Управление древняя греция. Open Library - открытая библиотека учебной информации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

5. Организация государственного управления. Управление древняя греция


Управление древней Греции.. Греция. Туристический портал

Между заседаниями Народного собрания полисом управлял Совет (Буле) из 500 граждан, ежегодно избираемых по 50 от каждой из 10 афинских фил. Совет ведал бюджетом, продовольственным снабжением, проверял законность распоряжений магистратов. Высшие магистра­туры Афин коллегии архонтов и стратегов. Ежегодно выбирались 10 стратегов: они набирали войска, командовали ими и финансировали их, а также распоряжались захваченной добычей. Постоянные войны Y-IV вв. до н.э. позволили сосредоточить в их руках всю власть, поэтому крупные политические деятели занимали пост именно стратега, а не архонта. Девять архонтов, также избиравшихся на год, обладали широкими полномо­чиями. Именем первого архонта назывался год, архонты следили за исполнением религиозных церемоний и порядком рассмотрения судебных дел.

Источник: http://grechistory.ru/?p=274.

  • управление в древней греции

управление в древней греции

УПРАВЛЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ РИМЕ

Управление в Древней Греции

Греки как народ стали проявлять себя во II тысячелетии до н. э. Их называли эпирские дорийцы, пришедшие из Иллирии (первоначально средняя часть Адриатического побережья, затем весь северо-запад Балканского полуострова). Сами греки называ­ли себя эллинами. Эллин - слово греческое (Hellen). Согласно легендам, родоначальником племени эллинов являлся Эллин, Его сыновья считались предками главных греческих племенных объединений (дорийцев, эолийцев, ахейцев, ионийцев). Слово «эллин» италики перенесли на всех греков. В ходе своего про­движения греки основали на побережье Черного и Средиземно­го морей города, со временем преобразовавшиеся в города-госу­дарства.

История Греции уходит своими корнями в далекое про­шлое. В диалоге Платона «Тимей» указывается на очень древнее происхождение греков1. Однако современные историки относят образование Греции к III тысячелетию до н. э. Так, А.Н. Бодак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и другие авторы книги «История Древнего мира. Древняя Греция» (2000) отмечают следующее: «. греческие предания в основе своей соответствуют реальным фактам истории и являются наследием действительно существо­вавшей в III-II тыс. до н. э. богатой эгейской культуры». Вместе с тем ряд ученых считает более правомерным мнение Платона, хотя тому нет прямых доказательств. Вот что пишут А. Немирон- ский, С. Ильинская, В. Уколова в книге «Античность и культура» (1999): «Греки, желавшие разузнать о своем отдаленном про­шлом полисов, не располагали ничем, кроме гомеровского эпоса: вся письменная традиция II тысячелетия до н. э. была утрачена вместе с древними царствами, о могуществе которых свидетель­ствовали лишь руины дворцов, сложенных из таких огромных камней, что возведение их приписывали великанам-циклопам». А.Ю. Низовский в книге «Все чудеса света. Древний мир» (2001) пишет, что Генрих Шлиман (1822-1890) в своих археологичес­ких изысканиях обнаружил культурные слои III тысячелетия.

Глава 6. Управление в Древней Греции и Древнем Риме

Источник: http://studopedia.ru/13_64672_upravlenie-v-drevney-gretsii-i-drevnem-rime.html

Комментариев пока нет!

eduotdyhat.ru

Древняя Греция

Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала до 30-х гг. IV в. до н.э.

Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.

Основные органы власти Афинского государства в V-IV вв. До н.Э.

Народное собрание — верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное "собрание ужаса и смятения". Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д. В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане мужского пола, достигшие 20-летнего возраста. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя, начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение.

В Совет пятисот (булэ) входило по 50 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Последние имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.

Среди органов исполнительной власти следует отметить коллегию стратегов (командование вооружёнными силами) и коллегию архонтов (религиозные, семейные и дела, касающиеся нравственности).

Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Таким образом, система афинской демократии представляла собой продуманную структуру государственного устройства. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, коллегиальности и подотчётности.

Афинское право. Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других полисов, особенно входивших в состав Афинского морского союза.

Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона. Законы, приписываемые Драконту, были изданы в 621 г. до н.э. Они санкционировали ряд религиозных установлений и обычаев, вводя жестокие наказания. Законодательство Солона, относящееся к 594 г. до н.э., затрагивало широкий круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.).

Таким образом, в V ‑ VI в. до н.э. законы становятся главным источником права.

В афинском праве различалось владение — как фактическое обладание имуществом с его использованием и собственность — как владение с правом распоряжения. Коллективная собственность господствующего класса имела ограниченное распространение. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на "видимое" (земля, дом, рабы и т.п.) и "невидимое", способное "ускользать" от налогообложения и конфискации (деньги, драгоценности).

Афинское право различало обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда ("вольные" и "невольные" обязательства).

Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон, не требовавшее особых формальностей. Но наиболее важные договоры заключались, как правило, в письменной форме.

Безбрачие в Афинах морально осуждалось. Брак заключался посредством договора между женихом и главой семьи, невесты. Жених был обязан уплатить за невесту, приданое же невесте давалось не во всех случаях. Многоженство не допускалось. Положение женщины в семье было приниженным. Дети были обязаны повиноваться отцу, он мог лишить сына наследства за неповиновение, а дочь выдать замуж по своему усмотрению.

Афинское право различало преступления, направленные против государства, и преступления против личных интересов. Однако граница между ними зачастую была условной. И в том и в другом случае обвинение возбуждалось или самим потерпевшим, или гражданами, считавшими себя заинтересованными в привлечении виновного к ответственности.

Наиболее тяжкими преступлениями считались государственная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов, безбожье, кража храмового имущества. К серьезным преступлениям относились также убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое обращение детей с престарелыми родителями, измена жены, похищение девушки. Близки к ним были и имущественные преступления (кража, поджог), которые также могли рассматриваться как преступления против государственных интересов (кража в общественном месте) или против личных интересов.

Характер наказания зависел, прежде всего, от тяжести содеянного. За наиболее тяжкие преступления (измена, безбожие, умышленное убийство) грозила смертная казнь. Широко были распространены штрафы и конфискация имущества. Телесные наказания применялись только к рабам, ответственность которых за преступления была более суровой, чем у свободных. Широкое распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осужденного политических прав. За ложное обвинение в политическом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан суду.

studfiles.net

5. Организация государственного управления. История Древней Греции

5. Организация государственного управления

Основанное на принципах строжайшего учета и контроля дворцовое хозяйство нуждалось для своего нормального функционирования в развитом бюрократическом аппарате. Документы Пилосского и Кносского архивов показывают этот аппарат в действии, хотя многие детали его организации остаются пока неясными ввиду крайнего лаконизма текстов табличек. Помимо штата писцов, служивших непосредственно в дворцовой канцелярии и архиве, в табличках упоминаются многочисленные чиновники фискального ведомства, ведавшие сбором налогов и наблюдавшие за выполнением разного рода повинностей. Так, из документов Пилосского архива мы узнаем, что вся территория царства была разбита на 16 податных округов, во главе которых стояли наместники — коретеры. Каждый из них отвечал за исправное поступление в дворцовую казну податей с вверенного ему округа (в состав податей входил прежде всего металл: золото и бронза, а также различные виды сельскохозяйственных продуктов). В подчинении у коретера находились чиновники низшего ранга, управлявшие отдельными поселениями, входившими в состав округа. В табличках они именуются «басилеями». Басилеи осуществляли надзор за производством, например за работой кузнецов, состоявших на государственной службе. Сами коретеры и басилеи находились под неусыпным контролем центральной власти.

