Армия древней индии. Индийские доспехи и оружие (часть 1)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ядерные войны в Древней Индии? Армия древней индии


Армия древней Индии | культура Индии

Традиция вооруженных сил, по определению и по назначению, представляет собой неотъемлемую часть индийской цивилизации. Общепринятой ошибкой, предрассудком, граничащим с недомыслием, является стремление превратить этот фактор развития цивилизации в упрощенную кастовую характеристику. Боевые действия, личная доблесть и правила поведения в военных условиях никогда не были атрибутами одной единственной касты.“Шакти”, как концепция силы, ее обожествление в качестве богини и поклонение ей, – также не являлась уделом одной касты. Кроме того, на всем протяжении истории Индии, от древнейших времен до современности, вооружение было атрибутом всех каст и классов. Ношение личного оружия было своего рода этикетом, почти принадлежностью убранства, и эта традиция великолепным образом донесена до двадцатого века, оставаясь характерной не только для сикхов. Разоружение Индии, процесс навязанный имперской Британией после 1857 года, было не столько способом умиротворения, сколько средством достижения монополии Великобритании на обладание и использование оружия.

В бессмертном эпическом произведении “Рамаяне”, в которой рассказывается о борьбе добра со злом, Рамы и Раваны, проиллюстрирована именно эта точка зрения: поскольку Равана был брахманом (из касты жрецов), его искусство владения оружием воспитывалось на протяжении веков. Подобным же образом в другом великом эпическом сказании, “Махабхарате”, ведется рассказ о грандиозной войне, в которой за оружие берутся представители различных каст. В Средние века в великом раджпутском царстве Мевар все касты наравне, плечом к плечу сражались с нашествием Моголов – кшатрии, брахманы, вайшья и шудры. Вот почему на гербе Мевара две фигуры – раджпута и бхила (в современной терминологии далит или адиваси, – распрямившись во весь рост, поддерживают щит этого древнего государства. Традиционная военная система была подвергнута разделению на так называемые секции, армия, по крайней мере на первоначальном этапе, была охарактеризована британскими властями для упрощения как состоящая из “военных классов” Индии. Хотя в реальности подобных классов никогда не существовало – все пласты индийского общества за определенным исключением, как уже объяснялось, соблюдают традицию ношения оружия, веру в Шакти, и на протяжении веков проявляли личную доблесть и в высшей степени развитое чувство чести. Такие принципы, как ненанесение удара поверженному врагу, прекращение боя с закатом солнца, прощение потерпевших поражение, вовлечение в бой только армий ведущих войну, а не все население, как это происходит в нынешней “тотальной войне” или, что еще хуже, “взаимно обеспеченные разрушения”, – были непременными принципами, принимаемыми всем обществом в целом. Коварство, а также использование дезинформациии и шпионов были, тем не менее, весьма важной частью этой всеобъемлющей стратегической культуры, хотя в действительности не считались компонентами ведения войны как таковой.

Имеются описания древних сражений, как в уже упомянутых выше эпических формах, так и в частично жизнеописательных царских эдиктах и на юбилейных каменных колоннах, которые разбросаны по стране. Описания этих героических событий сохраняются в сказаниях и песнопениях благодаря устной традиции. Проникновенные и волнующие сказания о героях старых времен представляют собой наследие страны. В сельском индийском обществе эти баллады и сказания до совсем недавнего времени (а точнее – до зари телевизионного века) превращались порой в длившиеся всю ночь представления, сопровождавшиеся танцами и драматическим действом. Представление эпической баллады “Рамлила” длится целую неделю, также как и представление в танцевальной форме в Керале под названием “Каткали”, где, к слову, до сих пор практикуется древнее боевое искусство калариппаят. Считается, что именно оно породило современное карате.

В сфере производства орудии войны, вплоть до прихода англичан и начала преднамеренного свертывания большинства местных ремесел британскими властями, в производство качественной стали, техники литья, производство мечей, ножей и даже пушек Индия в значительной степени превосходила достижения, которыми хвасталась Европа. Считалось, что Индия не могла соревноваться с ней в искусстве и ремеслах, и даже архитектуре, и значительно отставала в технологии вооружений. Это не соответствует истине. Вместе с другими ремеслами это великое индийское мастерство было уничтожено, особенно в период британского господства. Совершенно очевидно, что преднамеренное охаивание великолепного муслина, производившегося в Дакке, делалось ради того, чтобы процветали ткацкие фабрики Ланкашира. Однако не многие могли оценить неизбежные последствия разоружения Индии в период после 1857 года: это было уничтожение индийских профессиональных мастеров по изготовлению оружия. Вот что говорит об этом Филип Месон в книге “Дело чести”:

Если настоятельно попросить, любой англичанин, знающий Индию, признается, что встречал индийцев, чья личная храбрость не имела бы сравнения ни с чем в мире. Это же относится к умению обращаться с оружием. Все птенцы позднего викторианства были наслышаны о Саладине, который потряс Ричарда I Английского, подбрасывая шелковую подушку и разрубая ее на две части своей кривой саблей, еще в воздухе – упражнение совершенно невозможное для крестоносца с прямым мечом с двумя рукоятками. Традиция была продолжена в Индии, где всадник в поздний могольский период проводил многие часы в изнурительных тренировках: выписывая на лошади восьмерки до тех пор, пока лошадь не наклонялась под таким углом, что всадник мог поднять пистолет с земли. Индийские мечи были наточены настолько лучше, чем находившихся на вооружении у британцев, что английские солдаты временами спешивались и захватывали оружие своих противников; индийцы укрепляли свой организм регулярными тренировками, боролись друг с другом, а также сгибали стальные луки, что развивало мускулатуру груди, предплечья и пальцев. Многие писатели восемнадцатого века считали, что индийский воин, как в искусстве управления конем, так и владения оружием не имел равных, а в личной храбрости были наравне с британским. 1

Нам предстоит задержаться в древней Индии немного дольше. Наиболее подробное и самое раннее описание боевых действий в этот период посвящено завоеванию Индии Александром Македонским. Для нас весьма важно обратить внимание на детали сражений и расположения войск, о которых мы узнаем из старинных летописей. Они повествуют, например, что когда греки вторглись в территории к западу от реки Инд, они столкнулись с войсками местных правителей, даже не с армиями главного индийского правителя этого периода Чандратупты, которые произвели на них огромное впечатление, поскольку “были гораздо искуснее в делах войны”, чем воины, с которыми им приходилось сталкиваться до этого. На восточном берегу против них выступил Порос, которого греки называют Пурос, гигантского сложения и царской осанки, который после поражения, на вопрос победившего его Александра, как с ним (Поросом) поступить, произнес слова, которые можно найти в любом индийском школьном учебнике: “Так, как царь поступает с другим царем”. Вскоре после этого войска Александра взбунтовались, и он повернул домой. Однако сообщение об армии Пороса представляют собой первые подробные описания боевых формирований древней Индии.

Существовало компактное соединение, состоявшее из двухсот боевых слонов в центре, с колесницами, кавалерией и пехотой. Оно заняло удобную оборонительную позицию на левом берегу Хида..... [Инда], и Александр не мог пересечь его перед лицом такого заслона. После нескольких дней неудачных вылазок в различных местах, он оставил основные силы армии демонстрировать намерение форсировать реку, а один отряд из 11 000 лучших воинов совершил бросок на север, форсировал реку, а затем передвинулся на левый фланг. Порос вынужден был переместить линию фронта, чтобы встретить удар, однако его силы в четыре раза превосходили армию Александра. План сражения был очень прост: Александр вынудил противника растянуть линию фронта, и как только это случилось, направил свою кавалерию против широко растянутых вражеских войск и нанес сокрушительный удар по флангу и тылу Пороса. Слоны стали неуправляемы, Порос был серьезно ранен, получив не менее девяти стрел, а индийские потери, как сообщается, составили три четверти всего их состава.2

Буквально через два десятилетия, в 303 году до н.э., когда Селевк Никатор, попытался повторить подобное, он был наголову разбит Чандратуптой Маурьей в развернувшемся масштабном сражении, в котором слоны также составляли решающую силу. Эта победа, наряду с трактатом его придворного советника Каутильи по ведению военных действий (два полновесных тома), определила характер структуры индийских вооруженных сил на многие столетия вперед, оставаясь практически неизменными даже после первых завоеваний мусульман в VII веке н.э. Перемены наступили только после нашествия Бабура и позднее, после прихода англичан.

Думается, было бы полезно заглянуть в созданный Каутильей трактат о войне, военных подразделениях и классической организации войск в древней Индии.

Каутилья уделяет огромное место войне.

Главнокомандующему [советует он] нужно по генеральному инспектору по каждому из четырех направлений – слонам, колесницам, кавалерии и пехоте; действия каждого из этих родов войск описываются в зависимости от обстоятельств и принадлежности к странам, в которых они могут быть наиболее полезны, причем имеются определенные наставления по роду необходимой для них подготовки.

В этот период колесница начинают выходить из употребления. Известный греческий командующий кавалерии Ксенофон произвел революцию в использовании лошадей в войне, что произошло благодаря изобретению ножного стремени. Всадники теперь могли подняться, метать копье или наносить удар, а также передвигаться более быстро, чем колесница. Итак, в результате, они устарели.

