Доклад этикет древней греции. Античные аспекты этикета в Древней Греции.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Античные аспекты этикета в Древней Греции. Доклад этикет древней греции


Этикет в Греции |

Автор: admin, 24 Янв 2013

Этикет в Греции, международный этикет, этикет в разных странахГреки, как большинство южан, экспансивны и приветливы. Обращения в Греции имеют различные формы, и строгих правил здесь не существует: при первой встрече возможно крепкое рукопожатие, а спустя пару дней после знакомства не удивляйтесь, если Вас заключат в объятия и наградят дружеским поцелуем.

В связи с жарким климатом рабочий день в Греции начинается рано – в 6-7 часов утра, так что если Вы любитель поспать подольше, придется на время пребывания в этой стране приучить себя к раннему пробуждению. Однако к 13-14 часам греки заканчивают работу или прерывают её до 17-18 часов вечера – это время полуденного отдыха – сиесты. Следует учесть, что жители южных стран вообще относятся ко времени иначе, чем северяне: они придают ему гораздо меньше значения. Если у Вас назначены переговоры с греческими партнерами на определенный час, то они не начинаются минута в минуту, причем опоздание может быть довольно существенным. Однако не стоит делать замечания грекам по поводу их непунктуальности: Вас сочтут чудаком или занудой.

Даже после того как переговоры уже начались, они могут неоднократно прерываться по самым разным поводам. Так что не приходится рассчитывать на то, что деловая встреча закончится вовремя. Запаситесь терпением и желательно чувством юмора.

К пожилым людям греки относятся с особым почтением. На переговорах их мнение является решающим. Возможно, Вам следует пригласить в качестве компаньона для поездки в Грецию какого-нибудь почтенного старика. Это придаст Вам весу.

Итак, греки очень гостеприимны и радушны. Скорее всего, Вас пригласят домой для беседы в неофициальной обстановке. Букет цветов и торт будут хорошими подарками для хозяйки, если Вы приглашены на ужин. Дорогие подарки в Греции не приняты, они не должны носить и чересчур личный характер – рубашки, галстуки. Например, можно подарить своему деловому партнеру альбом по искусству или пригласить его в ресторан. Принято также приглашать в театр или на концерт.

В личной беседе уместным будет показать фотографии жены, детей, бабушки, дедушки, желательно в умеренном количестве. Греки очень ценят в людях любовь к семье.

Деловые отношения очень официальны и в них участвуют главным образом мужчины.

Перед деловыми переговорами часто подают еду и напитки. В почете кофе.

Относитесь к женщинам деликатно, уважительно, с соблюдением этикета. Не допускайте даже намека на флирт.

Во время общения остерегайтесь пользоваться жестом «о’кей», при котором большой и указательный пальцы соединены в кольцо. В Греции этот жест имеет непристойный смысл.

Вам также будет очень интересно:

Рубрики: Международный этикет Метки: Международный этикет, Страны Европы

zireael777.ru

История развития этикета факты - страница 2

Древняя Греция

Греческий полис (polis) — город-государство и римский цивитас (civitas) — община обеспечивали полное развитие гражданских, физических, творческих возможностей свободных граждан, что и определяло нормы поведения в обществе. В светской жизни не предполагалось каких-либо формальных ограничений, и только в период поздней Римской империи стали появляться первые признаки строгой регламентации поведения, складывались основы этикета.

Большую часть дня греки проводили вне дома — в палестрах и гимнасиях (спортивных залах и стадионах). Все граждане стремились попасть на агору (рыночную площадь) в центре города, где проходили личные и деловые встречи. Здесь греки узнавали новости, обсуждавшиеся всю вторую половину дня. Поэтому сопровождавший греческого гражданина раб приносил с собой складной стул для более удобного общения. Зачастую приходилось возвращаться ночью в сопровождении рабов-факелоносцев. В течение дня мужчины обычно принимали участие в нескольких спортивных состязаниях, а также азартных играх (игра в мяч, в кости), в петушиных боях. Женщина согласно обычаям могла выходить из дома только в сопровождении рабов. Рабыни несли за хозяйкой зонтик от солнца, рабы — складной стул.

Одежда в Древней Греции

Одежда у греков была очень простая. Основным видом мужской и женской одежды был хитон. Хитон — это до колен или ниже платье, стянутое на талии поясом. Хитон мог быть с рукавами или без рукавов и скреплялся на плече пряжкой. Поверх хитона мужчины надевали гиматий (длинный плащ), а женщины — пеплос (длинный плащ с капюшоном). Мужчины носили еще короткий плащ — хламиду, которая прикреплялась к одежде застежками. Материалом для изготовления одежды служили шерсть и лен. Головной убор надевался только в дорогу. Мужчины носили войлочную шапку типа колпака и шляпу с широкими полями. Обувью для греков служили сандалии и войлочные или кожаные сапоги, зашнурованные спереди. Сложные женские прически укреплялись шпильками из драгоценных металлов и камней. Кроме богато украшенных поясов, женский туалет дополняли драгоценности: серьги, браслеты, диадемы.

