Строительные материалы древнего египта. Строительные материалы: виды, используемые в Древнем Египте
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнеегипетские строительные конструкции и формы. Строительные материалы древнего египта


Строительные растворы Древнего Египта

 

Строительные растворы в Египте, как и везде, изменялись и совершенствовались вместе с изменением основных строительных материалов и развитием строительной техники. Поэтому для более ясного представления о масштабах, характере, развитии и значении применения растворов в Древнем Египте уместно предпослать специальному рассмотрению сжатый обзор развития здесь каменного строительства.

В период неолита (заканчивается для Египта ок. 5000 г. до н.э.) и в последующий додинастический период (ок. 5000–3400 гг. до н.э.) основным строительным материалом безлесного Египта были глина и сырцовый, высушенный на солнце, кирпич, укладывавшийся на глиняном растворе. Однако уже в додинастический (а в отдельных случаях и в неолитический) период, когда началось изготовление металлических (медных) орудий, здесь постепенно возникало и развивалось применение камня, сначала в качестве поделочного, а затем и строительного – более прочного и долговечного, чем сырец, – материала.

Регулярное использование камня для строительных целей началось в архаический период и получило большое развитие в Нижнем Египте в связи с постройкой мемфисского некрополя в Саккаре, западнее возникшей после объединения Верхнего (Южного) и Нижнего (Северного) Египта (ок. 3400 г. до н.э.) столицы – будущего Мемфиса.

Первая, ступенчатая пирамида Джосера (начало III династии) в Саккаре, «мать всех египетских пирамид», сложена из небольших блоков местного известняка на глиняном растворе и была облицована (впервые в египетской практике) плитами из высококачественного привозного известняка, позднее расхищенными.

Во время IV династии ступенчатые пирамиды – промежуточная форма гробниц между мастабой и «настоящей» пирамидой– уступили место настоящей пирамиде правильной геометрической формы, служившей затем образцом для всех подобных сооружений в Египте.

Внутренняя кладка пирамид, фундаментальные плиты и массивная кладка стен храмов в Гизе были выполнены из известняка, наружная облицовка пирамид – из гладко ошлифованных плит известняка и гранита.

Строительный, т.е. обожженный гипс находил самое широкое распространение в Древнем Египте. Он использовался в качестве основного вяжущего вещества для строительных растворов и особенно штукатурок. Время начала подобного применения гипса в Египте неизвестно, но анализ Лукаса обнаружил, что белая замазка, которой склеен большой красный керамический сосуд додинастического периода (5000–3400 гг. до н. э.) из Маади близ Каира, является ничем иным как гипсом. Гипсовый раствор применен для связывания отбитых кусков, заполнения выбоин и заглаживания неровных поверхностей алебастровых саркофагов (в процессе их установки) недостроенной пирамиды III династии в Саккаре (анализ Заки Искандера из Департамента древностей) и гробницы Тутанхамона XVIII династии в Фивах (анализ Лукаса). Им же прикреплена крышка к глиняному кувшину из той же гробницы.

Вопреки широко распространенному представлению о применении в Древнем Египте известнякового раствора, собственно строительные растворы здесь до времени греко-римского владычества (332 г. до н.э. – 640 г. н.э.) применяли только двух видов, в зависимости от характера сооружений. Кладку из сырцового кирпича вели на глиняном растворе, обычно из нильского ила. Каменную кладку возводили на гипсовом растворе, впоследствии вытесненном известняковым, а в наши дни и цементным раствором.

Гипсовый раствор широко применяли в Древнем Египте для каменной кладки в царских гробницах и храмах, для крепления большого Сфинкса, для кладки внутренних камней массивов больших пирамид IVдинастии в Гизе. Его использовали также для обмазки стыков и швов металлических труб, подводивших воду от запасных бассейнов к помещению для жертвоприношений в заупокойном храме фараона V династии Сахура (ок. 2600 г. до н.э.) и для устройства белого, с росписью, пола в колонном зале храма в Луксоре (XIX династия, 1350–1200 гг. до н.э.).

www.cs-alternativa.ru

Древнеегипетские строительные конструкции и формы — МегаЛекции

Архитектура Древнего Египта.

Строительные приемы и конструкции. Погребальные храмы и

Храмовые комплексы.

Древний Еги́пет — одна из цивилизаций Древнего мира, существовавшей на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил,в период от 3000 до 30 гг. до н.э. Природные условия: Плодородные почвы были как нельзя более пригодны для развития земледелия, а разливы Нила способствовали регулярному орошению этих территорий. Вся хозяйственная жизнь Древнего Египта подчинялась циклическому ритму разлива и спада нильских вод. Разлив продолжался пол года с июля по октябрь. в июле месяце.

Строительные материалы:-горные породы камня (песчаник, гранит, известняк, базальт и др.)-в монументальном строительстве.- кирпич-сырец- в массовом строительстве.-дерево

Типы сооружений:жилая, ирригационная, погребальная и храмовая архитектура.Погребальная архитектура: Особое значение имели погребальные сооружения-пирамиды. Предшественником пирамиды была мастаба. Внешне мастаба представляет глухой трапециевидный объем с ложным входом и культовым помещением. Под ним глубоко в земле располагались одна или несколько погребальных камер, где устанавливались саркофаги с мумиями. Камеры соединялись с наземной частью погребения открытой вертикальной шахтой, позволявшей, в соответствии с требованиями культа мертвых, «душе» покойного свободно перемещаться в пространстве .В дальнейшем мастаба эволюционировала в пирамиду.

 

Типы пирамид: правильная, ступенчатая, ломанная. Наиболее известные пирамиды :Хеопса, Хефрена ,Микерина, Джоссера, Снофру.

Ступенчатая пирамида в Саккаре — древнейшая из сохранившихся в мире крупных каменных архитектурных построек. Построена Имхотепом в Саккара для погребения египетского фараона Джосера. 2650 г. до н. э.

Схема пирамиды Джосера:

1. первоначальная форма, 2. погребальный колодец, 3. первое расширение мастабы, 4. следующий этап расширения мастабы, 5. надстройка четырех ступеней пирамиды, 6. вторая надстройка пирамиды.

Самые древние среди семи чудес света – пирамиды Египта, три гигантские гробницы фараонов Египта IV царской династии, воздвигнутые в 3-2-м тысячелетии до н.э. в Гизе. Эти монументальные сооружения имеют геометрическую форму и напоминают гигантские кристаллы. Самая высокая из них - пирамида фараона Хеопса

Схема пирамиды Хеопса:

1. вход в пирамиду2. понижающийся коридор3. подземная камера4. служебный кори-дор5. поднимающийся коридор 6. погребальная камера царицы7. воздушные колодцы8. Большая галерея 9. вестибюль10. разгрузочные камеры 11. погребальная камера фараона.

Площадь пирамиды Хеопса составляет около пятидесяти пяти тысяч квадратных метров. Блоки очень плотно примыкают друг к другу. Поверхность пирамиды была облицована отполированными известняковыми плитами. Вход в пирамиду находился на северной стороне. Узкий коридор вел через большую галерею в погребальную камеру размером 10х5х5 метров.

