История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Глава третья. Древняя Русь в ряду современных ей цивилизаций Запада и Востока. IX–XIII вв. Запад и древняя русь


Русь под натиском Запада и Востока. Монголо-татарское Иго

Раздробленность Руси была использована европейским феодальным колониализмом. Захват русских земель, их подчинение католичеству, крестовые походы санкционированы Папой Римским и германским императором Фридрихом II. В 1201 г. рыцари ордена Меченосцев основали в устье Западной Двины город Ригу как опорный пункт для завоевания Прибалтики. В 1219 г. датские рыцари захватили часть побережья Финского залива, основали город Таллин. В 1226 г. в Прибалтику прибыли рыцари Тевтонского ордена. Началось завоевание прибалтийских земель, покорение местного, а затем и славянского населения, насильственное обращение его в католичество. Экспансия крестоносцев встретила отпор. В 1234 г. меченосцы потерпели поражение от новгородско-суздальских войск, а в 1236 г. — от литовцев и земгалов. На следующий год меченосцы объединяются с тевтонами и создают отделение Тевтонского ордена — Ливонский орден (по наименованию территории, населенной племенем ливов).

Именно в этот 1237 г. на Русь с востока обрушились орды Батыя. Тяжелым положением Руси поспешили воспользоваться также шведские и датские феодалы. В 1240 г. шведский флот с рыцарским войском вошел в устье Невы с намерением основать здесь крепость, а затем закрепить за Швецией земли по Неве. Князь Александр Ярославич со своей дружиной и небольшим ополчением новгородцев разгромил рыцарское войско (за эту победу его позднее прозвали Невским).

Летом того же года Ливонский орден, датские и немецкие рыцари начали наступление на Новгород, захватили Псков в 1241 г. и приблизились к Новгороду до 30 км. Вече, до этого поссорившееся с Невским, вновь призвало Александра для защиты города.

Александр Невский, возглавив новгородское войско, освободил Псков, а 5 апреля 1242 г. нанес сокрушительное поражение рыцарям на льду Чудского озера («Ледовое побоище»). Русский князь вошел в историю как великий полководец средневековья, сумевший разгромить превосходящие силы врага. Ледовое побоище — одно из самых выдающихся сражений средневековья, яркий пример разгрома рыцарского войска в полевом сражении силами пехоты.

Натиск с запада сливался с нашествием монголо-татар на Русь с востока. В начале XIII в. выдающийся руководитель племенного объединения монголов Чингисхан образовал гигантское раннефеодальное государство, простиравшееся от берегов Тихого океана до Каспия. В 1223 г. передовые монголо-татарские отряды появились в причерноморских степях. Половцы позвали русских князей на помощь. Откликнувшиеся на призыв южнорусские князья выступили совместно с половцами, но в битве на Калке потерпели поражение.

Победителей запомнили. На Руси внимательно следили за их продвижением из монгольских степей на Запад. Когда в 1237 г. армия завоевателей под командованием Бату-хана (на Руси его называли Батый) — внука Чингисхана — двинулась на русские земли, она встретила отчаянное сопротивление, но князья часто действовали порознь и пали поодиночке. Видимо, большинство правителей русских княжеств приняли татаро-монгольское вторжение за обычный набег кочевников, надеясь отсидеться в крепостях. Но татаро-монгольские ханы пришли не просто грабить, а завоевывать и править.

Монголы, покорившие многие народы Азии, обладали огромной военной силой — крупными конными массами войск, хорошей осадной техникой, заимствованной у китайцев, и высокой военной организацией. Действуя концентрированными и быстро перемещающимися силами, они внезапно нападали на русские города, которые героически оборонялись. Жители Козельска («злой город», по определению монголов) оказали наибольшее сопротивление, его осада длилась семь недель. Захват городов завершался жестокой резней жителей и пожарами.

В течение пяти месяцев Батый покорил всю Северо-Восточную Русь, а в 1239 — 1240 гг. — юго-западные земли, захватив и Киев. Избежали нашествия только Новгородская земля с Псковом и всеми северными территориями, Смоленск, Полоцк, Минск и соседние земли.

Героическая борьба древнерусского народа сыграла историческую роль в спасении европейской цивилизации. Монгольское войско утратило наступательную мощь в борьбе с русским сопротивлением. А. С. Пушкин справедливо отмечал: «России определено было великое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы, образующееся просвещение было спасено растерзанной Россией».

После разгрома Руси монголы ворвались в Европу, разорили Венгрию, Польшу, Чехию. Войска Батыя дошли до границ Германской империи и Адриатического моря. В 1242 г., узнав о смерти главного монгольского хана Гуюка, Батый повернул обратно на восток.

Монгольская же империя, как и все раннефеодальные империи, вскоре распалась. Отделившаяся от нее Золотая Орда включала покоренные земли в Приуралье, Поволжье, причерноморские степи, Крым и большинство русских княжеств. Столицей этого обширного государства стал г. Сарай на нижней Волге. Раннефеодальная Золотая Орда состояла из полусамостоятельных улусов, объединенных властью хана. Управляли улусами потомки Батыя, поддерживаемые местной кочевой военной аристократией. Новгородский князь Александр Невский, понимая невозможность противостояния и монголам, и западным агрессорам, вынужден был признать власть татарского хана. Западные колонизаторы несли уничтожение русской государственности, православной веры и ликвидацию русской цивилизации. Татарский хан сохранил известную автономность русских княжеств в Золотой Орде и дал Александру в 1252 г. ярлык на великое княжество Владимирское.

Монголо-татарское иго его влияние на развитие Руси

К середине XIII в. разгромленная, опустошенная и подавленная Русская земля стала «улусом» Золотой Орды. Но власть татарского хана не заменила власти русских князей, а легла как бы «поверх» нее. Сохранился титул и положение великого князя Владимирского, но получал его теперь русский князь из рук татарского хана, вручавшего ему ярлык на княжение. Татары стремились усилить феодальную раздробленность и междоусобицы русских княжеств (их стало уже несколько десятков), применяя принцип «разделяй и властвуй». При них княжеская власть над населением даже усилилась, опираясь на военную силу татарского «царя». Татарское войско нередко использовалось князьями в междоусобных раздорах. Все население русских княжеств было переписано и обложено татарской данью. Сбор дани проводили татарские чиновники («баскаки», или наместники), первоначально наряду с русскими князьями управлявшие покоренными княжествами. Иногда сбор дани отдавался на откуп купцам, что усиливало поборы и насилия, неисправных плательщиков отдавали в рабство. Частые восстания против насилия и произвола, ослабление великоханской власти привели к тому, что сбор дани был передан в руки русских князей.

От платежа дани было избавлено все русское духовенство. Татары относились к православной религии с терпимостью и даже поддерживали церковь, обеспечивая неприкосновенность ее имущества в отличие от колонизации русских земель и обращения в католичество их населения западными соседями. За это православное духовенство должно было молиться за ханов Золотой Орды. В тяжкое время татарского ига церковь стала духовной силой, которая сохраняла и воспитывала не только религиозное, но и национальное единство русского народа. Влияние завоевателей на русскую культуру не было определяющим, так как чужеземцы не входили в тесное житейское общение с русским населением (особенно после принятия ислама правителями Золотой Орды в начале XIV в.). В русских княжествах были восприняты от них лишь некоторые порядки и лексика (термины денежного обращения — деньга, алтын, а также коневодства).

Нашествие татар впервые столкнуло русское население с восточным деспотизмом, т. е. с властью, которая не желает входить в соглашения. Ей надо покоряться безусловно. Это вынуждало гнуться и хитрить перед чуждой властью. Завоеватели принесли жестокую систему наказаний, систему вымогательств и взяточничества, общее огрубление нравов, длительное сохранение домашнего рабства. Жестокость нравов, обесценивание человеческой жизни и личности также стали характерной чертой общественных отношений того времени. Вместе с тем были восприняты опыт ведения военных действий крупных масштабов, организации больших формирований конных войск, позднее — организация почтовой связи на далекие расстояния, некоторые приемы государственного управления, в частности — организа­ции многонационального государства.

Ордынское владычество надолго отделило Русь от Западной Европы. К тому же образование на ее западных рубежах Вели­кого княжества Литовского усилило внешнюю изоляцию русских княжеств. Утверждение в XV в. католичества в Литве и значительно ранее в Польше сделало их проводниками западного влияния на русскую цивилизацию. Часть русских княжеств вошла в Литовское государство, где был распространен русский язык, а православная церковь длительное время не подвергалась преследованиям. Галиция была включена в Польшу, которая расширила свои владения за счет юго-западных русских земель. В этих условиях древнерусское население разделяется на три ветви: русских, белорусов и украинцев. Русская народность складывается в центральных, восточных и северных районах Руси. Белорусская и украинская народности формиру­ются на территории Литовского княжества и Польского королевства.

В целом, иноземное иго истощало народные силы, развитие восточнославянских народностей резко замедлилось, произошло и значительное отставание в области экономики, общественных отношений и культурном уровне от западноевропейской цивилизации.

histerl.ru

Глава третья. Древняя Русь в ряду современных ей цивилизаций Запада и Востока. IX–XIII вв.

1. Причины и особенности образования государства у восточных славян.

 

Причины появления государства у восточных славян вполне укладываются в общепринятые концепции исторического развития. Они ориентируют на то, что государство возникает именно там и тогда, где создаются условия для его появления в виде совершенствования орудий труда, вызванного этим увеличение производимого продукта и последовавшим за этим имущественным расслоением в обществе и сменой господствовавших ранее производственных и социально-правовых отношений. Для защиты интересов собственников и требуется механизм принуждения в виде государства со всеми его атрибутами – публичной властью, армией, чиновничеством, писаными законами и новой идеологической системой, оправдывающей господство одного класса всеми остальными слоями общества.

