В древнем риме куратор. Прокуратор – это должность управляющего в Римской империи
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сайт пожарных | Пожарная безопасность. В древнем риме куратор


Прокуратор – это должность управляющего в Римской империи

В Древнем Риме первоначально с иронией относились к тем, кого называли procurator (лат). Первоначально это были просто слуги, которые управляли имениями. Со временем значение слова изменилось. Появилась уважаемая государственная должность: прокуратор – это управляющий провинцией или заведующий частью императорского имущества.прокуратор это

Трансформация должности:

  • Слуга, раб или вольноотпущенник по указанию хозяина мог управлять сельскими имениями своего господина.
  • В период между 27 и 14 годами до н.э. император Август ввел новую экономическую политику, повысил значение сбора налогов. Появились чиновники, которые назывались префектами и прокураторами.
  • При императоре Адриане (117 – 138) прокураторы приобрели бо́льшее государственное значение. Они происходили из сословия всадников, имевших после сенаторов второе по значению звание. Для всадника прокуратор – это подъем карьеры.
  • Во время правления Клавдия (41 – 44) значение должности еще сильнее поднялось. Теперь прокуратор – это и финансист, и судья.

Круг деятельности прокураторов

  • Смотритель дома императора, который занимался наследственными делами, складами, хранением ценностей.
  • Руководитель канцелярий.
  • Налоговая должность, которая следила за сбором налогов в провинциях.
  • Прокуратор – это гражданский и военный правитель провинций.

Деятельность прокуратора

Она делится на 2 части:

1. Фискальная служба, которая предполагала неуклонное и точное соблюдение налогового законодательства. В том числе они обеспечивали оплату оккупационных войск в провинциях, их снабжение провиантом.

2. Управляющие провинциями сосредоточили большие права. В их руках была финансовая, административная и судебная власть. Последняя осуществлялась, когда выдавались специальные полномочия императора.

Провинция Иудея

Она была образована в шестом веке и входила в состав Сирии. Ее центром была Кессария.прокуратор иудеи

Именно в ней находился римский наместник. Первое, что было сделано – это перепись населения для сбора налогов в Рим.

Пятый префект Иудеи (26 – 36 годы н.э.)

Он более всего известен по Евангелию, роману «Мастер и Маргарита» и рассказу А. Франса «Прокуратор Иудеи». Иосиф Флавий называет его должность иегемоном. Но современные находки историков (1961) говорят о том, что он был префектом. Личность Пилата за 2000 лет обросла легендами. прокуратор пилат

Что значит «Понтий» и «Пилат»

На самом деле это было родовое имя или, как сказали мы бы сегодня, фамилия. Прокуратор Понтий, происходя, вероятно, из римской фамилии, сделал высокую карьеру и управлял Иудеей. Имя прокуратора Пилат переводится как «всадник с копьем».

Личность Пилата

Прокуратор Пилат был довольно жестким, если не сказать жестоким, правителем. Народ был унижен оскорблением их религиозных верований и обычаев, задавлен налогами. Все это вызывало появление то в одном, то в другом месте мессий. За ними шел народ. Иногда они уходили в пустыню, их ловили римляне, иногда нападали группами на легионеров, их уничтожали. Современники жаловались в письмах к императору на вынесение Пилатом приговоров без суда, на жестокость.

Пилат и Христос

И вот является новый мессия, который не может грамотно ответить на вопросы синедриона, которому приписывают, что он объявляет себя царем. Это всего лишь простой плотник, не получивший образования, и у которого безграмотные почитатели – рыбаки.прокуратор понтий Понятна его ненависть к образованным фарисеям, знавшим и толковавшим Завет, который он не знал. Естественно, Каиафа требовал смерти лжемессии. Понтий Пилат трижды отказывался совершить казнь, но потом был вынужден уступить. Поражает то, что его имя занесено в «Символ веры», ежедневную молитву христиан. Это не миссионерская статья. Здесь нет индоктринации. Автор не призывает верить или не верить.

Последние годы Пилата

После распятия Понтий Пилат в 36 году отбыл в Рим. Легендарна его дальнейшая судьба. По одному из преданий, он покончил с собой. Места называются разные (Галлия, Рим). Якобы его тело бросили в Тибр. Но вода не приняла тело и выбросила его. То же самое произошло в Роне. Упоминается даже Швейцария. Тело брошено в озеро близ Люцерна. Теперь в этом месте болото. По другой версии, его казнил Нерон.

А. Франс считает, что Пилат дожил до глубокой старости, жил на Сицилии, торговал пшеницей. Пилат встретил некого Ламию, человека знатного и бывавшего на Востоке. В конце разговора Ламий припоминает одну рыжеволосую красавицу свободного поведения, которая потом примкнула к кучке чудотворца из Галилеи. «Ты помнишь его?» – вопрошает Ламий. «Нет», – отвечает Пилат, подумав.

fb.ru

Должность прокуратора в Римской империи

2013-04-09 234336

Должность прокуратора в Римской империи

В 63 году до н. э. Иудея была завоевана Помпеем и включена в состав Римской империи. В 6 г. н. э. стала провинцией, управляемой прокуратором. Понтий Пилат был пятым прокуратором Иудеи.

Исторический путь Пилата начался с его назначения в 26 году н. э., когда «в Иудею Тиберий послал в качестве прокуратора Пилата».

 

Попытаемся выяснить, кто такой прокуратор в Римской империи, его функции, обязанности, продолжительность службы, оплату и остановимся на личности прокуратора Понтия Пилата. Рассмотрим описание его дел античными авторами, чьи сочинения написаны чуть позже времени его службы в Иудее.

Термин „прокуратор" в Древнем Риме относился к каждой личности, уполномоченной вместо какой-то другой личности заботиться о каком-то деле. В языке гражданского права этот термин значит „прокурор, адвокат", т.е. представитель, свободно избираемый истцом, который замещает истца через какой-либо устный или письменный договор и занимается делом за счет истца.

В разговорном или в административном языке под словом „прокуратор" подразумевается доверенный человек, которому поручено замещать собственника в управлении каким-то земледельческим владением, торговым делом и т. д. Прокуратором может быть клиент , который при отсутствии своего патрона занимается его интересами, или человек, который имеет мандат надзирать за благами какого-либо своего друга, получать его доход, руководить его предприятием. Прокуратор мог быть управителем богатства женщины, чье имущество было отдельным от имущества ее супруга.

Чаще всего это был освобожденный раб или раб, которого господин назначил быть руководителем его собственности и поставил его во главе всей общности рабов, возлагая на него особую службу в своем доме (над птичником, колесницами и т. д.). Такого вида прокураторы были особенно многочисленны в больших римских семьях во все времена, а особенно к концу республики и началу империи (к началу І в. н. э. ) .

Император, как и все остальные римские граждане, тоже имел прокураторов для управления своим частным состоянием. Когда император стал господином части империи с казной, которая ему принадлежала и которая пополнялась через особые налоги из провинции, он использовал прокуратора для управления этим богатством. Эту функцию выполняли освобожденные рабы. В это же время император реорганизовал сословие всадников и должен был дать ему существенное место во главе сенаторского сословия, которое было частично лишено своих прерогатив. Он сделал их прокураторами. Тацит пишет: „Прокураторы в некоторых провинциях, имеющие в своем подчинении войска, назначались исключительно из всадников и играли роль доверенных лиц императора, в противоположность наместнику, обычно представителю сенатской аристократии" .

