Бог Брахма в индуизме бог творения. Брахма в древней индии
Бог Брахма в индуизме бог творения
Бог Брахма.
В Православии Бог един, но молитвы заканчиваются: «Во имя Отца, и Сына и Святого Духа». В Индии три Бога, называется это Тримурти. В эту тройку входят – Бог Брахма, хоть и известный Бог, но почему-то не популярен в Индии, ему посвятили всего несколько храмов на территории всей Индии. Вишну и Шива, более популярные Боги в Индии, им на территории Индии построено более десяти тысяч храмов. Связка трёх Богов одна — Тримурти, популярность, она же известность, такая разная.
Цвет, символизирующий Бога Брахму – красный. Кожа Бога Брахмы имеет красный цвет, одежда Бога тоже имеет красный цвет.
Брахму называют как-то не совсем понятно. Хотя для русского человека в этом нет ничего необычного, ведь на Руси есть сказка: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Вот что-то подобное описано и в упоминании Бога Брахмы: не раскрылся — раскрылся, существует – не существует. Тот, который есть вселенная и который отличается от того, кто не существует и существует.
Тот, который создал и высшее, и низшее, древний и высочайший, неиссякаемый и благосклонный. Очень похоже на нашу сказку, только более сложно для понимания, кто же он Бог Брахма. Ибо понять кто он, из того как его описывают индусы, практически не возможно. Можно предположить, что Брахма сильный и мощный Бог, так ведь нет, ведь его удостоили всего несколькими храмами, в отличие от Шивы и Вишну.
Статуя Бог Брахма
Стоит заметить, что Брахма сам себя родил, вроде как он не имеет ни матери, ни отца. С таким происхождением пребывание на земле заставляет быть сильным и самодостаточным.
Бог Брахма и два мифа связанные с ним
Видимо эти качества и довели Брахму до того, что его дважды прокляли. Один раз за то, что он оказался умнее и хитрее Бога Вишну. Брахма и Вишну выполняли одну работу. Вишну сдался первым и доложился Шиве, что выполнение данной работы невозможно. Брахма трудился больше и дольше, даже нашёл лжесвидетеля в свою пользу. Но, увы, ложь раскрылась и Брахму прокляли. Может это проклятие и повлияло на количество построенных в его честь храмов.
А может это в результате другого проклятия Бога Брахмы, где Брахма тоже смог отличиться. К Брахме обратился Великий мудрец Бхригу с просьбой возглавить самое великое, разумеется в Индии, жертвоприношение, именуемое ведийское жертвоприношение.
Когда мудрец пришел к Брахме, тот наслаждался музыкой, в исполнении своей жены — Сарасвати. Бог Брахма уделял время семье и не заметил прихода мудреца.
Статуя Брахме в городе Гокарна.
Мудрец был разгневан данным поступком Бога Брахмы и проклял его. Возможно, это проклятие сыграло злую роль, и народ Индии обделил Бога Брахму количеством построенных в его честь храмов.
С другой стороны второе проклятие шито белыми нитками. Это что за такой Великий мудрец Бхригу, что не смог подождать, пока закончиться музыка? Гнев в такой ситуации присущ дураку, но никак не мудрецу, тем более не Великому мудрецу. Стало быть, мудрец Бхригу – липовый мудрец. Из-за такого пустяка кидаться проклятиями — это позор на голову любого мудреца. Брахма остался верен себе. Ему нравится и жена, и музыка. А тут такая возможность – сочетание и того, и другого. Опять же семейный ценности никто не отменял. Поэтому бросить слушать музыку, когда играет любимая жена, это самый позорный поступок. Тем более, когда этого требует капризный истерик, именуемый себя Великим мудрецом. Да таких «истеричек» вообще нельзя пускать на порог.
Вот и получилось, что не имеющий ни отца, ни матери Бог Брахма проклят со всех сторон. То ли это от того, что у него нет родителей, а стало быть, его считают без рода и племени. То ли от того, что он такой, какой есть, и ни под кого не подстраивается.
В любом случае незавидная судьба у Бога Брахмы, не смотря на то, что он Бог.
Бог Брахма – с человеческим телом, но имеет 4 головы, и 4 руки. А каждая его голова обязана читать, не прерываясь, одну из четырёх вед. Получается, все четыре веды читаются непрерывно. А руки его всего лишь являют собой 4 стороны света – север, юг, восток и запад.
Вот она индийская, сдаётся мне, что не только индийская, справедливость. Если у тебя нет родителей, и ты преследуешь свои интересы, то ты будешь проклят. Ужасно, но думаю, такое происходит не только в Индии и не только с Богами. Везде сирот всерьёз не воспринимают, а стараются обидеть почём зря. А если сирота выбился из серой массы, то такой становится врагом для всех.
на Ваш сайт.
ancient-east.ru
кто это, происхождение и мифы, образ и атрибуты сотворителя мира
Индуизм (санатана-дхарма) — одно из древних направлений индийской религиозной мысли, объединившее различные религиозные традиции, школы философии и сформированное в І тысячелетии до нашей эры. Это третье по количеству приверженцев религиозное течение в мире (после христианства и ислама) — его исповедует около миллиарда человек. Со второй половины минувшего столетия индуизм вышел за индийские государственные границы и распространился на всех континентах. Хотя 80-90% индуистов все так же проживают в Индии. Индуизм основывается на учении, исповедующем перевоплощение душ, которое происходит по законам кармы. В данной статье мы расскажем вам о том, что в этой религии понимается под Брахмой и какое значение это имеет для верующих.
Кто это
В архаических формах эпоса Брахма имел три функции: созидание, сохранение, разрушение. В Ведах (древних религиозных писаниях) Брахма еще не упоминается, а его прообраз там назван Праджапати. Позднее он предстает как один из трех верховных богов, рядом с Шивой и Вишну, входящих в Триаду (Тримурти). Является творческой силой, творцом и прародителем всех богов, всей Вселенной.
Это всеведущий и мудрый глава богов. Именно он предоставляет им контроль над созданием мира. Он оберегает порядок в Космосе и мораль, установленную основными социальными институтами в человеческом обществе, в то время как Вишну сохраняет Вселенную, а Шива ее рушит.
В послеведийский период Брахма у индуистов был на первом месте, немного затеняя роль Шивы и Вишну. Несколько позднее, в I тысячелетии до нашей эры — в позднем эпосе и Упанишадах (религиозно-философских текстах), — благодаря возросшему значению двух других богов он уходит на задний план.
Так, у вишнаитов Брахма появляется на лотосе, стебель которого растет из пупка Вишну, а Шива, карая за инцест, лишает его одной головы. В легенде о появлении Шивы повествуется о том, что Брахма и Вишну завели полемику, пытаясь доказать друг другу, кто из них сильнее и важнее.
Когда спор был на пике, из мирового океана восстал фаллос, а в нем находился Шива. В итоге оба спорщика согласились, что главным и могущественным является Шива. В позднем эпосе Брахма уже творит мир, потому что так велел Вишну. Также существует множество легенд, в которых бог-созидатель в прошлом предстает в негативном свете — становится причиной смерти Агнистамбхи; каждый раз, когда жена Брахмы Савитри задерживалась, находит себе другую супругу.
Обитает творец в чистых землях Брахмалока (Сатья-лока).
Сегодня культа Брахмы практически нет. Современный индуизм разделен лишь на два течения: вишнуизм и шиваизм. В Индии существует незначительное число храмов, которые полностью посвящены Брахме. Иногда его изображение встречается в священных сооружениях, посвященных другим богам.
Знаете ли вы? Известны случаи, когда последователи индуизма, отказываясь от мирских благ и стремясь доказать свою веру богам, совершают странные поступки. Так, житель Нью-Дели Махант Амар Бхарти в 1973 году поднял руку вверх и с тех пор находится в таком положении. Он утверждает, что сделал это ради Шивы. За более чем 40 лет рука атрофировалась и утратила свои функции.
Происхождение создателя
У индусов существовало множество легенд, рассказывающих о происхождении мира и бога-творца. В наиболее популярной данный процесс описывается следующим образом. Когда Вселенная была во мраке, и не существовало ни солнца, ни луны, ни земли, во тьме появились воды. Из них родился огонь. Тепло от огня привело к образованию Золотого яйца.
Оно на протяжении года дрейфовало в водах, а затем в нем появился зародыш из золота. Из эмбриона предстал Брахма. Силой мысли бог-творец поделил Золотое яйцо на две доли. Верхняя его часть превратилась в небо, а нижняя — в землю. Между ними пролегала прослойка из воздуха.
После этого творец принял решение создать себе потомков — других божеств, которым бы доверялось управление миром. В результате у него появились семеро сыновей, ставших божествами, людьми, зверьми, пернатыми, чудовищами, великанами и мудрецами.
Все они поселились в трех мирах: небесном, земном и подземном.
Поздняя версия происхождения творца гласит, что он родился из цветка лотоса, стебель которого вырос из пупка Вишну, когда зарождалась Вселенная. В священном тексте «Брахма-пурана» повествуется о том, что Брахма сотворен Богом для того, чтобы тот создал Вселенную. Жизнь творца Вселенной равняется 311 040 000 000 000 земным годам. По окончании этого срока все исчезает.
Через столетний перерыв появляется новый Брахма, который творит новую Вселенную. Так продолжается бесконечно.
Знаете ли вы? В переводе с санскрита слово «Брахма» обозначает «жрец». В имени содержится корень «бхриг», что значит распространяться, расти, увеличиваться.
Как выглядит Брахма: иконография
Кто такой Брахма и как он выглядит в представлениях индуистов, можно увидеть на иконах и других изображениях бога-создателя. Обычно его рисуют с четырьмя телами, четырьмя ликами и восемью руками. Лики его смотрят в различные направления. В руках у него — четыре святых писания, жезл (скипетр) в форме ложки, металлический сосуд (камандала), наполненный водой из Ганга (реки, являющейся священной для индуистов), лотос и лук. Он восседает на лебеде (гусе), который служит ему для передвижения, либо едет на колеснице с упряжкой из семи лебедей.
Также нередко можно встретить изображение Брахмы с четырьмя ликами и с четырьмя руками, восседающим на лотосе. Он в красных одеяниях, и у него красная кожа. Лицо обрамляет белая борода, символ вечной природы бытия. На голове — золотая корона.
В его руках находятся Веды (изредка — лотос), скипетр, четки (акшамала), сосуд с водой. Сосуд на изображениях может быть из металла, а может — из половинки скорлупы кокоса.
На скульптурах у Брахмы приделан большой нимб над головой. В виде статуи творец чаще всего пребывает в положении стоя.
Очень редко можно встретить бога-создателя с двумя верхними конечностями, в которых находятся сосуд и четки, и четырьмя ликами с женскими чертами. Также изредка можно увидеть образ с одной головой и двумя верхними конечностями.
Атрибуты и их значение
Четыре верхние конечности Брахмы означают стороны света. Кроме того, дальняя правая конечность олицетворяет ум, передняя правая — эго. Дальняя левая конечность представляет разум, передняя левая — самоуверенность.
Четыре лица — это Веды: «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», «Атхарваведа».
Веды в одной из конечностей творца выступают символом знания.
Наводненный сосуд выступает символом эфира, породившего первичные составляющие творения.
Четки (акшамала) обозначают все материальное, что было необходимо для сотворения Вселенной, а также вечность времени.
Скипетр обозначает то, что Брахма повелевает яджнами.
Лотос — это все живые создания и неживые предметы во Вселенной.
Лебедь — символ справедливости и умения отличать доброе от злого.
Корона является символизацией власти верховенства во Вселенной.
Мифы и легенды
В индуизме представлены разнообразные мифы и легенды, связанные с именем и деятельностью божественного создателя. Самые яркие из них мы приводим ниже.
О проклятии
Бытует несколько сказаний про то, как Брахма был проклят. Первая из них, наиболее распространенная и содержащаяся в «Шива-пуране», рассказывает о том, что Вишну с Брахмой приняли решение отыскать начало и конец шива-лингама.
Первый бог, в облике вепря, отправился на поиски начала в подземный мир, а второй, в облике лебедя, — на поиски конца, в небо. Вишну не отыскал начала и, возвратившись, преклонился перед Шивой.
А Брахма, улетев далеко в облака и столкнувшись с любимым цветком Шивы, высказал ему просьбу обмануть Шиву и стать лжесвидетелем, вроде бы он отыскал конец лингама. Шива, узнав о лжи, очень разгневался и проклял лжеца. В проклятии он упомянул о том, что никто ни в одном из трех миров не станет больше восхвалять Брахму.
Еще одна легенда гласит, что на бога-творца наслал проклятие мудрец Бхрига. Мудрец отправился, чтобы пригласить могущественнейшего из Тримурти для участия в великом жертвоприношении, однако бог слишком был увлечен музыкой, которую исполняла его жена и не придал значения словам Бхрига.
Важно! Любой человек, не рожденный в Индии, может прийти к религии индуизм. Чтобы обратиться в эту веру, существует несколько способов. Главный из которых — найти наставника либо общину, готовые принять человека для обучения. Также важно изменить свои мысли, действия и образ жизни, чтобы полностью отдаться учебе. Тогда мудрец разгневался и произнес проклятие со словами, что теперь ни одно существо не станет призывать имя бога-создателя и поклоняться ему.
О появлении Вселенной
Одна из легенд гласит, что Вселенная, созданная творцом, появилась в результате разделения силой его мысли Золотого яйца, дрейфующего в мировых океанских водах, на две дольки.
Из первой возникла земля (материальная, человеческая сфера), из второй — небо (божественный мир). Прослойка меж ними была из воздуха.
После этого возникли пять элементов: вода, земля, воздух, огонь, эфир. Далее настал черед для появления мысли, бога, звезд, времени, гор, равнин, морей, рек, живых существ, слов, чувств и эмоций.
Впоследствии из яйца явился Брахма. Он расчленился на мужское и женское начала. От родившихся существ в дальнейшем появилось все остальное, что существует в мире.
О горе Меру и небе Брахмы
После того как бог-создатель сотворил Вселенную, он почувствовал сильную усталость. Поэтому пустился на отдых в место под названием Брахмалока. В центре мира расположена золотая гора с именем Меру; Солнце, Луна и другие небесные тела совершают вращения вокруг ее пиковой точки.
На пике горы расположено самое высокое из небес, по счету седьмое: небо Брахмы. Именно тут созидательное божество обретает покой и усладу. Когда оно отдыхает, тень ему создает священное растение шалмали (шелковица).
День Брахмы
День Брахмы равняется всему сроку существования Вселенной, то есть 311 040 000 000 000 человеческим годам. Длина ночи равняется периоду, на протяжении которого он находится в бездействии, то есть 100 человеческим годам. Ночью творец отдыхает после процесса творения.
День творца разделяется на тысячи больших веков — махаюг. Махаюга составляет 4 320 000 человеческих лет и в свою очередь разделяется на большие эпохи, каждая из которых носит особенное название.
Когда оканчивается последняя эпоха — калиюга, огонь, возникающий из мирового океана, сжигает Вселенную. После ночи создатель сотворяет ее снова и снова.
Культ Брахмы и брахманизм
Как мы уже упоминали, культ Брахмы значительного распространения не приобрел. Количество культовых мест, ему посвященных, не так много. Сооружений, где основной статуей — мурти — является образ созидательного божества индуистской троицы, в буквальном смысле можно сосчитать на пальцах — их около десяти.
Источники содержат информацию лишь об одном значимом храме бога-творца, который расположен в Пушкаре, в Раджастхане, а также о самом крупном в мире храме Ангор-Ват в Камбодже. Для сравнения, культовых сооружений Вишну и Шивы в Индии — несколько десятков тысяч.
В культовом сооружении в Пушкаре ежегодно организовывается фестиваль, в ходе которого славится Брахма.
Брахме посвящают часть возлияния агнихотры. В полдень ему преподносится один цветок. Есть предположения, что такое скудное распространение культа Брахмы связано с распространением среди индуистов мифов и легенд, в которых этот бог предстает в негативном образе, где его проклинают другие божества, мудрецы и даже собственная жена.
Важно! В индуизме, в отличие от христианства и ислама, посещение культовых сооружений не является обязательным. Большинство индуистов посещают их лишь во время больших религиозных праздников. Обряды разрешается проводить дома.
С именем Брахмы связана поздняя древняя индийская религия, называемая брахманизмом. Она развилась в I тысячелетии до нашей эры. Сегодня рассматривается как ранняя форма индуизма, его этап.
Главными божествами в данной вере выступают Брахма, Шива и Вишну. В ее основе лежит представление о том, что в природе все имеет душу и о том, что живые создания способны перевоплощаться.
Перевоплощение или реинкарнация осуществляется как карма, воздаяние за добродетельность либо греховность предшествующей жизни. Эти идеи изложены в священных книгах — Брахманах, Араньяках, Упанишадах. Брахманизм стал предтечей джайнизма и буддизма.
Таким образом, изначально Брахма — это великий бог творения, правитель мира, отец богов и людей, однако позднее его значение нивелировалось, из-за чего он мало почитается современными индуистами.
На первый план для них вышли Вишну и Шива. Об этом, в частности, свидетельствует малое количество культовых сооружений, посвященных Брахме. Однако изучение этого культа является чрезвычайно важным для тех, кто стремится глубоко проникнуть в теорию и практику индуизма.
lifegid.com
Бог Брахма: описание и происхождение
Человека с давних времен определяет вера. Религия объединяет многие народы, способствует их развитию, становится основой культуры, создает моральные принципы и учения. Еще на первых этапах человеческого существования вера была нераздельна с сознанием. Давая имена богам, создавая правила, по которым должны жить люди, проводя ритуалы и обряды, первый человек закладывал основы религий, которые впоследствии раздробились на много направлений. Нельзя утверждать, что одна вера хорошая, а вторая не может отображать истину, ведь каждый видит мир по-своему, и это не может быть источником осуждений. В Индии известна божественная Троица: бог Брахма, Вишну и Шива. Первый из них является создателем вселенной. Слово «брахма», или «брама», переводится с санскрита как «жрец» и несет в себе начало всех начал.
Брахма – первый индийский бог
Многие исследования показывают, что культ Брахмы был центральным в индуизме только в доведический период. Позже он был заменен учениями Шивы и Вишну. Причиной этого стала популяризация концепции Шакти. Согласно ней, у каждого бога есть своя Сила или Шакти – супруга и главная вдохновительница, и именно соединение с этой Шакти создает мир. В этом плане бог Брахма, что символизирует творение вселенной, не нужен. Стоить отметить, что ведический период характеризуется переосмысленными взглядами на этого бога. Идея о творце всего сущего не умирала, ведь его место занял Бог Отец – Вишвакармане (он имеет четыре руки с разных сторон). Считается, что он является прототипом Брахмы в пуританском учении. Идея об этом боге формировалась не один век и поддавалась постоянным изменениям. Брахма долгое время оставался центральным богом в индуизме, что поменялось только после прихода ислама.
Иконография
Бог Брахма, описание которого дает именно иконография, приобретает много видов. Обычно он изображается с четырьмя ликами и четырьмя руками. Его волосы выглядят неаккуратно, пребывают в каком-то хаосе, борода заостренная. Как накидку бог Брахма использует шкуры черной антилопы, что создает контраст между белым цветом его одежды. Изображенный на колеснице с семью лебедями или на лотосе, он держит сосуд с водой и четки. Он медитирует, и поэтому его глаза прикрыты. При этом существует еще много разных представлений о том, как выглядит это божество. Например, цвет его кожи на одних изображениях может быть золотым, на других – красным, колесница может быть запряжена гусями, а не лебедями. В некоторых его олицетворениях можно увидеть нимб. Брахма почти всегда изображается бородатым и является единственным богом в индуизме с такой особенностью, хотя и в этом пункте есть исключения.
Состояния Брахмы
Существует классификация состояний, в которых может пребывать Брахма. Первый получил название йогического, и в нем это божество предстает в величестве своего духа и его достижений. Он излучает полное самоудовлетворение. Именно в первом состоянии он ценен для аскетов и подвижников. Второе называется бхога и несет более светский характер. Обычный вид Брахмы, естественные атрибуты, одна или больше жен – это характерно для мирян. В третьем состоянии (вира) этот бог олицетворяет доблесть и почитается царями и воинами. Абхичарика – четвертый вид Брахмы – это изображение твердого и устрашающего бога. Такое грозное состояние характерно для тех, что хочет избавиться от своих недоброжелателей.
Атрибуты-символы
Брахму можно узнать по свойственным ему атрибутам. Самой знаменитой особенностью считается наличие ликов. Они обозначают стороны света и имеют свои наименования: север – Атхарваведа, запад – Самаведа, восток – Ригведа, юг – Яджурведа. Четыре руки также символизируют эти направления. В одной из них Брахма держит тару с водой. Это объясняется тем, что основой мира является камандала (вода), которая неотъемлема во всех творениях Брахмы. Четки во второй руке – это время, которое не может быть вечным. Лебеди или гуси, которые двигают колесницу с Брахмой, являются олицетворением локов (миров). Земля же представлена лотосом, который рождается из пупка Вишну.
Происхождение голов Брахмы
Индийский бог Брахма считается творцом материальной вселенной, который сам возник из лотоса и не имеет материнских связей с другими божествами. После рождения он создал одиннадцать предков человечества – Праджапати. Семь Сапта-риши – его главных помощников в творении земли, были созданы из ума и стали его сыновьями. Из своего же тела бог Брахма сотворил женщину, которая позже стала известна под многими именами – Гаятри, Сатарупа, Брахмани и т. д. Он поддался чувству любви и был поражен красотой своей дочери. Когда она отвернулась от него влево, Брахма не мог перестать ею любоваться, и так родилась вторая голова. Когда она снова и снова поворачивалась от него, появлялся еще один лик. Потом она поднялась вверх, и Брахма сотворил пятую голову.
fb.ru
Брахма | Боги индийской мифологии
Назад к разделу
Брахма
Брахма — бог творения в индуизме. Наряду с Вишну и Шивой является одним из богов Тримурти — так называемая «индуистская троица» — триада. Само понятие тримурти часто трактуется как божество, наиболее известным изображением которого — человек с тремя лицами. Считается также, что сами боги Брахма, Вишну и Шива — всего лишь аспекты, проявления тримурти.
Брахму можно считать главным богом индийского пантеона. Ему принадлежит центральное место в триаде величайших богов. Он является творцом (сраштар), Вишна – сохранителем (ракшитар), а Шива – разрушителем (хартар).
Супруга Брахмы — богиня знания и учёности Сарасвати.
Согласно Пуранам, Брахма является саморожденным, не имеющим матери, рождённым из цветка лотоса, выросшего из пупа Вишну в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной. По этой причине, Брахма также известен под именем Набхиджа — («рождённый из пупа»). Согласно другой легенде, Брахма родился в воде, в которую Вишну вложил своё семя, позднее превратившееся в золотое яйцо, своего рода космический зародыш. Из этого золотого яйца, Брахма был рождён как Хираньягарбха. Оставшиеся компоненты этого золотого яйца расширились и превратились во Вселенную. Так как Брахма был рождён в воде, его также называют Канджа («рождённый в воде»).
Описывается, что продолжительность жизни Брахмы составляет 100 «лет Брахмы», которые равны 311 040 000 000 000 земных лет. После того как жизнь Брахмы подходит к концу, наступает перерыв, также продолжающийся 100 лет. После этого другой Брахма-творец заново начинает процесс творения. Этот цикл продолжается бесконечно.
Описывается, что цвет кожи Брахмы красноватый и одет он в красные одежды. Брахма имеет четыре головы, четыре лика и четыре руки. Говорится, что каждая из его четырёх голов непрерывно декламирует одну из четырёх Вед: Риг, Саму, Яджур и Атхарву. Четыре руки Брахмы олицетворяют четыре стороны света: восток, юг, запад и север.Задняя правая рука представляет ум, задняя левая рука представляет разум, передняя правая рука — эго, и передняя левая рука — самоуверенность.
Брахму часто изображают с белой бородой (в особенности в Северной Индии), что символизирует мудрость и практически вечную природу его существования. В отличие от большинства других индуистских божеств, Брахма не держит в своих руках какого-либо оружия. В одной из своих рук он держит скипетр в форме черпака или большой ложки, что ассоциируется с пролитием гхи на священный огонь ведических жертвоприношений и символизирует то, что Брахма является повелителем яджн. В другой из своих рук он держит камандалу — сосуд с водой, сделанный из металла или даже из скорлупы кокосового ореха. Вода в этом сосуде символизирует изначальный, всё вбирающий в себя эфир, из которого проявились первые элементы творения. В другой из своих рук Брахма держит молитвенные чётки, называемые акшамала, которые он использует для подсчёта вселенского времени. В своей четвёртой руке Брахма как правило держит книги Вед, но иногда — цветок лотоса, который символизирует природу и сущность всех вещей и живых существ во Вселенной.
Средством передвижения, или ваханой Брахмы, является божественный лебедь. Лебедь пользуется уважением в индийской культуре из-за его особого качества, называемого нира-кшира-вивека, или способности отделять молоко из смеси молока и воды. Лебедь олицетворяет то, что все живые существа во Вселенной заслуживают справедливости, в каком бы положении они не оказались. Также, эта способность лебедя указывает на то, что индивид должен быть способен отделять хорошее от плохого, принимая то что имеет духовную ценность и отвергая то, что её не имеет.
Назад к разделу
world-of-legends.su
Брахма | Мир Йоги
Брахма, согласно «Пуранам», есть тот аспект Божественного Единства, или Бога, который ответственен за акты творения, в смысле возрождения; его можно также назвать субстанцией-силой, включающей материю, энергию и законы природы.
Современные авторы определяют этот источник силы, субстанцию как энергию, воплощающую прошлое в настоящем, или всеобщий закон инерции (как инерции покоя, так и инерции движения). Этот цельный и устойчивый образ мира представляет собой область, подвергающуюся непрерывному изменению под воздействием всех инкарнированных разумов (которые относятся к Вишну), а новая складывающаяся картина мира вновь становится предметом заботы и стимула существования Брахмы. Таким образом, мир представляет собой состояние «целенаправленного восприятия идей», а устойчивость и постоянство мира обеспечивается вечнопроявленной силой и деятельностью Брахмы.
Согласно одним легендам, Брахма появился из мирового яйца, положенного высочайшей первопричиной; по другим легендам, засвидетельствованным в Махабхарате и Рамаяне, Брахма вышел из пупа либо из лотоса, выросшего из пупа Вишну. Немедленно по своём рождении Брахма из своего дыхания создаёт веды и весь мир, который остаётся неизменным в течение одного дня Брахмы.
По истечении одного дня Брахмы видимый мир гибнет от огня, остаются в живых только божественные мудрецы, боги. На другой день Брахма возобновляет своё творение и этот процесс конечного созидания и разрушения длится 100 лет Брахмы. По истечении этого периода сам Брахма, все боги и мудрецы гибнут вместе со всей вселенной, которая разлагается на свои основные элементы.Согласно индийскому легендарному исчислению времени, сутки Брахмы равны кальпе или 2 000 Махаюг, то есть 43 200 * 2 000 = 8 640 000 000 земных лет.
Брахма, в индуистской мифологии творец и правитель мира, отец богов и людей; в классическом индуизме он входит в триаду верховных богов наряду с Вишну и Шивой. Создатель вселенной, он противостоит Вишну, который ее сохраняет, и Шиве, который ее разрушает. Согласно одному из мифов, Брахма создал из своего тела богиню Сатарупу. Она была так прекрасна, что он не мог оторвать от нее глаз. Когда Сатарупа отходила в сторону, избегая его взгляда, у него появлялась новая голова, повернутая в ее сторону.
Наконец Брахма убедил красавицу стать его супругой. Они провели в уединенном месте 100 священных лет, по окончании которых родился Maнy, первый человек. Другой миф повествует, как сначала вселенная была погружена во тьму. Блуждавшее в космическом океане семя породило золотое яйцо: "В этом яйце Брахма провел год, затем силой мысли разделил яйцо пополам". Из одной половины Брахма создал небо, божественную сферу, из другой — землю, материальную сферу, а между ними поместил воздушное пространство; далее появились пять элементов — вода, огонь, земля, воздух, эфир — затем мысль, боги, звезды, время, горы, равнины, моря, реки, люди, речь, страсть, гнев и т. д.
Наконец, из яйца появился бог Брахма и разделился на две части — женскую и мужскую. Эти существа породили все остальное. По иной версии, Брахма вышел из яйца в виде первосущества Пуруши. У него была тысяча ног, тысяча ступней, тысяча рук, тысяча глаз, тысяча лиц и тысяча голов. Древние полагали, что Брахма живет сто "собственных" лет, равных 311 040 000 000 000 "человеческих" лет. Затем огонь, вырывающийся со дна океана, уничтожает вселенную и самого Брахму, а после ста божественных лет хаоса рождается новый Брахма.
В некоторых источниках Брахму называют Нараяной, или "вышедшим из вод". В этом облике он лежал на листе лотоса, плывущем по первозданным водам, и сосал палец ноги — символ вечности. Падение величия Брахмы объясняется в мифе о происхождении Шивы.
Согласно преданию, Брахма и Вишну поспорили, кто из них могущественнее. В разгар спора огромный фаллос, символ Шивы, поднялся из мирового океана, охваченного пламенем. Когда Брахма и Вишну стали рассматривать фаллос, он раскрылся. В нем боги обнаружили Шиву и вынуждены были признать его превосходство. Брахму часто изображают с четырьмя головами и руками, в которых он держит Веды, священные индийские трактаты, жезл, сосуд с водой из Ганга и гирлянду роз, восседающем на гусе или лебеде. Супруга его — красавица Сарасвати, богиня учения и покровительница искусств, наук и красноречия.
Символически Брахма изображается сидящим на полностью раскрывшемся цветке лотоса, длинный стебель которого произрастает из пупка Великого Божества, его источника. Таким образом, считается, что Брахма, эта основа, или Бог, и результаты его деятельности (материальная сторона вещей) облекаются силой и подчиняются задаче, поставленной Великим Божеством, которое есть не обусловленная причина и первичная основа всего сущего. Слово «Брахма» происходит от корня, означающего «расширяться, распространяться».
Из этого следует связь этой силы с материальной стороной существующего, которая характеризуется атрибутами протяженности и пространства. Отношение йога к этому аспекту, или силе Божества является отношением противодействия, ибо йог стремится преодолеть в себе любую склонность к подчинению прошлому, и должен научиться управлять своим телом, эмоциями и низшим разумом (читта), а все эти явления представляют собой характерные свойства материального.
В целом, эта идея очень тесно согласуется с концепцией Трех Логосов, возникшей в гностических течениях Греции, Ближнего Востока и у ранних христианских гностиков. Брахма является божеством, мало популярным среди широких кругов последователей индуизма, и во всей Индии имеется лишь один храм, посвящённый специально Брахме. Сарасвати, супруга Брахмы, почитается как богиня слова и наук.
Видео:
Мантра (музыка):
Книги:
Шри Брахма-Самхита - Один из важнейших вайшнавских священных текстов — великое откровение Абсолютной Истины, подаренное этому миру Господом Брахмой. Она была вновь открыта человечеству Шри Чайтаньей Махапрабху, обнаружившему ее в одном из древних храмов во время странствий по Южной Индии. «Шри Брахма-самхита» не только раскрывает важнейшие положения вайшнавской философии, но и содержит в себе в сжатой форме всю сиддханту Шри Чайтаньи Махапрабху.
Вопрос к зашедшим йогину(е):
Понравилась ли вам статья?
www.yogamir.ru
Брахма - энциклопедия йоги и аюрведы
В религиозных верованиях Индии, бог Брахма один из трех главных божеств. К этой тройке так же относят Вишну и Шиву, однако многие культы почитают Брахму как главного в этом триумвирате.
Брахму называют творцом, который создал Вселенную, Шива же почитается как разрушающий ее бог, а Вишну считается богом, который ее охраняет.
Если верить древним преданиям, то бог Брахма родился из яйца, которое плавало в безбрежном океане. Он разделил яйцо и из одной половины создал землю, а из другой небо. Потом он сотворил богов, людей, животных, растения и все прочее, что есть на свете.
Как утверждают сказания, Брахма имел сыновей, которые стали первыми богами, звали их Ангираса, Бхрига, Дакша. Так же в легендах говорится о том, что из своего ребра Брахма создал богиню Савитри. Она была настолько прекрасна, что Брахма создал себе четыре лица, чтобы все время смотреть на неё.
Другие индийские легенды рассказывают о том, как Брахма спас от потопа первого человека по имени Ману, превратившись в рыбу, и о том, как из своего бедра сотворил величайшего мудреца Нарада.
Изображение и атрибуты Брахмы
Традиционно Брахму изображают четырехруким и четырехликим существом, причем все четыре лица, обычно, золотого цвета, а кожа красноватого. Одет Брахма в красное одеяние. Принято считать, что четыре лица этого бога, это олицетворения четырех книг «Веды» и каждое лицо Брахмы непрерывно цитирует свою часть древнего трактата.
Нередко Брахма изображается с бородой, которая в Индии олицетворяет долгожительство (бессмертие или вечную жизнь). Такое изображение особенно характерно для северных районов Индии.
Как правило, на изображениях Индийские боги удерживают оружие (лук, стрелы, мечи и прочее), но в руках у Брахмы совершенно другие предметы. Четыре руки – это четыре стороны света, однако у каждой руки есть и свои особенные значения. Каждая рука божества символизирует одно из качеств: эго, разум, самоуверенность и ум. Но кроме самих рук, большое значение, имеют предметы, которые держит Брахма.
В одной своей руке он сжимает ложку, которая проливает топлёным маслом гхи на жертвенный огонь. В другой руке он удерживает сосуд наполненный водой (камандала). Этот сосуд обычно металлический или выполнен из кокосового ореха. Вода в Руках Брахмы - это эфир, а из эфира были сотворены остальные элементы бытия. В третьей руке находятся четки, которые служат для отсчета времени. Четвертая рука бога Брахмы держит древнее писание «Веды» или цветок лотоса.
Книга «Веды», которую сжимает Брахма - символ знаний. Цветок – символ всего живого. Борода (обычно черная или седая) – мудрость и процесс вечного творения.
Очень часто Брахма изображается верхом на лебеде, который является не только его средством передвижения, но и олицетворяет собой справедливость, которую несет это божество. Кроме того, в мифологии древней Индии лебедь имеет уникальное свойство отделять воду от молока, хорошее от плохого, и вещи, которые имеют духовную важность от не имеющих духовной важности.
dayoga.ru
Почему в Индии бог Брахма не пользуется популярностью
Брахма и другие боги.
Как я уже отмечал в статье «Пхукет — остров бога Брахмы», с Индией у Брахмы как-то не сложилось. По всей огромной стране ему посвящены не более десяти храмов. В то же время двум другим богам Тримурти (трое верховных богов) — Шиве и Вишну воздвигнуты десятки (если не сотни) тысяч храмов.
По легендам Брахму проклял один из мудрецов (Бхригу), собиравшийся позвать бога-творца на жертвоприношение, но не получившего отклика на свой зов (Брахма в этот момент заслушался музыкой, что играла его супруга Сарасвати). Разгневанный Бхригу объявил во всеуслышание, что отныне никто на земле не будет призывать имя Брахмы или поклоняться ему.
По другой легенде Брахму таким образом наказал бог Шива за обман. Эта история описана в «Шива-пуране». Однажды поспорили Брахма и Вишну о том, кто из них главнее. Во время этого спора возле них возник гигантский шива-лингам. Решили тогда боги найти его начало и конец. Вишну в облике вепря начал копать землю, чтобы обнаружить начало, а Брахма сел на свою вахану (ездовое животное, у Брахмы — лебедь) и полетел вверх. Ни тот, ни другой не смогли выполнить то, что задумывали. Но Брахма решил обмануть Шиву и попросил, увиденный им в полете цветок кетаки (любимый цветок Шивы) лжесвидетельствовать в его пользу. Шива, разумеется, узнал об этом и в гневе проклял Брахму.
Храм Брахмы в Пушкаре (Индия).
Еще одна легенда популярна в Раджастане в Пушкаре. Там рассказывают, что Брахма пришел на озеро Пушкар вместе со своей женой Савитри для того, чтобы местные брахманы провели для него жертвоприношение. Но к моменту ягьи (яджни) вдруг обнаружилось что Савитри куда то ушла (а муж не может участвовать без жены в этом ритуале). В то же время брахманы уверяли, что наступило самое лучшее время для проведения ягьи. И тогда Брахму быстро женили на Гаятри (девушке из племени пастухов) и провели жертвоприношение. Когда Савитри вернулась, то, мягко говоря, она была раздосадована произошедшим. В гневе она прокляла Брахму, объявив, что на Земле ему будут поклоняться только в одном месте, в Пушкаре (и в Пушкаре сейчас самый знаменитый в Индии храм Брахмы).
Храм Брахмы. Пушкар.
Но это легенды. А как же было в жизни? Почему один из богов Тримурти в Индии если и не в забвении, то уж точно не в большом почете? Возможно дело в индийском прагматизме. Индийцы — люди практичные. Какой смысл поклоняться тому, кто уже сделал свое дело (сотворил мир)? Никакого. А вот поклоняться тому, кто хранит этот мир (Вишну) и тому, кто его может разрушить (Шива) имеет смысл.
Добавим и то, что Брахма очень уж абстрактное божество — малопонятное большинству индийцев. Шива и Вишну на уровне обыденном гораздо понятнее (о других уровнях мы не говорим — они никогда не были массовыми).
Свою роль сыграло и вечное соперничество кшатриев (под знаменем Вишну) и брахманов (под знаменем Шивы), где не было места третьему.
Вероятно, были и другие причины. Знаете их? Поделитесь со мной и читателями Сайта Востоколюба 🙂
Еще об одной причине меньшей популярности Брахмы в Индии в сравнении с другими богами, читайте здесь: Веды о мужчинах, отказывающих женщинам в близости
Получать сообщения о новых публикациях Сайта Востоколюба на e-mail.
Сергей Мазуркевич
21.08.2015
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!