Культура народов Древней Месопотамии: религия и научные знания. Научные знания древней месопотамии
Научные знания в Древнем Египте и Месопотамии.
Невзирая на то, что религиозно-магической мировоззрение глубоко пронизывала сознание людей того времени, все-таки потребности повседневной жизнедеятельности заставляли человека внимательно следить за явлениями природы, для того чтоб по возможности объективно понимать их внутренний смысл. Это постепенно приводило к появлению первых, еще весьма примитивных форм абстрактного мышления. Наблюдая сходные явления в природе, человек еще застенчиво и весьма неумело пытался их систематизировать, составляя по большей части с практической целью перечни животных, растений и камней. Так происходило зарождение научных познаний.1. Наука в Египте.Были развиты медицина, математика и астрономия.Медицина: знания в области медицины были в руках жрецов. Они строились на наблюдении и изучении строения человеческого организма, которому, в частности, способствовал обряд мумификации. Проводились хирургические операции: ампутация, трепанация. Существовали окулисты, была развита рецептура. Появилась врачебная этика(врач говорил, будет ли он браться за лечение или нет, излечим человек или нет). Древними египтянами было составлено первое описание мозга. Также им приписывают изобретение клизмы и промывания кишечника. Была развита косметология.Тот и Исида считались богами врачевания.Математика: древние египтяне измеряли высоту разливов Нила (для расчета налогов), разграничивали участки земли. Знали умножение и сложение, основы квадратных уравнений. При строительстве пирамид применялся принцип золотого сечения треугольника, техника строительства стен с наклоном граней, совпадающим с наклоном падения света. Египтяне знали основы геометрии.Астрономия: были известны зодиакальные знаки, составлялись предсказания разливов Нила. Были составлены точные карты звездного неба, использовались водяные и солнечные часы.Таким образом, все научные знания были предназначены для практики. Египтяне заложили фундамент для будущего развития наук.
2. Наука в Месопотамии. 1. Математические познания.Из хозяйственных потребностей постепенно выросли древнейшие зачатки науки, в том числе математики и астрономии. Потребность подсчитывать число и масса продуктов и товаров, устанавливать число служебной силы, определять объем зданий, вычислять площадь участков планеты (полей) привела к появлению древнейших математических расчетов, к накоплению соответствующих познаний, к зарождению арифметики и геометрии. С глубокой шумерской древности выходят основы математических познаний старинных народов Месопотамии, в том числе те системы счисления, в основе которых лежат количества 5, 6, 10. Максимально примитивным способом исчисления был счет на пальцах одной руки - от единицы до 5. На это указывают шумерские наименования для 5 первых чисел. Наименования чисел 6, 7, 8 и 9 составлены из соединения названий пятерки и соответствующего дополнительного количества (6 = 1 +5, 7 = 2 +5, 8 = 3 +5, 9 = 4 +5). С шумерской эпохи идет шестидесятиричная система, основными единицами которой были 60, 602 = 3600 и 603 = 216 000. Зачатки десятичной системы появляются в шумерскую эпоху, когда возникает особое слово и клиновидный знак для обозначения 10. В Аккаде и в Ассирии пользовались особыми знаками для 100 и 1000, что указывает на развитие десятичной системы. Своеобразное сочетание десятичной и шестидесятиричной систем счисления привело к потребности выделения чисел 10,600 и 36000. Своеобразное сосуществование и комбинация разных систем счисления обнаружили свое отражение в делении г. на 360 суток и круга на 360 частей. О весьма существенном развитии математики еще в шумерскую эпоху утверждают математические статьи, в которых упоминаются возведение в степень, извлечение квадратных и кубических корней из особых формул и даже вычисление объемов. Возможно предполагать, что был известен принцип прогрессии, на что указывают арифметические прогрессии с увеличением на 16 и геометрическая с умножением на 2. При расчетах использовали дробь, чаще в общей сложности с числителем, равным единице. Хотя встречаются 2/3, 5/6, и шумерские наименования для обозначения дробей 3/6, 4/6 и 5/6.На сугубо практический характер этой древней математики указывают таблицы умножения, сложения и вычитания с цифрами до 180 000 (при увеличении), которые обязаны были помогать с большой скоростью осуществлять арифметические действия. Сохранились и таблицы деления с делителями от 2/3 до 81. Сохранившиеся планы полей с расчетом их наружности, говорят о том, что первые познания в обл. геометрии образовались в связи с развитием сельского хозяйства и с необходимостью нередко проводить обмер земельных участков. Для того чтоб определить площадь поля, имеющего форму неправильного фигуры, данную поверхность разбивали на ряд прямоугольников, треугольников и трапеций, отдельно вычисляли площадь любой отдельной фигуры, а после складывали доступные количества.Важным достижением вавилонцев в обл. естественнонаучных познаний было создание единой системы мер и весов, которое у них позже переняли иные древние народы Ближнего Востока и отдельными элементами которой ряд азиатских и европейских народов пользовался вплоть до XVIII в.Элементарной весовой единицей в этой метрической системе был шеум (46,75 мг - вата ячменного зернышка). 180 шеумов составляли шекель (8,4 г.), 60 шекелей - мина (около 500г.), 60 мин - талант (30,3 килограмма). Объем измерялся в силах (0,84 л.) И гурах (300 сила). Мерой длины служили палец, ладонь, локоть.
