Искусство и философия Древнего Египта. Философия в древнем египте
Философия Египта - Дом Солнца
Власть фараонов и жреческой аристократии не могла не сказаться на мировоззрении. Оно развивалось преимущественно в религиозно-мифологическом обрамлении.
Что сопровождает нашу историческую 'память' о Древнем Египте?
Сфинкс. Это было первое творчество Египта и его главный символ. Голова человека на теле могучего быка со львиными когтями и орлиными крыльями, сложенными по бокам.
Что означает этот символ? Есть разные суждения, до сих пор предлагаются различные толкования его. Наиболее распространено следующее: Сфинкс изображает богиню Исиду (главную богиню Египта). Богиня символизировала природу в живом единстве различных ее царств. В соединении быка, льва, орла и человека отражено единство четырех составных элементов микрокосма и макрокосма (человека и природы): земли, воды, воздуха и огня. Разгадка тайны сфинкса состоит в том, что представлен человек как микрокосм, божественный проводник, который одновременно един с природой и включает в себя все ее элементы, все силы природы.
Таким образом, Древний Египет с самого начала цивилизации поставил самый главный философский вопрос: Что есть человек? Оставив после себя сфинкса как единственного свидетеля всех сомнений и поисков ответа на этот вопрос. Египет оставил свой вариант ответа, решая великую проблему своеобразно.
Можно назвать еще один символ Египта - символ синтеза всех наук под названием Osiris (Осирис) - владыка разума. Большая пирамида представляет собой отражение этого символа.Оба бога - Исида и Осирис - были сокровенными символами жречества, и одновременно действующими лицами народной мифологии.
Очень развитым в Египте был погребальный культ. Тела умерших царей подвергали сложной операции бальзамирования и превращали в мумию. Затем мумификации подвергали и людей других слоев общества. Искусство это находилось в руках жрецов. Насколько оно было развито, видно из того, что с XVI в. до н. э. множество мумий прекрасно сохранилось до наших дней.
Представления египтян о посмертных злоключениях душ, о суде над ней, об угрожающих ей опасностях и средствах избавления от них изложены подробно в 'Книге мертвых' (самая древняя в мире книга). Это обширный (более 180 глав) сборник магических заупокойных формул. Древнейшие из формул писали на стенах гробниц фараонов, затем - на саркофагах вельмож, позже стали писать тексты па папирусах и класть их на грудь мумии умершего. Так и составилась эта знаменитая 'Книга мертвых'.
Эзотерическая наука египтян предлагала два ключа к миру. Первый: 'Внешнее подобно внутреннему: малое таково же, как и большое; закон один для всего. Нет ничего малого и нет ничего великого в божественной экономии'. Второй: 'Люди - смертные боги, а боги-смертные люди'. Счастлив тот, считали египтяне, кто понимает эти слова, он овладеет ключом ко всему. Однако тайну эту следовало хранить oт злых, чтобы они не смогли схватить ее отрывки и сделать из них орудие разрушения; а также - от слабых, чтобы не свести их с ума. А потому истину нужно беречь в сердце своем, проявляться же она будет через дела посвященного в тaйну. Тогда знание станет силой, вера - мечом, а молчание - доспехами.
Такова 'Книга мертвых', древнейшая книга Человечества, раскрывающая тайну: 'Единая душа, великая душа все то зачала, отделив от себя, все души, которые наполняют своим стремлением вселенную'.
Формирование знаний и философский скептицизм.
Египет - страна не только древнейших мистерий ( от греческого мистерион - тайна, таинство, тайные религиозные обряды, в которых учавствуют только посвященные - мисты. В Египте - это мистерий Изиды и Осириса), но и, возможно, самых ранних научных знаний. В какой-то степени это было отражением практической необходимости. В Египте сооружались мощные оросительные системы, огромные пирамиды, храмы и дворцы. Нужны были расчеты, математические вычисления и т. п. Расширяющееся хозяйство требовало знаний и стимулировало их развитие.
Так, египтяне вычислили периодичность подъема и спада воды в Ниле и установили ее прямую связь с фазами Луны. С этого начались астрономические исследования.
