Социальное воспитание в Античном мире Воспитание в Древней. Воспитании в древнем мире
РазделI. Воспитание и обучение в древнем мире
Глава 1. Зарождение воспитания и педагогического мышления
Глава 2. Воспитание и обучение на Древнем Востоке
Глава 3. Античная педагогика и школа Средиземноморья
Глава 4. Представления восточных славян о воспитании
Глава 1. Зарождение воспитания и педагогического мышления
1. Общий взгляд
Осмысление воспитания как особого вида человеческой деятельности началось 35-40 тыс. лет назад, при постепенном приспособлении древних людей к существовавшему порядку вещей. Педагогическое мышление приобретало качественно иные, социальные черты.
Жизнь и воспитание первобытного человека были весьма примитивными. Смысл существования предков человека предопределялся их миросозерцанием. Природа воспринималась как нечто живое, наделенное сознанием. Стихийно возникшие цели воспитания представляли подготовку к простейшему существованию и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли находились только на уровне обыденного сознания и сливались с практическим воспитанием, проявляясь в традициях и фольклоре.
Воспитание зародилось в интегративно-синкретическом виде, как физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемным, спонтанным; его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Поначалу воспитание не являлось особой функцией, а сопутствовало передаче жизненного опыта.
Выделение человека из животного царства сопровождалось постепенным переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Древнему человеку следовало быть сильным, выносливым, хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных. Мощным средством передачи опыта собирательства и охоты сделалась возникшая у людей речь как инструмент коммуникации. Мало-помалу воспитание стало пониматься как особый вид деятельности в повседневной борьбе за выживание.
Осознание воспитания как особого вида деятельности формировалось в процессе эволюции материальных связей между людьми первобытной эпохи. Желание поддерживать такие связи с помощью передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению побуждали превращать воспитание в отдельную функцию, удовлетворяющую потребности общения. Постепенное усложнение примитивного труда, интенсификация производственного опыта приводили к развитию воспитания. Следовало обеспечить адекватную организацию усвоения опыта. Без помощи старших дети таким опытом овладеть не могли.
На заре истории особенностью человечества явилось групповое, коллективное воспитание. Воспитание в примитивных сообществах готовило всех одинаково. Единственными и почти абсолютными ориентирами дифференциации воспитания были пол и возраст. Воспитание определялось общинным образом жизни, питало и укрепляло этот способ существования. С появлением человека современного физического типа в генезисе педагогического мышления начался новый этап. В нем все более усиливалась социальная заданность.
2. Семейно-сословное воспитание
В 9-8-м тысячелетиях до н.э. в разных регионах мира, в частности в Малой, Передней и Средней Азии, впервые происходит социальное и имущественное расслоение людей. Основной социальной ячейкой становится семья. Это качественно изменило заданность воспитания, которое стало превращаться из всеобщего, равного, контролируемого общиной в сословно-семейное. Дети воспитывались на примере родителей, которые принадлежали к разным группам общины (вожди, жрецы, воины, остальные общинники). Представления о воспитании у различных страт все больше различались. В семьях элиты увеличивается срок детства и соответственно усиливается воспитательное воздействие на подрастающие поколения.
studfiles.net
1.3.1. Особенности образования в Древнем мире
1.3.1. Особенности образования в Древнем мире
В результате дальнейшего исторического развития разрозненные племена первобытного общества сменились обществами Древнего мира. Хронологические границы Древнего мира – V тысячелетие до н.э. – V в. н.э., территориальные – от Европы до Дальнего Востока.
Для обществ Древнего мира характерно усложнение экономической жизни (высокоразвитое сельское хозяйство, ремесленное производство, торговля), значительное увеличение и быстрое нарастание объема научных знаний, развитая культура и отделение умственного труда от физического. В результате качественно изменились способы передачи культурного наследия от старших к младшим: возникли специальные образовательных структуры для обучения подрастающего поколения.
В обществах Древнего мира образование выделилось в особую сферу социальной жизни, а педагогическая деятельность приобрела профессиональный характер.
Общества Древнего мира имели сложную социальную структуру и состояли из различных сословий, или социальных страт (жрецы, правители государств, знать, чиновники, воины, ремесленники, крестьяне и др.), которые в ряде случаев очень жестко фиксировались (касты в Индии). Место человека в обществе определялось его происхождением. Представители каждой страты получали соответствующее образование. Существовали специальные школы для жрецов, высшей знати, для подготовки чиновников. Социальное неравенство осложнялось имущественным: возникли частные школы, практически недоступные детям бедняков. Абсолютное большинство населения обходилось семейным воспитанием и обучением.
В Древнем мире существовала значительная группа несвободного населения (рабов), их дети были полностью лишены доступа к образованию.
В обществах Древнего мира сложились первые государства как особый институт управления. Необходимость иметь для управления людей, сведущих в чтении, письме, законах стимулировала развитие школ. Одновременно характер и содержание образования стали в значительной мере определяться потребностями государства, а образование – рассматриваться как неотъемлемая часть государственной политики.
Ведущую роль в миропонимании того времени играли религия и философия, что вело к преобладанию в образовании гуманитарного знания. Педагогическое знание также развивалось в рамках философии. Особенно отчетливо эта тенденция проявилась в античном мире. Практико-ориентированные знания сохраняли важное значение в ранних цивилизациях Древнего мира, в частности, в древневосточных.
ebooks.grsu.by
Образование в древнем, античном мире — Мегаобучалка
Для данного этапа развития воспитания характерно сохранение черт предыдущей эпохи, связанных с особенностями мышления (пример: Спарта, Рим – на 5й день клали у ног отца, если отводил взгляд, то избавлялись от малыша. Известные персоналии античного мира Карфаген – дети в жертву божествам, Геракл – в припадке гнева убивает жену и детей).
Новое в воспитании – различие по социальному и имущественному положению. (Аристотель: раб – одушевленное орудие труда).
В этот период формируется бросающий (безразличный) стиль отношений родителей к детям:
Педагог – раб, непригодный для другой работы. Перикл (Афины) – «вот еще одним педагогом стало больше!». Передача детей кормилицам, наставникам, кумовьям. Отсутствие спец детской одежды, детских образов в искусстве.
Образование теряет изначальную естестественность и становится длительной подготовкой к будущей взрослой жизни. Оно отрывается от интересов детей и становится все более авторитарным и жестоким. «Уши мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют».
