Упадок древней руси кратко. Распад древнерусского  государства и древнерусские земли 12-начало13веков.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Упадок Киевской Руси. Начало феодальной раздробленности. Упадок древней руси кратко


Распад киевской Руси кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Распад Киевской Руси, кратко описанный в данном разделе, стал следствием децентрализованности власти. При сильных правителях, таких как Владимир Великий и Ярослав Мудрый государство достигло наибольшего расцвета, однако оба они оставили после себя многих сыновей, которым раздали те или иные земли. Совершенно естественно, что после смерти правителя они начинали вести междоусобную борьбу, и если Ярослав еще обладал достаточным авторитетом для стабилизации ситуации, то его сыновей подобной харизмы не было.

После смерти Ярослава Мудрого зародившаяся разобщенность Киевской Руси усугубилась. Лишь Владимир Мономах, правивший Киевом с 1113 по 1125 годы, сумел приостановить этот процесс. Еще 1097 году он созвал Любеческий съезд князей, и предложил прекратить борьбу между князьями, установив принцип, согласно которому князья должны править только там, где правили их отцы. Это прекратило кровопролитие, но и закрепило раздробленность государства.

Окончательный распад Киевской Руси кратко определяется исследователями как явление, произошедшее после смерти Мстислава в 1132 году, сына Владимира Мономаха. С этого времени междоусобицы усилились, при этом действующий порядок наследования был достаточно сложным – не всегда удавалось понять, кто из близких умершего имеет неоспоримое право на наследование. Княжества стали дробиться еще сильнее, и в конце концов бывшая Киевская Русь предстала в качестве скопления мелких независимых княжеств, ни одно из которых не становилось сильнее других.

Распад Киевской Руси был обусловлен установившимися общественными отношениями и политикой князей. Население княжеств эксплуатировалось, что поднимало уровень напряжения в обществе. Князья стремились закрепить свою власть в ущерб власти бояр, что вызывало конфликты на политической почве. С ослаблением Киевской Руси для многих княжеств был утрачен выход в море, из-за чего они не могли обогащать себя путем торговли. Натуральное хозяйство, распространенное на Руси, способствовало появлению феодальной раздробленности. Власть в Киевской Руси была нецентрализованной, при отсутствии сильного князя в Киеве многие ставленники князя на местах стремились стать самостоятельными, и отделиться от Киева. Их начинания часто становились успешными, так как их поддерживало местное население. Кроме того, при сложившемся порядке наследования у киевских князей, распад государства становился просто неизбежным.

antiquehistory.ru

Распад Киевской Руси — WiKi

Причины распада

Подобно процессам в большинстве раннесредневековых держав, распад Древнерусского государства был закономерным. Период дезинтеграции обычно интерпретируется не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика, но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения[2]. В княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского. Часть историков считают, что на первом этапе (в домонгольский период) раздробленность не означала прекращение существования Древнерусского государства[1].

Назревание кризиса

Первая угроза целостности страны возникла сразу же перед кончиной Владимира I Святославича. Владимир управлял страной, рассадив 12 своих сыновей по основным городам. Старший сын Ярослав, посаженный в Новгород, уже при жизни отца отказался посылать в Киев дань. Когда Владимир умер (1015), началась междоусобная война, закончившаяся гибелью всех сыновей Владимира, кроме Ярослава и Мстислава Тмутараканского. Два брата поделили «Русскую землю», являвшуюся ядром владений Рюриковичей, по Днепру. Только в 1036 после смерти Мстислава Ярослав стал править единолично всей территорией Руси, кроме обособившегося Полоцкого княжества, где с конца X века утвердились потомки другого сына Владимира — Изяслава[3]. Полоцкие князья в дальнейшем в русских летописях стали упоминаться как «Рогволожи внуци».

  Русь в XI — нач. XII веках

После смерти Ярослава в 1054 году Русь была разделена в соответствии с его завещанием между пятью сыновьями. Старшему Изяславу отошли Киев и Новгород, Святославу — Чернигов, Рязань, Муром и Тмутаракань, Всеволоду — Переяславль и Ростов, младшим, Вячеславу и Игорю — Смоленск и Волынь[4]. Установившийся порядок замещения княжеских столов получил в современной историографии название «лествичного». Князья продвигались поочерёдно от стола к столу в соответствии со своим старшинством. Со смертью одного из князей происходило передвижение нижестоящих на ступеньку вверх. Но, если один из сыновей умирал раньше своего родителя и не успевал побывать на его столе, то его потомки лишались прав на данный стол и становились «изгоями». С одной стороны, такой порядок препятствовал изоляции земель, так как князья постоянно перемещались от одного стола к другому, но с другой, порождал постоянные конфликты между дядьями и племянниками.

В 1097 году по инициативе Владимира Мономаха следующее поколение князей собралось на съезд в Любече, где было принято решение о прекращении усобиц и провозглашён новый принцип: «каждый да держит отчину свою»[5]. Тем самым был открыт процесс создания региональных династий.

Киев по решению Любечского съезда был признан отчиной Святополка Изяславича (1093—1113), что означало сохранение традиции наследования столицы генеалогически старшим князем. Княжение Владимира Мономаха (1113—1125) и его сына Мстислава (1125—1132) стало периодом политической стабилизации, и практически все части Руси, включая Полоцкое княжество, вновь оказались в орбите Киева.

Мстислав передал киевское княжение своему брату Ярополку (1132—1139). Намерение последнего выполнить замысел Владимира Мономаха и сделать своим преемником сына Мстислава — Всеволода в обход младших Мономашичей — ростовского князя Юрия Долгорукого и волынского князя Андрея привело к всеобщей междоусобной войне, характеризуя которую, новгородский летописец в 1134 году записал: «И раздрася вся земля Русская»[6].

Первое столетие раздробленности

  Русь в 1237 году накануне монгольского нашествия

К середине XII века Киевская Русь фактически разделилась на 13 (по др. оценкам от 15[2] до 18[7]) княжеств (по летописной терминологии «земель»)[8]. Княжества различались как по размеру территории и степени сплоченности, так и по соотношению сил между князем, боярством, нарождавшимся служилым дворянством и рядовым населением.

Девять княжеств управлялись собственными династиями. Их структура воспроизводила в миниатюре систему, ранее существовавшую в масштабе всей Руси: местные столы распределялись между членами династии по лествичному принципу, главный стол доставался старшему в роду. Столы в «чужих» династических землях князья занимать не стремились, и внешние границы этой группы княжеств отличались стабильностью.

