Восточные древние славяне. Восточные славяне в 6-9 веках. Общественный строй, культура, основные занятия
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Восточные славяне древности (стр. 1 из 4). Восточные древние славяне


Восточные славяне в древности. - Реферат Рефератович

Реферат по учебной дисциплине "История России"

на тему: "Восточные славяне в древности"

 

    План

1. Введение.

2. Первые упоминания о славянах.

3. Расселение восточных славян.

4. Основные занятия славян.

5. Вера восточных славян.

6. Заключение.

7. Список литературы.

    1. Введение.

    Восточные славяне стояли у истоков основания Российского государства, именно с них начиналась наша страна. С одной стороны, эта тема уже освещалась многими историками, написано множество книг в этой области. В то же время, сохранилось множество спорных вопросов.

    Первые упоминания о славянах встречаются еще у античных философов, но их сведения обрывочны и не всегда достоверны. Более подробные описания можно встретить в трудах восточных авторов, но они рассматривали славян с точки зрения своего мировоззрения, в корне отличающегося от славянских представлений о мире.

    До сих пор самым обширным письменным источником по истории восточных славян считается «Повесть временных лет» но и здесь сказано не все. Более того, летопись не раз переписывалась и могла изменить свой первоначальный вид.

   Историю славянского быта легче изучить по археологическим памятникам. Многочисленные находки древних поселений, погребений, культовых сооружений дают возможность восстановить картину прошлого. Умелые реконструкторы восстанавливают исходный облик жилых домов, оборонительных сооружений. Найденные погребения позволяют создать представления о внешнем виде и одежде древних славян.

    Одним из самых спорных вопросов до сих пор остается происхождение славян. Не совсем ясно, откуда они появились там, где застигает их летописная история. Кто был их предками, откуда они пришли, как изменились с тех пор.

    Восстановить картину жизни людей, которые жили более 1000 лет назад не просто, но все же, сделать это возможно. Для современного человека крайне важно знать свои корни и истоки, ведь прошлое помогает лучше разобраться в современности.

     2. Первые упоминания о славянах.

    В древнейшие времена географическими описаниями занимались в основном античные авторы. Больше внимания, конечно, досталось соседним территориям, но есть упоминания и о славянах.

    Написание книг не всегда опиралось на собственный опыт. Часто использовались рассказы моряков, торговцев. В книги могли войти любые не проверенные слухи, поэтому в них нет абсолютной точности, особенно это касалось дальних земель.

   Первое упоминание славян относится ко II веку н.э. к славянам тогда относили антов, венедов и склавинов. Упоминание о венедах встречается еще у Плиния Старшего, но он относит их к сарматам.

   Тацит в своей работе 98г. «О происхождении германцев и местоположении Германии» размышляет, к кому отнести венедов, к сарматам или германцам.

   Первым термин «славяне» употребил Птолемей, но к этому периоду относится только упоминание славянского населения среди прочих жителей северных земель. Из этого можно сделать вывод, что славяне появились на своих землях еще в начале новой эры.

   После этого о славянах не упоминалось на протяжении 4 веков. В описания входили только названия некоторых отдельных славянских племен, но часто под ними подразумевались все славяне.

   Уже в VI веке о славянах упоминает Прокопий Кесарийский. Он рассказывает о захвате славянами берегов Южного Дуная. Позже эти земли стали относить к территории южных славян.

   Меньше всего упоминаний встречается о восточных славянах. В отличие от западных, на заре нашей эры они не вели завоевательных походов. Они расселились в среднем и верхнем течении Днепра, поэтому сюда практически не добирались древние путешественники.

    Во второй половине VII в. Появляются сведения о славянах в арабских источниках. Они уже подробнее рассматривают местное население и описывают, в том числе быт и нравы местного населения.

     Таким образом, больше сведений о ранней истории славян дают археологические источники. Данные из античных книг скудны и не всегда достоверны.

    3. Расселение восточных славян.

   Истоки славянской народности стоит искать у индоевропейских племен. Когда то, предки людей, населяющих сейчас Азию и большую часть Европы, были одним народом, и все они говорили на одном языке. Уже позднее, около 4000 лет назад, выделилась балто-славянская группа, но и она распалась на множество разных племен.

   Подтверждает эту теорию наличие множество сходных слов. К примеру, слово «ремесло» есть во множестве языков балто-славянской группы. Схожие названия имеют древние профессии: гончар, коваль, ткач. Сравнивая корневые основы индийского и славянского летописного языка также можно найти сходства. Все это доказывает былую языковую, а значит и племенную общность народов.

   К VI в. Уже сложилась славянская общность и в это время начинается расселение по трем основным направлениям. На балканский полуостров продвигаются южные славяне. Западные занимают среднее течение Дуная и междуречье Одера и Эльбы. Группа восчнославянских племен расселяется на территории Восточноевропейской равнины.

   Расселение восточных славян – это процесс земледельческой колонизации территории. Это никак не связано с ростом населения. Еще не совершенное тогда земледелие приводило к быстрому истощению почвы, что заставляло постепенно передвигаться на новые территории. Не было скоротечной экспансии, весь процесс занял целых 5 веков.

    Славяне тяготели к оседлости, поэтому перемещались с места на место только вынужденно. Истощение почвы приводило к регулярным неурожаям, это в свою очередь заставляло людей искать лучшего места. Славяне не были кочевниками, поэтому переселение могло занять несколько поколений.

   В те времена жизнь во многом зависела от рек как источника воды, поэтому основные направления определялись крупнейшими водными артериями восточноевропейской равнины. Реки означали не только шаговую доступность воды, но возможность рыбной ловли. В неурожайный год это помогало пережить тяжелые времена. В последствии реки стали еще и путем связи с другими племенами и государствами. Крупные селения по берегам судоходных рек со временем превращались в богатые торговые города.

    Первый путь проходил через карпатские горы на побережье Днепра. По второму через юг Балтики славяне попали к Ладоге и Волхву. Этот край не был безлюдным, здесь уже жили балты, фино-угры, тюркские и иранские племена. Несмотря на это, масштабных военных конфликтов не было. Разреженное местное население порой не всегда знало, что неподалёку появились новые соседи.

    Балтийские племена по большей части были постепенно вытеснены. финно-угры: меря, весь, чудь, мурома, мордва приняли участие в формировании древнерусского государства. Часть из них ассимилировалось, но другие, к примеру мордва, сохранили свою уникальную культуру.

    К VIII в. Восточные славяне занимали обширную территорию от Южных степей Причерноморья до северного озера Ильмень. От карпатских гор на западе славяне дошли до Волги. Эти естественные границы стали основой будущего древнерусского государства.

   Население восточноевропейской равнины не было единым. Историки насчитывают от 12 до 15 крупных племенных объединений.  Самое крупное из них  - Поляне. Они занимали практически все поднепровье.

    Славян часто называли по местности, в которой они обосновались. Так Ильменьские славяне жили по берегам озера Ильмень и на реке Волхов. Поляне заняли степные территории, где кроме полей мало что можно было увидеть. Древляне – от слова Древо, жили в лесах. Дреговичи заняли болотистую местность, дрягвой прежде называли трясину.

