Доклад древний мир. Доклад: Семь чудес света - древний мир, средние века и наше время (история цивилизации, реферат)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История Древнего Мира. Доклад древний мир


Доклад - Семь чудес света - древний мир, средние века и наше время (история цивилизации, реферат)

Тема: Семь чудес света: древний мир, средние века и наше время.

ДРЕВНИЙ МИР

Еще в глубокой древности люди находили в земле странные каменные предметы, удиви­тельно напоминающие по форме изделия из металла: топоры, наконечники стрел и копий, охотничьи ножи, пилы… Сверхъестественное происхождение подобных находок ни у кого не вызывало сомнений. На древнем Востоке поклонялись «громовым топорам» как таинст­венным и грозным божествам. Древние греки и римляне считали, что камни, похожие на наконечники стрел,—«острия громовых стрел»— могут отклонять удары молний и отводить

вредоносные чары волшебников. Подобные, суе­верия сохранялись и в средние века.

Лишь в XVI и ХУЦ вв. некоторые ученые начали наконец догадываться, что «громовые топоры» и «острия молний» созданы человече­скими руками. Такому совершенно новому взгляду способствовали Великие географиче­ские открытия XVI—XVIII вв. (см. т. 1 ДЭ, ст. «Эпоха' Великих географических открытий»). Изумленной Европе открылся целый мир наро­дов, населявших обширные пространства Северо-Восточной и Южной Азии, Тропической Африки, Америки, Австралии и Океании. Мо­реплаватели и землепроходцы сообщали все новые и новые сведения о «диких» народностях, которые были незнакомы с добыванием и употреблением металлов и изготовляли утварь и орудия из камня, кости, дерева и раковин морских моллюсков. В музеях Парижа, Лон­дона, Мадрида, Лиссабона, Амстердама и Пе­тербурга появилось множество изделий этих народов.

Оказалось, что каменные орудия «дикарей» удивительно схожи с «громовыми топорами» и «остриями молний». Более того, у многих ученых возникла смелая для этой эпохи мысль о том, что не только орудия из камня или кости, но и весь образ жизни современных «дикарей» во многом похож на образ жизни первобытных предков цивилизованных народов. В дальней­шем десятки энтузиастов путешественников и исследователей, собрали богатейшие сведения о «малокультурных», как их тогда называли, народах.

Сцена охоты. Наскальный. рисунок. Мезолит.

32 года среди диких австралийцев

Одним из первых европейцев, кто близко, на собственном опыте, узнал жизнь диких пле­мен, был Вильям Бакли. В начале XIX в. вместе с другими осужденными привезли из Англии в Порт-Филлип. Здесь тогда находи­лась одна из каторжных тюрем, выстроенных английскими властями в далекой Австралии.

Через три месяца Вильям Бакли бежал, но заблудился в окрестных лесах. Случайно на­ткнувшиеся на обессилевшего Бакли аборигены (коренные жители Австралии) спасли его от го­лодной смерти.

Вильям Бакли прожил среди аборигенов Юго-Восточной Австралии 32 года и вернулся в цивилизованный мир уже в преклонном воз­расте. Его подробный многодневный рассказ был записан и издан в 1835 г.

Аборигены Австралии ничего не знали о земледелии, и у них не было домашних живот­ных, если не считать полудикой собаки динго. Все орудия они изготовляли из камня, рако­вин, костей и дерева. Этими грубыми инстру­ментами они мастерили охотничье оружие, браслеты и пояса, плели мешки и сумки, вили веревки. Огонь добывали трением друг о друга двух палок.

Из года в год кочевали аборигены в поисках пищи. Охотились на животных и птиц, ловили рыбу в реках и озерах, выкапывали корни и луковицы растений, собирали ягоды, листья, личинки насекомых, опустошали птичьи гнез­да, отбирали мед у пчел и ос, вылавливали мол­люсков и ракообразных на морском побережье.

Там, где пищи было много, аборигены раз бивали лагерь, задерживаясь на одном месте на два-три дня, а то и на несколько месяцев. При длительных остановках строили прочные хижины-шалаши, из жердей, веток, камней, земли, торфа.

Посуды для приготовления пищи у австралийцев не было. Зато каждая австралийская семья имела в своем распоряжении так называемую зернотерку — большой плоский камень, на котором женщины небольшим булыж­ником растирали твердые корни и зерна, рас­калывали орехи, дробили кости животных. Корни, клубни, семена предварительно вы­мачивали в воде или подпекали в костре, а уж затем растирали на камне. Змей сворачи­вали кольцом и запекали в золе. Мелких жи­вотных, птиц, гусениц и улиток жарили на углях. Крупную дичь разрубали на части и жарили на раскалённых камнях, забросав сверху кусками коры и песком.

КАМЕИНЫЕ ОРУДИЯ ПЕРВОБЫТНОГО человека

Орудия нижнего палеолита.

Как только естественные запасы пищи исто­щались, люди двигались дальше, захватывая весь свой немудреный скарб. Мужчины несли каменные топоры, копья, метательные пали­цы — бумеранги, палки для добывания огня;

женщины — корытца из коры, сосуды для воды из сушеных тыкв, мешки и сумки, пле­тенные из растительных волокон, зернотерки. Женщины переносили и маленьких детей.

Единственной одеждой взрослым служили наброшенные на плечи и подвязанные спереди у шеи шкуры кенгуру или динго.

Каждая община, т. е. группа совместно жи­вущих людей, состояла из некоторого числа семей. Между общинами обычно царил мир. Порой они враждовали, и изредка дело даже дохо­дило до вооруженных столкновений. Но чаще общины приглашали друг друга в гости, устраи­вая время от времени шумные совместные пиры, празднества, вместе охотились и ловили рыбу, регулярно обменивались пищей и изделиями;

члены соседних общин вступали в браки и т. д.

Орудия мезолита

Орудия неолита, четыре наконечника стрел, шли­фованный топор, долото.

Аборигены Австралии отнюдь не были ка­ким-то странным исключением. Со временем племена полубродячих охотников и собирате­лей были обнаружены учеными и путешествен­никами и во многих других уголках мира:

в Северной и Южной Америке—индейские пле­мена (шошоны, команчи, индейцы Калифорнии,

ботокуды, огнеземельцы и многие другие), в

Африке — бушмены, в Юго-Восточной Азии — кубу, андаманцы, тоала, ееманги, аэта. По­всюду основные средства труда этих народов, их хозяйственный и семейный быт, общинная организация в главных своих чертах, несмот­ря на тысячи местных особеннегстей, были уди­вительно похожи.

Длинные дома ирокезов

И все же в новом мире, впервые открывшем­ся европейцам, племен охотников и собирате­лей оказалось не так уж много..Большинству народов Азии, Африки, Америки и Океании давно были известны земледелие и скотовод­ство. Однако многие из этих народов не умели еще добывать и обрабатывать металлы, и вся их жизнь разительно отличалась от европей­ской своей простотой и отсутствием эксплуа­тации человека человеком. К числу таких на­родов относились и ирокезы, племена которых в начале XVII в. заселяли обширные простран­ства по берегам североамериканских озер Он­тарио и Эри.