В конце XI века за сыновьями старшего внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича закрепились Перемышльская и Теребовльская волости, позже объединившиеся в Галицкое княжество (достигшее расцвета в правление Ярослава Осмомысла). В Черниговском княжестве с 1127 правили сыновья Давыда и Олега Святославичей (впоследствии только Ольговичи). В отделившемся от него Муромском княжестве правил их дядя Ярослав Святославич. Позже из состава Муромского княжества выделилось княжество Рязанское. В Суздальской земле закрепились потомки сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого, столицей княжества с 1157 года стал Владимир. Смоленское княжество с 1120-х закрепилось за линией внука Владимира Мономаха Ростислава Мстиславича. В Волынском княжестве стали править потомки другого внука Мономаха — Изяслава Мстиславича. Во второй половине XII века за потомками князя Святополка Изяславича закрепляется Турово-пинское княжество[9]. Со 2-й трети XII века за потомками Всеволодка (его отчество в летописях не приводится, предположительно он был внуком Ярополка Изяславича), закрепляется Городенское княжество[10]. Анклавные Тмутараканское княжество и город Белая Вежа прекратили своё существование в начале XII века, пав под ударами половцев.

Четыре княжества не закрепились за какой-либо одной династией. Не стало отчиной Переяславское княжество, которым на протяжении XII века — XIII веков владели младшие представители разных ветвей Мономаховичей, приходившие из других земель.

Киев оставался постоянным яблоком раздора. Во второй половине XII века борьба за него шла в основном между Мономаховичами и Ольговичами. При этом область вокруг Киева — так называемая «Русская земля» в узком смысле слова — продолжала рассматриваться как общий домен всего княжеского рода и столы в ней могли занимать представители сразу нескольких династий. Например, в 1181—1194 Киев находился в руках Святослава Всеволодовича Черниговского, а в остальной части княжества правил Рюрик Ростиславич Смоленский.

Новгород также остался общерусским столом. Здесь сложилось чрезвычайно сильное боярство, которое не дало закрепиться в городе ни одной княжеской ветви. В 1136 году Мономахович Всеволод Мстиславич был изгнан, и власть перешла к вечу. Новгород стал аристократической республикой. Боярство само приглашало князей. Их роль ограничивалась выполнением некоторых исполнительных и судебных функций (совместно с посадником), и усилением новгородского ополчения княжескими дружинниками. Схожий порядок установился в Пскове, который к середине XIII века стал автономным от Новгорода (окончательно с 1348 года).

После пресечения династии галицких Ростиславичей (1199) в числе «ничейных» столов временно оказался Галич. Им завладел Роман Мстиславич Волынский, и в результате объединения двух соседних земель возникло Галицко-Волынское княжество. Однако после смерти Романа (1205) галицкое боярство отказалось признать власть его малолетних детей, и за Галицкую землю развернулась борьба между всеми основными княжескими ветвями[11], победителем из которой вышел сын Романа Даниил.

В целом, политическое развитие Руси в этот период определялось соперничеством четырёх сильнейших земель: Суздальской, Волынской, Смоленской и Черниговской, управлявшихся, соответственно, субдинастиями Юрьевичей, Изяславичей, Ростиславичей и Ольговичей. Остальные земли в той или иной форме зависели от них.

Упадок Киева

Для Киевской земли, превратившейся из метрополии в «простое» княжество, было характерно неуклонное уменьшение политической роли. Территория самой земли, остававшаяся под контролем киевского князя, также постоянно уменьшалась. Одним из экономических факторов, подорвавших могущество города, было изменение международных торговых коммуникаций. «Путь из варяг в греки», являвшийся стержнем Киевской Руси, потерял свою актуальность после Крестовых походов. Европа и Восток теперь были связаны в обход Киева (через Средиземное море и через волжский торговый путь).

В 1169 году в результате похода коалиции одиннадцати князей, действовавших по инициативе владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, Киев впервые в практике княжеских усобиц был взят штурмом и разграблен, и впервые князь, завладевший городом, не остался в нём княжить, посадив на княжение своего ставленника[12]. Андрей был признан старейшим и носил титул великого князя[13], но не делал попыток сесть в Киеве. Тем самым традиционная связь между киевским княжением и признанием старейшинства в княжеском роде стала необязательной. В 1203 году Киев подвергся второму разгрому, на этот раз от рук смоленского Рюрика Ростиславича, до этого уже три раза становившегося киевским князем.

Летом 1212 года Киев был занят войсками коалиции Мономаховичей, после чего борьба вокруг него утихла на два десятилетия. Основными руководителями похода выступили Мстислав Романович Старый Смоленский, Мстислав Мстиславич Удатный Новгородский и Ингварь Ярославич Луцкий[14].

Страшный удар был нанесён Киеву в ходе монгольского нашествия в 1240 году. В этот момент город управлялся уже только княжеским наместником, в период с начала нашествия в нём сменилось 5 князей. По свидетельству посетившего город шесть лет спустя Плано Карпини, столица Руси превратилась в городок, насчитывающий не более 200 домов. Существует мнение, что значительная часть населения Киевщины ушла в западные и северные области. Во 2-й пол. XIII века Киев управлялся владимирскими наместниками[15], а позже — ордынскими баскаками и местными провинциальными князьями, имена большинства из которых неизвестны[16]. В 1299 году Киев утратил свой последний столичный атрибут — резиденцию митрополита. В 1321 году в битве на реке Ирпени киевский князь Станислав, потомок Ольговичей, потерпел поражение от литовцев и признал себя вассалом литовского князя Гедимина, одновременно оставаясь и в зависимости от Орды. В 1362 году город был окончательно присоединён к Литве[17].

Факторы единства

Несмотря на политическую дезинтеграцию, идея единства Русской земли сохранилась. Важнейшими объединяющими факторами, которые свидетельствовали об общности русских земель и одновременно отличали Русь от других православных стран, были:

  • Киев и титул киевского князя как старшего. Город Киев даже после 1169 года формально оставался столицей, то есть старейшим столом Руси. Часто встречающееся мнение о переносе в этом году столицы Руси из Киева во Владимир или разделении Руси на две части — «Киевскую» и «Владимирскую», является общераспространённой неточностью[18]. Его называли «старействующим градом» и «матерью городов». Он воспринимался как сакральный центр православной земли[19]. Именно к киевским правителям (вне зависимости от их династической принадлежности) в источниках домонгольского времени используется титул «князей всея Руси»[20]. Что касается титула «великий князь», то он в тот же период применялся как к киевским, так и к владимирским князьям. Причём в отношении вторых более последовательно. Однако в южнорусском летописании его употребление обязательно сопровождалось ограничивающим уточнением великий князь «суздальский».
  • Княжеский род. До завоевания западнорусских земель Литвой абсолютно все местные престолы занимали только потомки Рюрика. Русь находилась в коллективном владении рода. Деятельные князья в течение своей жизни постоянно перемещались от стола к столу. Зримым отголоском традиции общеродового владения было убеждение, что защита «Русской земли» (в узком смысле), то есть Киевского княжества является общерусским делом. В крупных походах против половцев в 1183 и монголов в 1223 принимали участие князья почти всех русских земель.
  • Церковь. Вся древнерусская территория составляла единую митрополию, управлявшуюся киевским митрополитом. С 1160-х гг. он стал носить титул «всея Руси». Случаи нарушения церковного единства под воздействием политической борьбы периодически возникали, но носили кратковременный характер. К их числу относятся учреждение титульной митрополии в Чернигове и Переяславле во время триумвирата Ярославичей XI в., проект Андрея Боголюбского по созданию отдельной митрополии для Владимиро-Суздальской земли, существование Галицкой (1303—1391 с перерывами) и Литовской (ок.1317—1419 с перерывами) митрополий. В 1299 резиденция митрополита была перенесена из Киева во Владимир, а с 1325 — в Москву. Окончательное разделение митрополии на Московскую и Киевскую произошло только в XV веке[21].
  • Единая историческая память. Отсчёт истории во всех русских летописях всегда начинался с Начальной летописи Киевского цикла и деятельности первых киевских князей.
  • Осознание этнической общности. Вопрос о существовании единой древнерусской народности в эпоху формирования Киевской Руси является дискуссионным. Однако складывание таковой к периоду раздробленности серьёзных сомнений не вызывает. Племенная идентификация у восточных славян уступила место территориальной. Жители всех княжеств называли себя русскими (в ед. числе русин), а свой язык русским[22]. Ярким воплощением идеи «большой Руси» от Северного Ледовитого океана до Карпат являются «Слово о погибели Русской земли», написанное в первые годы после нашествия, и «Список русских городов дальних и ближних» (кон. XIV в.)

