В древней греции мужчина. Антиномия мужского и женского в Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Идеал мужской красоты в Древней Греции. В древней греции мужчина


Идеал мужской красоты в Древней Греции \ Мода и развлечения \ TV-каналы \ СЕКС.РФ

Заблуждения, связанные с Древней Грецией  

Поговорим о идеале красоты в Древней Греции. Прежде всего, нужно сказать, что относительно Древней Греции у западного человека сложилось множество таких мифических представлений. Эта культура сильно идеализирована, потому что начиная с эпохи Возрождения Древняя Греция, особенно Афинская демократия были неким эталоном, причем и гражданского устройства, и греческое искусство, архитектура были образцом подражания для архитекторов, скульпторов, живописцев.

У западного человека существует несколько идеализированное, искаженное представление о Древней Греции, потому что с эпохи Возрождения греческое общество, греческое искусство, греческая философия считались эталоном для западной культуры. И можно сказать, Древняя Греция была учительницей Западной Европы на протяжении нескольких веков. Гражданские идеалы, идеалы красоты, традиции в архитектуре – все пытались заимствовать, развивать уже на собственном уровне, по собственному разумению. Но на самом деле представления были достаточно искаженными. Например, в XVIII веке, век просвещения, им казалось, что в античности, в частности в Древней Греции, люди носили белые одежды.

На самом деле реальность была вовсе не такой, но самым модным цветом в стиле неоклассицизм, или в эпоху директорий, или в стиле ампир для женских платьев был белый, потому что именно белый считался стилем античности. И таких заблуждений существовало и существует достаточно много. Мы идеализируем греческое общество, не совсем понимая, что оно было вовсе не таким гармоничным и совершенным, как это нам представляется.

Во-первых, нужно понимать, что, наверное, главная идея, которая и породила все эти традиции, – это идея прагматизма, потому что эта цивилизация возникла в особой природной среде, на территории Пелопонесского полуострова и на островах. С одной стороны, кажется, что это райская земля, особенно туристам, которые приезжают в Грецию отдыхать. С другой стороны, земля там не особенно плодородная, и поля, которые возделывали вокруг городов-полисов, очень быстро перестали кормить растущее население этих городов. Поэтому возникла необходимость в колонизации других территорий, в том, чтобы избыток населения выселять в другие места.

С этой же целью, чтобы преодолеть скудость собственной окружающей среды, греки развивали всемирный экспорт. Их товары должны были быть самыми лучшими на средиземноморском рынке, чтобы они могли получать необходимые ресурсы для развития собственной культуры. Поэтому греческая керамика была самой лучшей, самой совершенной, самой качественной, и остатки ее находят на всем побережье Средиземного моря и Черного моря.

Действительно, они сумели завоевать весь рынок, но при этом их собственный уклад как раз ориентировался прежде всего на нужды полиса. Вот в чем прагматизм? В том, что на первом плане стояли нужды, потребности, цели города-государства, полиса. А жизнь человека всемерно подчинена была этим задачам. Отсюда идеал калокагатии знаменитый, который можно, наверное, в грубой форме передать как «в здоровом теле здоровый дух».

Какими качествами обладал мужчина в Древней Греции?  

Они считали, что совершенный человек должен обладать совершенным телом, но при этом и совершенным духом. Но не с точки зрения, какую вкладываем мы в это понятие, а прежде всего совершенный, идеальный человек должен быть идеальным гражданином, то есть приносить пользу своему полису, обладать теми качествами, которые необходимы этому полису. У мужчины главной была военная миссия, потому что все эти города-государства постоянно между собой враждовали. То они вступали в союзы, то враждовали, то есть постоянно вели войны еще с ахейского периода.

Поэтому для выживания небольших этих городов требовались, прежде всего, войны. Войны могли уберечь этот город от завоевания и принести богатую добычу в случае военного успеха. И все было нацелено на то, чтобы вырастить из мальчиков этих воинов. И вообще можно сказать, что греческая цивилизация, древнегреческая цивилизация – это цивилизация мужчин, то есть главный персонаж в греческом обществе – это мужчина, мужчина-воин и философ.