Жили ирокезы в так называемых длинных домах. В селении стояло обычно от 10 до 30 длинных домов. Каждый из них при ширине в 6—10 м. и высоте до 8 л» был длиной от 60 до 90 м.

Население одного длинного дома вело общее хозяйство. В каждой овачире — так называлось это домохозяйство — насчитывалось от 50 до 200 человек (т. е. 10—12 и более семей). Всеми домашними делами управляла умная, энергич­ная, обычно пожилая женщина, которую вы­бирали из своей среды замужние ирбкезки.

Подобно аборигенам Австралии, ирокезы из­готовляли оружие и орудия из камня, дерева, кости. Но основным источником существования ирокезов были „не готовые дары природы, а выращиваемые на предварительно обработан­ной земле растения. Главной земледельческой культурой у ирокезов была кукуруза (маис), поля которой занимали десятки и сотни гекта­ров. На обширных полях, возделанных ироке­зами, росли также тыквы и бобы, на огородах около домов — табак, подсолнечник, земляная груша, горох, конопля, арбузы и кабачки.

Ирокезы обрабатывали землю главным образом при помощи длинной заостренной палки. Для рых­ления почвы применялась и деревянная лопата. И мужчины.и женщины работали сообща, кол­лективно. Сев продолжался с апреля по июнь;

сбор урожая— с августа по октябрь.

Кукурузу хранили в глубоких ямах, выко­панных в сухих песчаных местах и выстланных сухими листьями и еловыми ветвями. Хра­нили кукурузу и в виде длинных гирлянд, ко­торые плели долгими осенними вечерами все жители поселка — мужчины и женщины, мо­лодежь и старики. Сплетенные гирлянды раз­вешивались под скатами крыш и под специаль­но выстроенными навесами или внутри жилища в виде своеобразных занавесей. Были у иро­кезов и амбары — круглые высокие башни со стенами из коры вяза. Благодаря всему этому ирокезы запасали столько зерна, сколько им было необходимо до нового урожая.

В конце октября, после уборки кукурузы, мужчины на лыжах отправлялись в леса на охоту. В середине зимы охотники возвраща­лись в селения, нагруженные добычей. Охота давала не только мясо, но и шкуры, из которых женщины выделывали одежду, обувь, одеяла. А весной и летом мужчины ловили рыбу, в ре­ках и озерах.

Примитивное земледелие лежит в основе хозяйства очень многих народов. Одни из них обитают в странах, где на смену жаркому лету приходит суровая снежная зима, другие — в царстве вечнозеленой растительности. Одним воды всегда не хватает, другие постоянно бо­рются с избытком влаги в почве. Но где бы ни жили народы-земледельцы, их быт, их об­щественная жизнь, их духовный мир, их связи с другими народами — все это всегда неизме­римо сложнее, многограннее и богаче, чем у любого народа — охотников и собирателей.

Льюис Генри Морган

Однако вернемся к ирокезам. В ходе евро­пейской колонизации большая часть ирокезов была уничтожена или вытеснена со своих пле­менных территорий. Жалкие остатки когда-то многолюдных племен доживали свой век в раз­бросанных и удаленных друг от друга небольших деревнях. Здесь-то в 1818 г. около одного, из ирокезских поселений в небольшой живо­писной деревеньке с поэтическим названием Аврора родился будущий неутомимый исследо­ватель культурно отсталых народов Льюис Ген­ри Морган.

Дети-ирокезы были его сверстниками и то­варищами по играм. С юношеских лет Морган крепко дружил с Элисрм Паркером — ироке­зом из племени сенека. В сопровождении своего друга Морган посещал селения ирокезов, изучал их прошлое и современный быт, их общест­венные порядки. В 1847 г. некая компания добыла у правительства обманным путем дого­вор на уступку ей за ничтожную цену части врритории, еще остававшейся у племени сеека. Морган выехал в столицу США Вашингтон и добился расторжения жульнического |договора.

Один из способов изготовления каменных орудий (техника отжима).

Ирокезы высоко оценили услугу Моргана. |S1 октября 1847 г. в торжественной обстановке |Морган был принят в род Ястреб племени енека и получил имя Лежащий поперек, что значило в переносном смысле мост, указывая а роль Моргана как посредника между индейцами и «белыми». Став ирокезом, Морган узнал много нового: старики открыли ему немало све­дений, державшихся в строжайшем секрете от «бледнолицых»

Исследуя общественное устройство ирокезов, Морган узнал, что все взаимоотношения между ирокезами строго зависели от степени IX родства. Кровные родственники овачир об­разовывали так называемый род. Каждый род unoaродовое имя: Волк, Медведь, Олень, Черепаха, Бобр, Ястреб и т. д. Сородичи, члены одного рода, были обязаны помогать друг другу. Весь род нес ответственность за преступле­ние, совершенное кем-либо из его членов. Деятельностью рода и его сношениями с другими родами руководил родовой совет, в который ходили все взрослые мужчины и женщины. Мужчина и женщина, принадлежавшие к од­ ному роду, не имели права вступать в брак. Муж и жена поэтому всегда принадлежали к разным родам, а каждая семья всегда состоя­ла из членов по меньшей мере двух родов. Несколько родственных между собой родов образовывали племя. Каждое племя имело свою территорию. Все члены племени говорили на одном языке.

Продолжая свои исследования, Морган об­наружил сходное общественное устройство и у остальных племен североамериканских ин­дейцев. А как обстоит дело у других народов мира? И Морган разослал письма буквально во все концы земли. Полученные им ответы были удивительно однообразны. Оказалось, что у всех без исключения культурно отсталых народов —w . у полубродячих охотников и со­бирателей, и у оседлых земледельцев—пле­менной строй, родовая организация, отношения родства лежали в основе их общественного устройства. При этом чем ближе, чем теснее было родство, тем больше и чаще родичи были обязаны помогать друг другу. Недаром взаим­ная помощь, коллективизм отношений были основным законом жизни этих народов.

Обдумывая эти факты, Морган задал себе вопрос, а что, если этот общественный поря­док — обязательный этап.в историческом раз­витии человеческого общества? Но тогда он должен был господствовать в далеком прошлом и у ныне цивилизованных народов Европы и азии. С обычным для него энтузиазмом и энер­гией Моргай немедленно обратился к изучению прошлого греков, римлян, германцев. Резуль­таты исследований превзошли самые смелые его ожидания.

В 1877 г. в знаменитом труде «Древнее об­щество» Морган нарисовал величественную кар­тину истории первобытного общества. Морган доказал, что родо-племенной строй и отношения родства определяли в прошлом общественное устройство всех без исключения народов земли.