Последствия распада

Являясь закономерным явлением, раздробленность способствовала динамичному экономическому развитию русских земель: росту городов, расцвету культуры. Общая территория Руси увеличивалась, благодаря интенсивной колонизации. С другой стороны, раздробленность привела к снижению оборонного потенциала, что совпало по времени с неблагоприятной внешнеполитической ситуацией. К началу XIII века помимо половецкой опасности (которая снижалась, так как после 1185 года половцы не предпринимали вторжений на Русь вне рамок русских междоусобиц) Русь столкнулась с агрессией с двух других направлений. Появились враги на северо-западе: католические немецкие Ордены и литовские племена, вступившие на стадию разложения родоплеменного строя, угрожали Полоцку, Пскову, Новгороду и Смоленску. Во внутренние дела Галича иногда вмешивалась Венгрия. В 1237 — 1240 годах произошло монголо-татарское нашествие с юго-востока, после которого русские земли попали под власть Золотой Орды.

Тенденции к объединению

В начале XIII века общее количество княжеств (с учётом удельных) достигло 50. В то же время вызревало несколько потенциальных центров объединения. Наиболее могущественными русскими княжествами на северо-востоке являлись Владимиро-Суздальское и Смоленское. К нач. XIII века номинальное главенство владимирского великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо признавалось всеми русскими землями, кроме Чернигова и Полоцка, и он выступал арбитром в споре южных князей за Киев. В 1-й трети XIII века лидирующие позиции занимал дом смоленских Ростиславичей, которые в отличие от других князей не дробили своё княжество на уделы, а стремились занимать столы за его пределами. С приходом в Галич представителя Мономаховичей Романа Мстиславича на юго-западе самым могущественным княжеством стало Галицко-Волынское. В последнем случае формировался полиэтнический центр, открытый для контактов с Центральной Европой.

Однако, естественный ход централизации оказался перечёркнут монгольским нашествием. Во второй половине XIII века связи между русскими землями, начиная от политических контактов и заканчивая упоминанием друг друга в летописании, достигли минимума. Большинство ранее существовавших княжеств подверглось сильному территориальному дроблению. Дальнейшее собирание русских земель проходило в тяжёлых внешнеполитических условиях и диктовалось в первую очередь политическими предпосылками. Княжества северо-восточной Руси в течение XIV — XV веков объединялись вокруг Москвы. Южные и западные русские земли стали составной частью Великого княжества Литовского.

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 Назаренко А. В. Древняя Русь // ПЭ. Т. 16. — С. 248.
  2. ↑ 1 2 Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества. М., 1982.
  3. ↑ Котляр Н. Ф. Мстислав Тмутороканский и Ярослав Мудрый // Древнейшиие государства Восточной Европы. 1998 г. — М.: «Восточная литература» РАН, 2000. С.134-142.
  4. ↑ Назаренко А. В. Древнерусское политическое старейшинство по «ряду» Ярослава Мудрого и его типологические параллели — реальные и мнимые // Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне. — М.,2009.
  5. ↑ Повесть временных лет, статья 6605.
  6. ↑ Новгородская первая летопись, статья 6642.
  7. ↑ Кучкин В. А. Формирование и развитие государственно территории восточных славян в IX—XIII веках // Отечественная история . — 2003. — № 3.
  8. ↑ Горский А. А. Русские земли в XIII—XIV веках: Пути политического развития. М., 1996. — С.6-7.
  9. ↑ Там же.
  10. ↑ Назаренко А. В. Городенское княжество и городенские князья в XII в. // Древнейшиие государства Восточной Европы. 1998 г. — М.: «Восточная литература» РАН, 2000. — С.169-188.
  11. ↑ Горский А. А. Русские земли в XIII—XIV веках: Пути политического развития. М., 1996. — С.13-23.
  12. ↑ Пятнов А. П. Киев и Киевская земля в 1167—1173 гг.
  13. ↑ Назван один раз в статье 6683. Постоянное употребление эпитета «великий» применительно к владимирским князьям начинается с Всеволода Большое гнездо.
  14. ↑ Пятнов А. П. БОРЬБА ЗА КИЕВСКИЙ СТОЛ В 1210-х ГОДАХ: СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ХРОНОЛОГИИ //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 1(7). С. 83-89.
  15. ↑ В 40-х гг. XIII в. в Киеве сидел боярин Ярослава Всеволодовича — Дмитр Ейкович. (Ипатьевская летопись). Последнее упоминание Киева в качестве центра «Русской земли» и символа старшинства в княжеском роде относится к 1249 году, когда после смерти Ярослава стол был передан его сыну — Александру Невскому. Согласно поздней Густынской летописи Киевом владел и преемник Александра Ярослав Ярославич Тверской
  16. ↑ Горский А. А. Русские земли в XIII—XIV веках: Пути политического развития. — С.29-30.
  17. ↑ Ф. М. Шабульдо. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского. Киев, 1987.
  18. ↑ См. Толочко А. П. История Российская Василия Татищева. Источники и известия. М.,- Киев, 2005. С.411-419. Горский А. А. Русь от славянского Расселения до Московского царства. М.,2004. — С.6.
  19. ↑ Назаренко А. В. Была ли столица в Древней Руси? Некоторые сравнительно-исторические и терминологические наблюдения // Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне.- С.105-107.
  20. ↑ Горский А. А. Князь «всея Руси» до XIV века // Восточная Европа в древности и средневековье: политические институты и верховная власть. М., 2007. — С.57.
  21. ↑ Несмотря на смену резиденции, митрополиты продолжали именоваться «киевскими» и посещали все части Руси. То, что они обосновались у конкурента, сильно осложнило отношения Литвы с православной церковью. Литовские князья добились от константинопольского патриарха учреждения собственной митрополии (окончательно с 1458). Положение ещё более осложнилось после Флорентийской унии (1439), которую в Литве приняли, а в Москве отвергли. С 1448 года московская митрополия стала автокефальной, а киевская продолжала оставаться в ведении Константинополя.
  22. ↑ Флоря Б. Н. О некоторых особенностях развития этнического самосознания восточных славян в эпоху средневековья — раннего нового времени.

