Вторым по важности, после тоги, элементом одежды Древнего Рима была туника. Туника представляла собой тонкую шерстяную рубаху с короткими рукавами или совсем без них.Обычно ее носили с поясом и появляться вне дома неподпоясаным считалось ужасно неприличным. Исключение тут составляли только рабы и ремесленики за работой.
Римляне очень много внимания уделяли внешнему виду и часто регламентировали ношение одежды до самых мелких подробностей. Носить тунику нужно было так, чтобы спереди она спускалась чуть пониже колен, а сзади доходила до коленного сгиба.Спускать значительно ниже было «по-женски», что мужчине не приличествовало, а поднимать выше, (это называлось «носить, как центурионы», которые в «приличном» римском обществе часто служили объектами шуток из-за своей неотесаности) было и вообще признаком крайне дурного тона.
Виды туник
Среди достаточно обеспеченного населения, не занимавшегося тяжелым трудом, предпочитали носить туники белого цвета. Крестьяне, ремесленики и рабы носили туники темных, немарких цветов. У представителей высших сословий на тунику наносилась вертикальная, от шеи до подола, полоса алого или пурпурного цвета под названием «clavus«. У сенаторов полоса была одна и широкая — «laticlavia«, а у всадников две, но узкие — angusticlavia.
Особую тунику надевал триумфатор — она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа.Однако, стоит помнить, что такой вид туника приобрела только в период поздней республики.
Прообразом туники, были простые куски ткани обертываемые вокруг тела и скрепляемые застежками или фибулами. Мы можем видеть такой тип одежды на древних изображениях — два куска ткани — спереди и сзади, скрепленые на плечах и по бокам фибулами. Разумеется сами плечи и тем более руки при этом остаются открытыми.
Рукава и римская мораль
Когда же во времена поздней республики в широкий обиход вошли кроенные, подогнанные по фигуре и аккуратно сшитые туники, многие римляне воспринимали их как нарушение древних традиций. Особо поборников закона предков возмущало нововведение — рукава. Были даже целые аристократические семейства, членам которых ношение кроеных туник просто запрещалось!Представляете, что случилось после восточных походов II века до Р.Х. когда в Рим проникли туники с длинными рукавами? Правильно — еще в течение двух столетий они воспринимались верхом изнеженности и развращенности.
Развитие туники
Однако постепенно взгляды менялись. Туники вошли во всеобщее употребление, а иные римляне стали одевать и по несколько туник сразу — одна на другую.Как правило нижнюю тунику, одеваемое на голое тело, называли subucula, или tunica interior, т.е. «внутренняя».Сам Октавиан Август, который вошел в историю ещё и как ревностный борец за чистоту нравов, зимой носил четыре туники и шерстяную тогу, по причине слабого здоровья.
Вместе с длинными рукавами, пришел и галльский обычай выпускать из-под верхней туники рукава нижней и оторачивать их мехом.Уже в 180-х гг. от н.э. обычай этот распространился настолько, что даже на статуе императораКоммода, он изображен в тунике с длинными рукавами.Ещё немного позже у туники появился капюшон, и она стала называться «caracalla«. Эта одежда была столь вопиюще чуждой истинно-римской культуре, что первые христианские монахи, видящие в империи всё зло мира, стали использовать её практически в качестве униформы, которую и по сей день носят некоторые ордена.
Выложил — Мэлфис К.Источник — компиляция из разных источников
ageiron.ru
Мода в Древнем Риме - это... Что такое Мода в Древнем Риме?
Одежда
Некоторые римляне пытались удивить и шокировать других своей одеждой. Так, молодые римляне из богатых семей намеренно надевали мягкие женственные одежды, например, туники с длинными рукавами, яркие покрывала и прозрачные шёлковые тоги[1]. Философы часто появлялись в неопрятном виде, в грязной, оборванной одежде и изношенных плащах.
Верхняя одежда
Тога
Тога являлась знаком римского гражданина (см. тогатус). Виргилий[2] называл римлян «Владыки мира, народ, одетый в тоги». Отправленный в ссылку гражданин терял право носить тогу[3], а иностранцам эта привилегия вообще не предоставлялась[4].
Тога была официальной одеждой прежде всего богатых людей, однако со временем её стали носить всё реже. Так, Ювенал[5] писал о местах, где тогу носит только мертвец на смертном ложе. Марциал писал, что в маленьких городах Италии тогу надевают один или два раза в месяц, когда семья справляет праздник в честь Ларов и полагается надевать парадную одежду[6]. В самом Риме, по крайней мере в позднюю Республику, всё чаще выходили закутанными в плащ или покрывало[7]. При Августе эдилы должны были следить, чтобы каждый римский гражданин на форуме и его окрестностях, а также в цирке носил только тогу[8]. Однако, тога всё больше выходила из моды, и её носили только там, где это было обязательно: на общественных играх[9], в суде и по другим официальным поводам[10], при жертвоприношениях, а также клиенты, приходившие утром приветствовать патрона.
