инструментам относятся сыбызгы, сазсырнай, керней, узкирик, боргуй, жиликшик, тастауык, бугышык, муюз сырнай и другие.
Керней – древний духовой музыкальный инструмент казахского народа. Широко распространен среди тюркоязычных народов. Сегодня этот музыкальный инструмент есть у узбеков, казахов, таджиков, монголов. Известный этнограф, историк Бикумар Камалашулы: «Керней – длинный духовой музыкальный инструмент. «Кер» означает «строиться, строй», а «ней, най» означает «сыбызгы (флейта)». Длина древнего инструмента кернея достигает 3-х метров. Иногда кладут подставку и затем вдувают».
В древности керней использовался в военных целях. Во время вражеских набегов били в барабаны и трубили в длинные кернеи. Таким образом оповещали всю округу о случившейся беде. В керней трубили и во время чествования батыров, военачальников, а также во время приема иностранных послов и во время торжественного вечера при ханском дворце. Во время игры в керней играющий не стоит на месте, он поворачивается в разные стороны и трубит. Инструмент имеет разные размеры, и сила издаваемого звука тоже разнообразна. Изготовление кернея похоже на изготовление сыбызгы. Внешняя сторона инструмента обтягивается верблюжьим пищеводом. Этот прием не дает деревянному корпусу треснуть. Керней изготавливали из двух выдолбленных и выжженных половинок деревянного ствола и склеивали. Готовый инструмент украшали бахромой из конского волоса. У кернея узкое отверстие для вдувания. Если у народов Средней Азии керней использовался в качестве военного музыкального инструмента, то у восточных народов использовался во время религиозных обычаев. Известный инструментовед, композитор Болат Сарыбаев научно доказал, что керней является древним музыкальным инструментом и что он широко применялся в народе. А композитор Нургиса Тлендиев использовал керней в фильме «Кыз Жибек».
Куссайрауык – один из древнейших музыкальных инструментов. История духового инструмента, который изготавливается путем обжига глины, уходит в глубь веков. Об этом инструменте не так много написано и сохранено. Этот инструмент, случайно найденный в конце прошлого века на древних стоянках города Туркестан, относится к древнетюркскому периоду. Сейчас по нашим исследованиям определены его диапазон звука, система выражения, способы игры, характеристика. Инструмент изготавливался из соединения глины и мелкого песка путем их плотного, твердого замеса. Имелись отверстия для вдувания и еще два отверстия по бокам. Строение вдуваемого отверстия не встречается у ранее открытых национальных духовых инструментов. Наружность инструмента – неровный, бугристый, некрашеный. Застывший естественным путем без обжига, этот инструмент сделан из голубой глины. Не используемый сегодня, этот музыкальный инструмент занял свое место в историко-краеведческом музее. Считаю, что модернизация этого инструмента, чья история уходит в глубь веков, ответственная миссия для сегодняшних инструментоведов.
Жилиншик – древний музыкальный инструмент, относящийся к семейству кернея. Наши предки, которые вели кочевой образ жизни, из голени животных, зверей и птиц изготавливали музыкальный инструмент жилиншик керней (керней из голени). По словам известного этнографа, историка Бикумара Камалашулы для изготовления инструмента была удобна бедренная кость. «Толстая сторона бедренной кости поворачивалась наружу и выдувалась с тонкой стороны, в центре кости делали отверстия», – говорит Б. Камалашулы. Древний музыкальный инструмент «Жилиншик» издавал медленные, красивые мелодии, приятные для слуха. Для его изготовления использовались даже берцовая кость, голени длинноногих птиц, мелких парнокопытных животных. И этот инструмент можно модернизировать в духе времени и включить в состав народного музыкального оркестра.
Калган – древний музыкальный инструмент казахов. Духовой инструмент, внешне напоминающий керней. История калгана начинается с древних времен. Вполне возможно, что этот инструмент существовал еще во времена саков. Потому что, в древние времена наши предки во время изготовления калгана использовали золото. Звуками калгана призывали войско на построение. Также калган использовался и во время торжественных церемоний. История этого древнего инструмента требует еще изучения. Есть полное основание модернизировать этот инструмент для использования его в сегодняшней армии.
Сазсырнай – древний духовой музыкальный инструмент казахов. По форме напоминает гусиное яйцо. Полностью готовился из глины. Инструмент, изготовленный из качественной глины имел в 3-4-х местах звуковые отверстия. Некрашеный, необожжённый. Звуковой ряд, строение, методы изготовления инструмента были изучены учеными-исследователями Б. Сарыбаевым и К. Карабдаловым. На сегодняшний день среди исполнителей спросом пользуется его усовершенствованная модель общей длиной в 10-12 см, окружности 16-18 см, с 5-6-ю звуковыми отверстиями. Для опытных ремесленников, занимающихся изготовлением глиняных и керамических изделий, не составит труда изготовить инструмент. Инструмент готовится из качественной глины, путем придания соответствующей формы, затем сушится. После этого обжигается в специальной печи при определенной температуре. Сейчас мастера наносят на его поверхность разные узоры и покрывают глазурью.
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». [email protected] 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)
e-history.kz
Духовые музыкальные инструменты
Игра на большинстве духовых инструментов связана с использованием человеческого дыхания. Отсюда и происходит их название: старинное русское слово «дух» означает воздух. Звучащим телом любого духового инструмента является столб воздуха, заключенный в канале ствола.
В основе классификации музыкальных инструментов лежит их разделение соответственно с природой и условиями использования звучащих тел. По способу звукообразования, по типу вибратора, приводящего столб воздуха в колебание, духовые инструменты делятся на флейтовые, язычковые и мундштучные. Флейтовые (лабиальные или свистящие)Вибратором у этих инструментов является струя воздуха, рассекающаяся об острый край лабиального отверстия или стенки ствола. К флейтовым относятся:
окариновидные инструменты — различные керамические свистульки с игровыми отверстиями;
продольные флейты:
открытые — инструменты, ствол которых открыт с обоих концов;
многоствольные — инструменты, представляющие собой набор трубок различных размеров, причем один из концов каждой трубки закрыт, другой открыт;
свистковые — инструменты, в верхний конец (головку) ствола которых вставляется втулка, губа или язык исполнителя, образующие щель, через которую струя воздуха направляется на острый край среза свисткового отверстия;
поперечные флейты — инструменты с одним закрытым концом (головкой), где имеется звуковое отверстие, на край которого направляется струя воздуха.
Язычковые
Вибратором у этой группы инструментов является эластичная пластинка - прерыватель (трость, пищик). К данной группе относятся:
инструменты со свободным язычком: в виде берестяной пластинки, травяного листа и т. п.;
инструменты с одинарным или двойным бьющимся язычком;
инструменты с проскакивающим язычком: гармоники, фисгармонии и др.