Значение мужской наготы в Древней Греции  

Спорт в Древней Греции был инструментом создания этого идеального гражданина, поэтому такое значение имели Олимпийские игры в Древней Греции. Поэтому же мужская нагота в Древней Греции была нормой. Очень часто мальчики, юноши, вообще могли ходить без одежды, в этом ничего такого неприличного они не видели, у них вообще не было понятия греха. В Спарте, например, юноши вообще ходили обнаженными, только в очень холодную зиму им дозволялось прикрыться одним плащом.

С точки зрения одежды, греки были минималистами, потому что мужской костюм, за исключением военного, представлял собой только одну одежду. Носить две одежды или три одежды для грека было неприличным. Это означало, что он заботится о комфорте, о своем теле, что у него не закаленное тело – это не входило в их представление о должном. Поэтому одна одежда – либо хитон (хитон – это не столь статусная одежда, потому что хитоны носили и ремесленники, которых греки презирали, и беднота, и воины, то есть более функциональная одежда), а основной одеждой древнего грека в мирное время был плащ гиматий или гиматион, его драпировали прямо на обнаженное тело.

Если грек путешествовал, то, конечно, в гиматии это было делать неудобно, гиматий подходил для занятия философией, политикой, для ведения диспутов. Для других ситуаций требовалась одежда более удобная. Это была хламида – плащ, который не драпировали, а просто застегивали либо спереди, либо на правом плече. Вот что важно, в древности обязательно плащ должен был закрывать левое плечо, самую уязвимую часть тела, поэтому разрезы, застежки были с правой стороны, а левая сторона должна была быть защищена тканью. Так вот, он носил одну хламиду, и путешественник путешествовал обнаженным в сандалиях, в шляпе и в этом плаще-хламиде, как изображают часто Персея, именно в таком костюме. Конечно, военный костюм был более сложным, но это объяснялось тем, что он был функциональным.

Рассуждения Аристотеля – первая теория дизайна  

Кстати, считается, что рассуждения Аристотеля о военных доспехах и есть первая теория дизайна, потому что настолько они продумали эту военную одежду именно с точки зрения ее функциональности, что она действительно была самая совершенная в древнем мире. Там сама необходимость диктовала ношение нескольких одежд. Прежде всего, под доспехи надевали хитон для того, чтобы защитить тело от металлических частей этих доспехов.

Но при этом древние греки штаны не носили вообще. Это вообще не греческая одежда, это одежда варваров, с которыми они были знакомы, торговали, представляли себе их хорошо, например, скифов, но такую варварскую одежду уважающий себя грек не носил. Даже всадники у них сидели верхом без штанов, только в хитонах, и вот сверху хитона надевали уже кирасу, боевой пояс, ноги защищали поножи, это тоже великое изобретение, потому что эти металлические щитки защищали важные болевые точки, уязвимые в бою. И греческий шлем тоже был самым совершенным, он имел часто откидное забрало.

И вот этот костюм потом и римляне заимствовали, и этруски до римлян, и в Византии именно развивается вот эта греческая традиция военной одежды. Но это исключение. Обычно грек носил либо одну одежду, которая не скрывала тело, либо мог быть обнаженным. Например, во время Олимпийских игр все спортсмены выступали обнаженными. Это имело еще некоторый смысл, связанный с отношением греков к женщинам и мужчинам.

Почему в Древней Греции процветали любовные отношения между мужчинами?  

Греки считали женщин неполноценными существами, поэтому невозможны были нормальные, полноправные, полноценные любовные отношения между мужчиной и женщиной. То есть в любом случае они не совершенны по причине изначального неравенства партнеров, а вот отношения с равными в их глазах казались самыми совершенными. Поэтому у них процветали гомосексуальные отношения. В этом они ничего не видели отрицательного, начиналось это еще в гимнасии и продолжалось всю жизнь, и как раз считают, что Олимпийские игры были не просто соревнованием атлетов, но и возможностью для красивых юношей продемонстрировать свою красоту и найти богатого покровителя.

