Ломоносов древнейшая российская история. Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Михайло ЛомоносовДревняя Российская история от начала княжения Рурикова до кончины Ярослава Первого. Ломоносов древнейшая российская история


М.В. Ломоносов и хронология. Подлинная история России. Записки дилетанта

М.В. Ломоносов и хронология

Михаил Ломоносов оставил нам загадку: в его книгах «Краткий Российский летописец с родословием», «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 г.» используется традиционная хронология СкалигераПетавиуса. Вместе с тем он упорно отстаивал (1749 г.) достоверность сообщения ПВЛ о появлении апостола Андрея Первозванного у славян на Днепре и реке Волхов: «Менее всего можно стерпеть то, что Байер в бредовом состоянии опрокинул основание, на котором Петр Великий установил орден св. Апостола Андрея: он открыто утверждает, что св.

Андрей не проповедовал еванглие в России. Жаль, что в то время не было никого, кто мог бы поднести к носу Байера химический порошок для приведения его в чувство» (Ломоносов, т.6. с.31-32,56). Миллер, отвечая на эти слова, говорит, что Байер «рассмотрел все известные ему места отцов церкви, где идет речь о св. Андрее, и нигде не нашел подтверждения этому рассказу. Он не верил, чтобы сами по себе летописи, написанные спустя одиннадцать с лишним веков, обладали таким авторитетом, чтобы убедить нас в том, что противно истории»

(Ломоносов, т.6. с.57).

Итак, свидетельство ПВЛ о св. Андрее «противно истории»! Почему?

По традиционной хронологии св. Андрей жил в I в. Р.Х. По современным данным восточные славяне впервые упоминаются в источниках только VI века, а ранние сведения о Руси, русских людях относятся к IX веку (Мавродин, с.15). Разница составляет 600-800 лет. Миллер писал, что славяне появились не ранее IV в., и это уже вызвало ярость М.В. Ломоносова. Принять, что Русь ровесница Христа – мысль абсурдная практически для каждого дипломированного историка (Пашков, с.12-13). М.В. Ломоносов получил прекрасное образование в Германии и, следовательно, был хорошо знаком с хронологией СкалигераПетавиуса. Так почему же он так отчаянно боролся за безнадежное дело?

Выскажем предположение. М.В. Ломоносов отчетливо понимал, о чем идет речь. В стране правила династия, полностью доверяющая западной науке. Выступить против датировок Всемирной истории, по которой Россия становилась намного менее древним государством, нежели государства Западной Европы, ему претили его исторические знания и позиция российского патриота. Принимая западную хронологию и отстаивая посещение св. Андреем славян, он уравнивал Россию по древности с западно-европейским миром. М.В. Ломоносов обращался к авторитету царя Петра I как единственной защите от тех, кто убирал из русской истории все то, что было «противно истории», т.е. противоречило традиционной хронологии, пришедшей в Россию с запада.

Кстати, Н.М. Карамзин спокойно относился к тому, что славяне могли жить в I в. Р.X. (Карамзин, т.1. с.160). Видимо, в России с трудом соглашались с тем, что Западная Европа имела более древнюю историю.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Как Ломоносов боролся за историю России и что из этого вышло – Голоса городов

Думается, что всем жителям нашей страны известно имя Михаила Васильевича Ломоносова (годы жизни 1711 – 1765 гг.), знаменитого на весь мир ученого. Его интересы охватывали практически все отрасли науки того времени: физику, химию, естествознание, астрономию и даже поэзию и литературу.

Ломоносову принадлежит немало научных открытий и изобретений.

Став адъюнктом Петербургской академии наук по физическому классу в 1741 году, он уже в 1745 году стал первым русским академиком (профессором) химии (все остальные академики были иностранцами!!!). Почетный член Шведской (с 1756 года) и Болонской (с 1764 года) академий наук. Родившись в простой крестьянской семье в Архангельской области, ему за большой вклад в развитие российской науки был жалован дворянский чин.

Жизнь и деятельность Ломоносова пришлись на очень неблагоприятное для российского народа время.

С воцарением на русский престол императрицы Анны Иоановны (1730 – 1740 гг.) в стране во всех областях началось массовое засилье иностранцев, преимущественно немцев (знаменитая бироновщина). Это была, по сути, иностранная интервенция во все сферы российской жизни – во власть, в общественную жизнь, культуру и науку.

Не стала исключением и Петербургская (Российская) академия наук. При этом иностранцы в своем большинстве, какую бы они должность не занимали, не знали русского языка и использовали в качестве рабочего немецкий язык. Так, например, сложилась парадоксальная ситуация в академической гимназии, созданной для подготовки студентов к поступлению в университет. Русские студенты не знали немецкого языка, а преподаватели – русского, обучение велось … на латыни. В результате в период с 1726 по 1755 года (за 30 лет!!!) эта гимназия под руководством таких горе-преподавателей не подготовила ни одного человека для поступления в университет. На высшем уровне утверждалось, что русские не способны к обучению и необходимо студентов выписывать из Германии.

