Эфес (Турция) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. Древняя греция эфес
Храм Артемиды в Эфесе: история строительства, описание, фото
История древнегреческого города Эфеса берет свое начало с 12 века до нашей эры – именно тогда было начато его строительство. По мере своего развития город процветал и со временем превратился в крупнейший торговый центр Малой Азии, и неспроста, ведь покровительствовала Эфесу Артемида – красавица-богиня плодородия и защитница животных, охотников и будущих матерей.
Набожными горожанами, которые ее почитали, было принято решение о возведении храма для поклонения ей и в ее честь. Планируя постройку этой уникальной конструкции, они преследовали две цели, одной из которых было наличие места для поклонения почитаемому божеству, а другой – привлечение потоков туристов в свой город, которые смогли бы приумножить городской бюджет.
Конечно, руками горожан Храм Артемиды в Эфесе не строился – для его возведения прибыл из Кносса известнейший в те далекие времена архитектор по имени Харсефрон, и по его задумке здание планировалось возводить из настоящего мрамора. Но это должна была получиться не обычная постройка, принимающая прихожан, а самый настоящий храм, находящийся в окружении двух рядов колонн, поражающих своими внушительными размерами. Великий мастер Харсефрон отличался незаурядными инженерными талантами, поэтому он вложил в свой проект самые смелые и оригинальные замыслы, которые только могли быть воплощены на тот момент в реальных условиях. Но по бюджету города вмешательство специалиста абсолютно никак не ударило – правитель Эфеса мог себе позволить раскошелиться на строительство такого солидного здания.
Впоследствии построенный храм не подчинялся властям Эфеса. Он являлся самостоятельной политической единицей, а управляла им коллегия жрецов. Если кто-либо из горожан желал приобрести право неприкосновенности, он должен был вступить на территорию храма без оружия в руках.
Особенности возведения Храма Артемиды Эфесской
Однако не все было так гладко, как хотелось архитектору. И первая трудность, с которой ему пришлось столкнуться, заключалась в отсутствии большого месторождения мрамора и известняка. Но власти города сделали все возможное, чтобы нужные материалы были найдены в достаточном количестве, и через некоторое время храм был успешно сооружен. Что касается 127 мраморных колонн, которые являлись «лицом» уникальной конструкции, их везли к месту строительства прямо из каменоломен, и рабочие для их доставки проделывали путь в десяток километров, ведь строительная площадка и каменоломни были расположены далеко друг от друга.
Чтобы не допустить разрушения храма при землетрясении, а история Эллады насчитывает их немало, конструкцию для поклонения Артемиде было решено возводить на болотистой местности. Строительство начиналось с рытья огромного котлована, который впоследствии был наполнен древесным углем и шерстью. Такая «начинка» фундамента храма и должна была послужить гарантом его устойчивости при любых обстоятельствах, поскольку подземные толчки при землетрясениях в той местности имели самую разную мощность и были способны разрушать любые сооружения.
Несущие конструкции храма были представлены мраморными колоннами, высота которых достигала 20 м. Неподъемные глыбы, из которых их собирали, сначала ставили на место при помощи специальных блоков, и лишь после этого скрепляли металлическими штырями. Когда здание было возведено полностью, и на нем появилась крыша, к работе приступили художники, украсившие его орнаментами и скульптурами.
Почему же Храм Артемиды со временем вошел в семь чудес Древнего мира? Дело в том, что украшением его главного зала стала 15-метровая статуя богини, инкрустированная золотом и драгоценными камнями. А к художественному оформлению помещения приложили руку самые талантливые скульпторы и художники, славные своим мастерством на всю древнюю Элладу. Слухи о святыне небывалой красоты практически мгновенно распространились по всей античной земле. Так Храм Артемиды за счет своей необычности и был причислен к чудесам света. И по сегодняшний день он считается крупнейшим храмом античной классики, превосходящим по размерам сам Парфенон – достопримечательность Афин. О величии Храма Артемиды можно судить даже только по одним размерам его платформы – она занимала 131 м в длину и 79 м в ширину.