Только эта самая общая схема образования государства варьируется у разных народов. У одних народов главную роль сыграли благоприятные природные условия, и образовавшееся государство представляло собою общественный договор правителя со своими подданными. У других на первое место выдвинулся внешний фактор – завоевание другим этносом или угроза такого завоевания. Другие народы и племена пришли к государственному устройству общества согласно марксистской теории исторического процесса, и фактор материального производства здесь сыграл определяющую роль.

Обращаясь к истории образования государства у восточных славян, следует отметить, что немалую роль в его появлении и дальнейшем развитии сыграл географический фактор - место проживания славянских племён. Стоит лишь бросить взгляд на место расселения восточнославянских племён – ядро будущего Древнерусского государства, как взору предстаёт необъятная лесостепная равнина с малыми сгустками населения, теснящегося у излучин рек, посёлками и городами, отстоящими друг от друга на сотни вёрст. То есть полная открытость страны для вражеского вторжения и неспособность разрозненных племён дать ему отпор. Именно эта реальная внешняя опасность и потребность в самозащите, как считает историк П.Н. Милюков[11], вызвала раннее собирание русских земель в единое государство и раннее возникновение сильной власти у восточных славян. Государственная консолидация была жизненно необходима разделённому на отдельные племена и беспомощному населению Древней Руси. А врагов у Древних славян было предостаточно. С юга и юго-востока к их землям подступал мощный Хазарский каганат, которому одно из восточнославянских племён – поляне уже вынуждены были платить дань. С севера на Русь часто наведывались буйные варяжские дружины. На западе интенсивно шёл процесс формирования раннефеодальных государств, ставших со временем источников повышенной военной опасности для западнорусских земель. Таким образом, в отличие, допустим, от прибалтийских племён, которые пребывали в некоторой изоляции и, вплоть до XIII в. им никто реально не угрожал, восточнославянские племена видели перед собою опасных противников, что не могло не ускорить у них процесс государственной консолидации.

Отсюда первая главная особенность образования государства у восточных славян. Государственная организация здесь сложилась раньше, чем её мог создать процесс внутреннего естественного развития. Это подтверждается разным уровнем хозяйственного и культурного развития восточнославянских племён, оказавшихся в орбите Древнерусского государства. Если поляне знали пашенное земледелие и торговлю, у них были определённые нормы поведения и сложившиеся семейно-брачные отношения, то их соседи древляне ходили в звериных шкурах, жили охотой и бортничеством и занимались похищением невест. Собрать эти разные по уровню развития племена могла только сильная княжеская власть.

В то же время в Западной Европе главную роль в образовании раннефеодальных государств сыграли причины внутреннего порядка, прежде всего, социальное расслоение в среде германских племён, сокрушивших Западную Римскую империю. Момент крушения прежней системы военной демократии и утверждения королевской государственной власти хорошо отражён в легенде о Суассонской чаше, когда вождь франков Хлодвиг примерно наказал простого воина не уступившему ему эту лучшую часть военной добычи. Процесс выстраивания феодальных отношений в Европе, в их классическом варианте, удобнее всего рассмотреть на примере государства франков, а затем Французского королевства и империи Карла Великого.

Феодализация франкского общества протекала в три этапа. Первый этап относится к эпохе королевской династии Меровингов с V по VI вв. За это время в жизни жителей Франкского государства произошли следующие изменения:

1. Произошло постепенное сближение франков и покорённого населения – галлов. Также был совершён переход от родоплеменной общины к соседской.

2. Со временем был ликвидирован племенной сепаратизм, и произошло объединение всех племён в один народ.

3. Постепенно были ликвидированы прежние формы управления в виде народных собраний, совета дружинников и племенных вождей. Вместо них сложилась централизованная система управления во главе с королём и его наместниками. Вместо племенных союзов были образованы территориальные округа во главе с королевскими чиновниками-графами. Ближайшие к королю чиновники, наместники и дружинники-рыцари составили костяк будущего служилого сословия.

4. Характерной чертой в управлении страной на этапе раннего феодализма стало соединение воедино органов государственного управления и органов управления королевским хозяйством, ибо страна считалась личным владением короля. И бытовавшие в эпоху классического средневековья пышные титулы феодальной знати (коннетабль, маршал, майордом) тогда означали более прозаический род деятельности – старший по дому, старший конюх, королевский гонец.

Второй этап складывания феодальных отношений в государстве франков относится ко времени начала правления Каролингов – VII – VIII веков. Здесь центральное место занимает военная реформа короля Карла Мартелла, которая привела к ещё большему упрочению феодальных отношений:

1. Произошла полная замена народного ополчения военным сословием – конными рыцарями.

2. Для этого Карл Мартелл стал практиковать раздачу земель в качестве бенефиция – пожалования (дословно благодеяние) при условии несения военной службы и выполнении определённых обязанностей перед королём.

3. В результате этого было создано постоянное профессиональное войско, а простой народ был отлучён от военной службы. Военное дело стало исключительной привилегией служилого сословия дворян-рыцарей.

4. Следующим результатом реформы стало появление зачатков вассально-сюзеренных отношений: король – сеньор, а бенефициарии – его вассалы.

Последний этап выстраивания феодальных отношений во Франции относится к эпохе Карла Великого. При нём феодальные отношения окончательно утвердились в стране, что нашло выражение:

1. В оформлении т.н. феодальной лестницы, когда по отношению к королю появились вассалы I ступени (герцоги и графы), вассалы II ступени (бароны) и вассалы III ступени (рыцари).

2. В установлении форм феодального землевладения и поземельной зависимости крестьян. Основой феодального землепользования стал феод как наследственное земельное держание при условии постоянной военной службы, денежной и иной помощи сеньору, от которого феодал получал землю. Крестьяне за предоставленную им феодалом землю должны были нести натуральные, денежные и иные повинности (в основном – барщина, натуральный и денежный оброк).

3. В возникновении имперской идеи, т.е. стремлении объединить все христианские государства Европы под совместной властью светского правителя и духовного владыки. Первый опыт на этом пути - создание империи Карла Великого и его союз с Католической церковью в лице Римского папы.

4. В использовании некоторых элементов античной культуры для подготовки государственных чиновников, образования священников и в быту, т.н. «каролингское возрождение».

Что касается стран Востока, то там, как уже отмечалось, процесс складывания и гибели государств происходил в результате вражеских нашествий. Сначала арабы, потом турки-сельджуки, затем монголы, напоследок турки-османы. Причём завоеватели быстро усваивали культуру и традиции покорённых народов, воссоздавали государство на тех же самых основах. Потому развитие арабского Востока шло как бы по замкнутому кругу, постоянно воспроизводя те же самые ситуации и периоды развития в противовес инновационной Западно-христианской цивилизации.

Другое отличие от Европы в том, что на Руси государственность строилась сверху вниз, путём «окняжения», т.е. подчинения ряда славянских и неславянских племён власти киевского князя и переходе власти из рук племенной верхушки в руки военной знати. Тогда как в европейских странах государственный строй возник уже на подготовленной для него римским владычеством почве. И государство здесь строилось, по преимуществу, снизу вверх, путём заимствования и наполнения новым феодальным содержанием прежних культурно-правовых и политических институтов, оставшихся от античного общества. Происходил синтез сохранившихся элементов позднеримского общества с варварским началом, привнесённым в бывшие окраины Западно-Римской империи германскими племенами.

Особенностью развития первых варварских государств в Европе стало то, что феодализм быстрее всего утверждался там, где римские и варварские начала взаимно уравновешивали друг друга. Это отчётливее всего видно на примере Франции, где феодальные отношения в основном утвердились в VIII – IX веках. В Италии же, где преобладали римские традиции в хозяйственной жизни, культуре и в быту, феодализм смог утвердится лишь в Х веке. Ещё более медленно происходило утверждение феодальных отношений в тех странах Европы, где было слабым или вообще отсутствовало римское влияние. Так, в Ирландии, Шотландии, Скандинавии и Германии феодализм утвердился только в XI – XII веках.

Другая отличная от формирования раннефеодальных государств в Европе черта, присущая рождению Киевской Руси заключается в отсутствии здесь ярко выраженного насилия в процессе образования государства. Ведь в Западной Европе новая после римского владычества государственность местному населению была навязана извне со стороны победившего этноса. Франки навязали своё господство галлам, англосаксы – бриттам, вестготы кельтам и т.д. фактор завоевания особенно повлиял на историю Англии, где выстраивание феодальных отношений более интенсивно началось после норманнского завоевания в 1066 году.

Можно, с каким угодно скепсисом относится к рассказу летописца Нестора о добровольном призвании славянами варягов, но в летописных сводах нельзя найти свидетельств «схваток боевых», следов активного сопротивления пришельцам-варягам со стороны местного населения. Кроме разве что довольно невнятного рассказа о новгородце Вадиме Храбром, выступившего против варяжского конунга Рюрика и убитом им. Даже новгородские летописи не одобряют поступка Вадима. Об отсутствии вооружённого сопротивления варяжским князьям свидетельствует и тот факт, что прежняя родоплеменная славянская знать не была устранена в одночасье, как это бывает при вражеском нашествии. Как помним, во время нормандского завоевания Англии почти вся прежняя англосаксонская знать полегла на Гастингском поле, а новое правящее сословие составили выходцы из Франции.

