Шедевры культуры древнего китая. ШЕДЕВРЫ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ КОЛЧАНОВА ЕКАТЕРИНА 10 А
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура древнего Китая. Шедевры трех тысячелетий. Шедевры культуры древнего китая


Шедевры китайской культуры

Разделы: МХК и ИЗО

1. Введение.

На протяжении тысячелетий на территории Китая развивалась яркая культура.

На культуру Китая повлияло отношение к природе, как к органичному целому, живущему по своим законам.

Именно природа и закономерности её развития оказались в центре творческих поисков, надолго определивших особенности развития всех без исключения видов искусств. Жизнь человека в Китае соизмерялась с жизнью природы, её циклами, ритмами, состояниями. В Греции человек был “мерой всех вещей”, а в Китае он лишь малая частица природы.

Конфуцианство и буддизм оказали влияние на китайскую культуру. Многие китайские достижения относятся к Средневековью.

Китай все страны мира превзошёл, Во всех искусствах до вершин дошёл.

2. Шедевры Китайской архитектуры.

Особенностями китайского зодчества является то, что зодчие могли найти наиболее живописное и естественное место для архитектуры. На вершине гор, высятся монастыри, в труднодоступных местах сооружены китайские храмы и пагоды, по краям дорог высятся каменные стелы, в центре шумных городов возведены роскошные дворцы императоров.

Вдоль северо-западной границы на 5 км протянулась Великая Китайская стена. Её возведение относится к 4-3 векам, завершилось в 15 в. Её назначение в том, чтобы оградить Китайское государство от набегов кочевых племён с севера. По её верху проложена дорога шириной 5-8 метров для продвижения войска. Это сооружение призвано было ограждать мощь Китайской державы.

Одно из наиболее распространённых построек стала пагода - мемориальная башня, возведённая в честь деяний великих людей.

Пагода отличается грандиозными размерами и достигает высоты 50 метров Внешний облик пагоды прост ,в нём почти не используется декоративное убранство. Отличительной чертой пагоды являются заострённые края кровли. Это облегчает здание и подчёркивает устремлённость кверху.

64 метровая пагода Даяньта (Большая пагода диких гусей) - один из лучших образцов китайского стиля в зодчестве. Название пагоды восходит к легенде о знаменитом паломнике, которому во время странствия из Индии в Китай помогли найти путь дикие гуси. Они и указали место для возведения пагоды. Даяньта на фоне обширной горной гряды, возвышается над окрестностями города Сиань - бывшей столицы китайского государства. Семь этажей отделённых друг от друга карнизами, сужаются к вершине пагоды, подчёркивая её устремлённость к небу. Вот почему издалека она производит впечатление тяжести и массивности.

Благодаря вытянутости пропорций, пагода кажется лёгкой и изящной.

Иллюзию высоты создают создают закруглённые сверху окна. В простых и прямых линиях пагоды зодчий сумел выразить возвышенный духовный порыв и величие своего времени.

Необычайным явлением в зодчестве стали буддийские пещерные храмы, расположенные в горах. Пещерный буддийский

Монастырь Юньган принадлежит к шедеврам мировой архитектуры. Почти на 2 км тянется скала высотой в 60 м., в которой на различной высоте находятся свыше 20 пещер. Некоторые из них достигают высоты 15 м. И углублены вглубь скалы на 9-10 м. Каждая из пещер посвящена определённому буддийскому богу. Внутри множество изображений скульптур и рельефов на темы буддийских сказаний и легенд. Снаружи скала украшена скульптурными памятниками, барельефами, статуями. Пещерный храм поражает своей грандиозностью.

Основной формой культовых и жилых сооружений в Китае является прямоугольный в плане павильон, главная особенность Которого резные кронштейны, поддерживающие крышу. Высокая 2-х, 3-х, 4-х скатная крыша - характерный элемент китайской Архитектуры.Внутри здание разделено на 2 или 3 нефа, а снаружи имеет галлерею со столбами, так же поддерживающими крышу.

Подобная крыша защищала от снега, дождя. Скаты крыши имели строгую изогнутую форму, её концы загибались вверх. На коньках крыши укреплялись керамические фигурки с изображением фантастических животных и драконов, а позднее подвешиапли колокольчики.

Эмблемой Китая стал Храм неба в Пекине. 2-х ярусная коническая крыша, глазурованная синей черепиц конических крыш олицетворяютей, словно ослепительная горная вершина.

Грандиозный комплекс посвящён древнейшим религиозным культам, связанным с получением урожая. В которых почитались небо и земля.Именно это обстоятельство определило своеобразие архитектурного замысла. Обнесённый стенами он включает 3 основные святыни: Круглый в плане деревянный храм Молений об урожае, храм Небесного свода и беломраморный алтарь, где приносили жертвы духам Неба. В этом архитектурном храме много символичного: квадратная в плане территортя дворца символизирует Землю,здания храмов и алтарь. Обрамлённые круглой террасой – знак Солнца, остроконечные вершины конических крыш олицетворяют

Беспрерывный круговорот движений природных стихий.Зритель медленно прходит между арок, поднимаясь по многочисленным ступеням, постепенно вживаясь в ритм ансамбля, постигая его красоту и величие.

Мировую известность приобрело садово-парковое искусство Китая.

Подлинный шедевр садово-паркового искусства – комплекс Бенхай в Пекине.

В симметричную планировку Импераорского сада включены горки, сложенные из массивных каменных глыб, бамбуковые рощицы, посадки из редкостных деревьев и кустарников.Изящны беседки и павильоны с причудливым рисунком золотых крыш по берегам во

доёма с золотыми рыбками.В названиях павильонов отражены самые важные периоды сельскохозяйственного цикла( десять тысяч осеней, Десять тысяч вёсен) - пахота и сбор урожая.Около 700 мозаичных панно, выложенных из разноцветных камешков, украшают садово-парковый комплекс. На них изображены живописные пейзажи,изысканные растения, мифологические герои, сцены из театральных и оперных постановок.

В Императорском саду находится коллекция камней самых причудливых форм, привезённых из разных уголков Китая.

Рядом с этими необычными экспонатами зимой изеленеют сосны и шумит неувядающий бамбук, а весной пышно цветут дикая слива мейхуа и бело-розовые пионы. В начале осени источает аромат коричное дерево, пленяют своей красотой хризантемы.

3. Скульптура Китая.

Скульптура всегда пользовалась популярностью в Китае.она выражала идею могущества и неограниченной власти, ещё в 3 в. до н.э., когда сложилось государство Цинь.

Во время археологических раскопок в провинции Шэньси в подземных коридорах погребальных комплексов было обнаружено 10-тысячное войско, выполненное из терракоты.Солдаты и офицеры, лучники и пехотинцы, колесничные и всадники.в натуральную величину, с полным военным снаряжением, демонстрировали могущество императора, создавшего первую китайскую державу.

Все фигуры полны экспрессии, правдоподобия и разнообразия движений.Военоначальники изображены застывшими в торжественных позах, лучники натягивают тугую тетиву, солдаты, припавшие на 1 колено, готовятся сразить невидимого врага. В раскраске вырвзилась иерархия рангов. Также были обнаружены 130 глиняных колесниц, 500 скульптурных лошадей.построенное в боевом порядке глиняное войско преданно охраняло покой своего правителя.

Погребальная пластика получила дальнейшее развитие в искусстве 7-13 вв. Погребальный ансамбль близ Сианя - столицы Китайской империи украшали скульптурные произведения, в которых воспроизведены сцены придворной жизни.Грациозные танцовшицы в ритмах танца,модницы в ярких одеждах, жонглёры и музыканты, слуги и кочевники.

Характерная особенность - связь скульптуры с буддийской религией Здесь можно увидеть страшных охранителей входа, попирающих драконов, бодтсатв-буддийских святых, монументальное изображение Будды.Одно из самых совершенных скульптур - 25 метровая статуя Будды Вайрочанны. (Владыки космического света), высеченная в горах в пещере Луньмынь.

4. Жанры Китайской живописи.

Стремление постичь через частное всеобщие законы бытия и взаимосвязь явлений составляет характерную черту китайской живописи.В основном она представлена вертикальными и горизонтальными свитками из шёлка и бумаги.вертикальные свитки развешивались по стенам и не превышали 3 м. Горизонтальные свитки предназначались для длительного рассматривания и достигали нескольких метров.Разворачивая подобный свиток зритель как бы отправлялся в путешествие.

Картины обычно писали тушью, или минеральными красками, сопровождая их каллиграфическими надписями.