Менее известна страсть Ломоносова к русской истории, которая весьма негативно отразилась на его карьере и судьбе, несмотря на его разносторонний талант и мировую известность.

Необходимо отметить, что российская историческая наука при Романовых полностью контролировалась и развивалась под влиянием немцев (Миллера, Байера, Шлёцера и других), находившихся на русской службе. По сути дела, вся история Руси – России, включая первый период правления Романовых, была написана ими без участия русских историков.

Необходимо отметить также в этой связи, что до середины 30-годов XIX века в историческом департаменте Петербургской академии наук вообще не было ни одного русского академика!

То есть более 100 лет (!!!) историю Российского государства "творили" исключительно иностранцы!

Не стоит сомневаться, что это делалось в интересах Романовых и королевских династий других европейских стран, стремившихся вытереть из памяти народов роль и значение Руси – России в истории Европы. При этом многие иностранные историки (например, Байер, Шлёцер) вообще не знали русского языка, а писали свои труды исключительно на немецком языке. Затем они переводились на русский и становились основным источником информации по российской истории.

Кстати, результаты их трудов и в наше время лежат в основе российской истории до романовского периода, несмотря на наличие источников, опровергающих основные положения их создателей (например, о татаро-монгольском иге, призвании варягов на Русь и многие другие). Созданная иностранцами российская история изучается и сейчас в наших университетах и школах. Лишь в последнее время в Российской Федерации наметились робкие шаги к пересмотру некоторых положений написанной немцами древней истории нашего народ и государства.

Ломоносов, став членом Петербургской академии наук, сразу же включился в борьбу против засилья в ней иностранцев, особенно в сфере исторической науки.

Он выступал с резкой критикой новой версии русской истории, создаваемой на его глазах Г.Миллером и Г.Байером. Уже в 1743 году группа сотрудников академии российского происхождения (в основном это были переводчики, канцеляристы, студенты) во главе с известным машиностроителем А.К.Нартовым и астрономом Делилем написала письмо в Сенат на царящий в академии произвол иностранцев, и, в частности, на помощника президента академии И.Д.Шумахера и его советник Тауберта.

Целью ставилось требование о превращении академии в российскую не только по названию, но и по составу академиков. В тот период при засилье в России иностранцев это письмо было воспринято в Сенате как страшная крамола. Была назначена комиссия во главе с князем Юсуповым, которая в выступлении А.К.Нартова, И.В.Горлицкого, Д.Грекова, П.Шишкарева, В.Носова, А.Полякова, М.Коврина, Лебедева и других увидела "бунт черни против начальства", "неуважение к академии" и обвинила их в других смертных грехах.

Ломоносов среди участников этой акции официально не фигурировал, но руководство академии и члены комиссии были абсолютно уверены в его участии в этом деле. Они считали (и не без основания), что само письмо и многие другие документы для следствия были написаны им. Более того, Ломоносов активно и открыто поддерживал авторов письма в ходе процесса. Он неоднократно выступал с критикой защитников Шумахера в этом процессе (Винцгейма, Трускота, Миллера и других), чем вызвал ярость комиссии, которая, в конце концов, его арестовала на восемь месяцев.

В докладе комиссии на имя императрицы Елизаветы Петровны поведение Ломоносова на процессе названо "оскорбительным и неучтивым как по отношению к академии, так и к комиссии и к немецкой земле". Исходя из этого, комиссия посчитала, что Ломоносов "подлежит смертной казни или, в крайнем случае, наказанию плетьми и лишению прав и состояния". Указом Елизаветы он был признан виновным, однако "для его довольного обучения" от наказания освобожден.

Одновременно с этим ему было вдвое уменьшено жалование, а за "учиненные им предерзости" он должен был публично просить прощения у немецких профессоров академии, зачитав составленное его основным противником Миллером покаянное письмо и подписав его. Что он и вынужден был сделать. Поразительно, но во многих современных изданиях его биографии факт его ареста и суда над ним преподносится как результат … его пьяных скандалов и оскорбительного поведения. По-видимому, и в настоящее время в России у Ломоносова имеется немало недоброжелателей.

Ещё трагичнее была судьба других обвиняемых по этому делу. Во время следствия, длившегося около двух лет, некоторые из них были закованы в кандалы и посажены на цепь (как собак!!!). Решение комиссии было поистине чудовищным. Главных виновников нездорового положения в академии – Шумахера и Тауберта – было рекомендовано наградить, а авторов письма наказать: Горлицкого – казнить; Грекова; Полякова, Носова – бить плетьми и сослать в Сибирь; Попова, Шишкарева и других - оставить под арестом до решения дела будущим президентом академии.