   Северными соседями восточных славян оказались балты и германцы. С востока находились скифы и сарматы. Западными соседями стали кельты, а южными – фракийцы и иллирийцы. Политическая карта в первом тысячелетии нашей эры часто менялась, менялись соседние государства, менялись и сами восточные славяне.

    4. Основные занятия славян.

    Леса, степи, болота – славяне жили на обширной территории, и жизнь везде была разной. Люди успешно приспосабливались к тем условиям, в которых им приходилось жить.

   Основным занятием всегда было сельское хозяйство. В степи земледелие было переложным. Распахивался участок земли, который истощался за 15 – 20 лет. После этого брали в обработку новый участок.

   В лесной зоне людям приходилось намного сложнее. Чтобы отвоевать у леса участок земли, сначала подрубали деревья, чтобы они засохли. Древесина шла на дрова, а пеньки сжигали. Зола становилась дополнительным удобрением и повышала урожайность нового участка. Оставалось сделать самое сложное – выкорчевать из почвы все корни.

   Из-за способа обработки в лесной зоне земледелие носит название подсечно-огневого. Как только обработанная земля засевалась, начиналась разработка нового участка. Часто вокруг села было несколько расчищаемых земель на разной стадии расчистки.

   Первоначальную обработку земли проводили сохой. Это была прочная палка, раздвоенная на конце. На каждый зубец надевали металлический сошник. Соха оставляла глубокие борозды, оставалось много крупных камней. Чтобы выровнять землю и избавиться от комьев земли использовалась борона. Из деревянных брусьев мастерили решетку с зубьями на перекрестьях.

   Посев считался самым ответственным делом.  Мужчины выходили в поле босиком, для этого обязательно выбирался безветренный день, чтобы зерна равномерно ложились в землю. Для уборки урожая использовались серпы, после чего колос отбивали цепами. Для помола зерен в муку долгое время использовали жернова. Первое упоминание о мельницах на Руси относится лишь к XVII веку.

   Основными земледельческими культурами были пшеница, просо, ячмень, овес и гречиха. Кроме того, сажали репу, свеклу, капусту, лук, редьку.

   Немалую роль играло скотоводство. Овцы служили источником шерсти для создания теплой одежды. Коровы и козы держались для молока. Молочные продукты были немаловажной частью рациона, наряду с хлебом. Лошадей использовали как тягловую силу для сельскохозяйственных работ.

   Чем глубже в лес, тем большее значение имели промыслы. Славяне собирали дикий мед, охотились на зверей. Лесные звери были не только источником мяса, но и ценного меха. Самой ценной считалась куница, долгое время шкурки этого зверька оставались самой ходовой валютой и даже появившиеся металлические деньги носили название куны.

   В некоторых краях особое значение имела рыбалка. Избыток рыбы меняли в других селениях на прочие необходимые продукты и предметы быта.

   Самой сложной была жизнь болотных жителей. Для постройки своего дома долго приходилось искать подходящее место. Лесные поселения тоже не были большими, за каждый участок пригодной для пашни земли приходилось вести трудный бой с лесом.

   Самыми крупными оказались поселения лесостепи и степной зоны. Вдоль берегов рек они тянулись до 1.5 км. Вглубь территории славян редко проникали кочевники, поэтому здесь даже не строили оборонительных сооружений.

   Пограничные жители укрепляли свои деревни валом и деревянным забором, который часто строился из цельных бревен. Лесные поселения тоже всегда огораживались, но здесь ограда служила защитой от лесных зверей, и не рассматривалась в качестве военной фортификации.

   Славяне уже знали многие ремесла. Практически в каждом селении был свой кузнец, основная продукция которого использовалась в сельском хозяйстве: сошники, серпы, мотыги. Часто кузнецы одновременно выполняли функцию ювелиров, делая несложные украшения.

    Посуду изготавливали на гончарном круге или вырезали из дерева. Каждая женщина тоже была своеобразным ремесленником. Ткани не закупались, женщины самостоятельно занимались прядением и ткачеством, изготавливая одежду для всей семьи.

    Ремесло постепенно становилось отдельным видом деятельности, росло и число ремесленных специализаций. От кузнечного мастерства отделяется ювелирное дело, появляются все более сложные виды обработки металла.

   Ремесленники со временем начинают жить отдельно, селясь в близи торговых путей для лучшего сбыта своих товаров. В обмен на свои товары они могли получить все, что угодно, поэтому уже не заботятся о своем пропитании.

   Все занятия делились на мужские и женские. Мужчины работали в поле, охотились, выделывали шкуры, строили дома, заготавливали сено. Кузнечным делом тоже могли заниматься только мужчины.

   Женщины занимались выращиванием огородных культур, собирали в лесах грибы и ягоды, готовили еду и ухаживали за домашним скотом. Воспитание детей тоже было занятием сугубо женским.

   Дети постоянно находились рядом с матерью, помогали выполнять ее обязанности в семье. Подросшие мальчики уже начинали ходить в поле вместе с отцом.

   Жизнь славян шла размеренно. Все лето занимала подготовка к зимнему периоду. Необходимо было заготовить продукты питания для себя и домашнего скота. Зима – своеобразное время отдыха, основные работы уже закончены, остается лишь подготовиться к новому сезону.

   5. Вера восточных славян.

  Восточные славяне были язычниками, но считать эту веру примитивной было бы неверно. В верованиях отражалось своеобразное представление о мире и о природе. В древности многие явления были непонятны для человека, объяснения находилось в многообразных божественных сущностях.

    Верховным божеством считался Род. Он создал весь видимый и невидимый мир, создал все сущее. Он породил на свет богов, людей и природу. Точный перечень его функций определить сложно, он одновременно является и светлым божеством, покровителем домашнего очага, богом плодородия, в то же время, ему приписывают и власть над потусторонним миром, где ему подчиняются силы огня и молнии.

   Перун постепенно выдвигается на место первого в пантеоне, но лишь официально. Как бог – громовержец и покровитель воинов, он сыскал поклонение у образовавшейся воинской прослойки – княжеской дружины. Перуну подвластны бури, грозы и молния. В то же время, среди обычного населения по-прежнему сохранялось поклонение Роду.

   Сварог – бог огня, по легенде он научил людей кузнечному мастерству. Кроме покровительства кузнечных мастеров, он почитается как повелевающий природной огненной стихией. Его почитание проходит через ритуальные костры в дни равноденствия, в купальную ночь, молодожены тоже обязательно вместе прыгали через костер.

   Даждьбог почитался как покровитель тепла, солнечного света и плодородия. Кроме того, считается, что именно он дает власть князю. Солнечная символика используется повсеместно в быту. Ей украшают резные коньки и наличники, как символ добра используют в обережной вышивке.

   Хорс – воплощение солнца. Это божество олицетворяет солнечный диск, который проходит днем по небосводу, а ночью спускается в подземный мир.