Итак, философская мысль Египта включала в себя представления о материальной первооснове мира. В качестве таковой выступала вода - источник всех живых существ. Часто упоминался в древнеегипетских памятниках и воздух, заполняющий пространство и 'пребывающий во всех вещах'. Это одна сторона представлений. Вторая, более существенная и более развитая, это 'теогония' и 'космогония' Древнего Египта. Большая роль отводилась светилам, планетам, звездам. Они играли роль не только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир и постоянно действующие на него силы. 'Звездное' (астральное) мировоззрение вело к развитию астрологии - веры в способность светил влиять на судьбу людей и обществ.
Таковы две основные тенденции, характерные для философской мысли Древнего Египта (и Вавилонии). Философская мысль здесь еще не достигла уровня, характерного для более развитых стран того времени. Тем не менее воззрения египтян оказали существенное влияние на последующее развитие науки и философской мысли. По утверждению Плутарха, это древнегреческий философ Фалес именно у египтян заимствовал мысль о воде как первопричине и начале всех вещей.
www.sunhome.ru
Зарождение философской мысли в Древнем Египте
Источник: Краткий очерк истории философииПод ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова.М., изд-во «Мысль», 1971 г.OCR Biografia.Ru
Древний Египет был рабовладельческим государством. Рабский труд применялся для создания оросительных сооружений, для постройки пирамид, храмов и дворцов. К концу IV — началу III тысячелетия до н. э. развитие рабовладельческих отношений в этих странах достигает высшей точки.
Зарождение философской мысли в Древнем Египте было тесно связано, с одной стороны, с первыми шагами науки о мире — астрономии, космологии, математики, а с другой стороны, с мифологией. Философия еще не выделилась как особая форма общественного сознания.Развивающееся хозяйство древнего мира требовало расширения знаний, применения их в … жизни.
«Необходимость вычислять периоды подъема и спада воды в Ниле, — говорит Маркс, — создала египетскую астрономию, а вместе с тем господство касты жрецов как руководителей земледелия». Хозяйственные нужды требовали установления точно рассчитанного календаря, основанного на астрономических наблюдениях за движениями Луны, Солнца и звезд. Все это вело к развитию научных знаний. Вавилонские математики положили начало алгебре и геометрии, овладели способом приближенного извлечения квадратных корней, решения квадратных уравнений. Вавилоняне изобрели шестидесятиричную «позиционную систему» письменного исчисления. От этой системы идет современный счет времени (1 час = 60 минутам и 1 минута = 60 секундам)
Возникновение древнеегипетской культуры — одной из древнейших в мире — относится к концу IV тысячелетия до н. э., т. е. к периоду формирования рабовладельческого строя. Основой древнеегипетского хозяйства были ирригационное земледелие и скотоводство. В связи с этим значительного развития достигли строительное искусство, камнеобделочное и гончарное ремесла, а также непосредственно обслуживающие развивающееся хозяйство отрасли науки — астрономия, арифметика, геометрия. Важное практическое значение имело установление солнечного календаря. По утверждению древнегреческого историка Геродота, в Древнем Египте раньше, чем у других народов, была определена продолжительность года в 365 дней. Высшим достижением египетской геометрии были вычисление отношения длины окружности к диаметру (число я), точная формула для вычисления объема усеченной пирамиды с квадратным основанием, площадей треугольников, прямоугольников, трапеций, кругов. В египетских школах применялся для вычислений особый метод, который предполагает наличие определенных теоретических знаний.
В развитии древнеегипетской мысли можно проследить путь, ведущий от религии к философскому истолкованию мифов. Со временем в мифы вкладывается уже не религиозный, а философский смысл, какого они первоначально не имели. Это объясняется не только повышением уровня научных знаний, но главным образом усилением борьбы между рабами и рабовладельцами, между зажиточными слоями свободных, которые ко II тысячелетию до н. э. выделяются из общей массы населения, и старой рабовладельческой знатью.
