Памятники и архитектура Турции — наше видение. Архитектурные памятники древнего востока
Архитектура Востока. Непал. часть1 / Блог Дмитрия Новикова
("Архитектура городов мира.
Прогулки с фотоаппаратом")
Год назад я побывал в
удивительной стране в Гималаях -
Непале. Я прожил там всего месяц -
этого времени очень мало, для того, чтобы проникнуться культурой
этой страны целиком, но эта поездка произвела на меня очень сильное
впечатление. Мне потребовался целый год для того, чтобы переварить
свои эмоции и впечатления и приступить к изучению той
информации по архитектуре Непала, которую я привез оттуда и найти
что-то новое.
Когда я задумывал эту
статью, я хотел описать архитектуру Непала, как и привык,
исключительно с точки зрения архитектурной науки, т.е рассказать о
стилях, приемах, принципах строительства, известных архитекторах и
т.п. Но в процессе сбора информации я столкнулся с двумя
неожиданностями. Во-первых, информации об архитектуре Непала крайне
мало. А во-вторых,
я заметил такую закономерность - архитектура в Непале, как и все в
жизни людей здесь, очень тесно связана с религией. Невозможно
отделить одно от другого. Такова
первая особенность
архитектуры Непала.
Большинство памятников архитектуры, достойных внимания, - это
религиозные постройки.
Вторая
особенность
-
пестрота Непала, которая
сразу бросается в глаза: более 80 этнических групп,
отличающихся языком, религией, ростом и цветом кожи; люди разных
каст и профессий живут в этой относительно небольшой
стране на протяжении веков. Отсюда и удивительное смешение
стилей в еде, одежде, музыке и архитектуре. Слияние
необычных по своей простоте и актуальных по сей день непальских
стилей зодчества уникально
еще и тем, что большинство из ингредиентов этого архитектурного
коктейля не встречается ни в чистом виде, ни в каких бы то ни было
сочетаниях, больше нигде в мире.
Местоположение Непала, граничащего с северной
Индией и Тибетом, на скрещении хотя и трудных, но кратчайших
караванных путей между двумя крупнейшими державами Азии Китаем и
Индией,отразилось на развитии его культуры и искусства, определило
большой удельный вес индийских и тибетских влияний
Стилистически
архитектура Непала может быть разделена
на три большие группы: стиль
Пагоды,
стиль Ступы, и стиль
Шикхара.
Стиль Пагода.
К
этому стилю относятся пирамидальные здания в
несколько ярусов с широким
выступающим карнизом
над каждым ярусом. Карниз поддерживают деревянные
распорки,
украшенные резьбой. Крыша
верхнего яруса, как правило,
завершается шпилем
в форме колокола,
который может быть оштукатурен или позолочен.
Пагоды имеют богато украшенные решетчатые
резные окна.
Стиль
Пагоды позднее был принят в Китае и оттуда распространились в другие страны
Азии.
Лучшими
примерами этого стиля
являются
Храм
Кастамандап
в Катманду (описание
этого храма дано ниже), девятиэтажный
дворец Басантруп, (построенный королем Притхви
Нараян Шахом), Пашупати , Таледжи
и
Чангу
Нараян храмы.
Стиль Ступа.
Ступа (санскр. -
макушка, куча земли, камней, земляной холм,
буддийское
архитектурно-скульптурное
монументальное и культовое сооружение, имеющее
полусферические очертания. Первоначально
ступа представляла из себя реликварий,
а затем стала памятником, возводившимся в честь какого-то события в
буддизме.
Самыми
знаменитыми примерами ступ являются святыни Непала
Сваямбху и
Боднатх в Катманду. Этот
стиль является чисто буддийским
по концепции и исполнению. По
форме ступа представляет собой полусферу,
на которой на
квадратном основании
воздвигнут высокий конический купол (состоит из тринадцати
сужающихся к вершине колец, увенчанных зонтиком). Квадратное
основание или harmika ,
как его еще называют,
ориентировано по сторонам света. На всех четырех
сторонах
его изображена пара "всевидящих глаз".