Материалистическое понимание истории

Карл Маркс и Фридрих Энгельс высоко оценили научный труд американского ученого. «Великая заслуга Моргана,— писал Энгельс,— состоит в том, что он открыл и восстановил в главных чертах эту доисторическую основу нашей писаной истории и в родовых связях североамериканских индейцев нашел ключ к важнейшим, доселе неразрешимым загадкам

древней греческой, римской и германской исто­рии». Маркс и Энгельс подошли к выводам Моргана с точки зренияматериалистического понимания истории. До Маркса и Энгельса уче­ные обычно считали, что история, в отличие от природы, не подчиняется никаким законам, а судьбы народов зависят исключительно от прихотей и поступков выдающихся деятелей:

вождей, полководцев, царей и пр.

Маркс и Энгельс впервые доказали, что исторический процесс направляется не созна­нием и волей отдельных личностей, а теми ма­териальными условиями, в которых люди жи­вут, трудятся, воспитывают своих детей. Маркс и Энгельс показали, что образ жизни людей прежде всего зависит от того, каким способом они добывают себе средства к существованию, т. е. от уровня общественного производства.

Мы уже знаем, что ученые, исследуя образ жизни культурно отсталых народов, обнару­жили значительное сходство в способах веде­ния хозяйства, в общественной жизни и в ре­лигии народов, отделенных друг от друга мо­рями и океанами, горами и пустынями.

Мы знаем также, что многие современные обычаи, обряды и верования культурно отста­лых народов удивительно напоминают обычаи, обряды и верования, о которых упоминается в мифах, легендах и исторических преданиях цивилизованных народов.

В свете материалистического понимания ис­тории эти удивительные на первый взгляд фак­ты получили объяснение. Все дело в том, что развитие производства и общественных отно­шений у различных народов подчиняется одним и тем же единым для всего человечества истори­ческим законам. Однако хозяйство и культура у одних народов развиваются быстрее, а у дру­гих медленнее. Там, где природные условия были более благоприятными, а людей было больше, развитие производства шло быстрее. И наоборот, там, где природные условия были особенно трудными, а людей жило сравнитель­но мало, производство развивалось медленнее. Вот почему наиболее отсталые народы живут в тропических джунглях, в пустынях, на севе ре Канады или там, где население в течение тысячелетий было изолировано от других наро­дов, как это случилось, например, с абориге­нами Австралии.

Поэтому-то «дикари» XIX в. и могут слу­жить своеобразным источником наших зна­ний о далеком прошлом человечества: ведь когда-то наши предки жили так же или, вер­нее, почти так же, как они.

Материалистическое понимание истории пер­вобытного общества наиболее четко и полно было изложено Энгельсом в 1884 г. в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства». С тех пор накопилось огромное количество новых сведений о далеком прошлом человечества. Следы существования первобыт­ных людей обнаружены археологами чуть ли не во всех уголках земли. Число находок не­прерывно растет.

Немало новых подробностей узнали за это время ученые и о жизни современных культурно отсталых народов. Благодаря всему этому наши знания о первобытном обществе стали значи­тельно полнее и конкретнее. Однако книга Энгельса до сих пор по праву остается настоль­ной книгой каждого, кто серьезно интересу­ется историей первобытного общества.

Что такое первобытнообщинный строй

Мы познакомились с историей возникнове­ния науки о первобытном человечестве. Теперь мы вправе спросить: а как же выглядело пер­вобытное общество в целом и каковы его отли­чительные черты?

Весь первоначальный период человеческой истории, начиная с появления древнейших обезьянолюдей и кончая возникновением пер­вых классовых обществ, ученые называют эпо­хой первобытнообщинного строя или эпохой доклассового общества. Эта самая длительная в истории человечества эпоха делится на две части. Первая часть охватывает время от оче­ловечения обезьяны вплоть до появления че­ловека современного вида; иначе говоря, пер­вая часть — время становления человека и обще­ства (тод.т. 7 ДЭ, ст. «Происхождение человека»). Вторая часть начинается с момента возникно­вения людей современного вида и кончается вместе с самим доклассовым обществом. Самой главной и самой важной особенностью первобыт­нообщинного строя было отсутствие эксплуата­торов и эксплуатируемых, богачей и бедняков. Оказывается, десятки и даже сотни тысяч лет люди прекрасно обходились без частной собст­венности. Люди доклассового общества жили сравнительно немногочисленными и относи­тельно самостоятельными группами — община­ми. Все члены общины были равны, все без исключения участвовали в общественном про­изводстве, сотрудничая друг с другом и помо­гая друг другу в беде. Это и понятно: люди мало знали об окружающем их внешнем мире, их

СРЕДНИЕ ВЕКА

Средние века, средневековье—так назвали гуманисты — люди эпохи Возрождения время от падения Западной Римской империи до начала Возрождения (XIV—XVI вв.). Гуманисты ставили себе в заслугу то, что они возродили литературу, науку и искусство древних греков и римлян откуда происходит и само название целой исторической эпохи — «Возрождение».

Предшествующий период гуманисты считали временем варварства и невежества, когда господствовали всяческие суеверия, поддерживаемые католической церковью. Период между античной культурой и Возрождением гуманисты стали называть средним веком, средневековьем. С XVII в. это название вошло во все учебники истории и сохранилось в буржуазной литературе до наших дней. Начало средних них веков буржуазные историки связывают с падением Западной Римской империи (V в. н. э.),

конец — со взятием Константинополя турками (1453) или открытием Колумбом Америки (1492).

Марксистская историческая литература тоже пользуется понятием «средние века», но вкла­дывает в него другое содержание. Сред­невековье — это в р е м я господства феодального строя. По учению Маркса — Энгельса — Ленина, исто­рия человеческого общества развивается зако­номерно и в своем развитии переходит от одного строя хозяйственных и общественных отноше­ний к другому, более совершенному и прогрес­сивному. Средние века — период от падения рабовладельческого строя до появления капи­талистического. Начало средних веков на тер­ритории Европы относится ко времени падения Западной Римской империи под ударами вар­варов, т. е. германцев и славян. С их приходом пал рабовладельческий строй и начался про­цесс образования феодального строя. Концом средних веков марксистская наука считает время первых буржуазных революций.

В странах Востока (государствах древней культуры, таких, как Китай, Индия и др.) фео­дальный строй сложился раньше, чем в Европе, но просуществовал дольше. Страны Восто­ка развивались медленнее, чем европейские, в частности потому, что европейские колони­заторы с XVII в. порабощали и огрубляли эти страны.

Феодальный строй отличается от рабовла­дельческого тем, что трудящиеся уже не рабы, а крепостные, или зависимые, люди, т. е. люди, обязанные жить в определенном месте и рабо­тать на определенного господина — сеньора («сеньор» — значит старший). Положение кре­постного и зависимого человека при феодализ­ме немногим легче, чем раба. Крепостной не мог уйти от своего господина— сеньора. Он был прикреплен к земле, т. е. к своему участку и к своему господину (откуда и само название его— «крепостной»). Крепостной обязан был работать на полях сеньора, или, как говорили на Руси, на своего барина (откуда этот вид работы и на­зывался — барщина), но, в отличие от раба, крепостной имел собственное хозяйство, которое он вел на участке земли, принадлежавшей гос­подину, имел свою семью (рабы, как правило, не имели семьи).

