Всемирная история — это всемирный суд. Стекло древнего египта
Как в древнем Египте производили стекло?
Как самостоятельный материал стекло в Древнем Египте стали использовать со времени XVII династии. Особенно распространено оно было в последующую, XVIII династию. От времени Нового царства дошли стеклянные вазы, свидетельствующие о зарождении производства стеклянной мозаики. Состав стекла был близок современному (силикат натрия и кальция), но оно содержало мало кремнезема и извести, больше щелочи и окиси железа, благодаря чему могло плавиться при более низкой температуре, что облегчало изготовление стеклянных изделий. В отличие от современного оно большей частью совсем не пропускало света, иногда просвечивало, еще реже – было прозрачным.
В древнем Египте применяли так называемое "катанное" стекло. Его плавили в тиглях, и только после второй плавки оно приобретало достаточную чистоту. Перед тем как изготовить какую-нибудь вещь, ремесленник брал кусок стекла и снова его разогревал. Для того чтобы сделать сосуд, мастер сначала лепил подобие такого сосуда из песка; затем эту форму облепляли мягким тёплым стеклом, насаживали всё на длинный шест и в таком виде прокатывали; от этого поверхность стекла становилась гладкой. Если сосуд хотели сделать нарядным, с узорами, то на него наматывали разноцветные стеклянные нити, которые во время прокатки вдавливались в ещё мягкие стеклянные стенки сосуда. При этом, разумеется, старались подбирать цвета так, чтобы узор хорошо выделялся на фоне самого сосуда. Чаще всего такие сосуды делались из тёмно-синего стекла, а нити брали голубые, белые и желтые.
Чтобы суметь изготовить многоцветное стекло, стекольщики должны хорошо знать своё дело. Обычно в лучших мастерских имелись старые мастера, владевшие секретами составления цветных стекольных масс. Путём опытов мастера устанавливалась различная окраска стекла, получалась от добавления в массу красителей. Для получения белого цвета надо было прибавлять окись олова, для жёлтого—окись сурьмы и свинца; марганец давал фиолетовый цвет, марганец и медь—чёрный; медь в различных пропорциях окрашивала стекло в синий, бирюзовый или зелёный цвет, другой оттенок синего получался от прибавления кобальта. Тщательно оберегали свои секреты старые стекольщики, потому что только благодаря этим знаниям ценился их труд, и славились изделия их мастерских.
thequestion.ru
10.Стекло Древнего Египта
Древний Египет считают родиной производства стекла. В отличие от современного стекла оно большей частью было непрозрачным, иногда слегка просвечивало. Существовало 3 вида: 1)содово-известковое, 2)калийно-известковое, 3)калийно-свинцовое. Для придания стеклу прозрачности добавляли поташ(зола сожженных деревьев) илисоду( зола морских водорослей).
Для цвета в стекло добавляли Железо-красно-бурый, Хром- травянисто-зелёный, Уран-желто-зелёный, Кобальт- синий, Никель- фиолетовый, серо-коричневый, Золото- красный оттенок, Марганец и медь—чёрный. Для получения молочного стекладобавляли пережженную кость. Для понижения температуры плавления добавлялифритту (кусочки стекла ,которые резко остужали в воде). Стекло плавили в тиглях, и только после второй плавки оно приобретало достаточную чистоту. Египетские мастера формовали песок на трости ,предавая ему нужную форму, затем нагревали и опускали в жидкое стекло. Стекло застывало в форме сосуда. Если сосуд хотели украсить, то на него наматывали разноцветные стеклянные нити, и предавали им нужную форму. Затем делали прокатку и стеклянные нити вдавливались в ещё мягкие стеклянные стенки сосуда. При этом, разумеется, старались подбирать цвета так, чтобы узор хорошо выделялся на фоне самого сосуда. Затем песок изнутри выскабливался, изделие зачищали и полировали камнем. В завершении к сосуду приделывали ручки и горлышко. Кроме сосудов из стекла изготавливали бусины, стеклянную мозаику, миниатюрные сосуды для мазей и духов. Позднее стекло начали совмещать с металлом и изготавливать фигурки.
