Древний египет политика. Социально-политическая структура древнего Египта.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Реферат: Древний Египет 2 Политическое устройство. Древний египет политика


Реферат - Древний Египет 2 Политическое устройство

Реферат по теме:

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

1. Система управления

Древние египтяне свою страну называли Кеми. Ее считали «житницей мира». Египет стоит у истоков европейской цивилизации. Письменные знаки египтян легли в основу финикийского алфавита, из которого возникла азбука греков и римлян. Египетские ученые разработали начала многих наук: астрономии, медицины, геометрии, механики и архитектуры. Люди Кеми превзошли другие народы в ремесле, технике, сельском хозяйстве.

Но народ этой страны, вероятно, мог сделать еще больше, если бы его инициативу, предприимчивость не ограничивали деспотизм и каноны жреческой идеологии. Личность была подавлена властью и произволом бюрократии. Всеобщее повиновение фараону, властям лишь изредка прерывалось возмущением народных масс.

Древний Египет по своему политическому устройству представлял собой самое централизованное, бюрократическое государство Древнего Востока. Только ему присущи были четкие функциональные обязанности чиновников различных рангов. Это было государство, причины стабильности которого на протяжении тысячелетий все еще представляются загадочными.

Политическая история Древнего Египта по своей хронологии не имеет аналогов. Она насчитывает несколько тысячелетий. Первый период этой страны- Раннее царство- составил несколько столетий в III тыс. до н. э. Это эпоха каменных орудий, начальной стадии классового общества, преодоления сепаратизма местных правителей и консолидации номов (областей) Верхнего и Нижнего Египта. В конце данного периода сложилось единое государство. Столица Верхнего Египта- Гераклеополь, Нижнего- Мемфис. Раннему царству соответствуют1 иII династии. Предания называют

Мину первым фараоном, от этой эпохи ведут начало египетские летописи. Официально провозглашалось, что фараону покровительствует царский бог Хор, в виде сокола. Титулатура первой династии содержала иероглиф правления божественного Хора- сына убитого Озириса. Цари этой династии, кроме Хора, имели нечто вроде прозвища: Скорпион, Двойник, Боец, Сом, Хват, Змей, Простиратель, Целостное сердце. Дружественная утроба. Высокая рука. Соединенный титул царя и государя в наименовании фараона появился при Простирателе. В двойной короне фараона отражалась двуединая власть: белый венец означал господство над Верхним Египтом, красный- над Нижним. Символом первого был коршун, второго- змея-аспид. Вторая династия обозначалась не Хором, а Сетом.

Опору власти фараона составляли вельможи, высшие жрецы и чиновники. Весь служилый люд, начиная от свободного земледельца и кончая царскими слугами, обозначался универсальным термином «хам».

Вельможи, правители областей по богатству могли конкурировать с правителями, их усыпальницы не уступали царским. Вероятно, фараон держал с ними советы по важным делам: так было во всех странах, где шел процесс становления раннеклассовых обществ и государственности. Ближайшим помощником царя был управляющий его дворца, он же считался казнохранителем государства. Налицо признаки дворцово-вотчинной системы. Следующим по иерархии чинов идет заготовитель припасов. Имелся многочисленный штат писцов; все учитывалось и докладывалось царю. Царь имел свое войско. На местах царскую администрацию возглавляли номархи.

Царский престол могла занимать женщина, эта традиция утвердилась еще при третьем царе первой династии. Становление государственности шло параллельно с усилением царской власти, правителю стали приписывать все победы, на изваяниях той эпохи фараон возвышался над всеми остальными, в окружении опахалоносцев и царских слуг. Большие средства тратились на заупокойный культ, на сооружение усыпальниц фараона, содержание жрецов, призванных обеспечивать загробную жизнь правителя, после того как он переходил под власть Озириса- царя мертвых.

Итогом правления фараонов Раннего царства следует считать создание единого государства. Вместе с тем предания сообщают о борьбе фараонов против сепаратистов, объединившихся вокруг номарха Нижнего Египта.

Второй период Древнего Египта- Старое царство (большая часть III тыс. до ч.э… III-VIII династии). Эта эпоха знаменуется все большим употреблением орудий из металла, бронзы, меди, это период сооружения великих пирамид, подъема производительных сил и массового принудительного труда сотен тысяч людей на строительстве усыпальниц, где хранились мумии царей. В период Старого царства была усовершенствована система водоснабжения, что позволило существенно поднять урожайность. За счет войн возросло число пленных, рабов, особенно ливийцев, эфиопов. Невольники продавались так же, как скот, инвентарь.

В хозяйственной жизни преобладали имения вельмож, большие богатства имели храмы. Чиновники и служители культа получали владения за свою службу и могли распоряжаться таким имуществом. В имениях фараона, вельмож, в храмах трудилось коренное население, труд иноплеменных рабов в таких хозяйствах не носил массового характера. Рабы использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, ремесленников.

Власть фараона становится абсолютной. Служба по ирригации и орошению, объявление войны, назначения должностных лиц, их перемещение, трудовые, финансовые повинности, служба судоходства, высший суд— все это считалось прерогативой фараона. Он назначал, жаловал, приказывают, казнил, миловал, вводил новые указы, отменял старые и т.д. Ему воздавались божественные почести. Только самым близким вельможам дозволялось целовать ноги царя, всем остальным- то место, где он находился, касаясь носами пола, ползли они к повелителю.

Помощниками фараона по управлению были высшие чиновники: по управлению хозяйством царя, глава судебного ведомства, по контролю за номархами, царскими складами и мастерскими. Им подчинялась масса писцов. В столице имелся градоначальник. Однако даже самые высокие чиновники не имели права вмешиваться в командование армией. Командование ополчением, войском находилось в руках самого царя, его ближайшего родственника или поручалось доверенному лицу, имевшему военный опыт, знания. Свои должности вельможи обычно передавали по наследству, их сыновья первое время проходили нечто вроде стажировки в качестве помощников, писцов, учетчиков. По мнению Ю.Я. Перепелкина, знать отнюдь не стыдилась постигать ремесла: сановники являлись владельцами мастерских, зодчими, художниками, прорабами (начальниками работ). Специалистов по делопроизводству, а также врачей готовили в учебном заведении «Дом жизни».

Правовое положение замужних женщин мало, чем отличалось от мужчин. Они могли состоять на государственной службе, заниматься наукой, имели свои мастерские, столовые, выполняли функции жрецов при гробницах, распоряжались своим земельным наделом и другим имуществом. Однако в ту эпоху юридическая практика еще не имела четких понятий собственности, владения и распоряжения.

Ближайшее окружение царя, сановники были, как правило, его родственниками.

Старое царство определялось как централизованная бюрократическая монархия. Власть правителя обожествлялась, фараоны стали именовать себя «вторым солнцем», позднее- Сыном Ра (солнца). Царя-победителя изображали в виде льва с человеческой головой, разрывающего когтями своих врагов. Всякое выступление против царя, оскорбление его чести, достоинства объявлялось преступлением, самым тяжким грехом. Фараон имел свой отряд телохранителей. В ту эпоху сооружались колоссальные пирамиды, усыпальницы. Они потрясали современников. Остается загадкой, почему и зачем такие монументальные сооружения строились не для живых, а для мертвых. Видимо, согласно религии, главный смысл жизни, ее радости находились в потустороннем мире… Не исключено, что пирамиды должны были внушить страх подданным, продемонстрировать безграничное величие власти фараона. Религия утверждала, что нет разницы между людьми и богами. Разница в одном: боги- те же люди, но они отошли в небо и живут там по законам обычных людей: едят, пьют, одеваются, распевают песни, любят близких. Фараон после смерти становился звездой, вместе с Солнцем навещал свои владения, свою семью. Мог помочь, сделать добро или причинить вред. Ему полагалось иметь такую же пищу, как и живым. Для этого в усыпальницы полагалось приносить все, что нужно было живому человеку. Царь и после смерти оставался владыкой земли и неба, жил на том свете в роскоши, изобилии. Простые смертные были обречены на жажду, голод и забвение.

Огромные траты на пирамиды, рост сепаратизма, усиление новой знати ослабили царскую власть. Начались междоусобные войны, борьба за престол, за корону фараона(2160-2134 гг. до н.э.). Победу одержала ливанская знать, ей удалось снова объединить всю страну под единой властью. Среднее царство существовало примерно с2050 по1700 г. до н. э. Вначале оно было неустойчивым, местные номархи почти не считались с центральной властью, цари часто менялись, на престоле были женщины. Отдельные фараоны правили несколько месяцев, а то и дней, их часто свергали. Вскоре страну захватили чужеземцы — гиксосы, подвергшие ее страшным погромам. Гиксосы владели Египтом150 лет. Фараон Яхмос1 изгнал гиксосов, с его именем связывается начало Нового царства и образование мировой египетской державы.

Древний Египет в период единства, консолидации страны по своему государственному устройству являлся самой централизованной монархией Древнего Востока, с высокоорганизованной бюрократической системой управления. Во главе этой державы стоял монарх, обладавший абсолютной, ничем не ограниченной властью, его персона обожествлялась при жизни. Он был носителем высшей законодательной, исполнительной и судебной власти.