ru-wiki.org

РАЗДЕЛ IV. НАЧАЛО РАЗДРОБЛЕННОСТИ НА РУСИ | ЧАСТЬ I. ДРЕВНЯЯ РУСЬ  |  Читать онлайн, без регистрации

РАЗДЕЛ IV. НАЧАЛО РАЗДРОБЛЕННОСТИ НА РУСИ

ТЕМА 14. ПРИЧИНЫ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ НА РУСИ

ПЛАН

Введение

1. Феодальная раздробленность: определение, хронологические рамки

2. Тенденции к раздробленности

3. Политические, экономические, социальные причины и предпосылки раздробленности

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Киевская Русь IX–XII вв. – время единства Руси, время ее славы и могущества. Древнерусское государство являло собой, во-первых, колыбель государственности трех братских народов – русских, украинцев и белорусов, – а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важнейшую роль в судьбах народов и государств Запада, Востока и отдаленного Севера.

От сравнительно небольшого союза славянских племен Среднего Поднепровья (истоки этого союза уходят во времена древнегреческого историка Геродота) Русь выросла до огромной державы, объединившей как все восточные племена, так и ряд литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финноугорские племена северо-востока Европы.

Молодое государство Русь, обозначившееся в начале IX в., очень скоро стало известным во всех концах Старого Света: английские, норвежские и французские короли стремились завязать брачные связи с великими князьями Киева. Византийская империя была постоянным торговым партнером Руси, а на Востоке русские купцы плавали по всему «Хорезмийскому» (Каспийскому) морю и с верблюжьими караванами доходили до Багдада и Балха (современный Афганистан).

Шведские искатели приключений – варяги – стремились проникнуть на Русь и примкнуть к русским заморским экспедициям или наняться на службу к киевскому князю.

Русский летописец Нестор в своем бессмертном историческом труде «Повесть временных лет» показал хорошее знание тогдашнего мира от Британии на западе до Китая на востоке, упоминая индийских брахманов и далекую Индонезию («Островницы»), находящуюся на «краю земли».

Люди Киевской Руси очень быстро овладели византийской и западноевропейской культурой, и русские города явились соучастниками создания общеевропейского романского художественного стиля. Киевские летописи и «Слово о полку Игореве», владимиро-суздальское белокаменное зодчество с его родным узорочьем, новгородские берестяные грамоты и сокровища софийской ризницы – все это показатель того, что русские земли находились на одном уровне экономического и культурного развития с передовыми странами Европы.

В середине XII в. необъятное государство Русь созрело настолько, что породило полтора десятка самостоятельных княжеств, равнявшихся каждое крупному западноевропейскому королевству. Этот процесс можно сравнить с развитием многодетной семьи, в которой к известному сроку подросли выхоженные семьею взрослые сыновья, готовые к самостоятельной жизни. Киев продолжал оставаться «матерью городов русских», как называли его летописцы, но наряду с ним поднялись такие города-столицы, как Чернигов, Владимир Волынский, Галич, Новгород, Смоленск, Владимир Суздальский, Ростов, Полоцк, Рязань, Туров и другие.

В городах развивалось ремесло, создавались свои художественные и литературные школы, воздвигались великолепные здания, построенные с таким умелым расчетом, что, простояв семьсот-восемьсот лет, многие из них выдерживают испытание временем и сегодня.

К началу XIII в. русские земли находились на одном уровне с передовыми странами Европы, и только порабощение их Золотой Ордой, длительное иноземное иго оттеснило Русь и задержало ее развитие на два-три столетия.

1. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ

«И разъдрася вся Русская земля…» – записал в своей хронике один из летописцев под 1132 г., когда после смерти великого князя киевского Мстислава, сына Мономаха, все княжества Руси вышли из повиновения Киеву и начали жить самостоятельной жизнью.

Начиная с 30-х гг. XII в. Русь уже необратимо вступила в полосу феодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период Средневековья. Новые экономические, политические, социальные явления, проявившиеся к этому времени, медленно, но верно разваливали единое государство.

К середине XII в. Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь формально зависимы от Киева. Князья этих полутора десятков суверенных государств, равных и подобных западно-европейским королевствам, занялись «устроением своих земель», что нашло отражение в интереснейших грамотах – описях 1130-х гг., определяющих повинности разных городов и округов внутри отдельных княжеств. Но еще в большей мере для наступившей эпохи феодальной раздробленности характерны длительные кровопролитные усобицы князей, войны за расширение земельных владений, которые современник с горечью назвал «погибелью земли Русской», т. к. внутренние войны были бессмысленны и, кроме того, крайне ослабляли обороноспособность Руси по отношению к внешним врагам: половцам, татарам, немцам-крестоносцам.

К началу XIII в. сложилось примерно около 50 княжеств, к XIV в. – их стало примерно 250. Русь стала политически похожа на лоскутное одеяло.

Так как же определить сущность этого сложного и весьма противоречивого процесса, начавшегося в Древнерусском государстве с середины XII в.? Что же такое «феодальная раздробленность»?

Феодальная раздробленность – это политическая и экономическая децентрализация государства, создание на территории одного государства практически независимых друг от друга самостоятельных государственных образований, формально имевших общего верховного правителя.

Период феодальной раздробленности длился в России с XII по конец XV в., но внутри этого более чем трехвекового отрезка времени существовал четкий и тягостный рубеж – татарское нашествие 1237–1241 гг., после которого иноземное иго резко нарушило естественный ход русского исторического процесса, сильно замедлило его.

Период феодальной раздробленности полон сложных, неоднозначных процессов. Особенно очевидны отрицательные стороны эпохи: явное ослабление общего военного потенциала государства, облегчающее иноземное завоевание, междоусобные войны и возрастающее дробление княжеских владений.

Вместе с тем, с другой стороны, начальный период феодальной раздробленности (до монголо-татарского нашествия) характеризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать, а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры в XII-начале XIII вв. во всех ее проявлениях. Из этого следует, что новая политическая форма существования государства, очевидно, содействовала его прогрессивному развитию.

2. ТЕНДЕНЦИИ К РАЗДРОБЛЕННОСТИ

Тенденции к раздробленности начинают проявляться на Руси еще в XI в. Отсчет «удельного периода» начинают с завещания Ярослава Мудрого (1054 г.), который, умирая, разделил страну между шестью наследниками (пять сыновей и один племянник) и установил порядок передачи власти не старшему, а старшему в роду. Очевидно, предполагалось, что наследники будут править страной сообща, ведь ни у одного не было княжества, земли были расположены чересполосно.