Однако слоны по-прежнему играют важную роль: они устрашают противника, представляют ударную силу при атаке, а также сердцевину защиты. Они подобны не только танкам, но и саперам, так как помогают форсировать реки и осуществлять земляные работы; они прокладывают дороги и строят лагеря. Они прокладывают путь в недоступные места, гасят огонь и наводят ужас на врагов.

...Что весьма знаменательно, перечисление функций слонов в любой армии занимают в переводе целую страницу убористого текста, тогда как функции пехоты занимают всего одну строчку: “Во все времена нести на себе все оружие во всех местах и сражаться”. Таковы обязанности пеших воинов.3

Задачи пехоты, кажется не претерпели больших перемен за прошедшие двадцать пять веков.

Империя Чандрагупты была в высшей степени эффективной, и как полагают, большая часть армии оплачивалась напрямую государством, что, разумеется, более надежно, чем войско, сформированное союзниками и вассалами. Однако это не было характерно. Для индийской армии было надежнее иметь свободно действующие группировки различных командующих, преследующих собственную выгоду.4

читать далее - Армия Моголов

Сноски:1. Philip Mason, A Matter of Honour (Jonathan Cape Ltd, London, 1974) p. 40.2. Ibid., p. 41.3. Ibid., p. 42.4. Ibid., p. 44.

Автор и источник публикации: 

фрагмент главы "ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ЭВОЛЮЦИЯ" книги книги “Обороняя Индию”, АВТОР не указан, если знаете пожалуйста напишите. републикация с http://indianembassy...

indonet.ru

Суд и армия в Древней Индии

Две системы судов в Древней Индии: царские и внутриобщинные. Роль армии в государствах Древней Индии и методы ее комплектации. Кастовость древнеиндийской армии.

Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь "вместе с брахманами и опытными советниками" или замещающая его судебная коллегия (сабаа), состоящая из назначенного царем брахмана, "окруженного тремя судьями" (ЗМ, VIII, 10). Толковать в суде нормы права, дхармы мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший (VIII, 21). Как высшему судье царю принадлежало право ежегодно объявлять амнистии.

Судя по Артхашастре (III, 1), во всех административных единицах, начиная с 10 деревень, должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, специальные судьи разбирали уголовные дела, осуществляли "надзор за ворами". Особенно большая ответственность в борьбе с преступлениями лежала на городских властях, которые с помощью своих агентов проводили обыски, задерживали неизвестных, устраивали облавы в мастерских, кабаках, игорных домах. Большинство дел рассматривалось общинными кастовыми судами. Неофициальные кастовые суды сохранились в Индии до настоящего времени.

Армия играла огромную роль в государствах Древней Индии. Войны и грабеж других народов рассматривались как важный источник процветания государства. Почитался царь - мужественный воин, добывающий силой "то, что он не имеет" (ЗМ, VII, 101). Царю переходила и большая часть награбленного имущества, в частности земля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало дележу среди солдат (VII, 97).

Армия комплектовалась из наследственных воинов, наемников, воинов, поставляемых отдельными объединениями, в частности торговыми гильдиями, зависимыми союзниками, вассалами. Армия была кастовой. В основном лишь кшатрии могли носить оружие, другие "дважды рожденные" могли браться за оружие лишь тогда, когда для них "наступает время бедствий" (VIII, 348).

Армия выполняла и функции охраны общественного порядка. Она бдительно должна была стоять на защите государственной целостности. Воинские отряды помещались в связи с этим среди "двух, трех, пяти, а также сотен деревень" (VII, 114).

 

studentu.info

Военное дело в Древней Индии — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Боевые слоны (Индия)

Военное дело в Древней Индии — законы индусов, касающиеся ведения войны, кроме различных машин, причисляют к военным снарядам боевые колесницы и боевых слонов. В древнейшие времена, как говорится в Ведах, в битвах использовались только колесницы; о слонах впервые упоминается в эпосе.

Колесницы индусов сначала походили на древнеперсидские, а позднее под греческим влиянием стали более легкими. В качестве украшения по бокам колесницы на шестах прикреплялись треугольные знаки, знамена, иногда тигровые шкуры. Так как в Индии лошади были очень дорогими, их старались по возможности беречь, поэтому во время похода в колесницы запрягали быков, а лошадей вели в поводу и запрягали только перед самым началом сражения. Лошадей покрывали дорогими попонами и привязывали им между ушей в качестве украшения хвост тибетского быка, насажанный на позолоченную ручку.

Боевые слоны часто называются в индийском эпосе «бронеукрашенными». Их оснащение, по греческим источникам, представляло собой довольно большую башнеобразную будку, которая могла вмещать в себя от 10 до 15 вооруженных ратников (по Плинию - только 3-4:) и была укреплена на спине животного широкими подпругами и цепями. Иногда даже хобот слона был снабжен железной цепью, которая усиливала разрушительное действие его ударов. Вооруженные слоны ставились обыкновенно впереди пешего войска, образуя перед ним своего рода крепостную стену.

В качестве боевых снарядов в «Рамаяне» упоминаются «огнеметатели» и «летающие шары, производящие шум, подобный грому». Вероятнее, это были или большие зажигательные стрелы, которые пускали с крепостных стен из машин, наподобие огромных арбалетов, или разрывные шары, наполненные «греческим огнем» (горючей смесью на основе селитры).

Оружие индусы делали из меди и, преимущественно, из железа, т. к. оно добывалось в самой стране, а медь привозили издалека, с Гималаев. Индусы рано научились делать сталь. Индийские мечи уже в глубокой древности вывозились в западные земли.

Индийские щиты были или деревянные, обтянутые кожей, или из одной только толстой кожи с металлической обшивкой. В «Махабхарате», в описаниях битвы между Пандавами и Кауравами, воины вооружены «большими раскрашенными щитами из звериных кож»; такими же щитами вооружена в «Рамаяне» почетная стража. Каждый род войск имел свою особую форму щитов. Круглые щиты, как утверждают греческие авторы, применялись только конниками, пешие воины защищались узкими щитами в рост человека.

В эпосе вожди представлены одетыми в панцири, которые были, однако, слишком тонки, чтобы защищать от стрел, и в «волнующиеся золотистые» или «белые» одежды. Индусы, служившие в войске персидского царя Ксеркса, сражались в легкой одежде, которая состояла из широкой и длинной рубашки с красной оторочкой, надетой поверх нее вдвое сложенной овчины и из головной повязки вроде тюрбана.

Оружием нападения у древних индусов был лук. В индийской мифологии бог Индра пускает свои стрелы из «огромного лука, который, по окончании битвы, он показывает людям в виде радуги». В эпосе все герои называются «лучниками, луконосцами» или «умеющими владеть луком». По описанию греков, луки индусов были высотой в рост человека. Натягивали их, уперев один конец в землю у носка левой ноги и ухватив левой рукой середину лука, а правой медленно притягивая к себе тетиву с наложенной на нее стрелой. Отравление стрел ядом, как и бросание зажигательных стрел, было запрещено законом, но в греков индусы стреляли отравленными стрелами.

Копье было главным оружием героев эпоса. В более поздние времена большая часть индийских воинов была вооружена луками и копьями. В число оружия, упоминаемого в эпосе под названиями, которые теперь уже трудно объяснить, входили и копья различных форм, изображения которых встречаются на древних рельефах: копья с простым остроконечным жалом, копья с крючковатым концом, употребляемые погонщиками слонов, и трезубцы служившие боевым оружием. В индийской мифологии трезубец является символом бога Шивы.

По свидетельству Арриана, все индийские воины были вооружены очень широкими и длинными двуручными мечами. В эпосе, кроме мечей, упоминаются тяжелые обитые железом палицы, украшенные золотом булавы, боевые секиры и т.п. Метательными снарядами служили металлические кольца с острыми ребрами и арканы, которыми ловили неприятелей.

В соответствии со сведениями, сообщаемыми Аррианом, каждое из индийских государств могло выставлять значительную армию. Войско царя Пора, воевавшего с Александром Македонским, состояло из 50 000 пеших воинов, 200 боевых слонов и множества конников и колесничих; цари Каллингов насчитывали в своем войске 60 000 пехотинцев и 700 боевых слонов, а могущественные властители Магадхи повелевали войском, состоявшим из 20 0000 пеших, 20 000 всадников, 2 000 колесниц и 3 000 слонов.

Закон предписывал точные правила деления войск по виду оружия, расположения на поле сражения и вне его и прочие. Индийское войско делилось на шесть частей: боевые слоны, колесницы, конница, пехота, командование и обоз. Расположение этих частей в битве соответствовало старинной расстановке фигур на шахматной доске: царь со свитой посредине, обоз или конница по бокам, слоны по флангам и пехота впереди.

В бою индийское войско широко использовало слонов. На спине слона устраивалась башенка, и в ней помещались лучники, вооруженные луками и дротиками. По примеру индийцев боевых слонов включили в состав своего войска персидские цари, а после правления Александра Македонского — и так называемые эллинистические царства.