Появляются произведения, в которых под сомнение берется истинность религиозных верований в «вечную жизнь на том свете». В противовес взглядам старой рабовладельческой знати с ее презрением к труду и проповедью потустороннего мира в этих произведениях говорится о возможности устроить жизнь на этом свете. Так, в классическом произведении древнеегипетской литературы «Песня арфиста» утверждалось, что из умерших никто не приходит, чтобы рассказать о загробном царстве. О нем ничего не могут сказать также человеческий разум и чувства. Следовательно, говорилось в нем, нет никаких оснований верить сказкам о существовании какого-то иного мира, кроме земного. Огромное значение этого памятника в истории человеческой мысли состоит именно в том, что в нем впервые с большой прямотой и логической силой прозвучал призыв: вместо того чтобы рассчитывать на загробную жизнь, необходимо устраивать «свои дела на земле».
В другом, более позднем литературном памятнике подвергается критике религиозное учение о бессмертии души. В нем говорится, что после смерти «человек исчезает и тело превращается в грязь». Кто желает увековечить свое имя, должен полагаться не на мечты о загробной жизни, а на свои земные деяния. В древнеегипетском папирусе «Беседа разочарованного со своим духом» высказывается сомнение в справедливости существующего строя, при котором господствует «насилие», повсюду «грабят», «сердца жестоки и каждый человек отнимает вещи брата своего».
Острые социальные конфликты, нередко принимавшие форму восстаний против власти фараонов и рабовладельческой знати, породили и первые политические поучения, выражавшие идеи господствующих классов. Так, в одном из этих поучений открыто говорится: «Сгибай толпу. Уничтожай пыл, исходящий от нее». В этих поучениях, проникнутых глубокой ненавистью к народным массам, политический строй рабовладельцев выдается за вечный строй, установленный богом и не подлежащий каким-либо изменениям.
Краткое рассмотрение истории зарождения философской мысли в Древнем показывает наличие первых зачатков философской и социальной мысли у народов Древнего Востока. В древнеегипетских памятниках в наивной форме уже ставится вопрос о материальной первооснове природных явлений. Здесь упоминается о прохладной воде как источнике всех живых существ, а также о воздухе, заполняющем пространство и «пребывающем во всех вещах». Однако в Древнем Египте философская мысль не достигла уровня, характерного для более развитых рабовладельческих стран. Тем не менее зачатки стихийноматериалистических и атеистических воззрений египтян и вавилонян оказали известное влияние на последующее развитие науки и материалистической мысли в древнем мире. Как утверждал Плутарх, древнегреческий философ Фалес именно у египтян заимствовал мысль о воде как первопричине и начале всех вещей.
refac.ru
Древнеегипетская философия - это... Что такое Древнеегипетская философия?
Философия древних египтян была провозглашена греками[какими?] как начало начал философии[источник не указан 101 день]. Особенность её заключалась в том, что она была гибкой, практичной и в ней уделялось большое внимание эмоциям[1].
Особенности
Древнеегипетская философия была очень тесно связана с управлением и правосудием. Многие тексты носили поучительный характер, рассказывая о правилах поведения. В древнеегипетской философии не обсуждается теория познания, однако в ней обсуждаются способы обучения справедливости. В ней не описывалась политическая система, однако в некоторых записях рассматриваются последствия отсутствия как законного правителя, так и будущих претендентов на власть. Методы убеждения, такие как греческая риторика, также не обсуждались.
В целом, философия древних египтян была гибкой и практичной.
Гибкость
Как считает египтолог Эрик Хорнунг (англ.), ответы древних египтян на философские вопросы были очень гибкими. Вместо того, чтобы предлагать определённые ответы, философия египтян была плюралистичной, и несколько толкований происхождения мира считались одинаково верными.
Практичность
Философия древних египтян была практичной, т.е. какие-либо жизненные ситуации рассматривались без привлечения общих законов. Маат была понятием справедливости у египтян, посредством которой можно было решить проблемы. Пожилые люди, передавали все свои знания будущему поколению, знания о том, с какими проблемами им предстоит столкнуться и как их можно решить.
Эмоциональность
В те времена, когда египтяне осознали силу эмоций, они решительно выступили против преходящих чувств. Совершенным считался такой человек, который умел контролировать свои эмоции и мысли, прежде чем что-либо предпринимать. Его полной противоположностью был вспыльчивый и агрессивный человек, который руководствовался только своими эмоциями[1].
