Самый древний народ кавказа. Азербайджанцы – самый многочисленный народ Кавказа
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Н.С.Трубецкой "О народах Кавказа". Самый древний народ кавказа


Азербайджанцы – самый многочисленный народ Кавказа | history-thema.com История

Название «Азербайджан» — гораздо более древнее, чем сам основной населяющий его народ.откуда происходит азербайджанский народ Благодатные земли северо-запада Ирана и востока Закавказья испокон веков привлекали внимание разных народов, потому что через них проходила самая удобная дорога из Азии в Европу – Великий Шелковый путь. В далекой древности эту область населяли различные ираноязычные племена, часть которых была известная древним грекам под названием албанцев (не путать с албанцами Балкан). После завоевания Ирана Александром Македонским в IV в. до н.э. сатрап (наместник) восточной иранской области Мидия Атропат (по-ирански Атурпатак) основал на этих землях новое независимое государство, получившее название Атурпаткан-и-Мад – Мидия Атропата. Древнегреческие источники называют эту страну Атропатеной. Большинство ее территории находилось в северо-западном Иране, а на севере она граничила с располагавшейся в Закавказье Албанией. Персы – самый многочисленный иранский народ, называли Атропатену, как было удобнее для фонетики их языка, Адербадган (от мидийского «Атурпаткан»).

В VII в. полководцы Арабского Халифата завоевали Иран, а в VIII в. – Кавказскую Албанию, дойдя до высоких гор Большого Кавказа. Древний город Дербент между горами и побережьем Каспийского моря стал пограничной крепостью Халифата. Арабы принесли на земли иранского северо-востока и Албании Ислам, который местное население, ранее исповедовавшее Зороастризм, восприняло довольно быстро, привлеченное простотой догматики и учением о равенстве всех мусульман независимо от происхождения. С XI в. на этих землях начинают селиться кочевые племена огузов, говоривших на тюркском языке, но особенно активно иранский Адербадган и закавказскую Албанию тюркоязычные народы стали заселять после завоевания Кавказа монголами в XIII в. После распада Монгольской империи Закавказье долгое время находилось под властью ильханов, которые сделали тюркский язык официальным в своем государстве. Впоследствии власть в различных областях Ирана, Малой Азии и Закавказья стали захватывать пришедшие из Средней Азии туркмены. Местное население смешивалось с пришлыми тюрками, привыкало использовать тюркский язык сначала в межплеменном, а затем и в повседневном, общении, а впоследствии забыло родные языки. Тюрки от иранского названия Адербадган земли и собственно Адербадгана, и лежавшей к северу от него Албании стали называть, как им было удобнее, Азербайджаном. К концу XV в. все мусульманское население Азербайджана, говорившее на тюркском языке, осознало себя единым народом.

Поскольку в образовании азербайджанского этноса участвовали те же тюркские народности, что и в образовании турецкого в Малой Азии, азербайджанский и турецкий языки очень похожи, и их носители могут вполне хорошо понимать речь друг друга. Но в антропологическом отношении азербайджанцы и турки сильно различаются: азербайджанцы имеют прикаспийский антропологический тип, характерный для населения иранских земель вблизи Каспийского моря, а большинство турок относятся к переднеазиатскому антропологическому типу – как арабы и армяне. Древнее соседство с народами, населяющими исключительно Кавказ (грузинами, горцами Северного Кавказа), обусловило интенсивное проникновение в азербайджанскую среду кавказских культурных элементов в одежде, быту и традициях. Культура азербайджанцев представляет собой как бы смешанный кавказско-иранский тип.

В начале XVI в. глава азербайджанского религиозно-племенного союза кызылбашей («красноголовых» история азербайджанского народа— отличительным знаком последователей духовного учения этого объединения были чалмы красного цвета) Исмаил Сефеви стал верховным правителем – шахом, Азербайджана, а затем присоединил к своим владениям весь Иран. Под именем шаха Исмаила I он стал правителем целой империи, основателем знаменитой иранской династии Сефевидов. Столицей Сефевидской державы стал город Тебриз в южном Азербайджане (сегодня находится в составе Ирана). Сефевидское государство делилось на провинции, возглавляемые шахскими наместниками – хакимами. Азербайджанский язык был языком государственной элиты империи Сефевидов, также его использовали в армии. Сефевидскому государству платили джизью – налог на государственное покровительство, христианские народы Закавказья – армяне и грузины; сефевидские войска постоянно угрожали государствам и племенам Средней Азии, которую шахи Сефевиды неоднократно пытались с переменным успехом присоединить к своим обширным владениям. По названию духовного объединения, которое возглавлял шах Исмаил, впоследствии всех подданных Сефевидов, которые являлись мусульманами-шиитами, стали называть кызылбашами. Исмаил I официально сделал шиитское направление в Исламе государственной религией своей державы, с этого времени в Иране начинаются жестокие притеснения мусульман-суннитов, которые постепенно переселялись в другие страны, и сегодня подавляющее большинство иранцев является приверженцами шиитского течения. Неоднократно между шиитской державой Сефевидов и суннитским Османским Халифатом вспыхивали ожесточенные войны за Ирак и Закавказье. Периодически армии кызылбашей удавалось отражать натиск османов, выбивать их с ранее захваченных ими территорий, но их собственные попытки захватить принадлежавшие османам земли обычно терпели неудачу, поскольку османскую армию вполне можно считать самой мощной и организованной армией того времени.

К XVIII в. Сефевидская держава пришла в упадок. На земли Азербайджана, прежде всего – на побережье Каспийского моря, начала засматриваться продвигавшаяся на Кавказ Россия. Постоянно восставали зиммии – христианское население зависимых от Сефевидов областей Грузии и Армении. В 20-х годах XVIII в., во время очередной войны государства Сефевидов с Османским Халифатом, российские войска, приплывшие на кораблях по Каспийскому морю, высадили десант и захватили ряд прибрежных городов, в том числе Баку на богатом нефтью (она уже тогда высоко ценилась как топливо для светильников) Апшеронском полуострове. В 1722 г. афганцы захватили новую столицу державы Исфахан и низложили последнего сефевидского шаха. В 1724 г. Россия и Османский Халифат поделили территорию закавказского Азербайджана: Россия получила побережье Каспийского моря, а Халифат – всю остальную часть. Но затем отношения между Россией и османами резко обострились, и российские дипломаты подговорили иранского шаха Надира начать войну с Османским Халифатом, взамен обещав передать ему азербайджанское побережье Каспийского моря. В 30-х гг. XVIII в. Надир отвоевал у османов Азербайджан, часть Грузии и Ирана, а в 1735 г. Россия, согласно заключенному договору, уступила ему завоеванные у Сефевидов земли по побережью. Азербайджан снова вошел в состав Ирана, которым теперь правили персы.

Однако жестокое правление шаха Надира вызвало всеобщую ненависть населения. Попытка Надира силой присоединить к своей державе Дагестан вылилась в изнурительную войну, закончившуюся бесславным поражением шахских войск, а дагестанские воины заняли Дербент. После неудачной дагестанской кампании экономика Ирана пришла в расстройство, среди высших сановников началась смута, и впоследствии Надир был убит собственными военачальниками. После его смерти центральная власть Иранской империи ослабла, и в Азербайджане укрепились несколько полунезависимых государств, возглавляемых местными ханами: Карабахское, Шекинское, Ширванское, Бакинское, Гянджинское, Кубинское, Нахичеванское, Талышское и Эриванское ханства.

Во второй половине XVIII в. кубинский хан Фатали попытался объединить все азербайджанские земли. Его войско захватило сильное Эриванское ханство; другие ханы присягнули ему на верность. Воины Фатали-хана заняли былую азербайджанскую столицу Тебриз. Однако после смерти Фатали азербайджанское государственное объединение вновь распалось.

В начале XIX в. Россия начала враждовать с Ираном за земли в Закавказье. В 1813 г. по Гюлистанскому мирному договору правитель Ирана признал ханства Северного Азербайджана, носившего общее название Ширван, владением России. Сами азербайджанцы, на которых шах уже фактически не имел никакого влияния, были отнюдь не в восторге от такого поворота событий, тем более что для уплаты повинностей русскому царю были повышены налоги. Однако народные выступления были подавлены российскими войсками. Впоследствии шах неоднократно пытался восстановить свое господство над Ширваном, но российская армия всякий раз разбивала уже давно отстающую по организации и тактике иранскую. На территории российского Азербайджана была учреждена Бакинская губерния, центром которой стал город Баку. Южный Азербайджан с городом Тебриз и поныне находится в составе Ирана. В царской России азербайджанцев называли ширванскими татарами.