Индийские пехотинцы применяли большой лук, в рост человека, и длинные стрелы. Один конец лука ставился на землю, пехотинец упирался в него левой ногой и натягивал до отказа тетиву. Длинные стрелы пробивали щит и панцирь. Пехотинец имел щит из кожи в рост человека, но узкий — уже туловища. Кроме лука и стрел пехотинец был вооружен длинным и широким мечом. Всадники имели на вооружении по два копья для метания (дротики) и небольшие щиты; седел у них не было, но лошади взнуздывались.

Боевые слоны до появления регулярной конницы были грозой для пехоты. Их искусно дрессировали. Слоны защищали своих вожаков, прикрывая упавших на землю своим туловищем как щитом; убитых вожаков слоны выносили из боя.

megabook.ru

Армия древней Индии

Армия древней ИндииАрмия древней ИндииАрмия древней ИндииАрмия древней ИндииАрмия древней Индии

Армия древней ИндииАрмия древней ИндииВоин с чакрой

 

Армия древней Индии

Армия древней Индии

 

Армия древней Индии

 

Армия древней Индии

древнеиндийский боевой слон и слон эллинистического Востока;

 Армия древней Индии

позднесредневековый индийский боевой слон и вьетнамский средневековый боевой слон военачальника.

Армия древней Индии

Армия древней Индии

Армия древней Индии

Армия древней Индии

Армия древней Индии

"принц" Хараппы и вооружение его времени (рис.205), на рис.205a, b представлены наконечник копья и боевой топор, изготовленные из медного сплава...

Армия древней Индии

Индийская пехота на 4 в.до н.э.

 

Армия древней Индии

Индийская пехота на 4 в.до н.э.

Армия древней Индии

 

Армия древней Индии

 

Ещё один пехотинец 2 в.до н.э.

Армия древней Индии

Армия древней Индии

 

Армия древней Индии

Кушанские воины

Армия древней Индии

Армия древней Индии

raskopkivostok.mirtesen.ru

Ядерные войны в Древней Индии?. 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями]

Ядерные войны в Древней Индии?

Еще в 1920-е гг. археологи вскрыли на ныне принадлежащих Пакистану землях древние холмы с остатками крупнейших городов бронзового века – Хараппы и Мохенджо-Даро (IV–II тыс. до н. э.). Согласно некоторым публикациям, руины Мохенджо-Даро хранят следы испепеляющего пламени, погубившего в свое время этот великий город. Говорили даже, что это страшное пламя было порождено чуть ли не ядерным взрывом. Загадочна история этих городов, и не менее странное наследство оставили они по себе в сокровищнице культуры Древней Индии…

В начале XII в. н. э. в Индии жил математик и астроном Бхасхара Ачарья. В его труде «Сиддханта-широмани» («Венец учения») фигурирует единица измерения времени «трутти», составляющая 0,3375 сек. В еще более раннем санскритском тексте, «Брихатх Сакатха», фигурирует «кашта», промежуток времени, равный… 1/300 000 000 сек.! Как древние индусы пользовались долями микросекунды? Для каких целей нужны были в те времена такие единицы и чем их измеряли? Современным физикам известно, что время существования некоторых элементарных частиц – гиперонов и мезонов – близко как раз к одной трехсотмиллиардной части секунды. А еще один текст, «Варахамихира» (550 г. до н. э.), содержит математические величины, соизмеримые с размерами атома водорода. Опять необъяснимая загадка?

Ядерный взрыв

Побывавший в 1966 г. в индийском городе Мадрасе американский писатель Томас Эндрюс услышал от йога пандита Каниаха высказывание, которое приводит в своей книге «Мы – не первые»: «Ученые-брахманы с незапамятных времен были обязаны хранить немало сведений, смысла которых сами не понимали. Еще их далекие предки знали, что материя состоит из бесчисленных атомов, что большая часть пространства в самих атомах не заполнена материей и что в этой пустоте существуют обширные миры».

Кому же все это было нужно 2500 лет тому назад? Документы и артефакты тех времен позволяют уверенно ответить: никому. То есть УЖЕ никому… Но они же убедительно говорят о том, что в какую-то еще более далекую эпоху на Земле существовала (или временно находилась) цивилизация, по уровню знаний в области физики и техники не уступавшая современной, а может быть, и превосходившая ее.

С начала IV в. н. э. бурно развивается алхимия. А ведь издревле существовало предание, что ангелы, вступавшие в брак с земными женщинами, научили их искусству обращать «простые» металлы в золото, о чем рассказано в библейской «Книге Бытия» и «Книге пророка Еноха». Возможно, истоки алхимии, как и истоки этого библейского предания, восходят к тем временам, когда на Земле обитали разумные существа, которые умели направленно воздействовать на внутриатомные структуры химических элементов и превращать один элемент в другой, как это делает современная ядерная физика.

Есть основания предполагать, что эти разумные существа не только превращали одни элементы в другие, но и создавали (и применяли) ядерное оружие. И не только ядерное.

В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» описываются военные действия, происходившие много тысяч лет назад, в которых нетрудно распознать применение… артиллерии, ракет, боевых самолетов, а также ядерного оружия!

В «Дрона Парва» – одной из книг «Махабхараты» – взрывы снарядов, похожие на огромные огненные шары, вызывают бури и шторма, выводят из строя целые армии: множество вражеских воинов вместе с оружием, боевыми слонами и конями поднимаются в воздух и уносятся мощным вихрем, как сухие листья с деревьев. Описан процесс возникновения грибовидного облака, характерного для термоядерного взрыва. Он сравнивается с раскрытием гигантского зонтика. После этих взрывов пища становилась отравленной, оставшиеся в живых люди заболевали, и симптомы заболевания в точности соответствуют признакам лучевой болезни – у них возникали приступы рвоты, выпадали волосы и ногти, а затем наступала смерть. Говорится, что те, кто находился в зоне воздействия взрывов, могут спастись, если удалят с поверхности тела все металлические предметы и, погрузившись в воды реки, тщательно омоют свои тела. Так же люди должны поступить и с домашними животными, если хотят их спасти. Описывается процесс дезактивации, который в подобных случаях применяется в наши дни.

А вот как в «Махабхарате» представлены эпизоды боевых действий с применением атомного оружия и их последствия: «…Один-единственный снаряд взорвался со всесокрушающей силой. Раскаленный столб дыма и пламени, такого ослепительного, как 10 000 солнц, рванулся в небо во всем своем устрашающем величии… Это было неизвестное оружие, Железная Молния, гигантский посланец смерти, превративший в пепел всех людей Врисхни и Андхака. Их тела были страшно обожжены. У них выпали волосы и ногти, их гончарные изделия растрескались без видимых причин, а у всех птиц в округе побелели перья. Через несколько часов вся пища оказалась отравленной… Спасаясь от этого огня, воины бросались в реку, чтобы омыть себя и свое снаряжение».

А также в «Рамаяне» – древнеиндийской эпической поэме на санскрите: «Возник мощный вихрь… Казалось, что Солнце приблизилось к Земле, мир, спаленный пламенем, раскалился. Слоны и другие животные, сжигаемые энергией этого оружия, мчались, стараясь спастись бегством… Даже вода стала такой горячей, что обжигала все живые существа, находящиеся в ней… Воины врага падали, словно деревья, поваленные в безумствующем огне, боевые слоны валились на землю и дико ревели от боли. Другие животные, пытаясь спастись от огня, беспорядочно метались в разные стороны, как в охваченном пожаром лесу. Кони и повозки, сожженные энергией этого оружия, были как вершины деревьев, обгоревшие при лесном пожаре…»

В другой книге «Махабхараты» – «Карна Парва» – приводятся размеры невиданного смертоносного оружия: «Убийственная Стрела – как палица смерти. Размер ее три локтя и шесть футов. Ее мощь – как у тысячи молний Индры, и она уничтожает все живое вокруг».

Со средствами доставки ядерного оружия к целям, намеченным для уничтожения, у древних обитателей Индостана тоже все было в порядке. В «Махабхарате» содержатся подробные и весьма реальные описания конструкции ракет, самолетов, а также иных аппаратов. Наиболее обстоятельно описаны древние самолеты – летающие машины виманы. В книге «Самарангана Сутхатхра» сравниваются между собой различные типы самолетов, упоминаются преимущества и недостатки каждого из них, приводятся взлетные и полетные характеристики, способы приземления. Особое внимание уделено характеристикам материалов – конструкционных, таких, как дерево, легкие металлы и их сплавы, а также материалов, используемых для создания движущей силы.

Вот описание взлета вимана: «Под воздействием сил, скрытых в ртути и создающих движущий воздушный вихрь, человек, находящийся внутри машины, может совершить путешествие в поднебесную даль… С помощью ртути виман может приобрести мощность, не уступающую силе молнии… Если этот железный двигатель с правильно соединенными частями наполнить ртутью, а его верхней части сообщить нужный нагрев, то он начнет развивать мощность, издавая при этом звук, похожий на рычание льва… машина мгновенно окажется в небе и будет видна там, как жемчужина».

В «Рамаяне» рассказывается, что видели сверху бог Рама и его жена Сита во время полета из Шри-Ланки в Индию. При этом описание изобилует такими подробностями, которые автор мог привести только в том случае, если видел их сверху своими глазами. О древнем самолете говорится почти современным языком: неудержимый в движении, обладающий невероятно высокой скоростью, полностью управляемый, имеющий помещения с окнами и удобными сидячими местами.