Спорт, бани в Древней Греции

Греки придавали особое значение физической красоте и здоровью, тесно связывая их с красотой души и ума. Общество очень заботилось о поддержании здоровья, в частности о гигиене. Поэтому в крупных городах существовали общественные бани. В баню греки приходили через день, в сопровождении рабов. Раб нес с собой масло, соду, жирную глину, белье, полотенце и щетки. Горячую ванну принимали в круглом чане; после нее следовали холодные купания. Существовали также парильни с сухим горячим воздухом. Греческие спортивные состязания, в частности Олимпийские игры, посвящались богам и героям. Греки стремились к гармоничному развитию. Такой знаменитый философ, как Платон в молодости прославился как кулачный боец.

Торжественная трапеза в Древней Греции

Трехразовое питание в Греции предполагало наличие двух завтраков и обильного обеда. Обед устраивался в вечернее время. На пир приглашались друзья, которым присылались приглашения через вестников-рабов. Приглашенные могли привести на пир своих друзей. Случалось, что к обеду приходили граждане, которых никто не приглашал — паразиты. Непрошеных гостей не принято было выгонять, но к ним относились с презрением. За стол садились строго в назначенное время, не дожидаясь опоздавших. Пиры устраивались только на мужской половине дома. Так как аккуратность считалась признаком вежливости, то у входа все снимали обувь, рабы омывали гостям ноги, предлагали принять ванну и умаститься благовониями. Еда расставлялась на столах, вокруг которых в форме подковы размещались ложа. Ложе было высоким, покрывалось красивым одеялом. На нем могли расположиться двое гостей спиной друг к другу. Обедали в положении полулежа, опираясь левым плечом на подушку или валик. Хозяин дома располагался в центре. Самым почетным считалось место справа от него. Ели руками, вытирая пальцы тестом или мякишем хлеба. Ложка полагалась только для жирной пищи. Обед начинался с закусок, возбуждающих аппетит. Далее следовали перемены из мяса, рыбы, зелени и соусов. По окончании трапезы совершали омовение рук и приносили жертвы богам вином. Далее следовал десерт из сыра, фруктов, сластей и вина. Это было началом симпосиума (симпозиум — философская беседа с вином). Лучшие вина с острова Лесбос, Самос и Хиос смешивались с водой в пропорции один к трем. Пить неразбавленное вино считалось неприличным, подобающим лишь варварам. Во время обеда велись важные и интересные беседы. На симпосиум приглашались флейтистки и акробаты для развлечения.

Проксения

Важнейшими чертами общественной жизни греков были дружелюбие и гостеприимство, переходившие в государственную обязанность. Гостеприимство превращалось в институт проксении — прообраз дипломатической службы. При переезде из своего отечества грек оказывался чужаком в соседнем государстве. Проксены (представители Афинского государства в других полисах) защищали их интересы, предоставляя им жилье, ссужая их деньгами, обеспечивая удобства и создавая им привычную среду. За свою службу проксены получали ряд привилегий в тех полисах, гражданам которых они оказывали эти услуги.
Древний Рим
Общественная и деловая жизнь в Риме проходила в основном на Форуме и Марсовом поле. В Риме и других крупных городах граждане ходили пешком, передвигались на носилках, которые несли на плечах 6-8 рабов, или в повозках, запряженных мулами. Римские граждане охотно посещали общественные игры и зрелища, число которых доходило до 170 в год. Иногда, особенно в бане в древний период, граждане и сами участвовали в играх и состязаниях. Устраивание таких зрелищ было важным общественным долгом видных граждан, а позднее — почти исключительной прерогативой императоров. Историк Светоний в своих «Жизнеописаниях Цезарей» подробно рассказывает о многих играх, неизменно ставя их в заслугу организаторам. Осуждая жестокость этих зрелищ с современной точки зрения, следует помнить, что тогдашняя мораль коренным образом отличалась от нашей.

    продолжение

www.coolreferat.com

Античные аспекты этикета в Древней Греции.

Центром культурной и деловой жизни древних греков была агора – рыночная площадь в центре города. На ней греки узнавали последние новости, решали деловые вопросы. Каждого греческого гражданина сопровождал раб, который нёс складной стул: общение обычно затягивалось на несколько часов и вполне могло закончиться лишь ночью. Женщина согласно древнегреческим обычаям могла выходить из дома только в сопровождении рабов.

Основным видом мужской и женской одежды древних греков служил хитон – платье до колен и ниже, стянутое на талии поясом. Хитон мог быть с рукавами или без них. Поверх хитона мужчины носили длинные плащи: у мужчин он назывался гиматий, а у женщин — пеплос (отличался наличием капюшон). Головной убор греки надевали исключительно в дорогу. Обувью греков были сандалии и войлочные или кожаные сапоги со шнуровкой.

В Древней Греции одним из любимых занятий было посещение бани. Там граждане бывали чуть ли не каждый день. Были бани с сухим паром и горячие ванны. Не менее популярны были и спортивные состязания, а Олимпийские игры были событием мирового масштаба. На время проведения соревнований даже прекращались все войны. Олимпийские игры посвящались богам и были названы в честь горы Олимп, на которой, по мнению греков, они обитали. Победители Олимпийских игр пользовались большим почётом. Посещали Олимпийские игры исключительно мужчины, женщинам это запрещалось под страхом смертной казни.

В Греции было принято трёхразовое питание: два завтрака и обильного обеда, который обычно проводился в вечернее время. Несмотря на то, что гостей принято было приглашать, присутствовало на пиру гораздо больше людей. Дело в том, что приглашённые могли привести с собой своих друзей. Бывало, что на пиру присутствовали и люди, которых вовсе никто не приглашал. Выгонять последних было не принято, но относились к ним все с презрением.