Борьбу за объективную картину русской истории Ломоносов продолжал до конца своей жизни.

Его противники тоже не дремали. В Германии Миллер инспирировал выступления с целью принизить открытия Ломоносова в области физики, химии и других естественных наук. В России он требовал его удаления из академии наук.

Немецкой партии удалось добиться назначения Шлёцера академиком по русской истории, в результате чего он получил полный контроль над всеми материалами по истории, хранившихся в российских архивах и библиотеках. Есть версия, что в период его нахождения на этой должности в них производилась большая "чистка" и "исправление" истории страны. В 1763 году по доносу противников Ломоносова (Тауберта, Миллера, Штелина, Эпиниуса и других) императрица Екатерина II (немка по национальности) уволила его из академии. Однако вскоре она отменила свое решение в связи с большой популярностью трудов и самого Ломоносова как в России, так и за рубежом. 

Тем не менее, он был отстранен от руководства географическим департаментом (другого важного направления общественных наук, тесно связанным с историей), а вместо него туда был назначен его "оппонент" Миллер. Была сделана попытка "передать" Шлёцеру все материалы Ломоносова по истории. По-видимому, они совсем не соответствовали немецкой версии российской истории и были опасны для них.

Ради занятия исторической наукой Ломоносов даже отказался от обязанностей профессора химии. Его перу принадлежит ряд интересных работ по истории Государств Российского, а также по древней истории Руси, которые он намеревался опубликовать в двухтомном труде "Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого и до 1054 года".

Помешала этому его смерть в возрасте 55 лет. А подготовка к изданию его трудов по истории была поручена … его злейшему врагу Байеру. Примерно через семь лет после его смерти увидел свет только первый том, информация в котором удивительным образом соответствовала разработанной немцами версии истории Руси.

Анализ текста этой работы современными методами подтвердил, что этот труд перу Ломоносова не принадлежит, а составлен кем-то другим. Господин Байер, видимо, хорошо над ним поработал. При этом все оригиналы, черновики и материалы Ломоносова по истории бесследно исчезли (но сохранилось большинство его работ по естественным наукам). Точно также как в свое время исчезли подобные материалы известного русского историка В.Н.Татищева, а издание его трудов по истории Руси было поручено другому немцу – Миллеру. Надо полагать, он тоже подправил труд Татищева в нужном ключе.

Судьба великого русского ученого Ломоносова, умершего в очень стесненных материальных условиях по причине нежелания признавать официальную версию истории, является ярким свидетельством того, как опасно в России всерьез заниматься исторической наукой и отстаивать правду в освещении событий даже далекого прошлого. К сожалению, в настоящее время таких правдолюбов, ставящих истину выше карьеры и денег, в нашей стране, вероятнее всего, и не осталось. А жаль.

www.golosagorodov.info

Михайло ЛомоносовДревняя Российская история от начала княжения Рурикова до кончины Ярослава Первого

Глава 1О княжении Рурикове и о прочих князях и владетелях, призванных из варяг-россов

Рурик, самодержавства российского основатель и праотец многих государей, по прошению славян и чуди пришел к ним на княжение с двумя братьями, со всем родом и с варягами-россами1   862 года. Нестор.

[Закрыть]. К пребыванию сперва избрал Ладогу, хотя новгородские славяне были главные его просители и великость города больше приличествовала к столице. Посему кажется, что Рурик на слове их не совсем утверждался, ведая происходившие между ними межусобия. Ладога для всегдашнего проезду славян, варягов и чуди удобность подавала примечать движения недоброхотов его в Новегороде. Середний брат Синеус сел княжить на Беле-озере; меньший, Трувор, в Изборске.

Таким образом, по единой крови и по общей пользе согласные между собою государи, в разных местах утвердясь, шатающиеся разномысленных народов члены крепким союзом единодушного правления связали. Роптать приобыкшие новгородцы страшились Синеусова вспоможения Рурику, ибо он обладал сильным белозерским чудским народом, называемым весью. Трувор, пребывая в близости прежнего жилища, скоро мог поднять варягов к собственному и братей своих защищению. Итак, имея отвсюду взаимную подпору, неспокойных голов, которые на избрание Руриково не соглашались, принудили к молчанию и к оказанию совершенной покорности, так что, хотя Синеус по двулетном княжении скончался и Трувор после него жил недолго, однако Рурик в Великий Новгород преселился и над Волховым обновил город.