См. также
Примечания
↑ 1 2 Bleiberg, Edward (2005), "Ancient Egypt 2675-332 B.C.E.: Philosophy", in Bleiberg, Edward, et al., Arts and Humanities Through the Eras, vol. Vol. 1: Ancient Egypt 2675-332 B.C.E., Detroit: Gale, pp. 182–197
Ссылки
Литература
Kemp, Barry (1991). Ancient Egypt: Anatomy of a Civilization. London, England: Routledge. ISBN 0-415-06346-9.
dic.academic.ru
Искусство и философия Древнего Египта.
Погребальная культура Древнего Египта.
Пантеизм в культуре Древнего Египта.
Культура Древнего Египта
1.Испещренные иероглифами грандиозные храмы и переполненные сокровищами гробницы Древнего Египта вызывают вполне понятное изумление у современного человека. Но и в далеком прошлом иноземцам многое в культуре Древнего Египта казалось странным и лишенным смысла. Например, Геродот совершенно не оценил знаменитые гизовские пирамиды. С его точки зрения они — лишь памятник деспотизма правителей, заставлявших подданных мучиться над созданием столь бессмысленных сооружений. Столь же странным, трудно доступным логическому осмыслению представляется мировоззрение древних египтян и современному человеку. Миросозерцание античных греков … нам несравненно ближе. В египетском мифе события могут показаться не имеющими причинно-следственной связи, поступки богов — психологически никак немотивированными или вопиюще непоследовательными. Крайне запутана и сама сюжетная основа. Но даже в том случае, когда читатель оказывается способным воспринять текст, понимание всё равно будет лишь рассудочным. Вначале мир природы представлял для египтян неделимое целое с миром богов, и потому многие божества имели в древнеегипетской мифологии либо облик животного, либо — полуживотного-получеловека. Бог Луны, Тот, например, представал то в облике павиана, то человека с головой ибиса. Богиня Солнца Мафдет — в виде самки гепарда. Один из древнейших богов древнеегипетского пантеона, Хор, изображался в виде сокола, бог Анубис — в виде человека с головой шакала {или собаки), а великая восьмерка божеств, олицетворяющих стихии — в виде людей с головами лягушек и т.д. Боги следующего поколения стояли гораздо ближе к человеку, изображались в виде людей, и существенно напоминали людей своими поступками. Убитый Сетом Осирис с помощью сестер Исиды и Нефриды обрел новую жизнь, восторжествовал над смертью и стал правителем царства мертвых. Его сын Гор, рожденный после смерти отца, стал властелином Земли, победив родного дядю Сета, воцарившись над теперь уже навсегда упорядоченным миром.
2. Древние египтяне совершили одну из самых странных революций. Народ древнего Египта восстал против смерти и успешно победил её. Фундаментальным принципом древнеегипетской культуры стала вера в возможность индивидуального бессмертия. Благодаря этому принципу древнеегипетское мировоззрение, сконцентрированное на власти фараона и богов, оставляло простым людям возможность, призвав на помощь магическую силу искусства и науки, увековечить себя. Правда, это стоило больших денег, и далеко не все оказывались в состоянии построить гробницу, оплатить труд художников по росписям её стен каноническими сценками из реальной и загробной жизни, оплатить создание нескольких саркофагов, погребальных масок, и уже потом — изготовление мумии. И все же шанс был у всех. Правда и здесь не обошлось без столь популярного в Древнем Египте воспитательного начала. Право, на загробную жизнь, получая, при условии соблюдения всех перечисленных выше пунктов, лишь тот, кто с честью выдержит суд Осириса, куда любого умершего (вернее, «утомившегося» — слово «умерший» египтяне не признавали, протестуя против смерти и в этом) сопровождал Анубис. Все детали длиннейшего шествия к Осирису были расписаны до мелочей. Человек должен был при жизни выучить немало заклинаний, речей, а главное — знать на зубок «Исповедь отрицания», содержащую перечисление всего, что он не делал при жизни как предосудительное. Древний египтянин почти наизусть должен был знать всю «Книгу мёртвых» — литературный памятник Древнего Египта, содержащий богатейшие сведения по истории, религии, правовой и этической культуре государства. Египтяне были истинными новаторами в области мумификации — искусстве создании мумий. В соответствии с их верованиями, для того, чтобы душа, Ба, сумела найти тело, в которое ей предстоит вернуться, нужно было сохранить нетленным само тело. И ученые Древнего Египта неустанно трудились над решением этой проблемы. Задача невыполнимая без существеннейших открытий