За стол садились в определённое время, не дожидаясь опоздавших. У входа все гости снимали обувь, мыли ноги и даже принимали ванну. Вокруг столов в пиршественном зале располагали ложа в форме подковы. На каждом ложе в положении полулёжа располагалось двое гостей. Хозяин дома располагался в центре, а самым почетным считалось место справа от него. Ели древние греки руками, периодически вытирая их тестом или мякишем хлеба. Ложка полагалась только для особо жирной пищи.

Обед начинали с закусок, за которыми следовали блюда из мяса, рыбы, зелени и соусов. Далее следовал десерт из сыра, фруктов, сластей и вина. Завершался пир обычно беседой на философские темы. Вино, совмещавшееся с этой беседой, принято было пить разбавленным. Считалось, что неразбавленное вино употребляют лишь варвары.

Культура Древней Греции — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности человечества. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, Древняя Греция определила свой собственный путь как в социально-политического развитии общества, так и в философских поисках и художественно-эстетическом осмыслении мира.

Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 99 | Нарушение авторских прав

Исторические корни этики Древнего Востока. | Культовые традиции древнего Китая. Образцы и ценности культуры. | Этика Аристотеля | Учение Сократа | Этические аспекты Платона. | Этика как наука о морали. Нравственность, добро и зло, справедливость. | Домострой. | Петр 1 основ.нового этикета на руси. | Профессиональное качество делового человека | Организаторская этика специалиста социально-культурного сервиса. |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.007 сек.)

mybiblioteka.su

Культура межличностных отношений в древних Греции и Риме

УIV века до н.э во многих полисах (городах-государствах). Древней. Греции культивировался морально-этический стандарт, который требовал изрядной сдержанности, рациональности в поведении неуклонно его соблюдением пр редставникы благородного происхождения отличали себя от демоса. Однако в отличие от конфуцианства античная мораль предполагала определенную степень свободы. Особую ценность имели такие добродетели, как гордость и честь ь. Не случайно понятие"благородный"и"по праву гордый"для. Ари-стотеля были синонимичны. Древние греки большое значение придавали культа совершенного тела, военной сноровки, эстетическом мировоззрения господствующих классов, что нашло свое отражение в концепции калокагатиення у концепції калокагатії.

. Калокагатия (греч kalos - прекрасный, agatos-добродетельный) - центральный принцип древнегреческой эстетике, которым обозначали гармонию внешнего и внутреннего, физической силы, красоты и добра как условие доски коналости человеки.

Многие сведения об особенностях древнегреческой культуры межличностных отношений содержат труды. Аристотеля, который первым в истории западноевропейской мысли предложил концепцию"жизненных добродетелей"прежде межличностных отношений. Отдельные нормы поведения, на которых он настаивал, со временем стали неотъемлемыми составляющими общечеловеческого понимания культуры отношений. Так, в"Евдемова этике"Аристо тель подверг критике такие недостатки характера, яростью, кротость, строптивость и лесть: несдержанная, своенравная человек не может безконфликто общаться, а подхалим, унижаясь, найдет спил ьну язык с кем угодно. Поэтому человек, имеющий чувство собственного достоинства, общаться только с достойными, избегать высокомерия или самоуничижение. Особое значениеня.. Особливого значення . Ари стотель оказывал гордости, т.е. способности человека к самоуважения и уважения к другим, потому уважать другого человека вовсе не означает самоуничижения. Суть гордости он видел в нахождении золотой середины между с превосходством и уступчивостью:"Кто в жизни ничем не уступит, кто относится к каждому с презрением, то надменный, а тот, кто ради другого от всего может отказаться и себя считает ниже всех, то угодливый. Кто прислушивается к мнению другого человека, однако с достойными людьми ведет себя соответственно, то есть гордым"("Евдемова этика";Евдемова етика").

В"Евдемова этике"и"Большой. Этике"Аристотель сформулировал систему морально-этических предписаний для представителей аристократических слоев. Только аристократ может позволить себе откровенность в отношениях, е. Открыть выражать свою приязнь или ненависть, никогда не прощать образ. Важным достоинством"истинного аристократа"есть чувство юмора, потому такой человек - всегда желанный собеседник. Юмор е серединой м иж шутовством и дикостью: шут превращает в шутку все, что угодно, а дикарь ненавидит юмор и людей, которые с него смеются. Человек с чувством юмора способна остроумно пошутить и не обижается н а юмор других. Ирония и сарказм в общении недопустимо сарказм у спілкуванні неприпустимі.

Образ брутального невежи, общение с которым невыносимо в любом обществе, описал древнегреческий философ-сатирик. Теофраст (372-287 до н.э), который пытался раскрыть содержание благородного поведения июня рез отрицание. С этой целью в работе"Характеры"из-под его пера появляется ироническая, льстивый, разговорчивая, шумная, бессовестная, бесстыжая человек. По толкованию сатирика, ироничность - это притворство дураков ка, мнимое самоуничижение перед другими; льстивость - непристойное поведение ради личной выгоды; болтливость - страсть к надоедливым и пустых разговоров; шумность - эмоциональная разврат, склон ьнисть до ссор, раздоров; бессовестность - пренебрежение добрым именем ради выгоды; бестактность - неумение выбирать момент для действий, наносит неприятности другим людям. Такой взгляд на проблемы общения, н етактовну, импульсивное поведение свидетельствует о большом значении в древнегреческой коммуникативной культуре моральных факторовальних чинників.