На Руси же во времена первых киевских князей продолжали существовать местные династии (полоцкий князь Рогволод и древлянский князь Мал), которые лишь со временем были заменены Рюриковичами – потомками варяжского конунга Рюрика, который по преданию положил начало первой правящей династии на Руси.

Его приход на Русь, по существу, был уже подготовлен. Восточнославянские племена к IX веку успели осознать необходимость государственной консолидации. Нужен был только активный фермент, который бы скрепил воедино разрозненные славянские племена. Этим ферментом и стали варяжские дружины со своими предводителями – конунгами. В данном случае вовсе не принижает наше патриотическое чувство осознание того факта, что первым легендарным правителем Руси стал выходец из Скандинавии. Надо только представить себе состояние умов и нравов той эпохи, когда ни один из племенных славянских вождей не мог уступить и подчиниться другому. Здесь и потребовался как бы третейский судья, человек со стороны, неподверженный местным интригам и противоречиям между племенами, который бы стал выразителем общегосударственного начала.

Так, Древняя Русь совершила первый в своей судьбе исторический выбор, пожертвовала своим прежним родоплеменным укладом ради торжества нового государственного порядка. «Дайте не хазарам, дайте мне», - сказал полянам князь Олег, пообещав оборонить их от вражеских набегов. Подчинив себя государственной идее и пожертвовав своим прежним родоплеменным укладом, Древняя Русь сумела быстро, в течение нескольких десятилетий, выступить на мировой арене как мощное государство с собственным вектором развития, активно впитывающая в себя культурные и политические достижения окружающих её стран, имеющих более длительный опыт существования.

Этот процесс приобщения к лону мировой цивилизации и определению своего место историческом пространстве, был ещё более ускорен принятием единобожия – христианства и определения правовых норм собственного существования.

Второй исторический выбор восточных славян, таким образом, был связан с определением ими основ своей духовной жизни. Христианство на Русь пришло из православной Византии. Это было вызвано следующими обстоятельствами:

1. Географической близостью Древней Руси и Византийской империи.

2. Возникшими вследствие этого торгово-экономическими и военно-политическими связями.

3. Большей доступностью православного вероучения для древнерусского общества, ибо православная церковь допускала проповеди на родном языке.

4. Надо учитывать и то, что молодое, едва становящееся на ноги, государство всегда стремиться впитать в себя культурные, технические и политические достижения стран, имеющих солидный опыт государственного строительства.

Для западноевропейских стран таким ориентиром в развитии стала Западная Римская империя. Только своё уважение к былому величию Древнего Рима европейские народы и правители перенесли на Римскую курию, ища у Римского папы совета и благословления. Отсюда, как уже ранее отмечалось, тянутся истоки главной политической идеи средневековой Европы: возродить Римскую империю, объединив все христианские народы под властью Римского папы и единого правителя – императора. Первым эту идею попытался реализовать, как уже отмечалось, самый знаменитый европейский правитель эпохи раннего средневековья Карл Великий, создавший великую империю. Затем эту идею подхватил германский король Оттон I, объявивший в 962 году о создании «Священной Римской империи германской нации. Здесь, как отмечали впоследствии историки, что ни слово, то неправда. Это государство не имела никакого отношения ни к Риму, ни к Древнеримской империи, включало в свой состав разные народы и разные страны. Оно являло собою довольно аморфное объединение, где император имел лишь символическую власть. К тому же со временем самого императора на престол избирало собрание самых сильных князей и епископов.

Для Руси же лучшего объекта для заимствования опыта государственного строительства, чем Византия, трудно себе и представить. Поэтому, по мнению академика Б.А. Рыбакова, уже во второй половине IX века часть русской знати приняла православную веру при посредничестве греческого и болгарского духовенства[12]. Сама правительница Киевской Руси княгиня Ольга стала христианкой. Однако вскоре её повзрослевший сын Святослав принялся вновь укреплять языческую веру и языческие нравы. Начался, условно говоря, период «языческой реакции».

Для князя Святослава его антихристианство было осознанной политической позицией. Взяв курс на создание обширной славянской империи, он должен был вступить в военное противоборство с источником православной веры – Византией. Так что о принятии новой религии из её рук не могло быть и речи. С другой стороны, боевые соратники князя и его дружина, живущие постоянными военными походами, не видели в христианстве ничего, кроме смешных обрядов и нелепых заповедей («не убий», «не укради», «не возжелай жены ближнего своего»), ослаблявших боевой дух.

Наибольшая опасность для будущей христианизации Руси возникла в 970-980 гг., когда новый князь Владимир предпринял попытку реформировать языческий культ и превратить его в государственную религию. Во главе языческого пантеона был поставлен бог грома и молнии Перун. Это был бог войны, т.е. бог князей и дружинников, который должен был стать духовным символом крепнущей русской государственности.

И нельзя сказать, что его затея с реформированием языческого культа была заранее обречена на провал. Ведь из истории других стран и народов известен опыт существования средневековых государств, духовную основу которых составлял национальный религиозный культ, что с точки зрения христианского вероучения или ислама является тем же самым язычеством. Япония и Индия тому пример. Могла ли и Русь существовать на такой духовной основе?

Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. На определённой стадии исторического развития приверженность своему национальному религиозному культу обрекает народ на изоляцию от других стран, где утвердилась одна из мировых религий (христианство или ислам), и, значит, ставит его в неравноправное положение в системе межгосударственных отношений. Страны, где утвердилось единобожие, относились к таким народам как к «варварам», по отношению к которым допустимы любые действия и средства.

Так что очень хорошо, что князь Владимир вовремя осознал, что политические и торговые отношения с христианскими государствами Запада и Востока Европы надо подкрепить религиозной общностью, которая в эпоху средневековья играла определяющую роль.

Однако принятие христианства Русью из рук православной Византии оказалось отстроченным на несколько лет тем обстоятельством, что это могло тогда означать признание вассальной зависимости Руси от Византийской империи. На что русские дружинники, не раз поражавшие греков в битвах, пойти не могли. Поэтому киевский князь Владимир непосредственно перед крещением Руси провёл военную акцию против Византии, взял город Корсунь (Херсонес) (на месте нынешнего Севастополя) и вытребовал себе в жёны сестру византийских императоров принцессу Анну. После этого принятие из Константинополя новой православной веры уже не выглядело политической уступкой. Так, в 988 году, после десяти лет «языческой реакции» Русь стала христианской державой, а князь Владимир, ещё недавно увенчанный языческим титулом князя «Солнца», стал со временем, несмотря на свои прежние грехи (братоубийство и многожёнство) святым.

Примечательно и то, что крещение Руси произошло без влияния внешних сил: христианских миссионеров или иноземных войск, как это было в некоторых странах Европы. Отсюда сравнительно быстрое (100 лет) распространение христианства на Руси. В Европе этот процесс занял более продолжительное время. Вместе с православием на Русь пришли письменность, школы крестово-купольный стиль в архитектуре, суды, забота о нищих и больных. Христианство духовно связало воедино разные части страны, значительно подняло престиж княжеской власти, превратило правителя в «помазанника божьего», придала ему харизматические черты вместо прежней роли военного вождя. Новая религия способствовала также общему смягчению нравов, учила богатых оказывать помощь бедным людям, а бедняков не завидовать богатым.

Вместе с тем, принятие Русью православной веры имело некоторые негативные последствия для последующего развития страны. Кроме Руси православными государствами тогда являлись слабеющая Византия и малоавторитетная в Европе Болгария. Остальной западный мир исповедовал католицизм. Такая духовная обособленность Святой Руси несла в себе семена определённой идейно-политической изоляции от католической Европы, что долгое время мешало «Святой Руси» стать полноправной частью европейского христианского мира.

Тогда же принятие христианства обеспечило Древней Руси пропуск в круг цивилизованных государств своего времени. Прежнее язычество органично слилось с христианством, придав особый колорит и сугубо национальный характер Русской православной церкви.

Увенчало процесс образования Древнерусского государства определение правовых норм жизни общества, издание письменного свода законов, пришедшего на место обычаев. Процесс оформления законодательной базы Древней Руси занял не одно десятилетие. Первый древний письменный свод русских законов дошёл до нас под названием «Русская Правда». Её составление относят к 1016 г., ко времени киевского князя Ярослава Мудрого, поэтому её ещё называют «Правдой Ярослава». Подобно законодательным актам первых варварских королевств в Европе, она описывала порядки в княжеской вотчине и определяла меру наказания за совершённые уголовные и имущественные преступления. Ещё одной общей чертой являлось сохранение элементов родового права, в том числе права на кровную месть, судебный поединок и судебное испытание водой или огнём. Также впервые здесь были определены категории зависимого населения: от должников до рабов.

Надо отметить, что в следующей редакции Русской правды под названием «Правды Ярославичей» – сыновей Ярослава Мудрого, право на кровную месть заменялось, даже за убийство или увечье, денежным штрафом, часть которого шла князю, а часть потерпевшей стороне. Зато были добавлены новые статьи, касающиеся торгово-предпринимательской деятельности древних россиян. Поэтому историк В.О. Ключевский с полным на это основанием называл «Краткую русскую правду (Правду Ярослава и Правду Ярославичей)» настоящим торговым кодексом Древней Руси, отмечая, что именно широкая внешняя торговля являлась основной сферой деятельности её жителей, способствовавшей экономическому процветанию государства[13].

В 1113 г. Краткий свод «Русской Правды» был дополнен «Уставом Владимира Мономаха». С этого времени этот правовой документ в русских летописях фигурировал уже под названием «Пространной Русской Правды», включавшей в себя 121 статью. Со временем отдельные статьи Пространной русской Правды были переработаны в соответствии с изменившимися условиями существования отдельных русских княжеств и земель. И вплоть до XV века, т.е. до образования единого русского государства с центром в Москве, правовую жизнь русского общества на всей территории страны определяла правовой свод под названием «Сокращенной Правды», на смену которой в XV веке на Северо-Восточные русские земли пришёл Судебник Ивана III.