Император вверил прокураторам – освобожденным рабам - управление некоторыми администрациями и дал им титул „procuratorеs Augusti", в то время как другие прокураторы, (не освобожденные рабы), именовались просто „procuratorеs". Так он разграничил свою личную администрацию и государственную. И. С. Свенцицкая пишет: „Самые важные в стратегическом отношении провинции находились под непосредственным управлением императора. В провинциях появились специальные чиновники, находившиеся на императорской службе – прокураторы. Они осуществляли желания императора. Прокураторы назначались из незнатных, полностью преданных императору людей, чье благополучие полностью зависело от расположения императора. Таким образом за фасадом республики формировался не всегда заметный, но действенный аппарат личной власти императора" .

Первые императоры (до Нерона) оставались верными этому положению. Большая часть прокураторских постов оставалась в руках освобожденных рабов. Во время Флавиев (69-96 г.) прокураторские места были все еще разделены между двумя категориями („libertini, equates romani"). Наконец, при Адриане (117-138 гг.) разделение исчезло, и всадническое сословие приобрело все возможные варианты прокуратора за исключением незначительных постов в императорском дворце, которые остаются доверенными людям рабского происхождения.

Функции прокураторов

Если рассмотреть природу функций прокураторов, они могут быть разделены на несколько категорий:2013-04-09 234515

1. Интенданты императорского дома, занимающиеся наследством, счетами, складами, сокровищницами, увеселениями.

2. Начальники канцелярии и счетоводства в Риме (письма, расследования и др.).

3. Директора разных служб в Риме.

4. Администраторы фиска (налоговая администрация) в императорских провинциях: Аквитании, Германии, Испании, Панонии, Сирии и др., и в сенаторских провинциях: Азии, Африке, Галлии, Сицилии, Ахаии, Македонии, Кипре.

5. Управители провинций, называемых прокураторскими: Корсики, Иудеи, Месопотамии, Сардинии и др. к которым надо добавить и некоторые другие провинции, которые только на определенное время из-за особенных обстоятельств были определены как прокураторские, например Витиния в І в. или Памфилия. Эти управители, которые, кроме финансовых обязанностей своих коллег, обладали властью гражданского и военного управителя, носили характерный титул „procurator et praeses, procurator pro legato".

6. Руководители финансовых и административных служб вне Рима (наследство, порты, налоги, движение и др.), не считая определенного числа других прокураторов, гражданских или военных, которые носили титул „префект".

Обязанности прокураторов

Чтобы проследить обязанности прокуратора, необходимо разграничить прокураторов, управляющих провинциями, и прокураторов, имеющих чисто финансовые функции. Можно сказать, что прокураторы с финансовыми обязанностями имели только одну миссию – бодрствовать над собиранием налогов при администрации, к которой прикреплены. Независимо от того, императорской является провинция или сенатской, они должны были следить за сбором такс, которые должны переводиться в налоговую администрацию. Если они сами не собирали налоги через своих агентов, то должны были следить за их сбором, за тем, чтобы посредники не причинили вреда сокровищу или насилия над теми, с кого собирают налог. В их работе было столько много технических обязанностей, сколько существовало видов налогов. Кроме собирания налогов, они имели миссию обеспечивать деньгами расходы, связанные с различными целями на местах. Например, должны были заботиться об оплате оккупационных войск в императорских провинциях и об их снабжении провизией.

Прокураторы, управляющие провинциями, имели большие права и власть, так как к их финансовым функциям прибавляется и административная власть. Так, их юрисдикция была намного более расширена по сравнению с финансовыми прокураторами. Со времени Августа в юрисдикции прокуратора Иудеи были и криминальные дела над гражданами. Чтобы осуществлять эту юрисдикцию, прокуратору были необходимы специальные полномочия со стороны императора, называемое „jus gladii".

2013-04-09 234709Личность Понтия Пилата

 

Личность Понтия Пилата вызывает интерес у христиан, так как она связана с казнью Иисуса Христа. О факте, что именно он вынес смертный приговор Иисусу Христу, пишет Иосиф Флавий: „Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту» .

В Евангелиях не конкретизируется должность, которую занимал Пилат, там он назван просто управителем (h'gemw,n), но у древних авторов встречается подтверждение, что он был прокуратором, хотя некоторые называют его префектом. Тацит пишет: «Ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращением за содействием к божествам невозможно было пресечь бесчестящую его (Нерона – б. а.) молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат" .

В словаре Браунригта читаем о Пилате: Имя «Понтий» на самом деле было фамилией — он родился в римской семье. Имя «Пилат» от латинского «пилатус» означает «человек с копьем». Существует несколько легенд о его происхождении, и одна из них гласит, что он был внебрачным ребенком Тира, царя Майнца, и был послан в Рим. Там, как гласит легенда, он совершил убийство и был сослан в Понт в Малой Азии, где он сделал много хорошего и в награду был назначен правителем Иудеи. Однако более вероятно, что будучи сыном известной римской семьи, он прошел обычное дипломатическое обучение и, постепенно продвигаясь по служебной лестнице, дослужился до поста прокуратора Иудеи» .

Для того, чтобы получить представление о Понтии Пилате, обратимся к авторам, чьи сочинения совпадают со временем правления Пилата или написаны немного позже. Иосиф Флавий пишет: «Когда претор Иудеи Пилат повел свое войско из Кесарии в Иерусалим на зимнюю стоянку, он решил для надругания над иудейскими обычаями внести в город изображения императора на древках знамен. Между тем закон наш возбраняет нам всякие изображения. Поэтому прежние преторы вступали в город без таких украшений на знаменах. Пилат был первым, который внес эти изображения в Иерусалим, и сделал это без ведома населения, вступив в город ночью. Когда узнали об этом, население толпами отправилось в Кесарию и в течение нескольких дней умоляло претора убрать изображения. Пилат не соглашался, говоря, что это будет оскорблением императора, а когда толпа не переставала досаждать ему, он на шестой день приказал своим воинам тайно вооружиться, поместил их в засаде в здании ристалища, а сам взошел на возвышение, там же сооруженное. Но так как иудеи опять возобновили свои просьбы, то он дал знак и солдаты окружили их. Тут он грозил немедленно перерубить всех, кто не перестанет шуметь и не удалится восвояси. Иудеи, однако, бросились на землю, обнажили свои шеи и сказали, что они предпочитают умереть, чем допускать такое наглое нарушение мудрого закона. Пилат изумился их стойкости в соблюдении законов, приказал немедленно убрать из Иерусалима [императорские] изображения и доставить их в Кесарию .