Храмовая архитектура.

Храм-архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов ,имел определенную схему установки.

Храмы подразделялись на 3 типа:

- наземные( храм в Луксоре и Карнаке)

- полускальные (храм царицы Хатшепсун)

-скальные (храм Рамзесса в Абу-Симбеле)

Градостроительство Др. Египта было подчинено географии. Город делился на 2 части (город живых и мертвых). Наиболее известные города- Хакун,Мемфис, Саккара, Абу-Симбел, Дейр эль-Бахри, Дашур. Особое место в древнеегипетском градостроительстве занимали столицы. Столичные города, состоявшие обычно из собственно города и обширного некрополя, представляли сложный конгломерат из дворцовых, храмовых и жилых построек, в основе которого лежала социальная иерархия древнеегипетского рабовладельческого общества. Особенностью столичных городов были их огромные размеры, которые позволяли говорить о том, что для градостроительного мышления древних зодчих свойственны были географические масштабы. А если добавить к этому ориентацию храмовых комплексов на отдельные небесные светила и созвездия, то можно без преувеличения сказать, что в представлении древних египтян столичные и храмовые города были своеобразной земной проекцией известного им космического мироздания. Все это говорит о том, что из всех древних городских культур египетская культура была наиболее самобытной и богатой в художественном отношении, что подтверждается ее сильным влиянием на дальнейшее развитие градостроительства как европейских, так и азиатских стран.

Древнеегипетские строительные конструкции и формы

Основной строительный материал в Египте — камень (песчаник, гранит, известняк, базальт и др.). Египтяне были мастерами его добычи и обработки. Камень обычно высекался из скал крупными глыбами и обработанный в гигантские квадры доставлялся к месту постройки. Кладка камней осуществлялась на растворе, состоявшем из смеси извести, песка и глины. Широко применялась и кладка «насухо», т. е. без раствора.

Египтяне высекали высокие стройные каменные глыбы в виде обелисков, которые были символами солнца — великого Ра, а также огромные столбы и колонны высотой с трех- и пятиэтажный дом. Отдельные тщательно отесанные каменные блоки пригонялись друг к другу идеально, насухо, без раствора.

В массовом строительстве основным материалом для построек служил кирпич-сырец. Кирпич размером 14 X 38 см и толщиной не менее 11 см изготавливался из смеси ила, мелкой гальки и рубленой соломы, которыми заполняли деревянные формы, затем высушивали на солнце.

Дерево, которым была бедна страна, применялось экономно, чаще всего в конструкциях перекрытий, крыш и для опор галерей. Зачастую использовали стволы пальм, связки из тростника и камыша, в сочетании с конструкциями из кирпича-сырца. Между столбами из кирпича устраивались иногда решетчатые заполнения из дерева или стенка из вертикальных пальмовых стволов.

Вес тяжелых балок перекрытия несли стены, пилоны и колонны. Египтяне использовали своды сравнительно редко, главным образом при возведении хозяйственных и складских построек. На балки укладывали каменные плиты перекрытия. Опоры были самые разнообразные; иногда это монолитные каменные столбы простого квадратного сечения, в других случаях — колонны, состоявшие из базы, ствола и капители. Простые стволы имели квадратное сечение, более сложные представляли собой многогранники и часто изображали связки стеблей папируса. Стволы иногда имели каннелюры (вертикальные желобки).

Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших цветок папируса, лотоса или листья пальмы. В отдельных случаях на капители высекали изображение головы богини плодородия Хатор.

Сложнейшей технической задачей при примитивных методах строительства являлось возведение самых грандиозныех сооружений Египта — пирамиды.

Массив пирамиды обычно возводился из грубо околотых камней или кирпича на растворе, внешняя часть — из отесанных квадров и плит уступами насухо. Вероятно, сначала возводилась внешняя уступчатая часть, а затем заполнялась внутренняя часть пирамиды, в таком случае уступы могли служить промежуточными площадками, необходимыми для подъема и складирования материалов. При такой последовательности работ окончательная облицовка пирамиды каменными шлифованными плитами становилась завершающим этапом.

megalektsii.ru

Строительные материалы: виды, используемые в Древнем Египте

Строительные материалы: виды, используемые в Древнем ЕгиптеВ Древнем Египте ведущей отраслью техники было строительное дело. Огромные постройки, которые должны были служить вечными жилищами бога или фараона, своими размерами и внешним видом внушали всем мысли о мощи владык. Поэтому для культовых сооружений основным строительным материалом являлся камень. А дворцы и крепости, которые не были рассчитаны на длительное существование, и соответственно не оправдывали затрат по производству камня, строили из кирпича и глины.

В те времена из глины сооружали и жилища, и могилы, которые по своему виду и плану копировали жилье. Были найдены жилища овальной формы, сложенные из глиняных комьев. Полом служила утрамбованная земля, а кровлей – тростниковая циновка.

Кирпич и камень служили основными строительными материалами. Вид кирпича отличался от современного, так как делали его из рубленой соломы, ила и небольшого количества воды. Приготовленное густое тесто раскладывалось в специальные формы, еще мягкие кирпичи клались сушиться на солнце. Строительный материал классифицировался по размерам кирпича и его окраске, которая зависела от состава ила. Позже для облицовки зданий стали применять обожженный кирпич.

Наиболее употребительной в строительстве породой камня был известняк, потом он уступил место песчанику. Гранит использовался для перекрытий, а алебастр – для облицовки зданий. Глыбы имели толщину от 0,5 до 1,8 м, длину от 1 до 2,5м, и высоту – от 0,8 до 1,2м.

Своего рода комбинатами строительных материалов являлись каменоломни, которые были двух типов: открытые и подземные. В открытых камень брали от лежащих глыб или трещин в массиве. Чтобы получить нужный размер камня, в нем делали ряд отверстий, в которые забивали клинья и поливали их водой. От воды дерево расширялось и ломало камень. В подземных каменоломнях процесс добывания камня шел таким же образом, причем работы начинались от потолка. Из инструментов пользовались бронзовыми резцами и молотками.

К месту постройки камень доставлялся по Нилу на специальных грузовых баржах, а к реке его притаскивали рабы на себе, животных, салазках или катках. Также на месте стройки с помощью резцов камням придавали окончательную форму, причем при обтеске старались получить минимальные отходы. При этом камни старались сделать максимально ровными, потому что от этого зависела устойчивость зданий. Для обследования поверхности камня использовали веревочку, которую натягивали с помощью двух палочек и прикладывали к камню. Таким образом, были легко видны все его неровности.

kpmp.ru

Реферат: Аритектура древнего Египта

Архитектура страны фараонов.