А вот отношение к женщине у греков было совершенно другим. Они сами, можно сказать, страдали в семейной жизни от такого отношения к женщине, так как в семейной жизни все они были несчастливы. Из-за их позиции жены древних греков были необразованные, невежественные и сварливые. И история дает множество примеров такой семейной жизни конфликтной. Например, у Сократа была очень сварливая жена, которая его даже била, даже руку поднимала на мужа, что, в принципе, в таком патриархальном обществе было невозможно.

Но обычная женщина в Древней Греции была совершенно бесправна, она не имела права владеть имуществом, даже если дочь единственная получала наследство от отца, она не могла свободно распорядиться своей жизнью, она не могла выйти замуж, например, за кого она хочет. Ей семья отца находила мужа из числа членов этой семьи, чтобы наследство не уходило на сторону. И обычная женщина в Древней Греции вела совершенно замкнутый образ жизни. Все ее дни проходили на женской половине дома – в геникее, откуда она очень редко куда-либо выходила, потому что даже покупки на рынке продукты покупал муж, а уже готовить их дома должна была женщина.

Собственно, в чем ее функции были: обеспечить рождение законных детей и обеспечить хозяйственную жизнь в доме. Поэтому женщины готовили пищу, пряли, ткали, и в ее обязанности входило обеспечить одеждой всех домочадцев. И вместе со своими рабынями, служанками хозяйка дома, собственно, целыми днями этим и занималась. К общественной жизни она была не допущена.

На комедии, например, женщин вообще не пускали. Есть даже мнение, что и на трагедии женщин не пускали, на Олимпийские игры женщины тоже не допускались, хотя могли участвовать девушки, но женщины на олимпийские игры не допускались. Был один случай, когда мама одного атлета, переодевшись в мужское платье, тайком пробралась смотреть соревнование, где ее сын стал победителем, и когда это раскрылось, то ей грозила смертная казнь. Но ее помиловали из-за того, что ее сын стал чемпионом в этих соревнованиях, но это исключительный случай. Но кроме законной жены у древнего грека было множество отношений с другими женщинами.

xn--e1aktc.xn--p1ai

Антиномия мужского и женского в Древней Греции — КиберПедия

Древнегреческие полисы, несмотря на свою социально-политическую самостоятельность и присущий эллинам состязательный дух, находились в неразрывном единстве религии, мифологии и национального самосознания [21, с. 233-235]. Позднее мы познакомимся с местными обрядами и обычаями, принятыми в иных полисах, равно как и с культурными сдвигами эпохи эллинизма, но в данной главе мы осветим жизнь древнегреческой цивилизации в свойственном ей, как писал А.Ф. Лосев, застывшем, скульптурном состоянии. А именно отметим некоторые общности касательно социальной пропасти между мужчиной и женщиной. Начнем с последней.

«Идея о существовании двух типов женщин: женщины-матери и женщины-куртизанки – была признана греками еще на заре их цивилизации; исходя из нее они и строили свою жизнь» [38, ч. I, гл. I, 1.]. Такое чёткое разделение характеризуется не только социальным положением, но даже в определенной степени возрастом, вследствие чего «можно предположить, что женщины не могли выходить из дома до тех пор, пока не достигнут того возраста, когда мужчины при виде их будут спрашивать, не чья это жена, но чья мать» [38, ч. I, гл. I, 1]. Г. Лихт, тем не менее, доказывает и настойчиво обращает внимание на высокочтимое достоинство роли матери, связывая это с тем, что греки «всегда оставались непревзойденными художниками жизни» [38, ч. I, гл. I, 1]. И мы не можем не видеть красоты в идее о том, что «когда гречанка становилась матерью, она достигала цели своего существования» [38, ч. I, гл. I, 1]. В самый миг разрешения от беременности она преисполнялась полнотой жизни и смысла на многие годы вперед: заботой о потомстве, доме своего мужа, коими делала вклад в светлое будущее полиса.

