Фрески древнего рима. Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Фресковые и мозаичные композиции. Фрески древнего рима


Монументальная роспись Рима

Монументальная роспись Рима

Почти все дошедшие до нас произведения монументальной росписи обнаружены либо при раскопках Помпеи, Геркуланума и других поселений, погибших при извержении Везувия в 79 г. н. э., либо найдены в Риме и его окрестностях.

Всохранившихся везувианских фресковых декорациях в конце XIX в. установлены и описаны четыре последовательных стиля. Собственно, название "стиль" не совсем верное, скорее, это системы декорирования жилых домов и общественных зданий. Самый древний первый "стиль", называемый "инкрустационным" или "структурным", заимствованный римскими мастерами у гре­ков, был распространен в Помпеях в 200-80 г. до н.э., встречаясь иногда и позже

Живописное покрытие стены еще было неотделимо от ее пластической структуры. Роспись была тесно слита с пластикой архитектурных элементов — цоколя, квадров, карниза; она одновременно усиливала ощущение стены, замыкала человека в интерьере, отделяла его от окружавшего дом пространства.

Для первого стиля характерна т.н. "рустованная" кладка или облицовка стен - крупные камни с рельефной, нарочито грубой поверхностью. Часто облицовка имитировалась лепкой архитектурных деталей из штукатурки "под мрамор". Цвета росписей первого стиля отличались глубиной и чистотой тона. В росписях преобладали первоплановые теплые топа — красный, коричневый, желтый; реже использовались глубинные — холодные.

Переход от первого помпеянского стиля ко второму был вызван тяготением к большей иллюзорности и отходом от пластического художественного выражения.

Второй стиль называют "архитектурно-перспективным" и датируют 80—15 гг. до н. В отличие от первого стиля архитектурные элементы изображались не лепкой, а росписью, рельеф отсутствует.

В росписях второго стиля различают пять периодов, каждый из которых характеризуется все более усложнявшимся деталями декорации. Гирлянды и маски раннего периода сменяются ложно объемными изображениями колонн и цоколя, основную площадь стены занимает композиция.

С развитием стиля художники начинают изображать пейзажи, создавая в помещениях иллюзию пространства, вводят в композиции фигуры людей, часто используя мифологические сюжеты.

Вросписях пятого периода стена почти пропадала, замененная широкими видами на природу (Дом Ливии на Палатине, пейзажи с Эсквилинского холма с приключениями Одиссея).

Наверное, самые знаменитые фрески второго "стиля" - это так называемый "дионисийский цикл" Виллы Мистерий. Впрочем, до сих пор нет единого мнения о трактовке как последовательности фресок, так и их содержания.

Третий помпейский "стиль", "орнаментальный" (ок. 15 г. до н.э. - 40 г. н.э. в Риме, 62 г. н.э. в Помпеях) закономерно вырос из второго, однако при этом утратил иллюзорную перспективу последнего.

Архитектурные детали здесь уже не подчеркиваются, становясь все более условными, появляются большие плоскости, восстанавливавшие ощущение стены. Пространство вновь замыкается в границах дома. Мастера третьего стиля, отказываясь от декораций, нарушавших плоскость стены, возвращали интерьеру замкнутость, чувство торжественной статики и покоя.

В этот период Рим подпадает под египетское культурное влияние - в империи появляются египетские вещи, распространяются египетские культы. Живопись третьего "стиля" так же не избежала подобных мотивов - в орнаментах появляются цветки и бутоны лотоса, сфинксы и небольшие фигурки божеств.

У

словно третий "стиль" можно разделить на две фазы. В первой фазе стена представляет собой панно, разделенное на три части, с монохромным фоном, украшенных картиной-клеймом (как вариант: картина расположена только в центральной части), во второй фазе в верхнем ярусе стены появляются легкие архитектурные построения. Сюжетами центральных миниатюр среднего яруса стены служили в основном мифологические сцены и пейзажи.