Дворец постоянно напоминал о себе местной администрации, рассылая во все стороны вестников и курьеров, инспекторов и ревизоров.

Кто же приводил в движение весь этот сложный механизм и направлял его работу? Таблички микенских архивов дают ответ и на этот вопрос. Во главе дворцового государства стоял человек, именуемый «ванака», что соответствует греческому «(в)анакт», т. е. «господин», «повелитель», «царь». К сожалению, в надписях ничего не говорится о политических функциях и правах ванакта. Поэтому мы не можем с уверенностью судить о том, какой характер имела его власть. Ясно, однако, что среди правящей знати ванакт занимал особое привилегированное положение. Принадлежащий царю земельный надел — темен (о нем упоминает один из документов Пилосского архива) — в три раза превосходил земельные наделы других высших должностных лиц: его доходность определяется цифрой в 1800 мер. В распоряжении царя находилась многочисленная челядь. В табличках упоминаются «царский горшечник», «царский сукновал», «царский оружейник». Среди подчиненных царю Пилоса чиновников высшего ранга одно из наиболее видных мест занимал лавагет, т. е. воевода или военачальник. Как показывает сам титул, в его обязанности входило командование вооруженными силами Пилосского царства. Кроме ванакта и лавагета, в надписях упоминаются и другие должностные лица, обозначаемые терминами «телест», «экет», «дамат» и пр. Точное значение этих терминов остается пока неизвестным. Однако кажется довольно вероятным, что в этот круг высшей знати, тесно связанной с дворцом и составлявшей ближайшее окружение пилосского ванакта, входили, во-первых, жрецы главных храмов государства (жречество вообще пользовалось в Пилосе, как и на Крите, очень большим влиянием), во-вторых, высшие военные чины, прежде всего предводители отрядов боевых колесниц, которые в те времена были главной ударной силой на полях сражений. Таким образом, пилосское общество представляло собой подобие пирамиды, построенной по строго иерархическому принципу. Верхнюю ступень в этой иерархии сословий занимала военно — жреческая знать во главе с царем и военачальником, сосредоточившая в своих руках наиболее важные функции как экономического, так и политического характера. В непосредственном подчинении у правящей верхушки общества находились многочисленные чиновники, действовавшие на местах и в центре и составлявшие в совокупности мощный аппарат угнетения и эксплуатации трудящегося населения Пилосского царства. Составлявшие основание всей этой пирамиды крестьяне и ремесленники не принимали никакого участия в управлении государством (существует мнение, согласно которому встречающийся в табличках Пилосского архива термин «дамос» (народ) обозначает народное собрание, представляющее все свободное население Пилосского царства. Более вероятным представляется, однако, другое толкование этого термина: дамос — одна из территориальных общин (округов), входящих в состав государства (ср. позднейшие афинские демы). Ниже, чем они, стояли рабы, занятые на различных работах в дворцовом хозяйстве.

Микенские воины

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Управление в древней Греции — доклад

Управление в древней Греции

Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – то бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога.

Из  Темных веков - периода упадка, наступившего в XI-IX вв. до н. э. - Эллада вынесла семена нового государственного устройства. От первых царств остались россыпи  деревень, кормивших ближайший город - центр общественной жизни, рынок  и убежище на время войны. Вместе они составляли государство-город ("полис"). Крупнейшими полисами были Афины, Спарта, Коринф и Фивы.

Возрождение из тьмы

Во  времена Темных веков, греческие  поселения распространились от южной  части Балканского полуострова  до западного побережья Малой  Азии (нынешняя территория Турции), охватывая  острова Эгейского моря. К началу VIII века до н. э. греки начали восстанавливать  торговые отношения с другими  народами, экспортируя оливковое  масло, вино, гончарные и металлические  изделия. Благодаря недавнему изобретению  алфавита финикийцами начала возрождаться письменность, утраченная в период Темных веков. Однако установившийся мир  и процветание привели к резкому  росту населения, и прокормить его  становилось все труднее из-за ограниченной сельскохозяйственной базы.   Пытаясь решить эту проблему, греки отправляли целые партии своих граждан осваивать новые земли, основывать новые колонии, способные обеспечивать себя. Многие греческие колонии обосновались на юге Италии и на Сицилии, поэтому вся эта территория стала называться "Большой Грецией". За два столетия греки построили немало городов вокруг Средиземного и даже на побережье Черного моря.

Процесс колонизации сопровождался резкими  переменами в полисах. Монархия уступала место аристократии, то есть правлению  наиболее знатных землевладельцев. Но с расширением торговли и введением  в оборот металлических денег  примерно в 600 году до н. э. по примеру  соседнего царства Лидия на юге  Малой Азии их позиции заметно  пошатнулись.

В VI веке до н. э. в полисах постоянно  возникали конфликты, ко власти часто приходили тираны. "Тиран" - слово греческое, как и "аристократия", но у древних греков не подразумевалось, что режим тирана жесток и антинароден, а означало, что человек насильственно захватил власть, но мог при этом быть реформатором.

Несмотря  на реформы знаменитого законодателя Солона, власть в Афинах захватил тиран  Писистрат. Но после изгнания из Афин преемника Писистрата Гиппия в 510 году до н. э. была принята демократическая конституция. Управление в древней Греции. Это еще одно слово греческого происхождения, которое означает правление демоса, то есть народа. Греческая демократия была ограниченной, поскольку женщины и рабы не имели права голоса. Но в силу малых размеров городов граждане могли не зависеть от избранных ими представителей, так как принимали непосредственное участие в определении законов и обсуждении особо важных решений на народных собраниях.

В V веке до н. э. во многих полисах вспыхивали конфликты между демократическими и олигархическими партиями. Сторонники олигархии полагали, что власть в  обществе должна принадлежать самым  состоятельным горожанам.

Афины и Спарта

Если  Афины можно назвать оплотом  демократии, то Спарта по праву считалась  центром олигархии. Спарту отличал  целый ряд и других особенностей.

В большинстве  греческих государств процентное отношение рабов к свободным гражданам было достаточно низким, в то время как спартиаты жили как "господствующая раса" в окружении превосходящего количества потенциально опасных рабов-илотов. Для поддержания своего господства весь народ Спарты был превращен в касту воинов, которых с раннего детства обучали терпеть боль и жить в казарменных условиях древней Греции.

Хотя  греки были ярыми патриотами своих  городов, они признавали, что являются одним народом - эллинами. Их объединяла поэзия Гомера, вера во всемогущего  Зевса и других олимпийских богов, и культ развития умственных и  физических способностей, выражением которого были Олимпийские игры. Кроме  этого греки, чтившие верховенство права, ощущали свое отличие от других народов, которых они огульно  окрестили "варварами". Как при  демократии, так и в олигархических полисах у всех были юридические  права, и гражданина нельзя было лишить жизни по капризу императора - в  отличие от, например, персов, которых  греки считали варварами.