Мундштучные
Вибратором у этих инструментов являются соответствующим образом сомкнутые и собранные губы исполнителя. Положение, степень упругости и гибкости губных и лицевых мышц исполнителя, их натренированность, выносливость и силу при игре на духовом инструменте принято называть амбушюром. Исполнители на мундштучных инструментах плотно приставляют губы к мундштуку, а струя посылаемого воздуха вызывает их вибрацию. Таким образом, в отличие от всех других духовых инструментов у мундштучных амбушюр не просто участвует в процессе звукообразования, а является непосредственным возбудителем колебаний — вибратором. И хотя исполнители на флейтовых и язычковых инструментах также должны иметь амбушюр (флейтист с его помощью направляет струю воздуха на срез инструмента, исполнитель на язычковом инструменте, охватывая трость губами, с помощью амбушюра управляет ее вибрацией), именно мундштучные инструменты называют амбушюрными.
Флейтовые и язычковые инструменты, используемые в профессиональном исполнительстве, принято называть деревянными духовыми, несмотря на то, что далеко не всегда материалом для их изготовления служит дерево; мундштучные — медными духовыми инструментами.
Частота колебаний столба воздуха, заключенного в трубке духового инструмента (высота звука) зависит от длины трубки. При увеличении ее длины частота колебаний уменьшается (высота звука понижается), при уменьшении длины частота колебаний увеличивается (высота звука повышается). Кроме того, путем увеличения напряжения амбушюра и скорости вдуваемого воздуха (передувания) столб воздуха можно заставить вибрировать не только целиком, но и разделенным на 2, 3, 4 и т. д. равные части. Столб воздуха, звучащий целиком, дает основной тон. Столб воздуха, разделенный на две равные части, звучит октавой выше основного тона, на три равные части — дуодецимой выше основного тона, на четыре равные части — двумя октавами выше основного тона и т. д. Эта последовательность звуков, извлекаемых на духовом инструменте путем передувания, называется натуральным звукорядом, а сами звуки — натуральными или обертонами. На гобое, кларнете, фаготе передувание происходит при помощи специальных «октавных» клапанов. Для наглядности приводим натуральный звукоряд, построенный от звука до большой октавы (см. пример 1).
Как уже указывалось, абсолютная высота основного тона зависит от длины трубки инструмента, но интервалы между обертонами не зависят от абсолютной высоты основного тона, а всегда остаются постоянными: между первым и вторым обертоном — чистая октава, между вторым и третьим — чистая квинта, между третьим и четвертым — чистая кварта и т. д. Интервалы между обертонами не соответствуют одноименным интервалам равномерно-темперированного строя, однако это несоответствие не столь велико, чтобы не употреблять натуральные звуки в практике. Исключение составляют седьмой, одиннадцатый, тринадцатый и четырнадцатый обертоны, которые настолько отличаются от соответствующих звуков равномерно-темперированной гаммы, что воспринимаются на слух как фальшивые. Несмотря на это до изобретения хроматических инструментов они широко использовались при игре на натуральных валторнах и трубах.
Духовые музыкальные инструменты известны с доисторических времен. Предположительно в эпоху палеолита (приблизительно 80—13 тысяч лет до н. э.) появились флейта, труба, труба-раковина; в эпоху неолита (приблизительно 5—2 тысячи лет до н. э.) флейта с игровыми отверстиями, флейта Пана, поперечная флейта, поперечная труба, дудки с одинарным язычком, носовая флейта, металлическая труба, дудки с двойным язычком.
Флейтовые и язычковые духовые инструменты представляют собой полые трубки цилиндрического или конического, а иногда и обратно-конического сечения. Простейшие флейтовые и язычковые инструменты давали возможность извлекать на них лишь небольшое количество натуральных звуков. На флейте Пана поступенность звуковой шкалы достигалась посредством разновеликих трубок (чем короче трубка, тем выше звук). Однако их смена в процессе игры затрудняла технику исполнения. Возникла мысль попытаться варьировать длину воздушного столба в пределах одной трубки, просверлив в ней отверстия. Открытое отверстие позволяло воздуху, посылаемому исполнителем в инструмент, выйти из трубки раньше ее окончания, что укорачивало воздушный столб и таким образом повышало звук. Отверстие, закрытое пальцем, восстанавливало целостность трубки.
Флейта получила широкое распространение в Древнем Египте (мем — продольная флейта с пятью игровыми отверстиями и себи — поперечная), Палестине (угаб — продольная открытая флейта), в Китае (пайсяо — разновидность флейты Пана; сяо — продольная бамбуковая флейта с шестью игровыми отверстиями; ди — бамбуковая поперечная флейта с шестью игровыми отверстиями, четырьмя отверстиями для подстройки и одного для окраски тембра; сюань — продольная глиняная флейта с шестью игровыми отверстиями), Индии (ванша — поперечная флейта и лайю — продольная). В значительно меньшей степени инструмент был распространен в Древней Греции и Риме. Это разновидности сиринкса (свирели): флажолет (высокая по регистру разновидность продольной флейты) с игровыми отверстиями и флейта Пана.В странах Древнего мира помимо флейт широкое распространение имели язычковые инструменты. В Древней Греции одним из самых любимых инструментов был авлос. Инструмент представлял собой цилиндрическую или коническую трубку с 3—4 или 6 игровыми отверстиями и с двойной тростью. Исполнитель обычно пользовался двумя авлосами одновременно. На одном звучала мелодия, на другом — сопровождающий ее неизменный тон. В последнем веке до нашей эры авлос был усовершенствован. Число игровых отверстий увеличилось до 15. Некоторые из них закрывались вращающимися кольцами, что облегчало процесс исполнения. Авлос сопровождал театральные представления, гимнастические упражнения, использовался он и в качестве ратного инструмента в военных походах. Популярны были пифийский (низкий) и хоровой (высокий) авлосы. В Риме авлос назывался тибией.
В Древнем Египте широкое распространение получил аргуль. Инструмент представлял собой две соединенные между собой трубки, имеющие различную длину и мундштуки клювообразной формы с одинарными язычками. Короткая трубка имела 6 игровых отверстий, а более длинная — лишь отверстие для посыла воздуха. Играли на двух трубках одновременно, как на авлосе. В отличие от аргуля арабская цуммара имела игровые отверстия на обеих трубках. В Китае бытовали инструменты гобойного типа гуань и сона.