За три тысячи лет до новой эры на египетском троне восседали фараоны тридцати династий. Этих полубогов в бело-красной короне было свыше двухсот. Среди них были талантливые администраторы, полководцы, тираны, миротворцы и кровожадные агрессоры, авантюристы и душевнобольные. Но все они были деспотами… Власть фараона была абсолютной. Им приписывают составление свода законов. Египетский фараон считался сыном бога Ра, посредником между небом и землей. В его титулатуре указано, что он- царь Верхнего и Нижнего Египта. Символом его власти была диадема с коброй. При вступлении на трон ему присваивалось пять имен. На официальных приемах фараон держал многохвостовую плеть и посох в виде крюка- дабы покорять и наказывать. В знак особой привилегии фараону разрешалось курить. По традиции фараоны женились на сестрах (хотя были исключения), брили голову. Если на престоле оказывалась женщина, ее изображали в шлеме с подвязанной бородой. В таком обличий выступала Хатшепсут- дочь фараона Тутмоса Первого. История почти не оставила данных о государственной деятельности этой царицы. Возможно, женщины-фараоны не хуже мужчин исполняли долг правителя. Спустя много столетий Клеопатра- жена и сестра юного ПтолемеяXXII Дионисия- оставила заметный след в политической истории своей страны, с ее именем связана борьба за независимость Египта.

Экономическую основу власти фараона составляли царские поместья, угодья, огромное число рабов. Ему доставалась большая часть военной добычи. «Сердце царя радостно, когда ему приносят подарки»,- сказано в одной надписи. Так, при фараонахXVIII династии в штате управления были управители гробницы и поминального храма, царские писцы, опахалоносцы, камергеры, главная кормилица царя, скорняки, птичники, кравчие, брадобрей, повара, садовники и др. При докладе мелкие чиновники лежали на животе, передвигались ползком и не вставали без разрешения фараона.

Основную массу чиновников составляли писцы. В Древнем царстве перечень должностей мог составить целый том: советники, судьи, начальники «белого дома», управляющие, глашатаи, чиновники по иностранным делам, управлению захваченными землями, контролю за сбором налогов, управлением на местах, за окладами, по надзору за рабами, устройству дорог, каналов и др. Каждый чиновник имел свой штат помощников. Все записывалось, учитывалось, проверялось писцами, счетоводами, контролероми. Правители имели свою свиту чиновников. Источники упоминают писцов разных рангов: царские, при судах, казначействе, налоговом ведомстве, царской библиотеке, храмовой казне. Школы находились при храмах, там учили читать, писать, рисовать. Ученики учили наизусть священные и классические тексты. Много внимания уделялось изучению законов, истории, географии, будущих чиновников знакомили с основами строительства. Лень, нерадивость в учебе наказывались. Народ чиновников боялся и ненавидел, так как они не только жили за счет его труда, но и обкрадывали фараона, брали взятки, злоупотребляли властью, совершали должностные преступления.

Родственники царя занимали наиболее важные должности в государстве. Высшую должность управителя дворца и начальника всех ведомств (чати, визирь) по традиции полагалось занимать сыну фараона или ближайшему родственнику, иногда из касты жрецов.

--PAGE_BREAK--

Судя по документам периода фараона Тутмоса III(XV в. до н.э.), визирь, чати, возглавлял всю систему управления. Он восседал на седалище со спинкой, рядом находился жезл- символ его власти, перед ним было разложено40 кожаных свитков с законами. Рядом стояли вельможи более низкого ранга, в том числе начальник приемной, писцы.

При разборе жалоб ритуал требовал выслушать обе стороны. Функции верховного сановника: надзор за состоянием военных крепостей, ирригационных сооружений, руководство взиманием налогов, разбор территориальных споров. Он контролировал судебные органы, требовал, чтобы решения судей принимались коллегиально, а не единолично. Чати назначал чиновников в Верхний и Нижний Египет, о своей деятельности те докладывали ему о сроках восхода звезды Сириус, об уровне подъема воды в Ниле, о возможном наводнении, о состоянии военных крепостей. Кроме судебной палаты, в его ведении была сокровищница. Дом оружия, архив, в котором хранились данные переписи населения. Вместе с правителем Дома войны (военным министром), он формировал ополчение, отвечал за строительство крепостей. В отдельные периоды чати был главой столичного управления. Косвенные данные говорят о наличии у чати инструкции, в которой были расписаны функциональные обязанности всех его подчиненных.

Иероглифы, обозначавшие сановников, вельмож, всех служилых в управлении, имели три значения: «большие, послушные приказу» (состояли при фараоне), «господин, послушный призыву» и ниже рангом-«послушный призыву». Последняя категория включала тех, кто работал в храмовых хозяйствах, в имениях крупных чиновников. В нее входили не только свободные, но и рабы. Многие сановники занимали должности обычно по наследству, но формально их назначение утверждалось указом фараона.

Носители обуви, опахала фараона, хранители его одежды одновременно выполняли обязанности государственных чиновников. Из жизнеописания чиновника Уны (сер.XXV в. до н. э.- нач.XXIV в. до н. э.) узнаем, что его карьера началась с носителя царских сандалий, затем он стал начальником склада, а в конце жизни он- предводитель войска и начальник управления по Верхнему Египту.

Гробницы вельмож и сановников размещались у пирамиды фараона. Чем он был выше по должности, тем ближе его могила располагалась к царской усыпальнице. Рассказ о преданности царю, усердности по службе, о наградах и повышениях занимал обычно главное место в надгробных надписях. Из них можно представить структуру бюрократического аппарата.

Сановник Мечен из Раннего царства Египта(XXVIII в. до н. э.) на стенах своей гробницы поведал потомкам о своей карьере, о том, как ему удалось сколотить приличное состояние. Надгробная надпись содержит важные сведения о номенклатуре должностей: начальники пограничной, продовольственной службы, главы финансового ведомства, канцелярии, судьи разных рангов. Названы и другие вельможи, обязанности которых определялись весьма сложно: правители Домов двух ночей, ножей, двух собак, начальник Западных ворот, чиновник с громким голосом и др. Вероятно, практиковалось совмещение должностей.

Военное ведомство в Египте возглавлял специальный сановник, начальник Дома войска или Дома оружия, он подчинялся только фараону, руководил строительством укреплений, крепостей, военных кораблей, ему подчинялись мастерские по изготовлению оружия. Во время военных походов и экспедиций армию возглавлял сам фараон. Во время войны объявлялся набор в ополчение.

Вначале армия состояла из ополченцев, со временем ее заменило постоянное войско профессионалов. Воины жили в отдельных поселениях, имели наделы земли, которые во время военных походов обрабатывали рабы. Гвардия фараона находилась в особо привилегированном положении, особенно в эпоху Нового царства. Вспомогательную роль играла полиция, которая обычно комплектовалась из пленных нубийцев и ливийцев. Местные правители в лице номарха и главные сборщики налогов имели свои полицейские подразделения. Полицейские служащие были надсмотрщиками во время общественных работ, преследовали уголовных преступников, выполняли обязанности палачей. Кроме охраны общественного порядка, военно-полицейские части помогали властям взимать подати, проводить мобилизацию населения для строительства ирригационных сооружений, пирамид, храмов.

Специальное подразделение полиции- охрана пирамиды, усыпальницы фараонов. Ограбление царских мемориалов каралось мучительной смертью: отрезали нос, уши, руки, сажали на кол. Жестокость наказания не устрашала преступников. Почти все гробницы фараонов были разграблены еще в древности.

В структуре управления древневосточной деспотии финансовое или налоговое ведомство также играло важную роль. Так, в Древнем Египте казначей, или главный хранитель сокровищ, имел громкий титул «Начальник над всем, что есть и чего нет». Вероятно, он прогнозировал будущий урожай и ожидаемые доходы. В его ведомство поступали донесения о сборе податей. Ему подчинялся начальник Серебряного дома (казначейства), который, надо полагать, составлял смету доходов и расходов.

Система бюрократии Египта уделяла большое внимание общественным работам. Трудовые ресурсы учитывались, проверялись, устраивались смотры. Это составляло основную обязанность царских писцов, которые знали количество занятых в каждой из каст. Выход из касты ремесленников происходил только с санкции фараона. Его администрация следила за эффективным использованием трудового населения, особенно на ирригационных сооружениях. К строительству каналов, дамб привлекалось почти все трудоспособное население, кроме жрецов и чиновников. Функция общественных, публичных работ являлась главной в деятельности государства.

Следовательно, управление строилось на принципах бюрократического централизма. Такая система представляет собой древневосточный вариант административно-командной системы, с четким определением функциональных обязанностей чиновников и строжайшим подчинением по вертикали.

На местах власть принадлежала наместникам фараона- номархам. При РамзесеII насчитывалось44 нома (области). Каждый ном сохранял известную хозяйственную самостоятельность, имел свой религиозный культ, свой герб, знамя. При торжественных церемониях к знамени прикреплялся значок.

Номарх обладал большими полномочиями: наблюдал за состоянием местной системы орошения, возглавлял административный аппарат, ведал судом и ополчением.