Легенды, связанные со строительством Храма Артемиды Эфесской
Подобно любой конструкции античной древности, Храм Артемиды Эфесской окутан легендами. Если верить одной из них, история появления храма начинается со столкновения двух баранов, которым не хватило разума разойтись мирным путем, и один из них на скаку врезался крепкими рожками в скалу. Силы удара она не выдержала, и от нее отвалился кусок. Пастух, ставший свидетелем стычки баранов, разглядел на скале срез белейшего мрамора. Вскоре после этого события правитель Эфеса принял решение о строительстве храма, и мрамор для этой цели брался из указанного места, а сам пастух, именовавшийся Пиксодором, в дальнейшем был внесен в Евангелие как тот, кто принес народу благую весть.
А вот еще одна история, относящаяся к строительству храма напрямую. Из-за того, что его возведение было намечено рядом с рекой Каистрой, находящейся в окружении болотистых почв, все дополнительные работы велись в 12 км от самой платформы строительства. Тяжелейшие и громадные по размеру колонны, предназначенные для храма, имели проблемы со своей транспортировкой. Но архитектор Харсефрон и тут проявил изобретательность, предложив сделать отверстия в обоих концах колонн. В эти отверстия были вставлены прутья из металла, к которым были приделаны колеса. Так и доставлялись неудобные колонны на платформу будущего храма – на колесах, но быками, упорно перемещавшими их с помощью тросов.
Однако не успел талантливый Харсефрон довести начатое до конца полностью – ему не хватило жизни. Дело продолжил архитектор Метаген – его сын. Как бы там ни было, но примерно к 430 году до н.э. возведение храма все же было окончено, а на обозрение городских жителей и гостей Эфеса предстали более тысячи наименований скульптур, созданных самыми известными художниками. Конечно, большинство скульптур было представлено фигурами амазонок, ведь, если верить очередной античной легенде, именно они в свое время основали город Эфес.
О том, смог ли Храм Артемиды в Эфесе пополнить бюджет города, можно сказать следующее. Учитывая его местонахождение на главном экономическом перекрестке, с самых первых дней от начала своего существования храм был примечателен для всех жителей и гостей города, которые не скупились на пожертвования. А оставляли они их в виде самых дорогих товаров и ценных ювелирных изделий.
Кем был разрушен Храм Артемиды в Эфесе?
Согласно историческим летописям, впервые храм пострадал от рук Герострата в июле 356 г. до н. э. Свою варварскую выходку он объяснил возникновением дикого желания прославиться любой ценой. Как свидетельствует одна из легенд, в ночь сожжения храма богиня Артемида была занята рождением сына Александра Македонского, поэтому она и не смогла спасти сооруженный в ее честь храм. Впоследствии повзрослевший Александр задумал восстановить пострадавшую от рук варвара конструкцию, но горожане его не поддержали. И только тогда, когда сына Артемиды уже не было в живых, эфесцы все-таки восстановили божественный храм собственными силами.
На этом приключения величественного чуда света не заканчиваются. В 262 году до н.э. он был разрушен повторно, но эфесцы на этот раз потрудились восстановить его побыстрее. Их желание привести храм в порядок объяснялось тем, что многие горожане стали христианами сразу после того, как они увидели раскол алтаря Артемиды на множество частей. Это событие описано в книге Деяний Иоанна во 2 веке одним из Апостолов. Так в 4 веке до н.э. многие эфесцы приняли христианство, но римский император Феодосий возжелал закрыть все языческие храмы. И вот в 401 году до н.э. храм пострадал в третий раз – теперь уже от группы людей, возглавленной Иоанном Златоустом. Но предприимчивые эфесцы приспособили остатки храма для строительства других новых зданий. Сама природа скорбила из-за совершенного мародерства, и упрятала сооружение под землю, подмыв его водами подземной реки. Постепенно о Храме Артемиды в Эфесе забыли.
Восстановление Храма Артемиды Эфесской
Однако через полторы тысячи лет археолог Вуд, изучавший местность древней Эллады, обнаружил место, на котором стоял величественный храм, и даже нашел его некоторые останки, в том числе и фундамент. При более детальных исследованиях удалось найти следы того варианта храма, который был сожжен Геростратом.