Иногда крепостной, кроме барщины или вза­мен ее, обязан был отдавать господину — се­ньору часть продуктов, которые он получал в своем хозяйстве (оброк), или, как это было в более позднее время, платить определенную денежную сумму.

Кроме крепостных, в средние века были кре­стьяне, которые находились в менее тяжелой зависимости: они несли меньшую барщину, платили меньший оброк, чем крепостные, могли уходить от своего господина и переходить к другому либо уходить на заработки в города.

Так как при всех условиях крепостной, или зависимый, человек работал не только на господина, но и на себя, то он был больше заинтересован в повышении производительности своего труд чем раб. Поэтому феодальный строй более прогрессивен, чем рабовладельческий.

Эпоха феодализма длилась в Европе свыше тысячи лет. Ее делят на три периода: V—XI вв. — раннее средневековье, когда вся хозяйственна жизнь сосредоточивалась в деревне; XI—XV вв.- период развитого феодального способа производства, когда ремесло отделилось от сельского хозяйства и появились города как центры ремесла и торговли; последний период, до середины XVII в.,— разложение феодального строя и появление в недрах феодализма элемент капиталистического хозяйства.

Средние века — это время крупных крестьянских восстаний против феодалов и феодальных порядков, время борьбы горожан с феодала и всего народа с самой реакционной силой средневековья—католической церковью. Имей бога церковники внушали подданным, что их долг — беспрекословно повиноваться господи Тех, кто был с этим не согласен, предавали пыткам и казням. Вместе с тем история среди) веков — это также история развития просвещения, появления первых школ и университете Отдельные роднички новой культуры к концу средних веков слились в единый поток и образовали могучее культурное движение, которое зазвали Возрождением.

В средние века зародились и сформировались современные европейские государств развилась наука и своеобразное искусство |литература. Со времени буржуазных революций в передовых странах мира установился капиталистический строй и господство буржуазии. Однако во многих странах Азии и Африки еще и до сих пор сохраняются феодальные порядки.

НОВОЕ ВРЕМЯ

Мы живем в эпоху крушения капитализма. Социализм восторжествовал в нашей стране и одержал решающие победы в ряде других стран. Социалистические революции в странах Европы, Азии и Америки привели к образова­нию мировой социалистической системы. Более трети населения земного шара освободилось от эксплуататоров. СССР—самая передовая страна в мире—уже строит коммунизм. Вопрос о строи­тельстве коммунизма в других социалистических странах стоит на очереди. Мощная волна на­ционально-освободительных революций сметает колониальную систему. В Азии, Африке и Америке идет борьба за освобождение от коло­ниального ига.

Новая история, или новое время в истории человечества,—это эпоха капи­тализма от его возникновения и до на­чала его крушения в Октябре 1917 г. Новую историю делят на два периода: от английской буржуазной революции середины XVII в. (1640) до Парижской коммуны (1871) и от Парижской коммуны до Великой Октябрьской социалисти­ческой революции.

Капитализм вступил в период крушения. Надо знать историю капитализма. Это помо­жет нам разобраться во многих событиях на­ших дней.

В капиталистическом обществе существуют два основных класса: буржуазия и пролетариат. Однако население капиталистических стран состоит не только из рабочих и буржуазии. Почти во всех странах есть крестьяне, поме­щики, мелкие торговцы, ремесленники и др.

Буржуазные ученые говорят, что рабочий «свободен, как птица». Но это не так, хотя наемные рабочие при капитализме лично сво­бодны. Дело в том, что пролетарии не имеют своих средств производства и своего хозяй­ства. Фабрики, заводы, шахты, железные до­роги принадлежат буржуазии. Поэтому про­летарий вынужден продавать свою рабочую силу предпринимателю: наниматься на ману­фактуру, фабрику, завод,— иначе он и его семья умрут с голоду.

Капиталистическое производство начало возникать еще в эпоху феодализма — в средние века. В XVI—XVII вв., после Великих геогра­фических открытий, которые проложили морской путь в Азию, Америку, Австралию и Океанию, началось закабаление и ограбление европей­скими колонизаторами народов вновь открытых

стран. «Рыцари наживы» беспощадно грабили захваченные страны.

В Англии, Голландии, Франции и других европейских государствах, которые захватили колонии, скапливались крупные капиталы. В XVII в. в ряде стран уже существовали ману­фактуры — крупные предприятия, принадле­жавшие капиталистам, на которых работали наемные рабочие. Но машины на мануфакту­рах применялись мало. Товары изготовлялись в основном вручную.

Англия была первой страной, где не только накопились крупные капиталы у буржуазии, но была и масса свободных рабочих рук: кре­стьяне, согнанные крупными землевладель­цами с земли, вынуждены были искать работу на мануфактурах, а позднее на фабриках. В середине XVII в. в Англии произошла бур­жуазная революция, утвердился новый, капита­листический строй. Английскую революцию считают началом нового времени, хотя в других странах Европы и Азии еще продолжали сущест­вовать феодальные порядки, а на значительной части территории Африки, Америки и Австра­лии сохранялся первобытнообщинный строй.

Освобожденная революцией от оков феода­лизма, Англия развивалась быстрее других стран. В последние десятилетия XVIII в. в Анг­лии начался промышленный переворот. Рас­пространение машинного производства и паро­вого транспорта ускорило победу капитализма в Европе и США и способствовало.закабале­нию колоний. В колониальных странах рынки наводнялись привозными фабричными изделия­ми. Местное ремесло разрушалось, а тысячи ремесленников разорялись.

Важнейшим событием первого периода но­вой историй была буржуазная революция во Франции (1789—1794). Она подняла народные массы на борьбу против отжившего строя. Ре­волюция решительно, до основания разрушила феодальные порядки во Франции. Она происхо­дила под лозунгами свободы, равенства и брат­ства. Однако во Франции вместо гнета феодалов установился гнет капиталистов.

После французской буржуазной революции капитализм победил в ряде стран Европы, и Аме­рики. Чем больше появлялось фабрик, заво­дов, железных дорог, тем многочисленнее и орга­низованнее становился пролетариат. Рабочие устраивали стачки и поднимали восстания против эксплуататоров, борясь за лучшие

условия существования, а с серединыXIX в. началась борьба пролетариата за власть.

В 1848 г. вышел в свет «Манифест Комму­нистической партии», написанный Марксом и Энгельсом. В «Манифесте» раскрыты законы истории человеческо­го общества. Маркс и Энгельс научно доказали, что капитализм не вечен и будет унич­тожен пролетарской революцией. Они полностью обосновали неизбежность победы социализма.