Символика формы ступы соотносится с телом Будды в позе медитации:
основание ступы - скрещенные ноги, полусферическая часть - торс,
реликварий над ней - голова, шпиль - ушница, а луна, солнце
и бинду - тройное украшение прически Будды. Всевидящие глаза,
смотрящие на 4 стороны света символизируют всевидение Будды.
Стиль
Шикхара.
Шикхара санскритский термин,
который можно буквально перевести как горная вершина.
Стиль
Шикхара
является традиционным для индийской храмовой архитектуры и сравнительно менее популярен в Непале.
Образцов этого стиля немного. Здания в стиле
Шикхара представляют собой высокую пирамидальную башню
параболической структуры,
поверхность которой разбита по вертикали на пять или девять
уровней. Последний
самый верхний уровень по форме представляет собой колокол. Храм
Кришны в Патане, является
лучшим образцом
стиля Шикхара в Непале.
г.Катманду.
С 13 по 18 века
- время правления династии Раджа Малла
- является периодом расцвета средневекового искусства и
архитектуры Непала.
К этому времени относится рост городов столиц княжеств, характер
планировки которых является типичным для Непала.
Центром или, вернее, основой города являлся первоначально
воздвигавшийся княжеский дворец, или
дурбар. Вокруг дворцовой
площади, обычно перед центральной мощеной площадью, строились
главные храмы и административные здания. Жилые кварталы живописно
разрастались без строгой системы планировки вокруг центральной
части.
Исторический центр Катманду -
площадь
Дурбар
(Дворцовая), с ее старинными храмами и дворцами, является отражением
религиозной и культурной жизни народа. Именно здесь происходит
торжественная коронация королей Непала. На
площади более 50 храмов и монументов,
среди них: храм Шивы, Парвати, комплекс
дворцов и храмов Хануман Дхока (15-18 вв.), украшенный статуей
Ханумана (1672). Деревянная пагода Катх Мандир (Кастамандап; 12 в.,
перестроена в 1596). Храм Калмочан (1852-73 гг., также известен как
Сатья Нараян), построенный в могольском стиле первым правителем
династии Рана Джанг Бахадуром. Среди других архитектурных памятников
дворец Сингха Дарбар (неоклассика, начало 20 в.), башня Бхимсена
(1834), Памятник борцам революции 1951 г.
Площадь Дурбар (дворцовая) в Катманду.
Храм Трайлокья Мохан Нараян
(справа)
Характерным типом
непальского храма
являются сооружения, по своему
внешнему облику сходные с китайской пагодой благодаря силуэту,
образуемому далеко выступающими крышами над каждым этажом. Подобно
ступе, храмы являлись предметом поклонения, воплощая собой жилище
бога на земле и одновременно его тело. Отсюда малое значение
внутреннего помещения, сведенного к небольшому святилищу.
Расположенные кругом храма дворы служили для религиозных процессий и
церемоний.
Kастамандап (Kasthamandap).
Согласно легенде, эта пагода 12 века является одним из старейших
зданий Катманду и древнейшим сохранившимся деревянным зданием в мире.
Храм Кастамандап
Столь долгая жизнь храма объясняется тем, что он построен из одного
ствола священного и очень твердого салового дерева, из ветвей
которого сооружена его уменьшенная копия - храм Симха
Саттал,
расположенный рядом. Первоначально, построенное в стиле трехъярусной
пагоды здание служило приютом для проезжих купцов, паломников и
путешественников, проходивших по индо-тибетскому торговому пути. Таких
примитивных гостиниц в Катманду было много, так как торговые
караваны, проходящие из Индии в Тибет и обратно должны были зимовать
в долине Катманду в ожидании весеннего открытия перевалов. Затем, в
ранний период правления династии Шахов (1379 г.),Кастамандап был
преобразован в храм, посвященный защитнику и покровителю этой
династии - святому гуру Горакхнатху, чья статуя находится в центре
здания. Последователи культа святого жили в Кастамандап до 1966 года
и оставили здание только в связи с начавшейся реконструкцией.