В «Махабхарате» высказывается и обеспокоенность последствиями применения ядерного оружия: «Вы, жестокие и подлые, упоенные и ослепленные властью, с помощью вашей Железной Молнии вы принесете гибель собственному народу». А «Рамаяна» предостерегает: «Стрела Смерти обладает такой мощью, что может в одну минуту уничтожить всю Землю, а ее ужасающий звук, разносящийся среди пламени, дыма и пара… служит предвестником всеобщей смерти». В книге «Бадха Парва» рассказано об экологических последствиях применения атомных бомб: «Внезапно возникло вещество, похожее на огонь, и даже теперь покрывшиеся пузырями пригорки, реки и деревья, а также всякие растения и травы обращаются в пепел». В «Мусала Парва» упоминается случай добровольного отказа от ядерных боеголовок и об их уничтожении: «После тягостных раздумий Правитель приказал уничтожить Железную Молнию, разбить ее на куски и размолоть в порошок. Позвали людей… чтобы они выбросили этот порошок в море…»

Маловероятно, чтобы высокоразвитым пришельцам из космоса пришло в голову использовать ядерные заряды против первобытных народов, вооруженных луками и стрелами. Видимо, атомная война произошла между землянами, достигшими примерно нашего нынешнего уровня развития, по крайней мере в военно-технической сфере. И разразилась эта трагедия не только на полуострове Индостан – она охватила весь земной шар.

Мохенджо-Даро называют Хиросимой Древнего мира, потому что там обнаружены руины со следами высокотемпературного воздействия и удара взрывной волны, а скелеты жителей свидетельствуют, что их гибель была внезапной. Следы высокотемпературного воздействия странной природы встречаются и в руинах древних городов-крепостей Вавилонии (Ирак), Хаттусе (Турция) и ряде других мест. При этом вспоминают еще библейские города Содом и Гоморру, мгновенно испепеленные Богом.

Из более поздних исторических источников до нас дошли сведения о так называемом греческом огне. Некоторые историки утверждают, что во многом благодаря «греческому огню» армия Византии, как еще называли Восточную Римскую империю, сумела выдержать нашествие орд варваров, уничтоживших ее западную сестру. Один из византийских императоров в наставлении своему наследнику писал, что тайна «греческого огня» пришла к константинопольским властителям из глубины веков и что сие есть «подарок Божьего ангела».

Сохранилась рецептура пресловутого византийского супероружия. «Греческий огонь» состоял из легких фракций нефти, древесного скипидара и… негашеной извести. Негашеная известь, как известно, – материал совершенно не горючий, и на первый взгляд непонятно, зачем она входила в искомую рецептуру. Однако именно в ней, по мнению автора этих строк, и заключается разгадка тайны «греческого огня», который смело можно назвать «атомной бомбой древности».

Дело в том, что на самом деле «греческий огонь» был аналогом не зажигательной смеси для огнеметов, а так называемых боеприпасов объемного взрыва, или вакуумной бомбы. Объясним, что она представляет собой. В авиабомбе, артиллерийском снаряде находится жидкая пиротехническая смесь, которая при попадании в цель подрывается небольшим зарядом и, смешиваясь с кислородом окружающего воздуха, превращается в аэрозольное облако, которое подрывается вторичным детонатором. Мощность «вакуумной бомбы» в 10–15 раз больше обычной.

Если в рецептуру «греческого огня» добавить воду, то негашеная известь вступит в реакцию с ней, и выделившаяся при этом теплота переведет легкие фракции нефти и древесный скипидар в парообразное состояние, образуя аэрозольное облако. И стоит лишь выстрелить в его сторону стрелой с зажженным наконечником – произойдет мощнейший взрыв.

Представьте себе – вражеская армия осадила древнеиндийский город Мохенджо-Даро, вокруг городских крепостных стен стоят десятки метательных катапульт, равномерно швыряющих глиняные сосуды с аналогом «греческого огня», в которые непосредственно перед выстрелом добавляют некоторое количество воды. Глиняные сосуды с адской смесью, еще не долетая до земли, взрываются от резко накапливающегося водяного пара, превращаясь в аэрозольные облака. Сотни аэрозольных облаков смешиваются в одно большое, которое расстреливают из катапульт зажженными стрелами, и чудовищный взрыв превращает цветущий город в оплавленные огнем развалины. Чем не «атомная бомба древности»!

Со временем древние утеряли секрет применения «греческого огня». И только в конце 1950-х советские и американские оборонщики заново изобретают «боеприпасы объемного взрыва», или тот самый «греческий огонь» – «подарок Божьего ангела».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

35. ДРЕВНОСТЬ ЗАКОНОВ. АРМИЯ. Эти поразительные индийцы

35. ДРЕВНОСТЬ ЗАКОНОВ. АРМИЯ

Для начала напомню вкратце несколько существенных моментов, о которых говорилось в предыдущих очерках.

Так, в «Артхаш?стре», памятнике, равного которому нет в мировой литературе, собраны в единый свод законы и установления, складывавшиеся в индийском обществе по мере становления и развития в Индии государственных образований. Помимо «науки политики», что вынесено в заглавие книги, в ней уделяется внимание устройству сел и городов, взаимоотношениям между разными слоями общества, правам и обязанностям членов разных каст – специфики индийского социального института, правилам дхармического, т. е. предписываемого религией поведения, обязанностям каждого члена семьи данного социального слоя и т. п. Особое внимание уделяется структуре армии и роли каст.

Остановимся еще раз на том, что в Ведах ничего не говорится о кастах, но лишь о четырех «варнах» (слово «в?рна» – «цвет», возможно, связано с расовым составом древнеиндийского общества в эпоху утверждения господства арьев). Верховной варной были брахманы – жрецы, советники царей и наставники в правилах дхармы. Их цветом считался белый.

Вослед за ними шли члены второй варны – воины-кшатрии. Из их состава выходили цари, их соправители, военачальники всех категорий и профессиональные бойцы. Цветом этой варны считался красный. Затем шла варна желтого цвета – вайшьи, т. е. «все вообще» (вспомним, от слова «виш» – «весь»). В их состав входили крестьяне, пастухи-скотоводы, ремесленники, торговцы. Четвертой варной были шудры – люди, занятые нечистым трудом или тяжелой наемной работой. Группа считалась низкой, «черной», в нее входили также «группы увеселения» – скоморохи, плясуны, проститутки и т. п.

Как уже говорилось выше, арьи, обратив внимание по приходе в Индию на свое физическое отличие от местного населения, стали особо подчеркивать (что отражено в литературе) тот факт, что у них красивые прямые носы: своих женщин они называли «су-насика» – имеющие «красивые носики»), а местных именовали «а-насика» – («не имеющие носика»), но, правда, проблема носиков не помешала появлению взаимного обильного потомства.

Приведение в порядок убора на серебряной голове почитаемого святого из сословия вайшьев. Штат Махараштра

Слои трудового народа, вайшьи, тоже смешивались очень широко, обмениваясь навыками хозяйства и обучаясь жизни в новом климате. Многих из пленных арьи зачисляли в новое сословие рабов, и в браки с ними практически уже не вступали, оставляя на их долю самую грязную и унизительную работу. Постепенно из числа рабов и тех, кто отвергался (по разным причинам) обществом четырех сословий, сложилось пятое, ставшее известным как неприкасаемые, то есть такие, само прикосновение и даже приближение к которым оскверняет членов более высоких социальных групп.

Но следует помнить и о том, что кроме множества каст в индийском обществе существует многонациональность.

Население этой страны, численность которого уже превысила миллиард, насчитывает 14 крупных наций и 200 более мелких групп, именуемых племенами (хотя там есть «племена» по 3–5 млн человек). Языки у всех разные, но объединяющую роль играют языки хинди и английский, которые, наряду с родным языком, изучают в школах и колледжах. Эта мудрая политика правительства создает возможность общения всех со всеми и поддерживает классический лозунг общенациональной гордости «мы – индийцы».

И кого ни спроси (в Индии или за ее пределами) о национальной принадлежности, каждый коренной житель страны прежде всего ответит «я – индиец», а уж затем на дальнейшие вопросы уточнит, каков его родной язык.

Только после этого краткого очерка особенностей, характерных для индийцев, нам можно обратиться к вопросу о составе армии (от древности до наших дней), о процессе ее формирования и взаимоотношениях между ее отдельными частями, между царями, министрами и полководцами – все это напрямую связано с описанными социальными особенностями.

В «Артхашастре» поясняется, что царь должен назначать министров, «обладающих умом, честностью, мужеством, преданностью… так как пригодность человека создается из пригодности его к делу вообще и из его специальной пригодности» (разд. 4). И более того – власть военачальников-кшатриев, опирающаяся на правильные советы советников-брахманов, «непобедима… вооруженная в соответствии с науками». Служить царю не должны те, кто готов жертвовать жизнью лишь за вознаграждение, ибо это «наемные убийцы», а также те, кто лишен любви к родным, жесток и изменчив. В книге есть очень много рекомендаций, касающихся шпионов. Им предписывается следить за внутренними и внешними врагами – последний род шпионов должен «жить у врагов, на их содержании» (разд. 8). Не правда ли, как это напоминает так называемую в наше время «пятую колонну»? О современности напоминает и совет провокационно вызывать ненависть населения к тем, кто почему-либо недоволен правителем, а потом покончить с ними «или тайной казнью, или возмущением населения», или поселением их в рудниках.