Более интересно мнение о добрачной женщине, которое мы находим у одного из древнейших поэтов – Гесиода. Строго функциональной направленности его наставление «Труды и дни» содержит как критику женщин: «Женщин беги вертихвосток, манящих речей их не слушай. / Ум тебе женщина вскружит и живо амбары очистит. / Верит поистине вору ночному, кто женщине верит!» [13, с. 63], так и нежное наблюдение: «Дома сидеть остается она подле матери милой, / Чуждая мыслей пока о делах многозлатной Киприды; / Тщательно нежное тело омывши и смазавши жирно / Маслом, во внутренней комнате спать она мирно ложится» [13, с. 67]. Здесь мы видим два состояния женщины: свободная «вертихвостка» и милая жена. Безусловно, древние греки идеализировали, мифологизировали свой быт: так вышедшая замуж девушка становилась служительницей Гестии – покровительницы семейного очага и «настоящего символа хозяйки» [1, с. 80]. Отсюда и резкость противопоставления, ведь свободная девушка не только вредит институту семьи, но и противоречит божественным заветам. Однако важнее для нас та граница, за которой последняя превращается в «милую жену»: «Девушку в жены бери – ей легче внушить благонравье … Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете» [13, с. 72]. То есть, хорошая жена есть результат работы мужа. Как земледелец Гесиода обрабатывает мать-землю ради доброго урожая, так и девушку необходимо подготовить к плодоносной семейной жизни. Здесь следует вспомнить, что «греческому, как, впрочем, в разной степени и ряду других языков, присуща отчетливо выраженная нерасчлененность сексуального и экономического смысла ряда слов» [50, с. 35], что говорит об изначальном единстве целевого восприятия обеих сфер.

В продолжение мысли позволим себе через А.Ф. Лосева процитировать философа классической эпохи, Аристотеля: «Кажется, кроме того, что женственный тип более коварен, поспешен в поступках и труслив. Женщины и те, кого мы воспитываем (домашние животные), пожалуй, все такого же типа». Опустив нелестное тождество, мы видим сохранившуюся через несколько веков необходимость воспитания. Подобных примеров можно привести достаточно, причина же кроется в религии глубокой древности. Дело в том, что в соответствии с мифологией разрушительное действие на порядок в большинстве своем производит именно женщина: от Пандоры они расселились по миру божественной карой для людей [13, с. 54], от Немесиды и Зевса или Тиндарея по некоторым мифам родилась бедонесущая Елена [41, кн. I, гл. XXXIII, 7], в конце концов, именно порожденные Геей кошмарные чудовища заставляли трепетать человечество. Лосев находит в мифологизированной женской природе элемент мести: «Ушедший в прошлое мир матриархальной архаики мстит новому героизму, используя женскую красоту» [11, c. 444]. Потенция женщины, как мы знаем, принадлежит хтоническому периоду, когда земля почиталась как плодоносная мать, но обратной стороной этого чуда была неконтролируемость.

Древняя персонификация женского начала, Афродита явилась последней дочерью Геи и Урана, хранительницей семян выкорчеванной хтоники [13, с. 26]. Дарительница любви, она наполняет мир не только цветением всеобщего примирения, но и щедро посыпает головы мороком страсти. Гея же, земля, глубоко почитаемая как плодородная кормилица [1, с. 40], тем не менее, содержит в себе опасный элемент непредсказуемости, что выражается в стихийных бедствиях или, мифологически, хтонических чудищах и борьбе с ними. Платон пишет о круговороте душ: «Тот, кто проживет отмеренный ему срок должным образом, возвратится в обитель соименной ему звезды и будет вести блаженную, обычную для него жизнь, а тот, кто этого не сумеет, во втором рождении сменит свою природу на женскую. Если же он и тогда не перестанет творить зло, ему придется каждый раз перерождаться в такую животную природу, которая будет соответствовать его порочному складу» [44]. Совершенно ясно рисуется бедственность материального земного существования, падающего все ниже по мере приближения к земле, более того, путь к пороку пролегает непосредственно через женскую натуру. Мифология и философия довольно четко указывают на двойственность неподконтрольного женского начала. Поэтому женщина, будучи глубоко почитаемым элементом государства как хозяйка дома и мать, все же должна быть ограничена этими сферами не только по естественным причинам, но и ради безопасности народа.