Сегодня место Храма Артемиды обозначено единственной восстановленной колонной, находящейся в окружении руин. По словам историков, если бы храм не разрушался и в своем первоначальном виде сохранился бы до наших дней, он запросто затмил бы любой шедевр современного архитектурного искусства. Однако все, чем могут полюбоваться наши современники на земле древней Эллады, - это одна уцелевшая колонна.
Храм Артемиды в Эфесе на карте
putidorogi-nn.ru
Эфес (Турция) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации
Эфес (Efes) — древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес), южнее Смирны (совр. Измир) (современная территория Турции). В настоящее время археологическая зона Эфеса, размером более десяти километров, находится в окрестности города Сельчук, Турция. В музее Сельчука собраны уникальные находки из эфесских храмов.Эфес был заложен на берегу Эгейского моря и быстро развивался за счет торговли. Впоследствии море отошло, опустившись на 57 метров, что стало причиной быстрого упадка города. Сегодня развалины Эфеса находятся на расстоянии приблизительно 6 км от берега моря.Своей славой Эфес в большой степени обязан местному культу восточной богини плодородия, со временем отождествлённой с греческой богиней Артемидой. Поклонение богине идет с незапамятных времен, но строительство посвященного ей храма, одного из семи чудес света, началось в первой половине VI века до н. э.Население города достигало 200 тыс. жителей, и Эфес был вторым городом в Римской империи по размеру и значению после Рима.В 1869 году английскими учеными были произведены первые археологические раскопки Эфеса, в результате которых миру была открыта красота античного города (Википедия).
Согласно легенде, Андрокл, сын афинского правителя Кодра, получил от Дельфийского оракула приказ основать новый город. Место для нового города ему должны были указать огонь, рыба и дикий кабан. Андрокл отправился на поиски «знаков» вдоль берега Эгейского моря и высадился на берегу прекрасной бухты. Как раз в это время местные рыбаки жарили рыбу. От искры, которая вылетела из костра, загорелся куст, из которого выскочил потревоженный кабан. Здесь и был заложен город.Дикий кабан стал символом города, где ему был установлен памятник.Во время строительства города Андроклу пришлось встретиться с воинственным племенем амазонок, в одну из которых, Эфесию (что переводится как желанная), он влюбился. В честь неё и был назван город. Позднее почти все амазонки стали женами греков-поселенцев.Подробное описание истории Эфеса читайте в Википедии или смотрите на стендах ниже
www.dopotopa.com
Эфес – сказка из Древней Греции
Эфес в сегодняшней Турции – это не город, а огромный археологический комплекс, «музей под открытым небом», как его еще называют. Расположен он между Измиром и Кушадасами, всего в 3 км от города Сельчук. В Эфес приезжают многочисленные экскурсии, любознательные туристы стремятся прикоснуться к древним артефактам, услышать легенды Древней Греции и окунуться в сказочный мир богов и богинь.
А в эллинские времена это был великий город, являвшийся гордостью сначала Древней Греции, потом Рима, а затем и Византийской империи.
Знаменит древний Эфес прежде всего храмом Артемиды, который является одним из чудес света. К сожалению, храм был разрушен еще в V в, когда жители города приняли христианство. Сегодня в Эфесе можно увидеть только одну колонну, оставшуюся от археологического чуда, а когда-то их было 127, возвышающихся на высоту 18 метров!
Большую археологическую значимость город имеет в связи с огромным количеством находок, связанных с историей Римского периода. Библиотека Цельсия, Одеон, Храм Адриана, Храм Домициана, театр и агора – самые значимые, но далеко не все памятники истории Эфеса.
Важное значение имеет город и в истории христианства. Всего в 9 км от Эфеса расположен Дом Девы Марии, являющийся, по сути, храмом. Считается, что она жила там после смерти Христа. У входа в храм есть святой источник, который способен исцелять.
В пещере недалеко от города укрывались от преследований святые христиане. По легенде они проспали там несколько веков, за что город впоследствии стали называть «городом семерых спящих».