Братья совместно боролись против Ростислава Владимировича, захватившего Тмутаракань; Всеслава Полоцкого, который в 1065 г. пытался захватить Псков, а затем Новгород.

В 1068 г. на Русь вторглись половцы, хан Шарукан начал вероломное наступление под Переяславлем.

В 1073 г. Святослав изгнал из Киева Изяслава, положив начало изгнанию братьев. Поводом к этому послужил слух, что Изяслав заключил союз против братьев и решил стать самовластным правителем.

К этому времени в борьбу за Киевский престол вступают и внуки Ярослава Мудрого.

В 1097 г. в Любече по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха собрался съезд князей, закрепивший юридически разделение Руси на отдельные княжества.

В 1093 г. после смерти Всеволода Ярославовича киевляне пригласили на княжение туровского князя Святослава Изяславовича. После смерти Святополка в 1113 г. в Киеве вспыхнуло городское восстание, и боярство, в обход княжеского старшинства, выбрало великим князем Мономаха (1113–1125 гг.). После него единство еще держалось при его сыне Мстиславе Великом (1125–1132 гг.), но после смерти Мстислава Русь окончательно распалась на множество самостоятельных княжеств-государств.

Каковы же были причины такого развития событий?

3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

Расчленение раннефеодальных грандиозных империй на ряд суверенных княжеств-королевств было неизбежным этапом в развитии феодального общества, будь то Киевская Русь в Восточной Европе или империя Каролингов в Центральной Европе.

Сегодня совершенно очевидно, что нельзя оценивать эпоху феодальной раздробленности как время регресса, движения вспять. Киевская Русь была тем зерном, из которого вырос здоровый и сильный колос, насчитывавший несколько новых зерен-княжеств.

Феодальная раздробленность являлась результатом не столько дифференциации, сколько исторической интеграции.

Сколько на Руси было вотчин? Союзов племен в IX–X вв. было 15. Во главе союза стоял «светлый князь», союз племен (вятичи, кривичи, древляне, поляне и др.) по условному десятичному делению соответствовал «тьме», т. е. 10 тыс. Термин «тьма» соответствовал княжеству, например: «Смоленская тьма», «Киевская тьма» и другие. Каждый союз состоял примерно из 10 тыс., во главе которых стояли просто князья, общее число которых достигало 150. В каждом таком князе виден уже оформившийся феодал, властитель определенной округи.

Каждая «тысяча» подразделялась на «сотни», под которыми следует понимать объединения из нескольких деревень или сел. Во главе «сотни» стоял родовой старейшина, перед которым открывалась полная возможность превратиться в вотчинника-феодала. На эту немалую массу потенциальных вотчинников значительное воздействие оказывало полюдье.

Полюдье киевских князей стимулировало интенсивное отчуждение прибавочного продукта местной знатью, а тем самым ускоряло переход к феодальным отношениям господства и подчинения во всех звеньях этой сложной системы. Все это заставляло местное боярство и «княжье» изыскивать различные меры соблюдения своих интересов и выполнения требований Киева. Складывались вассальные отношения, шла борьба за право наследования. Раннефеодальная монархия при все возраставшем участии боярства вывела Русь на путь спокойного и мирного развития, одолев половцев. Местное боярство получило в последние годы существования Киевской Руси «Русскую Правду» – документ, определяющий и закрепляющий феодальные права. Но книга, или пергамент, не помогла в реальном осуществлении боярских прав.

Земскому (местному) боярству XII в. нужна была своя, близкая власть, которая сумела бы быстро осуществить юридические нормы «Русской Правды», помочь боярину в его столкновениях с крестьянством. Нужны были более мелкие масштабы государства, иная структура феодального организма, более приспособленная к нуждам прогрессивного тогда класса феодалов. Такая структура была предложена самой жизнью, масштабы ее и географические пределы уже сложились еще накануне образования Киевской Руси – это были союзы славянских племен: кривичей, словен, волынян. За время существования раннефеодального государства Киевская Русь здесь повсеместно сложились раннефеодальные отношения; родовая и племенная знать превратилась в бояр; развились города, которые начали соперничать с Киевом. Со временем, когда приостановилось быстрое перемещение князей, местное боярство смогло приглашать того или иного князя на княжение в свои земли.

Князья, обосновавшись прочно в той или иной местности, заботились о том, чтобы не раздражать боярство, которое помогло им обосноваться, и старались быть хорошими правителями, чтобы передать свое княжение детям в хорошем хозяйственном виде.

В каждом княжестве появился свой епископ, князья издавали свои уставные грамоты, велись летописи при дворе. Эти летописи размножались во многих списках, ими пользовались летописцы для обмена сведениями и для составления больших исторических сочинений – летописных сводов.

В каждом стольном городе возникли свои художественные и литературные направления, что не нарушало единства древнерусской народности и позволяло проявиться местным творческим силам. Здесь мы нашли бы исторические повествования, биографии святых (их «жития»), биографии князей (Изяслава Мстиславовича Киевского, Даниила Галицкого), повести о феодальных преступлениях (об убийстве Игоря Олеговича, Андрея Боголюбского), поучения и проповеди, патерики (рассказы о выдающихся монахах какого-либо монастыря, например Киево-Печерского).

Одно из самых замечательных произведений русской литературы XII в. – знаменитое «Слово о полку Игореве». Всем нам известны его содержание, его патриотизм и его бессчетные достоинства. «Слово» свидетельствует о высоком чувстве чести, развитом в русском обществе, о воинском долге, о достоинстве человека, о патриотизме, умении понимать настоящее своей страны в связи с ее историческим прошлым. Не порицая отдельных владетелей, а, наоборот, относясь с полным уважением к их великокняжеским правам, «Слово» воспевает феодальных владык, русских «королей», обращаясь то к могучему Всеволоду Большое Гнездо, то к величественному Ярославу Остромыслу Галицкому, то к потомкам Вещего Всеслава с призывом «встать за землю Русскую».

Феодальные княжества XII в. были вполне сложившимися государствами, их князья обладали всеми правами суверенных образований. Каждое крупное княжество могло теперь выставить рать не меньшую, чем у киевского князя. Бурно и полнокровно развивались города – важные элементы средневекового общества.

Город был крепостью, убежищем для смердов во время опасности; он был коллективным замком крупнейших земельных магнатов округи. Боярские и княжеские дворы занимали в городе видное место. В середине XIII в., по летописям, на Руси насчитывалось уже 300 городов. В городах сложилось мощное боярство – владельцы богатых дворов, внутри которых проживали десятки людей. Основную массу городского населения составляли меньшие люди, кабальные «наймиты», деклассированные «убогие люди» и челядь, жившая на дворах феодалов.

Город постепенно становится средоточием ремесла; посады широким кольцом окружали его аристократическую часть – кремль, или «детинец». В середине XIII в., по летописям, в торгово-ремесленных посадах насчитывалось более 60 ремесленных специальностей. Особенно высока была степень специализации в области технологии обработки металлов.

Постепенно складывался внутренний рынок, однако приоритет оставался за внешним рынком.