Было известно несколько разновидностей тоги:
Toga praetexta — тога молодого свободного римлянина (до совершеннолетия), с широкими пурпурными полосами. Такую тогу носили также только магистраты и жрецы[11].
Toga virilis — тога, которую надевал молодой римлянин на празднике в честь вступления в гражданское общество.
Toga pura — повседневная тога, изготовлялась из тяжелой белой шерсти, без цветных орнаментов.
Toga candida — претендент на пост чиновника носил эту специально отбелённую тогу (отсюда слово «кандидат»).
Toga pulla — такую тогу (серого или чёрного цвета) носили скорбящие.
Toga picta или toga palmata — пурпурная тога, которую надевал триумфатор; на ней были золотом вышиты сцены из римской истории.
Trabea — тога, украшенная пурпурными горизонтальными полосами. Сервий[12] описывает три вида трабеи: полностью из пурпурной ткани, посвящённая богам; белая и пурпурная трабея — одежда латинских и ранних римских царей[13]; пурпурная и шафранного цвета с пурпурной каймой, которую носили авгуры, консулы на фестивалях и эквиты во время transvectio.
Туника
Туника изготовлялась из шерсти или льна. Большинство римлян носило тунику днём и ночью[7]. Туника у мужчин доходила до колен (её подпоясывали на талии), более короткие туники носили солдаты и путешественники[14], у женщин — до щиколоток. Туники с длинными рукавами предназначались для женщин (лат. tunicae manicatae)[15].
Состоятельные римляне предпочитали белую тунику; крестьяне, ремесленники и рабы носили тунику темного цвета. Сенаторы и всадники носили туники с пурпурными вертикальными полосами (лат. clavi), которые шли параллельно одна другой от шеи до низа туники, на груди и на спине[11]. У всадников: 1-2 узкие пурпурные вертикальные полосы (лат. clavus angustus), примерно в 3 см шириной; туника сенаторов была длиннее обычной туники, имела 1 или 2 более широкие полосы (лат. latus clavus), около 10 см шириной[16] и не подпоясывалась. Особую тунику надевал триумфатор: она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа[11].
Светоний рассказывает, что император Август зимой надевал поверх нижней туники ещё четыре туники, шерстяной набрюшник и толстую тогу[17]. В одной тунике по улицам Рима ходило только рабочее и бедное население Рима.
Стола
Стола (лат. stola) являлась особой формой женской туники с короткими рукавами, широкая и со множеством складок, доходившая до щиколоток, внизу которой пришивалась пурпурная лента или оборка (лат. instita). На талии стола повязывалась поясом. Такую одежду носили матроны из высшего общества и не смели надевать ни отпущенницы, ни женщины легкого поведения, ни рабыни[11]. Сенека считал, что стола не должна быть яркой или пестрой: «матронам не следует надевать материи тех цветов, которые носят продажные женщины»[18].
Палла
Палла
Столу во II веке н. э. сменила палла, а тогу паллий (лат. pallium) — представлял собой упрощённый греческий гиматий — кусок мягкой ткани, который набрасывают на плечо и оборачивают вокруг талии[11]. Этот плащ стал популярен из-за несложности ношения. Любимым цветом был пурпурный[19], но палла была также и жёлтого, белого, чёрного цветов, украшена золотом.
Слово pallium скоро стало родовым обозначением других плащей. Они разделялись по внешнему виду и покрою на три группы:
кукуль, короткая, до середины спины доходившая накидка с капюшоном;
пенула (лат. paenula) — это узкий плащ без рукавов, который застегивался спереди (по виду схожий с современным пончо). Так, Мессала[20] говорит об ораторах, «стиснутых и словно запертых в пенуле». Этот плащ можно было также спереди застёгивать, иногда пенулы были также с рукавами или по крайней мере с отверстиями, в которые просовывались руки. Материалом для этого плаща, если его надевали в путешествие или на работу, служило грубое толстое сукно или шерсть; иногда пенулу шили из кожи[21]. Это была и мужская, и женская одежда, которую надевали иногда даже поверх тоги[22];
лацерна (лат. lacerna) — это было продолговатый и открытый спереди плащ до колен, который застёгивался фибулой на плече или груди. Лацерна бедняков была из тёмного грубого материала[23], у богатых граждан разноцветная и была часто роскошно отделана, иногда к ней приделывался капюшон на случай ветра и дождя. Первоначально это был воинский плащ, однако, уже в начале империи она стала обычной одеждой гражданского населения, которую часто надевали поверх тоги, чтобы согреться или предохранить ткань от грязи и пыли. Ювенал называл эти плащи «охранителями тоги»[11].
Палудаментум
Палудаментум (лат. paludamentum) — это особая разновидность воинского плаща; от солдатской лацерны отличался тем, что был длиннее (доходил до лодыжек), а также тем, что для него использовалась материя более высокого качества, как правило, красного цвета. Его носили не только на плечах; зачастую его оборачивали вокруг бёдер наподобие шарфа, забрасывая один конец на левую руку. Палудаментум явился «родоначальником» императорской мантии.
Женщины всё реже стали носить столу и паллу уже при первых императорах, Ульпиан (умер в 228 году) уже не упоминает в списке женской одежды, в эдикте Димициана от 301 года отсутствуют оба названия, а вписаны новые названия — далматика (dalmatica), мужская и женская туника с рукавами, и колобиум (colobium), туника без рукавов[14].
Одежда к особым случаям
В I веке вошло в обычай переодеваться к обеду в особую более удобную одежду — synthesis — набор (или даже целый гардероб[24]) разноцветных ярких плащей[11] или своего рода туник[25], который иногда меняли по нескольку раз во время обеда.
Крокоту, одежду шафранового цвета, носили женщины во время церемоний посвящённых Кибеле.
В банях и общественных термах не было обычным ношение специальной одежды. Уличную одежду оставляли у входа в раздевалке и оставались лишь в тунике, если собирались играть в мяч или другие игры. Купались обычно раздетыми. Лишь немногие римляне надевали в бани набедренные повязки[26]. Так же римлянам были известны своего рода «бикини», как видно на мозаике с пьяцца Армерина (Сицилия), однако они служили женской спортивной одеждой, а не для купания[7].
Накануне свадьбы невесте повязывали голову красным платком и надевали на неё длинную прямую белую тунику с шерстяным поясом (лат. tunica recta), предназначавшуюся и для дня свадьбы, подвязывали поясом из овечьей шерсти (лат. cingillum). Свадебный наряд невесты представлял собой длинное платье — паллу (лат. palla gelbeatica), ярко-красного цвета, надеваемое на тунику. На голову накидывали покрывало огненного, жёлто-красного цвета (лат. flammeum), обувь должна была быть того же цвета, что и flammeum. К украшениям относился прежде всего браслет. Об особенном наряде для жениха не сохранилось сведений, возможно, он надевал обычную белую тогу и венок (по греческой традиции).
Нижнее бельё
Женщины часто носили 2 туники, при этом нижняя туника с набедренной повязкой и повязкой на груди составляли нижнее бельё, на которое надевалась верхняя туника[7].
Мужчины носили тунику под тогой, первоначально, однако, надевали тогу, а под ней только набедренную повязку. Уже во II веке до н. э. мужчины стали надевать под тунику ещё одну рубашку из шерсти. Рубашки из льна стали носить лишь в IV веке[14]. Охотники, крестьяне и солдаты часто повязывали ступни, бёдра и голени повязками из льна или шерсти, чтобы защититься от холода.
Одежда жрецов
Весталка Фламин в шапочке
Одежда весталок[11]: на голову, обвитую шерстяными повязками (лат. infulae), похожими на валики, надето покрывало до плеч, на груди круглый медальон (лат. bulla), белая туника повязана на талии веревкой.
Арвальских братьев отличала белая повязка и венок из колосьев (лат. spicea corona)[27];
Фламины в общественных местах должны были носить островерхую шапочку конической или круглой формы (лат. apex, такую же носили и салии) с оливковой веточкой и шерстинкой и лавровый венок[25]; ранее цари, затем и фламины надевали при жертвоприношениях плащ laena.
Фламиника носила особую пирамидальную прическу, волосы были переплетены пурпурной шерстяной лентой. Фламиники носили также покрывало огненного, жёлто-красного цвета как у невесты.
Отличительной одеждой авгуров была трабея.
Одежда разных слоёв населения
Одежда рабов состояла из туники с короткими, не доходившими до локтя рукавами и плотного толстого плаща (лат. sagum). Sagum был также плащом римских солдат. Это четырехугольный кусок толстой грубой шерстяной ткани, который накидывался на спину и застегивался фибулой на правом плече или спереди под горлом[11] и напоминал македонскую хламиду.
Брюк у римлян не было: они считались варварской одеждой; императоры IV века запрещали носить их в Риме. Однако на севере, например в Германии, их приходилось надевать. Так на колонне Траяна солдаты изображены в коротких, обхватывающих ногу и спускающихся чуть ниже колена штанах[11].
Ткани
Главным материалом для одежды была овечья шерсть: из неё ткали туники, тоги и плащи. Особенно ценилась шерсть из Апулии, Калабрии и особенно мягкая шерсть из Тарента[14]. Из более грубой козьей шерсти ткали платки, накидки, мешки, навесы для защиты домов от непогоды, покрывала, для военных целей — покрывала для защиты от огня и стрел[14].
Льняное полотно шло главным образом на паруса, на тенты, которые натягивали над амфитеатрами и театрами в защиту от дождя и солнца[11].
Изображение toga picta
Из льняной пряжи делали также сети для звериной и рыбной ловли, повязки для врачебных целей. Льняную одежду носили жрецы Исиды; женщины, отправлявшиеся молиться в её храм, облекались также в полотняные туники. Широкое распространение льняные ткани получили только при поздней империи. Льняное полотно высокого качества (лат. byssus) завозилось из Египта, Сирии и Сицилии. В Риме также появился восточно-индийский хлопок — carbasus, по крайней мере со времён азиатских войн (191 до н. э.)[29]. С распространением роскоши стали входить в употребление более тонкие, шёлковые материи. Римляне сначала познакомились с «диким шелком», который даёт дикий шелковичный червь — bombyx (одежда называлась bombycina или, по месту выделки, «косскими одеждами»). Такая одежда появилась в Риме в конце I века до н. э. и мода на неё продержалась не дольше 100 лет[11]. Китайский шёлк завозился поначалу в виде ниток и шёлка-сырца, готовая материя также распускалась, красилась и переплеталась со льном или хлопком в лёгкие полушёлковые ткани. Такие лёгкие цветные полупрозрачные ткани носили I веке н. э. не только женщины, но и мужчины[29]. Лишь позднее, с развитием торговли с Востоком, появились ткани, сотканные только из шёлка: Чистый шёлк получил широкое распространение в богатых слоях только с III века н. э.[11]. Сенека так писал о нарядах из шёлка: «Можно ли назвать одеждой то, чем нельзя защитить ни тела, ни чувства стыдливости… их достают за огромные деньги, чтобы наши матроны показывали себя всем в таком же виде, как любовникам в собственной спальне» [30]. Среди необычных материалов встречались ткани с ворсом бобра, верблюда, волокнистого асбеста[14].
Вышивались ковры, полотна, покрывала, которыми устилали кровати и подушки, а также определённые виды одежды, например, toga picta и tunica palmata. Золотом вышивались в основном ковры, одеяла, наряды для триумфаторов, частично женская одежда. Кроме полос (лат. clavi), которые пришивались к одежде, использовались также нашивки (лат. segmenta) в виде кругов или квадратов, обычно пурпурного цвета и вышитые золотом.
Цвета
Настенная живопись в Помпеях. Женщина одета в столу голубого цвета, которая на плече скреплена фибулой.
Повседневным цветом был белый. Бедные люди, рабы и вольноотпущенники употребляли коричневую или черную шерсть. Тёмная тога была одеждой траура и скорби.
Цвета было принято делить на «мужские» и «женские». Наиболее подходящими для женщин считались различные оттенки коричневого, жёлтого, оранжевого и зелёного цветов; напротив, если мужчина одевался в оранжевое или зелёное, это давало основание окружающим заподозрить его в противоестественных наклонностях. Во времена империи в моду вошли разнообразные оттенки цветов. Персий считал, что знатный щёголь носит накидку цвета гиацинта[25], Марциал не считал, что мужчины должны носить только тёмные одежды, серые или коричневые накидки[29]. Ярко-красный, и особенно различные оттенки пурпурного цвета ценились больше всего. Марциал оценивал пурпурную накидку из Тира в 10 тысяч сестерций. Однако пурпурные одежды были редки. Человек, не занимавший официальной должности, надевая красное или пурпурное, тем самым как бы заявлял о своём тщеславии и непомерных амбициях. Цезарь даже ограничил ношение таких одежд, а при Августе пурпурное облачение мог надевать только сенатор, устраивавший игры[29]; Нерон даже запретил продажу пурпурной ткани из Тира и ткани аметистового цвета. Красный цвет в одежде, кроме того, был цветом удачи и вызова, поэтому такую одежду очень часто носили римские солдаты.
Обувь
Обувь делилась на сандалии (лат. soleae, sandalia), ботинки (лат. calcei) и сапоги (лат. caligae). Мужчины носили по большей части башмаки из кожи натурального цвета, женские башмаки мало отличались по форме, были однако разнообразных цветов и из более мягкой кожи. Богатые женщины носили обувь украшенную жемчугом, золотом и драгоценными камнями. Крепкие калиги, по данным современных экспериментов, могли прослужить для маршей в 500—1000 км, надевание таких сапог занимало около 3-4 минут.
Виды обуви
Название Описание
лат. calceamentum, calceamenti
Вид обуви или ботинка, доходивший до колен
лат. calceus, calcei
Высокая, закрытая обувь, вроде современных ботинок, составлявшая национальный костюм гражданина, который он надевал, отправляясь в город. Calceus носили как мужчины, так и женщины. Важные государственные чиновники из знатных семей носили на башмаке из красной или посеребрёной кожи на самом подъеме полумесяц из слоновой кости, который служил для завязывания.
Calceus senatorius (calceus mulleus) — башмак сенаторов представлял собой очень высокую обувь, доходившую до половины ноги, из красной мягкой кожи с четырьмя ремешками[31].Calceus muliebris — закрытая обувь, род башмака из тонкой кожи разнообразных цветов: красные, светло-желтые, чаще всего белые, украшенная драгоценными камнями и жемчужинами. Такую обувь часто носили римские матроны[22]. Иногда вместо ремешков использовались шёлковые цветные ленты; Calceolus/Calceolii — обычно женский небольшой ботинок или полуботинокCalcei patricii — башмаки римской знати с закрытым передом и длинным язычком, крепились к ноге четырьмя чёрными ремешками
лат. campagus, campagi
Солдатская обувь, также называвшаяся campagi militares.
Campagi imperiales — обувь схожая с солдатской, которую носили императоры поздней империи и византийские императоры[31].
лат. carbatina, carbatinae
По данным археологов, эта обувь была сделана из одного куска кожи. По краям были проделаны петли, которые связывали шнурком подощву и верхнюю часть обуви.
Gallica, gallicae — неофициальный вид карбатины, который носили с туникой и lacerna, но не с тогойGallicae Biriles — мужскаяGallicae Cursuriae — для бегуновGallicae Rusticanae — крестьян
Pero, peronis — грубая кожаная обувь, употреблявшаяся главным образом крестьянами.
калиги(лат. caliga, caligae) Калига
Сапоги, которые носились крестьянами, извозчиками и прежде всего солдатами. Калига состояла из толстой подошвы (около 8 мм.) с 80-90 острыми железными гвоздями; к подошве пришивался кусок кожи, вырезанный полосами, образуя нечто вроде сетки вокруг пятки и ступни: пальцы оставались открытыми[22]
Caligae muliebres
лат. cothurnus, cothurni
Котурны, обувь актёров, игравших в трагедиях; имели очень высокую подошву, что зрительно увеличивало рост и делало поступь величавой.
лат. crepida, crepidae
Сандалии, ремни которых покрывали лишь ступню.
Сандалиилат. sandalia
Состояли из подошвы, которая закреплялась на ноге мягкими ремешками, при этом большая часть ступни оставалсь открытой[32]. Сандалии были разных цветов, подошва разной высоты, в зимнее время также с шерстью. Их носили как домашнюю обувь[33], ношение сандалий в общественных местах считалось нарушением хорошего тона. Садившиеся за стол снимали сандалии или им их снимал раб.
(лат. sculponeae, sculpunarum)
Деревянная обувь, которую носили рабы или бедняки.
лат. soccus, Socci
Лёгкая обувь, типа тапочек, которую носили актёры, игравшие в ателланах и фарсах.
лат. solea, soleae
Сандалии, ремни которых ремни поднимались выше лодыжки; их носили римские должностные лица
Solo alto — сандалии актёров на высокой подошвеUrina — женские сандалии из воловьей шкуры, иногда также на двойной подошвеBaxa/Baxae — лёгкие из растительных волокон, листьев и проч.[31]
лат. cubtalaris
Закрывающая ногу обувь, ниже лодыжки[31]
Головные уборы
См. также Древнеримские причёски
Мужчины в общественных местах по большей части не носили головных уборов. При плохой погоде, также как и при жертвоприношениях, тогу приподнимали поверх головы. Крестьяне, а также путешественники при дожде и от пыли надевали лат. cucullus, своего рода капюшон[34]. Капюшон прикреплялся к плащу paenula или же прямо набрасывался на плечи[22]. Шерстяную шапку вольноотпущенников — лат. pilleus, которую носили также простые люди, в городах можно было увидеть редко[7], за исключением сатурналий, когда такие шапки надевались как знак социального равенства[35]. В жару многие путешественники и посетители театров носили широкополые шляпы как защиту от солнца[36].
По традиции замужние женщины должны были узнаваться по наличию головного убора. Это мог быть кончик паллы или покрывало (лат. rica), укреплённое на голове и ниспадавшее складками на затылок и спину[22]. Mitra представляла собой кусок материи, покрывавшей голову в виде чепчика, доходившая лишь до половины головы, она оставляла открытыми спереди грациозно положенные волосы. Римские женщины также носили головные сетки (лат. reticulum).
Если Сульпиций Галл отверг жену, потому что та появилась общественном месте без головного убора[37], то во времена империи традиции стали менее строгими. Многие женщины считали достаточным носить в качестве головного убора — vitta — шерстяную повязку, скреплявшую волосы (как право и знак матрон[38]).
Украшения и аксессуары
Несмотря на законы, запрещавшие роскошь (lex Oppia в 193 году до н. э.[39]) и осуждение моралистами пристрастия женщин к роскоши и расточительству, римские женщины всех слоёв общества охотно носили украшения. Богатые украшения показывали статус женщины (и её мужа) в обществе.
Женщины использовали в качестве украшений диадемы, кольца (лат. anuli), украшенные золотом ленты, вплетавшиеся в волосы (лат. vittae), серьги (лат. inaures) (иногда их вдевали в каждое ухо по нескольку штук), браслеты (лат. armillae; spintera - браслеты, надевавшиеся на плечо) и ожерелья (лат. monilia) с кулонами или без. В литературе упоминаются также браслеты для щиколоток (лат. priscelides)[40] и цепочки на бёдра[41]. Фибулы использовались в качестве застёжек для одежды и служили одновременно украшением.
Основными материалами для изготовления украшений было золото, серебро и электрум; часто украшения изготовлялись также из бронзы и стекла. Использовались в украшениях и драгоценные камни: изумруды, голубые сапфиры, красные гранаты, опалы, очень редко — алмазы (бриллиантов в Древнем Риме не знали, а неогранённые алмазы не очень красивы). Большой популярностью со времён императора Августа стал пользоваться жемчуг (лат. margaritae), который в больших количествах завозился с Востока; жемчужное ожерелье было заветной мечтой каждой более или менее состоятельной женщины. Женщины скромного достатка носили украшения из агата, янтаря, кораллов или гагата, женщины из низшего сословия и рабыни — имитации драгоценных камней (например, изумрудов) или украшения из дешёвого цветного стекла.
Единственным украшением мужчин в республиканский период был перстень с печаткой (знак принадлежности к сословию всадников), который чаще всего носили на безымянном пальце левой руки[7]. Во времена Империи мужчины нередко, чтобы показать своё благосостояние, носили одновременно по нескольку колец, украшенных драгоценными камнями[42]; некоторые носили крупные кольца из золота[43]. Лишь немногие мужчины носили золотые браслеты[44].
Украшения также подчинялись моде и региональным предпочтениям: так в провинциях часто встречались украшения (ожерелья и браслеты) из монет, но не на территории Италии. Популярной формой браслетов и колец была змейка, а для кулонов — полумесяц (лат. lunulae). Камеи или геммы носились в качестве колец или кулонов, они служили в том числе талисманами. На украшениях часто оставлялись пожелания: utere felix — «используй (его) счастливо» или amo te merito — «Я тебя люблю, как ты того заслуживаешь».
Аксессуары
В Древнем Риме существовали различные виды поясов и повязок:
subligaculum, cingulum — «пояс». cingulum это не только «пояс», а у солдат ещё и «перевязь», «портупея», поэтому cingulum deponere означало «выйти в отставку».
fasciae — «повязки», которые носили женщины на груди [45], а также вокруг ног[25].
focalia — «шейные платки». Ношение шейных платков пришло из Германии и вошло в обычай в I веке н. э. Так писатели, собиравшие большую аудиторию, повязывали платком горло во избежание простуды и хрипоты[11].
praecinctus — «передник»
campestre — «набедренная повязка у борцов».
См. также
Примечания
Литература
dik.academic.ru
Одежда древних римлян: факты о туниках | Блог fkmrf123
Гардероб современной модницы, особенно в летний период, обязательно включает тунику. Она проста по крою, удобна при ношении, может быть пошита в любом цвете, из любого материала. Сферы использования туники сегодня самые разнообразные: от пляжной одежды до платья для каждодневной носки. Что же известно нам об этом наряде?
Одежду, называемую ныне туника, человек носит очень давно. В древние времена она выполняла роль и повседневного, и праздничного одеяния. Надевали тунику практически повсеместно: от африканских племен до викингов.
Для древних римлян она была единственным и основным видом одежды, подходящим всем слоям общества, без разделения на пол. Различия были только в качестве материала.
Туника представляла собой два полотнища, перекинутые через плечи и перевязанные пряжками и поясом. У представителей мужской половины сверху туники было принято набрасывать тогу, у женской – накидку паллу.
Обычно длина древнеримской туники была слегка выше колен (у мужчин), или до щиколотки (у женщин). Длинные рукава появились только с период нашей эры.
Цветовая палитра предлагалась на любой вкус. Отличительной чертой туники римского сенатора была пурпурная полоса, протянувшаяся сверху вниз по всей длине полотна.
Арабы, познакомившись с древнеримской одеждой, не стали ничего менять в ней, а лишь добавили восточного колорита: украшения, орнамент, драгоценности. На востоке этот вид одежды стал «достоянием» богатых людей.
С приходом средневековья, модная тенденция на туники у европейцев нивелировалась. Зато она осталась частью гардероба восточных народностей.
В 60-е годы прошлого столетия – в период «царства» хиппи, молодое поколение вновь обратило свой взор на тунику. Многие представители нового течения посещали Индию, оттуда они и привезли моду на обычную одежду жителей этой страны. Основным смыслом лозунгов хиппи была свобода и любовь – протест против войны и богатства. Очень кстати пришлись им туники – незамысловатая простая одежда, предоставляющая свободу телу.
В 70 годы туники перешли в «высшие слои», их надевали мировые звезды на светские вечеринки, приемы. Тенденции общества тонко уловил Ив Сен-Лоран, создав целую коллекцию роскошных туник для богатой публики.
Туника может помочь создать разные образы: актрисы Голливуда, легкомысленной простушки, приехавшей покорять сердца на знойном пляже, или изысканной леди – светской львицы, обожающей звездные приемы.
×
cont.ws
Туника (у древних римлян) - это... Что такое Туника (у древних римлян)?
Туника (у древних римлян) Туника (лат. tunica), у древних римлян род рубахи, первоначально шерстяной, с 4 в. н.э. ≈ льняной. Т. шили из перегнутых на плечах полотнищ длиной до колен (мужские) или до лодыжек (женские), с вырезом для головы. Бока сшивали, оставляя отверстия для рук (позднее стали пришивать рукава). Т. украшали вышивкой или тканой каймой др. цвета. Женщины на Т. с рукавами надевали безрукавную Т., мужчины ≈ тогу.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
Тундровые почвы
Туника (у животных)
Смотреть что такое "Туника (у древних римлян)" в других словарях:
Туника (у древних римлян) — … Википедия
ТУНИКА — (лат. tunica). 1) исподнее платье без рукавов у римлян и римлянок. 2) в современном одеянии, род второй юбки, поверх платья. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТУНИКА древне римская нижняя одежда,… … Словарь иностранных слов русского языка
ТУНИКА — и (редк.) ТУНИКА, туники, жен. (лат. tunica). 1. У древних римлян белая нижняя одежда, длинная рубаха с короткими рукавами, носившаяся под тогой (ист.). 2. Верхняя одежда у католических священников. 3. То же, что тюник и тюника (порт., театр.). 4 … Толковый словарь Ушакова
Туника — I Туника (лат. tunica) у древних римлян род рубахи, первоначально шерстяной, с 4 в. н.э. льняной. Т. шили из перегнутых на плечах полотнищ длиной до колен (мужские) или до лодыжек (женские), с вырезом для головы. Бока сшивали, оставляя… … Большая советская энциклопедия
Одежда — искусственные покровы человеческого тела. Одежда в широком смысле слова включает также обувь, перчатки, головные уборы. Украшения и другие предметы, дополняющие одежду, в её понятие не входят. Одежда возникла как одно из основных средств… … Художественная энциклопедия
Одежда — искусственные покровы человеческого тела. О. в широком смысле слова включает также головные уборы, обувь, перчатки и т.д. Украшения лишь дополняют О. Наряду с Жилищем О. возникла как одно из основных средств защиты от… … Большая советская энциклопедия
Костюм — (итал. Costume, т. е. привычка, обычай ) принятый в разное время в различных странах способ одеяния. Ввиду громадного разнообразия К. в дальнейшем подробнее описаны, главным образом, лишь изображенные на таблицах I II наиболее характерные К.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ТОГА — (лат. toga, от tegere покрывать). Верхнее одеяние римского гражданина, носимое так, что правая рука была свободна. Toga praetexta. Тога, обшитая пурпуровою полосою, для сановников и благородных детей. Toga pura. Простая тога для несановников.… … Словарь иностранных слов русского языка
Цирк — (circus) у древних римлян место конских скачек и состязаний в скорости езды на колесницах, а впоследствии и некоторых других зрелищ (единоборства гладиаторов, травли зверей и т. п.), происходивших в известные праздничные дни и называвшихся ludi… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Цирк в древнем Риме — У этого термина существуют и другие значения, см. цирк. Амфитеатр и цирк в Трире. Реконструкция … Википедия
dic.academic.ru
Туника (у древних римлян) - Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2017; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2017; проверки требуют 2 правки.
Туни́ка (лат. tunica) — одежда в форме мешка с отверстием для головы и рук, обычно покрывавшая все тело от плеч до бедер. Туника, изготовленная без талии, получила распространение в Древнем Риме. У мужчин обычно носилась под тогой, женщины на тунику с рукавами надевали безрукавную тунику.
Tunica interior — вторая, короткая (выше колен) туника, которую носили молодые римлянки. Tunica tecta — узкая и длинная одежда, надеваемая римлянками в день совершеннолетия и в день свадьбы[1].
Рубахоподобная туника служила древнему римлянину повседневной домашней одеждой. Она уже не была простым куском ткани, в который драпировали тело. Сшитая из двух полотнищ, туника закрывала оба плеча, а надевалась через голову и сначала имела лишь боковые для рук. Потом у неё появились короткие по локоть рукава, которые не вшивались, а образовывались складками ткани; их долго считали признаком щегольства и изнеженности.
Воротника у туники не было — вся античная одежда была лишена воротников. Длинную до колен тунику подпоясывали. Это изделие наделялось древними римлянами иерархическими символами. Каждый должен был знать своё место, и туника тоже не могла оставлять никаких сомнений на этот счет. Сенатор облачался в тунику с широкой пурпурной полосой (clavi). Называлась такая туника tunica laticlavia. Всадники и трибуны из плебеев могли позволить себе лишь узкие пурпурные полосы на тунике — angusticlavia. Солдатской тунике предписывалось быть короче гражданской.
В настоящее время так называют прямую, неразъёмную спереди одежду, чаще всего без воротника, с рукавами или без них, с одним или двумя боковыми разрезами. Длина разная, но всегда ниже линии бедер.
Литература[ | ]
См. также[ | ]
encyclopaedia.bid
История появления туники
Один из самых модных летних предметов одежды – туника. Появившись еще во времена античности, туника претерпела ряд изменений, дойдя до наших дней. Сегодня это один из самых женственных предметов гардероба, доступный дамам любого возраста и с любой фигурой.
На фото: Белая туника "в пол"
Происхождение туники и ее определение в современной моде
История туники начинается со времен античности, когда люди облачались в простой отрез ткани, обернутый вокруг тела.
Например, в Древней Греции традиционной была одежда, которую не кроили и очень редко сшивали. И мужская, и женская одежда драпировалась многочисленными складками, она состояла из отрезов ткани, которые держались на теле благодаря застежкам.
Древние римляне для того, чтобы получить более удобную и практичную одежду, начали сшивать два одинаковых лоскута ткани, оставляя прорези для головы и рук. Это мешковатое изделие и получило название «туника».
Сегодня туникой называют одежду, которая соответствует нескольким критериям: не имеет воротника, является цельной спереди и сзади, ее длина достигает линии бедер. Туника может быть как с рукавами, так и без них. Длина туники может варьироваться, неизменным остается лишь условие, чтобы бедра были закрыты. Как правило, современные туники снабжены боковыми разрезами.
Трансформация туники: от поля боя до подиума
Изначально в Древнем Риме возникла военная туника. Это была исключительно мужская одежда, длина которой достигала линии бедра. Однако оценив удобство этой просторной одежды, ее начали носить и в качестве домашней. Гражданская туника получила название туника-интима. Она была длиннее военной, и ее можно было подпоясывать.
Постепенно тунику стали носить и женщины. Для того чтобы соответствовать требованиям общественной морали, выходя из дома, римлянки надевали столу – длинную тунику, которая доходила до щиколоток. Стремясь разнообразить свою одежду, женщины стали украшать туники вышивкой и лентами.
Возникла градация, согласно которой длина туники и ее декоративные элементы определялись в соответствии с сословием. Например, столу со шлейфом могли носить только аристократки. Знать носила белые туники, а представители низших сословий – одежду из приглушенных тонов. Появились специальные отличительные знаки, которые нашивались на туники воинов или политических деятелей.
После падения Римской империи туника вошла в обиход византийцев, а затем стала популярной одеждой и в восточной культуре. Именно арабы способствовали тому, что туника стала украшаться различными камнями, богатой вышивкой, восточными мотивами.
Долгое время тунику носили исключительно на Востоке. В Европе она на некоторое время возродилась во второй половине 18 века, в эпоху расцвета стиля ампир. Но даже в это время тунику могли надеть лишь самые смелые модницы, широкой популярности она не приобрела. В 19-м и первой половине 20-го веков туника оказалась забыта.
Шанс на новую жизнь этому удивительному предмету одежды подарили хиппи. Пропагандируя близость к природе, они облачились именно в туники, расписанные всевозможными растительными орнаментами и символами. Этно-стиль, который расцвел в эпоху хиппи, занял прочные позиции в мире моды.
Ни с чем не сравнимый крой туники привлек внимание многих кутюрье. Одним из первых тунику в своих коллекциях представил Ив Сен-Лоран.
Сегодня же этот предмет одежды является маст-хэв в гардеробе каждой модницы.