    Симаргл – бог охраняющий растительность и семена. Ему приносили дары, чтобы семена успешно сохранились зимой. Так же просили сохранить молодые побеги и дать им силе для роста. Учитывая то, что сельское хозяйство было основой жизни, Симаргл был одним из самых почитаемых божеств славянского пантеона.

    Велес – одно из древнейших славянских божеств. Являясь покровителем скота, он становится символом богатства. В этом понимании его почитание переходит и на купечество, как слой появившейся позже. Его помощи просили купцы, для совершения удачной сделки. В то же время Велес становится князем потустороннего мира. Это связано с тем, что загробный мир представляли, как пастбище душ.

    Макошь – покровительница женщин и женского начала. Она защищает семью, бережет дом, помогает женщинам при родах. Она покровительствует пряхам и помогает в прочих женских делах.  Богиня Макошь стала продолжением культа женщины как родящего начала, дарующего жизнь. Уже позднее, как богине – пряхе ей приписывают власть над нитями судеб и обращаются к ней в гаданиях.

    Ярило – бог весны, весеннего пробуждения, энергии и плодородия. В честь него устраивались народные гуляния, которые длились почти месяц. Пробужденный, Ярило, оплодотворял землю, после чего начинался буйный рост травы. В позадачные дни начинали пахотный сезон, первый выпас скота, гуляли весенние свадьбы и все это сопровождалось множеством ритуалов.

   Мать - сыра земля представлялась славянам как живое существо. Земля почиталась как символ богатства, изобилия и плодородия. Богатство могло быть лишь у тех, кто с почтением относится к земле.

   Языческие боги часто наделялись человеческими чертами, они были взаимосвязаны между собой. Любой бог мог спокойно бродить в человеческом обличье, поэтому славяне так серьезно относились к обычаям гостеприимства.

   Почитание богов могло отличаться в разных племенах восточных славян. Защитника выбирали и в зависимости от рода занятий. Каждый молился своим покровителям и приносил им дары. Язычество еще не исчерпало себя полностью в тот момент, когда Русь крестили, об этом говорит сохранение множества языческих праздников.

    Многие славянские божества просто приобрели новые имена в лице христианских святых. Так, к примеру, культ Макоши слился с почитанием Богоматери. Праздник Ярилы сохранился в масленичной неделе, и даже сохранил большую часть символики.

   Кроме богов, которым поклонялись, просили защиты и милости, мир славян был населен множеством духов, добрых и злых. Самый известных из них – домовой, вера в которого частично сохранилась до наших дней. Домой считается добрым дедушкой маленького роста. Он помогает хорошим хозяев сохранять в доме порядок, но и обижать его нельзя. Если не относится к домовому с уважением, он начинает пакостить: путать пряжу, рассыпать крупу и шуметь по ночам.

   Духи, подобные домовому обитали везде. Овинник, полевой, дворовой. Самым опасным среди них считался банный. Когда топилась баня, все должны были успеть попариться до наступления ночи. В сумерках к бане стекалась нечистая сила и парилась там до утра вместе с банником. Если запрет нарушить, банник мог запарить до смерти нерасторопного купальщика.

   Свои духи жили и в воде. Главным был водяной, он мог схватить за ногу купающегося в реке и утянуть в омут. Наибольшую опасность представляли русалки. В славянской мифологии они не имеют хвостов. Красивая девушка соблазняла мужчин, затаскивала в пруд, где могла защекотать свою жертву до смерти.

   Каждый, кто отправлялся в лес, не зависимо от целей, обязательно брал с собой гостинцы для лешего. Узелок с угощеньем прятали в укромное место у корней дерева, и просили не трогать их или помочь найти грибное место. Кто пренебрегал вежливостью и не оставлял даров, мог легко заблудиться и ходить по кругу совсем рядом с тропой. Спасением было переодеть наизнанку одежду, или обуться не на ту ногу.

   Мир славян был наполнен волшебством и духами. В поле подстерегали злые полуденницы, сосед мог оказаться волкодлаком или берендеем, или того хуже - колдуном. Справиться со всеми напастями помогало только поклонение богам и их заступничество.

   6. Заключение.

  Восточные славяне были мирными жителями, поэтому не оставили яркого следа в описании зарубежных философов и путешественников. Встречается лишь мимолетное упоминание о славянах, склавах, венедах. Часто под названием одного из славянский племен, имели веду весь славянский народ.

   В VI веке новой эры славяне начали занимать обширные территории и разделились на 3 крупные ветви: западных, восточных и южных.  Восточные заняли большую часть восточноевропейской равнины вытеснив или ассимилировав местное население.

   Основу жизни восточных славян составляло земледелие. Оно было основным занятием, и вместе с тем основным источником пропитания. К концу первого тысячелетия нашей эры начинают активно выделяться ремесла. Первыми отделяются кузнецы. Гончарное дело еще долго остается простым занятием, но и оно становится специализированным видом деятельности.

   На ряду с земледелием большую роль начинает играть скотоводство. С глубокой древности люди продолжают заниматься промыслами. Ходят в лес за грибами и ягодами, собирают дикий мед. Как основа пчеловодства появляется бортничество.

  Весь годовой цикл человеческой жизни был пронизан мистическим календарем. Любое важное событие сопровождалось специальными обрядами. Мир был населен духами, мифическими существами и богами. Трудно составить славянский пантеон, подобно греческому или римскому. До объединения каждое племя почитало своего покровителя, и даже после объединения часто сохраняло старую веру.

   Восточные славяне самобытны и уникальны. Они имеют свою особую историю, свой характер. Жизнь славян подчинялась земледельческому ритму. По своей природе они оседлые земледельцы и практически не проявляли агрессию.

    7. Список литературы.

1. Древние славяне / А.Н. Смирнов – М. 1990. – 325с.

2. История России с древности до наших дней: пособие для вузов / М.Н. Зуев – М. 1995. – 431с.

3. Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы / О.С. Орлов – М. 2003. – 395с.

4. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье / В.Я. Петрухин – М. 2004. – 416с.

referatreferatovich.ru

Восточные славяне в древности

Согласно историческим источникам, приблизительно с 6 века общеславянское единство начинает разделяться на три ветви. Таким образом, формируются Южные, Западные и Восточные славяне. В древности последним досталась огромная территория. Потомками этих племен стали русские, белорусы, украинцы.

Восточные славяне в древности, расселение которых происходило между Белым, Балтийским и Черным морями, в течение практически пятисот лет занимались освоением этих земель. Первые сведения о формировании племен получены из летописи «Повести временных лет». Сведения подтверждены и археологическими находками.

Восточные славяне в древности разошлись по различным территориям от «сидящих по Дунаю».

Переселившиеся к среднему течению Днепра около Киева племена стали называться «полянами». К северу от их поселений жили «северяне». К северо-западу от полян сформировались племена «древлян». Они получили свое название за территорию, на которой поселились – дремучие леса. Центром древлян стал город Искоростень.

Между Двиной и Припятью поселились племена, которые стали называться «дреговичи». Осевшие у Дуная в месте впадения в него реки Полоты славяне стали называться «полочане». Верховья Западной Двины, Днепра и Волги заселили «кривичи». Их центром стал Смоленск.