2. Астрономические познанияИсследование небесного свода и движенья небесных тел, умение делить время на годы, нед., мес., дни и часы превратились у шумеров в точную науку. Они строили башни-зиккураты, служившие им обсерваториями, сделали карты звездного неба и календарь. Шумерское имя Вавилона - "Тишенир", в буквальном переводе "крупная башня зерна и вина". Подобное имя наводит на интересную мысль о том, что провал Вавилонской башни независимо от любых настоящих или вымышленных башен, было не более олицетворением, метафорой провала многоязычного Вавилонского государства. Также, в Древнем Шумере существовало и духовное имя Вавилона как центра культуры бога Мардука - "Ка-асхда", т.е. "Варта божества". По-ассирийски это наименование звучало как "Халда", откуда и произошел термин "халдеи". Словом "халдеи" в Древней Греции презрительно обозначали уличных гадателей, астрологов, доля которых происходила из халдеев, из Вавилона.В Месопотамии весьма благоприятный климат. Тут жрецы-ученые имели возможность следить за всем, что происходило на небе, практически год напролет. В Вавилоне делили время от восхода до захода Светила на 12 промежутков - часов. При этом дневное время в сер. лета был практически наполовину длиннее, чем зимой. Потом и греки начали делить сутки на 24 часа, и дневные часы сравнялись с ночными в каждое время г.. Летом в Месопотамии весьма жарко, потому для полевых работ применялись лунные ночи. Луна на В. постоянно играла крупную роль. Появление лунного календаря в Вавилоне относится к сер. 3-го тысячелетия до н. э. В повседневной жизнедеятельности земледельцев г. намного важнее мес.. Однако вычислить старт лунного мес. по молодому проще, чем уловить старт какого-либо сезона. Обнаружить продолжительность г. труднее. Полная смена лунных фаз происходила приблизительно за 29,5 дня, и на практике продолжительность мес. считалась 29 или 30 суток. Календарь приводили в согласие с мужчиной. Любой мес. начинался вечером того дня, когда после захода Светила на небе появлялся серпик юный Луны. В годы управления правителя Хаммурапи (1792-1750 годы до н. Э), что установил для целого царства единые законы, единым календарем для всей Вавилонии стал календарь города Ур.Лунный календарь состоял из 12 месяцев, носивших семитические наименования, которые имели соответственно: нисана - 30 суток, Айру-29, Сиван-30, дуузу-29, абу - 30, улулу - 29, ташриту - 30, арахсамну - 29, кисливу - 30, тебету - 29, шабат - 30, Аддара - 29 суток. В названиях месяцев отразились особенности климатического фона и условий жизнедеятельности в данной местности. Допустим, имя мес. "нисана" случается от корня со значением "шагать, двигаться" "," Айру "обозначает" яркий, светлый "," абу "- враждебный (за палящего Светила)," шабат "- разрушение дождями и ливнями ( отсюда, к слову и происхождение слова "шабаш" - оргия, разврат), "Аддара" - мрачный. I мес. г. - нисана - начинался приблизительно с 22 мар.. С течением времени, создание вселенной объяснялось, частично, в эпической поэме о Гильгамеше, легендарного правителя города Урук в Шумере. Там рассказывается, как господь Марчук, победив чудище Тиамат (хаос), из частей его объекты сделал небо и нашу планету. Серьезно потом лунный календарь был все-таки изменен солнечно-лунным. Продолжительность лунного г. - 354 дня, а желтого - 365 суток. Чтоб в солнечном г. умещалось целое количество лунных месяцев, нужно было чрез определенный этап вставлять дополнительный 13-й мес.. Есть табличка с клинописью, где написано: "Итак, Хаммурапи утверждает: Так как г. не хорош, то следующий мес. обязан существовать отмечен как II-ая улулу. Вместо внесения десятин Вавилону 25 ташриту их нужно внести 25 улулу иного ". Подобное было произвольное включение дополнительного мес.. По клинописных табличках, где содержались астрономические сведения, стало установлено, что вавилонские ученые делали вставки 13-го мес. и согласно с положением Светила на эклиптике. В лунно-солнечном календаре согласование месяцев и лет проходит как в системе уравнений для 2-х переменных: так, 8 солнечных лет равны 2922 дням. Данное же количество суток содержится в 99 лунных месяцах, в 48 из которых по 29 суток, а в 51 - по 30 суток. Применяли и иное равенство: 19 солнечных лет = 235 лунным месяцам = 6940 дням. Хотя и там, и тут были неточности из-за того, что в г. и в мес. не целое количество суток. Приблизительно с 600 г. до н. э . в вавилонском календаре использовался 8-летний цикл, а с окончания ЧЕТВЕРТЫЙ столетия до н. э. - 19-летний цикл, достижение которого связывают с названием астронома Киденаса. Принято считать, что календарь Вавилона был заимствован Древней Ассирией, что разрушила Вавилон в 689 г. до н.э., а после и древними евреями.Халдейские жрецы обогатили астрономию замечательным открытием. Они заметили, что затмения повторяются в прежнем порядке ч/з определенный промежуток времени, так называемый Сарос. Он равен 6585 дней. Используя эти познания, халдеи имели возможность предсказывать затмения. Как видим, познания, сравнительно звезд и светил, о движеньи Луны и Солнца в г., были довольно подробные и разработаны. Однако это были - долговременные наблюдения. Кратковременным же астрономическим явлениям в Древнем Вавилоне, уделялось намного менее внимания.
3. Развитие медициныПостепенно накапливались познания и в области медицины и ветеринарии. Уже в эпоху Хаммурапи вавилонская медицина делилась на некоторые отрасли - хирургии, лечения глазных заболеваний и т. д. Анатомия была весьма слабо развита; врачи при определении признаков и при диагнозы выделяли лишь главные органы, к примеру, сердце, печень, почки. Хотя потребность постановки диагноза при помощи установления ряда признаков была не только лишь целиком осознана, но еще и вызвала I-е попытки объективного изучения заболеваний и реальной борьбы с ними. Так, вавилонские жрецы считали, что патология "не может оказаться успокоенная повязками и жало смерти не может оказаться вырван ... если доктор не узнает ее сути ". Медицинские тексты, относящиеся по большей части к позднему времени, содержат описание признаков разных заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов дыхания (ринит, выделение мокроты, кровоизлияние из носа), ревматизма. Нередко описываются признаки гипертермии жар, холод, озноб, прохладный пот; образно описываются признаки "удара", который привел к параличу: "... губы пораженного сведены, глаза закрывается ... рот зажат и он не может говорить ". Вавилонские врачи пробовали лечить и иные патологии: патологии глаз, ушей, новообразования, кожных патологии (проказа), патологии сердца, почек, водянку, мочеполовые и женские патологии, даже нервные, вероятно душевные патологии, признаком которых является "упадок духа из-за горя". Порой в лечебниках упоминаются коллапс, когда человек "падает без сознания" и "ее глаза темнеют". Ярко описывается особая патология "височной жили", вероятно связана с приливом крови к голове, частично глаз, и с помутнением зрения. Важнейшие признаки этой патологии заключается в том, что "у человека схватывает висок, в ушах у него шум, его глаза светятся, затылок съедает ... его сердце возбуждено и в ногах у него астения ".В сохранившихся медицинских текстах возможно обнаружить некоторую, хотя, часто непоследовательной, систематизацию. Так, к примеру, описания заболеваний органов дыхания объединены одним заголовком или, вернее, вводными словами: "Когда (дыхание) его рта затруднено". Так же объединены в специальные разделы описания заболеваний печени и желчного пузыря, наконец, выделены в специальный трактат патологии "огромной жили", похожие по собственным описаниям ревматизмом или подагрой. Для лечения всех таких заболеваний использовались наиболее разные средства, посреди которых на первом месте стояли наиболее разные, иногда весьма сложные медикамента. За исключением лекарств использовались притирки, компрессы, массаж и промывки. На широкое использование в медицине воды и масла указывает на то, что слово "доктор" в буквальном переводе обозначает "знающий воду" или "знающий масло".Значительных успехов достигла в Месопотамии народная медицина, символом которой служило изображение 2-х змей, обвитых кругом жезла, - прообраз эмблемы современной медицины.Очень престижной была в Месопотамии профессия бабы-повитухи (шумеры называли ее "Да, кто знает материнское лоно"). Баба-повивальная бабка, так сказать, была специалистом на все руки. Она не только лишь принимала роды, но еще и осуществляла регистрацию новорожденных.Медицинские услуги в Месопотамии стоили весьма дорого и были доступны отнюдь не каждому. Бедняки выздоравливали или умирали сами, без поддержки медицинских работников. Геродот восторженно сообщал, что тех болящих, кому услуги медицинских работников были не по карману, выносили прямо на улицу, надеясь, что кто-нибудь поделится опытом, как он смог побороть такой же недуг, ведь пройти мимо пациента человека и не задать вопрос, на что она жалуется, в вавилонцев было принято).Медицина в Месопотамии еще не стала наукой. Было сделано только I-е шаги по внедрению в медицинскую практику отдельных рациональных методов лечения, которые также сочетались с целым арсеналом магических действий i заклинаний, в целебные возможности которых население верило не меньше, чем мази, микстуры, компрессы, хирургического вмешательства. Причиной патологии считали вселения в тело "злых демонов", по этой причине старались выгнать их при помощи всевозможных сомнительных лекарств.
