Герб Руси и Российского государства - Российская Империя
Россия и Византия. Появление двуглавого орла
Гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки, которые не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены. В самом своем начале (вплоть до XVI века) Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе России идти не могло. Однако, несмотря на то, что окончательной датой объединения Руси считают XVI век, государственный герб в России появляется уже при Иване III (1462-1505). Именно ему приписывается учреждение государственного герба, как такового. В качестве герба в то время выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змия, на оборотной - двуглавый орел.
Происхождение двуглавого орла уходит своими корнями далеко в прошлое. Первые, известные нам, его изображения, датируются XIII веком до н.э. Это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Он служил гербом хеттских царей.
Затем двуглавый орел обнаруживается в Мидийском царстве - древней державе, раскинувшейся на территории Передней Азии,- во времена правления мидийского царя Киаксара (625-585 года до н.э.). Шли столетия. И вот мы уже видим двуглавого орла на эмблемах Рима. Здесь он появился при Константине Великом. Им в 326 году двуглавый орел был выбран в качестве своей эмблемы. После основания новой столицы - Константинополя - в 330 году двуглавый орел стал государственной эмблемой Римской империи. На Руси двуглавый орел появился после брака Иоанна III Васильевича и Софьи Палеолог, племяннице последнего Византийского императора Константина XII Палеолога. История взаимоотношений Руси и Византии очень глубока и интересна и является темой для отдельной работы. Однако, обратимся вкратце к этому вопросу. Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии датируются 957 годом - годом когда княгиня Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство. Но далее отношения с Византией у Руси ухудшаются. Так в 969-972 между ними развязалась война за Болгарию, которая была завоевана Святославом.
Позднее, в 988 году Владимир Святой крестил Русь.
"Принятие Русью христианства из Византии широко открыло двери влиянию византийской культуры, византийских идей и учреждений. Это влияние сказалось существенным образом в области политической. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка...”
Однако далее исторических подтверждений отношений Руси и Византии не имеется вплоть до 1469 года, когда римский папа Павел II предложил дочь Фомы Палеолога Софью в жены русскому государю Иоанну III Васильвичу, свадьба которых состоялась в 1472 году. Брак этот не привел Москву к религиозному соединению с Римом, но имел важные последствия для возвышения монархической власти в Москве. Как супруг последней византийской царевны, великий князь Московский становится как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою всего православного Востока. По желанию и по советам Софии в Московском Кремле при дворе великого князя стал заводиться пышный, сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора. С конца XV века постепенно прекращается господствовавшая ранее простота отношений и непосредственное обращение государя со своими подданными, и он поднимается над ними на недосягаемую высоту. Вместо прежнего простого и “домашнего” титула “великий князь Иван Васильевич” Иван III принимает пышный титул: “Иоанн, Божиею милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных”.
В отношениях с малыми соседними землями появляется уже титул царя всея Руси. Другой титул, принятый московскими государями, “самодержец” представляет собой перевод византийского императорского титула autocrator; титул этот означал первоначально самостоятельного государя, не подчиненного никакой внешней власти, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха над своими подданными. С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб - двуглавый орел (который комбинируется с прежним московским гербом - изображением Георгия Победоносца). Так Русь обозначила свою преемственность от Византии, что является первым отражением ее развития на гербе...
Становление Российского герба от Ивана III до Петра I
Уже в самом начале развития российского герба мы видим его переплетение с историей Руси. Интересен тот факт, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нежели на орла. Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 с племянниками его, князьями Федором и Иваном Борисовичами Волоцкими.
В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Об этом, например, свидетельствует печать, приложенная в 1523 году к записи государя и великого князя Василия Иоанновича при отбытии его с войском в Казань. Вкратце, если подойти с чисто художественной точки, то можно сказать, что орел начинает злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым центром православия. Этот факт нашел свое воплощение в теории монаха Филофея ”Москва - Третий Рим”, известную из послания монаха Василию III.
В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе. Двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. На лицевой стороне печати на груди орла изображен щит вырезанной, или “германской”, формы с единорогом - личным знаком царя. Дело в том, что все символы, используемые в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси. На оборотной стороне печати на груди орла - щит с изображением святого Георгия, побивающим змея. Впоследствии эта сторона печати сыграет важную роль в формировании российского герба. Изображение московского герба на груди орла становится традиционным. Однако, в соответствии с древнерусской иконописной традицией святой Георгий обращен в правую от зрителя сторону, что противоречит геральдическим правилам.
21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Это положило конец Смутам, которые в период между кончиной Ивана Грозного и взошествием на престол Михаила Романова подорвали дух русского народа и чуть не искоренили русскую государственность. Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орел на гербе “встрепенулся” и впервые распустил крылья, что могло означать “пробуждение” России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства. К этому периоду Россия полностью окончила свое объединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством. И этот факт символично отразился в государственном гербе. Над орлом вместо осьмиконечного креста появилась третья корона, что означало Святую Троицу, однако трактовалось многими как символ единства великорусов, малороссов и белорусов.
Алексей Михайлович Романов (1645-1676) сумел завершить русско-польский конфликт, установив Андрусовское перемирие с Польшей (1667), при нем Россия смогла “показать себя” всей Европе. Российское государство занимает довольно значительное место рядом с европейскими государствами. В период царствования Алексея Романова отмечено также появление нового изображения гербового орла. Это связано с тем, что по просьбе царя, император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 году написал сочинение “О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича”.
Она явилась отправной точкой для развития российской геральдики. Государственный орел Алексея Михайловича явился прототипом последующих официальных изображений русского гербового орла. У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России, как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, на груди помещен щит с московским гербом, в лапах - скипетр и держава. Интересен тот факт, что до появления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла, начиная от орла на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне (Византия. 451-453 гг), постепенно разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсолютной монархии на Руси.
В 1667 году при помощи Лаврентия Хурелевича впервые было дано официальное разъяснение российского герба: “Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению... на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя”. Как видим, описание дает новое толкование элементов гербового орла. Оно продиктовано дипломатическими соображениями и должно свидетельствовать о величии России.
"От Руси Древней до Империи Российской". Шишкин Сергей Петрович, г. Уфа.
Полное собрание законов Российской империи” Cобрание 1. СПб, 1830“Собрание государственных грамот и договоров” часть 1. М, 1813Брокгауз и Эфрон “Хронология всеобщей и русской истории”. СПб, 1905Брокгауз и Эфрон “Энциклопедия” т.17. СПб, 1893Фон Винклер П.П. “Государственный орел”. СПб: тип. Э.Гоппе, 1892“Хрестоматия по истории СССР XVI - XVII в.в.”. М,1962Вилинбахов Г.В. “Государственная геральдика России конца XVII - первой четверти XVIII в. (к вопросу становления абсолютизма в России)” //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Л, 1982“Геральдика” //Материалы и исследования Государственного Эрмитажа. Л: ГЭ, 1987 (1988)Дворянские роды Российской империи”. СПб, 1993“История России в лицах и датах” Словарь-справочник. СПб, 1995Каменцев Е.И., Устюгов Н.В. “Русская сфрагистика и геральдика”. М, 1974Н.М. Карамзин “Предания веков”. М., 1988Лакиер А.Б. “Русская геральдика”. М: Книга, 1990Лебедев В. “Державный орел России”. М: Родина, 1995Лукомский В.К. “Герб как исторический источник” //Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. М, 1947; вып. 17.Лукомский В.К. “Гербовая экспертиза (случаи и способы применения)” //”Архивное дело” 1939 N 1(49).Лукомский В.К. “О геральдическом художестве в России”. СПб, 1911.“Новый герб, утвержденный императором Павлом”. 1799 г., Б. М. и Г.Пушкарев С.Г. “Обзор русской истории”. Ставрополь, 1993.Хорошкевич А.А. “Символы русской государственности”. М., 1989Г. Вилинбахов “Родословная российского герба” //”Родина” 1993 N1Шиланов В., Семенович Н. “Флаги Русского флота” // “Советский музей”, 1990. N 3(113), с.59Конов А. “Геральдика российская” //”Нева” 1985 N2.
www.rusempire.ru
Гербы и печати древней РусиТайны мира и человека
2 029
Гербы развивались в тесной связи с другим символическим изображением — печатями. Нередко герб и печать повторяли друг друга или содержали сходные элементы. Поэтому геральдику изучают одновременно со сфрагистикой — наукой о печатях.