Возникновение европейского гобоя связано с двумя средневековыми типами восточного гобоя. Это индийская зурна и арабский замр. Европейские музыканты применяли восточный способ игры: трость инструмента полностью погружалась в рот и свободно вибрировала, отчего звук получался очень громким и монотонным. В эпоху Средних веков возникло ответвление гобойной группы — семейство западноевропейских свирелей с коническим стволом. Дискантовые и сопрановые свирели назывались шалмеями, альтовые и теноровые — поммерами, басовые — бомбардами или большими басовыми поммерами. Эти инструменты располагали диатоническим звукорядом почти в две октавы и имели разные строи. Общий диапазон семейства свирелей составлял к концу XVI в. пять с половиной октав: от фа контроктавы до си третьей.
Усовершенствование деревянных духовых инструментов связано прежде всего с увеличением числа игровых отверстий. Располагаясь на определенных расстояниях друг от друга, они стали разделяться на основные и на отверстия с клапанами. Последние в свою очередь делились на отверстия с клапанами изначально находящимися в закрытом положении и на отверстия с клапанами, изначально находящимися в открытом положении.
Основные отверстия дали возможность получить основной диатонический звукоряд инструмента. Как правило, они прикрываются кольцами (очками), соединенными со специальными корректирующими клапанами. Отверстия с клапанами, находящимися в закрытом положении и открывающимися при нажатии, дают возможность получить на инструменте альтерированные тона. Отверстия с клапанами, находящимися в открытом положении и закрывающимися при нажатии, используются для получения самых низких звуков инструмента.
У гобоя, кларнета и фагота имеются еще октавные клапаны. Они находятся с противоположной стороны от основных отверстий и помогают исполнителю осуществлять передувание. Для октавного обертона используется та же аппликатура, что и для основного тона (на фаготе более усложненная), только весь звукоряд инструмента будет звучать октавой выше.
Флейта, гобой и фагот принадлежат к «октавирующим» инструментам. Они дают как четные, так и нечетные обертоны. Кларнет является «квинтирующим» инструментом, так как при передувании он дает сразу квинту через октаву от основного тона. Четные же обертоны получить на нем невозможно.
Предшественниками современных медных духовых инструментов были раковины и рога, возникшие еще в доисторическую эпоху. Простые рога, изготовленные из рогов зверей и даже бивней слона, широко использовались в тех случаях, когда нужно было издать сигнал, превосходящий по силе человеческий голос. Они издавали по несколько натуральных звуков, тембрально невыразительных, с преобладанием низких обертонов.
В Древнем Египте, Палестине, Греции, Риме широкое распространение в качестве военного и сигнального инструмента получила прямая металлическая натуральная труба. В Древнем Китае использовались бронзовые трубы да-чун-ку (с большим раструбом) и сяо-чун-ку (с малым раструбом). В Древней Индии были распространены: древнейший духовой инструмент шанкха (труба из морской раковины) и рана-сринга (рог).
В первобытно-общинном обществе славянские дружины имели простейшие музыкальные инструменты. Для сбора дружины и подачи военных сигналов применялись турьи рога. В летописях X—XI вв. упоминаются трубы и бубны, а на фресках Киевского Софийского собора (XI в.) встречаются изображения флейт и прямых труб. В Ипатьевской летописи 1151 г. сказано о том, что движение войск в киевских дружинах начиналось под звуки труб. В княжение Юрия Долгорукого (90-е годы XI в.— 1157) количество войска определялось числом знамен и соответствующим количеством труб и бубен.
В XII в. произошло разделение между трубами и рогами. Трубы стали использоваться в военной практике, рога перешли в сторожевой, охотничий и пастушеский обиход. В эпоху крестовых походов трубы стали принадлежностью привилегированных классов (1096—1270), по своему значению они приравнивались к оружию.
Простые рога использовались многими народами Европы вплоть до Средних веков. Различались три типа рогов: малые (цинки), средние и полные, или половинные. Изготавливали их из рога буйвола. В XIV в. ствол рога стали изгибать. Так были созданы кольцеобразно изогнутые охотничьи или лесные рога, а в конце XV — начале XVI в.— несколько меньших размеров сигнальные (почтовые). В начале XVI в. в Германии появились охотничьи рога в три оборота.
Дальнейшее усовершенствование медных духовых Инструментов связано прежде всего с пополнением их натурального звукоряда. В результате на длинных узкомензурных 12 инструментах появилась возможность извлекать натуральный звукоряд со второго по шестнадцатый обертон, а на коротких широкомензурных — со второго по шестой-восьмой обертоны. Вместе с усовершенствованием медных духовых инструментов совершенстовалась и исполнительская техника. Так, в конце XVII— начале XVIII в. возникла новая техника игры — кларино (от лат. clarus — ясный). Она заключалась в максимальном использовании верхнего отрезка натурального звукоряда, где последовательность извлекаемых звуков становится поступенной. Постоянное использование верхнего регистра инструмента (трубы или валторны) требовало от исполнителя высочайшего мастерства. Наивысшие достижения этой техники нашли отражение в творчестве композиторов А. Вивальди (1678—1741), Г. Генделя (1685—1759) и И.-С. Баха (1685—1750).
Поиски, связанные с созданием хроматических медных духовых инструментов, наиболее наглядно прослеживаются на примере усовершенствования валторны (см. валторна). Порой эти поиски приводили и к совершенно неожиданным результатам. Так, опыт по созданию валторны с клапанами, предпринятый в 1760 г. Ф. Кельбелем, привел к созданию бюгельгорнов — широкомензурных инструментов с клапанами, получивших широкое распространение в духовых оркестрах.
Вентильный механизм, изобретенный в начале XIX в., значительно расширил возможности медных духовых инструментов, хотя в тембровом отношении натуральные инструменты превосходили хроматические. Вентильный механизм бывает двух видов: помповый (пистонный) и вращающийся. Помпу впервые применили берлинские мастера Ф. Блюмель и Г. Штёльцель в 1814 г. для валторны. Конструкция вращающегося вентиля была создана в 1832 г. П. Ридлем из Вены. Вентильный механизм состоит из нескольких дополнительных трубок или кронов различной длины. Каждому из кронов соответствует двой вентиль, который включает крон в основную трубку и соответственно понижает весь строй инструмента.