Единоначальствуя над многими землями, роздал боярам своим городы и области для управления и отпустил их с роды своими и со многими россами, особливо ж в Полотск, в Ростов и на Бело-озеро, дабы россы, соединясь со славянами и с чудью, один народ составили и тем бы укрепили общую тишину с его владением.

Видя Руриков разум и мужество, некто знатный новгородец, именем Вадим, человек, склонный к общенародному прежнему владению, и сам желал быть, по-видимому, в том участником или еще и главным, советовал с единомышленниками своими, как бы избыть от росской власти2   Новгородский летописец.

[Закрыть]. И, уповая на свою у новгородцев важность и на сообщников, говорил не закрытно, что Рурик пришел привесть их россам в рабство и в роды родов утвердить самодержавство. Услышав сии возмутительные речи и узнав умышление, Рурик Вадима с главными сообщниками предал смерти. И так иных грозою к боязни, иных властию к послушанию, иных правосудием и милостию к люблению приведши, на владении утвердился непоколебимо.

Державе его тогда покорны были от славенского языка: Новгород, Изборск и Полотск; из чудского народа: меря, весь и мурома, то есть Ростов, Бело-озеро и Муромская земля. Южные славяне, как поляне, кривичи, древляне, северяне и прочие, отчасти своими старейшинами управлялись, отчасти дань платили козарам. Северные славяне от новых своих владетелей прозвались россами.

Пришли из варяг с Руриком двое знатные бояре Осколд и Дир, которые в покое жить не обыкли, но любили всегда в военном деле упражняться. Сии просили, чтобы отпустить их с родом и с людьми своими к Царюграду поискать войною большего счастия. По уволении предприяли путь по Днепру вниз судами. В Полянской земле на горе увидели город и там живущих спросили, кому он подвластен? На сие от жителей ответствовано, что три брата – Кий, Щек и Хорев – построили сей город во имя старшего и уже их не стало. Жители платят дань козарам. Осколд и Дир поселились в Киеве, присовокупили к себе множество варягов и начали княжить над полянами, не завися от Рурика.

Утвердясь на владении, собрали войско и пошли на Царьград во время Михайла царя, в четвертоенадесять лето его державы3   Нестор, 866 год.

[Закрыть]. Будучи сей государь в походе против агарян у Черной реки, по вести, данной от епарха, в Царьград возвратился. Осколд и Дир, приставши к берегам греческим в двухстах судов и разорив окрестные места многим убийством, обступили город, и сам царь пробрался в него с нуждою. Вшед в Влахернскую4   В подлиннике Лахернскую.

[Закрыть] церковь с патриархом Фотием, слушал молебства во всю ночь. Ризу Богоматере с пением вынесши на берег, в воду погрузили в тихое время. Внезапно поднялась великая буря и росские суда, пригнав к берегу, разбила. Осколд и Дир, потеряв великое множество войска, с немногими остатками возвратились в Киев.

Глава 2О княжении Ольгове

Державствовав семнадцать лет в Новегороде, Рурик спокойно достиг кончины5   879 год.

[Закрыть]. Умирая поручил сына, еще младенца, Игоря и с ним княжение сроднику своему Ольгу. Сей по смерти его, желая умножить наследство Игорю и соединить единого племени славенские народы под едино владение, собрал войско из варяг, славян и чуди, взял некоторых кривичей и с ними пришел к Смоленску, город покорил себе с Кривическою землею и посадил своих правителей. Оттуду по Днепру вниз пустившись, взял Любеч и правление поручил своим воеводам. Приближась к Киеву, где Осколд и Дир княжили, скрыл в судах часть войска, назади оставил другую. И как подплыл под Угорское близ Киева, послал к Осколду и Диру с вестию, что идут купцы в Грецию от Ольга и от Игоря, для того бы они повидались со своими однородцами. Осколд и Дир, не имея никакого подозрения, пришли к судам с малым числом людей с тем, может быть, намерением, чтобы проезжих сих приласкать и присоединить к жителям киевским. Внезапно закрытые в судах выскочили с ружьем и окружили

Осколда и Дира. Тогда Олег, показав Игоря, объявил: «Сей есть сын и наследник Руриков; вы не княжеского рода и княжить вам не должно». И тут по повелению Ольгову Осколд и Дир убиты. Тела их взнесены на гору, что называется Угорское. На Осколдовой могиле поставлена потом церковь Святого Николая; Дирова могила – за Святою Ириною. По смерти их сел Олег на княжении в Киеве и нарек столицею всех городов, обладаемых россами. И сим именем прозвались поляне и прочие окрестные славяне его владения.