Художник или цитировал поэзию или сам сочинял стихи.

Китайская живопись представлена различными жанрами: пейзажным, бытовым,портретным, историко-бытовым. Особый интерес представляют изображения типа “горы-воды”, “цветы - птицы”. Китайские художники умели выразить мысль о безграничности мира. В величественном изображении мира гор, лесов и рек можно увидеть маленькие фигурки путников.Они никуда не торопятся, просто созерцают красоту.

На горной вершине Ночую в покинутом храме. К мерцающим звёздам могу прикоснуться рукой. Боюсь разговаривать громко: Земными словами Я жителей неба Не смею тревожить покойЛи Бо. “Храм на вершине горы”.

Так выразил гармонию чловека и природы китайский поэт Ли Бо.

Пейзажная живопись Китая не отличается богатством красок. Зачастую она монохромна, но сколько в ней оттенков и сочетаний.Огромное мастерство достигли художники в передаче воздушной перспективы. Тщательно продумывается формат и композиционное решение картины.Для изображения цепи гор выбирался горизонтальный формат свитка, для гористой местности с остроконечными вершинами сосен-вертикальный.

“Нельзя давать деревьев без числа: важнее показать как стройны и милы горы. Среди скал, нависших и опасных круч хорошо бы приютить странное дерево.Далёкие горы нужно снижать и раскладывать, близким же рощам надо дать вынырнуть резко”.

В пейзажах китайских художников много символов: пара уточек символизировала семейное счастье, фазан-удачную карьеру, цветок лотоса – символ чистоты,гибкий бамбук - мудрость и противостояние жизненным невзгодам, сосна – аллегория долголетия, цветущая слива мейхуа - символ благородства и стойкости.

Одним из проникновенных художников лирического пейзажа является Го Си. Именно в изменчивости природы заключается её красота.

Изысканно проста и немногословна монохромная картина Ма Юня “Утки, скалы и мейхуа”.

Жанр портрета - один из древнейших в китайской живописи.Он известен с 5 в. до н. э., связан с культом предков. Образ поэта Ли Бо воплощён в портрете Лян Кая.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Культура древнего Китая. Шедевры трех тысячелетий

Из презентации о культуре древнего Китая вы узнаете об изобразительном и прикладном искусстве Китая, начиная со II тысячелетия до н.э. и кончая эпохами Тан и Сун. Древний и средневековый Китай дал миру шелк, порох, чай, там были изобретены компас, сейсмограф. Иглоукалывание применялось китайскими лекарями во II тысячелетии до н.э. Китайский фарфор ценился в Европе на вес золота, но секрет его изготовления строго охранялся.

Китайцы на несколько столетий раньше, чем в Европе придумали бумагу и бумажные деньги, изобрели книгопечатание. Китайские изделия из нефрита, бронзы до сих пор восхищают знатоков искусства.

 

В огромном культурном наследии Китая выделим искусство эпох Тан (618–907) и Сун (960–1279). Эти два периода называют «золотым веком» китайской культуры. О том, какое большое значение в то время  играло искусство говорит тот что даже императоры стремились стать замечательными поэтами, художниками, каллиграфами, а сделать карьеру при дворе было невозможно, если чиновник не владел этими умениями.

Давайте посмотрим, что дал Китай миру в эпоху Тан.

В VII веке было изобретено ксилографическое книгопечатание, при котором текст вырезался на дереве, а потом делались оттиски на бумаге. Первой точно датированной печатной книгой была «Алмазная сутра», отпечатанная в 868 году.

Перая ксилографическая книга

В VII в. Сунь Сымяо написал «Сочинение о пилюлях бессмертия», где содержится самый ранний известный рецепт пороха. Он был великим врачом, его книга «Тысяча золотых рецептов» переиздается до сих пор.  Он много писал о правильном питании. Среди его наблюдений были такие:

Если ешь много кислого, то разрушается селезёнка.Если ешь много горького, то разрушаются лёгкие.Если ешь много острого, то разрушается печень.Если ешь много солёного, то разрушается сердце.Если ешь много сладкого, то разрушаются почки.

Говорят, следуя своим рецептам, он прожил в добром здравии больше 100 лет. Как и многие средневековые врачи, он искал эликсир бессмертия. Для этого Сунь Сымяо однажды смешал порох и селитру, добавив рожковое дерево. В трактате «Главные наставления по канону эликсира высшей чистоты» он описал сильную вспышку пламени, которая при этом произошла.

Сунь Сымяо порох

Для врача это был неудачный опыт, но в 808 г. алхимик Цин Сюйцзы получил смесь из серы, селитры, древесного угля. Он назвал эту смесь «хояо», что значило одновременно и «огонь» и «лекарственное средство». Использовать стали эту смесь для фейерверков. И лишь во 2-й половине XI века китайцы  начали использовать закрытые с одного конца трубки , в которые закладывался порох и стрела.

В VI -VII веках люди научились делать фарфор высокого качества. Китайцы предъявляли к нему высокие требования, они считали, что он должен быть голубым, как небо, омытое дождем.  Допускался также белый и зеленый цвет. А еще они писали: «Он должен быть звонким, будто гонг,  прозрачным как стекло и иметь толщину не более бумажного листа». Впрочем, это бкдит немного позднее. Вот немногие дошедшие до нам изделия той эпохи.

посуда эпохи Тан

В 652 году была построена Большая пагода Диких гусей  в Сиане — одна из самых известных буддийских пагод в Китае. Она построена под влиянием индийской архитектуры, что неудивительно, ведь в ней должны были храниться буддийские книги, привезенные из Индии. Местная легенда говорит, что «однажды мимо здешних мест пролетала стая больших диких гусей, один из них упал с неба и умер.  Они решили, что мертвый гусь – это Будда, похоронили птицу, а на месте возвели пагоду.

Храм Диких гусей

В эпоху Тан жил великий живописец, поэт, каллиграф, музыкант Ван Вэй. Его жизнь полна взлетов и падений, он занимал высочайшие посты и попадал в опалу.  А потом поселился в горах и до смерти вел жизнь отшельника. Он писал стихи, в которых нет действия, а лишь глубокое созерцание природы.

Ван Вэй Река Янцзы в снегу

Ван Вэй считается основателем монохромной пейзажной живописи. Он писал только тушью, создавая множество оттенков — от жемчужного до почти черного. Работ художника не сохранилось, мы имеем о них представление по копиям.

ван вэй

В конце эпохи Тан возник особый жанр живописи, получивший название «цветы-птицы». В этом жанре соединялся реализм и символизм. Так, сосна — символ долголетия, лотос — чистоты. Две дремлющие уточки в камышах —  символы любви, а сочетание бамбука, дикой сливы и сосны означают стойкость и верную дружбу.

Живопись птиц и цветов

Причем, определенному цветку соответствует конкретная птица. Феникс, павлин, петух и фазан, изображаются вместе с пионом; ласточка — с ивой; перепела и куропатки изображаются вместе с просом; аист вместе с  сосной, олень, марал  символизируют удачную карьеру и связанное с ней благополучие. Одним из самых излюбленных образов китайской живописи был бамбук. Его часто писали художники в годы бедствий, ведь образ этого гнущегося, но не ломающегося растения — символ стойкости.

бамбук символ стойкости

История  китайской династии Сун началась в 960 году, когда командующий гвардией Чжао Куанъинь захватил трон в королевстве  Чжоу.  Постепенно оно объединило вокруг себя весь Китай.  В это время ремесленник Би Шэн (990—1051), придумал подвижные литеры из глины. из которых стали набирать текст. Так  Китае возникло книгопечатание на 400 лет раньше, чем в Европе.

Би Шэн

Тогда же возник театр, при дворах императоров создавались музеи. В конце Х века появилась первая в мире Академия живописи.  Занятие искусством было настолько престижным, что им занимались не только высшие чиновники, но и императоры. Так, император Хуэй-цзун был мастером чайной церемонии, каллиграфом, художником, правда, при этом запустил государственные дела, попал в плен и остаток жизни провел в изгнании. Вот одна из его картин.

Император Хуэйцзун

Эпохи династий Тан и Сун — время развития китайской пейзажной живописи.  В ней отразились представления китайцев о природе. Китайцы — народ, который с древних пор жил в гармонии с природой. Там, где европейцы преодолевали природу, китайцы следовали ей. По древним преданиям, один правитель, которому предложили отвести от дворца русло реки, угрожавшей подмыть его, сказал: «Я слыхал, что в древности те, кто способствовал процветанию народов, не разрушал горы, не останавливал реки, не углублял озера». Природа для китайцев священна. Все вещи в мире пронизаны энергией ЦИ. Именно она породила небо, землю и два начала: инь и ян, о чем писалось еще в «Книге перемен»  Инь и ян одинаково важны, нарушение баланса грозит болезнями и другими бедами.