Некоторые исследователи считают, что характер Пилата в Евангелиях отличается от того, который описан античными авторами, т. к. в Евангелиях он не производит впечатление жестокого человека: «Образ Пилата в канонических евангелиях не соответствует реальному, историческому Пилату, который действительно был прокуратором и префектом Иудеи (надпись, поставленная им, найдена в резиденции римских наместников в г. Кесарии). Он был известен как человек исключительной жестокости" . Филон Александрийский описывает события, которые подтверждают, что Пилат был немилостивым человеком: „Одним из людей Тиберия был Пилат, ставший наместником Иудеи, и вот, не столько ради чести Тиберия, сколько ради огорчения народа, он посвятил во дворец Ирода в Иерусалиме позолоченные щиты; не было на них никаких изображений, ни чего-либо другого кощунственного, за исключением краткой, надписи: мол, посвятил такой-то в честь такого-то. Когда народ все понял — а дело было нешуточное, то, выставив вперед четырех сыновей царя, не уступающих царю ни достоинством, ни участью, и прочих его отпрысков, а также просто властительных особ, стал просить исправить дело со щитами и не касаться древних обычаев, которые веками хранились и были неприкосновенны и для царей, и для самодержцев. Тот стал упорствовать, ибо был от природы жесток, самоуверен и неумолим; тогда поднялся крик: «Не поднимай мятеж, не затевай войну, не погуби мира! Бесчестить древние законы — не значит воздавать почести самодержцу! Да не будет Тиберий предлогом для нападок на целый народ, не хочет он разрушить ни один из наших законов. А если хочет — так скажи об этом прямо приказом, письмом или как-то иначе, чтобы мы более не докучали тебе, избрали бы послов и сами спросили владыку». Последнее особенно смутило Пилата, он испугался, как бы евреи в самом деле не отправили посольство и не обнаружили других сторон его правленья, поведав о взятках, оскорбленьях, лихоимстве, бесчинствах, злобе, беспрерывных казнях без суда, ужасной и бессмысленной жестокости. И этот человек, чье раздраженье усугубило природную гневливость, оказался в затруднении: снять уже посвященное он не отваживался; к тому же он не хотел сделать хоть что-нибудь на радость подданным; но вместе с тем ему были отлично известны последовательность и постоянство Тиберия в этих делах. Собравшиеся поняли, что Пилат сожалеет о содеянном, но показать не хочет, и направили Тиберию самое слезное письмо. Тот, прочитав, как только не называл Пилата, как только не грозил ему! Степень его гнева, разжечь который, впрочем, было непросто, описывать не буду — события скажут сами за себя: Тиберий тотчас, не дожидаясь утра, пишет Пилату ответ, где на все корки бранит и порицает за дерзкое нововведенье, и велит безотлагательно убрать щиты и отправить их в Цезарею ту, что стоит на побережье и названа в честь твоего деда, а там посвятить в храм Августа, что и было сделано. Тем самым ни честь самодержца не была поколеблена, ни его обычное отношение к городу" .

Другой случай, описанный Иосифом Флавием, связан с деньгами из святилища: „Впоследствии он возбудил новые волнения тем, что употребил священный клад, называющийся Корбаном, на устройство водопровода, по которому вода доставлялась из отдаления четырехсот стадий. Народ был сильно возмущен и, когда Пилат прибыл в Иерусалим, он с воплями окружил его судейское кресло. Но Пилат, уведомленный заранее о готовившемся народном стечении, вооружил своих солдат, переодел их в штатское платье и приказал им, смешавшись в толпе, бить крикунов кнутами, не пуская, впрочем, в ход оружия. По сигналу, данному им с трибуны, они приступили к экзекуции. Много иудеев пало мертвыми под ударами, а многие была растоптаны в смятении своими же соотечественниками. Паника, наведенная участью убитых, заставила народ усмириться" .

Окончание правления Пилата тоже связано с насилием: «Также и самаряне не удержались от возмущения. Их смутил некий лживый человек, который легко во всем влиял на народ. Он побудил их собраться к нему на гору Гаризим, которую они считают особенно священною. Тут он стал уверять пришедших [отовсюду] самарян, что покажет им зарытые здесь священные сосуды Моисея. Самаряне вооружились, поверив этой басне, и расположились в деревушке Тирафане. Тут к ним примкнули новые пришельцы, чтобы возможно большею толпою подняться на гору. Однако Пилат предупредил это, выслав вперед отряды всадников и пехоты, которые, неожиданно напав на собравшихся в деревушке, часть из них перебили, а часть обратили в бегство. При этом они захватили также многих в плен, Пилат же распорядился казнить влиятельнейших и наиболее выдающихся из этих пленных и беглецов.

Когда этим дело кончилось, представители верховного совета самарян явились к бывшему консулу Вителлию, который теперь был прокуратором сирийским, и стали обвинять Пилата в казни их погибших единоплеменников, говоря, что последние пошли в Тирафану вовсе не с целью отложиться от римлян, но для того, чтобы уйти от насилий Пилата. Тогда Вителлий послал Марцелла, одного из своих приближенных, в Иудею, чтобы принять там бразды правления, Пилату же велел ехать в Рим для ответа перед императором в возводимых на него обвинениях. Проведя в Иудее десять лет, Пилат поехал в Рим, так как не смел ослушаться приказания Вителлия. Но раньше, чем он успел прибыть туда, Тиберий умер» .

В Евангелиях, как уже было отмечено, Пилат не выглядит жестоким ко Христу, хотя о его жестокости к галилеянам упоминается в Евангелии от Луки: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их» (Лука 13:1). Его отношение ко Христу можно объяснить тем, что, будучи поставленным на пост прокуратора по протекции Елия Сеяна, преторианского префекта, приобретшего исключительное доверие Тиберия и фактически управлявшего Римом до раскрытия его планов о взятии власти, он опасался за свое положение, когда Сеян был убит. Поэтому, боясь быть обвиненным в измене императору, Пилат старался угодить иудеям, которые использовали политическую обстановку для достижения своей цели: «Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин 19:12).

Предание гласит, что, прибыв в Рим после убийства самарян на горе Гаризин, Пилат оттуда был отправлен в ссылку, где и закончил жизнь самоубийством.

Светлана Вылкова

 

aleteya.info

Государственные посты в Древнем Риме — КиберПедия

Аннотация

Из всего курса “Латинский язык” темы “Государственные посты в Древнем Риме”, “Имена римских граждан”, “Летоисчесление у римлян. Римский календарь” не являются темами лексико-грамматическими, а сугубо страноведческими. При изложении материала в системе должностных лиц в Древнем Риме, начиная с 8 века до н. э. и заканчивая распадом Римской Империи, особое внимание уделяется государственным постам в период классической Римской республики. Многие названия вводятся на латинском языке, для того чтобы студенты могли выделить латинскую основу в словах современного русского языка, которые происходят непосредственно из латинского или благодаря посредничеству романских языков. Это способствует развитию логического мышления, расширению общего кругозора и повышению языковой культуры студента-юриста.

План

1. Ранняя государственная организация

2. Переход к военно-государственному строю

3. Борьба патрициев и плебеев

4. От полиса к империи

5. Сенат

6. Система магистратур

7. Кризис республики и становление монархии

8. Государственная организация принципата

9. Переход к новым формам монархии

10. Провинциальная организация империи

 

1. Ранняя государственная организация

1. Центральной фигурой власти в формирующемся полисе, в так называемый царский период (8 – 6 вв. до н. э.), был rex (царь). Он был политическим, военным и религиозным вождем Рима.