Так, с утверждением княжеской власти, принятием христианского вероучения и определением правовых норм своего существования состоялся процесс становления Древнерусского государства с центром в Киеве, которое сразу же знало почётное место в ряду цивилизованных государств того времени с собственным вектором развития.

Авторитет Киевской Руси среди современных ей государств был достаточно высок. Она на этапе раннего средневековья не только догоняла Европу, но кое в чём и опережала её. Наряду с наличием общих тенденций развития раннефеодального общества, таких как: военно-дружинный характер генезиса государства, отсутствие принципа поголовного сервилизма, автономное положение сельских общин, христианские духовные ценности и городской титульный характер культуры, Древняя Русь демонстрировала ряд специфических черт в своём развитии в сравнении с европейскими странами:

1. Прежде всего, на Руси слабее были выражены процессы социальной дифференциации. Крупная частная земельная собственность (вотчина) не играла ведущей роли в экономике, как феод в странах Западной Европы. Сама вотчина носила скорее рабовладельческий характер, так как принадлежала князю или самым крупным боярам и обрабатывалась трудом зависимых людей, главным образом из числа военнопленных. Доминировала в хозяйстве Древней Руси свободная земледельческая община, жизнь которой основывалась на идеале прямой народной демократии.

2. Политическая жизнь Киевской Руси также характеризуется идеалом народоправства или вечевым идеалом. Князь не являлся государем ни в восточном, ни в европейском смыслах этого слова. По-существу, его приглашало на службу вече – собрание свободных людей. Оно же могло прогнать князя за нарушение договорных обязательств или плохое исполнение своих обязанностей, главная из которых заключалась в защите территории княжества от вражеских набегов или внутренних смут. Вече влияло на политическую жизнь древнерусского государства вплоть до XI-XIII века. Примером тому служит изгнание из Киева Ярославичей в 1068 года за поражение от половцев и приглашение на княжеский престол Владимира Мономаха году после Киевского восстания в 1113 году.

3. Большие права народного собрания (вече) подкреплялись всеобщим вооружением народа. Именно народное ополчение составляло главную силу русского войска, а не княжеская дружина. И подчинялось народное ополчение вече, а не князю. Такая традиция сложилась под влиянием постоянной военной опасности со стороны степных кочевников.

Эти зримые отличие от развития европейских стран ещё можно объяснить тем, что процесс государственного строительства начался на Руси на 100-200 лет позже, чем в Европе. Оттого и наличие некоторых пережитков эпохи военно-общинной демократии.

4.Однако, неизмеримо выше, чем в Европе, был уровень экономического развития, выражавшийся в многочисленности и богатстве русских городов, в широких торговых связях не только с сопредельными, но и с отдалёнными странами. К тому же, если в Европе города в то время были всего лишь торгово-ремесленными пунктами, то на Руси каждый крупный город являлся политическим центром, к которому тяготела сельская округа. Русские города были своего рода городами-государствами подобно древнегреческим полисам. Тогда как в Европе политическим центром являлся королевский дворец или замок крупного феодала. Это говорит о том, что русская земля тогда, возможно, находилась ближе к прогрессивному пути развития, чем средневековая Европа. Она, принимая во внимание её высокий уровень экономического и культурного развития, могла бы стать лучшей и передовой частью Европы, если бы не монголо-татарское нашествие и последовавшее за ним золотоордынское иго. Покорение Руси монголо-татарами явилось следствием распада единого Киевского государства на удельные княжества и нескончаемых войн между отдельными князьями, ослабившими обороноспособность русских земель.

 

2. Общее и особенное в развитии русских земель на этапе классического феодализма.

 

Распад Древнерусского государства начался в конце XI в. К середине XII в. образовалось 15 самостоятельных княжеств, а к середине XIII века их насчитывалось уже свыше 50. это был вполне естественный для средневековой эпохи процесс. Он свидетельствовал о том, что старые институты власти уже не могут обеспечить внутренней и внешней безопасности страны. Допустим себе, как решалась проблема внешней обороны или внутреннего спокойствия в условиях существования единого государства. Напал враг на пограничное удельное княжество. Местный князь снаряжает гонца в Киев с просьбой о помощи. Получив весть о нападении, киевский князь рассылает своих гонцов во все концы страны с призывом собирать войска. Пока соберётся ополчение, и пока оно достигнет пределов пограничного княжества, подвергшегося нападению, враг разорит всё окрест и уберётся восвояси. Со временем сложилась такая ситуация, когда местным князьям было удобнее самим позаботиться о защите своей территории: укрепить города и усилить собственную дружину, не надеясь на скорую помощь Великого князя. Кстати, набеги викингов стали одним из факторов, приведших к распаду Франкского государства и обособлению французских земель.

К тому же, развитие производительных сил в условиях натурального хозяйства и отсутствия прочных экономических связей между отдельными районами страны вполне позволяло им существовать самостоятельно. Ещё следует добавить, что феодальная раздробленность являлась необходимым этапом в развитии средневекового государства, в результате которого происходило выравнивание уровней экономического, социального, политического и культурного развития отдельных его областей, что создавало условия для их последующего объединения уже на более прочной основе. Если в период существования единого Древнерусского государства великий князь Киевский заботился, прежде всего, о своей столице, то в период феодальной раздробленности каждый местный князь стремился украсить свой родной град дворцами и храмами, а также всемерно развивать ремесло и торговлю в своём княжестве.

Конечно, наступление феодальной раздробленности на Руси – это не единовременный процесс. Он продолжался почти сто лет. По мере того, как Киев утрачивал своё значение столицы страны, и происходило всё большее дробление русских земель и их обособление друг от друга. В качестве определённых вех на пути обособления русских княжеств можно выделить: 1054 г. – смерть Ярослава Мудрого, после чего разделённые на уделы русские земли уже никогда воедино не собирались, т.е. это начало процесса распада прежде единого Древнерусского государства. Затем – 1097 г. – съезд князей в городе Любече, где было принято решение, что: «Отныне каждый да владеет своей отчиной», т.е. своим наследственным княжеством. Эта политическая формула вводила новый порядок власти и подчинения на русских землях. Раньше, в эпоху существования единого Древнерусского государства, всё оно считалось собственностью княжеской фамилии – Рюриковичей. Теперь же это правило распространялось на отдельные русские княжества. Каждое отдельное русское княжество отныне становилась вотчиной местной княжеской фамилии, на которое уже не могли претендовать другие князья.

Однако феодальная раздробленность вовсе не исключала кратковременного единения русских земель под властью одного сильного правителя, когда тому благодаря своему авторитету. Воинскому и дипломатическому искусству удавалось подчинить себе других феодальных владык. При этом феодалы оставались полновластными властителями в своих владениях. Верховный правитель мог только заставлять их вставать под его знамёна и принимать участие в его войнах. На Руси этот период кратковременного усиления великокняжеской власти связан с правлением князя Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого. Это 1113-1132 гг.

Решающей вехой на пути обособления русских земель друг от друга стал 1132 г. – год смерти последнего общерусского князя Мстислава Великого, после чего исчезла сама видимость существования единого государства. Завершающим аккордом по эпохе Киевской Руси стал разгром города Киева в 1169 г. войсками владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского. Своим бесчеловечным поступком он наглядно показал, что больше не считает Киев «матерью городов русских», и сам стал величать себя Великим князем Владимирским. Окончательный распад Древнерусского государства стал после этого очевидным фактом.

При этом следует отметить, что этот длительный период в истории нашей страны вряд ли можно считать временем полного разрушения Русского государства и его распада на отдельные мини-государства. Скорее всего, это был период существования своеобразной федерации русских княжеств. Хоть и чисто номинально, но киевский князь считался старшим среди остальных русских князей. Отсюда нескончаемые войны между русскими князьями за овладение великокняжеским киевским престолом. Отношения между русскими князьями регулировались соглашениями и обычаями на основе единого закона – Правды Русской, сохранялись торгово-экономические связи между отдельными русскими землями, общими оставались язык, религия и культура. И, самое главное, вплоть до монголо-татарского нашествия сохранялось чувство причастности к единому русскому народу, к единой русской земле. Свидетельством этому являются два литературных памятника Древней Руси – «Слово о полку Игореве» - укоризна князьям, которые своими распрями губят русскую землю и призыв к объединению против внешних врагов, и «Слово о погибели Русской земли». Автора этого «Слова» одинаково печалят бедствия, постигшие все русские княжества и земли во время монголо-татарского нашествия, ибо они для него есть одна русская земля.

Однако распад Древнерусского государства стал состоявшимся фактом. Потому со временем стали проступать особенности в социально-экономическом и в политическом развитии отдельных русских территорий. Среди этих земель, отличающихся своеобразием социально-экономических отношений и политического строя, надо выделить Северо-Восточную Русь (Владимиро-Суздальское княжество), Северо-Западную Русь (Новгородско-Псковские земли) и Юго-Западную Русь (Галицко-Волынское княжество).