Инь и Ян

Эти представления отразились в китайском искусстве. Горы считались олицетворением мужской силы- ян, а воды- женской- инь. Поэтому жанр живописи «Горы и воды»- это не то, что наш пейзаж.

горы и воды

Горы обожествлялись, потому что именно там проходило наибольшее количество энергии янь. Считалось, что именно там лучше всего хоронить умерших, ведь проходя через их могилу янь давала силы всему роду. Но и без воды — инь, жизнь невозможна. Более подробно о жанрах китайской живописи смотрите в презентации.

 

 

 

 

 

natalya-telezhinskaya.ru

Художественная культура Китая - Искусство (I часть) - Каталог файлов

Художественная культура Китая

На культуру Китая существенным образом повлияло отношение к природе как к органичному целому, живущему по своим законам. Жизнь человека постоянно соизмерялась с жизнью природы, ее циклами, ритмами и состояниями. В отличие, например, от Греции, где человек был «мерой всех вещей», в китайском искусстве он представлял лишь малую частицу природы.

Значительное влияние на развитие китайской культуры оказали мифологические представления об устройстве мира, согласно которым над Вселенной господствует круглое безграничное небо, под ним простирается квадратная земля, а в центре нее и расположен Китай — Поднебесная (или Срединная) империя. Немалую роль в восприятии окружающего мира сыграли и религиозно-философские учения, в первую очередь конфуцианство, даосизм и буддизм. В VII—VIII вв. в Китае начал распространяться ислам, а позднее сюда проникли и христианские вероучения (католичество, протестантизм, православие).

Китайская цивилизация одна из самых древних на Земле. В своем развитии она прошла огромный временной период, начиная с IV тыс. до н. э. до настоящего времени. Многие выдающиеся художественные достижения Китая относятся к Средневековью, которое здесь продолжалось гораздо дольше, чем в европейских странах (с конца III в. до середины XIX в.). Именно это время совпало с расцветом духовного и культурного подъема Китая. Полнее и ярче особенности средневекового китайского искусства проявились во время правления могущественных династий Мин (1368—1644) и Цин (1644—1911).

Важнейшими достижениями китайской цивилизации стали изобретения бумаги, шелка, туши, пороха, компаса. Всемирно известен китайский фарфор. Характерной особенностью произведений китайского искусства являются декоративность, подчеркнутая орнаментальность, использование каллиграфии, тщательная проработка деталей, тонкое понимание природных форм. Излюбленные мотивы орнаментов — драконы, птицы, цветы, облака, геометрические фигуры — имеют ярко выраженное символическое значение. Изображение дракона традиционно воспринимается как воплощение мудрости, доброты и миролюбия. Дракон с пятью когтями — символ императорской власти, птица феникс — символ красоты, силы и высшего блаженства.

Китайская художественная культура достигла успехов во всех видах искусства, не случайно узбекский поэт Алишер Навои (1441 —1501) писал:

Китай все страны мира превзошел,

Во всех искусствах до вершин дошел.

Шедевры архитектуры

Секрет необычного впечатления, которое производит китайское зодчество, заключается в искусном, тщательно продуманном расположении зданий на фоне природы, в умении найти для них наиболее живописное и в то же время естественное место. На вершинах гор, поросших лесом, высятся величественные монастыри, в труднодоступных местах сооружены пещерные храмы и пагоды, по краям проезжих дорог стоят каменные стелы, в центре шумных городов возведены роскошные дворцовые комплексы императоров. В целом для китайской архитектуры свойственны монументальность, ясная гармония, спокойствие и величие форм.

По неприступным вершинам гор на севере Китая, вдоль всей его северо-западной границы, на 5 тыс. км протянулась Великая Китайская стена. До сих пор поражает ее величественная простота, воедино слитая с могучей и суровой природой севера Китая. По грандиозности и масштабу сравнить ее можно лишь с древними египетскими пирамидами. Образуя причудливые изгибы, светлой полосой она уходит в бесконечную даль горизонта.

Возведение Великой Китайской стены началось в IV—III вв. до н. э., а завершилось к XV в. Ее основное назначение заключалось в том, чтобы оградить Китайское государство от набегов кочевых племен с севера. Вот почему по

ее верху проложена дорога шириной в 5—8 м, по которой могли передвигаться войска. Через каждые 100—150 м по всей длине стены располагались массивные прямоугольные башни, с которых передавались световые сигналы в случае приближения противника. Это грандиозное архитектурное сооружение, органично вписанное в природный ландшафт, призвано было олицетворять мощь великой Китайской державы.

Своеобразным явлением в китайском зодчестве стали буддийские пещерные храмы, расположенные в труднодоступных горах. По грандиозности замысла и величию его воплощения пещерный буддийский монастырь Юньган принадлежит к шедеврам мировой архитектуры. Почти на 2 км тянется скала высотой в 60 м, в которой на различной высоте находится свыше 20 пещер. Некоторые из них достигают высоты 15 м и удалены в глубь скалы на 9—10 м. Каждая из пещер посвящена определенному буддийскому божеству. Внутри они заполнены множеством скульптурных изображений святых и рельефами на темы буддийских сказаний и легенд. Снаружи скала украшена барельефами и колоссальными статуями Будды, запечатленного в состоянии самоуглубленности и покоя. Не случайно один из китайских поэтов сказал, что «сами камни возведены здесь в сан Будды». Пещерный храм Юньган поражает своей протяженностью и грандиозностью, он производит неизгладимое впечатление на верующих паломников.

Одной из наиболее распространенных построек, восходящей к индийским храмам, стала пагода — мемориальная башня, возведенная в честь деяний знаменитых людей. Пагода отличается грандиозными размерами и достигает высоты 50 м. Она изумительно вписана в природу и в то же время противостоит холмистой и лесистой местности, где ее обычно возводят. Облик пагоды удивительно прост, в нем почти не используется декоративное убранство. Отличительной чертой являются слегка приподнятые кверху заостренные края кровли, что подчеркивает устремленность здания вверх. (Считалось, что именно такая форма надежно защищает от злых духов.) Поражают ее математически точно выверенные, соразмерные пропорции.

Строгая, почти лишенная украшений 64-метровая пагода Даяньта (или Большая Пагода Диких Гусей) — один из лучших образцов китайского стиля в зодчестве. Название пагоды восходит к легенде о знаменитом паломнике, которому во время странствия из Индии в Китай помогли найти путь дикие гуси. Они и указали место для возведения пагоды. Расположенная на фоне обширной горной гряды, Даяньта торжественно возвышается над окрестностями города Сиань — бывшей столицы Китайского государства. Издалека открывается взору путников ее простая и величественная композиция. Семь этажей, отделенных друг от друга карнизами, сужаются к вершине пагоды. Вот почему издали она не производит впечатление тяжелой и массивной. Напротив, благодаря вытянутости пропорций, пагода кажется легкой и изящной. Иллюзию высоты еще в большей степени создают закругленные сверху окна, расположенные в центре каждого яруса. В простых и прямых линиях, повторяющихся объемах пагоды зодчий сумел выразить возвышенный духовный порыв и величие своего времени.

Основной формой жилых и культовых зданий в Китае является прямоугольный в плане деревянный павильон, особенность которого — большие резные кронштейны, поддерживающие крышу. Внутри здание разделено на два или три нефа, а снаружи имеет обходную галерею со столбами, также поддерживающими крышу. Высокая, двух- или четырехскатная крыша — характерный элемент китайской архитектуры. Подобная крыша не только защищала здание от дождя и снега, но и служила его декоративно-художественным украшением. Скаты крыши имели сложную изогнутую форму, ее концы на углах загибались вверх. На коньках крыши и ее ребрах укреплялись керамические фигурки с изображениями фантастических животных и драконов, а позднее к краям кровли стали подвешивать колокольчики, которые мелодично звенели от малейшего дуновения ветра.