Непальские историки полагают, что название храма Кастамандап (Катх
Мандир - дом из
дерева) дало имя столице Непала Катманду.
Храм Кастамандап
(поперечный разрез)
Храмы Индрапур, Джаганнат, Вишну и Кал Бхайрав
Храмы Маджу Деваль(слева) и Нарайана(справа)
Щедрое декоративное украшение и разработка деталей непальской
архитектуры полны неистощимой изобретательности. У входов обычно поставлены большие металлические
или каменные фигуры
львов или грифонов. Над
дверьми и окнами находятся тяжелые тимпаны, деревянные или из
позолоченного металла обычно подковообразной формы, на которых
высечены изображения буддийских или индуистских аллегорий. Особенным
богатством резьбы отличаются деревянные
подпорки далеко выступающих
крыш. Искусная резьба покрывает также и колонны храма. Эффектна и
сама расцветка здания, состоящая из сочетания темно-красного кирпича
с более светлыми черепичными крышами (иногда покрытыми сверкающей
листовой медью) и дополненная светлой окраской деревянных деталей.
Характерным украшением храмов является множество свисающих с крыш
звенящих колокольчиков.
Хануман Дхока.
Старый
королевский дворец Катманду,
точнее дворцовый комплекс
сердце площади Дурбар,
был сооружён в период правления Личчхавов
(VVIII в. н.э.). Однако множество окружающих его строений было
построено гораздо позднее в XVII в., во время правления короля
Пратап Маллы. Сам королевский дворец впоследствии многократно перестраивался и
практически не сохранил первозданного вида, за исключением Сундари
Чоука и Мохан Чоука, находящихся в его северной части, но закрытых
для посещения. Ориентиром для желающих посетить этот комплекс
является изваяние стоящего под зонтом Ханумана (Полубог-обезьяна,
сын бога ветра Ваю и небесной куртизанки (апсары) Анджаны),
установленное у входа во дворец в 1672 г. Его лицо скрыто под
оранжевой пастой, нанесённой многими поколениями верующих прихожан.
По обе стороны от Ханумана двойные треугольные флаги Непала.
Вход во Дворец Хануман Дхока
и статуя Ханумана
Вход во дворец охраняется двумя каменными львами, на одном из
которых восседает бог Шива, а на другом его супруга Парвати. Над
воротами находится ярко раскрашенная ниша, в центре которой Кришна
предстаёт в своей Вселенской форме Вишварупе. Слева Кришна,
играющий на флейте, в сопровождении пастушек-гопи. Справа король
Пратап Малла со своей супругой.
Перед самым входом во дворец Хануман Дхока слева расположен храм
Шива-Парвати. Божественная пара, вырезанная из дерева и красиво
расписанная, благосклонно взирает с верхнего балкона.
Храм Шива-Парвати
Кумари-Гхар.
Храм или резиденция Живой
Богини Кумари, находится в окрестности
дворца Хануман Дхока. Оно было построено Джая Пракаш
Малла, последним королем династии Малла в Катманду.
Хотя некоторые
аспекты обожествления Кумари и ежегодный праздничный
парад в ее честь существовали в Непале еще в древние времена,
праздник с колесницами в его нынешнем виде был учрежден этим королем
в середине 18 века.
Храм Богини Кумари
(Катманду)
Здание украшено деревянными
резными балконами и ставнями.
Не-индуисты могут войти во
внутренний двор, но не дальше. Кумари отвечает на
приветствия с балкона. Фотографирование
запрещено.
Расскажу немного об этом месте. Это не имеет
никакого отношения к архитектуре, но очень интересно с точки зрения
истории и традиций Непала.