В рисунках позднего третьего стиля начинали появляться тенденции к иллюзорному прорыву плоскости: в верхней части стены изображались будто находящиеся за ней архитектурные сооружения.

Четвертый помпейский "стиль" (примерно с 63-62 г. - начало 2 в.) имеет несколько названий - "иллюзорный", "фантастический", "перспективно-орнаментальный". В некотором роде эта система - сочетание второго и третьего "стилей". Архитектурные элементы, характерные для второго "стиля", мастера четвертого преувеличивали, превращая их в вычурные театральные декорации, не подчиняющиеся законам физики. Орнаментальность третьего "стиля" стала пышнее, помпезнее и, сочетаясь с фантастической архитектурой и великолепными картинами на мифологические темы, создавала то богатство живописного оформления, которое присуще этой системе росписей.

Популярность к этому "стилю" закономерно пришла после землетрясения в 62 г. н.э., когда многие дома были сильно повреждены и в процессе восстановления в их отделку были внесены современные ноты.

Вего начальной фазе (время Нерона) стена почти исчезала, заполненная сложными сооружениями: зданиями, портиками, балконами, лоджиями, украшающими карнизы статуями и вазами. В росписях последующей фазы четвертого стиля (период Веспасиана) стена вновь начинала обретать свою поверхность; в центре часто помещалась сюжетная фреска обычно на мифологическую тему, а по краям — обрамляющие ее архитектурные детали.

Сочетание росписи и рельефа из штукатурки - это тоже примета четвертого "стиля", хотя монохромные стуковые рельефы появились уже в арсенале третьего. Элементы подобного декора изготовляли из извести, смешанной с мраморной крошкой. Фигуры чаще всего оттискивали в формах, но могли лепить и от руки.

Фрески четвертого стиля с мифологическими сюжетами с греческих оригиналов можно встретить в помещениях Дома Веттнев: изображения душащего змей Геракла, Диониса и Ариадны, наказания Дирки, мучения Пенфея, растерзанного вакханками, заполняют участки стены, обрамленные высокими колонками.

На других плоскостях этих же стен в иллюзорных прорывах виднеются верхушки портиков и вестибюлей сложных сооружений. Мастера четвертого стиля тяготеют к пространственной широте, захвату громадных просторов. Чувство необъятности мира, безграничных владений империи находило отзвук в продолжившей тенденции второго стиля их живописи, иллюзорно разрушавшей поверхность стены, впускавшей природу в помещения и сливавшей архитектурное пространство с реальным.

Художники того времени выбирали из множества мифологических событий сюжеты динамичные, напряженные и взволнованные, сообщавшие даже поверхности стен, на которые они были нанесены, беспокойство и подвижность. Обращаясь к реальной жизни, мастера предпочитали показывать сцены бурные, экспрессивные, вроде драки в амфитеатре, происходившей в 59 г. между помпеянцами и нуцерийцами. В манере нанесения красок живописцы часто прибегали к резким, напоминающим вспышки света на темной поверхности фона мазкам, как на фресках с амурами и психеями в Доме Веттиев.

Кроме пейзажей и мифологических образов создавались натюрморты, бытовые сцены, портреты.

В эпоху Империи стало активно развиваться искусство мозаики. Без преувеличения можно сказать, что именно в Древнем Риме мозаичное искусство достигло расцвета и заняло важное место среди других художественных искусств.

Мозаика используется для украшения не только полов, но и стен в общественных зданиях, храмах, дворцах и богатых частных жилищах. Римлянами используются разнообразные техники выкладывания мозаик, в том числе появляется техника подколки камешков, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений. Древнейшим памятником, где была использована техника подколки или тесселирования, считаются мозаики города Моргантина на Сицилии (Мозаика Ганимеда - III век до н. э.).

Римская мозаика использует различные материалы, но преимущество отдается мрамору и природным камням.