Нашествие моголов в XIII—XIV вв. нанесло сокрушительный удар по культуре Китая. Лишь в XV— XVIII вв., когда на смену чужеземцам к власти пришла династия Мин, начали складываться более благоприятные условия для развития архитектуры, занявшей к тому времени лидирующее положение среди других искусств. Тогда были возведены крупные города (Пекин, Нанкин), сооружены замечательные дворцы и храмовые ансамбли. В 1421 г. из Нанкина в Пекин была перенесена столица, где началось грандиозное строительство. Крупнейшим сооружением этого времени стал дворцовый ансамбль в Запретном городе. Старый Пекин был разделен на Внутренний (Северный) и Внешний (Южный) город. Во Внутреннем городе жили император и члены его семьи, приближенные. Вся его территория, находящаяся за крепостной стеной, представляла собой чудесный садово-парковый ансамбль с искусственными речушками, каналами, а также расположенными на островах павильонами и беседками. В дворцовый ансамбль входили тронные залы (например, Тайхедянь — зал Высшей Гармонии), парадные покои, театры, отличающиеся нарядностью и торжественностью убранства, благородством и простотой форм. Все постройки были призваны прославлять величие и мощь императора, наделенного безграничной властью, утверждать идею его божественного происхождения.

Замечательным шедевром, ставшим эмблемой Китая, был Храм Неба, построенный вдали от городской суеты во Внешнем городе в 1420 г., а затем неоднократно перестраивавшийся. Дважды в год император покидал свой дворец и отправлялся сюда на богослужение. В яркий солнечный день величественный, открывающийся с горы общий вид на храм Неба напоминает золотое мерцающее море, ритм которого передают словно летящие, изогнутые кровли крыш.

В своих величавых формах он воплотил древние символические образы и мифологические представления о многоярусном строении Вселенной. Грандиозный комплекс был посвящен древнейшим религиозным культам, связанным с получением урожая, в которых почитались Небо и Земля. Именно это обстоятельство определило своеобразие архитектурного замысла. Обнесенный стенами комплекс включает три основные святыни: круглый в плане деревянный храм Молений об урожае, храм Небесного свода и беломраморный алтарь, где приносили жертвы духам Неба. В этом архитектурном ансамбле много символичного: квадратная территория дворца обозначает Землю, здания храмов и алтарь, обрамленные круглой террасой, — Солнце, остроконечные вершины конических крыш — беспрерывный круговорот движения природных стихий.

Изобразительное искусство

Характерной особенностью китайской скульптуры, всегда пользовавшейся особой популярностью, являлась ее теснейшая связь с буддийской религией. Вот почему значительная часть произведений пластики сохранилась именно в буддийских храмах. Здесь можно увидеть свирепых охранителей входа, отталкивающих драконов, буддийских святых — бодисатв, но главное внимание привлекают монументальные изображения самого Будды.

Одной из совершеннейших скульптур является 25-метровая статуя Будды Вайрочаны (Владыки Космического Света), высеченная высоко в горах в пещерном монастыре Лунмэнь. Неподвижно сидит он в величественной позе, слегка прикрыв большие миндалевидные глаза. Его спокойное, бесстрастное лицо выражает представление о человеческом достоинстве и духовной силе. Огромные нимбы кругами расходятся по стене вокруг головы, подчеркивая возвышенную и божественную красоту Будды. Уродливые и страшные фигуры воинов-охранителей, отпугивающих от него злые силы, контрастируют с классическим благородством его лица и фигуры. Эта гигантская статуя до сих пор воспринимается как величественный символ буддийской религии.

В Древнем Китае, как и в Египте, существовал обычай при захоронении класть в могилу императоров и богатых аристократов все, что окружало их в земной жизни: слуг, домашних животных, утварь. Так, во время археологических раскопок в провинции Шэньси в подземных коридорах погребальных комплексов было обнаружено 10-тысячное войско, выполненное из терракоты. Солдаты и офицеры, лучники, пехотинцы и всадники в натуральную величину, с полным военным снаряжением, демонстрировали могущество императора, создавшего первую централизованную китайскую державу. Вероятно, эта многочисленная армия должна была охранять могилу императора от грабителей и защищать его в царстве смерти.

Все фигуры полны экспрессии, отличаются удивительным правдоподобием и разнообразием движений. Военачальники изображены застывшими в торжественных и напряженных позах, лучники натягивают тугую тетиву, солдаты, припавшие на одно колено, готовятся сразить невидимого врага. В раскраске фигур воинов проявилось их строжайшее разграничение по рангам. Здесь также было обнаружено более 130 глиняных колесниц и 500 скульптур лошадей. Построенное в боевом порядке терракотовое войско преданно охраняло покой своего правителя.

Блестящего расцвета достигла средневековая китайская живопись. С необычайной убедительностью китайские мастера сумели воплотить поэтическую красоту природы, свои представления о совершенной гармонии и величии Вселенной. В своих работах они передали не только собственные личные впечатления, но и жизненную философию китайских мудрецов. Стремление через частное и единичное постичь всеобщие законы бытия и взаимосвязь явлений составляет характерную черту китайской живописи и графики.

Китайские художники очень тщательно продумывали формат и композиционное решение произведений. Например, для изображения цепи гор выбирался горизонтальный формат свитка, позволявший вместить бесконечный поток зрительных впечатлений. Для гористой местности, поросшей остроконечными верхушками сосен, — вертикальный, дававший возможность передать большое пространство. Известный поэт и живописец VIII в. Ван Вэй в трактате «Тайное откровение науки живописца» советовал начинающим художникам: «Нельзя давать деревья без числа: важнее показать, как стройны, милы горы»; «Среди скал, нависших и опасных круч хорошо бы приютить странное дерево»; «Далекие горы нужно снижать и раскладывать; близким же рощам надо скорее дать вынырнуть резко».

Вертикальные свитки из шелка или бумаги развешивались по стенам и не превышали 3 м. Горизонтальные свитки с изображением пейзажей, жанровых сцен и городских видов, порой достигающие нескольких десятков метров, предназначались для неторопливого рассматривания. Медленно разворачивая подобный свиток, зритель как будто читал длинную книгу путешествий. Весь композиционный строй произведения был рассчитан на то, чтобы человек ощутил себя мельчайшей частичкой мироздания.

Картины обычно писали тушью или минеральными красками, сопровождая их каллиграфическими надписями. Художник или цитировал классические стихи, или сам сочинял их. Органическое слияние поэзии и живописи было отмечено одним из китайских критиков еще в IX в.: «Когда они не могли выразить свою мысль живописью, они писали иероглифы, когда они не могли выразить свою мысль через письменность, они писали картины». Сближение живописи и поэзии было настолько сильно и органично, что порой трудно провести между ними грань.

В VII—XIII вв. живопись завоевала ведущее место среди других видов искусства. Традиционно в ней выделяли пейзажный, портретный и историко-бытовой жанры. Особый интерес представляет пейзаж, в котором различают изображения «горы— воды» и «цветы—птицы». Характерно, что китайские художники передавали не столько очертания гор, деревьев, сколько умели выразить мысль о безграничности окружающего мира. Открывая перед зрителем широкую панораму, художник предоставлял зрителю возможность самостоятельно исследовать изображенное с разных точек зрения. В величественном мире гор, лесов и рек можно увидеть маленькие фигурки одного-двух путников. Они никуда не торопятся, они просто созерцают первозданную красоту. Стоя на мостике, переброшенном через бурную реку, можно любоваться закатом или восходом солнца, прислушиваться к мерному течению воды или глухому шелесту листвы деревьев.

Начиная с VIII в., сложились различные манеры письма: тщательная, фиксирующая мельчайшие детали, и свободная, эскизная, имеющая незавершенный характер, предоставляющая возможность зрителю самостоятельно додумать то, что изобразил художник.

Пейзажная живопись Китая не отличается богатством и разнообразием красок. Зачастую она монохромна (одноцветна), но сколько в ней едва уловимых оттенков и сочетаний! Мастерство нюансировки позволяло создавать впечатление воздушной перспективы, отдаленности или приближения предметов, движения и покоя. Художникам блестяще удавалось воссоздать воздушное пространство, окутанное туманными облаками, пронизанное порывистым холодным ветром или залитое яркими солнечными лучами. Ощущение простора создавалось ритмом повторов, туманной дымкой, смягчающей очертания предметов.

Китайский пейзаж никогда не был точной копией какой-либо местности, в нем обобщались многолетние наблюдения над характерными приметами ландшафта. В пейзажах много символов, зачастую непонятных европейцу. Пара уточек символизировала семейное счастье, фазан — удачную карьеру, прекрасный цветок лотоса — чистоту, гибкий и полый внутри бамбук — мудрость и противостояние жизненным невзгодам, вечнозеленая сосна — долголетие, цветущая слива мейхуа — благородство и стойкость.