Военачальников относят к особо опасному разряду таких «недовольных», и с ними рекомендуется расправляться быстро. Но если царь проявляет свою низость, поскольку «низкий царь полезен только низким» (разд. 10), то этих недовольных легко могут привлекать на свою службу его враги.

В книге содержится и ряд указаний, как при помощи тайных агентов следует ослаблять и одолевать начальников воинских союзов и объединений. Из множества таких указаний (разд. 160–173) можем привести лишь несколько, совпадающих с приемами внутренней и внешней политики многих государств мира вплоть до наших дней. Так, шпионы государей (или сановных лиц) должны выявлять внутри объединения «те стороны, которые приводят ко взаимным разногласиям, вражде и ссоре…» и, используя эти стороны, подрывать сплоченность объединения (каким бы оно ни было – войсковым, политическим или кастовым), ослабляя его основы и разрушая его.

Есть и совет, как «привести в расстройство какое-нибудь уже налаженное дело, путем создания таких условий, которые не соответствуют данному делу», – как тут не подумать, например, о конверсии военных производств?

Рекомендуется использовать хитрые советы, чтобы размещать вперемежку войска начальников объединений и приводить их к взаимным столкновениям с использованием оружия (у себя в СНГ мы видим не единичные примеры таких действий).

Для того «чтобы завоевать расположение той партии, которую необходимо привлечь на свою сторону, следует послать ей военную помощь и деньги»; следует также «разжигать страсти главарей объединений при помощи женщин, отличающихся красотой и молодостью». Эта рекомендация, как говорится, не требует комментариев: вся современная действительность, включая неимоверный размах телевизионной, печатной и киношной порнопродукции, говорит сама за себя.

Шантаж, подкуп, – наветы, растление и любая подлость рекомендуется «Артхашастрой» для ослабления чужих военачальников и для распада войска, как чужого, так иногда и собственного. В конце 163-го раздела, именуемого «Война при помощи интриг», приводится даже такой совет: «тайные агенты должны сжигать внутренние хоромы, городские ворота и зернохранилища и убивать охранявших их людей. Затем с печальным видом они должны объявить, что поджоги совершены этими убитыми. Прочтя это, поневоле вспомнишь о множестве катастроф на земле, под землей, на море и в воздухе, которые произошли в нашей стране за последние годы. Прямых указаний на характер таких диверсий в книге нет лишь потому, что в Древней Индии не было автотранспорта, самолетов и железных дорог, но плотины и шахты были, а поэтому есть много рекомендаций как устраивать подземные обвалы или как подрывать плотины, заливая водою рек армию врага. Здесь уместно вспомнить и о том, что уже в „Артхашастре“ говорится об использовании „заграждений из проволоки с колючками“ для поимки или задержания врага – как ее изготовляли не описывается, но упоминается, что она делалась из железа.

Для борьбы с вражескими военачальниками рекомендуется даже похищать их, а затем или склонять на свою сторону, или держать в заключении, или обменивать на своих, попавших в плен, или же убивать.

Из множества приемов подкупов и расправы как с чужими, так и со своими полководцами любого чина и звания следует упомянуть еще и о том, что особые шпионы должны усиленно распространять в войсках слухи о благоденствии воинов в другой стране, об их богатствах, наградах, почете к ним и уважении. Этим путем следует вызывать зависть к такой их жизни и стремление изменить своему народу. Вот почему в книге усиленно рекомендуется правителям быть щедрыми к своим воинам и оберегать их и от соблазнов, и, главное, от множества шпионов и подстрекателей, как внутренних, так и внешних, подрывающих любыми средствами сплоченность и силу войска: не только в физическом его уничтожении, но и в его распаде усматривается важнейший залог победы над чужим государством или над нежелательными политическими объединениями.

Воистину, века идут за веками, а столь многое из описываемого в этом древнем памятнике продолжает существовать в практической жизни наших современников.

Описанные в «Артхашастре» и других старинных книгах армии, их состав, расселение в стране, их вооружение, приемы боя, обязанности по их обслуживанию и многое другое, что относится к подготовке и ведению войны, – все это сохранялось в значительной мере и в эпоху Средневековья, а во многом и в период завоевания Индии колонизаторами и существования так называемой англо-индийской армии (то есть вплоть до серединыXX века).

По всей Индии и сейчас можно видеть как сохранившиеся и оберегаемые, так и лежащие в руинах форты и укрепления, сооруженные в Средние века точно по указаниям древних трактатов. Хочется порекомендовать заинтересованным читателям обратить внимание на разделы 21–22, в которых не упущена ни одна деталь, обеспечивающая жизнь и боеспособность войска, начиная от наличия неиссякаемых и доступных водных источников и водных путей, а также устройства оберегаемых и, по возможности, секретных подъездных дорог, и кончая строгим разграничением обязанностей (а равно и предписаниями наказаний за их неисполнение) всех, кто отвечает за ту или иную сторону жизни армии. Особая забота должна уделяться охране границ царства и, соответственно, служащим там воинам.

Раджпутская крепость в г. Гвалиоре. XV в.

С математической точностью предписывается соразмерность толщины и высоты стен оборонительных сооружений, размеров подземных (или высеченных в скальных породах) ходов и помещений, соотношений глубины и ширины рвов, складов для продовольствия и оружия и т. п. Под словом «крепость» в таких книгах обычно понимается охраняемое армией поселение, а поэтому в них описывается его устройство в целом с указанием кварталов и мест, где дозволено селиться людям из разных каст в соответствии с их профессиями, а неприкасаемые должны жить на окраине возле места сожжения трупов (уборка и охрана таких мест до сих пор входит в Индии в число их обязанностей).

Царю предписывается отвечать за всю охрану поселений и царства в целом, за наличие запасов «на несколько лет использования: масла, зерна, сахара, соли, лекарств, сушеных плодов, травы, соломы, вяленого мяса, дров, железа, кож, угля, сухожилий, яда, рогов, тростника, коры, строевого леса, оружия, щитов и камней. Он должен несвежее из этих запасов заменять свежим» (разд. 22). Интересны завершающие абзацы этого раздела: «Он должен создать войско, состоящее из слонов, коней, колесниц и пехотинцев, с несколькими начальниками. Ибо когда начальников несколько, то из-за боязни одного перед другим они не поддадутся на подговоры врагов… Пусть он не допускает посторонних, наносящих ущерб городу и стране».

Как видим, во многих разделах памятника уделяется большое внимание вопросу о страшном вреде, наносимом стране и армии вражеской агентурой – шпионами, отравителями, диверсантами, подстрекателями и т. п., и предписывается строжайшее наблюдение за ними, а по выявлению их козней – немедленная их ликвидация или высылка.

Представляет интерес использование армией животных, а также и оружия, которое употребляли до позднего Средневековья, а в рукопашном бою прибегают к нему и сейчас.

Для воинов-кшатриев не существовало запрета на питание мясом, за исключением говядины (так как корова издревле считается настолько священным животным, что «даже пыль из-под ее копыт целебна»). Скотоводы из сословия вайшьев разводили буйволов, коз, баранов и коней. Мясо трех первых шло в пищу, а коней особая каста специалистов обучала главным образом для боя, который вели или всадники или воины на колесницах. В особых разделах трактатов описываются типы сбруи и упряжи коней и методы выучки этих животных, а в «Артхашастре» раздел 47 целиком посвящен обязанностям надзирателя за лошадьми. Следует сказать, что древние арьи имели уже на соседних со славянами землях (как и сами славяне) развитое коневодство в III тысячелетии до н. э., и кшатрии продвинулись быстро на восток именно благодаря использованию конных колесниц. Но в климатических условиях Индии лошади стали постепенно вырождаться, и со времен Средневековья их использовали только для торжественных процессий, а в наше время – это некрупные лошадки, которых в городах запрягают в легкие пассажирские повозочки – «тонги». Но во II–I тысячелетиях до н. э., как и в I тысячелетии н. э., коней разводили в особых условиях, описанных в литературе. Так, в упомянутом 47-м разделе говорится о таких, которым могли бы позавидовать многие жители городов и сел, особенно из среды низких каст, имевшие (как и сейчас имеют) однокомнатные с земляным полом глинобитные хижины для семьи в 8-12 человек.

Итак: «Конюшню надлежит строить так, чтобы… ширина была вдвое более длины отдельной лошади, она должна иметь 4 двери и место для отдыха лошадей посредине… Стойла надлежит делать соответственно длине лошади, четырехугольными, с полом из гладких досок, с яслями для корма»… Подробно описывается питание всех лошадей, особенно – «высших кровей», у которых «голова должна быть длиной в 32 пальца, 5 таких голов составляют длину всей лошади, 20 пальцев… высоту нижней части ноги, а высота всей лошади в 4 раза более», тогда как те же размеры для «средних и низших кровей» соответственно на 3 пальца меньше. Отдельно говорится о питании ожеребившихся кобыл, а также жеребят после первых 10 дней их жизни и до 6-месячного возраста, а затем до трех и четырех лет, после чего лошадь считается взрослой.