Олег, радея о благосостоянии себе порученных народов, начал строить городы и установлять порядочные дани. Во-первых, варягам-россам на содержание учредил, чтобы новгородцы платили по триста гривен на год, что действительно производилось до смерти великого князя Ярослава Первого. На кривичах и на мерях также дань была положена. Потом воевал Олег древлян и с диким сим народом поступал жестоко, дань положил на них тяжкую, по черной кунице с дыму. Северяне и радимичи данники еще тогда были козарские, того ради Олег ходил с войском для свобождения северян и положил на них дань легкую. Радимичи чрез посланных от него пришли в подданство и стали платить дань по шелегу, по чему прежде давали козарам. Привед под власть свою кривичей, любчан, полян, древлян, северян и радимичей, воевал на суличан и на тиверцев.

Около сего времени шли угры мимо Киева чрез место, что ныне называется Угорское6   898 год.

[Закрыть]. При Днепре стояли вежами. Поход их был подобен половетскому. Между тем Игорь пришел в мужество, ходил на войны под Ольгом, и народ начал показывать ему послушание. Потом сочетался супружеством с Ольгою, приведенною от Пскова7   903 год.

[Закрыть].

Уже полагая на Игоря надежду в правлении государства, Олег принял намерение итти на греков. Того ради набрал великое войско из варяг, славян новгородских, кривичей, древлян, радимичей, полян, северян, вятичей, хорватов, дулебов, тиверцев и чуди. Киев поручил Игорю; пошел под Царьград по сухому пути конницею, по воде на двух тысячах мелких судов. Греки, услышав его приближение, узкий проход из Черного моря заперли и в городе затворились. Тогда по выходе с моря на берег устремясь войско Ольгово на грабление, по древнему военному обычаю многие домы и церкви расхитили, пожгли, людей иных порубили, иных вешали, иных в воде топили и мучили разными томлениями. Потом повелел Олег воинству своему сделать колеса и суда на них поставить. Ветр восстал способный и, надув парусы, понес их к стенам цареградским. Греки пришли в великий ужас, сие увидев, и с молением к нему послали, дабы не разорил города, но взял бы дань по своему желанию. Олег велел войску остановиться. Из города вынесли навстречу разные пищи и вина; но не приняты для опасности от яду. Греки в страхе и удивлении говорили: «Не Олег на нас воюет, но святый Димитрий послан от Бога для нашего наказания». Дани потребовано от них по двенадцати гривен на человека. Всех было восьмдесят тысяч, по сороку на судне. На требование согласились, просили мира и прекращения разорительных военных действий.

 

Олег, отошед мало от города, начал вступать в мирный договор со Львом и Александром, греческими царями8   907 год. Нестор.

[Закрыть]. Для сего послал к ним вельможей, которые с греками согласились, дабы, сверх положенных двенадцати гривен на каждого человека, платить дань в каждую полгода на российские городы: во-первых, на Киев, потом на Чернигов, на Переяславль, на Полотск, на Ростов, на Любеч и на иные, в которых великие князи под Ольгом владели; приходящих россиян за данью довольствовать по желанию их пищею и напитками; для возвратного пути давать довольное пропитание и потребные якори, верви и парусы; за шестимесячною данью не приходить россиянам без торгу и товаров; дабы князь запрещал им словом своим в селах наносить обиды; и с приезду стоять у Святого Маманта, пока по царскому повелению всех поименно не перепишут; в город входить по пятидесяти человек в одни ворота безоружным; за продажу и покупку товаров не платить пошлины.

Сей договор цари крестным целованием утвердили. Олег клялся по российскому тогдашнему закону своим оружием и богами Перуном и Во5лосом, скотьим богом. И так с обеих сторон мир утвердили. Олег, повесив свой щит на воротах цареградских в знак победы, с великою корыстию в Россию обратно морем пустился. Россам велел поднять парусы паволочные, славянам кропинные. С таким великолепием, со множеством богатства и узорочных вещей достиг Киева. От простого и суеверного народа прозван чародеем, что дела его почитались невозможными человеку.

По четырех летах являлась комета на западе наподобие куста. Около того же времени послал Олег вельможей своих в Грецию для подтверждения прежнего мира и установления купеческого договора к царям Льву и Александру9   911 и 920 г. Нестор. В подлиннике ошибка: нужно 911 и 912.