Гербы и печати — это отличительные знаки. Прежде чем герб и печать стали тем, как мы их сегодня представляем, прошло много времени. Ученые считают, что родоначальниками гербов и печатей были знаки собственности, метки на предметах, свидетельствующие об их принадлежности тому или иному лицу.
Средневековые ремесленники ставили свои клейма на металлических, гончарных и иных изделиях, крестьяне делали зарубки («рубежи») на деревьях, отмечая границы земельных участков. Владельцы скота подчас выжигали на шкурах животных «тавро», «пятно». Кстати, отсюда пошло слово «запятнать».
Княжеские знаки можно встретить на монетах, оружии, поясах дружинников и на воинских знаменах.
Купец, отправляя свой товар за границу, подвешивал в нему свинцовую пломбу, нередко со знаком князя, которому подчинялся.
Жалованные грамоты на вотчины, звания и привилегии правители удостоверяли подвешиванием свинцовых (реже золотых и серебряных) или восковых печатей с соответствующими изображениями.
Прикладные печати стали применяться с конца XIV века. Церковнослужители пользовались печатями, па которых обычно изображалась Богоматерь с младенцем на лицевой стороне и благословляющая рука на оборотной.
Разновидностью печатей являлись личные перстни — печати, весьма распространенные на протяжении нескольких веков.
У князя Д. М. Пожарского на перстне-печати изображены два льва, стоящие друг против друга на задних лапах и вступившие в схватку. Гордился своей родовой печатью А. С. Пушкин. На ней изображена рука с поднятым мечом, что символизировало верную службу его предков России.
Несмотря на малую сохранность дошедших до нас старинных печатей, исследователи считают, что они были исключительно разнообразны в свое время. Изучать их бывает чрезвычайно сложно.
Многие печати не датированы, являются «глухими», иные столь загадочны, что порождают противоречивые толкования при попытках расшифровать рисунки и надписи.
При всем этом наблюдается некая закономерность в развитии печатей, скажем, времен становления Российского централизованного государства. Символы борьбы с внешними врагами — изображения вооруженного всадника — перешли от Александра Невского на печати московских князей. И в дальнейшем закрепились в государственных знаках Руси — в печати и гербе. Правда, какое-то время на московских печатях можно было видеть вполне мирного всадника с соколом. Но после Куликовской битвы все более утверждалось изображение в виде воина, восседающего на коне и поражающего копьем змея-дракона.
После захвата Константинополя турками в середине XV века московские великие князья приняли византийскую гербовую эмблему — двуглавого орла. Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, что явно повлияло на государственную эмблематику России.
С тех пор официально признанным изображением на гербе и печати Руси стало сочетание двуглавого орла и всадника-копьеносца.
В борьбе за первенство на Руси, за право ее объединения под своей властью московские князья столкнулись с тверскими. И это своеобразно отразилось на печатях последних великих князей тверских: на них виден всадник, вооруженный мечом, под ногами коня извивается змей. Но Твери не суждено было превратиться в столицу Российского государства, а «заявка» на это была…
Появление гербов связывают с необходимостью различать рыцарей разных орденов в эпоху крестовых походов. На щитах, плащах, доспехах помещали символические изображения. Иначе закованные с ног до головы в железо воины не могли распознать, где свои, а где чужие.
Составление гербов подчинялось некоторым общим правилам. Определились различные типы гербов — французские, испанские, итальянские и другие. На Руси использовались в основном гербы французского типа — щит четырехугольной формы с заострением в нижней части.
Для изображений на гербах употреблялись золото и серебро. Если гербы воспроизводились на бумаге, употреблялись условные обозначения (золото — черные точки, серебро — белое поле без штриховки). В ходу была при изготовлении гербов разноцветная эмаль, что также передавалось в упрощенном виде посредством красок и особой штриховки.
На поле герба наносились всевозможные рисунки. Это были животные (реальные и фантастические), небесные светила, рукотворные предметы (лук, стрелы, меч), растения и, конечно, люди.
Над щитом помещалась лента с девизом, выражающим в кратком изречении правила жизни и деятельности владельца герба.
На печатях-гербах отдельных княжеств и земель изображения сложились во времена феодальной раздробленности. Затем они вошли составной частью в общегосударственные знаки.
Изменения изображений на гербах и печатях нередко отражали большие политические перемены. Так, владимиро-суздальские князья сначала имели общий для всех русских князей знак герба — трезубец. Но уже в конце XII века появляется в их гербе лев — символ силы и власти.
В 1672 году искусные художники роскошно оформили книгу «Ти-тулярник». Здесь сведены воедино зарисовки гербов-печатей России того времени. Наряду с общегосударственным гербом тут приведены знаки городов и земель, отражающие подчас характерные местные признаки.
Так, герб Ярославля — стоящий на задних лапах медведь с протазаном (родом копья). Медведь, но уже в естественном положении, на четырех лапах, запечатлен на гербе Перми Великой (Средний Урал). На гербе Смоленска можно видеть пушку, на которой сидит птица. Оленем-лосем представлен символ Нижнего Новгорода. Почти на всех гербах сибирских городов — пушные звери. Старинный город Владимир олицетворял золотой лев в короне.
Иногда достаточно взглянуть на герб города, чтобы сказать, чем знаменита эта местность с точки зрения хозяйственных занятий населения.
Кострома издавна была крупной пристанью на Волге. На ее гербе — серебристая река и на ней ладья с гребцами. В гербе Кинешмы отражено ткацкое дело. Горнорудная промышленность запечатлелась в символах городов Екатеринбурга, Петрозаводска, Бийска, Кузнецка, Алапаевска. Набор оружия представляет герб Тулы. Хлебные колосья сыплются из рога изобилия — так представлен герб Кунгура. Белоозе-ро, Осташков и другие пункты славились рыбным промыслом, что и отразили гербы этих городов.
Настоящее развитие русское гербоведение получило в XVIII столетии. Разработкой гербов занималось специальное государственное учреждение — Герольдмейптерская контора, основанная еще при Петре I. В это время широко распространилась практика герботворчества для дворянских родов и городов. Царь распорядился, чтобы расквартированные по разным городам полки русской армии на своих знаменах имели изображения гербов этих городов. Кстати, старинные знамена — тоже исторический источник, связанный с эмблемами геральдики.
Во время проведения реформ Екатерины II (губернской, городской) предполагалось, что каждый город должен иметь свой герб. На рубеже XVIII-XIX веков был издан указ о создании «Общего гербовника Российской империи». Но работу не закончили.
Ныне мы наблюдаем возвращение к историческим символам наших городов, что выражается в знаках на изделиях промышленности той или иной местности. Известны и сувенирные значки, охотно приобретаемые туристами. Дорожить историческими символами своей местности — значит поддерживать добрые дела предков.
Чрезвычайно важно знание гербов, чтобы разобраться в предметах быта прошлых веков. Особенно тех, которые имеют особую художественную ценность. Знатные дворяне считали признаком хорошего тона, если на посуде из золота, серебра и фарфора, на столовых приборах, даже на пуговицах одежды можно было узреть родовой герб. А для историка это хороший путеводитель для определения принадлежности таких вещей, их датировки, установления исторической ценности.