Все хроматические медные духовые инструменты, кроме тромбона, снабжены тремя основными вентилями. Первый вентиль понижает весь строй инструмента на 1 тон, второй — на 1/2 тона, третий — на 2,5 тона. Все три вентиля, нажатые вместе, понижают строй инструмента на 3 тона. Таким образом хроматически заполняются все интервалы между натуральными звуками (кроме октавы между I и II). Необходимо учитывать, что при включении кронов в отдельности звукоряд основной трубки понижается точно на требуемую величину: для понижения на 1/2 тона длина основной трубки должна быть увеличена на 1/15 ее часть, для понижения на тон — на 1/8, для понижения на полтора тона — на 1/5. При включении же двух или трех кронов одновременно — соотношение резко изменится. Так, если одновременно с первым нажать третий вентиль, длина его крона будет составлять уже не 1/5 длины основной трубки, а несколько меньшую величину, так как к длине основной трубки уже прибавилась длина первого крона. При включении всех трех кронов одновременно эта разница станет еще более ощутимой (вместо понижения на 3 тона общий звукоряд понизится на 2,3/4 тона). Поэтому каждый крон делают несколько длиннее расчетного, что лишь незначительно понижает звуки при нажатии какого-либо одного вентиля. Зато при комбинации вентилей получаются интонационно более чистые звуки. Тем не менее, в комбинациях с участием третьего вентиля расчетные соотношения между основной и добавочными трубками значительно изменяются.
Применение на некоторых инструментах четвертого вентиля (квартвентиля) дает возможность хроматически заполнить интервалы между I и II обертонами, но практически все звуки, взятые при помощи комбинаций вентилей, звучат значительно выше, причем при одновременном нажатии всех четырех вентилей вместо понижения на 5,1/2 тонов основной звукоряд понизится всего на 5 тонов. Однако применение квартвентиля упрощает комбинации вентилей. Кроме того, применение квартвентиля увеличивает диапазон инструмента на большую терцию вниз.
Кулисный механизм имеет единственный инструмент — тромбон (см. тромбон).
domifa.ru
Духовые (леДюк) . Инструменты . Музыка . Totus Floreo
Духовые
Духовые - это древнейший вид музыкальных инструментов, пришедший в средневековье из античности. Однако в процессе развития и становления средневековой западной цивилизации сфера применения духовых инструментов очень расширяется: одни, как, например, олифант, являются принадлежностью дворов благородных сеньоров, другие - флейты - находят применение как в народной среде, так и в среде профессиональных музыкантов, третьи, такие, как труба, становятся исключительно военными музыкальными инструментами.
Древнейшим представителем духовых во Франции, вероятно, надо считать фретель (fr`etel), или "флейту Пана". Подобный инструмент можно увидеть на миниатюре из рукописи X в. в Национальной библиотеке Парижа . Это многоствольная флейта, состоящая из набора трубок (камышовых, тростниковых или деревянных) разной длины, с одним открытым и другим закрытым концом. Фретель часто упоминается наряду с другими видами флейт в романах XI-XII вв. Однако уже в XIV в. о фретеле говорят только как о музыкальном инструменте, на котором играют на деревенских праздниках, он становится инструментом простонародья.
Флейта (fl^ute), наоборот, переживает "подьем": от простонародного инструмента до придворного. Самые древние флейты были найдены на территории Франции в галло-римском культурном слое (I-II вв. н.э.). В большинстве своем они костяные. До XIII в. флейта обычно двойная, как на миниатюре из рукописи X в. из Национальной библиотеки Парижа , причем трубки могут быть как одинаковой, так и разной длины. Количество отверстий на стволе флейты, возможно, варьировалось (от четырех до шести-семи). Играли на флейтах обычно менестрели, жонглеры, причем зачастую их игра предваряла появление торжественной процессии или какого-нибудь высокопоставленного лица.
Менестрели играли также на двойной флейте с трубами разной длины. Такая флейта представлена на виньетке из рукописи XIII в. На миниатюрной картинке можно увидеть оркестр из трех менестрелей: один играет на виоле, второй - на подобной флейте, похожей на современный кларнет, третий ударяет в квадратный бубен, сделанный из кожи, натянутой на раму. Четвертый персонаж наливает музыкантам вина, чтобы они освежились. подобные оркестры из флейты, барабана и скрипки просуществовали в деревнях Франции вплоть до начала XIX в.
В XV в. стали появляться флейты из вываренной кожи. Причем сама флейта могла быть в сечении как круглой, так и восьмиугольной формы, и не только прямой, но и волнистой. Подобный инструмент сохранился в частной коллекции г-на Фо. Длина ее 60 см, в самом широком месте диаметр составляет 35 мм. Корпус из черной вываренной кожи, декоративная головка расписная. Такая флейта послужила прототипом для создания трубы-серпана. Флейты-серпаны использовались как вовремя богослужений в церквях, так и на светских празднествах. Поперечные флейты, так же как флажолеты, впервые упоминаются в текстах XIV в.
Другой тип духовых музыкальных инструментов - волынки. Их также было в средневековой Франции несколько видов. Это шеврета (chevrette) - духовой инструмент, состоящий из мешка из козьей кожи, трубки для подачи воздуха и дуды. Музыкант, играющий на этом инструменте, изображен в рукописи XIV в. "Романа о Розе" из Национальной библиотеки Парижа. Некоторые источники разделяют шеврету и волынку, другие же называют шеврету просто "маленькой волынкой". Инструмент, своим видом весьма напоминающий шеврету, еще XIX в. встречался деревнях Бургундии и Лимузена.
Другой разновидностью волынки был хоро или хорум (choro). По описанию, встречающемуся в рукописи из аббатства Сен-Блез (IX в.), это духовой инструмент с трубкой для подачи воздуха и дудой, причем и та, и другая трубки расположены в одной плоскости (они как бы являются продолжением друг друга). В средней части хоро находится резервуар для воздуха из выделанной кожи, причем совершенной сферической формы. Поскольку кожа "мешка" начинала вибрировать, когда музыкант дул в хоро, звук получался несколько дребезжащим и резким.
Волынка (cornemuse). Французское название этого инструмента происходит от латинского corniculans (рогатый) и встречается в рукописях только начиная с XIV в. Ни по внешнему виду, ни по использованию в средневековой Франции она не отличалась от известных нам традиционных шотландских волынок, в чем можно убедиться, изучив изображение из рукописи XIV в.
Рога и рожки (corne). Все эти духовые инструменты, включая большой рог олифант, мало отличаются друг от друга по конструкции и употреблению. Делали их из дерева, вываренной кожи, слоновой кости, рога и металла. Носили обычно на поясе. Диапазон звучания рогов не широк, однако охотники XIV в. играли на них незамысловатые мелодии, составленные из определенных сигналов. Охотничьи рога, как мы уже говорили, носились сначала у пояса, потом, до XVI в., - на перевязи через плечо; подобная подвеска часто встречается на изображениях, в частности, в "Книге Гастона Феба об охоте". Охотничьий рог благородного сеньора - вещь драгоценная; так, Зигфрид в "Песне о Нибелунгах" носил с собой на охоту золотой рог тонкой работы.