Бюрократическая система предписывала даже нечто вроде аттестации усопших покойников. Существовали нормы могильной площади, количество продуктов и предметов бытового обихода, которые должны были находиться в захоронениях, и, конечно, учитывался ранг усопшего. Кроме того, полагалось нечто вроде сопроводительной записи, письма. В них обычно отмечалось, что этот человек был добродетелен, не крал, не убивал, не соблазнял чужих жен, не обижал малых детей, не обманывал близких, не сквернословил. Имелись и такие подписи: «покойный не давил гирю, не плутовал с отвесом и т.п.», т.е. соблюдал древнеегипетскую метрологию.

Судя по источникам, государство регламентировало поведение подданных фараона и в личной жизни. Так, по школьным поучениям эпохи Нового царства, существовали фиксированные обязанности, нормы поведения земледельца, воина, пекаря, конюха, писца: «будь прилежен, дисциплинирован, не ленись», осуждалось пьянство, увлечение танцами. Высоко оценивалась должность писца: «Будь писцом! Это освободит тебя от податей, удалит от мотыги, ты не будешь носить корзину, она отдалит от гребли и весла, удалит от хлопот. Не будешь ты под владыками многими, под начальниками многочисленными». Писец освобождался от трудовой повинности, связанной с содержанием ирригационных сооружений.

Система образования была разветвленной и высокоразвитой. Подготовка чиновников велась в учебных заведениях. Принимались туда дети аристократов, высшей знати, чиновничества. Ученики проходили испытательный срок, принятые на учебу зачислялись на полный пансион. Такие учебные центры были в Гелиополе, Мемфисе.

При РамзесеII самый престижный учебный центр- Дом Сети— находился в Фивах. Здесь обучали будущих жрецов, судей, писцов. Счетоводов и бухгалтеров готовили в школе при царской сокровищнице.

В других учебных заведениях преподавали астрологию, математику, филологию, выыускали хирургов, врачевателей. Медицинский центр был в Галиополе. В Доме Сети размещался главный научный центр, нечто вроде академии, и при нем имелась огромная библиотека. Древнеегипетские студенты привлекались к наблюдениям и научным исследованиям. Научные знания носили кастовый характер и были достоянием жрецов. Весь учебный и воспитательный процесс находился под абсолютным контролем жрецов, которые монополизировали знание. Аттестация жрецов во многом определяла карьеру, а порой и судьбу выпускника учебного заведения. Чиновники и жрецы входили в касту знати. Они освобождались от государственных повинностей. Высшие судебные сановники в Древнем царстве обозначались иероглифом «уста Нехена» (божества), главный интендант— «казначей бога».

Религия в Древнем Египте, как и в других странах Древнего Востока, являлась доминирующей формой общественной идеологии. Но в этой стране официально не было государственной религии, религиозной ортодоксии, единой церковной организации. Каждый храм имел относительную самостоятельность. Сейчас трудно объяснить, почему жречество не создало единой, бюрократической системы, возможно, этому противились фараоны.

Религия требовала соблюдения обрядов заупокойного культа. По ее понятиям, человек продолжал в иной форме бытия существовать и на том свете. В одном из поученийXXII в. до н.э. говорилось: «Хорошо творить для будущего. Пусть пройдет время твоей жизни в твоей добродетели… Проходит жизнь на земле, недолга она. Процветает тот, кто оставляет о себе (добрую) память. Праведный живет вечно...» Египтянин заранее готовился к загробной жизни, так требовала религия.

Наличие мумии было гарантом загробной жизни, но ее бальзамирование, копчение, весь процесс консервации стоили дорого. Изготовление мумии по 1-му разряду стоило талант серебром. В могилу и гробницу обязательно клали мотыгу, заступ и коромысло, дабы и на том свете было чем возделывать и орошать землю.

Основные почести полагались властвующим. В эпоху Древнего царства фараоны сразу после воцарения приказывали строить для них баснословно дорогие пирамиды, на что тратились колоссальные средства. Доведенные до отчаяния египтяне бунтовали. По легенде, фараон Хуфу (Хеопс), разорив народ и государство строительством своей пирамиды, в поисках средств послал даже родную дочь на заработки в публичный дом. Фараоны Хуфу и Хафра (Хефрен) не были погребены в своих пирамидах, так как знали о намерении простого люда вытащить их мумии из гробниц и уничтожить.

Приведем еще пример обожествления личности фараона. На тридцатом году правления фараон РамсесII вознамерился стать богом. Нужно было придумать способ поразить воображение соотечественников. В отвесной скале, возвышающейся над левым берегом Нила, были вырублены четыре совершенно одинаковые исполинские фигуры высотой 20 метров. Самые крупные из них изображают РамсесаII, сидящего на троне. Он правил страной с1317 по1251 г. до н.э., прожил89 лет. Рядом храм царицы Нефертити. Храм посвящен победе Рамсеса над хеттами в1296 г. до н. э. Тогда был подписан первый из известных человечеству мирных договоров.

Вес каждой скульптуры- около1200 тонн. У ног колоссов расположилась семья фараона- скульптурные изображения111 его сыновей и 67 дочерей. Разве мог простой человек при виде такой необычной мощи хоть на минутку усомниться в божественности своего царя?

Внутри храма, куда допускались только жрецы и аристократия, находились статуи фараона- восемь стоящих Рамзесов десятиметрового «роста». Они образуют своеобразный коридор в огромном пространстве высеченного в скале храма, все стены которого покрыты рельефами и иероглифами. Стены Абу-Симбела- это грандиозная книга, повествующая о жизни и подвигах РамзесаII.

Эти колоссальные монументы построили безвестные мастера, и они сохранились до наших дней. Лишь одного из четырех колоссов Большого храма «обезглавило» когда-то землетрясение. Место поклонения фараону постепенно поглотила пустыня. За32 века на статуях в стенах осели тонны песчаной пыли. Песок забвения надежно «законсервировал» памятники, укрыв их на десятки столетий от доброжелателей и проходимцев, от войн и пожаров. Лишь в начале прошлого века пустыня стала неспешно открывать Абу-Симбел. Потом усилиями египтологов многих поколений храмы были очищены от песчаных завалов и подробно изучены.

    продолжение --PAGE_BREAK--

При сооружении Асуанской плотины, когда возникла угроза затопления Абу-Симбела, советские строители спасли древние шедевры- их вырезали из скалы, распилили на отдельные блоки, подняли на высоту, недоступную Нилу, и снова аккуратно собрали. Храмы «прижились» в новых условиях.

Из некоторых источников видно, что между высшими жрецами и военачальниками шла конкуренция за влияние на царя, за получение привилегий, льгот, пожалований. Жрецы добивались средств на храмы, военные- на войско и крепости. Фараон нередко использовал интриги между этими двумя группами в своих интересах.

В началеXIV в. до и.э. фараон Эхнатон провел радикальную реформу в области религии. Он сбросил с божественного престола прежних богов и провозгласил нового, единого бога Атона, культ солнечного диска. Новая религия совпала с расцветом культуры, искусства, зодчества, живописи.

Оценка деятельности великого реформатора самая противоречивая. Вот некоторые высказывания об Эхнатоне: «Самая замечательная фигура на Древнем Востоке...» «неограниченный рационалист...» «Бесноватый эпилептик, вышедший из ада, чтобы разрушить осирическое предание...» «Быть таким умным, как он, в то время значило навлечь несчастье». Вероятно, ближе к истине мысль о том, что Эхнатон пошел на открытый разрыв со знатью и нанес тяжелый удар по консервативному фиванскому жречеству.

Один из приближенных сановников Эхнатона, вельможа Ман, в надписи на гробнице оставил сведения о структуре власти фараона. Носитель опахала стоял по правую руку от царя, затем- царский писец, возможно, начальник канцелярии. В штате фараона состояли чиновники, ведавшие новобранцами, начальник храмового хозяйства, вероятно, главный жрец культа Атона, затем руководитель всяких работ (не исключено, что он возглавлял службу ирригации), потом командующий войском. Сановники фараона получали от него ежедневно «пищу и довольствие».

Эхнатон умер загадочной смертью, неожиданно для друзей и врагов, организовавших его свержение. Его преемник Тутанхамон тоже царствовал недолго. Имя Эхнатона было предано анафеме. Случилось наихудшее: фараон и его первая жена, мудрая и потрясающе красивая женщина, оказались без гробницы. Их могилы не найдены до сих пор. Жречество сделало все, чтобы восстановить прежних богов и убедить народ забыть фараона-реформатора.

Система управления Древним Египтом пережила народные восстания. нападения гиксосов, периоды раздробленности, сепаратизма. Она существовала тысячелетия, в этом ее загадка и феномен.

2. Право

Самые первые законы были якобы написаны Мином, основателем первой династии фараонов. Имеются данные о фараонах, которые составляли сводные законоположения по различным отраслям управления (Сасихис, Бокхорис, Амасис). Но эти ценнейшие памятники права не сохранились, вероятно, мало шансов найти их.

Наличие свода законов косвенно подтверждается в речении Ипувера (XVIII в. до н э.). Верховный сановник фараона Тутмоса III(XVI- XV вв.) во время официальных приемов держал перед собой «сорок кожаных свитков (с законами)». Как видим, они были начертаны не на папирусе, а на коже, т.е. рассчитаны на длительное хранение.

Еще в древности египетские законы содержали детальные предписания о праве собственности, ее формах (царская, храмовая, общинная, частновладельческая), владении и распоряжении недвижимым имуществом. Сделки с землей, скотом, рабами заключались по ритуалу, с участием свидетелей, в том числе жреца. Такие контракты обычно составлялись в суде.