Фоновые элементы римских мозаик как правило светлые и достаточно крупные, зачастую фон формируется однотонными камнями с хаотичной укладкой без определенного порядка. Элементы рисунков и фигур - более мелкие, но часто все же крупные для выбранного рисунка. Цветовая п

алитра была расширена за счет применения таких природных материалов, как мрамор, сланец, разноцветный известняк, полудрагоценные камни. Однако эти материалы были достаточно дорогостоящими, поэтому мастера по-прежнему довольствовались цветами гальки.

С появлением цветного стекластановится доступной практически неограниченная цветовая гамма. Мозаики больших дворцов подчас поражают изысканностью цветовой гаммы, небольшие композиции кажутся ограниченными в выборе цветов.

Римские мозаики представляют очень сложные композиции и по своему эффекту приближаются к живописи. Черно-белые и многокрасочные мозаичные сцены найдены в Риме и других центрах Апеннинского полуострова. Некоторые из них — очевидно копии с греческих оригиналов. К числу таких мозаик принадлежит грандиозная по сочинению и превосходная в техническом отношении «Битва Александра Македонского с персами при Арбеллах», открытая в 1831 г. в так наз. доме Фавна в Помпее (ныне наход. в Неаполитанском музее). За копию с греческого и притом с мозаичного же оригинала, упоминаемого Плинием, признается известная «Чаша с голубями, сидящими на ее краю, пьющими из нее воду и охорашивающимися» — мозаика, найденная в вилле Адриана, в Риме.

Из прочих римских мозаик особенно любопытны: происходящий из той же виллы пол с изображением борьбы центавров с пантерами (в Берлинском музее), знаменитая палестринская мозаика (в палаццо Барберини в Риме), обширный пол из термов Каракаллы (в Латеранском дворце, там же), «Театральная репетиция» и некоторые другие произведения, добытые, подобно этой картине, при раскопках развалин Помпеи. Особенно же большое количество мозаик сохранилось на территории римской Африки.

Во II в. возникают христианские катакомбы. Росписи в них вначале напоминали декоративные композиции в римских домах, включали даже персонажей языческой мифологии; затем все заметнее в их сюжетику входят христианские мотивы. Художники постепенно меняют заказчиков и все чаще работают для приверженцев новой религии. В III в. были украшены фресками катакомбы Аврелия с мозаичной напольной надписью о роде Аврелия, с отвечающими языческому искусству фигурами Амура и Психеи в первом помещении и фреской на стене, изображающей сотворение Адама и прародителей в раю.

В III—IV вв живопись претерпевала изменения. Мощным архитектурным формам уже не соответствовали пейзажи, жанровые сценки, декоративпые росписи, украшавшие здания I—II вв. Возникла новая, напоминающая мозаику техника инкрустации — выкладывания фигур крупными разноцветными плитками камня. Панели, исполненные в такой манере, представляли собой как бы крупноформатную мозаику. На одной из них, найденной в базилике Юния Басса на Эсквплинском холме и хранящейся в Капитолийском музее, изображена тигрица, терзающая быка, на другой — солнечное божество из Митреума.

Западная Римская империя и Вечный город страдали от варваров, а на территории Восточной Римской империи рождалось новое, византийское искусство, широко пользовавшееся традициями пе только римской культуры, но и греческого эллинизма и создавшее позднее неповторимые по красоте архитектурные сооружения, мозаики, фрески, икопы. Римское искусство завершает собой многовековой путь, начатый эллинской культурой. Оно может быть определено как явление переходного периода от одной художественной системы к другой, как мост от антики к средневековью. В то же время, подобно тому, как и каждое произведение — не только звено в цепи художественного развития, но и неповторимое индивидуальное явление, римское искусство целостно и самобытно.

studfiles.net

Фресковые и мозаичные композиции

Живописное искусство представлено главным образом фресками и мозаиками Рима, Помпей и Геркуланума. «Искусством знаменитым» называл живопись учёный и писатель I в. н. э. Плиний Старший. К сожалению, многое утрачено или дошло во фрагментах. И все-таки древнеримская живопись поражает зрителя великолепием декоративных композиций, богатством сюжетов, разнообразием художественных приёмов, освоением воздушной перспективы, развёрнутым изображением окружающей человека среды. Излюбленные сюжеты живописи связаны с мифологией, гомеровскими поэмами и изображениями битв и триумфов. Живописные произведения того времени поражают непосредственностью восприятия окружающего мира, стремлением показать реального человека, его внутренний мир и физическую красоту.