Эфес является далеко не единственным античным городом Турции, по развалинам которого можно прогуляться. Здесь таких интересных мест много. Даже большинство лучших курортов Турции могут похвастаться не только фешенебельными отелями и массой развлечений на любой вкус, но и удивительными археологическими находками разных эпох. Поэтому отдых в стране получается разнообразным и познавательным даже для самых ленивых туристов.
www.edemvturciu.ru
Эфес / Travel.ru / Турция
Самый больший и лучше всего сохранившийся древний город на берегу Эгейского моря и второй по значимости после Помпеев в Средиземноморье, древний Эфес - наиболее посещаемая достопримечательность в Турции. Легенды связывают появление города с именем Андрокла, сына правителя Афин Кодра, который по совету оракула прибыл в эти места, чтобы заложить храм Артемиды. Город получил свое название от имени амазонки Эфесии, возлюбленной Андрокла. Уже в X веке до н. э. на северном склоне горы Пион (сейчас - Моден, или Панайыр-Даг, 644 м) шумел большой по тем временам город, быстро ставший крупным торговым портом и конечной точкой многих торговых путей из Азии. Уровень моря в те времена был на 57 метров выше современного, поэтому город процветал, а культ Артемиды быстро "сросся" с древним азиатским культом Кибелы. Город был настолько богат, что не строил даже крепостных стен, надеясь только на авторитет своих храмов и политиков. Интересно, что когда лидийцы Креза в шестом столетии подошли к городу, местные жители не имели другой защиты, кроме веревок, ограждающих храм Артемиды, к тому времени уже имевшему статус одного из семи чудес света. Удивленный такой "наивностью", Крез не тронул город и даже внес вклад в храмовую казну.
Город был заложен на берегу Эгейского моря и быстро развивался за счет торговли. После землетрясения в III веке до н. э. море отступило, город и порт были перенесены Лисимахом на новое место, выше в гору (бывшая гавань превратилась в болото, которое и сейчас скрывает 80% древнего города), но море все мелело, и город стал быстро приходить в упадок (сегодня береговая черта проходит приблизительно в 10 км от руин). В период римского владычества город успел побывать столицей провинции Азия и украсился великолепными общественными зданиями и дворцами (в то время он был вторым городом империи после Рима!). Но в 262 году н. э. город почти полностью разрушается во время набега готов и на долгие века попадает в забвение. Лишь в 1869 году британскими археологами были открыты первые фрагменты "нового города" времен Лисимаха, а затем и другие кварталы этого уникального античного города.
Сам археологический участок Эфеса (открыт ежедневно с 8.30 до 18.30, зимой - до 17.30, вход - 15 TRY) вскрыл уже немало уникальных памятников, среди которых Одеон, или Малый театр (150 г. до н. э.), римская агора (II-IV вв. н. э.) с храмом Серапия, храм Адриана (118-138 гг. н. э.), огромная арена театра (III-II вв. до н. э.), так называемый путь Аркадия, термы Схоластики (V в. н. э.), укрытые защитным фасадом из стали и стекла фрески террасных зданий на улице Куретов и сам этот некогда богатый квартал особняков и вилл (I-VI вв. н. э.), фонтан Траяна и ворота Геркулеса, библиотека Цельсия (110-135 гг. н. э.) и связанный с ней подземным ходом Дом терпимости, Пританий и храм Гестии (Весты, III в. до н. э.), гимнасий и стадион Нерона, а также ворота Магнезии и термы Вариуса.
Чуть выше в гору над главным входом в археологический комплекс находится обширная сеть катакомб с овеянной легендами пещерой "Семь спящих" (открыт для посещения только нижний ярус).
Практически над стадионом Нерона, почти на вершине хребта, стоит на зеленом склоне часовня Святой Марии (Мерямана, II-IV вв. н. э.) - построенная как римский склад, она была местом встречи Вселенского собора 431 года н. э., и её баптистерий до сих пор находится в хорошем состоянии. С Эфесом вообще связано множество легенд, посвященных жизни Девы Марии, - считается, что она жила в городе последние годы своей жизни. На горе Панаир находится святой источник, около которого раскопки вскрыли ряд стен и фундаментов I века н. э., а поблизости от них еще в IX веке была выстроена небольшая церковь, являющаяся местом паломничества христиан. Один из фрагментов древних сооружений превращен в своеобразную Стену желаний, на которой можно закрепить узелок со своим пожеланием (для этого есть специальная решетка) в надежде на то, что оно обязательно сбудется. Добраться до святыни можно на частном автомобиле или такси, иначе придется карабкаться в гору пешком более часа.