Одним из самых проникновенных художников лирического пейзажа является Го Си (ок. 1020—1090). Его живописные произведения отличает тонкое знание жизни природы, особым образом влияющей на мир чувств и переживаний человека. Именно в изменчивости, по его мнению, заключается красота и величие природы. Монохромные пейзажи Го Си, построенные на сочетании четких линий и расплывшихся пятен, сыграли существенную роль в развитии традиционной китайской живописи.

Китайские художники искали разные способы изображения природы. Кроме пейзажей «горы—воды» широкое распространение получил жанр «цветы—птицы». Особое место среди растений занимали орхидея, дикая слива мейхуа, бамбук и хризантемы, сопровождаемые поэтичными каллиграфическими надписями. Символом китайской живописи стал амейхуа, розово-белые цветы которой раскрываются, когда повсюду еще лежит снег.

В пору, когда еще тихо

Дремлет природа под снегом,

Вести приходят из сада,

Первые вести весны.

Там мейхуа пробудилась:

По воскрешенным побегам —

Россыпи розовой яшмы

 С солнечной стороны...

Так поэтесса Ли Цинчжао (XI—XII вв.) описывала эти первые весенние цветы. В изображении безмолвной жизни цветов художники избегали ярких красок. Цветы, по их мнению, прекрасны своей слегка поблекшей красотой, приглушенными тонами.

Изысканно проста и немногословна монохромная картина Ма Юаня (1190—1224) «Утки, скала и мейхуа». Стайка очаровательных уток ныряет в тихой заводи около скалы, в расселинах которой распустились нежные цветы мейхуа. Скупыми живописными средствами художнику удалось передать радостное ощущение весеннего дня и безмятежного покоя. В неприметном и малом он мастерски запечатлел полную очарования жизнь природы.

Жанр портрета — один из древнейших в китайской живописи. Он известен еще с V в. до н. э. и связан, как и в Древнем Риме, с культом предков. Написать портрет для китайского художника означало «выразить душу», «писать образ», «писать истинную природу человека». Наиболее популярны были изображения буддийских святых, исторических и государственных деятелей, знаменитых людей.

Образ поэта Ли Бо воплощен в монохромном портрете художника Лян Кая (XIII в.). «Совершенство стихов» и «свободная мысль» отмечали поэта, особо ценившего простоту и искренность чувств. Портрет Ли Бо — это обобщенный образ-символ, где видимое сходство уступает место передаче духовной атмосферы, творческого настроения. На картине он изображен в момент поэтического вдохновения. Это, скорее, этюд, выполненный в однотонных, пульсирующих ритмических линиях. Ли Бо изображен во весь рост в профиль. Фигура спрятана в длинных складках и широких рукавах одежды, голова слегка приподнята. Создается впечатление, что художник передает силуэт единым движением кисти, точно так же, как пишут иероглиф. Фон свитка остается незаполненным, а поэтому кажется, что Ли Бо навсегда уходит в пространство необъятного мира.

Свои впечатления от произведений мастеров китайской живописи, очень точно передающие их своеобразие, выразил поэт К. Д. Бальмонт (1867— 1942) в стихотворении «Великое Ничто»:

...Люблю однообразную мечту

В созданиях художников Китая,

Застывшую, как иней, красоту,

Как иней снов, что искрится, не тая.

Симметрия — их основной закон.

Они рисуют даль — как восхожденье,

И сладко мне, что страшный их дракон —

Не адский дух, а символ наслажденья.

А дивная утонченность тонов,

Дробящихся в различии согласном,

Проникновенье в таинство основ,

Лазурь в лазури, красное на красном!

А равнодушье к образу людей,

Пристрастье к разновидностям звериным,

Сплетенье в строгий узел всех страстей,

Огонь ума, скользящий по картинам!..

В конце XVIII—XIX в. средневековая китайская живопись пришла в упадок. Хотя в творчестве некоторых мастеров продолжали развиваться лучшие традиции, но стремление к вычурности, причудливости форм, излишняя перегруженность декоративным орнаментом стали характерными чертами изобразительного искусства.

 Вопросы и задания

1.   В чем заключается своеобразие китайского зодчества? Как устроен и выглядит Запретный город в Пекине? Опишите самые значительные памятники архитектуры Китая.

2.   Рассмотрите пагоду Сунъюэсы. Что вы можете сказать об ее архитектурном облике? Чем она отличается от известной вам пагоды Даяньта в Сиане?

3.   Расскажите о скульптурных произведениях китайского искусства. Чем можно объяснить стремление китайских скульпторов к монументальности воплощения художественных образов?

4.   Что вам известно о художественном своеобразии и жанровых особенностях китайской живописи? Почему так часто художники обращались к изображению жизни окружающей природы? Какие характерные особенности китайской живописи привлекли внимание поэта К. Д. Бальмонта?

 

Творческая мастерская

1.   Средствами компьютерной графики создайте силуэты китайских пагод (павильонов, беседок). Какие особенности архитектуры вы постараетесь передать в первую очередь? Почему?

2.   Попробуйте нарисовать пейзажи в традиционных жанрах китайской живописи («горы—воды», «цветы— птицы»).

3.   Подготовьте экспозицию выставки на тему «Китай в творчестве европейских поэтов, художников и музыкантов». Используйте для этих целей очерки русского писателя И. А. Гончарова «Фрегат “Паллада”», поэтические книги Н. С. Гумилева «Фарфоровый павильон», «Путешествие в Китай» и «Китайская девушка».

4.   В XVII в. в искусстве Западной Европы получил развитие стиль шинуазри (от фр. «китайщина», «китайская безделушка»). Мода на китайское искусство укрепилась на долгое время и у нас в России (Большой дворец в Петергофе, Китайский дворец в Ораниенбауме). Назовите общие стилевые черты в произведениях русского (западноевропейского) и традиционного искусства Китая.

5.   Составьте антологию лучших произведений китайской лирики. Подберите к стихотворным текстам соответствующие их настроению пейзажи известных вам художников и графиков.

 

Темы проектов, рефератов или сообщении

«Шедевры китайской архитектуры»; «Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в Храме Неба в Пекине»; «Скульптурные шедевры Китая»; «Основные жанры китайской живописи»; «Единство слова, знака и изображения в китайской живописи»; «Отражение китайской традиционной культуры в искусстве народов мира»; «Искусство Пекинской музыкальной драмы»; «Антология китайской лирики»; «Путешествие по Запретному городу Пекина»; «Космологизм как основа китайской традиционной культуры»; «Культ природы в произведениях китайской живописи»; «Выдающиеся достижения китайской художественной культуры»; «Образы и символы китайского искусства»; «Китайские мотивы в архитектуре Петергофа и Ораниенбаума»; «Китайский стиль в изобразительном искусстве России (Западной Европы)».

Книги для дополнительного чтения

Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972.

Виноградова Н. А., Николаева Н. С. Искусство стран Дальнего Востока: малая история искусств. М., 1980.

Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1986.

Искусство стран Востока: книга для учащихся старших классов / под ред. Р. С. Васильевского. М., 1986.

Каптерева Т. П., Виноградова Н. А. Искусство средневекового Востока. М., 1989.

Китай: Традиции и современность. М., 1976.

Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / вст. статья и комм. В. В. Малявина. М., 2004.

Малявин В. В. Китай в XVI—XVII веках: Традиции и культура. М., 1995.

 

 

 

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

 

 

sghistoryspb.ucoz.com

ШЕДЕВРЫ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ КОЛЧАНОВА ЕКАТЕРИНА 10 А

ШЕДЕВРЫ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ КОЛЧАНОВА ЕКАТЕРИНА 10 «А»

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ Китайская культура является одной из древнейших. Она самобытна и неповторима. В отличие от индийской она более рациональна, обращена к ценностям реальной земной жизни. Вторая характерная ее черта — это исключительная, огромная и определяющая роль традиций, обычаев у ритуалов и церемонии. Еще одна особенность китайской культуры связана с религией и отношением к природе. Как и в других религиях, в китайских верованиях обожествляются прежде всего силы природы.

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА Как мы знаем, что довольно часто Китай ассоциируется у многих из нас с такими понятиями, как «самое» . В частности это и самое большое количество населения на нашей Планете и самая большая в мире крепостная стена – Китайская, без которой не обходится ни одно описание Китая. Простояв не одну сотню лет, на сегодняшний день Великая китайская стена, бесспорно, относиться, к одной из наиболее признанной достопримечательности стран Азии и практически невозможно встретить путешественника, который посещая Поднебесную, не удосужился посетить.