Нельзя не сказать о том, что гербами украшались дворцы и дома, их каменные и металлические ограды. Благодаря этому выяснена застройка старых кварталов — например, Ленинграда.
В «родственных отношениях» с гербами находятся книжные знаки (экслибрисы), указывающие на владельцев книг. Иногда экслибрисы совпадали с гербами, но далеко не всегда. Зная книжные знаки, кому они принадлежали, ученые восстановили состав некогда разрозненных библиотек видных исторических деятелей прошлого. Экслибрисы в ходу и сейчас. Один остроумный владелец библиотеки, в назидание любителям не возвращать взятую литературу, включил в книжный знак слова: «Эта книга украдена из библиотеки такого-то»…
Это интересно
taynikrus.ru
Знак рюриковичей.: yar46
Начало.
На границе первого и второго тысячелетий шел известный процесс «Выбор вер». Точнее это «веры» нас выбирали, деля Русь и одновременно сражаясь, друг с другом. Следы бурного прошлого сохранились. Особо любопытны т.н. знаки Рюриковичей.Источник рисунка.Вокруг и внутри Руси полыхали битвы. Славяне и русы переселялись на восток Европы. Огнем и мечом князья Даниил и Александр определяли ветвь христианства. Михайло Ломоносов сражался с историками русского двора за русское прошлое. В горячке битв некие знаки приняли за основу и назвали их «знаками Рюриковичей». Попытаемся ответить на вопрос, почему эти символы относят к Рюриковичам, и что они символизируют?Символика.Гербовая и флаговая символика берет начало от истоков религии.О смысле флаговой символики уже писал. Вот ссылка. Кратко смысл флага - передвижной храм с богом. Отсюда и сакральность и особое отношение к этому символу.С гербом несколько иначе. Герб - олицетворение власти светской. С ним связано и понятие знака собственности. Однако понимание знака в настоящее время и в далеком прошлом разнится.Итак. Флаг и герб символически определяют духовную и светскую основы власти. Отсюда другое понятие. Меняешь флаг – меняешь бога. Соответственно выбор герба - определяет светскую власть. И тут есть маленькая ловушка. Есть герб - есть суверен, т.е. независимый от других владельцев гербов. Суверену подвластны подданные. В ходе эволюции общества возникают более сильные суверены-правители, каким подчинены суверены первичные. Структура власти предусматривает разную степень независимости от нулевой до высшей и далее ограниченной божественным промыслом.Сегодня принимая герб, мы опираемся на правила геральдики и её символику. Разумеется, приятно иметь символику более древнюю. Отсюда желание повторить что-то из далекого прошлого. Но правила рождаются не на пустом месте. Их дух и буква основаны на древних знаниях ныне во многом утраченных. Отсюда появление государственных гербов не соответствующих традициям и знаниям символики, включая представления Эзотерики - учения о скрытой мистической сути объектов мира.Согласно правилам средневековой геральдики аллегорические фигуры или «геральдические звери», присутствующие на гербе, должны стоять на задних лапах, всё живое ориентировано головой вверх к солнцу. Это представление рождено в древние времена; живое смотрит на солнце, а мертвое вниз в землю. Позднее на Западе родилось представление гербов как отличительных знаков на шлемах и доспехах рыцарей, знаков собственности или фирменных знаков ремесленников, но традиция знаков древнее средневековой культуры Запада.Слово «Герб» сегодня выводится от польского Herb, которое в свою очередь ведут от немецкого Erbe — наследство. Иными словами всё сводится к банальной собственности. Однако разбор букв и слогов с позиций нашей Азбуки показывает духовные истоки этого слова.Г – глагол, ер – твердость, Б – боги. В сумме Герб = Слово, утвержденное богами. Вот так возникло понятие «власть от Бога». Отсюда неизменность самих знаков гербов и их передача по наследству. А наследие бывает у Государства, Рода и племени. Отсюда и гербы государственные и родовые.Неслучайно в славянских языках созвучие слов герб и гербарий, который якобы от латинского herbarium.– трава, herbarium - травник. А кто был травником у славян? Волхвы и знахари, во времена которых о рыцарях и помину не было. Каково же тогда начальное значение слова Herba? Оно видно в начальных понятиях Азбуки Галгайского языка как «Основа единого бога А». Рассматривая слоги иначе, получаем «трава бога А». Любопытно, каким был этот первый герб?Есть одно смутное предположение, основанное на созвучии слов herba, и вербена.Кельтские жрецы готовили из вербены напиток любви, который, оберегал от злых духов и примирял врагов. Растение использовалось во многих ритуалах, известны и его лекарственные свойства. Как трава любви, вербена помогает гасить эмоции и вспышки гнев, приводит в весёлое расположение духа. Вот оно. Первый Герб людей мирил, а не разделял!В любом случае вольности с гербами как элементами сакрального мира недопустимы.История одного герба.После октябрьских событий 1917 года историк и националист М. Грушевский предложил для только что рожденной Украины национальный символ т.н. «трезуб». О смысле знака споры идут не один век, но Грушевский объявил его пикирующим соколом Рюрика, а, следовательно, знаком Рюриковичей.Снова претензии на Всея Русь, о чем мечтал ещё Даниил Галицкий.А споры не утихают. Богатая фантазия выдает на гора одну версию за другой. Тотемный символ: Рюрик-Рарог-Рериг-РатарЬ, "Огненный Сокол", падающий на жертву. Фантазии не иссякают. Это журавль, но - женского рода. Супруга дракона, охраняющего мир от злых духов. Журавль - птица счастья и гениальности. Есть и идеи о происхождении фамилий: Сокол священная птица славян, назывался Рюриком. Отсюда произошли Рюриковичи, от них Соколовы и Рерихи.Особо просвещенные видят в «трезубце» даже современные буквы и читают современное же слово «воля». Картинка открывается по ссылке.Идей и откровенных фантазий множество.
Сокол это или что другое, но герб Украины сознательно получили от перевернутой пикирующей символики.А каково влияние обратной символики на массовое сознание? Мистики знают о возможностях материализации мыслей. Мечты сбываются, если ведаешь, как к этому подойти. И подошли.Приведу общеизвестный пример. Христианский крест символ духовности. Не убий, не укради, не возжелай чего не надо. И вот обратная символика – перевернутый крест сатанистов. Он ориентирован к земле, а потому разрушает сознание, что и толкает адептов на страшные поступки.Пикирующий сокол символ не созидания, а смерти. Стоило это принять и началось. На Украине в начале 20 века заполыхала Гражданская война. Но заменили «трезубец» на герб аналогичный союзному гербу СССР и Украина восстала, словно Феникс. Строятся и растут города, встают заводы. Проходит время. Предательство первых лиц и мощный СССР разрушен. Имея созидательный гербовый посыл, Россия как восприемник СССР возрождается Фениксом. А Украина? Во второй раз приняла герб-трезубец и на её земле снова война. Обвиняют в проблемах москалей, но герб то им не москали подсунули. Взгляни в зеркало автор там.
Однако, если это знак Рюриковичей, то он символизирует сокола Рарога тотема славян ободритов. «Ободридский сокол», но почему пикирующий, для «птичьих» гербов сие не характерно. Тщательней надо с гербами. Веришь в мистику или нет, Мировой закон с тобой советоваться не станет – он просто Закон. А потому славяне изображали сокола ВЗЛЕТАЮЩИМ.
Храбрый Роман и Мстислав!Мысли ваши стремглавум переносит в дело.Вы на битву высоко летите,на ветрах, словно соколы, парите…Это из «Слово о полку Игореве».