Тем не менее, персидская  экспансия, начавшаяся в VI веке до н. э. и направленная против народов Древней Греции и Малой Азии, казалась неминуемой. Впрочем, персы не особенно интересовались землями греков - бедными и удаленными по ту сторону Эгейского моря, пока Афины не поддержали азиатских греков, взбунтовавшихся против персидского правления. Восстание было подавлено, и в 490 году до н.э. персидский царь Дарий отправил войска отомстить Афинам. Однако афиняне одержали убедительную победу в битве при Марафоне - в 42 км от Афин. В память о подвиге гонца, пробежавшего все это расстояние без остановки, чтобы побыстрее сообщить радостную несть, в программу Олимпийских игр включен марафон.

Десять  лет спустя сын и преемник Дария  Ксеркс организовал значительно  более массированное нападение. Он приказал выстроить в ряд свои корабли, образовав мост через пролив Геллеспонт, разделявший Малую Азию и Европу (нынешний пролив Дарданеллы), по которому прошло его громадное войско. Перед лицом общей угрозы греческие города вынуждены были объединиться. Управление в древней Греции. Армия Ксеркса шла с севера, и греки, собравшие войска из разных городов, совершили настоящий подвиг, поставив заслон на пути персов. Царь Леонид и его 300 спартанцев отдали свои жизни, стараясь как можно дольше удержать узкое Фермопильское ущелье.

К сожалению, гибель спартанцев оказалась напрасной, поскольку Древняя Греция все-таки пала под натиском противника. Жителей  Афин эвакуировали, и захватчики сожгли все храмы в Акрополе. Хотя за год до войны предводитель афинян Фемистокл серьезно укрепил флот, по количеству кораблей он безнадежно уступал превосходящим силам персов и покоренных ими финикийцев. Но Фемистоклу удалось загнать персидскую армаду в узкий Саламинский пролив, где она была лишена возможности маневра. Это вызвало панику в рядах персов и позволило грекам начисто разбить вражеский флот.

Решающее сражение

Саламинское сражение можно считать одним из величайших событий истории. Год спустя персидская армия была разбита при Платеях, и Греция вновь обрела свободу.

Поскольку Спарта фактически устранилась от освободительной  борьбы, Афины стали бесспорным лидером  в Древней Греции. В 478 году до н. э. был заключен Делосский союз, что  позволило Афинам и их союзникам  объединить свои ресурсы и продолжать войну. Однако вскоре союз превратился  в орудие политического радикализма. Союзники обязаны были ввести в своих  государствах демократические формы  правления по образцу Афин и финансировать  содержание постоянно увеличивавшегося флота для нужд общей обороны. После окончания войны с персами  в 449 году до н. э. союз сохранился, и  все попытки выйти из него сурово пресекались.

Классические Афины

V век  до н. э. считается великим  веком классицизма греческой  цивилизации, который прежде всего отождествляется с Афинами. Но и до, и после этого периода другие греческие полисы внесли весьма существенный вклад в греческую культуру, подарив миру немало шедевров поэзии, керамики и скульптуры, а также первых философов, пытавшихся объяснить вселенную с позиций физики, а не волшебством и чудесами.

И все  же главные достижения человеческой мысли и искусства связаны  с Афинами. Среди отстроенных  в Акрополе храмов самым знаменитым является Парфенон с его совершенными пропорциями и превосходными  лепными украшениями. Первые в мире драматические произведения возникли на основе афинских ритуалов в  честь бога Диониса. Афинские философы, в том числе знаменитые Сократ и Платон, первыми подвергли глубокому анализу вопросы морали и политических идеалов. Кроме того, Афины были родиной Геродота Галикарнасского, первого настоящего историка (то есть ученого, занимающегося критическими исследованиями, а не просто пересказыванием басен и слухов).

Не  менее выдающимся историком был  Фукидид, бывший не только военачальником афинской армии, но и летописцем великой  Пелопоннесской войны 431-404 годов до н.э. Обеспокоенные возрастанием могущества Афин, спартиаты основали Пелопоннесский союз, в который вошли представители  крупного Пелопоннесского полуострова  на юге материковой территории Древней  Греции. Первые столкновения между  двумя союзами были нерешительными, и казалось, такое положение сохранится надолго. Однако посте того как в Афинах вспыхнула чума, унесшая жизнь предводителя афинян Перикла, Спарта одержала победу в этом противостоянии. Но хотя спартанцы и контролировали территорию вокруг Афин (Аттику), сам город оставался для них неприступным, поскольку окружавшие город знаменитые Длинные стены отрезали подступы к порту Пирей, откуда в Афины доставлялись припасы. Управление в древней Греции. Таким образом, господство Афин на море сохранилось.

Побежденные победители

После семилетнего перемирия вновь  разразилась война, когда афинское войско, обложившее могущественный греческий  город на Сицилии Сиракузы, само оказалось в окружении, и весь экспедиционный корпус был полностью  уничтожен. Спартанцы замкнули Афины  в плотное кольцо блокады. Афинский флот был разгромлен в сражении при  Эгоспотамах. В 404 году до н. э. голодающий город был вынужден сдаться.

Спарта и Фивы

Доминирование Спарты также продлилось недолго, ей противостояло объединение Афин, Коринфа и Фив. В 371 г. до и. э. фиванцы под предводительством Эпаминонда в битве при Ловктрах нанесли Спарте сокрушительное поражение.

Превосходство Фив оказалось еще более быстротечным, и во вторую половину IV столетия Греция вступила как никогда разъединенной. В сравнении с другими государствами, Македония, находившаяся на севере Греции, оставалась слаборазвитой окраиной, но ею правил талантливый царь Филипп II Македонский, и у нее была прекрасно подготовленная армия. В 338 году до н. э. в сражении при Херонее македонское войско полностью разгромило объединенную армию афинян и фиванцев. В Древней Греции появился единый правитель. Начиналась новая эра.

Природа сказала женщине: будь прекрасной, если сможешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной  ты должна быть непременно.

 

 

В Древней  Греции получил развитие авторитаризм – форма управления, при которой власть принадлежит привилегированному знатному меньшинству.

Наибольшего расцвета эта форма управления достигла в древнегреческой Спарте.

Вопрос 3. Общая характеристика права  Древней Греции

Полисная  замкнутость каждого из древнегреческих  городов-государств предопределила и самостоятельность правовой системы в каждом из них. Как правило, главенствующим источником права в полисах были законы -- в этом выражалось и общеполитическое стремление античной демократии сделать общую волю руководителем и юридических отношений. Судебная практика -- а соответственно и обычное право -- играли подчиненную роль.

О законодательстве древнегреческих полисов сохранились  лишь фрагментарные сведения, относящиеся  к тому же ко времени упадка Греции. Редким исключением стали т.н. Гортинские законы (IV в. до н.э.) -- свод правовых установлений одного из второстепенных греческих полисов (о. Крит). В Спарте, согласно историческим преданиям, вплоть до конца IV в. до н.э. сохранялись в главном Законы Ликурга. Несколько более детальные сведения сохранились о законодательстве Афин благодаря тому, что знаменитые афинские ораторы V -- IV вв. до н.э. (Лисий, Исократ, Демосфен) в силу традиции построения судебных речей часто не только упоминали конкретные законы, но и цитировали их. Афинское право, вероятно, было и наиболее юридически развитым из всех правовых систем греческих полисов; оно оказало влияние на формирование многих важных институтов права в последующем в частности, в римском классическом праве.