Однако нас больше волнует, насколько это представление перекликается с традиционным отношением к личным качествам женщины, ее способности к самовоспитанию. При разрешении этого вопроса мы вполне можем согласиться с кратким тезисом Лихта: «Носителем всей духовной жизни был в античности мужчина и только мужчина» [38, ч. II, гл. V, 3]. Даже достойная чести роль матери должна была продумываться и проектироваться им, что лишает обобщенную женщину натурального благонравия. Мужчина должен наделить ее чувственную, порождающую сущность духовным началом, необходимым для высокой ответственности родителя нового гражданина. Она становится сродни перспективному, но строптивому растению, которому должно обеспечить условия для прорастания необходимых добродетелей.

Сам факт дуализма «мать-гетера», двойственность судьбы гречанки говорит о многом и порождает социальную пропасть. Роль матери в жизни полиса и в каждой отдельной семье была исполнена благородства и удостаивалась должного почитания, а гетера становилась его украшением или просто развлечением в зависимости от своих талантов [38, ч. I, гл. I, 1]. Но тон любых прославлений совершенно менялся в сравнении с масштабом мужской деятельности. Место влияния женщины ограничивалось домом, гинекеем. Вне их – весь свет. И там имел право действовать только мужчина. Он воин-охотник, политик-властитель, кормилец, философ, художник, строитель и, наконец-то, герой. Достаточно взглянуть на многоликую фигуру древнегреческого героя, этого античного святого, чтобы понять, кто преобразует действительность и держит на своих плечах весь эллинский мир. Главным мотивом героических мифов является уничтожение хтонических чудовищ, порожденных насилием над Геей ее собственного сына [13, с. 24.-25]. Вместе с богами герои приносят покой в охваченный первобытным страхом мир и порядок в хаос, усмиряя землю, приручая женщину. Мужчина берет на себя роль сдерживания излишеств, стража границ своего полиса, созидания глобального порядка.

Мы можем сделать вывод о том, что в античном обществе мужчина является практически безраздельным творцом, потому что древнее представление о творении связано в большей степени с созиданием формы, нежели рождением низшей материи. Женщина рожает дитя и поддерживает его существование – это ее высшее богатство, это плодовитая Ниоба, в гордой заносчивости попрекающая Лето малодетностью [15, кн. III, стр. 505]. Мужское же общество работает над телом мальчика посредством гимнастических упражнений и созидает его внутренний мир многочисленными беседами. То есть, жизнь его в соответствии с древнегреческой культурой – это восхождение от низшей ступени пассивно-чувственного мира женщины к высшим ступеням прекрасных форм и нравственно-духовных идеалов мужчины. Переход в мужские руки был настолько важен, что санкционировался даже на физиологическом уровне: «Греческая педерастия была ритуалом социальной инициации. В процессе ритуального совокупления (содомии) мужчины с мальчиком (pais) сперма взрослого наделяла мужественностью ребенка» [36, с. 9]. Если же новорожденный оказывался женского пола, то он традиционно лишался движения по вертикали. Исключением является высшее проявление разумной жизни женщины, которое она находила в жречестве. Но и такая интимная близость к богу должна прорывать тонкую прослойку телесного самоощущения, ввергая разум своих служительниц в экстатические состояния. Доказательством этому служат многочисленные мистические культы женских божеств, которые взаимопроникали на протяжении многих лет [1, гл. III, 11]. Но их мы подробно рассмотрим позже.