Поражает разнообразие корма, расписанное по дням, месяцам и годам: в него входит ячменная мука, растительное и топленое масло, наполовину сваренные зерна и бобовые, молоко, рис, трава, соль, сахар, мясо (!), мясной отвар («сок»), простокваша («для увлажнения компактной пищи»). Уставшим лошадям следует ставить клистир с растительным маслом и маслом же увлажнять нос. Дважды в день следует купать лошадей.

При лошадях и слонах состоит их обслуга: ветеринары, кучера, конюхи, сторожа, изготовители корма (которые должны сначала пробовать пищу, а затем давать ее лошадям), поставщики травы, «лица, ухаживающие за конскими хвостами, гривами и пр., а также знатоки ядов».

В этом же разделе описываются нравы лошадей и зависящие от этого их роли в бою. Перечисляются 6 видов их галопа, 16 разновидностей хода, 7 видов прыжков и 8 видов рыси.

Следующие 48–49 разделы посвящены обязанностям надзирателя за слонами. Эти животные на протяжении всей многотысячелетней истории Индии играли в жизни ее населения очень большую роль. В наше время их продолжают использовать главным образом на горных лесоразработках, в парадных процессиях и для развлечения туристов, но вплоть доXX века они были важны и для армии, да и сейчас их используют для перевозок военных грузов.

С доарийской эпохи сохранилась наследственная профессия дрессировки слонов. Этим занимаются мах?уты – потомки древних местных жителей, группы которых стали считаться особой кастой, знающей только ей понятный язык, которым они пользуются «в разговоре со слонами». Когда люди из лесных племен выследят семью или стадо слонов, они по найму берутся направить животных в загоны и привязывают их за ногу канатами к толстым деревьям. После этого к обучению слонов приступают махауты, используя себе в помощь уже обученных домашних слонов.

Из «Артхашастры» мы узнаем, что и в древности весь этот процесс был таким же. В книге описываются нравы слонов, говорится, что дикого слона можно держать в повиновении одной только силой и что он может оказаться и непригодным для работы, будучи от природы диким (представляющимся смирным), злобным и обладающим всеми пороками.

И тем не менее почти всех их обуздывали, обучали и использовали как на тяжелых работах, так и в бою. Армейские слоны были «танками древности». Их бивни оковывали острыми металлическими навершиями, а на лоб и бока накрепляли пластины с железными шипами. Такой слон топтал колесницы, коней и чужих пехотинцев, срывал хоботом всадников с лошадей и слонов, вытаскивал воинов из колесниц, пронзал их окованными бивнями и шипами своих доспехов, а кроме того, нес на спине бойцов своей армии и запас их оружия. Причем надо помнить, что в сражениях участвовали десятки, а иногда и сотни боевых слонов, и от их числа, а также от степени обученности часто зависел исход битвы, чему есть много исторических примеров.

Поэтому в литературе уделяется такое внимание обязанностям надзирателя за слонами, так же как и всех, кто готовит пищу, ухаживает за этими животными, обучает или усмиряет их.

Доспехи воинов, оружие и щиты, сбруя для коней и слонов, как и колесницы и повозки, изготовлялись, как правило, членами разных каст из сословий вайшьев и шудр. Но вещи из кожи, то есть из материала, связанного со смертью животного, – а это были части сбруи (другие части вырабатывались из ткани и металла), кожаные доспехи, щиты, поверхность которых делалась из кожи носорога, верблюда, буйвола, – могли изготовлять только члены каст неприкасаемых, которые и обдирали туши и обрабатывали шкуры. Вплоть до наших дней подавляющее число членов каст, входящих в четыре вышеперечисленных сословия, традиционно считающихся более высокими, не занимается никакой работой, связанной с выработкой изделий из частей тела мертвых животных (кожи или костей).

Все это разнообразное множество кастовых групп изготовляло предметы, требуемые для армейского обихода.

Оружие было двух видов – для дальнего и рукопашного боя. К первому виду относились луки, метательные диски с острыми краями, балисты, дротики и камнеметалки, а ко второму – мечи, секиры, кинжалы, кастеты, короткие копья, трезубцы, палицы и булавы. Разновидностей каждого типа оружия было множество. Кинжалы, например, делали не только из металла, но и из двусторонне заточенных коротких рогов антилоп. Более того – кинжалы могли иметь один клинок, два параллельно направленных клинка, которые были подобны прямому продолжению руки, и разнонаправленные клинки, которыми можно было бить вперед и в сторону. Мечи были разной длины и ширины, прямые, изогнутые и серповидные. И почти все типы этого вооружения применялись вплоть до недавнего времени, когда уже широко вошло в употребление и огнестрельное оружие.

К вооружению относились и зажигательные приспособления, «дождевальная машина» для тушения огня, катапульты, стенобитные приспособления, столбы с шипами, бросаемые или сбрасываемые со стен в ряды противника (это оружие называлось «носитель ста смертей»).

Были и личные и групповые защитные приспособления: многослойные тканевые жилеты, кольчуги, броня из железных пластинок, броня из толстой кожи, шлемы, наплечники, поручи и поножи, а также переносные прикрытия для нескольких бойцов.

Надзиратели за военными складами и начальники оружейных ведомств отвечали за малейшие недостатки в изготовлении и хранении оружия, доспехов и упряжи для животных. С них строго взыскивалось за приемку негодных или испорченных ремесленниками вещей, за потери и пропажи со складов и арсеналов и за допущение вражеских диверсионных акций.

Все эти правила и предписания сохраняли свою силу в армиях индийских государств (а в этой стране неоднократно складывались и распадались большие империи, состоявшие из объединявшихся царств и княжеств) вплоть до самого недавнего времени.

Действовали и правила о порядке построения войска на марше (чему посвящены 148–149 разделы «Артхашастры» и многие описания в других памятниках). Так, подготовив двойные против расчетных запасы продовольствия, фуража и воды, погрузив их на мулов, ослов, рабочих слонов и лошадей и взяв запасы оружия, можно выступать в поход. Впереди должен ехать главный военачальник, с флангов – конница и пешая разведка, затем воины на колесницах и боевые слоны, и со всех сторон – части, приспособленные к условиям местности. При каждой части должен находиться ее полководец.

Интересны указания о необходимости усиленно охранять свое войско: при переходе по безводной и трудной местности, при нехватке фуража, топлива и воды, при узкой дороге, при утомлении от атак врага, при приеме пищи и на отдыхе, при болезнях людей и животных. И это завершается решительным советом: «Вражеское же войско в этих случаях следует уничтожать».

В войнах между местными индусскими княжествами или между мусульманскими владыками, воцарявшимися в Индии начиная с XII века, и князьями-индусами издревле сохранялось предписание брать с собой вместе с войском жен и наложниц правителей и военачальников, танцовщиц, «увеселительных женщин», евнухов-охранителей гаремов, прислужниц, изготовителей тонких яств и напитков и тому подобный персонал. Все это тормозило продвижение армии, мешало развертыванию и действиям боевых порядков и не раз приводило такие войска к поражению. Эти неудобные предписания частично стали отменять в эпоху Средневековья – прежде всего в северо-западных областях в армиях сикхов, оборонявших свои земли от войск захватчиков, приходивших из Ирана, Афганистана и стран Средней Азии, а затем и в других местных войсках, сражавшихся с английскими колонизаторами, начиная с XVIII века.

Англичане (а до них французы и португальцы), захватывая отдельные области Индии, уловили недостатки в построениях местных армий и в их боевых действиях, рассчитанных на другие приемы нападения и обороны. Широко применяя огнестрельное оружие, более мобильные и более единообразные по своему национальному, религиозному и социальному составу войска колонизаторов вели жестокие и успешные бои против местных армий. Французы захватили часть земель юго-восточной Индии, португальцы – часть западного ее побережья, а англичане подчинили себе всю страну. Успешной подготовке местных армий и ведению боевых действий сильно мешал кастовый строй: пищу для войск имели право готовить только повара из каст высшего сословия брахманов, ибо по традиции считалось, что ритуально чистыми являются кушанья, полученные из их «святых» рук. Среди всего множества других каст соблюдались строгие ограничения взаимного общения «по вертикали», то есть более высокие по положению могли принимать только от некоторых из числа более низких пищу, обработанную огнем (вареную или жареную) и таким путем как бы очищенную от осквернения. Курить можно было только вместе с себе подобными, воду брать из их же рук (или от брахманов). Члены же каст, относимых к неприкасаемым, не имели права прикасаться к продуктам, посуде или курительным трубкам, предназначенным для всех других каст. Они могли заниматься уборкой лагеря, чисткой конюшен, обдиркой и обработкой шкур мертвых животных и захоронением их туш. Им запрещалось и пользоваться общими водными источниками.

К этому кастовому разобщению внутри войск прибавилось и религиозное со времени воцарения правителей-мусульман. Заключая союзы с князьями-индусами, они создавали и общие армии, но совместно питаться, спать, пить и курить представители индуизма и ислама не могли. А поэтому в единой армии существовали отдельные соединения мусульман, поддерживавших ограниченные контакты с индусскими, а главное – с сикхскими подразделениями.