В вилле Мистерий в пригороде Помпей сохранились знаменитые фрески. На стенах в естественный рост человека представлено 29 участников праздника, посвящённого богу Вакху. Они объединены в группы, их чёткие силуэты эффектно выделяются на красном фоне стен. Кроме мифологических персонажей перед зрителем проходят участники мистерий. Вот грациозная танцовщица с ударным инструментом в руках. Она показана в сложном танцевальном движении, золотисто-жёлтый шарф, переброшенный через плечо, прекрасно сочетается с розовато-золотистым тоном её тела. Рядом — коленопреклонённая девушка, припавшая к ногам сидящей женщины.

Во фресковых росписях всё чаще встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, портовые гавани, извилистые берега рек. С большим мастерством художникам удаётся передать мир животных и птиц, жанровые и бытовые сцены.

Изысканно красивы натюрморты с фруктами: мягкий свет нежно касается бархатистой поверхности персиков в стеклянной вазе. Блики солнечного света прекрасно передают тонкость и прозрачность стекла, а тёмно-зелёные листочки причудливо изогнутой ветки контрастируют с общей композицией.

Характерной особенностью фресковых росписей является стремление разрушить существующую преграду между внутренним пространством архитектурного сооружения и окружающим внешним миром. Наглядным примером, подтверждающим эту особенность римской живописи,

Весна. Фреска из города Стабий близ Помпей. I в.

является фреска «Весна» из города Стабий, близ Помпей. Девушка, символизирующая весну, удаляется от зрителя в глубину пространства, дышащего прохладой и свежестью. В левой руке она держит рог изобилия, а правой нежно касается поднимающегося из земли цветка. Её золотисто-жёлтая накидка, каштановые волосы и розовый тон обнажённых плеч удивительным образом гармонируют с ярким зелёным фоном цветущего луга. Радость, связанная с приходом весны, с тёплым весенним солнцем, благоуханием расцветающей природы, ощущение лёгкости движений девушки, как будто плывущей по воздуху, пронизывают всю живописную композицию.

Не менее знамениты римские мозаики. Искусство мозаики было известно ещё в Древней Греции: мозаикой греки называли картины, посвящённые музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти картины, а поэтому их не писали краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из кусочков специально сваренного стекла — смальты. Искусство декоративного убранства дворцов и вилл знати достигло в Древнем Риме совершенства. Особенно хорошо сохранились мозаики в Риме, Помпеях, Стабии и Геркулануме. На них изображены странствующие актёры, морское дно, дерущиеся петухи, кошки с куропаткой в зубах.

Битва Александра Македонского с персидским царём Дарием III. Мозаика. Около 100 г. до н. э. Копия. Национальный археологический музей, Неаполь

Хорошо известна копия мозаичной картины «Битва Александра Македонского с персидским царём Дарием III». На ней запечатлён решающий момент битвы двух армий при Иссе (Северная Сирия, 333 г. до н. э.), когда персидский царь Дарий, преследуемый Александром, обращается в бегство. На переднем плане боевая колесница Дария III, который изображён в высоком головном уборе, с луком в левой руке. Его возничий нахлёстывает коней, скачущих прямо по телам раненых и убитых. Навстречу Дарию устремлён бесстрашный всадник, копьём пронзающий тело противника. Это Александр Македонский — его глаза страстно горят, густые волосы беспорядочно разметались в пылу битвы, лицо исполнено энергии и решительности.