Формирование  афинского законодательства

По  преданию, первым законодателем в  Афинах был легендарный правитель  Тесей (XIII в. до н.э.). Однако его законы -- якобы выбитые на камне «для вечности» -- вряд ли были юридическими законами, а скорее формировали религиозно-обрядовую сферу жизни и социальные классы населения (что было традиционно для архаического права).

Первым  историческим законодателем Афин был  тиран Драконт. Законы Драконта (около 621 г. до н.э.) были посвящены, главным образом, новой организации суда и наказаниям за типичные правонарушения религиозного и общественного уклада. Законы отменяли любые привилегии рождавшейся знати, стремились (также традиционно для древнейшего права) сдержать продвижение имущественного неравенства. Постановления Драконта вошли в мировую историю нрава сноси якобы неизбывной жестокостью: практически за любое преступление в них назначалась смертная казнь. «Когда Драконта спросили, почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие преступления по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашел большего». Также согласно преданию, большинство из законов Драконта были отменены Солоном в начале VI в. до н.э.

Законы  Солона (после 594 г. до н.э.) были, по-видимому, записью не только религиозных постановлений  и обычного права, но и перенесением в Афины ряда законов других греческих  полисов и даже Египта. Законы были выбиты на деревянных досках (числом не менее 16) и выставлены в пританее. По указанию законодателя, афиняне должны были следовать им не менее ста лет -- и действительно, еще в IV в. до н.э. уважительное отношение к этим законам в судах сохранялось. По содержанию законы Солона касались в главном регулирования внутрисемейных и родовых отношений, преследовали цели охранения не только общественного порядка как юридического, но и общественной морали, благопристойности. Имущественные отношения в них регулировались под знаком уважения соседских прав, сохранения общинных ценностей.

Основной  массив афинского законодательства сформировался в период расцвета демократии -- вторая половина VI в. -- V в. До н.э. Причем теперь законы регулировали и судебно-процессуальные порядки, способы ведения дел в судах, а также детально регламентировали в особенности сферу брачно-семейного  права, поскольку с ней многое связывалось в статусе гражданина полиса, в переходе имущества (а значит, и в возникновении прав на имущество). Собственно сфера имущественных и обязательственных отношений была регламентирована слабо и противоречиво, что вызывало многочисленные судебные разбирательства со спорным исходом дела. Политические обстоятельства зачастую одерживали безусловный верх над законодательной традицией. Поэтому, например, вслед за падением режима т.н. «тирании 30-ти» (403 г. до н.э.) был принят закон о непризнании свершившихся тогда судебных решений.

freepapers.ru

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АНТИЧНОЙ ДЕМОКРАТИИ. Древняя Греция

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АНТИЧНОЙ ДЕМОКРАТИИ

Афинская демократия не была самой первой в греческом мире. Еще в VI в. до н. э., до реформ Клисфена, демократии от случая к случаю возникали в некоторых полисах (в Мегарах, на Хиосе). Однако именно демократия, сложившаяся в Афинах в классическую эпоху, во-первых, стала самой развитой во всей античной истории, а во-вторых, просуществовав почти два столетия, оказалась более долговечной, чем эфемерная демократия периода архаики, в-третьих, именно она оказала наиболъшее влияние на всю последующую историю человечества. Многие из принципов афинской демократии легли в основу устройства современных демократических государств. Таким образом, классическая афинская демократия, без сомнения, является одним из самых крупных достижений политической практики античности. Кроме того, черты и характеристики, присущие афинскому государственному устройству, были свойственны всем античным демократиям.

Античная демократия предусматривала реальное, непосредственное участие в управлении государством всего коллектива граждан. Это выражалось в суверенитете демоса, неограниченной власти народного собрания, которому были подотчетны все остальные государственные структуры. При этом следует учитывать, что античная демократия, возникшая в условиях полиса (в отличие от современной, представительной демократии), была прямой. Высшую власть реально осуществлял весь коллектив граждан на народном собрании; какого-либо выборного органа (типа парламента) античные государства не знали. По сути дела, античная демократия была не столько формой государственного устройства и организации государственного аппарата, сколько формой наиболее полного вовлечения граждан в систему власти и управления государством.

Одним из основных принципов античной демократии была исономия – равенство всех граждан перед законом, отсутствие привилегий у какой-либо группы гражданского населения по принципу знатности и богатства (не считая имущественного ценза для занятия некоторых магистратур – например, должности архонта или казначея). Равное право всех граждан на активное участие в политической жизни обеспечивалось рядом эффективных общественных механизмов, таких, как коллегиальность отправления властных функций, широкое применение жеребьевки при выборах должностных лиц, постоянная ротация кадров в органах власти, обусловливаемая кратким сроком (как правило, в течение одного года) пребывания на государственной должности, свободное обсуждение всех вопросов полисной жизни в народном собрании, где каждый гражданин пользовался полной свободой слова в дискуссии.

Античная демократия обеспечивала также свободу частной жизни граждан в рамках закона. Однако следует отметить, что в целом демократия в греческих полисах была коллективистской и в первую очередь принимались во внимание интересы государства, всего коллектива граждан. Отдельные же личности должны были подчинять свои интересы коллективу, быть готовыми на жертвы во имя общественных интересов.

Во многих полисах, и особенно в Афинах, демократия оказалась чрезвычайно эффективной формой государственного устройства, наиболее адекватно соответствовавшей структуре гражданской общины классической эпохи и поэтому позволявшей в полной мере учитывать интересы различных слоев граждан, быстро реагировать на различные изменения как внешнего, так и внутреннего характера.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древняя Греция

Менеджмент Древняя Греция

просмотров - 11

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ПРАКТИКА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (ДОИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД)

С самого начала своего развития, европейская цивилизация показала ряд отличительных черт в управлении экономической и общественной жизнью общества.

Древний период европейской культуры интересен не только как наше прошлое, но и как становление многих существующих сегодня принципов, методов и традиций в области менеджмента.

В древней Греции две с половиной тысячи лет тому назад начинается становление современной европейской цивилизации с рыночной экономикой, высокой культурой демократического управления и свободном развитии личности. Основным хозяйствующим элементом греческого общества был мелкий собственник.

Для древней Греции характерна децентрализация общества и экономики. Она проявлялась, в первую очередь, во множестве самих греческих государств – полисов, которых на небольшом полуострове и прилегающих островах было более 200.

Греческие полисы отличались друг от друга по ряду факторов, наибольшими крайностями из которых являлись демократическая и олигархическая формы организации, получившие классическое отражение, соответственно, в Афинах и Спарте. И в том и в другом полисе налицо довольно большое количество негражданского населœения, стоявшего в различных степенях зависимости от полисного гражданского коллектива, но в каждом из них утвердились свои системы эксплуатации рабов.

В VIII—VII вв. до н. э. в Афинах сложилось демократическое государство. В 621 ᴦ. до н.э. в Афинах была впервые произведена запись действующих законов. Дальнейшее изменение механизма управления афинским обществом связывается с именем Солона, которого античная историография рисует идеальным законодателœем, стоявшего над классами и сословиями и имевшего целью их примирение.

Реформы Солона

Опираясь на народное собрание, Солон провел ряд экономических и политических реформ. Наиболее важной экономической реформой была отмена долгов, освободившая массу рабов – должников и облегчившая положение крестьянства. Запрещалась гарантия долга личностью должника и продажа его в рабство за долги.