Возникшее в Северо-Восточной Руси княжество с центром сначала в Суздале, а затем во Владимире изначально отличалось сильной княжеской властью, зависимостью крестьян и служилых людей от княжеской власти. Дело в том, что колонизация прежних мест обитания вятичей проходила под эгидой княжеской власти. Раньше этот край не был густо заселён, но с XI века сюда усилился приток населения из южных и юго-восточных русских земель, подвергавшихся частым половецким набегам. Только приходили люди сюда уже на княжескую землю, за право пользования которой надо было нести службу местному князю: крестьянам платить подать, а боярам и дворянам нести службу в княжеской администрации или в воинской строю. К определению политического строя Владимиро-Суздальского княжества подходит термин «государственный феодализм», почти как на арабском Востоке, или как в Англии после норманнского завоевания. При таком строе способ осуществления власти называется министриалитетом, т.е. прямое подчинение всего служилого сословия одному правителю без всяких опосредованных звеньев и «феодальных лестниц», как в Западной Европе. О приниженном положении бояр и дворян перед княжеской властью во Владимиро-Суздальской земле свидетельствует хотя бы сам факт подлого убийства князя Андрея Боголюбского его придворными. Значит, других возможностей для воздействия на княжескую власть (вроде открытого вооружённого сопротивления в виде мятежа) у владимирских бояр просто не было.

На Юго-западе Руси сложилось иное положение. Благодатный климат, плодородные земли и близость европейских стран сделали социально-политический строй Галицко-Волынского княжества близким к государственному устройству его европейских соседей. Здесь большую роль играли бояре-землевладельцы, составившие серьёзную конкуренцию местным князьям в борьбе за власть. Иногда бояре при поддержке иностранных войск прогоняли неугодного им князя. Так, они поступили с семьёй погибшего князя Романа Мстиславича. Только возмужав и найдя себе сильного союзника в лице опытного воителя Мстислава Удалого, князю Даниилу Галицкому удалось вернуть себе княжеский престол. С XIII в. началась постепенная европеизация юго-западных русских земель, находящая отражение в памятниках культуры и в сословно-правовых отношениях.

На Северо-западе Руси, в Новгородско-Псковских землях, сформировался особый социально-политический строй. Там дольше, чем в остальных русских землях сохранялись остатки общинно-демократических традиций в виде местного самоуправления и народных собраний. Вече осталось высшим органом управления. Оно избирало всех городских должностных лиц и приглашало князя на службу, который никакой политической роли не играл, а был только командующим городским ополчением. Ему даже запрещалось жить в черте города. Таким образом, Великий



cyberpedia.su

Западная Русь: описание, интересные факты и история. Западная и Восточная Русь

В Средние века Западная Русь включала в себя территории, граничащие с Венгрией, Польшей и Литвой. С началом политической раздробленности в этом регионе появилось несколько княжеств, спорящих между собой за лидерство.

Часть Киевской Руси

До возникновения единого Древнерусского государства на территории Западной Руси проживали племенные союзы восточных славян: дреговичи, древляне, волыняне, уличи и белые хорваты. В IX-X вв. они были присоединены к Киеву. Этот процесс завершился в годы правления Владимира Святославича (980-1015).

Западная Русь на севере соседствовала с балтийскими племенами: литвой, пруссами и жмудью. Эти жители балтийского побережья торговали со славянами медом и янтарем. Некоторое время они не представляли опасности для Руси. Гораздо сильнее был западный сосед – Польское королевство. Этот славянский народ был крещен по римскому обычаю. Различия между католиками и православными были одной из причин напряженности между Русью и Польшей. В 981 году Владимир Красное Солнышко объявил войну князю Мешко I и завоевал так называемую Червенскую землю, главным городом которой был Перемышль.

На юге Западная Русь заканчивалась степями, в которых проживали тюркоязычные кочевники. Сначала это были печенеги. В X веке на их место пришли половцы. Одинаково между ними было то, что и те и другие степняки устраивали регулярные походы на Русь, сопровождавшиеся грабежами и насилием над мирным населением.

история западной руси

Период политической раздробленности

После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году единое Древнерусское государство распалось на несколько княжеств. Этот процесс был постепенным. При некоторых киевских князьях, таких как Владимир Мономах, страна вновь становилась целостной. Однако междоусобицы и лествичное право окончательно разделили Русь. В XI веке главным княжеством в Западной Руси стало Волынское со столицей в г. Владимире-Волынском.

Династия Ростиславичей

Здесь закрепилась династия, произошедшая от Ростислава Владимировича – внука Ярослава Мудрого по старшей линии. Теоретически представители этого потомства даже имели юридические права на Киев, но в «матери городов русских» закрепились другие Рюриковичи. Сначала дети Ростислава жили при дворе Ярополка Изяславича – киевского наместника. В 1084 году Рюрик, Володарь и Василько выгнали этого князя из Владимира и на время захватили весь регион.

Окончательно Ростиславичи завладели Волынью после Любечского съезда в 1097 году и последовавшей за ним междоусобной войны. Тогда же свое политическое признание получили другие малые города этого региона (помимо Владимира и Перемышля) - Теребовль и Дорогобуж. Внук Ростислава Владимир Володаревич в 1140 году объединил их и создал новое княжество со столицей в Галиче. Его жители разбогатели на торговле солью со своими соседями. Западная Русь разительно отличалась от дремучего северо-востока, где славяне жили в лесах рядом с финскими племенами.

русь и западная европа

Ярослав Осмомысл

При сыне Владимира Ярославе Осмомысле (правил в 1153-1187 гг.) Галицкое княжество переживало золотой век. Все время своего правления он пытался противостоять гегемонии Киева и его союзу с Владимиром-Волынским. Эта борьба закончилась успехом. В 1168 году коалиция князей под руководством Андрея Боголюбского захватила Киев и предала его грабежу, после которого город так и не оправился. Его политическое значение упало, а Галич, наоборот, стал западным центром Руси.

Ярослав вел активную внешнюю политику, вступая в союзы и воюя против Венгрии и Польши. Однако со смертью Осмомысла на Галицкой земле начались усобицы. Его сын и преемник Владимир Ярославич признал верховенство ростовского князя Всеволода Большое Гнездо. Он боролся с боярской оппозицией и в итоге был изгнан из собственного города. На его место был призван волынский князь Роман Мстиславович, что позволило объединить два удела в сильное централизованное княжество.

западная и восточная русь

Объединение Галиции и Волыни

Роман Мстиславович - в отличие от прежних галичских князей - был прямым потомком Владимира Мономаха. По матери он приходился родственником польской правящей династии. Поэтому неудивительно, что в детстве воспитывался в Кракове.

После смерти Владимира Ярославича Роман явился в Галич вместе с польским войском, которое было дано ему королем – его союзником. Произошло это в 1199 году. Именно эта дата считается днем создания единого Галицко-Волынского княжества. История Западной Руси этого периода представляет собой интересное переплетение средневековой славянской политики.

Роман Мстиславович дважды захватывал Киев, но не становился его князем, а сажал на местный престол верных людей, которые оказывались в полувассальной зависимости от него. Большой заслугой галицкого правителя стала организация серии походов против половцев, от которых страдала и Западная, и Восточная Русь. Воюя с кочевниками, Роман прибегал к помощи всех своих родственников из династии Рюриковичей. Существует неподтвержденная теория о том, что в 1204 году, после падения Константинополя, к нему бежал изгнанный император Алексей III Ангел.

борьба руси с западными

Борьба Даниила за наследство отца

Роман Мстиславович скончался в 1205 году после несчастного случая на охоте. Его сын Даниил был всего лишь новорожденным младенцем. Галицкие бояре воспользовались этим, лишив его трона. Всю свою жизнь Даниил воевал с мятежной аристократией, русскими князьями и западными соседями за право вернуть отцовский удел. Это была яркая эпоха, наполненная всевозможными событиями. Именно в годы правления Даниила Романовича Западная Русь достигла своего экономического и политического расцвета.

Опорой власти князя было служивое сословие, а также городские жители, поддерживавшие правителя-миротворца. В годы покоя и процветания Даниил содействовал росту новых крепостей и торговых центров, привлекая туда предприимчивых купцов и умелых ремесленников. При нем были основаны Львов и Холм.

северо западная русь

Золотой век Западной Руси

Достигнув подросткового возраста, в 1215 году мальчик стал волынским князем. Этот удел и стал его главной вотчиной. В 1238 году он окончательно вернул Галицкое княжество, а еще через несколько месяцев захватил Киев. Расцвету новой державы помешало монгольское нашествие. Еще в 1223 году молодой Даниил в составе княжеской славянской коалиции участвовал в битве на Калке. Тогда монголы устроили пробный набег на половецкую степь. Разгромив союзное войско, они удалились, но вернулись в конце 30-х гг. Сначала была разорена Северо-Восточная Русь. Затем настал черед удела Даниила. Правда, из-за того что монголы уже заметно поистрепали свое войско, ему удалось избежать таких колоссальных разрушений, как в бассейне Оки и Клязьмы.

Даниил пытался бороться с монгольской угрозой посредством заключения союзов с католическими странами. При нем Галицкая Русь и Западная Европа активно сотрудничали и торговали между собой. Рассчитывая на помощь, Даниил даже согласился принять королевский титул от папы римского и в 1254 году стал королем Руси.

Его держава была на равных с мощной Польшей и Венгрией. В то время, когда Северо-Западная Русь страдала от крестоносцев, а северо-восток от монголов, Даниилу удалось сохранить мир в своих владениях. Он умер в 1264 году, оставив своим потомкам великое наследство.

западная русь

Упадок и потеря независимости

Дети и внуки Даниила не смогли сохранить политическую независимость от запада. Земли Галича и Волыни были поделены между Польшей и Литвой, которые присоединяли к себе бывшие русские княжества посредством династических браков и под предлогом защиты от монголов. В 1303 году в регионе была создана собственная митрополия, которая подчинялась непосредственно константинопольскому патриарху.