Отдельно следует сказать об олифанте (olifant) - огромном роге с металлическими кольцами, сделанными специально, чтобы олифант можно было подвешивать к правому боку владельца. Делали олифанты из бивней слона. Использовали на охоте и во время военных действий для подачи сигнала о приближении врага. Отличительной чертой олифанта является то, что принадлежать он мог только владетельному сеньору, в подчинении которого находятся бароны. Почетный характер данного музыкального инструмента подтверждается скульптурой XII в. из церкви аббатства в Везле, где с олифантом на боку изображен ангел, возвещающий Рождество Спасителя.
Охотничьи рога отличались от тех, что были в ходу у менестрелей. Последние пользовались инструментом более совершенной конструкции. На капители колонны из той же церкви аббатства в Везле изображен менестрель, играющий на рожке, отверстия на котором проделаны не только вдоль дуды, но и на раструбе, что позволяло модулировать звук, придавая ему большую или меньшую громкость.
Трубы были представлены собственно трубой (trompe) и изогнутыми трубами длиной более метра - бюзинами (busine). Изготавливались бюзины из дерева, вываренной кожи, но чаще всего из латуни, как это видно на миниатюре из рукописи XIII в. Звук у них был резкий и громкий. А поскольку слышен он был далеко, то использовались бюзины в армии для утренней побудки, ими подавались сигналы к снятию лагеря, к отплытию судов. Они же объявляли о прибытии королевских особ. Так, в 1414 г. звуками бюзин был возвещен въезд в Париж Карла VI. Из-за особой громкости звука в средние века считалось, что, играя именно на бюзинах, ангелы возвестят о начале Судного дня.
Труба была исключительно военным музыкальным инструментом. Она служила для поднятия в войске боевого духа, для сбора войск. По размеру труба меньше бюзины и представляет собой металлическую трубку (прямую или несколько раз изогнутую) с раструбом на конце. Сам термин появился к концу XV в., но инструмент подобного типа (прямые трубы) использовались в армии уже с XIII в. К концу XIV в. форма трубы меняется (тело ее изгибается), а сама труба обязательно украшается вымпелом с гербом.
Особый вид трубы - серпан (serpent) - послужил прототипом для многих современных духовых инструментов. В коллекции г-на Фо имеется серпан, изготовленный из вываренной кожи, высота его 0,8 м, а общая длина 2,5 м. Музыкант держал инструмент обеими руками, при этом левая рука удерживала изгибающуюся часть (А), а пальцы правой руки перебирали отверстия, проделанные на верхнем участке серпана. Звук у серпана был мощный, этот духовой инструмент использовался как в военных оркестрах, так и при церковных богослужениях.
Несколько особняком в семье духовых инструментов стоит орган (orque). Этот клавишно-педальный инструмент с набором из нескольких десятков труб (регистров), приводимых в звучание нагнетаемым мехами воздухом, ассоциируется в настоящее время только с большими стационарными органами - церковными и концертными. Однако в средние века, пожалуй, большее распространение имел другой тип этого инструмента - ручной орган (orque de main). В основе это - "флейта Пана", приводимая в звучание с помощью сжатого воздуха, который поступает в трубы из резервуара с отверстиями, закрываемыми клапанами. Однако уже в древности, в Азии, Древней Греции и Рими, были известны большие органы с гидравлическим управлением. на западе же эти инструменты появились лишь в XIII в., да и то в качестве подарков, преподнесенных западным монархам от византийских императоров (Крнстантин V Копроним отправил такой орган в подарок Пипину Короткому, а куропалит Константин - Карлу Великому и Людовику Благочестивому).
Изображения ручных органов появляются во Франции только в X в. Правой рукой музыкант перебирает клавиши, а левой нажимает на мехи, подкачивающие воздух. Сам же инструмент обычно находится на груди или на животе у музыканта. В ручных органах обычно 8 труб и соответственно 8 клавиш. В течение XIII-XIV вв. ручные органы практически не претерпели изменений, однако число труб могло варьироваться. Только в XV в. в ручных органах появляется второй ряд труб и двойная клавиатура (4 регистра). Трубы вседа были металлическими. Ручной орган немецкой работы XV в. имеется в мюнхенской Пинакотеке.
Ручные органы получили большое распространение у странствующих музыкантов, которые могли петь, аккомпанируя себе на инструменте. Звучали они на городских площадях, на деревенских праздниках, но никогда - в церквах.
Органы, меньше церковных, но больше ручных, одно время ставились и в замках (при дворе Карла V, например) или могли быть установлены на уличных помостах во время торжественных церемоний. Так, нескоьлко подобных органов звучали в Париже, когда Изабелла Баварская свершала свой торжественный въезд в город.
Эжен Эмманюэль Виолле-ле-дюк "Жизнь и развлечения в Средние века". глава "Музыкальные инструменты в Середние века. Духовые" (по изданию: СПб., 1999, "Евразия").
totus-floreo.narod.ru
Видеоурок о духовых народных инструментах: свирели, кугиклах
21 Нояб 2015
Духовые народные инструменты можно разделить на 3 группы:
1. Свистящие
2.Язычковые
3. Амбушюрные
Свистящие духовые инструменты являются самыми древними представителями этой группы. Звук в них образуется благодаря тому, что струя воздуха, которую в них вдувают, рассекается на 2 части. Может быть, кому из вас приходилось, вдувая воздух в бутылку, заставить ее звучать? Звук в данном случае получается благодаря тому, что часть воздушной струи направляется в бутылку, а часть – мимо нее, и благодаря этому она начинает звучать. На примере свистульки, о которой мы будем говорить чуть позже, мы можем увидеть ,что часть воздуха при вдувании попадает внутрь свистульки, а часть выходит мимо. На этом принципе основано звучание всех духовых свистящих инструментов. Разница лишь в том, что играя на некоторых из них, исполнителю самому приходится направлять таким образом воздушную струю, а в некоторых вставлен для этого специальный свисток, благодаря которому эта струя делится.
Одним из самых древних инструментов этой группы являются кугиклы, которые можно назвать русской разновидностью флейты Пана.