Письменное свидетельство ученика: «Смотритель сказал: Почему ты кланялся без разрешения? – и ударил меня. Человек, следящий за порядком: Почему ты встал без разрешения…Привратник – ушел без разрешения. Человек с палкой – протягивал руку без разрешения.
Появление письменности - на Ближнем Востоке 2,5 тыс. лет до н.э. –породило необходимость (новоого социального института)-образовательного учреждения как места организации обучения письменной речи и передачи культовых знаний Известны так называемые –Дома табличек. Так, например, археологами однаружено помещение на 20-30 человек, чан с глиной для табличек, скамьи, найдено множество исписанных табличек (тростниковой палочкой на влажной глине, клинопись).
Образовательные учреждения возникают преимущественно при храмах (позднее и частные). Сначала содержание образования составляет неспециализированный учебный материал (мифы, гимны, погребальные плачи, эпические сказания), затем стали составлять специальные учебные тексты из слов и выражений, объединенных общим смыслом (названия растений и животных, камней и минералов, стран и городов, позже – поучения, наставления, рассказы о школьной жизни). Образование приобретает функции посредниа между культурой и личностью, шлюза, фильтрующий социальный опыт для передачи его ученикам.
Идеал образования на данном историческом этапе– человек образованный для жизни, как владетющий письмом (копировать тексты), арифметикой, умещий измерять поля, составлять платежные документы (с помощью спец таблиц, стандартных примеров), петь и музицировать, разбираться в жертвоприношениях, знать 2 языка, терминологию жрецов, юристов, корабельщиков, пастухов. Тое есть, образование - предпосылка успешной карьеры.
Обучение преимущественно индивидуальноепо организации, основано на зубрежке и наказаниях. Платное. Содержание зависит от обучающего. Учитель – носитель высшей мудрости, непререкаемой истины, огромная дистанция с учащимися, почтение.
Если для архаичного общества была характерна неопределенность функций образования, то теперь образование как подготовка будущих общественных деятелей сосредоточивается в руках специальных представителей общества.
На Ближнем Востоке оно становится атрибутом власти жрецов, священников. В государствах древнего Востока школа и воспитание развиваются в русле конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социально-этических норм, обязанностей и личной зависимости. Идея индивидуальности была маловыраженной в воспитании. Личность как бы растворяется в семье, касте, социальной страте – отсюда преобладание авторитарных методов и жестких форм воспитания. Практика и опыт воспитания на Востоке , а так же зародившиеся там педагогические концепции составили основу традиционной образовательной парадигмы.
В Греции, Риме нет касты священников, и эту функцию образования личности берет на себя государство. В отдличии от практики и опыта воспитания и обучения на Востоке, образование в древней Греции строится преимущественно на демократических идеалах образованность рассматривается как необходимое, обязательное качество гражданина, но распространяется это требование лишь на свободных людей, в отношении рабов используются иные установки - это орудия производства, им образование ни к чему.
Среди государств Древней Греции особенно выделяются Спрата и Афины.
Спарта- обюразование ориентировано на гипертрофированную военную подготовку с 7 лет (до 18). В агеллах - учреждениях государственных, одинаковых для всех мальчиков, высший надзор в которых осуществлял педоном.
Афины - пайдейя – идея образование вообще, т.е. гармоничное телесное и духовное формирование человека, реализующее все его способности и возможности.
Образование носит индивидуальный характер, осуществляется по выбору семьи. Школы частные. Традиционны строгость и наказания.
С 7 лет школа грамматиста (читать, писать, декламировать, считать) – обучение осуществляют дидакскалы, одновременно или после обучение продолжается в школах кифаристов (пение, музыка – кифара или лира, стихосложение),
с 12 лет или раньше – палестра – школа состязаний (гимнастика) – педагог в таких школах - педотриб.
После 18 лет обучение продолжается в – гимнасих (военно-гимнастические и философские упражнения), академиях.
Идея гармоничного развития личности, сформировавшаяся в этот период в древней Греции было затем положена в основу гуманистических теорий и концепций воспитания. В рамках филомофской мыли в Древней греции активно развиваласб едагогическая теория( трактаты древнегреческих ученых).
Сократ – майевтика – искусство ведения спора (как диалектика и софистика) - с помощью проблемных вопросов раскрыть противоречия в рассуждениях, заставить критически отнестись к собственному знанию, кажущемуся абсолютным.
Платон (ученик Сократа). Должен был стать по происхождению и призванию одним из политич вождей Афин, получил блестящее образование. Однако убедился в порочности афинской демократии (особ-но как поступили с Сократом) и стал мечтать о создании идеального города или гос-ва, в к-ом совершенная справедливость понималась бы как путь к подлинной республике и к справедливым законам (трактаты «Гос-во» и «Законы»).
«После речи о рождении детей всего правильнее было бы сказать об их восп -и и обр-и». «Надлежащее воспитание должно оказаться в силах сделать и тела и души прекраснейшими и наилучшими» – для этого «надо взрастить его с малых лет наиболее прав образом» (Начиная с внутриутробного развития – указания беременым – быть спокойными, много гулять. До 3 лет – несколько сильных кормилиц - «лепить младенца словно он из воска» – для этого пеленать до 2 лет, до 3 лет носить на руках, постоянное движение, много о пользе укачивания. С 3 лет - система общественного восп-я: всех детей собирать в особых местах для игр. Назначенные женщины следят, чтобы дети строго выполняли правила игры и не вносили никаких ношеств, иначе они захотят потом внести новшества и в законы гос-ва «Надо избегать изнеженности, надо наказывать детей, но так чтобы не задеть их самолюбия» (поступать как в отношении рабов). С 6 лет обучение – верховая изда, стрельба из лука, музицирование, чтение… Не надо давать всем одно образование, а обучать по состоянию души
Душа реализует себя в добродетелях умеренности, мужественности и мудрости (у рабов и женщин нет души). Каждый должен делать то, на что он вправе претендовать по состоянию своей души. 1 группу (крестьяне, ремесленники) надо надежно обучать практическим делам, чтобы наши башмаки были хорошо сшиты, а посевы ухожены. 2 группа, выделяющаяся в юности по природной физ силе и силе духа, д/б получать достойную телесную и нравст выучку, осваивать Фю. Из них стражи и 3я группа - с разумной душой – с 20 лет высшее образование (философия, матем-ка, астрономия, риторика, теория музыки)– потенциальные правители и мудрецы. Т.о. обр-е дается людям для их эффективного исп-я в соответ-и с потребностями гос-ва. О развитии личности речь не идет, цель – бесперебойное функц-ние идеального государства.
