История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Инновации в Древней Греции: Антикитерский механизм. Технологии в древней греции


Технологии древней Греции

Древнюю Грецию или Элладу, как до сих пор называют ее греки, по праву считают прародительницей мировой цивилизации. Ее расцвет приходится на период конца IV века до нашей эры. Именно в это время в стране произошло ощутимое развитие культурных, военных и строительных технологий.

Военные технологии Древней Греции

Античная Греция состояла из нескольких разрозненных государств, между которыми точились беспрерывные, часто очень продолжительные, войны. Необходимо было как-то изменить тактику боев, чтобы наконец-то поставить точку и прекратить массовое кровопролитие. Особо отличился в разработке новых методов ведения боя тиран Сиракуз Дионисий I (405-367 г. до н.э.) Специфика предложенных им военных действий вынуждала уделять внимание одновременно осадным и защитным технологиям.

Города Древней Греции были окружены высокими стенами, за которыми можно было подолгу выдерживать осаду более многочисленного противника. Дионисий приказал укрепить их защиту, поставив по периметру вдоль стен башни на равном расстоянии друг от друга, превращающие город из укрепленного в настоящую крепость.

Первые в истории Греции осадные орудия, построенные лучшими инженерами страны по приказу Дионисия, стали предшественниками арбалета (гастрафет) и станкового лука (оксибел).

осадные орудия

Оксибел стал прообразом всех артиллерийских орудий греков и римлян. Позже примкнувший к инженерам Архимед создал необычный для того времени камнемет, метавший булыжники весом до 80 кг.

оксибел

Он также разработал и противоосадное оружие – сложную конструкцию из блоков, опрокидывающую со стены на врага кучу камней.

Ремесленные технологии в стране

Повсеместное использование рабской силы значительно замедляло технологический прогресс во всех видах ремесел. Но все же изобретались новые орудия, технологические приемы.

Именно в Древней Греции впервые стали применять способ полого литья скульптур из меди с помощью восковых болванок. Пример тому – вошедший в семь чудес света Колосс Родосский, высота которого составляла по разным источникам от 38 до 60 метров.

колосс родосский

Один из вариантов не сохранившейся до наших дней статуи Колосса Родосского

Во время постройки статуя была окружена земляной насыпью, одновременно скрывающей ее от любопытствующих глаз и помогающей в создании сложной конструкции. Известно, что на ее изготовление ушло железа 9 тонн и бронзы 15.

голова статуи

Эллада была известна благодаря богатым залежам железной руды, меди, свинца, месторождениям серебра и золота. Для их добычи использовался только труд рабов и заключенных. Копались узкие шахты. Иногда их глубина доходила до 120 метров. Стены шахт были испещрены узкими штреками, расходящимися в сторону пласта с драгоценной рудой. Иногда рудокопам приходилось работать лежа в узком проеме, при тусклом свете, без вентиляции и достаточного количества воздуха. Спускались в шахту по выступающим в ее стенах уступам. По ним же малолетние рабы поднимали добычу в мешках на поверхность.

Технологии в архитектуре и строительстве

Древние греки вошли в историю как искусные мастера в архитектуре и строительстве. Они положили начало нескольким архитектурным стилям, ввели новые виды зданий, с необычной для того времени конфигурацией – колизей, театр, стадион, ипподром.

древнегреческий театр

 

Особенностью греческих сооружений было то, что проект любого здания не являлся окончательным. Доработки и более скрупулезное планирование допускались на протяжении всего строительства.

Как в большинстве стран, камень в строительстве использовался только для религиозных и общественных зданий. Во время постройки каменные блоки полировались и не скреплялись раствором, а связывались металлическими скобами или зажимами. Швы скрывались штукатуркой, приготовленной из каменной крошки или песка. Остальные здания были построены из самодельных глиняных кирпичей. Расцвет цивилизации сделал возможным использование дорогого мрамора в отделке зданий. Этот более прочный материал доставлялся на место стройки в подготовленном виде, вырезанный по заданному чертежу на месте его добычи.

Строительный метод греков основывался на колоннах и перекрытиях, поддерживаемых этими колоннами. Существовало три вида их конструкции, отличающиеся только расположением, формой и декором: ионический, дорический, коринфский.

Храм Афины

Храм Афины в дорическом стиле

Греки стремились к созданию идеальной внешней формы, подчас в ущерб удобству и практичности самого здания.

qwizz.ru

Наука и технологии Древней Греции

Количество просмотров публикации Наука и технологии Древней Греции - 74

Мы не будем рассматривать великолепную архитектуру, созданную греками, а остановимся только на строительстве жилищ. О греческом жилом доме мы знаем довольно много, прежде всœего по описаниям Витрувия. Устройство жилых домов отражает формы общественной жизни и существующие обычаи. Политическим и культурным центром Греции времен ее могущества были Афины. Этот крупный по тем временам город был застроен весьма хаотично. Мягкий климат позволял значительную часть жизни проводить под открытым небом. Свободные греческие мужчины проводили большую часть времени вне дома, на агоре, в больших залах, на площадях и рынках, посвящали себя общественной жизни, делам, проводили диспуты, занимались гимнастикой. Женщины вместе с рабами занимались домашней работой и в обществе почти не показывались. По этой причине жилым домам не придавалось особого значения. В ранний период и в период расцвета греческой цивилизации даже дома богачей были простыми и мало отличались от домов бедных горожан.

Основной формой греческого жилого дома было однокомнатное помещение - мегарон. В древнейшем доме в серединœе находился очаг, над ним - отверстие в крыше для вытяжки дыма. Это дымное, черное помещение называлось атрием (от слова а1ег - черный). Позднее оно превратилось в центральный портик дома с большим количеством помещений. Из этой основной формы развилась форма многокомнатного дома; позднее в данном доме жилые и другие помещения размещались вокруг дворика с колоннами - перистиля. У греков по сравнению с нашими домами не было жилых помещений, которые выходили бы в сторону улицы, всœе они были сосредоточены во внутренней части дома.

Жилища знатных афинян были сложены из тесаного камня, стены снаружи белились известкой. Внутренние помещения греческого дома были украшены настенной живописью и облицовкой. Расписной кессонный потолок был известен уже в VI в. до н. э. Полы чаще всœего были мозаичными, позднее, под влиянием Востока, их стали покрывать коврами. В небольших комнатах находились постели с покрывалами, стулья, табуреты и сундуки. Украшением служили несколько красивых ваз, оружие на стенах, светильники и жаровни. Но это вовсœе не означало, что грекам был безразличен облик их жилья. Один из героев древнегреческого писателя Ксено- фонта говорит: ʼʼСамая простая мебель, служащая для повсœедневного употребления, самые обыкновенные вещи хозяйственного обихода становятся гораздо красивее благодаря правильной расстановке, даже кухонные горшки имеют приятный вид, в случае если умно поставленыʼʼ.

Не только для греческого жилища, но и для всœего греческого искусства было характерно гармоничное сочетание жизнеподобия и меры, иначе говоря, живой чувственной непосредственности и рациональной конструктивности. Каждое из этих качеств в отдельности не представляет ничего загадочного, весь секрет в их слиянии, взаимопроникновении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оставалось недоступным для всœех многочисленных позднейших подражателœей. Оно во всœем - в архитектуре, в пластике, в декоративно-прикладном искусстве. Реформатор Солон так определил жизненный принцип эллинов: ʼʼНичего лишнегоʼʼ. Больше всœего греки ценили разумность, равновесие, меру. В архитектуре это вылилось в систему ордеров, просуществовавших до нашего времени, с их доведенным до совершенства противопоставлением несомого и несущего. Эстетика осмысленного и глубокого реалистического понимания греками архитектурного сооружения как организма распространилась на весь предметный мир.

Эстетику целœесообразности демонстрирует знаменитая греческая керамика, удовлетворявшая множество всяческих потребностей. Из нее делалась столовая посуда и емкости для хранения припасов, светильники и многое другое. Любой вид или тип греческой вазы или посуды (а их было несколько десятков, имевших свои названия) имел свое предназначение, и это предназначение было не только выявлено в форме предмета͵ в его моделировке, но и определялось в зримых эстетических качествах. Очевидно, что гидрию (сосуд для воды) можно было не только наполнить и удобно перенести, но и по художественно-выразительным признакам отличить от другого сосуда. И специальные тарелочки для рыбных блюд с углублениями для жидкости, и кратеры для смешивания вина и воды имели свою отточенную, совершенную по своей целœесообразности форму.

Масляный светильник, который у египтян был просто красивым сосудом, приобрел в Греции зримые функциональные черты: со стороны, где наружу выводился фитиль, корпус вытянулся и приобрел форму носика. Для переноски светильника с места на место служила ручка, а для того, чтобы масло не расплескивалось, емкость с горючим накрывалась крышкой.

referatwork.ru

Удивительные технологии древних греков — необычные экскурсии в Афинах

Так много сказано и написано о мифологии, философии и демократии Древней Греции... На этой экскурсии я постараюсь удивить вас другой темой: это будет погружение в технологии древних греков. Вы узнаете, как и насколько эллины продвинулись в науке, как работали древние механизмы, как строились старинные здания, и какие технологические разработки повлияли на нашу современную жизнь.

Что вас ожидает

Прогулка у подножия АкрополяВам предстоит погрузиться в атмосферу старого города в тени Акрополя. Гуляя по узким улочкам районов Плака и Анафиотика, вы встретите древние руины, византийские церкви и аутентичные таверны, полюбуетесь панорамами Афин — и всё это с увлекательными рассказами.

Технологии и наука в Древней ГрецииНа примере строений, встречающихся по пути, и по заранее подготовленным мною материалам, я расскажу о главных научно-технических достижениях Эллады. Вы узнаете, как греки передавали друг другу послания на расстоянии, как поднимали тонны мрамора при строительстве храмов и устанавливали их на века, как строили корабли, какими были военные орудия и какие использовались способы криптографии. А также услышите о первых компьютерах, сигнализации, одометре и многих других механизмах, принципами работы которых мы пользуемся до сих пор.

Закажите экскурсию на любой из доступных дней в календаре

  • Это индивидуальная экскурсия на русском языке, гид проведет ее для вас и вашей компании.
  • На сайте вы оплачиваете 20% стоимости, а остальные деньги — гиду на месте. Вы можете задать гиду любые вопросы до оплаты.

Похоже, у гида мало свободных дней В Афинах у нас 21 экскурсия, выберите дату, и мы найдем доступные

День свободен

День занят

Скидка 32%

Заказать

При заказе вам не нужно ничего платить.

Задайте гиду любые вопросы по экскурсии.

Отзывы путешественников

Написать отзыв могут только посетившие экскурсию путешественники

20 отзывов на другие экскурсии гида

experience.tripster.ru

Инновации в Древней Греции: Антикитерский механизм: gorbutovich

Антикитерский механизм. Часть 1

Открытие в самом начале XX века и последующее изучение этого устройства показало, что уровень развития науки, технологии, машиностроения, металлургии в Древней Греции был гораздо выше, чем предполагалось ранее. В результате некоторые положения истории науки пришлось пересмотреть.

Фрагмент Антикитерского механизма: большое колесо – колесо Солнца. Национальный археологический музей, Афины

Бытовали даже популярные версии, что предмет этот принесен инопланетянами, ибо не могли, дескать, в античности сделать такую штуковину. Подобные утверждения, основанные на тотальном неверии в человека и жажде сенсаций, можно было бы и не упоминать, но они лишний раз подтверждают, что Антикитерский механизм стоит в одном ряду с величайшими достижениями древнего мира, обласканными инопланетной теорией.

«Высокие технологии древних греков. Антикитерский механизм II века до н.э.» – такая выставка проходит в Москве в Государственном музее архитектуры имени A.B. Щусева с 9 сентября по 6 ноября 2016 года. Выставку непременно стоит посетить. Куратор выставки Ксенофон Мусас, профессор космической физики Афинского национального университета имени Каподистрии, является одним из главных исследователей Антикитерского механизма. Самого античного механизма на ней, естественно, нет – съеденные временем и морской средой обломки древнего предмета невыездные из стен Национального археологического музея Афин.

Антикитерский механизм – артефакт, найденный в море недалеко от небольшого греческого острова Антикитера (Антикитира) в 1901 году(~). Антикитера находится на полпути между Критом и Пелопоннесом. Обнаружен Механизм на месте древнего кораблекрушения большого судна, направлявшегося предположительно в Рим. Корабль был полон греческих товаров и произведений искусства. Затонул он, вероятно, между 80 и 60 годами до н. э.

Механизм был создан греческими учеными эллинистического периода, скорее всего, между 150 и 100 г. до н. э. (X. Критзас, 2006). Его размеры примерно 32x22x5 см или 31x21x5/7 см, возможно, меньше, возможно, немного больше. И, скорее всего, Механизм был декорирован.

2.Три фрагмента Антикитерского механизма в Национальном археологическом музее в Афинах

Антикитерский механизм – научный аппарат на основе шестерен из бронзы и меди в деревянном корпусе, на котором с двух сторон были размещены циферблаты со стрелками.

Это аналоговый вычислитель, действующий по принципу имитационного моделирования. Устройство может выполнять операции сложения, вычитания и деления. Это механическая модель Вселенной, миниатюрный планетарий, календарь; астрономическое, метеорологическое, образовательное и картографическое устройство; астрономические часы, показывающие движение небесных тел. Эта механическая вычислительная машина способна рассчитать даты 42 астрономических событий.

В Механизме используется дифференциальная передача, которая, как прежде считалось, изобретена не ранее XVI века, а уровень миниатюризации и сложность сопоставимы с механическими часами XVIII века.

Это самый древний прибор подобной сложности, дошедший до нас. Сейчас его часто называют древнейшим компьютером или планшетом.

3.Оборотная сторона фрагмента с большим колесом Механизма / Fragments of the ancient Antikythera Mechanism are displayed at the National Archaeological Museum in Athens, Greece. June 9, 2016. REUTERS/Alkis Konstantinidis. Source

Наиболее важным открытием исследователей Механизма стало то, что прибор был способен точно определять солнечные и лунные затмения, а также реалистично воспроизводил сложное движение Луны.

Удалось показать, что механизм был способен учитывать эллиптичность орбиты движения Луны, используя синусоидальную поправку – первая аномалия лунной теории Гиппарха (ок.190-ок.120 до н. э.). Иными словами, как с удовольствием неоднократно подчеркивает профессор Ксенофон Мусас, Луна в Механизме двигается в соответствии со вторым законом Кеплера, а, возможно, и всеми тремя законами Кеплера. Второй закон Кеплера определяет, что Луна движется быстрее, когда она ближе к Земле, на перигее, и медленнее, когда она на апогее. А великий Иоганн Кеплер (1571-1630 года) – это уже XVII век!

Для передачи переменной скорости Луны вокруг Земли в Механизме использовалась шестеренка со смещенным центром вращения.

4.Модель Антикитерского механизма, 2012. Масштаб 1:1. Дионисиос Криарис. Бронза и древесина. Выставка «Высокие технологии древних греков. Антикитерский механизм II века до н.э.», Государственный музей архитектуры имени A.B. Щусева, Москва, 9.09.2016-06.11.2016. Original (4447 x 3022). Photo by Tatiana Gorbutovich, 08.09.2016

Нередко приходится читать, что механизм, найденный около Антикитеры, был единственным в древности, что других подобных приборов не существовало. Это не так. Антикитерский механизм – один из нескольких или, возможно, даже многих аналогичных устройств, существовавших в древности. Об этом – в следующих частях "цикла о Механизме".

Два документальных фильма про Антикитерский механизм:

Фильм 1, BBC, 2012:

«2000-летний компьютер» / The Two Thousand-Year-Old Computer: Decoding the Antikythera Mechanism. One hour BBC television programme on the Antikythera Mechanism, 10 May 2012. Другой вариант названия: Первый компьютер мира / The World's First Computer: Decoding the Antikythera Mechanism. Документальный фильм. Великобритания, Греция, Япония, Франция, 2012. Режиссер: Майк Бекхем. Производство: Anemon Productions, Arte, Hellenic Radio & Television (ERT), Images First, NHK, Nikon. Продолжительность: 00:53:29

Антикитерский механизм. BBC

Ученые разгадывают тайну знаменитого Антикитерского механизма. Фильм об одной из самых выдающихся находок в истории – бронзовом вычислительном приборе, обнаруженном в 1902 году на затонувшем древнем судне недалеко от греческого острова Антикитера. Его создали две тысячи лет назад в Древней Греции. По сути, это удивительное устройство было механическим компьютером. Перевод: фильм озвучен для ГТРК Культура.

Фильм 2, National Geographic, 2010:

Антикитерский механизм / Antikythera mechanism «С точки зрения науки: Звездные часы» / «NAKED SCIENCE: Star clock». Канал National Geographic. Фильм 2010 года. Продолжительность: 00:44:56

Антикитерский механизм. National Geographic

Фильм The 2'000 Year Old Computer, BBC, 2012 на языке оригинала:

The Two Thousand-Year-Old Computer. One hour BBC television programme on the Antikythera Mechanism, 10 May 2012. Fair Use: This is for educational purposes only. Source

Антикитерский механизм. Часть 2:Предшественники Антикитерского механизма, сделанные Архимедом. И астролябии

Источники:Материалы выставки «Высокие технологии древних греков. Антикитерский механизм II века до н.э.» в Государственном музее архитектуры имени A.B. Щусева, Москва, 9.09.2016-06.11.2016.Выступления и лекция профессора Ксенофона Мусаса, куратора выставки в МУАР и исследователя Антикитерского механизма.Книга: Ксенофон Дион. Мусас. Антикитерский Механизм. Перевод (~) на русский язык Ивановой Л.Н. – Афины: Союз Греческих Физиков, 2016.Выставка, посвященная Антикитерскому механизму в Национальном археологическом музее Афин, 2014.А.М. Федотов. Начальная хронология вычислительных устройств (механические устройства). Новосибирский государственный университет, 2013 [pdf]. И другое.

Ранее:Иоганн Кеплер (1571-1630): Про любовь. Выбор жены математиком, 2015-05-29

gorbutovich.livejournal.com

Наука и техника в Древней Греции

ТОП 10:

 

Когда жители при вторжении дорийцев бежали из Греции, они расселялись вдоль западного побережья Малой Азии. Места получили наименование Ионии. Рассказ о греческой научной мысли можно начать с упоминания имени Прометея. Легенда гласит, что Гефест, по указанию Зевса, якобы приковал его к скалам Кавказа за то, что он отдал людям огонь. Прометея называют «творцом человечества» и относят к титанам. Видимо, героя правильнее было бы назвать творцом знаний и техники.

П. Стаджи. Прометей, дающий жизнь

В «Мифах Древней Греции» Грейвс пишет: «То, что Прометей оказался прикованным к Кавказским горам, может быть легендой, с которой эллины познакомились во время своего переселения с берегов Каспийского моря и в которой говорилось о великом Морозе, лежащем (где-то там) на снегах горных пиков в окружении стаи стервятников». Прометея не зря называют «промыслителем». В трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» сказано о причине, по которой Зевс наказал его. Это все из-за того, что он ум и сметливость в людях, «дотоле глупых, пробудить посмел»:

 

Об этом не затем, чтоб их кольнуть,

скажу,

А чтоб понять вам, как я к людям

милостив.

Они глаза имели, но не видели,

Не слышали, имея уши. Теням снов

Подобны были люди, весь свой

долгий век

Ни в чем не смысля. Солнечных

не строили

Домов из камня, не умели плотничать,

А в подземельях, муравьями юркими,

Они без света жили, в глубине пещер.

Примет не знали верных, что зима идет,

Или весна с цветами, иль обильное

Плодами лето, – разуменья не было

У них ни в чем, покуда я восходы звезд

И скрытый путь закатов не поведал им.

Премудрость чисел, из наук

главнейшую,

Я для людей измыслил и сложенье букв,

Мать всех искусств, основу всякой

памяти.

Я первый, кто животных приучил

к ярму,

И к хомуту, и к вьюку, чтоб избавили

Они людей от самой изнурительной

Работы. А коней, послушных поводу,

Красу и блеск богатства, я в повозки

впрег.

Не кто иной, как я, льняными

крыльями

Суда снабдил и смело по морям погнал.

Вот сколько ухищрений для людей

земных

Придумал я, злосчастный…

Еще не так удивишься, выслушав

Других искусств, открытых мною,

перечень.

Важнейшие сначала. Прежде не было

Спасенья от болезней. Ни травы такой,

Ни мази, ни питья не знали смертные

И гибли без лекарства до тех пор, пока

Я всяких смесей болеутоляющих

Не указал им, чтобы любой

пресечь недуг.

Я ввел разнообразные гадания

И первый распознал, какие сбудутся

Сны и какие – нет. И темных

знамений,

И знаков придорожных объяснил

я смысл…

Вот как все было. А богатства,

скрытые

В подземных недрах – серебро

и золото,

Железо, медь, – кто скажет, что не я,

а он

Их обнаружил первым и на свет

извлек?

Короче говоря, одну ты истину

Запомни: все искусства —

Прометеев дар.

 

Воспринимали его по-разному: от восхищенного преклонения – у Эсхила – и до осуждения и низложения – у Гесиода и Горация. Эсхил называл его Другом Людей и Филантропом. Став творцом нарождающейся в Греции цивилизации, Прометей выступает символом творческих начал. Он побудил людей всерьез заняться наукой. Бердяев назвал легенду мифом о возникновении человеческой культуры, Прометея – истинным отцом человеческой культуры («Философия свободного духа»). Следы культа Прометея можно увидеть в Афинах, в центре ремесел, в Афинской академии ему установлен памятный жертвенник. К. Маркс справедливо называл его «самым благородным святым и мучеником в философском календаре».

Прикованный Прометей

Жизнь должна была со временем внести некие коррективы в представления людей о природе и окружающем их мире. За этим следует перестройка мировоззрения. В греках ожил протест против увлечения мифами и богами. Вот как охарактеризовал этот этап человеческого развития В.И. Вернадский в «Трудах по всеобщей истории науки»: «Зарождение научной мысли было формой протеста против обычной народной мудрости или учений религии. По-видимому, это совершилось за шесть столетий до н.э. в культурных городских общинах Малой Азии». И все же самые первые и робкие шаги в новом направлении мышления еще не означали появления науки.

Саркофаг Прометея. Музей Капитолия в Риме

Костяк научных представлений греков формировался на стыке знаний и мифа. В основе поиска лежало материальное начало. В Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Греции издавна существовало предположение, что мир имеет некое физическое первоначало. И представлено оно предвечным Океаном, скоплением частиц или Хаосом. Уже в произведениях Гомера и Гесиода видны эти скрытые символы.

Финикиец Кадм прибыл в Беотию обучать ремеслам

«С самого начала и скажите, что из них возникло первым. Перво-наперво возник Хаос (Бездна)» (Гесиод. «Теогония»). Кстати говоря, известно, что китайцы полагали, что мир и жизнь возникли из хаоса. Греки постепенно сформируют основу базы научных знаний, откуда в дальнейшем и поведет отсчет европейская наука. Им же принадлежит идея о цикличности исторического развития. Извечно человеческий род переживает региональные катастрофы, в ходе которых гибнет большая часть наук и искусств. В итоге последующие поколения вынуждены открывать всё или почти всё заново. В таком духе писали Платон, Аристотель, Тит Лукреций Кар и др. Что же касается времени зарождения наук, то Феофраст считал, что первооткрыватели наук жили в период, предшествующий Троянской войне. С этого периода, теряющегося во тьме и дымке аттической дали, греки и ведут историю происхождения своей культуры. Ионических натурфилософов Фалеса и Анаксимандра (VI в. до н.э.) считают основателями космической физики. Философ-естествоиспытатель Эмпедокл (V в. до н.э.) в стихотворном сочинении первым опишет действия вулканов. Страбон с Геродотом соберут ценные сведения о земледелии, геологии и климате древнего мира, водных ресурсах Египта и других районов. Врач Гиппократ составит первый очерк физического землеведения, высказав важную мысль о делении поверхности Земли на разные климатические зоны, а земного шара – на северное и южное полушария. Этот гениальный ученик Эскулапа намного опередил свое время. Тогда все (включая Гомера с Гесиодом) представляли Землю плоской или цилиндрической. Заслуга же врачей-гиппократиков в том, что они не только определили место человека в окружающей среде, но и стали рассматривать медицину как один из важнейших факторов прогресса общества. Прометей у Эсхила говорит, что показал людям «смеси успокаивающих лекарств, с помощью которых они устраняют болезни». Софокл причисляет медицину к самым удивительным изобретениям человека, «который сумел измыслить средства избежать неизлечимых болезней» и т.д. И вообще, тема «научного прогресса» становится модной, появляясь даже у драматургов и историков: у Эсхила в «Прометее», у Софокла в «Антигоне», у Еврипида – в речи афинского царя Тезея в «Молящих». Ее высказывал в своих работах историк Фукидид.

Древняя ионическая одежда

Венера

Пифагорейцы внедрят в умы людей идею шарообразности планеты. Только в IV веке до н.э., во времена Александра Великого, греческий географ Пифей сумел это доказать. Он определил положение Северного полюса, измерил высоту Солнца и установил наличие географических широт («Об Океане»). Аристотель в трудах «Небо» и «Метеорология» высказал идеи о земном притяжении, а также ряд мыслей о природе светил, воздуха, ветров, осадков, природе морей, землетрясений и гроз. Греки Аристарх Самосский и Архимед Сиракузский породили удивительную для их времени догадку, что в центре системы планет находится не планета Земля, а Солнце. Среди выдающихся умов древнего мира надо бы упомянуть: естественника Эратосфена (III в. до н.э.), которому принадлежит ряд замечательных открытий в географии и хронологии; основателя практической астрономии и географии Гиппарха; Анаксимандра, составившего первую географическую карту, а также ряд других имен. После Гиппарха, с конца II века до н.э., как считает А. Боннар, больше не было открытий в астрономии, и можно было даже сказать, что «научная астрономия умирает». Римляне практически мало интересовались этой наукой, а иные из крупных римских писателей были «поразительно невежественны в этой области». Лукреций спрашивает себя, как в эпоху старого Ксенофана, о Луне, которую он видит в определенный день, та ли она самая, что накануне. Возможно, и Тацит сомневался в самом факте шарообразности Земли. Астрономия замерла.

Меркурий

Луна

Сатурн

Юпитер

Марс

Солнце

Первыми создателями математики были египтяне и вавилоняне. У той изначальной математики отсутствовала система доказательств. Перед нами скорее отдельные элементы математических знаний, чем наука. «Большое различие между греческой и древневосточной наукой, – отмечал историк науки А. Сабо, – состоит именно в том, что греческая математика представляет собой систему знаний, искусно построенную с помощью дедуктивного метода, в то время как древневосточные тексты математического содержания – только интересные инструкции, так сказать рецепты и зачастую примеры того, как надо решать определенную задачу».

Булевтерий. Реконструкция здания совета в Милете

Основоположниками греческой науки считаются ионийцы. Успех в торговле дал толчок и способствовал тому, что в Милете скопились огромные богатства к VII веку до н.э. Так в Ионии вызрели наиболее благодатные условия для процветания наук. С появлением добавочного продукта появилась и философия. Как заметил еще А. Чанышев, «ионийская философия – это протофилософия». Были и другие причины, вызвавшие расцвет позитивных и рациональных наук именно в Ионии и Греции – это многочисленность различных соревнующихся между собой духовных центров, постоянное, а порой и яростное столкновение мыслительных сил, демократическое государственное устройство, общий уклад жизни (в целом весьма благоприятный к обмену мнениями и свободному времяпровождению). Казалось бы, сама природа в сочетании с людскими способностями создала некий заповедный уголок, где могли накапливать свою энергию, мысль и дух первые ученые – великолепные образчики людской породы.

Это и способствовало вызреванию благодатных условий для зарождения технических знаний. Иные сравнивают процесс с умиранием, хотя правильнее говорить о рождении. Г. Дильс в «Античной технике» писал: «Взглянем лучше на почтенную колыбель греческой науки – Ионию… В VI веке до н.э. Иония умирала и, умирая, как самый драгоценный дар завещала миру науку. Во главе ее стоит милетец Фалес, которого легенда представляет то забывшим обо всем на свете чудаком, который пялит глаза на звезды и, наблюдая за небом, ночью сваливается в колодец, то расчетливым купцом, умеющим хитро использовать создавшееся на рынке положение с маслом. Серьезная история знает его как техника». Рост технических знаний вызван тем, что крупные и мелкие земледельцы, помимо занятия сельскими работами, стали искать иных способов упрочения экономического положения. Греки приложили немало усилий к тому, чтобы обручить науку с техникой. Еще у Гомера видим первые инженерно-конструкторские опыты богов, когда встречаем в обители Гефеста 20 треножников-роботов. Те могут сами собой приближаться «к сонму бессмертных», а затем сами в дом возвращаться. Но достижения механики и инженерного искусства в силу понятных причин не получили полного развития.

Кузница Гефеста (Вулкана)

Отклики на относительно быстрое развитие науки и техники находим у Сократа, Платона и Аристотеля. Эти настроения проникают в афинские школы и высшие учебные заведения. Т. Васильева пишет: «Профессиональное искусство и научное знание, «техне» и «эпистеме», обсуждаются в философии теперь неотрывно одно от другого, а зачастую и как прямые синонимы, все чаще в этот же синонимический ряд включается и «софия». Ремесленник и прежде считался мудрецом, когда за его искусством подозревали ведовскую или колдовскую силу; теперь божественная софия украсила себя атрибутами ремесленного мастерства». Рынок дал толчок развитию предприятий мелкой промышленности (частновладельческие мастерские или ателье). Хотя техника в то время заперта в узком кругу любителей.

Деревянный конь – задумка Одиссея

Понятно, что развитию ремесел, росту мастерства изобретателей способствовали возраставшие нужды общества в земледелии, торговле, строительстве, мореходном деле и медицине. Сама ситуация все более способствует тому, что инженерно-конструкторская служба становится незаменимой. Строители решают чисто практические задачи… Маяк на острове Фарос вблизи Александрии, возвышаясь на сто метров, освещал пламенем костра дорогу кораблям, спешившим в Египет из Эллады. Поил людей созданный инженером Эвпалином водовод на острове Самос. Особенно выделялись самосские мастера, создавшие такие чудеса строительной техники, как: храм Геры – самый большой храм тех времен, мощную морскую дамбу или водопровод, искусно проложенный сквозь горы. Интересно, что когда персы решили построить мост из Азии в Европу через Босфор, они пригласили для строительства именно самосских инженеров. Фалес отвел воды реки перед битвой у Галиса. Инженер Гарпал строит мост, опиравшийся на суда и выдерживавший бури. Аналогичные мосты возводят и ионийские техники при Дарии. Практическим целям служили туннель Семирамиды в Вавилоне, проложенный под руслом Евфрата, ирригационные сооружения в Фаюме, первый в мире судоходный канал в Китае, где был учтен рельеф местности, и Великая китайская стена, созданная императором Цинь Шихуанди в III веке до н.э. (ее строили 2 млн заключенных, военнопленных), предназначенная для обороны.

Без знаний математики, механики, физики, гидравлики вряд ли были возможны и успехи в судоходстве, не удалось бы создать водяное колесо, пресс или архимедов винт. Древние не смогли бы создать оросительные и отопительные системы, мосты, трубопроводы без помощи наук. Архит Тарентский, Архимед, Герон создали различные виды орудий, винты, блоки и прототипы паровых машин. Причем показателен и такой факт: плуг изобретается одновременно в ряде стран мира (Шэнь-нун – в Китае, Триптолем – в Греции, Хатис – в Испании). Уже Гомер писал, что морское дело потребовало таких инструментов, как медный топор, скобель, бурав, да и Одиссей, построивший деревянного коня, выступает в данном случае как «проектировщик». На Крите при Миносе изобрели пилу, рубанок, отвес, сверло, клей, возникло и столярное дело.

Афинская агора – торговая площадь

Параллельно с ростом промышленности, которая достигла в Афинах расцвета уже к концу V века до н.э., шло и развитие торговли. В связи с упрочением денежной системы появился ростовщический капитал. Особенный дар и талант обнаруживали в торговле милетцы и, конечно, сами афиняне. «Капиталы, – писал один афинский гражданин, – не должны пребывать втуне подобно мертвому баласту, они должны «работать», быть активными, расти и умножаться». Однако сам по себе капитал не обладает еще созидательной силой. Нужны ученые, техники, инженеры, механики, рабочие, которые с его помощью лишь и в состоянии наполнить производительную жизнь человеческого сообщества. Благодаря им примерно к середине III века до н.э. сформировался профессиональный язык техники. Основы наук заложили ученые. Великий Сократ произнес знаменательную фразу: «Изобретатель – отец богатства».

К слову сказать, греки стали первыми изобретателями денег… У Египта, хеттов, в Месопотамии, Палестине, Финикии, Израиле торговля долгое время осуществлялась с помощью так называемых товаро-денег (куски металла, скот, шкуры животных). В крито-микенском мире, гомеровской Греции также покупали, платя кто железом, кто яркой медью, кто бычьими шкурами или живыми быками, а кто и рабами. Шлиманом в Микенах были найдены золотые бруски, Эванс на Крите в развалинах Кносского дворца обнаружил деньги в виде шкуры быка. Такие же деньги, но уже в форме железных прутьев, находили и в погребениях Арголиды. Шесть «оболов» («обол» по-гречески – прут) составляли «драхму», что означало «горсть». Родилось и традиционное название греческих денежных единиц. Но кто же изобрел первые деньги, этот народный «национальный мундир» (К. Маркс)? Легенды говорят, что их якобы дали грекам боги вместе с письменностью и ремеслами. При этом называют разные имена: греки – Эрихтония или Тезея, римляне – бога судьбы Януса. Греческие историки утверждают, что родина монет – малоазийское государство Лидия. Геродот писал, что лидийцы, насколько известно, первыми из людей стали чеканить и ввели в употребление золотую и серебряную монету, первые занялись мелочной торговлей.

Агригентская монета. Состязание квадриг

В VII веке до н.э. в Лидии стали чеканить монеты из электра (сплав серебра и золота). Независимо от Лидии появились монеты и на греческом острове Эгине (серебряные). Их называли «черепашками», потому как черепаха была священным животным бога Аполлона, покровителя торговли и мореплавания. Вскоре монеты распространились по всему Средиземноморью.Славившийся богатством лидийский царь Крез чеканил золотые монеты, «крезеиды», затем золото в качестве монетного металла принял персидский царь Дарий. Заметим, что одновременно с появлением монет (процесс их внедрения в оборот был достаточно длителен) в употреблении продолжали находиться слитки и товаро-деньги. В древнем Иране производство монет предназначалось главным образом для торговых портов Средиземноморья, а на внутреннем рынке в ходу были товаро-деньги. Монеты тут выступали скорее в роли сокровищ, скапливаясь в хранилищах Суз, Персеполя и Экбатана. Пользовались ими только в особо важных случаях (расчете с греческими наемниками или при подкупе крупных политических и военных фигур хотя бы в той же Греции). Самые ранние датированные монеты, видимо, выпустил Сидон, дата на них исчислена от битвы при Иссе, где Александр Македонский победил Дария.

Сиракузская монета. Нимфа Аретуза

Каждый город имел свое летосчисление, монетную символику и художественный стиль. На одних монетах изображали богов-покровителей города, на других – животных, на третьих – предметы экспорта, на четвертых – портреты, на пятых – сооружения. Скажем, на Крите (Кносс и Гортина) стали чеканить так называемые «союзные монеты» – с лабиринтом и знаменитым быком, похищающим красавицу. Деньги становятся важным средством политического влияния и давления. Так, под давлением Афин многие критские полисы вынуждены были отказаться от эгинской денежной системы и перейти на аттическую. Вскоре монеты стали восприниматься не только как экономическое средство, но и как произведение искусства, средство художественного выражения. Своей красотой выделялись сиракузские монеты – дека– и тетрадрахмы – V – начала VI века до н.э. (труд монетчиков Кимона и Эвенета). Известно, что ими восхищался Микеланджело, а Гёте заметил: «Эти чудесные монеты представляют собой бесконечную весну цветов и плодов искусства». Монеты для специалиста являются еще и миниатюрными книгами, по которым можно прочитать важные страницы древней истории народов, страницы красочные, во многом уникальные.

С появлением колеса в Месопотамии (IV тыс. до н.э.) колесо изобретений вращается быстрее и быстрее. К середине III века до н.э. уже сформировался и профессиональный язык техники. Ученые древности заложат основы последующего бурного развития науки. Как справедливо заметил К. Дарлингтон в книге «Эволюция человека и общества», профессиональное мастерство небольшого числа людей привело к появлению класса изобретателей. Техники и механики древности дали толчок развитию производительных сил общества. Без знания математики, механики и гидравлики вряд ли были бы возможны успехи и в судоходстве. Иные же удивительно сочетали в себе таланты инженера и правителя. Архит Тарентский (400—365 гг. до н.э.), механик, математик и политик, разработал научные основы механики и семь раз в качестве стратега стоял во главе государства.

П. Соколов. Дедал привязывает крылья Икару

В летописи изобретательства тех лет остается еще немало загадок и белых пятен. Так, крупнейшему критскому инженеру Дедалу приписывается невероятное число изобретений (планеры, роботы, клей, противозачаточные средства, искусственное осеменение). Французский ученый Ж. Бержье подчеркивал, что, всего вероятнее, Дедал – это все же скорее собирательное имя тех мастеров, что имели за плечами определенную школу, подобно тому как в наше время слово «политехник» означает для французов питомцев Политехнической школы в Париже. «Тайна Дедала еще ждет раскрытия». История, увы, крайне скупа в описании деяний инженеров, изобретателей, мастеров далеких веков. Виной тому анонимный характер творчества и неопределенность времени изобретения. Что же касается собственно научных познаний, то греки бесспорно находились на дальних подступах к ним. Их высшее образование можно назвать гуманитарно-управленческим или политологическим, но не научно-техническим. Плутарх пишет, что Фалес был тогда, видимо, «единственным ученым», который в исследованиях пошел дальше того, что надобно было для практических нужд; все остальные получили название ученых за свое искусство в государственных делах.

Доменико Фетти. Архимед. Ок. 1616 г.

Одно имя тем не менее известно сегодня, пожалуй, всем на свете – Архимед (ок. 287—212 гг. до н.э.). Знаменитый математик и изобретатель античности родился в Сиракузах. Его отец, астроном Фидий, был близок к царю, тирану Гиерону. Но в ранние годы он был простым и небогатым гражданином. Об образовании юноши известно мало. Вряд ли он получил всестороннее образование, так как нет сведений о его занятиях философией и литературой. Математика тогда была побочной наукой философии. Друг Архимеда, Эратосфен, кроме математики, изучал философию, литературу и писал стихи. Науки не стали еще важной общественной потребностью. Аристотель писал: «Нет ничего недостойного для свободного человека в том, чтобы заниматься некоторыми свободными науками до известного предела, но слишком усидчивое изучение их до полного совершенства… делает тело и разум людей негодным для потребностей и дел добродетели». Полагаем, что с Аристотелем были решительно не согласны ремесленники, скульпторы и многие другие труженики, что посвятили жизнь занятию вполне определенным и конкретным делам. После того как Гиерон захватил власть, материальное положение семьи Архимеда, вероятно, настолько упрочилось, что он мог позволить себе уехать в Александрию, главный тогдашний научный центр в области естественных наук. Затем он вновь вернулся в родные Сиракузы.

Осада Сиракуз: машины Архимеда в действии. Гравюра XVIII в

Самым известным из физических открытий Архимеда стало обнаружение того, что различные материалы имеют и разную степень тяжести. Царь Сиракуз Гиерон II поручил проверить, не обманул ли его ювелир, изготовивший из золота венец, посвященный богам. Архимеду поручили провести техническую экспертизу. Тот долго думал, но ответ ему подсказало его же собственное погружение в ванну (чем глубже погружался, тем больше воды выливалось). Тогда-то он и выкрикнул свое знаменитое «Эврика!» Точно так же он поступил и со слитком золота, сравнив его с весом золотого венца (выяснилось, что ювелир все же надул царя). В поздних трудах Архимед применил математические методы и к физическим явлениям. Более всего он прославился в мире как изобретатель хитроумных механизмов (Архимедов винт, рычаги и т.п.). В связи с одним из своих открытий он сказал: «Дайте мне точку опоры – и я сдвину Землю».

Хосе Рибера. Архимед. XVII в.

В последние годы жизни усилия ученого направлены в основном на разработку военных машин (катапульт и подъемных кранов). К этому его побуждала и общая обстановка. Сиракузы подверглись осаде римских войск. Когда против Сиракуз, отпавших от союза с Римом, выступила армия Марцелла и осадила город с суши и моря (214 г. до н.э.), Архимед использовал свой талант инженера для защиты города, став душой сопротивления. Изготовленные по его чертежам метательные машины (катапульты) крушили и топили военные корабли Рима. Суда, которые смогли приблизиться к стенам, хватала чудовищная железная лапа: словно железный циклоп поднимая их в воздух, она разбивала корабли о стены и обрушивала их в море. Говорят, что Архимеду удалось изобрести особую установку, напоминающую гиперболоид или лазер, фокусирующую лучи солнца и поджигавшую корабли. Подъемные машины с железными лапами (механические саламандры) хватали римских воинов, поднимали и сбрасывали с большой высоты. Даже полководец римлян высоко оценил таланты великого инженера древности, заявив: «Не хватит ли нам воевать с этим геометром-Бриареем (сторукий гигант в греческой мифологии), который вычерпывает из моря наши суда, а потом с позором швыряет их прочь, и превзошел сказочных сторуких великанов – столько снарядов он в нас мечет!» Но Марцелл был упрям, и римляне не снимали осады с Сиракуз.

Смерть Архимеда от руки вражеского солдата. III в. н.э.

Почему Архимед принял столь активное участие в битве Рима и Сиракуз (215—214 гг. до н.э.)? В те далекие времена ученый не мог быть вне политики. Это уже и тогда понимали! Если же учесть еще и родственную близость к семье царя, становится понятной его активность. С. Лурье пишет в книге «Архимед»: «Подготовляя техническое оснащение для борьбы с римлянами, Архимед, друг и родственник царской семьи, придворный математик и механик, в момент ожесточенной партийной борьбы, конечно, выступал не как отвлеченный ученый, воспользовавшийся удобным случаем для постановки экспериментов по механике, а как активный деятель карфагенской партии. Всякому понятно, что структура его машин и приспособлений была теснейшим образом координирована с общим планом военной обороны и т.д., Архимед мог правильно рассчитать расположение отверстий в стенах, дальнобойность и радиус действия изобретенных им машин, вес снарядов и т.д.». Следовательно, он был членом, если и не руководителем сиракузского военного совета. Учитывая малолетство царя, пришедшего к власти в Сиракузах, и его родственную связь с царствующим домом, Архимед вполне мог быть одним из таких идейных и политических вождей Сиракуз.

Устройство часов в Газе

Римляне надеялись быстро справиться с непокорными защитниками города, но им помешал гений Архимеда. Сохранились рассказы Полибия и Плутарха. Полибий пишет, что римляне вначале не принимали в расчет его искусства. Они не учли, что «иногда один даровитый человек способен сделать больше, чем множество рук». По словам Плутарха, римские воины были так напуганы действиями машин Архимеда, что нередко бросали идти на приступ, обнаружив даже кусок дерева, торчащий из стен крепости (они кричали, что это Архимед изобрел на их погибель какое-то новое орудие). Когда солдаты ворвались в Сиракузы (212 г.), они на месте убили ученого и изобретателя. Еще одна легенда гласит, что Архимед при виде римлян не стал их молить о пощаде, но лишь бросил гоплиту: «Не прикасайся к моим чертежам».

Еще одним примером высочайшего технического мастерства греков является водопровод Эвпалина на Самосе. О нем с восхищением писал Геродот. Вода в него поступала из источника за горой Кастро и должна была пройти прежде через километровый туннель. И хотя самым старым туннелем, о котором пишет история, был ход, созданный по приказу Семирамиды между дворцами в Вавилоне (вход в него запирался медными дверями, так гласит легенда), но это было сравнительно простое сооружение, значительно уступавшее творению Эвпалина. Кстати, вести туннель через горы на расстояние один километр и сегодня задача сложная, при всей изощренности инструментов и высокой точности расчетов, а для IV века до н.э. это была задача наитруднейшая.

И правы те, кто считает: Поликрат, давший указание строить туннель и выделивший на это немалые деньги, конечно, не случайно пригласил в качестве главного строителя именно Эвпалина, чей авторитет в Мегаре и на Самосе был высок. Инженер вырос в атмосфере высокой культуры знаний, получил научное образование, позволившее ему провести через гору водопровод. Среди чудес античной техники можно назвать и так называемый будильник Платона. Это довольно незатейливое приспособление представляло собой устройство, которое ранним утром собирало товарищей и учеников академии на лекции и занятия Платона, и причем довольно противным свистом.

В сосуд заливалась вода, которая под давлением издавала свист, сзывая из домиков сада учеников, подобно тому как игравший на дуде факир привлекал внимание змей.

Наибольший интерес представляли часы, созданные неизвестным мастером уже во времена Боэция (V в. н.э.). Они украшали собой площадь в Газе. Эти часы описал Прокопий Кесарийский. Те представляли собой целое сооружение: портик защищал часы от непогоды, мраморные барьеры с железными остриями должны удерживать шалунов-мальчишек на расстоянии. Удивительно выглядело их художественное оформление. Верхний ряд часов образует 12 ночных дверей. Под ними находится второй ряд. Над первой из них парит орел, устремляющийся вперед. Створки двери открываются, и Гелиос, выступающий внизу по карнизу, указывает на эту дверь. Из нее выходит Геракл и показывает публике свою первую добычу, львиную шкуру.

Резчик по дереву

Затем он кланяется зрителям и исчезает с венком на голове в своей келье, двери которой опять затворяются. И так он совершает все свои двенадцать подвигов, показывая их, и каждый раз орел слетает с двери, каждый раз венок опускается на голову античного героя. А так как любой школьник знал порядок деяний Геракла, по очередности подвигов определялось время. В часах был еще и механизм для боя часов, чтобы даже те, кто был вдалеке, могли бы слышать их звук и знать время. На крыше часовни изображен Пан, который каждый раз при звуке гонга навострял ухо, будто бы слыша голос своей возлюбленной Эхо. Часовня была украшена и другими фигурами. Справа от Геракла стоял трубач Диомед. После совершения двенадцати подвигов Геракла тот трубил зорю. Тут же видна фигура слуги, несущего Гераклу купальные принадлежности, чтобы приготовить обычную для того времени ванну. Другой слуга подает купленные на рынке кушанья. Размер здания должен был быть 6 м в длину и 3 м в ширину. Перед нами настоящее техническое чудо – технический театр.

Но можно ли утверждать, что античность – золотой век техники и механики? Разумеется, нет. Платон в «Горгии» красноречиво говорит, что удел рабов – искусства механические и технические. Их труд близко нельзя ставить на одну доску с искусством высшего ранга – искусством свободных людей (историков, философов, поэтов, политиков). Дескать, это особая каста. Признавая необходимость механики (скажем, при защите государства), Платон вместе с тем выводит это занятие за пределы «приличного общества». Он говорит: «Однако ж ты тем не менее презираешь и его самого, и его искусство, и имя механика (изобретателя машин или ученого. – Ред. ) произносишь как бы с пренебрежением, так что за его сына не захотел бы выдать своей дочки, а за своего не решился бы взять его дочь». Это презрение просто удивительно (хотя понятно, зная нравы той эпохи). Ведь рабовладельческое общество зиждилось не на технике, этой поэме разума, а на подневольном физическом труде.

Когда тиранический строй имеет возможность свободно распоряжаться дешевым трудом рабов, он до последнего использует свой шанс. Технический прогресс в этих условиях неизбежно отходит на задний план. Правда, Солон все-таки созвал лучших механиков и столяров, чтобы те создали сложный деревянный механизм с 24 вращавшимися таблицами. Каллиграфы нанесли на них систематизированные тексты законов, которые легко читались каждым грамотным гражданином. Но это скорее исключение. Общим же правилом тогда было: царские, военно-жреческо-управленческие должности котировались высоко, а таланты ученых, инженеров, строителей, учителей отходили на задний план и пребывали в забвении. Таким же образом в современной России труд ученого и инженера поставлен в ситуацию, в общем и целом напоминающую их положение в рабовладельческой Греции. У нас, увы, не творец, не ученый или изобретатель, а делец и посредник-торгаш стали ныне элитой.

Сорок семь утверждений Евклида

Сведения из разных эпох лишь подтверждают этот печальный опыт. В рукописи времен Нового царства в Египте, например, говорится: «Работа инженера, как и все, что связано с потребностями жизни, есть низость и бесчестье». К великому сожалению, даже известные мыслители античности не могли скрыть своего презрения к технике, к тем, кто ею управляет, являясь ее создателем. Для Аристотеля не существует большой разницы между одушевленным и неодушевленным орудиями. Для него матрос или руль – лишь простые инструменты в руках хозяина корабля. Малый интерес к профессии механика и инженера подтверждается и малым объемом литературы по технике. А вернее сказать, ее не было вовсе… Известно, что к I веку до н.э. в знаменитой Александрийской библиотеке, собравшей едва ли не все главные научные и литературные труды мира, насчитывалось 700 тысяч свитков или книг. Библиотека стала научной Меккой, кладезем мировой информации. Здесь работали такие выдающиеся ученые древности, как Евклид, Аристипп, Архимед и другие. Последний счел, что среди сокровищ Мусея и храма Юпитера он отыщет нечто, что могло бы помочь ему в инженерной работе… Однако прадед всех механиков к величайшему своему разочарованию не нашел тут по механике буквально ни одной строчки. Все его 40 изобретений родились в итоге его индивидуальных усилий.

Помимо материальных признаков образовательной культуры (школ, академий, университетов) возникли и научные заделы. В конечном счете именно греки ввели в оборот то, что мы определяем как «научный способ мышления». Под этим подразумевают не только знание или повседневную практику науки, но прежде всего саму интеллектуальную способность отделять фактическое и то, что поддается проверке, от сугубо эмоциональных и голословных утверждений. Эта особенность культурного восприятия древних произвела столь сильное впечатление на Бернала, что тот заявил: «Греки открыли цивилизацию». Грекам же принадлежит на Западе и пальма первенства в попытках соединить науку с поэзией. Столь дерзко



infopedia.su

Суперсовременная Технология Древних греков или Антикитерский механизм | Блог Александр Михайлов

Древние греки, КАК ВЫЯСНЯЕТСЯ, обладали уникальной современной технологией изготовления механизмов, точность которой аналогична точности механизма швейцарских часов. Напоминаем, это был рабовладельческий строй, примитивнейшее земледелие, люди только что сменившие каменные топоры на бронзовые …. И швейцарские часы?????

Этот загадочный механизм, однако был намного сложней механизма современных (даже швейцарских) часов, был поднят из моря век назад, служил древним грекам не только для предсказания движения светил. С его помощью неизвестный создатель делал астрологические прогнозы.

Десятилетний проект, призванный приоткрыть завесу тайны над одной из самых известных научных загадок последнего столетия, дал необычные результаты. Многие любители неразгаданных тайн древности наверняка слышали про Антикитерский механизм — необычную штуковину, поднятую со дна моря в 1901 году.

Механическое устройство было найдено близ греческого острова Антикитера, в честь которого и получило свое название.

Находка представляла собой механизм из минимум 30 бронзовых шестерен, помещенных в деревянный корпус.

Механизм был поднят на поверхность полностью, однако затем разделен на три фрагмента, которые в настоящее время разделены на 82 части, которые хранятся в Национальном археологическом музее в Афинах. Четыре фрагмента устройства включают шестерни, самая крупная из которых имеет в диаметре 140 мм и 223 зубца. Некоторые из частей механизма имеют надписи, чтение которых затруднено из-за толстого слоя окислов. Десятилетиями ученые не могли постичь предназначение загадочного устройства, и лишь в последние полвека новые методы анализа позволили узнать о нем больше.

Установлено, что его собрали во II веке до нашей эры и он является самым сложным механизмом древнего мира, дошедшим до наших дней. Ничего сравнимого по сложности не было изготовлено человечеством по меньшей мере еще в течение тысячи лет.

Антикитерский механизм принято называть первым компьютером, поскольку это аналоговое устройство могло моделировать сложные астрономические циклы.

До 2005 года механизм изучался при помощи рентгеновского анализа, однако в 2005 году был дан старт масштабному международному проекту Antikythera Mechanism Research Project по изучению и реконструкции загадочного девайса. Тогда-то ученые из разных стран и начали применять более совершенные физические методы. До последнего времени ученые были сосредоточены на предназначении отдельных шестеренок механизма. Последнее же исследование, результаты которого опубликованы в журнале Almagest и накануне были обнародованы на специальной встрече в Афинах, было посвящено расшифровке надписей, присутствующих на каждой оставшейся целой поверхности. «Это как обнаружить абсолютно новую рукопись», — считает Майк Эдмандс, профессор астрофизики из Университета Кардиффа.

Известно, что древнегреческий прибор имел ручку, которую можно было вращать в обе стороны — в «будущее» и «прошлое». Вместо часов и минут стрелки на переднем циферблате указывали положение Солнца, Луны и планет на небе. Этот циферблат имел две концентрические шкалы, показывающие месяц и знаки зодиака, так что солнечная стрелка указывала дату и его положение в небе одновременно. А два других спиральных циферблата на задней стороне устройства работали как календарь и предсказывали затмения. Поверхность между этими циферблатами содержала текст из 3400 символов, расшифровкой которого и занялись ученые. Кстати, по оценкам автора исследования Александра Джонса из Института изучения древнего мира в Нью-Йорке, всего на механизме было до 20 тыс. символов.

Буквы на приборе мелкие (каждая — не больше миллиметра) и часто скрыты под толстым слоем коррозии, поэтому читать почти утраченный текст едва удается благодаря методам компьютерной томографии. Текст на примыкающей к циферблатам площадкам описывает появление и заход созвездий в разные даты в течение года, что заставило ученых сделать вывод, что перед ними сложный звездный календарь, или парапегма, которая предсказывает наступление и таких астрономических событий, как солнцестояние и равноденствие.

А описание этих событий помогло ученым решить главную загадку прибора — место его происхождения. Они выяснили, что создававший его астроном жил на широте 35 градусов. Это исключает Египет и север Греции и выдает единственно возможное решение — остров Родос, откуда устройство, скорее всего, было отправлено кораблем на север страны.

Кроме того, подписи оказались сделаны двумя разными людьми — это выдал анализ почерка, поэтому прибор не мог быть сделан мастером-одиночкой. Расшифровав надписи на задней стенке, ученые поняли, что они описывают предстоящие затмения. Ученых удивило, что в них говорится о цвете и размере Солнца или Луны при затмении, и даже о ветре при каждом из них. Сегодня известно, что предсказать цветовой характер этих явлений заранее невозможно, да это и не имеет никакого научного смысла.

Однако в Древней Греции к подобным знакам относились серьезно, по ним предсказывали погоду и даже судьбу отдельных людей и государств. Греки унаследовали эти верования от вавилонян, чьи жрецы-астрономы вглядывались в небеса в поисках дурных предзнаменований. Тексты, выгравированные на Антикитерском механизме, шли дальше — вместо предсказания судьбы на основе таких знаков, как цвет затмения и направление ветра, они сами прогнозировали их прежде, чем они наблюдались.

Это было в духе общего древнегреческого тренда «заменять астрономию вычислением и предсказанием», поясняет Джонс.

Астрологический характер текстов немало удивил ученых, поскольку остальные функции механизма носят чисто астрономический характер, за исключением календаря, который использует разговорные названия месяцев и показывает наступление спортивных событий, в том числе Олимпийских игр. «Антикитерский механизм воспроизводит эллинистическую космологию, в которой астрономия, метеорология и гадание по звездам были переплетены вместе», — считают ученые.

На прошедшей конференции вновь прозвучало утверждение, что столетняя находка по праву может считаться древнейшим известным компьютером.

«То, что мы делаем с современными компьютерами, делалось Антикитерским механизмом 2 тыс. лет назад», — заявил участник встречи, физик Ианнис Битсакис. А специалист по космической технике профессор Ксенофон Моусас добавил: «Современные компьютеры и мобильные телефоны уходят корнями в шестерни этого механизма».

Вероятно, жил в Древней Греции гений, мысли которого опережали эпохи. Поразительно, что в дальнейшем умельцы того времени пытались воссоздать Антикитерский механизм, однако подобной точности не смогли добиться за тысячу лет. Специалисты, изучавшие его из века в век, пришли к выводу, что авторство может принадлежать Посидонию, астроному и философу с острова Родос, учителю знаменитого Цицерона. Сам Цицерон рассказывал о подобном устройстве, созданном Архимедом (об этом можно почитать в его трактате «О государстве»). Другие ученые предполагают, что к созданию «калькулятора» приложил руку астроном Гиппарх.

Первая относительно успешная попытка реконструкции Антикитерского механизма была предпринята в 1959 году Дереком Прайсом. С помощью талантливого часовщика Джона Глива он сумел построить копию устройства с дифференциальной передачей.

Лишь в середине XX века греческие ученые совместно с британскими и американскими коллегами сумели наиболее полно воспроизвести внешний облик древней находки и установить, наконец, ее предназначение. На помощь им пришла рентгеновская томография. В 2005 году исследовательская группа во главе с профессором Майком Эдмундсом в рамках проекта Antikythera Mechanism Research Project расшифровала практически все надписи на древней находке.

Чем занимались древние греки за «компьютером»

Выяснилось, что служил механизм для определения даты старта Олимпийских игр. Археологи полагают, что он имелся во всех крупных населенных пунктах, где проживали атлеты. Само собой, день он выбирал не случайно: приспособление должно было с высокой точностью отсчитать четырехлетний цикл. Для этого, в свою очередь, нужно было определить движение небесных тел.

Антикитерский механизм не просто вычислял положения Солнца и Луны, рассчитывал время наступления затмения (как солнечного, так и лунного), но охватывал также все известные в то время планеты (а древние греки успели «познакомиться» с Марсом, Меркурием, Сатурном, Венерой и Юпитером). Предположительно с его же помощью было установлено, что лунная орбита имеет эллиптическую форму. А с таким функционалом применение Антикитерского механизма распространилось и на другие игры. С его помощью считали циклы Дельфийских соревнований и игр в Коринфе. Современный человек мог бы принять это устройство за античный календарь, хотя грамотно воспользоваться им под силу было не каждому.

Античный урок информатики: как работает 2000-летний компьютер

Несколько десятков миниатюрных шестеренок необычайно точно были подогнаны друг под друга. Движение рукояти – и механизм запущен! На передних циферблатах можно было увидеть дни года и знаки Зодиака. Управление осуществлялось при помощи все той же рукояти, с помощью которой исследователи задавали желаемую дату. В результате Антикитерский механизм выдавал множество интересных астрономических сведений.

Передние и задние стенки показывали, как располагаются небесные тела, а черно-белый шарик поведает, в какой фазе пребывает Луна. Также можно узнать, где планеты находятся относительно звезд.

На одном из циферблатов можно было увидеть, когда начнутся солнечные и лунные затмения. Механизм показывал цикл на 223 лунных месяца, именуемый сарос, и в течение этого цикла затмения повторяются с определенной периодичностью. Другой циферблат поможет ознакомиться с Метоновым лунным циклом.

Как много информации черпали древние греки из устройства, которое сумело обогнать развитие технологий на тысячу лет вперед! Если вдуматься, то Антикитерский механизм действительно напоминает компьютер по возможностям добывания с его помощью полезных данных.

Итак, что же это была за цивилизация ,,Древних греков,, подарившая миру величайших ученых – основоположников буквально ВСЕХ направлений науки, основоположников философии, искусства, архитектуры, образования, управления государством и даже первый компьютер оттуда …. И это все в примитивнейшем рабовладельческом строе, буквально вчера находилось в каменном веке и лазило по деревьям и пряталось по пещерам от диких животных?????

Ну хорошо, допустим, на Родосе существовал завод (сравнимый с современным часовым швейцарским), выпускавший такие механизмы - как нас уверяют историки.

Но куда ЭТО ВСЁ ДЕЛОСЬ?????? И исчезло без следа!!!!???

×

cont.ws

Высокие технологии древних греков. Антикитерский механизм II века до н.э

9 сентября – 6 ноября 2016

 1200 greece

 

9 сентября – 6 ноября 2016Анфилада

 

Министерство культуры Российской Федерации

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

Регион Аттики, Греция

 

представляют выставку

Высокие технологии древних греков. Антикитерский механизм II века до н.э.

 

Кураторы: Ксенофон Моссас, Катерина Палиоу

Проект организован при участии Посольства Греции в России, Национального археологического музея Афин Под патронатом Президента Греческой республики

В рамках Перекрестного года Россия–Греция 2016

 

Антикитерский механизм – свидетельство знаменитого Греческого чуда – самозарождения высокой цивилизации в Европе.

Антикитерский механизм – инструмент из меди, бронзы и дерева – был обнаружен водолазом в 1900 году среди останков римского судна в Эгейском море у острова Антикитера. Эта вычислительная машина, состоящая из циферблатов, стрелок и шестерен, способная рассчитать даты 42 астрономических событий, была создана во II веке до н.э. на острове Родос, где жил и работал математик Гиппарх Никейский.

Как показали исследования, Антикитерский механизм оказался более сложным устройством, чем астрономические часы, известные Западной Европе с XIV века. Этот древнегреческий инструмент представлял собой «компьютер», механический планетарий, астрономические часы и функциональный календарь. Его шестеренки и шкалы, разработанные с большой точностью, выполняли математические операции, предсказывающие астрономические явления – положения Солнца и Луны, лунные фазы, дни затмений, время проведения Олимпийских, Пифийских, Немейских, Истмийских игр, различных праздников, с которыми соотносили сельскохозяйственные работы, рыболовство и охоту. Астрономические измерения были необходимы античным архитекторам и строителям: ведь именно с их помощью осуществлялась ориентация дворцов и храмов по сторонам света.

Выставка стала результатом многолетней работы Ксенофонта Муссаса, профессора Университета Афин, являющегося одним из главных исследователей Антикитерского механизма, который сумел на примере этого древнейшего устройства показать, что уровень развития науки и технологии, машиностроения и металлургии в Древней Греции был гораздо выше, чем предполагалось ранее и был обязан прежде всего знанию законов астрономии, математики и физики.

На выставке представлены две бронзовые модели устройства – в натуральную величину – 32х12х20 см (копия 2012 года) и в увеличенном масштабе 1:4 (копия 2013 года), а также копии и других механизмов эпохи античности, созданных Дионисиосом Криарисом на основе принципов Антикитерского механизма. Это переносные Филипповы солнечные часы, показывающие время в четырех городах (III в. н.э., обнаружены в ходе археологических раскопок в Филиппи, греческом регионе Македонии, копия 2006 года), Византийская астролябия с греческими надписями (изготовлена в 1026 г. н.э. в Персидской провинции Византии, копия 2016 года), Византийский механический календарь (создан ок. 500 г. н.э., найден в Ливане, хранится в Музее науки в Лондоне, копия 2016 года).

Выставочный проект сопровождается показом интерактивных компьютерных моделей механизма и его трехмерных фотографий, а также демонстрацией видеофильмов, раскрывающих секрет работы Антикитерского механизма и рассказывающих о связи архитектуры с астрономией.

 

Аккредитация СМИ и дополнительная информация:тел. + 7 (495) 697-38-74, +7 (967) 182-13-91, +7 (985) 267-15-59,  [email protected]

muar.ru