История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Яна - заполярная стоянка (Янская стоянка). Стоянка древнего человека буреть


Мальта И Буреть, Усть-Ишимский Человек - Исторические реконструкции

Безусловно, стоянки гомо сапиенсов на Русской равнине самые древние из открытых. Но:

а) у нас нет гаплотипов Y-хромосомы населения этих стоянок;

б) мы не знаем, были ли эти люди автохтонами на Русской равнине.

 

...

... поэтому должны исходить из того, что есть. А есть у нас:

 

а) древнейшие из известных стоянки гомо сапиенса в Костёнках, с датировками, уходящими за 50 тлн, и есть соответствующие им по древности гаплогруппы F и I, последняя из которых Европу никогда не покидала, а первая древнейшими своими гаплотипами представлена также в Европе.

б) единичные находки гомо сапиенса во всём остальном мире моложе и их стоянки значительно менее представлены.

 

Отсюда вывод: современные гаплогруппы коренных европейцем по возрасту и географии хорошо коррелируют с костёнковцами, которые таки автохтоны на Русской равнине ещё и потому, что на западе, юге и востоке их окружали неандертальцы (на востоке - денисовцы?), ещё со времён среднего палеолита.

 

...

Соответственно, мы не выходим за пределы гипотезы о центре появления гомо сапиенс. На Русской равнине могли обосноваться мужчины гаплогруппы NOP или I. А гипотетическая гаплогрупа "бета" могла появиться и в районе р.Лена и на Пиренейском п-ове. А "альфа-гаплогруппа" принадлежала гейдельбергскому человеку, который освоил практически всю Ойкумену, на которой находят следы гомо сапиенс.

...

Если не выходим, то в чём проблемы? Древнейшая гаплогруппа в Европе - F, точнее, объединённая F-R (общий предок), но это ничего не меняет - F остаётся древнейшей. Она же предковая для I и NOP. Древнее её только "бета" (из европейских).

 

Что касается гейдельбергского человека, то он обитал в Европе, за Уралом была другая раса - синантроп, уже тогда имевший расовые признаки монголоида.

 

...

Что касается дюктайской культуры, то многие считают её тем очагом, откуда началась миграция в Америку. Логично предположить, что у мужчин-дюктайцев преобладала гаплогруппа Q. В число потенциальных мигрантов заносят так же сумнагинцев, белькачинцев и ымыяхтахцев.

...

Американские археологи уже давно установили, что Америку через Берингов пролив заселили представители именно дюктайской культуры, которые у них получили название "дюктоиды". Так что не "логично предположить", а это действительно так.

 

...

Что касается кызылсырцев (продюктайцев), то это как раз возраст "альфа-гаплогруппы".

Как ни крути - р.Лена это район где человек жил от миллионов лет назад (Диринг-Юрях) до времен гомо сапиенс ( Дюктай). А в Мальте нашли палеогаплогруппу R (24 тлн). Единственный факт в рамках ДНК-генеалогии. Плюс самый древний общий предок гаплогруппы R1a1 c территории Северного Китая (20 тлн).

Кем были кызылсырцы (и остальные), мы не знаем, но одно несомненно - раз в 26 тысяч лет эта территория (бассейн р. Лена) подвергалась тотальной климатической "зачистке". В период последнего - сартанского - оледенения (не самого сурового в истории квартера) свободной ото льда и подпрудных озёр были только её верховья - т.е. самый юг Восточной Сибири. Именно поэтому время жизни дюктайской культуры у Мочанова, скорее всего, нужно считать завышенным, особенно для её северного ареала, на что ему справедливо, на мой взгляд, указывают его оппоненты.

 

Конечно, картина там ещё сложнее из-за влияния малого цикла (2 тысячи лет), которых двигает границу льдов и климатические зоны вверх-вниз (юг-север) и, кроме того, меняет их увлажнённость. Но это уже для "общего взгляда" не так важно.

dna-genealogy.ru

Окладников А.П. Новые данные о палеолитическом прошлом Прибайкалья (к исследованиям в Бурети 1936-1939 гг.)

К содержанию 5-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

В 1936 г. было открыто палеолитическое поселение в окрестностях с. Нижняя Буреть на правом берегу р. Ангары, недалеко от устья р. Белой. Тогда же был вскрыт небольшой участок площади поселения, на котором обнаружены немногочисленные, но весьма характерные остатки фауны, а также изделия из камня и кости, позволяющие определить отношение этих находок к ранее известным палеолитическим памятникам Сибири. Работы в Бурети продолжались в 1937 г., причем основной целью было установление границ древнего поселения.

Работа 1937 г. показала, что палеолитические остатки в Бурети не ограничиваются найденными раньше. Заложенные в Сухой пади сорок шурфов позволили точнее и дальше проследить распространение находок на площади около 500 кв. м.

[adsense]

В 1939 г. раскопки в Бурети продолжались Иркутским музеем с участием ИИМК АН СССР.

При раскопках на периферии поселения к западу от раскопа 1937 г. был вскрыт один большой комплекс культурных остатков. Хотя раскопки в Бурети еще не закончены и обнаруженный материал невелик по объему, он представляет значительный интерес для понимания жизни древнейших обитателей Сибири.

Существенно, прежде всего, уже то, что остатки палеолитической культуры имеют вполне целостный характер и позволяют с полной уверенностью отнести их к очень раннему времени сравнительно с большинством остальных палеолитических памятников Прибайкалья.

До сих пор Мальтинская стоянка была одинокой как по своей древности, так и по общему облику обнаруженных там следов деятельности палеолитического человека. Сделанные в Бурети находки показывают, что вновь найденное древнее поселение по своему возрасту и характеру культуры должно быть поставлено рядом с Мальтой.

Их сближает, прежде всего, фауна, свидетельствующая о принадлежности обеих стоянок к одной эпохе верхнего палеолита. В Бурети найдены кости мамонта, носорога (в том числе целый череп), быка, лошади, джигетая и северного оленя.

Выдержанному фаунистическому комплексу Бурети соответствует характерный и столь же выдержанный по составу каменный инвентарь. Среди каменных орудий имелись скребки на удлиненных пластинах, близкие к концевым, острия, резец, нуклеусы призматического типа. Найдено также одно крупное орудие из кварцитовой гальки, большой „нуклеус-скребок“, грубое скребло.

В 1939 г. раскопки окончательно подтвердили мнение о близости Бурети к Мальте. Инвентарь этих поселений определенно противопоставляется каменному инвентарю остальных более поздних палеолитических памятников. Для последних характерно наличие и даже преобладание крупных орудий из речной гальки (иногда кремня и сланцев), по форме напоминающих мустьерские скребла, остроконечники и даже „ручные рубила».

Замечательно также наличие нуклеусов дисковидного типа и применение ретуши, напоминающей мустьерскую, „контр-ударную». Такие изделия резко отличаются от обычных для верхнего палеолита Европейской части СССР и поэтому сибирские памятники выделялись в особую „фацию» верхнего палеолита. Напротив, инвентарь Мальты и Бурети не имеет таких особенностей и, как указывал П. П. Ефименко, больше сближается с инвентарем стоянок Европейской части Союза.

Столь же определенно связь Бурети с Мальтой выявляется хотя и в немногих, но зато выразительных памятниках искусства. Самая замечательная находка, сделанная во время раскопок 1936 г., — скульптурное изображение человека типа ориньяко-солютрейских статуэток. Детали скульптуры дают представление о меховом, типичном для арктического климата, костюме, наиболее близком к женскому эскимосскому (рис. 10, а).

В 1939 г. вновь была найдена маленькая статуэтка, вырезанная из бивня мамонта и представляющая фигурку обнаженной женщины с руками, сложенными на животе. У статуэтки слегка намечен нос, очень тщательно оформлена прическа (рис. 10, б). Сравнивая вновь найденную статуэтку со статуэткой из раскопок 1936 г., нетрудно окончательно убедиться также и в том, что все особенности трактовки последней объясняются именно наличием у нее „одежды».

Таким образом обитатели Бурети, как и древние мальтинцы, имели статуэтки двух основных типов: одетые и обнаженные.

Материалы исследований в Бурети подтверждают наблюдения, сделанные в Мальте и относительно общего характера жилищ и устройства поселения в целом. Культурные остатки концентрируются в Бурети определенными пятнами.

Правда, до сих пор не было констатировано особой расцветки всего культурного слоя, благодаря примеси золы, угля или охры, как это имеет место, напр., в костенковских палеолитических поселениях. В сущности речь идет пока только об определенном горизонте залегания костей и кремней, но все находки тяготеют друг к другу и представляют единый комплекс остатков.

Комплекс, раскопанный в 1939 г , сопровождался, как и в Мальте, каменными плитами, располагавшимися полукругом. Что здесь мы имеем дело именно с остатками жилища, показал очажок, обнаруженный в 1939 г. Очажок представлял западину, заполненную зольной массой с примесью древесного угля, охристых включений и отдельных кремней.

Нельзя не отметить, что статуэтки явно тяготеют к центру комплексов, в последнем случае — в комплексе 1939 г. — к очагу. Можно даже сказать, что наличие статуэток при комплексах (остатках жилищ) почти обязательно. Двум раскопанным комплексам соответствуют и две статуэтки. Нужно ожидать, что в третьем, нераскопанном, комплексе будет то же самое. Этот факт, как и аналогичные мальтинские и другие находки, отражает значение статуэток в жизни палеолитических людей, их связь с жилищем, с домашним очагом, полнее понять которую можно при выходе в область этнографии („эмегендеры“ алтайцев и т. д.).

Рис. 10. Буреть. Статуэтки женщин. а — находка 1936 г.; б — находка 1939 г.

Рассматривая материалы Бурети, можно установить и некоторые новые оригинальные элементы, расширяющие наши представления о культуре обитателей Сибири того времени и выдвигающие ряд интересных вопросов. Поселение Буреть, прежде всего, обнаруживает своеобразие в своем расположении и планировке.

Палеолитические остатки в целом располагаются по склону древней надпойменной террасы от ее подножия и до бровки. Начинаясь на высоте 16—20 м по отношению к реке, они спускаются до уровня 10 м. При этом мы имеем дело не с результатами вполне вероятного частичного сползания глинистых толщ, а с особенностями планировки древнего поселения. Находка крупных каменных плит, сопровождаемых кремнями и костями животных, дает право предполагать, кроме раскопанных двух, наличие еще одного самостоятельного комплекса культурных остатков, как уже говорилось выше. Судя по мальтинским находкам и по раскопкам 1936—1939 гг., это должны быть следы жилищ. В таком случае можно думать, что древнее поселение располагалось соответственно рельефу на пологом склоне древней террасы, у самой воды. Это был, видимо, прибрежный поселок. Расположение древнего поселка на склоне у воды может отчасти объяснить и то обстоятельство, что, как сказано выше, культурного слоя в собственном смысле слова, т. е. пласта, окрашенного золой, углистыми частицами, охрой и пр., не найдено, хотя все находки лежали в непотревоженном виде и в одной плоскости. Вполне вероятно также частичное смывание культурного слоя дождевыми потоками еще задолго до образования современного дернового покрова, но уже после оставления этого места его древними обитателями.

Повидимому, различия между двумя близкими по времени и культуре поселениями коренятся в хозяйственном укладе древнего населения, может быть, в условиях, связанных с сезонными перекочевками (Мальта располагается в долине Белой, Буреть — на главной водной артерии, Ангаре; расстояние же между ними не слишком велико, и, конечно, не могло исключать перекочевок).

Далее, при общем сходстве произведений искусства с мальтинскими в Бурети выделяется, напр., своеобразное изделие в виде длинного стержня из рога, заканчивающегося хорошо выраженной головкой. Больше всего это изделие напоминает голову водоплавающей птицы. В Мальте, как известно, были найдены изображения летящих водяных птиц, повидимому гусей или гагар. Но такого рода изделие там не было найдено. Возможно, что это лишь часть крупного скульптурного изображения птицы, имевшего деревянное туловище и голову, вырезанную из рога северного оленя.

Такие крупные изображения, согласно этнографическим данным, характерны были для могил шаманов и для общеродовых культовых мест — „святилищ» или „мольбищ» — лесных племен Сибири. Изучение этих изображений намечает выход в область исключительно интересных и еще ни разу по сути не затронутых в увязке с археологическими фактами представлений о птицах в фольклоре Сибири.

Неожиданным было открытие в Бурети в 1939 г. в культурном слое маленьких, очевидно специально подобранных, плоских галечек из темнозеленого нефрита или благородного змеевика. Но еще интереснее оказалась находка миниатюрного нефритового диска с бесспорными следами пришлифовки. Известно, что одной из наиболее характерных особенностей байкальского неолита является широкое применение нефрита для выделки орудий и украшений. Диск из Бурети напоминает миниатюрные кружки из камня и кости, встречающиеся в верхнепалелитических поселениях Сибири (Афонтова гора, кружок из агальматолита) и на Западе; но материал этого диска показывает, кроме того, что знакомство с нефритом и первые попытки обработать этот камень, почти не поддающийся обычным для палеолита техническим приемам — оббивки и ретуши, восходят к очень отдаленному времени. В этом можно видеть новое свидетельство в пользу генетической связи между палеолитической и неолитической культурой Сибири.

Исследования в Бурети не только указывают на высокий уровень развития и сложность палеолитической культуры в Сибири, но и вновь настойчиво выдвигают проблему общего порядка — о взаимоотношении древнейшей культуры палеолита с более поздними ее звеньями. Теперь ясно, что говорить об „архаичности» культуры сибирского палеолита в целом нельзя. Такая формулировка должна быть снята, прежде всего, по отношению к самым ранним памятникам, к Мальте и Бурети. Здесь-то как раз и нет тех элементов, которые накладывают отпечаток архаизма на каменный инвентарь остальных стоянок, начиная с Афонтовой горы (нижнего горизонта) и кончая памятниками, уже смыкающимися во многом с неолитом (позднейшие палеолитические стоянки на Енисее, Усть-Белая, Ушканка, Бадай около Иркутска).

При внимательном анализе можно, наконец, обнаружить в мнимо-архаичном, якобы „пережиточном», инвентаре поздних памятников признаки дальнейшего своеобразного развития, которое, в таком случае, охватывает огромную территорию, от Енисея до бассейна р. Желтой.

Продолжение работ в Сибири, очевидно, поможет глубже уяснить эти вопросы, встающие на данном этапе исследований, и вызовет новые, еще более интересные и существенные для изучения отдаленного прошлого Азиатской части СССР.

К содержанию 5-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

В этот день:

Нет событий

Свежие записи

arheologija.ru

Проект "Мой край в древности"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Буретская средняя общеобразовательная школа

Проект

«Мой край в древности»

Выполнили:

Учащиеся 6 класса

Барета Кристина

Лонгинстронова Ангелина

Руководитель:

Чалбышева Т.С.

С.Буреть

2017

Введение

Село Буреть – старинное село в Боханском районе с богатой историей. В наши дни многие не знают как раньше жили люди, поэтому мы решили изучить историю нашего края. Этим проектом мы надеемся внести свой вклад в развитие патриотизма и любви к малой Родине у молодого поколения.

Проблема:

Недостаточность исследования исторического развития села в древности.

Цель:

Воссоздание истории села Буреть в древности

Задачи:

  • Изучить литературу по данной теме;

  • Определить время возникновения села, занятия и быт его первых жителей

  • Побудить интерес обучающихся к изучению краеведения.

Продукт:

плакат «Наш край в древности»

Основная часть

Археологические памятники на территории Бурети.

В 1936 г. археологом Алексеем Павловичем Окладниковым была открыта стоянка древнего человека на правом берегу реки Ангары, у села Буреть.Это селение имеет возраст 24-25 тыс.лет.

Территория области не была полностью покрыта ледником. Ледник захватил только горы Байкала и остроги Восточного Саяна. Когда ледник стал отступать, климат и природа очень изменились. В степях бродили стада носорогов, северных оленей, диких лошадей и быков. Обитал здесь и пещерный лев, гигантская кошка с признаками льва и тигра, но крупнее их по размерам.

Много следов осталось и от мамонтов. Мамонт внешним видом напоминал слона, но был значительно крупнее. Его вес доходил до 6 тонн, у него была крупная голова, волосатый хобот и огромные бивни, вес которых достигал 100-110 кг. Мамонты питались травой. Пищу свою они добывали в долинах рек, по окраинам озер, в зарослях тростника, камыша и высоких трав.

Охотиться на мамонта было очень трудно, так как его шкуру не пробивали ни стрелы, ни копья, ни камни. Древние люди охотились группами. С громким криком, шумом они гнали животное к обрыву, откуда оно срывалось и погибало. Этого мяса было очень много даже для большого села.Поэтому древние охотники сталкивали тушу в воду, засыпали камнями, чтобы ее не унесло течением реки. Таким способом мясо хранилось до четырех месяцев. Кости мамонта использовали для строительства жилищ, изготовления наконечников и стрел, ножей, копий и других орудий для охоты и труда.

В этом краю, где было много животных, и появился человек. Ученые предполагают, что люди пришли сюда из различных районов Европы и Азии в поисках удобных мест охоты.

Жилища и занятия древних людей.

Люди жили в чумах, покрытых шкурами животных. Для сохранении тепла, чтобы не выдувало, шкуры придавливали камнями, крупными костями животных, бивнями мамонтов. Жилища разделяли на мужскую и женскую половины. Большинство статуэток женщин находили на женской половине, на мужской - статуэтки водоплавающих птиц. Обнаружен уникальный рисунок мамонта на пластине, сделанный из глины. Почти во всех жилищах имеются каменные очаги. Их растапливали мелким кустарником. Главным топливом служила кость. Из шкур животных шили глухие комбинезоны. Жители Буретской стоянки занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством. Они охотились на мамонта, северного оленя. Ангара была более широкой рекой. В ней водилась разнообразная рыба: сибирский осетр, стерлядь, хариус, ленок, таймень, тугун, сиг речной, налим, щука, окунь, ерш, плотва, елец, язь, карась, лещь. Орудиями труда были камни, топоры и дубины. На стойбищах были найдены костяные иглы и шила, различные режущие и скоблящие инструменты для раскройки и обработки кожи. Материалом для орудий служил кремень, добытый из известняков, находившихся рядом со стоянкой древнего человека. Лесов было еще мало. Люди собирали семена диких растений и корневища, сушили их, затем растирали и получали муку.Так же была найдена детская могила с набором украшений, что свидетельствует о вере в потусторонний мир.

infourok.ru

МАЛЬТИЙСКО-БУРЕТСКАЯ КУЛЬТУРА | Энциклопедия Всемирная история

МАЛЬТИЙСКО-БУРЕТСКАЯ КУЛЬТУРА (пра­виль­нее - маль­ти­но-бу­реть­ская, маль­тин­ско-бу­реть­ская куль­ту­ра) - ар­хео­ло­гическая куль­ту­ра среднего эта­па позд­не­го па­лео­ли­та (XXV-XIX тысяч лет на­зад) в При­ан­гарье.

Вы­де­ле­на А.П. Ок­лад­ни­ко­вым и З.А. Аб­ра­мо­вой в середине 1960-х годов. На­зва­на по сто­ян­кам Маль­та и у современного села Бу­реть (Усоль­ский район Ир­кут­ской области Рос­сии; от­кры­та и изу­ча­лась Ок­лад­ни­ко­вым в 1936-1939 годы).

Со­от­но­сит­ся с 1-й половиной по­след­не­го (сар­тан­ско­го) оле­де­не­ния верх­не­го не­оп­лей­сто­це­на Си­би­ри. По­ка­за­тель­ны дол­го­вре­мен­ные сто­ян­ки с куль­тур­ны­ми слоя­ми, на­сы­щен­ны­ми на­ход­ка­ми. Ста­цио­нар­ные жи­ли­ща ок­руг­лые и уд­ли­нён­ные в пла­не, не­зна­чи­тель­но уг­луб­лён­ные; со­хра­ни­лись час­ти кон­ст­рук­ций кров­ли из ро­гов се­вер­но­го оле­ня; мно­гочис­лен­ны оча­ги.

Для ка­мен­ной ин­ду­ст­рии ха­рак­тер­ны приз­ма­тическая тех­ни­ка рас­ще­п­ле­ния и мел­ко­пла­стин­ча­тые за­го­тов­ки ору­дий. Кость и рог ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лись для по­стро­ек, из­го­тов­ле­ния ору­дий, пред­ме­тов искусства ма­лых форм, в том числе «Ве­нер па­лео­ли­та», пред­ме­тов с зоо­морф­ны­ми и гео­мет­рическими гра­ви­ров­ка­ми, ук­ра­ше­ний.

В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва - охо­та (главным образом на се­вер­но­го оле­ня) и со­би­ра­тель­ст­во.

Мальтийско-буретская культура име­ет не­ко­то­рое сход­ст­во с куль­ту­ра­ми позд­не­го Оринь­я­ка Западной Ев­ро­пы, что по­слу­жи­ло по­во­дом для воз­ник­но­ве­ния до сих пор не под­твер­ждён­ной ги­по­те­зы о ев­ропейском про­ис­хо­ж­де­нии и транс­кон­ти­нен­таль­ных ми­гра­ци­ях но­си­те­лей мальтийско-буретской культуры. Боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей при­дер­жи­ва­ют­ся вер­сии её ме­ст­но­го про­ис­хо­ж­де­ния. Мальтийско-буретская культура рас­смат­ри­ва­ет­ся как ос­но­ва для раз­ви­тия ря­да куль­тур Северной Азии позд­не­го и фи­наль­но­го па­лео­ли­та.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Аб­ра­мо­ва З.А. О ло­каль­ных раз­ли­чи­ях па­лео­ли­ти­чес­ких куль­тур Ан­га­ры и Ени­сея // Со­вет­ская ар­хео­ло­гия. 1966. № 3
  • Ис­то­рия Си­би­ри с древ­ней­ших вре­мен до на­ших дней. Л., 1968. Т. 1
  • Ла­ри­чев В.Е. Па­лео­лит Се­вер­ной, Цент­раль­ной и Во­сточ­ной Азии. Но­во­сиб., 1972. Ч. 2: Азия и проб­ле­ма ло­каль­ных куль­тур
  • При­ро­да и древ­ний че­ло­век. М., 1981
  • Па­лео­лит СССР. М., 1984
  • Па­лео­лит Кав­ка­за и Се­вер­ной Азии. Л., 1989
Статью разместил(а)

Ручкина Александра Юрьевна (модератор Дробышев)

редактор

w.histrf.ru

Яна - заполярная стоянка (Янская стоянка)

 

Яна (RHS) - заполярная стоянка людей эпохи позднего палеолита.

Янская стоянка — самая северная палеолитическая стоянка человека современного типа в Арктике, датируемая возрастом в 32,5 тыс. лет.

Стоянка была обнаружена в 2001 году в районе посёлка золотодобытчиков Северный, благодаря геологу Михаилу Дашцерене, ранее обнаружившему в этом месте орудие из кости шерстистого носорога. Стоянка находится в 120 км от устья реки Яна и севернее 71° с. ш. До этого самой северной в мире считалась стоянка Берелёх, расположенная немного южнее 71° с. ш. на реке Берелёх, а также стоянки Бызовая, Мамонтова Курья и местонахождение Кымынейкей.

Янская стоянка (Яна RHS) приурочена ко второй 18-метровой террасе Яны и представляет собой группу участков рассредоточенных на протяжении 2,5 км в средней части отложений этой террасы на высоте 7—7,5 метров. Административно находится на территории Усть-Янского улуса Якутии.

Десятки радиоуглеродных датировок дают возраст 27—28,5 тыс. лет. На стоянке обнаружены каменные, костяные и бивневые орудия, утварь и изделия символического назначения (украшения, предметы искусства). Со времени открытия стоянок Мальта́ и Буреть впервые в Сибири была открыта столь богатая и разнообразная коллекция предметов искусств на памятнике эпохи палеолита. Искусство Янской стоянки имеет глубокие корни, уходящие к общей культурной основе верхнего палеолита Евразии. В материале Янской стоянки не обнаружено ничего общего с индустрией более южной дюктайской культуры. Человеческих останков на стоянке обнаружено не было.

В пункте Северный Янской стоянки найдены скопления костных остатков плейстоценовых зверей, которые были складированы обитателями стоянки в понижении рельефа, в заболоченном месте вблизи жилой зоны. Неподалеку обнаружен участок культурного слоя с очагом.

У четырёх представителей канид вида Canis lupus с Янской стоянки, живших 28 тыс. л. н., генетики определили три митохондриальных гаплотипа. У одного образца с Яны (S805) ветвь гаплотипа такая же, как у ныне вымершего японского волка (Canis lupus hodophilax), датированного XIV—XVIII веками.

Памятник, находящийся в зоне многолетнемерзлых пород, активно разрушается термоэрозионными и термоденудационными процессами. В 2006 г. изучено около 50 кв. м культурного слоя стоянки, включая жилую площадку с очагами, получен обильный археологический и фаунистический материал, характеризующий культурный слой, включая серийные формы каменных и костяных орудий и изделий. Проведена отработка методики раскопок памятников, залегающих в условиях отложений ледового комплекса. Основой ее является боковая зачистка, фиксация координат предметов и элементов в трехмерной системе координат, промывка материала культурного слоя. Продолжено изучение и выявление других участков с сохранившимся in situ культурным слоем, картирование подъемного материала и изучение динамики эрозионным процессов методом картирования положения бровок.

По данным трехлетних наблюдений, отступание берега в районе стоянки составляет около 6 м/год, но может быть и существенно большим вследствие катастрофических обвалов берега. Продолжено изучение террасового комплекса р. Яны в районе стоянки. Проведен сбор натурных данных для комплексного изучения изменчивости природной среды конца каргинского времени и сартанского криохрона в районе стоянки.

В 2001 г. работами экспедиции был охвачен участок нижнего течения р. Яны в северо-западной части Яно-Индигирской низменности. Здесь, под 71° с.ш., была открыта Янская стоянка – уникальный объект мирового культурного наследия, единственный с своём роде. Фактически, это комплекс памятников, датируемый в интервале 28,500 – 27,000 л.н. Частью протсранственной структуры объекта является так называемое «Янское кладбище мамонтов» (YMAM), открытое в 2008 г. Угрозу этому уникальному объекту представляют, с одной стороны, боковая эрозия реки и термоэрозия, с другой – антропогенный фактор, варварская деятельность местного населения, осуществляемая для добычи мамонтовой кости. В связи с указанными обстоятельствами, Восточно-Якутской (Яно-Индигирской) экспедицией ИИМК РАН ежегодно проводятся фактически спасательные работы, направленные на изучение этого уникального памятника, сохранения информации и артефактов. Культурный слой памятника, находящийся в многолетнемёрзлом состоянии, помимо тысяч фрагментов костных остатков и многочисленных каменных орудий, хранит уникальные предметы искусства и личные украшения – бусы, подвески, диадемы, браслеты, а также предметы охотничьего инвентаря и бытовые изделия, богато декорированные сложными орнаментами.

Начиная с 2006 г., работы экспедиции были полностью сосредоточены на изучении Янского комплекса стоянок и изучения севера Яно-Индигирской низменности. Было проведено первичное изучение участка р. Яны (вверх по течению от Янской стоянки) на приблизтительно 500 км, разведочные работы на реках Омолой, Хрома, Максунуоха, Илин-Сыалах, Берелёх, в том числе в 2009 г. было проведено изучение геологии и стратиграфии Берелёхского геоархеологического комплекса. Благодаря чему удалось существенно уточнить представления об этом объекте.

В целом, в рамках работ экспедиции, осуществляемых при участии сотрудников ГИН РАН и Государственного заповедника «Усть-Ленский», проводятся исследования по следующим направлениям: (1) изучение Янской палеолитической стоянки, уникального памятника мировой археологии, разработана и совершенствуется методика таких раскопок; (2) на севере Яно-Индигирской низменности открыты новые объекты палеолитического возраста, в том числе связанные с «кладбищами» мамонтов, изучен подобный объект, являющийся частью структуры Янской стоянки и доказано его рукотворное происхождение; (3) проводится изучение геологии четвертичных отложений района Янской стоянки, его геоморфологии и палеогеографии; (4) с целью получения необходимых данных продолжается аналитическая обработка ранее полученных материалов (радиоуглеродный, спорово-пыльцевой, палеофлористический, фаунистический, геохимический, палеоэнтомологический и др. методы).

Работа носит выраженный междисциплинарный характер благодаря сочетанию широкого комплекса методов естественных наук и штатных археологических процедур добывания, обработки и анализа материала планиграфическим, технологическим, морфологическим методом. Полевая методика раскопок памятников каменного века в условиях многолетнемерзлых отложений, разработанная в ходе исследований Янской стоянки (Питулько 2012), является уникальной и аналогов в практике мировой археологии не имеет.

Район Янской стоянки во многих отношениях является ключевым для изучения событий неоплейстоцена и голоцена региона, его геологии, стратиграфии и палеогеографии. Особое значение имеет наличие здесь уникальных геоархеологических объектов эпохи палеолита, указывающих на значительные перспективы поисков подобных памятникав в Сибирской Арктике. В ходе работ 2006-13 гг. получены новейшие материалы, существенно расширяющие представления об археологии арктической Сибири и Северо-Востока Азии в целом, геологии и стратиграфии четвертичных отложений региона. Так, получены новые археологические материалы из палеолитической Янской стоянки. На Севере Яно-Индигирской низменности дополнительно выявлено пять новых объектов палеолитического возраста, при этом возраст одного из них может составить около 30 000 л.н., два других - существенно моложе и имеют возраст 13-11 000 л.н. (оз. Никита, бассейн р. Муксунуоха, Сыалахское кладбище, р. Илин-Сыалах). Возраст еще двух объектов не определен, но в любом случае они принадлежат к позднему неоплейстоцену. Это, несомненно, существенное наполнение карты материалом, поскольку до открытия Янской стоянки был известен всего один такой памятник - Берелех, после открытия Янской стоянки их стало два, теперь - семь. Приращение объема данных указывает на значительные перспективы поисков памятников палеолита на этих территориях.

Работы проводятся при финансовой поддержке Программы фундаментальных исследований Президиума РАН (программа N 33, проект 1.11) и Российского фонда фундаментальных исследований (проект №13-06-12044).

Источники: https://ru.wikipedia.org; www.organizmica.org; http://ru.arctic.ru; http://vivovoco.astronet.ru;

www.archeo.ru; http://adaptation.iea.ras.ru; www.archeo.ru; www.mk.ru; 

 

 

 

dostoyanieplaneti.ru

Янская стоянка — WiKi

Янская стоянка

Янская стоянка — самая северная после Буор-Хая/Орто-Стан[1]палеолитическая стоянка человека современного типа в Арктике, датируемая возрастом в 32,5 тыс. лет[2].

Стоянка была обнаружена в 2001 году на севере Якутии в районе посёлка золотодобытчиков Северный, благодаря геологу Михаилу Дашцерене, ранее обнаружившему в этом месте орудие из кости шерстистого носорога[3]. Стоянка находится в 120 км от устья реки Яна и севернее 71° с. ш. До этого самой северной в мире считалась стоянка Бёрёлёх, расположенная немного южнее 71° с. ш. на реке Берелёх[4], а также стоянки Бызовая, Мамонтова Курья и местонахождение Кымынейкей.

Янская стоянка (Яна RHS) приурочена ко второй 18-метровой террасе Яны и представляет собой группу участков рассредоточенных на протяжении 2,5 км в средней части отложений этой террасы на высоте 7—7,5 метров. Административно находится на территории Усть-Янского улуса Якутии.

Десятки радиоуглеродных датировок дают возраст 27—28,5 тыс. лет. На стоянке обнаружены каменные, костяные и бивневые орудия, утварь и изделия символического назначения (украшения, предметы искусства). Со времени открытия стоянок Мальта́ и Буреть впервые в Сибири была открыта столь богатая и разнообразная коллекция предметов искусств на памятнике эпохи палеолита. Искусство Янской стоянки имеет глубокие корни, уходящие к общей культурной основе верхнего палеолита Евразии[5]. В материале Янской стоянки не обнаружено ничего общего с индустрией более южной дюктайской культуры. Человеческих останков на стоянке обнаружено не было.

В пункте Северный Янской стоянки найдены скопления костных остатков плейстоценовых зверей, которые были складированы обитателями стоянки в понижении рельефа, в заболоченном месте вблизи жилой зоны. Неподалеку обнаружен участок культурного слоя с очагом.

Руководитель экспедиции Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН Владимир Питулько считает, что обитатели янской стоянки, жившие 28,5—27 тыс. л. н., могли использовать украшения (бусы, налобные обручи («диадемы»), браслеты) как своеобразную систему идентификации личности[6][7].

У четырёх представителей семейства псовых вида Canis lupus с Янской стоянки, живших 28 тыс. л. н., генетики определили три митохондриальных гаплотипа. У одного образца с Яны (S805) ветвь гаплотипа была такая же, как у ныне вымершего японского волка (Canis lupus hodophilax), датированного XIV—XVIII веками[8].

К сожалению сегодня некоторых археологов [1,5,6] невозможно отличить от черных копателей, которые в погоне за деньгами, карьерой и славой готовы пойти на все [3].

ru-wiki.org

Занятие 5. Палеолит — Археология Вологодской области

Цель занятия Ознакомить школьников с ранними формами человеческих обществ, показать картину жизни людей на протяжении плейстоцена, дать характеристику видов деятельности, освоенных человеком.

Основные понятия Все занятия, посвященные определенным историческим эпохам, включают сведения о содержании понятия (палеолит — древнекаменный век, мезолит — среднекаменный и т. д.) о датировке этапа и о тех изменениях, которые произошли в хозяйстве человеческих обществ в изучаемые временные рамки.Палеолит, бифас.

Проведение занятия Эпоха палеолита — самый длинный этап в истории человечества, насыщенный событиями. Рассказу о нем можно посвятить несколько занятий, включая проблему происхождения человека; характеристику различных групп гоминидов и ранних человеческих групп; характеристику хозяйственной жизни на протяжении нижнего и верхнего палеолита; отдельно можно выделить вопросы происхождения и причины возникновения первобытного искусства. Один из вариантов освоения материала представлен в данной разработке.

Основные вопросы урока:I. Содержание понятия «палеолит» (древнекаменный век). Почему он так называется? Потому что сохранились от этого периода преимущественно каменные орудия. Камень — это первый материал, который научился обрабатывать человек.

II. Датировка периода. Нижняя граница палеолита определяется с момента изготовления человеком самых ранних каменных орудий. Наиболее известны каменные орудия из Олдувая (ущелье в Восточной Африке), где Луис Лики нашел стоянки человека возрастом в 2,5 млн. лет. Последнее время часто появляются небольшие сообщения о более ранних (древних) каменных орудиях, обнаруженных в Африке, но подробные сведения о них найти достаточно сложно, можно просто уточнить, что поиски еще ведутся, и возможно, будут обнаружены и более ранние орудия.

III. Изучение исторического содержания этапа предполагает знакомство с теми видами поведения, которыми овладел человек за время палеолита, выделившись из животного мира. В Вологодской области на настоящий момент известно только одно местонахождение палеолитического времени. Поэтому, если вы решили знакомить детей с историей человечества с самых ранних этапов, для проведения занятия придется привлекать материалы российской, а возможно и зарубежной археологии, опубликованные в популярных изданиях в доступной форме.Занятие проводится в форме «Путешествия по древним стоянкам» и строится как эвристическая беседа. По ходу рассказа учителя учащимся предлагается заполнить таблицу, можно облегчить задачу, предложив использовать вместо записей рисунки — символы. Самому преподавателю лучше запастись достаточным количеством иллюстраций, чтобы сделать рассказ более доступным и ярким. В ходе объяснения пригодится карта России.Краткая характеристика памятников, упомянутых в табличке.

1. Характеристика местонахождения в Нюксенице приводится в первой части работы, там же содержится рисунок бифаса, на этом примере можно сделать выводы об умении делать каменные орудия и обсудить, почему орудие имеет такую форму. Кости животных, найденные рядом с орудиями — это охотничьи трофеи, и можно обсудить вопрос о способах охоты на крупных животных.

2. Грот Большой Глухой, Медвежья Пещера — ближайшие к нашей территории северные памятники палеолитической эпохи. Эти памятники известны давно, и в 1980-е годы они изучались П. Ю. Павловым. В культурном слое, помимо каменных изделий, найдены и костяные орудия.

3. К вопросу логично перейти именно после обсуждения стоянок в пещерах. А как жили люди в тех местах, где пещер не было? Жилища из костей мамонтов обнаружены не только на стоянке Буреть (исследована А. П. Окладниковым), одно из таких жилищ стало основой музейной экспозиции в с. Костенки, можно привести примеры жилых сооружений и их традиционного строительного материала: землянка, укрепленная плитами известняка с кровлей, вероятно, из жердей на стоянке Гагарино (в 1927 г. исследовал С. Н. Замятнин) и др.

4. Остальные три вывода: об умении шить одежду, зарождении искусства и религиозных верований можно рассмотреть на примере одного памятника: Сунгирское захоронение мужчины, исследованное в 1964 г. В могильной яме было обнаружено множество мелких бусинок из бивня мамонта (сложно приходилось первобытному ювелиру, учитывая, что в его распоряжении были только кремневые орудия!), которые пришивались к одежде. Значит, люди обрабатывали шкуры и шили одежду. Погребение обильно засыпано охрой, есть еще сопровождающий инвентарь в виде браслетов из бивня мамонта на руках и даже на ногах. Такой сложный ритуал и богатый сопровождающий инвентарь говорит о развитых представлениях о загробном мире, следовательно, о религиозных верованиях.

На стоянках Мальта и Буреть обнаружены скульптурные изображения женщин в меховой одежде. Более яркое представление о первобытном искусстве создается на примере первобытной живописи. Можно привлечь данные, например, о Каповой пещере. Все эти примеры взаимосвязаны и позволяют строить диалог с детьми в той последовательности, в какой они сами решат делать выводы.

Занятие можно проводить в зависимости от подготовленности и заинтересованности детей и ваших образовательных целей в один-два этапа. Интересным может получиться обсуждение вопроса о первобытном искусстве: причинах его появления, смысле и разновидностях жанров, на отдельном занятии. Для этого нужно располагать достаточным иллюстративным материалом.

Закрепление материалаПроводится по заполненной таблице.

Пример заполненного рабочего листа. В нем использованы записи и рисунки, которые делали по ходу рассказа и обсуждения учащиеся 5-х классов школы № 37 г. Вологды.

90i

Рабочий лист

ТАЙНЫ ЗЕМЛИ ВОЛОГОДСКОЙ 13

archeologyvo.ru