Аристотель – («Платон мне друг..»). Три стороны души: растительная (проявляется в питании и размножении), животная (ощущениях и желаниях), разумная (в мышлении и познании). Каждая из нихх требует особого воздействия – соответственно 3 стороны восп-я (физ, нрав, умственное. «Самое важное средство для сохранения гос строя – это воспитание юношества.Искусство воспитания, по мнению Аристотеля, призвано восполнить то, чего не достает от природы. Считал целью образования - воспитание добродетели. Дилллему- каким должно быть образование – частным или общественным –решал в пользу общественного.
Многие черты и особенности воспитания и образования древней Греции были восприняты и получили дальнейшее развитие в Древнем Риме.
Для образования в древнем Риме была характерна практическая и гражданская направленность: образовать общественных деятелей (воинов, ораторов). То есть цель - активный член общества, способный жертвовать собой ради блага государства, храбрый воин, искусный политик, расчетливый землевладелец. Это оюъясняет причины исключения из программы образования таких дисциплин как изящные искусства. В основом преподавались арифметика, геометрия, астрономия, медицина, архитектура. Для 12 лет образование ребенка преимущественно семейное. Далее обучение в школах трех ступеней - у литератора (чтение письмо, счет), с 12 лет у грамматика (греческий и римский язык), потом у оратора (ритора).
Демокрит - «Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться». «Многие всезнайки не имеют разума. Надо стремится к многомыслию, а не к многознанию».
500 лет спустя, Рим - Марк Фабий Квинтилиан напишет: – Дети – драгоценный сосуд, с к-ым надо обращаться бережно и уважительно, против физ/наказаний. Цель Вя – наилучшая подготовка к исполнению гражданских обязанностей, вершина обр-я – овладение искусством оратора. До 7 лет домашнее (нянька и учитель с хорошим произношением), потом общественное - «свет хорошей школы лучше одиночества семьи», приучается общаться, выступать. Первый и единственный методист древнего мира – развивать память (стихи, изречения великих), буквы из слоновой кости, письмо по трафаретам, слова со сложным стечением звуков, грамматику изучать с греческого языка.
Таким образом, в этот период развития общества в передовых государствах зарождается образование как социальный институт, формируются важнейшие основополагающие для становления гуманистической и традиционной образовательных парадигм педагогические идеи.
Происходит отделение умств труда от физического обусловило возникновение теоретической педагогики как части философских систем. В своих трудах философы стремились дать филоское объяснение существующего образования (Пифагор, Конфуций - Китай) . для их взлядов характерен отрыв от реальной социальной практики (мечты об идеальном государстве и воспитании - Платон), 3) попытки разработать методики обучения и воспитания (Квинтилиан).
В целом же педагогика и образование изменяются крайне медленно.
megaobuchalka.ru
Социальное воспитание в Античном мире Воспитание в Древней
Социальное воспитание в Античном мире
Воспитание в Древней Греции Системы воспитания Древней Греции Спартанская Афинская
Особенности Спартанского воспитания Цель воспитания – подготовить члена военной общины. Идеалом спартанского воспитания был физически развитый, сильным духом, разбирающийся в военном деле молодой человек.
Воспитание мальчиков. 1 этап. (от рождения до 7 лет) – Воспитание и обучение на дому с помощью кормилиц. 2 этап. (7 лет – 15 лет) - организованно поступали в государственные воспитательные учреждения называемые агеллами, под началом известного властям человека – пайдонома. Юношей 14-летнего возраста посвящали в эйрены – члены общины. 3 этап. (С 15 - 20 лет) - к минимальному обучению грамоте добавлялись музыка, пение военных песен и религиозные танцы, носившие преимущественно боевой, воинственных характер. К 18 – 20 годам эйрены переводились в особую группу эфебов и получали полное вооружение воина.
Воспитание девочек. Задача женщины-спартиатки состояла в несении охраны жилища и держании в повиновении рабов во время отсутствия мужа в периоды военных действий и подавлений восстаний рабов.
Особенности Афинского воспитания Цель афинского воспитания предполагала всестороннее развитие личности как в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении.
1 этап. ( от рождения до 7 лет) – Домашнее, семейное воспитание. 2 этап. (от 7 лет - 13 - 14 лет) мальчики получали в школах грамматиста и кифариста. Занятия в школах вели учителя-дидаскалы . В школу ребенка сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом . В школе грамматиста мальчиков обучали чтению, письму и счету. В школе кифариста дети получали литературное и эстетическое воспитание. Основными предметами были музыка, пение, декламация.
3 этап. ( 13 - 14 лет) - мальчики поступали в гимнастическую школу – палестру (школу борьбы). 4 этап. (16 – 18 лет) - Для наиболее обеспеченной части молодежи, следующей ступенью образования, могли стать общественные учреждения – гимнасии, где изучали философию, политику, литературу, риторику, диалектику.
5 этап. ( 18- 20 лет) - Завершалось образование афинских юношей в эфебиях - общественных учреждениях по совершенствованию военного мастерства.
Софисты (от греч. sophist’s – искусник, мудрец) – по сути, были первыми профессиональными учителями, которые предлагали свои знания за высокое вознаграждение. Своей задачей софисты считали воспитание активных, образованных граждан полиса. Основное внимание софисты уделяли диалектике (искусству спорить), риторике (искусству говорить) и грамматике (искусству грамотно излагать свои мысли письменно). Со временем к ним этим были добавлены арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
Воспитание в Древнем Риме Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание.
История возникновения школьного обучения Как утверждает римский историк Ливии, первые попытки создать учебные заведения относятся к 449 г. до н. э. Занятия проводили частные лица в форуме - месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. появляется профессия наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4 —5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету.
Со II в. до н. э. на организацию школьного обучения в Риме все большее влияние оказывала традиция эллинистических центров античного мира. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными частных учебных заведений она имела более практическую направленность: подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан.
Программа семи свободных искусств: Тривиум Граматика Квадривиум Риторика Диалектика Арифметика Геометрия Астрономия Музыка
Виды школ в Древнем Риме Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы (лудус). Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с семилетнего возраста. В круг дисциплин входили латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство с литературой, начатки счета. Частные грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно - философию.