Английская колониальная администрация, создавая англо-индийскую армию, старалась сохранять эту дробность, мешавшую местным воинам, как и всему населению страны, объединиться в национально-освободительной борьбе. И кроме того, в эту новую армию влились полки английских солдат, и почти весь офицерский корпус также был составлен из англичан. И вот в течение XVIII–XIX веков и первой половины XX века силами таких войск поддерживалась колониальная власть, безудержно грабившая и разорявшая страну.

В англо-индийской армии формировались отдельные полки из гуртов, сикхов, мусульман и индусов, но в современной Индии воинские части состоят из представителей разных народов и религиозных групп (хотя сикхов с мусульманами все же, как правило, не смешивают). При комплектовании войск учитывается кастовая принадлежность индусов. Несмотря на то что в Конституции Республики Индии запрещена кастовая дискриминация, но каст никто не отменял, да и сама такая отмена по приказу сверху просто немыслима – надо ждать, пока касты отомрут в процессе изменения жизни, что постепенно и происходит. Дискриминация же продолжается, несмотря на Конституцию, частично изменился только ее характер – официально никто не может отказать членам низких каст и неприкасаемых (которых Махатма Ганди стал называть хариджанами, т. е. «божьими людьми», и этот термин укоренился в прессе и документах) в приеме на работу, в учебные заведения или в армию, но практически дела, как правило, складываются так, что они не могут сравняться с членами более высоких каст в своих обязанностях и правах.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Индийские доспехи и оружие (часть 1) » Военное обозрение

А было так, что сразу несколько посетителей ВО обратились ко мне с просьбой рассказать о доспехах и вооружении воинов Индии минувших эпох. Оказалось, что информации для этого вполне достаточно. Причем даже и не на один материал. И к тому же целый ряд фотографий самобытного индийского оружия не только из европейских, но и, собственно, из индийских музеев, и хотя высоким качеством они и не отличаются, посмотреть на них будет, несомненно, интересно. Ну, а дальше все будет вот так:

«С колесницами и слонами, и всадниками, и множеством кораблей»(Первая книга Маккавейская 1:17)

«He счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море полуденном...» – таково было мнение европейцев о богатствах Индии на протяжении многих сотен лет. Однако главное богатство Индии заключалось вовсе не драгоценных камнях, а в железе! Еще во времена Александра Македонского индийская сталь ценилась очень высоко и шла на производство только самого лучшего оружия. Знаменитыми центрами оружейного производства на средневековом Востоке были Бухара и Дамаск, но... металл для него они получали из Индии. Именно древние индусы овладели секретом производства булатной стали, известной в Европе под названием дамасской. А еще они сумели приручить и использовать в битвах слонов, причем точно так же, как и своих коней, обряжали их в доспехи из кольчуги и металлических пластин!

Боевой слон. Музей искусств Филадельфии.

В Индии вырабатывалось нескольких сортов стали различного качества. Сталь шла на производство разнообразных видов вооружения, которое затем вывозилось не только на рынки Востока, но и в Европу. Многие виды оружия были присущи только этой стране и кроме нее нигде больше не применялись. Если же их и покупали, то рассматривали как диковинку. Весьма опасной в умелых руках была чакра – плоский метательный диск, применявшийся в Индии вплоть до середины XIX века. Наружный край диска был острый как бритва, а края его внутреннего отверстия – тупые. При метании чакру усиленно раскручивали вокруг указательного пальца и со всего размаха бросали в цель. После этого чакра летела с такой силой, что на расстоянии 20–30 м могла перерубить ствол зеленого бамбука толщиной в 2 см. Воины-сикхи носили чакры на своих тюрбанах сразу по несколько штук, что ко всему прочему защищало их сверху от сабельного удара. Булатные чакры нередко украшали золотой насечкой и делали на них надписи религиозного содержания.

Индийские доспехи и оружие (часть 1)Чакра. Индийское метательное кольцо. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Помимо обычных кинжалов индусы очень широко применяли кутар – кинжал с рукояткой, перпендикулярной его продольной оси. Сверху и снизу у нее располагались две параллельные пластины, обеспечивающие правильное положение оружия и одновременно защищающие руку от чужого удара. Иногда применяли и третью широкую пластину, которая прикрывала тыл кисти. Рукоятку держали в кулаке, и клинок был как бы продолжением руки, так что удар здесь направлялся более крепкими мышцами предплечья, а не запястья. Получалось, что клинок являлся продолжением самой руки, благодаря чему им можно было наносить удары из различных положений, не только стоя, но даже лежа ничком. Кутары имели и два, и три клинка (последние могли торчать в разные стороны!), иметь клинки раздвижные и кривые – на любой вкус!

Кутар с гардой для защиты руки XVI в. Вес 629,4 г. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)В Индии в какой музей ни зайдешь – кутары на каждом шагу!

Весьма оригинальным оружием была пара рогов антилопы, имевших стальные наконечники и соединенных на одной рукоятке вместе с гардой для защиты руки, остриями в разные стороны. Непал являлся родиной специфического по форме ножа кукри. Первоначально он использовался, чтобы прорубать себе дорогу в джунглях, но затем попал в арсенал непальских воинов-гуркхов.

Неподалеку от Индии, на острове Ява родился другой оригинальный клинок – крис. Полагают, что первые крисы были сделаны на Яве легендарным воином по имени Хуан Туаха еще в XIV веке. Позднее, когда на Яву вторглись мусульмане и начали упорно насаждать там ислам, они также познакомились с этим оружием. Оценив по достоинству эти необычные кинжалы, захватчики начали сами использовать их.

Кому и зачем мог в XVIII в. понадобиться вот такой меч? (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Клинки первых крисов были короткими (15–25 см), прямыми и тонкими, и целиком изготовлялись из метеоритного железа. В дальнейшем их несколько удлинили и сделали волнистыми (пламевидными), что облегчало проникновение оружия между костями и сухожилиями. Количество волн варьировалось (от 3 до 25), но всегда было нечетным. Каждый набор извилин имел свое значение, например, три волны подразумевали огонь, пять ассоциировались с пятью стихиями, а отсутствие изгибов выражало идею единства и концентрации духовной энергии.

Малайский крис. (Музей в Джокьякарте, Индонезия)

Клинок, изготовленный из сплава железа и метеоритного никеля, состоял из нескольких многократно прокованных слоев стали. Особую ценность оружию придавал муароподобный узор на его поверхности (памор), образованный при обработке изделия растительными кислотами, так что зерна устойчивого никеля четко выделялись на фоне глубоко протравленного железа.

Обоюдоострый клинок имел возле гарды (ганджа) резкое ассиметричное расширение, часто украшаемое прорезным орнаментом или же узорной насечкой. Рукоять криса делалась из дерева, рога, слоновой кости, серебра или золота и была резной, с более или менее резким изгибом у торца. Характерной особенностью криса было то, что рукоять у него не фиксировалась и легко поворачивалась на хвостовике.

При захвате оружия изгиб рукояти размещался на мизинечной стороне ладони, а верхняя часть гарды закрывала корень указательного пальца, кончик которого вместе с кончиком большого пальца сжимал основание клинка возле нижней части ганджы. Тактика применения криса подразумевала быстрый укол и вытягивание. Что касается «отравленных» крисов, то их подготавливали весьма просто. Брали сушеные семена дурмана, опиум, ртуть и белый мышьяк, тщательно все перемешивали и толкли в ступке, после чего лезвие покрывали этим составом.

Постепенно длина криса стала достигать 100 см, так что по сути дела это уже был не кинжал, а меч. Всего же в Юго-Восточной Азии вплоть до настоящего времени насчитывается более 100 разновидностей этого вида оружия.

Меч ханда – справа.

В целом холодное оружие Индии и близко расположенных к ней земель было исключительно разнообразным. Как и у многих других народов Евразии, национальным оружием индусов являлся прямой меч – ханда. Но они же использовали и свои собственные типы сабель, отличавшиеся относительно небольшой кривизной широкого лезвия, начинавшейся от самого основания клинка. Прекрасные мастера ковки, индусы могли делать клинки, у которых на лезвии была прорезь, причем в нее вставлялись жемчужины, которые свободно в ней перекатывались и при этом не выпадали! Можно представить себе то впечатление, которое производили они, перекатываясь в прорези, на практически черном клинке из индийского булата. Не менее богаты и вычурны были рукоятки индийских сабель. Причем в отличие от турецких и персидских они имели чашеподобную гарду для защиты руки. Интересно, что наличие гарды было характерно и для других видов индийского оружия, включая даже такие традиционные, как булава и шестопер.

Шамшир – сабля ирано-индийского образца, начала XIX в. из Лакхнау, Уттар-Прадеш. Длина 98,43 см. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Весьма любопытными были индийские кольчуги с набором из стальных пластинок спереди и сзади, а также шлемы, которые в Индии в XVI–XVIII вв. нередко выделывались из отдельных сегментных пластин, соединенных кольчужным плетением. Кольчуги, судя по дошедшим до нас миниатюрам, были как с длинными, так и с короткими до локтя рукавами. В этом случае они очень часто дополнялись наручами и налокотниками, нередко закрывавшими всю кисть.