Действительность – не бред собачий.Она сложнее и богаче.Валентин Берестов, археолог.
Реальность действительно богаче, археологи это знают наверняка.Фото слева. Изображение сокола конца XI – первой четверти XII веков.Источник: Ёлшин Д. Д. Рисунки и надписи на плинфе Спасского храма-усыпальницы в Переяславле-Хмельницком. Материалы тематической научной конференции. СПБГУ. Исторический факультет. Кафедра археологии. 1–4 декабря 2004. СПб, 2004. С. 201–209.Другой пример и тоже из реальной истории.Фото справа. Глиняная литейная форма конца второй четверти X века, новейший оттиск с нее и реконструкция утраченной части.Находка сделана 20 июня 2008 г. на Земляном городище Старой Ладоги.Староладожская археологическая экспедиция А. Н. Кирпичникова, Институт истории материальной культуры РАН. «Старая Ладога. Древняя столица Руси». СПб. 2010. С. 79.Источник изображений. По ссылке первый этап научно восстановленной реконструкции. На втором этапе реконструкции на голове птицы появляется крест.
Как видим, в старину сокол точно не пикировал, а сторожил Русь и внимательно смотрел на Запад, откуда грозила реальная опасность. А то, что сегодня принимают за пикирующий штурмовик, похоже, из другой оперы.Предки, сокола изображали соколом, знак тиражировали рисунками и литейными формами, а вот в пикирующих «трезубцах» не нуждались. К сожалению сегодня много находок смешано с беспаспортной добычей черных археологов. Где и как добыто науке неведомо.А вот достоверность. Оба приведенных изображения выполнены явно в одной традиции. Отсюда следует очевидное. Знак имел хождение по Новгородчине и Ладоге, а ещё по территории Переяславля-Хмельницкого. Это как минимум.Тогда чей же он многозубец?Весь ряд «зубчатых» знаков начинается с т.н. «двузубца Святослава», разумеется, зубцами вверх. Откуда двузубец? А вот. По крайней мере, эволюция датировок многое объясняет.Вот он "двузубец Святослава". Это Костяная печать из Белой Вежи (Хазария). Источник.
Двузубец символизировал двоякую сущность власти в теократических государствах: ее светскую и духовную ипостаси. В Хазарии эти функции выполняли каган и бек.Из летописей известно, что символом князя Святослава Игоревича был двузубец. Понятное дело. Это же трофей разгромленной Хазарии. Причем переняли не только знак, но и титул одного из властителей. Митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати» (XI век) именует Владимира крестителя «наш каган», а вовсе не «князь» как нас приучили считать. Двойная система власти с древних времен существует и на Руси. По началу тандем из князя и воеводы. Позднее тандем трансформировался в царя и митрополита, а уже в советское время за начальником смотрел секретарь Парткома. Тоже было и в армии. Политрук заместитель командира. Так что тандем во власти России дело обыденное.До Руси «двузубец» являлся эмблемой Хазарии. А хазары в свою очередь переняли этот знак у завоеванных соседей. Там он представлял собой Двузубец-тамга как художественное изображение черепа рогатого скота, который в виде оберега уже в явном виде вешали над входом в жилище либо устанавливали в середине стойбища. Предполагалось, что череп мертвого скота охраняет живых, но, став эмблемой привел к гибели Хазарию, князя Святослава и не дал ход государственности Киевской Руси. Всё закономерно «оберег» указывает пикирует на землю.Вот каков знак якобы Рюриковичей, знак который двузубец. Теперь очередь за т.н. «Трезубцем». Тому версий несколько.Версия черниговская.В начале прошлого века делались попытки прочтения трезубцев, считая их монограммами, составленными из греческих букв. Основываясь на вероятности, было прочитано слово «Василевс». Источник: XIV археологический съезд в Чернигове, 1908 г.Чем интересен затейливый орнамент «трезубца»? Его можно разобрать на составные части. Только почему на русском государственном знаке греческий алфавит, когда у нас было роуськое письмо (которому в Корсуне учился Константин-Кирилл), имелась своя глаголица, ну и потом нас для чего-то просветили кириллицей? Ответ тут только один. Монограмма попала к нам из Византии как приданое царевны Анны. Владимир получил руку царевны Анны и титул василевс, она стала василисса. Откуда надо полагать, и пошло по Руси имя Василиса, разумеется, Прекрасная. Интересно и происхождение Анны христианской жены Владимира. Она дочь армянского народа и одновременно член византийской императорской династии, одной из самых долгих и влиятельных. А мы то думали ромеи византийцы и поголовно все греки. Давно уже пора забыть чему нас учили в прошлом, и забыть как кошмарный сон. «Действительность она богаче…» ну и т.д.
Интересно само слово «василевс». Ключевое значение в титуле то, что он наследуемый, но титул с подвохом. С каким? Об этом ниже. Получив «трезубец» с титулом, наследники Владимира христианскую монограмму регулярно подправляют, добавляют христианскую крестную символику и даже луну, как будто не догадываются, что они изменяют знак императора Василевса и тем самым лишают себя красивого титула. Василевс – царь.Выходит, что привязка к титулу не более чем красивая сказка для действующей династии? «Историки между собой давно согласны», что реальный первый царь появится на Руси в лице Иоанна Грозного в 1547 году, и коронуют его не в Корсуне, а в Московском Кремле.К тому же ранее был двузубец и «василевса» из него не получить однозначно. Также как по данной методике не просматривается и слово «Рюрикович» на знаке с любым числом «зубцов». Ну, так чей же этот знак?Видимо это все-таки приданое христианской жены Владимира византийской царевны Анны. Именно Анну и корону хотел Владимир, обещая Византии возвратить Херсонес за такой выкуп.Однако, получив титул василевса, получил и связанные с ним проблемы.Что такое василевс.Император Византии получал корону от Церкви и как он мог её дарить варвару? Папы римские в свое время надевали короны на императоров и сохраняли за собой это право ревностно даже параллельно Патриарху Константинопольскому. А как с Владимиром? Вероятно, коронование Владимира василевсом в мире не признали, наследники за этот титул не держались, и все сошло на нет.Чем отличается князь от византийского монарха василевса?В первую очередь титул получали порфирородные ромеи, а рабичич Владимир и его потомки таковыми очевидно не являлись. Правителя Византии представал перед народом с крестом и мешочком с прахом (акакией), символизирующим его императора бренность. Это хорошо видно на монетах. Многое ограничивало василевса, отсутствовала даже свобода передвижения. Император постоянно находился в столице, во дворце, символизируя неколебимость власти. Властитель являлся рабом ритуала. Василевс считался обычным человеком, одаренным божественной властью свыше. Да, патриарх короновал главу Империи от имени Церкви, но та же Церковь постоянно напоминала избраннику о его тленности: во время обряда коронации ему показывали горшок с человеческими костями и предлагали выбрать мрамор для собственного надгробия. Он даже не мог посетить Русь на коронации Владимира. Сколько неудобств, потому и отказались русские князья от такого титула.Вот что по данной версии скрывает расшифрованная монограмма «василевс» на «трезубце», полученном не от Рюрика, а от Византии.Версия союза.Странно. Рюриковичи пришли от Балтики на юг и вернулись на Север. Если речь о князьях одной династии, то почему знак власти одной семьи в разных местах разный? Не отражает ли разнообразие старинных знаков власти следы реальной истории. Истории так не похожей на ту, что в современных учебниках.Пройдясь по словарям славянских народов можно как итог создать ещё одну версию.«Сокол» в современных языках: в польском Rarog, в чешском Raroh, в староукр. раріг, рарог… Это созвучно летописному имени Рюрик.Вышли славяне со своим знаком из южной Балтики и центральной Европы, и раскатились двумя волнами на север и на юг. На севере сокол славян встретился с медведем русов, и объединились зоркий соколиный взгляд и медвежья сила. Возникла Русь Велия медведя. А вот на юге не заладился союз. Вмешались Поляне. Они и сегодня не в стороне стоят.А может и не князя к себе призывали «не умеющие собой управлять», а пригласили целый славянский род. Вот и призвались сокольнички под знаком сокола Рарога. Хоть туманит ПВЛ, но намекает: «И пришел Рюрик со всей Русью… и от тех варяг прозвалась русская земля». А если летопись прочесть иначе?И пришел род славян Соколов, и объединились Русь и Славяне, и пошла от того союза Русская земля.