Быстрыми темпами развивалось сельское хозяйство. Вне городских стен бояре владели в качестве вотчин обширными земельными угодьями с деревнями, заселенными смердами. Основная масса крестьян, лично свободных, вела хозяйство на землях князей. Прогрессивное развитие сельского хозяйства опиралось на использование 40 видов сельского земледельческого и промыслового инвентаря; использовалась паровая (двух– и трехпольная) система севооборота; вводилась практика удобрения земли навозом.

Усложнился состав общества, более определенными стали его слои в отдельных землях и городах: здесь были и бояре, и духовенство, и торговцы, и ремесленники, и низы города, включая холопов. Зарождалось дворянство – слой мелких вассалов, служивших князю за земельное пожалование, которое предоставлялось лишь на время службы. На этих воинов стали опираться местные князья в борьбе с боярами, главной силой разъединительного процесса. Опираясь на мощь дворянства, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между усилившимся боярством и местными князьями возникли противоречия и борьба за власть. Нередко князей в их борьбе против боярства поддерживало и городское население.

Распад Руси в новых хозяйственных и политических условиях объяснялся и ее огромной территорией, различными природными и экономическими особенностями отдельных земель. На распад страны повлиял и ее многонациональный состав, ведь Древнерусское государство населяли более 20 различных народностей.

Наконец, распаду Руси способствовали и постоянные разделы и переделы земель между князьями, их бесконечные междоусобные войны. Причиной такой дробности были разделы владений князьями между своими сыновьями; в результате княжества

мельчали, слабели, и итоги этого процесса рождали у современников иронические поговорки: «В Ростовской земле – князь в каждом селе», «В Ростовской земле у семи князей один воин»…

Столица Древнерусского государства Киев постепенно перестает играть определяющую и ведущую роль в государстве. Этот процесс тесно связан с бурным ростом итальянских городов и активизацией итальянского купечества в Южной Европе и Средиземноморье. Теснее стали связи между Западной и Центральной Европой. Эти связи развивались, обходя Киев стороной. В Северной Европе набирали силу германские города, на которые все более стали ориентироваться Новгород и другие города русского северо-запада. Померк былой блеск некогда славного пути «из варяг в греки». Не прошли бесследно для Киева и Киевской земли долгие годы напряженной борьбы с кочевниками. Эта борьба истощала народные силы и замедляла общий прогресс края. Преимущество получали те районы государства, которые не испытывали такого изнуряющего давления со стороны кочевников.

В рамках единого государства за три века его существования развивалось хозяйство отдельных земель, выросли новые города, зародились и развились крупные вотчины, владения монастырей и церквей.

Становление в рамках Руси самостоятельных княжеств проходило на фоне бурного развития производительных сил общества, прогресса сельского хозяйства, ремесла, внутренней и внешней торговли, усиливавшегося обмена товарами между отдельными русскими землями, роста населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С точки зрения общеисторического развития, политическое дробление Руси – это закономерный и необходимый этап на пути к будущей централизации страны и будущему экономическому и политическому взлету уже на новой основе, на новом витке исторического процесса. Повсюду – и в Европе, и в Азии – за раздробленностью последовала новая централизация государств. Новое объединение происходило в условиях мощного хозяйственного подъема, больших сдвигов в культуре. Подобные же этапы переживала и Русь.

Залогом этого являлось успешное развитие отдельных княжеств в период раздробленности. Среди полутора десятков княжеств, которые образовались в XII в. на территории Руси, наиболее крупными были: Киевское с центром в Киеве, Черниговское и Северское с центрами в Чернигове и Новгороде-Северском, Новгородское с центром в Новгороде, Галицко-Волынское с центром в Галиче и Владимире-Волынском, Владимиро-Суздальское с центром во Владимире-на-Клязьме. Каждое из них занимало обширные земли, ядром которых были не только исторические территории еще старых княжеств, но и новые территориальные приобретения.

В условиях становления новых экономических районов и оформления новых политических образований шло неуклонное развитие крестьянского хозяйства, осваивались новые пахотные земли. Происходил рост городов, развивались старые и зарождались новые ремесленные специальности, процветала торговля.

Политический распад России никогда не был полным. Сохранялись центростремительные силы, которые постоянно противостояли силам центробежным. Во-первых, это была власть великих киевских князей. Во-вторых, не потеряла своего влияния и общерусская церковь. Киевские митрополиты являлись руководителями всей церковной организации. Церковь, как правило, выступала за единство Руси, осуждала междоусобные войны князей, играла большую миротворческую роль.

Противовесом силам распада и разделения была и постоянно существовавшая внешняя опасность для русских земель со стороны половцев. Несмотря на то что Русь существовала в рамках отдельных княжеств, мысль о единстве продолжала жить в сознании русских людей. Именно эта идея с особой политической силой прозвучала в замечательном произведении того времени «Слове о полку Игореве». Не случайно Карл Маркс, характеризуя «Слово о полку Игореве», писал: «Смысл поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гумилев Н. Н. От Руси к России. М., 1998.

2. Греков И. Б. Восточная Европа и упадок Золотой орды. М., 1975.

3. Ключевский В. О. Краткое пособие по русской истории. М., 1991.

4. Рыбаков Б. А. Киевская Русь XII–XIII вв. и русские княжества. М., 1982.

5. Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1982.

6. Рыбаков Б. А. Мир истории: Начальные века русской истории. М., 1987.

7. Фенол Дж. Кризис Древней Руси. М., 1990.

velib.com

Распад древнерусского  государства и древнерусские земли 12-начало13веков.

Есть храмы, летописи, письменные законы. Идут процессы изменяющие уклад жизни.

11 век можно назвать переломным в истории домонгольской Руси. Процесс феодолизации – свободные земледельцы начинали попадать в зависимость от князей и монастырей.

Как это вышло?

Князья раздавали в награду дружиннику право собирать дань в свою пользу с определённой территории.  В 11-ом веке князья стали раздавать уже землю вместе с поселенцами, а земледельцы должны были платить за право пользования землёй. Хозяин мог переводить селянина из одного села в другое – власть над личностью.

Появлялись феодалы – дружинники, князь духовенства, жившие за счёт зависимых от них крестьян. Во второй половине 11-ого века усложнилась социальная структура Руси.  На ряду со свободными землепашцами, платящими дань князю, как во главе государства появляются те, кто зависим от феодала и платит только ему. Свобода этих ограниченна феодалом. Всех вместе их именовали одним название – смерды.

Зависимые пока составляли меньшинство в отличии от стран западной Европы.

Третий слой населения – люди в рабской или полурабской зависимости от феодалов: холопы(мужчины) и рабы(женщины). А иноземных рабов называли по-прежнему – челядь.

Главным хлебом стала рожь(пшеница и просо отошли на второй план). Рожь угнетает сорняки, меньше требует плодородия от почвы. Благодаря ржи на Руси стало больше хлеба – стало чем кормить неземледельческое население.

Городская революция 11-ого века.

