Древняя русская литература презентация. Презентация по литературе "Древнерусская литература (обзор)"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация - Что такое древнерусская литература? Древняя русская литература презентация


Презентация «Древнерусская литература»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Древнерусская литератураУроки литературы в 9 классеАвтор: Чванова Инна Николаевна, учитель русского языка и литературы

Слайд 2

2Д.С.Лихачев «Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе Родины»

Слайд 3

ПерунХристиане и язычникиСвержение идола Перуна

Слайд 4

В 988 году Русь принимает христианство

Слайд 5

История возникновения:Древнерусская литература возникла примерно в 11в. и развивалась в течение семи веков. Зарождению литературы способствовало возникновение письменности. Письменность существовала задолго до принятия христианства на Руси (до 988 г.) После крещения Руси развитие письменности, а значит и литературы, пошло гораздо быстрее.

Слайд 6

Древнерусская литература прошла многовековой путь развития . Ее истоки восходят к концу X века и первым годам XI столетия. Древнерусская литература существовала и развивалась на протяжении семи веков. Выделяют шесть периодов развития древнерусской литературы.

Слайд 7

Шесть периодов развития древнерусской литературы. 1. XI век – первая треть XIIвека. 2. Вторая треть XII – первая треть XIIIвека. 3. Вторая треть XIII – конец XIVвека. 4. Конец XIV – XVвек. 5. Конец XV – XVI век. 6. XVII век.

Слайд 8

Древнерусская литература XI - первой трети XII века «Повесть временных лет» Создание славянской азбуки. Смерть Олега. Смерть Игоря и месть Ольги. Сказание о Белгородском киселе. Сказание о Кожемяке. «Поучение» Владимира Мономаха. «Слово о погибели русской земли». «Слово о Законе и Благодати»

Слайд 9

Древнерусская литература второй трети XII - первой трети XIII века «Слово о полку Игореве» Киево – Печерский патерик «Слово» Кирилла Туровского «Моление» Даниила Заточника

Слайд 10

Древнерусская литература второй трети XIII - конец XIV века Третий период связан с монголо – татарским нашествием и борьбой с ним. Господствует героическая тема и вера в национальное возрождение. «Повесть о разорении Рязани Батыем» «Задонщина» Нашествие хана Батыя на Русь.

Слайд 11

Древнерусская литература конца XIV - XV века Четвёртый период – время подъёма национального самосознания, формирования нравственного идеала. Это нашло отражение в житиях святых, написанных Епифанием Премудрым. «Житие Сергия Радонежского»

Слайд 12

Древнерусская литература конца XV – начала XVI векаПятый период – эпоха Московского централизованного государства. Происходит слияние областных литератур в общерусскую. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» «Хождение за три моря» «Домострой»

Слайд 13

Литература XVII века. Время столкновения старых и новых принципов письма. «Повесть о Шемякином суде» «Повесть о Горе – Злочастии» «Житие протопопа Аввакума» Автограф «Жития Аввакума» с припиской старца Епифания.

Слайд 14

Отличительные черты: Книга была рукописная. Автор в большинстве произведений отсутствовал. Литература делилась на 1) церковную и светскую 2) переводную и оригинальную

Слайд 15

Слайд 16

ПсалтырьТак выглядели первые книгиБерестяная грамота

Слайд 17

Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбукиКириллица

Слайд 18

ДРЕВНЕРУССКИЕ КНИГИ

Слайд 19

Деяния человеческие сохраняются в камне, в дереве, в красках. И все они становятся объектом пристального внимания историка, изучающего культуру, а в ней – искусство, ремесла, литературу, книгу…

Слайд 20

Слайд 21

Книга как таковая пришла на Русь вместе с христианством. Письменность русскими была воспринята от соседней Болгарии – страны, принявшей крещение на сто с лишним лет раньше Руси.   В Болгарии уже были славянские церковные книги. В то время древнеболгарский и древнерусский  языки были столь близкими, что переводить болгарский на русский не было необходимости.Куприяновские или Новгородские листки. Евангелие апракос X-XI в. (?). Среднеболгарский извод (?). Фрагмент

Слайд 22

До изобретения печатного станка все книги были рукописными. Писались они в ту пору на пергаменте, а иногда на бересте, уставом  или полууставом птичьими перьями.Образцы полуустава кириллицы (Евангелие «Ананьинское», конец XVI – начало XVII в.) и глаголицы (Зографское Евангелие, XI в.)

Слайд 23

Начало каждой главы в книге – ее заглавие и первые строки текста – выписывались киноварью - красной краской, а иногда золотились, украшались многоцветными инициалами. С тех пор в нашем языке и осталось понятие «красная строка».Страница, написанная уставом. Остромирово Евангелие, 11 век

Слайд 24

Книга тщательно переплеталась. Обложки были деревянные, обтянутые кожей. Прочтешь книгу от начала до конца и поймешь, откуда появилось выражение «прочитать книгу от доски до доски».Геннадиевская Библия

Слайд 25

Летописи свидетельствуют, что на Руси в церквях «клети исполнены книгами», в кельях монастырей «ничего не видно, кроме икон и книг», а в каждом боярском тереме есть «крестовая палата», а в ней под иконами-образами - книги.Крестовая палата - Московский Кремль

Слайд 26

Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией. Все рукописные книги – незаменимые свидетели эпохи, основной и достоверный источник изучения отечественной культуры.Евангелие апракос полный. 1362 г. Новгород. Писец Микула

Слайд 27

Остромирово ЕвангелиеОстромирово Евангелие – древнейшая точно датированная книга, написанная кириллицей.

Слайд 28

Оно написано в 1056 — 1057 гг. на пергамене, содержит 294 листа красивого уставного письма в два столбца, 3 красочные миниатюры, яркие заставки и многочисленные разнообразные инициалы.Остромирово Евангелие 1057 г., лист 245б

Слайд 29

Сведения о происхождении Остромирова Евангелия содержатся в самой этой книге и подтверждаются историческими источниками: переписчиком его был дьякон Григорий, а заказчиком – новгородский посадник Остромир. Отсюда и происходит название Евангелия – Остромирово.Остромирово Евангелие 1057 г., лист 271 б

Слайд 30

Изборник СвятославаВторая по древности (после Остромирова Евангелия) дошедшая до нас датированная рукопись (1073 г.) - Изборник, принадлежавший киевскому князю Святославу Изяславичу.

Слайд 31

Это русский список с болгарской рукописи X в. Изборник носит энциклопедический характер. Он содержит выдержки из Священного Писания и творений святых отцов церкви, философские и естественнонаучные тексты. Рукопись написана уставом на пергаменте, над ней трудилось двое писцов.Изборник Святослава. Фронтиспис с изображением мирообъемлющего храма

Слайд 32

Заглавная страница из Изборника 1073гИзборник Святослава. Рисунки на полях

Слайд 33

Геннадиевская БиблияДля каждого народа создание полного Библейского кодекса на родном языке – важная веха в истории культуры. Для России этой вехой стал 1499 год. Именно в тот год в Великом Новгороде была успешно завершена огромная работа по составлению первого на Руси полного рукописного свода всех библейских текстов на славянском языке, то есть первой полной славянской Библии.

Слайд 34

Эта работа проводилась по инициативе архиепископа Новгородского Геннадия. Поэтому в науке книга получила название Геннадиевская Библия.

Слайд 35

Геннадиевская Библия — высочайший образец книжного искусства своего времени. Она написана на высококачественной бумаге, имеет 1002 листа, размер которых – 33 на 23, 5 см.

Слайд 36

1) переводные;2) оригинальные (с XI века).Жанры древнерусской литературы

Слайд 37

Слайд 38

Жанры древнерусской литературы.Летопись - повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам»,то есть в хронологической последовательности. Поучение - проникновенная беседа о духовных ценностях. Повесть - повествует о важнейших исторических событиях. Хождение – повествует о далёких путешествиях. Житие - описание подвигов и добрых дел святых. Слово - образец торжественного красноречия.