Каменная архитектура Египта, о чем свидетельствуют дошедшие до нас памятники древней египетской цивилизации, служила в первую очередь потребностям религии. Жилые дома, в том числе и дворцовые сооружения, строились из легких и недолговечных материалов, только храмы богов и комплексы гробниц возводились из камня, были сделаны очень прочно, строились на века. Естественно, что именно эти каменные сооружения выдержали испытание временем и дошли до наших дней, иногда почти в первозданном виде. Именно эти памятники Древнего Египта сохранили особенности древнеегипетской архитектуры.

Определение пространства, объёма и массы, формирование фасада.

Египетская архитектура была многоплановой, ее характерной чертой при определении пространства и объема была галерея (коридор). Даже внутренние дворики были, скорее, расширением и продолжением галерей, чем композиционными центральными местами планировки здания, площадками дальнейшего распределения или сбора. Крытыми колонными галереями эти дворики были окружены со всех сторон довольно редко. Двери комнат и помещений также иногда выходили во двор. Большие колонные дворы и залы были галерейного типа, об этом свидетельствует направление укладки балок и направленность настенной росписи на опорах.

Расположение и смежность отдельных помещений соответствуют этой галерейной планировке, обычно она была линейной. Внутренние комнаты и помещения следовали одно за другим в одном направлении и вдоль одной оси. В архитектуре храмовых сооружений, начиная со святилища, комнаты и залы становились все более просторными, высота потолков возрастала, увеличивался объем помещений. Здание раскрывалось, подобно цветку растения. При строительстве пирамид египтяне пользовались противоположной концепцией: конец погребального пути – пирамида – возвышалась над всеми остальными элементами архитектурного ансамбля. Редкое исключение представляет центральная планировка сооружения. Она встречается только лишь в гробницахДревнего царства (архаичный период) и в святилищах и храмах римских времен.

Внешние формы построек были очень простыми: прямосторонние и наклонные призмы и пирамиды. Встречались постройки, имевшие только внутренние объемы(они были очень незначительными), как, например, скальные храмы и гробницы.Эти сооружения не имели своей отдельной массы. Были строения, которые не имели своих внутренних объемов (или же они были очень маленькими), среди них: пирамиды, фасадные башни и пилоны при входе в храм, а также стелы, которые стояли отдельно и служили вертикальным акцентом архитектурного комплекса или композиции.

Поверхности зданий изнутри и снаружи, как следствие простоты архитектурных форм, были плоскими и ровными. Эту геометрическую замкнутость и однообразие, присущее египетской архитектуре, смягчали многочисленные настенные тексты, росписи и барельефы. Однако эта настенная живопись в целом не влияла на впечатление, которое вызывает у постороннего наблюдателя архитектура Древнего Египта. Для построек древних египтян окна не были характерным элементом, они встречались крайне редко лишь на фасаде здания.Проблема внутреннего освещения решалась с помощью небольших террас и площадок, которые находились на самом верху здания.

Иногда фасад имел колонны, часто так выглядела веранда, выходящая во двор. Промежутки между колоннами заполнялись кирпичной кладкой иногда до половины, иногда на всю высоту. Это было особенно характерно для построек времени правления Птолемеев. В последнем случае получался так называемый псевдопериптер (Периптер (греческое - «оперенный») – тип храма, в котором заключенное в глухие стены святилище окружено колоннадой со всех сторон.Псевдопериптер отличается тем, что роль колонн исполняют полуколонны, выступающие из стены, и только перед входами с торцов здания устроены колонные портики). Такое архитектурное решение фасада встречается и в памятниках Древнего царства, например в комплексе пирамиды фараона Джосера, однако впоследствии оно было забыто. Секционное линейное решение фасадов здания времени Древнего царства также было забыто в более поздние времена.

Строительные материалы.

Основным строительным материалом древних египтян был камень. В каменоломнях, расположенных в городах на границах долины Нила, добывали различные породы камня. Наиболее известным был асуанский гранит. В Асуане и в наши дни можно видеть древнюю каменоломню, на дне которой лежит каменный обелиск, наполовину вырезанный в скале. Столь же известен был добываемый рядом с Мемфисом турский известняк. Из него изготовлены облицовочные плиты большинства пирамид. Применялся древними строителями и песчаник. Из твердых пород камня они использовали порфир и диорит. Для создания определенных цветовых гамм и комбинаций специально подбирались камни различных цветов и оттенков. Египтяне пользовались и кирпичной кладкой, но ее доля по отношению к камню была незначительной. Из кирпича были построены гробницы архаичного периода, пирамиды Среднего царства и некоторые крупные жилые постройки. Из-за недостатка горючего материала и древесины кирпичи сушились под лучами солнца. Не хватало древесины и для строительных работ. Из дерева, привезенного из других стран, изготовляли только мебель и богатое убранство апартаментов фараона и высшей знати. Но несмотря на это техника работы с деревом оказала большое влияние на формирование стиля каменной архитектуры Древнего Египта.

В архаичные времена жилища простых людей и небольшие святилища строили из тростниковых циновок, дверные проемы завешивались тоже циновками, но более тонкой работы, и плели их из травы и соломы. Некоторые формы этого тростникового строительства были использованы позднее и в каменной архитектуре, например в Саккаре, в комплексе пирамиды Джосера, можно встретить полуколонны, напоминающие по форме вязанки тростника, можно встретить и вырезанные из камня скатанные циновки. Позднее жилища простолюдинов стали возводить из глины, эта традиция сохранилась в Дельте и по сей день.

Конструкция зданий.

Египтяне использовали оба типа несущих (опорных) конструкций: стену и стойку (колонну или столб).

В архаичный период стены зданий возводились из кирпичей, техника кирпичной кладки свидетельствует о большом влиянии Месопотамии, а может быть, и происходит оттуда. Основателем каменного строительства, его изобретателем считается великий архитектор Древнего царства Имхотеп(Характер построек, возведенных Имхотепом в Саккаре, служит дополнительным подтверждением тому, что технику строительства древние египтяне заимствовали все же из Месопотамии (оттуда же и идея ступенчатой пирамиды – зиккурата, но без храма на верхней площадке), однако использование камня потребовало интенсивного изобретательства от египетского зодчего). Стены из камня возводили двумя способами: более тонкие собирались из хорошо обработанных каменных блоков-квадров, основу более толстых и массивных стен складывали из грубо отесанных каменных блоков худшего качества, снаружи их облицовывали ровными и хорошо отшлифованными каменными плитами. Именно так были построены пирамиды Древнего царства. Пирамиды Среднего царства имели внутреннее ядро, выложенное из кирпичей.

Египетские каменные колонны возникли как архитектурное выражение форм растительного мира. Примером этому служат полуколонны в Саккаре, они, как и каменная стена, принадлежат комплексу пирамиды Джосера. Каменные колонны древнеегипетской архитектуры делятся на несколько типов. Они повторяют форму тех растений, характер которых хотели придать им строители. Это колонны пальмообразной, лотосообразной и папирусообразной формы, что особенно видно по их основаниям-базам и навершиям-капителям. Такие колонны и колонные галереи часто уподоблялись аллее или роще деревьев. Кроме колонн растительных форм египтяне часто использовали столбы четырехугольного или многогранного сечения. Начиная со времени Среднего царства, встречаются два особенных типа колонн. Это колонны с изображением на капители головы богиниХатор и так называемые колонны Осириса в храмовых постройках. Такая колонна обычно стояла перед колоннадой, обрамляющей вход в храм, иногда это была статуя бога Осириса, составляющая с колонной одно целое.