Другим властным и одновременно управительным органом был Сенат или Совет старейшин (senex – старый, преклонный).

Система должностных выборных лиц в ранний период была проста: ее образовывали несколько помощников царя, т. е. префект города, всаднический трибун, военный трибун.

Важную роль играли жрецы: фламины, авгуры и понтифики.

2. Переход к военно-республиканскому строю.

Второй этап (6 – начало 4 в. до н. э.) становления государственности Рима вобрал в себя процессы распада прежнего военно-родового уклада и формирования на месте царской власти новых государственно-политических институтов.

В 510 – 509 гг. до н. э. римский народ, по легенде, изгнал последнего из царей этрусской династии – Тарквиния Гордого. Власть вождя-царя прекратилась вообще. Знать, представленная в Сенате, ощутила для себя все преимущества нового порядка.

Между 443 и 435 гг. до н. э. была учреждена должность цензора, в обязанности которого входил контроль за исполнением гражданами их гражданских обязанностей.

 

3. Борьба патрициев и плебеев.

Свободное население города подразделялось на два слоя – патрициев и плебеев.

Патриции были членами родов; плебеи не имели родовой организации, это были выходцы из других племен и областей, полностью лишенные политических прав.

В 493 г. до н. э. собраниями плебса (consilia plebis) были избраны два народных трибуна, которые должны были исполнять роль заступников плебса.

В середине 5 в. до н. э. после очередного внутриполитического кризиса в Риме плебеи добились обнародования основных судебных правил и юридических процедур, применявшихся в патрицианских судах, - были составлены так называемые Законы 12 таблиц. Эти законы сделали важнейший шаг в правовом уравнении патрициев и плебеев, хотя еще и далеко не полном на тот момент.

Наконец в 287 г. до н. э. было подтверждено, что решения плебса (плебисциты) имеют всю силу закона.

 

4. От полиса к империи.

Термин “республика”, которым традиционно характеризуют государственно-политическую организацию Рима 4 – 1 вв. до н. э. в исторической основе не имеет качественного значения (res publicae – общие дела). Смысл организации власти в этот период – обеспечение гражданских прав и гарантия свобод полноправного жителя полиса. Только народ в целом обладает верховной властью, поручая отдельные части этой власти разным учреждениям и лицам. Этот принцип стал основой классической Римской республики. Верховенство народа было закреплено в верхних политических, в основном, законодательных правах народных собраний (comitia).

5. Сенат.

Центральным учреждением республики был Сенат. Ему отводили роль опекуна римского народа. Члены Сената – сенаторы, patres – почти особое сословие в римском обществе, со своими особыми правами и привилегиями.

Исторически Сенату отводилась роль учреждения, с которым советуются магистраты, дабы их решения имели опору в согласии народа.

 

6. Система магистратур.

Исполнительная власть в республике находилась в руках должностных лиц – магистратов. Магистраты как бы принимали в сокращенном виде царские полномочия; исполняли решения народных собраний или Сената.

Все римские магистратуры подразделялись на сенаторские (давали право на включение в состав Сената) и на городские чины.

Все магистратуры обладали особой должностной властью (potestas), которая заключалась в праве вмешиваться в действия граждан и назначать себе помощников.

Высшие магистратуры наделялись правом правительственной власти (imperium).

Во главе всех республиканских магистратур стояли консулы.Двух консулов избирали на один год. Основной их обязанностью было наблюдение за внешней и внутренней безопасностью города и его владений.

Вторым по важности должностным институтом была претура. Претор считался младшим коллегой консулов, основные полномочия его сосредоточились на уголовной и гражданской юрисдикции. Претор мог издавать истолковывающие право эдикты, а также прибегать к специальным правовым запретам (interdicta).

Следующей по рангу была должность цензора. Главным делом цензоров было исчисление ценза, т. е составление списков населения по классам.

Младшими из обычных магистратов были квесторы, формально – помощники консулов. Они заведовали государственной казной и являлись хранителями государственных документов. Также в их ведении были таможенные дела.

Совершенно иное положение было у народных трибунов, чисто плебейских магистратов, главной задачей которых было обеспечение гражданского равенства и гражданских прав плебеев в условиях древнего доминирования в органах власти патрициев.

Помощниками трибунов были курульные эдилы. Они осуществляли главным образом полицейскую власть в городе; снабжали город продовольствием.

Все эти магистратуры действовали обычно вместе и в обычных обстоятельствах.

При каком-либо кризисе по решению Сената на место всех обычных магистратур мог быть избран диктатор с исключительными полномочиями. Диктатор избирался на шесть месяцев. Ему предоставлялась вся полнота управления, включая военную власть и право международных отношений, уголовной юстиции и любых изменений законов.

 

7. Кризис республики и становление монархии.

Рим становился огромной державой даже не средиземноморского, а уже и мирового масштаба, и власть в такой империи уже по природе своей (в условиях античного общества) не могла быть построена иначе, чем на монархических началах.

Главнейшим показателем кризиса республиканской организации стало формирование в 1 в. до н. э. института военно-политической диктатуры одного лица, которая стала в Риме почти постоянным институтом.

Исторически первым этапом новой власти была диктатура Суллы (82 – 79) видного военноначальника.

Вторым этапом была диктатура Юлия Цезаря (45 – 44 гг. до н. э.), после развязанной им гражданской войны, в которой Цезарь, опираясь на верное ему войско, одержал победу. Провозглашенный императором Цезарь сосредоточил в одних руках наиболее значительные магистратуры: бессрочное диктаторство, пожизненная власть трибуна, цензорские полномочия, сохранив еще и права великого жреца – понтифика.

Правление Октавиана Августа (30 г. до н. э. – 14 г. н. э.), духовного наследника Цезаря, стало завершающим этапом становления нового строя. Сам Август закрепил за собой звание императора. Сложившийся государственно-политический уклад получил название принципата и сохранился до конца 3 века.

 

8. Государственная организация принципата.

Основные полномочия в этот период были у императора, принцепса (princeps – первый, главный). Власть его основывалась на цельном законе – lex de imperio, который издавал Сенат при восшествии нового принцепса.

При Августе начал функционировать еженедельно заседавший Совет (consilium).

Важнейшим должностным лицом стал префект претория, командовавший войсками.

Поручения императора выполнялись назначенными им кураторами по разным государственным делам, легатами – представителями на местах, прокураторами – финансовыми представителями вне Италии.

Полицейскую власть осуществлял префект города.

9. Переход к новым формам монархии и управление при доминате.

Постепенно возрастают централизаторские устремления в управлении. Новый вариант установившейся в империи монархии получил название домината (dominus – господин). Монарх получил новый титул – Dominus Noster – государь наш.

Императорский или Государственный Совет (consistorium) состоял из лиц, персонально назначенных императором: министры, капеллан – высший правитель гражданских дел.

В 3 в. появляется значительная прослойка профессиональных управленцев – бюрократия.

 

10. Провинциальная организация империи.

Военное командование армией в провинции осуществляли преторы. Правители провинций получили название пропреторов и проконсулов.

Квестор заведовал финансовой частью.