Слайд 39

БогоматерьХождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли или приключения«Хождение Богородицы по мукам»Хождение

Слайд 40

Житие – описание жизни святогоПротопоп АввакумПетр и Феврония МуромскиеСергий РадонежскийЖитие

Слайд 41

ЖитиеЖитие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков. Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба.

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

По легенде, за несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Предание гласит, что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на ней.

Слайд 45

Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час — 25 июня 1228 года.

Слайд 46

Погребены были св. супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иоанном Грозным в 1553 году. После революции, в 1921 году, мощи были увезены в местный музей. С 1992 года мощи открыто почивают в соборном храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме. В память о святых супругах установлен день Петра и Февронии.

Слайд 47

Повесть написана в 16 веке Ермолаем – Еразмом (Ермолай Прегрешный). Повесть относится к жанру «жития». «Житие» - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого. Композиция жития: Рождение святого. Жизнь святого в родительском доме. Решение служить Богу. Уход из родительского дома. Одинокая жизнь в лесу, служение Господу, приход других отшельников и основание монастыря. Прижизненные чудеса. Смерть святого. Посмертные чудеса.

Слайд 48

Летописи – погодные (по «летам» по «годам») записи. В летописях ученые монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год«Повесть временных лет»Летопись

Слайд 49

49Летописание началось на Руси в XI веке.

Слайд 50

Что такое летопись.«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». А.С. ПушкинЛетопись – это исторический жанр древнерусской литературы 11 – 17 вв. Летопись представляет собой запись событий, вносимую год за годом, по мере их происшествия.

Слайд 51

Как создавались летописи.Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.При каждом монастыре был свой летописец. На основе первичных летописей составлялись летописные своды.

Слайд 52

«Повесть временных лет»Нестор - первый русский летописец. «Повесть временных лет» — первая русская летопись начала XIIвека.

Слайд 53

53

«Повесть временных лет»Монах Нестор

Слайд 54

Слайд 55

В 1073 году монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий ,используя «Древнейший Киевский свод»,составил «Первый Киево-Печерский свод».В результате нескольких переработок возникает летописный свод ,который мы сейчас называем «Повесть временных лет.Она нам известна по более поздним летописным сводам Лаврентьевской и Ипатьевской летописям

Слайд 56

«Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля,кто в Киеве нача первее княжити ,и откуду Руская земля стала есть…»

Слайд 57

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» – древнерусская летопись, созданная в 1110-х. Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу, объединены по годовым, или «погодичным», статьям (их также называют погодными записями). «Погодичные статьи», в которых объединялись сведения о событиях, произошедших в течение одного года, начинаются словами «В лето такое-то…» («лето» в древнерусском языке означает «год»)..

Слайд 58

Самый ранний дошедший до нашего времени список Повести временных лет относится к 14 в. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377. Другой древнейший список Повести временных лет сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи (сер. 15 в.).

Слайд 59

Лаврентьевский летописец

Слайд 60

Лаврентьевская летопись Рукопись «Повести временных лет» — древнейшего летописного свода — начертанная рукой самого Нестора-летописца, к сожалению, не сохранилась. Сохранились только 118 листов в Новгородской летописи XIII века. Впоследствии летопись Нестора многократно переписывалась и распространялась по другим городам Руси. Наконец, в 1377 году по заказу великого князя Суздальского Димитрия монах по имени Лаврентий переписал летописный свод 1305 года. Именно эта летопись сохранилась до наших дней. Первая страница Лавреньевской летописи 1377 г.

Слайд 61

Слайд 62

Страницы из «повести временных лет»

Слайд 63

Основные события в Повести временных лет – войны (внешние и междоусобные), основание храмов и монастырей, кончина князей и митрополитов – глав русской церкви.В состав Повести временных лет также включаются предания. Например – рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа.

Слайд 64

Слайд 65

Слайд 66

Слайд 67

Ярослав Мудрый

Слайд 68

Самое крупное летописное произведение средневековой Руси (XVI в.). До нас дошли 10 томов свода. Первые три тома посвящены всемирной истории. В семи последующих томах изложена русская история, начиная с 1114 по 1567 г. Том, содержащий начальную русскую историю, не сохранился.Лицевой летописный сводМиниатюра Лицевого летописного свода 70-е гг. XVI в.

Слайд 69

Лицевой летописный свод создавался по заказу царя Ивана IV (Грозного) в период с 1568 по 1576 гг. Над его созданием трудился целый штат царских книгописцев и художников.

Слайд 70

Книжные миниатюры свода являются также ценными историческими источниками, донесшими до нашего времени сведения о природе, материальном производстве, культуре и быте Древней Руси и соседних народов.

Слайд 71

Поучение –жанр, излагающий правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.Владимир Мономах 1053-1125Поучение

Слайд 72

ПоучениеПоучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». В «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» датируется 1096 годом. В это время распри между князьями в битве за престол достигли апогея. В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет необходимости искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться – Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях – и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам.

Слайд 73

Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве». Другим примером политического красноречия может служить «Слово о погибели Русской земли», которое создавалось сразу после того, как на Русь пришли монголо-татары. Автор прославляет светлое прошлое и оплакивает настоящее. Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века.Слово

Слайд 74

Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».Повесть

Слайд 75

Объединяющие жанрыПервичные жанры выступали в составе объединяющих жанров, какими являются летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик. Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях.. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства. Хронограф – это тексты, содержащие описание времени. Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произведений о святых людях. Патерик – описание жизни святых отцов. Отдельно следует сказать о жанре апокрифа. Апокриф – буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный»

Слайд 76

Послание обычно использовалось в публицистических целях, то есть было посвящено каким-либо актуальным проблемамПервое послание Андрея Курбского Ивану ГрозномуПослание

Слайд 77

Киево-Печерский патерикПатерик – сборник коротких рассказов о монахах и мирских людяхПатерик

Слайд 78

Исследователи древнерусской литературыБорис Константинович ЗайцевФедор Иванович БуслаевДмитрий Сергеевич Лихачев«Именно в древней русской литературе создался тот широкий и глубокий взгляд на весь « обитаемый мир», который стал характерен для нее в XIX веке».

Слайд 79

1.Почему летописную повесть считают величайшим памятником литературы? 2.Какие задачи ставил перед собой летописец ,собирая сведения о русской истории? 3.Произведения каких жанров включает в себя «Повесть временных лет»? 4.Что такое «погодные записи»?О каких событиях рассказывает в них летописец?отвечаем на вопросы

Слайд 80

,,Слово о полку Игореве”ХII векПриступая к изучению нашей словесности, мы хотели бы обратиться назад и взглянуть с любопытством и благоговением на её старинные памятники… А.С.Пушкин

Слайд 81

План урока . История замечательной находки. Историческая основа «Слова о полку Игореве. Тема и идея произведения. Словарик.

Слайд 82

История замечательной находкиИзвестный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было “Слово…”. Спасо-Преображенский монастырь В ЯрославлеМусин-Пушкин1792

Слайд 83

В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. “Слово…” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес.

Слайд 84

В 1812 г. сборник, включавший “Слово…”, сгорел во время пожара Москвы со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И. Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия “Слова…”, выполненная для Екатерины II

Слайд 85

Слайд 86

  Памятник средневековой русской литературы конца XII века. В основе сюжета - неудачный половецкий поход Игоря Святославича 1185 года, который он совершил в союзе с другими князьями. Князья Новгород-Северской земли не принимали участия в успешном походе в 1184 году князей киевских Святослава Всеволодовича и Рюрика Ростиславича против половецкого хана Кобяка.

Слайд 87

Внешняя триада: зачин ,основная часть и концовка. Внутри основной части: повествование о походе Игоря,прерываемое тремя авторскими отступлениями 2.Центральный фрагмент, посвященный Святославу(сон Святослава, его трактование боярами, «золотое слово»Святослава) Заключительная часть: фрагмент ,связанный с возвращением Игоря из плена(плач-заклинание Ярославны ,бегство Игоря ,погоня Гзака и Кончака)Композиция «Слова о полку Игореве»

Слайд 88

Зачин.Часть первая: поход Игоревой дружины

Слайд 89

Слайд 90

Слайд 91

Слайд 92

Игорь продолжил поход, несмотря на затмение. Как вы думаете ,почему ? Как описывается путь Игоря к Дону? Как силы природы реагируют на поход Игорева войска?