Формализм в распоряжении недвижимой собственностью- характерная черта юриспруденции многих стран Древнего Востока.

Брак также оформлялся письменно, имел вид договора. Замужняя женщина могла распоряжаться своим имуществом. Если развод начинался по инициативе мужа, жене возвращалась часть приданого и часть имущества, нажитого совместно. Жене полагалась доля приданого и в том случае, если она покидала мужа по своей воле. Вдова могла пользоваться всем имуществом, но продать или подарить могла только свою долю. Следовательно, закон охранял имущественные интересы женщины.

Право содержало нормы о браке и семье. Женитьба и строительство дома считалось понятием равнозначным. Родители и близкие принимали самое активное участие в подборе жениха и невесты. Согласия молодых не всегда спрашивали. Браки между кровными родственниками запрещались. Но фараоны могли жениться на сестрах и даже дочерях. Судья как-то сказал: «Никакой закон не разрешает браки с сестрами, но закон дозволяет фараону делать все, что он хочет». РамзесII за67 лет царствования имел пять главных жен, «великих царских супруг», и много жен рангом ниже. У него было162 сына. Рамзес III имел всего три жены, но также любил женское общество.

В Древнем Египте существовали гаремы. Муж называл свою супругу «сестрой», а она его «братом». Муж мог держать жену за талию даже в общественных местах. В отличие от греков, египтяне не целовались, а прикасались друг к другу носами. Супруги вместе ходили в храмы.

Древние надписи содержат красочные описания жизни верных супругов. Вместе с тем законы и обычаи фиксируют превосходство главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить палкой жену, а брат- сестру, однако в «разумных пределах». Увечья наказывались. Виновный должен был доказывать, что больше не тронет свою жену, иначе мог получить сто палочных ударов и лишиться прав на совместно приобретенное имущество.

Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. Неверность жены каралась смертью. Жена, «которая обманывала и поедом ела своего мужа», была сожжена, говорится в одной из надписей. В другой сказано, что за неверность муж убил жену и бросил собакам. В литературе женщин не жаловали, у них якобы имелась масса пороков: легкомыслие, капризность, неверность, лживость, мстительность, неспособность хранить тайны. Зато мужья- рассудительны, преданны, заботливы.

Женитьба, размеры приданого, рождение ребенка, смерть фиксировались в «Доме жизни», деловом центре, своеобразном университете. При таком акте присутствовали свидетели.

Египтяне были чадолюбивы, особенно ждали мальчика, наследника. Ребенок до трех лет находился при матери, которая носила его в особой сумке, висящей на шее, спереди. Руки матери были свободны, а ребенок мог дотянуться до груди. Надпись гласила: «Воздай своей матери за все, что она сделала для тебя! Снабди ее хлебом в изобилии… Ты был для нее нелегкой ношей… Она долго носила тебя на своей шее, и три года ее грудь была у твоего рта. И она не отворачивалась с отвращением от твоих нечистот».

В числе преступлений упоминаются восстания против фараона, неповиновение властям, отказ участвовать в общественных работах, ограбление, взятки, чародейство, убийство кошки, льва, крокодила, совы, летучей мыши, если они считались священными животными в данной местности, и др.

Вид наказания зависел от положения преступника и тяжести преступления. Участники восстания подлежали поголовному истреблению. За другие тяжкие преступления могли сослать в рудники. Жестокие казни предусматривались по отношению к грабителям царских гробниц. За хищение храмового имущества взыскивался штраф в 100-кратном размере. Обычная кража требовала компенсации в2-3-кратном размере. Пострадавший мог обратиться в городе к главе воровской касты. За возврат вещи владелец платил похитителю четвертую часть ее стоимости.

Подделка документов каралась отсечением руки. Лишение чести считалось одним из тяжелых и позорных наказаний. Оно применялось за дезертирство из армии, неподчинение начальнику.

Уголовное наказание грозило тому, кто давал в залог мумию своего предка.

В начальный этап Древнего царства преступления против родственников разбирал глава семьи, позднее эта функция перешла к судье. Предания содержат нелестные отзывы о представителях судейского сословия за их крючкотворство, пристрастность.

Есть основания полагать, что уже в древности существовал свод правовых предписаний. На одном изображении видно, что в руках вельможи свиток, возможно, законник.

Виновный в краже имущества фараона кроме штрафа подвергался телесному наказанию(200 ударов палками и5 ран). Рамсес1 издал указ о наказании взяточников. Их ссылали на каторгу, перед тем отрезали нос. Дети таких взяточников лишались привилегий, низводились до положения ремесленников. «И твой сын не будет на твоем месте».

Законы, обычаи особо охраняли культовые сооружения. «Кто ограбит или повредит статую, роспись, надпись или любой предмет погребального культа, того ждет проклятье...» «Кто содеет подобное, да сожрет его крокодил, да укусит его змея. Никто не нальет им воды, не совершит погребальных церемоний, сыновья не займут их место, будут голодать, их боги не получат хлеба. Их жен будут насиловать на их глазах». Такие угрозы исходили из того, что египтяне были суеверны, наивны, боялись божьего гнева, испытывали страх и ужас перед загробными карами. Преступников ставили к столбу, избивали палками, пытали, отправляли на каторгу в рудники, каменоломни, хоронили живьем- не помогало. В начале царствованияXXI династии все гробницы в Долине царей и Долине цариц были вскрыты и ограблены. Стражники вступили в сговор с грабителями, низшими жрецами, чиновниками. Чтобы спасти мумии фараонов, их извлекли и без украшений и золотых масок поместили в тайных местах.

В речении Ипусера, жившего в началеXVII в. до н. э. во времена народного восстания, говорится: «Свитки законов судебной палаты выброшены и по ним ходят на перекрестках...» Ипусер огорчен гибелью законности и правопорядка, скорбит о расхищении бумаг из финансового ведомства, об уничтожении списка рабов. Народное восстание, свидетелем которого был Ипусер, до основания разрушило весь государственный правовой механизм. «Начальники повержены, спасаются бегством». К сожалению, большинство памятников египетского права не сохранилось. Этим объясняется наша малая информированность о египетской правовой системе.

www.ronl.ru

Социально-политическая структура древнего Египта.

ТОП 10:

Одним из истоков мировой политической мысли считаются политические воззрения древних египтян. Ранние древнеегипетские взгляды на политику и мироустройство выражались преимущественно в мифологических представлениях: о божественном происхождении властных отношений; о космосе, который в отличие от хаоса, упорядочен богами; о земных порядках, которые должны отвечать воле богов; о правде, справедливости и месте человека в мире, предопределенных богами. В соответствии с мифическими и религиозными воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяла богиня Маат. Судьи носили изображение этой богини и считались ее жрецами. Божественный характер земной власти (фараонов, номархов, жрецов и чиновников) и официально одобренных правил поведения, в том числе и основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, судебных решений), означал, что все они должны соответствовать требованиям Маат. Со временем слово “маат” приобретает общее название и воплощает понятие природно-божественной установки справедливости, которой должны соответствовать все действия судей-жрецов и любые положения тогдашнего права - обычаев, законов, административных решений, иных официально одобренных правил поведения. Эти ранние представления дошли до нашего времени в виде надписей на внутренних стенах пирамид, в папирусных свитках, саркофагах, в сохранившихся и поныне надписях на стенах пирамид, в различных гимнах в честь фараонов, в древних литературных памятниках - “Поучение Птахотепа” (XXVIII в. до н.э.), “Жизнеописание вельможи Уны” (XXVI в. до н. э), “Распоряжение в Коптосе” (XXV в. до н.э.), “Поучение Гераклеопольского царя своему сыну” XXIII до н.э.), “Поучение Аменемхета I” (XX до н.э.), “Речение Ипусера” (XVIII до н.э.), “Летопись Тутмоса III” (XV до н.э.), “Книга мертвых” (II тыс. до н.э.), “Предписание о служебных обязанностях верховного сановника” (XV в. до н.э.), многочисленных мифах времен Среднего, Нового и Позднего царств (XXI-VI вв. до н.э.), а также трудах древнегреческих историков - Геродота, Плутарха, Диодора Сицилийского (V-I) в до н.э.

Творцом мира, всего живого на земле, верховным царем и отцом других богов считался бог солнца Ра, который со временем стал отождествляться с Амоном. Ра властвовал над богами и людьми тысячелетия, а затем передал царствование своим наследникам-богам: Осирису, Изиде, Сету, Гору и др., от которых по преданию произошли земные фараоны, правившие по Геродоту одиннадцать тысячелетий.

Вначале в Древнем Египте существовало несколько десятков разрозненных государств, которые к середине IV тыс. объединились в два царства - Верхний и Нижний Египет, а через 5-6 столетий - в единую централизованную восточную деспотию во главе с самодержцем-фараоном в центре и его помощниками-номархами в регионах. Соответственно усиливается культ бога Ра и фараонов, которые с середины III тыс. до н.э. провозглашают себя его сынами - единодержавными земными богами мудрости, которые “освещают землю больше солнечного диска, дают жизнь, дыхание, пищу всем подданным”.