Вокруг города
Приблизительно в 12 км к югу от Сельчука, на главном шоссе к Айдыну, лежит деревня Чамлык (Camlik) - место размещения неплохого Открытого железнодорожного музея (работает ежедневно, весь световой день, вход - 2 TRY). Комплекс занимает запасные пути старого локомотивного депо и включает более двух десятков паровых локомотивов начала XX века со всех стран Европы и даже из США. Причем в отличие от многих других музеев такого рода, здесь вполне допустимо залезть в кабину любого из локомотивов и даже провернуть вручную специальный поворотный круг, вокруг которого и сгруппированы на специальных путях наиболее внушительные транспортные средства.
guide.travel.ru
Мемориальные сооружения Древней Греции эпохи эллинизма | Архитектура Древней Греции
Глава «Мемориальные сооружения» подраздела «Архитектура эпохи эллинизма (323 гг. до н.э. — I в. н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Е. Быков (Москва, Стройиздат, 1973)
Гробница в Белеви близ Эфеса. Эфесский трофей. Гробница Ферона в Акраганте. Памятники Хариксену и семейству Аристинеты в Дельфах. Саркофаги из Сидона
В эпоху эллинизма область мемориального зодчества как в количественном, так и в тематическом отношении значительно расширяется. Заказчиками выступают цари, общины, храмы и богатые частные лица, сооружающие пышные памятники во имя прославления победоносных войн и других событий, полководцев и государственных деятелей.
Эти памятники довольно часто представляют собой монументальные архитектурные произведения, богато украшенные скульптурой и живописью, либо многофигурные скульптурные группы значительных размеров. Они представляют собой довольно яркие примеры синтеза искусств.
Особенно велико количество этих сооружений и гробниц было в восточных и южных странах эллинистического мира (Сирия, Персия, Двуречье, Египет), где древние местные традиции мемориальной архитектуры сочетаются с греческими.
70. Гробница в Белеви. План, фасад, детали ордера
Гробница в Белеви близ Эфеса (III в. до н.э.) может служить примером довольно крупного надгробного монумента, напоминающего по своему типу мавзолей в Галикарнасе (рис. 70). Квадратный в плане монумент (30X30 м) имел форму двухъярусного параллелепипеда, увенчанного, по всей вероятности, пирамидальной крышей, либо гладкой, либо ступенчатой, как в Галикарнасе. Глухой нижний ярус представлял собой природный скалистый массив, облицованный квадрами мрамора, в котором была вырублена погребальная камера. Цокольный этаж завершался дорическим фризом, над которым возвышалась колоннада коринфского ордера, окружающая целлу поминального зала. Нижний ярус монумента, как и колоннада, имел многоступенное основание.
71. Эфес. «Трофей»
Другой монумент в Эфесе, так называемый Эфесский трофей, памятник военной «победы, относится к римскому времени и является типичным примером эллинистическо-римского мемориального сооружения. Он реконструируется как круглая двухъярусная башня на рустованном квадратном цоколе (рис.71).Первый ярус представляет собой гладкий цилиндр, опоясанный дорическими полуколоннами, стоящими на обрезе круглого цоколя. Верхний ярус — круглый периптер со стройными колоннами ионического ордера и глухой цилиндрической целлой внутри — имеет большую высоту и увенчан сильно развитым и богато декорированным антаблементом с гладким аттиком над ним, завершающим композицию. Постройку венчала коническая кровля, на вершине которой, подобно памятнику Лисикрата в Афинах, по всей вероятности, возвышался прославляемый скульптурный трофей. Из стен целлы выступали тяжелые каменные кронштейны, подчеркивающие монументальность цилиндрического массива, составляющего ядро памятника, окруженного легкой колоннадой.