Согласно летописным сведениям от поляков («ляхов») произошли «вятичи» и «радимичи». На Соже (притоке Днепра) поселились «радимичи», «вятичи» заняли территорию на Оке.

Дулебы или бужане заселили территорию по Бугу. Занявшие территорию у озера Ильмень поселения стали называться словенами новгородскими (ильменскими). Центром их стал город Новгород.

Восточные славяне в древности образовывали не просто племена. Переселяясь и занимая определенные территории, они формировали военные и политические союзы, которые включали в свой состав порядка ста небольших селений. По названию самого многочисленного и сильного селения назывался и весь союз.

В каждом таком формировании был свой князь. Нет точных сведений о том, выбирали власть в то время или наследовали. По мнению историков, Восточные славяне в древности создали предпосылки для формирования государственности в последствии, так как образованные ими союзы являли собой «зародышевую» форму государства.

На протяжении длительного периода народ жил, согласно своим военным обычаям. Таким образом, занятия Восточных славян состояли не только в мирных промыслах, но и в военной добыче. Однако основной деятельностью народа было земледелие.

Располагаясь в основном по берегам озер, рек, на территориях, пригодных для земледелия, люди возделывали пшеницу, рожь, бобы, ячмень, просо, овес, горох. На земле выращивали коноплю и лен, овощные культуры (чеснок, репу, редьку, капусту). На северных территориях земледелие велось по подсечно-огневой системе. Вырубали лес в первый год и давали ему подсохнуть. Во второй год выкорчевывались и поджигались пни. Затем сев производили в золу. Землю иногда вспахивали предварительно, иногда засеивали невспаханную территорию. Урожай славяне с таких участков получали на протяжении трех-четырех лет. В результате славянам приходилось обрабатывать огромное количество территории, и они были вынуждены формировать сравнительно небольшие поселения.

На юге земледелие было развито более высоко. Этому, главным образом, способствовали погодные условия и более плодородная почва, нежели на севере.

Вместе с земледелием у Восточных славян большое развитие получило животноводство. Славяне разводили коров, коз, птицу, свиней, овец. Выращивали и лошадей для ведения хозяйства и верховой езды.

Довольно распространена среди населения была охота и рыбная ловля. Дополнительной хозяйственной деятельностью, выполнявшей подсобную роль, у славян считался сбор меда (бортничество).

fb.ru

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

Восточные славяне в древности

I. Происхождение восточных славян

Праславяне

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной

Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э.

Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья.

Он называет их "сколотами" или "борисфенитами" (Борис-фен — название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия.

Античные авторы I-VI в.в. н.э. называют славян венедами, антами, склавинами и говорят о них как о "бесчисленных племенах". Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке — до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

 

Расселение восточных  славян

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Летописец отмечал, что такие же княжения были и в других племенных союзах, называя более десятка племенных объединений восточных славян. Такой племенной союз включал в себя 100-200 отдельных племен. Около Киева на правом берегу Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине — кривичи, по берегам Припяти — древляне, По Днестру, Пруту, нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря — уличи и тиверцы, по Оке — вятичи, в западных областях современной Украины — волыняне, к северу от Припяти до Западной Двины — дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне — северяне, по реке Сож, притоку Днепра, — радимичи, вокруг озера Ильмень — ильменские славяне (словене).

Летописец отмечал неравномерность развития отдельных восточно-славянских объединений. Наиболее развитыми и культурными он показывает полян. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили "зверинским образом". По данным летописца, земля полян также носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения

термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Данные летописца о размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами. В частности, данные о различных формах женских украшений (височные кольца), полученные в результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов. Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге — печенеги и хазары, на востоке — волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, мурома).

2. Хозяйство

Занятия

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археославян

логическими   раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля) . Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.

У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. Следует сказать, что граница тайги в начале I тыс. н.э. была гораздо южнее современной. Остатком древней тайги является знаменитая Беловежская Пуща. В первый год при подсечно-огневой системе на освояемом участке деревья подрубали, и они высыхали. На следующий год срубленные деревья и пни сжигали, и в золу сеяли зерно. Удобренный золой участок два-три года давал довольно высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили ("перекладывались") на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.

Академик Б.А.Рыбаков отмечает, что уже со II в. н.э. обнаруживается резкий подъем всей хозяйственной и социальной жизни той части славянского мира, которая в дальнейшем станет ядром Киевской Руси — Среднего Поднепровья. Рост количества кладов римских монет и серебра, найденных на землях восточных славян, свидетельствует о развитии у них торговли. Предметом экспорта было зерно. О славянском экспорте хлеба во II — IV вв. говорит заимствование славянскими племенами римской хлебной меры — квадрантала, получившего название четверик (26,2 л.), просуществовавшего в русской системе мер и весов до 1924 г. О масштабах производства зерна у славян свидетельствуют найденные археологами следы ям-хранилищ, вмещавших до 5 т зерна.

С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе — лошадей.

Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.

Город

Приблизительно в VII - VIII вв. ремесло   окончательно   отделяется от земледелия. Выделяются специалисты—кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах — градах или на городищах — погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли — города. Одновременно города становятся оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.

Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. Как правило, со всех сторон кремль был окружен водой, так как реки, при слиянии которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю примыкали слободы — поселения ремесленников. Эта часть города называлась посадом.

Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из "варяг в греки". Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IX в. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.

3. Социальный строй

Соседская община

Тогдашний уровень развития производительных сил требовал значительных затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, которые нужно было выполнять в ограниченные и строго определенные сроки, мог выполнить только коллектив. С этим связана большая роль общины в жизни славянских племен.

Обработка земли стала возможна силами одной семьи. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных родовых коллективов. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, т.к. могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения в состав общины рабов.

Каждая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот,

инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками.

Военные походы

Распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей — князей и родоплеменной знати — лучших мужей. Постепенно вокруг князя складывается особая организация профессиональных воинов — дружина, члены которой и по экономическому, и по социальному положению отличались от своих соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.

Важнейшие вопросы в жизни общины решались на народных собраниях — вечевых сходах. Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).

4. Культура восточных славян

О культуре славянских племен известно мало. Это объясняется крайне скупыми данными источников. Меняясь с течением времени, народные сказки, песни, загадки сохранили значительный пласт древних верований. Устное народное творчество отражает разнообразные представления восточных славян о природе и жизни людей.

До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян. В бассейне реки Рось был найден интересный клад из вещей VI-VII вв., среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей. Многие сюжеты в современном народном искусстве имеют очень древнее происхождение и мало изменились с течением времени.

Язычество

Восточные славяне были язычниками. Они обожествляли различные силы природы. На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов. Впоследствии сложился довольно развитый пантеон славянских богов, включавший как местных, так и общеславянских богов. Главными божествами восточных славян являлись: божество Вселенной — Род, божество солнца Даждь-бог (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорос), бог скота и богатства — Велес, бог огня — Сварог, бог грозы и войны — Перун, богиня земли и плодородия — Мокошь.