11.Интерьер Ренессанса
Ренессанс или Возрождение - общепринятое название эпохи, которая следовала за средневековьем. Родиной Ренессанса стала Италия. Возрождение охватило всего 3 столетия, с начала XIV до последней четверти XVI столетия. Жизнь становилась спокойнее и представление о доме как о крепости утрачивалось. Активно проводились зарисовки и обмеры древнеримских сооружений, и римская древность была взята за образец. В это время появляется новый тип жилища-палаццо(городской дворец). Возникает выветренность размещения однотипных помещений по периметру. Лестницы винтовые с маршевыми пролётами и в отличие от ср. веков прячут (не выносят в отдельный объём). Коридорная система. Композиции симметричны и отталкиваются от одного центрального элемента, чаще всего это камин. Все окна на одном уровне, со стёклами в переплёте (круглое, квадратное). Пол мраморный (белый, розовый, голубой). Потолок украшают кессонами, майоликовой плиткой, росписью по трафарету или оставляют открытую стропильную систему. Комнаты отапливались пышно декорированным камином, его размеры от пола до потолка. В интерьере активно применяются коринфские колонны, круглые арки, карнизы с античным профилем, пилястры, гирлянды и т.д. В это время в отдельное помещение выходит спальня и кабинет.Спальня: кровать- подиум. Камин от средней скамьи у окна. Шпалеры - в натяг или фестонами.Кабинет: Применение деревянных панелей для декора стен, высота панелей ориентирована на портал (дверной проём), карниз или камин.Зал: стены - ткань или тесненная кожа с позолотой, металлические канделябры и факелы, занавеси из бархата с ламбрекенами, пол - в центре инкрустация мрамором, а вокруг майоликовая плитка. Все помещения обустраивались таким образом, чтобы их заполняло большое количество света и воздуха. В интерьере большая роль отводится картинам, излюбленным мотивом был архитектурный пейзаж, идеальный город. Интерьеру присущи: глубокая перспектива, пропорциональность, гармоничность форм. Композиции симметричны и отталкиваются от одного центрального элемента, чаще всего это камин. Характерными цветами для стиля ренессанс принято считать жёлтый, синий, коричневый и пурпурный цвета.
studfiles.net
История возникновения стекла | Tyga Gifts
Во всем мире используются миллиарды квадратных метров стекла.
Это – основной строительный материал, для организации дневного освещения в помещениях.
Автостекло, многочисленные иллюминаторы на море и в небе, колбы для осветительных ламп, зеркала и витрины, мебель и посуда – все это и многое другое сделано из стекла.
Трудно поверить, но были времена, когда стекла еще не было.
Первое оконное стекло
Первые оконные проемы древние люди закрывали высушенными пузырями животных, затем пластинками слюды. Первое стекло, которое выплавили люди было, скорее всего, посудой или украшением. Не утихает спор, где было получено первое стекло в Месопотамии или в Египте.
Так или иначе, это произошло почти 5000 лет назад. А по некоторым данным, и все 6000 лет. От посуды и украшений до стеклянной пластины, которую можно закрепить в оконный переплет прошло довольно много времени.
При раскопках в Италии найдены небольшие плоские и толстые стекла, которые, несомненно, вставлялись в окна во времена Древнего Рима в I-II веках до нашей эры. Дальнейшее развитие стеклоделия для остекления проемов развивалось ускоренным темпом. Многочисленные витражи из цветных плоских стекол в церквях и во дворцах со времен раннего средневековья говорят о развитой культуре производства. В III-IV веках нашей эры уже были отработаны технологии получения плоских стекол выдувным способом.
Стеклоделие в древнем Египте
Многочисленная посуда, мелкие скульптурки и украшения, найденные на территории Древнего Египта, говорят о высокой культуре производства. Фаянсовые пластины, которые использовались для облицовки помещений, не что иное, как разновидность стекла.
Именно египтяне, открыли двойной процесс производства стекла. Первичное расплавленное стекло выливалось в воду и ломалось на куски. Затем этот материал (фритт) перетирался и переплавлялся в чистовой плавке. Такая технология просуществовала до позднего средневековья. В новое время, М.В. Ломоносов произвел фундаментальные исследования почти 4000 видов стекла, начиная с египетского, и заложил основы технологий классического производства стекла.