Быстрый в геометрической прогрессии рост числа городов – поселений с многообразными функциями, культурным своеобразием. Именно в 11-ом веке возникает новое социальное явление – древнерусский город, подобно которому не было на западе.

Там город и село были связаны только деловыми отношениями, а на Руси селяне могли прятаться в городе в специальных домах от войны. В Европе город был противопоставление феодалам, они жили в замках за пределами городов. На Руси князья и бояре имели свои дворы в города. Города были для них коллективным замком.

Появляется новое слово – общество. Горожане – люди градские.

Благодаря революции 11-ого века, 12 век становиться золотым веком древнерусской культуры, так как именно в городах могла развиваться многообразная деятельность – накапливаться культура. Ремесло было развито высоко и уровень жизни горожанина 12 – начала 13 веков был довольно высок: у них была стеклянная посуда, украшения, кожаная обувь, качественное оружие.

К концу 11-ого века исчезает ополчение из селян, оно сменивается ополчением горожан – городовыми полками. Пешие, но хорошо вооружённые.

В Европе же  до 14 века боевой силой были лишь только рыцари. Прочие – сволочь(согнанные) добивали и грабили.

Аналог рыцарей – дружинники. Схожая психология, кодекс чести, символы рыцарского достоинства – меч и шпоры. Шпоры – символ силы и мужества всадника, дружинники(бояре и отроки) по-прежнему составляли элиту войска. Конные воины – профессионалы – «сверхчеловеки», практически не уязвимые для пехоты. Они были тренированны и одеты в кольчугу, пластинчатый доспех – «дощатые брони», шлем с забрало (личиной). Князья и дружинники не зря увлекались охотой.

Но в связи с феодализацией многие дружинники становятся материально независимы от великого князя. Раньше дружинники  были привязаны к великому князю, к Киеву, к центру. Теперь же появился независимый источник доходов – вотчина, сёла. Это привязывает его к определённой местности и служить князю ему уже неудобно – отрываться от вотчины. С большим удовольствием такой муж служил бы местному князю. А местному князю есть где обосноваться – города богаты и их много, есть чего взять.

Так происходил распад на суверенные земли.

3. Фактор – неуправляемость огромного государства, при тогдашнем развитии связи и транспорта.

2. Фактор – революция.

1. Фактор – феодализация.

Распад не фиксировался не какими документами, а шёл незаметно из под воль.

Ярослав Мудрый был ещё единовластцем, а после его смерти установился порядок, при котором Русь считалась общим достоянием потомков Ярослава, каждый из которых правит определённой областью – «волостью». Одни считались более престижными, другие менее и распределялись согласно старшинства в княжеском роду, а старшинство исчислялось от старшего брата к младшему брату, далее сын старшего брата к сыну младшего брата и так далее.

Самому старшему полагался Киев, а после его смерти всё полагалось переместить на одну ступень вверх. Киевский князь был всем прочим в отца, руководить остальными. Каждый князь теоретически мог стать великим.

Русь снова стала федерацией (в теории)!!!

А на деле порядок не работал. Многие князья предпочитали волость поскромнее, но в наследственное владение. Стремились отсоединиться от Киева. Если не добром, то силой. С 1070 годов на Руси не прекращались усобицы – княжеские войны. Добавилась ещё и половецкая опасность.

На смену ушедшим за Дунай печенегам к юго-восточным границам Руси прикочевали тюркские – племена половцы (кипчаки).

В 1080 годах половецкий натиск стал просто невыносимым, как натиск печенегов за сто лет до того. Ханы Баняк, Тугукан(прототип Тугарина) подходили к самому Киеву. В борьбе с половцами и прославился переяславский князь Владимир Всеволодович Мономах. Он перешёл от обороны к наступлению и организовывал походы в глубь их земель к реке Дон. Он делал это весной, когда кони были истомлены зимней бескормицей(если случалась оттепель, а потом мороз, то лошади не могли выкапывать траву и умирали или тощали).

Мономах загнал половцев за Дон, на Кавказ.

1120 год – сын Мономаха пошёл на Дон, а половцы ушли. Следующий натиск начался лишь в 1180-х годах(«Слово о полку Игореве»).

Мономах приобрёл авторитет: «добрый страдалец за русскую землю». Этот авторитет ему и помог в 1113-1125 – стать князем Киевским и укрепить единство Руси, приостановив распад. При Мономахе и его сыне Мстиславе Великом Князья были послушными вассалами, которых они переселяли, созывали на войну или изгоняли. Но причины распада устранены не были.

1132 год – умер Мстислав великий и процесс распада пошёл ускоренными темпами.

1130-1149 годы период агонии Древнерусского государства. В это время великие князья распоряжались ещё какими-то землями кроме Киева.

С 1150 года под властью великого князя остаётся лишь киев, а прочие земли становятся суверенными, каждая из этих земель была похожа на древнерусское государство в миниатюре: в главном городе – князь, а в прочих князья – вассалы. Но власть князя ограничивалась городским вечем (князья не были монархами, ни полновластными).

Вече изгоняло, приглашало или ограничивало князей.

Древнерусское государство окончательно распалось в середине 12-ого века, в те же годы, когда впервые упоминается Москва.

Рассмотрим особенности  каждой из суверенных земель.

Галицкая земля – столица город Галич. Современное – Прикарпатье на Украине. Выделялось необыкновенно сильным боярством. Они имели свои дружины, могли попрекать князя. А в 1211 году боярин провозгласил себя князем Галицким.

Главный храм, символ земли – храм успения и богородицы (Успенский собор).

Смоленская земля (волынская). Северо-запад современной Украины.

Князья – потомки Мстислава Великого, классические рыцари: Мстислав Удалой, Мстислав Храбрый и так далее. Они носили шлемы западно-европейского образца (вёдра).

Символ и главный храм Волыни и Смоленска и Собора успения богородицы. Это не случайно – богородица считалась покровительницей Руси.

Переяславская земля – современная полтавщина на Украине. Часто подвергалась половецким нашествиям. Главный храм – Михайловский собор.

Рязанская земля. Население – вятичи  - непокорная, дерзкая. Маленькая, но гордая земля. Главный храм – Борисоглебский собор. Первоначально называлось Рязань.

 Суздальская земля(Владимиро-суздальская).

Колыбель современной России. Здесь возникло Московское княжество. Окраинный, но общирный лесной край, с плодородными полянами – опольями. Первый суздальский князь Юрий(Гюргий) Долгорукий сын Мономаха. Князья крепкие хозяева, администраторы, стороители.

При сыне долгорукого Всеволоде Большое Гнездо суздальская становиться самой сильной из всех русских земель. Здесь устанавливается самая сильная княжеская власть. Князя окружали чуть ли не священным ореолом. Эта политическая традиция возникла при старшем сыне Долгорукого – Андрее Боголюбском. Её заимствовали и позднейшие русские государства.

Главная  святыня – Богоматерь Владимирская, перенесённая во Владимир Андреем Боголюбским. Она по преданию была написана первым евангелистом – Лукой. Нигде так не почитали Богородицу,как здесь.