Далее Солон ввел закон о свободе завещаний, утверждавший частную собственность и разрешавший дробить родовые владения, в то время как раньше земля наследовалась родом и не подлежала отчуждению.

В результате реформ Солона в Аттике появляется слой мелких и средних свободных земельных собственников – неотъемлемая часть всякого города –государства античности, его социальная основа.

Среди проведенных Солоном экономических мероприятий, следует отметить закон, запрещавший вывоз хлеба из Аттики и поощрявший вывоз оливкового масла. На языке сегодняшнего времени это означает интенсификацию ведения хозяйства, более рациональное использование ресурсов.

Поощряя разведение интенсивных культур – оливы, винограда и др. – Солон издал законы, регулирующие посадку деревьев, ирригацию, правила о совместном пользовании колодцами, ранее принадлежавшими отдельным родам или семьям, и т.д. Разведение интенсивных культур было доступно не только крупным землевладельцам, но и средним слоям демоса, в интересах которых и проводились эти законы.

Мероприятия Солона способствовали превращению Аттики из страны хлебопашества, в страну, в экономике которой главное место занимали высокоинтенсивные садово-огородные культуры, дававшие значительную товарную продукцию.

В целях поощрения и развития торговли и ремесленного производства Солон ввел закон, по которому сын мог отказать престарелому отцу в помощи, если тот не обучил его ремеслу.

При Солоне в Афинах была проведена унификация единиц мер и веса.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в отличие от Востока здесь главным сектором был мелкий частный.

Экономическая независимость небольшой семьи, отдельной полноправной личности, то есть демократизация экономической жизни и наличие широкого слоя граждан – собственников (в соответствии с нынешней терминологией – среднего класса) должны были неизбежно вылиться в демократизацию всœей общественной системы.

Администрация полиса формировалась исключительно с помощью выборов при участии всœех граждан.

Реформы Перикла

Важно заметить, что для создания реальной возможности участия в государственных учреждениях и преодоления равнодушия к государственным делам Перикл ввел плату за отправление обязанностей присяжного в судах, в заседаниях.

В 451 ᴦ. Перикл возобновил старый закон, ограничивавший право гражданства условием обязательного происхождения от обоих родителœей афинских граждан. Закон гласил: «Афинянами бывают только люди, происходящие от обоих афинян». Закон вызвал массу недоразумений и судебных процессов и всякого рода обманов и мошенничеств. Около 5 тысяч человек, уличенных в обмане, было продано в рабство. Полноправных же граждан оказалось всœего-навсœего немного больше 14 тысяч. (Аристотель упоминает цифру 20 тысяч, определяя количество афинских граждан –чиновников, которые содержались во многом благодаря взносам членов морского союза).

Афинская демократия всœегда оставалась демократией меньшинства. Периклу приписывается еще введение театральных денег, выдававшихся гражданам на покупку марки или билета на театральные представления, что являлось естественным продолжением и развитием оплат и за несение государственных обязанностей, в особенности за военную службу, установившихся во время греко – персидских войн.

Состоятельная часть граждан несла всœевозможные общественные повинности в виде оснащения военных судов, устройства зрелищ, оплаты хоров и отправления государственных должностей, связанных с большими тратами. В случае если сопоставить численность граждан с количеством должностей в Афинах, то можно предположить, что практически всœе граждане – горожане и значительная часть сельских жителœей участвовали в непосредственном управлении государством.

Власти греческих городов – государств, как правило, вмешивались в местную экономическую жизнь, особенно заботясь о бесперебойном снабжении рынка хлебом. Велась борьба со спекуляцией. За порядком и торговлей на рынках в Афинах наблюдали специально избранные надзиратели, за внешней торговлей – избранные для этой цели попечители торгового порта.

Наиболее типичной формой организации хозяйственной деятельности в ремесле и в обрабатывающей промышленности был эргастерий (ремесленные мастерские). Доходность эргастериев была очень велика: стоимость квалифицированного раба в V—1У вв. до н.э. полностью окупалась за 2-3 года его работы в ремесленной мастерской. Из этого следует, что доход рабских мастерских был весьма значителœен, с излишком покрывал как стоимость рабочей силы, так и всœе расходы, связанные с организацией эргастерия. Эргастерий приносили не меньший доход, чем «морская торговля», т. е. самая прибыльная статья античной коммерции.

Для Аттики и Афин периода «пятидесятилетия» было характерно сосуществование рабского и свободного труда в ремесле. Мастерские ремесленников, работавших лично или с помощью одного – двух рабов, были мелкими предприятиями, существовавшими при наличии больших и даже очень больших мастерских – своего рода рабских мануфактур древности.

Но в целом, при Перикле чисто искусственными мерами поддерживался свободный труд и устанавливалась норма применения рабского труда: число рабов, работавших на крупных общественных постройках, было сокращено приблизительно до четверти общего числа работников.

Сократ и Аристотель

Именно Сократ обнаружил, что управленческие способности могут переноситься с общественных на частные дела. В своем раннем исследовании об универсализации менеджмента͵ Сократ заметил, что менеджмент в частных делах отличается от общественных только величиной; оба случая имеют дело с управлением людьми и если кто-нибудь не мог управлять своими частными делами, он определœенно не может управлять и общественными.

При этом, греки, возможно, слишком отступали от правил всœеобщности Сократа. Военные и муниципальные лидеры регулярно менялись, создавая хаос в правительственных делах и создавая проблемы во время угроз со стороны лучше организованных, более профессиональных армий Спарты и Македонии.

В своей работе «Политика» Аристотель писал: «Тот, кто никогда не учился подчинœению, не может руководить». В его дискуссии об управлении домашним хозяйством он, как и Сократ, говорил о сходстве между искусством управления государством и домашним хозяйством. Оба связаны с управлением собственностью, рабами и свободными гражданами, с одной только разницей в величинœе суммарных операций.

При этом греческая экономическая философия в значительной степени была анти - деловой, и торговля и коммерция предполагались ниже достоинства греческого человека.

Работы, будучи неблагородными для греческого аристократа и философа, должны исполняться рабами и неуважаемыми гражданами. Рабочие и торговцы был лишены гражданства в греческой демократии, из-за низкого уважения к рабочим и торговым профессиям.

Но в отличие от иудейской традиции греки активно занимались финансово-кредитной деятельностью. Аттика и Афины стали самым важным торгово-ремесленным центром не только Балканской Греции, но и всœего древнегреческого мира. Наиболее распространенной финансово-ростовщической операцией в приморских городах Греции были «морские ссуды», ᴛ.ᴇ. отдача денег под залог товаров или под большие («морские») проценты судовладельцам (18% годовых в те времена не считалось слишком высокой нормой).

К этой основной операции присоединялась масса всœевозможных мелких сделок и махинаций. Греки были не слишком законопослушными гражданами: обманы, подлоги, клевета и масса всœевозможных кляуз и доносов составляют содержание бесконечных мелких и крупных судейских тяжб, которыми так богата греческая литература IV в. Из речей ораторов видно, что помимо отдачи денег под морские проценты спекулировали и на денежном курсе, что при множестве находившихся в обращении монет было весьма выгодным занятием.

Развитие денежных операций приводило к расширению деятельности меняльных лавок (трапез), превращавшихся в своеобразные банкирские конторы.