Кумари - это живая
Богиня, реальная девочка. Ее титулы - Кумари Деви,
Королевская Кумари или Девственная Богиня. У индуистов она считается
воплощением
Богини Таледжу Бхавани или юная ипостась Дурги.
Верховный священнослужитель храма Таледжу ежедневно возносит ей
молитвы.
Претенденток на воплощение Кумари тщательно отбирают. Родители
девочек из неварского клана шакья, касты (барэ) золотых и
серебряных дел мастеров приводят своих чад в возрасте от четырех лет
на суд к пятерым индуистским священникам. Отбор идет по 32
параметрам: размер носа, глаз, гороскоп, голос, характер
и др. Гороскоп
ее должен сочетаться с гороскопом короля. Самое тяжелое испытание -
страхом. В темной комнате, где раздаются устрашающие крики и звуки,
пляшут мужчины в костюмах и масках, кидают к ее ногам буйволиные
головы, которые были отрублены во время праздничных жертвоприношений.
Если девочка осталась спокойна, то она - и
есть настоящая
Богиня. А потом, наконец, она должна узнать свои
украшения и предметы, ей принадлежавшие ранее, из
самых разных, в том числе и чужих.
Новоизбранная живая богиня переселяется в столицу, в свой дворец,
где живет вместе со своей семьей. В обычные дни она играет с детьми
слуг, учится под руководством наставника. Все ее прихоти и пожелания
- закон для окружающих, ее красно-золотые одежды всегда прекрасны,
ее лицо покрыто макияжем, похожим на маску: лоб очерчен белой
полосой, в центре - третий глаз, на щеках - румянец, толстая линия
контура вокруг глаз.
Обычно она сидит у себя во дворце и время от времени выглядывает в
окно. Обычно ее зовут, если зашел иностранный турист во двор и
бросил монетку в специальный ящик. За этим следит специальный
человек из прислуги. Фотографировать строжайше запрещено. Считается,
что тот, кто видел ее, просто обречен быть счастливым до конца жизни.
Высоким художественным уровнем отличается
также
гражданская
архитектура Непала. В ее планировке повторяется традиционная схема
открытого двора, замкнутого жилыми строениями. Но доминирующей ее
особенностью являются красочность и пестрота наружного оформления
зданий. Здесь ярко проявляются народная фантазия и изобретательность
декоративного мастерства непальских ремесленников, традиции которых
живы до сих пор. Непальские жилые дома замечательны своими
выходящими на улицу фасадами и изысканно украшенными стенами и
окнами.
Особенно щедро оформление
окон: верхние и нижние
горизонтальные части, обильно покрытые деревянной резьбой и
металлическими украшениями, далеко выступают за пределы окон. Тонко
вырезаны также и решетки окон. Дома пестро и причудливо расцвечены и
украшены свисающими звенящими колокольчиками, светильниками. Каждая
деталь говорит не только о замечательном мастерстве непальских
ремесленников, оригинально использующих дерево, металл, их фактуру,
цвет и т. д., но и о декоративном понимании утилитарных деталей, как,
например, водосточной трубы, сделанной в виде фантастического
чудовища.
Храмовый комплекс
Пашупатинатх.
Храм основан в 13 в. Расположенный
в 5 км к востоку от Катманду
на берегу священной реки Багмати, он является священным местом для всех индуистов, поклоняющихся Шиве
и собирает
паломников со всего Непала и Индии.
Здесь находится один из важнейших храмов шиваитов Золотой храм
- здесь всегда многолюдно,
особенно в дни религиозных праздников, но в сам храм пускают только
индусов.
Храмовый комплекс
Пашупатинатх
Храмовый комплекс
Пашупатинатх
Главный храм Пашупатинатха, здание с двухъярусной крышей и золотым
шпилем, считается шедевром индуистской архитектуры, и было
построено в XIX веке в честь Шиви в обличии Пашупати царя
животных, покровителя всех живых существ. Бог Пашупати играл особую
роль в Непале, и его изображение всегда присутствовало во всех
официальных сообщениях от короля.