Спасибо за внимание!!!
present5.com
Семейное воспитание в Древнем мире( квинтилян о дошкольном воспитании)
Квинтилиан. римский ритор (учитель красноречия), автор «Наставлений оратору» (Institutio oratoria) — самого полного учебника ораторского искусства, дошедшего до нас от античности. Эту книгу изучали во всех риторических школах, наряду с сочинениями Цицерона. Квинтилиан стал не только выразителем вкусов высшего римского общества, но и реформатором литературного стиля, исследователем проблем латинского языка. Марк Фабий Квинтилиан, был основателем одной из лучших школ риторов в Риме, которая вскоре приобрела широкую известность и стала государственной. Квинтилиан внес свой вклад в понимание вопроса о роли природы человека в его развитии. Он придавал большое значение природным данным, высоко оценивал природные способности детей и не сомневался в том, что уже в раннем возрасте можно определить степень способностей (первые признаки ума маленьких детей - память, быстрая и меткая, восприимчивость и т.д), однако полагал, что воспитанием можно достигнуть очень многого. Квинтилиан критиковал семейное воспитание в высших слоях римского-общества, где дети допускались на пиршества и становились свидетелями неблаговидного поведения взрослых; осуждал родителей за потворство детям и недооценку важности периода детства для становления личности человека. Квинтилиан требовал от родителей, кормилиц и нянь, чтобы они помнили, что ребенок очень восприимчив и в нем легко укореняется как хорошее, так и дурное; следует учитывать это и при выборе товарищей-сверстников и педагогов. Возраст от 5 до 7 лет Квинтилиан, как и Аристотель, отводил на подготовку к школе. Он считал, что дети до 7 лет должны практически овладеть двумя языками - родным и греческим, причем сначала греческим, а затем параллельно и родным. Он допускал и систематические занятия с детьми при условии, что обучение будет радостным. Квинтилиан советовал поощрять малышей похвалой, просьбами, вызывать их на соревнования со сверстниками, не жалеть и наград. Римский педагог дал методические советы по обучению детей грамоте. настаивал на соблюдении систематичности и последовательности в обучении. Учить надо нс многому, говор-ил Квинтилиан, но основательно, будущему оратору нужна развитая память, чувство художественного слова, ритма, хорошая дикция и интонация, выразительность речи и мимики; все это нужно начинать развивать в дошкольном возрасте. Лучшим средством воспитания оратора Квинтилиан считал разучивание стихотворений, которые способствовали бы и нравственному воспитанию. Он заложил основу методики разучивания стихотворений: стихотворение прочитывают целиком. разбивают на логические части и заучивают частями, в заключение оно декламируется целиком. В истории развития педагогической мысли Квинтилиан занимает важное место как автор первого специального педагогического труда, заложивший основы дидактики и методики, систематизировавший требования к воспитанию детей дошкольного возраста
6. педагогический мысль о эпохе возвражения. Наиболее ярко педагогическая мысль эпохи Возрождения представлена трудами итальянских, немецких и французских ученых-гуманистов. Несомненно, их сочинения несут на себе отпечаток национального своеобразия. Так, труды итальянских педагогов характеризуются ярко выраженной гуманистической тенденцией, ценность образования и воспитания оценивается в их ориентации на общечеловеческие идеалы. В сочинениях немецких гуманистов усиленно проявляются демократические тенденции; идеи о всеобщем образовании, необходимости организации массовой народной школы сливаются с идеей национального образования. Французский аристократический гуманизм наполнен педагогическими идеями будущего: необходимости свободного и индивидуального воспитания, развития женского образования, важности включения в систему воспитания физического труда. Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения особенно выделяется Витторино да Фельтре (1378–1446). Сын бедных родителей, Витторино, закончив Падуанский университет, был назначен профессором философии. В 1424 г. да Фельтре получил приглашение в г. Мантую, где он должен был стать воспитателем детей падуанского герцога Гонзаго. Так возникла знаменитая дворцовая школа «Дом счастья», которой В. да Фельтре отдал всю свою жизнь. Школа представляла собой воспитательно-образовательное учреждение пансионного типа, деятельность которого была подчинена основной цели – гармоничному развитию человека, его «тела, ума и характера». Ядром содержания обучения В. да Фельтре делает классические языки, изучение литературы он строит на принципе сознательного усвоения и самостоятельного творчества. Педагог стремится давать энциклопедические знания, поэтому в программу обучения входят алгебра, астрономия, геометрия, черчение, естественная история и др. Как говорил о В. да Фельт-ре один из его современников, «он восхвалял то, что греки называют энциклопедией, так как, по его словам, наука и образованность слагаются из многих и разнообразных знаний». Особое внимание В. да Фельтре уделял физическому развитию детей. С этой целью проводились спортивные игры, детей обучали верховой езде, борьбе, фехтованию, стрельбе из лука, плаванию (рыцарское воспитание). Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность – это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми. В основу организации жизни детей были положены идеи самоуправления. Вместе с тем школа В. да Фельтре сохраняла сильный элемент религиозного воспитания с ярко выраженным средневековым аскетизмом. По воспоминаниям современника, «со строгостью сурового аскета запирался он каждое утро в своей комнате, где молился с коленопреклонением и бичевал себя. Он часто исповедовался, сам преподавал закон Божий, увещевал учеников молиться и ежедневно посещать вместе с ним обедню».Современник Витторино Пьетро Паоло Верджерио (1350–1444) главным в развитии личности считал нравственное воспитание, которое понималось им широко и многогранно. Оно включало в себя религиозный, собственно нравственный и физический компоненты. В трактовке П.П. Верджерио умственное воспитание имеет тесную связь с нравственным и значимо только в этой связи: знания без нравственного воспитания не ценны, даже более того – опасны. По мысли педагога, воспитание гуманно только тогда, когда оно выстраивается в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка (практическое выражение эта идея в полной мере нашла значительно позднее в воспитательно-образовательных системах Я. Корчака, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и др.). Немецкая педагогическая мысль была представлена именем крупнейшего гуманиста эпохи
6-2
Возрождения, чье влияние распространялось далеко за пределы родины, Дизедерия Эразма (Эразма Роттердамского) (1469–1536). Начальное образование он получил в монастыре, затем в «школе братьев» в Давентаре, позже в Парижском и Оксфордском университетах, где глубоко овладел языками и литературой. Многие годы Эразм Роттердамский вел образ жизни странствующего ученого, живя во Франции, Англии, Италии. Последние 25 лет жизни он провел в г. Базеле. Эразм Роттердамский оставил след в истории как яркий публицист, высмеивающий пороки современного ему общества («Похвала глупости»). Педагогические взгляды он излагал в работах «Беседы», «Цицеронианцы», «Метод изучения», «Свободное воспитание детей», «О благовоспитанности детей». Французский гуманизм эпохи Возрождения представлен именем Франсуа Рабле (1494–1553). Писатель, гуманист, яркая и неординарная личность, он родился в семье адвоката, получил блестящее образование в монастыре, вел жизнь странствующего ученого, изучал древние языки, археологию, право, естественные науки, медицину, получил степень доктора медицины, в последние годы жизни был священником. Весьма точную характеристику противоречивому характеру Ф. Рабле, который определил своеобразие его педагогических воззрений, дал Е.