Несмотря на антиторговую философию, эпоха Греции иллюстрирует первые ростки демократии, приход децентрализованного правительства, первые попытки закрепить свободу индивидуума, начало научного метода решения проблем, а также, ранний, хотя поверхностный, взгляд на то, что управление различными организациями требует одни и те же управленческие навыки.

Читайте также

  • - Древняя Греция

    Китай Т.Манн ЛЕКЦИЯ № 1 Зарождение учета в разных странах мира и формирование его принципов ТЕМА 1.1.1.Этапы развития бухгалтерського учета 1.2.Зарождение учета учета в разных странах мира 1.3.Особенности развития учета в период Средневековья 1.4.Возникновение... [читать подробенее]

  • - Древняя Греция

    История Древней Греции занимает особое место во всемирной истории, поскольку именно к ней восходят самые глубокие истоки многих ценностей современной цивилизации. В объяснении феномена Древней Греции важное место принадлежит своеобразию природных условий. Пожалуй,... [читать подробенее]

  • - Древняя Греция

    Искусство Древней Греции (Эллады) являет один из самых ярких взлетов человеческой культуры; на протяжении многих веков после заката древнегреческой цивилизации античность становилась эстетическим эталоном, влиявшим на развитие культуры Европы. В золотой фонд мировой... [читать подробенее]

  • - Древняя Греция

    Танцы древних цивилизаций Существующие теории о происхождении танца Танец как вид искусства Танец - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец — возможно,... [читать подробенее]

  • - Древняя Греция

    Общество и управление в Древнем Китае. Государство Хань. Восстание народа началось почти сразу после смерти жестокого Цинь Шихуанди в 210 г. до н.э. В 207г. до н.э. (войско под командованием старосты крестьянской общины Лю Бана захватило столицу государства. Правители... [читать подробенее]

  • - Древняя Греция

    Общество и управление в Древнем Китае. Государство Хань. Восстание народа началось почти сразу после смерти жестокого Цинь Шихуанди в 210 г. до н.э. В 207г. до н.э. (войско под командованием старосты крестьянской общины Лю Бана захватило столицу государства. Правители... [читать подробенее]

  • - Древняя Греция

    На юге Балканского полуострова расположена Греция — роди­на первой европейской цивилизации. Греция изрезана горными хребтами. Люди здесь жили в небольших областях, окруженных горами, но имеющих обычно выход к морю. К Греции относились и все прилегающие острова, а также... [читать подробенее]

  • - Древняя Греция

    Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова и многочисленные острова Эгейского моря. Климат средиземноморский, довольно жаркий, засушливый. Горные склоны были сплошь покрыты лесами, вырубленными в последующее время. Здесь произрастали несколько видов... [читать подробенее]

  • - Древняя Греция

    Прообразы газет в античности. Появление и развитие цензуры в Западной Европе. Прообразы газет. Рукописные и печатные листки новостей. Книгопечатание и формирование новой коммуникативной среды. Начало книгопечатания. Личность Иоганна... [читать подробенее]

  • - Древняя Греция

    Античность, как греческая, так и римская, считается предтечей европейской цивилизации. Ее творческая сила не раз воздействова­ла на развитие европейской культуры (эпоха Возрождения, класси­цизм, неоклассицизм и т. п.). Уникальность античной культуры преж­де всего в том... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Государственный механизм в Древней Греции

    Создание первых протогосударств, а затем и более крупных государственных образований на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря в III–II тысячелетии до н.э. было результатом завоевания греками-ахейцами автохтонного населения этого региона (пеласгов, минойцев). В ахейский период в результате постоянных войн происходит возвышение отдельных ахейских общин, подчиняющих себе соседние поселения, а внутри них – концентрация политической власти и материальных средств в руках вождя и его рода. Из страны укрепленных поселков Греция превращается в страну мощных крепостей, доминирующих над сельской округой. Возникают протогосударства, ахейские царства, среди которых выделяются Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Фивы и Иолк. Каждое ахейское царство представляло собой объединение отдельных сельских общин (дамосов) в одну макрообщину-государство.

    Непрерывные войны приводили, с одной стороны, к истощению и уничтожению человеческих и материальных ресурсов Ахейской Греции, а с другой, к обогащению его правящей элиты. Углубляется отчуждение сельских дамосов от государства, которое все более становится орудием личной власти царя. В конечном итоге, могучие цитадели оказываются в окружении враждебного сельского мира, экономически отсталого и социально недифференцированного.

    Хочется отметить, что природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали ненужным и невозможным централизованное управление. Таким образом сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств – полисов.

    Полисный этап истории Древней Греции в зависимости от степени социально-экономического, политического и культурного развития делится на три периода:

    1.   Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI–IX вв. до н.э.), – родоплеменные отношения в Греции.

    2.   Архаический период (VIII–VI вв. до н.э.) – формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).

    3.   Классический период греческой истории (V–IV вв. до н.э.) – расцвет древнегреческой цивилизации. Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической и политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирование гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н.э. вступил в полосу затяжного кризиса.

    Гомеровский период занимает особое место в греческой истории. Социально дифференцированное общество и государство, уже существовавшие в Греции во времена расцвета микенской цивилизации, теперь зарождаются здесь снова, но уже в иных масштабах и формах. На смену централизованному бюрократическому государству микенской эпохи пришла небольшая самоуправляющаяся община свободных земледельцев. Со временем из таких общин выросли первые города-государства, или полисы. Так называемое дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. На всей территории Греции снова на долгое время утвердился первобытнообщинный строй.

    Объединения родов – так называемые филы и фратрии – составляют основу всей политической и военной организации общины. По филам и фратриям строится общинное ополчение во время похода или сражения. По филам и фратриям народ сходится на собрание, когда нужно обсудить какой-нибудь важный вопрос. Человек, не принадлежавший ни к какой фратрии, стоит вне общества, его не защищает закон.

    Формирование полисного строя составляет содержание процесса исторического развития Древней Греции в архаический период VIII–VI вв. до н.э. Изживание родовых и формирование классовых отношений в Греции VIII–VI вв. до н.э. происходило постепенно, в два этапа.

    Первый этап (VIII – первая половина VII в. до н.э.) характеризуется существованием сильных пережитков родового строя и господством родовой знати. С середины VII в. до н.э. начинается новый, второй, этап социальной стратификации греческого общества. Усложнение социальной структуры, формирование общественных слоев с разными, противоречивыми интересами порождали напряженность в обществе, которая в ряде полисов перерастала в кровопролитные столкновения, приводила к убийствам, изгнанию, конфискации имущества.

    Большое значение в политическом развитии Греции в VII–VI вв. до н.э. оттеснении родовой знати от власти в целом ряде греческих полисов и укреплении положения торгово-ремесленной верхушки имела деятельность так называемых тиранов. Тиранами называли лиц, как правило, довольно знатного происхождения, которые насильственно захватывали власть в тех или иных полисах, подчиняли своему влиянию действующие органы управления (в частности, аристократический совет старейшин и традиционные магистратуры).