В 1871 г. в Париже впервые в мировой исто­рии рабочим удалось захватить власть и соз­дать пролетарское государство — Парижскую коммуну. Героически боровшаяся Коммуна просуществовала только 72 дня. К власти вер­нулась крупная буржуазия. Со времени Па­рижской коммуны начался второй период новой истории — период упадка капитализма и пере­растания его в империализм.

До 1917 г. Россия отставала в своем разви­тии от передовых стран — Англии, Франции, Германии, США. Татаро-монгольское иго, длившееся более двух столетий, задержало ее развитие. В 1649 г., когда в Англии победила буржуазная революция и был казнен король Карл I, в России еще только оформлялось закрепощение крестьян.

Крепостное право долго задерживало раз­витие капитализма в России. И только после освобождения крестьян в 1861 г. в России начался период капитализма.

На рубеже XIX и XX столетий капитализм вступил в новую и последнюю стадию своего развития — империализм, или моно­полистический капитализм. В это время образовывались мощные объедине­ния крупнейших промышленников и банки­ров — монополии. Они захватили руководство всей хозяйственной жизнью капиталистических стран, подчинили себе буржуазные парламен­ты, государственный аппарат. В руках моно­полистов оказались школы, университеты, научные учреждения, печать, театр, кино.

Империалисты доводят до крайности эксплуа­тацию народов своих стран, закабаляют и гра­бят народы других стран, особенно отсталых. Крупные капиталисты получают огромные при­были от производства оружия, строительства военных кораблей и т. п., поэтому они стоят за бешеную гонку вооружений, за войны.

В концеXIX в., когда захват колоний был уже завершен, начались грабительские войны

между империалистическими странами за пере­дел колоний, за передел мира.

Первая мировая война 1914—1918 гг. была империалистической войной за передел мира.

Может показаться, что, вступив в стадию империализма, капитализм достигает своей наибольшей силы, но это не так. Монополии не заинтересованы в производстве дешевых то­варов для народа. Им выгоднее поддерживать высокие цены, чтобы получать наибольшую прибыль. При империализме замедляются тем­пы роста производства, многие предприятия не используются на полную мощность, а мил­лионы людей обречены на безработицу.

Империализм — это капитализм паразитиче­ский, загнивающий, умирающий. Револю­ционные рабочие и их марксистские партии борются за свержение капиталистического строя. Усиливается освободительное движение народов колоний. Крайне обостряется борьба и между самими капиталистическими госу­дарствами. Обострение всех противоречий ка­питализма ослабляет его и подводит к проле­тарской революции. Империализм— это канун пролетарской рево­люции, так учил Ленин.

На рубеже XIX и XX вв. Россия, где про­тиворечия империализма приобрели особую остроту, стала страной самого передового в ми­ре рабочего движения. Только в России воз­никла подлинно революционная марксистская партия, большевистская партия" во главе с Ле­ниным. Когда в 1914 г. капиталисты в погоне за прибылями развязали мировую войну, только большевики во главе с Лениным последователь­но боролись за мир, за пролетарскую револю­цию. В 1917 г. в России победила пролетарская революция, совершившаяся под руководством ленинской Коммунистической партии.

Буржуазные революции, ограничивались лишь заменой — феодализма капитализмом;

Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила частную собственность на средства производства и всякую эксплуатацию человека человеком, вырвала самые корня эксплуатации. С 1917 г. начался период крушения капитализма и победы социализма — сначала в России, затем в других странах. В России была установлена диктатура пролетариата — новый тип демократии, демократии для трудя­щихся. Октябрь 1917 г. открыл новый период всемирной истории — новейшую историю.

Список литературы.