Один из важнейших принципов управления провинциями выражался в лозунге: “Разделяй и властвуй!” (“Divĭde et impēra!”). Завоеванная земля провинций объявлялась собственностью римского народа – ager publĭcus.

В период принципата император лично назначал своих посланцев – легатов (либо прокураторов).

А в период домината префекты претория были практически на положении вице-императоров в своих областях.

Использованная литература:

1. Всеобщая история государства и права. Под ред. К. И. Батыра. Москва: Былина, 1996.

2. История государства и права зарубежных стран. Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора О. А. Жидкова и Н. А. Крашенниковой. М., 2002.

3. Методическое пособие по изучению курса основ римского права. Составитель Е. А. Скрипелев. Москва, 1995.

4. Омельченко О. А. Основы римского права. М.: “Манускрипт”, 1994.

5. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. Москва: Юристъ, 1996.

6. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под ред. З. М. Черниловского. Москва: фирма Гардарика, 1996.

Глоссарий

1. Диктатор – должностное лицо, наделенное исключительными полномочиями, избираемое на место всех магистратур.

2. Доминат – вариант монархической власти с неограниченными правами монарха в управлении.

3. Император – глава государства, сосредоточивший в своих руках наиболее значительные полномочия и власть.

4. Квестор – должностное лицо, заведовавшее государственной казной и таможенными делами.

5. Консул – должностное лицо, стоявшее во главе всех республиканских магистратур.

6. Куратор – должностное лицо, выполнявшее поручения императора по разным государственным делам.

7. Курульный эдил – помощник трибуна, осуществлявший полицейскую власть в городе и снабжавший город продовольствием.

8. Легат – представитель императора на местах.

9. Магистрат – должностное лицо, в руках которого находилась исполнительная власть в республике.

10. Патриций – свободный житель города, являющийся членом рода.

11. Плебей – свободный житель города, не имеющий рода и являющийся выходцем из других племен и областей.

12. Претор – младший коллега консулов, в полномочия которого входила уголовная и гражданская юрисдикция.

13. Принципат – вариант монархической власти, при котором основные полномочия были у императора.

14. Сенат – властный, управительный орган, центральное учреждение республики.

15. Трибун – плебейский магистрат, главной задачей которого было обеспечение гражданских прав плебеев.

16. Царь – центральная фигура власти в период ранней государственной организации.

17. Цензор – должностное лицо, в обязанности которого входил контроль за исполнением гражданами их обязанностей и составление списка населения по классам.

 

 

ТЕСТ ПО ТЕМЕ

“Государственные посты в Древнем Риме”

cyberpedia.su

Зарождение пожарного дела в Древнем Риме

Основанный в 754 г. до н. э., Рим сначала строился из глины, потом из дерева и уже в пору своего расцвета – из кирпича и мрамора. Причем, как известно, постройки Рима отличались скученностью, а потому пожары были его бичом. Вспыхнувший в 213 г. до н. э. пожар дотла опустошил пространство от Аветины до Капитолия. Такие опустошительные пожары стали воз­можны в силу ряда причин.

Во-первых, улицы между домами были крайне узкими, так как земельные участки в пределах оборонительных стен стоили очень дорого. Во времена импе­ратора Тиберия (14 – 37 гг. н.э.) римляне были обеспокоены тем, что по этой причине в случае пожара или разрушения дома было невозможно спастись.

ВигилийВигилий

Во-вторых, распространению пламени способствовало то обстоятельство, что балконы и пристройки домов, некоторые части зданий были деревянные, что осложняло тушение. Современ­ники называли римские дома факелами. Они стояли вплотную, имели общие стены. Печного отопления у большинства горо­жан не было, поэтому в холодную пору они устанавливали у себя большие жаровни с вытяжкой в отверстии потолка.

Лишь в до­мах богачей комнаты обогревались трубопроводами с горячим воздухом. Пищу готовили на открытых очагах, а для освещения повсеместно использовались плошки и факелы с открытым пламенем.

Римский историк Ульпиан отмечал, что в день в городе про­исходило по нескольку пожаров. В I в. до н. э. состоятельные горожане для защиты своих дворцов от истребления огнем организовали собственные пожарные команды из рабов. При­мечательно, что для приобретения популярности и голосов про­стых граждан, в расчете на будущие выборы, богатые домовла­дельцы со своими командами принимали участие в ликвида­ции пожарищ в городе. Работали они за плату или за благо­дарность. Были и другие примеры. В 60-х годах до н. э. один из богатейших людей Рима, Красс, организовал собственную по­жарную команду из пленных галлов. Для отработки приемов тушения команда в свободное время проводила учения.

Прежде чем ликвидировать пожар, агенты Красса скупали за бесценок горящие и соседние с ними дома, а уж потом при­ступали к тушению. После ремонта такие дома продавались с большой выгодой.

Техническое вооружение команды составляли ведра, верев­ки, лестницы, покрывала, пропитанные уксусом. Народ назы­вал пожарных Красса «спартеоли» – то есть пеньковыми солда­тами, потому как одевались они в пеньковые костюмы и исполь­зовали при работе пеньковые канаты.

В 21 г. до н. э. император Август отобрал из государствен­ных рабов 600 человек и вменил им в обязанность тушение пожаров. Начальником этой команды был назначен чиновник, ведавший обеспечением порядка в столице, питанием, ре­монтом общественных зданий и организацией развлечений для народа. Это была первая в Европе профессиональная, хотя и принудительная, пожарная служба. Как свидетельству­ют источники, она была несовершенна и располагала недо­статочными средствами. Отдельные отряды этой команды численностью 20 – 30 человек располагались в различных ча­стях Рима. Руководство каждой из них возлагалось на долж­ностное лицо магистрата. К отрядам рабов при тушении по­жаров присоединялись и группы свободных граждан. Наибо­лее употребительными пожарными инструментами были си­фоны, лестницы, метлы, губки, ведра, багры, корзины и др. Широко использовались также сшитые из кусков толстой гру­бой шерстяной ткани покрывала. Их применяли для защиты еще не задетых пламенем соседних домов, для чего окунали в воду и делали из них своеобразные щиты. В литературе встречаются сведения о целом классе ремесленников, заня­тых изготовлением подобных покрывал. Городские власти строго следили за работой пожарных. За небрежность в ноч­ном патрулировании налагались штрафы. Одного из магист­ров наказали за то, что огонь, охвативший лавку ювелира, не был потушен в самом начале.

На рубеже нашего тысячелетия Рим становится столицей античного мира. Самый населенный город Европы, он насчи­тывал от шестисот тысяч до двух миллионов жителей. В 6 г. н. э. в Риме вспыхнул сильный пожар. Для его ликвидации импера­тор Август собрал большую дружину. По свидетельству совре­менников, Август в скором времени собирался ее распустить, но, «увидев на деле, как полезна и необходима ее работа», от­казался от этого намерения. Именно с Октавианом Августом был связан новый этап развития пожарной охраны. Стало оче­видным, что специального пожарного подразделения из 600 человек мало для защиты от огня города с большим населени­ем. С другой стороны, в этом деле нельзя было положиться на рабов, поскольку они использовали любой шанс для мести.