Выводы.Изложенные версии дают возможность предположить следующее.1. Сокол Рюрика и есть сокол. Его таким и рисовали в древнем прошлом. Восточные узоры, принимаемые за разного вида трезубцы являются копиями причерноморских знаков собственности - тамга.2. Знак «Двузубец Святослава» - вероятнее всего трофей из побежденной Хазарии.3. «Трезубец Владимира» - приданое царевны Анны, христианской жены Владимира. Знак передан кагану Владимиру как подтверждение передачи ему византийского титула Василевс. Титул на Великой Руси не прижился.4. Ободридский Сокол Рарог это именно славянский сокол. Знак Рюрика к «пикирующей» символике отношения не имеет.5. «Пикирующая» символика на самом деле символика южных народов, представляет собой обереги и знаки собственности (тамга). Знаки «киевских князей» заимствованы южнорусскими князьями из традиций народов Причерноморья.6. Сокол Рюрика пикировать не мог. Крупные хищные птицы бьют добычу когтями, а не клювом. Клюв у них закруглен и служит исключительно столовым прибором для разрывания добычи, ударить им с лету невозможно: это не таран. Если кто пытается реконструировать герб как пикирующий, то, увы, он получит на гербе мертвого сокола. Такой герб это падающая мертвая птица. Не дай бог...Назад в Оглавление
yar46.livejournal.com
Гербы Рюриковичей - alexandropolus
"Знак Рюриковичей" - герб, причем монархический и христианский. Вот так они примерно выглядят, уже систематизированные.
Генеалогия знаков Рюриковичей 9 - 11 веков по С.Белецкому "Древнейшая геральдика Руси".
1. Гербы Рюриковичей - не родовые знаки, а именно гербы. Первый вывод, который можно сделать на основе этой таблицы.Доказательством этому является то, что :
а/ все гербы имеют одну основу, это - герб Ольги, и дополнения в виде креста, птички ,"третьего зуба" и маленького треугольника в нижней части основы. То есть это - нормальные личные гербы. Так они обычно и выглядят.Личный герб отображает все владетельные права данного лица. Права как реализованные( земли и народы), так и нереализованные права. Имеется ввиду, что все владетельные династии состоят в родстве друг с другом и, члены династий в порядке наследования, имеют вполне реальную возможность получить какую-то землю по наследству. Гербы этих стран - земель тоже отражаются в личном гербе. В нем отражена также очередь престолонаследия;Рассмотрим в качестве примера личный герб императора Александра 2.
Родовой герб Его Императорского Величества
Щит рассеченный. Вправо - герб рода Романовых: в серебряном поле красный гриф, держащий золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом; на черной кайме восемь оторванных львиных голов, четыре золотые и четыре серебряные. Влево - герб Шлезвйг-Голштейнский: щит четверочастный с оконечностью и малым щитком в середине; в первой части - герб Норвежский: в красном поле золотой коронованный лев с серебряной алебардой; во второй части - герб Шлезвигский: в золотом поле два голубых леопардовых льва; в третьей части - герб Голштейнский: в красном поле пересеченный малый щит, серебряный и красный; вокруг щита серебряный, разрезанный на три части, лист крапивы и три серебряных гвоздя с концами к углам щита; в четвертой части - герб Стормарнский: в красном поле серебряный лебедь с черными лапами и золотой короной на шее; в оконечности - герб Дитмарсенский: в красном поле золотой, с поднятым мечом, всадник на серебряном коне, покрытом черной тканью; средний малый щит также рассеченный: в правой половине герб Ольденбургский: в золотом поле два красных пояса; в левой - герб Дельменгорстский: в голубом поле золотой, с острым внизу концом, крест. Этот малый щит увенчан великогерцогской короной, а главный - королевской короной.
Герб наглядно отображает информацию, содержащуюся в титуле. Каждому слову соответствует символ. Можете сверить сами.
Титул имп. Александра II:Божиею поспешествующею милостию, Мы, Александр Вторый, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский, Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский. Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея Северныя страны, Повелитель и Государь Иверския. Карталинския, Грузинския и Кабардинския земли и Армянския области, Черкасских и Горских Князей и иных наследный Государь и Обладатель, Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая
б/ гербы Рюриковичей исчезают к середине 13 века. То есть именно тогда, когда Рюриковичи теряют владетельные права и получают в Орде ярлык на княжение. Теперь они - вассалы.Иван 3 Васильевич вернул себе владетельные права и взял герб Палеологов, последней византийской династии. На каком основании? Очевидно, такова была его "очередь в престолонаследии" Палеологов - результат многих династических браков с членами византийских династий. Герб страны может не совпадать с личным гербом . Даже скорее не совпадает, чем совпадает. 2. "Герб Рюриковичей" - монархический герб. Это так потому, что Рюриковичи -княжеская династия, имеющая владетельные права.Одновременно с появлением семьи, частной собственности и государства возникают права царей на земли и народы, их населяющие. То есть, на престолы.Как в Библии: " и Господь дал тебе эту землю и роду твоему".
Владетельные права принадлежат суверенам, тем, кто не является никому вассалом.В пределах своего владения власть может быть ограничена в какой-то мере . Например, вече или парламентом. Но ниоткуда извне , кроме как от Господа Бога, владетельный господин не имеет ограничения своих прав. Каждый владетельный господин абсолютно суверенен от другого. Независимо от размеров его владения. Можно ли всех Рюриковичей считать владетельными или некоторые из них - вассалы Великого князя, и как это отразилось в их гербах, это - отдельный вопрос. Позже мы к нему вернемся.Следовательно, Герб Рюриковичей - это монархический герб , наглядно-образное выражение их владетельных прав.Мне приходилось встречать у некоторых исследователей определение гербов как :- символа власти;- символа собственности;- светско-воинской эмблемы.И то, что главный признак герба то, что он передается по наследству. Всё это - глубочайшие заблуждения.