БОЛЬШАЯ ПАГОДА ДИКИХ ГУСЕЙ Построенная в эпоху тан, большая пагода диких гусей является одной из самых древних. Красота ее заключается не в резных фигурках или яркой эмали, а в простоте пропорций и математической точности. Пагода обладает идеальной по фэн-шуй форме для помещений в виде квадрата, которая была очень характера для самой эпохи тан. Ярусы обладают удивительной гармоничностью и привлекательностью, равномерно уменьшаясь к вершине, что позволяет башне, словно уходить в небо, все выше и выше. Само название пагоды исходит из древней легенды, связанной с Буддой, который в период его пребывания в этих местах сумел побороть желание полакомиться мясом красивых диких гусей.

ХРАМ НЕБА Это пожалуй одно из немногих культовых сооружений Поднебесной, которое имеет круглую форму. А причина такого отступления от буддийских канонов заключается в том, что храмовый комплекс, будучи посвященным Небу, должен был соответствовать и его форме. И так как, по древнекитайским представлениям, небо имело округлую форму, то и сам храм должен был соответствовать этому представлению. Помимо этого стоит отметить, что остальные достопримечательности Азии в Китае, относящиеся к культовым сооружениям, не имели такого статуса почитания, как Храм Неба. Ведь если в иные культовые сооружения Китая имели доступ многочисленные придворные императора, здесь ежегодные ритуалы посвященные Небу проводились только в присутствии императорской семьи и монахов, которые прислуживали в этом храме. Такого рода табу многие исследователи древнего Китая объясняют тем обстоятельством, что согласно установленным канонам император Китая приравнивался к сыну Неба.

http: //www. grandars. ru/college/sociologiya/kultura-drevnegokitaya. html http: //set-travel. com/ru/asia/attractions/item/8959 -khram-neba -khuantsyu http: //xn--i 1 abbnckbmcl 9 fb. xn-p 1 ai/%D 1%81%D 1%82%D 0%B 0%D 1%82%D 1%8 C%D 0%B 8/64 3517/

present5.com

Художественная культура Китая - Мои файлы - Каталог файлов

Художественная культура Китая

На культуру Китая существенным образом повлияло отношение к природе как к органичному целому, живущему по своим законам. Жизнь человека постоянно соизмерялась с жизнью природы, ее циклами, ритмами и состояниями. В отличие, например, от Греции, где человек был «мерой всех вещей», в китайском искусстве он представлял лишь малую частицу природы.

Значительное влияние на развитие китайской культуры оказали мифологические представления об устройстве мира, согласно которым над Вселенной господствует круглое безграничное небо, под ним простирается квадратная земля, а в центре нее и расположен Китай — Поднебесная (или Срединная) империя. Немалую роль в восприятии окружающего мира сыграли и религиозно-философские учения, в первую очередь конфуцианство, даосизм и буддизм. В VII—VIII вв. в Китае начал распространяться ислам, а позднее сюда проникли и христианские вероучения (католичество, протестантизм, православие).

Китайская цивилизация одна из самых древних на Земле. В своем развитии она прошла огромный временной период, начиная с IV тыс. до н. э. до настоящего времени. Многие выдающиеся художественные достижения Китая относятся к Средневековью, которое здесь продолжалось гораздо дольше, чем в европейских странах (с конца III в. до середины XIX в.). Именно это время совпало с расцветом духовного и культурного подъема Китая. Полнее и ярче особенности средневекового китайского искусства проявились во время правления могущественных династий Мин (1368—1644) и Цин (1644—1911).

Важнейшими достижениями китайской цивилизации стали изобретения бумаги, шелка, туши, пороха, компаса. Всемирно известен китайский фарфор. Характерной особенностью произведений китайского искусства являются декоративность, подчеркнутая орнаментальность, использование каллиграфии, тщательная проработка деталей, тонкое понимание природных форм. Излюбленные мотивы орнаментов — драконы, птицы, цветы, облака, геометрические фигуры — имеют ярко выраженное символическое значение. Изображение дракона традиционно воспринимается как воплощение мудрости, доброты и миролюбия. Дракон с пятью когтями — символ императорской власти, птица феникс — символ красоты, силы и высшего блаженства.

Китайская художественная культура достигла успехов во всех видах искусства, не случайно узбекский поэт Алишер Навои (1441 —1501) писал:

Китай все страны мира превзошел,

Во всех искусствах до вершин дошел.

                                 Шедевры архитектуры

Секрет необычного впечатления, которое производит китайское зодчество, заключается в искусном, тщательно продуманном расположении зданий на фоне природы, в умении найти для них наиболее живописное и в то же время естественное место. На вершинах гор, поросших лесом, высятся величественные монастыри, в труднодоступных местах сооружены пещерные храмы и пагоды, по краям проезжих дорог стоят каменные стелы, в центре шумных городов возведены роскошные дворцовые комплексы императоров. В целом для китайской архитектуры свойственны монументальность, ясная гармония, спокойствие и величие форм.

По неприступным вершинам гор на севере Китая, вдоль всей его северо-западной границы, на 5 тыс. км протянулась Великая Китайская стена. До сих пор поражает ее величественная простота, воедино слитая с могучей и суровой природой севера Китая. По грандиозности и масштабу сравнить ее можно лишь с древними египетскими пирамидами. Образуя причудливые изгибы, светлой полосой она уходит в бесконечную даль горизонта.

Возведение Великой Китайской стены началось в IV—III вв. до н. э., а завершилось к XV в. Ее основное назначение заключалось в том, чтобы оградить Китайское государство от набегов кочевых племен с севера. Вот почему по

ее верху проложена дорога шириной в 5—8 м, по которой могли передвигаться войска. Через каждые 100—150 м по всей длине стены располагались массивные прямоугольные башни, с которых передавались световые сигналы в случае приближения противника. Это грандиозное архитектурное сооружение, органично вписанное в природный ландшафт, призвано было олицетворять мощь великой Китайской державы.

Своеобразным явлением в китайском зодчестве стали буддийские пещерные храмы, расположенные в труднодоступных горах. По грандиозности замысла и величию его воплощения пещерный буддийский монастырь Юньган принадлежит к шедеврам мировой архитектуры. Почти на 2 км тянется скала высотой в 60 м, в которой на различной высоте находится свыше 20 пещер. Некоторые из них достигают высоты 15 м и удалены в глубь скалы на 9—10 м. Каждая из пещер посвящена определенному буддийскому божеству. Внутри они заполнены множеством скульптурных изображений святых и рельефами на темы буддийских сказаний и легенд. Снаружи скала украшена барельефами и колоссальными статуями Будды, запечатленного в состоянии самоуглубленности и покоя. Не случайно один из китайских поэтов сказал, что «сами камни возведены здесь в сан Будды». Пещерный храм Юньган поражает своей протяженностью и грандиозностью, он производит неизгладимое впечатление на верующих паломников.

Одной из наиболее распространенных построек, восходящей к индийским храмам, стала пагода — мемориальная башня, возведенная в честь деяний знаменитых людей. Пагода отличается грандиозными размерами и достигает высоты 50 м. Она изумительно вписана в природу и в то же время противостоит холмистой и лесистой местности, где ее обычно возводят. Облик пагоды удивительно прост, в нем почти не используется декоративное убранство. Отличительной чертой являются слегка приподнятые кверху заостренные края кровли, что подчеркивает устремленность здания вверх. (Считалось, что именно такая форма надежно защищает от злых духов.) Поражают ее математически точно выверенные, соразмерные пропорции.

Строгая, почти лишенная украшений 64-метровая пагода Даяньта (или Большая Пагода Диких Гусей) — один из лучших образцов китайского стиля в зодчестве. Название пагоды восходит к легенде о знаменитом паломнике, которому во время странствия из Индии в Китай помогли найти путь дикие гуси. Они и указали место для возведения пагоды. Расположенная на фоне обширной горной гряды, Даяньта торжественно возвышается над окрестностями города Сиань — бывшей столицы Китайского государства. Издалека открывается взору путников ее простая и величественная композиция. Семь этажей, отделенных друг от друга карнизами, сужаются к вершине пагоды. Вот почему издали она не производит впечатление тяжелой и массивной. Напротив, благодаря вытянутости пропорций, пагода кажется легкой и изящной. Иллюзию высоты еще в большей степени создают закругленные сверху окна, расположенные в центре каждого яруса. В простых и прямых линиях, повторяющихся объемах пагоды зодчий сумел выразить возвышенный духовный порыв и величие своего времени.

