Торговля древнего египта. Шпаргалка: Финансы и торговля в Древнем Египте
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Финансы и торговля в Древнем Египте План. Торговля древнего египта


Торговля. Величие Древнего Египта

Торговля, являющаяся основным способом передачи культуры из одной страны в другую, предоставляет важнейший материал для изучения жизни древних народов. Страны устанавливают связи в процессе обмена товарами, сырьем и т. п.

Однако при установившихся торговых отношениях экспорт и импорт товаров, какими бы они ни были ценными, не могут считаться единственным способом обмена. Духовное, невидимое, неуловимое часто производит больший эффект, чем физический обмен. Такой обмен, когда страны становятся ближе с усилением торговых отношений, незаметно влияет на интеллектуальную и духовную жизнь каждой страны.

С давних времен Египет торговал с другими странами, о чем свидетельствуют находки, обнаруженные в долине Нила. Развитию торговли способствовало выгодное географическое положение страны, расположенной на стыке Азии и Африки и в пределах легкой досягаемости европейских стран; с одной стороны Средиземноморье, с другой – народы Востока. Одним словом, разнообразие культур.

Для успешного развития торговых отношений требуются два необходимых условия: безопасные маршруты и сравнительно дешевый транспорт. Водный транспорт всегда считался самым дешевым, а Египет как раз и располагал водной артерией. Лодки были предметом первой необходимости во время ежегодных разливов Нила, когда в Верхнем Египте деревни превращались в острова, а в Дельте водные пути, пролегавшие через болото, делались непроходимыми для пешеходов.

Первыми плавательными средствами были тростниковые плоты и маленькие лодки серпообразной формы, плоскодонные, с малой осадкой. Они управлялись шестами или веслами. Эти лодки широко использовались рыбаками и служили для переправы через болота и каналы. Ими продолжали пользоваться даже во времена пророка Исайи: «Горе земле, осеняющей крыльями по ту сторону рек Ефиопских, посылающей послов, по морю, и в папировых суднах по водам!»[75]

Первые изображения лодок появились на гладкой поверхности керамических сосудов, относящихся к амратскому периоду. Это были маленькие лодки с рулевым веслом, предназначенные только для речного судоходства. Однако на вазах герзейского периода уже изображены деревянные суда, курсирующие между Египтом и другими странами. Это, безусловно, морские суда, перевозящие грузы. Они снабжены гребными веслами и парусами, которые, судя по всему, использовались довольно редко. Такой вывод можно сделать на том основании, что лодки никогда не изображались с поднятым парусом. Маловероятно, что эти большие лодки строились в Египте, поскольку в то время страна испытывала недостаток в древесине. Столкнувшись с этой проблемой, египтяне приступают к импорту древесины, скорее всего, в семайнский период; согласно обнаруженным свидетельствам, относящимся к I династии, в строительстве использовались большие деревянные бревна. Египетские плотники явно показали себя специалистами в судостроении: построенные в период правления I династии деревянные лодки перевозили камни для всех сооружений, возводимых фараонами.

К концу правления III династии импорт древесины осуществлялся в довольно крупном масштабе. Снофру построил шестьдесят судов, которые, скорее всего, предназначались не для военных, а для торговых целей. Он снарядил морскую экспедицию, отправив сорок судов за ливанским кедром. Все это свидетельствует о налаженных торговых связях с теми странами Восточного Средиземноморья, которые могли поставлять большие объемы древесины. К этому времени был практически определен тип торговых судов, которые плавали по Средиземному и Красному морям, и на протяжении многих столетий вносились лишь небольшие коррективы.

Река была торговым путем, лодки общепризнанным средством передвижения, поэтому нет ничего странного в том, что их изображения использовались в качестве иероглифических символов с четко определенным значением. То, какое значение придавали египтяне лодкам при жизни, находит отражение в том, что они значили для них после смерти. Рядом с местами захоронения фараонов в Абидосе найдены принадлежавшие им лодки. Лодки играют большую роль в религиозных ритуалах. Солнце каждый день проезжает по небесному своду на лодке с востока на запад. Амон держит в руке парусное судно; во время праздника Амона («прекрасного праздника долины») из храма выносили в лодке статую Амона.

До наших дней в мечети святого Абу-эль-Хаггага в Луксоре сохранилась его лодка, которую в разгар лета во время праздника процессия выносит из мечети.

Одним из развлечений было катание на лодках, но в основном лодки, конечно, предназначались для военных и торговых экспедиций. Практически не вызывает сомнений, что египетские суда курсировали по Красному морю, заходя в порты по обе стороны морского пути, и даже доходили до Индии. В те давние времена все экспедиции, совершенные водным и наземным путем, были связаны с торговлей. Как мы говорили ранее, обнаруженные находки свидетельствуют об установлении внешнеторговых отношений в период заселения Нильской долины. Об объемах и разнообразии торговли в додинастический период свидетельствуют обнаруженные изделия из керамики, относившиеся к бадарийской культуре, египетского и неегипетского происхождения; изделия из меди, бирюзы, ляпис-лазури амратского периода; золото, серебро и благовония герзейского периода, не говоря уже о чужеземных растениях, таких как пшеница и виноград. Керамику привозили из Средиземноморья, медь и бирюзу с Синая, ляпис-лазурь из Азии, золото, скорее всего, из Нубии, Малой Азии и Индии, серебро из Малой Азии, благовония из Азии и Африки, пшеница и виноград, вероятно, прибыли с Кавказа.

В период правления I династии появляются письменные свидетельства, из которых становится ясно, что в тот период уже была налажена регулярная торговля с Синаем, откуда поступали медь, малахит и бирюза. В зависимости от времени года экспедиции на Синай отправлялись морем или сушей. Существует убедительное свидетельство о торговых отношениях с Критом: найденная в Абидосе полированная керамика коричневого цвета полностью совпадает с изделиями неолитического периода острова Крит, а на островах у берегов Крита обнаружены каменные египетские вазы этого же периода. В то время важнейшее значение имел торговый путь через Коптос и Вади-Хаммамат в Красное море, поскольку еще не было морского пути, который использовала знаменитая торговая экспедиция времен правления царицы Хатшепсут. Египет, помимо товаров, импортировал также сырье.

Период правления XII династии отмечен усилением внешнеторговых связей в Средиземноморье и на Черном море. Критские вазы найдены в Египте, египетские скарабеи обнаружены на Крите; на Мальте – стела периода правления XII династии, а спиральные орнаменты на скарабеях времен XII династии полностью соответствуют спиральным орнаментам, украшающим храмы на Мальте. В Триполье на Днепре была найдена глиняная посуда, удивительно напоминающая посуду периода XII династии, что служит доказательством тесных контактов между этими странами. К этому периоду относится и первое появление бога Беса; есть основания считать, что он средиземноморского происхождения.

Расцвет торговли пришелся на периоды правления XVIII и XIX династий. Все страны в пределах египетской сферы влияния стремились установить торговые отношения с Египтом. Правители посылали фараону подарки[76], чтобы добиться доступа для своих торговцев и товаров на территорию Египта.

Кроме того, существует достаточное количество свидетельств о связи с Ближним Востоком и Индией. В начальный период правления XVIII династии происходил свободный товарообмен между Египтом и Месопотамией через Сирию и Палестину, находившиеся в то время под властью Египта. Завоевательная политика фараонов XVIII династии отразилась на экономике Египте. В стране появились новые ремесленные производства, самым заветным из которых стало стеклоделие. Подвергся усовершенствованиям ткацкий станок. Теперь ремесленники изготавливали наряду с толстым и прочным холстом тонкую, прозрачную ткань (напоминающую современный газ или муслин). Образцы гобеленных тканей сохранились до наших дней. Золото, которое в этот период расточительно потребляется двором и храмами, поступало в огромных количествах с юга – из Нубии, покоренной Эфиопии и завоеванных стран Передней Азии. Египет заслужил в те времена репутацию страны, владеющей таким огромным запасом золота, что, по словам правителей Месопотамии, «в стране (Египте) золото все равно что пыль».

В период правления фараона XX династии Рамсеса III одной из самых успешных экспедиций была экспедиция, отправленная за медью на Синай. «Я отправил своих посланников в те великие медные рудники, которые там. Они плыли на кораблях, а остальные отправились сушей на своих ослах. Не было слышно о подобном (со времен) какого-либо царя. Рудники были найдены, и они добыли медь, которая была нагружена десятками сотен на их корабли. Они отправились в Египет и прибыли в сохранности».

Хотя отчет Унамона, в котором он рассказывает об экспедиции в Сирию для закупки леса в период правления XXI династии, возможно, является лишь литературной версией подлинного отчета, тем не менее он дает ясное представление о налаженных торговых отношениях между Египтом и Сирией. Отец и дед князя Библа поставляли ливанский кедр жрецам Амона, о чем свидетельствуют слова Унамона: «Я прибыл сюда за досками для великой и священной ладьи для Амона-Ра, царя богов. Делал это твой отец, делал это твой дед, сделай и ты подобное». Во время этого неприятного для Унамона разговора князь Библа отвечает: «Разве нет здесь в моей гавани 20 судов, которые имеют дела с Несубанебджедом (Смендес), да и в Сидоне, куда ты также направляешься, разве нет в нем других 50 судов, которые также имеют дела с Биркатэлем (судя по смыслу, это финикийский купец, проживавший в Танисе и, возможно, возглавлявший там торговую факторию) и которые направляются к себе домой?»[77]

В период завоевания Эфиопией и ассирийского вторжения в стране царила полная неразбериха, поэтому нет ничего странного в том, что были утеряны все документы, имеющие отношения к торговой деятельности этих периодов. В период правления XXVI династии Египет установил отношения с греками. Двумя центрами торговли на Средиземном море стали города Навкратис и Дафны. Судя по предпринимаемым в этот период действиям, египтяне стремились к освоению новых рынков. Фараон Нехо отправляет морскую экспедицию вокруг Африки и начинает строительство канала, который должен был соединить Нил с Красным морем. Если бы не гражданская война, вспыхнувшая в конце правления этой династии, Египет, возможно, восстановил прежнюю репутацию великой торговой страны. Но гражданская война нанесла серьезный удар, и Египет пал жертвой персов. Жесткая государственная власть в период правления Птолемеев лишила египтян всякой инициативы. За благополучным фасадом Александрии и царского двора страна быстро скатывалась в нищету и невежество, поэтому, когда пришло время, Египет стал легкой добычей для Рима.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Торговля

Вверх и вниз по Нилу плавали груженые товарами суда. Египет снабжал другие страны зерном, текстильными изделиями, бумагой, сушеной рыбой, украшениями и предметами роскоши. Страна ввозила медь, специи, эбеновое дерево, слоновую кость и благовония. Несмотря на то, что Древний Египет был богатой страной, там нельзя было достать некоторые материалы. Деревьев по берегам Нила росло мало, и древесину для строительства привозили с севера, из Библоса (Ливан). Фараоны имели доступ ко всем ресурсам африканского континента; у них были торговые связи с правителями Нубии, поставлявшими золото, полудрагоценные камни и экзотических животных. Египетские торговцы ходили по Красному морю, а на суше достигали земель Куша и Пунта на юге. Страны, потерпевшие поражение от египтян в войнах или не желавшие ссориться с фараонами, платили дань дорогими товарами, например, лошадьми и колесницами.

Блеск золота

В качестве дани египтяне охотно брали золотые украшения. Эта статуэтка была найдена в пирамиде царицы Аманишахетон.

 

Резные костяные палочки

Эти игральные палочки сделаны из слоновой кости. Бивни слона привозили с юга, из других африканских стран.

 

Ярмарки и обмен

Всякий товар имел свою цену. На рынке глиняный горшок можно было обменять на определенное количество ткани.

 

Плата морякам

Матросам, плававшим на больших торговых судах, платили зерном. На пристани они могли пойти в торговые ряды и поменять свое зерно на одежду или свежие фрукты и овощи.

 

Знаете ли вы?

После захода солнца движение судов по Нилу прекращалось, потому что в темноте не было видно песчаных берегов.

 

Учет грузов

Все импортные товары принадлежали фараону. При разгрузке судов писцы вели тщательный учет грузов.

 

Четвероногие подданные

Некоторые фараоны привозили из других стран диких животных для украшения своих дворов. Остается только гадать, сколько животных погибло, не выдержав такого путешествия.

 

Дань из южных земель

Фараону Себехотепу платили дань золотыми кольцами, хвостами жирафов, эбеновым деревом, яшмой, шкурами леопарда и живыми бабуинами.

 

Золотые браслеты

Царица Яххотеп носила браслеты, украшенные привозными полудрагоценными камнями - бирюзой, сердоликом и лазуритом.

 

Морские путешествия

Вдревние времена морское путешествие торговцев могло растянуться на несколько лет. Древнеегипетские купцы по частям перетаскивали свои лодки через пустыню и собирали их на берегу Красного моря. На рисунке из храма Хатшепсут видно, как грузят ладанные деревья на суда, прибывшие из Египта в землю Пунт. Поскольку путь назад не близкий, деревья перевозили с корнями в корзинах, потом высаживали в храмовых садах.

 

 

07.07.2018

altpp.ru

Торговля. История Древнего Востока

Развитие производительных сил страны привело к развитию внутренней и внешней торговли. В эпоху Нового Царства торговля Египта с соседними странами всё более и более расширяется. Укрепляются торговые связи Египта с отдельными областями Сирии, откуда египтяне привозят продукты сельского хозяйства — зерно, скот, вино, мёд. Из областей Ливана египтяне в большом количестве привозят строевой лес. Наконец, из больших городов Сирии египтяне вывозят ценные изделия сирийского ремесла. Через Сирию египетские торговцы привозили большое количество товаров, шедших транзитом из более далёких стран — из Хеттского государства, с островов Эгейского моря и из Месопотамии. Торговля с Сирией шла как по суше, так и по морским путям. Египтяне имели в эту эпоху в своём распоряжении морской флот, который им давал возможность привозить товары из Сирии на парусных кораблях. Одним из важнейших опорных пунктов египетской торговли в Сирии был город Библ. Значение Библа для египетской торговли было настолько велико, что один из князей Библа по имени Ряб-Адди в одном письме, адресованном фараону, сравнивает в этом отношении Библ с древней столицей Египта Мемфисом: «Вот Библ! Каков Мемфис, таков и Библ для царя моего господина». Многочисленные товары отправлялись из Сирии в Египет караванами. Сирийские князья в своих письмах часто сообщают об отправке караванов в Египет и о том, что они сопровождают эти караваны военными отрядами. Сирийский князь Пу-Баалу сообщает в своём письме, что он подготавливает отправку в Египет «прекрасного каравана».

В орбиту египетской завоевательной и торговой экспансии входит в это время ряд новых стран, в частности Кипр, Малая Азия и Месопотамия. В связи с тем, что синайские медные рудники к этому времени были уже почти истощены, египтяне были вынуждены изыскивать новые источники получения необходимой им меди. Особенно большое количество меди в период Нового Царства египтяне вывозили с острова Кипра, который в древности славился своими богатыми месторождениями меди. В некоторых сохранившихся документах этого времени говорится о довольно значительных транспортах меди, отправлявшихся с острова Кипра в Египет. Так, в одном письме кипрский царь писал египетскому фараону: «Я послал тебе 500 талантов (15 000 килограммов) меди. Я послал это в подарок брату моему. Брат мой, не принимай к сердцу (того обстоятельства), что мало меди. Ведь в моей стране рука Нергала, моего владыки (т. е. чума), убила всех людей моей страны. И уже больше нет никого, кто мог бы изготовить медь». В другом письме кипрский царь пишет фараону об отправке в Египет еще 80 талантов меди, о заготовке для Египта новых больших транспортов меди и о соответствующей подготовке для этой цели специального флота. Кипрский царь просит египетского фараона, очевидно, в обмен на медь прислать ему другие товары. Из других писем мы узнаём, что египтяне вывозили на Кипр серебро и драгоценные изделия художественного ремесла, которыми в те времена славился Египет. Развитие египетской торговли в восточной части Средиземноморья требовало тщательной охраны морского судоходства. Ведя постоянную борьбу с морскими пиратами, египетские фараоны требовали для этого помощи от кипрского царя, который обладал большим флотом и был заинтересован в поддержании мирных торговых отношений с Египетским государством.

Из Малой Азии, в частности из восточных её областей, населённых хеттами, в Египет в эту эпоху доставляют железо, которое в те времена в Египте было ещё редким металлом. В гробнице фараона XVIII династии Тутанхамона было найдено всего лишь несколько железных предметов. В одном письме хеттского царя Хаттушиля, адресованном египетскому фараону Рамзееу II, упоминается об отправке железа в Египет. В другом письме хеттский царь просит фараона прислать ему статуи из драгоценных металлов и в свою очередь посылает ему серебро, которым была богата хеттская страна. Судя по некоторым письмам, египетские фараоны XVIII династии пытались установить торговые отношения не только с хеттскими царями, но и с князьями отдельных хеттских княжеств, как, например, княжества Арзава.

Египетская торговля проникала и далее на северо-восток, в области Месопотамии. Из государства Митанни, расположенного в северо-западной части Двуречья, египтяне получали бронзу, лазурит, ткани, одежды, масло, колесницы, лошадей и рабов. Аналогичные товары, а также серебро и ценные изделия из дерева, украшенные золотом и слоновой костью, египтяне получали из Вавилона. Устанавливаются торговые отношения между Египтом и Ассирией. Согласно письменным источникам, египтяне получали из Ассирии колесницы, лошадей и лазурит. При раскопках ассирийских погребений XIV–XIII вв. до н. э. в Мари были найдены египетские скарабеи Нового Царства, что указывает на проникновение египетских изделий в эту эпоху в Ассирию. В обмен на все эти товары египтяне отправляли в Переднюю Азию главным образом золото в слитках или в изделиях, слоновую кость, изделия из дерева, украшенные золотом, слоновой костью и лазуритом, тканя и одежды, т. е. главным образом драгоценные металлы и ремесленные изделия. Одновременно с этим расширяются торговые связи Египта с Эгейскими племенами, населявшими острова Эгейского моря, а также области материковой Греции. На проникновение египетских изделий в район Эгейского моря указывают скарабеи и обломки глазурованных глиняных сосудов с именем Аменхотепа III (1455–1424 гг. до н. э.), найденные в Микенах. Большое количество изделий египетского ремесла было обнаружено в развалинах Кносского дворца на Крите, а также на Родосе и на Кипре. Судя по найденным вещам, египтяне вывозили в район Эгейского моря золото, каменные сосуды, слоновую кость, произведения художественного ремесла, в частности изделия из фаянса. Эгейские предметы были обнаружены также в Египте, вплоть до самой Нубии. На стенах египетских гробниц этого времени довольно часто изображались эгейские торговцы и данники, несущие на плечах разнообразные товары эгейского происхождения. Эгейское искусство в эту эпоху оказывает некоторое влияние на развитие египетского искусства. Всё это указывает на укрепление торговых и культурных связей между Египтом и странами Эгейского моря. Наконец, в значительной степени усиливается торговля Египта с южными областями, с Нубией и со страной Пунт. Многочисленные надписи этой эпохи описывают путешествия и торговые экспедиции, снаряжавшиеся египтянами в далёкие и богатые южные страны. Особенно крупная военно-торговая экспедиция была отправлена в страну Пунт при царице Хатшепсут (1525–1503 гг. до н. э.). Очевидно, в память об этой экспедиции около Фив, столицы. Египта, был построен большой полупещерный храм, богато украшенный колоннадами. На стенах храма изображены отдельные эпизоды этой экспедиции в Пунт и большой морской флот из пару оно-вёсельных кораблей, снаряжённый с целью доставки из Пунта богатств этой страны. Художник изобразил прибытие египтян в страну Пунт, населённую типично негроидными племенами. Судя по изображениям пунтийцев и местного ландшафта, эта страна находилась в Восточной Африке. На стенах храма изображены пальмы, обезьяны и свайные постройки. Как известно, свайные постройки до сих пор ещё сохранились в некоторых областях Африки. Наконец, на стенах этого же храма изображено благополучное возвращение египетского флота на родину. Надписи подробно перечисляют привезённую добычу. Египетские суда вернулись нагруженные «весьма тяжело чудесами страны Пунт: всяким благовонным деревом божественной страны, грудой мирровой смолы и свежих мирровых деревьев, чёрным деревом и чистой слоновой костью, серебром и золотом, киннамоновым деревом, ладаном, притираниями для глаз, павианами, мартышками, собаками, шкурами южных пантер, туземцами и их детьми. Ничего подобного не привозилось ни одному царю, когда-либо жившему на севере». Судя по дальнейшим надписям, значительная часть этой добычи была отдана фиванскому храму бога Амона. Очевидно, жречество имело свою долю в этих крупных торговых экспедициях. В силу преобладания натурального хозяйства торговля всё ещё сохраняла свой древний меновой характер. Однако всё большее и большее значение приобретают товарные эквиваленты стоимости, в частности металлы, которые постепенно превращаются в весовые металлические деньги очень примитивного типа, ещё полностью не потерявшие своего товарного значения. Для определения стоимости различных товаров пользуются слитками металла: золота, серебра и меди определённого веса. Так постепенно вырабатывается особая денежно-весовая система, в основе которой лежит единица веса, равная 91 грамму, так называемый дебен, который в свою очередь делился на 10 более мелких частей.

Портрет царицы Хатшепсут.

Гранитный рельеф. Новое Царство. XVIII династия. Бостонский музей

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Финансы и торговля в Древнем Египте

Финансы и торговля в Древнем Египте    План    1. Денежная система Древнего Египта.    2. Внутренняя торговля Египта.    3. Внешняя торговля Египта.    4. Налогообложение в Древнем Египте.    Список литературы    Невозможно представить общество, в котором отсутствовали бы в каком-либо виде экономические отношения. Не является тут исключением и такое высокоразвитое общество как древнеегипетское.    В Древнем Царстве денег как таковых не существовало, все платежи производились натурой. Эта же система существовала и на очень высоком социальном уровне. Крупные чиновники извлекали доход из того имущества, которым они владели или управляли от имени царя. Царь сам был крупнейшим землевладельцем. Нам, живущим в век сложных банковских операций и систем денежного обращения, такой порядок покажется странным и даже примитивным. Но древние египтяне считали его очень удобным. Они торговали на рынках, выплачивали жалованье, ссужали под проценты и собирали налоги, не пользуясь деньгами, которые переходят из рук в руки. В то же время, несмотря на то, что можно было гуся обменять на зерно или скот на древесину, был установлен эталон относительной стоимости товаров.    Во времена Нового царства таким эталоном стоимости стала спираль из медной проволоки, которая называлась утен. Этот эталон получил настолько широкое распространение, что спираль стала иероглифическим знаком, обозначающим утен. Но это совсем не означало, что медная спираль переходила из рук в руки при совершении сделок, кроме тех случаев, вероятно, когда возникала необходимость компенсировать небольшую разницу в стоимости. Но цена товаров в большинстве случаев соизмерялась именно с ней. На одном из изображений в храме Тота служитель Тутмос нарисован с податным списком, в котором стоимость каждого предмета оценена именно таким способом.    Другой египетской единицей стоимости был дебен. Первоначально это слово означало “кольцо” , но со временем оно стало обозначать не сам предмет, а его вес или стоимость. Подобные единицы стоимости существовали и в других странах. Халдеи одно время использовали для этой цели слитки металла. В наши дни у некоторых африканских и других примитивных племен таким же образом используются бусы или предметы удобного размера.    Внутренняя торговля Египта велась, по всей вероятности, не очень широко по той простой причине, что каждая провинция обеспечивала свои нужды сама, производя все необходимое для жизни. У каждого царя или жреца были собственные ткачи, пивовары, плотники и другие ремесленники. Крестьяне сами выращивали продукты питания. Такое положение вещей нельзя даже сравнивать с нашим временем, когда каждый человек может прийти в магазин и купить продукты, привезенные из самых отдаленных уголков земного шара. Не было в Египте и оптовых торговцев в современном смысле этого слова. В отличие от финикийцев и греков – поставщиков и посредников других народов египтяне удовлетворяли только свои собственные потребности.    Единственным исключением из этого правила была внешняя торговля. На протяжении всей своей истории Египет оживленно торговал с соседними странами, которые находились под его контролем, такими, как Нубия, Сирия и Ливия.    Нубия (современный Судан) была известна египтянам со времен Древнего царства, а возможно и раньше. Время от времени египтяне совершали набеги на эту страну, и ее народ вынужден был откупаться данью. Особенно активными на этом поприще были цари XII династии. Наиболее распространенный мотив, запечатленный на царских памятниках того времени, – вереница пленных негров, закованных в кандалы, и среди них женщины с детьми за спиной. Из Нубии в качестве военных трофеев или предметов торговли поступали: слоновая кость, эбеновое дерево, золото, драгоценные камни, а также такие экзотические товары, как страусовые перья (для вееров) и яйца, обезьяны, пантеры и жирафы.    Добыча главным образом пополняла сокровищницы фараона и жрецов. Но были и такие страны, слишком удаленные, чтобы их можно было завоевать, например острова Эгейского моря и “страна Пунт” , с которыми египтяне несомненно торговали. Местонахождение загадочной “страны Пунт” до сих пор точно не определено. Одни исследователи полагают, что она могла находится на западном побережье Индии, другие – на африканском побережье, к югу от Красного моря, там, где сейчас находится Сомали.    На стене храма царицы Хатшепсут (предшественницы Тутмоса III) в Дейр-эль-Бахри можно видеть знаменитый скульптурный рельеф, на котором во всех подробностях изображена экспедиция в Пунт. На другом барельефе изображено прибытие в Пунт. Художник, возможно, сам участвовавший в путешествии изобразил примитивные хижины на сваях, к единственной двери которых можно было взобраться только по лестнице. Самый ценный товар, который прославил Пунт, – ладан. Египтяне берут не только куски ладана, но и деревья, чтобы посадить их в Египте.    Что же получил народ Пунта взамен? На столе, установленном на берегу моря, восхищенные туземцы рассматривают товары, привезенные гостями: цветные ожерелья, кинжалы и боевые топоры, хлеб, пиво, вино, фрукты и “другие прекрасные египетские товары” , которые наверняка были значительно дешевле тех, что они получили взамен.    Египтяне торговали также с Критом, “островами Великого моря” и с Сирией. Египетские оружейники ездили в страну Речену, продавали там свои изделия и часто покупали или захватывали семитских девушек в качестве рабынь.    К товарам, импортированным Египтом из Сирии в обмен на зерно и другие продукты, можно отнести корабли, колесницы, повозки, оружие, музыкальные инструменты, напитки, лошадей, быков, коров и другой скот.    Но все это богатство шло лишь в царские кладовые и сокровищницы богов. Египетские труженики не могли и думать о том, чтобы купить для себя продукты. Их существование полностью зависело от воли хозяев.    Все население, от самых высокопоставленных людей до беднейших слоев безжалостно облагалось налогом. Возникает вопрос: как египтяне, не имея монетной системы, собирали эти налоги? С крестьянами и землевладельцами все было просто – они отдавали часть своего урожая, скот и одежду, которую изготовляли их жены и дочери. Но как взымались налоги с многочисленной армии писцов и чиновников?    Эти люди обладали богатствами и могуществом благодаря дарам царя, то есть государства. В обмен за свои услуги высокопоставленный чиновник мог получить в знак уважения и почета прекрасную “виллу” , изящную повозку, роскошную лодку, много рабов, не считая скота, продуктов питания, вина и одежды. Неудобства, с точки зрения чиновника, заключалось в том, что все эти подарки были записаны на его имя. Когда сборщик налогов оценивал имущество, он всегда мог подсчитать состояние конкретного человека и взять с него соответствующий налог.    Египтяне, находившиеся на любой ступени социальной лестницы, платили налоги с небольшой охотой, чем сегодня это делаем мы. Конечно же существовали многочисленные жалобы на то, что имущество, подлежащее обложению налогом, оценивалось неправильно, имелись случаи вымогательства и несправедливости. Поэтому не стоит завидовать древним египтянам, за исключением, пожалуй, одного обстоятельства – им не приходилось заполнять анкеты для налоговой инспекции.    Исходя из вышесказанного, нетрудно увидеть, что древнеегипетское общество обладало вполне развитой экономикой натурального обмена, что являлось пусть не совершенной, но, пожалуй, наиболее удобной экономической моделью государства.    Список литературы:    1. А. Эрман. Жизнь в Древнем Египте.    2. Л. Котрелл. Во времена фараонов    3. Дж. Брэстед. История Египта с древнейших времен до персидского завоевания.

kursak.net

Финансы и торговля в Древнем Египте

финансы и торговля в древнем египте

Невозможно представить общество, в котором отсутствовали бы в каком-либо виде экономические отношения. Не является тут исключением и такое высокоразвитое общество как древнеегипетское. В Древнем Царстве денег как таковых не существовало, все платежи производились натурой. Эта же система существовала и на очень высоком социальном уровне. Крупные чиновники извлекали доход из того имущества, которым они владели или управляли от имени царя. Царь сам был крупнейшим землевладельцем. Нам, живущим в век сложных банковских операций и систем денежного обращения, такой порядок покажется странным и даже примитивным. Но древние египтяне считали его очень удобным. Они торговали на рынках, выплачивали жалованье, ссужали под проценты и собирали налоги, не пользуясь деньгами, которые переходят из рук в руки. В то же время, несмотря на то, что можно было гуся обменять на зерно или скот на древесину, был установлен эталон относительной стоимости товаров. Во времена Нового царства таким эталоном стоимости стала спираль из медной проволоки, которая называлась утен. Этот эталон получил настолько широкое распространение, что спираль стала иероглифическим знаком, обозначающим утен. Но это совсем не означало, что медная спираль переходила из рук в руки при совершении сделок, кроме тех случаев, вероятно, когда возникала необходимость компенсировать небольшую разницу в стоимости. Но цена товаров в большинстве случаев соизмерялась именно с ней. На одном из изображений в храме Тота служитель Тутмос нарисован с податным списком, в котором стоимость каждого предмета оценена именно таким способом. Другой египетской единицей стоимости был дебен. Первоначально это слово означало “кольцо”, но со временем оно стало обозначать не сам предмет, а его вес или стоимость. Подобные единицы стоимости существовали и в других странах. Холдеи одно время использовали для этой цели слитки металла. В наши дни у некоторых африканских и других примитивных племен таким же образом используются бусы или предметы удобного размера. Внутренняя торговля Египта велась, по всей вероятности, не очень широко по той простой причине, что каждая провинция обеспечивала свои нужды сама, производя все необходимое для жизни. У каждого царя или жреца были собственные ткачи, пивовары, плотники и другие ремесленники. Крестьяне сами выращивали продукты питания. Такое положение вещей нельзя даже сравнивать с нашим временем, когда каждый человек может прийти в магазин и купить продукты, привезенные из самых отдаленных уголков земного шара. Не было в Египте и оптовых торговцев в современном смысле этого слова. В отличие от финикийцев и греков - поставщиков и посредников других народов - египтяне удовлетворяли только свои собственные потребности. Единственным исключением из этого правила была внешняя торговля. На протяжении всей своей истории Египет оживленно торговал с соседними странами, которые находились под его контролем, такими, как Нубия, Сирия и Ливия. Нубия (современный Судан) была известна египтянам со времен Древнего царства, а возможно и раньше. Время от времени египтяне совершали набеги на эту страну, и ее народ вынужден был откупаться данью. Особенно активными на этом поприще были цари XII династии. Наиболее распространенный мотив, запечатленный на царских памятниках того времени, - вереница пленных негров, закованных в кандалы, и среди них женщины с детьми за спиной. Из Нубии в качестве военных трофеев или предметов торговли поступали: слоновая кость, эбеновое дерево, золото, драгоценные камни, а также такие экзотические товары, как страусовые перья (для вееров) и яйца, обезьяны, пантеры и жирафы. Добыча главным образом пополняла сокровищницы фараона и жрецов. Но были и такие страны, слишком удаленные, чтобы их можно было завоевать, например острова Эгейского моря и “страна Пунт”, с которыми египтяне несомненно торговали. Местонахождение загадочной “страны Пунт” до сих пор точно не определено. Одни исследователи полагают, что она могла находится на западном побережье Индии, другие - на африканском побережье, к югу от Красного моря, там, где сейчас находится Сомали. На стене храма царицы Хатшепсут (предшественницы Тутмоса III) в Дейр-эль-Бахри можно видеть знаменитый скульптурный рельеф, на котором во всех подробностях изображена экспедиция в Пунт. На другом барельефе изображено прибытие в Пунт. Художник, возможно сам участвовавший в путешествии изобразил примитивные хижины на сваях, к единственной двери которых можно было взобраться только по лестнице. Самый ценный товар, который прославил Пунт, - ладан. Египтяне берут не только куски ладана, но и деревья чтобы посадить их в Египте. Что же получил народ Пунта взамен? На столе, установленном на берегу моря, восхищенные туземцы рассматривают товары, привезенные гостями: цветные ожерелья, кинжалы и боевые топоры, хлеб, пиво, вино, фрукты и “другие прекрасные египетские товары”, которые наверняка были значительно дешевле тех, что они получили взамен. Египтяне торговали также с Критом, “островами Великого моря” и с Сирией. Египетские оружейники ездили в страну Речену, продавали там свои изделия и часто покупали или захватывали семитских девушек в качестве рабынь. К товарам, импортированным Египтом из Сирии в обмен на зерно и другие продукты, можно отнести корабли, колесницы, повозки, оружие, музыкальные инструменты, напитки, лошадей, быков, коров и другой скот. Но все это богатство шло лишь в царские кладовые и сокровищницы богов. Египетские труженики не могли и думать о том, чтобы купить для себя продукты. Их существование полностью зависело от воли хозяев. Все население, от самых высокопоставленных людей до беднейших слоев безжалостно облагалось налогом. Возникает вопрос: как египтяне, не имея монетной системы, собирали эти налоги? С крестьянами и землевладельцами все было просто - они отдавали часть своего урожая, скот и одежду, которую изготовляли их жены и дочери. Но как взымались налоги с многочисленной армии писцов и чиновников? Эти люди обладали богатствами и могуществом благодаря дарам царя, то есть государства. В обмен за свои услуги высокопоставленный чиновник мог получить в знак уважения и почета прекрасную “виллу”, изящную повозку, роскошную лодку, много рабов, не считая скота, продуктов питания, вина и одежды. Неудобства, с точки зрения чиновника, заключалось в том, что все эти подарки были записаны на его имя. Когда сборщик налогов оценивал имущество, он всегда мог подсчитать состояние конкретного человека и взять с него соответствующий налог. Египтяне, находившиеся на любой ступени социальной лестницы, платили налоги с небольшей охотой, чем сегодня это делаем мы. Конечно же существовали многочисленные жалобы на то, что имущество, подлежащее обложению налогом, оценивалось неправильно, имелись случаи вымогательства и несправедливости. Поэтому не стоит завидовать древним египтянам, за исключением, пожалуй, одного обстоятельства - им не приходилось заполнять анкеты для налоговой инспекции. Исходя из вышесказанного, нетрудно увидеть, что древнеегипетское общество обладало вполне развитой экономикой натурального обмена, что являлось пусть не совершенной, но, пожалуй, наиболее удобной экономической моделью государства.

ismailia.ru

Финансы и торговля в Древнем Египте План. Материалы по искусству

 

Финансы и торговля в Древнем Египте

План

1. Денежная система Древнего Египта.

2. Внутренняя торговля Египта.

3. Внешняя торговля Египта.

4. Налогообложение в Древнем Египте.

Список литературы

Невозможно представить общество, в котором отсутствовали бы в каком-либо виде экономические отношения. Не является тут исключением и такое высокоразвитое общество как древнеегипетское.

В Древнем Царстве денег как таковых не существовало, все платежи производились натурой. Эта же система существовала и на очень высоком социальном уровне. Крупные чиновники извлекали доход из того имущества, которым они владели или управляли от имени царя. Царь сам был крупнейшим землевладельцем. Нам, живущим в век сложных банковских операций и систем денежного обращения, такой порядок покажется странным и даже примитивным. Но древние египтяне считали его очень удобным. Они торговали на рынках, выплачивали жалованье, ссужали под проценты и собирали налоги, не пользуясь деньгами, которые переходят из рук в руки. В то же время, несмотря на то, что можно было гуся обменять на зерно или скот на древесину, был установлен эталон относительной стоимости товаров.

Во времена Нового царства таким эталоном стоимости стала спираль из медной проволоки, которая называлась утен. Этот эталон получил настолько широкое распространение, что спираль стала иероглифическим знаком, обозначающим утен. Но это совсем не означало, что медная спираль переходила из рук в руки при совершении сделок, кроме тех случаев, вероятно, когда возникала необходимость компенсировать небольшую разницу в стоимости. Но цена товаров в большинстве случаев соизмерялась именно с ней. На одном из изображений в храме Тота служитель Тутмос нарисован с податным списком, в котором стоимость каждого предмета оценена именно таким способом.

Другой египетской единицей стоимости был дебен. Первоначально это слово означало "кольцо" , но со временем оно стало обозначать не сам предмет, а его вес или стоимость. Подобные единицы стоимости существовали и в других странах. Халдеи одно время использовали для этой цели слитки металла. В наши дни у некоторых африканских и других примитивных племен таким же образом используются бусы или предметы удобного размера.

Внутренняя торговля Египта велась, по всей вероятности, не очень широко по той простой причине, что каждая провинция обеспечивала свои нужды сама, производя все необходимое для жизни. У каждого царя или жреца были собственные ткачи, пивовары, плотники и другие ремесленники. Крестьяне сами выращивали продукты питания. Такое положение вещей нельзя даже сравнивать с нашим временем, когда каждый человек может прийти в магазин и купить продукты, привезенные из самых отдаленных уголков земного шара. Не было в Египте и оптовых торговцев в современном смысле этого слова. В отличие от финикийцев и греков - поставщиков и посредников других народов египтяне удовлетворяли только свои собственные потребности.

Единственным исключением из этого правила была внешняя торговля. На протяжении всей своей истории Египет оживленно торговал с соседними странами, которые находились под его контролем, такими, как Нубия, Сирия и Ливия.

Нубия (современный Судан) была известна египтянам со времен Древнего царства, а возможно и раньше. Время от времени египтяне совершали набеги на эту страну, и ее народ вынужден был откупаться данью. Особенно активными на этом поприще были цари XII династии. Наиболее распространенный мотив, запечатленный на царских памятниках того времени, - вереница пленных негров, закованных в кандалы, и среди них женщины с детьми за спиной. Из Нубии в качестве военных трофеев или предметов торговли поступали: слоновая кость, эбеновое дерево, золото, драгоценные камни, а также такие экзотические товары, как страусовые перья (для вееров) и яйца, обезьяны, пантеры и жирафы.

 

Добыча главным образом пополняла сокровищницы фараона и жрецов. Но были и такие страны, слишком удаленные, чтобы их можно было завоевать, например острова Эгейского моря и "страна Пунт" , с которыми египтяне несомненно торговали. Местонахождение загадочной "страны Пунт" до сих пор точно не определено. Одни исследователи полагают, что она могла находится на западном побережье Индии, другие - на африканском побережье, к югу от Красного моря, там, где сейчас находится Сомали.

На стене храма царицы Хатшепсут (предшественницы Тутмоса III) в Дейр-эль-Бахри можно видеть знаменитый скульптурный рельеф, на котором во всех подробностях изображена экспедиция в Пунт. На другом барельефе изображено прибытие в Пунт. Художник, возможно, сам участвовавший в путешествии изобразил примитивные хижины на сваях, к единственной двери которых можно было взобраться только по лестнице. Самый ценный товар, который прославил Пунт, - ладан. Египтяне берут не только куски ладана, но и деревья, чтобы посадить их в Египте.

Что же получил народ Пунта взамен? На столе, установленном на берегу моря, восхищенные туземцы рассматривают товары, привезенные гостями: цветные ожерелья, кинжалы и боевые топоры, хлеб, пиво, вино, фрукты и "другие прекрасные египетские товары" , которые наверняка были значительно дешевле тех, что они получили взамен.

Египтяне торговали также с Критом, "островами Великого моря" и с Сирией. Египетские оружейники ездили в страну Речену, продавали там свои изделия и часто покупали или захватывали семитских девушек в качестве рабынь.

К товарам, импортированным Египтом из Сирии в обмен на зерно и другие продукты, можно отнести корабли, колесницы, повозки, оружие, музыкальные инструменты, напитки, лошадей, быков, коров и другой скот.

Но все это богатство шло лишь в царские кладовые и сокровищницы богов. Египетские труженики не могли и думать о том, чтобы купить для себя продукты. Их существование полностью зависело от воли хозяев.

Все население, от самых высокопоставленных людей до беднейших слоев безжалостно облагалось налогом. Возникает вопрос: как египтяне, не имея монетной системы, собирали эти налоги? С крестьянами и землевладельцами все было просто - они отдавали часть своего урожая, скот и одежду, которую изготовляли их жены и дочери. Но как взымались налоги с многочисленной армии писцов и чиновников?

Эти люди обладали богатствами и могуществом благодаря дарам царя, то есть государства. В обмен за свои услуги высокопоставленный чиновник мог получить в знак уважения и почета прекрасную "виллу" , изящную повозку, роскошную лодку, много рабов, не считая скота, продуктов питания, вина и одежды. Неудобства, с точки зрения чиновника, заключалось в том, что все эти подарки были записаны на его имя. Когда сборщик налогов оценивал имущество, он всегда мог подсчитать состояние конкретного человека и взять с него соответствующий налог.

Египтяне, находившиеся на любой ступени социальной лестницы, платили налоги с небольшой охотой, чем сегодня это делаем мы. Конечно же существовали многочисленные жалобы на то, что имущество, подлежащее обложению налогом, оценивалось неправильно, имелись случаи вымогательства и несправедливости. Поэтому не стоит завидовать древним египтянам, за исключением, пожалуй, одного обстоятельства - им не приходилось заполнять анкеты для налоговой инспекции.

Исходя из вышесказанного, нетрудно увидеть, что древнеегипетское общество обладало вполне развитой экономикой натурального обмена, что являлось пусть не совершенной, но, пожалуй, наиболее удобной экономической моделью государства.

Список литературы:

1. А. Эрман. Жизнь в Древнем Египте.

2. Л. Котрелл. Во времена фараонов

3. Дж. Брэстед. История Египта с древнейших времен до персидского завоевания.

 

www.nitpa.org

Шпаргалка - Финансы и торговля в Древнем Египте

Реферат на тему:

“Финансы и торговля в Древнем Египте”

Студента группы ИВ-51

Литвинова Евгения Валентиновича

Невозможно представить общество, в котором отсутствовали бы в каком-либо виде экономические отношения. Не является тут исключением и такое высокоразвитое общество как древнеегипетское.

В Древнем Царстве денег как таковых не существовало, все платежи производились натурой. Эта же система существовала и на очень высоком социальном уровне. Крупные чиновники извлекали доход из того имущества, которым они владели или управляли от имени царя. Царь сам был крупнейшим землевладельцем. Нам, живущим в век сложных банковских операций и систем денежного обращения, такой порядок покажется странным и даже примитивным. Но древние египтяне считали его очень удобным. Они торговали на рынках, выплачивали жалованье, ссужали под проценты и собирали налоги, не пользуясь деньгами, которые переходят из рук в руки. В то же время, несмотря на то, что можно было гуся обменять на зерно или скот на древесину, был установлен эталон относительной стоимости товаров.

Во времена Нового царства таким эталоном стоимости стала спираль из медной проволоки, которая называлась утен. Этот эталон получил настолько широкое распространение, что спираль стала иероглифическим знаком, обозначающим утен. Но это совсем не означало, что медная спираль переходила из рук в руки при совершении сделок, кроме тех случаев, вероятно, когда возникала необходимость компенсировать небольшую разницу в стоимости. Но цена товаров в большинстве случаев соизмерялась именно с ней. На одном из изображений в храме Тота служитель Тутмос нарисован с податным списком, в котором стоимость каждого предмета оценена именно таким способом.

Другой египетской единицей стоимости был дебен. Первоначально это слово означало “кольцо”, но со временем оно стало обозначать не сам предмет, а его вес или стоимость. Подобные единицы стоимости существовали и в других странах. Холдеи одно время использовали для этой цели слитки металла. В наши дни у некоторых африканских и других примитивных племен таким же образом используются бусы или предметы удобного размера.

Внутренняя торговля Египта велась, по всей вероятности, не очень широко по той простой причине, что каждая провинция обеспечивала свои нужды сама, производя все необходимое для жизни. У каждого царя или жреца были собственные ткачи, пивовары, плотники и другие ремесленники. Крестьяне сами выращивали продукты питания. Такое положение вещей нельзя даже сравнивать с нашим временем, когда каждый человек может прийти в магазин и купить продукты, привезенные из самых отдаленных уголков земного шара. Не было в Египте и оптовых торговцев в современном смысле этого слова. В отличие от финикийцев и греков — поставщиков и посредников других народов — египтяне удовлетворяли только свои собственные потребности.

Единственным исключением из этого правила была внешняя торговля. На протяжении всей своей истории Египет оживленно торговал с соседними странами, которые находились под его контролем, такими, как Нубия, Сирия и Ливия.

Нубия (современный Судан) была известна египтянам со времен Древнего царства, а возможно и раньше. Время от времени египтяне совершали набеги на эту страну, и ее народ вынужден был откупаться данью. Особенно активными на этом поприще были цари XII династии. Наиболее распространенный мотив, запечатленный на царских памятниках того времени, — вереница пленных негров, закованных в кандалы, и среди них женщины с детьми за спиной. Из Нубии в качестве военных трофеев или предметов торговли поступали: слоновая кость, эбеновое дерево, золото, драгоценные камни, а также такие экзотические товары, как страусовые перья (для вееров) и яйца, обезьяны, пантеры и жирафы.

Добыча главным образом пополняла сокровищницы фараона и жрецов. Но были и такие страны, слишком удаленные, чтобы их можно было завоевать, например острова Эгейского моря и “страна Пунт”, с которыми египтяне несомненно торговали. Местонахождение загадочной “страны Пунт” до сих пор точно не определено. Одни исследователи полагают, что она могла находится на западном побережье Индии, другие — на африканском побережье, к югу от Красного моря, там, где сейчас находится Сомали.

На стене храма царицы Хатшепсут (предшественницы Тутмоса III) в Дейр-эль-Бахри можно видеть знаменитый скульптурный рельеф, на котором во всех подробностях изображена экспедиция в Пунт. На другом барельефе изображено прибытие в Пунт. Художник, возможно сам участвовавший в путешествии изобразил примитивные хижины на сваях, к единственной двери которых можно было взобраться только по лестнице. Самый ценный товар, который прославил Пунт, — ладан. Египтяне берут не только куски ладана, но и деревья чтобы посадить их в Египте.

Что же получил народ Пунта взамен? На столе, установленном на берегу моря, восхищенные туземцы рассматривают товары, привезенные гостями: цветные ожерелья, кинжалы и боевые топоры, хлеб, пиво, вино, фрукты и “другие прекрасные египетские товары”, которые наверняка были значительно дешевле тех, что они получили взамен.

Египтяне торговали также с Критом, “островами Великого моря” и с Сирией. Египетские оружейники ездили в страну Речену, продавали там свои изделия и часто покупали или захватывали семитских девушек в качестве рабынь.

К товарам, импортированным Египтом из Сирии в обмен на зерно и другие продукты, можно отнести корабли, колесницы, повозки, оружие, музыкальные инструменты, напитки, лошадей, быков, коров и другой скот.

Но все это богатство шло лишь в царские кладовые и сокровищницы богов. Египетские труженики не могли и думать о том, чтобы купить для себя продукты. Их существование полностью зависело от воли хозяев.

Все население, от самых высокопоставленных людей до беднейших слоев безжалостно облагалось налогом. Возникает вопрос: как египтяне, не имея монетной системы, собирали эти налоги? С крестьянами и землевладельцами все было просто — они отдавали часть своего урожая, скот и одежду, которую изготовляли их жены и дочери. Но как взымались налоги с многочисленной армии писцов и чиновников?

Эти люди обладали богатствами и могуществом благодаря дарам царя, то есть государства. В обмен за свои услуги высокопоставленный чиновник мог получить в знак уважения и почета прекрасную “виллу”, изящную повозку, роскошную лодку, много рабов, не считая скота, продуктов питания, вина и одежды. Неудобства, с точки зрения чиновника, заключалось в том, что все эти подарки были записаны на его имя. Когда сборщик налогов оценивал имущество, он всегда мог подсчитать состояние конкретного человека и взять с него соответствующий налог.

Египтяне, находившиеся на любой ступени социальной лестницы, платили налоги с небольшей охотой, чем сегодня это делаем мы. Конечно же существовали многочисленные жалобы на то, что имущество, подлежащее обложению налогом, оценивалось неправильно, имелись случаи вымогательства и несправедливости. Поэтому не стоит завидовать древним египтянам, за исключением, пожалуй, одного обстоятельства — им не приходилось заполнять анкеты для налоговой инспекции.

Исходя из вышесказанного, нетрудно увидеть, что древнеегипетское общество обладало вполне развитой экономикой натурального обмена, что являлось пусть не совершенной, но, пожалуй, наиболее удобной экономической моделью государства.

Список литературы:

А. Эрман. Жизнь в Древнем Египте.

Л. Котрелл. Во времена фараонов

Дж. Брэстед. История Египта с древнейших времен до персидского завоевания.

План

Денежная система Древнего Египта.

Внутренняя торговля Египта.

Внешняя торговля Египта.

Налогообложение в Древнем Египте.

www.ronl.ru


Смотрите также