Авторы “поучений” и других памятников древней египетской мысли усиленно обосновывали божественность государственной власти, восхваляли египетскую деспотию, исходили из необходимости общественного неравенства людей, оправдывали насильственные действия по установлению божественного порядка. Они представляли общество в виде пирамиды, вершиной которой являются боги и фараоны, а подножие - ремесленники, крестьяне, общинники и рабы. Между ними размещались жрецы, знать и чиновники. Египетские мыслители высказывали пожелания не злоупотреблять властью, преодолевать в себе корыстные устремления и побуждения, уважать старших, не грабить бедных, не обижать слабых.

В “Поучении Птахотепа” - одном из древнейших египетских политико-религиозных документов - раскрываются политические воззрении верхушки египетских правителей. Птахотеп - один из виднейших представителей египетской знати, занимавший пост министра (джати), делится своими мыслями о принципах управления обществом и страной. Он обосновывает культ фараона, как прямого потомка небесных богов. Никто не должен стремиться внушать страх, кроме бога и фараона, - поучает Птахотеп. Он убежден в необходимости общественного неравенства. Для него человек, низший по своему положению в обществе - плохой, высший - ценный, благородный. “Низшие” должны относиться к “высшим” с покорностью и смирением. По мнению Птахотепа, повиновение рабов должно быть безусловным, а наказание - жестким и быстрым. Что же касается “низших”, но свободных людей, то по отношению к ним Птахотеп призывает “высших” не быть заносчивыми, не унижать их и не вредить им. В “Поучении Птахотепа” подчеркивается естественное равенство всех свободных (“нет рожденного мудрым”) и обосновывается необходимость соответствия поведения человека принципу “ка” - своеобразному критерию добродетельного и справедливого поведения.

В “Поучении Гераклеопольского царя своему сыну”, наряду с многочисленными восхвалениями богов и божественной власти фараона, содержится призыв не делать ничего несправедливого и противозаконного, ибо только таким поведением можно добиться милости богов в загробной жизни. Правитель характеризуется как человек, “творящий правду” и стремящийся к справедливости. Обращаясь к своему сыну- наследнику, автор “Поучения” (царь Ахтой) советует ему: “Возвышай твоих вельмож, и да делают они твои законы”.

Приведенные положения о справедливости и законах отражают воззрения (во многом идеализированные) господствующих кругов древнеегипетского общества, заинтересованных в изображении существовавших порядков как божественных и справедливых, вечных и неизменных. Действительность, разумеется, была весьма далека от подобных идеализированных представлений. Об этом свидетельствуют широкие народные выступления против знати. В “Речении Ипусера” говорится об одном таком движении (1750 г. до н.э.), в котором приняли участие низы общества и рабы. Описывая гражданскую войну низов против верхов, Ипусер, будучи сам вельможей, сетует на происшедшие “страшные перемены”, содеянные “беззаконниками”. Ипусер с горестью упоминает, в частности, о том, что судебные палаты были разграблены и разрушены, а хранящиеся в них свитки законов выброшены на улицу и растоптаны. Такое противоположное отношение к законам со стороны знати и восставших низов весьма характерно: то, что для одних представляло справедливость и порядок, для других было олицетворением ненавистного строя.

Принципы социального устройства и правила управления обществом в Древнем Египте оказали воздействие на дальнейшее развитие политической мысли. Знаменитое учение Платона об “идеальном государстве” базируется на “пирамидальной социальной структуре общества”, похожей на египетскую.

Идеалы общественной жизни Древнего Египта, требования, предъявляемые обществом к свободному египтянину, запечатленные четыре с половиной тысяч лет назад на пирамиде Хеопса и сохранившиеся на ней до наших дней, представляют интерес и сегодня. Среди них: “Если ты стал велик, после того, как был мал, если ты стал богат, после того, как был беден, не скупись, ибо все богатства достигли тебя как дар Божий”. “Твои мысли не должны быть ни высокомерны, ни унижены. Если ты возбужден - успокойся: человек приветливый преодолевает все препятствия”. “Не сей страха среди людей, ибо господь воздаст тебе в той же мере”.

Особенности структуры раннеегипетского общества.

1. Община поглощена властью, включена в систему царско-храмовых и вельможных хозяйств, поэтому невыраженность общины.

2. Обилие вельможных хозяйств (должностные и личные, полученные по наследству, должностные хозяйства в распоряжении региональных управителей – номархов и др. сановников, считавшиеся платой за должность, находились во временном владении должностного лица). Должностные и вельможные владения тяготели к царско-храмовому хозяйству и в периоды ослабления центральной власти, а чаще по специальному указу фараона, получали иммунитетные права: освобождение от налогов в казну, или просто становились наследственными владениями. В древнеегипетских хозяйствах были большие поля, которые обрабатывали отряды работников, «слуг царя», урожай с которых шел в казенные амбары. «Слуги царя» получали либо выдачи из казенных амбаров, или наделы, за пользование которыми они, возможно, тоже платили налоги. Орудия труда со складов хозяйства, казенный рабочий скот, посевное зерно. «Слуги царя» не полноправные граждане: земледельцы, ремесленники разных специальностей, но все подчинены начальникам.

3. Поглощенность населения государством.

 

Господство государственного хозяйства.

Период Раннего царства

История Древнего Египта делится на ряд периодов: Период Раннего царства (3100-2800 гг. до н.э.), или период царствования первых трех династий египетских фараонов; Период Древнего, или Старого, царства (около 2800-2250 гг. до н.э.), в который включается время царствования III - VI династии; Период Среднего царства (около 2250-1700 гг. до н.э.) – время царствования XI-XII династий; Период Нового царства (около 1575-1087 гг. до н.э.) - время царствования XVIII-XX династий египетских фараонов.

Египетский народ, как и многие другие древневосточные народы, постепенно сложился на основе скрещения целого ряда различных племен Северной и Восточной Африки. Древние египтяне были народом, населявшим долину и дельту Нила с глубокой доисторической древности. Древнеегипетский язык, возникший еще в период первобытнообщинного строя, продолжал существовать в течение всей рабовладельческой эпохи.

По мере исчезновения растительности в Северной Африке и превращения ее в область почти сплошных пустынь население скапливалось в оазисах и постепенно спускалось в долины рек. Кочевые охотничьи племена стали оседать в дельте и в долине Нила, постепенно переходя к оседлому земледелию. Благоприятные условия оазисной природы способствовали дальнейшему развитию хозяйственной жизни. Население оазисов занималось охотой и рыболовством, разводило скот и возделывало ячмень и полбу. Они умели полировать твердые породы камня, делали из камня топоры, тесла и наконечники стрел. Наряду с земледелием в архаическую эпоху развиваются различные ремесла. Одним из древнейших видов ремесла, получившим широкое распространение и достигшим высокого технического совершенства, была обработка камня. Однако в этот период все хозяйство прочно сохраняет свой древний натуральный характер. Все повинности носили натуральный характер.

В эпоху Раннего царства население Египта жило отдельными общинами, во главе которых стояли общинные советы и старейшины. Сперва общины, а потом государственная власть берут на себя функцию создания сохранения в порядке и постоянного расширения ирригационной сети.

Древнейшая царская власть возникает в конце архаической эпохи, когда племенной вождь превращается в царя. На территории Египта постепенно образуются древнейшие государства, которые постоянно ведут между собой борьбу за господство в стране. Во главе этих государств стояли цари, которых жрецы провозглашали богами. Ежегодные периодические разливы Нила ставили людей перед необходимостью равномерного распределения избыточных вод наводнения по всей стране. Все сельскохозяйственное производство Египта было связано с ежегодными разливами Нила, с очень ранним строительством ирригационных сооружений, на которых и стал впервые использоваться труд рабов-военнопленных.

Период Древнего царства

Период Древнего царства - это время образования в Египте первого централизованного рабовладельческого государства, время первого значительного расцвета экономики, культуры и военно-политической мощи Египта. Египетские цари, стремясь к захвату добычи, главным образом скота и рабов, и к завоеванию территорий, богатых рудой, начали проникать на Синайский полуостров и в Северную Нубию.

В период Древнего царства наряду с расширяющимся земледелием сохраняют свое хозяйственное значение рыболовство и охота. Наряду со скотоводством хозяйственное значение имеет и птицеводство. Значительного развития достигли ремесла, в частности обработка дерева, камня, металла, глины, папируса, выделка кожи. В этот период особое значение получает металлургия. Каменные орудия все больше вытесняются металлическими, в первую очередь медными. Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем царстве оставалась сельская община. Существовали и особые общинные советы, бывшие органами судебной, хозяйственной и административной власти на местах.

Египетские фараоны-цари, завоевывая соседние области, стремились к внутреннему укреплению государства. Внешним выражением силы централизованного государства являются пирамиды, построенные фараонами III-IV династий.

Интенсивно развивающееся поливное земледелие способствует социальному расслоению, выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н.э.

Древнее царство сменяется временем упадка Египта. Заметно усиливается местная рабовладельческая знать, которая укрепляется в отдельных областях (номах). Процесс ослабления центра и усиления местной знати приводит к распаду Египта на отдельные области – те древние номы, из которых некогда составилось единое Египетское государство.