www.ronl.ru

История Древнего Мира | Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Древние славянеТемаКлассТипРазноеДревний ЕгипетТемаКлассТипДревний КитайТемаКлассТипДревний РимТемаКлассТипБыт, культура, религия и наука Древнего РимаРазноеРимская Империя (27 г. до н. э. — 476 г.)Поздняя Римская империя. Доминат (284 — 476 гг.)Ранняя Римская империя. Принципат (27 г. до н. э. — 284 г.)Римская Республика (509 — 27 гг. до н. э.)Поздняя Римская Республика (264 — 27 гг. до н. э.)Ранняя Римская Республика (509 — 265 гг. до н. э.)Царский период (753 — 509 гг. до н. э.)Древняя ГрецияТемаКлассТипБыт, культура, религия и наука Древней ГрецииДревняя Греция (XI в. — 146 г. до н. э.)Архаический период (VIII — VI вв. до н. э.)Классический период (V — IV вв. до н. э.)Общие темыТёмные века, Гомеровская эпоха (XI — IX вв. до н. э.)Эллинистический период (IV в. — 146 г. до н. э.)РазноеЭгейская цивилизация (XXX — XII вв. до н. э.)Ахейская (Микенская) цивилизацияМинойская цивилизацияДревняя ИндияТемаКлассТип
Краткие сведения по теме: «Древние славяне и их соседи» (в таблицах)6Таблица
Архитектура и искусство Древнего ЕгиптаРелигия, мифология и культура Древнего Египта6Доклад
Власть и культ фараонаОбразование Египетского государства6Доклад
Войны Рамзеса II с хеттамиРасцвет и могущество Древнеегипетского государства6Доклад
Древнеегипетское обществоОбщество Древнего Египта. Быт и хозяйство6Доклад
Древнейшие культы (Боги: Ра, Тот, Себек, Сехмет, Сет, Изида). Суд Озириса (Осириса)Религия, мифология и культура Древнего Египта6Доклад
Краткая информация по теме: «Древний Египет» (в таблицах)6Таблица
Литература Древнего Египта (кратко)Религия, мифология и культура Древнего Египта6Доклад
Население Древнего ЕгиптаОбразование Египетского государства6Доклад
Научные знания в Древнем ЕгиптеРелигия, мифология и культура Древнего Египта6Доклад
Образование в Древнем Египте (кратко)Религия, мифология и культура Древнего Египта6Доклад
Объединение ЕгиптаОбразование Египетского государства6Доклад
Оросительное земледелие в Египте (кратко)Общество Древнего Египта. Быт и хозяйство6Доклад
Письменность древних египтянРелигия, мифология и культура Древнего Египта6Доклад
Превращение Египта в могущественное государство. Среднее и новое царствоРасцвет и могущество Древнеегипетского государства6Доклад
Природно-географические условия Древнего Египта. НилОбразование Египетского государства6Доклад
Причины упадка Древнего Египта в конце II тыс. до н. э. Позднее царствоРасцвет и могущество Древнеегипетского государства6Доклад
Реформа ЭхнатонаРасцвет и могущество Древнеегипетского государства6Доклад
Роль религиозных верований в жизни древних египтян (кратко)Религия, мифология и культура Древнего Египта6Доклад
Строительство пирамидОбразование Египетского государства6Доклад
Древнекитайская империя Цинь (221 г. до н. э. — 202 г. до н. э.)6Доклад
Империя Хань (202 г. до н. э. — 220 г. н. э.)6Доклад
История создания Великой Китайской стены. Смерть Цинь Шихуанди6Доклад
Китайские церемонии (кратко)Религия и культура Древнего Китая6Доклад
Конфуций и его учение (конфуцианство)Религия и культура Древнего Китая6Доклад
Краткие сведения по теме: «Древний Китай» (в таблицах)6Таблица
Культура Древнего КитаяРелигия и культура Древнего Китая6Доклад
Природно-географические условия Древнего Китая6Доклад
Учение Лао Цзы (даосизм)Религия и культура Древнего Китая6Доклад
Хозяйственная и повседневная жизнь в Древнем Китае6Доклад
Природа и население Апеннинского полуострова6Доклад
Хозяйство древних римлян6Доклад
Военное дело древних римлянРимская армия6Доклад
Краткие сведения по теме: «Древний Рим в Царский период и период Республики (VIII—I вв. до н. э.)» (в таблицах)6Таблица
Легенды о происхождении города Рима6Доклад
Краткие сведения по теме: «Поздняя Римская империя. Доминат (284 — 476 гг.)» (в таблицах)6Таблица
Краткие сведения по теме: «Ранняя Римская империя. Принципат (27 г. до н. э. — 284 г.)» (в таблицах)6Таблица
Восстание Спартака6Доклад
Гибель Карфагена. Третья Пуническая война (149-146 гг. до н. э.)Пунические войны6Доклад
Диктатура Луция Корнелия Суллы6Доклад
Македонские войны II в. до н. э. и образование новых провинций6Доклад
Общественно-политическая борьба в Риме. Тиберий и Гай Гракхи6Доклад
Первая Пуническая война (264-241 гг. до н. э.)Пунические войны6Доклад
Первый триумвират (кратко)6Доклад
Поход Ганнибала в Италию. Вторая Пуническая война (218-201 гг. до н. э.)Пунические войны6Доклад
Римская армия эпохи Поздней Республики. Реформа Гая МарияРимская армия6Доклад
Римское общество во II-I вв. до н. э.6Доклад
Борьба плебеев и патрициев в Риме6Доклад
Завоевание Римом Италии6Доклад
Ранняя Римская республика: организация власти и общество6Доклад
Возникновение города Рима и правление царей6Доклад
Архитектура, скульптура и живопись в Древней Греции6Доклад
Греческая религия. Основные религиозные центры6Доклад
Древнегреческая наука6Доклад
Культура и наука Древней Греции эпохи эллинизма6Доклад
Население Древней Греции и окружающих земельПрирода и население Древней Греции6Доклад
О героях древнегреческих мифов6Доклад
Общегреческие праздники (Дионисии, Великие Панафинеи, Антестерии). Олимпийские игры6Доклад
Основные культурные достижения греческой цивилизации (кратко)6Доклад
Повседневная жизнь, обычаи и традиции древних греков6Доклад
Природно-географическое положение Балканского полуострова и островов Эгейского моряПрирода и население Древней Греции6Доклад
Семья, брак и воспитание детей в Древней Греции6Доклад
Театр, литература, ораторское искусство в Древней Греции6Доклад
Хозяйство древних греков (кратко)6Доклад
Хозяйство древних греков в XI—VI в. до нашей эрыТёмные века — Архаический период (XI — VI вв. до н. э.)6Доклад
Великая греческая колонизация6Доклад
Возвышение Спарты во второй половине VI в. до н. э.Древняя Спарта6Доклад
Греческая тирания6Доклад
Законы ЛикургаДревняя Спарта6Доклад
Мифы древней Аттики (кратко)Афинское государство6Доклад
Общественная, хозяйственная и духовная жизнь в древнегреческих колонияхАнтичные города-государства в Северном Причерноморье6Доклад
Объединение Аттики. Становление Афинского государстваАфинское государство6Доклад
Основные города-колонии Северного ПричерноморьяАнтичные города-государства в Северном Причерноморье6Доклад
Появление писаных законов в Греции6Доклад
Реформы (законы) СолонаАфинское государство6Доклад
Свержение тирании, реформы Клисфена и завершение формирования Афинского государстваАфинское государство6Доклад
Социальный и государственный строй СпартыДревняя Спарта6Доклад
Тирания ПисистратаАфинское государство6Доклад
Марафонская битва (12 сентября 490 года до н. э.)Греко-персидские воины6Доклад
Основы афинской демократии, права и обязанности гражданинаРасцвет афинской демократии6Доклад
Пелопоннесская война (431 — 404 гг. до н. э.)Расцвет афинской демократии6Доклад
Первый Афинский (Делосский) морской союз (кратко)Греко-персидские воины6Доклад
Персидское вторжение в ГрециюГреко-персидские воины6Доклад
Политическое устройство АфинРасцвет афинской демократии6Доклад
Поход Ксеркса (480 — 479 гг. до н. э.)Греко-персидские воины6Доклад
Саламинская битва (28 сентября 480 до н. э.)Греко-персидские воины6Доклад
Утверждение демократии в Афинах при ПериклеРасцвет афинской демократии6Доклад
Военная организация и организация власти у греков в XI—VI в. до нашей эрыТёмные века — Архаический период (XI — VI вв. до н. э.)6Доклад
Древнегреческое общество в поэмах ГомераТёмные века — Архаический период (XI — VI вв. до н. э.)6Доклад
Краткие сведения по теме: «Древняя Греция в VIII-IV вв. до н. э.» (в таблицах)6Таблица
Возникновение Спартанского государстваДревняя Спарта6Доклад
Возвышение Македонии при Филиппе IIКризис греческой государственности и возвышение Македонии6Доклад
Краткие сведения по теме: «Древняя Греция в Эллинистический период (IV в. — 146 г. до н. э.)» (в таблицах)6Таблица
Начало военных действий Александра Македонского против ПерсииВосточный поход Александра Македонского и образование его империи6Доклад
Образование империи Александра Македонского (334 — 325 гг. до н. э.)Восточный поход Александра Македонского и образование его империи6Доклад
Окончательное поражение Дария IIIВосточный поход Александра Македонского и образование его империи6Доклад
Покорение Греции МакедониейКризис греческой государственности и возвышение Македонии6Доклад
Политическая раздробленность и междоусобицы в ГрецииКризис греческой государственности и возвышение Македонии6Доклад
Походы Македонского в Среднюю АзиюВосточный поход Александра Македонского и образование его империи6Доклад
Расцвет эллинистических государствЭллинистические государства в IV—II вв. до н. э.6Доклад
Суть эллинизмаЭллинистические государства в IV—II вв. до н. э.6Доклад
Краткие сведения по теме: «Древняя Греция во II — первой половине I тыс. до н. э.» (в таблицах)6Таблица
Основные периоды истории Древней Греции6Доклад
Археологическое открытие ахейской цивилизации, её основные центры6Доклад
Рассказы об ахейцах6Доклад
Расцвет и упадок ахейской дворцовой цивилизации6Доклад
Археологическое открытие минойской цивилизации, её основные центры6Доклад
Рассказы о древнейшей истории Греции6Доклад
Расцвет и упадок минойской дворцовой цивилизации6Доклад
Возникновение буддизмаРелигия и культура Древней Индии6Доклад
Возникновение индуизма (кратко)Религия и культура Древней Индии6Доклад
Вторжение ариев. Возникновение цивилизации в долине Ганга6Доклад
Государство Ашоки (кратко)6Доклад
Древнейшая цивилизация в долине Инда6Доклад
Древнейшие культы Индии. ВарныРелигия и культура Древней Индии6Доклад
Кастовое деление общества в Древней Индии (кратко)Религия и культура Древней Индии6Доклад
Краткие сведения по теме: «Древняя Индия» (в таблицах)6Таблица
Культура Древней ИндииРелигия и культ

worldofschool.ru

Древний мир — реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

 «  Древний мир»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

                                                                        Ученица 10 группы    Кириллова  Татьяна 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДРЕВНИЙ МИР                              