[Закрыть], которые согласились и на том утвердились: дабы между россиянами и греками пребывал мир непоколебимый и любовь бесподозрительная; не подавать друг другу повода к нарушению согласия, но хранить оное непревратно всегда и во все будущие лета; в судах дела между обоими народами решить по доказательствам, но когда оных не будет, присягать челобитчикам; когда убьет грек россиянина или россиянин грека, за то казнить убивца смертию на месте, где учинено убивство; когда ж убежит убивец, взять ближнему убиенного сроднику имение и жену убивцеву; ежели убивец беден и скрылся, то обождать, пока сыщется, и казни предан будет; за уязвление и побои платить пять литр серебра по российскому закону, но кто скуден, повинен отдать все, что может, и то платье, кое на себе носит, и присягнуть, что чем платить больше не имеет и никто ему не дает помощи; по сем далее не искать; буде россиянин грека или грек россиянина на воровстве застанет и убьет, того на нем не взыскивать и украденное обратно взять позволяется, буде ж вор без обороны в руки отдастся, взять с него украденное втрое; взятое насильством также возвращать втрое; ежели греческое судно принуждено будет к берегу, где россияне, то проводить оное в место безопасное и подавать помощь; равным образом и греки должны спомоществовать россиянам, притом, ежели убийство или насилие

учинится, поступать по установленному выше; буде случится россиянину видеть в чужой земли полоненного грека или греку россиянина, выкупить оного и отпустить в свою землю, получив данную за него цену, или цену вменить в дань; подобным образом выкупать и военнопленных и возвращать в свою их землю, получая за них данный выкуп; полоненных из вспомогательного войска, коего бы они государства ни были, выкупать по двадцати золотых; россиянам беглых своих или украденных и насильно проданных рабов брать от купцов по челобитью и по признанию рабскому; купцам беглых своих рабов искать по челобитью и брать найденных; кто у себя не даст обыскивать, виноват будет; когда кто из россиян, греческому царю служащих, умрет, не расположив своих пожитков и не имея ближних сродников, то отдать оное в Россию дальним родственникам, буде ж при смерти назначит наследников, тем отдать его имение. Злодеев, убегших из Греции в Россию или из России в Грецию, возвращать в свою землю неволею.

Сие все с обеих сторон взаимными письменными договорами утвердили; греки целованием крестным, россияне по своему закону присягнули, дабы не переступить ни единой черты от положенного и утвержденного согласия; что совершено 912 года в сентябре. Царь Леон почтил послов российских многими дарами и повелел вельможам своим показать им красоту церковную и палаты, украшенные золотом, наполненные многим сокровищем и драгоценными камнями, притом страсти Христовы и мощи святых, дабы они, сие видя, к вере христианской склонились и, тою соединясь, с греками в мире и в тишине пребывали. По возвращении в Россию объявили послы Ольгу заключение мира, которым довольствуясь пребывал прочее время своея жизни в покое.

О смерти его дивное осталось повествование, вероятность по мере древности имеющее. Прежде войны на греков спросил Олег волхвов, от чего ему конец жизни приключится. Ответ дали, что от любимого своего коня умрет. Для того положил он никогда на него не садиться, ниже к себе приводить, но поставить и кормить на особливом месте. Возвратясь из Греции по четырех летах, во время осени об оном вспомнил. Призвал старейшину конюхов и, жив ли оный конь, спросил. Услышав, что умер, волхвам посмеялся. «Лживы, – сказал, – все ваши гадания: конь мертв, а я жив; хочу видеть кости его и вам показать в обличение». Итак, поехал на место, где лежали голые кости, и, голый лоб увидев, сошел с коня, наступил на него и молвил: «От того ли мне смерть быть может?». Внезапно змея, изо лба выникнув, в ногу ужалила, от чего разболелся и умер, княжив тридцать три года. Весь народ много об нем плакал. Погребен на горе Щековице, и могила его видна была во время летописателя Нестора.

Глава 3О княжении Игореве

По смерти Ольгове полную власть княжения Игорь принял10   913 год.

[Закрыть]. Тогда древляне, уповая избавиться от российского подданства в новое княжение, от него отказались и в городах затворились. Однако надежда их была тщетна и предприятие бесполезно. Храбростию Игоревою побеждены и приведены в послушание, по принуждению платили за свое преступление дань больше прежнего.

В сие время печенеги пришли впервые на Российскую землю, учинили мир с Игорем и прошли к Дунаю11   915 год.

[Закрыть]. Симеон, король болгарский, вел войну тогда с греками и воевал Фракию. Греки наняли печенегов; но воеводы их, пришед с ними в несогласие, принудили их отступить и возвратиться в свою землю. Симеон, победив греков, взял Адрианополь.

Игорь, собрав войско, пошел к Царю-граду12   931 год. В подлиннике ошибка: нужно 941.

[Закрыть]. Болгаре о том весть царю подали, что россы на него идут в судах десять тысяч. Пристав к берегам Малой Азии, российский князь воевал Вифинию, Пафлагонию и Никомидийскую землю до Ираклии. В сие нашествие россиян на греческие области учинены великие грабления и разорения церквей и монастырей; люди многие посечены, расстреляны и вбитыми гвоздьми в голову умерщвлены бесчеловечно. Потом с греческим войском пришел от востока Панфир Демественник, имея сорок тысяч, Фока Патрикей с македонянами, Федор Стратилат с фракиянами и купно другие знатные вельможи и россиян отвсюду окружили. Но они совещавшись учинили с греками сражение, и по ярой13   В подлиннике яркой.