Период Среднего царства

Распад Египта на отдельные номы угрожал гибелью Египетскому государству. Ослабление центральной власти привело к прекращению завоевательной политики и внешней торговли, столь необходимых для развития рабовладельческого хозяйства. В условиях упадка единой государственности стала постепенно разрушаться оросительная сеть, что сильно вредило сельскому хозяйству. Для дальнейшего развития рабовладельческого хозяйства необходимо было политическое воссоединение страны. Естественно, что в наиболее значительных областях Египта начинается борьба за восстановление государственного единства. Наиболее крупными объединительными центрами были на севере Гераклеополь, а на юге - Фивы. Окончательную победу в этой борьбе одержал фиванский царь Ментухотеп I, восстановивший единое Египетское государство.

Объединение всего Египта в сильное государство сопровождалось значительным развитием рабовладельческого хозяйства, в котором преобладающее место занимало сельское хозяйство. На общий рост экономики в эту эпоху указывает развитие водного и сухопутного транспорта, рост городов и расширение торговли, как внутренней, так и внешней. Развитие военной политики привело к возникновению зачатков особой великодержавной теории. Объединение Египта фиванскими фараонами поколебало могущество номовой знати, особенно усилившейся в течение предшествующего смутного времени. Однако номархи еще сохраняли в своих руках большую реальную власть. Стремясь к объединению государства и к укреплению центральной власти, фараоны пытаются ввести в рамки почти неограниченную власть номархов, заменяя старых, независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В конце Среднего царства, в XVIII в. до н.э., в Египет вторгаются иноземные азиатские племена - гиксосы. Вторжение в Египет гиксосов и завоевание ими его северной части было довольно длительным процессом обусловленным внутренней слабостью Египта, его распадом на ряд мелких самостоятельных княжеств, среди которых выделялись Фивы.

Период Нового царства

Окончательную победу над гиксосами одержал один из следующих фиванских царей - Яхмос I, который считается основателем XVIII фиванской династии. Изображения, сохранившиеся на стенах гробниц, и надписи говорят о дальнейшем развитии хозяйственной жизни объединенного Египта. В номах процветают как сельское хозяйство, так и ремесла. Примитивное скотоводство превращается в более организованное животноводство. Развитие производительных сил привело к расширению внутренней и внешней торговли. В силу преобладания натурального хозяйства торговля сохраняла свой древний меновой характер. Однако все большее значение приобретают товарные эквиваленты стоимости, в частности металлы, которые постепенно превращаются в весовые металлические деньги примитивного типа, еще полностью не потерявшие своего товарного значения. Развитие сельского хозяйства и ремесел, постоянная потребность в сырье, в рабах, необходимость дальнейшего расширения внешней торговли были основными причинами грабительских захватнических войн, которые возобновили фараоны XVIII династии. Египет Нового царства - первая в истории мировая империя, огромное разноплеменное государство, созданное путем завоеваний соседних народов. В его состав вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые естественными ресурсами области. В конце Нового царства Египет приходит в упадок, становится добычей завоевателей, сначала персов, затем римлян, включивших его в состав Римской империи в 30 г. до н.э.

Объединение всего Египта в сильное государство сопровождалось значительным развитием рабовладельческого хозяйства, в котором преобладающее место занимало сельское хозяйство. На общий рост экономики в эту эпоху указывает развитие водного и сухопутного транспорта, рост городов и расширение торговли, как внутренней, так и внешней. Развитие военной политики привело к возникновению зачатков особой великодержавной теории.

Стремясь к объединению государства и к укреплению центральной власти, фараоны пытаются ввести в рамки почти неограниченную власть номархов, заменяя старых, независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти.



infopedia.su

Древний Египет 2 Политическое устройство

Реферат по теме:

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

1. Система управления

Древние египтяне свою страну называли Кеми. Ее считали «житницей мира». Египет стоит у истоков европейской цивилизации. Письменные знаки египтян легли в основу финикийского алфавита, из которого возникла азбука греков и римлян. Египетские ученые разработали начала многих наук: астрономии, медицины, геометрии, механики и архитектуры. Люди Кеми превзошли другие народы в ремесле, технике, сельском хозяйстве.

Но народ этой страны, вероятно, мог сделать еще больше, если бы его инициативу, предприимчивость не ограничивали деспотизм и каноны жреческой идеологии. Личность была подавлена властью и произволом бюрократии. Всеобщее повиновение фараону, властям лишь изредка прерывалось возмущением народных масс.

Древний Египет по своему политическому устройству представлял собой самое централизованное, бюрократическое государство Древнего Востока. Только ему присущи были четкие функциональные обязанности чиновников различных рангов. Это было государство, причины стабильности которого на протяжении тысячелетий все еще представляются загадочными.

Политическая история Древнего Египта по своей хронологии не имеет аналогов. Она насчитывает несколько тысячелетий. Первый период этой страны - Раннее царство - составил несколько столетий в III тыс. до н. э. Это эпоха каменных орудий, начальной стадии классового общества, преодоления сепаратизма местных правителей и консолидации номов (областей) Верхнего и Нижнего Египта. В конце данного периода сложилось единое государство. Столица Верхнего Египта - Гераклеополь, Нижнего - Мемфис. Раннему царству соответствуют 1 и II династии. Предания называют

Мину первым фараоном, от этой эпохи ведут начало египетские летописи. Официально провозглашалось, что фараону покровительствует царский бог Хор, в виде сокола. Титулатура первой династии содержала иероглиф правления божественного Хора - сына убитого Озириса. Цари этой династии, кроме Хора, имели нечто вроде прозвища: Скорпион, Двойник, Боец, Сом, Хват, Змей, Простиратель, Целостное сердце. Дружественная утроба. Высокая рука. Соединенный титул царя и государя в наименовании фараона появился при Простирателе. В двойной короне фараона отражалась двуединая власть: белый венец означал господство над Верхним Египтом, красный - над Нижним. Символом первого был коршун, второго - змея-аспид. Вторая династия обозначалась не Хором, а Сетом.

Опору власти фараона составляли вельможи, высшие жрецы и чиновники. Весь служилый люд, начиная от свободного земледельца и кончая царскими слугами, обозначался универсальным термином «хам».

Вельможи, правители областей по богатству могли конкурировать с правителями, их усыпальницы не уступали царским. Вероятно, фараон держал с ними советы по важным делам: так было во всех странах, где шел процесс становления раннеклассовых обществ и государственности. Ближайшим помощником царя был управляющий его дворца, он же считался казнохранителем государства. Налицо признаки дворцово-вотчинной системы. Следующим по иерархии чинов идет заготовитель припасов. Имелся многочисленный штат писцов; все учитывалось и докладывалось царю. Царь имел свое войско. На местах царскую администрацию возглавляли номархи.

Царский престол могла занимать женщина, эта традиция утвердилась еще при третьем царе первой династии. Становление государственности шло параллельно с усилением царской власти, правителю стали приписывать все победы, на изваяниях той эпохи фараон возвышался над всеми остальными, в окружении опахалоносцев и царских слуг. Большие средства тратились на заупокойный культ, на сооружение усыпальниц фараона, содержание жрецов, призванных обеспечивать загробную жизнь правителя, после того как он переходил под власть Озириса - царя мертвых.

Итогом правления фараонов Раннего царства следует считать создание единого государства. Вместе с тем предания сообщают о борьбе фараонов против сепаратистов, объединившихся вокруг номарха Нижнего Египта.

Второй период Древнего Египта - Старое царство (большая часть III тыс. до ч.э.. III-VIII династии). Эта эпоха знаменуется все большим употреблением орудий из металла, бронзы, меди, это период сооружения великих пирамид, подъема производительных сил и массового принудительного труда сотен тысяч людей на строительстве усыпальниц, где хранились мумии царей. В период Старого царства была усовершенствована система водоснабжения, что позволило существенно поднять урожайность. За счет войн возросло число пленных, рабов, особенно ливийцев, эфиопов. Невольники продавались так же, как скот, инвентарь.

В хозяйственной жизни преобладали имения вельмож, большие богатства имели храмы. Чиновники и служители культа получали владения за свою службу и могли распоряжаться таким имуществом. В имениях фараона, вельмож, в храмах трудилось коренное население, труд иноплеменных рабов в таких хозяйствах не носил массового характера. Рабы использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, ремесленников.

Власть фараона становится абсолютной. Служба по ирригации и орошению, объявление войны, назначения должностных лиц, их перемещение, трудовые, финансовые повинности, служба судоходства, высший суд - все это считалось прерогативой фараона. Он назначал, жаловал, приказывают, казнил, миловал, вводил новые указы, отменял старые и т.д. Ему воздавались божественные почести. Только самым близким вельможам дозволялось целовать ноги царя, всем остальным - то место, где он находился, касаясь носами пола, ползли они к повелителю.

Помощниками фараона по управлению были высшие чиновники: по управлению хозяйством царя, глава судебного ведомства, по контролю за номархами, царскими складами и мастерскими. Им подчинялась масса писцов. В столице имелся градоначальник. Однако даже самые высокие чиновники не имели права вмешиваться в командование армией. Командование ополчением, войском находилось в руках самого царя, его ближайшего родственника или поручалось доверенному лицу, имевшему военный опыт, знания. Свои должности вельможи обычно передавали по наследству, их сыновья первое время проходили нечто вроде стажировки в качестве помощников, писцов, учетчиков. По мнению Ю.Я. Перепелкина, знать отнюдь не стыдилась постигать ремесла: сановники являлись владельцами мастерских, зодчими, художниками, прорабами (начальниками работ). Специалистов по делопроизводству, а также врачей готовили в учебном заведении «Дом жизни».