К сожалению, часть фигуры Александра утрачена. В мозаике, занимающей площадь в 15 м2, сложенной из полутора миллионов кубиков смальты, художник сумел выразительно и эмоционально передать индивидуальные черты главных персонажей и общую атмосферу боевого сражения.

 

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Эротитческие фрески Древнего Рима - Любовь к жизни

    То, что вы увидите ниже, под катом, это не что иное, как античное искусство, а не порнография, как может подуматься некоторым слишком ретивым защитникам нравственности, которые и сами не могут определись, что прилично, а что - нет (будто бы они сами появились из стерильно чистого воздуха, почти вакуума, в котором непонятно как летают аисты, подкладывающие детей в капусту).

    А всем не согласным с этим, могу посоветовать только одно: не смотрите дальше, и будет вам своё маленькое убогое счастье!

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

   Благодарю за внимание.    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Фресковые и мозаичные композиции

Живописное искусство представлено главным образом фресками и мозаиками Рима, Помпей и Геркуланума. «Искусством знаменитым» называл живопись учёный и писатель I в. н. э. Плиний Старший. К сожалению, многое утрачено или дошло во фрагментах. И все-таки древнеримская живопись поражает зрителя великолепием декоративных композиций, богатством сюжетов, разнообразием художественных приёмов, освоением воздушной перспективы, развёрнутым изображением окружающей человека среды. Излюбленные сюжеты живописи связаны с мифологией, гомеровскими поэмами и изображениями битв и триумфов. Живописные произведения того времени поражают непосредственностью восприятия окружающего мира, стремлением показать реального человека, его внутренний мир и физическую красоту.

В вилле Мистерий в пригороде Помпей сохранились знаменитые фрески. На стенах в естественный рост человека представлено 29 участников праздника, посвящённого богу Вакху. Они объединены в группы, их чёткие силуэты эффектно выделяются на красном фоне стен. Кроме мифологических персонажей перед зрителем проходят участники мистерий. Вот грациозная танцовщица с ударным инструментом в руках. Она показана в сложном танцевальном движении, золотисто-жёлтый шарф, переброшенный через плечо, прекрасно сочетается с розовато-золотистым тоном её тела. Рядом — коленопреклонённая девушка, припавшая к ногам сидящей женщины.

Во фресковых росписях всё чаще встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, портовые гавани, извилистые берега рек. С большим мастерством художникам удаётся передать мир животных и птиц, жанровые и бытовые сцены.

Изысканно красивы натюрморты с фруктами: мягкий свет нежно касается бархатистой поверхности персиков в стеклянной вазе. Блики солнечного света прекрасно передают тонкость и прозрачность стекла, а тёмно-зелёные листочки причудливо изогнутой ветки контрастируют с общей композицией.

Характерной особенностью фресковых росписей является стремление разрушить существующую преграду между внутренним пространством архитектурного сооружения и окружающим внешним миром. Наглядным примером, подтверждающим эту особенность римской живописи,

Весна. Фреска из города Стабий близ Помпей. I в.

является фреска «Весна» из города Стабий, близ Помпей. Девушка, символизирующая весну, удаляется от зрителя в глубину пространства, дышащего прохладой и свежестью. В левой руке она держит рог изобилия, а правой нежно касается поднимающегося из земли цветка. Её золотисто-жёлтая накидка, каштановые волосы и розовый тон обнажённых плеч удивительным образом гармонируют с ярким зелёным фоном цветущего луга. Радость, связанная с приходом весны, с тёплым весенним солнцем, благоуханием расцветающей природы, ощущение лёгкости движений девушки, как будто плывущей по воздуху, пронизывают всю живописную композицию.

Не менее знамениты римские мозаики. Искусство мозаики было известно ещё в Древней Греции: мозаикой греки называли картины, посвящённые музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти картины, а поэтому их не писали краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из кусочков специально сваренного стекла — смальты. Искусство декоративного убранства дворцов и вилл знати достигло в Древнем Риме совершенства. Особенно хорошо сохранились мозаики в Риме, Помпеях, Стабии и Геркулануме. На них изображены странствующие актёры, морское дно, дерущиеся петухи, кошки с куропаткой в зубах.