[Закрыть] и долговременной сечи едва греки преодолели. Оставшие россияне ввечеру к находящемуся у берегов войску возвратились, вошли в ладьи и пустились в море. Феофан, воевода греческий, вышед к ним навстречу, пустил трубами огонь на ладьи российские. От страшного сего чуда и от загоревшихся судов бросались многие в воду и все принуждены были спасаться бегством. Возвратясь в отечество, Игорь тем победу себе отняту быть сказывал, что греки на войско его пускали огонь, молнии подобный.

Однако, желая мщением защитить свою славу, отправил послов к варягам за море, побуждая их воевать против греков. Итак, собрал множество войска: россиян, варягов, полян, славян, кривичей, тиверцев и нанял печенегов, взяв от них аманатов. С оным войском пошел на греков морем и землею14   944 год.

[Закрыть]. Услышав сие, корсунцы послали весть к Роману царю, «что идет на него бесчисленное войско и суда покрыли море». Также и болгаре уведомили греков, что идет Игорь сухим путем и нанял печенегов. Роман, сие слышав, послал к Игорю с дарами и с прошением, чтобы не ходил воевать земли Греческой, но взял бы дань, которую прежде брал Олег, и еще с прибавлением. Также и к печенегам послал шелковые поставы в дар и много золота. Игорь, достигши Дуная, созвал своих военачальников, сказал царево посольство и стал с ними советовать. Тогда все согласно предлагали: «Когда царь так просит, чего нам желать больше? Без кровопролития получим серебро и золото и шелковые поставы. Кто знает, кому будет победа? и кто с морем договорился, чтобы не взволновалось? Не по земли, но по глубине морской ходим, где всяк скорой подлежит смерти». Сего совета послушав, Игорь печенегам велел воевать Болгарскую землю. Сам, взяв от греков шелковые поставы, серебро и золото на все свое войско, в Киев возвратился.

По сем греческие цари – Роман, Константин и Стефан – прислали послов своих к Игорю для заключения и совершения прежнего мира15   945 год.

[Закрыть]. Игорь, говорив с ними о союзе, послал бояр своих в Грецию. Роман по совету сановников с российскими послами поставили мир в следующих статьях: «Великому князю российскому Игорю и всем, стоящим под его рукою, быть в мире непоколебимом с цари греческими – Романом, Стефаном и Константином – вечно, доколе солнце сияет и весь мир стоит, и кто тишину нарушить помыслит, христианин да примет месть от Бога Вседержителя, осуждение на погибель в сей век и в будущий, некрещеные да не имут помощи от Бога и от Перуна, да не возмогут защититься щиты своими, да посечены будут мечами своими, да падут всяк от своего оружия и да пребудут раби вовеки. Великому князю Игорю и боярам его отпускать в Грецию судов сколько угодно с послами и с купцами, и, как узаконено, послам носить печати золотые, а купцам серебряные. В грамотах объявлять число кораблей. Без грамоты

 

приехавших держать за сторожами до уведомления российскому князю; противников убивать, не опасаясь взыскания, а о беглецах отписывать князю, с коими поступать ему по своей воле. Когда россияне придут без купечества, то им не брать помесячных сборов по запрещению княжескому, не бесчинствовать в селах страны Греческой и жить в приходе у Святого Маманта. Приехавших переписывать всех поименно, и тогда пускай берут купцы свое помесячное, а послы дань на Киев, Чернигов и Переяславль и на прочие городы. Для торгу в город входить по пятидесяти человек, одними воротами, за царскими приставами, и буде кто россиянин или грек учинит неправду, то они должны давать управу. Россияне, входя в город, не делали б обиды и паволок не покупали б выше пятидесяти золотых. Купленные товары показывать приставу, который запечатав отдать им должен. При отъезде брать россиянам на дорогу съестные товары и что потребно для судов снасти, как прежде сего установлено, и провожать их с прикрытием греческим, а у Святого Маманта зимовать не позволяется. Ежели раб бежит от россиян к грекам и сыщется, взять его обратно, буде же не сыщется, то платить за него по присяге две паволоки, как установлено прежде. Ежели беглец ушел и взял снос, а по возвращении будет цел, должно платить два золотых. Когда россиянин у грека или грек у россиянина покусится что отнять, наказан будет весьма жестоко, а буде действительно отнимет, должен возвратить вдвое, то есть украденное в целости и приложить к тому деньги, чего оное стоит; а когда украденное будет в продаже, отдать двойную цену и татя наказать по законам российским и греческим. Пленников выкупать молодых мужчин и девок взрослых и добрых по десяти золотых, за середовичев по осьми, по пяти за старых и малолетных. Когда найдется россиянин в рабстве у грека как пленник, давать за него выкупу по десяти золотых, буде же он греком куплен, заплатить ему данную цену. Российским князям не воевать земли Корсунской и не иметь над ней никакой власти, ибо она состоит под Греческою державою. А когда российские князи воюют другие страны, тогда греки должны вспомогать потребным числом войска. Когда найдут россияне судно греческое, выкинутое на берег, то бы оного не обидели. Буде ж кто обидит или что возьмет, либо человека поработит или убьет, тот повинен наказан быть по обеих сторон законам. Корсунцам, ловящим рыбу в днепрских устьях, не делали бы россияне никакой обиды и в устьях бы тех не зимовали, ни в Белобережье, ниже у Святого Елевферия, но возвращались бы на осень в свои домы; и сверх сего, приходящих черней и болгаров воевать страну Корсунскую не допускать князям российским.