Не гербы передаются по наследству, а владетельные права. А гербы только наглядно эти права демонстрируют. По гербам возможно отследить переход владетельных прав от одного представителя династии к другому.Рюриковичи - династия. И как всякая династия она строится на основе родственных ( кровных) связей. И там, где имеет место быть листвечное право, тоже.Необходимо различать гербы государств и личные гербы монархов и членов владетельных домов. 3. Гербы Рюриковичей - гербы с христианской символикой. Некоторые антинорманисты уверены, что эти гербы являются символическим изображением сокола, нападающего на добычу. Однако, изображение сокола может быть только родовым знаком, по сути своей принадлежащим дохристианской культуре. Рапов упоминает, что датский родовой знак "ворон" не может быть на гербе христианского правителя. . А против сокола не возражает. Что - странно.Вывод : сокол не может присутствовать на гербе христианского правителя. И еще: если кто-то видит изображение сокола в гербе Святослава, он должен видеть его и в гербе Владимира Красное Солнышко, того князя, который сделал христианство государственной религией. И в гербе Ярослава Мудрого и т.д.А это невозможно по определению. Ведь вы не считаете, что в этих гербах крест или "средний зуб" является изображением сокола? Значит, сокол присутствует в основе всех гербов Рюриковичей? То есть они все - язычники? Или все - христиане? Начиная с первого!Письменные источники, как русские, так и иностранные дают нам разный ответ на этот вопрос.А гербы, напротив, свидетельствуют однозначно: все эти князья были христианами. На гербе монарха - христианина могут быть изображены только христианские символы и сюжеты. Все они хорошо известны.Изменения в гос. гербах происходят, когда меняются границы государства: присоединяются новые земли или теряются ранее принадлежавшие. Личные гербы тоже могут меняться по этим же причинам и ещё в тех случаях, когда меняются перспективы наследования других земель. Христианские символы:
крест - главный христианский символ И никакого сокола! И не было! Если бы был, в эпоху христианизации он не превратился бы в голубя, а был бы изменен на другой символ. Шутить такими вещами могут только очень романтические патриоты из числа "украинских хлопцев".Монархический герб, особенно в эпоху христианизации страны , не может нести в себе языческую символику! Категорически !Так что выбирайте из птиц. Голубь, орел, феникс.Очень возможно, что это - голубь, символ Святого Духа. А также - символ КРЕЩЕНИЯ.Почему он на голубя не очень похож? Да потому, что это - символ! Выполнен ли он на подвеске руками умелого ювелира или процарапан на гребне- это все равно СВЯТОЙ ДУХ. Изображен он вниз головой или вверх. Даже просто мазок, галочка - тоже Святой Дух. И Византийские иконописные сравнения здесь не нужны.Вы говорите, что в русской традиции нет изображения СХОЖДЕНИЯ СВЯТОГО ДУХА до 13 века? Икон , может быть, и нет. Но что изображено на монетах, подвесках и прочем? И в разных вариантах! Почему должны быть только иконы?Гербы Рюриковичей ( если считать их христианскими гербами) включают в себя несколько христианских символов: Крест, Святой дух и Сошествие Святого Духа (отсюда третий зубец,как поднятый хвост голубя, значит, что голова голубя - опущена), птица устремлена вниз). Да, примитивно!. Но это - символы!То есть. выражаясь вашим языком, двузубец - это Святой Дух, а трезубец - СошествиеСвятого Духа.Рискую надоесть вам, но Святой Дух и Сошествие Святого Духа это - два разных сюжета. Герб Судислава Владимировича как раз и содержит в себе оба эти сюжета. Здесь и голубь, спокойно сидящий в центре герба, и Сошествие Святого Духа - в виде основы герба.
Возможно, что не голубь, а орел ( двуглавый) изображен на гербе Рюриковичей.
А крест, копье, голубь на гербе Судислава и держава просто наложены на него. Из всего вышеизложенного я могу сделать вводы:1. Знаки Рюриковичей - личные монаршии гербы.2. Все эти гербы принадлежат монархам - христианам.
А это означает, что Рюриковичи были ВЛАДЕТЕЛЬНОЙ ДИНАСТИЕЙ, по крайней мере с 9 века до середины 13века, и они были ХРИСТИАНСКОЙ династией.
Поэтому утверждение о том, что сокол был геральдическим знаком Рюриковичей ошибочно.
alexandropolus.livejournal.com
Что означает герб Украины — Славянская культура
Многие уже знают, что герб Украины это никакой не "знак Рюрика", а хазарская тамга. Но откуда появилась. Хазары, это тюркский народ, который принял иудаизм и иудейских священников, которые назывались коганами. Они тайно посвятили хазарского правителя Булана, и образовали с ним правящую элиту, выдав своих дочерей за его приближенных воинов. У коганов был свой особый жест, которым они благославляли своих последователей - пальцы вытянуты как трезубец.
Своей формой этот жест повторял древнееврейскую букву Шин (тризуб). Позже, сам правитель Хазарии стал называться каганом - а государство стало каганатом. Каган выполнял ритуальную роль, ведь через него приходило благославение и удача на всех хазар. Если каган был культовой фигурой, то реальной политической и военной властью заведовал его министр - бек. В его подчинении находился гарнизон разномастных наемников, которые должны были обеспечить диктатуру хазарской иудейской верхушки над порабощенным населением, в том числе и славянами. При князе Святославе иго хазарского каганата было сброшено, а его столица Саркел уничтожена. Через тысячу лет потомки хазар пытаются взять реванш, сделав своей столицей Днепропетровск. Помогает им в этом американская хазарка Нулланд (по мужу фамилия Каган).
Тамга (знак собственности) каганов произошел от жеста благославения и буквы Шин. Теперь все эти символы вернули в Новую Хазарию - Украину. А лидер партии "Свобода" шовинист Олег Тягнибок (Фротман) и его хозяин - олигарх Каломойский благославляют своих наемников на геноцид "жестом кагана".
Миф о гербе Украины
Давайте очередной раз вспомним подробнее, что это такое и чем тут можно гордиться …
Древнерусская народность или древнерусский этнос — единая этнокультурная и социальная общность, которая согласно распространённой историографической концепции сформировалась из восточнославянских племён в процессе этногенеза в Древнерусском государстве на протяжении X—XIII веков. В рамках этой концепции считается, что все три современных восточнославянских народа — белорусы, русские и украинцы — возникли в результате постепенного распада древнерусской народности после монгольского нашествия на Русь. Концепция древнерусской народности, говорившей на едином древнерусском языке, имеет как своих сторонников, так и противников.
Большой Серебрянник Ярослава Мудрого, в период княжения в Новгороде, новгородской чеканки
Древнерусское государство возникло как раз с 882 года (Киевская Русь)
Личные знаки князей дома Рюриковичей.
Зна́ки Рю́риковичей — геральдические знаки, которые использовали древнерусские князья для обозначения прав собственности на те или иные предметы. Изображались на клеймах, печатях, монетах Рюриковичей. В отличие от дворянских гербов такие эмблемы принадлежали не всей семье или роду, а были личными знаками: каждый князь имел свой собственный «герб».
Как правило, на монетах киевских князей встречаются фигуры, напоминающие перевёрнутую букву «П», к которым прибавлялись «отростки» снизу или посередине, а также точки, кресты и т. п. Одни и те же знаки могли выглядеть по-разному, в зависимости от предмета, на котором они изображались. Так, княжеские эмблемы на печатях изображались схематично, в максимально упрощённой форме, тогда как на монетах те же символы имели множество дополнительных орнаментальных элементов.
Оттиск с плинфы с руин Десятинной церкви в Киеве
Геральдические знаки древнерусских князей дошли до нас не только в виде изображений на монетах и печатях, но и на подвесках, перстнях, оружии и т. п. По этим находкам можно не только проследить эволюцию княжеских символов Древней Руси, но и попытаться восстановить их происхождение.
Использование изображений двузубца и трезубца сближает знаки Рюриковичей со сложными царскими гербами Боспорского царства, основными элементами которых также были эти символы. На связь боспорских и древнерусских княжеских эмблем указывает преимущественное употребление именно двузубца как основы композиции «герба».
Пикирующей сокол — символ Рюрика, основатель города Новгорода и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.
Другим моментом, сближающим эмблемы древнерусских князей с гербами боспорских царей, является наследственный характер их развития. Как уже было сказано выше, княжеские «гербы» Древней Руси были личными знаками, не передававшимися по наследству, но, как и символы Боспорского царства, имевшими единую базу в виде двузубца, к которому каждый правитель добавлял (или из которых изымал) элементы в виде разного рода «отростков», завитков и т. п.
Среди «гербов» древнерусских князей встречались и полные аналоги гербов боспорских правителей. Например, личный знак Ярослава Мудрого на поясных бляшках, найденных в Приладожье и в окрестностях Суздаля, практически полностью совпадает с изображённым на поясном наборе из Перещепинского клада Полтавской области, изготовленном в VII век—VIII веке в Среднем Причерноморье. И то, и другое изображение напоминает по форме трезубец.