Правовое положение замужних женщин мало, чем отличалось от мужчин. Они могли состоять на государственной службе, заниматься наукой, имели свои мастерские, столовые, выполняли функции жрецов при гробницах, распоряжались своим земельным наделом и другим имуществом. Однако в ту эпоху юридическая практика еще не имела четких понятий собственности, владения и распоряжения.

Ближайшее окружение царя, сановники были, как правило, его родственниками.

Старое царство определялось как централизованная бюрократическая монархия. Власть правителя обожествлялась, фараоны стали именовать себя «вторым солнцем», позднее - Сыном Ра (солнца). Царя-победителя изображали в виде льва с человеческой головой, разрывающего когтями своих врагов. Всякое выступление против царя, оскорбление его чести, достоинства объявлялось преступлением, самым тяжким грехом. Фараон имел свой отряд телохранителей. В ту эпоху сооружались колоссальные пирамиды, усыпальницы. Они потрясали современников. Остается загадкой, почему и зачем такие монументальные сооружения строились не для живых, а для мертвых. Видимо, согласно религии, главный смысл жизни, ее радости находились в потустороннем мире... Не исключено, что пирамиды должны были внушить страх подданным, продемонстрировать безграничное величие власти фараона. Религия утверждала, что нет разницы между людьми и богами. Разница в одном: боги - те же люди, но они отошли в небо и живут там по законам обычных людей: едят, пьют, одеваются, распевают песни, любят близких. Фараон после смерти становился звездой, вместе с Солнцем навещал свои владения, свою семью. Мог помочь, сделать добро или причинить вред. Ему полагалось иметь такую же пищу, как и живым. Для этого в усыпальницы полагалось приносить все, что нужно было живому человеку. Царь и после смерти оставался владыкой земли и неба, жил на том свете в роскоши, изобилии. Простые смертные были обречены на жажду, голод и забвение.

Огромные траты на пирамиды, рост сепаратизма, усиление новой знати ослабили царскую власть. Начались междоусобные войны, борьба за престол, за корону фараона (2160-2134 гг. до н.э.). Победу одержала ливанская знать, ей удалось снова объединить всю страну под единой властью. Среднее царство существовало примерно с 2050 по 1700 г. до н. э. Вначале оно было неустойчивым, местные номархи почти не считались с центральной властью, цари часто менялись, на престоле были женщины. Отдельные фараоны правили несколько месяцев, а то и дней, их часто свергали. Вскоре страну захватили чужеземцы - гиксосы, подвергшие ее страшным погромам. Гиксосы владели Египтом 150 лет. Фараон Яхмос 1 изгнал гиксосов, с его именем связывается начало Нового царства и образование мировой египетской державы.

Древний Египет в период единства, консолидации страны по своему государственному устройству являлся самой централизованной монархией Древнего Востока, с высокоорганизованной бюрократической системой управления. Во главе этой державы стоял монарх, обладавший абсолютной, ничем не ограниченной властью, его персона обожествлялась при жизни. Он был носителем высшей законодательной, исполнительной и судебной власти.

За три тысячи лет до новой эры на египетском троне восседали фараоны тридцати династий. Этих полубогов в бело-красной короне было свыше двухсот. Среди них были талантливые администраторы, полководцы, тираны, миротворцы и кровожадные агрессоры, авантюристы и душевнобольные. Но все они были деспотами... Власть фараона была абсолютной. Им приписывают составление свода законов. Египетский фараон считался сыном бога Ра, посредником между небом и землей. В его титулатуре указано, что он - царь Верхнего и Нижнего Египта. Символом его власти была диадема с коброй. При вступлении на трон ему присваивалось пять имен. На официальных приемах фараон держал многохвостовую плеть и посох в виде крюка - дабы покорять и наказывать. В знак особой привилегии фараону разрешалось курить. По традиции фараоны женились на сестрах (хотя были исключения), брили голову. Если на престоле оказывалась женщина, ее изображали в шлеме с подвязанной бородой. В таком обличий выступала Хатшепсут - дочь фараона Тутмоса Первого. История почти не оставила данных о государственной деятельности этой царицы. Возможно, женщины-фараоны не хуже мужчин исполняли долг правителя. Спустя много столетий Клеопатра - жена и сестра юного Птолемея XXII Дионисия - оставила заметный след в политической истории своей страны, с ее именем связана борьба за независимость Египта.

Экономическую основу власти фараона составляли царские поместья, угодья, огромное число рабов. Ему доставалась большая часть военной добычи. «Сердце царя радостно, когда ему приносят подарки»,- сказано в одной надписи. Так, при фараонах XVIII династии в штате управления были управители гробницы и поминального храма, царские писцы, опахалоносцы, камергеры, главная кормилица царя, скорняки, птичники, кравчие, брадобрей, повара, садовники и др. При докладе мелкие чиновники лежали на животе, передвигались ползком и не вставали без разрешения фараона.

Основную массу чиновников составляли писцы. В Древнем царстве перечень должностей мог составить целый том: советники, судьи, начальники «белого дома», управляющие, глашатаи, чиновники по иностранным делам, управлению захваченными землями, контролю за сбором налогов, управлением на местах, за окладами, по надзору за рабами, устройству дорог, каналов и др. Каждый чиновник имел свой штат помощников. Все записывалось, учитывалось, проверялось писцами, счетоводами, контролероми. Правители имели свою свиту чиновников. Источники упоминают писцов разных рангов: царские, при судах, казначействе, налоговом ведомстве, царской библиотеке, храмовой казне. Школы находились при храмах, там учили читать, писать, рисовать. Ученики учили наизусть священные и классические тексты. Много внимания уделялось изучению законов, истории, географии, будущих чиновников знакомили с основами строительства. Лень, нерадивость в учебе наказывались. Народ чиновников боялся и ненавидел, так как они не только жили за счет его труда, но и обкрадывали фараона, брали взятки, злоупотребляли властью, совершали должностные преступления.

Родственники царя занимали наиболее важные должности в государстве. Высшую должность управителя дворца и начальника всех ведомств (чати, визирь) по традиции полагалось занимать сыну фараона или ближайшему родственнику, иногда из касты жрецов.

www.coolreferat.com

Древний Египет 2 Политическое устройство

Реферат по теме:

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

1. Система управления

Древние египтяне свою страну называли Кеми. Ее считали «житницей мира». Египет стоит у истоков европейской цивилизации. Письменные знаки египтян легли в основу финикийского алфавита, из которого возникла азбука греков и римлян. Египетские ученые разработали начала многих наук: астрономии, медицины, геометрии, механики и архитектуры. Люди Кеми превзошли другие народы в ремесле, технике, сельском хозяйстве.

Но народ этой страны, вероятно, мог сделать еще больше, если бы его инициативу, предприимчивость не ограничивали деспотизм и каноны жреческой идеологии. Личность была подавлена властью и произволом бюрократии. Всеобщее повиновение фараону, властям лишь изредка прерывалось возмущением народных масс.

Древний Египет по своему политическому устройству представлял собой самое централизованное, бюрократическое государство Древнего Востока. Только ему присущи были четкие функциональные обязанности чиновников различных рангов. Это было государство, причины стабильности которого на протяжении тысячелетий все еще представляются загадочными.

Политическая история Древнего Египта по своей хронологии не имеет аналогов. Она насчитывает несколько тысячелетий. Первый период этой страны - Раннее царство - составил несколько столетий в III тыс. до н. э. Это эпоха каменных орудий, начальной стадии классового общества, преодоления сепаратизма местных правителей и консолидации номов (областей) Верхнего и Нижнего Египта. В конце данного периода сложилось единое государство. Столица Верхнего Египта - Гераклеополь, Нижнего - Мемфис. Раннему царству соответствуют 1 и II династии. Предания называют

Мину первым фараоном, от этой эпохи ведут начало египетские летописи. Официально провозглашалось, что фараону покровительствует царский бог Хор, в виде сокола. Титулатура первой династии содержала иероглиф правления божественного Хора - сына убитого Озириса. Цари этой династии, кроме Хора, имели нечто вроде прозвища: Скорпион, Двойник, Боец, Сом, Хват, Змей, Простиратель, Целостное сердце. Дружественная утроба. Высокая рука. Соединенный титул царя и государя в наименовании фараона появился при Простирателе. В двойной короне фараона отражалась двуединая власть: белый венец означал господство над Верхним Египтом, красный - над Нижним. Символом первого был коршун, второго - змея-аспид. Вторая династия обозначалась не Хором, а Сетом.

Опору власти фараона составляли вельможи, высшие жрецы и чиновники. Весь служилый люд, начиная от свободного земледельца и кончая царскими слугами, обозначался универсальным термином «хам».

Вельможи, правители областей по богатству могли конкурировать с правителями, их усыпальницы не уступали царским. Вероятно, фараон держал с ними советы по важным делам: так было во всех странах, где шел процесс становления раннеклассовых обществ и государственности. Ближайшим помощником царя был управляющий его дворца, он же считался казнохранителем государства. Налицо признаки дворцово-вотчинной системы. Следующим по иерархии чинов идет заготовитель припасов. Имелся многочисленный штат писцов; все учитывалось и докладывалось царю. Царь имел свое войско. На местах царскую администрацию возглавляли номархи.