Греков-преступников казнить российские князи не имеют власти, но их оставлять на истязание царям греческим. О убийствах судить, как положено было в прежнем договоре с Ольгом. Когда случится нужда Греческому царству в войске против сопостатов, то великий князь российский посылать имеет по грамоте требуемое число, из чего уведают иные страны, какую любовь имеют с Россиею греки». По сему договору присягали российские послы Перуном и оружием, а христианский закон принявшие дали присягу в церкви Святого Ильи; и царя греческого послы российские к присяге приводили. По их возвращении Игорь, доволен будучи заключением сего мира, взошел на холм к Перуну, положил перед ним оружие, щиты и золото и присягал перед греческими послами, и купно его бояре и воеводы.

По заключении сего мира княжил Игорь целое лето в покое, который наставшею осенью пресекся16   945 год.

[Закрыть]. Был у него знатный воевода именем Свендельд, которому из особливой любви и милости отдал во владение Древлянскую землю, приобретенную и отягощенную даньми прежде походов своих на Грецию. Свендельд брал по черной куне с дыму и тем весьма обогатился. Военачальники Игоревы, воевавшие с ним Грецию, тому завидуя, говорили князю, что он подарил толь много одному человеку и служащие Свендельду украшены оружием и платьем, а они наги. Итак, советовали итти к древлянам для собрания дани для него и собственной их корысти. Игорь, послушав совета, пошел с нарочитым войском, дабы еще прибавить к первой дани. По многом учиненном насильстве поехал обратно в Киев, однако еще к древлянам для большей корысти с малым числом людей поворотился, несмотря на их отрицательные представления. Древляне рассудили с князем своим, которого Малом звали, «что когда волк привыкнет похищать овец, то выносит все стадо, пока убит не будет». Итак, вооружась на Игоря, перед Коростенем, главным своим городом, его и бывших при нем убили. Могила его была на том месте видна еще во времена летописателя российского Нестора.

fictionbook.ru

Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года

Дорогой ценитель литературы, погрузившись в уютное кресло и укутавшись теплым шерстяным пледом книга "Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года" Ломоносов Михаил Васильевич поможет тебе приятно скоротать время. Все образы и элементы столь филигранно вписаны в сюжет, что до последней страницы "видишь" происходящее своими глазами. Попытки найти ответ откуда в людях та или иная черта, отчего человек поступает так или иначе, частично затронуты, частично раскрыты. Темы любви и ненависти, добра и зла, дружбы и вражды, в какое бы время они не затрагивались, всегда остаются актуальными и насущными. Умеренное уделение внимания мелочам, создало довольно четкую картину, но и не лишило читателя места для его личного воображения. При помощи ускользающих намеков, предположений, неоконченных фраз, чувствуется стремление подвести читателя к финалу, чтобы он был естественным, желанным. Место событий настолько детально и красочно описано, что у читающего невольно возникает эффект присутствия. Невольно проживаешь книгу – то исчезаешь полностью в ней, то возобновляешься, находя параллели и собственное основание, и неожиданно для себя растешь душой. Долго приходится ломать голову над главной загадкой, но при помощи подсказок, получается самостоятельно ее разгадать. Главный герой моментально вызывает одобрение и сочувствие, с легкостью начинаешь представлять себя не его месте и сопереживаешь вместе с ним. Замечательно то, что параллельно с сюжетом встречаются ноты сатиры, которые сгущают изображение порой даже до нелепости, и доводят образ до крайности. "Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года" Ломоносов Михаил Васильевич читать бесплатно онлайн очень интересно, поскольку затронутые темы и проблемы не могут оставить читателя равнодушным.

readli.net