В этнографическом сборнике С. Броневского 1823 г. «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе» об Азербайджане (Ширване) и его жителях сообщаются следующие сведения: «Домы строят из нетесаных камней, связывая оные глиною и деревянными перекладинами; крышки плоския, засыпанныя землею, а где есть нефть, смешивают землю с нефтью. Сим последним образом сделанная терраса весьма прочна. О внутренних уборах комнат упоминать нечего в разсуждении бедности жителей и отчуждения их всякой роскоши. Окна без стекол, закрываются камышевыми рогожами; несколько ковров и подушек заключают в себе украшения комнат и богатство хозяина. В Баку и Дербенте у зажиточных людей комнаты расписаны на персидский вкус изрядными арабесками. Мечети в городах и караван-сараи по большим дорогам суть прочнейшия строения; простота оных имеет довольно приятную и величественную наружность…», «…сверх ремесл, необходимо нужных в общежитии, в Шемах и в Дербенте есть несколько фабрик шелковых и бумажных, выделывающих разнаго рода ткани изрядной доброты. Лавки ремесленников расположены обыкновенно по обеим сторонам главной улицы по восточному обычаю», «внутреннее управление Ширвана и Дагестана, касательно власти ханов и зависимости их подданных, почти одинаково. Владельцы пользуются большею или меньшею властию, смотря по личным качествам каждаго; но самовластие повсюду ограничивается духовными законами и обычаями, кои по существу феодального правления составляют иногда благоприятный в пользу народа перевес. Ханы ширванские и дагестанские владельцы ничего важнаго предпринять не могут без согласия совета их, составляемаго из старшин, беков и других чиновников».как жили азербайджанцы в старину

С конца XIX в. в Азербайджане, как и в других областях Российской империи, бурно развивается промышленность, устанавливаются капиталистические отношения в обществе. В 1883 г. была построена железная дорога от Тбилиси до Баку. В начале XX в. в Бакинской губернии осуществлялось до половины всей мировой нефтедобычи. Нефть, используемая в технический век на транспорте и в промышленности, теперь ценилась исключительно высоко, превратилась в так называемое «черное золото». Однако развитие капитализма в условиях, когда сильны были пережитки феодального строя, привело к глубокому имущественному расслоению населения. Знать и купцы наживались на безжалостной эксплуатации ставшего совсем бесправным трудового населения. Простой народ терпел и ужесточившийся сословный гнет от своей знати, позиции которой усиливали российские штыки, и повальную нищету, так как натуральное хозяйство не могло конкурировать с фабриками и заводами, и произвол российских чиновников.

В начале XX в. в Азербайджане появились, как и во всей Российской империи, различные политические партии, как общероссийские (КД, СР, РСДРП), так и местные (Дашнакцутюн – партия революционно настроенных армянских националистов, Гнчак – армянская национальная партия). В 1911 г. азербайджанская буржуазия основала партию Мусават («равенство»), идеология которой базировалась на осознании национального единства азербайджанцев с другими тюркскими народами и объединении, вопреки религиозным различиям, с управляемым тюрками Османским Халифатом.

После Февральской революции в России власть в Азербайджане перешла в руки Исполнительного комитета общественных организаций – местного органа общероссийского Временного правительства, и Совета рабочих, офицерских и солдатских депутатов – местного представительного органа под председательством С. Шаумяна. В конце 1917 г. власть на всей территории Азербайджана, кроме района Баку, который удерживали большевики, захватили вооруженные формирования Мусавата, направляемые из Тбилиси Закавказским комиссариатом – объединенным правительством всех антибольшевистских (преимущественно буржуазных и националистических) сил в Закавказье. Весной 1918 г. Закавказский комиссариат объявил о государственном отделении от Советской России и начал формирование органов власти нового государства – Закавказской Демократической Федеративной Республики. Однако вспыхнувшие межнациональные конфликты не позволили создать единое закавказское государство.

В марте – апреле 1918 г. большевики Бакинской коммуны (преимущественно армяне) во главе с С. Шаумяном и армянские националисты Дашнакцутюна, объединив силы, начали захватывать власть в азербайджанских областях, получая помощь от Советской России. При этом войска большевиков и дашнаков осуществляли массовое истребление мусульманского населения. До 12 тыс. мусульман было убито в Баку. На помощь мусаватистам в Азербайджан вошли османские войска числом в 15 тыс. человек, которые, объединившись с отрядами Мусавата, начали боевые действия против большевиков и дашнаков, попутно расправляясь с армянским населением Азербайджана. 28 мая 1918 г. Временный Национальный Совет мусульман Закавказья под председательством лидера Мусавата Мамед-Эмина Расулзаде провозгласил Азербайджанскую Демократическую Республику со столицей в Гяндже. После некоторого времени боев с переменным успехом османские войска разгромили большевистско-дашнакские силы и заняли Баку, устроив там резню армянского населения.

После поражения Халифата в Первой Мировой войне османы ушли из Закавказья, и осенью 1918 г. в Баку вошли прибывшие из Ирана британские войска. Опираясь на военную поддержку британцев, Азербайджанская Демократическая Республика в 1919 – 1920 г. вела войну с Арменией за Нахичеванский, Шаруро-Дарлагязский, Зангезурский уезды и Нагорный Карабах, населенные как азербайджанцами, так и армянами. Тем временем на Северном Кавказе Красная Армия успешно завершила войну с Добровольческой армией А. Деникина. 27 апреля Красная Армия вторглась в Азербайджан и на следующий день вошла в Баку. Азербайджанская армия не могла противостоять в открытом бою с подготовленными профессиональными специалистами из бывшей царской армии красноармейцами. Азербайджанская Демократическая Республика была упразднена, и вместо нее учреждена Азербайджанская Советская Социалистическая Республика (АССР), в 1922 г. вместе с другими большевистскими государствами вошедшая в состав Союза Советских Социалистических Республик. Была национализирована промышленность, установлен социалистический строй, предусматривающий строгий контроль государства за благосостоянием населения, вся власть перешла к коммунистической партии.

В годы Советской власти в Азербайджане, как и во всех советских республиках, интенсивно развивалась промышленность, было введено обязательное общее образование для населения, каким был азербайджан в советское времябесплатное здравоохранение. Уровень жизни в Азербайджане, как и во всем СССР, после Второй Мировой войны (непосредственно Азербайджана военные действия не коснулись) стал одним из самых высоких в мире. Развивались наука, техника и искусство. Однако Советская власть под предлогом борьбы со «старыми порядками» проводила политику культурной унификации, разрушения традиционных быта и ценностей населения. Особенно жестоким преследованиям подвергалась религия. Мечети принудительно закрывались и разрушались, соблюдающие религиозные предписания люди не имели права занимать ответственные должности, получать высшее образование.

В период упадка советского государства в Азербайджане обострились многие досоветские противоречия. После распада СССР Азербайджан получил независимость, в нем вновь сформировалась многопартийная система власти, завязались рыночные отношения в экономике. Вновь начала свою деятельность в советские годы функционировавшая в Турции партия Мусават, правда, уже не имея былого досоветского влияния. В то же время крушение советской системы привело к упадку в экономике, ослаблению государства как такового. В 1992 – 1994 гг. между Азербайджаном и Арменией шла ожесточенная война за входивший в состав Азербайджанской ССР Нагорный Карабах, значительную долю населения которого составляют армяне. Война сопровождалась жестоким насилием над мирным населением и этническими чистками с обеих сторон. Армении удалось аннексировать Нагорный Карабах и установить там свою администрацию, однако Азербайджан так и не признал эту область за ней; периодические столкновения на границе Нагорного Карабаха вспыхивают до сих пор.

После падения Советской власти в Азербайджане была дана свобода религиозного просвещения. При этом особенно активно возрождением религиозных традиций занимались ранее немногочисленные в Азербайджане мусульмане-сунниты. В результате в настоящее время большинство азербайджанцев по-прежнему причисляет себя к мусульманам шиитского толка, но именно среди соблюдающих религиозные предписания преобладают сунниты.

В настоящее время Азербайджан – многопартийная республика, самое большое по территории и населению государство Закавказья. Собственно азербайджанцы составляют 91,6 % его населения (8,2 млн. человек). Азербайджанцы являются вторым по численности из народов Ирана (Южный Азербайджан) и самым многочисленным народом Кавказа. Основу дохода Азербайджана составляет экспорт продукции химической промышленности, продуктов питания, нефти и природного газа. В Милли Меджлисе (парламенте) Азербайджана преобладает партия Новый Азербайджан (63 депутата), поддерживающая действующего президента Ильхама Алиева. 50 мест принадлежит независимым депутатам, четыре места – партии Мусават. Представители остальных партий занимают в Милли Меджлисе по одному – два места (Блок YeS, Партия гражданской солидарности, Умид и др.). какие государства существовали на территории азербайджана

2 982

history-thema.com

Народы Кавказа — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Народы Кавказа — различные этнические группы, населяющие Кавказ (Северный и/или Южный). В регионе проживают от 50[1] до 62[2] этнических групп.

Народы, говорящие на кавказских языках

Кавказские языки — условное название языков Кавказа, не входящих ни в одну из известных языковых семей, распространённых за пределами Кавказа (например индоевропейскую, алтайскую). Кавказские языки принято разделять на две группы: северокавказскую и картвельскую.

  • Народы Северо-кавказской языковой семьи:
  • Картвельские народы:

Крупнейшими народами, говорящими на кавказских языках и проживающими в настоящее время на Кавказе, являются грузины (4 млн) , чеченцы (1431 тысяч[3] из них 1206 тысяч в Чеченской Республике[4]) , аварцы (ок. 1 млн.[3]) , лезгины (473,722 в России[3] и от 180,300[5] до 364,000[6] в Азербайджане) , даргинцы (589 386 в России[3] из них 560,8 тыс. на Северном Кавказе[4]) и кабардинцы (516,826 в России[3] из них 490,453 в Кабардино-Балкарии[4]) в то время как за пределами Кавказа наиболее крупной является черкесская диаспора (ок 3-4 млн) проживающая более чем в 40 странах мира. Из всех перечисленных народов только грузины имеют своё бесспорно независимое государство. Независимый статус Абхазии является спорным (республику признали только РФ, Никарагуа, Венесуэла и Науру). Из других народов имеют свои республики в составе России: адыгейцы (Адыгея), черкесы (Карачаево-Черкесия), кабардинцы (Кабардино-Балкария), ингуши (Ингушетия), чеченцы (Чечня) в то время как остальные народы Северного Кавказа в основном живут в Дагестане.

Грузинские евреи — этнолингвистическая группа евреев, проживающих в Грузии (в том числе в Южной Осетии). В основном грузинские евреи говорят на грузинском языке, в качестве письменного также используют грузинский алфавит. Среди торговцев сформировался жаргон киврули, являвшийся смесью грузинского и иврита[7]

Тюркоязычные народы

Народы, населяющие Кавказ, говорящие на языках, принадлежащих к тюркской ветви Алтайской языковой семьи:

Самым крупным тюркоязычным народом Кавказа являются азербайджанцы (ок 8.7 млн.) которые живут в основном в Азербайджане, Дагестане и Грузии (регион Квемо-Картли). До 1991 года азербайджанцы проживали также в Армении. За пределами Кавказа проживают по разным оценкам от 20 млн[8] до 30 млн[9] азербайджанцев, значительная община азербайджанцев есть в Иране где они составляют 22 % от населения страны[10]. Из других тюркоязычных народов проживающих на Кавказе свои автономные республики в составе РФ имеют карачаевцы 0,23 млн.чел. (Карачаево-Черкесия) и балкарцы-0,11млн.чел. (Кабардино-Балкария). Кумыки 0,52 млн. проживают в основном в Дагестане, ногайцы ок. 0,1 млн.чел. в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Ставропольском крае. Повсеместно живут татары общая численность на Кавказе ок. 150 тыс.чел.

Монгольские народы

Народы, говорящие на индоевропейских языках

Народами Кавказа, говорящими на языках, принадлежащих к индоевропейской семье языков, являются:

  • Армянская группа:
  • Иранская группа:
  • Славянская группа:
  • Греческая группа:
  • Германская группа

Численность армян в Армении 3.2 млн, за пределами же страны проживают ок 8 млн армян (см. Армянская диаспора). В других частях региона армяне составляют абсолютное большинство населения в Нагорном Карабахе, также проживают в Грузии (Регионы Самцхе-Джавахетия , Аджария а также в столице, Тбилиси), Северном Кавказе (Россия) и Абхазии (де-факто независимое государство, де-юре часть Грузии) где составляют по разным оценкам от 20 до 30 % населения. До начала Карабахского конфликта значительная армянская община существовала также в Азербайджане.

Осетины в основном живут в Северной-Осетии (автономия в составе РФ) и Южной Осетии (де-факто независимое государство, де-юре часть Грузии).

Езиды проживают на западе Армении, в основном в Арагацотнской области.

Греки проживают в основном в Краснодарском, Ставропольском крае, севере Армении и в Грузии, Абхазии, Северной Осетии, общая численность греков кавказа 350 тысяч человекК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 751 день]. Греки кавказа в процентном соотношении являются самым образованным народом кавказа 99,8 % старше 18 лет учатся в высших учебных заведениях, основное население занимаются предпринимательской . Греки кавказа, хранят верность своим традициям, внесли большой в становление культу Западного кавказа .К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 751 день]

Русские, являясь самым крупным по численности народом Кавказа, в основном живут в российском Северном Кавказе, большая концентрация русского населения присутствует в Ставропольском и Краснодарском краях, а также в Адыгее, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии.

Казаки (кубанские и терские) живут в основном на своих исторических землях, а именно кубанские в Краснодарском крае и западных станицах Ставропольского края. Терские же в основном проживают вдоль рек Терек, Сунжа, Асса, Кура, Малка, Кума, Подкумок на Северном Кавказе. Особая этнографическая группа русских — молокане проживают в основном в своих селениях в Армении (Фиолетово, Чамбарак, Лермонтово), Грузии (Давитиани, Ульяновка, Сатапле), Азербайджане (Ивановка, Новосаратовка, Чухур юрд, Ново-Ивановка) а также в Ставропольском крае России.

Талыши проживают в основном на юге Азербайджана, в регионе Талыш. Их численность в Азербайджане составляет по разным данным от 112,000 (перепись 2009)[5] до 800—900 тысяч[11][12] человек. За пределами Кавказа значительная талышская община существует в Иране.

Горские евреи в основном живут в России и Азербайджане. В России по данным переписи 2010 года проживают 762 горских еврея, в целом же численность евреев в России составляет почти 157 тысяч человек[3]. Согласно же оценкам общины горских евреев в России, их численность намного выше, так по этим оценкам только в Москве проживают не менее 30 000, а в городе Пятигорск (Ставропольский край) от 8 до 11 тысяч горских евреев[13]. Не исключено что многие горские евреи указали свою национальность во время переписи как просто евреи. В Азербайджане, согласно оценке данной депутатом Милли Меджлиса (парламент Азербайджана) Евдой Абрамовым, проживают 20 тысяч горских евреев[14], притом что по официальным данным переписи 2009 года в Азербайджане численность евреев (горских, ашкеназов и других) составляет всего 9,1 тыс. человек[5].

Народы, говорящие на семитских языках

  • Ассирийцы — в основном живут в Армении (от 3 409[15] до 7000[16]), Грузии (3.3 тыс.)[17] и южных регионах России (11,084)[3].

Напишите отзыв о статье "Народы Кавказа"

Примечания

  1. ↑ [www.britannica.com/eb/article-9021862/Caucasian-peoples Caucasian peoples], Энциклопедия Британника
  2. ↑ [genofond.ru/default2.aspx?s=0&p=237 ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ЗАПАДНОГО КАВКАЗА]
  3. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 [www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/per-itog/tab5.xls Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. Национальный состав населения Российской Федерации]
  4. ↑ 1 2 3 [www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/per-itog/tab7.xls Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. Национальный состав населения по субъектам Российской Федерации]
  5. ↑ 1 2 3 [www.azstat.org/statinfo/demoqraphic/en/1_12en.xls Переписи населения Азербайджана 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 1999, 2009 годов]
  6. ↑ [www.ethnologue.com/show_language.asp?code=lez Ethnologue: Languages of the World]
  7. ↑ [www.eleven.co.il/article/11322 Грузинские евреи] — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  8. ↑ Joshua Project. [www.joshuaproject.net/affinity-blocs.php?rop1=A015 Ethnic People Groups of the Turkic Peoples Affinity Bloc]. Joshua Project. Проверено 3 марта 2009. [www.webcitation.org/61CUJDrMJ Архивировано из первоисточника 25 августа 2011].
  9. ↑ Azerbaijanis, POPULATION [www.everyculture.com/wc/Afghanistan-to-Bosnia-Herzegovina/Azerbaijanis.html Powered by JRank Countries and Their Cultures]. Проверено 10 ноября 2012.
  10. ↑ [www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ir.html#People «Iran: People», CIA: The World Factbook]
  11. ↑ [www.ethnologue.com/show_language.asp?code=tly Ethnologue. Talysh]
  12. ↑ [i-cias.com/e.o/talysh_l.htm Looklex Encyclopaedia — Talysh]  (англ.)
  13. ↑ [www.vestikavkaza.ru/interview/SHmuel-Simantov-Gorskie-evrei-sumeli-sokhranit-svyaz-s-religiey-i-traditsiey.html Шмуэль Симантов: «Горские евреи сумели сохранить связь с религией и традицией»]
  14. ↑ [www.zman.com/news/2011/03/29/98229.html Интервью Евды Абрамова]
  15. ↑ [docs.armstat.am/census/pdfs/51.pdf Результаты переписи в Армении за 2001 год]
  16. ↑ [www.panarmenian.net/rus/news/72219/ По данным Ассирийской общины Армении (2011)]
  17. ↑ [www.eurominority.eu/version/eng/minority-detail.asp?id_minorites=ge-assi Перепись в Грузии 2002 года]

См. также

Литература

  • Цуциев А. А. Атлас этнополитической истории Кавказа (1774-2004). — Москва: Европа, 2007. — 128 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-9739-0123-3. [www.iriston.com/books/cuciev_-_etno_atlas/cuciev_etno-polit_map.htm сетевая версия]

Отрывок, характеризующий Народы Кавказа

– Colonel, je l'exige toujours, – сказал государь. – Ne me cachez rien, je veux savoir absolument ce qu'il en est. [Полковник, я всегда этого требую… Не скрывайте ничего, я непременно хочу знать всю истину.] – Sire! – сказал Мишо с тонкой, чуть заметной улыбкой на губах, успев приготовить свой ответ в форме легкого и почтительного jeu de mots [игры слов]. – Sire! j'ai laisse toute l'armee depuis les chefs jusqu'au dernier soldat, sans exception, dans une crainte epouvantable, effrayante… [Государь! Я оставил всю армию, начиная с начальников и до последнего солдата, без исключения, в великом, отчаянном страхе…] – Comment ca? – строго нахмурившись, перебил государь. – Mes Russes se laisseront ils abattre par le malheur… Jamais!.. [Как так? Мои русские могут ли пасть духом перед неудачей… Никогда!..] Этого только и ждал Мишо для вставления своей игры слов. – Sire, – сказал он с почтительной игривостью выражения, – ils craignent seulement que Votre Majeste par bonte de c?ur ne se laisse persuader de faire la paix. Ils brulent de combattre, – говорил уполномоченный русского народа, – et de prouver a Votre Majeste par le sacrifice de leur vie, combien ils lui sont devoues… [Государь, они боятся только того, чтобы ваше величество по доброте души своей не решились заключить мир. Они горят нетерпением снова драться и доказать вашему величеству жертвой своей жизни, насколько они вам преданы…] – Ah! – успокоенно и с ласковым блеском глаз сказал государь, ударяя по плечу Мишо. – Vous me tranquillisez, colonel. [А! Вы меня успокоиваете, полковник.] Государь, опустив голову, молчал несколько времени. – Eh bien, retournez a l'armee, [Ну, так возвращайтесь к армии.] – сказал он, выпрямляясь во весь рост и с ласковым и величественным жестом обращаясь к Мишо, – et dites a nos braves, dites a tous mes bons sujets partout ou vous passerez, que quand je n'aurais plus aucun soldat, je me mettrai moi meme, a la tete de ma chere noblesse, de mes bons paysans et j'userai ainsi jusqu'a la derniere ressource de mon empire. Il m'en offre encore plus que mes ennemis ne pensent, – говорил государь, все более и более воодушевляясь. – Mais si jamais il fut ecrit dans les decrets de la divine providence, – сказал он, подняв свои прекрасные, кроткие и блестящие чувством глаза к небу, – que ma dinastie dut cesser de rogner sur le trone de mes ancetres, alors, apres avoir epuise tous les moyens qui sont en mon pouvoir, je me laisserai croitre la barbe jusqu'ici (государь показал рукой на половину груди), et j'irai manger des pommes de terre avec le dernier de mes paysans plutot, que de signer la honte de ma patrie et de ma chere nation, dont je sais apprecier les sacrifices!.. [Скажите храбрецам нашим, скажите всем моим подданным, везде, где вы проедете, что, когда у меня не будет больше ни одного солдата, я сам стану во главе моих любезных дворян и добрых мужиков и истощу таким образом последние средства моего государства. Они больше, нежели думают мои враги… Но если бы предназначено было божественным провидением, чтобы династия наша перестала царствовать на престоле моих предков, тогда, истощив все средства, которые в моих руках, я отпущу бороду до сих пор и скорее пойду есть один картофель с последним из моих крестьян, нежели решусь подписать позор моей родины и моего дорогого народа, жертвы которого я умею ценить!..] Сказав эти слова взволнованным голосом, государь вдруг повернулся, как бы желая скрыть от Мишо выступившие ему на глаза слезы, и прошел в глубь своего кабинета. Постояв там несколько мгновений, он большими шагами вернулся к Мишо и сильным жестом сжал его руку пониже локтя. Прекрасное, кроткое лицо государя раскраснелось, и глаза горели блеском решимости и гнева. – Colonel Michaud, n'oubliez pas ce que je vous dis ici; peut etre qu'un jour nous nous le rappellerons avec plaisir… Napoleon ou moi, – сказал государь, дотрогиваясь до груди. – Nous ne pouvons plus regner ensemble. J'ai appris a le connaitre, il ne me trompera plus… [Полковник Мишо, не забудьте, что я вам сказал здесь; может быть, мы когда нибудь вспомним об этом с удовольствием… Наполеон или я… Мы больше не можем царствовать вместе. Я узнал его теперь, и он меня больше не обманет…] – И государь, нахмурившись, замолчал. Услышав эти слова, увидав выражение твердой решимости в глазах государя, Мишо – quoique etranger, mais Russe de c?ur et d'ame – почувствовал себя в эту торжественную минуту – entousiasme par tout ce qu'il venait d'entendre [хотя иностранец, но русский в глубине души… восхищенным всем тем, что он услышал] (как он говорил впоследствии), и он в следующих выражениях изобразил как свои чувства, так и чувства русского народа, которого он считал себя уполномоченным. – Sire! – сказал он. – Votre Majeste signe dans ce moment la gloire de la nation et le salut de l'Europe! [Государь! Ваше величество подписывает в эту минуту славу народа и спасение Европы!] Государь наклонением головы отпустил Мишо.

В то время как Россия была до половины завоевана, и жители Москвы бежали в дальние губернии, и ополченье за ополченьем поднималось на защиту отечества, невольно представляется нам, не жившим в то время, что все русские люди от мала до велика были заняты только тем, чтобы жертвовать собою, спасать отечество или плакать над его погибелью. Рассказы, описания того времени все без исключения говорят только о самопожертвовании, любви к отечеству, отчаянье, горе и геройстве русских. В действительности же это так не было. Нам кажется это так только потому, что мы видим из прошедшего один общий исторический интерес того времени и не видим всех тех личных, человеческих интересов, которые были у людей того времени. А между тем в действительности те личные интересы настоящего до такой степени значительнее общих интересов, что из за них никогда не чувствуется (вовсе не заметен даже) интерес общий. Большая часть людей того времени не обращали никакого внимания на общий ход дел, а руководились только личными интересами настоящего. И эти то люди были самыми полезными деятелями того времени. Те же, которые пытались понять общий ход дел и с самопожертвованием и геройством хотели участвовать в нем, были самые бесполезные члены общества; они видели все навыворот, и все, что они делали для пользы, оказывалось бесполезным вздором, как полки Пьера, Мамонова, грабившие русские деревни, как корпия, щипанная барынями и никогда не доходившая до раненых, и т. п. Даже те, которые, любя поумничать и выразить свои чувства, толковали о настоящем положении России, невольно носили в речах своих отпечаток или притворства и лжи, или бесполезного осуждения и злобы на людей, обвиняемых за то, в чем никто не мог быть виноват. В исторических событиях очевиднее всего запрещение вкушения плода древа познания. Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью. Значение совершавшегося тогда в России события тем незаметнее было, чем ближе было в нем участие человека. В Петербурге и губернских городах, отдаленных от Москвы, дамы и мужчины в ополченских мундирах оплакивали Россию и столицу и говорили о самопожертвовании и т. п.; но в армии, которая отступала за Москву, почти не говорили и не думали о Москве, и, глядя на ее пожарище, никто не клялся отомстить французам, а думали о следующей трети жалованья, о следующей стоянке, о Матрешке маркитантше и тому подобное… Николай Ростов без всякой цели самопожертвования, а случайно, так как война застала его на службе, принимал близкое и продолжительное участие в защите отечества и потому без отчаяния и мрачных умозаключений смотрел на то, что совершалось тогда в России. Ежели бы у него спросили, что он думает о теперешнем положении России, он бы сказал, что ему думать нечего, что на то есть Кутузов и другие, а что он слышал, что комплектуются полки, и что, должно быть, драться еще долго будут, и что при теперешних обстоятельствах ему не мудрено года через два получить полк. По тому, что он так смотрел на дело, он не только без сокрушения о том, что лишается участия в последней борьбе, принял известие о назначении его в командировку за ремонтом для дивизии в Воронеж, но и с величайшим удовольствием, которое он не скрывал и которое весьма хорошо понимали его товарищи. За несколько дней до Бородинского сражения Николай получил деньги, бумаги и, послав вперед гусар, на почтовых поехал в Воронеж. Только тот, кто испытал это, то есть пробыл несколько месяцев не переставая в атмосфере военной, боевой жизни, может понять то наслаждение, которое испытывал Николай, когда он выбрался из того района, до которого достигали войска своими фуражировками, подвозами провианта, гошпиталями; когда он, без солдат, фур, грязных следов присутствия лагеря, увидал деревни с мужиками и бабами, помещичьи дома, поля с пасущимся скотом, станционные дома с заснувшими смотрителями. Он почувствовал такую радость, как будто в первый раз все это видел. В особенности то, что долго удивляло и радовало его, – это были женщины, молодые, здоровые, за каждой из которых не было десятка ухаживающих офицеров, и женщины, которые рады и польщены были тем, что проезжий офицер шутит с ними. В самом веселом расположении духа Николай ночью приехал в Воронеж в гостиницу, заказал себе все то, чего он долго лишен был в армии, и на другой день, чисто начисто выбрившись и надев давно не надеванную парадную форму, поехал являться к начальству. Начальник ополчения был статский генерал, старый человек, который, видимо, забавлялся своим военным званием и чином. Он сердито (думая, что в этом военное свойство) принял Николая и значительно, как бы имея на то право и как бы обсуживая общий ход дела, одобряя и не одобряя, расспрашивал его. Николай был так весел, что ему только забавно было это. От начальника ополчения он поехал к губернатору. Губернатор был маленький живой человечек, весьма ласковый и простой. Он указал Николаю на те заводы, в которых он мог достать лошадей, рекомендовал ему барышника в городе и помещика за двадцать верст от города, у которых были лучшие лошади, и обещал всякое содействие.

wiki-org.ru

Белая раса Кавказа в мистической теории Третьего рейха

Немецкие войска в районе Кавказа. 1942 год

За что же поплатился народ Кавказа, будучи полностью высланным со своих родных земель в отдаленные восточные районы СССР? Что оплатил он огромными жертвами, за что был поставлен на грань уничтожения правительством Сталина в тяжелые для СССР и всей Европы годы. Стоит отметить, что операция по выселению и вайнахских народов и карачаевцев, и балкарцев обошлась советскому правительство в огромные средства и фактически создала в тылу СССР антисоветский анклав из указанных воинственных народов. Очевидно, что пойти на такой шаг русские могли, только имея очень весомые причины.

Официально даже история современной России, якобы раскрывая истину преступлений сталинского режима, утверждает, что среди карачаевцев было много предателей, уклонистов, дезертиров, людей укрывавших немецких диверсантов. Но среди многих других народов СССР ситуация практически не отличалась. Итак, в чем же было дело?

Ответ может заключаться в перехваченном русскими шпионами послании, направленном Химмелю от руководителя экспедиции организации Аненербе группенфюрера Митке, направленной осенью 1942 года вместе с отрядом егерей к Эльбрусу.

К сожалению сам документ, если и сохранился, то только в архивах НКВД (название КГБ времен второй мировой войны). Оригинал был уничтожен при штурме Берлина Красной армией, как и все материалы фон Митке по обнаруженным им на Тибете следам азов.

Однако отрывочные сведения и показания участников экспедиции, некоторые выжили и бежали в Южную Америку, позволяют говорит о том, что Генрих фон Митке нашел подтверждение теории белой кавказской расы именно там, куда был послан. И произошло это всего через две недели после его рапорта об удачном прибытии экспедиции в точку назначения.

Почему же этот ученый, ставивший под сомнение наличие на Кавказе остатков белой расы, на которую так надеялась вся партийная верхушка Рейха, так внезапно согласился опровергнуть свои убеждения? Для этого вернемся к утверждению Митке, потратившего около 20 лет своей жизни на изучение воинственной расы азов (или алан) – одной из трех белых (арийских в терминах того времени) рас, живущих на земле.

Его утверждение заключалось в том, что азы были полностью уничтожены при нашествии азиатских кочевников. Согласно его же утверждению, единственными их потомками, а вернее носителями части их арийского генотипа, оставались мадьяры (вторая европейская арийская раса). Никакой народ северной части Кавказа не мог в прошлом называться азами, так как никто из них не вел столь масштабных завоеваний, которыми могли похвастаться азы. Выходило, что белая раса Кавказа исчезла под натиском тюркских кочевников, пришедших из восточной части Евразии или растворилась в них.

Но все же, вернемся к экспедиции фон Митке к Эльбрусу. Через две недели после прибытия он сообщил в центр, что нашел остатки белой расы Кавказа и просил средства для проведения пропагандистской кампании среди горского населения Приэльбрусья, являющегося уцелевшими потомками азов. Он не называл ни названия деревень, ни национальность людей, среди которых находился в целях консперации. Но, ко всему прочему, группенфюрер фон Митке, говоривший на 6 языках и в т.ч. турецком, просил направить ему в помощь несколько переводчиков с крымского диалекта татарского языка.

Что еще передавал в центр ученый до сих пор остается загадкой.

К сожалению, всего за один день до очередного сеанса связи 80% группы исчезло на пути из одной деревни в другую. Оставшиеся несколько человек из бригады егерей ушли на помощь своим товарищам, услышав выстрелы. Но ни тел убитых, ни их следов на тропе не обнаружили. Операция была свернута и остатки группы успешно вернулись домой. С тех самых пор экспедиция считалась погибшей, как и все ученые, входившие в нее. Но сложив вместе все факты и рассказы очевидцев, создается впечатление, что фон Митке со своими соратниками был взят в плен в результате операции НКВД. Видимо рация группы привлекла к себе внимание русских контрразведчиков. Но может быть Митке раскрыли русские шпионы в аппарате СС в Берлине, куда поступала информация об экспедиции.

Так или иначе, от экспедиции остались данные, которые позволяют утверждать, что именно карачаевцев Митке назвал потомками белой расы Кавказа, т.к. именно эта национальность разговаривает на языке, схожем по диалекту с крымским татарским языком. Что за доказательства этому нашел ученый в горах Кавказа до сих пор остается загадкой. Но, учитывая, авторитет этого, хоть и забытого, ученого, его положение в Аненербе и его позицию по вопросу азов до поездки к Эльбрусу, можно быть уверенными, что доказательства были неопровержимыми.

Исчезновение Митке, объясняет поспешную депортацию карачаевцев всего через пол года после описанных событий. Наверное, либо он сам, либо кто-то из захваченных русскими в плен членов его группы рассказал в НКВД о целях и результатах экспедиции.

Косвенно именно эту догадку подтверждает уничтожение русскими археологических памятников культуры карачаевцев и родственных им балкарцев сразу после их ссылки практически везде на территории их расселения. Вполне вероятно то, что именно какие-то из этих памятников послужили неопровержимыми доказательствами существования остатков арийской кавказской расы.

Все, что удалось выяснить от бывших егерей легиона СС, оставшихся в живых и спасшихся в Аргентине, это внешнее и внутреннее описание сторожевых башен, в одной из которых они видели круглый стол из камня, украшенный различными символами. В другой башне местные жители показали фон Митке вход в подземелье, куда он спускался только в сопровождении ученых. Там он пробыл несколько часов и именно после посещения этого подземелья объявил о том, что цель экспедиции практически достигнута.

Думаю, что изыскания группенфюрера вполне удовлетворили руководство партии и организации. Но до сих пор не ясно почему после исчезновения фон Митке Аненербе не предприняли попыток послать в уже известные места своих исследователей. В любом случае, с той самой последней радиограммы ученого существование белой расы Кавказа считалось неопровержимым. А следовательно и сама мистическая теория белой расы была доказана.

Зачем организация шла на такие материальные и людские жертвы в период обострения ситуации на Восточном фронте? На этот вопрос есть очень простой ответ – идеология.

Немецкие солдаты на Северном Кавказе. 22 декабря 1942

Берлинский государственный университет им. Гумбольдта

Доктор Вэр Жулем

Перевод с немецкого.

imperialcommiss.livejournal.com

Народы Северного Кавказа

Населенный множеством племен и народов и в наши дни, горный Кавказ и отчасти предгорья в раннее средневековье представляли из себя еще большее скопление этносов. Можно подумать, что именно сюда после разрушения Вавилонской башни устремились разные племена. Нечто сходное с таким определением действительно есть: горный Кавказ издревле являлся убежищем для многих народов, оттесняемых с юга и севера и ассимилируемых там другими этносами. Однако в историческое время на западном Кавказе обитали в основном адыги, на восток от них аланы (осы, осетины), затем предки вейнахов, о которых реальных известий почти нет, и далее различные дагестанские народы (лезгины, аварцы, лакцы, даргинцы и др.). Этническая карта предгорий и отчасти горных районов менялась и до XIII в.: с приходом тюрко-половцев, а еще ранее хазар и булгар часть местного населения, сливаясь с ними, стала основой для таких народностей, как карачаевцы, балкарцы, кумыки. Еще древние писатели называли на Кавказе местные царства, например, меотов в Приазовье, однако насколько эти названия соответствовали реалиям — сказать трудно. На восточном Кавказе в Дагестане (термин, кстати, поздний, от тюркского «даг» — гора) наиболее древние политические объединения упоминаются с первых веков нашей эры. Так, армянские источники называют «царей лезгин» применительно к IV—V вв. и даже ранее. Однако наибольшее число данных о политической структуре Дагестана связано с периодом иранских шахов Сасанидов (III—VII вв.), с которыми связывают и возникновение местных княжеств, и построение Дербентской крепости. В центральном Предкавказье, а периодически и на более обширных пространствах уже на рубеже н.э. возник Аланский союз, который был разгромлен гуннами, но возродился после падения Гуннской державы. Западная часть северного Предкавказья к югу от реки Кубань была издревле населена предками адыгов. Источники называли их либо кашаками (касогами), либо зиками. Термин «черкесы» — поздний, из иранских языков и означает просто воин (чере-кес, где «чери» — войско, а «кес» — человек). Адыгские (кашакские) племена были в раннее средневековье едва ли не самым многочисленным народом Кавказа, уступая, возможно, порой только аланам. Они всегда были раздроблены и враждовали не только с соседями, но и друг с другом. Вот что писал о них ал-Масуди: «За царством алаи находится народ, называемый кашак, живущий между горой Кабх и Румским (Черным) морем. Народ этот исповедует веру магов (т.е. язычников). Среди племен тех мест нет народа более изысканной наружности, с более чистыми лицами, нет более красивых мужчин и более прекрасных женщин, более стройных, более тонких в поясе, с более выпуклой линией бедер и ягодиц. Наедине их женщины, как описывают, отличаются сладостностью... Аланы более сильны, чем кашаки... Причина их слабости по сравнению с аланами в том, что они не позволяют поставить над собой царя, который объединил бы их. В таком случае ни аланы, ни какой другой народ не смогли бы их покорить». Известия о кашаках X в. говорят об оживленной торговле их с Малой Азией через Трапезунд. В X в. кашаки столкнулись с русами в районе Тамани. Это случилось при Святославе, который, готовясь к борьбе с Византией, разгромил союзников последней — хазар и закрепился на Таманском полуострове, где русским опорным пунктом надолго стала старая крепость Матарха, которую русские называли Тмутаракань. Владимир, сын Святослава, передал Тмутаракань одному из своих сыновей — Мстиславу, который позже в борьбе с братом Ярославом подчинил себе все русские земли по левую сторону Днепра. На Руси существовали сказания о войнах Мстислава, по своим нравам напоминавшего своего деда Святослава, с касогами и единоборстве русского князя с касожским богатырем Редедей, которого Мстислав зарезал перед рядами касожскими. Очевидно, Мстиславу удалось подчинить себе еще какую-то часть кашакских племен, поставлявших ему храбрых воинов. Затем степь заполонили половцы, отрезав Северный Кавказ от Руси. Тмутараканское княжество как-то незаметно исчезло в начале XII в. Усилились аланы и Грузия. Часть кашаков вынуждена была признать власть алан, и последние даже в XII в. закрепились в некоторых причерноморских крепостях на территории нынешнего Краснодарского края. Прибрежные кашаки, очевидно, признавали и власть грузинских царей, в XI—XII вв. тесно связанных с аланами. Внесло изменение и появление на восточном берегу Черного моря итальянских (в основном генуэзских) торговых факторий, которые стали возникать по договорам с Византией уже в середине XII в. В это время в районе Керчинского пролива известен и город Росия, очевидно, связанный с какой-то уцелевшей русской колонией в этих местах. На Центральном Кавказе доминировали аланы или осы (осетины). О вейнахах (предках чеченцев и ингушей) мы почти ничего не знаем. Они упоминаются в «Армянской географии» VII в., а также под названием «дурдзуки» в грузинских летописях. Аланы же упоминаются на Кавказе с начала н.э, хотя пришли они сюда, несомненно, раньше, вместе с прочими сарматскими племенами. Аланский союз был разгромлен гуннами, но возродился после распада империи Аттилы. Долгое время аланы были верными союзниками хазар в их борьбе за гегемонию на Кавказе. Уже в силу этого они являлись врагами арабов и союзниками Византии. От Византии к аланам рано проникло христианство, хотя официально аланский царь стал христианином где-то в начале X в., после чего возникла и Аланская митрополия. Это, однако, вызвало недовольство хазар, и после неудачной войны с последними аланы вынуждены были официально отречься от христианства. После разгрома хазар Святославом ситуация изменилась, аланская знать вернулась в лоно христианской церкви. Когда это случилось, точно неизвестно, но поскольку в конце X в. Аланская епархия занимала в списке подчиненных Константинополю епископств 61-е место вслед за Русью, это, очевидно, произошло где-то в 90-х годах X в. В XI—XII вв. Алания находилась в тесных отношениях с Грузией. Грузинские и аланские правители часто роднились друг с другом. Известно, что вторым мужем царицы Тамар был аланский царевич Давид Сослан, мать которого была грузинка. Поэтому в XI—XII вв. в Алании переплетаются и византийское, и грузинское влияние, особенно в архитектуре сохранившихся церквей. Возникло на греческой основе и аланское письмо, от которого до наших дней дошли лишь жалкие остатки. Однако ареал сношений правителей Алании был еще шире и доходил до Северо-Восточной Руси — жена Всеволода Большое Гнездо была аланка. Алания XI—XII вв. выглядит как довольно сильное, хотя и не вполне централизованное государство. Власть царей была ограничена знатью или ос-богатарами, как их называют источники. Столицей Алании был город Магас (буквально Большой, Великий). Его точное местоположение неизвестно, хотя он упоминается даже китайскими источниками в связи с походами монголов. Больше всего мы знаем о народах и ранних политических объединениях на территории Дагестана, который издавна был тесно связан через Закавказье с Ираном и семитскими цивилизациями Передней Азии. Здесь же в самом узком месте, где горы ближе всего подходят к Каспийскому морю, находился наиболее удобный проход на север в Предкавказье, известный под иранским названием Чола или Чора (узкое ущелье). Контроль над ним издревле был важен не только для небольших государств Восточного Закавказья, но и для мощных ближневосточных империй, типа Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской. Заинтересованы были в укреплении этого прохода и Рим, а затем Византия, которые в период их мирных отношений с Ираном даже вкладывали средства для возведения и поддержания здесь в должном порядке укреплений. Археологические изыскания показывают, что древнейшие оборонительные сооружения здесь появились еще в VIII—VII вв. до н.э., т.е. были, очевидно, воздвигнуты местным населением против двигавшихся с севера скифов. Особое внимание этому району уделяли иранские Сасаниды (III—VII вв.), при которых в V—VI вв. и были воздвигнуты те мощные крепость и стены, что в основе сохранились до наших дней, получив уже тогда иранское название Дербент (Закрытые ворота). В период арабо-хазарских войн Дербент обычно находился под арабской властью и халифы уделяли огромное внимание поддержанию и ремонту его укреплений. Сюда с VII—VIII вв. переселялись и арабы, даже в XII в. их потомки сохраняли свой язык. Естественно, сюда в первую очередь проникал и ислам. Однако проникновение ислама в горные районы шло очень медленно. и население горного Дагестана исповедовало либо местные языческие культы, связанные с поклонением силам природы, либо христианство. Последнее проникло в Дагестан из Кавказской Албании и Грузии и еще в IX—X вв. и даже позже занимало прочные позиции у аварцев, лезгин и других дагестанских аборигенов. Вместе с тем о глубоком проникновении христианства в народную среду здесь, как и на остальном Северном Кавказе, вряд ли можно говорить. К примеру, крупнейшим политическим объединением Дагестана в IX—XII вв. была так называемая страна владетеля золотого трона («сахиб сарир аз-захаб»), чаще всего именуемая, не совсем верно, в литературе Сарир. Мнения о ее пределах расходятся. Большинство исследователей считает, что это область аварцев, которые известны и под последним названием и как хундзы (в грузинских источниках). Однако можно предполагать, что под властью «владетеля золотого трона» находились и другие части горного Дагестана (области лакцев и, возможно, частично, даргинцев и даже лезгин). Сам титул «сахиб сарир аз-захаб» происходит от легенды, по которой некий сасанидский правитель пожаловал или подарил этот трон одному из владетелей Дагестана. В IX—X вв. глава этого государства и его окружение были христиане, а остальное население — язычники. Кроме Сарира известны и другие политические объединения (Гумык, Хайтак и т.д.). Заметим, что и в древности, и в средние века Дагестан, особенно южный, был органически связан с северо-восточной частью нынешнего Азербайджана (Ширвана). Последний населяли родственные лезгинам и аварцам племена, которые очень поздно (в XVI—XVII вв.) были тюркизированы. Эту органическую связь Дагестана с Ширваном отчетливо видел местный историк Бакиханов (XIX в.), написавший исторический труд, посвященный именно прошлому Ширвана и южного Дагестана (одно из первоначальных его названий и было «История Дагестана»). Труд был написан Бакихановым на двух языках — персидском и русском. Хотя Бакиханов был потомком бакинских ханов, рассматривать его как историка только азербайджанского нет оснований. До X в. значительная часть северного Дагестана находилась под хазарской властью, против которой боролись местные племена и арабы. Уже в середине X в. здесь отмечается определенное влияние Руси (поход на Бердаа совместно с лезгинами и аланами). Позже, с возникновением русского владения на Тамани, контакты русов с народами Кавказа еще более усиливаются, очевидно, нося разное содержание. В 80-х годах отмечается присутствие русов в качестве союзников одной из борющихся групп в Дербенте, где, судя по остаткам местных летописей, русы были хорошо известны. А в 30-х годах XI в. русы совершают походы в Восточное Закавказье и даже овладевают крупнейшим там городом Байлаканом (опять-таки в союзе с определенными местными силами). Это, несомненно, было связано с деятельностью Мстислава Владимировича (см. ниже). В XII в. с усилением Грузии укрепляется и ее престиж в Восточном Закавказье, куда грузинские цари совершают походы до Дербента. Однако о закреплении их там на сколько-нибудь продолжительное время известий нет. Тем не менее лозунг «Грузия от Никопсы до Дербента» (Никопса находилась приблизительно в районе нынешней границы Грузии и Российской Федерации) возник именно в XII—XIII вв. и позже был весьма популярен в определенных политических кругах Грузии (в частности, в период меньшевистского правительства 1918—1921 гг.).Оглавление

www.protown.ru

Н.С.Трубецкой "О народах Кавказа" » Военное обозрение

Трубецкой Николай Сергеевич (1890-1938) - один из наиболее универсальньных мыслителей русского зарубежья, крупнейший лингвист, филолог, историк, философ, политолог. Родился в 1890 году в Москве в семье ректора Московского университета, известного профессора философии С.Н.Трубецкого. Семья, носившая древнюю княжескую фамилию, принадлежала к роду Гедиминовичей, среди которых были такие выдающиеся деятели России, как боярин и дипломат Алексей Никитич (ум. в 1680), фельдмаршал Никита Юрьевич (1699-1767), соратник Н.И.Новикова писатель Николай Никитич (1744-1821), декабрист Сергей Петрович (1790-1860), религиозные философы Сергей Николаевич (1862-1905) и Евгения Николаевич (1863-1920), скульптор Павел (Паоло) Петрович (1790-1860). Атмосфера семьи, представлявшей собой один из интеллектуально-духовных центров Москвы, благоприятствовала пробуждению ранних научных интересов. Еще с гимназических лет Н.Трубецкой всерьез начинает заниматься этнографией, фольклористикой, языкознанием, а также историей и философией. В 1908 году поступил на историко-филологический факультет Московского Университета, посещая занятия по циклу философско-лсихологического отделения и затем по отделению западноевропейских литератур. В 1912 году закончил первый выпуск отделения сравнительного языковедения и был оставлен на университетской кафедре, после чего командировался в Лейпциг, где изучал доктрины младограмматической школы.

Вернувшись в Москву, опубликовал ряд статей по северокавказской фольклористике, проблемам финно-угорских языков и славяноведению. Был активным участником Московского лингвистического кружка, где наряду с вопросами языкознания вместе с учеными и литераторами серьезно изучал и разрабатывал мифологию, народоведение, этнографию, историю культуры, близко подходя к будущей евразийской теме. После событий 1917 года успешная университетская работа Н.Трубецкого прервалась и он уехал в Кисловодск, а затем некоторое время преподавал в Ростовском университете. Постепенно пришел к выводу, что праславяне в духовном плане были более тесно связаны с Востоком, нежели с Западом, где, по его мнению, контакты осуществлялись прежде всего в области материальной культуры.

В 1920 году Н.Трубецкой покидает Россию и переезжает в Болгарию, и начинает научно-преподавательскую деятельность в Софийском университете в качестве профессора. В этом же году он выпускает свой известный труд "Европа и человечество", вплотную подводящий его к выработке евразийской идеологии. В дальнейшем деятельность Н.Трубецкого развивалась по двум направлениям: 1) сугубо научная, посвященная филологическим и лингвистическим проблемам (работа Пражского кружка, сделавшегося центром мировой фонологии, затем годы исследований в Вене), 2) культурно-идеологическая, связанная с участием в евразийском движении. Н.Трубецкой сближается с П.Н.Савицким, П.П.Сувчинским, Г.В.Флоровским, публикуется в "Евразийских временниках" и "хрониках", периодически выступает с докладами в различных городах Европы. В разработке евразийских идей к основным заслугам Н.Трубецкого можно отнести его концепцию "верхов" и "низов" русской культуры, доктрину "истинного национализма" и "русского самопознания".

В силу своих психологических особенностей Н.Трубецкой предпочитал политике спокойную, академическую работу. Хотя ему приходилось писать статьи в жанре политической публицистики, он избегал прямого участия в организационно-пропагандистской деятельности и сожалел, когда евразийство сделало уклон в политику. Потому в истории с газетой "Евразия" он занял однозначно-непримиримую позицию по отношению к левому крылу движения и вышел из евразийской организации, возобновив публикации в обновленных изданиях лишь через несколько лет.

Последние годы своей жизни Н.Трубецкой жил в Вене, где работал профессором славистики в Венском университете. После аншлюса Австрии подвергся притеснениям со стороны гестапо. Значительная часть его рукописей была изъята и впоследствии уничтожена. По свидетельству Л.Н.Гумилева, получившего эту информацию от П.Н.Савицкого, Н.Трубецкого не арестовали только потому, что он был "князь, аристократ, но в квартире его производились неоднократные, причем весьма грубые, обыски, повлекшие за собой инфаркт миокарда и раннюю смерть". 25 июля 1938 года в возрасте 48 лет Н.Трубецкой скончался.

Статья написана в 1925г.

Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их.Пс. 117, 10

В Закавказье имеются: армяне, которые всегда были и будут придерживаться русской ориентации, каково бы ни было русское правительство. Серьезного армянского сепаратизма быть не может. С армянами всегда легко сговориться. Но ставка на армян была бы ошибкой. Сильные экономически, сосредоточивая в своих руках руководство всей экономической жизнью Закавказья, они в то же время обладают всеобщей антипатией, доходящей до ненависти у своих соседей. Солидаризировать себя с ними значило бы навлечь на себя эту антипатию и ненависть. Пример политики предреволюционного периода, приведший в конце концов к тому, что русские остались с одними армянами и восстановили против себя все прочие национальности Закавказья, должен послужить уроком. К тому же армянский вопрос есть до известной степени вопрос международный. Отношение русского правительства к армянам на Кавказе должно быть скоординировано с отношениями между Россией и Турцией.

Грузины со времен Февральской революции добились признания прав, по крайней мере, на автономию, и эти права оспаривать у них невозможно. Но вместе с тем, поскольку это положение дает повод к возникновению грузинского сепаратизма, всякое русское правительство обязано с ним бороться. Коли Россия желает сохранить бакинскую нефть (без которой вряд ли возможно удержание не только Закавказья, но и Северного Кавказа), она не может допустить самостоятельной Грузии. Трудность и сложность грузинской проблемы заключается именно в том, что не признать известной доли самостоятельности Грузии теперь уже практически невозможно, а признать полную ее политическую независимость не допустимо. Здесь должна быть выбрана известная средняя линия, притом такая, которая не давала бы повод развитию в грузинской среде русофобских настроений… Следует усвоить и то положение, что грузинский национализм принимает вредные формы только постольку, поскольку он проникается известными элементами европеизма. Таким образом, правильное решение грузинского вопроса может быть достигнуто лишь при условии возникновения истинного грузинского национализма, то есть особой грузинской формы евразийской идеологии.

Азербайджанцы по своей численности представляют наиболее важный элемент Закавказья. Национализм у них развит сильно, и из всех народов Закавказья они наиболее постоянны в своих русофобских настроениях. Эти русофобские настроения идут рука об руку с настроениями туркофильскими, питаемыми панисламистскими и пантуранскими идеями. Экономическое значение их территории (с бакинской нефтью, нухинским шелководством и муганскими хлопковыми плантациями) настолько велико, что отделение их допустить невозможно. это же время какую-то, притом довольно значительную дозу самостоятельности за азербайджанцами признать необходимо. Решение и тут зависит в значительной мере от характера азербайджанского национализма, и ставит как задачу первостепенной важности создания национально-азербайджанской формы евразийства. Против панисламизма должно быть в данном случае выдвинуто утверждение шиизма.

Три национальные проблемы Закавказья (армянская, грузинская и азербайджанская) переплетаются с проблемами внешней политики. Туркофильская политика могла бы толкнуть армян в сторону английской ориентации. Тот же результат получился бы и при ставке на азербайджанцев. Англия, во всяком смысле, будет интриговать в Грузии, понимая, что независимая Грузия неминуемо станет английской колонией. И в связи с неизбежностью этой интриги, в Грузии невыгодно делать армян англофилами и усиливать, таким образом, почву для английской интриги в Закавказье. Но и ставка на армян повела бы к туркофильской ориентации азербайджанцев и к русофобскому настроению Грузии. Все это следует учитывать при установлении отношений с народностями Закавказья.

Сложность национального вопроса в Закавказье усугубляется тем, что отдельные национальности враждуют между собой. Часть поводов к вражде устраняется при куриально-многопарламентской системе и связанной с ней техникой управления. При этой системе возможно, например, в целом ряде сторон жизни дифференцировать управление не по территории, а по национальностям, что ослабляет остроту споров по принадлежности к той или иной автономной единице областей со смешанным населением. Так, например, вопрос о языке преподавания в школах в таких областях теряет всю свою остроту: в одной и той же местности существуют школы с разными языками, на которых ведется преподавание, и каждая из таких школ находится в ведении соответствующего национального совета народного просвещения. Но, разумеется, есть ряд сторон жизни, где управление естественным образом должно строиться по территориальному, а не по национальному принципу. Не только старое деление на губернии, основанное на случайных и часто искусственных признаках, но и деление на три основные области (Грузия, Армения, Азербайджан) должно быть упразднено. Закавказский улус должен прочно делиться на мелкие округа, более или менее соответствующие прежним уездам с той лишь разницей, что границы этих округов должны быть точнее пригнаны к этнографически-историческим, бытовым и экономическим границам.

Древний девиз империалистической государственности «Разделяй и властвуй» применим только там, где государственная власть или правящая нация имеет дело с враждебным инородческим населением. Там, где задачей государственной власти является создание органического объединения туземного населения с правящей нацией для совместной работы, этот принцип не применим. Поэтому и на Кавказе не следует стараться углублять трения и противоречия между отдельными национальностями. При всем многообразии оттенков демократической культуры и быта в разных областях Грузии, она все-таки представляет некоторое этнографическое целое, которое нельзя искусственно делить на части. Грузинский язык, как язык церкви и литературы, издревле был общим языком образованных классов Грузии, Мингрелии и Сванетии. Допуская наряду с этим существование мингрельского и сванского языка и не препятствуя развитию на этих языках литературы, следует всемерно сопротивляться искусственному созданию каких-то новых, исторически недостаточно оправданных, самостоятельных и самостийных (по отношению к Грузии) национальных единиц.

Из вышеизложенного, однако, еще не следует, что можно поощрять стремление более крупных народов поглощать более мелкие. Такие стремления существуют в некоторых пограничных областях между Закавказьем и Северным Кавказом: наблюдается стремление огрузинить Абхазию и Южную Осетию, отатарить южные округа Дагестана и Закатальский округ. Так как в этих случаях речь идет о деформации определенного национального облика, то с этим явлением следует бороться путем поддержки национального сопротивления соответствующих народностей.

Стремясь не допускать отделение окраин, следует учитывать все психологические факторы, питающие сепаратистские стремления окраин. При этом нельзя не заметить, что в простом народе такие стремления вовсе не развиты или развиты очень слабо, а главной носительницей сепаратистских стремлений является местная интеллигенция. Немаловажную роль в психологии этой интеллигенции играет принцип «лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Часто сфера деятельности какого-нибудь министра самостийной республики, заменявшей прежнюю губернию, ничем не отличается от сферы деятельности прежнего губернского чиновника. Но министром называться более лестно, и, потому, министр держится за самостийность своей республики. При переходе губернии на положение независимого государства неизбежно создается целый ряд новых должностей, на которые попадают местные интеллигенты, прежде вынужденные либо довольствоваться мелкими должностями своей губернии, либо служить за пределами этой губернии. Наконец, самостийничество процветает особенно в таких областях, где местная интеллигенция сравнительно малочисленна и поэтому прежде главный контингент чиновников составлялся из элементов пришлых: при изгнании пришлого элемента, попавшего в разряд «иностранных подданных», в молодой республике начинает ощущаться недостаток в интеллигентных силах и каждому местному интеллигенту очень легко делать карьеру. Самостийничество сплошь и рядом является «классовым» движением местной интеллигенции, чувствующей, что она как класс от самостийности получил выгоду. Но, разумеется, эту классовую природу самостийничества местная интеллигенция тщательно скрывает и маскирует ее «идеями»: спешно изобретают «исторические традиции», местная национальная культура и проч. Несомненно, что население данной области скорее терпит ущерб от такой классово-интеллигентской самостийности. Ведь вся эта самостоятельность направлена, с одной стороны, к искусственному повышению спроса на интеллигентный труд, на увеличение числа людей, получающих казенное жалование и живущих, таким образом, за счет налогов с населения, а с другой, к установлению конкуренции интеллигентов из других областей, к уменьшению поля соревнования, а следовательно, к понижению качества местного чиновничества. Естественно поэтому простой народ часто относится враждебно к самостийным стремлениям местной интеллигенции и проявляет централистские стремления, на которых, например, большевики, безусловно, сыграли при ликвидации независимости разных республик Закавказья.

На Северном Кавказе имеются кабардинцы, осетины, чеченцы, мелкие народности (черкесы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, кумыки, турухмены и калмыки, наконец, казаки).

Кабардинцы и осетины всегда довольно твердо держались русской ориентации. Большинство мелких народностей в этом отношении не представляют особых трудностей. Определенно русофобами на Северном Кавказе являются только чеченцы и ингуши. Русофобство ингушей вызвано тем, что после покорения Кавказа русскими, набеги и разбой, составляющие всегда главное занятие ингушей, стали строго караться; между тем к другим занятиям ингуши перейти не могут, отчасти в силу атавистической непривычки к ручному труду, отчасти в силу традиционного презрения к работе, которая считается делом исключительно женским. Древний восточный правитель типа Дария или Навуходоносора просто подверг бы это маленькое разбойничье племя, мешающее спокойной и мирной жизни не только русских, но и всех других своих соседей, поголовному уничтожению, или вывел бы его население куда-нибудь подальше от их родины. Если такое упрощенное решение вопроса откинуть, то остается только стараться путем постановки народного образования и усовершенствования сельского хозяйства разрушить старые условия быта и традиционное пренебрежение к мирному труду.

Чеченский вопрос несколько сложнее. Так как, во-первых, чеченцев в пять раз больше, чем ингушей, во-вторых, чеченское русофобство вызвано тем обстоятельством, что чеченцы считают себя материально обойденными: лучшие их земли забраны казаками и русскими поселенцами и на их земле разрабатывается грозненская нефть, от которой они никаких доходов не получают. полной мере эти притязания чеченцев удовлетворить, конечно, невозможно. Добрососедские отношения, однако, установить необходимо. Сделать это можно опять-таки путем постановки народного образования, поднятия уровня сельского хозяйства и вовлечения чеченцев в общую с русскими экономическую жизнь.

По своему социальному строю народы Северного Кавказа делятся на две группы: народы с аристократическим строем (кабардинцы, балкарцы, часть черкесов, осетины) и народы с демократическим строем (часть черкесов, ингуши и чеченцы). первой группе высшим авторитетом пользовались, с одной стороны, старики, с другой — мусульманское духовенство. Большевики систематически работают над разрушением того и другого социального строя. Если они в этом деле преуспевают, то народы северного Кавказа окажутся лишенными таких групп и классов, которые были бы авторитетны в глазах масс. Между тем по свойствам своих характеров народы эти без водительства таких авторитетных групп превращаются в дикие шайки разбойников, готовых пойти за любым авантюристом.

Северный Кавказ включает в себя и казачьи области — Терскую и Кубанскую. Терской области особого казачьего вопроса нет: казаки и иногородние живут дружно, сознавая себя как единую нацию, противопоставляемую инородцами. Наоборот, в Кубанской области казачий вопрос стоит очень остро. Казаки и иногородние враждуют друг с другом.

На востоке и на западе Кавказа имеются области, которые нельзя вполне причислить ни к Закавказью, ни к Северному Кавказу: на Востоке это — Дагестан, на Западе — Абхазия.

Положение Дагестана таково, что ему необходимо даровать очень широкую автономию. Вместе с тем Дагестан малооднароден как по своему этническому составу, так и по своему историческому делению. До завоевания русскими Дагестан делился на целый ряд мелких ханств, совершенно независимых друг от друга и неподчиненных никакой верховной власти. Традиции этого прежнего дробления сохранились в Дагестане и по сие время. Административному объединению Дагестана сильно мешает отсутствие общего языка. прежнее время дело доходило до того, что официальная переписка и делопроизводство велись на арабском языке, и на том же языке издавались русские правительственные объявления. Туземных языков слишком много: в Андийском округе на протяжении 70 верст по течению Андийского Койсу говорят на 13 различных языках; всего туземных языков в Дагестане около 30. Существует несколько «международных» языков, служащих для сношения горцев различных аулов между собой. Таковыми являются языки аварский и кумыкский в северной и азербайджанский в южной части Дагестана. Очевидно, официальным языком следует сделать именно один из таких “международных”. Однако далеко не безразлично, какой именно из языков выбрать для этой цели. Кумыкский язык является «международным» почти всего Северного Кавказа (от Каспийского моря до Кабарды включительно), азербайджанский господствует в большей части Закавказья (кроме Черноморского побережья) и, кроме того, в Турецкой Армении, Курдистане и в Северной Персии. Оба эти языка — тюркские. Надо иметь в виду, что при интенсификации экономической жизни пользование «международными» языками приобретает такое значение, что вытесняет туземные языки: многие аулы южных округов Дагестана уже совершенно «обазербайджанились». Вряд ли в интересах России допускать такую тюркизацию Дагестана. Ведь если весь Дагестан тюркизируется, то получится сплошная масса тюрков от Казани до Анатолии и Северной Персии, что создаст самые благоприятные условия для развития пантуранских идей с сепаратистским, русофобским уклоном. Дагестан должен быть использован как естественный барьер на пути тюркизации этой части Евразии. северных и западных округах Дагестана дело обстоит сравнительно просто. Здесь следует признать официальным языком аварский, являющийся и без того родным языком для населения Гунибского и Хунзакского округов и международным языком для Андийского, Казикумухского, частью Даргинского и частью Закатальского округов. Следует поощрять развитие аварской литературы, прессы, ввести этот язык во все низшие школы перечисленных округов, а также в соответствующие средние училища как обязательный предмет.

Сложнее дело обстоит в прочих частях Дагестана. Из всех южнодагестанских племен самое большое — кюринское, занимающее почти весь Кюринский округ, восточную половину Самурского и северную часть Кубинского уезда Бакинской губернии. Из всех нетюркских туземных языков этой части Дагестана кюринский язык самый простой и легкий, он близко родствен некоторым другим туземным языкам того же района. Поэтому его можно было бы сделать для этой части Дагестана «международным» и официальным. Таким образом, Дагестан в языковом отношении оказался бы поделенным между двумя туземными языками — аварским и кюринским.

Абхазии следует признать официальным языком абхазский, поощрять развитие абхазской интеллигенции и внушить ей сознание необходимости борьбы с грузинизацией.

topwar.ru