Слайд 93

Слайд 94

Слайд 95

«Никнет трава от жалости , а дерево от печали к земле приклонилось…» «И Игорева храброго войска не воскресить!»

Слайд 96

Часть вторая.Сон и «золотое слово» Святослава.Значение обращений автора к русским князьям.Как вы понимаете слова Святослава: «Но не по чести одолели ,не по чести кровь поганых пролили…»

Слайд 97

Слайд 98

Автор показывает первопричину горького положения Руси : раздоры отвлекли князей от обороны границ, и в образовавшиеся плеши стали проникать половцы.Поход Игоря Святославича 1185 года – показательный результат раздробленности Русской земли,которая угрожает самому её существованию .Призыв к единению – идейный центр «Слова о полку Игореве»

Слайд 99

Часть третья.Плач Ярославны.«Уже нам своих милых лад ни в мысли помыслить ,ни думою сдумать.Ни очами не увидать ,а золота и серебра в руках не подержать! «Тогда на русской земле редко пахари покрикивали ,но часто вороны граяли, трупы между собой деля, а галки по-своему говорили ,собираясь на поживу»

Слайд 100

Слайд 101

Слайд 102

К.Васильев «Плач Ярославны»

Слайд 103

К каким силам в своем плаче обращается Ярославна? Почему это плач-заклинание?

Слайд 104

Какие жанры мы встречаем в «Слове..»?Зачин – образец дружинной поэзии Первая часть – воинская повесть Вторая часть жанр «слова» (торжественное красноречие) Третья часть – плач Концовка – «слава» 1часть – эпос(повествование) 2часть – публицистика(выступление оратора) 3часть – лирическая(плач)и эпическая

Слайд 105

Как вы думаете ,что объединяет такие разнородные по содержанию и жанровым признакам отрывки в одно целое ?

Слайд 106

«Русская земля ,в описании которой объединились лирика и публицистика – основной художественный образ «Слова…» Д.С. Лихачев

Слайд 107

lusana.ru

Презентация на тему "Литература Древней Руси"

Презентация на тему: Литература Древней Руси

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

Литература Древней Руси

№ слайда 2 Описание слайда:

Проблема Сегодня интерес к русской, тем более к древнерусской литературе у читателя резко снизился с появлением новых видео технологий. Но современному человеку необходимо знать историю и культуру своего народа. Эти знания мы можем почерпнуть из первоисточников:летописей, хронографов, житий, исторических повестей.

№ слайда 3 Описание слайда:

Гипотеза Если я привлеку внимание, заинтересованность детей и взрослых читателей к произведениям древнерусской литературы, то каждый гражданин проникнется гордостью за свой народ: его славные ратные и трудовые подвиги, огромный творческий поиск монахов- летописцев, историков, картографов и духовную культуру прошлых поколений.

№ слайда 4 Описание слайда:

Вызвать читательский интерес к произведениям древнерусской литературы. Познакомиться с основными жанрами древнерусской литературы.Дать краткий анализ «Повести временных лет» и «Слову о полку Игореве».Определить роль автора в произведениях древнерусской литературы.Познакомиться с зарождением Христианства на Руси.

№ слайда 5 Описание слайда: № слайда 6 Описание слайда:

Откуда пошла и стала русская земля Более тысячи лет назад Россию населял народ, называющий себя славянами. Он разделялся на племена: поляне, древляне, кривичи, северяне… Только одно из племен называлось просто славяне. Расселившись отдельными родами, которые постоянно ссорились между собой , они не могли давать крепкого отпора врагу и часто платили дань.

№ слайда 7 Описание слайда:

Тогда ильменские славяне, кривичи и два финских племени, весь и чудь, собрались на вече и стали рассуждать, как бы завести у себя мир и порядок. Решили они поставить князя, который владел бы ими и судил по праву.

№ слайда 8 Описание слайда: № слайда 9 Описание слайда:

Было между варягами небольшое племя Русь, к нему и обратились послы: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами».Откликнулись три брата Рюрик, Синеус и Трувор с родичами своими и в 867 году пришли. От них-то и прозвалась земля Русскою.

№ слайда 10 Описание слайда:

Правление руссов на славянской земле. В 879 году Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря; княжить стал его родственник Олег. Собрав войско, Олег спустился по Днепру, увидел большой и красивый город, узнал, что княжат в нем Аскольд и Дир, люди из дружины Рюриковой. Это его возмутило.

№ слайда 11 Описание слайда:

Он заявил им: «Вы не князья и не княжеского рода, а я княжеского и вот сын Рюрика». Тут он показал на Игоря. Аскольда и Дира убили, а Олег остался в Киеве и назвал его «матерью городам русским».

№ слайда 12 Описание слайда:

Мудрая Ольга Олег правил 33 года. После него княжил сын Рюрика, Игорь. Однажды он пошел в древлянскую землю, взял дань, собранного ему показалось мало. Он вернулся обратно, но древляне вышли из своего города и убили его. Осталась молодая вдова Ольга, она отомстила за своего мужа и задумала большое дело: поехала в Царьград, познакомилась с христианской религией и приняла ее вероисповедание. В святом крещении ее назвали Еленой.

№ слайда 13 Описание слайда:

Крещение Руси Владимир, внук Ольги стал также колебаться в языческой вере. Он долго размышлял над разными религиями и остановился на христианстве. Но ему хотелось остаться прежним вольным русским князем. Олег пообещал принять христианство при условии, что императоры выдадут за него свою сестру Анну.

№ слайда 14 Описание слайда:

Императоры отвечали, что выдадут за него сестру, если он примет крещение, а за язычника христианка пойти не может. Владимир тотчас крестился, был назван во святом крещении Василием и после крещения пошел с Анной под венец.

№ слайда 15 Описание слайда:

Вернувшись в Киев, Владимир приказал рубить и жечь всех идолов. А утром следующего дня вышел великий князь на Днепр с царицынскими и корсунскими священниками крестить киевлян.

№ слайда 16 Описание слайда:

Летописание К предкам нашим книжное искусство пришло в Х веке вместе с христианством и поэтому первыми грамотными людьми у нас были священники да монахи.

№ слайда 17 Описание слайда:

Нестор-летописец. Звали первого летописца Нестором. Он был иноком киевского Печорского монастыря, родился в 1056 году, семнадцати лет поселился в монастыре и дожил до1114 года… О княжении первых князей русских до нас дошло только то, что записал Нестор. В его сказаниях к правде примешивается вымысел, но более достоверных сведений у нас нет.

№ слайда 18 Описание слайда:

Величайшим памятником Киевской Руси, основой летописной традиции XI века является «Повесть временных лет». Она была составлена в X-XI века Нестором. Автор поставил своей целью не просто рассказать о расселение славянских народов древности, о нравах и обычаях, но подчеркивать единство народов, их культуры, языка и письменности созданной в IX веке братьями Кириллом и Мефодием.

№ слайда 19 Описание слайда:

Основные жанры древнерусской литературы Литература на Руси зарождалась после принятия христианства, поэтому устное народное творчество древних руссичей почти не получило отклика в древнерусской литературе. Исключение составляют летописи. Основные жанры древнерусской литературы: жития, хронографы, летописи и картография. Славянская письменность была создана в середине IX века специально для нужд христианского богослужения. Поэтому и не появились на Руси в первые столетия после крещения «неполезные» мирские сочинения.

№ слайда 20 Описание слайда:

Стиль в древнерусской литературе. В древнерусской литературе стиль зависел не от жанра произведения, а от предмета повествования. В описаниях использовались «трафареты» и библейские цитаты. В древнерусской литературе властвовал канон – правила и образы: святой именовался «земным ангелом» и «небесным человеком», враг обступал русское войско подобно лесу, князья были справедливы.

№ слайда 21 Описание слайда:

Роль автора в древнерусской литературе Древнерусские авторы не пытались быть оригинальными, а книжники не были бережны с чужими текстами. Как правило авторы упоминали свои имена, лишь, когда это было необходимо, чтобы придать повествованию достоверность, документальность. Понятие авторства появилось в XVII веке.