С целью организации планомерной эффективной борьбы с пожарами император Август в 6 г. н. э. создает корпус «отпу­щенников», состоящий из 7 когорт и насчитывающий 7 тыс. че­ловек. В IV в. н. э. его численность возросла до 16 тыс. человек. На них возлагались, кроме борьбы с огнем, и предупреждение грабежей и воровства, то есть чисто полицейские функции. Это были военизированные подразделения, личный состав кото­рых находился на казарменном положении. На службу в них принимались вольноотпущенные граждане в возрасте от 17 до 47 лет или рабы, освобожденные в Италии. Во главе когорт сто­яли трибуны, имевшие опыт военной службы и не принадле­жавшие к аристократии. Срок службы в корпусе – 16 лет. Дис­циплина поддерживалась суровыми мерами: телесными нака­заниями, назначением на тяжелые работы, переводом в про­винцию. 18 лет спустя после учреждения корпуса в Риме был принят закон, по которому лица, прослужившие в нем 6 лет, по­лучали право на римское гражданство. Позднее этот срок был сокращен до 3 лет. Этим официально признавался тяжелый труд пожарных.

Корпусом командовал префект бодрствующих, один из са­мых знатных чиновников или офицеров из сословия всадников. Он обладал большими полномочиями и назначался императо­ром на неопределенный срок. Имея в своем подчинении хоро­шо вооруженное и организованное подразделение, префект пожарных играл важную роль в политической жизни империи и в иерархии высших должностных лиц занимал четвертую сту­пень. Руководили пожарными, помимо префекта, его замес­титель – субпрефект, семь трибунов, двадцать девять офице­ров низшего ранга – центурионов, большое количество млад­ших командиров. Помощником префекта назначался чиновник с юридическим образованием.

 

 

Карта 14 районов РимаКарта 14 районов Рима

 

Сфера действия корпуса распространялась только на сто­лицу и прилегающие к ней территории. Город делился на 14 районов. Когорты размещались по всему Риму с таким расче­том, чтобы каждая из них обслуживала два соседних района. В случае крупного пожара на помощь когорте приходили сосе­ди. Кроме собственной казармы, у каждой когорты имелись два караульных помещения с небольшим по численности личным составом, которые размещались на своей и соседней терри­ториях. Охрана города осуществлялась постоянными постами на сторожевых башнях и в определенных для этого местах, а также подвижными – пешими и конными нарядами. В ходе осу­ществления организационных вопросов решалась также про­блема создания запасов воды на случай пожара. На террито­рии столицы было выстроено 700 водохранилищ, выложенных камнем. Штаб-квартира префекта находилась при казарме первой когорты на Марсовом поле. В XVII в. при раскопках были найдены остатки этой казармы: просторные залы, облицован­ные мрамором, с колоннами, статуями. В плане – это три вытя­нутых прямоугольника, обнесенных стенами, вдоль которых находились комнаты, где жили пожарные. В конце XIX в. архео­логи обнаружили один из постов седьмой когорты. По всей ви­димости, для этих караулов снимали частные дома. Интерес­но, что здесь же была обнаружена надпись, из которой следо­вало, что на пожарных была возложена еще одна функция – за­бота об уличном освещении.

 

 

Пожарный пост (excubitorium) VII когорты вигилиев (vigiles)Пожарный пост (excubitorium) VII когорты вигилиев (vigiles)

Корпус «отпущенников» имел четкую структуру. Когорты де­лились на десять отрядов по 100 человек в каждом. В отряде состояли как рядовые пожарные, так и специалисты, обученные технике тушения огня. Они делились на семь категорий. Наиме­нование отряда определялось его специализацией. Сифонарии (механики) обязаны были следить за состоянием пожарных помп и уметь ремонтировать их. Акварии должны были знать место­нахождение источников воды в своих районах: на них возлага­лась обязанность организации подачи воды к месту тушения пожара. Крючники и серповщики вооружены были крючьями и серпами, представляющими из себя длинные шесты с закреп­ленными на концах серповидными орудиями. Центонарии име­ли на вооружении суконные и войлочные полотнища, которые во время пожара смачивались в уксусе и набрасывались на огонь.В составе когорты имелась также спасательная сотня. В ее задачу входило спасание людей на пожарах. Для этого у го­рящего здания расстилались толстые матрацы, на которые могли выпрыгивать люди из верхних этажей. Сотня пожарных подава­ла воду непосредственно на огонь и обеспечивала работу помп. И, наконец, имелась сотня баллистариев – античных пушкарей, вооруженных камнеметами (баллистами).

 

 

Каска (шлем) римского пожарного

Каска (шлем) римского пожарного

 

Как известно, пожарная каска – одна из старейших деталей снаряжения пожарного. Имеющиеся в музеях пожарных касок Нью-Йорка и Базеля экспонаты свидетельствуют о том, что более 2000 лет назад древнеримские пожарные пользовались ими при тушении пожаров. Надо отметить, что современные каски в целом не слишком отличаются от древнеримских, но тем не менее в различные эпохи и в разных странах они изго­товлялись из различных материалов. В состав каждой когорты входило не менее четырех врачей, что превышало число медиков, находившихся в аналогичных по количеству людей армейских подразделениях.

Римский колодецРимский колодец

При пожаре трибун когорты выстраивал часть рядовых по­жарных у водоема, указанного акварием, и они по цепочке пе­редавали ведра с водой, которые были сплетены из спарта – крепкого волокнистого растения, и хорошо просмолены. Дру­гие же обеспечивали работу помп.

Центонарии взбирались по лестницам на крыши и набрасывали на огонь пропитанные уксусом полотнища. Снизу же их товарищи действовали с по­мощью надетых на длинные шесты губок, также смоченных в уксусе. Крючники и серповщики разрушали горящие конст­рукции.

Если огонь был сильным и затруднял действия пожарных, то баллистарии камнеметами разбивали стоящие рядом здания, ограничивая зону распространения пламени. Создать вокруг горящего здания пустое пространство – таков был главный спо­соб борьбы с огнем в Древнем Риме. Это свидетельствовало также о том, что ручные насосы, применявшиеся в то время, были слишком маломощными – затушить большой пожар с их помощью было невозможно.

Префект пожарных был уполномочен сенатом привлекать к уголовной ответственности и судить поджигателей, расследо­вать причину каждого пожара. Если он вызван был небрежнос­тью, префект имел право наложить на виновного денежный штраф или наказать розгами. Он имел также право осматри­вать кухни, проверять состояние печей, а также устанавливать, какое количество воды следовало запасти на случай пожара в данной квартире и во всем доме.

Дигесты Юстиниана содер­жат следующий рескрипт императоров Севера и Антонина пре­фекту ночной стражи пожарных Юлию Руфику: «Нанимателей домов и тех, кто небрежно обращается у себя с огнем, можно по твоему приказу наказывать розгами или бичами.

Если же будет доказано, что умышленно вызвали пожар, то передай их Фабию Иилону, префекту города и нашему другу». Последний мог вынести и другое решение.