Подобные знаки (двузубцы и трезубцы) широко использовались на территории Хазарского каганата в качестве символов верховной власти – они являлись тамгами правящих родов. Это являлось продолжением сармато-аланской традиции использования подобных знаков, восходящей ко временам Боспорского царства
Двузубые и трезубые тамги известны в VIII – IX вв. в хазарском мире на деталях поясной гарнитуры (Подгоровский могильник), в виде граффити на каменных блоках и кирпичах крепостей (Саркел, Маяцкое, Семикаракорское, Хумаринское городища), в виде гончарных клейм на сосудах (Дмитриевский могильник). Возможно в древнерусскую среду такие знаки попали именно из Хазарии, как и титул «каган», воспринятый первыми русскими князьями.
В 1917 году после Октябрьской революции, когда на территории бывшей Российской империи начали создаваться новые государства, трезубец князя Владимира был предложен историком Михаилом Грушевским в качестве национального символа Украины. Статус малого герба Украинской Народной Республики личный знак Владимира получил 22 марта 1918 года в результате постановления Центральной Рады. В дальнейшем этот символ использовался с некоторыми изменениями и дополнениями украинскими государственными образованиями, созданными в период с 1918 по 1920 год. С установлением на Украине советской власти трезубец потерял свой государственный статус, но продолжал использоваться организациями украинских националистов, а также, с добавлением креста на зубец, как составляющая герба провозглашенной в 1939 году Карпатской Украины. В 1941 году он использовался Украинским государственным правлением
После ликвидации СССР в 1991 году, постановлением Верховного Совета Украины от 19 февраля 1992 года трезубец был утверждён в качестве малого государственного герба Украины. В соответствии со статьёй 20 конституции Украины 1996 года «главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеского Государства Владимира Великого (малый Государственный Герб Украины)» (что, несмотря на государственный статус этого решения, является некоторой исторической натяжкой: как было сказано выше, «герб» Владимира Святого был только личным символом, как и другие эмблемы Рюриковичей того времени).
Можно вспомнить в связи с этим и такое изображение:
Версия такая: на гербе Украины, как и на гербе Владимира изображена хазарская тамга, которая была в широком использовании в Хазарском каганате.
Открытию хазарской графики спсобствовали донские казаки. Добывая строительный материал для своих построек, они разбирали стены древних крепостей. Одни из первых находок Хазарской графики были обнаружены на нескольких из городищ левого берега Дона (Саркел, Правобережная Цимлянская, Маяцкая, Семикаракорская) в начале ХХ века.
Родовая тамга в древности была скаральным символом, связанным с покровителем рода (семьи). Символ рода ставился на кирпичах из которого возводились стены домов и крепостей. При укалдке кирпича в стену родовая печать скрывалась от глаз окончательно. Таким образом давая понять будущим поколениям истинного хозяина поселения (домовладения).
Таким образом Хахарская тамга есть не что иное как ПЕЧАТЬ. Так же встречается упоминание его как ТРЕЗУБЕЦ Ярослава Новгородского, но суть та же, самые первые упомининия о изображении принадлжат хазарам.
Хазарская подвеска со стилизованным трезубцем
Давать сегодня какое-либо толкование хазарскому двузубцу и трезубцу в лучшем случае бесперспективно. Как курьез рассматривали разные версии расшифровки оборотной стороны первых русских монет авторы многотомного труда о средневековых монетах — в отношении трезубца. Как писали они, предположения сменяют друг друга: от норманнской шапки до схематического голубя — Святого Духа.
Поэтому в настоящее время в научном мире утвердилось мнение, что знак может быть тамгой. Сам по себе факт подражания не является чем-то особенным. В ранних чеканах германских народов (например, у вандалов) монетные типы, обычно подражающие Риму (погрудное изображение в венке, Виктория, держащая корону), на оборотной стороне могут нести изображение головы лошади. На ранних англосаксонских монетах можно видеть змею или дракона, объясняемых следствием древних местных верований, в которых чудовищный Вотан (Водан-Один) играл важную роль.
Затем, после принятия христианства на Руси, на монетах Владимира на хазарской тамге появляется крест, и мере того, как христианство укреплялось, а победа над Хазарией становилась историей, тамгообразные знаки исчезают из употребления на монетах Руси.
Это совпало со временем, когда и титул русского правителя «каган» перестал употребляться и был заменен на «Князь»; и по мере того как государство русов крепло и утверждалось на международной арене его перестали использовать. Во всяком случае, к началу XIII в. Система отпятнышей в знаках Игоревичей сходит на нет, что означает охлаждение князей к этим чуждым им знакам.
Вот такая монетка ….
Есть вот есть такое обсуждаемое мнение по поводу первой фотки:
Больше того, это фуфел. Даже не чеканка, а литье галимое. Вот эти маленькие углубления являются порами, при некачественном литье такое случается. (Я бы дал больше пруфов, но у фотки маленькое разрешение). У меня кстати вольфрамовые негативы этой монеты есть, могу начеканить кому надо.
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Historical Rehab of Ukraine-Ruthenia : Геральдика Руси-Украины: герб Святослава
В продолжение темы Руси-Украины. Специально пишу на языке – общепринятом в советском союзе – русском, который понимали более 200 млн людей, не только в страшной стране-тюрьме под названием "ссср", но и за пределами в Европе, Америке, Азии и даже Австралии. Чтобы мы могли распознать наиболее важные спец-демонстрации российско-советских историков, начиная с завуалированных дат рождения князей, королей и правителей РУСИ (прадержавы Украина) и, чтобы не путаться в дальнейшем с РУССКИМИ (московитами) из Московии (прародины Россия), пишем о Руси Киевской – «РУСЬ-УКРАИНА». Гербы относят к типу исторических памятников, где в символические форме с использованием специальной знаковой системы или стилизованных элементов раскрываются реальные события и явления, доносят до нас сведения из прошлого Украины. Происхождение гербов теряется в глубину времен – их прототипами были изображения разнообразных тотемов и тамг, в древности игравшие роль родовых символов и знаков. На территории Украины гербоподобные символы встречаются уже в IV-III века до н.э. Позже на основе родовых знаков сформировались геральдичные символы Киевского государства. Археологические находки свидетельствуют, что изображение трезубца в разных видах встречаются на очень многих предметах времен VIII-XV веков Руси [прадержавы Украины с древнейшим городом Киевом]. Самой древней известной украинской княжеской эмблемой, использовавшейся на Руси [прадержаве Украины], является изображение печати Свѧтослава Игоревича Хоробре Сердце (годы жизни 915-972), правивший Русью-Украиной с 6443[935] до 6480[972]. На гербе Святослава с блакитною (синей) основой, начертаны золотом ЩИТ и МЕЧ СПРАВЕДЛИВОСТИ, а не крест – как нам пытаются рассказать российские историки под православную указку РПЦ.
Святослав был язычником и настоящим Воином, его узнаваемым знаком был МЕЧ СПРАВЕДЛИВОСТИ.
Знак одного типа использовался на монетах, строительном камне, оружие, металлических и ювелирных изделиях, в миниатюрах рукописных книг.
Существовали собственные символы и у древнейших городов Украины. На Руси (прадержаве Украина) уже в IX-XVI веках существовал свой геральдический обычай. В XIII веке – в пору расцвета Руси-Украины, Киев был самых крупным европейским центром с числом жителей более 40 тысяч, что превышало в разы французский Париж и английский Лондон вместе взятые...