С присущим ему юмором. Теофраст раскрывает недостатки человеческой натуры, особенно сосредоточиваясь на бесстыдной невежливости

Значительную часть публичного и частного жизни античные эллины проводили в различных политических, философских, религиозных, профессиональных микро-группах, которые имели свои морально-этические кодексы. Между членами и этих сообществ устанавливались основанные на взаимной симпатии и единства взглядов дружественные и теплые отношения, которые греки называли словом"филиа"(греч рhilio-любовьilio- любов).

Афиняне и римляне высоко ценили отношения между друзьями. Деятельность в микрогруппах требовала выполнения определенных обязанностей: внесение средстве н на различные мероприятия, участие в семейных и общественных трапезах т.д.. Афиняне, например, небольшими группами встречались наа агаре (место гражданских собраний, торговая площадь), где обсуждали важные политические вопросы. Особую роль в научно-культурной жизни. Эллады играли философские спилкишколы - неформальные объединения др. интеллектуалов, в которых принимали всех желающих. Распространенной формой социальной интеграции в. Древнем. Риме были ассоциации, объединяющие друзей, единомышленников, сторонников различных культов (союз поклонников. Геракла,. Диониса и др.). Эти ассоциации четко формулировали свой устав, нормы участия в них, правила поведения, порядок расходов на различные мероприятия и т.д.. Так, устав одного из филадельфийских объединений запретов яв заниматься колдовством, любовными утехами с женатыми женщинами, в т ч рабами, принимать зелье, которое предотвращает беременность и т.д.. Морально-этический кодекс поклонников. Диониса не позволял при засида нь устраивать ссоры. Распространенными формами обращения в подобных обществах были:"друзья","товарищиі", "товариші".

Культура застолья древних. Греции и. Рима формировалась на симпозиумах (греч Symposion - пир), которые устраивали почти все древнегреческие и древнеримские микрогруппы в аристократических домах ("Андрон""). Правила проведения симпозиумов были разные. Обычно они сопровождались весельем и развлечениями, иногда - политическими и философскими диспутами. Участники симпозиума выпивали по кругу за здоровье каждого одного из них, что символизировало равенство и единодушие. Гостей развлекали флейтистки, могли выступать поэты и философы. Между участниками симпозиумов происходили разнообразные соревнования (например, виплискув. Ання по капле вина из одного кубка в другой). Выпить вина разрешалось столько, чтобы можно было добраться домой без посторонней помощиоронньої допомоги.

О правилах поведения на симпозиумах можно судить на основании произведения древнегреческого историка. Плутарха (ок 45 - ок 127)"Застольные беседы"В нем говорится об уместности интеллектуальных бесед на пирах, поскольку сложные"диалектические тонкости"могут надоесть тем, кто не очень искусен в искусстве логической аргументации, а невежество большинства может испортить симпозиум грубыми песнями, п. Устим разговорами, на нет сведут его благородную цель (честь бога т.п.). Правда, в философском среде содержательная беседа будет уместной. Особое значение придавалось сервировке стола. Плутар х подчеркивал необходимость равномерного распределения блюд, ведь"равенство в застольном общении необходима более всего"Если на столе много блюд и отсутствуют индивидуальные наборы, то участники трапез и могут вести недостаточно воспитаны - жадно хватать пищу, толкаться локтями, чтобы схватить лакомый. Шмауться ліктями, щоб ухопити ласий шмат.

Тогдашний речевой этикет, как свидетельствуют"Застольные беседы", требовал осторожного отношения к юмору. Плутарх заметил, что у древних персов бытовал обычай обращаться к человеку только с такими вопросами и или намеками, которые вызывают у нее удовольствие, а не наоборот. Поэтому важнейшей целью науки об общении является обучение людей коммуникативной предосторожности, тактичности, что помогало бы им получать е д общения только удовольствие. Содержание тактичности, по мнению. Плутарха, заключается в уместном, вежливом адресации собеседнику вопросы, чтобы не смутить его, ясным и изысканной ответы на вопросы; в воздержании от насмешки, издевки над собеседником, насмешка над чужими физическими недостатками. Люди будут удовлетворены только теми вопросами, на которых они хорошо знают, охотно отвечать на вопрос о своих личных успехах или успехи своих друзей, детей и о поражениях врагов своїх ворогів.

Культура семейных отношений в античную эпоху основывалась на патриархальной морали, которая требовала от жены и детей полной покорности перед мужем

. Патриархальная (греч pater - отец, аrche - власть) мораль - система морально-этических ценностей, которая основывается на идее нравственного совершенства мужа (отца), его праве устанавливать границы припусти имои или недопустимого поведенияи.