В России разновидность флейты Пана бытует в основном в южных областях (Брянской, Курской, Белгородской) и в разных селениях имеет свои названия — «кувички», «кувиклы», «дудки», «цевки», но наиболее устойчивое ее название — «кугиклы». Называются кугиклы так потому, что что делали их из стеблей камыша, которые называются куги. Заготовку тростниковых трубок производят поздней осенью, когда стебли камыша полностью созреют. В местах соединения трубочек, так называемых «суставах», острым ножом делали надрезы вокруг трубки. Слегка надломив, их отделяли одну от другой. Получались трубочки, наглухо закрытые с одного конца и открытые — с другого. Затем внутренние стенки трубок очищали от наслоений либо гусиным пером (народная традиция изготовления), либо круглой палочкой. Иногда для изготовления кугикл использовались и другие растения, которые имели трубчатые стебли. Обычно кугиклы состояли из 3 -5 трубок одинакового диаметра, но разной длины ( обычно от 10 до 16 см.). Верхние концы трубок были открыты, нижние – закрыты. Стволы, в отличии от флейты Пана, не скрепляли между собой. Открытые концы трубок подносили ко рту, дули на края срезов, извлекая таким образом звуки. Вы знаете, что удлинив трубку, мы получим более низкий звук, а укорачивая трубку, мы будем получать более высокие звуки , но таким образом кугиклы обычно не настраивали, потому что ошибочно укоротив больше чем нужно трубку, она оказывалась непригодной. Вместо укорачивания трубки в нее на дно клали камешек или заливали воск, т. е. в случае ошибки можно было ее исправить. Иногда нижние концы затыкали пробками, которые можно было передвигать вверх и вниз, изменяя объем воздуха в трубке и таким образом настраивая их.
Мужчины на кугиклах, обычно, не играли, это чисто женский инструмент. Играли на них, обычно, ансамблем из 3-4 исполнителей.
Очень часто кугиклы выступают в качестве аккомпанирующего инструмента.
Следующим представителем этой группы, с которым мы познакомимся, будут свистульки.
Характерной особенностью которых является то, что многие из них изготовляются не из дерева, как большинство русских народных инструментов, а из глины. Во многих странах мира есть инструмент, который называется акарина, что в переводе с итальянского означает гусенок. Первоначально она действительно напоминала гусенка, но впоследствии эти инструменты стали делать в форме различных животных.
На Руси такие инструменты называли просто свистульками. В разных областях они имели разную форму, но чаще всего их делали в виде петушков с 2-3-4 отверстиями. В раскраске свистулек была своя символика.
Надо сказать, что некоторые мастера, изготавливая свистульки, заботились лишь об их внешнем виде, и тогда, играя на этой свистульке, можно было лишь создать определенный фон.
А некоторые мастера, наоборот, не слишком заботились о внешнем виде свистулек, а тщательно работали над их строем.
Многие свистульки имеют только два игровых отверстия, а извлекают из инструмента 4 различных звука.
Если зажать оба отверстия – будет звучать самый низкий звук, зажав левое отверстие, отпустив правое – будет звучать следующий звук звукоряда. Поменяв пальцы, т.е. зажав правое и отпустив левое – можно извлечь третий звук звукоряда, а отпустив оба отверстия мы получим четвертый звук.
Следующим, пожалуй, самым распространенным инструментом является свирель.
У этого инструмента есть разные названия: дудка, дуда, сопель, сиповка, пищаль, пыжатка ит.д. Строение же у всех этих инструментов одно и то же: полая трубка с проделанными отверстиями, с одной стороны которой вставлен свисток. Если зажать все отверстия и подуть в свирель, то будет звучать самый низкий звук. Отпуская по очереди все отверстия, мы будем укорачивать звучащий столб воздуха и с каждым разом звуки будут все выше и выше.
Изготавливают свирель из различных материалов (можно ее сделать из дуба, груши, акации, бамбука) . При этом по звучанию они будут немного отличаться.
Материал, из которого делают свирель, не так сильно влияет на ее звучание, как, например, материал из которого сделаны струнные инструменты. В народе ее делали иногда из ветки какого-нибудь дерева. Помните слова известной народной песни « Во поле береза стояла»: Срежу я с березы три пруточка, сделаю из них я три гудочка. Это поется об изготовлении свирели. Весной, во время сокодвижения, брали ветку, стягивали с нее кору, получая таким образом трубочку и делали из нее свирель (в песне ее называют «гудочком». Свирель можно сделать и из какой-нибудь металлической трубки (например, из лыжной палки), просверлив в нужных местах отверстия, и вставив с одной стороны свистящее устройство.
Следующая группа духовых народных музыкальных инструментов – это язычковые духовые инструменты.
Само название групп музыкальных инструментов подсказывает нам способ звукоизвлечения на них. Если у свистящих звук извлекается при помощи свистка, вставленного в трубку, то в язычковых звучит язычок, который колеблется при вдувании в инструмент воздуха.
Самым распространенным инструментом этой группы является жалейка. Название инструмента происходит от того, что издает она довольно жалостливый звук (правда немного резкий, если на нем играть в помещении).
Состоит она из трубки с проделанными в ней отверстиями, на одном конце которой насажен коровий рог, а в другой вставлен мундштук, на котором имеется язычок, колеблющийся при вдувании в инструмент воздуха. Из за этого коровьего рога этот инструмент иногда называют ошибочно рожком.
Чем длиннее был язычок, тем выше звучала жалейка, и наоборот, чем короче язычок, тем выше звук жалейки. Раньше язычок привязывали к мундштуку и настраивать жалейку было очень неудобно. Более 30 лет работал в оркестре хора Пятницкого известный исполнитель и мастер духовых народных инструментов Н.З. Кудряшов, который придумал крепить язычок при помощи колечка, сделанного из полихлорвиниловой изоляционной трубки, которой пользуются электрики. Благодаря этому процесс настройки жалейки значительно упростился. Сдвигая это колечко вперед и назад, можно изменять длину звучащего язычка, таким образом настраивая жалейку
Играют не только на одной жалейке, существуют и ансамбли жалеечников, в которых играют на жалейках разной длины, имеющих разный строй. Так же как партии хора они называются: жалейка- сопрано, жалейка-альт, жалейка-тенор и жалейка- бас.
И последний инструмент этой группы ( язычковых духовых инструментов), с которым мы с вами познакомимся – это волынка.
Считается, что название инструмента произошло от названия места его появления – Волыни, входившей в состав Киевской Руси.
На древних картах можно посмотреть, где она находилась.
У многих народов мира есть инструмент похожей конструкции.
В Белоруссии его называют дудой, английское его название можно перевести на русский язык как игровой мешок, в Голландии его называют ( в переводе на русский язык) гудящим мешком, На Украине, Молдавии и в Польше его называют козой и т. д.
Почему же у него такие странные названия?
Дело в том, что изготавливали его раньше, обычно, из козьей или телячьей шкуры, сшивая из нее мешок, в которую вставляли, чаще всего, жалейки. В одно отверстие, от передних ног в шкуре, вставляли трубку, через которую накачивали в шкуру воздух. В этой трубке стоял обратный клапан, который не давал выходить воздуху из этого мешка, В отверстие от другой ноги вставляли жалейку, а в шейное отверстие вшивали еще одну или две жалейки, которые звучали, всегда издавая один и тот же звук. Эти тянущиеся звуки называют бурдонами, они звучат непрерывно, создавая гармонический фон мелодии . Держат волынку, чаще, под мышкой, периодически накачивая в мешок воздух. При нажатии на мешок, из него через жалейки выходил воздух, заставляя их звучать.