Борьба Руси с западными соседями закончилась, когда Польша и Литва поделили между собой галицко-волынское наследство. Это произошло в 1392 году. Вскоре два этих государства подписали унию и образовали единую Речь Посполитую. Термин «Западная Русь» постепенно стал архаизмом.

fb.ru

Древняя Русь 862-1132 гг

Расселение славян. Догосударственный период истории Руси

Расселение славян – процесс распространения славянских этносов и племен по территории центральной и восточной Европы, а также Балканского полуострова и Прибалтики. Началом этого процесса историки считают период начала VI века нашей эры, а закончился он в середине XI века, за пару десятков лет до создания Новгородского княжества и образования древнерусского государства под управлением Рюрика.

Считается, что процесс расселения славян начался в районе между Дунаем и Одером, примерно показанном на карте (рис.1). Причиной же расселения славян по трем направлениям (западному, южному и восточному) историки считают нашествия отрядов германских племен (готы, гепиды), достаточных для того, чтобы некогда единая народность славян распалась на три ветви. Эту версию подтверждают строки из Повести Временных Лет «Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их…»

Карта расселения славян

Рис.1

В период с начала VI века н.э. по конец VIII в. славяне (убегая от наступающих на пятки германцев) расселились по территории Балканского полуострова, заняли лесную зону Восточной Европы до Финского залива на севере, устье Немана, верховьев Волги, Оки, Дона, южное побережье Балтийского моря от Ютландского полуострова до Вислы.

Заселение восточных славян

Рис.2.

Восточные славяне (к которым относятся украинцы, белорусы и русские) начали заселять Восточно-Европейскую Равнину в середине 7 века нашей эры. По причине большой удаленности между отдельными группами славянских поселенцев на территории будущей Руси начинают формироваться славянские племенные союзы: поляне (севшие по среднему Днепру), древляне (поселившиеся в Полесье), кривичи (занявшие Смоленск и Полоцк) и другие. Подробности можно узнать на рисунке 2 (справа). Конечно, колонизация новых земель не обходилась без конфликтов как между славянами и коренными жителями (чудь, весь, мерь), так и между самими колонизаторами за лучшие земли.

Бесконечные междоусобицы, конфликты и войны в течение двух столетий настолько надоели славянам, что возник вопрос о создании централизованного управления славянскими племенными союзами. Первые попытки создания государства были предприняты согласно Повести Временных Лет в начале IX века князем Кием – основателем Киев-града. Вместе со своими братьями Щеком и Хоривом он управлял многочисленными полянскими племенами. Однако при попытке разграбить Константинополь Кий был убит, а братья не смогли удержать власть над всей территорией полян и контролировали только ближайшие к Киеву окрестности. Так продолжалось вплоть до 862 года, когда, согласно летописям, Новгород призвал варяжского витязя Рюрика на княжение в новгородских землях. Именно 862 год считается годом создания государственности на Руси.

Возникновение и развитие древнерусской государственности

862 год. Княжение князя Рюрика в Новгороде. Междоусобицы и распри поутихли, Рюрик с дружиной своей исправно собирает дань и живет себе, не горюя. Но в 879 году Рюрик скончался – и на его место до совершеннолетия сына Рюрика Игоря к власти приходит соратник первого князя – Олег, известный по летописям и былинам как Вещий.

Князь Олег (879-912) был легендарной личностью, более легендарной, чем Рюрик. В 882 году он завоевал Киев, столицу полян, а до этого кривичский Смоленск и Любеч. На основе 4-ех городов и присоединенных позже земель древлян, северян, радимичей Вещий Олег сформировал свое собственное государство, названное по имени его столицы – Киевское. Чуть позже оно стало известно как Киевская Русь. Окончательное формирование территории будущей Киевской Руси произошло в 907 году, когда войсками Олега были подчинены и обязаны платить дань земли вятичей, хорватов, дулебов и тиверцев. А попытки хазар и византийцев уничтожить в зародыше новое русское государство Олег жестоко пресек, практически уничтожив первых и хорошо пограбив последних. По легенде, Вещий Олег погиб от укуса змеи в 912 году, что наводит на мысль о том, что его отравили внешнеполитические враги.

Пришедший на смену родоначальнику Киевской Руси князь Игорь (сын князя Рюрика) был не очень хорошим правителем. Приняв бразды правления в 912 году, он до 945 года ничем себя не проявил. Совершив два неудачных похода на Византию в 941 и 945 году с целью ограбления, он ухудшил и без того не очень хорошую экономическую обстановку страны, аннулировав своим нападением договоры с Византией. При попытке же исправления своей оплошности с помощью повторного сбора дани с древлянских племен был убит своими подданными. В Киеве в это время осталась его жена Ольга и малолетний сын Святослав.

Княгиня Ольга (в христианстве Елена), была сильной женщиной, а другая бы и не смогла удержаться подле князя. После известия о гибели своего мужа она несколько дней скорбела об утрате. Древляне же посчитали ее всего лишь слабой женщиной и решили воспользоваться временной слабостью киевских князей. Через пару недель ко двору Ольги пришли знатные древлянские послы с предложением-ультиматумом: Ольга выйдет за древлянского князя Мала, иначе они разрушат ее город. Великая княгиня поначалу была поражена наглостью древлянских племен. Однако вскоре в ее голове родилась прекрасная идея мести за своего мужа. Ольга приняла послов и сказала, что согласна. Когда же древляне захотели, чтобы киевляне понесли их ладью на руках, местные жители сбросили ладью послов в вырытую по приказу Ольги яму и зарыли их заживо. Вторую волну послов, которые пришли забрать Ольгу, она сожгла заживо в бане. Лишив древлян своей властной верхушки, княгиня сама отправилась к древлянам, где хитростью на пиру с помощью своих ближних уничтожила более 5 тысяч древлян. Выступившую затем армию противника она разбила с легкостью (верхушки-то уже нет). В течении года она покорила мятежные племена, однако как мудрая женщина, не стала облагать их непомерной данью, а наоборот сделала небольшие поблажки. Одновременно с этим она установила строгую меру выплачиваемой дани (урок) и места их сбора (погост). Именно это позволило систематизировать налогообложение государства и стабилизировать экономическую ситуацию в стране.

Приход к власти внука Ольги Владимира, прозванного Святым (в 980), также был омрачен войной и междоусобицей в стране. Победив своих братьев (а особенно брата Ярополка, старшего в роду), он подчинил в очередной раз все племена и народности Киевской Руси, укрепил обороноспособность страны на востоке, поставив несколько крепостей на границе с печенегами и установив сигнальную дымовую систему. Прозвание Святой князь Владимир получил из-за установления в 988 году в стране государственной религии – православного (византийского) христианства. Умер в 1015 году.

Наследник Владимира Святого князь Ярослав Мудрый запомнился в истории России тем, что при нем окончательно сформировалось Русское государство. Приняв бразды правления в 1019 году, Ярослав проводил мудрую внешнюю и внутреннюю политику, за что и получил свое прозвание. Под его руководством был создан и сформирован свод законов древнерусского права, названный «Русская Правда». В нем были зафиксированы практически все обычаи и права древнерусских племен. Также Ярослав показал себя очень хорошим полководцем, проведя несколько успешных походов на соседей на западе, востоке и юге. С помощью своих дочерей породнился практически со всеми правителями средневековой Европы. Времена правления князя Ярослава Мудрого летописцы называют «Золотым веком Киевской Руси».

Однако после смерти Ярослава в 1054 году политическая ситуация в стране начала ухудшаться. Сыновья его не смогли совместно управлять страной и под конец начали ссориться и идти друг на друга войной. То же самое делали и его внуки. Начался процесс раздробления страны на удельные государства. Подняли голову сепаратистки настроенные славянские племена, выдвигая своих князей на самостоятельное правление. Любечский съезд князей в 1097 году формально закрепил самостоятельность и самостийность княжеских земель. Вновь объединить земли Киевской Руси попытался князь Владимир Мономах с сыновьями (причем довольно успешно), однако после смерти Мстислава Великого власть Киева ослабла настолько, что страна распалась на удельные княжества. Начался период раздробленности.

Принятие христианства и развитие древнерусской культуры

Древнерусская культура, процветавшая в период с IX по XII века нашей эры, имела отличительные черты от любой европейской и азиатской культуры. Причиной этому является уникальная способность русского менталитета и души принимать и преобразовывать любую иностранную культуру под свои чаяния. Культура Руси является по сути своей «сборной солянкой» из различных культур западных и восточных народов. Но в отличие от «культуры Соединенных штатов Америки», обычаи и верования народов, населявших Россию, слились в единое целое. И за прошедшие тысячу лет различных нашествий, интервенций и нападений на нашу страну и наше культурное наследие, никому не удалось уничтожить это уникальнейшее формирование Запада и Востока.

В чем же заключалась культура нашей страны в период Киевской Руси? В первую очередь это смесь различных верований: языческих обычаев и христианства. Владимир Святой Креститель и митрополиты киевские провели в течении двух столетий колоссальную работу по объединению настолько разных вещей в единое целое. Православная культура России отличалась довольно сильно от Греческой Православной Церкви как-раз из-за наличия в первой языческих и славянских вкраплений.

Конечно, обычаи обычаями, однако не ими одними был силен русский дух. На Руси издавна было развито устное творчество. Различные песни, былины и сказки дошли и до нашего времени, претерпел лишь незначительные изменения. Всем известная поэма «Слово о полку Игореве» является верхом русского песенного искусства.