    Раньше всего во второй половине VII в. до н.э. тирания была установлена в городах Коринфе, Мегарах и Сикионе. В VI в. до н.э. тиранические режимы были установлены в Милете, Афинах, на острове Самое и других островах Эгейского моря, в ряде полисов Южной Италии и Сипилии. Захватившие власть тираны в целом проводили политику, направленную против господства старой родовой аристократии. Они не только отстраняли от власти многие знатные роды, но и конфисковывали их имущество и земли, изгоняли из полиса, освобождали зависимых от них лиц. Тираны поддерживали торгово-ремесленные круги и мелких земледельцев, поощряя занятия ремеслами и торговлей, строили торговые корабли и благоустраивали порты, чеканили монеты и обеспечивали безопасность торговых путей.

    Однако тирания в Греции была кратковременным явлением. Пока тираны вели борьбу с господством родовой знати, проводили реформы в пользу широких кругов населения, способствовали экономическому процветанию полисов, их режим находил сторонников. Но вскоре правление тиранов стало приобретать деспотический характер, порождая насилия и злоупотребления как самих тиранов, так и их приближенных. Население перестало их поддерживать, и тираны были изгнаны или погибли в борьбе. К концу VI в. до н.э. тирания как форма государственного правления изжила себя и была уничтожена почти во всех греческих городах. В целом тирания сыграла важную роль в борьбе с господством консервативной родовой знати, она расчистила дорогу для утверждения полисного строя, подготовила условия для укрепления торгово-ремесленных слоев и повышения их роли в обществе и управлении.

    По своему политическому устройству, структуре государственных органов греческие полисы V–IV вв. до н.э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим правлением. Наличие демократического или олигархического строя в тех или иных полисах не было случайностью, временным стечением обстоятельств, а отражало, как правило, существенные различия в социально-экономических отношениях, сложившихся внутри этих полисов. Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическим формам государственного устройства. Демократический строй как бы увенчивал интенсивную экономику, динамичную социальную структуру торгово-ремесленных полисов.

    Олигархия, напротив, в большинстве случаев оформляла в политической области консервативную аграрную экономику, архаические общественные отношения.

    К VI–V вв. на первый план среди сотен древнегреческих полисов выдвигаются два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком антагонизма этих двух полисов (демократический строй сформировался в Афинах, а олигархия в Спарте) развертывалась вся последующая история государственности Древней Греции.

    Итак, греческая цивилизация вырастала на почве разложения родовых отношений через имущественную и социальную дифференциацию, формирование различных по их роли в производстве социальных групп, через создание органов государственной власти, которые выражали интересы господствующего класса. Вышедшее из родовых отношений раннеклассовое общество и примитивная государственность развивались, через монархические государства с бюрократическим аппаратом и узким слоем аристократии, связанной с двором монарха, создание централизованных государственных хозяйств, обрабатываемых рабами, и жестокой внеэкономической эксплуатацией подавляющей части населения, организованного в родовые общины. Однако эти примитивные монархии с их бюрократией и аристократией были мало связаны с организацией производства, представляли собой паразитические по большей части прослойки и были обречены на гибель. В последствии в Греции возникла новая ячейка – греческий полис, который оказался устойчивой формой исторического существования, поскольку создавал благоприятную среду для становления динамичной экономики, сложной социальной структуры, прогрессивных государственных форм и высокой культуры.

    Полномочия органов государственной власти

    Представляется важным рассмотреть полномочия органов государственной власти на примере древнегреческих государств Афин и Спарты.

    Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной формой демократического строя античных государств. Золотым веком афинской демократии стало столетие с середины V до середины IV в. до н.э. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода начиная с реформ Солона.

    Государственный аппарат Афин состоял из следующих органов власти: Народного собрания, Совета пятисот, гелиэи, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

    Народное собрание (экклесия) являлось главным – суверенным и законодательным – органом афинского государства. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.

    Полномочия Народного собрания были весьма широкими: они охватывали практически все стороны жизни Афинского полиса. Здесь принимали законы, решали вопросы войны и мира, избирали должностных лиц, заслушивали отчеты магистратов по окончании сроков их полномочий, решали вопросы снабжения города продовольствием, обсуждали и утверждали государственный бюджет, осуществляли контроль за воспитанием юношей. В компетенцию народного собрания входило и такое чрезвычайное мероприятие как остракизм.

    Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. С этой целью была учреждена специальная коллегия для охраны законов (номофилаков), которая получала свои полномочия непосредственно от Народного собрания. Это был специальный орган «хранителей законов», наблюдавший за строгим выполнением афинских законов всеми органами государства.

    Решения Народного собрания, которые становились государственными законами, обычно начинались со слов «Постановил Совет и народ». Эта юридическая формула показывает большую роль Совета (Буле) в системе государственных органов афинской демократии. Совет в Афинах был столь же влиятельным и авторитетным органом, как и Народное собрание.

    Совет состоял из 500 человек, по 50 от каждой из 10 афинских фил. Каждый член Совета избирался по жребию из нескольких кандидатов, что исключало возможность подкупа или какого-либо давления сверху. Равномерное представительство от каждой филы обеспечивало интересы живущего там населения.

    Важнейшими задачами Совета 500 были организация работы народных собраний и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. Совет 500 комплектовался из всех разрядов афинского гражданства. Члены Совета избирались на один год, повторное избрание разрешалось через несколько лет, так что каждый год Совет обновлялся заново. В компетенцию Совета входила подготовка и обсуждение всех дел, которые необходимо было решить на Народном собрании. Он давал предварительное заключение по обсуждаемым вопросам, без которого народ не мог вынести постановления. Кроме того, Совет следил за соблюдением решений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Важной функцией Совета являлась организация строительства флота. Совет пятисот производил также проверку (докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на следующий год, вел наблюдение за всеми общественными постройками, ведал исполнением общественных и государственных дел. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, прежде всего, виновных в неправильном расходовании государственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалованы в гелиэе.

    Наряду с Советом 500 в системе афинской демократии существовал еще и Совет Ареопага. Ареопаг в отличие от Совета 500 был органом аристократическим. Он состоял из нескольких десятков членов (возможно, до 60–70 человек), кооптируемых (а не избираемых народом) главным образом из среды афинских аристократов на пожизненный срок (для члена Ареопага требовалось «хорошее воспитание», что подразумевало аристократическое происхождение). Ареопаг в V–IV вв. до н.э. стал одной из судебных инстанций – разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах, нарушениях религиозных предписаний. Ареопаг должен был также наблюдать за состоянием нравов и охраной отеческих устоев.

    Афины были политическим центром и гегемоном большого союза греческих городов – это ставило перед государством многие проблемы по управлению и организации административного аппарата.

    Городское управление осуществлялось с помощью выборных магистратур, специальных должностных лиц. Совет 500 в свою очередь непосредственно контролировал их деятельность. Высшими магистратами в Афинах были коллегии архонтов и стратегов. Коллегия девяти архонтов была одним из древнейших государственных органов, восходящих еще к VIII в. до н.э. Девять архонтов (шесть фесмофетов, архонт-эпоним, базилевс и полемарх), а также их секретарь избирались посредством жребия по одному от каждой филы. После этой процедуры все девять архонтов подвергались докимассии в Совете пятисот. Окончательное утверждение в должности архонты получали в гелиэе, где проходило голосование путем подачи камешков. В ведении коллегии архонтов находились дела религиозные, семейные и вопросы нравственности.

    Коллегия десяти стратегов осуществляла верховное руководство и командование всеми вооруженными силами полиса. Соответственно, чем выше в тот или иной период было значение афинской армии и флота, тем больший вес в обществе имела и коллегия стратегов.