В архитектуре монумента наряду с эллинистическими много римских черт — применение бетонной техники в сплошных массивах, увеличение пропорций ярусов снизу вверх, применение венчающего аттика, тосканско-дорического ордера с розетками на шейке капителей.
72. Акрагант. Гробница Ферона. Общий вид
Гробница Ферона в Акраганте (рис. 72), построенная в I в. до н.э., имеет небольшие размеры и по принципам композиции является упрощенным вариантом монумента в Белеви.
Стены второго яруса и угловые колонны наклонены внутрь, что придает силуэту гробницы слегка сужающийся снизу вверх, монументальный силуэт.
73. Дельфы. Памятник Хариксену
74. Дельфы. Пьедестал памятника Аристиены
Памятники Хариксену и семейству Аристинеты в Дельфах (рис. 73, 74) — двухколонные монументы, посвященные государственным деятелям, являются интересным примером применения ионического ордера в качестве пьедестала, как предполагают, конного скульптурного памятника. Такого рода памятников было воздвигнуто не менее десяти в одних только Дельфах.
Основанием парных колонн, поддерживавших отрезок безфризового ионического антаблемента, служил простой трехступенчатый стилобат, иногда с профилированным цоколем. Колонны имели упрощенную аттическую базу с плинтом. Применение эффектного приема прозрачного пьедестала придавало памятнику исключительную легкость и живописность силуэта и вновь появилось в Италии в эпоху Возрождения.
75. Сидон. Саркофаг Александра
Саркофаги из Сидона (рис. 75) архитектоническим строем своих форм, заимствованным у эллинистического зодчества, представляют несомненный интерес как своеобразные примеры синтеза искусств. Так называемый саркофаг Александра (IV в. до н.э.) скомпонован из элементов ионического храма с фигурным фризом, изображающим сцену сражения. Крышка саркофага решена как кровля храма, покрытая мраморной черепицей в виде рыбьей чешуи и опирающаяся на карнизную плиту с симой, украшенной львиными головками, с зубчиками и орнаментированным фризом под ней. Основание саркофага с его крупно профилированными обломами и богатой резной орнаментацией скомпоновано из элементов аттической базы ионического ордера. Поверхности скульптурного фриза с изображением битвы, образующие стенки саркофага, слегка наклонены внутрь, что придает его формам монументальность. Углы крышки — кровли украшены скульптурными фигурами. лежащих львов, а сима — многочисленными акротериями. Саркофаг отличается исключительным пластическим богатством и разнообразием форм, скульптурных украшений и орнаментальной резьбы, типичных для эпохи эллинизма и ее декоративных тенденций.
В саркофаге Плакальщиц тектоническая основа замысла проявилась еще более ярко. Саркофаг задуман как ионический псевдопериптеральный храм, стоящий на высоком цоколе. В интерколумниях расположены стоящие во весь рост и опирающиеся на низкие парапетные стеночки крупные фигуры плакальщиц, исполненные в технике высокого рельефа. Несоответствие высоты фигур, слишком крупных по отношению к высоте ордера, не только способствует раскрытию идеи — выражению скорби, но и типично для многих памятников эллинистической архитектуры, где роль скульптуры становится преобладающей (Пергамский алтарь Зевса, алтари в Магнесии и Приене).
В мемориальной архитектуре восточных и южных провинций особенно сильно сказались традиции местной архитектуры. В этом отношении типичен пример катакомб Ком-эль-Шукафа (рис. 76) в Александрии Египетской. Здесь египетские и эллинистические архитектурные и декоративные формы свободно сочетаются, образуя своеобразный художественный «сплав». Это сказывается в применении наряду с греческими египетских типов колонн, пилястр и капителей. Построение пространства катакомб следует традициям египетских скальных гробниц и храмов с их правильной симметрией и геометризмом, отделка же поверхности стен погребальных камер и переходов рельефами и живописью восходит к греческим эллинистическим принципам отделки интерьеров жилых домов и дворцовых сооружений (трехъярусное членение стен на цоколь, поле стены или пилястры, антаблемент и т.д.).