В памятнике древнеримского права, известного под названием «Законы XII таблиц», действо­вавших с середины V в. до н. э., есть статья о наказании поджи­гателей: «…заключить в оковы и после бичевания предать смер­ти того, кто поджигал строения или сложенные около дома скирды хлеба, если совершил это преднамеренно…» Мера на­казания зависела и от того, к какому сословию принадле­жал виновный. Если он был из числа знати, то его могли сослать на остров или депортировать. Простого римлянина могли обез­главить, сжечь или бросить в клетку с хищниками.

Во втором по величине городе античного мира – Александ­рии (Египет) – особым распоряжением была организована «ноч­ная стража», выполняющая те же задачи, что и корпус «отпу­щенников» в Риме.

В городах с небольшой численностью населения, таких, как, Аквинкум, Савария (территория нынешней Венгрии), обя­занности по ликвидации пожаров и несению ночной службы вы­полняли различные объединения ремесленников, так называ­емые фаберы и центонариусы. Под словом «фабер» следует понимать не только кузнеца. Это собирательное понятие, объе­диняющее ткачей, каменщиков, столяров и людей других про­фессий. Центонариусы – это ремесленники, изготовляющие покрывала и одежду. Термин «центо» означает кусок грубой тка­ни, пропитанной водой или уксусом, который, как уже упоми­налось, применяется при гашении пламени. Согласно этим пояснениям, коллегия центонариусов могла означать «корпус пожарных, гасящих огонь центами».

Борьба с огнем возлагалась на эти группы ремесленников в связи с тем, что в их распоряжении имелись различные инст­рументы, они имели опыт работы на высоте, знали конструк­цию зданий, крыш. И эта организационная структура сохрани­лась на века, даже после падения Римской империи. Во вре­мена средневековья и в последующий период истории именно люди названных профессий привлекались к тушению пожаров и пользовались в античных городах определенными льготами. Они освобождались от общественных работ и других общего­родских повинностей. Следует также отметить, что в коллегии группировались прежде всего специалисты одной и той же про­фессии, а также одного вероисповедания. Эти объединения оказывали нравственную поддержку своим членам, служили посредниками при размещении государственных заказов. На­личие таких возможностей и услуг побуждало обыкновенных людей вступать в эти коллегии. Со своей стороны правитель­ство разрешало создание обществ ремесленников там, где кол­легии выполняли бы общественно полезные работы, вели по­литическое воспитание и регистрацию своих членов. Те обще­ства, которые, помимо своего основного занятия, не были свя­заны с пожарной службой, привлекались для выполнения об­щественных работ.

Возглавлял такую полувоенную организацию префект, а его заместителем был магистр. Сохранившаяся в окрестностях Ланнонии каменная плита рассказала о рангах чиновников: эк- серцитатор (руководитель практики), эпсактор (сборщик член­ских и других взносов), векбиллариус (знаменосец), квестор (хозяйственный руководитель), скриба (писарь), декурио (ко­мандир взвода). В добровольной пожарной команде Аквинкума были также врачи.

Дошедшие до нас источники свидетельствуют об одном важ­ном элементе в устройстве пожарной охраны того периода – учениях. «Во имя нашего величайшего Юпитера, Клавдий Пом­пеи Фаустус, советник Аквинкума, бывший полицейский чинов­ник и бургомистр, руководил в качестве командира и шефа об­щества фаберов учениями вышеназванного общества в пятый день до первого числа августа месяца…» Такая надпись высе­чена на двух алтарях в Аквинкуме. В каждом взводе предполо­жительно был свой знаменосец, а добровольная команда мог­ла состоять из пяти-шести взводов. Именно такое число имен (пять) насчитывается на одной из плит, рассказывающей о зна­меносцах. Атак как в первичной тактической единице (турше), имеющей свое знамя, в Римской империи насчитывалось 30 человек, то пожарная команда состояла не менее чем из 150 бойцов. Эта цифра подтверждается письмом наместника Пли­ния императору Траяну, где идет речь об организации подраз­деления фаберов из полутора сотен.

Численность населения Аквинкума в период его расцвета вместе с военным гарнизоном составляла 50 – 60 тыс. человек.

Пожарная охрана города и прилегающих деревень была воз­ложена на коллегию центонариусов (гражданская часть горо­да) и коллегию фаберов (территория военного гарнизона). Их общая численность составляла примерно 3000 человек. Для несения пожарной службы такого количества людей было впол­не достаточно. Однако, учитывая их небогатое техническое ос­нащение, пожары нельзя было ликвидировать даже с помощью воинских подразделений. Как и в Риме, на пожарных Аквинкума возлагалась еще и воинская повинность. Штаб-квартира центонариусов располагалась у южных ворот города, что сви­детельствовало о том, что добровольцы могли служить резер­вом при защите бастионов (в качестве «второго городского гар­низона»), Более того, в непосредственную задачу центонариу­сов входила прежде всего оборона городской стены у их рези­денции. Об их воинском долге свидетельствует также и тот факт, что именно в таких городах императоры разрешали со­здавать объединения ремесленников.

Однако большинство городов не имело специальных фор­мирований для борьбы с огнем. Даже крупные пожары не яв­лялись основанием для их организации. Политическое недо­верие со стороны императорской власти различным обще­ствам препятствовало созданию и пожарных подразделений, несмотря на то, что такие предложения поступали от высокопо­ставленных чиновников. В 53 г. н. э. во время посещения Пли­нием Младшим (наместником императора) римской провин­ции Никомедии там вспыхнул сильный пожар, длившийся не­сколько суток. Огнем было уничтожено много общественных и частных строений, в том числе здание сената и цирк. Развитию пожара способствовал не только сильный ветер. Плиний стал свидетелем того, как большие группы горожан оставались праздными наблюдателями этого бедствия. В письме импера­тору Траяну, отмечая это обстоятельство, он писал: «…Огонь разразился на большое пространство от сильного ветра, час­тично от небрежности зрителей, которые, как обыкновенно слу­чается, оставались праздными зрителями такого несчастья. Впрочем, в городе не было ни труб (насосов), ни багров, не было другого оружия для погашения пожара». В этом письме он про­сил у императора разрешения на создание в городе пожарной службы: «…Обдумай, не было бы целесообразно организовать подразделение фаберов, которое насчитывало бы не менее 150 человек. А я прослежу за тем, чтобы в это подразделение вклю­чили бы только фаберов и чтобы они не злоупотребляли свои­ми правами… Было бы нетрудно контролировать такое неболь­шое подразделение …» Немного спустя он хлопочет и о пост­ройке водопровода.

Император в своем ответе любимому наместнику в Малой Азии все же не разрешил создание добровольной пожарной команды. Боязнь каких-либо обществ, деятельность которых могла бы быть направлена против правительства, была силь­нее боязни огня. Характерен ответ императора Плинию: «…Население на Востоке беспокойное… Поэтому достаточ­но будет, если ликвидации пожара будет помогать народ… Лучше собрать орудия, употребляемые для гашения пожара, и вменить в обязанность владельцам домов, чтобы они, когда обстоятельства потребуют, сами старались пользоваться сте­чением народа».

Эти слова свидетельствуют, что власти Рима владели состо­янием пожарной охраны. Дело в том, что одна из статей «Зако­нов XII таблиц» обязывала каждого домовладельца на случай беды иметь у себя запас воды, топоры, пилы, лопаты, лестни­цы, шерстяные покрывала.