Не менее сильной было и русское славянское зодчество. К сожалению, до нашего времени дошло малое количество русских архитектурных памятников древнерусской культуры. Большинство из них являются религиозными постройками. Одна из древнейших церквей нашей страны является Киевский Софийский Собор, построенный в 1017 году (справа). Особенностью древнерусских построек являются разнообразнейшие декоративные украшения и узоры на дверях, стенах, окнах и даже крышах. Большинство из них имеют языческие корни, что не мешает им находиться на чисто православных постройках. Но есть и украшения, пришедшие к нам с Запада и Востока.

Что касается живописи, то здесь очень мало разнообразия. Абсолютное большинство живописных произведений было ориентировано на религиозную тему: языческую или христианскую. Смена ориентации на более приземленные вещи началась только с развитием Московского государства, что не является тематикой данного реферата и будет опущена.

Социально-экономический строй древней Руси

Во времена Киевской Руси население нашей страны, как и любого современного общества, разделялось на различные сословия, разделяемые в основном по признаку происхождения. Однако разделение общества несколько отличалось от деления на феодальные классы Западной Европы. Одной из главных причин является большая протяженность страны и сложность контроля и управления населением на столь огромной территории.

Структура разделения населения древней Руси имела иерархическую систему, однако в отличие от известного на Западе закона «вассал моего вассала – не мой вассал», вся (или большая часть) власть находилась в руках одного человека – Великого князя. Он заведовал внешней и внутренней политикой страны, собирал дань с подданных, занимался развитием и обороной государства. Чуть ниже находились специальные наместники князя – тысяцкие, которые управляли вотчинами, собирали дань с местного населения и поставляли Великому князю Киевскому золото и войска. С годами на место тысяцких стали родственники Великого князя из ветви Рюриковичей (которые, впрочем, выполняли свои обязательства намного хуже, чем посадские люди князя).

Что касается ближнего окружения князя, то его власть держалась в основном на силе его дружины. Поэтому, чтобы удержаться у власти, владетелю приходилось всячески одаривать свои ближних. Естественно, ему также приходилось принимать во внимание мнение своей дружины. Таким образом начало образовываться новое сословие – боярство (от бо ярый – яростный прим.автора). Бояре кроме самой военной службы (с годами отнекиваясь от этой обязанности) занимались также управлением в своих вотчинах, советовали Великому князю в вопросах внешней и внутренней политики. К середине 10 века нашей эры так называемой «дружинное» боярство (состоявшее в основном из членов дружины князя) исчезло, оставив после себя боярство «земское».

После боярства можно выделить еще два сословия – городские люди (живущие в городах и занимающиеся в основном ремеслом) и крестьяне. Причем крестьяне могли быть как свободными, так и зависящими от князя или боярина (закупы, холопы). Городские люди зачастую были полностью свободны в личном плане. Они обязывались платить дань князю и городу, участвовать в городском ополчении, ходить на войну, если того требовала городская старшина. В остальном это было довольно зажиточное и свободолюбивое сословие. Если рассматривать все известные крупные восстания в стране, то они происходили в основном в городах, а инициаторами были городские бояре или старейшины. Что касается крестьянства, то оно всегда было инертным, что в те времена, что в наши дни. Главным для крестьянина была возможность обрабатывать землю и отсутствие угроз. Внутренняя, как и внешняя политика, их не интересовала.

Древняя Русь в системе международных отношений средневековой Евразии

Особенность нашего государства заключается в том, что мы находимся между западной (европейской) и восточной (азиатской) цивилизациями и служим эдаким барьером между этими культурами. Во времена Древней Руси страна располагалась на основных торговых путях «Из Варяг в Греки» и «Из Варяг в Персы». Через наше государство проходил большой поток товаров, денег, сведений, культуры. Естественно, это вызывало зависть среди ближних соседей, так и мечтавших урвать кусочек от богатых торговых путей.

Стремясь обезопасить страны с запада, Великий князь Ярослав Мудрый (1019-1054) проводил грамотную внешнюю политику на западных рубежах страны (не забывая, впрочем, и о востоке). Он заселил западные окраины своими людьми, дав землю и власть. Одновременно с этим он налаживал отношения с различными европейскими государствами через династические и политические браки. Своими действиями он отодвинул угрозу с запада на несколько десятков лет.

Однако не меньшую угрозу в себе таили Византия и различные кочевые племена на юге и юго-востоке от Киева. Причем не известно, кто из них нес в себе большую угрозу для зарождавшегося государства. Хазары, печенеги и половцы частенько нападали на рубежи страны, угоняя скот, людей, разоряя села и города. Однако Византия имела большую армию, которая запросто могла стереть с лица земли Русь, а также целую дивизию шпионов и подстрекателей. Если бы не внутренние проблемы самой империи, то Киевская Русь стала бы лишь историей, а мы – частью империи.

По этой причине (да и по другим тоже) славянские и первые киевские князья стремились ограбить и навязать свои условия некогда могучей империи, дабы обезопасить себя от этой угрозы, ну и поправить свое финансовое положение, само собой.

Что касается различных кочевых племен и псевдогосударств типа хазарского каганата, то борьбу с ними начал еще первый киевский князь Олег Вещий, Владимир Святой и Ярослав продолжили укреплять обороноспособность, а Владимир Мономах практически ликвидировал проблему набегов, устроив несколько карательных походов и заставив их откочевать подальше от «диких русов». Однако со смертью наследника Мономаха Мстислава Великого и фактической ликвидации Киевской Руси как государства, все мероприятия по усилению обороноспособности страны канули в лету – и вновь над нашей страной, нашим народом, нависла угроза порабощения Западом или Востоком. Что, в конечном счете, и произошло в 1237-1238 годах во времена Батыева нашествия и последующего Татаро-монгольского Ига.

Раздробленность Руси. Причины распада Киевской Руси как единого государства

После смерти Мстислава Великого в 1132 году наша страна вступает в самый тяжелый, на мой взгляд, период – период феодальной раздробленности, период братоубийственных войн и беззащитности нашей страны перед лицом Запада и Востока.

Раздробленность Руси

Каковы причины того, что некогда могущественное во всей средневековой Европе государство распалось на отдельные феоды и в конце концов было практически уничтожено во время Татаро-Монгольского нашествия в 1238 году? Ответ на этот вопрос лежит глубоко в нашем менталитете, в складывавшейся геополитической и экономической обстановке в стране и за рубежом, а также по причине довольно странной на взгляд современника «лествичной» системой престолонаследия.

Во главе любого славянского рода (в данном случае рода князей Рюриковичей) стоял отец, у которого были свои дети и внуки. Когда отец умирал, на его место вставал старший из сыновей. После его смерти наследовал престол не его сын (как в Западной Европе), а его брат. Соответственно внуки могли сесть на княжеский стол только после смерти всех старших родственников. Что вызывало желание поскорее этого добиться. А следовательно – междоусобицу.

После смерти Ярослава Мудрого дети его и прочие родственники начали практиковать «передвижение» по княжеским волостям. Как только умирал очередной князь, на его место тут же переезжал следующий за ним родственник, за родственником – другой, за ним – третий и т.д. В результате все правление князей заключалось только в бесчисленных переездах да в постоянных грабежах коренного населения.

Однако такая ситуация изменилась в 1097 году на Любечском съезде князей, согласно которому каждый князь закреплялся за определенной землей. Он был обязан следить за ней, защищать и судить – в общем, быть полноправным правителем. Также он мог передать свою землю в наследство своим детям, не беспокоясь (ну или почти не беспокоясь) за то, что их погонят с княжеского престола. Все это способствовало укреплению власти на местах, что естественно означало ослабление центральной власти.

Не менее важной причиной всеобщей междоусобицы и разделения Киевской Руси на отдельные княжества и волости послужили и чисто экономические причины. В начале 12 века европейские торговцы перестали использовать древнерусские торговые речные пути из-за их дороговизны и опасности ограбления причерноморскими половцами, хозяйничавшими в то время в устье Днепра. Торговля переместилась ближе к центральной и западной Европе, с появлением новых торговых путей через Африку и Малую Азию. Потеря такого прекрасного источника доходов, как посредничество между Востоком и Западом привело к истощению казны.

С другой стороны, на территории Киевской Руси преимущество имело натуральное хозяйство, когда все необходимые товары производились на месте, а это значит, что отсутствовала нужда в развитой торговле. Каждый князь обеспечивался всем необходимым самостоятельно и был независим от соседей. А зачем тогда налаживать с ними хорошие отношения, если они не нужны? Гораздо проще и быстрее позвать наемников и пограбить более слабого соседа. То, что сосед этот являлся хоть и дальним, но родственником, князя не смущало. Отсутствие торговли означало и отсутствие дорог и обмена информации. Каждый князь был предоставлен сам себе и разбирался со своими проблемами самостоятельно. Что, в конечном счете, и сгубило многих во время Батыева нашествия.



biofile.ru

Древняя Русь

Введение.

ОБРАЗОВАНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ (839-878 гг.)

1. Русские племена в девятом веке

"Повесть временных лет", составленная в двенадцатом веке на основе первой летописи одиннадцатого века, открывается общим этнографическим и географическим введением, после которого записи расположены в хронологическом порядке. Во вступительной части составитель "Повести" ведет речь в общих словах о тех местных славянских племенах, которые относятся к русским. Однако, не дается исчерпывающего обзора; приводится несколько перечней племен, и из них ни один не совпадает с каким-либо другим. Поэтому вероятным представляется, что составитель "Повести" имел в своем распоряжении ряд источников, сведения из которых он не систематизировал, а также, что он распределял определенные племена по группам в соответствии с общей для них определенной исторической почвой.