в области химии, биологии, медицины и хирургии. Египтяне многое перепробовали в надежде защитить тела от разложения. Они постепенно узнали, что недостаточно вынуть из тела внутренности и залить вместо них смолу, а на месте сердца поместить вырезанного из камня священного жука-скарабея. Недостаточно вымачивать тело в содовом растворе, натроне, а потом его бальзамировать, т. е. пропитывать смесью эфирных масел и смолы. Надо еще обмотать тело воздухонепроницаемыми — для этого их пропитывали смолой и мастикой — полотняными полосками, бинтами, так, чтобы не было видно даже лица. Только в этом случае тело превращалось в не разлагающуюся мумию. Большие надежды возлагались и на каменные сооружения, хранящие и защищающие мумию. Насколько прочна гробница, столь же длительное время будет существовать и нашедшая себе в ней, пристанище душа. Наивнейшие представления привели к созданию, восхищающих и по сей день шедевров архитектуры. Среди них особой известностью пользуются пирамиды в Гизе. Каким образом древним египтянам удалось создать столь грандиозные сооружения, не разгадано до сих пор.Возьмем, например, самую большую пирамиду — пирамиду фараона Хуфу (по-гречески — Хеопса), возведенную около 2600 года до н.э. На ее постройку пошло около 2 миллионов 300 тысяч каменных блоков и плит. Каждая сторона пирамиды имеет ширину в 232,5 метра (сейчас — 230), высоту в 146 метров (сейчас 137). Грани её повернуты к четырем сторонам света. Каменные блоки вытесаны, отшлифованы и подогнаны таким образом, что их углы и кромки безупречно совпадают. Пирамиду в свое время венчала высеченная из красного гранита верхушка, она была облицована тонко отшлифованными облицовочными плитами из белого известняка. Вряд ли сегодня возможно построить что-либо подобное. Пирамида Хефрена известна расположенным неподалеку от неё сфинксом, скульптурным изваянием фантастического существа с головой человека и телом льва. По одной из версий — это страж гробницы, имеющий лицо «утомившегося» фараона. Сфинкс — один из традиционных типов древнеегипетской скульптуры. Существуют портретные изображения и других фараонов обличий сфинксов, а в Луксоре находится целая галерея сфинксов, которых Гегель воспринимал как своеобразный символ древнеегипетского величия и загадочности.Однако, первой из шестидесяти с небольшим дошедших до нас пирамид, была пирамида фараона Джосера. Автором ее проекта являлся Имхотеп — сановник фараона Джосера, сведущий во многих науках, но прославившийся больше всего как врач и зодчий. Это шести ступенчатая, прямоугольная, высотой в 60 метров пирамида, точнее, шесть поставленных одна на другую уменьшающихся к верху мастаб. И хотя, в ее конструкции для современного человека ничего загадочного нет, уровень познаний Имхотепа и его помощников в области геометрии и математики, в равной степени, как и дерзновенность замысла, удивляет и сегодня.Впоследствии, от пирамид отказались вообще. Какое-то время строили более дешевые одноступенчатые мастабы (гробницы не пирамидальной формы, построенные в виде бруса с наклоненными к центру стенами), но и они не во всем устраивали из-за частых попыток ограбления. На стенах одной из мастаб было обнаружено Увещевание, адресованное, «живым, пребывающим [еще] на земле». «Утомившийся» обещал живому заступничество перед богами в случае благожелательного отношения к нему, в противном же случае угрожал судом перед «великим богом" или даже обещал «свернуть шею» или навлечь несчастья на земле. Судя по тому, что в дальнейшем египтяне стали вырубать помещения для захоронений в скалах или же непосредственно в земле, таким образом, чтобы гробницу было трудно отыскать, увещевания вряд ли спасали гробницы от грабителей.Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует считать медицинские знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной и религией. Но именно в Древнем Египте впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова, опирающаяся на точные знания функций всех органов человеческого тела и возможностей их восстановления. Благодаря этому египтяне уже умели делать хирургические операции. Египетские бальзамировщики по сути дела являлись современными патологоанатомами. Первопричина же всех достижений в области медицины коренится в необходимости при создании мумии освобождать тело от быстроразлагающихся внутренних органов, а, следовательно, — производить вскрытие тела, что категорически запрещалось многими другими культурами вплоть до Нового времени.