Основной формой жилых и культовых зданий в Китае является прямоугольный в плане деревянный павильон, особенность которого — большие резные кронштейны, поддерживающие крышу. Внутри здание разделено на два или три нефа, а снаружи имеет обходную галерею со столбами, также поддерживающими крышу. Высокая, двух- или четырехскатная крыша — характерный элемент китайской архитектуры. Подобная крыша не только защищала здание от дождя и снега, но и служила его декоративно-художественным украшением. Скаты крыши имели сложную изогнутую форму, ее концы на углах загибались вверх. На коньках крыши и ее ребрах укреплялись керамические фигурки с изображениями фантастических животных и драконов, а позднее к краям кровли стали подвешивать колокольчики, которые мелодично звенели от малейшего дуновения ветра.

Нашествие моголов в XIII—XIV вв. нанесло сокрушительный удар по культуре Китая. Лишь в XV— XVIII вв., когда на смену чужеземцам к власти пришла династия Мин, начали складываться более благоприятные условия для развития архитектуры, занявшей к тому времени лидирующее положение среди других искусств. Тогда были возведены крупные города (Пекин, Нанкин), сооружены замечательные дворцы и храмовые ансамбли. В 1421 г. из Нанкина в Пекин была перенесена столица, где началось грандиозное строительство. Крупнейшим сооружением этого времени стал дворцовый ансамбль в Запретном городе. Старый Пекин был разделен на Внутренний (Северный) и Внешний (Южный) город. Во Внутреннем городе жили император и члены его семьи, приближенные. Вся его территория, находящаяся за крепостной стеной, представляла собой чудесный садово-парковый ансамбль с искусственными речушками, каналами, а также расположенными на островах павильонами и беседками. В дворцовый ансамбль входили тронные залы (например, Тайхедянь — зал Высшей Гармонии), парадные покои, театры, отличающиеся нарядностью и торжественностью убранства, благородством и простотой форм. Все постройки были призваны прославлять величие и мощь императора, наделенного безграничной властью, утверждать идею его божественного происхождения.

Замечательным шедевром, ставшим эмблемой Китая, был Храм Неба, построенный вдали от городской суеты во Внешнем городе в 1420 г., а затем неоднократно перестраивавшийся. Дважды в год император покидал свой дворец и отправлялся сюда на богослужение. В яркий солнечный день величественный, открывающийся с горы общий вид на храм Неба напоминает золотое мерцающее море, ритм которого передают словно летящие, изогнутые кровли крыш.

В своих величавых формах он воплотил древние символические образы и мифологические представления о многоярусном строении Вселенной. Грандиозный комплекс был посвящен древнейшим религиозным культам, связанным с получением урожая, в которых почитались Небо и Земля. Именно это обстоятельство определило своеобразие архитектурного замысла. Обнесенный стенами комплекс включает три основные святыни: круглый в плане деревянный храм Молений об урожае, храм Небесного свода и беломраморный алтарь, где приносили жертвы духам Неба. В этом архитектурном ансамбле много символичного: квадратная территория дворца обозначает Землю, здания храмов и алтарь, обрамленные круглой террасой, — Солнце, остроконечные вершины конических крыш — беспрерывный круговорот движения природных стихий.

                                       Изобразительное искусство

Характерной особенностью китайской скульптуры, всегда пользовавшейся особой популярностью, являлась ее теснейшая связь с буддийской религией. Вот почему значительная часть произведений пластики сохранилась именно в буддийских храмах. Здесь можно увидеть свирепых охранителей входа, отталкивающих драконов, буддийских святых — бодисатв, но главное внимание привлекают монументальные изображения самого Будды.

Одной из совершеннейших скульптур является 25-метровая статуя Будды Вайрочаны (Владыки Космического Света), высеченная высоко в горах в пещерном монастыре Лунмэнь. Неподвижно сидит он в величественной позе, слегка прикрыв большие миндалевидные глаза. Его спокойное, бесстрастное лицо выражает представление о человеческом достоинстве и духовной силе. Огромные нимбы кругами расходятся по стене вокруг головы, подчеркивая возвышенную и божественную красоту Будды. Уродливые и страшные фигуры воинов-охраните-лей, отпугивающих от него злые силы, контрастируют с классическим благородством его лица и фигуры. Эта гигантская статуя до сих пор воспринимается как величественный символ буддийской религии.

В Древнем Китае, как и в Египте, существовал обычай при захоронении класть в могилу императоров и богатых аристократов все, что окружало их в земной жизни: слуг, домашних животных, утварь. Так, во время археологических раскопок в провинции Шэньси в подземных коридорах погребальных комплексов было обнаружено 10-тысячное войско, выполненное из терракоты. Солдаты и офицеры, лучники, пехотинцы и всадники в натуральную величину, с полным военным снаряжением, демонстрировали могущество императора, создавшего первую централизованную китайскую державу. Вероятно, эта многочисленная армия должна была охранять могилу императора от грабителей и защищать его в царстве смерти.

Все фигуры полны экспрессии, отличаются удивительным правдоподобием и разнообразием движений. Военачальники изображены застывшими в торжественных и напряженных позах, лучники натягивают тугую тетиву, солдаты, припавшие на одно колено, готовятся сразить невидимого врага. В раскраске фигур воинов проявилось их строжайшее разграничение по рангам. Здесь также было обнаружено более 130 глиняных колесниц и 500 скульптур лошадей. Построенное в боевом порядке терракотовое войско преданно охраняло покой своего правителя.

Блестящего расцвета достигла средневековая китайская живопись. С необычайной убедительностью китайские мастера сумели воплотить поэтическую красоту природы, свои представления о совершенной гармонии и величии Вселенной. В своих работах они передали не только собственные личные впечатления, но и жизненную философию китайских мудрецов. Стремление через частное и единичное постичь всеобщие законы бытия и взаимосвязь явлений составляет характерную черту китайской живописи и графики.

Китайские художники очень тщательно продумывали формат и композиционное решение произведений. Например, для изображения цепи гор выбирался горизонтальный формат свитка, позволявший вместить бесконечный поток зрительных впечатлений. Для гористой местности, поросшей остроконечными верхушками сосен, — вертикальный, дававший возможность передать большое пространство. Известный поэт и живописец VIII в. Ван Вэй в трактате «Тайное откровение науки живописца» советовал начинающим художникам: «Нельзя давать деревья без числа: важнее показать, как стройны, милы горы»; «Среди скал, нависших и опасных круч хорошо бы приютить странное дерево»; «Далекие горы нужно снижать и раскладывать; близким же рощам надо скорее дать вынырнуть резко».

Вертикальные свитки из шелка или бумаги развешивались по стенам и не превышали 3 м. Горизонтальные свитки с изображением пейзажей, жанровых сцен и городских видов, порой достигающие нескольких десятков метров, предназначались для неторопливого рассматривания. Медленно разворачивая подобный свиток, зритель как будто читал длинную книгу путешествий. Весь композиционный строй произведения был рассчитан на то, чтобы человек ощутил себя мельчайшей частичкой мироздания.

Картины обычно писали тушью или минеральными красками, сопровождая их каллиграфическими надписями. Художник или цитировал классические стихи, или сам сочинял их. Органическое слияние поэзии и живописи было отмечено одним из китайских критиков еще в IX в.: «Когда они не могли выразить свою мысль живописью, они писали иероглифы, когда они не могли выразить свою мысль через письменность, они писали картины». Сближение живописи и поэзии было настолько сильно и органично, что порой трудно провести между ними грань.

В VII—XIII вв. живопись завоевала ведущее место среди других видов искусства. Традиционно в ней выделяли пейзажный, портретный и историко-бытовой жанры. Особый интерес представляет пейзаж, в котором различают изображения «горы— воды» и «цветы—птицы». Характерно, что китайские художники передавали не столько очертания гор, деревьев, сколько умели выразить мысль о безграничности окружающего мира. Открывая перед зрителем широкую панораму, художник предоставлял зрителю возможность самостоятельно исследовать изображенное с разных точек зрения. В величественном мире гор, лесов и рек можно увидеть маленькие фигурки одного-двух путников. Они никуда не торопятся, они просто созерцают первозданную красоту. Стоя на мостике, переброшенном через бурную реку, можно любоваться закатом или восходом солнца, прислушиваться к мерному течению воды или глухому шелесту листвы деревьев.

Начиная с VIII в., сложились различные манеры письма: тщательная, фиксирующая мельчайшие детали, и свободная, эскизная, имеющая незавершенный характер, предоставляющая возможность зрителю самостоятельно додумать то, что изобразил художник.