Давайте рассмотрим с этой точки зрения два перечня русских племен на листе 4 и листе 6 Ипатьевского списка, соответственно . Первый перечень включает в себя следующие названия: поляне, древляне, дреговичи, полочане, словене (новгородские) и северяне. К этой цепочке следует добавить кривичей, поскольку полочане представляют собой лишь ветвь этого племени. Смоленск был главным городом кривичей. Вообще, в этот перечень включены племена Западной и Северной Руси. Второй список - следующий: поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, хорваты, дулебы уличи и тиверцы. Стоит заметить, что здесь названы племена Центральной и Юго-западной Руси.

Сравнив оба этих перечня, мы можем убедиться, что как в один так и в другой включены три племени: поляне, древляне и северяне. Все три жили либо в районе Киева, либо близко к нему. Поэтому мы можем предположить, что оба перечня были составлены летописцами, которые в каждом случае начинали свой обзор племен с Киева. Если же мы теперь рассмотрим те племена, которые не совпадают в перечнях, а упоминаются лишь в каком-то одном то можем говорить о двух группах русских племен: северо-западной и южной. Хотя перечни составлены в одиннадцатом веке, нет сомнений в том, что большинство из упомянутых в них племен существовали значительно раньше. Мы видели что Прокопий, историк шестого века, дает названия двух главных славянских групп: склавене и анты. Однако, каждая из них, вероятно, состояла из ряда более мелких групп, и сам Прокопий говорит в одном случае о "неисчислимых племенах антов". Иордан, которому известны и склавене, и анты (как и венеты на севере), тоже утверждает, что названия славянских племен варьируются в разных кланах и местностях. К сожалению, ни он, ни Прокопий не взяли на себя труда дать хотя бы пробный перечень этих меньших племен и кланов.

Если обратиться к византийским источникам восьмого и девятого веков, то найдем сведения, касающиеся только балканских славян. Мы уже встречали некоторые из этих племен, когда вели речь о южной экспансии дунайских булгар . Теперь нам следует более тщательно рассмотреть их названия. Согласно хронике Феофана Исповедника, когда булгары начали наступление во Фракию в конце седьмого века , сначала они завоевали северян и семь кланов. Название "северяне", несомненно, соответствует названию одного из русских племен, упомянутых выше. Что же касается семи кланов, то, на мой взгляд, они могут быть идентифицированы с одним из двух русских племен - радимичами или вятичами. Примечательно, что русские радимичи и вятичи жили в непосредственной близости от русских северян, так же как и балканские северяне и семь кланов.

Более того, если мы обратимся к археологическим свидетельствам, то надо сказать, что среди древностей радимичей и вятичей были обнаружены характерные семилепестковые подвески. Каждый лепесток подвески у вятичей имеет форму продолговатого щита, в то время как у радимичей - треугольную форму. С моей точки зрения, эту подвеску можно рассматривать как эмблему племени, а количество лепестков показывает, что племя состояло из семи кланов, как и балканские семь кланов. Следует также заметить, что в то время как названия русских племен повторяются на Балканах, названия же ни вятичей, ни радимичей вовсе не упоминаются, и это создает вероятность того, что два эти племени, или, по крайней мере, одно из них, было представлено на Балканах семью кланами. Стоит отметить, что семь было сакральным числом у иранцев, а древнее иранское название крымского города Феодосия, например, - Абдарда, что означает "семь сторон".

К югу от балканских северян и семи кланов в Родопских горах находились места поселения племени дреговичей. Одним из участников церковного Собора в Константинополе в 879 г. был епископ Петр из дреговичей . Известно, что племена полян, кривичей и древлян заселяли Пелопоннес .

Совпадение названий племен балканских и русских славян не может быть случайным. Ясно, что балканские и русские племена, о которых идет речь, представляют собой разные ветви одних и тех же первоначальных племен. Некоторые из них, должно быть, принадлежали к склавенской группе, другие к антам. Во времена Прокопия как склавене, так и анты занимали обширные районы к северу от нижнего Дуная. Позднее часть из них двинулась на юг, во Фракию и Македонию. В результате последующих событий, особенно вторжения аваров, анто-славянское объединение на нижнем Дунае было расколото; та часть каждого племени или группы племен, что отправилась на юг, оказалась подчиненной либо Византии, либо булгарам, другие же, отправившиеся на север, со временем стали членами киевско-русского союза.

Теперь нам следует определить, хотя бы в виде эксперимента, какие из славянских племен принадлежали к склавенской группе, а какие - к антской. Если начать разговор с балканских племен, то, по моему мнению, как северяне, так и семь кланов относились к антской группе. Свидетельством тому является их географическое положение в северо-восточной части Фракии, поскольку известно, что в шестом и седьмом веках анты занимали восточную часть нижнедунайской территории, а склавене - западную. Более того, само название "северяне" указывает на азовско-северокавказские связи этого племени, будучи иной формой названия "сабеиры", или "савиры", принадлежавшего булгаро-гуннскому народу на Северном Кавказе . Если балканские северяне были антами ими должны быть и русские, и если семь кланов следует идентифицировать с радимичами и вятичами, это значит, что русские племена, носящие такие же названия, тоже принадлежали к антской группе. Полян - как балканских, так и русских - следует тоже рассматривать как антское племя. В данном случае, само их название, видимо, является переводом названия антов, которое первоначально означало "степной народ", то же самое, что и название "поляне" . С другой стороны, такие племена как древляне, дреговичи, кривичи и смоляне были скорее склавенами, а не антами, поскольку на Руси эти племена образовали северо-западную группу, северное "острие" которой даже сохранило подлинное название склавен (новгородские словене). Характерно, что за перечнем северо-западных племен в "Повести временных лет" (первым из двух, рассматривавшихся в начале этой главки) следует такое замечание: "И так распростерся славянский народ" (и тако разыдеся словенск язык).

Учитывая эти предварительные замечания, давайте теперь обратимся к обзору сферы распространения и образа жизни русских племен восьмого и девятого веков. К сожалению, свидетельства письменных источников на эту тему, как и на многие другие, очень скудны. Больше сведений можно получить из археологических данных, однако относительно нашего периода их не так много, значительная часть системно исследованных славянских курганов и городищ относятся к более позднему времени - с десятого по тринадцатый век . Для удобства мы будем здесь рассматривать происхождение русских племен, группируя их по географическим областям следующим образом: а) Юго-западная область; б) Юго-восточная область; в) Запад; г) Лесной район Припяти и д) Север.

а) ЮГО-ЗАПАДНАЯ ОБЛАСТЬ.

Мы включаем в эту область правобережную Украину (без Волыни и Галиции) и Бессарабию, то есть территорию от Прута на западе до нижнего Днепра (ниже Киева) на востоке. Это родина западной группы антов в шестом веке. К концу восьмого века мадьяры проникли в район нижнего Буга. Даже после этого отдельные поселения антов, возможно, остались на своих землях, но вообще граница между территорией, контролировавшейся мадьярами, и землями антов проходила по линии от Тирасполя на нижнем Днестре к устью Роси на Днепре. Мадьяры в девятом веке жили к востоку от этой линии, а славяне - к западу.

В девятом и десятом веках в юго-западной области, о которой сейчас идет речь, проживали следующие русские племена: поляне, уличи и тиверцы. Поляне к этому времени занимали большую часть Киевской области, тиверцы - южную часть Бессарабии, а уличи - северную Бессарабию и южную часть Подольской области.

Само название, тиверцы, возможно, происходит от названия крепости Тура в которой император Юстиниан I разместил одно из антских племен, видимо, предков тиверцев. Название Тура, конечно, некоторым образом связано с античным названием Днестра Тирас, который упоминается Геродотом. Греческая буква (ипсилон), очевидно, использовалась, чтобы передавать звук, чуждый греческому языку. Первоначальное название происходит от иранского корня (tur или tvr). Следовательно, тиверцы (или турцы) были днестровским племенем.

Что касается уличей , в разных летописях их имя читается по-разному (уличи, улучи, угличи, улутичи, лютичи, лучане). Некоторые исследователи предпочитают форму "угличи", которую они выводят из русского слова "угол" и предполагают в соответствии с этим, что родина "угличей" находилась в южной части Бессарабии, известной как "Угол" между Прутом и нижним Дунаем . На первый взгляд, такое объяснение представляется правдоподобным, но против него есть несколько соображений. В первую очередь, в так называемой "Никоновской летописи" упоминается город уличей, Пересечень. Этот город, должно быть, располагался не в южной части Бессарабии, а в ее центре, к северу от Кишинева. Более того, "Никоновская летопись" говорит также, что изначально уличи жили в районе нижнего Днепра, а к западу от Днестра они двинулись позднее. "Никоновская летопись" однако, является поздней компиляцией (шестнадцатый век). Но вот еще одна причина, чтобы не помещать уличей в бессарабский "Угол": он с шестого века был занят тиверцами. Таким образом выясняется, что форма "угличи" не имеет достаточных оснований, а форма "улучи" или "уличи" оказывается предпочтительней. Название "улучи", возможно, происходит от русского слова "лука" . В этой связи мы можем вспомнить излучину черноморского побережья между устьями Днепра и Днестра. ИменносюдаИорданпомещаетантов. "Antesvero. ..qua Ponticum mare curvatur, a Danastro extenduntur ad Danaprum" . Улучи-анты во второй половине шестого века подвергались набегам кутригуров и аваров и, вероятно, были оттеснены в глубь материка, потеряв на какое-то время выходы к морю, но позднее, в седьмом и восьмом веках, они, должно быть, вновь появились на черноморском побережье. К концу восьмого века территорию нижнего Буга заняли мадьяры, которые веком позже, в свою очередь, вынуждены были двинуться на запад, чтобы дать место печенегам, теснящим их с востока.

mirznanii.com