3.Из заупокойного культа родилось и искусство портрета, как живописного, так и скульптурного. Портрет в дальнейшем стал одним из главных направлений в изобразительном искусстве. Первоначально подразумевалось точное воспроизведение внешнего облика человека. Подобное отношение к задачам портрета, порождённое культовыми особенностями культуры Древнего Египта, оставалось незыблемым вплоть до начала XX века. Египтяне, хотя и доверяли бальзамировщикам, но все же хотели обезопасить себя и закрыть лицо заупокойной маской, точнейшим образом передающей его черты. Уже при жизни начиналась подготовка погребальной маски. С лица живого человека снимался слепок, затем изображение отливалось из металла, и далее художники «оживляли» лицо, используя цветную эмаль и инкрустацию полудрагоценными камнями. Однако есть доказательства того, что и в Древнем Египте далеко не все воспринимали на веру и заупокойный культ, и идею бессмертия. Сохранилось, например, любопытное литературное произведение, которое известно сейчас под названием «Разговор разочарованного со своей душой». Автор анализирует и переосмысливает многое из того, что почиталось как истина, проявляя поистине философскую мудрость. Идея недоверия заупокойному культу и проповедь жизнелюбия лежат и в основе такого произведения как «Песнь арфиста». Все на земле бренно, утверждается в «Песне». Решительно все обречено на исчезновение. Испокон веков поколения людей одно за другим нисходят в могилы, надгробные памятники разрушаются и исчезают, и от этих людей не остается даже воспоминаний. Никто из умерших не явился из потустороннего мира, чтобы сказать живым об ожидающей их участи; а потому надо использовать все блага жизни — веселиться и наслаждаться, ибо ничто не отвратит неизбежную смерть. Уже в раннем периоде Древнего Египта (Древнее царство) сформировалась и использовалась письменность, что было обусловлено государственным делопроизводством и наличием крупных хозяйств. Видное место занимает фигура писца. Писцы составляли интеллектуальную элиту общества, управляющую сложной административной и экономической деятельностью страны.Древние египтяне писали на папирусных свитках, причем некоторые свитки достигали 30—40 метров. Но те знаки, которые воспроизводились на папирусных свитках, лишь отчасти являлись иероглифами, разновидностью идеографического письма.Знаки иероглифического письма вырезали, главным образом, на камне, и этот способ письма многие и по сей день, называют рисунчатым. Для текстов, воспроизводимых на папирусе, пользовались более сложным вариантом письменности, близким к алфавитному (звуковому). Древнеегипетская, иероглифическая письменность в течение 14-ти веков представляла собой волнующую загадку для европейского мира. Ученым, сумевшим разгадать тайну иероглифов, стал француз Франсуа Шампольон (XIX век). Он предположил, что иероглифы — это не письмена-рисунки (на что они так похожи по форме), а обозначения букв и слогов. Опираясь на свою догадку, Шампольону удалось расшифровать надписи на египетских памятниках и гробницах.Раннее изобретение письменности способствовало развитию высокохудожественной словесности. До нас дошли древние мифы, сказки, повести, басни, дидактические произведения, философские диалоги, гимны, молитвы, плачи, эпитафии, любовная лирика. В Древнем Египте существовало такое специфическое учреждение, как «Дом Жизни», выполнявшее самые разнообразные функции. Там создавались гимны и священные песни, разрабатывались образцы дидактической литературы, систематизировались и хранились «магические» книги, содержавшие сведения по медицине, в которых наряду с магическими заклинаниями и можно было найти и практические, экспериментально — подтвержденные средства лечения. Там разрабатывались и утверждались установки для деятельности художников, скульпторов и архитекторов, хотя официально утверждалось, что принципы художественного творчества были сформулированы богом Тотом. «Дом жизни» был своеобразным синтезом учебного, научно-исследовательского и идеологического заведения, ответственного, в том числе, и за соблюдение канонов. Художественное мышление египтян с древнейших времен в результате длительной практики выработало развитую систему канонов: канон пропорций, цветовой канон, канон композиционный. Здесь, пожалуй, впервые в истории канон становится важнейшим эстетическим принципом, определяющим творческую деятельность художника. Каноничность — чёткое следование определённым правилам, канонам — существеннейшая черта древнеегипетской культуры.