Отсюда пошёл праздник покрова.

До 1160-х годов столица Суздаль – Суждаль. После 1160-х – Владимир – Влолодимир. Главный храм Суздаля рождественский собор (Собор Рождества Богородицы). Во Владимире – успенский собор.

Новгородская земля.

Выделялась этническим характером населения – люди суровые, непокорные, независимые, люди действия, любящие простоту и ясность, говорили кратко, но выразительно.

Отсюда и новгородская архитектура – храмы с минимумом декора, монолиты – символ силы, суровости и воли. Такова и живопись – яркая, смелая.

Это обусловило особенное политическое устройство: к началу 13 века утвердился порядок, когда верховная власть принадлежала выборному посаднику, а князя лишь приглашали.

Кто выбирал посадника? Разные мнения: все взрослые мужчины, только бояре.

Символ Новгорода – Святая Софья Новгородская. Точно такой же храм был в Полоцке.

Полоцкая земля(современная Белоруссия).

Обособилась раньше всех, ещё при Ярославе Мудром. Воюет с литовцами, латгалами (латышами) и земгалами. Вторая (кроме новгородской) республика Древней Руси.

С середины 12 века там управляло вече, а в конце 12 века там не было даже князя.

Туровская земля.

Юг современной Белоруссии(Полесье).

Черниговская земля(Юг современной Украины + русские области). Главный храм – Спасопреображенский собор.

Киевская земля.

Главный храм – Святая София Киевская. Не стала ничьим наследственным владением. За право княжения боролись многие князья. Киев оставался главным городом.

У верхушки всех земель – бояр, князей, духовенства было единое этническое самосознание. Все они считали себя древнерусской народностью. Они говорили и действовали – «за всю русскую землю».

Единое этническое самосознание было и у горожан. Например: новгородцы говорили о себе, что они русские,  кроме того, что словене.

Было ли единое этническое самосознание у селян? Неизвестно, скорее всего нет. Селяне вряд ли знали даже о существовании друг друга, и даже обычаи у них были все разные.

Единый этнос так и не успел сложиться к 13 веку(только начал).

histor-ru.ru

Упадок Киевской Руси. Начало феодальной раздробленности

После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. начался постепенный упадок Киевского государства. Он был обусловлен определенными обстоятельствами. В период становления и подъема Киевской Руси существовала постоянная внешняя угроза для ее границ со стороны кочевых племен. Сначала хазары и печенеги, впоследствии половцы были опасными врагами Руси. Могущественным противником молодого государства была также Византия. Она внимательно следила за тем, чтобы Киевская Русь не получила значительной силы. Постоянная вооруженная борьба требовала немалых усилий и тем самым ослабляла Русь.

Согласно нормам феодального права все князья Киевской Руси как потомки великого киевского князя имели равные права на наследство предка. Это сыграло большую роль в истории Киевского государства. С одной стороны, равные права поддерживали у князей идею общности и равной ответственности всех за судьбу страны. С другой - приводило к междоусобной феодальной борьбы, поскольку каждый князь, считая себя юридически равным с другими, пытался и фактически сравняться с киевским князем. Постепенно вторая тенденция брала верх, тем более, что князья опирались на экономическое могущество отдельных районов, которая росла с развитием феодального производства. К тому же упадок значение Киева как крупного торгового центра, вследствие международных изменений, ослабление его главных партнеров - Византии и Багдадского халифата. Все это привело к упадку Киевского государства. Все попытки княжеских съездов (1097, 1100, 1101, 1107 гг.) Заблокировать негативные тенденции и прекратить междоусобицы закончились неудачей. Последнее попытки восстановить былое величие и могущество Киевской Руси приходится на княжение Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) Многочисленные удачные походы на половцев, активная законодательная деятельность (разработка знаменитого "Устава" - своеобразного дополнения к "Русской правды"), преодоление сепаратистских тенденций, объединения ¾ территории Руси временно стабилизировали положение государства и вернули ее в ряды самых могущественных стран Европы. После смерти Владимира Мономаха его сыну Мстиславу (1125-1132 гг) лишь в течение короткого времени удалось поддерживать единство русских земель.

Конец XI - середина XII в. вошли в историю Руси как период феодальной раздробленности. Все больше углубляется распад Киевской Руси, набирают силу центробежные тенденции. Уже в XII в. На терне Руси появляются отдельные княжества и земли: Галицкое, Волынское, Киевское, Муромское, Переяславское, Полоцко-Минское, Ростове-Суздальское, Смоленское Тмутараканское, Турово-Пинское, Чернигово-Северское княжества и Новгородская и Псковская земли.

Характерной чертой раздробленности был ее прогрессирующий характер. Так, если в XII в. образовалось 12 княжеств (земель), то их количество в начале XIII в. достигло 50, а в XIV в. - 250.

Феодальную раздробленность обусловило несколько факторов: экономический подъем отдельных княжеств; большие пространства государства и этническая неоднородность населения, рост крупного феодального землевладения, отсутствие четкого неизменного механизма преемственности княжеской власти, изменение торговой конъюнктуры и упадок торговли; перманентные нападения кочевников (печенегов, половцев, монголо -татар). Раздробленность - чрезвычайно, противоречивое явление: с одной стороны, она серьезно ослабила государство в политической и военном отношении, с другой - органически способствовала развитию экономики и культуры на местах.

Надо заметить, что это не означает полного политического распада единой государственной структуры Киевской Руси. Древнерусское государство просто меняет форму: на смену единоличные монархии приходит монархия федеративная (опираясь на принцип "коллективного суверенитета", Русью правила группа сильнейших и самых влиятельных князей из династии Рюриковичей). Даже в период раздробленности государство характеризуется определенной внутренним единством, о чем свидетельствуют сохранения внутренних установленных связей, одинаковая действие обще русского законодательства во всех княжествах (землях), существование единых для всей Руси религии и культуры.

Период феодальной раздробленности является закономерным этапом в развитии общества ведь раздробленность - не особенность Киевской Руси, а общеевропейская тенденция. Именно в это время произошло окончательное формирование феодальной системы (четко определились права феодалов и повинности крестьян, завершился процесс становления феодально-сословной иерархии, сложился и усовершенствовался государственный аппарат и т.д.).

Княжества Среднего Поднепровья - Киевское, Чернигово-Северское и Переяславское силу ряда причин (бесконечные княжеские усобицы, определенное изменение мировых торговых путей, активизацию кочевников, отток населения из южных районов и т.д.) экономически и политически упадок и теряют свою былую роль и значение.

Следовательно, особенностью периода истории Киевской Руси в конце XI - середине XIII в. были, с одной стороны, усиление центробежных тенденций, потеря государственного единства, княжеские междоусобицы, ослабления государства, снижения обороноспособности, усиление давления на Русь соседних государств, с другой - формирование крупного землевладения, прогресс в сельском хозяйстве, подъем городов, значительный рост численности населения, развитие восточнославянской культуры.

histua.com