Особенно популярным этот инструмент является в Шотландии, и считается национальной реликвией.
В Шотландии этот инструмент входит даже в состав военных оркестров.
Надо сказать, что сейчас при изготовлении волынок чаще всего надувной мешок делают не из козьей шкуры, а из кислородной медицинской подушки, в которую и вшивают жалейки, а затем обтягивают эту подушку козьей шкурой. Так проще и надежней сделать волынку.
Ну и последняя группа музыкальных духовых инструментов, с которой нам нужно познакомиться – это амбушюрные музыкальные инструменты. Самым известным инструментом этой группы является рожок. Название инструмента происходит от французского слова bouche – рот, так как звук на них образуется от колебания самих губ, сложенных определенным образом. На конце инструмента, в который вдувают воздух есть специальная чашечка для губ, которая называется мундштуком, поэтому эту группу инструментов иногда называют мундштучными.
Изготовлялись рожки 2 способами.
Первый способ заключался в том, что из двух заготовок выдалбливались и вырезались две половинки рожка в продольном разрезе, а затем склеивались вместе и крепко обертывались берестой.
При втором способе изготовления, рожок вытачивался на токарном станке из цельной заготовки, внутри которой прожигалось отверстие.
Мундштук иногда составлял одно целое с рожком, а иногда вставлялся в него. Первый профессиональный ансамбль рожечников создал в конце 19 века Николай Васильевич Кондратьев, который назывался хором владимирских рожечников. Этот хор рожечников с большим успехом выступал не только в нашей стране, но и за рубежом.
Ансамбль состоял из 12 рожечников, которые делились на три группы: высокие, средние и низкие, Поэтому размер рожков был разный (примерно от 40 до 80 см).Позже подобные ансамбли возникли и в других городах.
В наше время существует не мало коллективов рожечников, которые бережно хранят и развивают народные традиции.
55muzrepetitor.ru
Древние народные духовые инструменты.
Флейта Пана
Давным-давно в Древней-древней Греции жил-был козлоногий бог по имени Пан. Любил он вино, музыку, и, конечно, женщин. И тут идёт он по своему лесу - вдруг нимфа. По имени Сиринкс. Пан к ней... А красавица-нимфа невзлюбила козлоногого-то и бежать. Бежит-бежит, а Пан её уже настигает.
Взмолилась Сиринкс своему отцу - речному богу, спаси меня, мол, батюшка, от посягательств козлища, даром, что он тоже бог. Ну, отец её и превратил в тростник. Срезал Пан тот тростник и сделал себе из него дудку. И давай на нём играть. Никто не знает, что не флейта это поёт, а сладкоголосая нимфа Сиринкс (миф Древней Греции в свободном изложении).
С тех пор и повелось, что многоствольные флейты, похожие на заборчик из укорачивающихся тростниковых трубок, по классике называют флейтами Пана - от имени древнегреческого бога полей, лесов и трав. А в самой Греции её по сию пору называют сиринкс. У каждого народа для этого инструмента названия свои.
У русских - кугиклы, кувиклы или кувички, у грузин - ларчеми (соинари), в Литве - скудучай, в Молдавии и Румынии - най или мускал, у латино-американских индейцев - сампоньо, английские флейты Пана - panpipes или pan-яute. Некоторые называют флейту Пана свирелью.
Бывают флейты Пана диатонические и хроматические, и даже пентатонические. И все они по-своему хороши. На хроматических больше нот, на диатонических легко играть, а пентатонические - как ни играй, получится красивая мелодия.
Правда, либо китайская, либо индейская :).
Флейты Пана у разных народов и устроены по-разному. Чаще всего отдельные трубочки флейты скрепляют между собой прочно. А у сампоньо они просто связаны в два ряда, и любую трубку, вышедшую из строя, легко заменить. Трубочки русских кугиклов вообще не соединяют между собой и используют всего от 2 до 5 трубочек, просто набирая в руки, а недостающие ноты восполняют голосом.
Когда я впервые услышала флейту пана, я была готова продать душу - только бы найти где-то хоть один. А нигде нет! Тогда первую свою флейту Пана я сделала из бамбуковой удочки, найденной в сарае у отца подруги, заядлого рыбака. Была она неказиста и плохо строила, пахла рыбой и червяками. А звук был глухой - видать, сыровата. Но индейско-прерийное пришёпетывание её звука было великолепно!
Потом я встретила вариант флейты Пана в руках у исполнителей латиноамериканского фольклора в студенческом ансамбле. Перуанцы и боливийцы, дети Анд и потомки древних инков улыбались мне, строили глазки, лопотали, но инс трумент продавать не хотели.
Сампоньо! Вот он, двурядный индейский сампоньо, моя сказка и мечта!
Кувиклы
Кувиклы (кугиклы) - русская разновидность многоствольчатой флейты, известной науке под названием "флейта Пана".
У русских первым обратил внимание на флейту Пана Гасри, давший весьма неточное её описание под названием свирель или свирелка. О кувиклах писал Дмитрюков в журнале "Московский телеграф" в 1831 году. На протяжении XIX в. в литературе время от времени встречается свидетельства об игре на кувиклах, особенно на территории Курской губернии.
Область распространения кувикл на Руси хотя и не велика, однако занимает очень характерное положение, охватывая один из наиболее древних районов восточно-славянского заселения, расположенный в пределах современных Брянской, Курской и Калужской областей.
Кувиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним.
Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги (камыша), тростника, бамбука и т. д., дном служил узел ствола. В наше время используются пластмассовые, эбонитовые и даже металлические кувиклы.
Комплект кугикл обычно состоит из 3—5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм). Трубки инструмента не скрепляются между собой, что позволяет менять их в зависимости от требуемого строя. Верхние, открытые концы инструмента располагаются на одной линии. Поднося ихко рту и двигая ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая, как правило, короткие, толчкообразные звуки.
В русских кувиклах каждая дудочка имеет своё название. В Курской области дудочки, начиная от большой, называются "гудень", "подгудень", "средняя", "пятушка" и самая маленькая "пятушка", в других областях названия могут отличаться. Такие названия позволяют исполнителям в процессе сыгрывания обмениваться репликами, подсказывающими как нужно играть.
Комплект из пяти дудочек в руках одного исполнителя называется "парой". Играют на кувиклах женщины, и преимущественно ансамблем. Одиночная игра, по мнению самих исполнительниц, не представляет ценности, хотя и практикуется.