refac.ru
Зарождение философской мысли в Древнем Вавилоне и Египте
Количество просмотров публикации Зарождение философской мысли в Древнем Вавилоне и Египте - 97
Древний Вавилон и Египет были рабовладельческими государствами. Рабский труд применялся для создания оросительных сооружений, для постройки пирамид, храмов и дворцов. К концу IV —началу III тысячелетия до н. э. развитие рабовладельческих отношений в этих странах достигает высшей точки.
Зарождение философской мысли в Древнем Вавилоне и Египте было тесно связано, с одной позиции, с первыми шагами науки о мире — астрономии, космологии, математики, а с другой позиции, с мифологией. Философия ещё не выделилась как особая форма общественного сознания. Развивающееся хозяйство древнего мира требовало расширения знаний, применения их в жизни. ʼʼНеобходимость вычислять периоды подъема и спада воды в Ниле,— говорит Маркс,— создала египетскую астрономию, а вместе с тем господство касты жрецов как руководителей земледелияʼʼ. ( К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. Размещено на реф.рф522). Хозяйственные нужды требовали установления точно рассчитанного календаря, основанного на астрономических наблюдениях за движениями Луны, Солнца и звезд. Все это вело к развитию научных знаний. Вавилонские математики положили начало алгебре и геометрии, овладели способом приближенного извлечения квадратных корней, решения квадратных уравнений. Вавилоняне изобрели шестидесятиричную ʼʼпозиционную системуʼʼ письменного расчёта . От этой системы идет современный счёт времени (1 час = 60 минутам и 1 минута = 60 секундам).
Мировоззрение вавилонян, как и других народов Древнего Востока, неотделимо от мифологии — первой попытки осмыслить наблюдаемые явления природы. Большую роль здесь играло жречество, которое насаждало религиозные верования. Мифические сказания о возникновении богов (ʼʼтеогонияʼʼ) превращаются в поверья о происхождении мира (ʼʼкосмогониюʼʼ). Светила рассматривались не только как средство для расчёта времени и астрономических предсказаний, но и как творящие мир и постоянно действующие на него силы. Главным светилом, ʼʼотцом боговʼʼ, считалась у вавилонян Луна. Звезды — божества, которые светят только ночью. Солнце — сила, погашающая сияние небесных светил, стало быть, оно источник тьмы, сила подземного мира, оно приносит смерть. Луна, умирая, воскресает к новой жизни, поэтому она образ вечной, неистребимой жизни. В древнем мифе о мироздании борьба между добром и злом стала со временем изображаться как победа света над мраком. Бог света воспевается как могучая нравственная сила, правящая миром. ʼʼЗвездноеʼʼ (ʼʼастральноеʼʼ) мировоззрение вело к развитию астрологии — фантастической веры в способность светил непосредственно влиять на судьбу целых обществ и отдельных людей.
С развитием рабовладения и обострением социальных отношений в Вавилоне появляются произведения, не только порывающие с мифологией, но и содержащие зачатки атеистической мысли. Наиболее яркий литературный памятник этого рода — ʼʼДиалог господина и раба ʼʼо смысле жизниʼʼʼʼ. В этом произведении подвергаются критике религиозные догматы, высказывается мысль о том, что нелепо выполнять предписания религии, приносить жертвы богам, надеяться на награду в загробной жизни. (См.˸ В.В. Струве. Диалог господина и раба ʼʼо смысле жизниʼʼʼʼ. В сб. ʼʼРелигия и обществоʼʼ. Л., 1926, стр. Размещено на реф.рф41 – 59).