Храмовый комплекс
Сваямбхунатх.
Этот
буддийский храмовый комплекс
расположен в 3 км к западу от туристического
центра Катманду на вершине холма Сваямбху (77
м), покрытого лесом, в котором живут стаи
обезьян. Именно поэтому это место еще называют Храмом Обезьян
(Monkey Temple).
В его центре находится большая ступа, вокруг которой
расположено несколько тибетских монастырей разных школ и направлений
и тибетское училище. Существует
легенда, что некогда долина Катманду была
погружена в воду и представляла собой большое озеро (что
геологические доказано), из воды неожиданно появился холм с цветком,
на котором и была построена ступа, название которой означает само
воздвигнутая, самовозведенная.
Ступа Сваямбхунатх
Чтобы подняться
к храму, необходимо преодолеть 365 ступеней, по числу дней в году. Ступа
Сваямбхунатх
была
построена в
3 в. до н. э., перестроена в 8-9 вв. Ступа представляет собой полусферу,
поддерживающую высокий конический купол, увенчанный покрытым медью
шпилем. У подножья ступы
дордже (санскр. ваджра), построенный королем Пратапа Маллой,
важнейший символ буддизма Ваджраяны, символизирующий мгновенное
просветление.
Основание купола с изображениями всевидящих глаз Будды
ориентированно по четырем сторонам
света
с поворотом на 60 градусов.
(Существует предание, что в давние времена
северный полюс повернулся на 60 градусов)
Ступа Сваямбхунатх
Храмовый комплекс Сваямбхунатх
Боднатх (Bodhnath)
Буддийский храмовый комплекс на
северо-восточной окраине
Катманду
(в 5 км от туристического района Тамель), одно из самых священных буддийских мест в городе и
основной центр тибетского буддизма в Непале.
Ступа Боднатх
В центре комплекса находится большая буддийская ступа, вокруг
которой расположены десятки тибетских монастырей разных школ и
направлений. Ступа
построена в VI веке, и часто упоминается в исторических документах.
Окружность ступы около 400 метров, что делает ее одной из самых
больших и важных буддистских монументов в мире.
Ступа имеет в основании массивную квадратную платформу, снаружи
спускающуюся в виде ряда открытых террас с небольшими декоративными
башенками по углам. Террасы, так же как и слегка уплощенная
полукруглая часть ступы, почти лишены декоративных украшений, что
придает сооружению черты сурового величия и мощи.
Совершенно своеобразной является кубическая часть, венчающая ступу
башни. С каждой из сторон посередине она украшена рельефными
изображениями двух человеческих глаз, сделанных из инкрустированного
металла и слоновой кости. Это глаза всевидящего,
глаза Будды, символически поставленные над небесным сводом телом
ступы. Странный эффект огромных глаз, как бы не выпускающих из поля
зрения человека, подошедшего к ступе и обходящего ее кругом, не
имеет себе подобных во всей архитектуре Азии.
Выше располагается пирамидальная часть башни, состоящая из
тринадцати уменьшающихся кверху уступов-ярусов, символизирующих
тринадцать божественных небес. Башня увенчана легким павильоном с
круглым барабаном изящной конструкцией, представляющей собой
оригинальное развитие традиционного зонтичного навершия индийской
ступы.
Ступа Боднатх
Ступа представляет собой пространственную мандалу, основание
символизирует землю, полусферический свод воду, шпиль из 13
ступенек (по числу шагов к Нирване) огонь, зонтик воздух, а
венчающий всё бельведер небо. Ступа
спускается сверху вниз террасами, на каждой из которых стоят
маленькие ступы. Ступа окружена оградой, на которой по всей
окружности расположены молитвенные барабаны. Таким образом, ступу
можно обходить как вокруг ограды, вращая барабаны, так и по террасам
каждого уровня. С верхнего яруса идут грубые ступени, обрывающиеся
за несколько метров над террасой по этим ступеням спускается дух.
Ступа Боднатх определяет ритм жизни не просто окружающей ее площади,
но всего квартала, заполненного многочисленными гомпами (тибетскими
монастырями), мастерскими, отелями, кафе и сувенирными лавками.
К списку статей ◄
В начало страницы
►
Главная страница
►
novikov-architect.ru
Памятники и архитектура Турции - наше видение
День добрый дорогие читатели блога ancient-east.ru сегодня я продолжаю знакомить вас с историей и достопримечательностями Турции, в данной статье мы рассмотрим четыре на мой взгляд главных исторических памятников этой страны, это будет логическое продолжение моей первой статьи на эту тему, на которую я дам ссылку. Среди известнейших архитектурных памятников, которые, безусловно, стоит посмотреть, находятся:
Какие памятники архитектуры Турции мы сегодня рассмотрим,
Собор Святой Софии
Мечеть Султанэхмет или Голубая мечеть
Дворец Топкапы
Дворец Долмабахче
Собор Святой Софии
Собор Святой Софии.
Базилика Святой Софии была построена во времена Римского императора Юстиниана в 537 году нашей эры. Его огромный купол достигает высоты 54 метров и диаметра 32 метра. Мозаика, охватывающая стены базилики, является одним из наиболее важных произведений искусства, сохранившихся от византийской эпохи до сегодняшнего дня.
Святая София вид внутри.
Большие здания с круглой планировкой, в настоящее время, обычно, покрыты куполами, но Софийский собор отличается прямоугольной планировкой с огромным центральным куполом. Этот тип конструкции является уникальным. Турецкое правительство признало его историческую важность, и превратило его в 1935 году в музей.
Мечеть Султанэхмет или Голубая мечеть
Мечеть Султанэхмет.
До сих пор функционирующая мечеть является самой известной достопримечательностью Турции и всего исламского мира. Она была построена в классическом турецком архитектурном стиле в 1609—1616 г.г. по проекту архитектора Мехмета. Здание более известно, как Голубая мечеть.
Голубая мечеть.
Внутри находится одно огромное пространство, освещаемое светом из 260 окон. Купол мечети достигает высоты 43 метров и поддерживается четырьмя массивными столбами. Эта мечеть находится напротив собора Святой Софии, и была разработана таким образом, чтобы иметь одинаковую высоту и величие же, как и Собор.
Дворец Топкапы
Дворец Топкапы.
Этот дворец, безусловно, является самым важным историческим памятником, который просто необходимо посетить в Стамбуле. Это один из самых посещаемых музеев в Европе. Дворец служил административным центром Османской империи на протяжении почти 400 лет – с 15 по 19 в.в... Это огромный дворец, состоящий из комплекса зданий, расположенный на одном из семи холмов Стамбула. Он состоит из дворов, которые отделены друг от друга монументальными воротами.
Дворец Топкапы ворота.
Дворец Топкапы был официальной резиденцией султана, также служил в качестве резиденции правительства. Кроме того, в нём расположены государственная казна и архивы. Здесь вы можете увидеть коллекцию кристаллов, серебра и фарфора, ручной работы костюмы, которые носили султаны и их семьи, а также знаменитую богатейшую ювелирную коллекцию часов в мире, священные реликвии ислама, в том числе мечи Мухаммеда, его луки и стрелы.
Дворец Долмабахче
Дворец Долмабахче.
Это огромный дворец, построенный в 19 веке султаном Абдулмеситом I, тянется на 600 метров вдоль европейского берега реки Босфор. Дворец имеет, в общей сложности, 285 комнат. Его стены и потолки покрыты картинами известных художников того времени. Редкие, ручной работы, предметы искусства из Европы и Дальнего Востока украшают каждую комнату во дворце.
Дворец Долмабахче главный зал.
Первый Президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк останавливался в этом дворце во время посещения Стамбула. В 1938 году здесь, в 9:05 утра, Ататюрк умер. Все часы во дворце установлены на этот час, в память великого турецкого государственного деятеля. Дворец Долмабахче, который в настоящее время служит в качестве музея, безусловно, является одним из мест в Турции, который стоит посмотреть.
на Ваш сайт.
ancient-east.ru
Архитектура и искусство - История Древнего Востока Библиотека русских учебников
Искусство. Древней. Индии постепенно сложилось как синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Оно, разумеется, испытало влияние иностранных художественных стилей, однако ничуть не утратило своей неповторимости
скульптурные, а тем более архитектурных памятников хараппской и ведийской эпох сохранилось очень мало вероятно, тогдашняя архитектура имела простые и строгие формы, ведь по крайней мере снаружи здания. Хараппы и. Мохенджо-Даро не имели никаких декоративных элементов древнейшее искусство скульптуры и глиптики (каменные, терракотовые и бронзовые статуэтки и печати, назначение которых не выяснено, гончарные изделия) развивалось в реалистическом ключе и показал высокие художественные вкусы его создателиів.
Расцвет древнеиндийской архитектуры и искусства пришелся на эпоху. Маур7в и на"золотой век. Гуптов"
в эпоху первой индийских империй в стране осуществлялось интенсивное дворцовое строительство, однако царские дворцы строились из дерева и поэтому не сохранились. Как уверяли иностранцы (в основном китайские о очаны-буддисты), они были такими величественными и роскошными, что их сооружение не обошлось без участия джиннов. Тогда же расцвела буддийская храмовая архитектура, которая была, в отличие от дворцовой,. Камья ной, поэтому отчасти сохранилась. Древнейшие ее достопримечательности - ступы, в которых хранились буддийские реликвии (части тела. Будды и буддийских святых). Куполообразная ступа, прообразом которой был, пожалуй, земляне и могильный холм, символизировала пустоту, минущисть и иллюзорность земного бытия (внешне ступа похожа на водяную пузырь, что возникает сразу же лопается во время дождяощу).
В III в н е вблизи ступ и мест кремации буддийских святых началось строительство скальных храмов чайтья и монастырских келий. Вихара. Они вырублены в скале методом"внутренней резьбы": сп первой вырубалось помещения, а затем в его стенах - скульптурные изображения. Будды и святых. Фасад храма по всей плоскости украшался рельефами, колоннами, особыми"солнечными окнами", через которые дневной е свет проникал в храм. Когда храм становился тесным для монахов, рядом с ним вырубали новые пещеры, вследствие чего возникали целые пещерные комплексплекси.
Один из древнейших храмовых комплексов (он, кстати, лучше сохранился) возведен в. Карле, юго-восточнее современного. Бомбея. Он состоит из центральной пещеры глубиной почти 38 м и подлинно ого городка с вырубленных в скале глухих келий-Вихар, в которых монахи пережидали сезон дождей. Но самым известным храмовым комплексом является. Аджанта в. Махараштре - 29 скальных пещер в гористом обрамлении реки. Вахуары. Аджанта прославилась благодаря своим превосходным росписям, о которых пойдет речь отдельныемо.
расцвели в древних индийских империях также искусство скульптуры. Скульпторы воспроизводили в камне сюжеты из джатак (они, в частности, доминируют на резных воротах-Торан ступы в. Санчи), ваяли стат туи якш и якшини - идолов плодородия, охранников бога богатства. Кубера.
В южной столице. Кушанской империи -. Матхура, где сложилась самостоятельная художественная школа, скульпторам охотно позировали для создания статуй якшини местные куртизанки, которые участвовали в финансировании стро вництва алтарей и храмов. Такие статуи уже мало что роднило с мифическими образами якшини, у них доминировала эротика. Скульпторы из. Матхуры вообще любили украшать храмы изящными эротическими сценами, п оруч с которыми эротика других художественных школ давности выглядит убого. Каменная порнография отдельных индийских храмов порождена сильным сексуальным мистицизмом индийских религий, от которых искусство полностью в зависелоало.
В маурийского период возникла традиция сооружения в местах, связанных с биографией. Будды, и на путях паломников в буддийских святынь резных колонн стамбха. Двухметровую капитель одной из таких колонн н (ее поставили в III века до н.э в. Сарнатх, на месте первой проповеди. Будды) украшают протомы (фигуры, сросшиеся спинами) львов"Львиная капитель"- произведение глубоко национальный по форме и содержанию поэтому ее изображение стало гербом. Республики. ИндиІндія.
В первые века нашей эры в. Гандхары под влиянием эллинистических художественных традиций сложилась местная художественная школа, которую называют"греко-буддийской"или просто гандхарською. Она отличалась перенесенного ем буддийских сюжетов в греко-римскую пластика. Именно в. Гандхары впервые появилась (вероятнее всего, в I в н е) иконография. Будды заступила изображения буддийских символов:"колеса закона"(чакра)"священного дерева"(бодхи),"зонтиком", ступней, трона т.д.. Будду изображали его 32 каноническими признакам: оттянуты мочки ушей, характерна выпуклость на темени (признак высшей мудрости), метка между бровями (символ великой духовной силы), короткие волосы на голове, скрученные в локоны (символизировали движение солнца и вечность), нимб т.д.. Лицо. Будды максимально идеализувалося. Был разработан сложную с имволику положений рук и пальцев (мудра): каждый жест бога что-то символизировал. Будду изображали в трех канонических позах: сидячей (в глубокой медитации), стоячей (Будда собирается произносить о наводнение) и лежащей (момент перехода в нирвану) махаянисты считали, что чем больше статуя. Будды, тем лучше она передает величие божества (и сильнее влияет на верующих), поэтому нередко создавали каменные т а медные колосья, рядом с которыми древнеегипетские колоссы выдавались бы не так уж и величественными *. В эпоху. Гуптов скульпторы изображали отдельных богов многорукие и многоногие, пытаясь таким спосо бы передать их сверхчеловеческую силу и могущество могутність.
Развивалось в. Древней. Индии и живопись, (которое упоминается еще в. Ригведе. Рамаяна и поздние буддийские тексты сообщали, что индийская знать украшала свои апартаменты настенной росписью и станковой им живописью. Существовал в стране также культовый живопись, однако он служил лишь придатком сакральной архитектуры. К сожалению, из произведений древнеиндийского живописи сохранились лишь всемирно росписи 16 пещер. Аджанты, выполненные в"золотой век. Гуптов"Эти росписи воспроизводят преимущественно сюжеты джатак и проникнуты глубоким религиозным духом. Однако наряду с сонмом религиозно-мифологических персонажей в них нашло ся место для изображений раджей, цариц, принцесс, вельмож, иностранцев, монахов, астрологов, поэтов, слуг, нищих, чисто декоративных мотивов. В росписях. Аджанты присутствуют также бытовые мелочи, скажем 240 разновидностей женских причесок. Все это"заземляют"фрески. Аджанты, придает им дополнительное очарование. В них бурлят человеческие страсти, они проникнуты любовью к человеку, отчетливо звучат их национально-пат патриотический мотивы. По выражению индийского писателя X. А. Аббаса, в. Аджанта"и сейчас в глубоком мраке ночи горит факел жизнискип життя".
Значительных успехов в. Древней. Индии достигло и прикладное искусство, прежде всего ювелирное и резьба по кости. Изделия индийских ювелиров и резчиков по слоновой кости получили международное признание
Завершая краткий обзор древнеиндийского искусства, отметим, что оно далеко от религиозного пуританства (хотя влияние религии на него оказался с удивительной"силой) (и, по словам английского индол лога. А. Бэшем,"в основном черпал вдохновение не в постоянном стремлении к абсолюту, а в восторге миром, который открывался перед глазами мастера, в чувственном жизнелюбия, в ощущении роста и движения, так п ритаманних и органических для всего живого на землеземлі".