Царский престол могла занимать женщина, эта традиция утвердилась еще при третьем царе первой династии. Становление государственности шло параллельно с усилением царской власти, правителю стали приписывать все победы, на изваяниях той эпохи фараон возвышался над всеми остальными, в окружении опахалоносцев и царских слуг. Большие средства тратились на заупокойный культ, на сооружение усыпальниц фараона, содержание жрецов, призванных обеспечивать загробную жизнь правителя, после того как он переходил под власть Озириса - царя мертвых.

Итогом правления фараонов Раннего царства следует считать создание единого государства. Вместе с тем предания сообщают о борьбе фараонов против сепаратистов, объединившихся вокруг номарха Нижнего Египта.

Второй период Древнего Египта - Старое царство (большая часть III тыс. до ч.э.. III-VIII династии). Эта эпоха знаменуется все большим употреблением орудий из металла, бронзы, меди, это период сооружения великих пирамид, подъема производительных сил и массового принудительного труда сотен тысяч людей на строительстве усыпальниц, где хранились мумии царей. В период Старого царства была усовершенствована система водоснабжения, что позволило существенно поднять урожайность. За счет войн возросло число пленных, рабов, особенно ливийцев, эфиопов. Невольники продавались так же, как скот, инвентарь.

В хозяйственной жизни преобладали имения вельмож, большие богатства имели храмы. Чиновники и служители культа получали владения за свою службу и могли распоряжаться таким имуществом. В имениях фараона, вельмож, в храмах трудилось коренное население, труд иноплеменных рабов в таких хозяйствах не носил массового характера. Рабы использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, ремесленников.

Власть фараона становится абсолютной. Служба по ирригации и орошению, объявление войны, назначения должностных лиц, их перемещение, трудовые, финансовые повинности, служба судоходства, высший суд - все это считалось прерогативой фараона. Он назначал, жаловал, приказывают, казнил, миловал, вводил новые указы, отменял старые и т.д. Ему воздавались божественные почести. Только самым близким вельможам дозволялось целовать ноги царя, всем остальным - то место, где он находился, касаясь носами пола, ползли они к повелителю.

Помощниками фараона по управлению были высшие чиновники: по управлению хозяйством царя, глава судебного ведомства, по контролю за номархами, царскими складами и мастерскими. Им подчинялась масса писцов. В столице имелся градоначальник. Однако даже самые высокие чиновники не имели права вмешиваться в командование армией. Командование ополчением, войском находилось в руках самого царя, его ближайшего родственника или поручалось доверенному лицу, имевшему военный опыт, знания. Свои должности вельможи обычно передавали по наследству, их сыновья первое время проходили нечто вроде стажировки в качестве помощников, писцов, учетчиков. По мнению Ю.Я. Перепелкина, знать отнюдь не стыдилась постигать ремесла: сановники являлись владельцами мастерских, зодчими, художниками, прорабами (начальниками работ). Специалистов по делопроизводству, а также врачей готовили в учебном заведении «Дом жизни».

Правовое положение замужних женщин мало, чем отличалось от мужчин. Они могли состоять на государственной службе, заниматься наукой, имели свои мастерские, столовые, выполняли функции жрецов при гробницах, распоряжались своим земельным наделом и другим имуществом. Однако в ту эпоху юридическая практика еще не имела четких понятий собственности, владения и распоряжения.

Ближайшее окружение царя, сановники были, как правило, его родственниками.

Старое царство определялось как централизованная бюрократическая монархия. Власть правителя обожествлялась, фараоны стали именовать себя «вторым солнцем», позднее - Сыном Ра (солнца). Царя-победителя изображали в виде льва с человеческой головой, разрывающего когтями своих врагов. Всякое выступление против царя, оскорбление его чести, достоинства объявлялось преступлением, самым тяжким грехом. Фараон имел свой отряд телохранителей. В ту эпоху сооружались колоссальные пирамиды, усыпальницы. Они потрясали современников. Остается загадкой, почему и зачем такие монументальные сооружения строились не для живых, а для мертвых. Видимо, согласно религии, главный смысл жизни, ее радости находились в потустороннем мире... Не исключено, что пирамиды должны были внушить страх подданным, продемонстрировать безграничное величие власти фараона. Религия утверждала, что нет разницы между людьми и богами. Разница в одном: боги - те же люди, но они отошли в небо и живут там по законам обычных людей: едят, пьют, одеваются, распевают песни, любят близких. Фараон после смерти становился звездой, вместе с Солнцем навещал свои владения, свою семью. Мог помочь, сделать добро или причинить вред. Ему полагалось иметь такую же пищу, как и живым. Для этого в усыпальницы полагалось приносить все, что нужно было живому человеку. Царь и после смерти оставался владыкой земли и неба, жил на том свете в роскоши, изобилии. Простые смертные были обречены на жажду, голод и забвение.

Огромные траты на пирамиды, рост сепаратизма, усиление новой знати ослабили царскую власть. Начались междоусобные войны, борьба за престол, за корону фараона (2160-2134 гг. до н.э.). Победу одержала ливанская знать, ей удалось снова объединить всю страну под единой властью. Среднее царство существовало примерно с 2050 по 1700 г. до н. э. Вначале оно было неустойчивым, местные номархи почти не считались с центральной властью, цари часто менялись, на престоле были женщины. Отдельные фараоны правили несколько месяцев, а то и дней, их часто свергали. Вскоре страну захватили чужеземцы - гиксосы, подвергшие ее страшным погромам. Гиксосы владели Египтом 150 лет. Фараон Яхмос 1 изгнал гиксосов, с его именем связывается начало Нового царства и образование мировой египетской державы.

Древний Египет в период единства, консолидации страны по своему государственному устройству являлся самой централизованной монархией Древнего Востока, с высокоорганизованной бюрократической системой управления. Во главе этой державы стоял монарх, обладавший абсолютной, ничем не ограниченной властью, его персона обожествлялась при жизни. Он был носителем высшей законодательной, исполнительной и судебной власти.

За три тысячи лет до новой эры на египетском троне восседали фараоны тридцати династий. Этих полубогов в бело-красной короне было свыше двухсот. Среди них были талантливые администраторы, полководцы, тираны, миротворцы и кровожадные агрессоры, авантюристы и душевнобольные. Но все они были деспотами... Власть фараона была абсолютной. Им приписывают составление свода законов. Египетский фараон считался сыном бога Ра, посредником между небом и землей. В его титулатуре указано, что он - царь Верхнего и Нижнего Египта. Символом его власти была диадема с коброй. При вступлении на трон ему присваивалось пять имен. На официальных приемах фараон держал многохвостовую плеть и посох в виде крюка - дабы покорять и наказывать. В знак особой привилегии фараону разрешалось курить. По традиции фараоны женились на сестрах (хотя были исключения), брили голову. Если на престоле оказывалась женщина, ее изображали в шлеме с подвязанной бородой. В таком обличий выступала Хатшепсут - дочь фараона Тутмоса Первого. История почти не оставила данных о государственной деятельности этой царицы. Возможно, женщины-фараоны не хуже мужчин исполняли долг правителя. Спустя много столетий Клеопатра - жена и сестра юного Птолемея XXII Дионисия - оставила заметный след в политической истории своей страны, с ее именем связана борьба за независимость Египта.

Экономическую основу власти фараона составляли царские поместья, угодья, огромное число рабов. Ему доставалась большая часть военной добычи. «Сердце царя радостно, когда ему приносят подарки»,- сказано в одной надписи. Так, при фараонах XVIII династии в штате управления были управители гробницы и поминального храма, царские писцы, опахалоносцы, камергеры, главная кормилица царя, скорняки, птичники, кравчие, брадобрей, повара, садовники и др. При докладе мелкие чиновники лежали на животе, передвигались ползком и не вставали без разрешения фараона.

Основную массу чиновников составляли писцы. В Древнем царстве перечень должностей мог составить целый том: советники, судьи, начальники «белого дома», управляющие, глашатаи, чиновники по иностранным делам, управлению захваченными землями, контролю за сбором налогов, управлением на местах, за окладами, по надзору за рабами, устройству дорог, каналов и др. Каждый чиновник имел свой штат помощников. Все записывалось, учитывалось, проверялось писцами, счетоводами, контролероми. Правители имели свою свиту чиновников. Источники упоминают писцов разных рангов: царские, при судах, казначействе, налоговом ведомстве, царской библиотеке, храмовой казне. Школы находились при храмах, там учили читать, писать, рисовать. Ученики учили наизусть священные и классические тексты. Много внимания уделялось изучению законов, истории, географии, будущих чиновников знакомили с основами строительства. Лень, нерадивость в учебе наказывались. Народ чиновников боялся и ненавидел, так как они не только жили за счет его труда, но и обкрадывали фараона, брали взятки, злоупотребляли властью, совершали должностные преступления.

Родственники царя занимали наиболее важные должности в государстве. Высшую должность управителя дворца и начальника всех ведомств (чати, визирь) по традиции полагалось занимать сыну фараона или ближайшему родственнику, иногда из касты жрецов.

en.coolreferat.com


Смотрите также