Н. Медынский: «Человек, который всю свою жизнь боялся, как бы его не сожгли на костре, и в то же время открыто издевался над религией. Человек, восстающий против церкви и дважды вымаливающий у папы Павла III отпущения своих грехов и отступничества; сначала монах, затем заклятый враг монашества и белый священник, потом врач, великий старик эпохи Возрождения, наконец, опять священник; энциклопедист по образованию – филолог, медик, археолог, юрист и естественник; автор, книги которого то издаются под покровительством короля, то запрещаются парламентом, но имеют громадный успех среди буржуазии того времени; писатель, в первых книгах которого бьет страстная жажда здоровой жизни, безудержное веселье и надежда на улучшение социальной жизни с помощью королевской власти, а в последних частях его романа сквозит глубокое разочарование; писатель с глубокими идеями и, в частности, с лучшими страницами мировой педагогики; крупнейший педагог, провозглашающий богом всего мира и вдохновителем всей культуры бутылку; то вращающийся в королевском кружке, то вынужденный бежать из Франции, – таков всегда мятущийся, полный увлечений, крайних преувеличений, сомнений и противоречий Рабле». Много внимания М. Монтень уделял вопросам развития детской самостоятельности, выдвигая императивное требование: «Я не хочу, чтобы в классе работал и говорил бы всегда один учитель. Пусть ученики работают, наблюдают, говорят». Учитель должен развивать умственные способности и навыки самостоятельного мышления учеников, а не «вливать знания, словно воду в воронку». Мыслитель выступал против телесных наказаний, широко распространенных в школе, противопоставляя насилию идеал свободного и радостного учения, в нравственном воспитании предлагал сочетать мягкость со строгостью, но не суровостью, настаивал на гармоничном развитии духовных и физических сил ребенка, высказывал мысли о необходимости изучения родного языка. Английская гуманистическая педагогическая мысль была представлена сочинениями философа, общественного деятеля, писателя, политика Томаса Мора (1478–1535), написавшего, в частности, роман «Утопия», в котором все граждане, населяющие город, обязательно участвуют в общественном труде, совмещенном со всеобщим образованием. Т. Мор видел реализацию гражданского долга в трудовой деятельности, которая становится неотъемлемой частью гармоничного развития, устраняя противопоставление между физическим и умственным трудом, характерное для античной традиции. В его романе обучение связано с участием в производительном труде, например сначала дети-утопийцы в школе изучают теоретические основы земледелия, а затем реализуют свои знания в поле. Т. Мор высказал мысль о необходимости всеобщего, равного для всех государственного образования на родном языке, в котором должны сочетаться схоластические знания и реальные дисциплины.
7. Ян Амос Коменский о роли воспитании его цель и задача. Принцип приросообразности воспитания.Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592года в Нивнице, Южная Моравия. Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет.В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.
Одним из важнейших положений Коменского, на котором стоят многие утверждения его педагогики, является принцип природосообразности. Это общенаучный принцип рационального знания, который оформлялся в научном сознании в ходе исследования природного мира. В трактовке Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и законы природы самого воспитания.а основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о рождения до двадцати четырех лет. Его универсальность (научную обоснованность) Коменский обьяснял тем, что обеспечивалось соответствие педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению» человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на рациональную организацию «массовой школы». Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи. Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы:|детство - от рождения до 6 лет включительно |отрочество - от 6 до 12 лет |юность - от 12 до 18 лет возмужалость - от 18 до 24 лет В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию. Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования. Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области – академия
8. Ян Амос Коменский о воспитании детей о материнской школе.
Великий чешский мыслитель-гуманист, выдающийся общественный деятель, историк, философ, педагог-новатор Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в Южной Моравии. Коменский написал такие книги, как "Великая дидактика", "Материнская школа",В книге "Материнская школа" он фактически ставит перед родителями задачу - разностороннее воспитание детей. На своем жизненном пути дети могут сталкиваться "с различными случайностями", и родители должны учить детей "осторожно и разумно управлять самим собой и всеми внешними и внутренними своими действиями, касающимися настоящей жизни". Предназначение родителей - заботиться о детях, давать им возможность приобретать "изящные культурные навыки и обучаться всему, необходимому для жизни...". Ян Коменский выделяет "троякую" цель воспитания: вера и благочестие; добрые нравы; знание языков и наук. Родители являются для детей первыми учителями-наставниками, на них возложена "обязанность с величайшей старательностью внедрять в самый нежный ум и искусно внушать ему относящиеся к познанию" знания "и говорить об этом детям, дома ли они или гуляют на дороге, ложатся ли спать или встают". "Но так как часто родители, - пишет Ян Коменский, - или не способны воспитывать детей, или вследствие занятий служебными или семейными делами не имеют времени на это, а другие даже относятся к этому с пренебрежением, то, по мудрому и спасительному решению, издревле было установлено, что в каждом государстве образование юношества вместе с правом наказания поручалось мужам мудрым, благочестивым, почтенным". По мнению Ян Коменского, в первые шесть лет жизни детей родители должны научить их следующему: = умеренности - дети должны есть и пить "сообразно с требованиями природы; не объедаться и не переполняться пищей и питьем сверх необходимости";= опрятности - где бы ни находился ребенок, он должен "соблюдать приличия при еде, в одежде и в попечении о теле"; = почтительности - с уважением относиться к старшим, словам, действиям; - предупредительности - "чтобы они по знаку и слову старших готовы были немедленно выполнить все"; = говорить правду - "что есть - то есть, чего нет - того нет. Пусть же никогда не приучают лгать и говорить не то, что есть, серьезно или в шутку";= справедливости - "чтобы они не касались ничего чужого, не трогали, не брали тайно, не прятали и не причиняли кому-либо вреда";= благотворительности - чтобы дети были "приятными для других, чтобы они были щедрыми, а не скупыми и не завистливыми";= трудолюбию - "чтобы они привыкли избегать ленивого досуга";= молчанию - должны уметь не только говорить, но и молчать, "где это необходимо: когда говорят другие";= терпению - "чтобы они не думали, что все должно являться к ним по их мановению; с раннего возраста постепенно они должны приучаться обуздывать страсти";= деликатности (гуманности) и готовности служить старшим - такое воспитание "является особенным украшением юношества, то будет уместным, чтобы и к этому также приучались они с детства";= изяществу манер - проявлять к каждому "деликатность, уметь приветствовать, подавать руку, благодарить за одолжение и прочее";= держать себя с достоинством - "во всем вести себя сдержанно и скромно". Обращаясь к родителям, Коменский говорит о том, чтобы они не давали без необходимости детям лекарства, а также "горячего и острого". Когда дети подрастут и их отнимут от груди, "их нужно питать подобною пищей, приготавливая ее, однако, в умеренном количестве, а именно - хлебом, кашами, какими-либо овощами, водою, легкими фруктовыми напитками; так они будут расти, как
8-2
травка у текущей воды; нужно лишь доставлять им умеренный сон, частые игры, легкие движения". За здоровьем детей, как считает Коменский, нужно следить с величайшей тщательностью, так как их небольшое тело хрупко, кости мягкие, кровеносные сосуды слабы, ни один член еще не развился вполне и совершенно. Нужна разумная предусмотрительность в том, как ребенка взять на руки, приподнять, носить, положить, спеленать, качать в колыбели, чтобы по неосторожности не повредить ему, как бы он не упал из рук, не ушибся, а оттуда, как бы не лишился слуха, не стал хромым или увечным.