Играющие на "паре" должны уметь дуть в дудочки и издавать голосом отдельные звуки исполняемой пьесы.
Репертуар ансамблей ограничивается обычно плясовыми наигрышами.
При игре кто-то время от времени поёт, или чаще приговаривает текст. Хороши кугиклы в соединении с другими народными инструментами: жалейкой, свирелью, народной скрипкой.
Сампоньо
Сампоньо - название народной разновидности флейты Пана, распространён в Латинской Америке.
Наверное, каждый видел студентов из Перу или Боливии, весело играющих на улицах. Обязательно, просто обязательно у них есть самые разные сампоньо.
Делают их не из бамбука, а из какого-то хитрого перуанского тростника. По индейской легенде, этот тростник для сампоньо срезают в предрассветные часы, и тогда в такую флейту вселятся правильные духи :)
Привозит мне их настоящий индеец из настоящего Перу. Только это пока - полуфабрикат, сувенир. Дальше идёт обработка - подстраиваю флейты до определённых тонов, а стволы самых крупных флейт обрабатываю горячим парафином. Теперь звук сладкий, все стволы звучат, а всё, что можно настроить - настроено.
Иногда самый маленький ствол флейты срезан слишком сильно, ну да всё равно - этот тон слишком высокий и резкий. Так сувенир становится музыкальным инструментом.
Однорядный пентатонический сампоньо
Эта флейта обладает особым строем - пентатоническим.
Обычный, диатонический строй - просто мажорная гамма. Пентатоника - специальная гамма из пяти нот.
В музыке у индейцев, как и у китайцев, нет полутонов. Только тон и полтора тона. Этот строй Звучит так, как если на пианино играть только на чёрных клавишах. Подбирать на этой флейте известные мелодии - бесполезно. Зато любой набор нот складывается в древнюю индейскую песню - ты уже дышишь горным воздухом Анд.
Двурядный маленький сампоньо Это небольшая флейта, состоящая из двух рядов тростниковых трубочек, связанных между собой.
Диатонические - значит, настроенные в обыкновенную гамму (по аналогии - пианино без чёрных клавиш). Обычно я настраиваю их в соль, реже - в ре-мажор. Это очень распространённые в музыке тональности и поэтому на них достаточно просто будет играть ансамблем. Звук - высокий, красииивый! Дыхания для игры на таких флейтах хватит и у ребёнка.
Двурядный сампоньо Довольно крупная флейта, звуки низкие, захватывают уже малую октаву. Состоит из двух рядов тростниковых стволов, связанных между собой. Эта флейта настроена в домажор, очень удобный строй. Для игры на нижних стволах требуется определённое усилие и опыт. Моё относительно развитое женское дыхание, хоть и без особого опыта игры именно на этом инструменте, позволяет достаточно качественно извлекать нижние ноты. Диапазон - около 2-х октав. На мой взгляд, это идеальная флейта - и низкие хороши, и высокие ещё не резкие.
Двурядный сампоньо Это царь-флейта, богатейший диапазон - больше трёх октав, от самых низких до самых высоких. Вот она - какая большая! Эта флейта настроена в до мажор, очень удобный строй. Для игры на нижних стволах требуется хорошо развитое дыхание. Впрочем, любой мужчина со своим мужским дыханием может выдувать их даже без особой подготовки. Мне же это довольно сложно.
07 мая 2015
nfmadou6.edumsko.ru
Духовые музыкальные инструменты
К духовым относят музыкальные инструменты в форме трубки, в которой звук создается посредством колебания столба воздуха. Корпус (трубка) может выть выполнен из любого материала (дерева, металла) и принимать любую форму. В симфоническом оркестре духовые инструменты выделяются ярким и сильным звучанием
Происхождение духовых инструментов
Прототипом первого в истории музыки духового инструмента была кость, в которую первобытный человек попробовал подуть. Много позже появятся флейта, труба, фагот и кларнет – но во всех этих инструментах использован тот же принцип, который заставлял кость издавать звуки. Речь идет о колебаниях воздуха в пустотелой трубке.
Немного позже первобытные музыканты додумаются просверлить в кости дырочки – так звучание приобретет различные оттенки: от низких до высоких. А потом в отверстии трубки появится язычок, сделанный из тростника. Его колебания будут заставлять эту трубку издавать мелодичное звучание. Так появился кларнет. А вслед за ним и гобой – аналогичной конструкции, только уже с двумя язычками.
Устройство духовых инструментов на примере флейты
В принципе, все духовые инструменты устроены предельно просто. Рассмотрим их строение на примере флейты. Современная флейта может быть деревянной, реже металлической. В любом случае она представляет собой полую трубочку с множеством клапанов. Сбоку располагается отверстие, в которое флейтист дует, извлекая из инструмента звучание.
Очевидно, что внутри трубки находится воздух, который музыкант заставляет двигаться силой напора своего дыхания. Отсюда и звук. Причем чем короче будет трубка – тем этот звук выше. Для этой цели и предусмотрены отверстия: закрывая или открывая их, можно регулировать длину трубочки.
Для удобства эти отверстия закрывают специальными клапанами. Это особенно комфортно для духовых инструментов с длинной трубочкой – пальцами музыканту сложно дотягиваться до всех отверстий.
Разновидности духовых инструментов
Гобой имеет очень богатую историю и сразу несколько предков среди древних музыкальных инструментов (в его конструкции прослеживаются черты кавказской зурны и древней свирели).
Гобой
Самым низким голосом в семье духовых инструментов обладает фагот. У него есть удивительная способность звучать совершенно по-разному: то нежно и напевно, то насмешливо.
Фагот Кларнет, название которого произошло от латинского слова «ясный», занимает почетное место в симфонических оркестрах и выделяется теплым богатым звучанием.
Одним из самых широко известных духовых инструментов по праву считается труба. Но мало кто знает, что в Европу она попала из далеких азиатских стран. Первым трубам была свойственна прямая или слегка изогнутая форма, много позже появились трубы современного вида, свернутые. Для труб характерен громогласный, воинственный звук – поэтому и использовали их чаще всего в военных походах. В оркестре труба появилась с легкой руки итальянского композитора Монтеверди. Кроме того, в Европе трубу снабдили вентилями для регулировки длины и получения звуков разной высоты. Но и первоначальная форма этого инструмента сохранилась – только уже под названием тромбон.
Еще один духовой инструмент – баян, созданный Петром Стерляговым по индивидуальному заказу гармониста Якова Орландского. Это был совершенно новый инструмент с богатым звучанием, предоставляющий музыканту намного больше возможностей, чем гармонь. Кнопки в баяне располагаются по бокам: 100 слева и 53 справа.