Еще в глубокой древности  люди находили в земле странные каменные предметы,

удивительно напоминающие по форме изделия из металла: топоры, наконечники

стрел и копий, охотничьи  ножи, пилы... Сверхъестественное происхождение

подобных находок ни у  кого не вызывало сомнений. На древнем  Востоке

поклонялись «громовым топорам» как таинственным и грозным божествам. Древние

греки и римляне считали, что камни, похожие на наконечники  стрел,—«острия

громовых стрел»— могут  отклонять удары молний и отводить

вредоносные чары волшебников. Подобные, суеверия сохранялись и в средние века.

Лишь в XVI и ХУЦ вв. некоторые  ученые начали наконец догадываться, что

«громовые топоры» и «острия  молний» созданы человеческими руками. Такому

совершенно новому взгляду  способствовали Великие географические открытия

XVI—XVIII вв. (см. т. 1 ДЭ, ст. «Эпоха' Великих географических открытий»).

Изумленной Европе открылся целый мир народов, населявших обширные

пространства Северо-Восточной  и Южной Азии, Тропической Африки, Америки,

Австралии и Океании. Мореплаватели и землепроходцы сообщали все новые и

новые сведения о «диких»  народностях, которые были незнакомы  с добыванием и

употреблением металлов и  изготовляли утварь и орудия из камня, кости, дерева

и раковин морских моллюсков. В музеях Парижа, Лондона, Мадрида, Лиссабона,

Амстердама и Петербурга появилось множество изделий этих народов.

Оказалось, что каменные орудия «дикарей» удивительно схожи  с «громовыми

топорами» и «остриями  молний». Более того, у многих ученых возникла смелая

для этой эпохи мысль о  том, что не только орудия из камня  или кости, но и

весь образ жизни современных  «дикарей» во многом похож на образ  жизни

первобытных предков цивилизованных народов. В дальнейшем десятки энтузиастов

путешественников и исследователей, собрали богатейшие сведения о

«малокультурных», как их тогда называли, народах.

  Сцена охоты. Наскальный. рисунок. Мезолит.

   

 

32 года среди  диких австралийцев

Одним из первых европейцев, кто близко, на собственном опыте, узнал жизнь

диких племен, был Вильям Бакли. В начале XIX в.  вместе с другими

осужденными привезли из Англии в Порт-Филлип. Здесь тогда находилась одна из

каторжных тюрем, выстроенных  английскими властями в далекой  Австралии.

Через три месяца Вильям Бакли бежал, но заблудился в окрестных лесах.

Случайно наткнувшиеся на обессилевшего Бакли аборигены (коренные жители

Австралии) спасли его от голодной смерти.

Вильям Бакли прожил среди аборигенов Юго-Восточной Австралии 32 года и

вернулся в цивилизованный мир уже в преклонном возрасте. Его подробный

многодневный рассказ  был записан и издан в 1835 г.

Аборигены Австралии ничего не знали о земледелии, и у них  не было домашних

животных, если не считать полудикой собаки динго. Все орудия они изготовляли

из камня, раковин, костей и дерева. Этими грубыми инструментами они

мастерили охотничье оружие, браслеты и пояса, плели мешки  и сумки, вили

веревки. Огонь добывали трением друг о друга двух палок.

Из года в год кочевали аборигены в поисках пищи. Охотились  на животных и

птиц, ловили рыбу в реках  и озерах, выкапывали корни и луковицы растений,

собирали ягоды, листья, личинки  насекомых, опустошали птичьи гнезда,

отбирали мед у пчел и ос, вылавливали моллюсков и ракообразных на морском

побережье.

Там, где пищи было много, аборигены раз бивали лагерь, задерживаясь на одном

месте на два-три дня, а то и на несколько месяцев. При длительных остановках

строили прочные хижины-шалаши, из жердей, веток, камней, земли, торфа.

Посуды для приготовления  пищи у австралийцев не было. Зато каждая

австралийская семья имела  в своем распоряжении так называемую зернотерку —

большой плоский камень, на котором женщины небольшим  булыжником растирали

твердые корни и зерна, раскалывали орехи, дробили кости животных. Корни,

клубни, семена предварительно вымачивали в воде или подпекали в костре, а уж

затем растирали на камне. Змей сворачивали кольцом и запекали в золе. Мелких

животных, птиц, гусениц и улиток жарили на углях. Крупную дичь разрубали на

части и жарили на раскалённых  камнях, забросав сверху кусками коры и песком.

    

    

    

     КАМЕНЫЕ ОРУДИЯ ПЕРВОБЫТНОГО человека

      

 

     

 

Как только естественные запасы пищи истощались, люди двигались дальше,

захватывая весь свой немудреный скарб. Мужчины несли каменные топоры, копья,

метательные палицы — бумеранги, палки для добывания огня;

женщины — корытца из коры, сосуды для воды из сушеных  тыкв, мешки и сумки,

плетенные из растительных волокон, зернотерки. Женщины переносили и

маленьких детей.

Единственной одеждой  взрослым, служили наброшенные на плечи и подвязанные

спереди у шеи шкуры  кенгуру или динго.

Каждая община, т. е. группа совместно живущих людей, состояла из некоторого

числа семей. Между общинами обычно царил мир. Порой они враждовали, и изредка

дело даже доходило до вооруженных столкновений. Но чаще общины приглашали

друг друга в гости, устраивая время от времени шумные совместные пиры,

празднества, вместе охотились  и ловили рыбу, регулярно обменивались пищей и

изделиями;

члены соседних общин вступали в браки и т. д.

 

 

    

 

    

     Орудия неолита, четыре наконечника стрел, шлифованный топор, долото.

 

Аборигены Австралии отнюдь не были каким-то странным исключением. Со

временем племена полу бродячих охотников и собирателей были обнаружены

учеными и путешественниками и во многих других уголках мира:

в Северной и Южной Америке—индейские  племена (шошоны, команчи, индейцы

Калифорнии,

ботокуды, огнеземельцы и многие другие), в

Африке — бушмены, в  Юго-Восточной Азии — кубу, андаманцы, тоала, ееманги,

аэта. Повсюду основные средства труда этих народов, их хозяйственный и

семейный быт, общинная организация  в главных своих чертах, несмотря на

тысячи местных особенностей, были удивительно похожи.