Битва Александра Македонского с персидским царём Дарием III. Мозаика. Около 100 г. до н. э. Копия. Национальный археологический музей, Неаполь

Хорошо известна копия мозаичной картины «Битва Александра Македонского с персидским царём Дарием III». На ней запечатлён решающий момент битвы двух армий при Иссе (Северная Сирия, 333 г. до н. э.), когда персидский царь Дарий, преследуемый Александром, обращается в бегство. На переднем плане боевая колесница Дария III, который изображён в высоком головном уборе, с луком в левой руке. Его возничий нахлёстывает коней, скачущих прямо по телам раненых и убитых. Навстречу Дарию устремлён бесстрашный всадник, копьём пронзающий тело противника. Это Александр Македонский — его глаза страстно горят, густые волосы беспорядочно разметались в пылу битвы, лицо исполнено энергии и решительности.

К сожалению, часть фигуры Александра утрачена. В мозаике, занимающей площадь в 15 м2, сложенной из полутора миллионов кубиков смальты, художник сумел выразительно и эмоционально передать индивидуальные черты главных персонажей и общую атмосферу боевого сражения.

 

 

Похожие статьи:

www.poznayka.org

Фрески Древнего Рима | I-IVe

Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome

Фрески Древнего Рима

----------------------<cut>----------------------

Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome

135 jpg | 1700 ~ 4700 pix | 451,5 mb

Фрески Древнего Рима | I-IVe | Frescoes of the Ancient Rome Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст или скачать файлы

txapela.ru

2 - римские фрески | III - Крит | Пейзаж в древности | Том 1 | Оглавление

Том 1История живописи

Партнёрские ссылки:

2 - римские фрески

Тем не менее как раз один из самых ценных памятников античного искусства, а именно фрески, найденные в развалинах дома на Эсквилинском холме в Риме, - ландшафты, среди которых представлены похождения Одиссея. Эти фрески, исполненные в мягких и довольно правдивых красках, в бойкой "импрессионистской" манере, со значительно развитым чувством пространства (но, по-видимому, без теоретических знаний перспективы), означают, во всяком случае, такое понимание природы и такой интерес к ней, каковые не были известны древним культурам Египта и Ассирии. Однако и в них не найти понимания природы в современном смысле или в том, что уже проглядывает в готической миниатюре или в живописи старых нидерландцев и венецианцев. Художник, писавший (в I в. до н.э.?) эти фрески, отнесся к своему предмету довольно "свысока", в качестве виртуоза и импровизатора. Нет любовного отношения к жизни природы. Общий эффект передан с некоторой иллюзорностью (фрески тянутся фризом под потолком и разделены одна от другой расписанными красными пилястрами, а следовательно, весь цикл должен играть роль некоторого trompe lоеilя), но в отдельных формах не проглядывает глубокого с ними знакомства. Скалы и горы выглядят вспухшими зеленоватыми массами или картонными кулисами; тростник и трава расположены "зря", взъерошенными пучками; береговые ниши нарисованы очень приблизительно; краски, в которых доминируют серо-зеленые, серо-голубые и оливковые тона, однообразны так, что лишь только изображением "Царства мертвых" может быть объяснено желание художника передать унылый характер местности.

Чрезвычайное значение для интересующего нас вопроса представляет роспись виллы, открытой в 1863 г. в месте "ad Gallinas Albas" под Римом. 