Пейзажная живопись Китая не отличается богатством и разнообразием красок. Зачастую она монохромна (одноцветна), но сколько в ней едва уловимых оттенков и сочетаний! Мастерство нюансировки позволяло создавать впечатление воздушной перспективы, отдаленности или приближения предметов, движения и покоя. Художникам блестяще удавалось воссоздать воздушное пространство, окутанное туманными облаками, пронизанное порывистым холодным ветром или залитое яркими солнечными лучами. Ощущение простора создавалось ритмом повторов, туманной дымкой, смягчающей очертания предметов.

Китайский пейзаж никогда не был точной копией какой-либо местности, в нем обобщались многолетние наблюдения над характерными приметами ландшафта. В пейзажах много символов, зачастую непонятных европейцу. Пара уточек символизировала семейное счастье, фазан — удачную карьеру, прекрасный цветок лотоса — чистоту, гибкий и полый внутри бамбук — мудрость и противостояние жизненным невзгодам, вечнозеленая сосна — долголетие, цветущая слива мейхуа — благородство и стойкость.

Одним из самых проникновенных художников лирического пейзажа является Го Си (ок. 1020—1090). Его живописные произведения отличает тонкое знание жизни природы, особым образом влияющей на мир чувств и переживаний человека. Именно в изменчивости, по его мнению, заключается красота и величие природы. Монохромные пейзажи Го Си, построенные на сочетании четких линий и расплывшихся пятен, сыграли существенную роль в развитии традиционной китайской живописи.

Китайские художники искали разные способы изображения природы. Кроме пейзажей «горы—воды» широкое распространение получил жанр «цветы—птицы». Особое место среди растений занимали орхидея, дикая слива мейхуа, бамбук и хризантемы, сопровождаемые поэтичными каллиграфическими надписями. Символом китайской живописи стал амейхуа, розово-белые цветы которой раскрываются, когда повсюду еще лежит снег.

В пору, когда еще тихо

Дремлет природа под снегом,

Вести приходят из сада,

Первые вести весны.

Там мейхуа пробудилась:

По воскрешенным побегам —

Россыпи розовой яшмы

 С солнечной стороны...

Так поэтесса Ли Цинчжао (XI—XII вв.) описывала эти первые весенние цветы. В изображении безмолвной жизни цветов художники избегали ярких красок. Цветы, по их мнению, прекрасны своей слегка поблекшей красотой, приглушенными тонами.

Изысканно проста и немногословна монохромная картина Ма Юаня (1190—1224) «Утки, скала и мейхуа». Стайка очаровательных уток ныряет в тихой заводи около скалы, в расселинах которой распустились нежные цветы мейхуа. Скупыми живописными средствами художнику удалось передать радостное ощущение весеннего дня и безмятежного покоя. В неприметном и малом он мастерски запечатлел полную очарования жизнь природы.

Жанр портрета — один из древнейших в китайской живописи. Он известен еще с V в. до н. э. и связан, как и в Древнем Риме, с культом предков. Написать портрет для китайского художника означало «выразить душу», «писать образ», «писать истинную природу человека». Наиболее популярны были изображения буддийских святых, исторических и государственных деятелей, знаменитых людей.

Образ поэта Ли Бо воплощен в монохромном портрете художника Лян Кая (XIII в.). «Совершенство стихов» и «свободная мысль» отмечали поэта, особо ценившего простоту и искренность чувств. Портрет Ли Бо — это обобщенный образ-символ, где видимое сходство уступает место передаче духовной атмосферы, творческого настроения. На картине он изображен в момент поэтического вдохновения. Это, скорее, этюд, выполненный в однотонных, пульсирующих ритмических линиях. Ли Бо изображен во весь рост в профиль. Фигура спрятана в длинных складках и широких рукавах одежды, голова слегка приподнята. Создается впечатление, что художник передает силуэт единым движением кисти, точно так же, как пишут иероглиф. Фон свитка остается незаполненным, а поэтому кажется, что Ли Бо навсегда уходит в пространство необъятного мира.

Свои впечатления от произведений мастеров китайской живописи, очень точно передающие их своеобразие, выразил поэт К. Д. Бальмонт (1867— 1942) в стихотворении «Великое Ничто»:

...Люблю однообразную мечту

В созданиях художников Китая,

Застывшую, как иней, красоту,

Как иней снов, что искрится, не тая.

Симметрия — их основной закон.

Они рисуют даль — как восхожденье,

И сладко мне, что страшный их дракон —

Не адский дух, а символ наслажденья.

А дивная утонченность тонов,

Дробящихся в различии согласном,

Проникновенье в таинство основ,

Лазурь в лазури, красное на красном!

А равнодушье к образу людей,

Пристрастье к разновидностям звериным,

Сплетенье в строгий узел всех страстей,

Огонь ума, скользящий по картинам!..

В конце XVIII—XIX в. средневековая китайская живопись пришла в упадок. Хотя в творчестве некоторых мастеров продолжали развиваться лучшие традиции, но стремление к вычурности, причудливости форм, излишняя перегруженность декоративным орнаментом стали характерными чертами изобразительного искусства.

 

Вопросы и задания

1.   В чем заключается своеобразие китайского зодчества? Как устроен и выглядит Запретный город в Пекине? Опишите самые значительные памятники архитектуры Китая.

2.   Рассмотрите пагоду Сунъюэсы. Что вы можете сказать об ее архитектурном облике? Чем она отличается от известной вам пагоды Даяньта в Сиане?

3.   Расскажите о скульптурных произведениях китайского искусства. Чем можно объяснить стремление китайских скульпторов к монументальности воплощения художественных образов?

4.   Что вам известно о художественном своеобразии и жанровых особенностях китайской живописи? Почему так часто художники обращались к изображению жизни окружающей природы? Какие характерные особенности китайской живописи привлекли внимание поэта К. Д. Бальмонта?

 

Творческая мастерская

1.   Средствами компьютерной графики создайте силуэты китайских пагод (павильонов, беседок). Какие особенности архитектуры вы постараетесь передать в первую очередь? Почему?

2.   Попробуйте нарисовать пейзажи в традиционных жанрах китайской живописи («горы—воды», «цветы— птицы»).

3.   Подготовьте экспозицию выставки на тему «Китай в творчестве европейских поэтов, художников и музыкантов». Используйте для этих целей очерки русского писателя И. А. Гончарова «Фрегат “Паллада”», поэтические книги Н. С. Гумилева «Фарфоровый павильон», «Путешествие в Китай» и «Китайская девушка».

4.   В XVII в. в искусстве Западной Европы получил развитие стиль шинуазри (от фр. «китайщина», «китайская безделушка»). Мода на китайское искусство укрепилась на долгое время и у нас в России (Большой дворец в Петергофе, Китайский дворец в Ораниенбауме). Назовите общие стилевые черты в произведениях русского (западноевропейского) и традиционного искусства Китая.

5.   Составьте антологию лучших произведений китайской лирики. Подберите к стихотворным текстам соответствующие их настроению пейзажи известных вам художников и графиков.

 

Темы проектов, рефератов или сообщении

«Шедевры китайской архитектуры»; «Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в Храме Неба в Пекине»; «Скульптурные шедевры Китая»; «Основные жанры китайской живописи»; «Единство слова, знака и изображения в китайской живописи»; «Отражение китайской традиционной культуры в искусстве народов мира»; «Искусство Пекинской музыкальной драмы»; «Антология китайской лирики»; «Путешествие по Запретному городу Пекина»; «Космологизм как основа китайской традиционной культуры»; «Культ природы в произведениях китайской живописи»; «Выдающиеся достижения китайской художественной культуры»; «Образы и символы китайского искусства»; «Китайские мотивы в архитектуре Петергофа и Ораниенбаума»; «Китайский стиль в изобразительном искусстве России (Западной Европы)».

 

Книги для дополнительного чтения

Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972.

Виноградова Н. А., Николаева Н. С. Искусство стран Дальнего Востока: малая история искусств. М., 1980.

Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1986.

Искусство стран Востока: книга для учащихся старших классов / под ред. Р. С. Васильевского. М., 1986.

Каптерева Т. П., Виноградова Н. А. Искусство средневекового Востока. М., 1989.

Китай: Традиции и современность. М., 1976.

Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / вст. статья и комм. В. В. Малявина. М., 2004.

Малявин В. В. Китай в XVI—XVII веках: Традиции и культура. М., 1995.

 

 

 

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

 

sghistoryspb.ucoz.com