     Длинные дома ирокезов

И все же в новом мире, впервые открывшемся европейцам, племен охотников и

собирателей оказалось не так уж много. .Большинству народов Азии, Африки,

Америки и Океании давно  были известны земледелие и скотоводство. Однако

многие из этих народов  не умели еще добывать и обрабатывать металлы, и вся их

жизнь разительно отличалась от европейской своей простотой и отсутствием

эксплуатации человека человеком. К числу таких народов относились и

ирокезы, племена которых  в начале XVII в. заселяли обширные пространства по

берегам североамериканских озер Онтарио и Эри.

Жили ирокезы в так  называемых длинных домах. В селении  стояло обычно от 10 до 30

длинных домов. Каждый из них  при ширине в 6—10 м. и высоте до 8 л» был

длиной от 60 до 90 м.

Население одного длинного дома вело общее хозяйство. В каждой овачире — так

называлось это домохозяйство  — насчитывалось от 50 до 200 человек (т. е.

10—12 и более семей). Всеми домашними делами управляла умная, энергичная,

обычно пожилая женщина, которую выбирали из своей среды замужние ирбкезки.

Подобно аборигенам Австралии, ирокезы изготовляли оружие и орудия из камня,

дерева, кости. Но основным источником существования ирокезов были „не  готовые

дары природы, а выращиваемые на предварительно обработанной земле растения.

Главной земледельческой  культурой у ирокезов была кукуруза (маис), поля

которой занимали десятки  и сотни гектаров. На обширных полях, возделанных

ирокезами, росли также тыквы и бобы, на огородах около домов — табак,

подсолнечник, земляная груша, горох, конопля, арбузы и кабачки.

Ирокезы обрабатывали землю  главным образом при помощи длинной  заостренной

палки. Для рыхления почвы применялась и деревянная лопата. И мужчины .и

женщины работали сообща, коллективно. Сев продолжался с апреля по июнь;

сбор урожая— с августа по октябрь.

Кукурузу хранили в  глубоких ямах, выкопанных в сухих песчаных местах и

выстланных  сухими листьями и еловыми ветвями. Хранили кукурузу и в виде

длинных гирлянд, которые плели долгими осенними вечерами все жители поселка

— мужчины и женщины, молодежь и старики. Сплетенные гирлянды развешивались

под скатами крыш и под  специально выстроенными навесами или внутри жилища в

виде своеобразных занавесей. Были у ирокезов и амбары — круглые высокие

башни со стенами из коры вяза. Благодаря всему этому ирокезы  запасали столько

зерна, сколько им было необходимо до нового урожая.

В конце октября, после  уборки кукурузы, мужчины на лыжах  отправлялись в леса

на охоту. В середине зимы охотники возвращались в селения, нагруженные

добычей. Охота давала не только мясо, но и шкуры, из которых  женщины

выделывали одежду, обувь, одеяла. А весной и летом мужчины ловили рыбу в

реках и озерах.

Примитивное земледелие лежит  в основе хозяйства очень многих народов. Одни из

них обитают в странах, где на смену жаркому лету приходит, суровая снежная

зима, другие — в царстве  вечнозеленой растительности. Одним  воды всегда не

хватает, другие постоянно  борются с избытком влаги в почве. Но где бы ни

жили народы-земледельцы, их быт, их общественная жизнь, их духовный мир, их

связи с другими народами — все это всегда неизмеримо сложнее, многогранная и

богаче, чем у любого народа — охотников и собирателей.

     Льюис Генри Морган

Однако вернемся к ирокезам. В ходе европейской колонизации большая часть

ирокезов была уничтожена или вытеснена со своих племенных территорий. Жалкие

остатки когда-то многолюдных  племен доживали свой век в разбросанных и

удаленных друг от друга, небольших деревнях. Здесь-то в 1818 г. около одного,

из ирокезских поселений  в небольшой живописной деревеньке с поэтическим

названием Аврора родился  будущий неутомимый исследователь культурно отсталых

народов Льюис Генри Морган.

Дети-ирокезы были его  сверстниками и товарищами по играм. С юношеских лет

Морган крепко дружил с  Элисрм Паркером — ирокезом из племени сенека. В

сопровождении своего друга Морган посещал селения ирокезов, изучал их прошлое

и современный быт, их общественные порядки. В 1847 г. некая компания добыла

у правительства обманным путем договор на уступку ей за ничтожную цену части

территории, еще остававшейся у племени сеека. Морган выехал в столицу США

Вашингтон и добился расторжения  жульнического |договора.

Ирокезы высоко оценили услугу Моргана. |S1 октября 1847 г. в торжественной

обстановке |Морган был принят в род Ястреб племени енека и получил имя

Лежащий поперек, что значило  в переносном смысле мост, указывая а роль

Моргана как посредника между  индейцами и «белыми». Став ирокезом, Морган

узнал много нового: старики  открыли ему немало сведений, державшихся в

строжайшем секрете от «бледнолицых»

Исследуя общественное устройство ирокезов, Морган узнал, что все

взаимоотношения между ирокезами  строго зависели от степени IX родства.

Кровные родственники овачир образовывали так называемый род. Каждый род unoa

родовое имя: Волк, Медведь, Олень, Черепаха, Бобр, Ястреб и т. д. Сородичи,

члены одного рода, были обязаны  помогать друг другу. Весь род нес

ответственность за преступление, совершенное кем-либо из его членов.

Деятельностью рода и его  сношениями с другими родами руководил  родовой совет,

в который ходили все взрослые мужчины и женщины. Мужчина и женщина,

принадлежавшие к од ному роду, не имели права вступать в брак. Муж и жена

поэтому всегда принадлежали к разным родам, а каждая семья  всегда состояла

из членов по меньшей мере двух родов. Несколько родственных между собой родов

образовывали племя. Каждое племя имело свою территорию. Все  члены племени

говорили на одном языке.

Продолжая свои исследования, Морган обнаружил сходное общественное устройство и

у остальных племен североамериканских индейцев. А как обстоит дело у других

народов мира? И Морган разослал письма буквально во все концы  земли. Полученные

им ответы были удивительно  однообразны. Оказалось, что у всех без исключения

культурно отсталых народов  —w. у полу бродячих охотников и собирателей,

и у оседлых земледельцев—племенной строй, родовая организация, отношения

родства лежали в основе их общественного устройства. При  этом, чем ближе, чем

теснее было родство, тем  больше и чаще родичи были обязаны  помогать друг другу.

Недаром взаимная помощь, коллективизм отношений были основным законом жизни

этих народов.

Обдумывая эти факты, Морган задал себе вопрос, а что, если этот общественный

порядок — обязательный этап .в историческом развитии человеческого

referat911.ru


Смотрите также