9. Жан Жак Руссо его теория естественного воспитания.
Жан Жак Руссо (1712 – 1778) - один из самых ярких и блестящих писателей и публицистов в плеяде просветителей XVIII века. Это был человек, который не только при жизни, но и столетия спустя, вызывает неоднозначное отношение к себе и своим работам. Его объявляли бунтарем и смутьяном, ниспровергателем устоев общества, и в то же время, его считали великим гуманистом, педагогом и титаном мысли. Цель воспитания по Руссо – сделать воспитанника человеком, воспитать в нем, прежде всего, такие черты, необходимые любому человеку, независимо от его социального положения и занимаемой должности. «Выходя из моих рук, - писал Руссо, - он (воспитанник. - авторы) не будет… ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком». Нужно научить ребенка, полагал Руссо, выносить удары судьбы, презирать богатство и нищету, жить в любых условиях. Идеальным для человека Руссо считал его естественное и неиспорченное воспитанием состояние, сохранить которое поможет - естественное воспитание (развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, на лоне природы). Существовавшая в его времена система воспитания лишь портила совершенную природу человека, утверждал Руссо. Человек по натуре добр, но общество портит и развращает его. Он писал: «Природа создала человека счастливым и добрым, но общество искажает его и делает несчастным».В задачи воспитания Ж.Ж. Руссо включил развитие системы органов чувств, как фундамента формирования личности. Педагог-сенсуалист полагал, что материальной предпосылкой мышления является сенсорика, которая, которая нуждается в постоянных упражнениях, начиная с раннего детства. Главным условием реализации естественного воспитания и первым естественным правом человека, по мнению Руссо, является свобода. Опираясь на это положение, он выступал против феодальных порядков в школе, засилия схоластики, зубрежки и суровых телесных наказаний, подавляющих личность.Руссо придавал огромное значение направляющей роли учителя-воспитателя. Но понимал эту роль по-своему, своеобразно. По мнению Руссо, неразумно воле ребенка противопоставлять одни только физические препятствия или наказания. Ребенок должен чувствовать свободу, как в своих действиях, так и в действиях наставника. При этом его собственные действия должны определяться естественным ходом вещей и восприниматься как послушание. Руссо был убежден в том, что наихудшим способом воспитания является тот, который заставляет ребенка колебаться между своей собственной волей и волей воспитателя и постоянно выяснять, кто же из них станет господином в образовательном процессе, кто за кем будет вынужден идти.Руссо подчеркивал, что ребенок будет принимать за произвол педагога любое желание, которое войдет в противоречие с его собственными прихотями. В воспитании, по его убеждению, испробованы все средства, кроме того единственного, которое только и может вести к успеху. Этим средством является хорошо направленная свобода. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и вещи (окружающий мир). Каждый из этих факторов выполняет свою определенную роль, и не противоречат друг другу. Природа как фактор воспитания – это внутреннее развитие способностей и органов чувств человека. В данном контексте это природные данные человека, которые даны ему от рождения и мало поддаются влиянию воспитателя.От вещей, то есть от окружающкго мира, ребенок получает необходимый жизненный опыт и различные впечатления. По мере роста у ребенка накапливаются все больше знаний, которые расширяются и развивают его способности. Основным фактором воспитания являются люди, от них целиком зависит процесс воспитания.