stydopedia.ru
НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ И ИСКУССТВО В ДРЕВНЕМ МЕЖДУРЕЧЬЕ
1. Раскопки Ниневии.
Ещё 100 лет назад учёные очень мало знали об истории Междуречья в древности. Но начиная с середины XIX века в Междуречье проводились большие археологические раскопки. Особенно важными для науки были находки при раскопках города Ниневии, в Северном Междуречье.
Ниневия была столицей могущественного рабовладельческого государства- Ассирии. Цари Ассирии, имея хорошо вооружённое и многочисленное войско, завоевали Вавилон, Сирию, Палестину и даже овладели на короткое время Египтом. Ассирийцы жестоко опустошали завоёванные страны, а побеждённых противников подвергали страшным казням. В конце VII века до н. э. враги Ассирии, объединив свои силы, взяли приступом и разрушили Ниневию.
Раскопки Ниневии подтвердили рассказы древних писателей о её разрушении: на развалинах были повсюду видны следы бушевавшего пожара. Среди развалин огромного царского дворца археологи обнаружили рельефы, вырезанные на мягком камне. На полу лежали десятки тысяч глиняных табличек.
2. Искусство Ассирии.
Рельефы, найденные в Ниневии и в других ассирийских городах, чаще всего изображали войну: сражения, захват добычи, разрушение городов, казни, угон пленников в рабство (рис. 45). Многие рельефы показывают охоту царя на львов, привезённых в клетках для царской забавы.
Особенного мастерства скульпторы достигли в изображении животных, бросающихся в ярости на охотника, пронзённых стрелами и умирающих от ран.
Рельефы должны были прославлять ассирийских царей, показывать силу ассирийского войска, внушать страх врагам.
1 Рельеф - выпуклое изображение на плоскости.
3. Клинопись. «Библиотека глиняных книг».
На глиняные таблички, найденные при раскопках, сначала почти не обратили внимания. Но для исторической науки они имели большее значение, чем рельефы. Это были письменные памятники по истории Междуречья и соседних с ним стран.
В Междуречье уже в IV тысячелетии до н. э. возникла письменность. Вначале здесь, как и в Египте, писали рисунками. В Междуречье нет папируса, и писать приходилось на табличках из мягкой глины. Около писавшего лежала кучка сырой глины, из которой он делал нужную ему «бумагу». Для придания исписанной табличке твёрдости её высушивали на солнце или обжигали на огне.
Рисовать на глине трудно, и на ней стали выдавливать острой палочкой рисунки, составленные из нескольких чёрточек - клинышков. Постепенно были выработаны значки, едва напоминавшие первоначальные рисунки (рис. 49). Каждый значок обозначал или целое слово, или отдельный слог. Всего было около тысячи значков. Эта письменность называется клинописью.
Возникнув в Южном Междуречье, она распространилась и в соседних с ним странах.
Среди развалин Ниневии была найдена целая «библиотека глиняных книг». На табличках записаны летописи, царские приказы, научные сочинения, законы, рассказы и многое другое.
Учёные прочли клинопись и полумили много сведений по истории Междуречья, и в частности о научных знаниях вавилонян и ассирийцев.
4. Научные знания в Междуречье.
Вавилоняне уже в глубокой древности наблюдали за движением небесных светил. Они умели предсказывать затмения солнца и луны. Год они разделяли на месяцы и недели, а сутки делили на часы и минуты. (Как называется наука, изучающая движение небесных светил?)
В «библиотеке» Ниневии были сочинения по медицине, объяснявшие, как лечить болезни.
Но знания древних народов были ещё далеки от настоящей науки. Вавилоняне думали, что небо - большой колпак, в нём открываются окна, через которые проливается на землю дождь. Они считали Солнце, Луну и пять планет богами. Каждому из этих богов был посвящен один день недели. В медицинских сочинениях, кроме полезных советов, рекомендовались и такие «лекарства», как мышиный язык, собачий волос, ухо жёлтого быка.
5. Сказание о потопе.
На глиняных табличках, найденных в Ниневии, было записано сказание о всемирном потопе. В нём рассказывалось, будто боги решили истребить людей. Много дней подряд шёл дождь, вся земля была залита водой, люди погибли. Но одного человека бог любил за послушание и за щедрые жертвы. Этот бог заранее сообщил ему о потопе, и он построил корабль. На корабль он взял свою семью, животных и птиц: все они спаслись.
Сказание возникло вследствие опустошительных наводнений в Южном Междуречье. Тигр и Евфрат сливались в огромный поток, и жителям казалось, что вода заливает весь мир. Из Междуречья это сказание распространилось в другие страны.
< ВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО
-> РЕЛИГИЯ И ИСКУССТВО НА СЛУЖБЕ У РАБОВЛАДЕЛЬЦЕВ >
hist-world.com
Наука Месопотамии (Междуречья, Двуречья) — МегаЛекции
Потребности жизни и хозяйства способствовали развитию науки и научных знаний. Нужды земледельческого хозяйства заставили жителей Двуречья обратиться к изучению небесных светил. Они вели наблюдение за движением Солнца, Луны и звезд. Была создана звездная карта и на ней отмечены все небесные тела, видимые простым глазом. Вавилонские астрономы. из числа неподвижных звезд, или, как их называли, «спокойно пасущихся небесных овец», выделили пять ярких звезд, имеющих самостоятельное движение (планет), и довольно точно определили их сложный путь. В VII в. до н. э. они научились предсказывать лунные затмения.
Развитие астрономических знаний позволило создать календарь. Год делился на двенадцать лунных месяцев, каждый из которых состоял или из 29, или из 30 дней, так что в году было 354 дня. Ошибка по сравнению с солнечным годом исправлялась введением високосного года, состоявшего из 13 месяцев.
Медицина Месопотамии (Междуречья, Двуречья)
Значительного развития достигла в Месопотамии медицина. Хирурги умели делать сложные операции. Болезни лечились при помощи лекарств. Лекарства изготовлялись главным образом из растений. Непонимание причин болезней вызвало применение врачами всевозможного рода заговоров и заклинаний для изгнания «злого духа», будто бы вселившегося в человека.
Математика в Месопотамии
Развиваются знания в области математики. Для практических нужд были составлены многочисленные таблицы на четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Система чисел у вавилонян основывалась на числах 12 и 60. Остатки этой системы в нашем делении дня и ночи на 12 часов, часа на 60 минут, года на 12 месяцев. В Месопотамии были выработаны единицы мер веса, длины, площади, объема, денежного счета, заимствованные впоследствии другими народами.
Уже в третьем тысячелетии до н. э. в Двуречье умели изготовлять стекло. Сохранились клинописные таблички, описывающие устройство стеклоплавильной печи, а также украшения из стекла. Были созданы прочные краски (эмали) для покрытия кирпичей. Изразцы, изготовленные при их помощи, пролежав тысячелетия в земле, выглядят так, словно сделаны совсем недавно.
Архитектура в Междуречье
Большого мастерства достигли жители Месопотамии в строительном деле. Они впервые научились складывать своды, широко применяемые в архитектуре более позднего времени. Из сырцового, реже обожженного, кирпича сооружались величественные царские дворцы с множеством залов, внутренних дворов, коридоров. Особым великолепием отличались царские дворцы ассирийцев, в VII в. до н. э. Вавилонский храм. Мощные, поднимающиеся уступами стены с зубцами башен придают ему вид крепости. Верхняя часть храма использовалась как площадка для наблюдений за звездами. Реконструкция.владевших всей Передней Азией и Египтом.
Стены дворцов художники часто покрывали изображениями придворной жизни, битв и охоты. Они искусно передавали напряжение боя, ярость хищников, преследуемых охотниками и раненных стрелами, а нередко и вереницы пленных, безжалостно подгоняемых воинами. Возводились также храмы в виде поднимающихся уступами башен. Верхние площадки этих башен использовались для наблюдений за небесными светилами.
Миф о потопе в двуречье
В глубокой древности зародились легенды, в которых нашли отражение попытки человека понять природные явления, смену дня и ночи, происхождение вселенной, растительности и животного мира. В некоторых легендах отразились стихийные бедствия, с которыми сталкивались люди в древности. На глиняных табличках записано сказание о потопе. Оно рассказывает, что боги, разгневавшись на людей, послали на землю потоп, чтобы истребить человечество. Лишь один человек был предупрежден о предстоящем бедствии. Он построил большой корабль с мачтой и парусом, забрал свою семью, домашних и диких животных, семена растений. Шесть дней продолжался потоп. Вода залила всю землю. Погибло все живое. Только один корабль носился по безбрежному морю. На седьмой день море утихло, и над водной пустыней человек увидел остров, оказавшийся вершиной высокой горы. К ней пристал корабль. Спасшиеся люди и животные выбрались на сушу.Установлено, что когда-то огромное наводнение обрушилось на Междуречье, так что она оказалась под водой. Страх перед грозным и непонятным явлением природы породил миф, будто бы потоп послан богами, разгневавшимися на людей. Скудные познания в географии привели к тому, что наводнение в Месопотамии было воспринято как «всемирный потоп»,
Древний Китай
Китай – огромная по своим размерам страна, государственность в которой возникла во втором тысячелетии до новой эры.
Для культуры Древнего Китая характерны самобытность и неповторимость.
На начальном этапе своего развития китайцам был свойственен культ природы и предков. Китайцы верили, что все в мире изменяется под действием двух главных сил: Света и Тьмы.
С появлением государственности появился и новый культ – обожествление власти царя. По мнению древних китайцев, царь – сын бога на земле, а Китай – Поднебесная.
Все эти воззрения позже сформировались в систему трех основных религий, к которым относились даосизм, монизми конфуцианство.
Даосизм,возникший в VI–V вв. до н. э., был основан китайским мудрецом Лаоцзы. Именно Лаоцзы ввел в своем труде «Книге о дао и дэ» главное понятие даосизма – дао.Дао имело огромное число значений, прежде всего – это духовное начало, источник всего сущего на земле. Именно дао, по мнению Лаоцзы, подчинены все законы в природе, потому что дао и есть главный единый закон.
Учения Лаоцзы и его последователей сформировались в так называемый философский даосизм,центральным понятием которого было учение о бессмертии.Позже обозначится другое направление даосизма, идущее от философского пути, – религиозный даосизм. Вэтом учении центральным понятием было абсолютное дао.Согласно этому понятию возвращение к истинному дао видится только через смерть.
Параллельно с даосизмом зародилась еще одна религия – конфуцианство.Основателем этой религии был Кунцзы (Конфуций). Причину многих бед на земле он рассматривал как следствие нравственного упадка людей. Конфуций призывал людей к гуманности, послушанию, почитанию старших. Учения Конфуция представляли собой некий свод правил и установок на жизнь, это во многом способствовало тому, что конфуцианство из простой идеологии превратилось в государственную религию. Согласно конфуцианству император – сын неба, отец народа, а народ – дети императора.
Значение конфуцианства в Древнем Китае было настолько велико, что даже быт древних китайцев был него регламентирован с помощью. С помощью основных правил и законов конфуцианства давались оценки различным людским поступкам, вырабатывались определенные нормы жизни, которые нельзя было нарушать. Китайское же общество никогда не сомневалось в правильности этих истин, в этом была характерная их особенность – стремление к догматизму.Люди настолько верили этим догмам, что не могли им как-то противоречить, вследствие чего народ стал пассивен в принятии своего решения. Как правило, любая новая мысль была лишь продолжением известной догмы, истины, высказанной старым мудрецом.
Но несмотря на эту склонность к догматизму, большого уважения в Древнем Китае заслуживало развитие науки. В основном формировались гуманитарные науки, поскольку технические дисциплины считались непрестижными. Но все же и остальные науки не стояли на месте.
Большими достижениями охарактеризовалась китайская астрономия. Именно китайцы составили первый в мире звездный каталог, в котором описывалось около 800 светил. Появились первые книги по астрономии, в которых имелись карты звездного неба. Китайцы первыми создали небесный глобус.
Большой вклад был внесен китайцами в мировую медицину. Именно они стали использовать иглоукалывание и прижигание, создали первые наркотики. Китайский император Шэнь Нунцу создал первую книгу, посвященную существующим лекарственным средствам.
Больших высот достигли письменность и литература Древнего Китая. Интересен тот факт, что именно китайское иероглифическое письмо – единственное существующее и в наши дни. Уже в третьем веке нашей эры насчитывалось свыше восемнадцати тысяч иероглифов.
На развитие письменности и литературы в целом сильно повлияло изготовление бумаги. Изобретателем ее был китайский чиновник Цай Лунь, именно он из древесной коры, конопли и других составляющих в 105 г. н. э. впервые получил бумагу.
Великолепны и значительны памятники древнекитайской литературы. Стоит отметить написанные в первом тысячелетии до новой эры «Книгу песен» и «Книгу перемен». Наиболее известными поэтами в Китае были Цюй Юань (ок. 340 – ок. 278 гг. до н. э.), его поэзии были свойственны возвышенность чувств, переход от фольклорных традиций к авторской передаче своих мыслей; Луцзы – автор главнейшего трактата даосизма «Дао дэ цзин»; Сюньцзы – автор трактата «Сюньцзы».
Самобытность характерна и для различных видов изобразительного искусства древнекитайских мастеров. Живопись и скульптура в основном имеют религиозную тематику. Из Индии в Китай дошел буддизм, который очень повлиял на культуру Поднебесной, особенно на художественную составляющую. Большое развитие получила живопись тушью на шелке и бумаге, стали изготавливаться фрески.
Среди различных видов прикладного искусства стоит отметить изготовление чудеснейших украшений тончайшей работы. Важное место занимала резьба по камню и кости. Особенно в почете был в Китае зеленый нефрит, который назывался «вечным камнем» и сравнивался с золотом и серебром.
Развитие китайской художественной керамики дало предпосылку для получения фарфора.
Оригинальность была присуща и древнекитайской архитектуре. Они первыми стали строить многоэтажные здания. Наиболее характерными были здания, которые назывались пагодами. Их и сейчас можно увидеть в современном Китае. Пагоды представляли собой деревянные столбы в качестве опор для черепичной крыши с типичными приподнятыми вверх краями.
Самое знаменитое сооружение в Китае – Великая Китайская стенапротяженностью около четырех тысяч километров, построенная силами китайских заключенных в 221–207 гг. до н. э.
Но нельзя дать полное представление о культуре Древнего Китая, не упомянув о музыкальном искусстве и о театре.
Уже во втором тысячелетии до новой эры в Китае существовало более двадцати различных музыкальных инструментов. Стали появляться первые книги, повествующие о музыкальных представлениях китайского народа. Самая популярная книга – трактат «Юэцзы». Стали появляться профессиональные музыканты, которых приглашали для выступления на различных церемониях, праздниках и т. п.
В Древнем Китае выработалась характерная концепция счастья,согласно которой наша жизнь – единственная, ее следует ценить и стараться сделать как можно лучше. Эта концепция прежде всего повлияла на литературу Древнего Китая, а также на другой вид искусства, получивший огромное развитие и распространение в Поднебесной, – на театр.
Хотя актеры считались низшим слоем общества, значение театра в жизни людей было огромным. Под своим крылом китайский театр объединял различные виды искусства: музыку, живопись, танец, пение и т. д.
Зарождение театрального искусства в Древнем Китае связано, во-первых, с различными религиозными действиями, такими как культовые поклонения, всевозможные обряды, которым была свойственна некая театральность.
В Древнем Китае появилось разделение различных театральных представлений по видам. Это были:
1) выступления мимов;
2) музыкально-драматические представления;
3) театр теней, который возник именно в Китае;
4) театр кукол, который исполнял свои произведения в основном на свадьбах и пиршествах под похоронную музыку;
5) акробатические танцы;
6) цирковые программы.
Вклад китайского народа в культурную сокровищницу Древнего Востока и всего мира был очень значителен.
megalektsii.ru
Культура народов Древней Месопотамии: религия и научные знания
Культура народов Древней Месопотамии характеризуется относительно высоким уровнем науки, литературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии — с другой.
Религия.Многобожие, материализм.
· Шумеро-аккадская мифология(4-2 тыс. до н. э.) - территория Междуречья.
· Хурритская мифология(3—2 тыс. до н. э.) — мифология народов, населявших Северное Междуречье
· Ассирийская мифология (XIV—VII вв. до н. э.) — Северное Междуречье в; она опиралась на шумеро-аккадскую мифологию, а после захвата Ассирии Вавилонским царством оказала сильное влияние на вавилонскую мифологию.
· Вавилонская мифология (XX—VI вв. до н. э) — юг Междуречья; испытала влияние ассирийской мифологии.
Начало жизни:
Сначала были боги Апсу (пресные воды) и Тиамат (солёные воды). Кроме них ничего. Но однажды воды перемешались и на свет появились старшие боги, после множество мелких богов.
Вскоре, из-за раздражения, Апсу решил убить своих детей, но за это был убит своим внуком Энки. Тимиат пошла войной на младших богов.
Против Тимиат и её 11 чудовищ вышел Мардук, и победив Тимиат (пустил в пасть ветер и поразил стрелой), захватил таблицы судеб «ме», определяющие движение мира.
Пантеон:
Триада великих богов: Анум(верховный бог неба, «отец богов»),Энлиль (бог воздуха, плодородия) и Эа(Энки) (божество мудрости и культурных изобретений, пресных подземных вод и подземного мира), далее:
1. Шамаш – бог Солнца, «владыка дня».
2. Син – бог Луны, покровитель ночи, серебристый светило, мудрец.
3. Нергал – хтоническое (подземельное) божество, олицетворяет различные отрицательные явления.
4. Набу – бог мудрости, покровитель писцов и каллиграфов.
5. Мардук – верховное божество, покровитель Вавилона, отец Набу.
6. Иштар – богиня плодородия, плотской любви, войны и распри, планета – Венера.
7. Нинурта (Ниниб) – бог счастливой войны, земледелия и скотоводства, сын Энлиля, планета – Сатурн.
После XVIII века до н. э. бог Мардук (покровитель Вавилона) становится верховным божеством всего пантеона. Также большое влияние приобретает культ богини Иштар.
Научные знания
· Позиционная система счисления
· Точная система измерения времени - они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд,
· Научились измерять площадь геометрических фигур,
· Отличали звезды от планет; придумали 7 дневн. неделю и посвятили каждый день отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках).
· Астрология - науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил
· Географические карты и путеводители
Культура архивного дела.
Билет 14. Культура народов Древней Месопотамии: письменность, литература и искусство.
Шумеро-аккадская культура характеризуется относительно высоким уровнем науки, литературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии — с другой.
Письменность
· Клинопись.
· Возникла ~3300 г. до н. э.
· Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.
· Воз-ие совпадает с развитием городов и полной перестройкой общества.
· Возникла из-за необходимости запечатления торговых и админ. контактов разных групп (управляющие, торговцы, ремесленники, крестьяне, пастухи).
· Примеры: администр. таблички Шумерского царства; «Эпос о Гильгамеше».
· Впоследствии сыграла решающую роль в становлении алфавитной системы.
Литература
· показывает различные стороны хозяйственной, общественной и повседневной жизни народов, населявших Месопотамию в первые 3 тыс-я до н. э.
· консерватизм литературных жанров. (Задачей писца было сохранение для будущих поколений литературного наследия древности)
Пример: «Эпос о Гильгамеше» («все видевшем»), повествующий о похождениях царя Гильгамеша и его друга Энкиду. Похожа на «Илиаду» и «Одиссею».
· Первые в истории географические карты и путеводители
· Культура архивного дела.
Искусство
· Изобразительное искусство, особенно, каменные скульптуры (Медный бык, Баран в зарослях), рельефы и барельефы (Мощи царицы ночей).
· Месопотамская скульптура отличалась большими размерами, большими головами и глазами.
· Строительство шумерами первой в мире ступенчатой пирамиды. Строительство грандиозных храмовых комплексов (храм Энлиля, святилище Нанны).
· Цилиндрические печати, керамика (ваза Варка)
studopedya.ru
Наука и техника древнего Двуречья
Письменность позволила сохранить научные достижения шумеро-вавилонской культуры. Следует заметить, что это была лишь система знаний, но не наука в полном смысле этого слова: ее составляли различные сведения о мире, но в ней отсутствовали теории). Уже в шумерский период было известно деление круга на 360 градусов, часа — на 60 минут, а минуты — на 60 секунд. Начало счета времени было положено наблюдениями земледельцев за движением Солнца, Луны и различных планет. Астрономы Вавилона (самые известные из них Набуриан и Киден) разработали систему определения фаз луны, продолжительности солнечного года. Существовали астрономические школы, распространявшие знания вавилонян на восток и на запад. Уже с XIII века до н. э. известны 12 созвездий зодиака, а их символические обозначения сохранились до нашего времени. Начиная с VIII века до н. э. в Месопотамии создается астрономическая служба наблюдения за светилами, которая рассчитывала положение небесных тел.
Работы, связанные с постройками, измерениями полей, проведением каналов, подсчетом запасов, привели к возникновению математики. В Месопотамии использовались системы уравнений с двумя неизвестными, был вычислен корень квадратный из 2 до шестого знака после запятой (1,414213), определено число “пи” как величина 3,125. В древнем Вавилоне знали свойства прямоугольных треугольников, умели вычислять проценты, измерять площадь и объем разных геометрических фигур и тел.
Особое место в мировой культуре занимает уровень развития технических знаний в Шумере, Вавилонии, Ассирии. Среди “чудес света” упоминаются “висячие сады” Семирамиды, построенные вавилонским царем Навуходоносором. При нем был возведен знаменитый зиккурат — храм бога Мардука, известный как Вавилонская башня. Украшая столицу своего царства, Навуходоносор приказал построить сады на непригодных для этого скудных землях. На скальных уступах, выровненных, как ступени большой лестницы, укрепляли каменные балки, которые вначале покрывали тростником и составом, напоминающим асфальт, затем укладывали кирпичи, на них — завезенные издалека свинцовые пластины, и уже сверху насыпали плодородную землю, постоянно поливаемую при помощи системы каналов и различных способов подъема воды. Это было сложное инженерное сооружение. Уровень знаний о способах выращивания растений, которые привозились воинами царя из походов и торговцами из путешествий, был высоким. По существу — это первый в мире ботанический сад, воспетый современниками, а затем греческими и римскими авторами.
В I тысячелетии до н. э. в Ниневии был пробит длинный тоннель в скалах на высоте 500 м над уровнем моря. Для переправ через реки сооружались мосты. Так, в Вавилоне в IV веке до н. э. через канал был построен мост из кусков тесаного камня, скрепленных железом и свинцом. Греческий историк Геродот (490/480 — ок. 425 до н. э.) пишет: “...на этом мосту ...в начале дня клали настил из деревянных брусьев, по которому и переходили вавилоняне. На ночь настил снимался, чтобы они не переходили через реку и не обворовывали друг друга” .
По природным условиям Междуречье нуждалось в сложной системе оросительных каналов: нужно было регулировать уровень воды в реках, чтобы избежать заболачивания и засоления почвы. Были созданы магистральные каналы, от которых в разные стороны отводились распределительные каналы и арыки, в них вода подавалась с помощью шадуфа — шеста, на одном конце которого навешивалось кожаное ведро, а на другом — противовес. Для перекачивания воды из нижних каналов в верхние привлекали тысячи людей, которые фактически попадали в кабалу.
Уже в III тысячелетии до н. э. появилось стекло, сначала использовавшееся для бисерных украшений. Технология изготовления стекла была примитивной: все компоненты смешивались на глаз, готовность стекла определялась так же.
Месопотамия — это начало человеческой культуры, ставшей основой всех форм и видов культуры более поздних времен, вплоть до современности.
studfiles.net
13. Культура народов Древней Месопотамии: религия и научные знания.
Культура народов Древней Месопотамии характеризуется относительно высоким уровнем науки, литературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии — с другой.
Религия. Многобожие, материализм.
Ассирийская мифология (XIV—VII вв. до н. э.) — Северное Междуречье в; она опиралась на шумеро-аккадскую мифологию, а после захвата Ассирии Вавилонским царством оказала сильное влияние на вавилонскую мифологию.
Начало жизни:
Сначала были боги Апсу (пресные воды) и Тиамат (солёные воды). Кроме них ничего. Но однажды воды перемешались и на свет появились старшие боги, после множество мелких богов.
Вскоре, из-за раздражения, Апсу решил убить своих детей, но за это был убит своим внуком Энки. Тимиат пошла войной на младших богов.
Против Тимиат и её 11 чудовищ вышел Мардук, и победив Тимиат (пустил в пасть ветер и поразил стрелой), захватил таблицы судеб «ме», определяющие движение мира.
Пантеон:
Триада великих богов: Анум (верховный бог неба, «отец богов»), Энлиль (бог воздуха, плодородия) и Эа (Энки) (божество мудрости и культурных изобретений, пресных подземных вод и подземного мира), далее:
Шамаш – бог Солнца, «владыка дня».
Син – бог Луны, покровитель ночи, серебристый светило, мудрец.
Нергал – хтоническое (подземельное) божество, олицетворяет различные отрицательные явления.
Набу – бог мудрости, покровитель писцов и каллиграфов.
Мардук – верховное божество, покровитель Вавилона, отец Набу.
Иштар – богиня плодородия, плотской любви, войны и распри, планета – Венера.
Нинурта (Ниниб) – бог счастливой войны, земледелия и скотоводства, сын Энлиля, планета – Сатурн.
После XVIII века до н. э. бог Мардук (покровитель Вавилона) становится верховным божеством всего пантеона. Также большое влияние приобретает культ богини Иштар.
Научные знания
Позиционная система счисления
Точная система измерения времени - они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд,
Научились измерять площадь геометрических фигур,
Отличали звезды от планет; придумали 7 дневн. неделю и посвятили каждый день отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках).
Астрология - науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил
Географические карты и путеводители
Культура архивного дела.
Билет 14. Культура народов Древней Месопотамии: письменность, литература и искусство.
Шумеро-аккадская культура характеризуется относительно высоким уровнем науки, литературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии — с другой.
studfiles.net
Научно-практические знания - История Древнего Востока Библиотека русских учебников
Хозяйственная жизнь в. Месопотамии, как и в. Египте, требовало определенного уровня научно-практических знаний
Уже шумеры достигли поразительных успехов в математике, заложив тем самым фундамент для развития вавилонской математики. Они, в частности, знали четыре арифметических действия, умели возводить в степень, добывать ква адратний и кубический корни, вычислять площадь ряда геометрических фигур, изобрели примитивную систему дробей, знали арифметическую прогрессию т.д., даже составили специальные таблицы для быстрого умножения и д илення вавилонцев, опираясь на математические достижения шумеров, за тысячелетия до. Пифагора открыли его теорему, научились вычислять объем отдельных пространственных фигур и площадь земельного участка неправильного ьнои формы (они разбивали ее на ряд правильных фигур, определяли их площадь, а затем результаты добавляли), знали число я. По мнению современных математиков, по сравнению с другими перединьоазиатськимы народами давности вавилонцев достигли в области математических знаний наибольшего успехахів.
И шумеры, и вавилонцев знали десятичную систему вычислений, однако на практике больше пользовались шистдесятеричною. Свои навыки и умения в этой научной области они передали в наследство европейцам. Наглядным м примером использования в европейской математике месопотамской шистдесятеричнои системы вычислений является то, что мы сейчас разделяем круг на триста шестидесятый, час - на 60 минут, минуту - на 60. Секуннд.
Важным достижением вавилонцев в области естественнонаучных знаний было создание единой системы мер и весов, которую в них потом позаимствовали другие древние народы. Ближнего. Востока и отдельными элементами которой й ряд азиатских и европейских народов пользовался вплоть до XVIII с.
Элементарной весовой единицей в этой метрической системе был шеум (46,75 мг - вес ячменного зерна) 180 шеумов составляли шекель (8,4 г), 60 шекелей - мина (около 500 г), 60 мин - талант (30,3 объем измерялся в силах (0,84 л) и гурах (300 сила). Мерой длины служили палец, ладонь, локотьоть.
Еще с незапамятных времен в. Вавилонии велись наблюдения за звездным небом - накапливался эмпирический материал по астрономии. Успехи шумеров, а особенно вавилонцев в этой области естественнонаучных знания нь были просто невероятными, если учесть тогдашний низкий технический уровень общества частности, шумеры уже знали все планеты. Солнечной системы, включая. Уран,. Нептун,. Плутон их описания. Урана и. Нэп туна подтвердились результатами обследования этих планет американской космической станцией, запушен 1986 г. Вавилонские жрецы-звездочеты заложили основы современной небесной механики. Они с поразительной точностью о числилы орбиты. Меркурия,. Венеры,. Марса,. Сатурна, эклиптику. Солнца и. Луны частности, промежуток времени между двумя последовательными прохождениями. Луны через ближайшую к. Земле точку его орбиты они знали то чнистю до нескольких секунд, а между двумя последовательными одноименными фазами. Луны - до долей секунды вавилонцев составили подробную карту звездного неба, на которую нанесли все видимые невооруженным глазом светила. В это редине 11 тыс до н э они хорошо знали 12 созвездий. Зодиака и дали им современные названия (Скорпион,. Лев,. Рак,. Близнецы,. Водолей,. Стрелец,. Водолей,. Рыбы,. Овен,. Весы,. Рыбы и. Дева). Велось наблюдение и также за кометами и метеоритами, было замечено очередность востока отдельных звезд (в одном из вавилонских астрономических трактатов констатировалось:"Когда восходят. Стрела,. Змей и. Лев, то. Гула и. Орел заходит. Когда восходят. Лук и. Царь, то заходит. Коза. Когда восходят. Эриду и. Ворон, заходит. Пантера"). Все астрономические явления населения. Месопотамии, конечно, объяснить не могло, его общее представление о строении. Вселенной в еще оставалась фантастическися фантастичною.
Считалось, например, что. Земля выпуклая (египтяне же думали, что плоская), нечто вроде перевернутой лодки-Куфи что такую ??же форму масс и небо, только оно больше землю. Небо состоит из трех сфер причем люди видят первую сферу - по ней движутся светила. Через специальные отверстия в небесной тверди падает на землю дождь. Небо опирается на фундамент и крепится к нему. Кильчика. Небесный фунд. Аменти отгорожен от земного океана мощным палом. На краю горизонта возвышаются горы. Востока (с их ворот вытекает небосвод. Сонное) и горы. Запада (через их ворота. Солнце опускается вечером в своей й небесные апартаменты). Земля, как и небо, состоит из трех сфер. На ее поверхности живут люди, звери, птицы; в. Средней. Земле обитает бог подземных вод. Эа, а в. Нижней. Земле лежит царство мертвых, в которой м властвует злая богиня. Эрешкигаль, которая живет со своими слугами-ануннаки во дворце, обнесенном семью концентрическими стенамии мурами.
Астрономические знания в. Месопотамии находились в симбиозе с астрологией. Шумеро-вавилонцев верили в магию небесных светил, считали появление кометы или падения метеорита за бог знамения, гадали по звездам, ск кладалы гороскопы. Они, например, верили, что этот человек, в день рождения которого сошла. Венера. И зашел. Юпитер, непременно будет под каблуком своей жены. В. Нововавилонское царство гадания по звездам стало настоящей наукой. Своими астрологическими прогнозами вавилонские жрецы влияли на политику, подводили религиозную базу под дворцовые перевороты. Все же полного орошения астрономии с астрологией в. Месопотамии не произошло. Более того, как полагают исследователи, вавилонская астрономия стала для нужд лунного календаря и согласование его с календарем солнечным настоящей теоретической научнонаукою.
Благодаря регулярным астрономическим наблюдениям в. Месопотамии еще в древности возник крайне необходим для ирригационного земледелия лунный календарь (им до сих пор пользуются мусульмане и населения. С зраилю). Календарный год состоял из 12 месяцев, половина из которых имели по 29 суток, а еще половина - по 30 суток. Начало каждого месяца обязательно совпадал с появлением молодого. Новый год начинался в конце бы ерезня в начале апреля, днем ??весеннего равноденствия. Для согласования лунного года с солнечным вавилонцев время от времени включали в него високосный месяц. Они ввели около 700 г до н э семидневный неделя тиждень.
Значительных успехов достигла в. Месопотамии народная медицина, символом которой служило изображение двух змей, обвитых вокруг жезла, - прообраз эмблемы современной медицины
Вавилонские медики особое внимание уделяли диагностике. Диагноз ставили на основе изучения симптомов болезни. Больных лечили мазями, компрессами, массажами, микстурами, изготовленными из поваренной соли, дело чкового асфальта, неочищенного масла, молока, шерсти, пива и еще черт знает чего. Панацеей от всех болезней считалась вода (вавилонцев именовали бога медицины"Тот, кто знает воду"). Одним из профилактических средстве в против болезней население считало соблюдение правил личной гигиеныієни.
Весьма престижной была в. Месопотамии профессия бабы-повитухи (шумеры называли ее"Та, кто знает материнское лоно"). Баба-повитуха, можно сказать, была специалистом на все руки. Она не только принимала роды, но и осуществляла регистрацию новорожденныхих.
Медицинские услуги в. Месопотамии стоили очень дорого и были доступны далеко не каждому *. Бедняки выздоравливали или умирали сами, без помощи медиков. Геродот восторженно сообщал, что тех болящих, кому посл луга медиков были не по карману, выносили прямо на улицу, надеясь, что кто-нибудь поделится опытом, как он сумел побороть такой же недугов, ведь пройти мимо больного человека и не спросить, на что в она жалуется, в вавилонцев было не принятоо,
В. Вавилонии медицина находилась под контролем государства, которая устанавливала размер гонорара хирурга (конечно, только в том случае, если пациент выходил из его рук живым), строго наказывала за небрежно. Видеовызов. Нену операцию. Крутые меры государственной власти в борьбе с шарлатанами от медицины были вызваны тем обстоятельством, что вскрытие трупов в. Месопотамии считался кощунством и теоретические знания и практические н авикы местных эскулапов были весьма скромными. Достаточно сказать, что чуть ли не единственным хирургическим инструментом в руках. Вавилонского медика был большой бронзовый нож, которым приходилось делать операцию навет ь в виду. Следует отметить, что меры государства по охране здоровья граждан от неучей-медиков негативно влияли на общее развитие вавилонской медицины, поскольку порождали в ней чрезмерную встретил аховквку.
Вавилонские медицинские трактаты откровенно рекомендовали врачам не браться за лечение тяжело больных"Если у кого-то развилась в тяжелой форме желтуха, - читаем в одном из них, - если. Его голова, лицо и к корень языка почернели, пусть врач трогает такого болящего. Этот человек непременно умрет, ее не удастся вылечитьи".
Медицина в. Месопотамии еще не стала наукой. Было сделаны лишь первые шаги по введению в медицинскую практику отдельных рациональных методов лечения, которые к тому же сочетались с целым арсеналом магистраль ичних действий и заклинаний, в целительные возможности которых население верило не менее, чем у мази, компрессы, микстуры, хирургическое вмешательство. Причиной болезней считали вселения в тело"злых демонов", поэтому старались пр огнаты их с помощью всевозможных сомнительных. Ликиів.
Население. Месопотамии на протяжении веков и тысячелетий накопило значительный эмпирический материал о явлениях и процессах в природе, даже осуществило попытку систематизировать его путем классификации (правда, д очень примитивной) животных, растений, минералов. Теоретическое осмысление законов природы тормозилось сугубо прагматичным подходом к научным знаниям. Впрочем, скорее всего, именно прагматизм и приводил иногда к вр ажаючих открытий древнего человека. В литературе высказывается мнение, что шумеры, возможно, уже знали явление электролиза, которое они использовали в ювелирном деле для припайки золотых шариков к ср ибних пластин. В. Иракском государственном музее хранятся их глиняные сосуды, которые. Вероятно, служили две тысячи лет назад гальваническими элементами (соединив такие элементы в батарею, можно было оде ржать ток, достаточный для гальванопластики) вавилонцев раскладывали солнечный свет на семь цветов спектра, постигли секрет изготовления эмалей и красителей, задолго до средневековых алхимиков пытались я отыскать философский камень, способный служить универсальным лечебным средством (панацеей) или превращать обычный металл в благородноеодний.
Военным и торговым потребностям служили географические знания. Путешественники и купцы, послы и военные чины в
Месопотамии пользовались картами-схемами отдельных местностей и специальными путеводителями, в которые были внесены названия важнейших населенных пунктов и указано расстояние между ними в часах ходьбы. Вавилон нци даже попытались составить"карту мира", конечно - крайне примитивныеу.
На этой"карте"изображено - довольно схематично, в виде прямоугольника -. Вавилон, двумя параллельными линиями - р. Евфрат, прямоугольником - заболоченную местность. Южного. Ирака, роговидным знаком -. Пер. РСК залив, кружочками -. Ассирию,. Урарту, часть. Западного. Ирака. В нижней части"карты"изображен дальние страны, скажем,"землю, где не видно солнцая".
Высокого уровня достигли в. Месопотамии правовые знания, о чем свидетельствует"Кодекс законов. Хаммурапи"Исторические знания еще находились на начальном этапе своего развития, сводились к простому перечислению. Найва ажливиших международных событий и договоров и составление царских списков. Лишь в III в до н.э., то есть уже в эллинистическую сутки,. Вавилонский жрец бога. Мардука. Берос написал на греческом языке"Вавилонской и. Халдейскую историю"- первый системный изложение истории. Вавилонии от"допотопной"эпохи к эпохе. Александра. Македонськогького.
Больших успехов достигло населения. Вавилонии в области лингвистики, чем способствовало существование в стране нескольких языков: шумерской, аккадской (вавилонской), арамейского. Тамошние филологи работали над обога гаченням лексического фонда, совершенствовали систему письма и грамматические формы. Они оставили нам в наследство целый ряд слов: книга, драгоман, гипс, ладан, мера, нефть тощщо.
Ассирийская культура значительной степени синкретической. Ассирийцы пользовались вавилонской метрической системой, элементами вавилонского права, многими другими научными достижениями вавилонцев, отдельным мы египетскими и хетто-хурритских художественными традициями и т.д.. Однако внесли и свой вклад в общую сокровищницу переднеазиатских культуры частности, они имели серьезные достижения в инженерии, особенно широко применялись в военном деле, разработали систему водоснабжения городов (построен. Синаххерибу канал, которым поступала речная вода в. Ниневию пересекал с помощью арочных акведуков кол а ущелий и долинлин).
Как и в. Древнем. Египте, в. Месопотамии научные знания носили чисто прикладной характер. Они, по словам
И. М. Дьяконова,"были донаучными в том плане, что в их основе лежали описание и внешняя классификация, вопрос же"почему", с которого, собственно, и начинается наука, не ставился"