Славяне изготавливали деревянные и каменные изваяния своих богов. Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме того, у каждого племени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.

С возрастанием роли князя и военной дружины в жизни племени Перун — бог грозы и войны — становится главным богом славянского пантеона. Именем Перуна клялись послы, скреплялись дипломатические договоры. Священным считался домашний очаг или печь как символ семьи. Огню молились обычно под овином, в котором сушилось зерно.

У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота. Особыми обрядами сопровождались важнейшие события в жизни человека — рождение, свадьба, смерть.

Важное место в религии древних славян занимал культ предков. Широко был распространен обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами земляных насыпей — курганов. Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с умершими клали вещи, оружие, пищу. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню. В честь умершего устраивали пир — тризну и военные состязания.

historikoff.net

Восточные славяне в древности — История России

Восточные славяне в древностиСлавяне входили в древнее индоевропейское единство, включавшее в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев. С течением времени из массы индоевропейских племен стали выделяться общности с родственными языком, хозяйством и культурой. Одним из таких объединений и стали славяне.

Примерно с 4-го в. наряду с другими племенами Восточной Европы, славяне оказались в центре масштабных миграционных процессов, известных в истории как великое переселение народов. В течение 4-8-го вв. они заняли новые обширные территории.

Внутри славянской общности стали складываться союзы племен — прообразы будущих государств.

В дальнейшем из общеславянского единства выделяются три ветви: южные, западные и восточные славяне. К этому времени славяне упоминаются в византийских источниках как анты.

Южнославянские народы (сербы, черногорцы и др.) образовались из славян, которые поселились в пределах Византийской империи.

К западным славянам относятся племена, расселившиеся на территории современных Польши, Чехии и Словакии.

Восточные славяне заняли огромное пространство между Черным, Белым и Балтийским морями. Их потомками являются современные русские, белорусы и украинцы.

География расселения восточнославянских племен во второй половине 1-го тысячелетия описана в «Повести временных лет» .

В 4-8-м вв. восточные славяне для защиты от внешних нападений объединились в 12 территориальных союзов племен: поляне (средний и верхний Днепр), древляне (южнее Припяти), хорваты (верховья Днестра), тиверцы (нижний Днестр), уличи (южный Днестр), северяне (реки Десна и Сейм), радимичи (река Сож), вятичи (Верхняя Ока), дреговичи (между Припятью и Двиной), кривичи (верховья Двины, Днепра и Волги), дулебы (Волынь), словене (озеро Ильмень).

Племена славян складывались по принципу этнической и социальной однородности. В основе объединения было кровное, языковое, территориальное и религиозно-культовое родство. Основной религией верования восточных славян до конца 10-го в. было язычество.

Восточные славяне жили в небольших поселках. Их дома представляли собой полуземлянки, оборудованные печами. Славяне селились по возможности в труднодоступных местах, обнося поселения земляным валом.

Основа их хозяйственной деятельности — пашенное земледелие: в восточной части — подсечно-огневое, в лесостепной — переложное. Основными пахотными орудиями были соха (на севере) и рало (на юге), которые имели железные рабочие части.

Основные сельскохозяйственные культуры: рожь, пшеница, ячмень, просо, овес, гречиха, бобы. Важнейшими отраслями хозяйственной деятельности были скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество (сбор меда).

Развитие земледелия и скотоводства привело к появлению избыточного продукта и, как следствие, дало возможность самостоятельного существования отдельных семей. В 6-8-м вв. это ускорило процесс распада родовых объединений.

Ведущую роль во взаимоотношениях соплеменников стали играть хозяйственные связи. Соседская (или территориальная) община получила название верви. Внутри этого образования существовала собственность семей на землю, а лесные, водные угодья и сенокосы были общими.

Профессиональными занятиями восточных славян были торговля и ремесло. Эти занятия стали культивироваться в городах, укрепленных поселениях, возникших в племенных центрах или вдоль водных торговых путей (например, «из варяг в греки»).

Постепенно в племенах начало складываться самоуправление из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образовавшиеся союзы привели к возникновению более крупных общностей.

Во второй половине 1-го тысячелетия сформировалась русская народность, основу которой составили восточные славяне.

co-i.ru

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

Славяне живут в Европе с давних времен. 

Славяне делятся на западных, южных и восточных.

  1.  Чехи, словаки, поляки-западные славяне.
  2. Болгары и сербы-южные славяне.
  3. Русские, украинцы, белорусы-восточные славяне.

Восточные славяне в древние времена жили по Днепру, его притокам и вокруг озера Ильмень. Они делились на многие племена - около Киева, на правом берегу Днепра, жили поляне, по левому берегу Днепра, вдоль реки Десны, обитали северяне, в лесах по берегам Припяти - древляне, в верховьях Днепра - кривичи. По реке Оке жили вятичи. Вокруг озера Ильмень жили ильменские славяне. Все эти славянские племена - общие древние предки русского, украинского и белорусского народов.

Главным занятием славян было земледелие. Славяне издавна использовали железо, применяли железный топор, соху с железным наконечником - сошником. У славян было развито пашенное земледелие. Нелегко было возделывать землю, особенно в лесной полосе - ее надо было сначала отвоевать у леса. На выбранном участке славяне рубили деревья и кустарник. Целое лето сохли срубленные деревья, на следующий год сушняк поджигали. 

Тяжелым сукомБорона-суковатка и соха боронили новое поле, зола смешивалась с верхним слоем земли, и тогда сеяли зерно. Такое земледелие называлось подсечным или огневым.

Когда после нескольких урожаев земля истощалась, поле переносили на нетронутый участок, на целину, а старое на многие годы забрасывали.

Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо, разводили коров, лошадей, овец. У них развилось пашенное земледелие.

Хлеб был главной пищей славян. Древнее славянское название хлеба «жито» произошло от славянского слова «жить». Из хлеба приготовляли славянский напиток - квас. Его не только пили. Квасом размягчали кожу в больших чанах для изготовления кожаных изделий. Квасом мылись в бане - он заменял мыло.

Славяне занимались также рыболовством и охотой. В лесах по Днепру в то время водилось много зверей, а в реках было немало рыбы. В дуплах старых деревьев пчелы годами складывали мед. Вырубленное человеком в дереве дупло для пчел называлось бортью. Славяне занимались и бортничеством, то есть собиранием меда диких пчел.Расселение славянских племен в 8-9вв

2. Обычаи и верования древних славян

Жизнь славян сильно зависела от природы:

Обычаи пойдут не вовремя дожди или начнется за- и верования J v „

древних славян. сУха - пропадет урожаи. Солнце, ветер, гроза, лес - все представлялось древнему славянину одушевленным. Славянин создавал себе богов из сил природы. Бог солнца назывался Даждьбогом, бог ветра - Стрибогом, бог грозы - Перуном. Богов надо было задобрить, принести им жертву. В нашей речи остались следы этих старинных обычаев: «Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи»,- приговаривают иногда во время дождя. Это древнее обещание жертвы дождю, чтобы он шел сильнее.