Современная продукция из стекла
В России, к началу XX века сложились традиции по изготовлению уникальных изделий из различных видов стекла (в том числе и хрусталя). Многочисленные стеклозаводы обеспечивали листовым стеклом потребности жилищного и промышленного строительства. К сожалению, в конце прошлого века в связи с общим упадком производства, производства отечественного стекла и изделий высшего качества из него пришли в упадок. Захирел даже самый знаменитый бренд – стеклозавод в Гусь-Хрустальном.
В страну поступает в массовом порядке листовое стекло из Китая и стран Европы. Оставшиеся стеклозаводы и импортные поставки обеспечивают нужды строительства листовым стеклом.
Производство уникальных изделий было возрождено двенадцать лет назад московской компанией «Tyga». Новейшее оборудование и 100 летние секреты мастерства позволяют этой компании достичь наивысшего качества, художественной ценности и уникального дизайна во всех изделиях.
Это изделия из цветного художественного стекла, сувениры стандартных и индивидуальных форм, подарочные изделия, кубки и другие изделия. Освоено производство акриловых стекол и изделий, заливка предметов. Объемная лазерная гравировка, выполняемая специалистами компании, позволяет получать фантастические произведения искусства внутри высококачественного массива стекла, без нарушения его поверхности.
Смотрите так же наши другие статьи:
www.crystaly.ru
Ливийское стекло - неземная драгоценность в сокровищах Тутанхамона
Сокровища Тутанхамона содержат множество загадок. В одном из самых знаменитых погребальных украшений фараона есть скарабей из красивого желтовато-зеленого камня, о котором в большинстве случаев до сих пор пишут - камень неизвестного происхождения. А между тем камень этот давно определен. Но от этого загадок стало не меньше. Этот скарабей сделан из ливийского стекла, которое если и не является метеоритом в буквальном смысле, тем не менее в возникновении этого камня сыграли роль внеземные силы.
Знали ли древние египтяне об этом? Известно, что в Древнем Египте метеоритное железо было хорошо известно, как и его происхождение - там ценились изготовленные из метеоритов обереги. Но связывали ли их с разрушительным гневом богов, которые решили уничтожить людей на земле и знали ли египтяне о внеземной природе ливийского стекла? Это еще одна тайна гробницы Тутанхамона, само открытие которой стало своего рода вызовом интеллекту современного человека.
Нагрудная пектораль Тутанхамона "Рок Бога" (1300-е гг до н.э.) хранится в Каирском музееЭто природное стекло встречается только в одном месте в мире - в опасном и негостеприимном Великом песчаном море Ливийской (или Западной) пустыны, которая является частью Сахары. Для того, чтобы найти камень для амулета Тутанхамона древние египтяне должны были пройти в одну сторону порядка 800 км от древних Фив (нынешнего Луксора). Истинная природа материала была обнаружена только в 1999 году итальянскими учеными Джанкарло Негро и Винченцо Микеле, которые провели экспертизу камня.
Ливийское стекло с древности находят в Ливийской пустыне, которая расположена к западу от Нила - с той же стороны, с которой находятся Фиванские холмы и Город мертвых. Название и пустыня, и стекло получили по имени "леву" (или "либо") - древнего народа, заселявшего эти земли 5-6 тысяч лет назад. Камни буквально разбросаны по пустыне на большой площади вдоль египетско-ливийской границы, а на юге - вдоль границы с Суданом. Эти прозрачные или полупрозрачные камни от белого до желтого или зеленого цветов под ярким солнцем пустыни сверкают как драгоценности. Размеры их - от совсем маленьких кусочков - до крупных в несколько килограмм. Древним египтянам оно было хорошо известно - здесь же найдены орудия труда, наконечники для копий и стрел с острыми лезвиями эпохи палеолита, возраст самых древних из которых ученые определяют в 100 тысяч лет.
Кусочек ливийского стекла весом 22 грамма, длиной 5,5 см, фото из Википедии
Официально открыто ливийское стекло экспедицией Клейтона в 1932 году. В задачу экспедиции входили также поиски оазиса Зерзура. По дороге через пустыню в направлении красных склал плато Саад шины автомобиля Клейтона оказались проколотыми острым куском ливийского стекла. В общем, так его и нашли официально. Ливийская пустыня - одно из легендарных, загадочных и мистических мест планеты. Но мы поговорим только о стекле, разбросаном по всей пустыне.
Возникло довольно много версий о природе ливийского стекла. В соответствии с наиболее распространенной - оно образовалось в результате гигантского взрыва 28 миллионов лет назад, ставшего результатом столкновения земли с кометой. Природа его близка к природе Тунгусского метеорита, но взрыв в Ливийской пустыне был в несколько раз сильнее.Дельфин, ливийское стекло, резьба (popgeo.com), длина около 8 см, цена около 900 евро
В результате из-за высокой температуры создались условия, грубо говоря, близкие к технологии производства стекла. Многие пытаются назвать основой получившегося стекла песок, но известно, что Сахара относительно недавно стала такой большой песочницей. Поэтому ученые исследовали архаические породы в данной местности и доказали, что они подходят для такого рода реакции.
Подвеска с вставкой из ливийского стекла (bonanza.com) - цена в пределах 60$
Ливийское стекло - самое чистое природное стекло на планете, на 98% является оксидом кремния (SiO2). Оно имеет во многих случаях метеоритные включения, подтверждающие теорию взрыва, произошедшего от столкновения с кометой, а концентрация иридия в нем превышает земную. Более того, сейчас говорят о редчайших находках небольших алмазов, которые происходят из самого ядра кометы - такой материал не был найден на земле еще ни разу.
Подвеска с натуральным ливийским стеклом (moldaviteplus.com) - цена 100$
Поборником идеи образования лиийского стекла под действием космического катаклизма был ученый Марк Бослоу (Нью Мексико). Долгое время для окончательного подтверждения версии не хватало кратера, который вскоре обнаружил ученый из Бостонского университета - Фарук эль-Баз, который до этого не разделял теорий Бослоу. Кратер был обнаружен при исследованиии снимков из космоса в районе Сахары. Кратер был очень большим и засыпан песком, поэтому на земле его раньше не могли выявить. Его назвали Кебиру. Кстати, похожие явления в глубокой древности произошли также на территории Шотландии и Индии.
На пекторали Тутанхамона символически изображен довольно сложный сюжет о том, как солнце проходит по небосклону, а скарабей (навозный жук) - символизировал возрождение и само солнце, которое каждый день умирало и возрождалось снова. Интересно, знали ли древнеегипетские жрецы и ювелиры о столь необычном происхождении ливийского стекла?
Я постаралась проиллюстрировать пост фотографиями современных украшений, в России этот камень тоже можно купить, он не относится к категории чрезмерно дорогих. Несмотря на то, что запасы камня не иссякли, все же не так давно Египет запретил вывоз из страны ливийского стекла, но пока еще его продают соседние с ним страны.
Вокруг имени Тутанхамона собралось довольно много нелепиц, много информации устарело. Чтобы составить наиболее полное и современное представление о всем, что связано с гробницей Тутанхамона, ее открытием, египетской символикой и ритуалами, современной историей сокровищ - советую послушать лекцию Виктора Смолкина "Гробница Тутанхамона" (2 часа)
Читайте также:Агат: галерея живописи, созданная самой природойДревнеегипетское ожерелье МенетУзел Исиды (тет), древнеегипетский амулет
world-jewellery.livejournal.com
В Древнем Египте варили стекло
Археологам удалось обнаружить фрагменты древнеегипетского производственного комплекса, построенного в годы правления известного фараона XVIII династии – Эхнатона (1352–1336 годы до н. э.) По словам исследователей из Университета Кардиффа, которые работали на раскопках, египтяне обладали удивительно совершенной технологией производства строительных материалов – в частности, стекла.
Сейчас учёные заявляют, что новые находки заставляют пересмотреть традиционные в науке представления об уровне развития древнеегипетских технологий: оказывается, египтяне уже во втором тысячелетии до н. э. самостоятельно производили необходимое им количество стекла, а не импортировали его с Ближнего Востока, как считалось ранее. Как рассказал руководитель раскопок археолог Пол Николсон из историко-археологического факультета Кардиффского университета, обнаруженная неподалеку от поселения Эль-Амарна стекловаренная мастерская была сооружена в т. н. Амарнский период истории Древнего Египта, иначе говоря, в эпоху правления фараона Аменхотепа IV, впоследствии сменившего имя на Эхнатон. Небольшое производство было налажено неподалеку от новой столицы Древнего Египта – Ахетатона («Горизонт Атона»), перенесенной по воле фараона из Фив. Именно здесь сейчас находится поселение Эль-Амарна, располагающееся на восточном берегу Нила, в 287 км к югу от Каира. Несмотря на то, что некоторые историки считают четвертое тысячелетие до н. э. временем возникновения производства стекла на территориях Древнего Египта, большинство учёных традиционно склоняется к той точке зрения, согласно которой стекло в качестве самостоятельного материала стало использоваться не ранее, чем во время правления фараонов XVII династии. При этом наибольшее распространение материал получил несколько позже, при правителях XVIII династии.
До сих пор учёные предполагали, что стекло, являвшееся предметом роскоши и доступное лишь знати, импортировалось в Египет из других регионов Ближнего Востока. Однако в ходе раскопок Николсон и его коллеги наткнулись на предметы, заставляющие предположить, что египетские мастера, жившие в эпоху правления Эхнатона, умели выплавлять стекло из местного песка и, соответственно, промышленность и производство Египта не нуждалось в поставках с Востока. Чтобы ответить на возражения оппонентов, утверждавших, что египетский песок просто-напросто не подходит для получения стекла доступными 3,5 тысячи лет назад технологиями, археологи реконструировали из аналогичных материалов стекловаренную печь и использовали местный песок для варки материала. В результате получить стекло исследователям удалось.
По словам археологов, стекловаренная мастерская была не единственным производством, вынесенным египтянами за пределы новой столицы. Фактически, мастерская входила в состав своеобразного производственного комплекса, объединявшего несколько ремесленных «цехов», представители которых занимались изготовлением продуктов, требующих термической обработки. В частности, на территории комплекса археологи обнаружили свидетельства существования мастерской для производства голубого пигмента и фаянса, материалов, успешно применяемых тогда в ювелирном деле и архитектуре.
steklotrade.com
Легенда о египетском стекле
Стеклянный флакон в виде рыбы. Египет, 1370 до н.э.
Оно бывает жидким и твердым, прозрачным и абсолютно черным, гладким и шероховатым. О его изобретении складывают легенды, ибо никто точно не знает, кто первый его придумал, а за разглашение секретов изготовления в средние века преследовали и убивали. Оно есть и в храме и кабаке, под водой и в космическом пространстве, в каждой прихожей и кухне. Мы настолько привыкли к его присутствию, что даже не задумываемся, что будет, если в один прекрасный день оно исчезнет.
Думаю, что читатели уже догадались, что речь идет о стекле – удивительном материале, который известен более четырех тысячелетий, но до сих пор хранит тайну своего строения.
Оглянитесь вокруг и сосчитайте, сколько изделий из стекла окружают нас в повседневной жизни.
А началась его история в Древнем Египте, когда мастера – керамики покрывали голубовато-зеленоватой стеклянной глазурью плитки для украшения стен храма. Оно тогда совсем не было похоже на то, что теперь называют стеклом. Его главное достоинство – прозрачность – никому не было известно.
Так бы до сих пор и покрывали глазурью плитки, если бы однажды мастер не заметил, что после обжига плиток в костре остались круглые голубовато-зеленоватые шарики, напоминающие бирюзу и малахит. Это лишняя глазурь «сползла» с плитки и капнула в огонь, а потом застыла в виде шарика, похожего на драгоценный камень. Цветные камни, из которых делали женские украшения, ценились всегда и первые цветные стекла старались сделать похожими на натуральные камни – сапфиры, гранаты, малахиты, сердолики и многие другие, в зависимости от того, в чем была потребность. Вот тогда-то и задумались о прозрачности – как иначе сделать сапфир или гранат?
Дальше – больше. Бусы делали с помощью керамического сердечника, чтобы сразу получалась дырочка для нанизывания. А раз можно сделать бусину с отверстием, почему бы не сделать тем же методом сосуд для благовоний? Совсем маленький, высотой не больше 5 – 7 сантиметров. Древние сосуды, датированные вторым тысячелетием до новой эры, поражают яркостью цветов и разнообразием приемов декорирования, которые придумывали первые мастера, чтобы каждый сосуд был лучше другого. Между тем мастерство стеклоделов совершенствовалось. Они научились получать стекло нужного цвета и доваривать его в плоских чашах, чтобы освободиться от пузырей. Вязко-текучую массу выливали в форму и прессовали, чтобы изготовить тарелку или блюдо, или наматывали на песчаные сердечники, чтобы получить полые изделия. Считают, что стеклянная тара началась именно тогда, но никто и представить себе не мог как широко она, через пару тысячелетий, заменит керамическую. Фигурки священных животных и египетских богов, глазурованные или прессованные из непрозрачного стекла сохранились до наших дней. У египтян получались даже бесцветные стекла, но это было скорее случайностью, чем желанием получить новый материал.
Древнее египетское царство постигла участь большинства империй – его завоевали римляне и вместе с ним получили все ремесла. Роль римских мастеров в истории стекла трудно переоценить. Им выпала честь придумать предмет, совершивший переворот в технологии стекла и остаться в истории империей, давшей человеку выдувную трубку. К тому времени была отработана технология бесцветного стекла и вполне естественно, что первые стеклянные рюмки, бокалы и фужеры стали выпускать именно в римской империи.
Мастерству древних стеклоделов не перестаешь удивляться. Они плавили сырьевые компоненты в глиняных чашах на огне костров, на глаз определяли степень готовности стекла к формованию, не имели ни малейшего представления о согласованности коэффициентов расширения для разных стекол в одном изделии, но создали столько удивительных форм и способов декорирования, что их с лихвой хватило до самой эпохи Возрождения.
До лазеров, флоат-способа и нанотехнологий оставалось два тысячелетия. Но где бы мы были сейчас, если бы не они?
Стеклянные амфоры. Египет, 100 до н.э.
Автор статьи Строганова Е.Е.
design-rctu.ru
Изготовление стекла в Древнем Египте - Древний Египет - Каталог статей
Изготовление стекла в Древнем Египте
Как самостоятельный материал стекло стали использовать со времени XVII династии. Особенно распространено оно было в последующую, XVIII династию. От времени Нового царства дошли стеклянные вазы, свидетельствующие о зарождении производства стеклянной мозаики. Состав стекла был близок современному (силикат натрия и кальция), но оно содержало мало кремнезема и извести, больше щелочи и окиси железа, благодаря чему могло плавиться при более низкой температуре, что облегчало изготовление стеклянных изделий. В отличие от современного оно большей частью совсем не пропускало света, иногда просвечивало, еще реже – было прозрачным.
В древнем Египте применяли так называемое "катанное" стекло. Его плавили в тиглях, и только после второй плавки оно приобретало достаточную чистоту. Перед тем как изготовить какую-нибудь вещь, ремесленник брал кусок стекла и снова его разогревал. Для того чтобы сделать сосуд, мастер сначала лепил подобие такого сосуда из песка; затем эту форму облепляли мягким тёплым стеклом, насаживали всё на длинный шест и в таком виде прокатывали; от этого поверхность стекла становилась гладкой. Если сосуд хотели сделать нарядным, с узорами, то на него наматывали разноцветные стеклянные нити, которые во время прокатки вдавливались в ещё мягкие стеклянные стенки сосуда. При этом, разумеется, старались подбирать цвета так, чтобы узор хорошо выделялся на фоне самого сосуда. Чаще всего такие сосуды делались из тёмно-синего стекла, а нити брали голубые, белые и желтые.
Чтобы суметь изготовить многоцветное стекло, стекольщики должны хорошо знать своё дело. Обычно в лучших мастерских имелись старые мастера, владевшие секретами составления цветных стекольных масс. Путём опытов мастера устанавливалась различная окраска стекла, получалась от добавления в массу красителей. Для получения белого цвета надо было прибавлять окись олова, для жёлтого—окись сурьмы и свинца; марганец давал фиолетовый цвет, марганец и медь—чёрный; медь в различных пропорциях окрашивала стекло в синий, бирюзовый или зелёный цвет, другой оттенок синего получался от прибавления кобальта. Тщательно оберегали свои секреты старые стекольщики, потому что только благодаря этим знаниям ценился их труд, и славились изделия их мастерских.