На ту пору – в Залесье только начала свое зарождение маленькая дикая Московия, естественно говорить о гербах московитоы, в современном их понимании. И в 16 веке не было при Иване Грозном [вассале крымских татар] и в 17 веке при Федоре Романове [вассале крымских татар]. Понятие "городской герб" в России появилось в 18 веке, официальная регламентация московитских-российских гербов, по западноевропейским правилам геральдики, началась лишь в 1722 году при новоиспечённом императоре Петре I (годы жизни 1672-1725) и после переименования Московии в Россия. В ту пору и была учреждена Герольдмейстерская Контора.
РУСЬ (прадержава УКРАИНА) — одна-единственная... Других не было! Никаких северных-новгородских иль восточных-московских... это ж придумать! курам на смех! ох уж московиты-сказочники... При сумасбродных прогнивающей ветке мы видим сегодня восточное государство с огромной бестолковой территорией — все в державе оставалось серым, угрюмым, кровавым. Умом похвастать сумасброды не могли, брали силою бестолковою! Народ превращали в рабов бессловесных, обезличивали. Вспомнить СССР – безликий советский народ без истории и без корней. "Перекати-поле" – главный лозунг сумасбродной прогнившей ветки умерших рюриковичей от Долгорукого на залесских землях нынешней Московии-россии.
Добавлю к теме по Украине (українською).
Історична геральдика. Герби історичних земель та міст України 1. БЕЛЗЬКЕ ВОЄВОДСТВО2. БРАЦЛАВСЬКЕ ВОЄВОДСТВО3. ВОЛИНСЬКЕ ВОЄВОДСТВО4. ГАЛИЧИНА 4.1. ЛЬВІВЩИНА 4.2. ГАЛИЦЬКА ЗЕМЛЯ 4.3. ПЕРЕМИСЬКА І СЯНІЦЬКА ЗЕМЛІ 4.4. ХОЛМЩИНА 4.5. ЖИДАЧІВСЬКЕ СТАРОСТВО5. КИЇВСЬКЕ ВОЄВОДСТВО6. ПОДІЛЬСЬКЕ ВОЄВОДСТВО7. ЧЕРНІГІВСЬКЕ ВОЄВОДСТВО8. ГЕРЦОГСТВО БУКОВИНА9. БЕССАРАБСЬКА ГУБЕРНІЯ10. ВОЛИНСЬКА ГУБЕРНІЯ11. КАТЕРИНОСЛАВСЬКА ГУБЕРНІЯ 11.1. АЗОВ (Катеринославське намісництво) 11.2. НАХІЧЕВАНЬ-НА-ДОНУ (Катеринославське намісництво) 11.3. РОСТОВ-НА-ДОНУ (Катеринославське намісництво) 11.4. ТАГАНРОГ (Катеринославське намісництво) 12. КИЇВСЬКА ГУБЕРНІЯ13. ПОДІЛЬСЬКА ГУБЕРНІЯ14. ПОЛТАВСЬКА ГУБЕРНІЯ15. ТАВРІЙСЬКА ГУБЕРНІЯ15.1. ТАМАНЬ16. ХАРКІВСЬКА ГУБЕРНІЯ16.1. ХОТМИЗЬК 17. ХЕРСОНСЬКА ГУБЕРНІЯ17.1. ГРИГОРІОПОЛЬ 17.2. ДУБОCСАРИ 17.3. ТИРАСПОЛЬ 18. ЧЕРНІГІВСЬКА ГУБЕРНІЯ 18.1. МГЛИН18.2. МЛИНКИ 18.3. НОВЕ МІСТО 18.4. НОВОЗИБКІВ 18.5. ПОГАР 18.6. СТАРОДУБ 18.7. СУРАЖ 18.8. ЧУРОВИЧІ19. БЕССАРАБІЇ ПОВІТИ 19.1. БІЛГОРОД-ДНІСТРОВСЬКИЙ ПОВІТ 19.2. ІЗМАЇЛ ПОВІТ 20. БУКОВИНИ ПОВІТИ 20.1. СТОРОЖИНЕЦЬ ПОВІТ 20.2. ХОТИН ПОВІТ 20.3. ЧЕРНІВЦІ ПОВІТ
ПОДГОТОВЛЕНО 1 сентября 2015,
historyukrainian.blogspot.com
Разберем известную, антиисторическую картинку. | Южная Русь
Источник вдохновения майданутых, бандеровцев и наших белогандонников - часто мелькающая в Сети картинка несколько срачеобразующего содержания. Публикую без купюр, ничего от себя не добавляю, ни на чью сторону не становлюсь - сам по этой теме глубоко не копал.
На просторах всемирной паутины мне часто попадалась картинка, согласно которой символы, использовавшиеся в Московии, отожествлялись с символикой Золотой Орды, а символы современной Украины – с символикой Киевской Руси. Поскольку пруфов к картинке нигде не представлено, решила разобраться сама. Дабы не быть голословной, ниже представлю, более или менее подробный разбор каждого из аспектов, предъявленных авторами изображения. Итак, по пунктам:
1. Герб Киевской Руси, так называемый «трезубец».
Основных версий происхождения две - племенной знак князей Рюриковичей, изображающий сокола, нападающего на добычу, или же исходящий из хазарского двузуба тризуб. Версии равноправны, так что отдавать предпочтение какой-то одной не получается (разве только если очень верить). Что же до общепринятого герба Киевской Руси, то его не существовало, так как Русь состояла из отдельных княжеств, у каждого из которых был собственный символ.
"Двуглавый орёл" же как символ появился несколько раньше, чем герб Золотой Орды, указываемый первоисточником, а именно в 4-3 тысячелетии до нашей эры. Зарождение данного символа зафиксировано он не абы где, а в древней Шумерской цивилизации. Кроме того, орёл о двух головах встречается в культуре Индии, Священной Римской империи и Византии. Так что можно было смело сравнивать с шумерами. Или индийцами. Или византийцами. Или немцами. Но точно известно, что на Русь как именно государственный герб двуглавый орел пришел после женитьбы Ивана третьего на родственнице последнего византийского императора - Совье Полеоглог, именно идея Москвы как третьего Рима, послужила причиной того, что Иван третий перенял герб Византийской империи.
2. Прапор, или же знамя Киевской Руси 12 века.
Единого прапора Киевской Руси в 12 веке не существовало, как и её герба, раздробленность, как-никак. "Штандарт Хана", указанный в качестве «предка» российского флага, так и не нашёлся ни в каких авторитетных источниках.
3. "Гривня Володимира Великого"
- нашлась только в качестве новодела 2003 года, коллекционной вещи. Рубл хана Джанибека, как и ханов Узбека и Азиз-Шейха, выполнен с использованием того самого древнего шумерского символа.
4. Что касается слова "мова"
- старославянский, на коем изъяснялось большинство населения Киевской Руси, этого слова не содержит. "Мова" находится в украинском и белорусском языках. По языку Золотой орды, увы, материалов не нашла, домыслов строить не буду.
5. Орнаменты времени Киевской Руси,
как, впрочем, и других государственных образований того времени, состоят из стандартных зооморфных, растительных и геометрических орнаментов. Показанный "орнамент Киевской Руси" - один из бесчисленных геометрических узоров, подобные которым есть и в русской, и в украинской, и в белорусской культуре.
Что касается орнаментов Орды, то представители улуса Джучи, то есть татаро-монголы, создавшие Золотую Орду, имели достаточно бедную культуру, и дошедшие до нас узоры чаще всего имеют зооморфную тематику. Типичная русская хохлома (а на представленном узоре именно хохлома) же, согласно большинству источников, возникла только в 17 веке (к этому времени Золотая Орда, вернее её осколки, была ликвидирована) в деревне Хохлома. Так что и здесь притянуто за уши.
* * *
Ну и напоследок наш ответ майдаунам - кое-что уже документальное.