Бахтерец XVII в. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Поверх кольчуг конные воины часто надевали нарядные яркие халаты, многие из которых имели на груди в качестве дополнительной защиты стальные позолоченные диски. Наколенники, набедренники и поножи (кольчужные либо в виде цельнокованых металлических пластин) использовались для защиты ног. Однако в Индии металлическая защитная обувь (как и в других странах Востока) в отличие от защитной обуви рыцарей-европейцев распространения так и не получила.

Индийский щит (дхал) XIX в. из Лакхнау, Уттар-Прадеш. (Королевский музей Онтарио, Канада)Индийский щит (дхал) из Раджастана, XVIII в. Сделан из кожи носорога и украшен умбонами из горного хрусталя. (Королевский музей Онтарио, Канада)

Получается, что и в Индии, также как и во всех других местах, вплоть до самого XVIII века вооружение тяжеловооруженной конницы являлось чисто рыцарским, хотя опять-таки не настолько тяжелым, каким оно было в Европе вплоть до XVI века. Здесь также широко применялась конская броня, или, по крайней мере, попоны из ткани, которые в этом случае дополнялись металлической маской.

Лошадиные панцири кичин обычно выделывались из кожи и покрывались тканью, или же это были ламеллярные либо ламенарные панцири, набиравшиеся из металлических пластин. Что же касается конских доспехов, то в Индии, несмотря на жару, они были популярны вплоть до XVII века. Во всяком случае, из воспоминаний Афанасия Никитина и некоторых других путешественников можно понять, что они видели там конницу «целиком облаченную в доспехи», причем конские маски на лошадях были отделаны серебром, а «у большинства позолочены», а попоны сшиты из разноцветного шелка, вельвета, сатина и «ткани из Дамаска».

Доспех из Индии XVIII – XIX вв. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Сложный восточный лук был также хорошо известен в Индии. Но из-за особенностей индийского климата – очень влажного и жаркого – такой лук не получил широкого распространения. Имея прекрасную булатную сталь, индусы делали из нее небольшие луки, пригодные для всадников, а луки для пехотинцев были бамбуковыми на манер цельнодеревянных луков английских стрелков. Индийская пехота XVI–XVII вв. уже довольно широко применяла длинноствольные фитильные мушкеты, оборудованные сошками для удобства стрельбы, но их постоянно не хватало, так как при ремесленном производстве выпускать их в большом количестве было крайне затруднительно.

Индийский лук и стрелы.

Кроме того, использование огнестрельного оружия не слишком хорошо соответствовало морально-этическим взглядам индусов. Так, в одном из санскритских текстов того времени было сказано: «Полководец не должен употреблять на войне никакого лукавства (подлости), не должен употреблять отравленных стрел, ни огненных орудий больших или малых, ни каких бы то ни было огнебойных приспособлений».

Особенностью индийского ударного оружия являлось наличие гарды даже на шестоперах и булавах.

Что же касается того, насколько рыцарским было положение индийских воинов, служивших в тяжеловооруженной коннице, то здесь все было точно так же, как и в других регионах Евразии. Для касты воинов выделялись земельные наделы амарам, которые давались пожизненно при условии выставления определенного количества хорошо вооруженных воинов. В свою очередь, эти крупные земельные наделы их владельцы по частям передавали своим вассалам, а те получали доходы с крестьян. Фактическая независимость крупных князей приводила к бесконечным раздорам между ними, чем постоянно пользовались иноземные завоеватели. Только один из них – саманидский правитель Мухмуд Газневи в одном из походов на север Индии захватил 57 тысяч рабов и 350 боевых слонов, не считая золота, драгоценных камней и другой добычи.

Доспехи для всадника и коня. Иран, Индия. Около 1450 – 1550 гг. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

В 1389 году Индия очень сильно пострадала от вторжения Тамерлана, который захватил и разграбил Дели, и увел в плен многих его жителей.

Мечи прямые, но с несколько изогнутым на конце клинком. Для средневековой Индии это нормально!

Но самый жестокий удар власти делийских султанов нанесли их же собственные вассалы, которые из-за своего недовольства правлением султана Ибрагима Лоди в 1525 году призвали на помощь правителя Кабула султана Бабура.

Потомок Тамерлана и сам опытный полководец Бабур разбил Ибрагим-шаха и захватил его престол. Решающая битва между ними произошла при Панипате 21 апреля 1526 года. Несмотря на численное превосходство делийской армии, имевшей к тому же 100 боевых слонов, Бабур одержал полную победу благодаря умелому использованию своей многочисленной артиллерии. Причем, для защиты пушек и мушкетеров Бабур умело использовал укрепления из повозок, которые для этого связывались ремнями.

Как и полагается правоверному мусульманину, свои успехи Бабур приписал воле Аллаха: «Как я и надеялся, – писал он в своих записках «Бабур-наме», – великий Господь не заставил нас страдать и терпеть напрасно и помог нам одолеть сильного врага и завоевать столь обширное государство, как Хиндустан».

Шлем 1700 г. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Поскольку Бабур пришел в Индию с территории, называвшейся тогда Моголистаном, да еще считал себя потомком Чингисхана, то и его, и всех, кто пришел с ним, индусы стали называть моголами, а его государство – державой Великих Моголов.

Конница, как и раньше, оставалась главной ударной силой могольской армии, поэтому чтобы пресечь своевольство феодалов, не желавших выставлять положенного количества конных воинов и присваивающих причитающееся им жалование, один из правителей ввел обязательное клеймение лошадей. Теперь войска, выводимые на смотр, должны были обязательно иметь коней с тавром каждого владетельного князя.

Спустя 30 лет индусы восстали, и вновь во втором сражении при Панипате 5 ноября 1556 года их войско, насчитывавшее 100 000 человек и 1500 боевых слонов, было разбито 20-тысячной армией султана Акбара. Исход боя и на этот раз решил перевес моголов в артиллерии. Под огнем пушек атаковавшие моголов слоны обратились в бегство и смяли ряды войска индусов, что и привело их к полнейшему разгрому.

Шлем из ткани с набивкой XVIII в. Вес 598, 2 г. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Именно артиллерия господствовала и на полях сражений в междоусобных войнах претендентов на престол в империи Великих Моголов, которые индийский историк Саркар характеризовал как «спор меча с ружейным порохом». А французский врач Бернье (1625 –1688), пробывший в Индии 12 лет, в своей книге «История последних политических переворотов в государстве Великого Могола» писал: «Он (Аурангзеб) приказал выстроить в первом ряду все пушки, связав их одну с другой цепями, чтобы преградить путь кавалерии. Позади пушек он выстроил большое количество легких верблюдов, привязав у них спереди маленькие орудия величиной с двойной мушкет..., так что человек, сидящий на спине верблюда, может заряжать и разряжать эти пушки, не спускаясь на землю...».

Портрет шаха Аурангзеба верхом на коне. Около 1650 г. (Музей искусств Сан-Диего).

Несколькими страницами далее Бернье детализировал организацию тогдашней индийской артиллерии: «Артиллерия делится на два рода. Первый – это крупная или тяжелая артиллерия, вторая – легкая, или, как они ее называют, стремянная. Что касается тяжелой артиллерии, то припоминаю, что... эта артиллерия состояла из 70 пушек, большей частью чугунных... преимущественно литых, причем некоторые из них такие тяжелые, что нужно 20 пар быков, чтобы тащить их, а к некоторым приставлять слонов, чтобы они помогали быкам, подталкивая и таща колеса тележек своими хоботами и головами, когда пушки застревают или когда приходится взбираться на крутую гору...

Осада крепости Ратхамбор. Акбарнаме. Ок. 1590 г. (Музей Виктории и Альберта, Лондон).

Стремянная артиллерия, показавшаяся... очень изящной и хорошо обученной, состояла из 50 или 60 маленьких полевых бронзовых орудий, помещенных каждое на маленькую тележку, хорошо сделанную и хорошо окрашенную, с сундучком спереди и сзади для снарядов; ее везли две прекрасные лошади; кучер управлял ею как коляской; она была украшена маленькими красными лентами, и при каждой была еще третья лошадь, которую вел под уздцы помощник кучера-канонира...». «Артиллерия восторжествовала здесь над кавалерией», – подвел итог Бернье.

Юшман. Индия 1632 – 1633 г. Вес 10,7 кг. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Таким образом, выясняется такой любопытный момент, как роль самих животных в сражении и связанная с ней специфика их боевого применения. Понятно, почему главным боевым животным человека сделалась лошадь: она достаточно сильна, чтобы везти на себе тяжеловооруженного всадника, и при соответствующей выучке может очень хорошо помогать ему в сражении. Кстати, именно индийцы были первыми, кто начал заниматься дрессировкой лошадей на Востоке. Самые ранние письменные сведения по уходу за лошадьми и их дрессировке оставил нам Киккули – конюший хеттского царя примерно в 1400 году до н. э. Сохранившиеся тексты написаны хеттскими письменами и вавилонской клинописью на глиняных табличках и содержат подробные указания, как следует приручать лошадей, ухаживать за ними и запрягать в колесницы. Однако некоторые специфические термины и цифровые данные говорят о том, что многие из этих сведений в трактате Киккули были заимствованы хеттами у индусов.

topwar.ru


Смотрите также