В честь солнца славяне устраивали праздники. Весной праздновали проводы зимы и встречу весны, пекли блины, круглые, как солнце. Соломенное чучело зимы торжественно сжигали или топили в реке. Водили хороводы и пели песни.

  • Весна, весна красная,
  • Приди, весна, с радостью,
  • С великою милостью,
  • С корнем глубоким,
  • С хлебом обильным.

Славяне почитали умерших предков-родоначальников., Такой предок назывался «чур» или «щур». И сейчас в играх говорят: «Чур меня!» Это значило в древности: «Храни меня, предок».

3. Общественный строй славян

Славяне были рослым, сильным, красивым народом. Они отличались гостеприимством и отдавали гостю лучшее, что у них было. Древнейшие славяне жили родоплеменным строем. Большие роды хозяйствовали сообща, потом стали все чаще выделяться хозяйства отдельных самостоятельных семей, поселявшихся общиной. Вдоль рек вырастали многолюдные огороженные селения. Успешно развивалось ремесло - у славян было много искусных кузнецов, гончаров, строителей, резчиков по дереву и камню. Мало-помалу стали вырастать города. Киев и Новгород самые древние славянские города.

Родовой строй теперь уже мешал развитию хозяйства и постепенно распадался. На севере и в глухих местах он задержался дольше, на юге, например у племени полян, он исчезал быстрее.

У славянских племен стали выделяться богатые начальники - князья. Около них складывались отряды воинов - княжеские дружины. Князья собирали дань с трудового народа. Набеги князей друг на друга также обогащали их.

Среди славянских племен уже в VltB. нашей эры складывались длительные союзы с князьями во главе. Возникали первые формы государства.

Славяне жили среди непрерывных опасностей. Нередко на них с востока набегали кочевники - гунны, авары. Черным вихрем налетали вражеские отряды на славянские селения. Звенело оружие, лилась кровь. Враги захватывали славянское добро - хлеб, скот, поджигали их жилища, угоняли в рабство женщин и детей.

4. Славяне - натиск на рабовладельческий строй.

Славянам приходилось всегда быть готовыми к внезапному нападению. Они подчас и пахали вооруженными - одна рука нажимала на соху, другая лежала на оружии. Военное искусство высоко развилось у славян. Один славянский князь гордо ответил аварскому начальнику: «Родился ли на свет и согревается ли лучами солнца тот человек, который подчинил бы себе силу нашу?»

Силен был Рим, а не смог завоевать славянские земли. Восточная Римская империя - Византия - часто воевала со славянами, но не смогла покорить их.

У славян не развился рабовладельческий строй. Напротив, славяне содействовали его гибели. Ведь сильнейшие рабовладельческие государства, и прежде всего Рим, все время стремились расшириться за счет соседей-неримлян, которых презрительно называли «варварами». Именно из этого соседнего варварского мира римляне добывали себе все новых и новых рабов. Этим они поддерживали рабовладельческий строй.

«Варварский» мир (в том числе и славяне) своим сопротивлением рабству, своей борьбой с Восточной Римской империей сначала помог расшатать, а в конце концов и разрушить устаревший и разложившийся рабовладельческий общественный строй.

  • < РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ
  • -> ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН С ЦЕНТРОМ В КИЕВЕ >

hist-world.com

Восточные славяне в 6-9 веках. Общественный строй, культура, основные занятия

Восточные славяне относятся к западной ветви древнейших индоевропейских племен. История их начинается задолго до нашей эры, но восточные славяне в 6-9 веках только смогли образовать долгосрочные объединения союзных племен, которые составляли прообраз государственного строя.

Восточные славяне в древности

6-9 века нашей эры отдалены от нас прожитыми столетиями. Тем не менее некоторые сведения об истории славян в те далекие времена стали известны. Например, не вызывает вопросов тот факт, что на современных территориях России, Украины и Беларуси восточные славяне появились в эпоху великого переселения народов. Они заселили лесную и лесостепную зоны Восточной Европы и сыграли значительную роль. Соседи восточных славян 6-9 века уже образовали свои государства: с запада поселения прарусичей окружали византийские земли, с юга – гуннское государство. Позднее на окраинах славянских земель возникали нестойкие государственные образования кочевых народов - держава аваров (обров), Хазарский каганат, Булгарское царство.соседи восточных славян 6 9 века

Соседи славян

Отношения с соседями складывались непросто. Восточные славяне в 6-9 веках неоднократно отражали нападения противника, ходили в военные походы, заключали военные союзы. Основным другом-врагом в эту эпоху становится могущественная Византия. Первые упоминания о восточных славянах как об организованной силе встречаются в византийских источниках. Например, известный летописец Прокопий Кесарийский указывал, что у антов и склавов нет царя, живут эти племена интересами общины, поклоняются одному богу и говорят на одном языке.

Территория восточных славян

Первой родиной восточных славян были территории, находившиеся на побережьях реки Одер. Самой восточной точкой расселения древних славян считаются западные склоны Карпатских гор. Постепенно шло освоение более восточных земель. Мягкий климат и плодородные земли приднепровской равнины освоили и заселили восточные славяне в 6-9 веках. Расселение на север произошло уже позднее, в период становления Киевской Руси. Славянские племена оседали на берегах Невы и Ладоги, доходили до вятских земель и сурового побережья Северной Двины. В приграничных землях происходила постепенная ассимиляция славянских племен с балтийскими и финно-угорскими народностями. Памятники, содержащие изображения славянских божеств, до сих пор можно найти на наших северных территориях.восточные славяне в 6 9 веках расселение

Племена восточных славян

Восточные славяне в 6-9 веках образовывали объединения, которые складывались не по родовому, а по территориальному признаку. Например, поляне жили в лесостепи, которая располагалась по среднему течению Днепра. Правобережье занимали древляне. К северу от этого племени между берегами Припяти и Западной Двины раскинулись земли дреговичей. Такое название произошло от славянского слова «дрягва». Рядом расположились полочане, названные так по реке Полота, на берегах которой жили эти племена. Известны были племена тиверцев, вятичей, радимичей, кривичей, а на западных склонах Карпат расселялись белые хорваты. Путешественники, посещавшие славянские земли, отмечали, что восточные славяне в 6-9 веках, как и в начале тысячелетия, населяли свои территории неравномерно. Наиболее плотные поселения оказались на территории Поднепровья, где жили поляне. восточные славяне в 6 9 веках Одно из названий, которое закрепилось за этим народом, звучало как Русь. Вопрос о происхождении данного термина до конца не выяснен. Постепенно расселение славян и их ассимиляция с коренными племенами приводила к возникновению сравнительно прочных племенных союзов. Так закладывались основы государственности, и формировался общественный строй восточных славян 6-9 века.

Как жили славяне в давние времена

Большую роль в жизни славянского племени играла община (вервь). Низкая производительность труда требовала применения сил всего коллектива. В задачи старейшин входил контроль над использованием ресурсов и над соблюдением справедливого распределения результатов труда.