    В Афинах было также множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутригородской жизнью. 10 астиномов следили за санитарным состоянием города, 10 агораномов наблюдали за соблюдением правил рыночной торговли, 10 метрономов отвечали за правильность мер и весов, и т.д.

    В целом это был довольно многочисленный, разветвленный административный аппарат. Но он не был бюрократическим, отделенным от массы афинского гражданства. Прежде всего, все коллегии должностных лиц избирались лишь на один год. Дважды избираться на одну и ту же должность запрещалось (исключение было сделано для военных). Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточить власть в одних руках исключалась.

    Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган – гелиэя, которая помимо чисто судебных функций выполняла еще и функции законотворчества. В качестве судебного органа гелиэя разбирала частные дела афинских граждан, все государственные дела, споры между союзниками Афин и наиболее существенные дела граждан союзных государств.

    Как уже отмечалось, функции гелиэи выходили далеко за пределы чисто судебных разбирательств. Огромный политический вес этому органу придавало, прежде всего, его участие в охране конституции и законодательства. Кроме гелиэи в Афинах действовало еще несколько судебных органов: ареопаг, 4 коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия 40.

    Таким образом, по свидетельству Аристотеля, практически все должности, «входящие в круг обычного управления», в Афинах были выборными. Кандидаты на них избирались по жребию, за исключением должностей военных, а также «казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителя водопроводов», которых избирали «поднятием рук».

    Широкое участие граждан в управлении государством достигалось путем увеличения числа коллегий, их сменяемости и подотчетности Совету пятисот и Народному собранию, а также путем включения в состав гелиэи представителей всех категорий афинского гражданства.

    Высшим органом государственной власти в Спарте было Народное собрание всех полноправных граждан-спартиатов. Народное собрание (оно называлось апеллой) утверждало мирные договоры и объявление войны, избирало должностных лиц, военных командиров, решало вопрос о наследовании царской власти, если законных наследников не было, утверждало освобождение илотов. Крупные изменения в законодательстве также должны были быть одобрены спартанской апеллой. Однако в общей системе государственных органов она играла значительно меньшую роль по сравнению с афинской экклесией. Прежде всего, потому, что участники апеллы могли лишь принимать или отвергать законопроекты, но не обсуждать их. Правом внести законопроект пользовались лишь члены Совета геронтов и эфоры. Спартанская апелла собиралась нерегулярно, от случая к случаю и по решению должностных лиц. На собрании не обсуждались финансовые вопросы, не контролировалась деятельность магистратов, не разбирались судебные дела. Подобный порядок деятельности Народного собрания создавал для спартанской олигархии благоприятные возможности влиять на его работу, направлять его деятельность в нужное русло. Если в Афинах Народное собрание было органом, выражающим не только формально, но и реально интересы большинства афинского гражданства, то апелла защищала интересы лишь его верхушки.

    Решающую роль в государственном управлении Спарты играл Совет геронтов, или геруссия. Геруссия не подчинялась и не контролировалась ни одним органом. Она существовала наряду с Народным собранием, но не была ему подотчетна. Более того, геруссия имела право отменять решения Народного собрания, если считала их по каким-либо причинам неправильными. Если в Афинах Совет 500 был рабочим органом экклесии – он подготавливал ее заседания и оформлял решения, то в Спарте, напротив, все решения принимала геруссия, лишь иногда вынося их на формальное утверждение апеллы. Как полновластный орган государственной власти, геруссия располагала практически неограниченной компетенцией, она заседала ежедневно и руководила всеми делами, включая военные, финансовые, судебные, Геруссия могла приговаривать к смертной казни, изгнанию из страны, лишению гражданских прав, возбуждать судебное преследование даже против спартанских царей, входивших в ее состав. Геруссия принимала отчеты у всемогущих эфоров, когда они заканчивали исполнение своей должности. Практически все нити государственного управления были сосредоточены в руках геронтов или находились под их контролем.

    Не менее авторитетным органом Спартанского государства была коллегия из пяти эфоров («надзирателей»). Эфоры избирались на 1 год апеллой из всего состава спартиатов, а не из узкого круга спартанской аристократии, как геронты. Однако это юридическое правило далеко не всегда соблюдалось, обычным делом было избрание в эфоры представителей знатных родов.

    Коллегия эфоров обладала огромной властью, Аристотель сравнивает власть спартанских эфоров с властью тиранов, единоличных правителей греческих полисов в IV в. до н.э. Коллегия эфоров считалась независимым от апеллы и геруссии органом. Эфоры отвечали за прочность и стабильность спартанского законодательства в целом и потому обладали властью контролировать действия должностных лиц. Большое значение придавалось контролю за деятельностью спартанских царей. Именно эфоры должны были не допустить усиления царской власти и перерастания спартанской олигархии в монархию. Согласно спартанским законам, эфоры раз в месяц принимали клятву царей соблюдать существующие законы. Два эфора обязаны были сопровождать царей во время военных походов, они стремились вызвать разногласия между царями, полагая, что взаимная подозрительность и вражда заставят царей контролировать друг друга. Эфоры имели право привлекать царей к суду геруссии, могли вести переговоры с послами других государств, созывали и председательствовали на заседаниях апеллы и даже геруссии. Очень важной функцией эфоров было наблюдение за всей системой спартанского воспитания – основы жизни и поведения спартиатов. Если они находили какие-либо отступления, то привлекали к судебной ответственности как должностных лиц, так и отдельных граждан.

    В компетенцию эфоров входили функции надзора и верховного управления над периэками и многочисленными илотами. В частности, при вступлении в должность эфоры должны были подтвердить старый закон об объявлении так называемых криптий, т.е. освященной древним обычаем войны против илотов.

    В Спарте правили два царя, принадлежавшие к двум династиям – Агиадов и Эврипонтидов. Происхождение этих династий восходит к глубокой древности, еще ко времени окончательного расселения дорийцев в Лаконике в Х в. до н.э. В V–IV вв. до н.э., эти династии представляли собой два наиболее знатных и богатых рода среди спартанской аристократии. Спартанские цари не были носителями верховной единоличной власти, а спартанский государственный строй не являлся монархией. Каждый царь пользовался одинаковой властью. В отличие от монархов спартанские цари были подчинены воле апеллы, решениям геруссии, в состав которой они входили как обычные члены, но особенно жесткому и повседневному контролю они подвергались со стороны коллегии эфоров. Тем не менее спартанские цари обладали довольно значительной властью, и их роль в государственных делах нельзя недооценивать. Прерогативами царей было верховное военное командование и руководство религиозным культом, а эти государственные функции в обществе Спарты имели особое значение. Во время военных походов за пределами Спарты власть царя как главнокомандующего была и вовсе неограниченной. Цари были членами геруссии и, как таковые, принимали реальное участие в решении всех государственных дел. Кроме того, даже в мирное время подразделения спартанского войска (моры, лохи, эномотии) сохраняли свою структуру и, естественно, над ними довлел, если не юридически, то фактически, авторитет их главнокомандующего.

    Спартанское общество было военизированным обществом, и потому роль военного элемента в государственном управлении была высока. Спартанская апелла как верховный орган была собранием воинов-спартиатов в большей степени, чем народное собрание Афин или какого-либо другого греческого полиса.

    

    biofile.ru


    Смотрите также