Экзекий. Ахилл и Аякс, играющие в кости. Фрагмент росписи амфоры. Экзекий. Ахилл и Аякс, играющие в кости. Фрагмент росписи амфоры. Эта роспись, покрывающая сплошь стены комнаты, представляет из себя несомненную попытку создать в закрытом помещении иллюзию сада. Мы видим низкие барьеры с разнообразными прорезными орнаментами (вроде трельяжей XVIII в.), клетки с птицами и на фоне неба - деревья и кусты с цветами, часто довольно ясно характеризованные, как-то: лавр, шиповник, персиковое дерево и т. д. На ветках и на трельяжах сидят певчие птицы. Возможно, что во фресках виллы ad Gallinas Albas мы имеем образец творчества Лудиуса или его школы. Эти фрески указывают, во всяком случае, на то, что живопись в I в. до н. э. задавалась только иллюзионными задачами и что культ природы уже тогда достиг той степени, когда горожанин начинает чувствовать потребность видеть в своих стенах убедительное напоминание о природе. Новейшие исследования доказали, что эта отрасль живописи происходит с востока, из азиатских центров эллинской (или, вернее, эллинистической) культуры, а также из Александрии, где садоводство повсюду было в чрезвычайном ходу и где во II в. до н. э. славился подобными картинами упомянутый Деметрий, работавший при дворе царя Птоломея Филомета и переселившийся затем в Рим11.

В этот поздний период античной живописи, который нам единственно (да и то приблизительно) известен по сохранившимся памятникам, господствовали (на протяжении всех римских владений) художественные вкусы, выработанные эллинистическим искусством, одним из центров которого была Александрия. Признаками этих вкусов можно считать реализм, доходивший до преследования иллюзии, игривую грацию и остроумную изобретательность, нередко впадавшую в вычурность. Античное искусство переживало в то время своего рода эпоху "барокко" - оно уже было "разменяно", ослаблено учениями любителей и теоретиков, обезличено эклектизмом. Но именно в это же время (как и в XVII в., в дни настоящего барокко) высоко развилась виртуозность в изображении видимого мира и чрезвычайно богатая декоративность.

Эти особенности поздней классической живописи нашли себе прельстительное отражение в росписи помпейских стен и в немногих остатках древней живописи в самом Риме. Однако о том, какое отражение это нашло по отношению к лучшему в искусстве своей эпохи, мы можем лишь догадываться, ибо ни одного выдающегося в свое время памятника до нас не дошло, а по одним "копиям" и ремесленным вариантам, разумеется, нельзя судить об оригиналах.

Голуби на чаше. Мозаика виллы Адриана в Тиволи. Голуби на чаше. Мозаика виллы Адриана в Тиволи.

Искание иллюзии доходило у поздних греков (греческой нужно считать и всю живопись Рима) до изощренности, граничившей иногда с безвкусием. Так, нам известно существование мозаичного пола в Пергамосе, исполненного мастером мозаики Созосом и представлявшего "невыметенный пол", на котором остались разбросанными всевозможные объедки.12 Там же находилось превозносимое Плинием изображение голубей, сидящих вокруг чаши13. Особенно поражала верной передачей натуры тень (отражение?) на воде от головы пьющего голубя. Несколько подобных примеров преследования иллюзии можно найти в сочинениях древних писателей, трактующих о живописи14, а среди фресок и мозаик, найденных в Помпее и Риме, едва ли не половина принадлежит к этому художественному порядку.

Примечания

11 Изображение таких же увеселительных садов или парадизов было в моде у римлян времен Империи. Это мы видим по целому ряду фресок в Помпее, а также по тому, что из всех родов античной декоративной живописи именно садовый пейзаж остался излюбленным даже в византийские времена, и не только в домах, но и в церквях (об этом ниже). Из написанных кампанских садов особенного внимания заслуживают: фриз на темном фоне, на котором чрезвычайно грациозно изображены разные беседки, легкие палисады с вазами и бьющие фонтаны ни дать ни взять картинка времен Людовика XV.

12 Подражание этому знаменитому полу можно видеть в поздней мозаике лютеранского музея, найденной на Авентине.

13 Подражание этой картине найдено на вилле Адриана (ныне в Капитолийском музее). Впрочем, сюжет пьющих голубей встречается несколько раз и среди помпейских фресок и мозаик.

www.benua-history.ru


Смотрите также