Очевидно, не стоит отрицать тот факт, что отношение к женщине постепенно изменялось. М. Фуко объясняет это тем, «что статус мужчины-гражданина во многом утратил политическое значение; вместе с тем возросла роль жены, экономическая и юридическая» [50, с. 87]. Многовековая мужская власть оказалась свергнута, бывшие правители были вынуждены совмещать в себе роль глашатаев нового порядка. Однажды самостоятельные, полисы сначала слились по большей части в Македонском царстве, а затем стали провинциальными городами Римской Империи – вместе с ними своей исключительной роли лишился и древнегреческий мужчина как таковой.

cyberpedia.su

Секс в Древней Греции

Мужчины в Древней Греции

В Древней Греции воплощением плодовитости являлся мужчина, а не женщина. Это проявлялось в религии и, в частности, в повсеместном фаллическом культе. Согласно древнегреческой мифологии, половой член Зевса - это начало всех начал, так как именно Зевс считался «дарователем жизни» и прародителем всего живого. В Греции пенис был основным символом плодородия. Греки даже специально изготавливали из кожи фаллоимитаторы и продавали их. Они верили, что женщины завидуют мужчинам, поскольку у тех есть половой член.

У древнегреческого мужчины было все. Он владел собственностью, повелевал женщинами и рабами. В браке у гречанки не было никаких прав. Ее отец предлагал приданое или давал выкуп любому мужчине, согласившемуся взять его дочь замуж. Делалось это для того, чтобы поскорее от нее избавиться. Мальчиков отцы отправляли учиться в частные школы, которые они специально оплачивали. Девочки же оставались необразованными.

Самые ранние фаллосы, найденные в Греции

Фаллосы — изображения мужских половых органов — были обнаружены в Греции несколько десятилетий тому назад и датируются началом каменного века. О гермах, фигурах с головой старика и эрегированным членом, много писал древнегреческий философ Плутарх. Гермы имели чисто религиозное назначение: считалось, что они обладают способностью отвращать злые чары. В Афинах в 415 году до н.э. было найдено несколько повреждённых священных герм. Это было истолковано как дурное предзнаменование в преддверии планировавшегося рейда в Сицилию.

В Древней Греции также активно использовали фаллоимитаторы, в основном сделанные из кожи, так как слоновая кость и бронза были дорогими материалами, а керамика легко ломалась. Жрицы любви часто использовали искусственные фаллосы для развлечения мужчин за ужином. Кроме того, в ход шли и более доступные материалы, как например хлебные палочки, которые стали популярными сексуальными игрушками у женщин.

Греческие жены

Жизнь афинской замужней женщины была довольно однообразной. Афинянин не запирал жену, но весь уклад афинской жизни ежеминутно указывал женщине, что её место дома. Выходить она могла с разрешения мужа, в сопровождении рабыни или пожилой родственницы. Конечно, это выполнялось не всегда. Женщины ходили гулять, и в гости друг к другу. Они также могли принимать участие в некоторых городских мероприятиях, но им строго настрого запрещалось присутствовать на Олимпийских играх. Несмотря на затворничество, афинские женщины были полными хозяйками внутри своего дома. Единственная обязанность жены и ее долг в жизни - родить и вырастить законнорожденных детей и вести хозяйство по дому. В богатых семьях всю домашнюю работу делали рабы, за которыми следила хозяйка дома.

Рождение девочек в Древней Греции не поощрялось. Не так уж редки были случаи детоубийства, в особенности новорожденных женского пола. В других же случаях, маленьких девочек продавали владельцам публичных домов или просто заставляли заниматься проституцией. Греческие жены покорно принимали измену своих мужей со жрицами любви вне дома и рабынями в своем же собственном доме.

Проституция

В Древней Греции проституция была частью повседневной жизни. В более развитых городах и, особенно, во многих портах ею занималась значительная часть населения. Более того, большее количество денежных средств вращалось именно в этой сфере. Проституция тогда была законной деятельностью. Наличие борделей в городах не осуждалось, наоборот, они существовали вполне открыто и пользовались большим успехом. Проституция была как женской, так и мужской. Проститутками могли быть разновозрастные женщины и только молодые(!) юноши. Их клиентами, в основном, были мужчины.

yap-helper.ru