Постепенное усовершенствование орудий труда и оседлая жизнь способствовали большей самостоятельности отдельных семей и родов. Основные занятия восточных славян 6-9 века — вырубка леса, посев сельскохозяйственных культур, скотоводство, охота и рыболовство. Единое хозяйство постепенно распалось, огромные дома, в которых жили по нескольку сот человек, уступили место небольшим жилищам, предназначенным для проживания отдельных семей. Наступление железного века подарило людям железные топоры, плуги с металлическими наконечниками, мотыги, лопаты, а также усовершенствовали оружие: в обиходе появился лук со стрелами, мечи, дротики. Так постепенно возрастали возможности отдельных семей не только самостоятельно вырастить урожай, но и сохранить свою безопасность. Общие владения распадались на небольшие участки – наделы, но охота на крупного зверя, расчистка земли аграрного назначения по-прежнему требовали значительных усилий.основные занятия восточных славян 6 9 века

Усиление неравенства

Постепенно возрастающее благополучие каждой семьи приводили к появлению излишков продукции. Так возникало имущественное, а позднее — и социальное неравенство. Старая родовая знать стала сливками феодального общества, постепенно захватывая новые земли и заставляя свободных общинников платить дань. Так восточные славяне в 6-9 веках формировали новый феодальный общественный строй. И феодальные владения, и крестьянские хозяйства в большинстве своем имели натуральный характер производства. И те и другие не считали созданные продукты труда товаром. Небольшие излишки шли на уплату дани или служили средством обмена на ремесленные товары. Центрами таких сделок становились города. Из оборонного сооружения, призванного охранять близлежащие земли и служить защитой княжеской семье, города превращались в центры торговли.

Верования и быт восточных славян

В 6-9 веках первого тысячелетия нашей эры религиозные взгляды наших предков составляли устойчивую религию, хорошо адаптированную к повседневным реалиям каждого славянина. восточные славяне в древности 6 9 века

Истоки верований находились в глубинах древности. Многие представления о мировом порядке вещей пришли из индоевропейского прошлого, или даже из эпохи палеолита. Например, главой славянского пантеона стал Сварог – бог всего окружающего мира. Его сыновья несли людям свет и огонь. Бог солнца Даждьбог считался национальным божеством – недаром «Слово о полку Игореве» называет древних русичей «даждьбожьими сынами». Молились славяне древнему Роду и рожаницам – богиням семьи и плодородия. Велес считался покровителем скота и торговли, а Стрибог стал повелителем ветров.восточные словяне в 6 9 веках кратко

Верования славян

Культура восточных славян 6 - 9 века базировалась на поклонении своим богам. Археологи находят множество доказательств тесной связи духовного и материального мира наших предков. Многочисленные идолы, древние капища и обреги-вышивки показывают нам тот удивительный мир, полный мифических существ, в котором жили и в который верили восточные славяне в 6-9 веках. Кратко их мировоззрение сводилось к существованию трех миров – небесного, земного и подземного. культура восточных славян 6 9 века Небесный мир был жилищем богов и молний, земной населяли люди, животные и различные мифологические существа. Подземный мир являлся обиталищем мертвых.

Наряду с распространением языческих верований выстраивались и социальные лестницы. Общество все больше расслаивалось на независимую знать и воинов и зависимых крестьян. Все больше земель концентрировалось в руках князей и вельмож, все чаще крестьянам приходилось платить налоги и отбывать повинности. В обществе устанавливались феодальные отношения, приведшие к возвышению племени полян и образованию государства Киевская Русь.

fb.ru

Восточные славяне древности

Территория расселения восточных славян и их окружение в YI - Х I вв.

Древнерусское государство образовалось в итоге длительного процесса развития восточнославянских племен. Славянские племена — одно из важнейших этнических образований Европы. Самые ранние известия письменных источников о славянских племенах относятся к I—II вв. н. э. (Тацит, Плиний, Птолемей). Под именем венедов славяне населяли тогда территории в бассейне реки Вислы и побережья Балтийского моря. Исторические корни русского народа уходят в глубокое прошлое. В то время как древние анналы содержат значительную информацию о русских племенах в девятом и десятом столетиях нашей эры, очевидно, что соответствующие группы их предков сплотились значительно раньше, по крайней мере в сармато-готский период, а процесс их консолидации должен был начаться еще значительно раньше, в скифский период. Начиная с VI в. источники о славянах становятся многообразными и достаточно содержательными. Это находится в прямой связи с той ролью, какую к тому времени начинают играть в Восточной Европе славянские племена и их борьба с Византией, которая, так же как и Римская империя, но от Рождества Христова, вполне может считать себя родоначальницей всех последующих больших и малых имперских притязаний. История не знает славянских нашествий, как и не знает имен тех народных вождей, которые, возбуждая у соплеменников триумфальный восторг и заражая их идеей мирового господства, оставили бы, подобно римским императорам, великое, если с завоевательных позиций, и страшное, если обратиться к людским страданиям, наследие отгремевших эпох[1] . В древности восточные славяне делились на 120-200 отдельных племен, однако уже в VIв. высшей ступенью развития первобытнообщинного строя были большие союзы племен (их было 14-15). Их названия: поляне, древляне, уличи, тиверцы, кривичи, вятичи и т.д. Восточные славяне двинулись от хорватов, из нынешней Галиции, прямо на восток до Днепра – то были древляне и поляне. Потом славянское народонаселение стало распространяться на север по правому берегу Днепра; между Припятью и Двиною явились дреговичи, за ними по Двине, опять прямо на север – полочане и, наконец, славяне новгородские. Кривичи пропущены в первом известии; летописец прямо переходит к ближайшим к Киеву северянам, на восточный берег Днепра, к Десне, Семи и Суле. Другое известие дополняет и объясняет первое: здесь сначала летописец пересчитывает только пять главных племен на западной стороне – полян, древлян, дреговичей, славян новгородских и полочан, но потом указывает на дальнейшее выселение: от полочан расселились кривичи по верховьям Волги, Двины и Днепра – «от них же кривичи», от кривичей на юг, по Днепру и его притокам – северяне. Следовательно, если принимать буквально известие летописца Нестора[2] , то выйдет, что славянское народонаселение двигалось по западной стороне Днепра на север и потом спускалось на юг по восточной стороне этой реки. О других племенах – дулебах, бужанах, угличах и тиверцах, радимичах и вятичах летописец сначала не упоминает ни в первом, ни во втором известии; из этого умолчания имеем право заключить, что означенные племена явились на востоке не вследствие известного толчка от волхов и не имеют связи с перечисленными выше племенами, а явились особо. За древлянами следуют дреговичи, поселившиеся между Припятью и Двиною. Название дреговичей встречается у болгарских славян и в Германии. За дреговичами следуют полочане, т. е. кривичи. Старые города у них были: Изборск, Полоцк (от реки Полоты), Смоленск, позднее встречающийся в летописи Торопец (от реки Торопы), у простого народа слывет теперь Кривитепск, Кривич и Кривиг.