Древнеримские законы и мораль в отношении женщины были строже, чем в. Древней. Греции. Если в. Древнем. Риме мужчина имел право убить жену только за то, что она искусственно прервала беременность или подделала ключи д до винного погреба, то в. Античной. Греции замужняя женщина имела решающий голос в семье. Известно, что. Ксантипа - жена древнегреческого философа. Сократа - могла даже избить своего мужа за то что он не приносил домой денег. Однако семейные традиции и образ семейной жизни древней. Эллады свидетельствуют об ограничении свободы женщины относительно. Ее возможности самостоятельно выбирать свой жизненный путь. Пошлюбле ния женщины с мужчиной могло произойти только с согласия его опекуна (отца, брата или ближайшего родственника). Опекун договаривался о размере приданого (имущество, деньги, которые дают родители или родственники невесте, когда она выходит замуж) невесты. Афинское государство в IV в до н э выделяла также средства на приобретение приданого для бедных женщин или женщин-сирот. Инициатором развода был только мужчина. Но чтобы это произошло, он должен был договориться с опекуном о возвращении приданого и сообщить об этом архонта (верховного жреца). Обычно опекун снова пытался женить разведенного женщину или вдову. Бывало, что бывший муж сам подыскивал для своей жены будущего мужа. Ценность семейной жизни женщины заключалась в том, чтобы родить сыновей, которые могли бы служить на пользу полиса. Семейная жизнь было почти полностью отделена е от публичного. Так, вокруг дома античные греки строили высокую ограду; мастерские, магазины и другие достройки размещали извне главного здания, чтобы через них было сложно или вовсе невозможно попасть в дом хозяина. Дом была разделена на половины - мужскую ("андрон") и женскую ("Гинек"), где жила жена со служанками и детьми. Главным занятием замужней женщины было домашнее хоз одарство. Женщины из состоятельных семей вообще не выходили на улицы города, даже продукты и провизию покупали мужчины или прислуга. На эллинистический период приходится начало женской эмансипации (лат еmansipat io-освобождение сына от отцовской власти) - освобождение от зависимости, отмены определенных ограничений. Следствием этого были достижения древнегреческих женщин в поэзии, живописи, философии (поэтессы. Анита. Аристодама; художница. Елена; портретистка. Иайя и др. художниця. Олена; портретистка Іайя та ін.).

В"указаниях супругам"Плутарх отмечает, что мужчина должен уважать жену, обедать с ней вместе за одним столом и не смеяться над ней, а жена должна терпеть измены мужа и уходить из дома. Из этого можно а сделать вывод, что, в отличие от классической. Греции, в. Греции эллинистической эпохи жена уже имела право сама решать, жить ей с мужем или нет. На первый план в семейной жизни выходят подружньо-семейная любовь и обоюдное уважение. Именно в эллинистический период сформировалась идея любви как безусловной нравственной ценностиьної цінності.

Выделение эмоционально-душевной привязанности между членами семьи свидетельствует о высоком уровне культуры межличностных отношений в. Древней. Греции. Слово"любовь"древние греки употребляли в нескольких значениях: кри им"филиа", существовало понятие"сторге", с помощью которого выражали нежные, надежные чувства родителей к детям и детей к родителям,"эрос", которым обозначали любовь-страсть, ревность, чувственное влечение,"агап е"- абстрактная и надличностных любовь, основанная на убеждениях, а не на чувствах или страсти. О культуре чувств в. Древней. Греции эллинистического периода свидетельствуют эпитафии женам:"моей мы тук и любимой","моей любимой жене"(в античную эпоху выражать нежные чувства к женщине считалось неприличным). В этот период началось формирование идеала женственности, который включал красоту и мудростьд розпочалося формування ідеалу жіночності, який включав красу і мудрість.

Важным формальным атрибутом этикета во времена. Древних. Греции и. Рима считалась манера одеваться, чем отличались представители господствующих страт от демоса. Главным мужским и женским одеждой в. Древней. Г. Греции был хитон - платье, взимаемая ремнем и скреплена пряжкой на плече, длиной до колен или ниже, с рукавами или без рукавов. Мужчины этаж хитона надевали гиматий - длинный плащ. Женский плащ был д осить длинным, с капюшоном (пеплос). Мужчины также носилиили хламиду - короткий плащ с застежками. На ноги надевали сандалии и кожаные сапоги, шнурувалися спереди

Прически и пояса древнегреческие аристократки украшали драгоценными камнями, надевали драгоценные серьги, диадемы и браслеты. Граждане. Древнего. Рима носили тоги - длинный кусок белой ткани, один конец которого перебрасывали через левое плечо. Римские сенаторы украшали тоги красной каймой. Вместо верхней одежды носили пенулу - плащ без рукавов, и. Лацер-на - короткий плащ, застегнутый на плече. Женщины надевали длинные туники - шерстяные рубашки, подпоясанные под грудью широким кожаным поясом. На тунику набрасывали стола - покрывало, а если выходили за пределы дома, надевали перстную - длинный плащ

Зарождение придворного этикета связано с усилением в. Древнем. Риме культа императора (III века до н.э). Чтобы попасть на императорскую аудиенцию, нужно было заранее записаться. Даже высокие п должностные лица во время нее должны были докладывать стоя придворной аристократии представлял многочисленный штат чиновников разных рангов, среди которых самыми желанными были низкие должности (царский виночерпий, надзиратель царского ложа и др.). Носители этих должностей иногда имели большее влияние на политику императора, чем известные полководцы. При дворе начали создаваться необычные по тем временам должности: секретари, курьеры, тр имачи опахала и иала та ін.

целом на ранних этапах исторического развития культура отношений (морально-этический кодекс поведения первобытного общества) была направлена ??на сдерживание природных поездов, произвола, агрессии отдельных др. ндивидив, а на этапе формирования аристократии (Китай,. Древние. Греция и. Рим) началось осмысление сути благородства и практическое внедрение ее норм. В ту пору приходится начало доминирования этики благородно их добродетелей, которые отождествляли с моральной превосходством. На культуру отношений (этикет) в древнем. Китае существенно повлияла семейно-родовая мораль конфуцианства. В противоположность кон-фуцианський модели культуры стосун ков и благородства, основанной на культе вежливости и безоговорочной преданности авторитетам, морально-этический идеал человеческих отношений в древних. Греции и. Риме основан на эмоциональной, духовно-интелек туально привязанности (филиа) и этике достоинствасті.

uchebnikirus.com

Реферат: История развития этикета: факты

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра политологии

РЕФЕРАТ на тему:

«История Развития Этикета: Факты »

Выполнил студент I курса ФБД: Клименок М. А.

Проверил преподаватель: Бузовкина И. В.

Минск 2001г.

ПЛАН

· Введение.

Возможно вы искали - Реферат: История создания сурдотехнических средств

· Античный мир.

· Западная Европа. Раннее средневековье.

· Этикет в феодальном обществе. Рыцарский кодекс.

· Придворный этикет.

· Буржуазный этикет 19 века.

Похожий материал - Реферат: История становления глубинной психологии

· Допетровская Русь.

· Петровское время (1696-1725 годы).

· 19, начало 20 века.

Введение

Правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого общества. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Единственная цель ЭТИКЕТА - сделать нашу жизнь максимально приятной от общения друг с другом, обойти всевозможные острые углы и нечаянные обиды, уберечь нас от случайных претензий и бед.

Очень интересно - Реферат: История формирования научного социально-психологического знания

Стремление вести себя прилично замечено ещё до появления письменности. В "Одиссее" Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона. Отношения полов, высших и низших, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушить эти правила значило исключит себя из своей социальной группы.

История этикета тесно связана с историей человеческого общества. Первый письменный договор был заключён в 1278 году до н. э. между египетским фараоном Рамзесом Вторым и хеттским царём Хаттушилем Третьим. Египтяне проиграли войну, но для хеттского царя было выгодно иметь в Египте не врага, а союзника, поэтому он заключает мир , условия которого были выгравированы на серебряной пластинке, которая и является первым проявлением дипломатического этикета. И неслучайно , что первые проявления регламентированных отношений появлялись в "горячих точках" человеческих взаимоотношений. Первенец этикета - Дипломатический этикет. Древние греки, придавая большое значение межгосударственным отношениям, развили дипломатический этике, насытив его огромным количеством сложных ритуалов. Затем возникает придворный этикет. Каждая правящая династия создаёт вокруг себя сложный церемониал с большей или меньшей степенью торжественности. И только потом формируется общегражданский этикет, который сродни придворному, но гораздо проще.

В 1204 году испанский священник Педро Альфонсо создал книгу по правилам поведения для священнослужителей и монахов "Дисциплина клерикалис", и на её основе впоследствии составлялись пособия по гражданскому этикету в Англии, Франции, Германии и итальянских княжествах.

Классическими странами этикета считаются Англия и Франция, хотя облагораживание нравов в Европе началось с Италии 14 века. Взлёт искусств, характерный для эпохи Возрождения, эстетическое и умственное наслаждение изменили быт и нравы людей. Утончённость, изящество, манеры, моды, этикет, - всё это стало живо интересовать итальянцев. Самого высокого развития, блеска, роскоши и строгости этикет достиг при Людовике 14, поэтому с 17 века Франция стала являться законодательницей вкуса, этикета и моды.

В Россию европейский этикет проникает в начале 18 века. До этого же существовал общепринятый порядок при царском дворе и вне его, сформулированный в 16 веке в кодексе правил, названном "Домострой". В основе правил "Домостроя" лежало сословное деление общества и подчинение низших высшим, младших старшим. В семье утверждалась незыблемая власть главы дома над всеми домочадцами и слугами, и в случае их неповиновения главе дома предписывалось "сокрушать рёбра" тому, кто ослушался. В обществе была создана строгая иерархия подчинённости: боярину, наместнику царя, царю. К концу 17 века домостроевский порядок стал мешать развитию культуры и общества, и Пётр 1, расширяя границы общения России с другими государствами, стал прививать европейские нормы поведения в России. В 1717 году выходит книга "Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Правила поведения различных стран Европы, но преимущественно Англии, своеобразно сочетались с русскими национальными обычаями и условиями. И хотя Пётр 1 огнём и мечём искоренял патриархальные порядки, некоторые устои и традиции Домостроя (как правило, в купеческом и крестьянском сословиях) ещё долго соседствовали с европейскими правилами ( в основном, на неофициальном, семейном уровне. Вспомним для примера хрестоматийную Катерину из "Грозы" Н. Островского). В наше время русский этикет ассоциируется, скорее, с дворянским сословием, где многочисленные гувернёры и учителя прививали должные манеры с ранних лет.

Вам будет интересно - Реферат: Как дарить и принимать подарки

Октябрьская революция хаотично перемешала социальные слои и перекроила все сферы жизни, и этикету тоже здорово досталось. Было искоренено понятие этикета как обязательной категории. Подчёркнуто галантное обращение подавались с определённой долей иронии, считалось излишеством. Конечно, постепенно правила хорошего тона стали возвращаться как неизбежная часть человеческого существования, но основы сильно пострадали.

Античный мир

Древняя Греция

Греческий полис (polis) — город-государство и римский цивитас (civitas) — община обеспечивали полное развитие гражданских, физических, творческих возможностей свободных граждан, что и определяло нормы поведения в обществе. В светской жизни не предполагалось каких-либо формальных ограничений, и только в период поздней Римской империи стали появляться первые признаки строгой регламентации поведения, складывались основы этикета.

Большую часть дня греки проводили вне дома — в палестрах и гимнасиях (спортивных залах и стадионах). Все граждане стремились попасть на агору (рыночную площадь) в центре города, где проходили личные и деловые встречи. Здесь греки узнавали новости, обсуждавшиеся всю вторую половину дня. Поэтому сопровождавший греческого гражданина раб приносил с собой складной стул для более удобного общения. Зачастую приходилось возвращаться ночью в сопровождении рабов-факелоносцев. В течение дня мужчины обычно принимали участие в нескольких спортивных состязаниях, а также азартных играх (игра в мяч, в кости), в петушиных боях. Женщина согласно обычаям могла выходить из дома только в сопровождении рабов. Рабыни несли за хозяйкой зонтик от солнца, рабы — складной стул.

Одежда в Древней Греции

Одежда у греков была очень простая. Основным видом мужской и женской одежды был хитон. Хитон — это до колен или ниже платье, стянутое на талии поясом. Хитон мог быть с рукавами или без рукавов и скреплялся на плече пряжкой. Поверх хитона мужчины надевали гиматий (длинный плащ), а женщины — пеплос (длинный плащ с капюшоном). Мужчины носили еще короткий плащ — хламиду, которая прикреплялась к одежде застежками. Материалом для изготовления одежды служили шерсть и лен. Головной убор надевался только в дорогу. Мужчины носили войлочную шапку типа колпака и шляпу с широкими полями. Обувью для греков служили сандалии и войлочные или кожаные сапоги, зашнурованные спереди. Сложные женские прически укреплялись шпильками из драгоценных металлов и камней. Кроме богато украшенных поясов, женский туалет дополняли драгоценности: серьги, браслеты, диадемы.

Спорт, бани в Древней Греции

Похожий материал - Реферат: Как победить в споре

Греки придавали особое значение физической красоте и здоровью, тесно связывая их с красотой души и ума. Общество очень заботилось о поддержании здоровья, в частности о гигиене. Поэтому в крупных городах существовали общественные бани. В баню греки приходили через день, в сопровождении рабов. Раб нес с собой масло, соду, жирную глину, белье, полотенце и щетки. Горячую ванну принимали в круглом чане; после нее следовали холодные купания. Существовали также парильни с сухим горячим воздухом. Греческие спортивные состязания, в частности Олимпийские игры, посвящались богам и героям. Греки стремились к гармоничному развитию. Такой знаменитый философ, как Платон в молодости прославился как кулачный боец.

Торжественная трапеза в Древней Греции

Трехразовое питание в Греции предполагало наличие двух завтраков и обильного обеда. Обед устраивался в вечернее время. На пир приглашались друзья, которым присылались приглашения через вестников-рабов. Приглашенные могли привести на пир своих друзей. Случалось, что к обеду приходили граждане, которых никто не приглашал — паразиты. Непрошеных гостей не принято было выгонять, но к ним относились с презрением. За стол садились строго в назначенное время, не дожидаясь опоздавших. Пиры устраивались только на мужской половине дома. Так как аккуратность считалась признаком вежливости, то у входа все снимали обувь, рабы омывали гостям ноги, предлагали принять ванну и умаститься благовониями. Еда расставлялась на столах, вокруг которых в форме подковы размещались ложа. Ложе было высоким, покрывалось красивым одеялом. На нем могли расположиться двое гостей спиной друг к другу. Обедали в положении полулежа, опираясь левым плечом на подушку или валик. Хозяин дома располагался в центре. Самым почетным считалось место справа от него. Ели руками, вытирая пальцы тестом или мякишем хлеба. Ложка полагалась только для жирной пищи. Обед начинался с закусок, возбуждающих аппетит. Далее следовали перемены из мяса, рыбы, зелени и соусов. По окончании трапезы совершали омовение рук и приносили жертвы богам вином. Далее следовал десерт из сыра, фруктов, сластей и вина. Это было началом симпосиума (симпозиум — философская беседа с вином). Лучшие вина с острова Лесбос, Самос и Хиос смешивались с водой в пропорции один к трем. Пить неразбавленное вино считалось неприличным, подобающим лишь варварам. Во время обеда велись важные и интересные беседы. На симпосиум приглашались флейтистки и акробаты для развлечения.

Проксения

Важнейшими чертами общественной жизни греков были дружелюбие и гостеприимство, переходившие в государственную обязанность. Гостеприимство превращалось в институт проксении — прообраз дипломатической службы. При переезде из своего отечества грек оказывался чужаком в соседнем государстве. Проксены (представители Афинского государства в других полисах) защищали их интересы, предоставляя им жилье, ссужая их деньгами, обеспечивая удобства и создавая им привычную среду. За свою службу проксены получали ряд привилегий в тех полисах, гражданам которых они оказывали эти услуги.

Древний Рим

Общественная и деловая жизнь в Риме проходила в основном на Форуме и Марсовом поле. В Риме и других крупных городах граждане ходили пешком, передвигались на носилках, которые несли на плечах 6-8 рабов, или в повозках, запряженных мулами. Римские граждане охотно посещали общественные игры и зрелища, число которых доходило до 170 в год. Иногда, особенно в бане в древний период, граждане и сами участвовали в играх и состязаниях. Устраивание таких зрелищ было важным общественным долгом видных граждан, а позднее — почти исключительной прерогативой императоров. Историк Светоний в своих «Жизнеописаниях Цезарей» подробно рассказывает о многих играх, неизменно ставя их в заслугу организаторам. Осуждая жестокость этих зрелищ с современной точки зрения, следует помнить, что тогдашняя мораль коренным образом отличалась от нашей.

Одежда в Древнем Риме

cwetochki.ru

Этикет в Древней Греции

  

стр. 4

После завершения покупки Продуктов к обеду горожанин направлялся к ближайшему из устроенных на рынке портиков, где его ожидала встреча с друзьями. Встретившиеся приветствовали друг друга принятым жестом. Кланяться или кивать головой в знак приветствия считалось в Древней Греции дурным тоном. Пожимать руки можно было только в случаях принесения клятвы или в моменты особенно торжественных прощаний. Друзья приветствовали друг друга также словом «хайре», что означает «возрадуйся», после чего могли следовать высказывания относительно погоды. Иногда общепринятое приветственное слово «хайре» заменяли другими: «желаю здравствовать», «трудись и преуспевай» или «работай успешно». Предметом разговоров встретившихся друзей могли быть политические новости или личные дела. Нередко греки пускались в длинные рассуждения о смысле человеческого бытия, о справедливости и о быстротечности жизни человека. Помимо рынка, друзья могли встретиться также в парикмахерской или в лавке парфюмера либо сапожника. Философские беседы и споры разворачивались порой в самых неожиданных для того местах. Так, например, известно, что однажды Сократ завел беседу на излюбленную философскую тему прямо в лавке шорника. Нежелание кого-либо участвовать в таких дискуссиях считалось у древних греков свидетельством дурного воспитания и приравнивалось чуть ли не к измене государству. Известно, что Демосфен как-то раз выступил с обвинительной речью по поводу антиобщественного настроения и поведения одного из горожан, который не хотел посещать парикмахерские и парфюмерные лавки, традиционно являвшиеся местом встреч и бесед друзей. Молчание также считалось в Древней Греции дурным тоном. Общительность, жизнелюбие, дружба — вот главные приоритеты жизненного кредо жителя Эллады. Однако нельзя сказать, что древние греки были чрезмерно болтливы. Болтунов и пустозвонов так же, как и молчаливых и замкнутых людей, недолюбливали, и они часто становились предметом насмешек окружающих. Таким образом, благовоспитанный грек должен был быть в меру разговорчив и в меру молчалив, должен был обладать умением не только красиво говорить на отвлеченные темы, но и внимательно слушать речи собеседников. Обеденное время настулало в Древней Греции приблизительно в три-четыре часа. Прежде чем сесть за стол, горожанин обязательно посещал баню. Там тело тщательно очищали от пыли и грязи, используя скребок-стригило. Чистое тело вытирали полотенцем и натирали благовонным маслом. Только после этого горожанин мог приняться за обед. Как и в любом другом государстве, застолья занимали особенное место в жизни жителей городов Древней Греции. Правила проведения церемонии и этикет трапез был различным и зависел от характера застолья: семейный ''ли это обед или встреча друзей. В обычные дни мужчины и женщины садились за один стол, установленный в мужской половине дома. Однако мужчины полулежали на кушетках, а женщины могли лишь сидеть на низких табуретах или стульях. Когда горожанин получал приглашение на застолье, он должен был решить, как правильно одеться. Но прежде ему предстояло тщательно вымыться и натереть тело ароматными маслами. Правила этикета требовали своевременного прибытия в дом, где устраивался пир. В назначенное время гости усаживались за стол, не поджидая опаздывающих. Однако стоит заметить, что понятие «садиться за стол» в Древней Греции если и существовало, то было весьма символическим, поскольку гости возлежали у небольших столиков с яствами на кушетках. На одном ложе могли разместиться два человека. Они ложились на кушетку, застеленную красивыми одеялами и покрывалами, опирались на одну руку и подушки, а другой рукой брали поданные кушанья. Нужно сказать, что ложа были довольно высокими, и иногда для того, чтобы взобраться на них, требовалось приставлять маленькую скамеечку. Даже столы, на которые подавали блюда, были ниже кушеток, где лежали гости. Количество столов и кушеток, предназначенных для гостей, могло быть сколь угодно большим. Их можно было расставлять в виде полукруга или подковы, максимально приближая гостей друг к другу так,--чтобы они могли общаться. Места для наиболее почетных гостей располагались с правой стороны от хозяина. Менее почетным гостям доставались места, удаленные от хозяев дома. В связи с этим между гостями нередко возникали споры относительно того, кто и какое место достоин занимать. Именно поэтому мыслитель Плутарх советовал хозяевам, устраивавшим пир, заранее распределять и затем указывать каждому гостю его место.

<<предыдущая стр. 4 следующая>>

© 2006 "Mercy"  При использовании материалов ссылка обязательна
  

etiketdoma.narod.ru