Чем же тушили огонь добровольные пожарные команды? Их оснащение несколько отличалось от снаряжения корпуса «от­пущенников». Наиболее типичным средством был уже упомя­нутый центо, т.е. намоченная ткань, кусок сукна. Подобно цен­там применялись и кожи животных.

При раскопках в Зальцбурге были найдены деревянные ем­кости и пара ведер на коромысле. Если ведер поблизости не было, то воду доставляли в керамических ковшах. На одном из каменных памятников Италии сохранилось рельефное изобра­жение пожарного, держащего в левой руке кирку, а в правой – центо. Надпись на памятнике разъясняет, что этот пожарный именуется долабриусом. Долабра на латыни означает «кирка».

Римские пожарныеРимские пожарные

Другой сохранившийся памятник в Комуме интересен тем, что на нем выбито: «Здесь упомянуты многие роты центонариусов с кирками (топорами) и лестницами». Это был один из пер­вых памятников пожарным.

5 июля 64 г. н. э. в Риме вспыхнул пожар, длившийся восемь дней. Дотла выгорело 10 из 14 районов крупнейшего горо­да мира. В огне погибли многие произведения искусства, пре­красные храмы, жилые дома, расплавилось три тысячи медных досок, на которых были выгравированы постановления сената с самого основания Рима. «…Стремительно наступавшее пла­мя, свирепствовавшее сначала на ровной местности, подняв­шееся затем на возвышенности и устремившееся снова вниз, опережало возможность бороться с ним, и вследствие быст­роты, с какой надвигалось несчастье, и потому, что сам город с кривыми, изгибавшимися то сюда, то туда узкими улицами и тесной застройкой, каким был прежний Рим, легко становился его добычей…» – так описывает римский историк Корнелий Та­цит (55-120 г.н.э.).

Это было страшное бедствие. Защищая честь римских инфонариев, обвиняемых в бессилии при тушении пожара, не­мецкий писатель-историк Линдер отмечает, что «только нео­бычайной энергии сифонариев, разобравших целые кварталы, Рим обязан остановкою огня». Этот пожар заставил задумать­ся императора Нерона над проблемами их предупреждения и тушения, ибо в густонаселенном городе с извилистыми, узки­ми улочками, многоэтажными – в четыре, пять и более этажей домами огонь представлял серьезную опасность.

 

 

Пожар Рима. Картина Роберта Хьюберта, 1795 годПожар Рима. Картина Роберта Хьюберта, 1795 год

 

Тацит приводит описания и других пожарищ. Особенно тя­желые последствия вызвали возгорания в местах массового скопления людей. Когда загорелся деревянный амфитеатр, построенный в 23 г. н. э., огонь настолько быстро охватил три­буны, что люди в панике не сумели выбраться из помещения. Погибло несколько тысяч человек. С этих пор сенат вмешива­ется в строительство и требует предельной высоты домов, широких проездов и свободных, незастроенных площадей. В принятых законах были установлены соответствующие нормы, которые следовало соблюдать при выборе строительной пло­щадки, проектировании и возведении зданий. В первую оче­редь была запрещена постройка домов с общими стенами. Император приказывает строить новые дома разрозненно. Предписывалось «…оставлять дворы… и сами здания в опре­деленной их части строить без деревянных балок, из камней гор Габинуса или Албануса, поскольку камень более устойчив к огню…» Нерон распорядился также строить перед домами залы с колоннами, с плоских крыш которых можно отражать наступ­ление пламени. С низких крыш залов, похожих на веранды, лег­че было вести борьбу с огнем. Например, в Аквинкуме, в пере­дней части губернаторского дворца над террасой, специально оставили один этаж пустым, показав наделе пример выполне­ния предписания. Во избежание гибели людей на пожарах вы­сота многоэтажных зданий ограничивалась вначале до 21, а затем до 17 метров, причем для каждого этажа предусматри­валась отдельная каменная лестница.Театры, которые играли большую роль в жизни населения, строились из мрамора. При­чем сцена в театре, нередко достигавшая высоты нескольких этажей, имела выходы в четыре стороны, что облегчало эваку­ацию артистов и зрителей при пожаре.

В ходе градостроительства промышленные предприятия стали выносить за городские стены. Причем производствен­ные цеха возводились не на произвольном месте, а с учетом «розы ветров». Так, например, строители Аквинкума, учиты­вая, что ветер дует, в основном, на северо-запад и север, пе­реместили предприятия с этого направления на восток и юг. Запрещалось также устраивать вблизи строений погребаль­ные костры.

Грандиозное строительство Рима в пору его расцвета по­влекло за собой поиск дешевых и экономичных строительных материалов. Здесь находят широкое применение глина, буто­вый камень, туф, кирпич-сырец и обожженный кирпич, чере­пица, мрамор и др. Деревянные предметы в целях пожарной безопасности пропитывались смесью уксуса и размельченной глины. Со II в. н. э. дома строили, как правило, из камня, а кры­ши покрывали черепицей. В начале V в. н. э. в Константинопо­ле насчитывалось 4488 каменных сооружений, 52 аркады-портика, около 200 бань. Но улицы и площади продолжали оста­ваться узкими. Например, в Аквинкуме самая широкая улица была не более 11 метров, а центральная городская площадь имела размеры 12×12 метров.

Наряду с постройкой общественных и жилых зданий из кам­ня, в Риме уделялось большое внимание строительству водо­проводов. В Древней Греции во времена Геродота (Ѵв. до н.э.) в г. Самос проводят ключевую воду. Общеизвестны римские со­оружения подобного рода. Если первый водопровод длиной 16,5 км появился в 312 г. до н. э., то в I в. н.э. только в Риме уже имелось 11 самотечных водопроводов, по которым город ежед­невно получал до 700 кубометров воды.

 

 

Акведук (водопровод) КлавдияАкведук (водопровод) Клавдия

 

На одного жителя при­ходилось 600 – 900 литров воды в сутки. Это было одним из са­мых значительных достижений, причем многие другие страны мира так и не смогли достигнуть этого уровня даже спустя сто­летия. К примеру, в конце XIX в. в России 60 литров воды на человека в сутки считалось вполне достаточным. Вода пода­валась в город самотеком из отдаленных источников, попол­няя большой резервуар. От открытых каналов постепенно был осуществлен переход к системе труб, причем металлические трубы начали применять с очень давних пор. Из большого ре­зервуара вода поступала в три бассейна меньших размеров, расположенных на разных уровнях. Из самого нижнего вода по­ступала в городские фонтаны, из которых население брало воду, а в случае необходимости она использовалась для целей пожаротушения. Специальные служители – кураторы вод – по­стоянно следили за всей системой водоснабжения. В период организации пожарной службы в Риме, как уже упоминалось, в разных частях города было построено 700 водоемов. Очевид­но, что такая густая сеть бассейнов и водопроводов позволила римлянам решить одну из важнейших проблем – доставку воды к месту пожара в кратчайшие сроки.

Предлагаем Вам ознакомиться с интересным видео, затрагивающую тему пожара в Риме

fireman.club