Северяне, по летописцу, пошли от кривичей и поселились на реках Десне, Семи и Суле. Названия радимичей и вятичей летописец прямо производит от имен родоначальников и сообщает предание, что оба эти племени происходят от ляхов. Касательно дулебов и бужан мы принимаем эти два названия принадлежащими одному и тому же племени, имевшему жилища свои на Западном Буге; в летописи в двух разных известиях эти племена помещены на одинаких местах, с одинаким прибавлением, что как то, так и другое племя после называлось волынянами, и ни в одном известии оба названия не поставлены вместе рядом, но где есть одно, там нет другого. О движении дулебов–бужан летописец не знает: думаем, что их должно рассматривать как отрасль хорватского племени, поселившуюся с незапамятных пор на берегах Буга, на Волыни. Последними племенами к югу летописец считает угличей и тиверцев. В приведенных известиях о расселении племен жилища угличей и тиверцев назначены по Днестру до моря и Дуная. Но есть другое известие, из которого видно, что угличи жили прежде в низовьях Днепра; когда Игорев воевода Свенельд после упорного трехлетнего сопротивления взял их город Пересечен, то они двинулись на запад, перешли Днестр и поселились на западном его берегу, где еще теперь, в Оргеевском уезде Бессарабской области, находится деревня Пересечени или Пересечина, вероятно основанная беглецами в память прежнего их города. Указания летописца на многочисленность тиверцов и угличей, на их упорное сопротивление русским князьям, на их жилища от Днестра, или даже от Дуная до самого Днепра и, может быть, дальше на восток, не оставляют никакого сомнения, что это те самые племена, которые Прокопию и Иорнанду были известны под именем антов[3] . Таким образом, славяне в VI в. занимали огромную территорию от Дуная до Вислы и делились на три большие группы: склавинов, антов и венедов. Первые обитали между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы, вторые — в междуречье Днестра и Днепра, в нижнем их течении и в Причерноморье, третьи — в бассейне Вислы. Исследователями высказано мнение, что указанные три группы в дальнейшем развитии дали три ветви славянства: южную (склавины), западные (венеды) и восточную (анты). Однако источники VI в. не содержат еще указаний на какие-либо различия между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отмечая единство языка, единство обычаев и законов. Известия о «Руси» и «русах», или «росах», появляются в различных источниках начиная с VI века. Еще более многочисленны свидетельства источников о Руси и русах VIII—IX веков. В IX в. русы выступают уже как мощная сила, обладающая политической организацией, возглавляемой князьями; они получают широкую известность далеко за пределами своего обитания. Свидетельства источников позволяют определить и место обитания русов в VI—IX веках. Это — район среднего течения Днепра и его притока — реки Роси. При впадении реки Роси в Днепр на высоком неприступном берегу стоял главный город русов — Родня. Эту область издревле называли Русью, или Русской землей. В половине IX века область нынешней России вследствие природного влияния разделялась главным образом на две части: племена, жившие на юго–востоке, находились в подчиненности от азиатского племени, стоявшего лагерем на Дону и Волге; племена, жившие на северо–западе, должны были подчиниться знаменитым морским королям, предводителям европейских дружин, вышедшим с берегов Скандинавии. Позднее, когда первенствующее положение в союзе племен Приднепровья заняли поляне, наименование Русь, Русская земля было перенесено на более широкую область с центром в Киеве, а затем усвоено и Древнерусским государством. Понятно также, почему первый киевский князь Олег выбрал Киев: кроме приятности климата, красивости местоположения и богатства страны сравнительно с севером, тому могли способствовать другие обстоятельства. Киев находится там, где Днепр, приняв самые большие притоки свои справа и слева, Припять и Десну, поворачивает на восток, в степи – жилище кочевых народов. Здесь, следовательно, должна была утвердиться главная защита, главный острог нового владения со стороны степей; здесь же, при начале степей, должно было быть и, вероятно, было прежде сборное место для русских лодок, отправлявшихся в Черное море.

Таким образом, два конца великого водного пути, на севере со стороны Ладожского озера и на юге со стороны степей, соединились в одном владении. Отсюда видна вся важность этого пути в нашей истории: по его берегам образовалась первоначальная Русская государственная область; отсюда же понятна постоянная тесная связь между Новгородом и Киевом, какую мы видим впоследствии; понятно, почему Новгород всегда принадлежал только старшему князю, великому князю киевскому. В Древнерусское Киевское государство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным. Однако основу его составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов — русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности. Одновременно с образованием ядра Русского государства, путем объединения южной части восточнославянских племен вокруг Киевского центра во главе с полянами, происходил процecc объединения северной части восточнославянских племен вокруг Новгорода во главе со словенами. Завершающим моментом в этом процессе явилось объединение южной и северной группы восточнославянских племен в единое Древнерусское государство с центром в Киеве. Этот заключительный этап протекал в обстановке борьбы: на юге — с хазарами, на севере — с варягами. Славянские племена стояли на более высоком уровне социально-экономического развития, чем кочевники-хазары. Хазарам не удалось надолго подчинить себе славян. Раньше всего ликвидировали свою зависимость от хазар поляне. Несколько иначе развивались события на севере. Походы варягов «из заморья», то есть из Скандинавии, на земли восточных славян носили характер разбойничьих набегов варяжских дружин, для которых славянские племена были новым объектом грабежа и разбойничьей торговли. Русские летописи сообщают о насилиях варягов в отношении славян и других племен. Это привело к тому, что словене, кривичи и другие племена восстали на варягов, изгнали их «за море» и стали сами «владеть собой». В это время Новгород, подобно Киеву, уже являлся политическим центром складывавшейся славянской государственности. Новгородская летопись сохранила предание о «старейшине» Гостомысле, правившем другими старейшинами в Новгороде. Однако в Новгороде, по-видимому, еще были сильны традиции родового строя, что привело к острой борьбе за власть между родовыми старейшинами Новгорода и других городов. Тем не менее, в историографии существуют расхождения по поводу того, что представляет собой в первой половине X в. этническое образование под названием «Русь». Одни авторы исходят из того, что речь следует вести о государстве с четко оформившейся центральной властью, включавшем в себя большую часть территории, заселенной восточными славянами, и имеющем столицей Киев[4] . Другие полагают, что единое государственное образование еще не сформировалось, Киев не приобрел значения бесспорно главного центра, на территории Восточной Европы одновременно существовали разные варяжские группировки с независимыми конунгами-предводителями[5] . Выдвинуто, в частности, предположение, что Киев стал резиденцией русского князя только в 30-е годы X века[6] . Суммируя указанные данные, можно предположительно заключить, что складывание государства Русь завершилось только к концу X в. с ликвидацией местных княжений и переходом всех восточнославянских земель под непосредственную власть киевской династии, когда на территориях всех бывших союзов племенных княжеств были посажены наместники киевского князя. Сам Киев к этому времени был признан главным центром Руси, власть принадлежала княжескому роду, контролировавшему огромную территорию непосредственно и, по меньшей мере, такую же — через признающих верховенство киевского князя местных князей.

mirznanii.com


Смотрите также