9-2
Родители, воспитатели, учителя должны позаботиться о том, чтобы природа человека проявилась наиболее полно и привела в гармонию действие перечисленных факторов.В «Эмиле» сделана попытка, выделить основные периоды в развитии человека до совершеннолетия и наметить задачи воспитания для каждого из них. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии с природными особенностями детей делится на четыре периода: младенчество – от рождения до 2 лет;детство – от 2 до 12 лет;отрочество – от 12 до 15 лет;юношество – от 15 до совершеннолетия (25 лет). Первые годы жизни это время преимущественно заботы о здоровом физическом развитии ребенка. В этот период ребенок наиболее нуждается в движении. По мнению Руссо, нельзя стеснять активность ребенка, его свободу, нужно позволить ему свободно двигаться, укреплять его физические силы, закаливать ребенка. Оригинальными для своего времени были рекомендации Руссо относительно тугого пеленания ребенка, которое по убеждению педагога, с раннего детства лишает ребенка свободы. «Счастье, если ему оставляют возможность дышать», - восклицает Руссо. Вскармливать ребенка должна сама мать, а не кормилица, так как в процессе кормления между матерью и ребенком возникает тонкая невидимая связь, способствующая более активному развитию младенца.В этом возрасте Руссо предостерегает родителей и воспитателей от попыток форсировать развитие детской речи, считая, что они могут привести к дефектам в произношении.В детском возрасте (от 2 до 12 лет) главными задачами воспитания являются накопление ребенком чувственного опыта, без которого деятельность ума лишена всякого содержания и создание условий для приобретения ребенком широкого круга жизненных представлений. Считая, что до 12 лет ребенок находится в состоянии «сна разума», Руссо отрицал целесообразность приобретения воспитанником каких-либо систематических знаний и необходимость использования книг в процессе его обучения. Руссо настаивал, что только на практике ребенок может и должен усвоить элементы различных естественных и точных знаний. «…Если хотите развить ум вашего воспитанника, - советует Руссо, - развивайте силы, которыми он должен управлять. Упражняйте непрерывно его тело, сделайте его крепким и здоровым, чтобы сделать мудрым и рассудительным, …пусть он будет взрослым по крепости, и он скоро будет взрослым по уму». В связи с этим Руссо подробно разработал ряд практических рекомендаций и комплекс упражнений для развития зрения, слуха и осязания.По мнению Руссо, когда родители и воспитатели, стремясь сделать ребенка разумным, начинают его воспитывать с помощью разума, это значит, что они начинают не с начала, а с конца. Говоря с детьми на непонятном для них языке, взрослые приучают ребенка отделываться от них пустыми словами. Главным, по мнению Руссо, является возбудить интерес и естественное желание ребенка учиться. В «Эмиле» Руссо описывает пример того, как воспитанник научился читать. Эмиль, главный герой, получает от воспитателя записки с приглашением то на обед, то на прогулку, но прочесть самостоятельно их не может, и ищет того, кто ему бы помог, в результате чего постоянно опаздывает на все мероприятия. «Ах, если бы я сам умел читать!», - восклицает мальчик и пытается самостоятельно прочесть следующие записки. Со временем, с помощью взрослых, ребенок читает все лучше и лучше, а процесс обучения чтению быстрее и легче. Тот же метод применим и в обучении письму.Хотя, считал Руссо, хорошо бы ребенку до 12 лет вовсе не знать книги, но если он все-таки научился читать, то пусть первой его книгой будет «Робинзон Крузо», герой которой ведет простой образ жизни на необитаемом острове, что соответствовало педагогическим идеалам
9-3
французского педагога.Отвергая формирования каких-либо нравственных и абстрактных понятий до 12 лет, Руссо все-таки считал, что ребенок в это время вполне может усвоить на личном примере одну очень важную отвлеченную идею – идею собственности.Когда у Эмиля возникло естественное желание заняться огородничеством, он вместе с воспитателем высадил на грядке бобы и тщательно за ними ухаживал. Но однажды, Эмиль с горечью обнаружил, что все бобы вырваны, а почва взрыта. Сердце Эмиля рвалось на части, а из глаз лились ручьями слезы. Выяснилось, что причиной этой «трагедии» стал садовник Робер, который на этой земле еще раньше посадил свои дыни. Таким образом, на этом простом примере Руссо демонстрирует, что из столкновения интересов, между Эмилем и Робером, воспитанник, уже в этом возрасте, может естественным образом познать идею собственности и право первого завладения посредством личного труда.
10.Педагогическая деятельность Песталоции цель, задача, принцип его деятельности.Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827) родился в Швейцарии, в Цюрихе, в семье врача. Большое влияние на его воспитание оказывали мать и преданная служанка простая крестьянка. Песталоцци близко ознакомился с тяжелым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу. В 1767 году кружок был закрыт городскими властями, а юный Песталоцци в числе других его членов подвергнут аресту. Не закончив коллегиум, он решил заняться осуществлением своей заветной мечты об улучшении положения народа. В 1769 году он начал свой социальный эксперимент. На занятые им деньги он купил небольшое имение, названное им «Нейгоф» («Новый двор»), в котором хотел организовать показательную ферму, с тем чтобы научить окрестных крестьян рационально вести свое хозяйство. Песталоцци был непрактичным и неопытным хозяином, он скоро разорился.В 1774 году он открыл в Нейгофе «Учреждение для бедных», в котором собрал до пятидесяти сирот и беспризорных детей. По мысли Песталоцци, его приют должен был содержаться на средства, заработанные самими детьми. Воспитанники работали в поле, а также на ткацких и прядильных станках. Сам Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету, занимался их воспитанием, а ремесленники учили их прясть и ткать. Таким образом Песталоцци делал в своем учреждении попытки соединения обучения детей с производительным трудом. Он издает социально-педагогический роман «Лингард и Гертруда» (1781—1787), в котором развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, как это происходило в школах, а направлять это развитие по правильному пути, устранять препятствия и влияния, которые могли бы его задержать или отклонить в сторону.Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци, — это согласие с природой. Но целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, которая требуется от него как члена общества.Песталоцци не идеализировал, как Руссо, детскую природу. Он считал, что «если усилия, делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно-животных свойств». Оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил и должно правильно поставленное воспитание.Соотношение, которое должно существовать между воспитанием и развитием ребенка, Песталоцци выразил в такой образной форме: воспитание строит свое здание (формирует человека) поверх большой, прочно стоящей скалы (природа) и выполнит поставленные цели, если всегда будет непоколебимо держаться на ней.Исходя из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появления его на свет: «Час рождения ребенка есть первый час его обучения». Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое искусство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть
10-2
любая мать, в том числе и простая крестьянка. Природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе. Значение педагогической теории и практики Песталоцци. Песталоцци был выдающимся теоретиком и практиком буржуазно-демократической педагогики. Он самоотверженно отдал все силы делу воспитания детей бедноты. Его несомненной заслугой является то, что он всемерно подчеркивал роль воспитания в развитии ребенка и указал на необходимость планомерно осуществлять это воспитание в семье и школе.