№ слайда 22 Описание слайда:

БИБЛИЯ Еще в древности открыли истину, что книги, как и люди, имеют свою судьбу. Библии действительно была уготована великая судьба. Она стала своего рода кодом, который открыл доступ к ценностям европейской культуры, а так же оказала большое влияние на развитие средневековой литературы. Библия – это священная история человека, история отношения человека с Богом, история развернутая в будущее.

№ слайда 23 Описание слайда:

ЖИТИЕ. Житие - это художественное произведение в современном смысле слова. Оно всегда повествует о событиях, которые его составители и читатели считают истинными, а не вымышленными.Жития относились к произведениям церковной литературы. Летопись или историческая повесть о военных походах русских князей, битва с иноплеменниками или рассказ о междоусобных распрях – светские тексты.

№ слайда 24 Описание слайда:

Исторические сочинения, рассказывающие о событиях всемирной истории по годам и царствованиям назывались на Руси хронографом. По своему значению это слово очень близко к слову «летопись» (с греческого «хроно» - время и «граф» - пишу). Любой хронограф – это прежде всего версия истории, пронизанной христианским мировидением. Средневековая Русь стала частью христианского мира и тем самым превратилась в «историческую страну».

№ слайда 25 Описание слайда:

Гениальное произведение древнерусской литературы Золотым словом русской литературы называют «Слово о полку Игореве, созданное в 1187 годуНародные образы в произведении тесно связаны с его народными идеалами. Художественная и идейная сторона в «Слове» неотделимы друг от друга. Например, сравнение битвы с жатвой, в битве Игоря с половцами «чърна земля подъ копыты костьми была посƀяна, а кровию польяна».Слово призывает к борьбе с половцами, в первую очередь во имя мирного труда.

№ слайда 26 Описание слайда:

Значение «Слова…» особенно велико для нас потому, что оно является святым и непререкаемым свидетелем высоты древнерусской культуры, ее самобытности и ее народности.Это не историческое повествование о далеком прошлом – это отклик на события своего времени, полного еще не притупившегося горя.

№ слайда 27 Описание слайда:

Картографическое искусство Русского государства Среди различных памятников культуры особое место занимают картографические произведения. Образно и емко старые карты отражают уровень материальной и духовной культуры прошлых поколений, многовековую историю нашей Родины.До появления чертежей в XVI веке уже существовали текстовые описания различных территорий, т.е. географические описания местности.

№ слайда 28 Описание слайда:

Например, один из древнейших русских текстов о передачи землевладения Новгородскому Антониевому монастырю гласит: «… а отвод той земли от реки до Волхова Веткой ручьем вверх, да на Лющик, да Лющиком по престу, а от преста на коровий прогон, а коровьим прогоном на ольху, а от ольхи на еловый куст, от елового куста на верховье на Донцовое, а Донцовым вниз…».Древнейший дошедший до нас русский географический чертеж с надписями датируется 1536 годом.

№ слайда 29 Описание слайда:

Без вымысла Мы знаем, что назначение русской литературы – дарить читателям прежде всего художественное и эстетическое наслаждение. Но в Древней Руси все было не так. Тратить дарованное Богом время и силы на пустые «неполезные истории и вымышленные происшествия» считалось греховным. Древнерусская литература совсем иначе чем литература Нового времени связана с бытом, обрядами с практическими подробностями общества.

№ слайда 30 Описание слайда:

Древнерусская литература является первым источником письменности, дошедшим до нас из глубины веков, источником культуры и духовности на Руси, справочником по истории, географии и биографическим вестником о жизни наших предков.

№ слайда 31 Описание слайда:

Из тех далеких и славных времен Мелкой поступью движется время, Слышен голос славянских племен Перенесших сложнейшее бремя.

№ слайда 32 Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

ppt4web.ru

Древняя русская литература - презентация, доклад, проект

Описание слайда:

Персидские земли описаны Афанасием Никитиным кратко. Персидские земли описаны Афанасием Никитиным кратко. Первые впечатления от Индии: люди ходят нагие, не покрывая ни головы, ни груди, волосы заплетают в одну косу. Князь их носит покрывало на голове и на бедрах; бояре ходят с фатой на плече, а другой на бедрах; слуги княжеские с фатой на бедрах, со щитом и мечом в руках, а иные с копьями, с ножами или с луками и стрелами. Жонки не покрывают волос, ходят с голыми грудями, все голы, босы и черны: "яз хожу куды, ино за мною людей много, дивятся белому человеку". Столица тогдашней Индии - Бедер: здесь торгуют конями, шелком и другим подобным товаром, черными людьми, съестными вещами, овощами - для русской земли товара тут нет. Двор бедерского султана окружен стенами с семью воротами. В воротах сидят по сто сторожей да по сто писцов, которые записывают имена всех входящих и выходящих; иностранцев не пускают. Двор чудесный, все в нем украшено изваяниями и золотом, и последний камень изваян и покрыт золотом. Ночью город стерегут 1000 человек: они ездят в доспехах, со светочами в руках. Выезд султана на прогулку во время байрама. Султан выехал с 12 великими визирями. С ними выехали 300 слонов, наряженных в булатные доспехи и в окованные городки (кабинки на спине слона). На каждом слоне по 6 человек в доспехах с пушками и пищалями, а на "великом" слоне - 12 человек. На всяком слоне два больших знамени ("прапорца"). К клыкам слонов привязаны огромные мечи, а к "рылам" (хоботам) - по три железные гири. Между ушей посажен человек в доспехе с большим железным крюком для управления. Кроме слонов выехали 1000 коней без всадников, все в золоте, 100 верблюдов с барабанами, 300 трубачей, 300 плясунов, 300 наложниц. Султан ехал на коне, убранном в золото, в золотом седле. На султане кафтан весь "сажен" яхонтами, на его шапке-шишаке большой алмаз. Лук его ("сагайдак") - из золота с яхонтами. Три сабли его кованы золотом. Перед султаном "скакал" (то есть плясал) пеший индиец, играя "теремцом" (зонтиком), и за ним двигалось много пеших индийцев. Тут был и бешеный ("благой") слон, с железною цепью во рту, идет и "обивает" коней и людей, чтобы не приступили близко к султану. Брат султана выехал на золотой "кровати" под бархатным балдахином и т. д. Умной и разносторонней наблюдательностью записки Афанасия Никитина выделяются среди других европейских географических сочинений XV-XVI вв. Отличает Афанасия Никитина и необычная для средних веков веротерпимость.

myslide.ru

Презентация "Древнерусская литература" | Социальная сеть работников образования

Владимир I Святославович956 (?) - 1015Владимирский собор в КиевеБогоматерьХождение – жанр, в которомописывались всякого рода путешествия в иные земли или приключения«Хождение Богородицы по мукам»2. ХождениеМонах-летописец НесторОдним из первых русских летописцев был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, поразительно одаренный человек. Он хранил в памяти народные предания, собирал старинные документы, записывал рассказы современников. Нестор старался выяснить происхождение славян и Руси – "откуда есть пошла Русская земля", имена первых князей. Древнерусская литература Нестор рассказывает q6 основании Киева и первых русских князьях из династии Рюриковичей: о храбром воителе Олеге Beщем, князе Игоре, убитом

древлянами за непомерную жадность, его мудрой и жестокой жене Ольге, о славном Святославе Игоревиче. Далее в «Повести временных лет» повествуется о Владимире Святославичеи принятии Русью христианства, о коварстве приемного сына Владимира — Святополка, начавшего истреблять своих сводных братьев, о победе над ним и славном княжении Ярослава Мудрого.Русь во времена Владимира

Послание обычно использовалосьв публицистических целях,то есть было посвященокаким-либо актуальным проблемамПервое послание Андрея Курбского Ивану Грозному1. ПосланиеИтак, после принятия христианства на Руси появились книги. В середине XI века на Руси рождается совершенно особый жанристорического повествования — летопись. В древнерусском языке слово «лето» обозначало не только сезон года, но и сам год. Каждая новая запись в летописи начиналась словами — «В лето...» — отсюда и название жанра.Древнерусская литератураВыполнил ученик 8 класса МКОУ Обская ООШ Соснин ИльяЛетописи – погодные (по «летам» по «годам») записи. В летописях ученые монахи сообщали о тех событиях, которые происходилив тот или иной год«Повесть временных лет»Никон5. ЛетописьНесторЯрослав

Мудрый

Княгиня ОльгаКнязь ИгорьВещий ОлегВ 988 году Русь принимаетхристианствоПосланиеХождениеЖитиеПоучениеЛетописьЖанры

древнерусской литературы:С 988 года, когда великий князь киевский Владимир Святославичпровозгласил христианство государственной религией на Руси, возникла необходимость в распространении книг. Поучение –жанр, излагающий правила жизни,которые автор хотелдонести до читателя: онпоучал его.Владимир Мономах1053-11254. ПоучениеИсточники информацииМеркинГ.Н. учебник литературы 5 класс 1 часть;

http//:yandex/images.ruПсалтырьТак выглядели первыекнигиБерестяная грамотаСтраницы «Повести временных лет»

В далекие времена Русь не знала литературы. Художественное слово бытовало только в устной форме: рассказывали предания о мудрых князьях и храбрых воинах, легенды о богах, бытовые и волшебные сказки. На праздниках, свадьбах и похоронах пели обрядовые песни, загадывали хитроумные загадки. Записывать фольклорные произведения никто не собирался: их знали наизусть, слушали многократно в течение всей жизни, сами рассказывали и пели.Древнейшие книги писались на пергаменте, одевались в деревянные переплеты, обтянутые кожей, с обязательными застежками: без них книга с толстыми кожаными страницами беспрестанно открывалась быЖитие – описание жизни святогоПротопоп АввакумПетр и ФевронияМуромскиеСергий Радонежский3. ЖитиеУ Нестора есть темы особенно важные. Он настойчиво проводит мысль о необходимости мира между князьями: ведь все они родственники по крови, все происходят от киевского князя Игоря.

nsportal.ru

Презентация по литературе "Древнерусская литература (обзор)"

 Бытование литературных памятников в рукописях вело с одной стороны к особому почитанию книги, а с другой – к нестабильности произведений. Сочинения, которые дошли до нас, являются результатом работы многих людей: автора, редактора, переписчика, а сама работы могла продолжаться в течение нескольких веков.

Бытование литературных памятников в рукописях вело с одной стороны к особому почитанию книги, а с другой – к нестабильности произведений. Сочинения, которые дошли до нас, являются результатом работы многих людей: автора, редактора, переписчика, а сама работы могла продолжаться в течение нескольких веков.

 Проблема авторства . Во-первых, очень трудно выявить подлинный авторский текст из-за многократной переписки или переработки произведения. Во-вторых, древнерусские книжники не стремились обнаружить свою причастность к литературному сочинению. Писатель старался быть традиционным , то есть соблюдать все правила сложившихся канонов (правил).

Проблема авторства . Во-первых, очень трудно выявить подлинный авторский текст из-за многократной переписки или переработки произведения.

Во-вторых, древнерусские книжники не стремились обнаружить свою причастность к литературному сочинению. Писатель старался быть традиционным , то есть соблюдать все правила сложившихся канонов (правил).

 Вся словесность была исключительно церковной. Христианское мироощущение проявлялось не только в выборе темы и идеи произведения, но и в трактовке светских сюжетов.

Вся словесность была исключительно церковной. Христианское мироощущение проявлялось не только в выборе темы и идеи произведения, но и в трактовке светских сюжетов.

 Приняв христианство, Древняя Русь одновременно получила и письменность и литературу. Древнерусские книжники оказались перед лицом сложнейшей задачи: нужно было в возможно кратчайший срок обеспечить создаваемые на Руси церкви и монастыри необходимыми для богослужения книгами, нужно было ознакомить новообращенных христиан с христианской догматикой, с основами христианской морали, с христианской историографией в самом широком смысле этого слова: и с историей Вселенной, народов и государств, и с историей церкви, и, наконец, с историей жизни христианских подвижников.

Приняв христианство, Древняя Русь одновременно получила и письменность и литературу.

Древнерусские книжники оказались перед лицом сложнейшей задачи: нужно было в возможно кратчайший срок обеспечить создаваемые на Руси церкви и монастыри необходимыми для богослужения книгами, нужно было ознакомить новообращенных христиан с христианской догматикой, с основами христианской морали, с христианской историографией в самом широком смысле этого слова: и с историей Вселенной, народов и государств, и с историей церкви, и, наконец, с историей жизни христианских подвижников.

 Об истории мира рассказывали хроники и хронографы , об истории Руси — летописи , об отдельных важнейших событиях русской и мировой истории — повести (обычно включавшиеся в состав тех же летописей или хронографов). О древнейшем периоде «истории» в ее богословской интерпретации рассказывали библейские книги и излагавшие их с толкованиями и рассуждениями палеи (от греч. палайос — древний).

Об истории мира рассказывали хроники и хронографы , об истории Руси — летописи , об отдельных важнейших событиях русской и мировой истории — повести (обычно включавшиеся в состав тех же летописей или хронографов).

О древнейшем периоде «истории» в ее богословской интерпретации рассказывали библейские книги и излагавшие их с толкованиями и рассуждениями палеи (от греч. палайос — древний).

ПЕРЕВОДНАЯ СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского был создан в Болгарии в конце IX - начале X в. Его автор - болгарский пресвитер Иоанн - был человеком редкой учености и энциклопедических знаний. Он составил свой «Шестоднев» для новообращенных славян-христиан с целью толкования I главы библейской книги

ПЕРЕВОДНАЯ СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского был создан в Болгарии в конце IX - начале X в. Его автор - болгарский пресвитер Иоанн - был человеком редкой учености и энциклопедических знаний. Он составил свой «Шестоднев» для новообращенных славян-христиан с целью толкования I главы библейской книги "Бытие", в которой повествуется о создании мира в шесть дней. В каждом из шести Слов, своеобразных глав книги, он рассказывает об одном из дней творения.

Произведение обладает большим эмоциональным воздействием на читателя. Оно проникнуто чувством радости бытия, восхищением разнообразия его красок и форм. С большой любовью и теплотой автор говорит о красоте окружающего мира - будь это зеленеющая нива, бущующее море или волнующая воображение картина звездной ночи.

 

ПЕРЕВОДНАЯ СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Большою популярностью пользовались сборники, известные под именем

ПЕРЕВОДНАЯ СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Большою популярностью пользовались сборники, известные под именем "Пчел". Эти сборники состоят из кратких изречений или афоризмов, выбранных из св. Писания, сочинений отцов церкви и даже светских писателей греко-римской языческой древности и касающихся разных вопросов нравственной и обыденной жизни.

Материал разделен на главы по предметам, например: о добродетели и злобе, о мудрости, о чистоте и целомудрии, о правде, о богатстве и убожестве, о благодати, о милостыне, о власти и княжении, о лжи и клевете и пр. Изречения, касающиеся одного какого-нибудь предмета, распределяются друг за другом в известном порядке: сначала помещаются цитаты из Евангелия, Апостола, Ветхого Завета, преимущественно из Притчей, затем из отцов и учителей церкви и, наконец, из древних языческих писателей и вообще знаменитых людей. Иногда в "Пчеле" помещаются басни и даже рассказы.

ПЕРЕВОДНАЯ СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Огромной популярностью пользовался в Древней Руси роман об Александре Македонском, так называемая «Александрия». Это было не исторически достоверное описание жизни и деяний прославленного полководца, а типичный роман приключений. Так, Александр объявляется сыном бывшею египетского царя и чародея Нектонава, а не сыном македонского царя Филиппа. Александру приписываются походы, завоевания и путешествия, о которых мы не знаем из исторических источников. Значительное место в романе уделено описанию диковинных земель, которые будто бы посетил Александр во время своих походов на Восток. Он встречает в этих землях гигантов высотою в 24 локтя (около 12 метров), шестиногих зверей, видит исчезающие и вновь возникающие деревья, камни, прикоснувшись к которым человек становился черным, посещает землю, где царит вечная ночь, и т. д.

ПЕРЕВОДНАЯ СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Огромной популярностью пользовался в Древней Руси роман об Александре Македонском, так называемая «Александрия».

Это было не исторически достоверное описание жизни и деяний прославленного полководца, а типичный роман приключений. Так, Александр объявляется сыном бывшею египетского царя и чародея Нектонава, а не сыном македонского царя Филиппа. Александру приписываются походы, завоевания и путешествия, о которых мы не знаем из исторических источников.

Значительное место в романе уделено описанию диковинных земель, которые будто бы посетил Александр во время своих походов на Восток. Он встречает в этих землях гигантов высотою в 24 локтя (около 12 метров), шестиногих зверей, видит исчезающие и вновь возникающие деревья, камни, прикоснувшись к которым человек становился черным, посещает землю, где царит вечная ночь, и т. д.

 Существовала обширная литература нравоучительных биографий — жития святых, то есть христианских подвижников, либо прославившихся своим благочестием и аскетизмом, либо погибших за свои религиозные убеждения от руки язычников или иноверцев. Большое значение имели также патерики - сборники коротких остросюжетных рассказов из жизни монахов какой-либо обители — монастыря или скита .

Существовала обширная литература нравоучительных биографий — жития святых, то есть христианских подвижников, либо прославившихся своим благочестием и аскетизмом, либо погибших за свои религиозные убеждения от руки язычников или иноверцев. Большое значение имели также патерики - сборники коротких остросюжетных рассказов из жизни монахов какой-либо обители — монастыря или скита .

 Житие – жанр литературы, биография знаменитых епископов, патриархов, монахов, которых церковь считала святыми. Цель жития - наглядно показать, что все, чего требуют от человека библейские заповеди, не только исполнимо, но не раз исполнялось. Житие рассказывало о жизни и христианских подвигах святого, прославляло его память. Такая биография часто писалась ближайшими друзьями святого после его смерти, но не ранее его канонизации.

Житие – жанр литературы, биография знаменитых епископов, патриархов, монахов, которых церковь считала святыми.

Цель жития - наглядно показать, что все, чего требуют от человека библейские заповеди, не только исполнимо, но не раз исполнялось. Житие рассказывало о жизни и христианских подвигах святого, прославляло его память. Такая биография часто писалась ближайшими друзьями святого после его смерти, но не ранее его канонизации.

«ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО» Сергий Радонежский относится к святым вождям земли Русской. По словам историка В.О. Ключевского, имя его «блестит ярким созвездием в XIV веке, делая его зарей политического и нравственного возрождения русской земли. Сергий своею жизнью, самой возможностью такой жизни, дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем не все еще добро погасло и замерло... Он открыл им глаза на самих себя». «Примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее».

«ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»

Сергий Радонежский относится к святым вождям земли Русской.

По словам историка В.О. Ключевского, имя его «блестит ярким созвездием в XIV веке, делая его зарей политического и нравственного возрождения русской земли. Сергий своею жизнью, самой возможностью такой жизни, дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем не все еще добро погасло и замерло... Он открыл им глаза на самих себя». «Примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее».

«ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО» «Житие Сергия Радонежского» было написано на рубеже XIV–XV веков талантливым писателем Епифанием Премудрым. Епифаний стремился показать величие и красоту нравственного идеала человека, служащего прежде всего общему делу — делу укрепления Русского государства В «Житии» предстает идеальный герой древней литературы, «светоч», «божий сосуд», подвижник, человек, выражающий национальное самосознание русского народа.

«ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»

«Житие Сергия Радонежского» было написано на рубеже XIV–XV веков талантливым писателем Епифанием Премудрым.

Епифаний стремился показать величие и красоту нравственного идеала человека, служащего прежде всего общему делу — делу укрепления Русского государства

В «Житии» предстает идеальный герой древней литературы, «светоч», «божий сосуд», подвижник, человек, выражающий национальное самосознание русского народа.

 Сергий Радонежский (в миру носивший имя Варфоломей) родился в 1319 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. С юных лет Преподобный желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако родители долго не благословляли сына на монашескую жизнь. И только незадолго до смерти родителей преподобный Сергий со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще. Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года. Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы. Троице-Сергиева Лавра, г. Сергиев Посад

Сергий Радонежский (в миру носивший имя Варфоломей) родился в 1319 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. С юных лет Преподобный желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако родители долго не благословляли сына на монашескую жизнь. И только незадолго до смерти родителей преподобный Сергий со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще. Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года.

Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы.

Троице-Сергиева Лавра, г. Сергиев Посад

«ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»   В 1380 г., собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, князь Дмитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму. Как повествует Епифаний Премудрый, святой видел в душе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, за которых сам тут же отслужил панихиды.

«ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»

  В 1380 г., собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, князь Дмитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму.

Как повествует Епифаний Премудрый, святой видел в душе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, за которых сам тут же отслужил панихиды.

«ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА» Самым замечательным и самым известным русским писателем XVII в. был Аввакум — главный идеолог русского старообрядчества. Большинство произведений Аввакума было написано им в Пустозерске, в том самом «земляном гробу», в котором он просидел последние пятнадцать лет своей жизни (с 1667 по 1682 г.). Здесь, кроме его знаменитого «Жития», им было написано свыше шестидесяти различных сочинений: «слов», толкований, поучений, челобитных, писем, посланий, бесед.

«ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА»

Самым замечательным и самым известным русским писателем XVII в. был Аввакум — главный идеолог русского старообрядчества.

Большинство произведений Аввакума было написано им в Пустозерске, в том самом «земляном гробу», в котором он просидел последние пятнадцать лет своей жизни (с 1667 по 1682 г.). Здесь, кроме его знаменитого «Жития», им было написано свыше шестидесяти различных сочинений: «слов», толкований, поучений, челобитных, писем, посланий, бесед.

«ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА» Все творчество Аввакума проникнуто автобиографизмом. Все в его сочинениях пронизано и личным отношением, и личными воспоминаниями. Аввакум писал уже тогда, когда над ним уже мерцал венец мученичества. Литературные взгляды Аввакума в значительной мере определены этим его положением. Перед лицом мученичества и смерти он чужд лжи, притворства, лукавства. Он не связывает себя никакими литературными условностями, он пишет обо всем — от богословских вопросов до бытовых мелочей; высокие церковнославянизмы стоят у него рядом с площадной бранью.

«ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА»

Все творчество Аввакума проникнуто автобиографизмом. Все в его сочинениях пронизано и личным отношением, и личными воспоминаниями. Аввакум писал уже тогда, когда над ним уже мерцал венец мученичества.

Литературные взгляды Аввакума в значительной мере определены этим его положением. Перед лицом мученичества и смерти он чужд лжи, притворства, лукавства. Он не связывает себя никакими литературными условностями, он пишет обо всем — от богословских вопросов до бытовых мелочей; высокие церковнославянизмы стоят у него рядом с площадной бранью.

 Патерик - (греч. Paterikón, от patér — отец; русское название — «отечник»)         общее название сборников дидактических новелл о подвигах христианских монахов, а также собраний их нравоучительных изречений Патерики могут быть разделены на две группы: в первой преобладают жизнеописания подвижников, во второй — их «слова» и изречения . На Руси патерики получили распространение и повлияли на ряд литературных памятников (например, «Житие Феодосия Печерского»). По образцам переводных стали составляться русские патерики («Киево-Печерский патерик»). Киево-Печерский патерик

Патерик - (греч. Paterikón, от patér — отец; русское название — «отечник»)         общее название сборников дидактических новелл о подвигах христианских монахов, а также собраний их нравоучительных изречений

Патерики могут быть разделены на две группы: в первой преобладают жизнеописания подвижников, во второй — их «слова» и изречения .

На Руси патерики получили распространение и повлияли на ряд литературных памятников (например, «Житие Феодосия Печерского»). По образцам переводных стали составляться русские патерики («Киево-Печерский патерик»).

Киево-Печерский патерик

 Большое место в древнерусской переводной письменности занимала патристика , то есть сочинения тех римских и византийских богословов III-VII вв., которые пользовались в христианском мире особым авторитетом и почитались как «отцы церкви»: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Назианзина, Афанасия Александрийского и других. В их произведениях разъяснялись догматы христианской религии, толковалось Священное писание, утверждались христианские добродетели и обличались пороки, ставились различные мировоззренческие вопросы.

Большое место в древнерусской переводной письменности занимала патристика , то есть сочинения тех римских и византийских богословов III-VII вв., которые пользовались в христианском мире особым авторитетом и почитались как «отцы церкви»: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Назианзина, Афанасия Александрийского и других.

В их произведениях разъяснялись догматы христианской религии, толковалось Священное писание, утверждались христианские добродетели и обличались пороки, ставились различные мировоззренческие вопросы.

 На Руси особой известностью пользовался Иоанн Златоуст (умер в 407 г.) – богослов, почитаемый как один из трёх Вселенских святителей и учителей. Святой Иоанн был блестящим проповедником, и за редкий дар слова получил от паствы наименование

На Руси особой известностью пользовался Иоанн Златоуст (умер в 407 г.) – богослов, почитаемый как один из трёх Вселенских святителей и учителей.

Святой Иоанн был блестящим проповедником, и за редкий дар слова получил от паствы наименование "Златоуст".

Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда - каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей.

Из слов, ему принадлежащих или ему приписываемых, составлялись целые сборники, носившие наименования «Златоуст» или «Златоструй».

 Жанры торжественного и учительного красноречия представлены различными поучениями и «словами». В торжественных словах, произносимых в церкви во время службы, прославлялись христианские праздники, раскрывался смысл или символика тех или иных эпизодов и образов Священного писания. В поучениях обличались пороки, прославлялись добродетели, верующие наставлялись в основах христианской морали.

Жанры торжественного и учительного красноречия представлены различными поучениями и «словами». В торжественных словах, произносимых в церкви во время службы, прославлялись христианские праздники, раскрывался смысл или символика тех или иных эпизодов и образов Священного писания. В поучениях обличались пороки, прославлялись добродетели, верующие наставлялись в основах христианской морали.

«СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ» МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА «Слово о законе и благодати» — один из древнейших памятников древнерусской литературы. Написано Иларионом, первым митрополитом из русских, в середине XI века. «Слово» - это изложение всемирной истории с христианской точки зрения. Оно было сделано в форме речи, обращенной к князю Владимиру Святославичу с целью убедить его принять христианство. Летописцы утверждают, что якобы именно под влиянием этой речи Владимир и принял христианскую веру. Тема «Слова» — тема равноправности народов. Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет русский народ среди народов всего мира.

«СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ» МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА

«Слово о законе и благодати» — один из древнейших памятников древнерусской литературы. Написано Иларионом, первым митрополитом из русских, в середине XI века.

«Слово» - это изложение всемирной истории с христианской точки зрения. Оно было сделано в форме речи, обращенной к князю Владимиру Святославичу с целью убедить его принять христианство. Летописцы утверждают, что якобы именно под влиянием этой речи Владимир и принял христианскую веру.

Тема «Слова» — тема равноправности народов. Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет русский народ среди народов всего мира.

 В хождениях рассказывалось о путешествиях в «Святую землю» — в Палестину. Эта «географическая литература» приобретала, таким образом, также особый, нравоучительный смысл: авторы хождений — паломники — обычно излагали библейские предания, связанные с тем или иным городом или районом, но, кроме того, в той или иной степени выходили и за рамки собственно путеводителя по святым достопримечательностям, описывали архитектурные сооружения, природу, местные обычаи.

В хождениях рассказывалось о путешествиях в «Святую землю» — в Палестину. Эта «географическая литература» приобретала, таким образом, также особый, нравоучительный смысл: авторы хождений — паломники — обычно излагали библейские предания, связанные с тем или иным городом или районом, но, кроме того, в той или иной степени выходили и за рамки собственно путеводителя по святым достопримечательностям, описывали архитектурные сооружения, природу, местные обычаи.

«ХОЖЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ» АФАНАСИЯ НИКИТИНА Выдающимся произведением конца XV века является «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина - памятник, стоящий особняком в древнерусской литературе. Путешествие Никитина было не паломничеством в христианскую землю, а поездкой по торговым делам в Индию и не могло рассматриваться как благочестивое дело. «Хожение

«ХОЖЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ» АФАНАСИЯ НИКИТИНА

Выдающимся произведением конца XV века является «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина - памятник, стоящий особняком в древнерусской литературе. Путешествие Никитина было не паломничеством в христианскую землю, а поездкой по торговым делам в Индию и не могло рассматриваться как благочестивое дело.

«Хожение" содержит сведения о средневековых государствах Востока, об их политическом устройстве, населении и культуре.

«ХОЖЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ» АФАНАСИЯ НИКИТИНА Автобиографичность и лиричность «Хожения за три моря», передающего душевные переживания и настроения автора, были новыми чертами в древнерусской литературе, характерными именно для XV века. Личный характер «Хожения», способность его автора раскрыть для нас своё душевное состояние, свой внутренний мир - всеми этими чертами дневник Афанасия Никитина перекликается с величайшими памятниками древнерусской литературы.

«ХОЖЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ» АФАНАСИЯ НИКИТИНА

Автобиографичность и лиричность «Хожения за три моря», передающего душевные переживания и настроения автора, были новыми чертами в древнерусской литературе, характерными именно для XV века. Личный характер «Хожения», способность его автора раскрыть для нас своё душевное состояние, свой внутренний мир - всеми этими чертами дневник Афанасия Никитина перекликается с величайшими памятниками древнерусской литературы.

ЗНАЧЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Древнерусская литература помогает нам понять достижения великой русской литературы XIX и XX вв. Древняя русская литература передала русской литературе нового и новейшего времени свою высокую идейность, свой огромный художественный опыт, гибкость и богатство литературного языка, образной системы. В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ вправе гордиться независимо от того, насколько они оказались важны для дальнейшего развития литературы.

ЗНАЧЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Древнерусская литература помогает нам понять достижения великой русской литературы XIX и XX вв. Древняя русская литература передала русской литературе нового и новейшего времени свою высокую идейность, свой огромный художественный опыт, гибкость и богатство литературного языка, образной системы.

В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ вправе гордиться независимо от того, насколько они оказались важны для дальнейшего развития литературы.

videouroki.net

Презентация "Древнерусская литература" - литература, презентации

Возникновение, развитие, жанры.

Возникновение, развитие, жанры.

Познакомить с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы, её особенностями и темами. Дать представление о жанре летописи Дать представление о рукописных и печатных книгах Познакомить с создателями первой азбуки и определить их роль в культурном развитии Руси
  • Познакомить с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы, её особенностями и темами.
  • Дать представление о жанре летописи
  • Дать представление о рукописных и печатных книгах
  • Познакомить с создателями первой азбуки и определить их роль в культурном развитии Руси
Устное народное творчество

Устное народное творчество

  • Предания
  • Легенды
  • Сказки
  • Мифы
  • Песни
  • Загадки
988 год – принятие Христианства на Руси ↓ необходимость в распространении книг Князь киевский Владимир Святославович

988 год – принятие Христианства на Руси

необходимость в распространении книг

Князь киевский Владимир Святославович

Рукописные книги Писали на пергаменте. Делали деревянные переплеты, обтянутые кожей. Книги стоили очень дорого. Хранились в монастырях

Рукописные книги

Писали на пергаменте.

Делали деревянные переплеты, обтянутые кожей.

Книги стоили очень дорого.

Хранились в монастырях

Жанры древнерусской литературы .

Жанры древнерусской литературы .

  • летописи
  • хождения
  • поучения
  • послания
  • сочинения ораторского жанра
(середина XI века) - повествование в них велось по годам в хронологической последовательности. «лето» - обозначало не только сезон года, но и сам год. «В лето…» - начало каждой новой записи в летописи.

(середина XI века)

- повествование в них велось по годам в хронологической последовательности.

«лето» - обозначало не только сезон года, но и сам год.

«В лето…» - начало каждой новой записи в летописи.

Виды повествования в летописи:

Виды повествования в летописи:

  • Годовая запись (краткое сообщение о событии, без описания)
  • Летописная повесть (подробный рассказ о событии)
  • Некрологическая характеристика (описание смерти князя и похвала ему)
Киево – Печёрский монастырь.

Киево – Печёрский монастырь.

«Повесть временных лет» начало XII века монах Нестор

«Повесть временных лет»

начало XII века

монах Нестор

Мотивы «Повести…»: Сведения о происхождении славян Описание территории Русской земли, о населявших её в древности племенах и их обычаях Рассказ об основании Киева и первых русских князьях. Повествование о принятии Христианства на Руси. Рассказ о коварстве Святополка (сына Владимира) и о мудром княжении Ярослава Мудрого. «Се Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первый княжити, и откуда Русская земля стала есть…»

Мотивы «Повести…»:

  • Сведения о происхождении славян
  • Описание территории Русской земли, о населявших её в древности племенах и их обычаях
  • Рассказ об основании Киева и первых русских князьях.
  • Повествование о принятии Христианства на Руси.
  • Рассказ о коварстве Святополка (сына Владимира) и о мудром княжении Ярослава Мудрого.

«Се Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первый княжити, и откуда Русская земля стала есть…»

Особенно важная тема «Повести…» - мысль о необходимости мира между князьями. Княгиня Ольга (жена князя Игоря) Святослав Игоревич Вещий Олег Князь Игорь

Особенно важная тема «Повести…» - мысль о необходимости мира между князьями.

Княгиня Ольга

(жена князя Игоря)

Святослав Игоревич

Вещий Олег

Князь Игорь

«АПОСТОЛ» Первая печатная точно датированная книга вышла в Москве в 1564 году. Напечатана Иваном Фёдоровым.

«АПОСТОЛ»

Первая печатная точно датированная книга вышла в Москве в 1564 году.

Напечатана Иваном Фёдоровым.

Кирилл (ок. 827 – 869) и Мефодий (ок. 815 -885) – просветители славянских народов, создатели славянской азбуки, проповедники Христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на церковнославянский язык. 24 мая – День славянской письменности и культуры.

Кирилл (ок. 827 – 869) и Мефодий (ок. 815 -885) – просветители славянских народов, создатели славянской азбуки, проповедники Христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на церковнославянский язык.

24 мая – День славянской письменности и культуры.

Тест: Летописание на Руси началось: А) в Х веке; Б) в XI веке; В) в XII веке. 2. Первым летописцем был монах: А) Никон; Б) Нестор; В) Сильвестр. 3. Летопись – это: А) произведение древнерусской литературы, содержащее погодную запись исторических событий; Б) исторический документ; В) повествование, содержащее наряду с вымышленными эпизодами сведения об исторических событиях. 4. В какой древней книге главной мыслью является призыв к миру между князьями: А) «Апостол»; Б) «Повесть временных лет»; В) «Поучение Владимира Мономаха».

Тест:

  • Летописание на Руси началось:

А) в Х веке;

Б) в XI веке;

В) в XII веке.

2. Первым летописцем был монах:

А) Никон;

Б) Нестор;

В) Сильвестр.

3. Летопись – это:

А) произведение древнерусской литературы, содержащее погодную запись исторических событий;

Б) исторический документ;

В) повествование, содержащее наряду с вымышленными эпизодами сведения об исторических событиях.

4. В какой древней книге главной мыслью является призыв к миру между князьями:

А) «Апостол»;

Б) «Повесть временных лет»;

В) «Поучение Владимира Мономаха».

Перескажите один из отрывков «Повести временных лет», используя старинные слова и выражения, например:

Перескажите один из отрывков «Повести временных лет», используя старинные слова и выражения, например:

  • Так начнём повесть сию;
  • Дали от дыма по мечу;
  • Владеют русские князья.

kopilkaurokov.ru

Презентация «Что такое древнерусская литература?»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Что такое древнерусская литература?Древнерусская литература- это русская литература первых веков её существования (11-17 в.в.)

Слайд 2

Летопись – историко-повествовательные произведения 11-17 вв., содержание которых велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: "в лето …" - отсюда название - летопись. Летописцами, как правило, были монахи. Возникновение древнерусской литературы

Слайд 3

Тематика древних летописей: русская история; возникновение Руси; борьба с внешними врагами; борьба князей за престол.

Слайд 4

Слайд 5

Красная строкаДревнерусские летописи написаны сплошным текстом без пробелов. Ярко оформлялась первая буква - её рисовали красной краской. Отсюда произошло выражение «с красной строки».

Слайд 6

История возникновения:Древнерусская литература возникла примерно в 11в. и развивалась в течение семи веков. Зарождению литературы способствовало возникновение письменности. Письменность существовала задолго до принятия христианства на Руси (до 988 г.) После крещения Руси развитие письменности, а значит и литературы, пошло гораздо быстрее.

Слайд 7

Периоды развития древнерусской литературы:Литература древнерусского государства ( 11-12 вв.) Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-Восточной Руси (13-15вв.) Литература Русского централизованного государства (16-17вв.)

Слайд 8

Литература древнерусского государства (11- 12 вв.)Повесть временных лет Слово о полку Игореве Поучение Владимира Мономаха Моление Даниила Заточника

Слайд 9

Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо - Восточной Руси (13-15вв.) Житие А. Невского Задонщина «Хождение за три моря»А.Никитина Сказание о Мамаевом побоище Письмо Епифания Премудрого

Слайд 10

Литература русского централизованного государства (16-17вв.)Повесть о Петре и Февронии Послания Ивана Грозного Житие протопопа Аввакума Повесть о Горе- Злосчастии

Слайд 11

Основные виды (жанры): 1. Летописание 2. Житие 3. Красноречие: а) поучение; б) слово

Слайд 12

Отличительные черты: Книга была рукописная. Автор в большинстве произведений отсутствовал. Литература делилась на 1) церковную и светскую 2) переводную и оригинальную

Слайд 13

Протопоп АввакумКирилл и Мефодий

Слайд 14

Слайд 15

Повесть временных лет Самая древняя летопись, дошедшая до нас, - «Повесть временных лет» (начало 12 века). Её автор - монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Слово «временных» означает минувших.

Слайд 16

«Повесть временных лет» – наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII в. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

Слайд 17

«Откуда есть пошла земля Русская …».Так звучат первые строки «Повести временных лет». Рассказывая о жизни и деяниях князей, Нестор везде высказывает мысль о необходимости мира. Любовь к родине — основная мысль повести. Лейтмотив «Не погубите землю отцов своих и дедов» постоянно звучит в «Повести...».

Слайд 18

Слово о полку Игореве“Слово о полку Игореве” является историческим памятником древнерусской литературы. Это величайшее произведение своего времени. “Словом о полку Игореве” нам с большой точностью передан образ Древней Руси. В него входят характеры русских людей, описания природы, мирного труда. Главным чувством, волновавшим автора “Слова о полку Игореве” , была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он - великий русский мыслитель рисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет их смелость, доблесть, и трудолюбие стремлению князей к обособлению. В “Слове о полку Игореве” описаны страдания простого народа от набегов половцев.

Слайд 19

Слайд 20

«Песнь о вещем Олеге» Эта летопись оказала колоссальное влияние не только на литературу, но и на всю нашу культуру. Например, «Песнь о вещем Олеге» написана А.С.Пушкиным после знакомства с книгой Нестора.

Слайд 21

И составители житий и проповедей, и летописцы, и авторы исторических повестей неизменно обращаются к Библии: библейские события истолковываются как прообразы того, что происходит в настоящем. Повторяющиеся каждый год церковные праздники: рождество, смерть и воскресение Христа – были не просто воспоминанием о событиях земной жизни Спасителя, но таинственным и реальным повторением этих самых событий.

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Древнерусские гусляры

Слайд 25

Вывод:Загадочной и непостижимой кажется древнерусская литература для человека, впервые начинающего знакомиться с ней. Перед нами особый мир, дверь в который заперта, а ключ потерян. Literata.Ru

lusana.ru