Опорные панели между столбами строители выкладывали из каменных балок, сверху на них укладывали каменные плиты, которые образовывали плоский потолок. Над ним сверху не было кровли, ведь дождь в Египте – величайшая редкость. Карниз служил сначала только венчанием стен, но потом его подняли выше балок перекрытия, и он превратился в один из элементов украшения стены. Такой карниз был часто украшен фигурами животных и растений(например, изображениями священной кобры-урея).Несмотря на то, что в египетской архитектуре в первую очередь использовались плоские формы и прямые линии, строители умели устраивать сводчатые покрытия. Потолок погребальных камер имел форму двускатной крыши и был сооружен из тщательно пригнанных друг к другу каменных плит. Эти плиты снизу иногда были вогнуты вовнутрь, нижней части горизонтальных каменных балок придавалась вогнутая форма, и получалось покрытие, похожее на цилиндрический свод (Египтяне умели строить подлинные своды, однако предпочитали или ложный свод (плиты перекрытия постепенно сдвигаются к центру или к оси помещения с каждым следующим рядом, удерживаясь на месте тяжестью искусственной горы поверху), или своего рода изображение свода – путем придания гигантским монолитным плитам криволинейного очертания поверхности изнутри), как в скальных храмах и гробницах. Египтяне умели строить и настоящие своды, но делали они это исключительно только при строительстве усыпальниц из кирпича, при возведении складских помещений и прокладке каналов. Лестницы стали использоваться гораздо позже, до этого в большинстве случаев для соединения различных уровней и этажей здания пользовались наклонной плоскостью – пандусом.

Архитектурная планировка, организация труда и выполнение работ.

Египетские мастера, начиная с незапамятных времен, работали по точным тщательно разработанным планам. Архитектор записывал свои мысли на листе папируса, глиняной табличке или известняковой плите, часто он работал с помощью разметки по клеткам, что помогало ему при проектировании, а позднее и при выполнении работ. Найденные археологами черепки и кусочки таких строительных проектов свидетельствуют о том, что древний архитектор изображал строящийся объект, как в общих чертах, так и в различных проекциях. В проекциях иногда были изображены такие части возводимого сооружения, которые снаружи не были видны. Таким образом, на этих древнейших строительных проектах были выполнены разрезы и сечения отдельных элементов строящегося здания. В большинстве случаев фасад изображался на самом краю плоскости основного чертежа.

Самые древние образцы архитектурных проектов, известные нам, относятся к периоду правления 3-ей династии. На куске известняковой таблички, найденном близ пирамиды Джосера, обозначены перпендикулярные линии. Они образуют сетку координат. Кривая с записями длины соответствует линии арочной крыши одного из зданий, принадлежащего к комплексу гробницыДжосера. Эта табличка хранится в музее в Каире и является частью архитектурного проекта Имхотепа, самого древнего известного нам архитектора и строителя.

О работе над проектированием пирамид мы знаем очень мало. Можно предположить, что строители работали на основании проектов, чертежей и планов. Вероятно, и скорее всего это именно так, они изготовляли и модели будущих пирамид. К примеру, в Дашуре был найден макет пирамиды времен 13-ой династии с коридорами и камерами (Наибольшую сложность при проектировании пирамид представляли две задачи. Первая – требовалось идеально выровнять основание, что при длине стороны в 100, 200 м и более – весьма сложно.Вторая – требовалось идеально высчитать угол наклона ребра угловых камней основания, так, чтобы эти ребра сошлись в одну точку на огромной высоте. И то и другое осуществлялось с высокой точностью, что подтверждает прекрасное владение прикладной математикой, впоследствии заимствованной и развитой древнегреческими учеными).

И в более поздние времена проектированию строящихся сооружений придавалось большое значение. К примеру, на строительных чертежах и планах царских усыпальниц в Фивах были обозначены следующие данные: общие размеры гробницы, размеры камер и коридоров, предназначение отдельных помещений, их наименования, тематика и форма выполнения настенных росписей и барельефов, их композиционное построение. Среди других до нас дошел и проект гробницы фараона Рамсеса IV, на нем изображены контуры строящейся усыпальницы, ее наиболее важные элементы в различных проекциях. Чертежи были примерными, без масштаба, соблюдались только пропорции, точные же цифровые данные прилагались в пояснениях к чертежам. Наряду с работами по проектированию в обязанности главного архитектора фараона входили обеспечение транспортного обслуживания строительства и строительные работы. Естественно, в этом ему помогали многочисленные администраторы и чиновники. Организация труда была очень высокой, на строительстве работали тысячи людей, но отдельные«команды» не мешали работе друг друга.

На основании своих египетских впечатлений Геродот рассказывает о строительстве пирамиды Хеопса. Он писал, что Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Первым он приказал заняться доставкой к берегу Нила блоков из каменоломен в аравийских горах.Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор.Постоянно работало сто тысяч человек, они сменяли друг друга каждые три месяца. За десять лет напряженного труда была построена дорога, по которой блоки доставляли к реке. По мнению Геродота, строительство этой дороги было не менее трудной задачей, чем постройка самой пирамиды. Десять лет строили дорогу, она была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. Закончились строительные работы вокруг пирамиды, завершилось строительство подземных сооружений, которые предназначались для гробницы и погребальной камеры фараона Хеопса. Строительство же самой пирамиды продолжалось двадцать лет. Основанием пирамиды служил правильный четырехугольник, состоявший из тщательно отшлифованных и точно подогнанных один к другому каменных блоков. Пирамиду возводили в несколько приемов.После возведения первой очереди каменные блоки поднимали с помощью специальных подъемников, сделанных из коротких деревянных балок. Сначала заканчивали отделку верхней части пирамиды, после этого заканчивали соседние нижние части. Отделку основания и самой нижней части заканчивали в последнюю очередь.

Современные исследователи согласны с Геродотом в том, что на строительстве пирамиды Хеопса работало, по всей вероятности, сто тысяч человек, но всего лишь три месяца в году, в период разлива Нила. Постоянно на строительстве трудилось всего лишь около четырёх тысяч человек (видимо, это были специалисты высокого класса и архитекторы). Для них был построен жилой городок.

Работники объединялись в специальные отряды, которые состояли из более мелких групп. Разделение основывалось на вместимости фелуки египетского речного транспорта. Самая маленькая группа – «звено» – могла состоять из десяти человек. Отряды, «команды» строителей носили собственные имена. В этих именах обязательно присутствовало имя фараона. Например, отряд «Как любима белая корона Снофру», или «Хеопс облагородил два царства» и т.д.

В каменных карьерах на блоки ставили «номер» и дату изготовления, на основании этого определялась производительность труда и норма выработки.Средняя норма дневной выработки каменотеса составляла примерно 2 кубических метра камня. Для строительства пирамиды Хеопса были необходимы 2 300 000 каменных блоков массой в 2,5 тонны каждый. Если взять за основу данныеГеродота, т, е. время строительства пирамиды 20 лет, то получим вполне реальный срок, получается, что ежедневно было необходимо укладывать в среднем 315 таких блоков.

В последующие столетия на строительстве пирамид работали специальные бригады мастеров. К примеру, нам хорошо известны образ жизни и организация труда мастеров-строителей гробниц Долины царей. Благодаря археологам у нас есть возможность читать египетские иероглифы, нам известны даже имена некоторых древних мастеров. Проектирование, строительство и украшение царских усыпальниц и гробниц было делом специальной «конторы», в которой работали художники, резчики по камню и другие высококвалифицированные специалисты. Главным «куратором» работы этой «фирмы» был высший сановник фараона, его визирь. Число работающих в одной «конторе» достигало и превышало 120 человек. Наряду с высококвалифицированными специалистами использовалась также и низкоквалифицированная рабочая сила, помощники(например, транспортники). Рабочие делились на две группы — на правую и левую, опять же по примеру речников. Во главе этих команд стояли начальники, рядом с ними постоянно находились писцы, которые должны были ежедневно делать заметки о ходе работ, быте и условиях труда рабочих, составлять списки различных материалов, необходимых для ведения работ, инструментов, рассчитывать заработную плату. Большая часть этих записей дошла до наших дней, благодаря ним мы смогли познакомиться с жизнью и трудом древних ремесленников.

Благодаря изучению древних рисунков и текстов мы многое узнали о том, как строили и проектировали здания древние египтяне. Археологи нашли древние строительные инструменты из меди и бронзы: резцы, сверла, долота, тесла, а также инструменты из камня и дерева (шлихтовый и шлифовальный камни, деревянный молот и др.). Древнему египетскому инженеру-строителю в его работе по проверке точности измерений помогали отвесы, нивелиры, треугольники и измерительные линейки.

Большинство египтологов считает, в отличие от утверждений Геродота, что при строительстве пирамид египтяне не пользовались никакими приспособлениями и механизмами. По мере возведения пирамиды они сооружали из глиняных кирпичей специальные наклонные платформы, по которым с помощью деревянных санок и физической силы человека каменные блоки поднимались на необходимую высоту. Нет никаких свидетельств о том, что строители пирамид пользовались колесом или системой подъемников. Остатки же таких платформ- рамп были обнаружены археологами.

Для возведения небольших объектов использовали строительные леса и подмостки, при крупных строительных работах, как, например, сооружение пирамид, и в более поздние времена при постройке храмов и т. д. пользовались для доставки необходимых материалов специальными наклонными платформами. Эти платформы наращивали по мере роста сооружения. После окончания строительных работ эти платформы разрушались. Одновременно с возведением здания его внутренние помещения заполнялись песком.Окончательные отделочные работы производились сверху вниз. По мере их окончания песок удалялся.

В каменоломнях блоки высекали несколько крупнее, чем нужно. Эти каменные блоки были грубо обработаны. В таком виде их доставляли на место строительных работ. Тонкая обработка камня, окончательная подготовка блоков под необходимые стандарты и придание им формы производились уже на месте строительства, иногда и в процессе производства работ (О тщательности доводки гигантских каменных блоков свидетельствует точная их разметка перед установкой на место (найдены номера блоков, нанесенные на их поверхность краской) и тот факт, что по сей день толщина шва между камнями не превышает, как правило, 0,15 мм.).

Кроме осмотра и учета особенностей выбранного для строительства места архитектор свято соблюдал традиции, особенно это касалось ориентации будущего здания по звездам. Кроме решения чисто технических вопросов нужно было проследить за точным соблюдением множества связанных со строительством обрядов. Эти обряды начинались уже с момента определения места работ и продолжались весь подготовительный период. На основании текстов, найденных на раскопках в Абусире, мы имеем достаточно полное представление об обрядах и церемониях, которыми сопровождались работы по расчистке местности, ее выравниванию и т. д. Самые торжественные церемонии проводились по случаю начала строительных работ. Фараон лично вбивал первые колышки, копал первую яму, обжигал первый кирпич и сам закладывал его в фундамент будущей пирамиды. Жертвоприношения (жертвенные животные или священные статуэтки) совершались рядом с местом работ по закладке фундамента. Для придания новому сооружению магической силы в фундамент строящейся пирамиды закладывали камни из более древних гробниц и храмов. Считалось, что некоторые архитектурные орнаменты и формы тоже имеют магическую силу. Их изготовляли в одно время со строительными работами.

[pic]

Капители колонн: пальмовидная, папирусообразная с закрытым бутоном цветка, папирусообразная с распустившимся цветком, в виде головы богиниХатор

[pic]

Строительство пирамиды[pic]

Саккара. Отреставрированная молельня на территории комплекса фараонаДжосера.[pic]

Абусир. Храм Солнца фараона Наусерра. Реконструкция

Литература: Каталина Целлар «Архитектура страны фараонов. Жилище живых, усопших и богов» / перевод с венгерского – А. Д. Рагимбекова, под редакцией– В. Л. Глазычёва. – М.: Стройиздат, 1990 год.

www.neuch.ru

Архитектура Древнего Египта - Строительство и дизайн - Каталог статей

Архитектура древнего Египта      

 Архитектура страны фараонов.    Каменная архитектура Египта, о  чем  свидетельствуют  дошедшие  до  нас памятники  древней  египетской  цивилизации,  служила   в   первую   очередь потребностям религии. Жилые  дома,  в  том  числе  и  дворцовые  сооружения,строились из  легких  и  недолговечных  материалов,  только  храмы  богов  и комплексы  гробниц  возводились  из  камня,  были  сделаны   очень   прочно,строились  на  века.  Естественно,  что  именно  эти   каменные   сооружения выдержали  испытание  временем  и  дошли  до  наших  дней,  иногда  почти  в первозданном  виде.  Именно  эти   памятники   Древнего   Египта   сохранили особенности древнеегипетской архитектуры.    Определение пространства,    объёма и массы,    формирование фасада.    Египетская архитектура была многоплановой, ее  характерной  чертой  при определении пространства и объема была галерея  (коридор).  Даже  внутренние дворики   были,   скорее,   расширением   и   продолжением   галерей,    чем композиционными   центральными   местами   планировки   здания,   площадками дальнейшего  распределения  или  сбора.  Крытыми  колонными  галереями   эти дворики были  окружены  со  всех  сторон  довольно  редко.  Двери  комнат  и помещений также иногда выходили во двор. Большие колонные дворы и залы  были галерейного типа,  об  этом  свидетельствует  направление  укладки  балок  и направленность настенной росписи на опорах.    Расположение  и  смежность  отдельных  помещений   соответствуют   этой галерейной планировке,  обычно  она  была  линейной.  Внутренние  комнаты  и помещения следовали одно за другим в одном направлении и вдоль одной оси.  В архитектуре храмовых  сооружений,  начиная  со  святилища,  комнаты  и  залы становились все более просторными, высота потолков возрастала,  увеличивался объем  помещений.  Здание  раскрывалось,  подобно   цветку   растения.   При строительстве  пирамид  египтяне  пользовались  противоположной  концепцией:конец погребального пути – пирамида  –  возвышалась   над  всеми  остальными элементами   архитектурного   ансамбля.   Редкое   исключение   представляет центральная планировка сооружения. Она встречается только лишь  в  гробницах Древнего царства (архаичный период) и в святилищах и храмах римских времен.    Внешние формы построек были очень простыми: прямо-сторонние и  наклонные призмы и пирамиды. Встречались постройки, имевшие только  внутренние  объемы(они были очень незначительными), как, например, скальные храмы и  гробницы.Эти сооружения не имели своей отдельной массы.  Были  строения,  которые  не имели своих внутренних объемов (или же они  были  очень  маленькими),  среди них: пирамиды, фасадные башни и пилоны при входе  в  храм,  а  также  стелы,которые стояли  отдельно  и  служили  вертикальным  акцентом  архитектурного комплекса или композиции.    Поверхности  зданий  изнутри  и   снаружи,   как   следствие   простоты архитектурных форм, были плоскими и ровными. Эту геометрическую  замкнутость и однообразие,  присущее  египетской  архитектуре,  смягчали  многочисленные настенные тексты, росписи и  барельефы.  Однако  эта  настенная  живопись  в целом не влияла на впечатление, которое вызывает у постороннего  наблюдателя архитектура Древнего Египта. Для  построек  древних  египтян  окна  не  были характерным элементом, они встречались крайне редко лишь на  фасаде  здания.Проблема  внутреннего  освещения  решалась  с  помощью  небольших  террас  и площадок, которые находились на самом верху здания.    Иногда фасад имел колонны, часто так выглядела  веранда,  выходящая  во двор. Промежутки между колоннами заполнялись  кирпичной  кладкой  иногда  до половины, иногда на всю высоту. Это было особенно  характерно  для  построек времени правления Птолемеев. В последнем  случае  получался  так  называемый псевдо-периптер (Периптер (греческое - «оперенный») – тип  храма,  в  котором заключенное в глухие стены святилище окружено  колоннадой  со  всех  сторон.Псевдо-периптер  отличается  тем,  что  роль  колонн  исполняют  полу-колонны,выступающие из стены, и  только  перед  входами  с  торцов  здания  устроены колонные портики).  Такое  архитектурное  решение  фасада  встречается  и  в памятниках Древнего царства, например в комплексе пирамиды фараона  Джосера,однако впоследствии оно было забыто.  Секционное  линейное  решение  фасадов здания времени Древнего царства также было забыто в более поздние времена.    Строительные материалы.    Основным  строительным  материалом  древних  египтян  был   камень.   В каменоломнях, расположенных в городах  на  границах  долины  Нила,  добывали различные породы камня. Наиболее известным был асуанский гранит. В Асуане  ив наши дни можно видеть древнюю каменоломню, на дне которой  лежит  каменный обелиск, наполовину вырезанный в скале. Столь  же  известен  был  добываемый рядом с Мемфисом турский известняк. Из него изготовлены  облицовочные  плиты большинства пирамид. Применялся древними строителями и песчаник. Из  тверды хпород камня они использовали порфир  и  диорит.  Для  создания  определенных цветовых гамм и комбинаций специально подбирались камни различных  цветов  и оттенков.  Египтяне  пользовались  и  кирпичной  кладкой,  но  ее  доля   по отношению к камню была незначительной. Из кирпича  были  построены  гробницы архаичного периода, пирамиды Среднего  царства  и  некоторые  крупные  жилые постройки. Из-за недостатка горючего материала и древесины кирпичи  сушились под лучами солнца.  Не  хватало  древесины  и  для  строительных  работ.  Из дерева, привезенного из других стран, изготовляли только  мебель  и  богатое убранство апартаментов фараона и высшей знати. Но несмотря  на  это  техника работы с деревом оказала большое  влияние  на  формирование  стиля  каменной архитектуры Древнего Египта.    В архаичные времена жилища простых людей и небольшие святилища  строили из тростниковых циновок, дверные  проемы  завешивались  тоже  циновками,  но более тонкой работы, и плели их из травы и  соломы.  Некоторые  формы  этого тростникового  строительства  были  использованы  позднее   и   в   каменной архитектуре,  например  в  Саккаре,  в  комплексе  пирамиды  Джосера,  можно встретить   полу-колонны,  напоминающие  по  форме  вязанки  тростника,  можно встретить  и  вырезанные  из  камня  скатанные   циновки.   Позднее   жилища простолюдинов стали возводить из глины, эта традиция сохранилась в Дельте  и по сей день.    Конструкция зданий.    Египтяне использовали оба типа несущих (опорных) конструкций:  стену  и стойку (колонну или столб).    В архаичный  период  стены  зданий  возводились  из  кирпичей,  техника-кирпичной кладки свидетельствует о  большом  влиянии  Месопотамии,  а  может быть,  и  происходит  оттуда.  Основателем  каменного   строительства,   его изобретателем  считается  великий  архитектор   Древнего   царства   Имхотеп(Характер построек, возведенных Имхотепом в Саккаре,  служит  дополнительным подтверждением   тому,   что   технику   строительства   древние    египтяне заимствовали все же из Месопотамии (оттуда же и идея ступенчатой пирамиды  –зиккурата, но без храма на верхней  площадке),  однако  использование  камня потребовало интенсивного изобретательства от египетского зодчего). Стены  из камня  возводили  двумя  способами:  более  тонкие  собирались   из   хорошо обработанных каменных блоков-квадров, основу более толстых и массивных  стен складывали из грубо отесанных каменных блоков худшего качества,  снаружи  их облицовывали ровными и хорошо отшлифованными каменными плитами.  Именно  так были построены пирамиды Древнего царства. Пирамиды  Среднего  царства  имели внутреннее ядро, выложенное из кирпичей.    Египетские каменные колонны возникли как архитектурное  выражение  форм растительного мира. Примером этому служат полу-колонны в Саккаре, они, как  и каменная стена, принадлежат комплексу  пирамиды  Джосера.  Каменные  колонны древнеегипетской архитектуры  делятся  на  несколько  типов.  Они  повторяют форму тех растений,  характер  которых  хотели  придать  им  строители.  Это колонны  пальмообразной,  лотосо-образной  и  папирусо-образной   формы,   что особенно видно по их основаниям-базам и навершиям-капителям.  Такие  колонны и колонные галереи часто уподоблялись аллее или роще деревьев. Кроме  колонн растительных форм египтяне часто использовали  столбы  четырехугольного  или многогранного сечения. Начиная со времени Среднего царства, встречаются  два особенных типа колонн. Это колонны с изображением на капители головы  богини Хатор и так называемые колонны Осириса в храмовых постройках. Такая  колонна обычно стояла перед колоннадой, обрамляющей вход в  храм,  иногда  это  была статуя бога Осириса, составляющая с колонной одно целое.    Опорные панели между столбами строители выкладывали из каменных  балок,сверху на  них  укладывали  каменные  плиты,  которые  образовывали  плоский потолок. Над ним сверху не было кровли, ведь дождь  в  Египте  –  величайшая редкость. Карниз служил сначала только венчанием стен, но потом его  подняли выше балок перекрытия, и  он  превратился  в  один  из  элементов  украшения стены.  Такой  карниз  был  часто  украшен  фигурами  животных  и   растений(например, изображениями священной кобры-урея).Несмотря  на  то,  что   в   египетской   архитектуре   в   первую   очередь использовались плоские формы и  прямые  линии,  строители  умели  устраивать сводчатые покрытия. Потолок погребальных камер имел форму  двускатной  крыши и был сооружен из тщательно пригнанных  друг  к  другу  каменных  плит.  Эти плиты снизу  иногда  были  вогнуты  вовнутрь,  нижней  части  горизонтальных каменных балок придавалась вогнутая форма, и  получалось  покрытие,  похожее на цилиндрический свод  (Египтяне  умели  строить  подлинные  своды,  однако предпочитали или ложный  свод  (плиты  перекрытия  постепенно  сдвигаются  к центру или к оси помещения с каждым следующим рядом,  удерживаясь  на  месте тяжестью искусственной горы поверху), или своего рода  изображение  свода  –путем  придания  гигантским  монолитным  плитам   криволинейного   очертания поверхности изнутри), как в скальных  храмах  и  гробницах.  Египтяне    и настоящие своды,  но  делали  они  это  исключительно  только  при строительстве усыпальниц из кирпича, при возведении  складских  помещений  и прокладке каналов. Лестницы стали использоваться гораздо позже, до  этого  в большинстве  случаев  для  соединения  различных  уровней  и  этажей  здания пользовались наклонной плоскостью – пандусом.    Архитектурная планировка,    организация труда    и выполнение работ.    Египетские мастера, начиная с незапамятных времен, работали  по  точным тщательно разработанным планам. Архитектор записывал  свои  мысли  на  листе папируса, глиняной табличке или известняковой  плите,  часто  он  работал  с помощью разметки по клеткам, что помогало ему при проектировании, а  позднее и при выполнении  работ.  Найденные  археологами  черепки  и  кусочки  таких строительных  проектов  свидетельствуют  о  том,  что   древний   архитектор изображал  строящийся  объект,  как  в  общих  чертах,  так  и  в  различных проекциях. В  проекциях  иногда  были  изображены  такие  части  возводимого сооружения,  которые  снаружи  не  были  видны.  Таким  образом,   на   этих древнейших строительных проектах были выполнены разрезы и сечения  отдельных элементов строящегося здания. В большинстве  случаев  фасад  изображался  на самом краю плоскости основного чертежа.    Самые древние образцы архитектурных проектов, известные нам,  относятся к  периоду  правления  3-ей  династии.  На  куске  известняковой   таблички,найденном близ пирамиды  Джосера,  обозначены  перпендикулярные  линии.  Они образуют сетку  координат.  Кривая  с  записями  длины  соответствует  линии арочной  крыши  одного  из  зданий,  принадлежащего  к  комплексу   гробницы Джосера.  Эта  табличка  хранится  в  музее  в  Каире  и   является   частью архитектурного проекта Имхотепа, самого древнего известного нам  архитектора и строителя.    О работе  над  проектированием  пирамид  мы  знаем  очень  мало.  Можно предположить, что строители  работали  на  основании  проектов,  чертежей  и планов. Вероятно, и скорее всего это именно так, они  изготовляли  и  модели будущих пирамид. К примеру, в Дашуре был найден макет пирамиды времен  13-ой династии с коридорами и камерами (Наибольшую  сложность  при  проектировании пирамид представляли две задачи. Первая  –  требовалось  идеально  выровнятьоснование, что при длине стороны в 100, 200  м  и  более  –  весьма  сложно.Вторая – требовалось идеально высчитать угол наклона  ребра  угловых  камней основания, так, чтобы эти ребра сошлись в одну точку на огромной  высоте.  И то и другое осуществлялось с высокой точностью, что подтверждает  прекрасное владение прикладной  математикой,  впоследствии  заимствованной  и  развитой древнегреческими учеными).    И  в  более  поздние  времена  проектированию   строящихся   сооружений придавалось большое значение. К примеру, на строительных чертежах  и  планахцарских усыпальниц в Фивах были обозначены следующие данные:  общие  размеры гробницы, размеры камер и коридоров, предназначение отдельных помещений,  их наименования, тематика и форма выполнения настенных росписей  и  барельефов,их композиционное построение. Среди других до нас дошел  и  проект  гробницы фараона Рамсеса IV, на нем изображены  контуры  строящейся  усыпальницы,  ее наиболее важные элементы в различных  проекциях.  Чертежи  были  примерными,без масштаба,  соблюдались  только  пропорции,  точные  же  цифровые  данные прилагались в пояснениях к чертежам. Наряду с работами по  проектированию  в обязанности главного архитектора фараона входили  обеспечение  транспортного обслуживания строительства и строительные работы. Естественно,  в  этом  ему помогали многочисленные администраторы и чиновники. Организация  труда  была очень  высокой,  на  строительстве  работали  тысячи  людей,  но   отдельные«команды» не мешали работе друг друга.    На  основании  своих  египетских  впечатлений  Геродот  рассказывает  о строительстве пирамиды Хеопса. Он писал,  что  Хеопс  заставил  работать  на себя весь египетский народ, разделив его на две части.  Первым  он  приказал заняться доставкой к берегу Нила блоков из каменоломен в  аравийских  горах.Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию  ливийских  гор.Постоянно работало сто тысяч человек, они  сменяли  друг  друга  каждые  тримесяца. За десять лет напряженного труда была построена дорога,  по  которой блоки доставляли к реке. По мнению Геродота, строительство этой дороги  было не менее трудной задачей, чем постройка самой пирамиды. Десять  лет  строили дорогу, она была  выложена  отшлифованными  каменными  плитами,  украшенными резьбой.  Закончились  строительные  работы  вокруг  пирамиды,   завершилосьстроительство подземных сооружений, которые предназначались для  гробницы  и погребальной  камеры  фараона  Хеопса.  Строительство  же   самой   пирамиды продолжалось   двадцать   лет.   Основанием   пирамиды   служил   правильный четырехугольник, состоявший из тщательно отшлифованных и  точно  подогнанных один к другому каменных блоков.  Пирамиду  возводили  в  несколько  приемов.После  возведения  первой  очереди  каменные  блоки  поднимали   с   помощью специальных подъемников, сделанных из  коротких  деревянных  балок.  Сначала заканчивали  отделку  верхней  части  пирамиды,  после   этого   заканчивали соседние нижние части. Отделку основания и самой нижней части заканчивали  в последнюю очередь.    Современные  исследователи  согласны  с  Геродотом  в   том,   что   на строительстве пирамиды Хеопса  работало,  по  всей  вероятности,  сто  тысяч человек, но всего лишь три месяца в году, в период разлива  Нила.  Постоянно на строительстве трудилось всего лишь около четырёх тысяч  человек  (видимо,это были специалисты высокого класса и архитекторы). Для  них  был  построен жилой городок.    Работники объединялись в специальные отряды, которые состояли из  более мелких групп. Разделение  основывалось  на  вместимости  фелуки  египетского речного транспорта. Самая маленькая группа – «звено» –  могла   состоять  из десяти человек. Отряды, «команды» строителей  носили  собственные  имена.  В этих именах обязательно присутствовало имя  фараона.  Например,  отряд  «Как любима белая корона Снофру», или «Хеопс облагородил два царства» и т.д.    В каменных карьерах на блоки ставили «номер» и  дату  изготовления,  на основании этого определялась производительность  труда  и  норма  выработки.Средняя норма дневной выработки каменотеса составляла примерно 2  кубических метра камня. Для строительства пирамиды Хеопса были  необходимы  2  300  000каменных блоков массой в 2,5 тонны  каждый.  Если  взять  за  основу  данные Геродота, т, е. время строительства  пирамиды  20  лет,  то  получим  вполне реальный срок,  получается,  что  ежедневно  было  необходимо  укладывать  в среднем 315 таких блоков.    В последующие столетия на строительстве  пирамид  работали  специальные бригады мастеров. К примеру, нам хорошо известны образ жизни  и  организация труда мастеров-строителей гробниц Долины царей. Благодаря археологам  у  насесть возможность  читать  египетские  иероглифы,  нам  известны  даже  имена некоторых  древних  мастеров.  Проектирование,  строительство  и   украшение царских усыпальниц и гробниц было делом  специальной  «конторы»,  в  которой работали  художники,  резчики  по  камню  и  другие  высококвалифицированные специалисты. Главным «куратором» работы этой  «фирмы»  был  высший  сановник фараона,  его  визирь.  Число  работающих  в  одной  «конторе»  достигало  и превышало  120  человек.  Наряду  с  высококвалифицированными  специалистами использовалась  также  и  низкоквалифицированная  рабочая  сила,   помощники(например, транспортники). Рабочие делились на две  группы  —  на  правую  и левую,  опять  же  по  примеру  речников.  Во  главе  этих   команд   стояли начальники, рядом с ними постоянно находились  писцы,  которые  должны  были ежедневно делать заметки о  ходе  работ,  быте  и  условиях  труда  рабочих,составлять списки  различных  материалов,  необходимых  для  ведения  работ,инструментов, рассчитывать заработную  плату.  Большая  часть  этих  записей дошла до наших дней, благодаря  ним  мы  смогли  познакомиться  с  жизнью  и трудом древних ремесленников.    Благодаря изучению древних рисунков и текстов мы многое узнали  о  том,как  строили  и  проектировали  здания  древние  египтяне.  Археологи  нашли древние строительные инструменты из меди и бронзы:  резцы,  сверла,  долота,тесла, а также инструменты из  камня  и  дерева  (шлихтовый  и  шлифовальный камни, деревянный молот и др.). Древнему  египетскому  инженеру-строителю  в его  работе  по  проверке  точности  измерений  помогали  отвесы,  нивелиры,треугольники и измерительные линейки.    Большинство египтологов считает, в отличие от утверждений Геродота, что при   строительстве    пирамид    египтяне    не    пользовались    никакими приспособлениями и механизмами. По мере возведения  пирамиды  они  сооружали из глиняных кирпичей специальные наклонные платформы, по которым  с  помощью деревянных санок и физической силы человека каменные  блоки  поднимались  на необходимую высоту. Нет никаких свидетельств о том,  что  строители  пирамид пользовались колесом или системой подъемников. Остатки  же  таких  платформ-рамп были обнаружены археологами.    Для возведения небольших  объектов  использовали  строительные  леса  и подмостки, при  крупных  строительных  работах,  как,  например,  сооружение пирамид,  и  в  более  поздние  времена  при  постройке  храмов  и   т.   д.пользовались для доставки  необходимых  материалов  специальными  наклонными платформами. Эти  платформы  наращивали  по  мере  роста  сооружения.  После окончания строительных  работ  эти  платформы  разрушались.  Одновременно  с возведением   здания   его   внутренние   помещения   заполнялись    песком.Окончательные отделочные  работы  производились  сверху  вниз.  По  мере  их окончания песок удалялся.    В  каменоломнях  блоки  высекали  несколько  крупнее,  чем  нужно.  Эти каменные блоки были грубо обработаны. В таком виде их  доставляли  на  место строительных работ. Тонкая обработка камня, окончательная подготовка  блоков под необходимые стандарты и придание им формы  производились  уже  на  месте строительства, иногда  и  в  процессе  производства  работ  (О  тщательности доводки гигантских каменных блоков свидетельствует точная их разметка  перед установкой на место (найдены номера блоков,  нанесенные  на  их  поверхность краской) и  тот  факт,  что  по  сей  день  толщина  шва  между  камнями  не превышает, как правило, 0,15 мм.).    Кроме осмотра и учета особенностей выбранного для  строительства  места архитектор  свято  соблюдал  традиции,  особенно  это  касалось   ориентации будущего здания по звездам. Кроме решения чисто технических  вопросов  нужно было проследить за точным соблюдением множества связанных со  строительством обрядов. Эти обряды начинались уже  с  момента  определения  места  работ  и продолжались весь подготовительный период. На основании  текстов,  найденных на раскопках в Абусире, мы имеем достаточно полное представление об  обрядах и церемониях, которыми сопровождались  работы  по  расчистке  местности,  ее выравниванию и т. д. Самые торжественные  церемонии  проводились  по  случаю начала строительных работ. Фараон лично вбивал первые колышки, копал  первую яму, обжигал  первый  кирпич  и  сам  закладывал  его  в  фундамент  будущей пирамиды. Жертвоприношения (жертвенные  животные  или  священные  статуэтки)совершались рядом с  местом  работ  по  закладке  фундамента.  Для  придания новому  сооружению  магической  силы   в   фундамент   строящейся   пирамиды закладывали  камни  из  более  древних  гробниц  и  храмов.  Считалось,  что некоторые архитектурные орнаменты и формы тоже  имеют  магическую  силу.  Их изготовляли в одно время со строительными работами.  Литература: Каталина Целлар  «Архитектура  страны  фараонов.  Жилище  живых,усопших и богов» / перевод с венгерского – А. Д. Рагимбекова, под  редакцией– В. Л. Глазычёва. – М.: Стройиздат, 1990 год. 

home-comfort.ucoz.ru