Перед воспитанием Песталоцци выдвинул прогрессивную задачу — гармонически развивать все природные силы и способности человека. Он создал теорию элементарного образования, сыгравшую большую роль в борьбе с догматическим обучением и механическим запоминанием, способствовавшую развитию народных школ в XIX веке. Он высказал ряд очень ценных мыслей о физическом, трудовом, нравственном, умственном воспитании ребенка, настаивал на расширении содержания образования в начальной школе, стремился сделать ее близкой народу, тесно связанной с жизнью и потребностями народных масс, уделял большое внимание трудовому обучению детей, их подготовке к жизни.Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования. В силу исторически ограниченного мировоззрения он не сумел правильно решить вопрос о единстве процесса вооружения учащихся знаниями и развития их умственных сил. Он переоценивал иногда роль механических упражнений в развитии мышления, отделяя развитие мышления от накопления знаний, становился на путь оправдания теории формального образования. Эту сторону учения Песталоцци особенно развили некоторые из его учеников.Но идея развивающего школьного обучения, выдвинутая Песталоцци, оказала, несомненно, положительное влияние на дальнейшее развитие передовой педагогической теории и практики.
megaobuchalka.ru
1.2 Воспитание и образование в Античном мире. Сравнение образовательных систем Древнего мира и Средневековья
Похожие главы из других работ:
Авторские школы в России во второй половине XIX века
1.2 Взгляды Л. Н. Толстого на народное образование, воспитание и школу
В своих многочисленных статьях этого времени по вопросам народного образования, о содержании и методах учебно-воспитательной работы школы Л. Н. Толстой сформулировал оригинальное учение о воспитании и обучении детей...
Влияние глобализации на образовательный процесс
1.2 Влияние глобализации на образование в современном мире
Влияние глобализации на образование обусловлен следующими факторами: · Перенос на социальную сферу в целом и на образование в частности неолиберальной идеологии...
Возникновение и развитие педагогики
1. Воспитание и педагогическая мысль в Древнем мире
...
Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве
1. Образование и воспитание как способ самосохранения славянских народов
Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, выносливость...
Задачи экологического содержания на уроках математики
1.3 Экологическое образование, развитие и воспитание на уроках математики
Стратегия развития системы экологического образования в России на современном этапе в значительной мере обусловлена изменениями научных парадигм, что, в свою очередь, приводит к расширению сферы компетенции математики как научной дисциплины...
Методические особенности использования задач с экологическим содержанием на уроках органической химии в средней школе
1.2 Экологическое воспитание и образование школьников
Цель экологического образования и воспитания - формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности...
Образование в Византии
2. Воспитание и образование в Византии
средневековье византия воспитание образование В Византийской империи высокого уровня развития достигли домашние формы воспитания и обучения детей и молодежи, характерные еще для греко-римского мира...
Понятие о воспитании, обучении, образовании. Цель и средства образования
1. Понятие педагогика, образование, обучение, воспитание
Педагогика - наука об образовании, обучении и воспитании молодого подрастающего поколения и взрослых людей с помощью определённой системы воздействия. В переводе с греческого - детоводство...
Проблемы экологии в школьном курсе химии
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию...
Развитие женского образования в России
1.3 Женское воспитание и образование при Екатерине II
Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещаний улучшить государственные законы и положение различных сословий, обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен И.И. Бецкой (1704-1795 гг.)...
Современные тенденции в постановке целей и формировании идеалов в образовании и воспитании
Глава 1. Определение понятий "образование" и "воспитание", конкретизация их взаимосвязи
На данный момент существует большое количество определений понятий "образование" и "воспитание". Приведем некоторые из них. Согласно В.Г. Крысько, образование - "это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний...
Учебное пособие "Введение в педагогику развития". Подходы к разработке
1.1 Школа и воспитание в Древнем мире
...
Формирование экологической культуры школьников на уроках общей химии
1.2 Экологическое воспитание и образование школьников
Цель экологического образования и воспитания - формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности...
Художественно-эстетическое воспитание в России в XIX веке
2. Воспитание и образование в дворянской среде дифференцировалось по двум направлениям
Первое было связано с домашним воспитанием и образованием. Второе с общественным (Царскосельский лицей, различные корпуса, Смольный институт, Институт благородных девиц и др.)...
Экостудия как форма приобщения младших школьников к экологической культуре
§1.3 Экологическое воспитание и образование младших школьников
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся...
ped.bobrodobro.ru
Школа в древнем мире Воспитание и обучение
Школа в древнем мире
Воспитание и обучение в древних школах: - Месопотамии - Египта - Индии - древнего Китая
Возникшие в 3 -м тысячелетии до н. э. и сменявшие друга вплоть до 100 г. н. э. государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон Воспитание и обучение в школах Месопотамии: Возникшие в 3 -м тысячелетии до н. э. и сменявшие друга вплоть до 100 г. н. э. государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др. ) имели достаточно стабильную и жизнестойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства.
Эдуббы - Первые заведения, где готовили писцов, получили название домов табличек. Мугубба – урок на котором копировали из табличек-моделей в таблички-упражнения. Зиккураты - культовые здания, которые имели множество помещений для хранения табличек, научных и учебных занятий. Подобные комплексы именовались домами знаний.
Воспитание и обучение в школах древнего Египта Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3 -му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. Судя по древнеегипетским папирусам, детям уделялось особое внимание, поскольку, согласно верованиям египтян, сыновья и дочери могли дать родителям новую жизнь, совершив погребальный обряд. Как верили египтяне, боги, взвешивая душу умершего, на одну чашу весов кладут душу, а на другую "кодекс поведения" (маат). Если чаши уравновешивались, умерший мог начать новую жизнь в загробном царстве. Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. Школа в Древнем Египте возникла как семейный институт. Чиновник или жрец обучал сына, который впоследствии должен был сменить его на той или иной должности. Позже в таких семьях появляются небольшие группы учеников. По-видимому, школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем - составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль. Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов
В эпоху Древнего царства (3 -е тысячелетие до н. э. ) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже в этот период появилась бумага - папирус - из болотного растения того же названия. В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Сообщались некоторые сведения по математике, которые могли понадобиться для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая Постепенно специализация обучения усиливалась. Так, в эпоху Нового царства ( V в. до н. э. ) появляются школы врачевателей. Особое место занимали царские школы где дети высшей знати учились вместе с отпрысками фараонов и их родственников
Воспитание и обучение в школах древней Индии: Школьное образование в долине Инда, появилось в доарийский период в городах хараппской культуры (3 - 2 тысячелетие до н. э. ), имевших довольно тесные связи с государствами Месопотамии.
Специальных помещений для учебных занятий тогда не было. Обучение проходило на открытом воздухе. Появились своеобразные семейные школы, где мужчины обучали молодежь, устно передавая знания. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали тексты.
Воспитание и обучение в школах древнего Китая. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить самостоятельно ставить и решать различные задачи.
Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам. Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен был обладать высокими качествами благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой.